Содержание
- Собор Рождества Христова (Александров)
- История
- Примечания
- Ссылки
- Собор Рождества Христова – храм, построенный Петром I
- История собора
- Архитектурные особенности храма и его интерьер
- Современное состояние храма и режим посещения
- Как добраться
- Собор Рождества Христова в Александрове на карте
- Собор Рождества Христова, Александров
Собор Рождества Христова (Александров)
У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Рождества Христова.
Россия
Александров
православие
Александровская епархия
XI век
Ампир
действует
объект культурного наследия России
Медиафайлы на Викискладе
![]() |
Объект культурного наследия России регионального значения рег. № 331410188450005 (ЕГРОКН) объект № 3300119000 (БД Викигида) |
Собо́р Рождества́ Христо́ва в Алекса́ндрове — кафедральный собор Александровской епархии, входящей в состав Владимирской митрополии Русской православной церкви.
Храм расположен в городе Александрове Владимирской области по адресу: Соборная площадь, дом 1.
История
В 990 году был основан первый храм Александровской земли — деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца. Это место тогда называлось Никольский погост и находится рядом с современным собором Рождества Христова в Александрове.
С распространением христианства во второй половине XI века к востоку от Никольского погоста был основан деревянный храм Рождества Христова.
В 1627—1630 годах, когда Русская земля лежала в разорении, царские писцы сделали опись, в которой на Посаде показали две церкви: во имя Рождества Христова и во имя Святителя Николая Чудотворца.
В 1687 году в храмах Рождества Христова и Николая Чудотворца побывали на службе братья царского рода Иоанн Алексеевич и Пётр Алексеевич. В 1696 году попечением правившего тогда царя Петра I вместо этих двух деревянных церквей был построен один каменный храм также в честь Рождества Христова с приделом святителя Николая Чудотворца.
История Христорождественского собора тесно связана с судьбой дочери Петра I, будущей императрицей Елизаветой Петровной. До 1741 года, во время правления Анны Иоанновны, она подолгу жила в Александровской слободе, отосланная подальше от царского двора. Дворец цесаревны стоял в 100 м с юга от Христорождественского храма.
В 1829 году купец Фёдор Баранов взамен деревянной построил при храме Рождества Христова каменную колокольню, а в 1847 году его сын Иван на свои средства расширил храм. В нём заново был построен и освящён придел во имя Святителя Николая Чудотворца.
В 1831 году был заново построен и придел во имя Архистратига Михаила. После перестроек 1820—1830 годов собор был выдержан в стиле ампир.
При купцах Барановых собор был перестроен в просторный храм, вмещавший почти все православное население города и близлежащих деревень.
В XX веке
С 1920 года, при советской власти, храм был закрыт. И по 1990 годы здесь размещались оперный театр, клуб, хлебозавод, дом художественного творчества, центр культуры ВНИИСИМСа. В 1991 году началось возрождение Христорождественского собора. В 1992 году, в праздник Рождества Христова, в приделе Архистратига Михаила состоялось первое Богослужение, а год спустя престол Архистратига Михаила был освящен архиепископом Евлогием.
В XXI веке
![]() |
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 января 2019 года. |
К началу 2002 года было закончено восстановление барабана с луковичной главой и крестом. За прошедшие годы, также, территория была обнесена забором, построено здание просфорни, Воскресная школа, библиотека, и отделана крестильная.
Рядом с собором воздвигнут памятник Александру Невскому.
Восстановлена колокольня, в данный момент ведутся работы по её отделке, воздвигнут купол. Обновлён иконостас. Выполнена роспись центральной части собора.
Иконостас. барабан > Престолы храма
- Рождества Христова (главный),
- Архистратига Михаила.
> Духовенство
С 14 июня 1922 года по 1 февраля 1924 года настоятелем был Никита (Делекторский), в будущем священномученик.
Примечания
- Собор Рождества Христова (г. Александров) на официальном сайте Александровского благочиния (недоступная ссылка). Дата обращения 4 июня 2014. Архивировано 6 июня 2014 года.
- Собор Рождества Христова – храм, построенный Петром I // https://putidorogi-nn.ru.
Ссылки
- Собор Рождества Христова г. Александров на официальном сайте Александровского благочиния.
- Собор Рождества Христова в Александрове на сайте Temples.ru.
- Александров. Собор Рождества Христова на сайте Vidania.ru.
- Кафедральный Собор Рождества Христова.
Собор Рождества Христова – храм, построенный Петром I
Адрес: Россия, Владимирская область, Александров, Советский переулок, 13
Окончание строительства: 1696 год
Координаты: 56°23’46.4″N 38°43’42.9″E
История собора
Архитектурные особенности храма и его интерьер
Современное состояние храма и режим посещения
Как добраться
Собор Рождества Христова на карте
История главного собора старинного города Александров начинается в XI веке, когда христианство только утверждалось на Руси. Именно в это время рядом с Никольским погостом появилась небольшая деревянная церковь Рождества Христова. За долгую историю храм капитально перестраивался восемь раз. Он выдерживал нашествия неприятеля, голодные годы и революцию. В прошлом веке храм на несколько десятков лет закрывали. Однако в наши дни восстановленный Христорождественский собор вновь открыт и привлекает много паломников и туристов, путешествующих по маршрутам «Золотого кольца» России.
Вид на собор со стороны Советского переулка
История собора
Сегодня напротив главного собора Александрова расположен кинотеатр «Сатурн». В 990 году здесь поставили самую первую деревянную церковь, посвященную Святому Николаю Мирликийскому. Она находилась возле Никольского погоста, где издавна хоронили жителей окрестных деревень. Остатки этого древнего кладбища можно увидеть и в наши дни.
Шли годы, и поселение вокруг Никольского погоста росло. Одной церкви уже не хватало, и во второй половине XI века с востока от кладбища поставили второй храм – Христорождественскую церковь. После этого село стали именовать по названию храма – Рождественским. Постепенно оно слилось с негласной столицей Иоанна IV Грозного и стало протяженной Александровской слободой.
Удивительно, но оба храма сумели пережить опустошительные Смутные времена. В летописях, составленных в 20-30 годы XVII века, отмечено, что вся земля вокруг Александровкой слободы была разорена. Поля пустовали, и большая часть деревень была сожжена. Однако, Никольская и Христорождественская церкви чудом остались целыми.
К середине XVII века земли вокруг Александровской слободы стали оправляться от разорительного польско-литовского нашествия. Разрастались деревни, местные жители отстраивали разрушенные дома. Прихожане Рождественского храма собрали средства, и церковь расширили и подновили. В этот период при ней стали селиться первые монахини, объединившиеся потом в Успенский монастырь. Так Христорождественский храм стал родоначальником женской Свято-Успенской обители.
В летописи 1675 года церковь при погосте описана, как рубленная клетью с четырехстенным алтарным помещением. В те времена она была достаточно богатой — имела трапезную и обширную паперть. Внутри храма находились цветные росписи, а также иконы с позолоченными и посеребренными окладами.
Через 12 лет церковь в Александровской слободе посетили дети российского государя Алексея Михайловича – 21-летний Иоанн и 15-летний Петр (будущий император Петр I). В 1696 году, благодаря активному участию Петра I на месте двух древних деревянных храмов появился один каменный.
Его главный алтарь посвятили Рождеству Христову, а придел – Николаю Чудотворцу. Так в новой церкви была увековечена память о двух первых храмах Александровской слободы. Из документов известно, что каменная церковь строилась на пожертвования царя и деньги, собранные прихожанами, а руководил всеми работами дворцовый приказчик Яков Ладогин.
Любопытно, что история Христорождественского собора тесно переплетена с судьбой дочери императора Петра I — Елизаветы. До 1741 года, во время правления деспотичной царицы Анны Иоанновны, она подолгу жила в Александровской слободе, отосланная подальше от царского двора. Дворец цесаревны стоял всего в ста метрах с юга от Христорождественского храма. Елизавета Петровна очень любила бывать в соборе, построенном ее отцом. Она принимала участие в таинствах венчания и крещения, помогала благоустраивать храм и заботилась о его прихожанах. Когда дочь Петра I взошла на российский трон, она много раз приезжала в Александровскую слободу и всегда приходила на службу в Христорождественский храм.
Вид на восточный фасад и главный вход собора
В 1829 году на деньги александровского купца Федора Николаевича Баранова старую деревянную колокольню заменили на новую, каменную. К сожалению, до наших дней она не сохранилась. Эта колокольня простояла ровно 100 лет и была разобрана в 1929 году по распоряжению городских властей. В 1831 году к Христорождественской церкви пристроили новый придел в честь Архангела Михаила.
Сын благотворителя Баранова — Иван Федорович продолжил славную семейную традицию и сдержал обещание, которое дал своему отцу. На деньги Ивана Федоровича храм реконструировали и расширили. Придел Святителя Николая более всего нуждался в ремонтных работах, поэтому его отстроили и освятили заново.
Под руководством владимирского губернского архитектора Я.М. Никифорова весь Христорождественский храм переделали в псевдорусском стиле. Расширенный собор стал очень просторным и мог вместить практически всех прихожан города Александрова и близлежащих деревень. Притч храма состоял из протоиерея, двух священников, диакона и двух псаломщиков.
С 1827 года при соборе существовала богадельня, рассчитанная на 38 мест. Богоугодное заведение имело собственное здание, и в нем круглогодично жили неимущие и больные мужчины и женщины. Содержание богадельни обходилось в 1405 рублей в год и покрывалось за счет средств местных купцов-благотворителей.
Когда советская власть активно боролась с религией, Христорождественский храм закрыли, из него забрали все богослужебную утварь и собранную прихожанами библиотеку. Летом 1929 года по решению городских властей главы собора и верхнюю часть колокольни снесли. До 1990-х годов внутри обезглавленного храма находились самые разные организации. Здесь ставил свои спектакли оперный театр, и проводил танцевальные вечера клуб молодежи. Работал в соборе дом художественного творчества и центр культуры. Был период, когда местный хлебозавод выпекал внутри культового здания хлеб.
Возрождение православного храма началось в 1991 году. В это время была воссоздана Свято-Успенская обитель, и у Христорождественской церкви появился новый настоятель. Всего через год здесь провели первую службу. Однако, старинное здание требовало капитального ремонта. Оно стояло полупустым и не имело глав. Храм восстанавливали постепенно, к началу 2003 года основные работы были завершены, и собор предстал перед прихожанами и гостями Александрова во всей красе. Работами по реставрации храма руководил архитектор, заслуженный художник России Юрий Павлович Хмелевской.
Архитектурные особенности храма и его интерьер
В наши дни величественный собор имеет главный Христорождественский придел. Южный и северные приделы пока не используются в полном объеме. С западной стороны, там, раньше находилась колокольня, к зданию пристроены дополнительные помещения для церковных нужд. Здесь, в частности, расположена крестильня.
Основной объем собора перекрыт изящным парусным сводом, выше которого расположен мощный барабан и луковичная главка. Трапезную завершают три сферических свода, покрытые двухскатной крышей со стропилами.
Внутри храм очень просторный — здесь много воздуха и света, а также прекрасная акустика. В соборе установлен красивый позолоченный пятиярусный иконостас, но отштукатуренные белые стены пока не расписаны.
Территория вокруг собора ухожена. Отсюда открывается отличный вид на окрестные кварталы Александрова, долину речки Серая и территорию кремля. В 2013 году возле храма установили памятник святому благоверному князю Александру Невскому.
Купол собора
Современное состояние храма и режим посещения
Христорождественский собор – одна из достопримечательностей Александрова. Хотя храм отреставрирован относительно недавно, он привлекает много туристов и паломников. С 2013 года собор имеет статус кафедрального во вновь созданной Александровской епархии. Вокруг храмового здания нет высоких строений, поэтому оно видно из разных концов города.
В наши дни — это действующий православный храм, и церковные службы здесь проходят ежедневно. При храме работают библиотека и просфорная пекарня, а для детей прихожан проводятся занятия в воскресной школе.
Как добраться
Храм стоит в центре города, на Соборной площади, 1. Он находится в 1,7 км к востоку от железнодорожной станции «Александров 1». По улице Ленина и Советскому переулку до собора за 15 минут можно дойти пешком. Возле него останавливаются также городские автобусы № 2, 3, 4, 7, 9 (остановка «Соборная площадь»).
Если добираться до города на автомобиле, со стороны Владимира или Сергиева Посада ехать нужно по автотрассе Р75. В пределах города это улицы Советская и Ленина. Собор находится в 180 м с юга от автотрассы и хорошо виден издалека.
Рейтинг достопримечательности
1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00
Собор Рождества Христова в Александрове на карте
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Москва |
Санкт-Петербург |
Владимир |
Ярославль |
Муром |
Ростов Великий |
Казань |
Иваново |
Калуга |
Кострома |
Сергиев Посад |
Нижний Новгород |
Псков |
Касимов |
Переславль-Залесский |
Суздаль |
Церковь Серафима Саровского
Адрес: Владимирская обл., г. Александров, ул. Вокзальная, д. 12
В 1888 г. при станции Александров Московско-Ярославско-Архангельской дороги была построена часовня.
«Указом Святейшего Синода от 27 октября 1889 г. за №4172 выражена признательность Святейшего Синода г. начальнику дистанции московско-ярославской железной дороги Казимиру Герцику за пожертвование им 1500 руб. из собственных средств на устройство каменной часовни при станции «Александрово» означенной дороги» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел официальный. № 23-й. 1889 г.).
В протоколах строительного отделения Владимирского губернского правления за 1904 г. записано: «По коллективной просьбе служащих железной дороги предполагается в текущем году сооружение пристройки к существующей часовне для образования храма для молящихся, причём часовня будет приспособлена для алтаря будущей церкви». Храм построен в 1904 году в русском стиле и был главным украшением привокзальной площади. Да и во всем городе немного было таких живописных зданий, необыкновенно изящных, с затейливым декором.
Это был один из первых, освящённых во имя канонизированного в 1903 г. великого русского святого, преподобного Серафима Саровского чудотворца.
В августе 1928 г. по постановлению исполкома храм был закрыт, здание и церковная утварь переданы в коммунальный отдел.
В 1958 г. в перестроенном здании была открыта столовая ОРСа Московско-Ярославского отделения Московской железной дороги. В советское время и до 2003-2005 гг. в храме находилась столовая ОРСа и магазины.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Преподобного Серафима Саровского Чудотворца Города Александрова Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 8 июня 2001 г., ОГРН присвоен 18 января 2003 г.
В 2001 г. образован приход и назначен настоятель, но чиновники Московской железной дороги долго препятствовали передаче здания верующим.
В 2003 г. православные жители города создали общину храма прп. Серафима Саровского и стали бороться за его возрождение. Верующие и первый настоятель прихода, о. Георгий Запольнов, собирались у здания столовой, пели акафист прп. Серафиму Саровскому, просили его предстательства, чтобы Господь помог возродить храм. А потом были долгие разговоры и переговоры с руководством железной дороги об освобождении помещения столовой.
1 сентября 2003 года помещение храма было возвращено Владимирской епархии в очень тяжелом состоянии. К этому времени, попечением первой старосты прихода Г.Н. Павловой и других представителей православной общественности города, возле будущего храма стояла крохотная, но очень живописная часовенка со скульптурой преподобного Серафима Саровского, молящегося на камне. Она вселяла в души людей веру, что святыня обязательно будет восстановлена!
Часовня Серафима Саровского
Историческая часть храма была просто в плачевном состоянии. Нужно было очистить наружные стены от краски и штукатурки (так как изначально храм был построен из красного кирпича, и штукатурки не предполагалось), восстановить своды и кровлю – весьма сложной формы; большой главный и малые купола с крестами, звонницу, поменять всю систему водоснабжения и отопления, настелить новые полы и, разумеется, выполнить заново все внутреннее убранство!
Назначенный настоятелем в конце 2005 г. молодой священник о. Олег Турков поначалу был даже несколько растерян – столь масштабные задачи стояли перед ним. Но – что невозможно человекам, возможно Богу. По молитвам преподобного Серафима, с Божьей помощью на глазах горожан происходило настоящее чудо – храм восставал из небытия. Случалось так, что в нужный момент находились и средства, и люди, которые могли и хотели помочь храму.
С лета 2006 года на благотворительные средства концерна «Росэнергоатом» активно начались восстановительные работы.
2006 год: «В истекшем году в приходе проведены достаточно большие ремонтно-восстановительные работы: при помощи строительной фирмы «Регит» были разобраны позднейшие постройки, окружавшие храм, полностью восстановлена отопительная система. Восстановлены северный и южный порталы. Верхняя часть храма приобрела первоначальный облик. При ее реставрации использовались самые современные технологии, в частности, заливка сводов керамзитобетоном – легким, прочным материалом, имеющим отличные теплоизоляционные качества. На крыше смонтированы стропила, выполнено временное покрытие рубероидом. Идет подготовка к монтажу медной кровли. Разобрана свалка мусора, благоустроена прилегающая к храму территория».
Храм Серафима Саровского
1 апреля 2007 года в День Входа Господа в Иерусалим состоялось освящение и воздвижение Креста на главный купол Храма. Чин освящения Креста совершил Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий.
2007 год: «Восстановлен почти полностью первоначальный облик храма, воздвигнуты купол и крест. Крыша покрыта медью. Внутри полы выложены плиткой, проведены большие отделочные работы – стены полностью оштукатурены и побелены. Приобретено и смонтировано паникадило. Богослужения перенесены в историческую часть храма».
С 1 августа 2007 года богослужения проводятся в обновленном Храме.
Боже, радость нам какая!
Вот, по милости Творца,
Колокол стоит, сверкая
От ушка и до венца
Зорькой золотой
Блещет шлем литой,
И в гербе горит реченье,
Славя новое творенье…
Ну-ка, дружно за канаты!
Вознесём его в простор,
В царство звуков, под богатый
Голубых небес шатер!
Взяли! Разом! В ход!
Тронулся! Идёт!
Пусть раздастся громче, шире
Первый звон его о мире!
31 мая 2009 г., в воскресенье, при большом стечении прихожан, был освящен и поднят на звонницу храма самый большой колокол. Теперь звоннице – полный набор колоколов. И они прекрасно звучат. Теперь храм имеет свой неповторимый голос, и сердца прихожан, идущих на службу, радостью откликаются на его призывный звон.
Колокола отлиты фирмой «Литэкс», пожалуй, самой известной в стране на сегодняшний день. Средства на их приобретение были собраны усердием прихожан. И это очень важно, что самые обычные люди, небогатые, все- таки смогли все вместе сделать такое большое дело для своего храма. Это говорит о том, что вокруг храма сложилась община и началась нормальная приходская жизнь, а в наше сложное время это дорогого стоит!
Клир и прихожане выражают огромную благодарность рабочим архитектурно-реставрационной фирмы «Регит» и прорабу Виктору Петровичу Авдееву. Благодаря их просто-таки ювелирному мастерству площадку звона удалось оборудовать прямо на крыше храма! Это, конечно, гораздо удобнее, чем звонить с земли. Но на это никто не мог рассчитывать!
Храм Серафима Саровского
Роспись
Поскольку алтарь представляет жилище Самого Бога, и в алтаре совершается Таинство Евхаристии, постольку в нем изображалось то, что с этим Таинством наиболее непосредственно связано.
Первый ряд росписи в апсиде алтаря представляет собой ряд Святителей – творцов Божественной литургии и учителей Церкви, обращенных ликами к Горнему месту – центральной части апсиды, где располагается образ Господа нашего Иисуса Христа – Спасителя от вечной смерти и греха. Этот регистр росписи получил название «Служба Отцов Церкви» и символизирует общее сослужение членов Небесной и земной Церкви как Единой во Вселенской Литургии. Запрестольный образ Спасителя указывает нам Того, чья Кровь и Тело приготовляется в Таинстве Евхаристии на Св. Престоле.
Роспись в апсиде алтаря
Следующий регистр росписи, расположенный выше «Службы Отцов» в конхе апсиды, именуется Деисус, то есть моление. В конхе алтаря храма преподобного Серафима Саровского использован классический сюжет византийской росписи – Богоматерь на троне с Богомладенцем Христом на руках и предстоящими Ей в молении со страхом и трепетом Архангелами Михаилом и Гавриилом, взирающими на преславное и страшное таинство – воплощение Сына Божия.
Роспись в конхе алтаря храма
Использование в росписи этих двух главных регистров из апсидных программ раскрывает всю полноту догматического учения Церкви о Боговоплощении второго Лица Троицы от Духа Святаго и Девы Марии и установлении таинства Церкви с Главой Христом.
Далее, поскольку алтарь является местом принесения Бескровной Жертвы, сюжеты росписи раскрывают смысл этой Жертвы в композициях «Распятие», расположенной прямо перед Жертвенником в левой части алтаря и «Снятие с Креста» – в правой части. Эти композиции – главные фрагменты «Страстного чина». На западной стене алтаря изображены св. Архидиаконы – сослужители в Божественной литургии. Выше их по периметру – Святители Вселенской Церкви.
Средняя часть храма символизирует собою тварный мир, преображенный, новую землю и новое небо, и в то же время и тем самым – Церковь. Поэтому в куполе изображался Глава Церкви – Христос Вседержитель. Так как Церковь была предвозвещена пророками, основана на апостолах, то они изображались непосредственно под образом Спасителя. Затем в «парусах» изображались четыре евангелиста, проповедавшие Евангелие четырем частям света.
Роспись в куполе храма
На стенах – главные события Священной истории, особенно те, которые празднуются как раскрывающие христианское учение, как «перлы божественных догматов», по выражению св. Германа Константинопольского. Наконец, западная стена заполнялась изображением Страшного суда – конца истории Церкви и начала будущего века.
Таким образом, тематика росписей распределялась в зависимости от смысла храма в целом и от смысла его отдельных частей.
Роспись центральной части свода
Росписи храма выполнялись высококвалифицированными мастерами-иконописцами из Нижегородской епархии в полном соответствии с церковными традициями и канонами. В центральной части свода – мандорла (итал. – миндалина) – сияние в форме овала, в котором изображена этимасия (греч. – готовность, уготованность) – престол, уготованный для Второго Пришествия Иисуса Христа, грядущего вершить Суд над живыми и мертвыми. На престоле положены Евангелие и орудия Страстей Господних – Крест, копье и трость с губкой.
В «парусах» – традиционное изображение четырех Евангелистов.
Следующий ярус изображений – важнейшие события Священной истории: Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Распятие Господне, Воскресение Христово, Вознесение.
Преображение
Вход Господень в Иерусалим
Воскресение Христово
Поскольку храм посвящен святому преподобному Серафиму Саровскому, в настенных росписях подробно отражено его житие, в частности, такие эпизоды, как чудесное спасение отрока Прохора при падении с колокольни, исцеление послушника Прохора Божией Матерью от смертельной болезни, видение иеродиакону Серафиму Господа во славе, и т.д.
В Храме находится великая святыня — частичка мощей Преподобного Серафима Саровского, привезенная из Дивеево.
Ковчег с частичкой мощей Преподобного Серафима Саровского
В храме появилась еще одна святыня – икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная. 20 сентября после Литургии был отслужен молебен перед вновь обретенной святыней, а 27 сентября – Акафист в честь нее.
Икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная
С ноября 2006 года, при храме действует воскресная школа.
Настоятель, председатель приходского совета — Турков Олег Владимирович.
Приписной храм — Храм Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в селе Афанасьево. Александровская епархия.
Александровская слобода.
Храмы города Александрова
— Кафедральный Собор Рождества Христова. 1696 г.
— Церковь Боголюбской иконы Божией Матери
— Церковь Спаса Преображения.
— Храм Серафима Саровского.
Кафедральный Собор Рождества Христова
Адрес: Владимирская область, Александровский район, Александров, Соборная площадь, д.1
Престолы: Рождества Христова, Михаила Архангела, Стефана архидиакона.
Год постройки: Между 1696 г. и 1830 г.
Архитектор: Я.М. Никифоров.
В 990 году, на месте, где сейчас находится кинотеатр «Сатурн», был основан первый храм Александровской земли — деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца. Это место называлось Никольский погост. Древнее кладбище до сей поры находится на месте домов №№ 12, 14 по Советскому переулку.
Постепенно вокруг Никольского погоста разрасталось славянское поселение. С распространением христианства во второй половине XI века к востоку от Никольского погоста был основан деревянный храм Рождества Христова, после чего образовавшееся здесь славянское поселение получило название «село Рождественское». В последующие столетия, по мере строительства великокняжеской Новой Александровой слободы, село стало сливаться с образовавшимся посадом. Негласная столица Ивана Грозного требовала все большего увеличения обслуги, поэтому на правом берегу реки Шерны (Серой) выросла обширная Александрова слобода.
Со времени первого основания храма Рождества Христова церковь в деревянном виде перестраивалась не менее восьми раз. Однако, как это не удивительно, она чудом пережила Смутное время с нашествием в 1612 году католиков — польско-литовских завоевателей. В 1627-1630 годах, когда вся Русская земля на сотни верст вокруг лежала в разорении, царские писцы делают опись, в которой на Посаде показывают две церкви: во имя Рождества Христова и во имя Святителя Николая Чудотворца.
В 1649 году, после католического нашествия, Рождественская церковь была перестроена — подновлена и расширена. Она стала колыбелью для будущего Успенского женского монастыря. Именно здесь поселились первые монахини, постриженные святым преподобным Лукианом Александровским: вдова слободского священника Анна с именем Анисия и еще одна вдова Фекла с именем Феодора. Позднее монахини перешли в Успенский храм новооснованного монастыря.
В 1653 году также была обновлена и расширена Никольская церковь, при ней были устроены новые приделы — во имя святого пророка Илии и во имя святителя Иоанна Предтечи.
В 1675 году, когда Русь все еще лежала в развалинах, оба здешних храма живут и поддерживают православный дух во всей окрестности. Писцовые книги доносят до нас бесценные записи о состоянии храмов на тот год: «В Слободе за рекою Серою погост, а на погосте — церковь Рождества Христова, рублена клецки (срублена клетью) с трапезою, алтарь рублен в четыре стены, круг церкви паперти, а в церкви царские двери, сень и столбы писаны на золоте, деисусы писаны на красках. Да местных образов: образ Рождества Христова, у Спаса и у Богородицы венцы и цаты (подвеска, украшение) серебренные и золочены, в венце у Богородицы шесть камней смазней да в коруне девять камней достоканов да прикладу серьги маленькие с жемчужки; образ Богородицы Владимирския писан на краске, образ Николая Чудотворца Явленского, прикладу венец и цата серебряные басемные (тонкое листовое серебро) позолочены да прикладу три креста серебряные; образ Богородицы Казанския писан на краске, прикладу крест аспидной обложен серебром да восемь крестов серебряных, 14 копеек золоченых и белых; у Богородицы пелена дорогильная красная, опушка киндяшная; образ св. жен Мироносиц, образ св. вел. Муч. Георгия писан на красках, образ Воскресения Господня на налое. Да в алтаре образ Пресвятыя Богородицы Знамения запрестольная, прикладу 50 копеек золоченых и белых, 2 ортика серебряных золоченых да ортик белый, 6 крестов серебряных да крест запрестольный же писаны на красках, на престоле одеяние спереди камка травчатая, крест нашит белый; Евангелие напрестольное печатное в десть оболочено бархатом зеленым, евангелисты серебряные басемные золочены ветхи; 2 креста благословящие обложены серебром басемным, Распятия литыя; сосуды церковные оловянные, воздух участковой золотой обложен тафтою двоеличною ветх, покровцы ветхи. На жертвеннике одеяние выбойчатое. Да риз: ризы камка желтая, оплечье атлас шитый золотом по червчатому атласу, опушка дороги красные… и т.д. Три свечи вощаных поставных, свеча деревянная писана на красках травы… два подсвечника деревянные. В церкви три окошка красных, а в них три окончины слюдяных…»
Вторую церковь Николького погоста царские писцы описывают так: «Другая теплая церковь с трапезною во имя Николая Чудотворца рублена клецки, алтарь рублен в 4 стены, а в церкви царские двери, сень и столицы да 13 икон деисусов писаны на красках. Да местных образов: образ Николая Чудотворца в резной киоте, прикладу венец и цата серебряные золочены басемные, 7 крестов, 50 копеек. Да в алтаре образ Пресвятыя Богородицы запрестольной, у Богородицы прикладу венец и цата серебряные позолочены, 6 крестов серебряных, 60 копеек; сосуды церковные оловянные; Евангелие напрестольное печатное в десть, Евангелисты медные, паникадило медное спускное, под ним яйцо струфокамилово с кистью шелковою. Да в церкве приделы Иоанна Предтечи и св. пророка Илии… да у той же церкви по левую сторону прирублена трапеза; да в церкве и трапезе три оконницы слудяные большие. Колокольня шатровая рублена в 10 стен, на колокольне пять колокол…» (Тихонравов. Владимирский сборник 1857 года, стр. 169-170).
В 1687 году в храмах Рождества Христова и Николая Чудотворца побывали на службах братья царского рода Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич, а в 1696 году с помощью правившего тогда царя Петра Алексеевича (Петра I) вместо этих двух деревянных церквей был построен один каменный храм также в честь Рождества Христова с приделом Святителя Николая Чудотворца. Строился он «мирским иждивением и Государевыми щедротами при бытности в той Слободе государевых вотчин дворцового прикащика Якова Ладогина».
В начале XIX века к собору Рождества Христова был приписана церковь Боголюбской иконы Божией Матери, построенная на городском кладбище в 1800 году.
Пётр Васильевич Лихарев родился в 1769 г. в Старой Слободе (Александров), где служили дьяконами три поколения его предков. После Переславского духовного училища он в 1793 г. окончил Владимирскую семинарию и стал священником в родной Слободе. С 1813 г. он протоиерей и благочинный Александрова. Скончался в 1842 г. Жена его Евдокия Александровна — дочь дьякона из Киржача родилась в 1774 г.
В 1829 году купец Федор Николаевич Баранов взамен деревянной построил при храме Рождества Христова каменную колокольню (местная власть разрушила ее в 1929 году).
После перестроек 1820-1830 годов собор был выдержан в стиле ампир (архитектор части собора — владимирский архитектор Я.М. Никифоров).
Из города Владимира в 1842 г. И.В. Миловский перешел, в сане протоиерея, в уездный город Александров , где, сменив своего тестя (Пётр Васильевич Лихарев), 25 лет (до марта 1867 года) прослужил в Христорождественской соборе.
Придел во имя Святителя и Чудотворца Николая был освящен 6 декабря 1843 года.
«6 мая 1845 г., в Воскресенье предположено было совершить закладку перестраиваемого придела во имя Архистратига Михаила при Соборе. Все ожидали с нетерпением, с чувством радости этого благодатного дня, … и вот он настал: сама природа, кажется, приняла участие в высоком торжестве … день был прекрасный, солнце светило ярко и великолепно, воздух был тепл; еще до благовеста собралось в собор множество народа; раздался приветный звук большого колокола и со всех концов города потекли благочестивые к Святому Храму. По совершении божественной литургии протоиерей Иаков Васильевич Миловский сказал приличное торжеству слово, полное чувств возвышенных мыслей назидательных, тронувшее всех слушателей до глубины души. Подняв Святые иконы и хоругви и пропев трижды торжественную песнь христиан: Христос Воскресе! — Все вышли на место постройки; торжество это было еще возвышено присутствием Чудотворной Иконы Боголюбской Божией Матери, осчастливившей своим божественным пребыванием город в течение нескольких недель; по пропетии молебна с водоосвящением и коленопреклонением, было приступлено к закладке перестраиваемого придела, и при благословении Божием под кровом Царицы Небесной благополучно совершено это высокое Христианское торжество. По окончании духовного торжества, почтенный Городской Глава, церковный Староста и Храмоздатель Почетный Гражданин Иван Федорович Баранов пригласил к себе на обед все духовенство, участвовавшее в процессии, Губернского Архитектора, специально прибывшего сюда из Владимира и прочих особ, принявших участие в этом радостном событии. За обедом были предложены тосты за здравие Государя Императора и всей Августейшей Фамилии, во время которых хор певчих пел Русский народный гимн Боже Царя храни,- потом пили за здоровье: Его Высокопреосвященства Парфения Архиепископа Владимирского и Суздальского, Владимирского гражданского Губернатора Петра М. Донаурова, отца протоиерея Иакова Васильевича Миловского, гостей и наконец за гостеприимного хозяина и почтенного Храмоздателя со всем его семейством» (Прибавление к Владимирским Губернским Ведомостям. № 20. Суббота, 19 мая 1845 года).
В 1847 году был освящен придел во имя Архистратига Михаила.
Проводы о. Протоиерея И.В. Миловского из г. Александрова во Владимир в 1867 г.
Ксенофонт Ксенофонтович Нарбеков родился в 1842 г. в с. Вареж. Окончил Владимирскую духовную семинарию по первому разряду со званием студента в 1864 г. В 1864-1865 гг. «безмездно» работал учителем в сельской школе. С июля 1865 г. учитель Владимирского духовного училища. В 1866-1867 гг. — помощник инспектора училища. В 1867 г. женился на дочери Я.В. Миловского и архиепископом Антонием был рукоположен во священника Христорождественского собора г. Александрова.
Александровский Собор Рождества Христова
17-го января 1870 г. в городе Александрове прошло торжество в тезоименитый день Антония, Архиепископа Владимирского и Суздальского.
20-го июля 1886 г. умер заштатный диакон Александровского Христорождественского собора Иван Филиппович Лепорский.
26 сентября 1888 года — юбилейное торжество пятидесятилетнего служения протоиерея Василия Петровича Уводского в Христорождественском соборе.
Владимирский церковный историк В.Г. Добронравов в 1895 году сообщал:
Престолов в храме три: в холодном – во имя Рождества Христова, в приделах теплых – во имя архистратига Михаила и св. Николая Чудотворца.
Утварь и ризница в церкви были очень богатые.
Церковные документы хранились в целости: копии исторических книг с 1817 года. Исповедальные росписи — с 1829 года.
Причта по штату положено: протоиерей, два священника, диакон и два псаломщика. На содержание свое причт получал: а) от земли пахотной и сенокосной 500 руб.; б) от служб и требоисправлений 5138 руб.; в) процентов с причтового капитала (13334 руб.) – 587 руб.; г) поручных 350 руб., а всего 6575 руб. Дома у причта собственные на собственной земле.
Земли при церкви: пахотной 43 дес. 958 кв. саж., под дорогами 1 дес. 1318 саж., под рекой 1200 саж., сенокосной 144 кв. саж.; в пустоши Щепачихе – пахотной 7 дес. 150 кв. саж., сенокосной 2 дес. 1600 саж.
В приходе по клировым ведомостям числилось (1897 г.): по части протоиерея в городе 262 души муж. пола и 334 женск. пола и в деревнях – Снопове (1 верста от церкви) и Машкове (4 вер.) 109 душ муж. пола и 129 жен. пола; по части 1-го священника – в городе 318 душ муж. пола и 359 жен.пола, в деревнях: Новинках Абрамовых (3 вер.) и Машкове 154 души муж. пола и 202 женс. пола; по части 2-го священника – в городе: 318 душ мужского пола и 316 женского, в деревнях: Холопове (1 вер.) и Сорокине (5 вер.) 126 душ муж. пола и 174 жен. пола; все православные».
Собор Рождества Христова
Собор Рождества Христова представляет собой традиционный церковный ковчег с основным приделом во имя Рождества Христова. Правый, южный престол во имя Архистратига Михаила в настоящее время усечен и не используется в полном объеме, так же, как и левый, северный, во имя Святителя Николая Чудотворца. Они сейчас полностью помещаются в бывшей трапезной собора.
С запада к помещению под колокольней, разрушенной в 1929 году, пристроены с севера и юга вспомогательные помещения для крестильной комнаты и др. нужд. С востока алтарная часть собора заканчивается тремя полукруглыми апсидами. Они перекрыты конхами — специальной формы перекрытиями, олицетворяющие одновременно гроб Господень и Вифлеемский вертеп. Храмовая часть перекрыта парусным сводом, над которым возвышается барабан с луковичной главой. Трапезная часть перекрыта тремя сферическими сводами, закрыта двускатной стропильной крышей с жестяным покрытием. При купцах Барановых собор был перестроен в просторный храм, вмещавший почти все православное население города и близлежащих деревень.
Священник 82-го пехот. Запасн. полка Александр Делекторский 28 янв. 1917 г. определен настоятелем Христорождественского собора в гор. Александров. 2-го февраля 1917 г. Его Высокопреосвященство совершил Божественную литургию — в кафедральном соборе в сослужении Преосвященнейшего Евгения, Епископа Юрьевского и соборного причта. За литургией возведен в сан протоиерея настоятель Христорождественского собора в г. Александрове, о. Делекторский. Прот. Христорожественск. гор. Александрова собора, Александр Делекторский 7 февр. 1917 г. назначен градским благочинным.
При советской власти храм был закрыт. С 1920 по 1990 годы здесь размещались оперный театр, клуб, хлебозавод, дом художественного творчества, центр культуры ВНИИСИМСа.
Возрождение Христорождественского собора началось с 1991 года. При воссоздании Свято-Успенского женского монастыря Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий перевел из Свято-Троицкого собора о. Георгия (Запольнова) и назначил его настоятелем собора Рождества Христова. В 1992 году, в праздник Рождества Христова, в приделе Архистратига Михаила состоялось первое Богослужение, а год спустя, 10 января, престол Архистратига Михаила был освящен Архиепископом Евлогием.
Помимо собора, в комплекс входят здание богадельни – простое двухэтажное кирпичное здание, построенное в III-й четверти XIX века, – и современная ей одноэтажная сторожка у южного фасада собора.
С 1993 года вместе с о. Георгием службы вел священник о. Александр (Филиппов), с 1997 года в храме служил о. Сергий (Соколовский). Оба они похоронены у стен собора. С 1995 года и по сей день в храме служит о. Виктор (Кукин). В соборе и приписном храме Боголюбской иконы Божией матери ведут службы священники о. Николай (Тихомиров) и о. Николай (Ростовцев).
Звонница собора
Местная Религиозная Организация Православный Приход Кафедрального Собора Рождества Христова Города Александрова Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 12 ноября 1999 г.
С сентября 2000 года настоятелем Христорождественского собора был назначен благочинный Александровского округа митрофорный протоиерей о. Борис (Толкачев). С этого времени начинается активное завершение возрождения храма. К началу 2002 года было закончено восстановление барабана с луковичной главой и 6 января, к Рождеству Христову, был воздвигнут крест. В состоянии реставрации остается пока центральный придел храма — придел Рождества Христова. Но в 2003 году, снова к празднику Рождества Христова, черновые работы были закончены и снята завеса, разделяющая храм! Наконец-то прихожане дождались первого праздничного Богослужения в главном алтаре храма!
Александровская епархия создана 16 марта 2013 года путём выделения из Владимирской и Суздальской епархии с включением в состав новообразованной Владимирской митрополии.
Собор Рождества Христова стал кафедральный храмом Александровской епархии.
Председатель приходского совета Колесников Дмитрий Викторович, настоятель Яковлев Яков Яковлевич.
Памятник Александру Невскому
Александр Невский — святой покровитель града Александрова.
Памятник Александру Невскому в г. Александрове
В городе Александрове возле Христорождественского собора установлен памятник Александру Невскому Торжественное мероприятие по случаю открытия монумента прошло 6 декабря 2013 г., в день 750-летия преставления святого благоверного князя.
Как гласит старинное предание, переславский князь Александр, получивший в 1240 году к своему имени славное дополнение «Невский», наезжал в эти места поохотиться, останавливаясь в Старой слободе, – говорит Александр Миронов, историк-краевед, благодаря безмерному энтузиазму которого была создана инициативная группа по установке памятника Невскому в городе. – Возможно, именно поэтому слобода стала потом называться Александровой.
Кроме преданий и сказаний, есть и исторический факт: присвоение Александровой слободе титула города 1 сентября (12-го, по старому стилю) приурочено к дню памяти святого благоверного князя Александра Невского.
Инициативная группа, в составе которой священники, краеведы, предприниматели, депутаты, общественники – словом, патриоты родного города, в течение четырех лет добивалась выделения места под установку памятника, пока, наконец, городские власти не разрешили „ установить памятник на площади возле храма. Средства на сам памятник (а понадобилось более 2 млн рублей) собирали буквально всем миром. Старт дали предприниматели, входящие в некоммерческое партнерство «Александровская индустрия гостеприимства», а там подключились и другие неравнодушные люди. Саму фигуру князя, высотой под три метра и весом 1200 кг, отливали из бронзы в Смоленске, а постамент из цельной глыбы карельского гранита весом 4 тонны изготовили в Кольчугино.
«Памятник святому благоверному князю Александру Невскому с божией помощью открыт 6 декабря 2013 г.
скульптор Хмелевской Юрий Павлович
на средства Кириллова Виктора Анатольевича
а также жертвователей: Миронова А.Н. Севринова В.П. Кривоносова М.М. Кузика А.Г. Юреля П.Ф.»
Памятник – творение скульптора Юрия Хмелевского, он занимался им около года. Невского скульптор изобразил молодым, красивым, высоким, с длинными вьющимися волосами.
Это воин, который меч в руках держал с пяти лет, однако по характеру, как описывают его современники, князь был очень смиренным, – объясняет свое художественное решение Юрий Хмелевской. – Он сочетал ум полководца с личной отвагой, основой которой была вера в правду Божью. Князь был хорошим дипломатом и старался не ввязываться в войну с татарами, чтобы не усугублять бедствия Руси, – за что осуждался многими. Но у Невского был свой ум и своя сила духа. Эту мудрость я и старался передать в скульптуре. Князь стоит в смиренной позе, в молитве перед боем, поэтому его меч – в виде креста.
Открытие памятника Александру Невскому стало настоящим событием, по масштабу сравниваемым его участниками с событием государственной важности. Оно объединило под стенами Христорождественского собора людей искусства, общественных деятелей, предпринимателей, политиков, чиновников и людей, неравнодушных к судьбе своего города. Все вместе отслужили молебен в честь благоверного князя. По признанию многих, данное событие станет значимой вехой в истории города, а сам памятник – символом города Александрова.
Город Александров.
Александровская епархия
Собор Рождества Христова, Александров
-
- Туризм в Александрове
- Отели Александрова
- B&B/мини-отели в Александрове
- Турпакеты в Александров
- Авиабилеты в Александров
- Рестораны Александрова
- Развлечения Александрова
- Форум путешественников о Александрове
- Фото Александрова
- Карта Александрова
-
- Все отели Александрова
- Достопримечательности поблизости
- Отели рядом — Собор Рождества Христова
- Отели рядом — Александровская Слобода
- Отели рядом — Александровский художественный музей
- Отели рядом — Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых
- Отели рядом — Монумент «Александровской республике»
- Отели рядом — Памятник Ленину
- Отели рядом — Музей рукотворного камня
- Отели рядом — Музей игровых автоматов «Ретро»
- Отели рядом — Выставочный зал Художественного Музея
- Аэропорты поблизости
- (SVO) Аэропорт Шереметьево: отели поблизости
- (DME) Аэропорт Домодедово: отели поблизости
- (VKO) Аэропорт Внуково: отели поблизости
-
- Александров: все рестораны
- Рестораны поблизости Собор Рождества Христова
-
- Александров: все развлечения
- Александров: чем заняться на этих выходных
- Собор Рождества Христова: развлечения поблизости.
- Памятник Александру Невскому
- Александровская Слобода
- Храм Святой Троицы
- Памятник Петру и Февронии, муромским святым
- Александровский художественный музей
- Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых
- Музей игровых автоматов «Ретро»
- Музей рукотворного камня
- Выставочный зал Художественного Музея
- Монумент «Александровской республике»
- Памятник Ленину
- Городской Александровский Муниципальный Театр Драмы
- Памятник Воинам-интернационалистам
- Музей истории Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги
- Памятник воинам-александровцам, павшим в Великой Отечественной войне
- Александров: Достопримечательности и культурные объекты
- Александров: Памятники и статуи
- Александров: Культурные объекты и достопримечательности
- Александров: Церкви и соборы
- Популярные категории в Александрове
- Александров: Музеи
- Александров: Музеи искусств
- Александров: Специализированные музеи
- Александров: Концерты и представления
- Александров: Театры
- Александров: Природа и парки
- Александров: Маршруты для верховой езды
- Александров: Активный отдых на открытом воздухе
- Александров: Конные экскурсии
- Александров: Маршруты для верховой езды
- Александров: Музеи
- Что обычно ищут в Александрове
- Подходит для больших групп
- Подходит для детей
- Недорого
- Бесплатный вход
- Подходит для дождливого дня
-
- Путеводители
- Приложения
- ЭкоЛидеры