Со священником

Во время пандемии коронавируса на священнослужителей, как и на врачей, люди возлагают большие надежды. Верят, что они силой молитвы также смогут победить это «вредоносное поветрие».

Сейчас идет Cтрастная неделя. Через несколько дней православные христиане по всему миру будут встречать Пасху. Дома. По последнему распоряжению Роспотребнадзора вход в храм для них будет ограничен. Находиться на службе разрешено лишь священнослужителям. В преддверии Светлого Христова Воскресенья «Призыв» решил узнать у православного батюшки, как же стать тем человеком, который в это непростое время просить у Бога помощи для всех людей? Кому это под силу и стоит ли брать на себя такую ответственность — врачевать людские души? На наши вопросы отвечает Аркадий Маковецкий, руководитель миссионерского отдела Владимирской епархии. С 1993 года батюшка служит настоятелем храма св. Василия Великого в селе Борисовское Суздальского района. А ещё преподает во Владимирской духовной семинарии.

Кто может стать священником и как начать обучаться этой профессии

Теоретически священником может стать любой православный молодой человек и даже человек в зрелом возрасте. Он должен быть крещеным, соблюдать все традиции: исповедоваться, причащаться. Возможно, он уже участвует в определенном послушании, помогает в алтаре или на клиросе. Утвердившись с мыслью о своей готовности идти учиться, он берет рекомендацию от священнослужителей той церкви или монастыря, который посещает.

— Учиться можно во Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии. Это высшее духовное учебное заведение Владимирской митрополии Русской православной церкви. Здесь абитуриента ждут экзамены и собеседование, как в любом учебном заведении. И по их результатам зачисляют или нет. Ректором семинарии является митрополит Владимирский и Суздальский Тихон, — говорит отец Аркадий. — Во Владимире есть несколько династий священнослужителей. Но у большинства нет предков – служителей церкви. Наверное, это результат многолетних атеистических гонений во времена Советского Союза.

Вступительные испытания

Как правило, абитуриентов духовной семинарии начинают экзаменовать в августе. Возможно, в этом году в связи с пандемией сроки сдвинутся. Сейчас на официальном сайте учебного заведения опубликована информация: прием документов проводится с 17 июня по 17 августа по адресу: г. Владимир, ул. Б. Московская, 51 (с 10.00 до 15.00). Обучение длится пять лет. Оно бесплатное. Коммерческих мест нет. Ежегодно на первый курс сюда зачисляют около 20 студентов.

— Они в течение недели в августе проходят эти испытания. Нужно несколько молитв знать наизусть, иметь базовые знания об истории церкви, православных праздниках, уметь читать на церковно-славянском языке. И потом окончательное решение о зачислении принимает комиссия. Я думаю, что человек, который посещал храм и часть жизни уже посвятил церкви, справится с поступлением, — уверен отец Аркадий. – А если просто человек с улицы зайдет, ему будет очень трудно. Рекомендация здесь очень важна: чей это прихожанин и духовный сын? Какие послушания он нес, что он умеет? Тогда и легче с ним разговаривать на предмет будущего: где он себя видит после окончания духовной семинарии?

Среди студентов были и такие, кто просто за счет семинарии захотел получить отсрочку от армии. Что для церкви очень печально.

Будни студента

Поднимаются студенты духовной семинарии рано. Как правило, часов в 7 утра. День начинается с молебна на территории Богородице-Рождественского монастыря. Потом учеба. Обычно до 3 часов дня. Пропускать пары нельзя. Предметы все, а их более 50, очень важны: пригодятся потом на практике, говорит духовенство. Это пасторское богословие, сектоведение, законодательство РФ. Языки учат иностранные, древние.

Самым сложным предметом для семинаристов является догматическое богословие. Приходится заучивать наизусть большие тексты. Сейчас во время пандемии студенты семинарии, как и вся молодежь, обучается дистанционно.

Условия проживание семинаристов чем-то схожи с военным училищем. Студентам предоставляется бесплатное общежитие. Когда они хотят выйти за пределы семинарии, они должны взять «увольнительную». Согласовать свой выход с дежурным священником. К слову, студенты могут даже пригласить девушку в кино, театр, на выставку либо кафе. Это не запрещается. При условии, что в данный момент не идет церковный пост. Здесь, конечно, пандемия сейчас тоже вносит свои коррективы.

Отчисление студентов из семинарии тоже бывает. Это может произойти за дисциплинарное нарушение, за неуспеваемость. Кто-то во время учебы понимает, что это не его, потому что много ограничений.

— Курить студентам семинарии нельзя. Может, конечно, кто и курит втихаря. Но, вообще, в традиции Русской православной церкви наши священники не курят. Католики, греки православные курят, но это их дело. Они нам в этом плане не пример, — подчеркивает отец Аркадий.

Как выбрать церковь для служения

На последнем курсе семинаристы сами начинают подыскивать церковные приходы, куда потом пойдут служить. До принятия сана священника выпускники трудятся в храмах алтарниками, псаломщиками, помощниками настоятеля.

Диплом духовной семинарии для священнослужителей является документом о высшем образовании. Но он признается только в церкви. В светских учреждениях такого не происходит. Уровень образования батюшки будет учитываться при назначении на должность в храм. Могут и настоятелем сразу поставить. Всё будет происходить по усмотрению владыки и епархиального совета.

— Для будущего священнослужителя, который связывает свою жизнь с церковью, учеба в семинарии не должна быть единственным образованием. Дальше молодой человек может пойти в высшую духовную академию. Также приветствуется, когда семинарист заочно получает высшее образование в светском вузе. Многие студенты выбирают кафедры философии и религиоведения в ВлГУ, — говорит отец Аркадий.

Фото: yandex.ru/collections

Монах или «белый батюшка»?

После семинарии выпускники не могут, как правило, сразу же принять сан. Так как должны определиться, кем будут: монахами или женатыми батюшками. Этот период может затянуться даже на несколько лет. Если человек захочет стать «белым батюшкой» (женатым), он должен найти себе достойную невесту. Потому что рукоположение неженатых священников возбраняется.

— Они должны найти невесту. Мотивированную православную девушку, которая будет готова разделить с мужем тяготы священнослужения. Это не ремесло, которое можно выучить и жить безбедно. Это служение, которое связано не только с внешними почестями, но и трудностями внутри семьи. Поэтому матушка должна это понимать и сознательно пойти на эту жертву – стать женой будущего священника. Поэтому выпускник не может жениться на ком попало, чтобы семья не распалась, столкнувшись с первыми тяготами жизни.

Но есть семинаристы, которые решают сразу принять постриг. И таких рукополагают в иеродьяконы или иеромонахи. Монахи дают обет безбрачия на всю жизнь.

Профессия неденежная. Возможна ли подработка?

Состоятельных священников не так много, как это принято обсуждать в народе. Большинство батюшек имеют средний достаток. Есть те, кто живет на грани нищеты, говорит настоятель сельского храма. Поэтому семинаристы, изначально выбирая этот путь, должны понимать, что профессия эта неприбыльная. Тем более приходов в области сейчас достаточно много.

Недавно в рамках межсоборного присутствия проходил опросник, где каждая епархия высказала своё мнение, какие профессии совместимы со священнослужением. Пришли к выводу, что это те профессии, которые не вызывают у людей соблазна. Священник попутно может быть фермером, выращивать зерновые культуры, заниматься скотоводством, развести пасеку. Если у батюшки есть педагогическое образование, он имеет право преподавать. Может быть и врачом. Но хирургом — лишь по благословению митрополита. Сейчас, в связи со сложной экономической ситуацией, подработка будет как никогда актуальна.

Личный опыт

Отец Аркадий был примерным советским студентом, который ходил… в церковь. В своё время он закончил физико-математический факультет Челябинского государственного университета по специальности «Химия». Во время учебы был и КВН, и дискотеки, как у всех студентов в начале 80-х годов. Но после пар будущий батюшка спешил в храм, где пел на клиросе и читал псалмы.

— Я был очень наивный, думал, что, если я буду ездить далеко в церковь, меня никто не вычислит. И я не смогу навредить этим своим родителям, которые были преподавателями в моем вузе. Но это быстро всё открылось. Был скандал. В партком вызывали отца как декана факультета. Чудом меня не отчислили. Наверное, потому что годы были ближе к перестройке.

После окончания вуза Аркадий Маковецкий отслужил в армии, поработал учителем в школе. Затем его рукоположили в дьяконы и отправили учиться заочно в Сергиево-Посадскую духовную семинарию Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Два раза в год он приезжал на сессию, сдавал экзамены, получал новые задания, писал конспекты. К этому времени священнослужитель уже был женат, и у них с матушкой подрастал маленький сын.

В семинарии был строгий преподаватель Глухов, вспоминает батюшка, он принимал катехизис. Сдать ему на пять было нереально. Перед студентами ставил высокую планку. Для многих уже тройка была за счастье.

— Я у него получил пятерку. И когда владыка Евлогий об этом узнал, очень удивился. А мне просто попалась очень удачная тема — «Церковные праздники». Число, краткое содержание праздника, тропарь. А поскольку я с ранних лет ходил в храм, я все тропари знал наизусть. И вот я минут 40 ему отвечал. И он мне поставил «отлично». На удивление всей нашей группе заочников.

Но учиться отец Аркадий продолжает до сих пор. После духовной семинарии была аспирантура при факультете философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета, где батюшка получил научную степень кандидата философских наук. А сейчас он заканчивает обучение в общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Москве. В общем, являет собой яркий пример: век живи, век учись.

Напутствие всем будущим священникам

Идти в священнослужители можно лишь по призванию. Есть банальное, но верное изречение, что в трех профессиях нельзя работать иначе. Это учитель, который, не любя своё дело, уродует души людей, врач, который может навредить телу человека. А неумелый священник может испортить и то, и другое.

— Он может научиться красиво петь молитвы, элегантно размахивать кадилом, но быть внутри пустым. И наши благочестивые прихожане быстро отличают доброго пастыря от ремесленника, который просто красиво исполняет обряды, — подчеркивает батюшка.

Прежде чем идти поступать в семинарию, нужно обязательно посоветоваться со своим духовником, есть ли у тебя потенциал. Необходимо сто раз подумать. Учиться в духовной семинарии тяжело, предупреждают священники. Помимо учебы студенты несут всевозможные послушания. Это несравнимо со светским вузом.

Татьяна Данилова

Фото Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии и «Призыва»

Священник — в общеупотребительном (нетерминологическом) значении, служитель религиозного культа. Имеет особое значение в историческом иудаизме (см. статью Коэны; сейчас в иудаизме нет священников и использовать даный термин применительно к раввинам — ошибочно).

Священник — священнослужитель второй степени священства, совершающий по данной ему благодати все богослужения и таинства (за исключением хиротонии и освящения мира и антиминсов).

В Римско-католической, православной и ряде других христианских конфессий, признающих традиционное понимание священства, священник есть священнослужитель, имеющий 2-ю его степень: ниже епископа и выше диакона (в православии также называется пресвитером). Использовать термин «священник» применительно к лицу, имеющему епископский (архиерейский) сан, — терминологически неверно.

Священнослужитель, относящийся ко второй степени священства. Имеет право совершать богослужения и все таинства, кроме таинства рукоположения. Иначе священник называется иере́ем или пресви́тером (греч. πρεσβυτερος — старейшина; так называется священник в посланиях апостола Павла).

Поставление в священники совершается архиереем (епископом) через рукоположение.

К рядовому священнику и монашествующему священнику (иеромонаху) принято обращаться: «Ваше преподобие», к протоиерею, игумену или архимандриту — «Ваше Высокопреподобие». Неофициальное обращение — «отец (Имярек)» или «батюшка». В Русской Зарубежной Церкви обращение «Ваше преподобие» традиционно относилось к монашествующему, а «Ваше благословение» — к женатому священнику.

С конца XIX века в России термин «поп» воспринимается как разговорно-просторечный (порой с негативной коннотацией); до 1755—1760 годов слово было общепринятым и официальным званием. Благодаря деятельности Ивана Панфилова, духовника императрицы Екатерины II, в официальных документах стали использовать слова «священник» и «протоиерей». Слово «поп» возводят к позднегреческому «папас» (что значит «священник»), а в новогреческом «паппас» — это «папа римский». В подтверждение этой версии историко-этимологический словарь Черных приводит факт, что слово «попадья» пришло в славянские языки из греческого . Среди русских насельников на Афоне слово часто используется в речи как обиходное обозначение лиц в пресвитерском сане.

В Католической церкви, как и в православии, священники относятся ко второй степени священства. Священник имеет право совершать пять таинств из семи, за исключением таинства священства (хиротонии) и таинства миропомазания (его священник имеет право совершать лишь с разрешения епископа диоцеза, в котором он инкардинирован). Священники рукополагаются епископом. Как и в православии, священники делятся на монашествующих (чёрное духовенство) и епархиальных священников (белое духовенство). В латинском обряде католической церкви для всех священников обязателен целибат, в восточнокатолических церквях целибат обязателен только для монашествующих и епископов. К священнику принято обращаться «отец (Имярек)».

Традиционной одеждой всех священников является сутана. Цвет сутаны зависит от степени клирика. Литургическое одеяние священника включает в себя альбу, орнат (называемая также казула) и столу.

В целом протестантизм характеризуется более демократичным устройством общин по сравнению с православием и католицизмом. Во главе церковной общины стоят старейшины (пресвитеры), избираемые из светских членов общины, и проповедники, обязанности которых не были связаны со священнической деятельностью, а являются лишь службой (лат. ministerium; отсюда их название — министранты). Пресвитеры и министранты являются частью консистории. Консистория же является коллегиальным органом управления в церкви, в обязанности которого входит решение всех насущных вопросов и проблем прихожан, их веры и жизни самой церкви. В протестантизме упразднён институт монашества и монастырей.

У квакеров все члены общины выполняют роль священников, а пастор лишь исполняет роль проповедника.

В теологии Евангелическо-лютеранской церкви исходит из догмата «Священства всех верующих» на основание слов Священного Писания: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1-е Петра 2:9). Согласно этому все верующие являются священниками, получающими всю необходимую благодать от Бога при крещении.

Однако, в связи с требованиями внешнего порядка в лютеранских общинах существуют люди призванные для публичной проповеди и совершения таинств — пасторы (Аугсбурское исповедание, XIV). Пастор призывается Церковью через обряд рукоположения. Призвание подразумевает, что пастор обладает способностями и получил достаточные знания и умения для проповеди Евангелия в чистоте и совершения таинств согласно Евангелию. Рукоположение рассматривается как обряд благословения будущего пасторского служения, при этом не идет речи ни о какой «дополнительной» благодати, человек получает все духовные дары при крещении. В случаях если по той или иной причине в общине нет пастора, то его обязанности исполняет проповедник или лектор. Проповедник должен иметь определенное теологическое образование. Проповедник имеет право сам составлять проповеди, которые он читает, лектор такого права не имеет.

Облачение священника составляют подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза).

На груди, поверх рясы или облачений, священник носит иерейский наперсный крест.

Знаменитые и известные Священники

• Флоренский Павел Александрович
• Шмальц Мориц Фердинанд
• Марсилио Фичино
• Сьеса де Леон Педро
• Лев Оптинский
• Эразм Роттердамский
• Бертон Роберт
• Савонарола Джироламо
• Нери Филипп
• Абеляр Пьер
• Биографии великих и знаменитых людей

Интервью со священником Томас Форсберг|15.06.20 4414 Сколько зарабатывает обычный деревенский поп? Почему грех курения хуже содомии? И что ждёт православную веру и религию вообще?

Про братьев, качалку и православного араба

Расскажи, как ты пришёл к тому, чтобы стать священником?

Я из простой советской семьи. Родители мои – не атеисты, но и не активно верующие. На Пасху яйца покрасить, прийти на отпевание и не более. Такие обрядовые вещи в семье были всегда. Но именно религиозным я стал в 13 лет, и с того времени я в этом направлении активно двигаюсь. Самую полную реализацию своих стремлений я видел только в одном – стать священником. На это можно смотреть по-разному: взросление, поиск себя. А верующий человек скажет: «Бог привёл».

Я видел, чем увлекались мои друзья. Всё это было интересно: музыка, кино, искусство. Но не выходило за рамки этой жизни. А настоящий смысл должен быть вне.

Мой выбор не был чудом или результатом трагедии. Не то, чтобы я взял и в один момент пошёл к вере. Это происходило постепенно.

Ты сразу выбрал для себя православие или рассматривал какие-то иные конфессии?

Я из Башкирии. Городок Благовещенск, но обычно я говорю Уфа, поскольку он практически рядом. В Башкирии распространены две религии – православие и ислам. Не то, чтобы с детства в меня вкладывалось негативное отношение к исламу. Просто есть некоторое иронично-саркастическое взаимоотношение на бытовом уровне, которое, к сожалению, так или иначе, оставляет свой отпечаток. Поэтому ислам я сразу не рассматривал. А православие мне ближе по происхождению.

Как родители и друзья отнеслись к твоему решению стать священником?

Родители всегда меня поддерживали и рады тому, как у меня складывается жизнь. А друзья, общество… Мы сейчас в такое время живём, что всем на всех наплевать.

Друзьям-безбожникам, ну или атеистам по-другому, неважно кем я работаю. Если им что-то интересно, то я рассказываю. Если мне, то у них узнаю. Обычно мы общаемся на нейтральные темы.

Где ты получал специализированное образование?

После девятого класса я поступил в духовное училище в Муроме. Скорее это напоминало воскресную приходскую школу. Сыграл юношеский идеализм, но я не жалею, хотя духовное училище – это ни о чем.

Здание Московской духовной академии; Источник: официальный сайт МДА

Два года я прожил в самом старом монастыре на территории Российской Федерации. После поступил в Московскую духовную академию, расположенную в стенах Троице-Сергиевой лавры.

Троице-Сергиева Лавра; Источник: hdfootagestock.com

Проучился я два года, женился, перевёлся на заочное отделение. Рукоположили в диаконы, потом в священники.

Каковы особенности МДА?

Ценности семинарии не в том, что там преподают, а в самой атмосфере. Семинария – это закрытое учебное заведение. До реформы образования в лавре было такое деление – есть семинария, а есть академия.

Сейчас они получили государственную аккредитацию, и теперь есть академия, а в академии – бакалавриат, магистратура и аспирантура. Но все это под единой шапкой академии.

Насколько тяжело учиться?

Учиться не тяжело, если учишься.

Каков внутренний распорядок в МДА? Как у студентов с дисциплиной? Есть беспрекословное послушание?

Люди живут вместе в общежитии. Это создаёт опредёленную среду, в которой ты варишься. Тоталитаризма нет, но есть требования простой дисциплины.

Послушание, к примеру, это трудовые работы. Листья осенью убрать, помочь посуду собрать и помыть.

Работа нетрудная. Все, кто не может что-то выполнять, спина больная или другие физические дефекты – они от послушания освобождаются.

Бывают в МДА конфликты между студентами?

Конечно. Конфликты бывают в любом обществе, тем более в таком разновозрастном. Самому младшему студенту на потоке на момент поступления было 17, самому старшему – за 30. Те, кто помладше, более задиристые, постарше – спокойные.

Дружат все по интересам. Курящие с курящими, хотя курить строго запрещено. Набожные и благоговейные своим кружком.

А бывали нарушения дисциплины? Напивались студенты, к примеру? Как их наказывали?

Да, это конечно. Студенты напивались, их потом отчисляли. Учёбу всегда можно закрыть, даже если ты еле-еле с двойки на двойку перекатываешься. Если тебе тяжело, но преподаватели видят твои старания, то тебя отчислять не будут.

А если ты учишься хорошо, но всё время попадаешься пьяным, то тебя выпнут. Если где-то с друзьями выпиваешь, главное – не возвращаться пьяным в систему.

Драки обычно происходят на теме простых бытовых вещей. Когда кто-то проявляет определённую степень наглости, братья его вразумляют.

Вообще в семинарии может быть всё что угодно. Воровство, могут с девочкой застукать, ещё что-то. Люди везде и всегда одинаковые.

Какие предметы вы изучали в МДА?

Из общих – русский язык, литература, искусствоведение. А чисто церковные – литургика, богословие, патрология, библеистика, церковное пение. Сейчас есть ещё физкультура. Можно в футбол поиграть.

В семинарии даже качалка есть. Братья после занятий ходят веса жать. Там тоже свой кружок по интересам, кому хочется мышечную массу под рясой нарастить.

Есть какие-то общие черты у студентов духовной академии?

Понятно, что это люди верующие, хотя и в разной степени. Но мотивы у всех разные. Есть люди, у которых это была мечта всей жизни. У других просто так получилось. У третьих после получения двух высших, обзаведения семьёй и благами земными появилась потребность в благах духовных.

Студенты в основном представители СНГ, но экзотики тоже хватает. Учился с нами православный араб из Египта. Есть студенты из Индии, Ирака, Австралии.

Про коммивояжёров, рабочий день и зарплату

Ты сразу после учёбы устроился в храм?

Я никогда постоянно не работал, только подрабатывал. Коммивояжёром работал, по офисам бегал с сумкой и продавал книги. Знаете, такие приставучие люди есть, которые всякое продают? Я сначала подумал, что заставят ширпотреб толкать, но книги были хорошие, и это меня успокаивало.

Потом я в Москве несколько месяцев при храме жил и пел там же. А здесь, в селе нашем, у людей после трагедии возникла потребность в храме.

Сами они из беспоповцев, и 13 лет искали человека, который захочет стать здесь священником. И так по знакомству всё сложилось.

Я всегда хотел в деревне жить, огородик иметь. Природа кругом. Красиво и покойно.

Где находится твой храм?

В Нижегородской области в селе Сёмино.

Кто ты в церковной иерархии?

Простой приходской поп. Ничего особенного. Я отвечаю за богослужения, а люди, которые этот храм построили, отвечают за его содержание.

Мы по всем поводам советуемся. Как в Символе Веры говорится: «Во единую соборную…», то есть «все вместе».

Люди в приходе чувствуют себя людьми, а не бесправными овцами, которых всё время доят. Они содержат священника, храм, а потому имеют и свои права.

Как проходит твой рабочий день?

Живу я возле храма. Буквально пять шагов – и я дома, на дорогу тратиться не приходится.

Встаю я обычно часов в 7-8 утра. Молитва, завтрак, какие-то дела по хозяйству. Если служба, то встаёшь пораньше.

Службу проводишь, потом отдыхаешь. Ну а вечером огород, дома убраться, что-то в своём хозяйстве сделать. Жизнь у нас очень размеренная и тихая.

Какие таинства ты проводишь?

Крещение, причащение, покаяние, миропомазание, соборование, брак. У беспоповцев для сравнения таинства только два – крещение и покаяние. Они не верят, что есть священники на земле. Для них все священнослужители в ереси, потому они справляются сами.

Чем занимаешься в свободное время?

Книги, просмотр чего-нибудь в интернете, огород. Он хотя и маленький, но времени жрёт нормально. А за храмом я садик разбил и за ним ухаживаю. Занимаюсь семьёй.

Какие книги читаешь?

Я сознательно перестал читать художественную литературу. Книги в основном на религиозные или научно-популярные темы.

А философия?

Да, читаю. Мне нравятся труды Александра Гельевича Дугина о традиционализме. Он, кстати, тоже единоверец. Есть моменты, где я с ним не согласен, но в основном я его взглядам симпатизирую.

Александр Гельевич Дугин

Чтобы понять культуру, в которой мы сейчас живём, нужно с Платона начинать. Мы живём в мультиконфессиональном мире, и мне всегда было интересно понять мышление буддиста или мусульманина.

Александр Гельевич Дугин на крёстном ходу

Попробовать мыслить, как атеист – это тоже интересно.

Есть просто атеисты, которым всё равно. А есть ярые антиклерикалы, воинствующие безбожники. Вот мне и те, и те интересны, как они мыслят и почему.

Сколько ты зарабатываешь?

Община мне выделяет примерно 20 000 рублей в месяц.

Приходится где-то подрабатывать, чтобы прокормить семью?

Нет. Огород спасает. Иногда люди в храм что-то приносят. Это моя работа. В общеправославной среде, когда вы скажете, что «работаете» священником, слово «работа» может вызвать нехорошее отношение. Поправят: не «работа», а «служение». А я в слове работа ничего плохого не вижу.

В Священном Писании на церковнославянском написано: «Работайте, Господи!». Работать можно хорошо, тогда служение и работа станут одним и тем же.

Расскажи про своих прихожан

Костяк прихода – две семьи. Примерно 20 человек вместе с роднёй. Другие прихожане не особенно разбираются, что у нас за храм, и что такое единоверие и старообрядчество. Они просто приходят помолиться. Ну, пришли. Вот есть правила, так стоять надо, так поклоны делать. И они этим правилам подчиняются.

Есть и другой контингент в Селе – это те, кто считает нас сектантами. К нам они не ходят.

Те, кто нас за сектантов держат, посещают храмы в соседних сёлах. Агрессивных прихожан у нас нет.

Заброшенный деревенский домик в селе Сёмино

Средний возраст посетителей – от 30 до 65 лет, люди взрослые и сознательные. Все очень открытые и дружелюбные. Здесь даже заборов кругом домов почти нет, только кто скотину держит – те ставят.

А заезжали к вам представители криминального мира, чтобы пожертвовать?

Священным Писанием и каноном запрещено принимать пожертвования краденым, будь то деньги или имущество. В Священном Писании сказано, что цену блудниц, ростовщиков, бандитов даже вносить в церковь нельзя.

С религиозной точки зрения, деньги пахнут.

Община полностью обеспечивает храм. Если нам что-то нужно, мы справляемся сами.

Про бороду, алкоголь и содомию

Почему священники носят бороду?

Традиция ношения бороды сложилась из потребности понимать, какой веры человек стоит перед тобой. Из Священного Писания мы знаем: «Края бороды не порти». Это дано Богом, это образ Божий. У святых отцов образ Божий тоже понимается по-разному. Кто-то говорит, что он касается только внутреннего, кто-то – что и внешний образ важен.

Вот есть вторичные половые признаки. У женщины это грудь, а у мужчины – борода. Мужчина должен оставаться мужчиной, должен оставлять свой образ.

Есть красота ребёнка, есть красота мужчины, есть красота старика. Без надобности пластическую операцию делать нельзя. Есть ты и твой образ, который дан тебе Богом, и потому его нельзя искажать.

Кроме того, борода – это символ мудрости. Чем дольше человек живёт, тем он мудрее должен становиться.

Раньше старцы были в почёте не потому, что они просто старые, а потому, что мудрые. Сейчас чем человек старше, тем больше дури в его голове появляется.

Культ молодости сейчас – это не культ здоровья. Это культ незрелости, вредной спонтанности.

А какое отношение к здоровью в христианстве?

В христианстве есть культ здоровья – не навреди себе. Если человек отрезал себе палец, он подвергается церковному осуждению. Чревоугодие, алкоголизм, наркомания – это очень вредно не только для духовного, но и для физического.

В старообрядчестве грех курения считается более тяжким, чем содомия. Содомиты вредят себе и друг другу по согласию, тогда как пассивные курильщики получают вред против своей воли.

В новообрядческой церкви до революции курение было дозволительно. Раньше даже государство довольствие выделяло: кто курит, тем табак, а кто не курит – конфеты.

А какой алкоголь разрешён?

Сейчас мы всё пьём – и водку, и коньяк. Не только вино.

Есть старообрядцы, которые до сих пор употребляют только то, что сами сготовили. Мне в этом плане повезло. У моего тестя виноградники в Ростовской области, поэтому у меня всегда есть домашнее вино.

Алкоголь можно употреблять только по особым дням?

Здесь подход очень тонкий. В уставе сказано, что сегодня можно мясо и вино, завтра можно рыбу и вино.

При употреблении алкоголя главное сохранять контроль. Как в анекдоте про Сталина: «Батько меру знает».

Если человек себя не контролирует, то лучше быть абсолютным трезвенником от слова совсем. Правила для всех одинаковые.

Есть, к сожалению, священники, которые злоупотребляют алкоголем. От этого никак никого не спасти и не застраховать.

После воскресной службы община собирается за одним столом, на котором может стоять вино. А на поминках пить строго запрещено.

Священников берут в армию?

В 2015 году Владимир Путин подписал постановление, и теперь священников любых конфессий в армию не берут. Билетов никаких не дают, просто до 27 лет каждый год дают отсрочку. Но желающие после первого курса семинарии в армию идут. В основном это военные оркестры, кто-то попадает и в простые полки.

Про разводы, геев и безбожников

А с женой ты познакомился уже в селе?

Нет, познакомились мы через общину. Наш старообрядческий мир весьма тесный и маленький. Все друг друга знают.

Я сделал в общину запрос: «Есть ли у вас хорошие свободные девушки?».

Познакомился так со своей будущей супругой, полгода мы пообщались и поженились.

Жена у меня – педагог-психолог. У нас есть дочка.

Может ли священник развестись со своей женой?

Есть только один легальный способ развестись – по обоюдному согласию священник и его жена стригутся в монахи. У нас есть таинства, но нет контртаинств.

Если есть вдовец и вдова, которые хотят пожениться, то после венчания они будут считаться второбрачными. Прошлый брак не отменяется. На чине брачения венцы на них не надеваются.

У мирян, конечно, браки расторгаются. Но у нас в общине, слава богу, такого нет. У нас крепкие семьи со множеством детей. Но при определённых условиях брак всё-таки расторгается.

Например, если жена прелюбодействовала, то она брак разрушила, и муж должен её отпустить. А если соблудил муж, то церковь призывает жену простить его.

Есть и те, кто озвучил любовь до гроба. Повенчал я их, а через месяц они приходят и говорят: «Батюшка, у нас всё». Ну, всё так всё. А что им ещё скажешь?

Если священнику изменила жена, и он хочет остаться священником, то он должен жену отпустить. Если священник сам изменял, и это дошло до епархии, то его низвергают из сана.

Есть и такие священники, которые всю жизнь блудят, искусно это скрывая. Епархия не в курсе, а значит можно и на сторону ходить.

А как при разводе начисляются алименты при неофициальной зарплате?

На самом деле священника могут оформить официально по минимальной ставке. От неё алименты и будут рассчитываться, а всё остальное священник зарабатывает втёмную.

Часто священник просто ведёт отдельное житие. С женой они не разводятся, а дружат. Могут даже в разных городах жить, не нарушая верность друг другу.

Какое отношение в церкви к сексу?

Очень положительное. К беспорядочной половой жизни, конечно, отрицательное. И к сексу вне брака. Должны быть между людьми гарантии. Эти гарантии – брак. И разрыв брака – это разрез по живому телу.

Если близость между супругами приносит радость, это не есть грех. Это благословение Божие.

Духовные и физические отношения очень скрепляют двух людей. Есть даже такое выражение: «Во едину плоть».

Может ли священник заниматься сексом с супругой не для того, чтобы завести детей?

В иудаизме, к примеру, если жена не может родить тебе ребёнка – это повод развестись. В христианстве это не повод для развода.

Ну а средства контрацепции может священник с супругой использовать или это грех?

Средства контрацепции, как мы знаем, делятся на абортивные и не абортивные. Абортивные – ну, тут всё ясно.

Если вы создаёте семью, значит вы берёте на себя ответственность жить вместе в любви, а от этого могут рождаться дети. Поэтому любое препятствие без медицинского обоснования есть грех.

А если в семье уже 4-5 детей, и священник понимает, что физически не сможет содержать ещё одного ребёнка?

То есть он у него с голоду умрёт, или как? В нашей стране такого, слава богу, нет. Как вы себе эту ситуацию представляете? В семье священника рождается 20-й ребёнок, и он говорит: «Вот ты, доченька, у нас с голоду помрёшь, поскольку кормить тебя нечем». Это бред. Дети — это такой вклад, от которого ты, возможно, в последующем ничего не получишь.

Если детей не хочешь, то живи с женой просто вместе без близости. А если кататься любишь – люби и саночки возить.

Любовь – это чувства или работа?

Основание любви – уважение и работа. И только во вторую очередь чувства. Сперва это молния, которая разжигает. А потом нужно вкладываться. Деньги, время, забота. Нужно вкладывать себя.

Нужно, чтобы между людьми было единство. А мы часто видим, как люди поженились, а потом наигрались.

Каким ты видишь будущее православной веры?

Молодёжь в церковь не идёт. В РПЦ епископат больше похож на чиновников, поэтому их поведение часто людей отталкивает.

Как говорил Кураев, это и есть настоящее оскорбление верующих.

Бывает, конечно, и заказная травля священников. Бывает и сами клирики ведут себя неподобающе.

Но всё закономерно. Падение идёт со времён Эдемского сада, придёт антихрист и мир завершится. Христианство в этом мире, с точки зрения мирского, проиграет. Сатане будет дано воевать со святыми, и он победит святых. Вот это примерно и происходит.

Если мы с вами состаримся, то увидим в России однополые браки и другие мерзости. Нужно только подождать, пока западные мотивы накроют и наше общество.

Мир сейчас живёт в либеральной парадигме – свобода от Бога, от семьи, от традиции, государства и национальности. Идёт освобождение от гендера. Вершиной всего этого будет освобождение от человечества. Человек сможет выбирать, быть ему человеком или нет.

А положительные люди нетрадиционной ориентации, несущие добро и свет своими делами, никогда не будут приняты православной церковью?

Слава богу, православная догматика изложена и поменять её нельзя. Наверняка такие люди есть и среди священников, но они это скрывают.

А почему католическая церковь подстраивается?

В XX веке католики потеряли кошельки европейцев и поняли, что дальше так жить нельзя. Тогда они стали поскромнее. Они в этом плане молодцы.

У нас те, кто в царских одеждах блистал, так и блистает. Мы в России ничему не учимся, что церковная, что светская власть. Вина церковников в событиях 1917 года колоссальная. Образование народа было на их ответственности, и с этим они не справились.

Определённые тенденции отхода от веры в мире прослеживаются, и это неудивительно. Даже Христос спрашивает: «Найду ли я веру, когда приду второй раз?». Это не даёт нам право сложить лапки. Ход истории ответственности с нас не снимает.

Какова, на твой взгляд, главная проблема православной церкви в России?

Главная проблема в том, что мы плохие христиане.

Все только твердят: «Библия, Евангелие». Ну, хорошо. А вы-то какое к этому имеете отношение? Вы должны нести людям свет. Но люди от нас этого света, к сожалению, не получают. Оттого много христиан, как говорится, по имени.

Люди просто относят себя к той или иной конфессии и не более. Сейчас по-настоящему верующих людей сразу видно, поскольку быть верующим уже не принято.

Почему так много откровенного абсурда попадает в сеть? Неужели нет какого-то цензора, который отвечал бы за информационное поле?

Сейчас система такая: если ты не задеваешь ничьих интересов, то можешь нести любую пургу. Если это не касается чьего-то авторитета или кошелька, то всем на тебя плевать.

Ранее подобные высказывания выносились на Собор. Что-то оспаривалось, что-то относили к ереси, осуждали. Сейчас, к сожалению, ситуация плачевная. Если ты наехал на кого-то авторитетного, то тебя могут наказать, запретят проповедовать, служить или вообще отлучат от церкви.

Как ты относишься к атеистам?

В большинстве своём атеистами сейчас называют тех, кому просто на духовные вопросы наплевать.

Современный «ложный» атеист – это человек, у которого есть образование, работа, досуг, холодильник. И больше ему ничего не интересно.

Есть люди с определёнными убеждениями. Такие «безбожники» заслуживают большего уважения. Если человек имеет свою точку зрения, с ним можно говорить. Представления могут быть неверными или популистскими, но он над ними размышлял, интересовался.

Как я отношусь к атеистам? С состраданием. Мне искренне жаль «безбожников». Некоторые жалуются: «Вот, меня родители не научили молиться». Ну и что? Тебя родители многому не научили.

Каждый человек должен стремиться стать мудрецом. Не только поесть и поспать. Обоснуй хотя бы сам для себя, почему ты атеист. Так хотя бы к тебе появится уважение.

Про другие конфессии, мат и простреленный язык

С представителями каких иных конфессий ты сталкивался?

Я как-то в церковь пятидесятников заходил. Было интересно. Пару раз общался с муллой. В синагогу ходил, общался с практикующими евреями.

Московская хоральная синагога

Разговоры со священнослужителями иной веры примерно такие: «У нас вот так. А у вас вот так. Всё. До Свидания». Никакой агрессии.

Матерятся ли священники?

Сквернословие – это грех. Но есть нормативные слова, использование которых возможно. Например, слово заблуждаться, или блудить. Даже в церковнославянских текстах есть такие выражения: «были их глагоды в их ушесах яко блядове».

Сельский вид со двора нашего героя

Бабушка может сказать: «Я блудила в лесу». Это не значит, что она там беспорядочным сексом занималась, хотя женщин лёгкого поведения именно из-за заблуждений так и называют.

Вот чинишь ты что-то в храме и молотком себе по пальцу ударил. Вылетел мат. Что делать? Как искупить грех?

Священники тоже исповедуются. У каждого нормального христианина должен быть духовный отец.

Грех всё-таки понимается не как вина или преступление, скорее, как рана. Ты наносишь себе вред, и тебе нужно исцелиться. «Господи, помилуй!» – это значит исцели меня, исправь, сделай меня нормальным.

Страсти наносят нам определённые раны, и в церкви мы пытаемся от этого вылечиться, стать такими, какими мы должны быть.

Какие грехи самые распространённые?

Грехи у всех одинаковые, что у священников, что у мирян. Осуждение, кто-то кого-то обидел, обозвал, поссорился, не простил. Ленился молиться.

А если человек признаётся в уголовном преступлении, священник вправе нарушить тайну исповеди?

Если человек признаётся в тяжком грехе, например, в убийстве, то задача священника – убедить исповедующегося в нужности искупления. Искупить грех можно только наказанием, следовательно преступник должен сдаться полиции и понести его.

Если человек не пожелает этого, то нанесёт себе или окружающим ещё больший вред, поэтому священник должен взять ответственность за этого человека на себя – обратиться в органы.

Расскажи какие-нибудь необычные истории из жизни, так или иначе связанные с религией

В деревеньке, где мои предки жили, был случай на сенокосе. Мужик косой работает и поёт богохульные частушки. Бабы ему кричат: «Бог накажет, ты что творишь!» А он им в ответ: «А что мне будет? Вот если на войну заберут меня, то пусть тогда язык мне оторвёт». Его на войну забрали. Он всю войну прошёл и только одно ранение получил – ему пулей рот прострелило. До конца жизни он так и ходил с обрубком языка и вставной челюстью, по деревне детей пугал.

А вот ещё случай. Когда у прадеда во времена раскулачивания лошадей забрали, он так расстроился сильно, что сказал: «Истины на свете и правды никакой нет».

Психанул и разбил дома иконы о порог. А потом у него эта рука отнялась, которой он иконы бросал.

А есть в церкви какой-то свой особый юмор?

Да, много шуток про погребение, баек всяких. Таинство соборования, или маслоосвящения, проводится в старообрядчестве тогда, когда человек уже при смерти. Обычно это лежачие тяжёлые больные. Был один дед при смерти, ему священника вызвали. Тот провёл соборование, и ему хорошее такое пожертвование отвесили с собой.

А дед взял и выжил. Сидит на завалинке, курит. А бабы проходят мимо с колодца: «Чего это ты, живой, что ли? Тьфу ты, сколько денег зря пропало!».

Сколько тебе лет?

Мне сейчас 22 года.

Про раскол, единоверие и отношения с РПЦ

Насколько я понял, ты – старообрядец-единоверец. Расскажи, что это значит?

В XVII веке после церковного раскола те, кто захотел сохранить богослужебный и бытовой уклад, стали раскольниками, или старообрядцами, староверами, древлеправославными. Именований множество.

В среде старообрядцев тоже есть разные течения. Есть беспоповство, есть и те, кто приемлет священство. Есть мы – единоверцы.

Единоверие – это такое течение, адепты которого искали компромисс: как остаться старообрядцем и в то же время сохранить контакты с РПЦ. При отсутствии каких-то прямых выгод, люди не хотели отлучения от официальной церковной ветви. А их за то, что они бороды не брили, крестились двуперстно, приписывали к раскольникам. При Павле I единоверцев узаконили. Но вплоть до 50-х годов XIX века единоверцы оставались ущемляемыми в правах.

Новообрядчество, кстати говоря, тоже не едино, в нём также множество толков. На территории Российской Федерации и СНГ превалирует РПЦ МП. Но есть также катакомбники, непоминающие, осколки иных зарубежных церквей, не соединившихся с патриархией.

Православие не монолитное, что старо-, что новообрядчество. И у всех свои особенности.

Есть у вас своя внутренняя иерархия, как в РПЦ?

Это очень больной вопрос. После 1905 года и «Манифеста о веротерпимости», в первую очередь касавшегося старообрядцев, запретили именовать старообрядцев раскольниками, разрешили строительство храмов. В результате произошёл рассвет старообрядчества, увенчавшийся на Соборах 1917 — 1918 годов постановлением – единоверцы должны управляться своими епископами. И положили первого епископа – Симона Охтинского.

Первый единоверческий епископ священномученник Симон; Источник: pravoslavie.ru

До 40-х годов у единоверцев были свои епископы. Некоторые сейчас канонизированы в РПЦ, как новомученники. Но после того, как владыка Иов вернулся из ссылки с Севера и скончался от болезни, Синод постановил – теперь единоверческие храмы подчиняются местным архиереям. С тех пор нет у нас своей иерархии и подчиняемся мы РПЦ.

На момент развала СССР в России было только 2 единоверческих храма. Сейчас у нас примерно 40 приходов. Подача по организации нового храма идёт от самих мирян.

Как я смогу понять, что оказался в храме единоверцев, а не в храме РПЦ?

Пение у нас бесстрастное, звучит это более строго. Некоторые жалуются: «Что у вас так всё заунывно?». Наши песни не передают никаких чувств.

В новообрядческом храме пение радостное или грустное. Это своего рода манипуляция человеческими эмоциями. У нас запрещено насильно подталкивать человека.

Наверняка видели когда-нибудь таких экзальтированных женщин: «Ой, мы такого батюшку видели!». Это не благодать Божия. Это просто впечатление батюшкой.

Нет у нас и сильных ароматов. Я вот в лес схожу, обдеру ёлочку, этим и кадим.

А в каких отношениях вы с РПЦ сейчас?

Единоверие сегодня полностью интегрировано. Мы всячески изыскиваем себе автономность, но налоги внутренние, например, также платим.

Есть приходы, которые налоги не платят потому, что они просто бедные.

А чем тебя привлекло единоверие? Ведь в РПЦ можно построить карьеру.

Если человек хочет строить карьеру или деньги зарабатывать, он сделает это где угодно – в РПЦ, в Сбербанке, в Газпроме. И на чём угодно, даже на навозе.

В нашем движении людей немного и все они идейные. Мы вкладываем сюда все силы и средства, а материальной отдачи нет и быть не может.

А вообще раскол ведь произошёл не из-за внешних обрядовых особенностей. Корень кроется в самом подходе к жизни, к богослужению, к подчинению.

Меня, например, мои прихожане пожурить могут за что-то, если накосячу. А в РПЦ такого нет. У нас отношения человеческие, не раболепные.

Нет здесь какой-то искусственности. Старообрядчество свои убеждения выстрадало, пережило и гонения. На суде, например, свидетельство одного новообрядца равноценно было свидетельству нескольких старообрядцев.

02.10.2020 09:24:33 | Оплачивать за газ в Махачкале стало удобнее

02.10.2020 09:24:33 | В поселке Новый Хушет появится новый благоустроенный сквер

02.10.2020 09:24:33 | В Махачкале наградили призеров конкурса «Радуга»

02.10.2020 09:24:33 | Во всероссийской выставке «Золотая осень» примут участие 20 дагестанских сельхозпредприятий

02.10.2020 09:24:33 | В Махачкале провели дезинфекцию

02.10.2020 09:24:33 | Владимир Васильев осмотрел электроаппаратный завод в Кизляре

02.10.2020 09:24:33 | В Махачкале прошел «Конгресс дагестанской интеллигенции»

02.10.2020 09:24:33 | В Дагестане ведется подготовка к созданию исправительного центра для осужденных

02.10.2020 09:24:33 | В Москве прошли слушания по делу о попытке купить пост главы МВД по Дагестану

02.10.2020 09:24:33 | В троллейбусе со Сбербанком всего за 10 рублей

02.10.2020 09:24:33 | Владимир Васильев поздравил дагестанцев с Международным днем пожилых людей

02.10.2020 09:24:33 | Глава Дагестана предупредил чиновников об увольнении при неуплате ими налогов

02.10.2020 09:24:33 | «Ростелеком» обеспечил доставку телесигнала для уникального телемоста к 75-летию «Росатома»

02.10.2020 09:24:33 | Хизри Шихсаидов проверил ход строительства путепровода в Махачкале

02.10.2020 09:24:33 | Дагестан вошел в тройку регионов по продолжительности здоровой и счастливой жизни

02.10.2020 09:24:33 | Сбежавшие из колонии в Дагестане заключенные намеревались скрыться в Казахстане и Таджикистане

02.10.2020 09:24:33 | Правоохранители узнали о местонахождении беглецов из дагестанской колонии от жительницы калмыцкого поселка

02.10.2020 09:24:33 | В России запретят вывозить необработанную древесину заграницу

02.10.2020 09:24:33 | В России обнаружили утюги с прослушкой

02.10.2020 09:24:33 | Более 170 волонтеров Дагестана получили памятные медали от Президента России

Инициативная группа Славянской миссионерской церкви «Новая Жизнь” в г. Портленд опубликовала в понедельник обращение ко всем славянским церквям США с призывом проанализировать сложившуюся ситуацию в иммигрантских религиозных сообществах. По словам авторов публичного обращения, многие пасторы славянских церквей «потеряли чуство посвящения и служения людям”, из-за чего в их конгрегациях начался массовый отток паствы.

«Анализируя ситуацию с уходом молодых людей из миссионерской церкви «Новая Жизнь” в г. Портленд и других городах , приходим к пониманию, что это проблема не только одной церкви. Это обращение ко всем служителям церквей, особенно к тем, чьих детей или членов церкви можно встретить в местных тюрьмах”.

Авторы обращения указывают на шокирующую статистику преступности среди детей верующих родителей в Портленде.

«К огромной печали можно видеть много наших молодых людей в американских тюрьмах… разбитые, опустошенные, не имеющие духовной поддержки, – говорится в обращении к славянским сообществам на неофициальном YouTube-канале церкви «Новая Жизнь”. – Дети церкви, которая перенесла жестокие испытания, дети тех, кто когда-то был гоним и сидел в тюрьмах, умирая за веру! И теперь их дети и внуки сидят в американских тюрьмах”.

По словам автором ролика, большая ответственность за ситуацию среди «христианской преступности” лежит на самих служителях церкви, которые, борясь за духовную власть в своих конгрегациях, долгие годы игнорировали проблемы своих прихожан.

«Церковь, которая называет себя миссионерской, но не «родящей” новые души дома, которая превратилась в «воскресную церковь”… является опасным местом”, – отмечается в видео-ролике. – Существует опасность, что в такой церкви, люди будут соблазненными и их падение будет на совести служителей. Особенно на тех, кто видел проблему и молчал”.

По словам авторов видео-обращения, следствием такой ситуации «может быть сложившаяся годами неправильная структура и направление руководства церкви”.

«Центром служения в церкви должен быть только Христос и служение ему и людям… В центре служения не должна быть кафедра или сцена по воскресным служениям, и ни в коем случае, ни микрофон, который исспользуется зачастую, как средство манипуляции народом в церкви”, – считают в инициативной группе церкви «New Life”.

Авторы петиции также предлагают регулярно проводить открытые переизбрания пасторов. Это позволит «сохранить бдительность и не будет создана почва для развития диктаторства”.

«Имеет ли мы право приглашать новых людей в церковь, если не можем послужить, тем, кто уже в церкви?” – задается вопросом церковная оппозиция. – Наша беда в том, что мы пытаемся просвещать других, а сами не видим собственного состояния”.

Авторы обращения называют свое письмо к церквям «телеграммой о наступающей катастрофе на Титанике”.

«Если в церкви нет жажды спасать людей в прилегащей местности, если нет боли о потерянных людях своей веры, то это говорит о серьезных проблемах в руководстве церкви. Если в церкви нет правильно выстроенной Христоцентричной структуры управления, то все будет работать на пиар пастора и начнется политика, которая рано или поздно пройдет катком по каждому человеку”, – заключается в обращении к американским религиозным организациям.

Стоит отметить, что в прошлом году пасторы Славянской миссионерской церкви «Новая Жизнь” подали в суд на старшего пастора церкви Василия Вакульского, обвиняя его в узурпации и злоупотреблении церковной властью. В своей судебной иске совет директоров церкви также потребовал проведения выборов. В ответ, Василий Вакульский отлучил от церкви «отступников”, выписав судебный ордер на запрет к приближению к трем служителям. Вакульский также обвиняет руковоство «Союза христиан веры евангельской Америки” во вмешательстве во внутренние дела его конгрегации.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *