Смоленская церковь Санкт-Петербург

«Подражать Богородице»

В праздник Смоленской иконы Божией Матери, 10 августа, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме на Смоленском кладбище.
Его Высокопреосвященству сослужили епископ Щигровский и Мантуровский Паисий, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель и благочинный Василеостровского округа протоиерей Виктор Московский с клиром и другие священнослужители.
В честь престольного праздника был совершен крестный ход.

«Мы совершили соборное молитвенное предстояние у Смоленского образа Божией Матери и еще раз поблагодарили Царицу Небесную за Ее милость к роду человеческому и каждому из нас, — сказал владыка в проповеди. — Она уже на протяжении двух тысячелетий являет океан милости людям, которые обращаются к Ней с просьбами, потому что имеет великое дерзновение находиться постоянно пред очами Сына Божия в Царствии Небесном. Она умоляет Господа смилостивиться над грешниками, которые несут земные скорби. И вот уже тысячу лет на нашей земле находится Ее икона, прибывшая из Византии, по преданию, написанная евангелистом Лукой. Она прославлена многими чудесами, к ней молитвенно обращаются русские люди, прося защиты у Царицы Небесной. Мы знаем из истории, что Матерь Божия много раз помогала нашему народу, который проходил великие испытания: и татаро-монгольское нашествие, и захваты городов, и пленения. Все скорби народ изливал перед иконой Матери Божией. И Пречистая оказывала поддержку, люди переживали страдания достойно, благодарили Ее и Бога».
«И вот, мы сегодня взираем на лик Пресвятой Богородицы, которая держит Младенца Христа, — продолжил архипастырь. — Она говорит нам о том, что первая пережила обожение, потому что вместила в себя Сына Божия. Мы видим, какую славу Она имеет, благодаря миссии, для которой Ее избрал Господь — помощи роду человеческому в деле спасения. И нам Господь говорит, чтобы мы тоже стремились к обожению, спасению. Это главная цель нашей жизни. Как ее достичь? Нужно постоянно слышать стук Господа в наше сердце. Спаситель хочет войти к нам, сотворить в нашем сердце обитель, чтобы мы также стали храмами Его. Если мы примем Христа в сердце, обожимся, то из грешников станем святыми».
«Этот путь нам предначертала Царица Небесная, показывая, как нужно спасаться. Она показала и пример добродетелей Своих: безграничной любви к Богу и людям, необыкновенной чистоты жизни, смирения и многого другого. Она ведь хочет, чтобы мы подражали Ей в этой жизни. Когда мы грешим, приносим Ей боль, которая пронизывает Ее сердце. Помните воспоминания преподобного Силуана Афонского? Когда он согрешал, Богородица мягко говорила, что нехорошо Ей смотреть на него. А мы столько грешим и боли приносим Ей, а сами просим: «Матерь Божия, помоги нам!» Нельзя так жить, надо жить в любви, никому не приносить боли. У нас часто в семьях приносят боль друг другу: муж — жене, жена — мужу, дети — родителям. Кто-то может пьяный приходить домой, кто-то иначе грешит. Мы приносим боль Богородице поступками, которые не соответствуют заповедям Божиим. Взирая на Ее пречистый лик, пообещаем Ей, что с началом дня станем жить по заповедям Божиим. Все исполнять, никому не причинять боли: ни родным, ни близким, ни Ей, ни Господу. Тогда Она будет ходатайствовать за нас перед престолом Божиим, умоляя Христа являть нам Свои милости», — завершил проповедь Митрополит Варсонофий.

Храму было подарено Евангелие.
Правящий архиерей также помолился в часовне блаженной Ксении Петербургской.
Смоленская икона Божией Матери является списком с Одигитрии Влахернской. По преданию, на Русь она попала в 1046 году, когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу дочь, царевну Анну, ставшую женой князя Всеволода Ярославича. Сын князя Владимир Мономах в 1095 году перенес икону из Чернигова (своего первого удела) в Смоленск, где заложил Успенский храм. Образ спас город в 1239 году от нашествия Батыя. В XV веке он оказался в Благовещенском соборе Московского Кремля, затем был перенесен в Новодевичий монастырь, основанный в честь возвращения Смоленска России от Литвы. С этого момента был установлен день празднования иконы — 28 июля/10 августа. Первообраз хранился в Успенском соборе Смоленска, но после немецкой оккупации в 1941 году пропал. Ныне его на месте находится икона начала XVII века.
ИА «Вода живая»,

Церковь, построенная во имя Смоленской иконы Божией Матери, является одним из красивейших храмов Санкт-Петербурга, а в послевоенное время, в конце сороковых годов прошлого века, была и единственной действующей богомольней города. Расположена она на Васильевском острове, который нынче выделен в отдельный благочиннический округ. Этот каменный храм возвышается на Смоленском кладбище и сегодня собирает множество прихожан из окрестных районов.
Изначально церковь, которую заложили во второй половине XVIII века, была деревянной, однако уже к концу столетия ее перестроили, сделав каменной. Считается, что блаженная Ксения Петербургская тайно носила камни к строительным лесам.
Этот величественный храм, выполненный в стиле классицизма, изначально имел два придела, однако на сегодняшний момент является трехпрестольным. Он привлекает как верующих, так и тех, кто хочет полюбоваться его строгой архитектурой, великолепной настенной и купольной росписью, сохранившейся здесь с прошлых веков.

>Где находится храм Расположена церковь в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове, по адресу:

  • улица Камская, строение №24.
  • Телефон храма: 32-11-483, код – 812.

Как добраться до церкви Смоленской иконы Божией Матери в СПб

  • Проще всего попасть в храм, дойдя до него пешком от остановки общественного транспорта. Также приехать сюда можно и собственным авто либо на такси.
  • Чтобы добраться до церкви общественным транспортом, садитесь на метро и доезжайте до станций Приморская или Василеостровская.
  • От Приморской до церкви ходит маршрутное такси №186, автобус №42.
  • От Василеостровской – маршрутное такси №249А. Посещение храма

Побывать в этой церкви можно ежедневно, поскольку богослужения проводятся каждый день. Открыт он с 9.30 до окончания вечерней службы.
Посещение храма требует соответствующего внешнего вида:

  • женщины должны покрыть голову, плечи, быть в юбке или платье, которые закрывают колени; нельзя приходить с косметикой (особенно с губной помадой), сильно надушенными;
  • мужчинам необходимо закрыть плечи, быть в брюках, без головного убора.

Знаете ли вы? В этой церкви можно помолиться иконе апостола Петра, иконам Божьей Матери Скоропослушница и Федоровской, а также блаженной Ксении, мученика Вонифатия (у него просят об исцелении от алкоголизма), Гурия, Авива и Самона – считается, что эти святые помогают укрепить семьи, вернуть неверных мужей. Побывать в храме Смоленской иконы Богоматери стоит на Рождество. В церкви есть Рождественский придел (он расположен с северной стороны, за пределом Богородичной иконы Милующая), в котором создана «Вифлеемская пещера». В рождественские дни ее украшают светильниками и елочками, а также читают особенную молитву.

Расписание богослужений

День недели Богослужение Время начала
Понедельник, среда, пятница, суббота Исповедь
Литургия
Крещение
Вечерня
9.45
10.00
12.30
17.00 (18.00)
Вторник Исповедь
Литургия
Крещение
Акафист Кресту Господню, вечерня
9.45
10.00
12.30
17.00 (18.00)
Четверг Исповедь
Литургия
Крещение
Акафист Николаю Чудотворцу, вечерня
9.45
10.0
12.30
17.00 (18.00)
Воскресенье Исповедь
Литургия
Крещение
Акафист, вечерня
7.00
10.00
12.30
17.00 (18.00)

Важно! Вечерние богослужения с марта по ноябрь начинаются в 18.00, в остальное время – на час раньше. Важно! По воскресеньям акафисты служатся по очереди: одна неделя – Ксении Петербургской, следующая – Смоленской иконе Богоматери.

Фото церкви Смоленской иконы Божьей Матери

  • Храм возвышается на Смоленском кладбище.
  • В летние дни церковь утопает в пышной зелени.
  • Колокольня храма состоит из двух ярусов.
  • Церковь прекрасна в любое время года.
  • И в праздничные, и в воскресные дни здесь немало прихожан.
  • Назван храм в честь списка Смоленской иконы Богоматери.
  • Изнутри церковь поражает своей величественной росписью.

Этот величественный храм, который возвышается над Смоленским кладбищем, является одним из символов Васильевского острова.

Видео — Ксения Петербургская

Здесь чувствуется присутствие блаженной Ксении Петербургской, а также настоятелей этой церкви. Великолепная потолочная роспись, величественная колокольня, состоящая из двух ярусов – храм действительно поражает своей строгой и изысканной красотой.

Смоленская церковь (Санкт-Петербург)

У этого термина существуют и другие значения, см. Смоленская церковь.

приходская церковь

Смоленская церковь

Церковь Смоленской иконы Божией Матери


Смоленская церковь

Страна

Россия

Город

Санкт-Петербург, Камская ул., 24 (Смоленское кладбище)

Конфессия

Православие

Епархия

Санкт-Петербургская

Тип здания

Православный храм

Архитектурный стиль

Классицизм

Автор проекта

А. А. Иванов

Первое упоминание

1758 год

Строительство

1786 — 1790 годы

Приделы

главный — Смоленской иконы Божией Матери;
южный — св. Ксении Петербуржской;
северный — иконы Божией Матери «Достойно есть»;
северный (без престола) — Рождества Христова

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781510196970106 (ЕГРОКН). Объект № 7810158100 (БД Викигида)

Состояние

Приходский храм

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Церковь Смоле́нской иконы Божией Матери или просто Смоле́нская церковь — один из старейших православных храмов Санкт-Петербурга. Находится на Смоленском православном кладбище, на Васильевском острове. Согласно преданию в постройке церкви участвовала св. блаженная Ксения Петербургская, тайно по ночам носившая кирпичи на строительные леса.

Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, является центром Василеостровского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Виктор Александрович Московский, благочинный округа с 5 января 2015 года.

История

Первые годы после основания кладбища церкви при нём не существовало. Усопших было предписано отпевать и поминать в приходских или домовых храмах. Однако впоследствии духовное руководство поняло необходимость наличия церкви на самом кладбище, но средств для её постройки тогда не имело, поэтому императрица Елизавета I издала указ, согласно которому церковь должна была быть построена за счёт губернии, то есть светской власти.

Деревянное здание

В 1758 году на Смоленском кладбище была заложена деревянная Смоленская церковь. Располагалась она в центре прямоугольного участка, выделенного под кладбище, со сторонами в 100 сажен, там, где впоследствии был выстроен каменный храм в честь Святой Животворящей Троицы (разобранный в 1932 году), а теперь находится часовня в его память.

Церковь была построена за два года и освящена 30 сентября (11 октября) 1760 года. Поскольку деньги на строительство дали светские власти, то и доход с церкви получали они же, а именно Губернская канцелярия, которая церковь считала своей собственностью.

Уже к 1768 году церковь стала нуждаться в ремонте, о чём причт сообщил в Духовную консисторию. В 1769 году по указу Правительствующего Сената церковь, вместе с богадельнями, расположенными на месте нынешней каменной церкви, были переданы в ведение Конторы коллегии экономии под ответственность находившегося при богадельнях комиссара прапорщика Петра Шураева. Однако духовные власти не хотели оставлять церковь в ведении светского начальства, и в 1770 году добились того, что она была передана в ведение епархии, но церковные доходы, как и обязанность нести издержки по уходу Контора экономии оставила за собой.

В 1772 году церковь была отремонтирована, а также к ней пристроили тёплый придел св. Архистратига Михаила — Михайловский, который освятили 6 (17) ноября 1772 года. Поскольку усопших продолжали отпевать главным образом в приходских церквях, то Контора экономии попросила власти определять к отпеванию в кладбищенской церкви младенцев, умерших от оспы, и с того времени она стала называться «оспенной». Постепенно установился обычай отпевать в ней, помимо младенцев, и взрослых усопших.

В сентябре 1777 года в Петербурге произошло крупное наводнение, от которого пострадали здания церкви, богаделен и само кладбище. В этот раз Контора экономии ремонтировать церковь уже не стала, вследствие чего пошли жалобы.

В 1779 году согласно указу Конторы коллегии экономии, поступившему в С.-Петербургскую духовную консисторию, в Смоленскую церковь были переданы некоторые церковные книги и вещи, принадлежавшие ранее упразднённой Иоанно-Богословской церкви, а ныне хранившиеся в Сампсониевском соборе — большой требник московской печати, канонник, часослов, два кадила, медный чайник и железные щипцы.

В ведении светских властей церковь и богадельни были до 1780 года, когда Контору экономии высочайшим повелением упразднили, а подведомственных ей передали в Приказ общественного призрения. Однако иметь церкви в управлении Приказу не полагалось, и в 1781 году именным Императорским указом Смоленская церковь, наряду с другими числящимися при богадельнях церквями, была полностью передана под управление епархиального начальства.

В 1783 году на кладбище священником поступил о. Георгий Петров; он отремонтировал церковь, имея в своём распоряжении 100 рублей от епархиального начальства и средства от благотворителей. На этот раз придел в церкви остался один, во имя Св. Архистратига Михаила, и освящение его, по благословению митрополита, было проведено 8 ноября 1783 года в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных корпусным архимандритом Макарием (указ консистории от 20 ноября 1783 г.).

После постройки каменного храма в 1790 году, о. Георгий Петров представил митрополиту на утверждение план и смету для существенной переделки деревянного храма. Слом и постройка меньшего против прежнего здания обошлась в 786 руб. 33 к.. Перестроенная церковь была освящена 8 ноября ст. ст. 1792 года в честь св. Архистратига Михаила.

Представляла собой деревянное здание простой архитектуры, стены которого были выкрашены белой краской, а крыша — зелёной; на куполе был установлен дубовый крест. В 1818 году здание церкви было обновлено за счёт средств императорского духовника П. В. Криницкого.

В дальнейшем, из-за наводнения 1824 года деревянный храм пришёл в негодность до такой степени, что проводить в нём богослужения стало невозможно, и его иконостас отдали в домовую церковь грузинской царицы Коцено (имеретинской царицы Марии). Восстановить храм собирался иконописец и академик живописи В. Л. Боровиковский, для чего изготовил резные принадлежности нового иконостаса и написал иконы для него, однако внезапная смерть помешала ему «свершить благое намерение», и храм остался в прежнем состоянии.

К 1831 году на месте разобранного в 1829 году деревянного здания было построено каменное здание Церкви во имя Святой Животворящей Троицы.

Каменное здание

В 1786—1790 годах под руководством о. Георгия Петрова и по проекту архитектора А. А. Иванова была построена каменная Смоленская церковь, в стиле раннего русского классицизма. Место для новой церкви указал прибывший на кладбище 2 июня 1786 года преосвященнейший митрополит Гавриил — на северной стороне от кладбища, на участке сломанных в 1783 году зданий мужской и женской богаделен. Этими богадельнями распоряжался Приказ общественного призрения, и хотя он сам имел надобность в богаделенском месте, но, благодаря хлопотам о. Георгия Петрова, уступил его под строительство церкви и соответствующее расширение кладбища на север, к реке Смоленке, о чём кладбищенскому причту было сообщено указом Духовной консистории от 2 марта 1785 года за № 234.

26 сентября 1790 года в день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова был освящён придел в его честь. В него перенесли иконостас из упраздненной в 1772 году деревянной церкви Иоанна Богослова, построенной в 1715 году по указу Петра I при госпитальном кладбище на Выборгской стороне. Придел представлял собой зал в три окна, с выходом во двор.

1 октября 1790 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, был освящён главный придел во имя Смоленской иконы Божией Матери. По описанию о. Стефана Опатовича стены в главном приделе были отделаны простой побелкой; в «фонарике» купола неизвестным живописцем за 15 рублей было нарисовано сияние. Иконостас, без царских врат, живописи и позолоты изготовили охтенские мастера за 557 р. 50 коп.; царские врата и рамы к местным образам изготовил придворный резчик Яков Дунаев, что обошлось в 60 рублей. Позолота стоила 650 рублей. Живописец Иван Акимович Акимов пожертвовал написанные им иконы Спасителя и Божией Матери; иконы на северных и южных дверях иконостаса написал художник Гавриил Игнатьевич Козлов. Также в придел были пожертвованы иконы Тайной вечери, Трёх святителей и другие, все кисти неизвестных художников. На момент написания статьи о. Стефаном в 1873 году, эти иконы в дорогих окладах, кроме Тайной вечери, ещё находились в храме.

С 1808 года начали возводить пристройки к церкви, а также надстроили колокольню вторым этажом. Северный придел возвел архитектор Андреян Захаров. В начале 1810-х гг. здание церкви становится теплым и в 1813—1815 гг. художник С. А. Безсонов выполнил новую роспись.

После наводнения 1824 года, которое нанесло зданию церкви значительный ущерб, потребовалось провести ремонт.

Южный придел, на средства, пожертвованные церковным старостой, купцом I гильдии Илией Антоновым, начали строить в 1831 году, закончили в 1833 и освятили в честь Пророка Илии 24 июня того же года.

Окончательно строительные работы завершили в 1833 году при новом настоятеле протоиерее Александре Рождественском.

В 1858 году художник В. В. Васильев расписал подкупольную часть церкви в византийском стиле.

В 1903 году отремонтированы приделы Иоанна Богослова и Пророка Илии.

Всего на 1917 год в Смоленском храме было пять приделов:

  • Главный — Смоленской иконы Божией Матери, освящен 1 октября 1790 года.
  • Правый — св. Василия Исповедника, освящен в 1891 году.
  • Левый — во имя Иоанна Предтечи, св. архидиакона Стефана и мученицы Евлампии, освящённый 10 октября 1892 года.
  • Отдельный придел с южной стороны — Пророка Илии, освящённый 24 июня 1833 года.
  • Отдельный придел с северной стороны — Апостола Иоанна Богослова, освящённый 26 сентября 1790 года.

Незадолго до своего ареста, в храме служил обедню на Радоницу владыка Вениамин. С начала 1920-х годов церковь находилась у обновленцев.

В 1938 году в неё передали Казанскую икону Божией Матери, происходившую из Казанского собора. В 1940 году Смоленская церковь была закрыта, Казанскую икону Божией Матери передали в Князь-Владимирский собор, где она пребывала 60 лет (в 2001 году возвращена в Казанский собор). Внутреннее убранство храма было уничтожено.

В 1947 году церковь возвращена приходу и 8 марта того же года торжественно освящена настоятелем Николо-Богоявленского собора протоиереем Павлом Тарасовым. В центральном приделе был установлен иконостас, доставленный из закрытого в 1938 году храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове.

24 мая 1950 года епископом Лужским Симеоном (Бычковым) в храме был освящён новоустроенный северный придел во имя иконы Божией Матери «Умиление» («Достойно есть»), для которого был взят иконостас одного из приделов нижнего храма Владимирской церкви (на Владимирской площади), к тому времени закрытой.

16 февраля 1989 года митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) освятил в храме отдельный небольшой придел блаженной Ксении Петербургской.

Крестные ходы

В день Происхождения честных древ 1 августа бывал крестный ход на Смоленку для освящения воды. Разрешение производить этот ход причту дал митрополит в указе протоиерею Георгию Петрову № 1.711 за 11 июля 1805 года.

Архитектура

Церковь построена в стиле раннего русского классицизма. Это прямоугольное в плане здание с двухъярусной колокольней, покрашенное в голубой цвет. С западной стороны к церкви примыкает трапезная. Над входом возвышается двухъярусная колокольня, увенчанная серым шпилем с крестом, в обоих ярусах которой располагаются звонницы. Стена второго яруса декорирована коринфскими пилястрами. Каждая грань яруса завершена треугольным фронтоном. Храм увенчан низким куполом серого цвета, расположенным на низком барабане с арочными окнами византийского стиля. Купол завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом.

Усыпальница

Доска в память строителя церкви протоиерея Георгия Петровича Петрова

Согласно работе «Петербургский некрополь» В. И. Саитова в церкви были погребены несколько десятков усопших. Под сводами пола церкви для захоронений был устроен подвал. На северной стене храма имеются памятные доски в честь строителя и настоятеля Смоленской церкви протоиерея Георгия Петровича Петрова, погребённого под алтарем придела св. Иоанна Богослова и настоятеля Петропавловского собора протоиерея Стахия Ивановича Колосова.

Галерея

  • Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
  • Доска над могилой протоиерея Стахия Ивановича Колосова.

  • Празднование 200-летия в Ленинграде, патриарх Алексий II
  • Празднование 200-летия в Ленинграде, у входа в храм

> См. также

  • Троицкая церковь (Санкт-Петербург, Смоленское кладбище)

Примечания

  1. Протоиерей Виктор Александрович Московский. © ИА «ВОДА ЖИВАЯ». Проект «Глобус епархии», 2011-2016. Дата обращения 22 ноября 2016.
  2. Перевод протоиерея Виктора Московского (недоступная ссылка). Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Дата обращения 22 ноября 2016. Архивировано 22 ноября 2016 года.
  3. 1 2 Опатович Стефан, ИСС-IV, 1875, с. 81.
  4. 1 2 3 4 Опатович Стефан, ИСС-IV, 1875, с. 82.
  5. 1 2 3 4 5 Опатович Стефан, Русская старина, т.8, № VIII, 1873, с. 175.
  6. С.-Петербургская Сампсониевская церковь на Выборгской стороне // Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С.-Петербургская епархия. СПб., Тип. училища глухонемых Вед. Учр. Имп. Марией, 1909, с.13.
  7. Опатович Стефан, ИСС-IV, 1875, с. 83.
  8. Опатович Стефан, Русская старина, т.8, № VIII, 1873, с. 175—176.
  9. Опатович Стефан, Русская старина, т.8, № VIII, 1873, с. 178.
  10. Опатович Стефан, ИСС-IV, 1875, с. 87.
  11. 1 2 Опатович Стефан, Русская старина, т.8, № VIII, 1873, с. 181.
  12. 1 2 3 4 5 Иван Пушкарёв, 1843, с. 228.
  13. Опатович Стефан, ИСС-IV, 1875, с. 103.
  14. Святыни Петербурга: Упраздненные церкви/Православные: А. В. Кобак, В. В. Антонов, Упраздненная церковь в доме имеретинской царицы Марии. Комитет по культуре СПб, ин-т Петра Великого. Дата обращения 4 апреля 2018.
  15. Святыни Петербурга: Церкви на кладбищах: А. В. Кобак, В. В. Антонов, Церковь ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ на Смоленском кладбище. Комитет по культуре СПб, ин-т Петра Великого. Дата обращения 4 апреля 2018.
  16. 1 2 Попов И. В., СПб епарх. ведомости, 26.12.1991.
  17. Опатович Стефан, ИСС-IV, 1875, с. 88.
  18. 1 2 Опатович Стефан, Русская старина, т.8, № VIII, 1873, с. 180.
  19. Опатович Стефан, Русская старина, т.8, № VIII, 1873, с. 180—181.
  20. 1 2 3 4 5 6 7 8 Попов И. В., СПб епарх. ведомости, 1991.
  21. Иван Пушкарёв, 1843, с. 225.
  22. Валентин Сперанский. Религиозно-психологические наброски современной (советской) России // Путь (орган русской религиозной мысли) : журнал / Н. А. Бердяев. — Париж, 1926. — № 5, октябрь-ноябрь. — С. 114.
  23. Опатович Стефан, ИСС-IV, 1875, с. 149.
  24. «Список погребённых под церковью в честь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге». Copyright MyCorp © 2016, Razhivin. Дата обращения 21 ноября 2016.
  25. Опатович Стефан, ИСС-IV, 1875, с. 112.

Литература

  • Иван Пушкарёв. Путеводитель по Санкт-Петербургу и окрестностям его. — СПб.: В типографии деп-та внешней торговли, 1843. — 468 (и Приложений 34) с.
  • Опатович С. И. Смоленское кладбище в Петербурге. Исторический очерк // Русская старина : журнал. — СПб.: Типогр. В. С. Балашева, Больш. Садов., № 49-2, 1873. — Т. VIII (август). — С. 168—200.
  • Опатович С. И. Церковь во имя Смоленской Иконы Божией Матери на кладбище. — Историко-Статистические сведения о С.-Петербургской епархии. — СПб.: С.-Петербургский епархиальный ист.-статистич. комитет, типогр. деп-та уделов, 1875. — Т. IV, второй отдел, ч.II. — С. 76—151.
  • Смоленско-кладбищенская церковь. Смоленское кладбище / Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия, вып. IV, СПб, 1908, с. 174
  • Лесюис А. Р. Церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери, СПб, изд. «Нью-Кросс», б. г., 28 с. ISBN 5-88116-040-2
  • И. В. Попов. Церковь Божией Матери Одигитрии Смоленской на Смоленском кладбище // (в формате PDF). — Дата обращения: 28.10.2017. (Санкт-Петербургские епархиальные ведомости, вып. 5, 26.12.1991.)
  • А.П.Павлов. Храмы Санкт-Петербурга (художеств.-историч. очерк). — Научно-художеств. издание. — СПб.: Лениздат, 1995. — С. 89—90. — 336 с. — 15,000 экз. — ISBN 5-289-01769-0.

Ссылки

  • Официальный сайт прихода храма во имя Смоленской иконы Божией Матери и часовни святой блаженной Ксении Петербургской
  • Смоленская церковь в Народном каталоге православной архитектуры
  • Причт Смоленско-кладбищенской церкви в Санкт-Петербурге с XVIII века

Смоленская церковь

Основные моменты

Нарядный бело-голубой храм был построен в 1790 году по проекту известного зодчего Алексея Алексеевича Иванова и выполнен в традициях раннего русского классицизма. Вход в него украшен строгим колонным портиком с треугольным фронтоном, а купол колокольни венчает высокий шпиль с крестом.

В Смоленскую церковь можно попасть в любой день. Литургия здесь начинается в 10.00 по будням и в 7.00 и 10.00 в воскресные и праздничные дни. Вечернее богослужение проводится с ноября по март в 17.00, а с апреля по октябрь в 18.00. Престольный праздник верующие отмечают 10 августа. Для детей прихожан при Смоленской церкви создана бесплатная воскресная школа, обучение в которой проходит в течение трех лет. Для взрослых проводятся занятия по азам иконописи.

Неподалеку от Смоленской церкви возвышается каменная часовня Ксении Петербуржской, построенная над местом погребения святой. Ее двери открыты каждый день с 10.00 до 17.00. Внутри часовни с промежутками в 5-10 минут служат поминальные молебны.

История Смоленской церкви

Кладбище возле реки Смоленки было обустроено в первой половине XVIII века. Поначалу оно не имело собственного храма, так как существовало предписание проводить церковные обряды по отпеванию и поминовению усопших в домовых и приходских церквях.

Потом местное духовенство решило, что у кладбища должна быть своя церковь. Поскольку средств на строительство у прихожан не было, российская императрица Елизавета Петровна издала специальный указ, чтобы храм на Васильевском острове возвели за счет губернии, то есть на государственные деньги. Первую деревянную Смоленскую церковь поставили по центру кладбищенского участка и открыли в 1760 году. Так как средства на нее выделили светские власти, то и доход от церкви доставался им.

Через 30 лет в северной части кладбища возвели новый каменный Смоленский храм, а деревянную церковь реконструировали и переосвятили в честь Михаила Архистратига. В 1824 году в городе произошло сильное наводнение. Старая постройка пришла в негодность, ее пришлось разобрать, а на освободившемся месте в 1831 году построили новый Троицкий храм. К сожалению, он не сохранился до наших дней, так как был разрушен в 1932 году.

До прихода советской власти Смоленская церковь имела пять приходов. В 1938 году сюда передали на хранение Казанскую икону Божьей Матери, которая до этого времени находилась в Казанском соборе. За год до начала Великой Отечественной войны храм закрыли для прихожан, а его внутреннее убранство уничтожили.

Богослужения в Смоленской церкви не проводили в течение 7 лет, но потом ее снова открыли для верующих. В 1989 году здесь появился новый придел, посвященный Ксении Петербуржской.

Особенности архитектуры

К прямоугольному однокупольному храму примыкает трапезная. Смоленская церковь имеет двухъярусную колокольню, на обоих этажах которой расположены звонницы. Барабан купола обрамляют выразительные арочные окна. Такие же по форме оконные проемы строили в старых византийских храмах. Заниженный купол завершен фонарем с небольшой луковичной главкой.

Внутри Смоленской церкви существует некрополь, где покоятся священнослужители этого храма. Несколько десятков захоронений находятся в подвальном помещении, а памятные доски с именами погребенных можно увидеть на северной стене церкви.

Петербуржская святая

Документальных сведений о жизни Ксении Григорьевны Петровой не сохранилось. По народным преданиям известно, что она появилась на свет в Санкт-Петербурге и была замужем за придворным певчим. В возрасте 26 лет Ксения стала вдовой и выбрала путь юродства. Она стала носить одежду мужа, называлась его именем, а про себя говорила, что Ксении больше нет, так как она умерла. Все настолько привыкли к необычной юродивой, что стали называть улицу, где стоял дом Ксении, улицей Андрея Петрова. Считается, что Ксения Петербуржская умерла в начале XIX века и была погребена на Смоленском кладбище.

В 1988 году Церковь причислила ее к лику святых. На иконах блаженную рисуют с клюкой в руке, и рядом с ней изображают Смоленскую церковь. В разных уголках страны петербуржской святой посвящены православные монастыри и храмы.

Часовня

Захоронение Ксении Петербуржской с самого начала превратилось в место массового паломничества. Землю, насыпанную над могильным холмом, постоянно разбирали верующие. Потом здесь положили каменную плиту, но и ее разломали по кусочкам. Это не было актом вандализма, потому что взамен приходящие на кладбище люди бросали в могилу деньги. Тогда власти Санкт-Петербурга решили поставить над захоронением кружку, чтобы собрать средства на строительство нового храма. Во второй половине XIX века над могилой появилась небольшая часовня с резным иконостасом. А в 1902 году ее сменила другая часовня, возведенная в псевдорусском стиле архитектором Александром Александровичем Всеславиным.

С 1940 года богослужения в часовне, как и в расположенной неподалеку Смоленской церкви, прекратили. Поначалу часовню хотели даже разрушить, но этого так и не было сделано. В годы Ленинградской блокады в здании хранили тару для солярки, тогда же были утрачены самые ценные предметы церковного обихода.

В 1947 году богослужения в часовне возобновили. Храм над могилой Ксении Петербуржской был действующим в течение 15 лет, но потом его вновь закрыли, отдав помещение под мастерскую для скульпторов.

Верующим часовню вернули лишь в 1983 году, и после проведенной реставрации здесь стали опять проводить поминальные молебны. В наши дни кирпичный одноглавый храм увенчан чешуйчатым шатром, а внутри часовни можно увидеть мраморный иконостас с распятием.

Смоленское кладбище

Старый петербургский некрополь засажен высокими деревьями и имеет неповторимый колорит. На Смоленском кладбище сохранилось много дореволюционных могил и надгробий. Считается, что именно здесь покоится няня Александра Сергеевича Пушкина – Арина Родионовна. Об этом написано на мемориальной доске, но точное местонахождение ее могилы до сих пор не установлено.

Здесь находится первая могила, в которой лежал Тарас Григорьевич Шевченко. Потом прах поэта перенесли в украинский город Канев. В наши дни место первого захоронения отмечено светло-коричневым гранитным валуном с мемориальной надписью. На Смоленском кладбище похоронен поэт Александр Блок, и дорожку, которая ведет к его могиле, называют Блоковской.

Неподалеку от Смоленской церкви нашли свой последний приют многие известные в России личности. Здесь находятся захоронения поэта В. К. Тредиаковского, скульптора И. П. Мартоса, полярного исследователя А. И. Вилькицкого, композиторов Д. С. Бортнянского и К. Н. Лядова, а также художников В. Л. Боровиковского, П. А. Федотова, И. Н. Крамского и И. И. Шишкина.

Как добраться

Смоленская церковь расположена на Васильевском острове, в западной части Санкт-Петербурга. Храм стоит на улице Камской, 24. Многие посетители добираются сюда пешком от станций метро «Василеостровская» или «Спортивная» (2 км). Кроме того, ко входу на Смоленское кладбище также подъезжают на автобусах № 41, 42 и маршрутке № К 249а.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *