Собор рождества христова александров

Собор Рождества Христова (Александров)

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Рождества Христова.

Собор Рождества Христова

Страна

Россия

город

Александров

Конфессия

православие

Епархия

Александровская епархия

Основание

XI век

Строительство

Архитектурный стиль

Ампир

Состояние

действует

Статус

объект культурного наследия России

Медиафайлы на Викискладе

Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 331410188450005 (ЕГРОКН)
объект № 3300119000 (БД Викигида)

Собо́р Рождества́ Христо́ва в Алекса́ндрове — кафедральный собор Александровской епархии, входящей в состав Владимирской митрополии Русской православной церкви.

Храм расположен в городе Александрове Владимирской области по адресу: Соборная площадь, дом 1.

История

В 990 году был основан первый храм Александровской земли — деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца. Это место тогда называлось Никольский погост и находится рядом с современным собором Рождества Христова в Александрове.

С распространением христианства во второй половине XI века к востоку от Никольского погоста был основан деревянный храм Рождества Христова.

В 1627—1630 годах, когда Русская земля лежала в разорении, царские писцы сделали опись, в которой на Посаде показали две церкви: во имя Рождества Христова и во имя Святителя Николая Чудотворца.

В 1687 году в храмах Рождества Христова и Николая Чудотворца побывали на службе братья царского рода Иоанн Алексеевич и Пётр Алексеевич. В 1696 году попечением правившего тогда царя Петра I вместо этих двух деревянных церквей был построен один каменный храм также в честь Рождества Христова с приделом святителя Николая Чудотворца.

История Христорождественского собора тесно связана с судьбой дочери Петра I, будущей императрицей Елизаветой Петровной. До 1741 года, во время правления Анны Иоанновны, она подолгу жила в Александровской слободе, отосланная подальше от царского двора. Дворец цесаревны стоял в 100 м с юга от Христорождественского храма.

В 1829 году купец Фёдор Баранов взамен деревянной построил при храме Рождества Христова каменную колокольню, а в 1847 году его сын Иван на свои средства расширил храм. В нём заново был построен и освящён придел во имя Святителя Николая Чудотворца.

В 1831 году был заново построен и придел во имя Архистратига Михаила. После перестроек 1820—1830 годов собор был выдержан в стиле ампир.

При купцах Барановых собор был перестроен в просторный храм, вмещавший почти все православное население города и близлежащих деревень.

В XX веке

Собор

С 1920 года, при советской власти, храм был закрыт. И по 1990 годы здесь размещались оперный театр, клуб, хлебозавод, дом художественного творчества, центр культуры ВНИИСИМСа. В 1991 году началось возрождение Христорождественского собора. В 1992 году, в праздник Рождества Христова, в приделе Архистратига Михаила состоялось первое Богослужение, а год спустя престол Архистратига Михаила был освящен архиепископом Евлогием.

В XXI веке

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 января 2019 года.

К началу 2002 года было закончено восстановление барабана с луковичной главой и крестом. За прошедшие годы, также, территория была обнесена забором, построено здание просфорни, Воскресная школа, библиотека, и отделана крестильная.

Рядом с собором воздвигнут памятник Александру Невскому.

Восстановлена колокольня, в данный момент ведутся работы по её отделке, воздвигнут купол. Обновлён иконостас. Выполнена роспись центральной части собора.

Иконостас. барабан > Престолы храма

  • Рождества Христова (главный),
  • Архистратига Михаила.

> Духовенство

С 14 июня 1922 года по 1 февраля 1924 года настоятелем был Никита (Делекторский), в будущем священномученик.

Примечания

  1. Собор Рождества Христова (г. Александров) на официальном сайте Александровского благочиния (недоступная ссылка). Дата обращения 4 июня 2014. Архивировано 6 июня 2014 года.
  2. Собор Рождества Христова – храм, построенный Петром I // https://putidorogi-nn.ru.

Ссылки

  • Собор Рождества Христова г. Александров на официальном сайте Александровского благочиния.
  • Собор Рождества Христова в Александрове на сайте Temples.ru.
  • Александров. Собор Рождества Христова на сайте Vidania.ru.
  • Кафедральный Собор Рождества Христова.

Собор Рождества Христова – храм, построенный Петром I

Адрес: Россия, Владимирская область, Александров, Советский переулок, 13
Окончание строительства: 1696 год
Координаты: 56°23’46.4″N 38°43’42.9″E

История собора

Архитектурные особенности храма и его интерьер

Современное состояние храма и режим посещения

Как добраться

Собор Рождества Христова на карте

История главного собора старинного города Александров начинается в XI веке, когда христианство только утверждалось на Руси. Именно в это время рядом с Никольским погостом появилась небольшая деревянная церковь Рождества Христова. За долгую историю храм капитально перестраивался восемь раз. Он выдерживал нашествия неприятеля, голодные годы и революцию. В прошлом веке храм на несколько десятков лет закрывали. Однако в наши дни восстановленный Христорождественский собор вновь открыт и привлекает много паломников и туристов, путешествующих по маршрутам «Золотого кольца» России.

Вид на собор со стороны Советского переулка

История собора

Сегодня напротив главного собора Александрова расположен кинотеатр «Сатурн». В 990 году здесь поставили самую первую деревянную церковь, посвященную Святому Николаю Мирликийскому. Она находилась возле Никольского погоста, где издавна хоронили жителей окрестных деревень. Остатки этого древнего кладбища можно увидеть и в наши дни.

Шли годы, и поселение вокруг Никольского погоста росло. Одной церкви уже не хватало, и во второй половине XI века с востока от кладбища поставили второй храм – Христорождественскую церковь. После этого село стали именовать по названию храма – Рождественским. Постепенно оно слилось с негласной столицей Иоанна IV Грозного и стало протяженной Александровской слободой.

Удивительно, но оба храма сумели пережить опустошительные Смутные времена. В летописях, составленных в 20-30 годы XVII века, отмечено, что вся земля вокруг Александровкой слободы была разорена. Поля пустовали, и большая часть деревень была сожжена. Однако, Никольская и Христорождественская церкви чудом остались целыми.

К середине XVII века земли вокруг Александровской слободы стали оправляться от разорительного польско-литовского нашествия. Разрастались деревни, местные жители отстраивали разрушенные дома. Прихожане Рождественского храма собрали средства, и церковь расширили и подновили. В этот период при ней стали селиться первые монахини, объединившиеся потом в Успенский монастырь. Так Христорождественский храм стал родоначальником женской Свято-Успенской обители.

В летописи 1675 года церковь при погосте описана, как рубленная клетью с четырехстенным алтарным помещением. В те времена она была достаточно богатой — имела трапезную и обширную паперть. Внутри храма находились цветные росписи, а также иконы с позолоченными и посеребренными окладами.

Через 12 лет церковь в Александровской слободе посетили дети российского государя Алексея Михайловича – 21-летний Иоанн и 15-летний Петр (будущий император Петр I). В 1696 году, благодаря активному участию Петра I на месте двух древних деревянных храмов появился один каменный.

Его главный алтарь посвятили Рождеству Христову, а придел – Николаю Чудотворцу. Так в новой церкви была увековечена память о двух первых храмах Александровской слободы. Из документов известно, что каменная церковь строилась на пожертвования царя и деньги, собранные прихожанами, а руководил всеми работами дворцовый приказчик Яков Ладогин.

Любопытно, что история Христорождественского собора тесно переплетена с судьбой дочери императора Петра I — Елизаветы. До 1741 года, во время правления деспотичной царицы Анны Иоанновны, она подолгу жила в Александровской слободе, отосланная подальше от царского двора. Дворец цесаревны стоял всего в ста метрах с юга от Христорождественского храма. Елизавета Петровна очень любила бывать в соборе, построенном ее отцом. Она принимала участие в таинствах венчания и крещения, помогала благоустраивать храм и заботилась о его прихожанах. Когда дочь Петра I взошла на российский трон, она много раз приезжала в Александровскую слободу и всегда приходила на службу в Христорождественский храм.

Вид на восточный фасад и главный вход собора

В 1829 году на деньги александровского купца Федора Николаевича Баранова старую деревянную колокольню заменили на новую, каменную. К сожалению, до наших дней она не сохранилась. Эта колокольня простояла ровно 100 лет и была разобрана в 1929 году по распоряжению городских властей. В 1831 году к Христорождественской церкви пристроили новый придел в честь Архангела Михаила.

Сын благотворителя Баранова — Иван Федорович продолжил славную семейную традицию и сдержал обещание, которое дал своему отцу. На деньги Ивана Федоровича храм реконструировали и расширили. Придел Святителя Николая более всего нуждался в ремонтных работах, поэтому его отстроили и освятили заново.

Под руководством владимирского губернского архитектора Я.М. Никифорова весь Христорождественский храм переделали в псевдорусском стиле. Расширенный собор стал очень просторным и мог вместить практически всех прихожан города Александрова и близлежащих деревень. Притч храма состоял из протоиерея, двух священников, диакона и двух псаломщиков.

С 1827 года при соборе существовала богадельня, рассчитанная на 38 мест. Богоугодное заведение имело собственное здание, и в нем круглогодично жили неимущие и больные мужчины и женщины. Содержание богадельни обходилось в 1405 рублей в год и покрывалось за счет средств местных купцов-благотворителей.

Когда советская власть активно боролась с религией, Христорождественский храм закрыли, из него забрали все богослужебную утварь и собранную прихожанами библиотеку. Летом 1929 года по решению городских властей главы собора и верхнюю часть колокольни снесли. До 1990-х годов внутри обезглавленного храма находились самые разные организации. Здесь ставил свои спектакли оперный театр, и проводил танцевальные вечера клуб молодежи. Работал в соборе дом художественного творчества и центр культуры. Был период, когда местный хлебозавод выпекал внутри культового здания хлеб.

Возрождение православного храма началось в 1991 году. В это время была воссоздана Свято-Успенская обитель, и у Христорождественской церкви появился новый настоятель. Всего через год здесь провели первую службу. Однако, старинное здание требовало капитального ремонта. Оно стояло полупустым и не имело глав. Храм восстанавливали постепенно, к началу 2003 года основные работы были завершены, и собор предстал перед прихожанами и гостями Александрова во всей красе. Работами по реставрации храма руководил архитектор, заслуженный художник России Юрий Павлович Хмелевской.

Архитектурные особенности храма и его интерьер

В наши дни величественный собор имеет главный Христорождественский придел. Южный и северные приделы пока не используются в полном объеме. С западной стороны, там, раньше находилась колокольня, к зданию пристроены дополнительные помещения для церковных нужд. Здесь, в частности, расположена крестильня.

Основной объем собора перекрыт изящным парусным сводом, выше которого расположен мощный барабан и луковичная главка. Трапезную завершают три сферических свода, покрытые двухскатной крышей со стропилами.

Внутри храм очень просторный — здесь много воздуха и света, а также прекрасная акустика. В соборе установлен красивый позолоченный пятиярусный иконостас, но отштукатуренные белые стены пока не расписаны.

Территория вокруг собора ухожена. Отсюда открывается отличный вид на окрестные кварталы Александрова, долину речки Серая и территорию кремля. В 2013 году возле храма установили памятник святому благоверному князю Александру Невскому.

Купол собора

Современное состояние храма и режим посещения

Христорождественский собор – одна из достопримечательностей Александрова. Хотя храм отреставрирован относительно недавно, он привлекает много туристов и паломников. С 2013 года собор имеет статус кафедрального во вновь созданной Александровской епархии. Вокруг храмового здания нет высоких строений, поэтому оно видно из разных концов города.

В наши дни — это действующий православный храм, и церковные службы здесь проходят ежедневно. При храме работают библиотека и просфорная пекарня, а для детей прихожан проводятся занятия в воскресной школе.

Как добраться

Храм стоит в центре города, на Соборной площади, 1. Он находится в 1,7 км к востоку от железнодорожной станции «Александров 1». По улице Ленина и Советскому переулку до собора за 15 минут можно дойти пешком. Возле него останавливаются также городские автобусы № 2, 3, 4, 7, 9 (остановка «Соборная площадь»).

Если добираться до города на автомобиле, со стороны Владимира или Сергиева Посада ехать нужно по автотрассе Р75. В пределах города это улицы Советская и Ленина. Собор находится в 180 м с юга от автотрассы и хорошо виден издалека.

Рейтинг достопримечательности

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00

Собор Рождества Христова в Александрове на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Казань

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

Церковь Серафима Саровского

Адрес: Владимирская обл., г. Александров, ул. Вокзальная, д. 12

В 1888 г. при станции Александров Московско-Ярославско-Архангельской дороги была построена часовня.
«Указом Святейшего Синода от 27 октября 1889 г. за №4172 выражена признательность Святейшего Синода г. начальнику дистанции московско-ярославской железной дороги Казимиру Герцику за пожертвование им 1500 руб. из собственных средств на устройство каменной часовни при станции «Александрово» означенной дороги» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел официальный. № 23-й. 1889 г.).
В протоколах строительного отделения Владимирского губернского правления за 1904 г. записано: «По коллективной просьбе служащих железной дороги предполагается в текущем году сооружение пристройки к существующей часовне для образования храма для молящихся, причём часовня будет приспособлена для алтаря будущей церкви». Храм построен в 1904 году в русском стиле и был главным украшением привокзальной площади. Да и во всем городе немного было таких живописных зданий, необыкновенно изящных, с затейливым декором.
Это был один из первых, освящённых во имя канонизированного в 1903 г. великого русского святого, преподобного Серафима Саровского чудотворца.
В августе 1928 г. по постановлению исполкома храм был закрыт, здание и церковная утварь переданы в коммунальный отдел.
В 1958 г. в перестроенном здании была открыта столовая ОРСа Московско-Ярославского отделения Московской железной дороги. В советское время и до 2003-2005 гг. в храме находилась столовая ОРСа и магазины.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Преподобного Серафима Саровского Чудотворца Города Александрова Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 8 июня 2001 г., ОГРН присвоен 18 января 2003 г.
В 2001 г. образован приход и назначен настоятель, но чиновники Московской железной дороги долго препятствовали передаче здания верующим.

В 2003 г. православные жители города создали общину храма прп. Серафима Саровского и стали бороться за его возрождение. Верующие и первый настоятель прихода, о. Георгий Запольнов, собирались у здания столовой, пели акафист прп. Серафиму Саровскому, просили его предстательства, чтобы Господь помог возродить храм. А потом были долгие разговоры и переговоры с руководством железной дороги об освобождении помещения столовой.
1 сентября 2003 года помещение храма было возвращено Владимирской епархии в очень тяжелом состоянии. К этому времени, попечением первой старосты прихода Г.Н. Павловой и других представителей православной общественности города, возле будущего храма стояла крохотная, но очень живописная часовенка со скульптурой преподобного Серафима Саровского, молящегося на камне. Она вселяла в души людей веру, что святыня обязательно будет восстановлена!


Часовня Серафима Саровского

Историческая часть храма была просто в плачевном состоянии. Нужно было очистить наружные стены от краски и штукатурки (так как изначально храм был построен из красного кирпича, и штукатурки не предполагалось), восстановить своды и кровлю – весьма сложной формы; большой главный и малые купола с крестами, звонницу, поменять всю систему водоснабжения и отопления, настелить новые полы и, разумеется, выполнить заново все внутреннее убранство!
Назначенный настоятелем в конце 2005 г. молодой священник о. Олег Турков поначалу был даже несколько растерян – столь масштабные задачи стояли перед ним. Но – что невозможно человекам, возможно Богу. По молитвам преподобного Серафима, с Божьей помощью на глазах горожан происходило настоящее чудо – храм восставал из небытия. Случалось так, что в нужный момент находились и средства, и люди, которые могли и хотели помочь храму.
С лета 2006 года на благотворительные средства концерна «Росэнергоатом» активно начались восстановительные работы.
2006 год: «В истекшем году в приходе проведены достаточно большие ремонтно-восстановительные работы: при помощи строительной фирмы «Регит» были разобраны позднейшие постройки, окружавшие храм, полностью восстановлена отопительная система. Восстановлены северный и южный порталы. Верхняя часть храма приобрела первоначальный облик. При ее реставрации использовались самые современные технологии, в частности, заливка сводов керамзитобетоном – легким, прочным материалом, имеющим отличные теплоизоляционные качества. На крыше смонтированы стропила, выполнено временное покрытие рубероидом. Идет подготовка к монтажу медной кровли. Разобрана свалка мусора, благоустроена прилегающая к храму территория».

Храм Серафима Саровского

1 апреля 2007 года в День Входа Господа в Иерусалим состоялось освящение и воздвижение Креста на главный купол Храма. Чин освящения Креста совершил Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий.
2007 год: «Восстановлен почти полностью первоначальный облик храма, воздвигнуты купол и крест. Крыша покрыта медью. Внутри полы выложены плиткой, проведены большие отделочные работы – стены полностью оштукатурены и побелены. Приобретено и смонтировано паникадило. Богослужения перенесены в историческую часть храма».
С 1 августа 2007 года богослужения проводятся в обновленном Храме.
Боже, радость нам какая!
Вот, по милости Творца,
Колокол стоит, сверкая
От ушка и до венца
Зорькой золотой
Блещет шлем литой,
И в гербе горит реченье,
Славя новое творенье…
Ну-ка, дружно за канаты!
Вознесём его в простор,
В царство звуков, под богатый
Голубых небес шатер!
Взяли! Разом! В ход!
Тронулся! Идёт!
Пусть раздастся громче, шире
Первый звон его о мире!
31 мая 2009 г., в воскресенье, при большом стечении прихожан, был освящен и поднят на звонницу храма самый большой колокол. Теперь звоннице – полный набор колоколов. И они прекрасно звучат. Теперь храм имеет свой неповторимый голос, и сердца прихожан, идущих на службу, радостью откликаются на его призывный звон.
Колокола отлиты фирмой «Литэкс», пожалуй, самой известной в стране на сегодняшний день. Средства на их приобретение были собраны усердием прихожан. И это очень важно, что самые обычные люди, небогатые, все- таки смогли все вместе сделать такое большое дело для своего храма. Это говорит о том, что вокруг храма сложилась община и началась нормальная приходская жизнь, а в наше сложное время это дорогого стоит!
Клир и прихожане выражают огромную благодарность рабочим архитектурно-реставрационной фирмы «Регит» и прорабу Виктору Петровичу Авдееву. Благодаря их просто-таки ювелирному мастерству площадку звона удалось оборудовать прямо на крыше храма! Это, конечно, гораздо удобнее, чем звонить с земли. Но на это никто не мог рассчитывать!

Храм Серафима Саровского

Роспись

Поскольку алтарь представляет жилище Самого Бога, и в алтаре совершается Таинство Евхаристии, постольку в нем изображалось то, что с этим Таинством наиболее непосредственно связано.
Первый ряд росписи в апсиде алтаря представляет собой ряд Святителей – творцов Божественной литургии и учителей Церкви, обращенных ликами к Горнему месту – центральной части апсиды, где располагается образ Господа нашего Иисуса Христа – Спасителя от вечной смерти и греха. Этот регистр росписи получил название «Служба Отцов Церкви» и символизирует общее сослужение членов Небесной и земной Церкви как Единой во Вселенской Литургии. Запрестольный образ Спасителя указывает нам Того, чья Кровь и Тело приготовляется в Таинстве Евхаристии на Св. Престоле.

Роспись в апсиде алтаря

Следующий регистр росписи, расположенный выше «Службы Отцов» в конхе апсиды, именуется Деисус, то есть моление. В конхе алтаря храма преподобного Серафима Саровского использован классический сюжет византийской росписи – Богоматерь на троне с Богомладенцем Христом на руках и предстоящими Ей в молении со страхом и трепетом Архангелами Михаилом и Гавриилом, взирающими на преславное и страшное таинство – воплощение Сына Божия.

Роспись в конхе алтаря храма

Использование в росписи этих двух главных регистров из апсидных программ раскрывает всю полноту догматического учения Церкви о Боговоплощении второго Лица Троицы от Духа Святаго и Девы Марии и установлении таинства Церкви с Главой Христом.
Далее, поскольку алтарь является местом принесения Бескровной Жертвы, сюжеты росписи раскрывают смысл этой Жертвы в композициях «Распятие», расположенной прямо перед Жертвенником в левой части алтаря и «Снятие с Креста» – в правой части. Эти композиции – главные фрагменты «Страстного чина». На западной стене алтаря изображены св. Архидиаконы – сослужители в Божественной литургии. Выше их по периметру – Святители Вселенской Церкви.

Средняя часть храма символизирует собою тварный мир, преображенный, новую землю и новое небо, и в то же время и тем самым – Церковь. Поэтому в куполе изображался Глава Церкви – Христос Вседержитель. Так как Церковь была предвозвещена пророками, основана на апостолах, то они изображались непосредственно под образом Спасителя. Затем в «парусах» изображались четыре евангелиста, проповедавшие Евангелие четырем частям света.

Роспись в куполе храма

На стенах – главные события Священной истории, особенно те, которые празднуются как раскрывающие христианское учение, как «перлы божественных догматов», по выражению св. Германа Константинопольского. Наконец, западная стена заполнялась изображением Страшного суда – конца истории Церкви и начала будущего века.
Таким образом, тематика росписей распределялась в зависимости от смысла храма в целом и от смысла его отдельных частей.

Роспись центральной части свода

Росписи храма выполнялись высококвалифицированными мастерами-иконописцами из Нижегородской епархии в полном соответствии с церковными традициями и канонами. В центральной части свода – мандорла (итал. – миндалина) – сияние в форме овала, в котором изображена этимасия (греч. – готовность, уготованность) – престол, уготованный для Второго Пришествия Иисуса Христа, грядущего вершить Суд над живыми и мертвыми. На престоле положены Евангелие и орудия Страстей Господних – Крест, копье и трость с губкой.

В «парусах» – традиционное изображение четырех Евангелистов.

Следующий ярус изображений – важнейшие события Священной истории: Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Распятие Господне, Воскресение Христово, Вознесение.

Преображение
Вход Господень в Иерусалим
Воскресение Христово

Поскольку храм посвящен святому преподобному Серафиму Саровскому, в настенных росписях подробно отражено его житие, в частности, такие эпизоды, как чудесное спасение отрока Прохора при падении с колокольни, исцеление послушника Прохора Божией Матерью от смертельной болезни, видение иеродиакону Серафиму Господа во славе, и т.д.

В Храме находится великая святыня — частичка мощей Преподобного Серафима Саровского, привезенная из Дивеево.

Ковчег с частичкой мощей Преподобного Серафима Саровского

В храме появилась еще одна святыня – икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная. 20 сентября после Литургии был отслужен молебен перед вновь обретенной святыней, а 27 сентября – Акафист в честь нее.

Икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная

С ноября 2006 года, при храме действует воскресная школа.
Настоятель, председатель приходского совета — Турков Олег Владимирович.
Приписной храм — Храм Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в селе Афанасьево. Александровская епархия.
Александровская слобода.
Храмы города Александрова
— Кафедральный Собор Рождества Христова. 1696 г.
— Церковь Боголюбской иконы Божией Матери
— Церковь Спаса Преображения.
— Храм Серафима Саровского.

Кафедральный Собор Рождества Христова

Адрес: Владимирская область, Александровский район, Александров, Соборная площадь, д.1
Престолы: Рождества Христова, Михаила Архангела, Стефана архидиакона.
Год постройки: Между 1696 г. и 1830 г.
Архитектор: Я.М. Никифоров.
В 990 году, на месте, где сейчас находится кинотеатр «Сатурн», был основан первый храм Александровской земли — деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца. Это место называлось Никольский погост. Древнее кладбище до сей поры находится на месте домов №№ 12, 14 по Советскому переулку.
Постепенно вокруг Никольского погоста разрасталось славянское поселение. С распространением христианства во второй половине XI века к востоку от Никольского погоста был основан деревянный храм Рождества Христова, после чего образовавшееся здесь славянское поселение получило название «село Рождественское». В последующие столетия, по мере строительства великокняжеской Новой Александровой слободы, село стало сливаться с образовавшимся посадом. Негласная столица Ивана Грозного требовала все большего увеличения обслуги, поэтому на правом берегу реки Шерны (Серой) выросла обширная Александрова слобода.
Со времени первого основания храма Рождества Христова церковь в деревянном виде перестраивалась не менее восьми раз. Однако, как это не удивительно, она чудом пережила Смутное время с нашествием в 1612 году католиков — польско-литовских завоевателей. В 1627-1630 годах, когда вся Русская земля на сотни верст вокруг лежала в разорении, царские писцы делают опись, в которой на Посаде показывают две церкви: во имя Рождества Христова и во имя Святителя Николая Чудотворца.
В 1649 году, после католического нашествия, Рождественская церковь была перестроена — подновлена и расширена. Она стала колыбелью для будущего Успенского женского монастыря. Именно здесь поселились первые монахини, постриженные святым преподобным Лукианом Александровским: вдова слободского священника Анна с именем Анисия и еще одна вдова Фекла с именем Феодора. Позднее монахини перешли в Успенский храм новооснованного монастыря.

В 1653 году также была обновлена и расширена Никольская церковь, при ней были устроены новые приделы — во имя святого пророка Илии и во имя святителя Иоанна Предтечи.
В 1675 году, когда Русь все еще лежала в развалинах, оба здешних храма живут и поддерживают православный дух во всей окрестности. Писцовые книги доносят до нас бесценные записи о состоянии храмов на тот год: «В Слободе за рекою Серою погост, а на погосте — церковь Рождества Христова, рублена клецки (срублена клетью) с трапезою, алтарь рублен в четыре стены, круг церкви паперти, а в церкви царские двери, сень и столбы писаны на золоте, деисусы писаны на красках. Да местных образов: образ Рождества Христова, у Спаса и у Богородицы венцы и цаты (подвеска, украшение) серебренные и золочены, в венце у Богородицы шесть камней смазней да в коруне девять камней достоканов да прикладу серьги маленькие с жемчужки; образ Богородицы Владимирския писан на краске, образ Николая Чудотворца Явленского, прикладу венец и цата серебряные басемные (тонкое листовое серебро) позолочены да прикладу три креста серебряные; образ Богородицы Казанския писан на краске, прикладу крест аспидной обложен серебром да восемь крестов серебряных, 14 копеек золоченых и белых; у Богородицы пелена дорогильная красная, опушка киндяшная; образ св. жен Мироносиц, образ св. вел. Муч. Георгия писан на красках, образ Воскресения Господня на налое. Да в алтаре образ Пресвятыя Богородицы Знамения запрестольная, прикладу 50 копеек золоченых и белых, 2 ортика серебряных золоченых да ортик белый, 6 крестов серебряных да крест запрестольный же писаны на красках, на престоле одеяние спереди камка травчатая, крест нашит белый; Евангелие напрестольное печатное в десть оболочено бархатом зеленым, евангелисты серебряные басемные золочены ветхи; 2 креста благословящие обложены серебром басемным, Распятия литыя; сосуды церковные оловянные, воздух участковой золотой обложен тафтою двоеличною ветх, покровцы ветхи. На жертвеннике одеяние выбойчатое. Да риз: ризы камка желтая, оплечье атлас шитый золотом по червчатому атласу, опушка дороги красные… и т.д. Три свечи вощаных поставных, свеча деревянная писана на красках травы… два подсвечника деревянные. В церкви три окошка красных, а в них три окончины слюдяных…»
Вторую церковь Николького погоста царские писцы описывают так: «Другая теплая церковь с трапезною во имя Николая Чудотворца рублена клецки, алтарь рублен в 4 стены, а в церкви царские двери, сень и столицы да 13 икон деисусов писаны на красках. Да местных образов: образ Николая Чудотворца в резной киоте, прикладу венец и цата серебряные золочены басемные, 7 крестов, 50 копеек. Да в алтаре образ Пресвятыя Богородицы запрестольной, у Богородицы прикладу венец и цата серебряные позолочены, 6 крестов серебряных, 60 копеек; сосуды церковные оловянные; Евангелие напрестольное печатное в десть, Евангелисты медные, паникадило медное спускное, под ним яйцо струфокамилово с кистью шелковою. Да в церкве приделы Иоанна Предтечи и св. пророка Илии… да у той же церкви по левую сторону прирублена трапеза; да в церкве и трапезе три оконницы слудяные большие. Колокольня шатровая рублена в 10 стен, на колокольне пять колокол…» (Тихонравов. Владимирский сборник 1857 года, стр. 169-170).
В 1687 году в храмах Рождества Христова и Николая Чудотворца побывали на службах братья царского рода Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич, а в 1696 году с помощью правившего тогда царя Петра Алексеевича (Петра I) вместо этих двух деревянных церквей был построен один каменный храм также в честь Рождества Христова с приделом Святителя Николая Чудотворца. Строился он «мирским иждивением и Государевыми щедротами при бытности в той Слободе государевых вотчин дворцового прикащика Якова Ладогина».
В начале XIX века к собору Рождества Христова был приписана церковь Боголюбской иконы Божией Матери, построенная на городском кладбище в 1800 году.
Пётр Васильевич Лихарев родился в 1769 г. в Старой Слободе (Александров), где служили дьяконами три поколения его предков. После Переславского духовного училища он в 1793 г. окончил Владимирскую семинарию и стал священником в родной Слободе. С 1813 г. он протоиерей и благочинный Александрова. Скончался в 1842 г. Жена его Евдокия Александровна — дочь дьякона из Киржача родилась в 1774 г.
В 1829 году купец Федор Николаевич Баранов взамен деревянной построил при храме Рождества Христова каменную колокольню (местная власть разрушила ее в 1929 году).
После перестроек 1820-1830 годов собор был выдержан в стиле ампир (архитектор части собора — владимирский архитектор Я.М. Никифоров).
Из города Владимира в 1842 г. И.В. Миловский перешел, в сане протоиерея, в уездный город Александров , где, сменив своего тестя (Пётр Васильевич Лихарев), 25 лет (до марта 1867 года) прослужил в Христорождественской соборе.
Придел во имя Святителя и Чудотворца Николая был освящен 6 декабря 1843 года.
«6 мая 1845 г., в Воскресенье предположено было совершить закладку перестраиваемого придела во имя Архистратига Михаила при Соборе. Все ожидали с нетерпением, с чувством радости этого благодатного дня, … и вот он настал: сама природа, кажется, приняла участие в высоком торжестве … день был прекрасный, солнце светило ярко и великолепно, воздух был тепл; еще до благовеста собралось в собор множество народа; раздался приветный звук большого колокола и со всех концов города потекли благочестивые к Святому Храму. По совершении божественной литургии протоиерей Иаков Васильевич Миловский сказал приличное торжеству слово, полное чувств возвышенных мыслей назидательных, тронувшее всех слушателей до глубины души. Подняв Святые иконы и хоругви и пропев трижды торжественную песнь христиан: Христос Воскресе! — Все вышли на место постройки; торжество это было еще возвышено присутствием Чудотворной Иконы Боголюбской Божией Матери, осчастливившей своим божественным пребыванием город в течение нескольких недель; по пропетии молебна с водоосвящением и коленопреклонением, было приступлено к закладке перестраиваемого придела, и при благословении Божием под кровом Царицы Небесной благополучно совершено это высокое Христианское торжество. По окончании духовного торжества, почтенный Городской Глава, церковный Староста и Храмоздатель Почетный Гражданин Иван Федорович Баранов пригласил к себе на обед все духовенство, участвовавшее в процессии, Губернского Архитектора, специально прибывшего сюда из Владимира и прочих особ, принявших участие в этом радостном событии. За обедом были предложены тосты за здравие Государя Императора и всей Августейшей Фамилии, во время которых хор певчих пел Русский народный гимн Боже Царя храни,- потом пили за здоровье: Его Высокопреосвященства Парфения Архиепископа Владимирского и Суздальского, Владимирского гражданского Губернатора Петра М. Донаурова, отца протоиерея Иакова Васильевича Миловского, гостей и наконец за гостеприимного хозяина и почтенного Храмоздателя со всем его семейством» (Прибавление к Владимирским Губернским Ведомостям. № 20. Суббота, 19 мая 1845 года).

В 1847 году был освящен придел во имя Архистратига Михаила.
Проводы о. Протоиерея И.В. Миловского из г. Александрова во Владимир в 1867 г.
Ксенофонт Ксенофонтович Нарбеков родился в 1842 г. в с. Вареж. Окончил Владимирскую духовную семинарию по первому разряду со званием студента в 1864 г. В 1864-1865 гг. «безмездно» работал учителем в сельской школе. С июля 1865 г. учитель Владимирского духовного училища. В 1866-1867 гг. — помощник инспектора училища. В 1867 г. женился на дочери Я.В. Миловского и архиепископом Антонием был рукоположен во священника Христорождественского собора г. Александрова.

Александровский Собор Рождества Христова

17-го января 1870 г. в городе Александрове прошло торжество в тезоименитый день Антония, Архиепископа Владимирского и Суздальского.
20-го июля 1886 г. умер заштатный диакон Александровского Христорождественского собора Иван Филиппович Лепорский.
26 сентября 1888 года — юбилейное торжество пятидесятилетнего служения протоиерея Василия Петровича Уводского в Христорождественском соборе.
Владимирский церковный историк В.Г. Добронравов в 1895 году сообщал:
Престолов в храме три: в холодном – во имя Рождества Христова, в приделах теплых – во имя архистратига Михаила и св. Николая Чудотворца.
Утварь и ризница в церкви были очень богатые.
Церковные документы хранились в целости: копии исторических книг с 1817 года. Исповедальные росписи — с 1829 года.
Причта по штату положено: протоиерей, два священника, диакон и два псаломщика. На содержание свое причт получал: а) от земли пахотной и сенокосной 500 руб.; б) от служб и требоисправлений 5138 руб.; в) процентов с причтового капитала (13334 руб.) – 587 руб.; г) поручных 350 руб., а всего 6575 руб. Дома у причта собственные на собственной земле.
Земли при церкви: пахотной 43 дес. 958 кв. саж., под дорогами 1 дес. 1318 саж., под рекой 1200 саж., сенокосной 144 кв. саж.; в пустоши Щепачихе – пахотной 7 дес. 150 кв. саж., сенокосной 2 дес. 1600 саж.
В приходе по клировым ведомостям числилось (1897 г.): по части протоиерея в городе 262 души муж. пола и 334 женск. пола и в деревнях – Снопове (1 верста от церкви) и Машкове (4 вер.) 109 душ муж. пола и 129 жен. пола; по части 1-го священника – в городе 318 душ муж. пола и 359 жен.пола, в деревнях: Новинках Абрамовых (3 вер.) и Машкове 154 души муж. пола и 202 женс. пола; по части 2-го священника – в городе: 318 душ мужского пола и 316 женского, в деревнях: Холопове (1 вер.) и Сорокине (5 вер.) 126 душ муж. пола и 174 жен. пола; все православные».

Собор Рождества Христова

Собор Рождества Христова представляет собой традиционный церковный ковчег с основным приделом во имя Рождества Христова. Правый, южный престол во имя Архистратига Михаила в настоящее время усечен и не используется в полном объеме, так же, как и левый, северный, во имя Святителя Николая Чудотворца. Они сейчас полностью помещаются в бывшей трапезной собора.
С запада к помещению под колокольней, разрушенной в 1929 году, пристроены с севера и юга вспомогательные помещения для крестильной комнаты и др. нужд. С востока алтарная часть собора заканчивается тремя полукруглыми апсидами. Они перекрыты конхами — специальной формы перекрытиями, олицетворяющие одновременно гроб Господень и Вифлеемский вертеп. Храмовая часть перекрыта парусным сводом, над которым возвышается барабан с луковичной главой. Трапезная часть перекрыта тремя сферическими сводами, закрыта двускатной стропильной крышей с жестяным покрытием. При купцах Барановых собор был перестроен в просторный храм, вмещавший почти все православное население города и близлежащих деревень.
Священник 82-го пехот. Запасн. полка Александр Делекторский 28 янв. 1917 г. определен настоятелем Христорождественского собора в гор. Александров. 2-го февраля 1917 г. Его Высокопреосвященство совершил Божественную литургию — в кафедральном соборе в сослужении Преосвященнейшего Евгения, Епископа Юрьевского и соборного причта. За литургией возведен в сан протоиерея настоятель Христорождественского собора в г. Александрове, о. Делекторский. Прот. Христорожественск. гор. Александрова собора, Александр Делекторский 7 февр. 1917 г. назначен градским благочинным.
При советской власти храм был закрыт. С 1920 по 1990 годы здесь размещались оперный театр, клуб, хлебозавод, дом художественного творчества, центр культуры ВНИИСИМСа.
Возрождение Христорождественского собора началось с 1991 года. При воссоздании Свято-Успенского женского монастыря Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий перевел из Свято-Троицкого собора о. Георгия (Запольнова) и назначил его настоятелем собора Рождества Христова. В 1992 году, в праздник Рождества Христова, в приделе Архистратига Михаила состоялось первое Богослужение, а год спустя, 10 января, престол Архистратига Михаила был освящен Архиепископом Евлогием.
Помимо собора, в комплекс входят здание богадельни – простое двухэтажное кирпичное здание, построенное в III-й четверти XIX века, – и современная ей одноэтажная сторожка у южного фасада собора.
С 1993 года вместе с о. Георгием службы вел священник о. Александр (Филиппов), с 1997 года в храме служил о. Сергий (Соколовский). Оба они похоронены у стен собора. С 1995 года и по сей день в храме служит о. Виктор (Кукин). В соборе и приписном храме Боголюбской иконы Божией матери ведут службы священники о. Николай (Тихомиров) и о. Николай (Ростовцев).

Звонница собора

Местная Религиозная Организация Православный Приход Кафедрального Собора Рождества Христова Города Александрова Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 12 ноября 1999 г.
С сентября 2000 года настоятелем Христорождественского собора был назначен благочинный Александровского округа митрофорный протоиерей о. Борис (Толкачев). С этого времени начинается активное завершение возрождения храма. К началу 2002 года было закончено восстановление барабана с луковичной главой и 6 января, к Рождеству Христову, был воздвигнут крест. В состоянии реставрации остается пока центральный придел храма — придел Рождества Христова. Но в 2003 году, снова к празднику Рождества Христова, черновые работы были закончены и снята завеса, разделяющая храм! Наконец-то прихожане дождались первого праздничного Богослужения в главном алтаре храма!

Александровская епархия создана 16 марта 2013 года путём выделения из Владимирской и Суздальской епархии с включением в состав новообразованной Владимирской митрополии.
Собор Рождества Христова стал кафедральный храмом Александровской епархии.
Председатель приходского совета Колесников Дмитрий Викторович, настоятель Яковлев Яков Яковлевич.

Памятник Александру Невскому

Александр Невский — святой покровитель града Александрова.

Памятник Александру Невскому в г. Александрове

В городе Александрове возле Христорождественского собора установлен памятник Александру Невскому Торжественное мероприятие по случаю открытия монумента прошло 6 декабря 2013 г., в день 750-летия преставления святого благоверного князя.
Как гласит старинное предание, переславский князь Александр, получивший в 1240 году к своему имени славное дополнение «Невский», наезжал в эти места поохотиться, останавливаясь в Старой слободе, – говорит Александр Миронов, историк-краевед, благодаря безмерному энтузиазму которого была создана инициативная группа по установке памятника Невскому в городе. – Возможно, именно поэтому слобода стала потом называться Александровой.
Кроме преданий и сказаний, есть и исторический факт: присвоение Александровой слободе титула города 1 сентября (12-го, по старому стилю) приурочено к дню памяти святого благоверного князя Александра Невского.
Инициативная группа, в составе которой священники, краеведы, предприниматели, депутаты, общественники – словом, патриоты родного города, в течение четырех лет добивалась выделения места под установку памятника, пока, наконец, городские власти не разрешили „ установить памятник на площади возле храма. Средства на сам памятник (а понадобилось более 2 млн рублей) собирали буквально всем миром. Старт дали предприниматели, входящие в некоммерческое партнерство «Александровская индустрия гостеприимства», а там подключились и другие неравнодушные люди. Саму фигуру князя, высотой под три метра и весом 1200 кг, отливали из бронзы в Смоленске, а постамент из цельной глыбы карельского гранита весом 4 тонны изготовили в Кольчугино.

«Памятник святому благоверному князю Александру Невскому с божией помощью открыт 6 декабря 2013 г.
скульптор Хмелевской Юрий Павлович
на средства Кириллова Виктора Анатольевича
а также жертвователей: Миронова А.Н. Севринова В.П. Кривоносова М.М. Кузика А.Г. Юреля П.Ф.»

Памятник – творение скульптора Юрия Хмелевского, он занимался им около года. Невского скульптор изобразил молодым, красивым, высоким, с длинными вьющимися волосами.
Это воин, который меч в руках держал с пяти лет, однако по характеру, как описывают его современники, князь был очень смиренным, – объясняет свое художественное решение Юрий Хмелевской. – Он сочетал ум полководца с личной отвагой, основой которой была вера в правду Божью. Князь был хорошим дипломатом и старался не ввязываться в войну с татарами, чтобы не усугублять бедствия Руси, – за что осуждался многими. Но у Невского был свой ум и своя сила духа. Эту мудрость я и старался передать в скульптуре. Князь стоит в смиренной позе, в молитве перед боем, поэтому его меч – в виде креста.
Открытие памятника Александру Невскому стало настоящим событием, по масштабу сравниваемым его участниками с событием государственной важности. Оно объединило под стенами Христорождественского собора людей искусства, общественных деятелей, предпринимателей, политиков, чиновников и людей, неравнодушных к судьбе своего города. Все вместе отслужили молебен в честь благоверного князя. По признанию многих, данное событие станет значимой вехой в истории города, а сам памятник – символом города Александрова.

Город Александров.

Александровская епархия

Собор Рождества Христова, Александров

    • Туризм в Александрове
    • Отели Александрова
    • B&B/мини-отели в Александрове
    • Турпакеты в Александров
    • Авиабилеты в Александров
    • Рестораны Александрова
    • Развлечения Александрова
    • Форум путешественников о Александрове
    • Фото Александрова
    • Карта Александрова
    • Все отели Александрова
    • Достопримечательности поблизости
        • Отели рядом — Собор Рождества Христова
        • Отели рядом — Александровская Слобода
        • Отели рядом — Александровский художественный музей
        • Отели рядом — Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых
        • Отели рядом — Монумент «Александровской республике»
        • Отели рядом — Памятник Ленину
        • Отели рядом — Музей рукотворного камня
        • Отели рядом — Музей игровых автоматов «Ретро»
        • Отели рядом — Выставочный зал Художественного Музея
    • Аэропорты поблизости
        • (SVO) Аэропорт Шереметьево: отели поблизости
        • (DME) Аэропорт Домодедово: отели поблизости
        • (VKO) Аэропорт Внуково: отели поблизости
    • Александров: все рестораны
    • Рестораны поблизости Собор Рождества Христова
    • Александров: все развлечения
    • Александров: чем заняться на этих выходных
    • Собор Рождества Христова: развлечения поблизости.
        • Памятник Александру Невскому
        • Александровская Слобода
        • Храм Святой Троицы
        • Памятник Петру и Февронии, муромским святым
        • Александровский художественный музей
        • Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых
        • Музей игровых автоматов «Ретро»
        • Музей рукотворного камня
        • Выставочный зал Художественного Музея
        • Монумент «Александровской республике»
        • Памятник Ленину
        • Городской Александровский Муниципальный Театр Драмы
        • Памятник Воинам-интернационалистам
        • Музей истории Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги
        • Памятник воинам-александровцам, павшим в Великой Отечественной войне
    • Александров: Достопримечательности и культурные объекты
        • Александров: Памятники и статуи
        • Александров: Культурные объекты и достопримечательности
        • Александров: Церкви и соборы
    • Популярные категории в Александрове
        • Александров: Музеи
            • Александров: Музеи искусств
            • Александров: Специализированные музеи
        • Александров: Концерты и представления
            • Александров: Театры
        • Александров: Природа и парки
            • Александров: Маршруты для верховой езды
        • Александров: Активный отдых на открытом воздухе
            • Александров: Конные экскурсии
            • Александров: Маршруты для верховой езды
    • Что обычно ищут в Александрове
        • Подходит для больших групп
        • Подходит для детей
        • Недорого
        • Бесплатный вход
        • Подходит для дождливого дня
    • Путеводители
    • Приложения
    • ЭкоЛидеры

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *