Смольный собор

Смольный монастырь, Смольный собор Вид на Смольный монастырь с Большой Охты

Издавна здесь, на месте Смольного монастыря и собора, находилось новгородское село Спасовщина. Когда на противоположном берегу шведы построили крепость Ниеншанц, здесь был сооружен форт Сабина. После основания Санкт-Петербурга это место отвели для Смоляного двора, где хранили смолу и варили дёготь для нужд Адмиралтейской верфи. Тогда то название «Смольное» и закрепилось за этим местом.

Незадолго до своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна приняла решение завершить свои дни в тишине и покое монастыря. Ею было указано строить монастырь для ста двадцати девиц из благородных семей, и себя, как их будущей настоятельницы. Для каждой персоны повелено было предусмотреть отдельный апартамент с комнатой для прислуги, кладовкой для припасов и кухней. Для себя же — отдельный дом.

Место для монастыря императрицей было выбрано не случайно. Во времена правления Анны Иоанновны здесь находился Смольный дворец, куда поселили молодую Елизавету. Благодаря этому дворец также называли Девичьим.

Проект Воскресенского Новодевичьего монастыря в 1744 году был поручен архитектору Франческо Бартоломео Растрелли . Комплекс монастыря был сформирован архитектором из собора и расположенных вокруг него двухэтажных жилых корпусов. Зодчий решил создать новый для России тип монастырского комплекса. Вместо крепостных стен, до того окружавших подобные обители, он разместил стены с лепниной и вазами. В качестве доминанты — высокая колокольня над въездными воротами, которая должна была стать выше колокольни Петропавловского собора — 140 метров.

В Камер-фурьерском журнале подробно описана торжественная церемония закладки нового монастыря. Она состоялась 30 октября 1748 года. На берегу Невы был установлен богато украшенный деревянный помост. После молебна в основание будущего фундамента опустили закладной камень, произвели 101 залп из 20 пушек. С помоста Елизавета Петровна направилась в свой старый дом при Смольном дворе, где к праздничному обеду уже были накрыты столы. На обеде присутствовали 56 человек.

Из-за строительства на месте Смольного двора монастырь стали называть также — Смольным.

Для облегчения управлением строительства при Канцелярии от строений была создана специальная Контора во главе с бригадиром Яковом Мордвиновым. На всём протяжении работ архитектор постоянно конфликтовал с Мордвиновым из-за его самоуправства (отмены приказов Растрелли, собственных неразумных распоряжений).

Смольный монастырь

12 июля 1749 года поступил указ переделать проект. Собор было велено строить по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле, а колокольню — «такой, как здесь Ивановская бывшая колокольня». Таким образом, Елизаветой Петровной было поручено создать храм по православным канонам, то есть так, как не строили со времён Петра I. У Смольного собора в обязательном порядке должны были теперь появиться не только массивный главный купол, но и четыре малых.

Перед началом строительства была создана рабочая архитектурная модель комплекса. Для этих целей за 11 рублей в месяц были сняты «три покоя и одни сени» в доме мастера Шмита (Большая Морская ул. 26). Над моделью трудились шесть лучших плотников: Михаил Гаврилов, Тимофей Колоткин, Алексей Фоткин, Никифор Тихонов, Никита Пекишев и Дмитрий Голубев. Собирали её на столе в три сажени длиной в точно такой последовательности, как должен был строиться монастырь. На место стройки, в специальную «модельную светлицу», её перевозили 14 мая 1751 года.

Монастырь начал строиться с большим размахом. Для забивки свай были привлечены тысячи солдат, тысячи мастеровых — для возведения стен. Строители трудились по 14 часов в день. Финансирование было полным и регулярным. Листовое железо везли с Урала, чугунную черепицу из Олонецких заводов.

23 мая 1754 года стройку посетила сама Елизавета Петровна. Восхищённая проектом колокольни, она повелела отлить для неё такой колокол, который бы весил 20 000 пудов, а шириною бы стал — более 6,5 метров. Этот колокол должен был стать больше московского царя-колокола.

Уже в процессе строительства Растрелли пересматривал проект. Высоту проектируемой колокольни он увеличил со 140 метров до 167. Малые главы вплотную «придвинул» к центральному куполу. Под влиянием этого проекта архитектором С. И. Чевакинским был создан комплекс Никольского собора, где колокольня, построенная в 1756-1758 годах, отчасти повторила проект Растрелли.

Создавая комплекс Смольного монастыря Растрелли одновременно и создал свою интерпретацию архитектурного стиля барокко. В Европе барочным делался лишь главный фасад зданий. Смольный собор же предназначен для осмотра со всех сторон.

С началом Семилетней войны в 1757 году денег в казне стало не хватать. Проект Растрелли завершён не был. После победного окончания войны с Пруссией желание императрицы уйти в монастырь угасло. А в 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не успев увидеть освящение Смольного собора.

Неоштукатуренным, без куполов и с недостроенной колокольней храм простоял почти пять лет. Со временем сложились легенды, будто службу в храме нельзя совершать целых сто лет. Существует легенда, что в алтарной части Смольного собора совершил самоубийство один из рабочих, именно это и не позволяет проводить здесь церковные службы.

Достраивал Смольный монастырь, в котором тогда жили не более 20 монашек, по поручению Екатерины II Юрий Матвеевич Фельтен. Растрелли новой императрицей был отстранён от дел. Фельтен с 1765 по 1775 год достроил корпуса, начал создание интерьеров. Но из-за недостатка денег интерьеры тогда завершены так и не были.

Вскоре после вступления Екатерины II на престол в Санкт-Петербурге было основано Воспитательное общество для девочек из дворянских семей. Для проживания «благородных девиц» был выбран именно Смольный монастырь. Учащихся здесь девушек с той поры стали называть «смолянками».

При Павле I Смольный монастырь был упразднён, монахинь перевели в другие обители. Бывшие кельи вскоре занял Вдовий дом. Для воспитанниц Воспитательного общества в начале XIX века по соседству было построено здание Смольного института, куда они и переехали.

Существует легенда, гласящая о том, что архитектор Кваренги, автор здания Смольного института, не оставался равнодушным к творению Франческо Бартоломео Растрелли. Проходя мимо Смольного собора он снимал шляпу, восклицая: «Вот это храм!»

Смольный монастырь, Смольный собор

Окончательно Смольный собор был достроен только после соответствующего решения императора Николая I. Был проведён конкурс, в котором победил архитектор В. П. Стасов. В течение трёх лет зодчий занимался реставрацией и отделкой интерьеров, постройкой второго ряда служебных корпусов со стороны главного входа в монастырь. Стасову принадлежит проект рисунка ограды.

20 июля 1835 года Смольный собор был освящён как Собор всех учебных заведений. В память об этом была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. Архитектор Стасов за свою работу получил вознаграждение в 2 000 рублей серебром в год, выплачиваемое ему в течение 12 лет.

В своём дневнике архитектор Стасов отмечал:

«Характер зданий, произведённых графом Растрелли, всегда величественен (grandioso), в общности и частях часто смел, щеголеват (elegant), всегда согласен с местоположением и выражающий точно своё назначение, потому что внутреннее устройство превосходно удобно, что свидетельствуется многими произведёнными им как в С.-Петербурге и окрестностях, так и по его проектам в разных местах России, и вообще самобытен, не обременён по тогдашнему времени множественными частными выступами и украшениями» .

Смольный собор строился дольше всех зданий в Петербурге — 87 лет. Церковный зал вмещал до 6 000 человек, был украшен мрамором. Алтарь отделяла хрустальная балюстрада. Запрестольный образ, ныне хранящийся в Русском музее, был создан художником Алексеем Венециановым. Колокольня же так и не была построена.

В 1923 году Смольный собор был закрыт, стал использоваться как склад. В 1972 году был снят иконостас, всё имущество передано в музеи. В 1974 году в соборе был открыт филиал Музея истории Ленинграда. В 1990 году здесь открыт концертно-выставочный комплекс.

Ещё до основания города на месте Смольного собора находилось Спасское село, от которого шла дорога в сторону Новгорода, через лес и болото.
История этого места очень богатая, к тому же нельзя пройти мимо и собора, и первого в России женского учебного заведения.
А ещё ходит легенда, что от подвалов Смольного было проложено метро, для эвакуации высших чинов Ленинграда.

На картах 1705 года Спасское село не отмечено, но есть упоминание о «развалинах древних шведских укреплений».

Карты Санкт-Петербурга, энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
При Петре Первом на месте Смольного собора располагались смоляные дворы, которые поставляли смолу для строительства кораблей. К 1725 году выстроен большой Смольный двор.

Кирсанов Н., Смольный двор
Рядом также при Петре I был построен дворец (назван Девичьим дворцом) для дочери Петра, Елизаветы. Когда Елизавета Петровна взошла на трон, то со временем, согласно легендам, хотела постричься в монахини. И для своего монастыря она выбрала место смоляного двора.

Вид Смольного монастыря со стороны Охты. Б. Патерсен. Ок. 1800
По ее указу, в 1749 году Франческо Бартоломео Растрелли начал разрабатывать проект Воскресенского Новодевичьего монастыря (Смольный монастырь) для 120 девиц из благородных семей. Для каждой из них требовались отдельные апартаменты с комнатой для прислуги, кухней и кладовой. Для себя же императрица повелела выстроить отдельный дом.

Ф. В. Перро. Вид Смольного монастыря, 1841 год
Центром монастыря стал Смольный собор. В 1757 г. началась Семилетняя война и строительство собора практически замирает.
Работы были возобновлены лишь в 1762 году. Далее, в 1764 и 1765 годах были освящены храм и церковь (на втором этаже северо-восточной башни был освящен храм во имя св. вмч. Екатерины, на третьем этаже северо-западной башни состоялось освящение церкви во имя св. прав. Захария и Елизаветы). Тогда же в монастырь были назначены игуменья и штат.

Смольный Воскресения Христова собор (Смольный собор), 1861 год
К концу XVIII в. число монахинь стало сокращаться, и с 1797 года их стали перераспределять по другим монастырям. В 1822 году монастырь прекратил свое существование. В 1845 году Николай I подписал указ о возобновлении монастыря.

Смольный собор, 1900 год
В течение многих десятилетий Смольный собор оставался неотделанным и не освящённым. Лишь в 1832 году по воле вдовствующей императрицы Марии Федоровны были продолжены работы по его достройке. В 1835 году Воскресенский собор был освящён митрополитом Серафимом.

Интерьер Смольного собора, 1900 год
Общее время строительства собора — 87 лет. Это самый большой срок строительства в Петербурге.
Воскресенский Смольный собор, 1910 год
В 1922 г. из собора были изъяты все ценности, в 1923 г. он был закрыт. Некоторое время в здании находился склады декораций. В 1967 г. началась реконструкция, после которой здесь разместили экспозицию Музея истории Ленинграда «Ленинград сегодня и завтра». В 1990 г. в Смольном соборе открылся концертно-выставочный зал. 21 июня 2001 г. внезапно рухнул центральный крест храма. 12 апреля 2004 г. шестиметровый крест, весом 5,5 т вернулся на свое место.
В подвалах собора был открыт бункер, который во время ВОВ использовался А. А. Ждановым. Позднее бункер был оснащен противоатомной защитой.
Существует легенда, что Смольный собор никогда не был освящён, потому что в нем повесился один из рабочих. Однако это не так. В соборе проходили службы, которые просто не могли бы проводиться, будь собор не освящён. Экскурсоводы утверждают, что смерть рабочего была случайной — всё-таки стройка, знаете ли, штука опасная.
Перейдём от собора и религии — к институту и наукам.
Смольный институт благородных девиц — первое в России женское учебное заведение.
Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев. 1901 год
Институт основан в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй в 1764 году и первоначально назывался «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Это общество, как говорилось в указе, было создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».
Смольный институт. Приём — экзамен на знание хороших манер. Выпускной альбом института 1889 года.
По уставу дети должны были поступать в заведение не старше шестилетнего возраста и оставаться там двенадцать лет, причем с родителей бралась расписка, что они не будут требовать их назад ни под каким предлогом до истечения этого срока. Сенату было повелено напечатать и разослать устав этого заведения по всем губерниям, провинциям и городам, «чтобы каждый из дворян мог, если пожелает, поручить дочерей своих в младенческих годах сему учрежденному воспитанию». Указ предусматривал воспитание двухсот благородных девиц в новостроящемся Новодевичьем монастыре.
Урок игры на арфе. Выпускной альбом института, 1900 год
В 1765 году при институте, учрежденном первоначально как закрытое привилегированное учебное заведение для дочерей дворянской знати, открылось отделение «для мещанских девиц» (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян).
На катке, 1905 год
В 1806-1808 годах для института по проекту арх. Джакомо Кваренги было построено специальное здание.
В 1848 году в институте открылся двухгодичный педагогический класс для подготовки учительниц, а мещанское отделение было преобразовано в Санкт-Петербургское Александровское училище (с 1891 — Александровский институт).
Смольный институт. Помывочная, 1914 год
Смольный институт. Учительская, 1914 год
Смольный институт. В столовой, 1913 год
Смольный институт. Дортуар, 1914 год
Смольный институт. Катание с горки, 1905 год
Смольный институт. Урок вышивки, 1914 год
Смольный институт. Урок гимнастики. Фото 1889 г.
Последний выпуск воспитанниц Смольного института. 1917 год.
В октябре 1917 года институт во главе с княгиней В. В. Голицыной переехал в Новочеркасск.
Красногвардейцы Путиловского завода у броневика «Лейтенант Шмидт”, захваченного у юнкеров в ночь на 23 октября, 1917 год
После этого в здании Смольного института расположился штаб по подготовке к восстанию большевиков, которым руководил Петроградский военно-революционный комитет.
Октябрь 1917 г. У ворот Смольного, 1917 год
Военно-революционный комитет, руководивший восстанием в дни Октябрьской революции, занимал помещения в 3 этаже. Вечером 24 октября в Смольный прибыл Ленин, возглавивший подготовку к Октябрьскому штурму.
Смольный, 1917 год
Ленин жил и работал в Смольном с ноября 1917 г. до 10 марта 1918 г. Он занимал две комнаты во 2 этаже с окнами на собор. Позже здесь была создана квартира-музей.
В.И. Ленин и И.В. Сталин в Смольном на заседании Совета Народных Комиссаров, 1918 год
Октябрь 1917 г. Красногвардейский патруль у костра на улице, 1917 год
Комиссары Петроградской Коммуны, 1918 год
Триумфальная арка у Смольного, 1919 год
В здании Смольного до 1991 размещались Областной и Городской комитеты ВКП(б) (позже КПСС).
Памятник В. И. Ленину у главного подъезда Смольного, 1935 год
Наглядная агитация возле Смольного, 1939-1940 гг
Общий вид Смольного, 1940 год
Партерный сад перед зданием Смольного, 1950 год
С 1991 здесь размещается Администрация Санкт-Петербурга.
Вид на Смольный собор, 2010-2013 гг
Смольный собор, 2010-1013 гг
Смольный собор, 2010-2013 гг
В следующих постах мы изучим территорию комплекса, с садами и зданиями, в т.ч. утерянными. И пройдёмся по диктатуре пролетариата — точнее, по соответствующим площади и улице.

Tags: институт, история, монастырь, образование, революция, собор, центр, центральный район

Отзывы Смольный собор Санкт-Петербурга (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Вид на Смольный собор Санкт-Петербурга с воздуха

Смольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Построен в стиле барокко. В архитектуре ансамбля органично сочетаются элементы древнерусского зодчества и европейской архитектуры.

По преданию дочь Петра Первого Елизавета хотела постричься в монахини и выбрала для монастыря одно из самых красивых мест на берегу Невы, там где стоял дворец, в котором она провела юность.

Строительство было начато по проекту архитектора Б. Растрелли в 1748 году. Его расположение в центре монастырского двора и высота в 93,7 метра создают ощущение устремленности сооружения ввысь.

Здание вмещает до 6000 человек. По замыслу архитектора рядом должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России. Но этим планам не суждено было сбыться. Растрелли умер в 1771 году, так и не увидев свое творение в завершенном виде. А его последователи решили, что высокая колокольня не впишется в городской пейзаж. Весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды долгостроя. Внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году.

Монастырь сначала именовался как Воскресенский Новодевичий, затем для краткости — Смольный. Был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году. С 1765 года в зданиях монастыря находилось воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения.

В наружном оформлении комплекса мы видим сочетание голубых стен и белокаменной лепки, что придает монастырю праздничность и живописность. Великолепное здание храма окружено четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами. Домовые церкви имеют только один шлемовидный купол, увенчанный большой главкой с крестом и как бы встроены в стену.

Ажурная ограда храма была отлита по рисунку Стасова и является одной из самых высокохудожественных в Северной столице. Портики-павильоны — пропилеи, оформляют въезд на территорию монастыря.

Внутренней отделкой руководил архитектор В. Стасов. Интерьер был прост, но имел торжественный вид. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор. Перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя. Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Ансамбль монастыря — это историко-архитектурный памятник мирового значения. В настоящее время комплекс является филиалом государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь проводятся концерты, организуются выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, а также научные и историко-художественные музейные выставки.

Полезная информация

Вход: 250 RUB, по ISIC 150 RUB, до 18 лет и пенсионеры 50 RUB; по Карте гостя Санкт-Петербурга — бесплатно; веб-сайт

Адрес: Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 1; +7(812) 710-31-59 экскурсии; 577-14-21 автоинформатор.

Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.

Закладка Смольного монастыря состоялась 30 октября 1748 года. В основание фундамента был торжественно опущен закладной камень. Церемонию увенчал 101 залп из 20 пушек. Воскресенский новодевичий Смольный монастырь — женский монастырь.

Благодаря своеобразию взглядов Растрелли, Смольный монастырь был создан в нестандартной интерпретации барокко — в отличии от европейских «фасадных» стилей, Смольный был предназначен для осмотра со всех сторон.

Что же так притягивает петербуржцев и гостей города к этому строению прославленного архитектора? Сейчас мы попробуем разобраться во всех нюансах посещения этого удивительного строения.

Адрес, как добраться, график работы и др.

Смольный в Санкт-Петербурге расположен по адресу: Санкт-Петербург, площадь Растрелли, 1. Смольный собор открыт для посещения с 7:00 до 20:00. Подъём на звонницу возможен ежедневно с 7:00 до 20:00.

Смольный находится на значительном удалении от станций метро. Около 30 минут идти от ближайших станций «Чернышевская» и «Площадь Восстания». Поэтому настоятельно рекомендуем добираться общественным транспортом:

  • От ст. м. «Чернышевская» идут автобусы 46, 22, троллейбус 15.
  • От ст. м. «Площадь Восстания» — автобус № 22, троллейбусы №№ 5, 7.

Лица, имеющие право на льготное посещение Музея, предъявляют соответствующие документы в кассе, а также по просьбе работников Музея или уполномоченных лиц при входе в Музей. Посетитель имеет право на бесплатное посещение музейного объекта не более, чем один раз в день.

Лица, предъявившие на контроле льготный билет, но не имеющие документов, подтверждающих эти льготы, в Музей не допускаются. Бесплатное посещение не распространяется на дополнительные услуги

Экскурсии в Музее проводятся для группы посетителей (в количестве не менее 15 человек). Экскурсионное обслуживание предоставляется меньшему количеству человек за дополнительную плату.

Впечатления от посещения Смольного

Смольный монастырь — один из лучших архитектурных ансамблей в стиле русского барокко. В проекте собора, архитектор Растрелли соединил традиционную для русских храмов тему пятиглавия и европейский стиль.

Звонница Смольного собора сегодня является самой высокой смотровой площадкой, с высоты более 50 метров можно увидеть панораму города и реки Невы. Высота самого собора почти 100 метров.

Знакомство с ансамблем Смольного монастыря можно начать с правого берега Невы, на Большеохтинском мосту (мост Петра Великого). Оттуда открывается панорама со стройным, «парящим в воздухе» силуэтом Смольного собора. Вид на собор со стороны Невы не раз был запечатлен на акварелях и литографиях.

Пройдя по мосту и Тульской улице до Суворовского проспекта (одного из крупнейших проспектов Санкт-Петербурга) можно увидеть, как гармонично собор завершает перспективу улицы. Внутри самого архитектурного ансамбля сохранилась великолепная брусчатая мостовая.

В 2013 году из Воронежа был доставлен и освящён 10-ти тонный колокол. Некоторое время он стоял перед собором, на который можно было полюбоваться. Удивительный факт состоит в том, что 7 октября 1922 года собор был закрыт. Верующие в течение очень долгого времени просили властей вернуть храм, но просьбы не были удовлетворены.

Впервые за постсоветское время 24 мая 2009 года в храме был совершен молебен, 7 апреля 2010 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром была совершена первая Божественная литургия, и лишь 25 января 2016 года в день святой мученицы Татианы Смольный собор был передан Русской Православной Церкви.

Изюминка Смольного собора

С этим утверждением туристов трудно не согласиться. Речь идёт о том, что подавляющее большинство людей, посетивших собор, считают главной достопримечательностью Смольного собора — его чарующе великолепный вид, создающий ощущение некоторого парения в небесах. Скорее всего, подобное ощущение складывается из-за цвета стен строения и формы его архитектуры, которая просто «тянется в безоблачную высь».

Второй момент — это его смотровые площадки. Оттуда открывается удивительный вид на город, при чем, с разных площадок — свой.

Совет. Постарайтесь попасть в собор в первые часы после его открытия. Так вы сможете насладиться его красотой без обычной туристической суеты и толкотни.

Если вам выпало счастье попасть в музей, но с экскурсоводом получилась накладка — не беда! Смотровые площадки оборудованы внешними динамиками, которые транслируют аудиозапись, описывающую все ключевые моменты. Также, на смотровой площадке есть бесплатный бинокль, через который посетители могут любоваться Северной столицей с прекрасной обзорной точки.

Совет. При начале восхождения к смотровым площадкам трезво оцените свои силы! Подъём вас ожидает достаточно трудоёмкий, а лифтов или эскалаторов там нет. Примерная высота восхождения — уровень 17-го(!) этажа. Во время подъёма вас будет сопровождать классическая музыка, льющаяся из динамиков. Примерное время потраченное на подъём составит 50 минут.

Внутреннее убранство ничем особенным не выделяется. Но, несомненно, истинные любители древностей найдут и там нечто для себя интересное. Взобравшись на смотровую площадку и вдоволь насладившись видами Санкт-Петербурга, вы сможете отдохнуть в парке, находящемся рядом. В вечернее время суток Собор подсвечивается, его прекрасно видно с другого берега Невы.

Интересные факты

  • Смольный собор стал своеобразным «рекордсменом» — ни одно здание в Санкт-Петербурге не строилось так долго — 87 лет!
  • Это число неразрывно связано с историей собора — 87 лет в соборе проходили службы и 87 лет он стоял закрытым.
  • Когда храм реставрировали, специалисты нашли здесь потайные ходы, которые вели в сторону проспекта Чернышевского.
  • В подвалах собора было оборудовано первое бомбоубежище, которое защищало от излучения.
  • Поговаривают, что была построена специальная ветка метро, которая соединяет подвалы Смольного со станцией метро «Чернышевская»…
  • В Смольном соборе был открыт концертно-выставочный зал. В 1991 году при концертно-выставочном зале «Смольный собор» создали камерный хор, получивший наименование Камерный хор Смольного собора. В 2015 году, после того как Смольный собор был передан церкви, Камерный хор Смольного собора был вынужден сменить и место, и название. С 1 мая 2016 года хор называется Концертным хором Санкт-Петербурга.

И, на прощание…

При удалении от собора, обратите внимание на то, что постройка кажется выше окружающих строений, при приближении — проигрывает в высоте.

  • Все подробности в аудиогиде о Смольном соборе в Петербурге

Приятного посещения!

Смольный собор – действующий православный храм, расположенный в непосредственной близости от левого берега Невы. Здание входит в архитектурный комплекс «Смольный монастырь».

Собор был возведен на месте завода по производству смолы для корабельного строительства. Стиль архитектурного памятника – барокко. Храм является примером гармоничного сочетания древнерусских и западноевропейских традиций зодчества.

Строительство храма началось в 40-е годы 18-го века. Императрица Елизавета I решила стать монахиней и приказала построить у Невы монастырь с храмом. Архитектором будущего собора стал Б. Растрелли.

Великий зодчий разработал амбициозный план строения высотой почти в 94 метра, интегрированного в монастырский комплекс с самой высокой колокольней в стране. Задумка Растрелли осталась нереализованной: строительство собора затянулось, и архитектор не дождался его завершения – он скончался в 1771-ом году.

Сменившие Растрелли архитекторы убрали из проекта колокольню, решив, что она нарушит вид на левобережье Невы. Смольный монастырь с собором стал настоящим долгостроем – работы продолжались почти 90 лет, превзойдя все антирекорды в этой области. Обделку внутренних помещений храма строители завершили в 1835-ом году, когда Российской империей уже правил Николай I, а царица Елизавета I давно скончалась.

Во внешнем облике собора превалируют три цвета – белый, голубой и золотистый. Это придает храму особую торжественность и нарядность. Здание венчает огромный круглый купол, вокруг которого расположены четыре золотые маковки с православными крестами.

Смольный собор – часть огромного монастырского комплекса с церквями, жилыми строениями, аркадами. Все здания выдержаны в едином цветовом стиле.

Важная достопримечательность Смольного собора — уникальная ограда вокруг храма. Она была изготовлена по эскизам художника В. Стасова и является одной из самых красивых и необычных в Петербурге. Ажурные переплетения, рисунки и барельефы ограды завораживают: ее можно рассматривать, как большую картину.

Внутренняя отделка храма также выполнена Стасовым. Интерьер торжественен и строг. Поражает воображение величина основного соборного зала с высокими золотыми иконостасами и мраморными стенами. У алтаря расположена балюстрада, выполненная из горного хрусталя. Лучшие русские мастера вручную покрыли алтарь тонкими узорами.

Из реликвий Смольного собора до нашего времени дошли иконы «Воскресение Иисуса Христа» и «Введение Богоматери во Храм». Автор икон – художник А. Венецианов.

Смольный собор является памятником архитектуры и истории мирового значения. До 2015 года в храме работал музей, проводились концерты и выставки.

В 2015 г. собор был передан Русской православной церкви. В настоящее время в нем проходят постоянные церковные службы.

Видео:

Как добраться:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *