Смирение

Один из моих любимых стихов из Священных Писаний учит: «Будь смирен, и Господь Бог твой поведёт тебя за руку и даст тебе ответ на молитвы твои» (У. и З. 112:10). И действительно, обращаясь в смиренной молитве к Господу, я, как и, наверное, многие из нас, получаем свои ответы и еще больше укрепляемся в понимании того, что истинному смирению сопутствуют благословения, несоизмеримые по своей значимости со всеми земными благами.

Смирение позволяет нам обрести сокрушенное сердце. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем», – говорит Иисус (от Матфея 11:29).

Конечно же, все мы несовершенны и порой бывает сложно проявить смирение, когда мы грешим или совершаем ошибки. Но у нас есть важные инструменты – покаяние и молитва. И проявляя смирение, осознав свои слабости и недостатки, мы можем покаяться и идти дальше. На самом деле, не следует очень уж строго судить себя, когда нам кажется, что мы недостаточно смиренны. Ведь невозможно стать смиренными в одночасье. Как ученики Иисуса Христа, все мы учимся в этой школе жизни, и каждый раз, применяя покаяние, мы все чаще сможем проявлять смирение, получая благословения душевного мира и покоя, и помнить о том, что гордыня – этот антипод смирения – может разрушить даже самые крепкие семейные и дружеские отношения.

Часто человека смиряют жизненные обстоятельства: несчастные случаи и болезни, смерть близких, проблемы в отношениях и даже финансовые трудности могут побудить в смирении опуститься на колени. Все эти испытания смиряют нас. Однако, с другой стороны, мы должны научиться быть смиренными, и не попав в трудную ситуацию. Вспомним, что Алма учил: «Благословенны те, которые смиряются без принуждения быть смиренными. Да, гораздо более благословлены, чем те, кто принуждены быть смиренными» (Алма 32:15, 16).

И еще один важный урок из Священных Писаний: Господь укрепляет нас, когда мы смиряемся перед Ним. Апостол Петр учил: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1-е Петра 5:5)».

Имея столь прекрасные обещания, мы должны чувствовать свою ответственность перед Богом и быть благодарными за многочисленные благословения и Божественную помощь.

Вспомним: нас учат тому, что смирение – это признак духовной силы, а не слабости. Это уверенность в том, что изо дня в день мы можем полагаться на Господа, смиренно служить Ему и ближним и ощущать Его поддержку.

Старейшина Квентин Кук отмечает, что мы можем найти образцы истинного смирения в людях разных вероисповеданий, смиренно чувствующих свою ответственность перед Богом.

Вопрос читателя:

День добрый, в одной статье на сайте православие.ру увидела такую фразу: «В этом подвиг всех святых: они были настолько смиренны, настолько не имели самонадеянности, что Господь мог беспрепятственно действовать через них». Можете поподробнее рассказать про такое «смирение»? В чем его суть и как его достигать? Ведь не имеется в виду смиренный человек-марионетка, которого можно как собачку на поводке водить? Это сильная личность, знающая себе цену, и не идущая на поводу у собственного эгоизма…

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день!

Древнегреческое слово «смирение», ἡ ταπεινοφροσύνη (tapeinofrosyne), дословно значит смиренномудрие. Оно составлено из двух слов. Первое – прилагательное ταπεινός (tapeinos), которое переводится как «низкий», «малый», «покорный», «смиренный». А второй корень этого слова образован от ἡ σωφροσύνη) (sōfrosyne), что значит «благоразумие», «здравый смысл», «мудрость».

Поэтому, если исходить из второго корня, в смирении есть глубокое разумное содержание, которое на первый (и даже на второй) взгляд не видно и непонятно «естественному человеку».

Возможно, это как раз тот случай, про который средневековые философы-богословы говорили – «я верю, чтобы понимать». А именно, если верить в заповеди и поступать по вере, то все более ясным будет становиться и их смысл и их правильность.

Тогда смирение оказывается всего лишь трезвым видением и пониманием самого себя (а ведь это труднее всего, говорили древние – «познать самого себя»). Как «пьяному море по колено», так и тот, у кого нет хотя бы немного смирения, живет в состоянии духовной эйфории и не видит со стороны ни самого себя, ни бревен в собственном глазу. При таком понимании смирения отсутствие гнева даже на тех, кто, казалось бы, этого вполне заслуживает, или следование заповеди «не судите» даже в отношении тех, кого вроде бы нельзя не осудить, подкрепляются тем трезвым соображением, что Бог так же любит повздорившего с тобой человека, как и тебя самого ().

Как достичь смирения, я не возьмусь ответить в статье, потому что достижение смирения – это духовный путь, работа над собой.

Как это все можно описать в одном письме? Молитесь регулярно, прибегайте к Таинствам церковным, ведите внимательную духовную жизни под руководством священника, старайтесь трезво смотреть на себя – и так вот постепенно, шаг за шагом, Бог даст, и начнет появляться в Вашей душе зернышко смирения, которое со временем, Богу содействующу, будет расти и процветать.

Храни Вас Господь!

Плоды смирения

Смирение, как здоровое устремление души, заставляет человека правильно относиться к Богу, к ближним и к самому себе. Поэтому оно приводит к миру между людьми, к созиданию общества и семьи и всякому другому благу.

1. Смиренный осознает собственные недостатки и ошибки, поэтому не упорствует в заблуждениях, как гордец, а кается и старается все исправить и стать лучше. Он осознает величие Бога, благоговеет перед Ним и Его волей, потому не смеет нарушить Его заповеди. Если бы каждый человек был смирен, то люди жили бы в счастливом обществе, где не было бы ни грабителей, ни обидчиков, ни обманщиков, ни насильников. Словом, тогда на Земле был бы рай.

2. Смиренный по отношению к Господу, что послушный и ласковый ребенок для своих родителей. Потому Господь любит смиренных и помогает им во всем: «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Исаия, 57 : 15). А один из древних мудрецов заметил, что славных и высоких много на Земле, но тайны открываются только смиренным.

А от заносчивых и самонадеянных Господь отвращается, и если гордецу противится Сам Всевышний, то все усилия такого человека более чем бесполезны. Святые Отцы уподобляют гордыню медной стене, вырастающей между гордым и Богом. Такая стена не пропускает ни благодати, ни помощи свыше, ни даже света. Поэтому гордеца можно назвать несчастнейшим из несчастных.

3. Смирение дает людям правильное представление об их возможностях и силах, в то время как гордый и самонадеянный нередко может взяться за дело, превышающее его возможности. Естественно, такое дело не удается, а смиренный, призвав на помощь Господа, получает от Него укрепление и вразумление, поэтому без пафоса и лишнего шума может сделать даже больше, чем сделал бы сам, без помощи свыше.

4. Смирение дает душе мир и спокойствие, оно помогает устранять разногласия и вражду. Праведный Иоанн Кронштадтский пишет о том, что не нужно платить злом за зло и презрением за презрение, но чем недостойнее человек ведет себя, тем более кротким и ласковым нужно быть с ним. Если в таких обстоятельствах вы начнете с волнением возражать или говорить презрительно и грубо, значит, вы тоже побеждены злом и вам следует задуматься над следующими словами: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?.. Вынь прежде бревно из твоего глаза» (Мф. 7 : 3, 5).

Оскорбившего вас нужно пожалеть, ведь он поражен страстью, а значит, болен душевно. И чем грубее он и раздражительнее, тем большую нужно явить к нему любовь и кротость. Ведь добро сильнее зла, потому и победоносно. Кроме того, нужно всегда помнить о том, что человек немощен, поэтому легко победим страстями. Следовательно, нам нужно быть кроткими и снисходительными к тем, кто грешит против нас. Ведь и вы больны теми же страстями, что и ваш ближний. Поэтому прощайте своим должникам, чтобы ваши долги тоже были прощены на Небесах.

Преподобный Исаак Сирин

«В качестве противодействия тонкому чувству возношения искренне исповедуй Господу в молитве свою немощь и невежество, чтобы не оказаться тебе оставленным Богом и не подвергнуться искушению скверных желаний».

5. Смирение располагает к скромности и благожелательному отношению к ближним. Ведь если вы сознаете, что все совершенства личности относительны, то у вас нет повода придираться к другим людям и проявлять в их отношении недружелюбие. Как повествует евангельская притча, Сам Господь праведному фарисею предпочел кающегося мытаря. Поэтому, пока гордец доказывает свое превосходство, смиренный относится к окружающим благожелательно и с пониманием.

6. Устремляя человека к Богу, смирение является самым необходимым условием духовного роста, «ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14 : 11).

7. По свидетельствам Святых Отцов, чудеса творит не только святость, но и смирение. В церковном предании известен рассказ о блуднице, которая силой смиренной молитвы сумела воскресить умершего ребенка.

Такова характеристика смирения, которую нам дает церковная литература. Как видим, это чувство не имеет ничего общего с тем вульгарным его пониманием, которое бытует среди людей, далеких от Церкви. Рабское уничижение – не смирение, а жалкая пародия на это высокое чувство. Смиренный человек просто осознает свое несовершенство, поэтому и обращается за помощью к Господу Богу. А признавая Бога своим Судией и высшим Законодателем, он повинуется Ему, старается не грешить и во всем выполнять Его волю. Будучи озабочен своими собственными недостатками, смиренный не замечает пороков других людей и всегда прощает им их ошибки. Он жаждет быть лучше и этим стать ближе к Богу, а слава Всевышнего для него дороже всех благ.

Конечно, никто не застрахован от ошибок, в том числе и от искушения поддаться самомнению. Желание похвал, страсть командовать, поучать и стремление подчеркнуть свой успех – нехорошие черты характера, с которыми можно и нужно бороться. Они прямой дорогой ведут к гордыне и тщеславию, которые делают людей мерзкими для Бога и неприятными для общества. Христианская вера учит нас быть смиренными и скромными, так как все, что есть в нас хорошего, не наше, а Божье: и наша жизнь, и наше здоровье, и наш прекрасный мир, и различные таланты, и многое другое. А за нашу веру, за избавление от опасностей, за прощение грехов, за Божий промысел, который ведет нас к Царству Небесному, – за все это и за многие другие блага мы должны благодарить Отца Небесного. И если бы мы в недоумии своем не мешали Господу нас спасти, то давно все были бы в раю.

Итак, смирение для человека и есть та самая драгоценная нищета духа, которая ведет по лестнице добродетелей, обогащая по пути духовными дарами, и наконец приводит к дверям Царства Небесного.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Ну, во-первых, то, что вы открыли эту тему, и вас интересует данный вопрос — говорит о том, что вы на пути смирения пред Богом.
Основная библейская формула смирения выражена в словах Христа «не Моя но Твоя воля да будет».
Смирение — это акт воли. Сознательное подчинение своей воли воле Божьей.
И первый этап на пути смирения — это познание воли Божьей.
Не все, что именуется смирением в христианстве есть должное смирение пред Богом.
Очень часто слово «смирение» звучит в устах пасторов, христианских лидеров, не для того, что бы подчиничть человека воле Божьей,
а для того, что бы подчинить человека СВОЕЙ воле.
И тут очень важно не перепутать одно с другим.
В смирении пред Богом, часто страдает плоть, но всегда радуется Дух.
В подчинение же воли одного человека другим человеком и плоть и Дух находятся в смятении, унынии.
Это основной из признаков.
Что касается практических советов, то никто вам их не даст. Точнее, будут делиться своим опытом,
но это будет ИХ опыт. А вашу жизнь никто, кроме вас не проживет.
Путь смирения пред Богом — это путь всей жизни христианина. Это, собственно и есть христианство.
А учиться смиреню читая книги про других людей, пусить и выглядевших смирными с точки зрения окружавших их людей,
это равносильно тому, что пытаться стать Джоном Сатриани, читая самоучители по игре на гитаре.
Каждый человек лжив и лицемерен по натуре своей. Это Бог говорит.
Можно выглядеть благообразным и смиренным снаружи, но быть патологическим гордецом внутри.
Только Господь знает истинную цену нашего смирения пред ним. Иначе не сказал бы он — «многие первые будут последними».

С большим тщанием надобно… смирять себя для очищения души и не допускать в нее того, что ненавистно Богу. Ибо в смиренной душе обитает Отец, и Сын, и Святой Дух.

Преподобный Ефрем Сирин

Святой Антоний Великий

Возлюби смирение, и оно покроет все грехи твои

Если в человеке не будет крайнего смирения – смирения всем сердцем, всем умом, всем духом, всею душою и телом – то он Царствия Божия не наследит. Возлюби смирение, и оно покроет все грехи твои. Не завидуй тому, кто идет вверх, но лучше считай всех людей высшими себя, чтобы с тобою был Сам Бог. Будь во всем смирен в осанке, в одежде, в сидении, в стоянии, в походке, в келлии и во всех принадлежностях ее. Если станут хвалить тебя за дела твои, не радуйся тому и не услаждайся тем, утаивай их сколько можешь, не позволяй себе кому-либо говорить о них и всячески постарайся достигнуть того, чтобы люди не хвалили тебя. Бойся сделаться известным по какому-либо из дел твоих. Если кто укоряет тебя безвинно в каком грехе, смири себя, и получишь венец. Навыкни, чтоб язык твой во всех случаях, во всякое время и всякому брату говорил: «Прости мне». Люби труды, всем себя подчиняй, уста свои держи заключенными и достигнешь смирения. Смирение же привлечет отпущение всех грехов твоих. Прежде всего, не считай себя чем-либо, – и это породит в тебе смирение, смирение же – науку (опытность и здравомыслие), наука же – веру, вера – упование, упование – любовь, любовь – повиновение, повиновение родит неизменное постоянство (твердость в добре). Если подвизаемся добрым подвигом, то должно нам крайне смиряться пред Богом, чтобы Он, ведающий немощь нашу, покрывал нас десницею Своею и хранил, ибо если вознесемся гордостью, Он отнимет покров Свой от нас, и мы погибнем. Если кто берет на себя подвиг молчания, пусть не думает, что проходит какую добродетель, но пусть держит в сердце, что потому молчит, что не достоин говорить.

Св. Антоний во время молитвы услышал глас: «Антоний, ты еще не пришел в меру башмачника в Александрии». Антоний нашел башмачника и убедил его открыть, что есть особенного в его жизни. Тот сказал: «Я не знаю, чтобы когда-нибудь делал какое-либо добро. Почему, вставши утром с постели, прежде чем сяду за работу, говорю: «Все в этом городе от мала до велика войдут в Царство Божие за свои добрые дела: один я за грехи мои осужден буду на вечные муки». Это же самое со всею искренностью сердечно повторяю я и вечером, прежде чем лягу спать». Услышав это, св. Антоний сознал, что точно не дошел еще в такую меру.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Смирение — красота наших душ

Потщимся же все приобрести смирение — несказанную красоту… наших душ, для которой нет имени, и только по опыту она ведома тем, кто стяжал ее.

Преподобный Иоанн Лествичник

Да будет она источником бесстрастия

Да не будет душа твоя рвом, который иногда источает животворную воду смирения, а иногда иссыхает от зноя славы и возношения, но да будет она источником бесстрастия, всегда изводящим из себя реку нищеты.

Святитель Василий Великий

Душа причины успеха должна приписывать Господу

Во всем, что ни сделано нами доброго, душа причины успеха в деле должна приписывать Господу, нимало не думая, чтобы она в чем-либо добром успевала собственною силою. Ибо таким расположением, обыкновенно, производится в нас смиренномудрие.

Преподобный Ефрем Сирин

Не смиренномудрого делателя отринет Господь

Воздавая Божия Богови, не превозносись, но, молясь Господу, говори: «Твоя от Твоих приношу Тебе, Владыко, и у Тебя только ищу избавления души».

Познай, как прекрасно смиренномудрие, и его избери себе, потому что оно возводит к небу. Добрая награда предложена тебе за смиренномудрие – Царство Небесное: не вознеради о нем!

Не в трудах одних является Бог, но при них в простоте и смирении, хотя, сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12:9), но несмиренномудрого делателя отринет Господь.

В смиренной душе обитает Отец, и Сын, и Святой Дух

С большим тщанием надобно… смирять себя для очищения души и не допускать в нее того, что ненавистно Богу. Ибо в смиренной душе обитает Отец, и Сын, и Святой Дух.

Смиряй душу свою перед Господом и обретешь благодать. Смиряй душу свою до праха, чтобы прах твой воскрес и восстал.

Преподобный Филофей Синайский

Истинно смиряют душу великие Божии благодеяния

Потребно нам великое смирение, если искреннее имеем попечение о хранении ума в Господе: во-первых, в отношении к Богу и, во-вторых, в отношении к людям. Преимущественно же смиряет мудрование наше и располагает потуплять очи в землю воспоминание о страстях Господа нашего Иисуса Христа, когда кто проходит их в памяти и все подробно воспоминает. Это подает также и слезы. Сверх того, истинно смиряют душу великие Божии благодеяния, именно к нам, когда кто подробно перечисляет их и пересматривает: ибо мы имеем брань с гордыми, неблагодарными демонами.

Преподобные Варсонуфий и Иоанн Пророк

Смиренный лежит на земле, а лежащий, куда может упасть?

Во всех случаях будем прибегать к смирению, ибо смиренный лежит на земле, а лежащий на земле, куда может упасть? Находящемуся же на высоте удобно пасть. Если мы обратились и исправились – это не от нас – Божий дар, ибо Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя (Пс. 145:8).

Почитать надлежит себя грешником паче всех грешников, не сделавшим ничего хорошего перед Богом, укорять себя во всякое время, на всяком месте и за всякое дело, никого не хулить и не находить на земле человека, который был бы грешнее и нерадивее тебя самого.

Преподобный Исаак Сирин

Благодати предшествует смирение, а наказанию – самомнение

Истинные праведники всегда помышляют в себе, что недостойны они Бога, и самое то, что они истинные праведники, дознается из того, что они признают себя окаянными и недостойными попечения Божия и исповедуют сие тайно и явно умудряются на сие Св. Духом, чтобы пребывать в труде и тесноте, пока находятся в жизни сей. Время же упокоения Бог соблюл им в будущем веке. И имеющие в себе живущего Господа посему самому не желают быть в покое и освободиться от скорби, хотя по временам и дается им таинственное утешение в духовном. Достиг ли кто смирения, узнает он из того, если находит для себя гнусным угождать миру своим общением с ним или словом и если в глазах его ненавистна слава мира сего. Странническая жизнь, нищета и пребывание в уединении – вот от чего рождается смирение и очищается сердце.

Смиренномудрие, по причине постоянного самоограничения (воздержание, нищета в одежде и проч.), приходит в созерцание и душу украшает целомудрием.

Кто со смирением терпит возводимые на него обвинения, тот достиг совершенства, и ему удивляются св. Ангелы. Ибо никакая иная добродетель не будет столь высока и неудобоисполнима. Кто истинно смиренномудр, тот, будучи онеоправдован, не возмущается и не говорит в свою защиту о том, в чем онеоправдован, но принимает клевету как истину и не старается уверять людей, что оклеветан, а просит прощения.

Человек, достигший того, чтобы познать меру своей немощи, достиг совершенства смирения.

Благодати предшествует смирение, а наказанию – самомнение.

Бывает смирение по страху Божию, бывает из любви к Богу и бывает по радости.

Собрание смиренных возлюблено Богом, как собор Серафимов.

Смирение и целомудрие уготовляют в душе для Св. Троицы обручальный залог.

Смирение — учение евангельское, евангельская добродетель, таинственная одежда Христова, таинственная сила Христова.

Облеченный в смирение Бог явился человекам, и кто из человеков облечется во смирение, соделывается богоподобным.

Авва Евагрий Понтийский

Смирение души есть оружие несокрушимое.

Преподобный авва Дорофей

Смирение привлекает на душу благодать Божию

Некто из старцев сказал: «Прежде всего нужно нам смирение». Почему он не сказал о другой какой добродетели? Старец показывает нам сим, что ни страх Божий, ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая-либо добродетель не может быть совершена без смиренномудрия. Смиренномудрием же сокрушаются и все стрелы врага и противника. Все святые шествовали сим путем его и трудом. Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя, – взывает Давид и еще: Смирихся, и спасе мя Господь (Пс. 24:18; 114:5).

Тот же старец сказал: «Смирение ни на кого не гневается и никого не прогневляет. Смирение привлекает на душу благодать Божию. Благодать же Божия пришедши, избавляет душу от сих двух тяжких страстей. Ибо что может быть более тяжким, как гневаться на ближнего и прогневлять его? Оно избавляет душу и от всякой страсти, и от всякого искушения».

Желающий найти истинное смирение и покой душе своей да научится смиренномудрию и увидит, что в нем всякая радость и всякая слава, и весь покой.

Святитель Феодор Эдесский

В душе смиренных упокоевается Господь

В душе смиренных упокоевается Господь, в сердце же гордых — страсти бесчестия: ибо ничто так не усиливает их против нас, как высокомудрые помыслы, и напротив, ничто так действенно не исторгает с корнем из души эти былия злые, как блаженное смирение, которое справедливо потому названо страстеубийцею.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Душа, богатая евангельскими добродетелями, глубже и глубже погружается в смирение, и в глубинах этого моря находит драгоценные перлы: дары Духа.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *