Собор спаса в чернигове

Спасо-Преображенский собор (Чернигов)

У этого термина существуют и другие значения, см. Спасо-Преображенский собор.

Православная церковь

Спасо-Преображенский собор Страна

Украина

Город

Чернигов

Конфессия

Православие

Епархия

Черниговская УПЦ МП

Тип здания

Церковь

Дата основания

XI век

Строительство

1033?

Сайт

orthodox.com.ua/uk/eparx…

Медиафайлы на Викискладе

Спасо-Преображенский собор — пятиглавый восьмистолпный храм в Чернигове, действующий храм-музей. Старейший сохранившийся памятник древнерусского зодчества, на протяжении веков неоднократно перестраивался. Служил главным храмом Чернигово-Северского княжества и усыпальницей местных князей (Ольговичей). Входит в состав национального архитектурно-исторического заповедника «Древний Чернигов». Памятник архитектуры, согласно Постановления Совета министров УССР от 24 августа 1963 года #970 .

Описание

Заложен черниговским князем Мстиславом Владимировичем предположительно в начале 1030-х гг. После его смерти в 1036 г. (согласно Повести временных лет по Ипатьевскому списку) со стройки собора, имевшего высоту стен около 4 метров, мастера были сняты для постройки храма св. Софии Новгородской, а окончен черниговский собор был только в середине века. Возможно, строители Спасо-Преображенского собора в какой-то мере повторили схему Десятинной церкви. Раппопорт высказал предположение, что мастера, создававшие черниговский собор и Софию Киевскую, были из одной и той же столичной византийской артели.

В плане собор представляет собой большой по древнерусским меркам (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами. Раскопки показали, что к восточным углам были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились. Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными.

Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней почти целиком, но отчасти перестроенным: он подвергся переделкам после разрушительного пожара 1756 года. Все внутренние помещения выгорели. Сгоревшие деревянные хоры не были восстановлены. Была сломана крещальня в юго-западном углу храма, а вместо неё построена круглая башня, симметричная левой древней башне с лестницей на хоры. На обе башни были установлены шпили огромной величины, что исказило древний облик церкви. В довершение ко всему, перед порталами устроили тамбуры.

Постепенное возвышение масс храма кверху было утрачено с западной стороны. Пирамидальный рост собора виден с востока. Древнее покрытие храма было позакомарным, что также работало на эффект пирамидальности верхней части постройки. Главы имели по-византийски параболическую форму.

Собор неоднократно подвергался перестройке. В XVIII—XIX веках, в частности, были надстроены две башни, после чего здание приобрело нынешний вид. В 1967 году во время реставрационных работ на южном фасаде Спасского собора обнаружили граффити ХІІ — начала ХІІІ века. С 1989 года собор числится среди кандидатов на включение в список Всемирного наследия.

Интерьер

В интерьере Спасского собора превалирует строгое и торжественное сочетание вертикалей и горизонталей. Здесь явственно акцентирована удлиненность здания, что сочетается с внутренними двухъярусными аркадами, уходящими в подкупольное пространство. Вдоль них изначально шли деревянные настилы северных и южных хор, усиливавших горизонтальное членение интерьера. Подобные аркады свойственны византийскому зодчеству той эпохи, но редки в Киевской Руси.

О некогда богатом внутреннем убранстве собора свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, пола, колонны. По великолепию убранства храм Спаса не уступал первопрестольным киевским церквам. Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты. Стены и своды украшали древние фрески, погибшие в пожаре 1756 года.

В Спасо-Преображенском соборе покоится прах князя Игоря Святославича (воспетого в «Слове о Полку Игореве»), Игоря Ольговича и других черниговских князей той эпохи.

Примечания

  1. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Архитектура России. Дата обращения 21 июля 2018. Архивировано 16 мая 2017 года.
  2. Постанова від 24 серпня 1963 р. N 970 Про впорядкування справи обліку та охорони пам’ятників архітектури на території Української РСР
  3. Подлевський Святослав. Графіті Чернігова у соціокультурному просторі Х-ХVII ст. — Чернігів: SCRIPTORIUM, 2018. — 276 с. ISBN 978-966-97828-1-6
  4. Historic Centre of Tchernigov, 9th -13th centuries (англ.). UNESCO. Дата обращения 21 июля 2018. Архивировано 21 сентября 2017 года.

Ссылки

  • Спасо-Преображенский собор в Чернигове — памятник архитектуры (недоступная ссылка — история ).
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Достопримечательности Чернигова
Культовые Церковь Святителя Николая Чудотворца | Церковь 2000-летия Рождества Христова | Церковь Святого Михаила | Храм «Всех Святых Черниговских» | Борисоглебский собор | Воскресенская церковь | Екатерининская церковь | Казанская церковь | Пятницкая церковь | Спасо-Преображенский собор | Троицко-Ильинский монастырь (в т.ч. Свято-Троицкий собор | Ильинская церковь | Антониевы пещеры) | Введенская церковь | Елецкий Успенский монастырь (в т.ч. Успенский собор (Чернигов) | Церковь Петра и Павла (Чернигов) | Дом Феодосия Черниговского) | Римо-католическая церковь
Исторические
Архитектурные
Культурные Городской Дворец культуры | Дворец детей и юношества | Летний театр | Театр кукол | Областной музыкально-драматический театр | Областная филармония | Областной молодёжный театр
Музеи Военно-исторический | Выставочный зал | Исторический УМВД | Областной художественный | Областной исторический | «Чернигов древний» | Народно-декоративного искусства | Музей-заповедник им. М. Коцюбинского | Антониевы пещеры
Библиотеки Черниговская областная универсальная научная библиотека имени В. Г. Короленко | Областная библиотека для юношества | Областная библиотека для детей им. М. Островского
Прочие Планетарий | Памятники (Памятник Александру Пушкину | Памятник Богдану Хмельницкому | Памятник гетману Мазепе | Памятник Тарасу Шевченко)

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Спасо-Преображенский собор в Чернигове (Архитектурно-археологическое изучение собора было начато в 1920-е годы Н. Макаренко, чьи работы до сих пор не утратили своего значения. См.: Макаренко М. Дослiди над Чернигiвським Спасом. Коротке звiдомлення. — Записки iторико-фiлологiчного вiддiлу Всеукраiнськоi Академii наук, 1924, кн. IV. с. 240-244; Он же. Бiля Чернигiвського Спаса: (Археологичнi дослiди року 1923).- Чернигiв i пiвнiчне левобережжя. Kиiв, 1928, с. 184-196; Он же. Чернигiвський Спас. Археологiчнi дослiдi року 1923. Киiв, 1929. Исследование памятника продолжалось лишь с конца 1950-х годов. Появились публикации историко-архитектуриого характера. См.: Асеев Ю. С. Спаський собор у Черниговi. Киiв, 1959; Комеч А. И. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. — Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975, с. 9 — 26. В 1960-е годы под руководством Н. В. Холостенко и М. М. Говденко началось тщательное натурное исследование памятника и была проведена его частичная реставрация.) был начат постройкой по заказу черниговского князя Мстислава Владимировича, едва ли не превосходившего своим могуществом сидевшего на киевском престоле Ярослава Мудрого. Во всяком случае, раздел русских земель этими князьями в 1026 г. основой имел добрую волю и согласие Мстислава, который одержал победу над войсками Ярослава и новгородцев и мог бы добиться единоличного правления всей Русью.

Мстислав умер в 1036 г. Летописец сообщает нам, что он был погребен «в церкви у святаго Спаса, юже бе сам заложил бе бо воздано ея при нем возвыше, яко на кони стояще рукою досящи» (ПВЛ. М.; Л., 1950, ч. I, с. 101.) Из этого описания видно, что высота стен строящегося собора не превышала 3 — 4 м; следовательно, собор мог быть заложен за один-два строительных сезона до этого, в 1034 — 1035 гг.

В литературе, посвященной древнерусскому зодчеству X— XV вв., распространено определение структуры храмов по числу столбов — четырех-, шести-, восьмистолпные (Воронин Н. Н. Зодчество Киевской Руси.- В кн.: История русского искусства. М., 1953, т. I, с. 11—154, особенно с. 142; Брунов Н. И. Архитектура эпохи древнерусского государства и периода феодальной раздробленности Руси. — В кн.: История русской архитектуры. М., 1956, с. 11 — 63; см. также главы 9 — 12 в III т. «Всеобщей истории архитектуры» (Л.; М., 1966), написанные Ю. С. Асеевым, П. Н. Максимовым и Н. Н. Ворониным и посвященные древнерусской архитектуре X — XIII вв. (с. 616-656). Подобная классификация искажает реальную композиционную природу памятников, к тому же она неверно интерпретирует сами формы. Она отвлечена от представлений, связанных с базиликальными постройками, и является насильственной для зданий крестово-купольного типа. Как правило, все древнерусские храмы XI — XII вв. (кроме самых простых) — четырехстолпные, они бывают с нартексом (понятие о нем почти исчезло из наших архитектурных описаний) или без него, с апсидами — либо примыкающими к основной девятидольной структуре, либо имеющими дополнительные ячейки.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове является четырехстолпным храмом типа вписанного креста, с нартексом и развитой алтарной частью. Знаменательна форма опор — они никоим образом не читаются как комбинации отрезков стен, но представляют собой центрические крестчатые столбы. Напомним, в константинопольских храмах начиная с X в. стены внутри исчезают, в цельном пространстве наоса в качестве опор остаются лишь четыре колонны.

В черниговском храме происходит обратная замена — колонн столбами. Однако уже совершившееся в IX — X вв. осознание опор как формы в себе замкнутой, не разделяющей пространство, а лишь находящейся в нем, приводит к возникновению центрических крестчатых столбов. На четырех подобных столбах ничто не мешает возвести ту же каноническую систему перекрытий, которую в константинопольских храмах несли четыре колонны. Конечно, подобные опоры — примитивизация мотива. В ее основе лежат и причины практического характера, ибо доставка четырех мраморных больших колонн для княжеского строительства была бы, вероятно, довольно сложной. Однако еще интереснее отметить, что, даже если бы такая возможность и существовала, ею нельзя было бы воспользоваться для возведения черниговского собора.

Мы подходим к очень важному моменту в композиции здания. Речь идет о его хорах. Расположены хоры над нартексом и боковыми нефами, эти зоны интерьера оказываются двухэтажными. Применение колонн в качестве основных опор становится невозможным, ибо их стволы оказались бы пересеченными посередине.

Между подкупольными столбами в двух ярусах размещены аркады. Подобная композиция, как мы видели, употребляется в памятниках Византии V — XI вв. Она восходит к купольным базиликам, таким ранним и начальным, как Алахан манастир. Принципиально такую структуру мы находим в Константинопольской Софии, почти такую — в церкви в Каср-ибн-Вардане. В дальнейшем, с заменой купольных базилик крестово-купольными храмами, аркады в верхнем ярусе исчезают (храм св. Ирины в Константинополе, храм в Дере-Агзы). Интересно и показательно для ощущения общности архитектурной традиции близкое совпадение размеров (при типологическом сходстве) черниговского памятника и храма в Дере-Агзы: в Чернигове — общая длина 32 м, ширина 21,5 м, подкупольный квадрат — 7,75 м, в Дере-Агзы соответственно — 33 (без экзонартекса), 21 и чуть больше 8 м.

В византийских постройках VIII — IX вв. хоры устраиваются на сводах, перекрывающих нижний ярус, а коробовые своды рукавов креста опираются на стены угловых ячеек, прорезаемые арками. В XI в. аналогичные принципиально решения, хотя и восходящие скорее к линии церкви Успения в Никее, мы видели в храме Георгия в Манганах и в Гюль Джами (в первом устройство обширных хор связано с императорским заказом).

Композиция Спасо-Преображенского собора в Чернигове при использовании традиционных, поддерживающих хоры, аркад, отличается, как уже говорилось, иной трактовкой общей структуры. В связи с центрической трактовкой опор стены внутри превращаются в крестчатые столбы, а хоры располагаются на плоских перекрытиях. Это лишает хоры органической связи с храмом. Создается весьма своеобразная ситуация, когда в крестово-купольный тип храма, ставший под влиянием зданий на четырех колоннах пространственно цельным, вновь переносятся формы, должные разделять внутреннее пространство. Все эти формы связаны с устройством хор.

Чернигов. Спасо-Преображенский собор. 1030-1040-е годы. Схематический продольный разрез Продольный разрез по южному нефу
Чернигов. Спасо-преображенский собор. план Чернигов. Спасо-Преображенский собор. План на уровне хор

Хоры в русских храмах XI — XII вв. имели весьма определенное назначение: здесь находился князь и его ближайшее окружение (Брунов Н. И. О хорах в древнерусском зодчестве. — Труды секции теории и методологии (социологической) ИАИ РАНИОН. М., 1928, т. И, с. 93 — 97.). Поэтому, когда в Спасском соборе Чернигова мы сталкиваемся с расширением хор, снова находящихся в пространстве самого храма, вполне естественно предположить причиной этому прямой княжеский заказ. Зодчие, взявшие за основу тип храма вписанного креста, который сформировался как интерпретация крестово-купольных построек под влиянием четырехколонных композиций, чтобы устроить обширные хоры, обратились к формам более ранних памятников. От центрального пространства хоры отделили глубоко традиционными аркадами, причем аркады употребили и в верхнем ярусе, что позволяет соотнести собор с группой построек, родственных церкви в Каср-ибн-Вардане.

Возникло необычное композиционное решение. В упомянутых византийских постройках ходы над боковыми нефами продолжаются до восточных стен, так, что боковые апсиды оказываются двухэтажными. Здесь же хоры идут лишь до восточных крестчатых столбов, перед алтарем образуется свободный поперечный неф. Так же, как центрические опоры являются отголоском форм четырехколонных храмов, так и это необычное деление связано с типичным для них же противопоставлением свободного цельного наоса алтарю. В Спасском соборе деление на алтарь и квадратный наос дополнительно выявлено лопатками, появляющимися на боковых стенах на границе этих пространств. Лопатки как бы обрамляют и открывают пространства всех трех апсид.

Построение алтарной части своеобразно. Три апсиды расположены в одну линию. Они как бы приставлены к наружному контуру восточной стены здания. Обычно апсиды начинаются от внутреннего контура предполагаемой восточной стены (этот уровень выявляется угловыми лопатками). Поскольку предапсидные помещения очень неглубоки, то создается впечатление, что они устроены в основном с помощью подобного выдвижения апсид. Необычность планировки выявляется и негативным соответствием контуров восточных участков северной и южной стен, где лопаткам снаружи соответствует как бы ниша внутри, и наоборот. Форма своей нечеткостью выдает какую-то неуверенность мастеров, но не менее интересно и то, что ей можно подыскать весьма близкую аналогию. Подобный вынос апсид мы находим в церкви Богоматери Халкеон в Салониках, возникшей под несомненным влиянием архитектуры Константинополя. В самой византийской столице из-за сложного четырехлепесткового плана алтарных помещений апсиды тоже иногда выдвигаются к востоку, хотя и не в такой мере (Эски Имарет Джами); в XII в. в маленьком храме Иоанна Предтечи три полукруглые апсиды вынесены за линию, соединяющую восточные углы основного объема.

Нартекс черниговского собора пространственно несколько обособлен, он сообщается с наосом тремя арочными проемами в восточной стене. В том, что это стена,- нет ни малейшего сомнения, поэтому еще раз укажем на невозможность обозначить отрезки стен как столбы и на ошибочность определения «шести-и восьмистолпные храмы». Северная и южная ячейки нартекса перекрыты купольными сводами, центральная — коробовым сводом. Последний ориентирован в направлении север — юг, что также содействует обособленности нартекса. Вместе с тем чрезвычайно выразительны открывающиеся из нартекса и побуждающие к движению перспективы в большое и свободное пространство храма. Подобное сопоставление характерно для константинопольских памятников.

В верхнем этаже пространство западной части храма организовано иначе. Над нартексом боковые ячейки одинаково широкими проемами открываются и в средний, и в боковые нефы собора. Образующиеся таким образом достаточно обширные П-образные хоры входят в пространство самого храма, во всяком случае в линии малых нефов. Стены на хорах оказываются вытесненными (от них остаются лишь лопатки столбов).

Пространство хор, казалось бы, становится частью пространства всего храма. Однако полного объединения не происходит по двум причинам. Первая связана с разнохарактерностью ячеек самих хор. Угловые — низкие и довольно темные, лишенные окон, — были как бы проходными, соединяющими, они перекрывались глухими сомкнутыми сводами. Дверные проемы в северной и южной стенах соединяли их с лестничной башней (с севера) и каким-то помещением над крещальней (с юга). Ячейки хор в малых нефах основного пространства тоже смотрятся несколько отдельно друг от друга. Главными являются зоны хор в рукавах креста, они залиты светом больших окон, расположенных по три в два яруса, и охвачены широкими и высокими коробовыми сводами.

Все три ячейки хор над малыми нефами разделяются перекинутыми к стенам арками, расположенными на одной высоте и к тому же довольно низко, особенно в отношении к уровню сводов. Высота шелыг арок над полом хор — 4 м, шелыг глухих купольных сводов — 7,5 м, куполов малых глав — почти 13 м, центральных сводов — около 10 м. Все ячейки имеют индивидуальные пропорции, особенно необычны промежуточные, расположенные в западных углах наоса, ибо над ними поднимаются вытянутые круглые, в нижней части — глухие барабаны малых глав (высота барабанов — более 6 м). Чередование пространств выглядит несколько случайным, хотя общая система храма является ясной и логичной. Это противоречие опять-таки связано с устройством хор в храме, чья структура, родственная четырехколонным композициям, уже не совсем для этого подходит.

Однако в организации хор есть и намеренные акценты. Интересно отметить особое внимание к украшению южной половины хор. Малые арки опирались здесь не на пристенные лопатки, как с северной стороны, а на пары полуколонн, от которых уцелели, хотя и фрагментарно, капители. Стена ниже капителей имеет ровную лицевую поверхность кладки. Поэтому мы можем предположить существование первоначальных приставных полуколонн (возможно, мраморных) — форма, аналогию которой мы встречаем в самых замечательных постройках Византии: Неа Мони на Хиосе и Сан Марко в Венеции. Полуколонны, как и лопатки северной стены, опирались на обрез стены в уровне пола хор. Правая часть хор — мужская — могла служить местом пребывания князя, что и объяснило бы употребление полуколонн.

Особый характер имеет средняя часть хор над нартексом. Она открывается в храм тройной аркадой, которая могла бы уподобиться аркадам южного и северного рукавов креста. Однако зодчие интерпретируют ее иначе — как похожую, ибо расположенную в одном из рукавов креста, и как отличную, ибо она удалена от подкупольного пространства и помещена над стеной нижнего яруса на границе нартекса и наоса. Уже сама стена, в которой помещена аркада, — особая, тоньше всех других стен храма. Кажущиеся здесь утолщенными боковые лопатки — обычный на самом деле размер. Тонкие восьмигранные столбы центричны, но не обладают собственной ориентацией и легко включаются в поперечное движение аркады. Столбы и лопатки здесь не адекватны (как в боковых аркадах), лопатки принадлежат стене, столбы — проему. Аркада становится сложным, но единым проемом, напоминая аркаду на тонких столбиках в константинопольской церкви Спаса Всевидящего.

Угловые ячейки на хорах связаны с центральной широкими арочными проемами, но центральная никоим образом не является соединяющим проходом, а наоборот — своей резкой выделенностью от угловых зон создает пространство, композиционно наиболее значительное на хорах. Его особый характер подчеркивает и западная стена своими широкими глухими поверхностями; в ней, в отличие от стен в боковых рукавах креста, внизу находится лишь один арочный проем в центре. Проем имеет необычный характер — он продолжается почти до пола. Подобное окно напоминает окно в нартексе северной церкви монастыря Пантократора в Константинополе. В люпете же западной стены прорезаны три очень высоких окна. Все пространство высотой, ощущением срединного положения на хорах (остальные помещения ему симметричны), сгруппированностью к центру превращается в своеобразный зал с верхним светом, с видом в центральный неф, в подкупольное пространство и центральную апсиду.

Особенностью внутреннего пространства является его целостность, несмотря на как бы трехнефное расчленение. Одинаковые лопатки крестчатых опор оказываются ориентированными на внутреннее ядро столба и не обладают динамикой выступа; вместо того, чтобы определять движение пространства, эти опоры просто пребывают в нем. Пространство, обладая некоей самостоятельностью развития, как бы прорезает внутренние перегородки арочными проемам, уничтожая вещественную непрерывность стен и придавая формам структурный смысл. «Преодоленность» перегородок усиливается центричностью перекрытия наоса, которое образовано сводами рукавов креста и пятью световыми главами, равномерностью освещения через многочисленные окна.

Для трактовки отдельных форм характерны ясность и сложность одновременно, изящная расчлененность при ощущении нерасторжимости всех частей гибкой оболочки, где прихотливо соединяются и переходят друг в друга структурные и фоновые элементы. Профилировки всюду используются для облегчения форм и выявления их соотнесенности с целым. Опорами нижних аркад служили мраморные колонки, вдвое более тонкие, нежели опирающиеся на них кладки (колонки были обложены кирпичом после пожара XVIII в.). Ионические капители с импостами несут профилированные шиферные плиты, с которых начинается кладка арок. Хотя колонны круглые, шиферные плиты и массивы кладки на них — прямоугольные, вытянутые, их длинные стороны идут вглубь, сквозь аркаду (соотношение, часто встречающееся в Константинополе). Движение «сквозь» поддерживается и перспективными профилировками арок. Поэтому тройные аркады, пересекая рукава креста, в то же время напоминают о центрической природе основной композиции, горизонтальное движение аркад вдоль нефов сочетается с их ориентированностью на подкупольное пространство. Группировка вокруг центра и преодоление горизонтали подчеркиваются небольшим выделением средних арок во всех ярусах (такое примерно соотношение арок можно видеть в аркадах церкви Христа Всевидящего в Константинополе).

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции

Спасо-Преображенский собор — пятиглавый восьмистолпный храм в Чернигове, действующий храм-музей. Входит в состав национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний». Старейший сохранившийся памятник древнерусского зодчества. Является одним из немногих уцелевших строений периода домонгольской Руси. О его бывшем богатом внутреннем убранстве свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, пола, колонны. На протяжении веков он неоднократно перестраивался. В Спасо-Преображенском соборе покоится прах князя Игоря Северского, воспетого в «Слове о Полку Игореве», Игоря Черниговского и других князей той эпохи. В 1989 году, вместе с историческим центром Чернигова собор был добавлен в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

Заложен около 1030—1034 годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем. После его смерти в 1036 г. (согласно Повести временных лет по Ипатьевскому списку) со стройки собора, имевшего высоту стен около 4 метров, мастера были сняты для постройки храма св. Софии Новгородской, а окончен черниговский собор был только в середине века. Стал главным храмом древнерусского города и Чернигово-Северского княжества.

Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней почти целиком, но отчасти перестроенным: он подвергся переделкам после разрушительного пожара 1756 года. Все внутренние помещения выгорели. Сгоревшие деревянные хоры не были восстановлены. Была сломана крещальня в юго-западном углу храма, а вместо неё построена круглая башня, симметричная левой древней башне с лестницей на хоры. На обе башни были установлены шпили огромной величины, что исказило древний облик церкви. В довершение ко всему, перед порталами устроили тамбуры.

Постепенное возвышение масс храма кверху было утрачено с западной стороны. Пирамидальный рост собора виден с востока. Древнее покрытие храма было позакомарным, что также работало на эффект пирамидальности верхней части постройки. Главы имели по-византийски параболическую форму.

Внешний вид

В плане собор представляет собой большой по древнерусским меркам (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами. Раскопки показали, что к восточным углам были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились.

Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными.

Собор неоднократно подвергался перестройке. В XVIII—XIX веках, в частности, были надстроены две башни, после чего здание приобрело нынешний вид.

Интерьер

В интерьере Спасского собора превалирует строгое и торжественное сочетание вертикалей и горизонталей. Здесь явственно акцентирована удлиненность здания, что сочетается с внутренними двухъярусными аркадами, уходящими в подкупольное пространство. Вдоль них изначально шли деревянные настилы северных и южных хор, усиливавших горизонтальное членение интерьера. Подобные аркады свойственны византийскому зодчеству той эпохи, но редки в Киевской Руси.

Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты. Стены и своды украшали древние фрески, погибшие в пожаре 1756 года. По великолепию убранства храм Спаса не уступал первопрестольным киевским церквам.

Возможно, строители Спасо-Преображенского собора в какой-то мере повторили схему Десятинной церкви. Раппопорт высказал предположение, что мастера, создававшие черниговский собор и Софию Киевскую, были из одной и той же столичной византийской артели.

В 1967 году во время реставрационных работ на Южном внешнем фасаде Спасского собора обнаружили граффити ХІІ — начала ХІІІ века.

ЕГЭ. История. Архитектура. 10 вопросов – 10 ответов. Черниговский Спасо-Преображенский собор.

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

Черниговский Спасо-Преображенский собор.

Вопросы

Ответы

1.Как правильно произносится название церкви?

Черниговский Спасо-Преображенский собор.

2.Где находится?

Украина. Город Чернигов. Центр Детинца (Кремля).

В период феодальной раздробленности Руси Чернигов был центром Чернигово-Северского княжества.

3.Каков тип здания?

Крестово-купольный храм.

4.В каком веке и году построен?

XI век. 1031-1036 г.

5.При каком князе?

Храм заложен черниговским князем Мстиславом Владимировичем Храбрым (Мстиславом Тмутарканским). Это сын Владимира Святого, правитель княжества в 1024-1036 г.

Достроен в правление Святослава Ярославича.

6.В память о ком построил церковь князь?

Собор был построен как главный храм в городе и Чернигово-Северском княжестве.

7.Кто строил храм?

Предположительно, византийские мастера из той же артели, что строила Софийский собор в Киеве.

8.История собора.

Храм почти полностью сохранился до наших дней.

Только однажды он подвергся переделкам после разрушительного пожара 1756 года.

Спасский собор действовал до 1926 и 1942-1961 годов.

В 1926 году советская власть запретила богослужения в Спасо-Преображенском соборе и в начале 30-х в нём был устроен склад.

В 1937-м собор передан в распоряжение исторического музея.

После1961 года собор снова был передан музею.

В конце 80-х годов прошлого века в нем были возобновлены богослужения.

9.Каковы особенности постройки храма?

Храм построен их кирпича.

Представляет собой большой по древнерусским меркам (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами (это примыкающие к основному объёму пониженный выступ здания).

Фасады оформлены красивыми пилястрами (это вертикальный выступ стены, условно обозначающий колонну).

По великолепию убранства храм Спаса не уступал первопрестольным киевским церквам, но, к сожалению, многое было уничтожено пожаром 1750 (или, по другим данным, 1756) года.

10.Судьба храма сегодня.

Храм действующий. Богослужения проводятся.

Это интересно.

  • На протяжении почти 900 лет Спасо-Преображенский собор являлся кафедральным собором Черниговской епархии и центром общественной и государственной и политической жизни. В храме целованием креста и присягами скреплялись договора между князьями, оглашались княжеские указы. Здесь же и хоронили князей и духовных владык епархии.
  • Во времена древней Руси здесь находилась одна из самых почитаемых на Руси икон – Смоленская икона Божьей Матери («Одигитрия»), которую Владимир Мономах перевез в Смоленск. Считается, что благодаря ей в 1239 году хану Батыю не удалось захватить город Смоленск.
  • В 1239 во время нашествия Батыя на Чернигов войсками хана Менгу частично были разрушены своды, уничтожены купола, а сам собор был разграблен. Только в 1675 году были проведены восстановительные работы.
  • Спасский собор значительно перестроен после 1750 года, после того, как храм сильно пострадал от пожара 1750 г., когда были утрачены практически все древнерусские фрески. Перестроили храм в 1791-1798г.
  • Есть сведения, что в 1783 г. в Чернигове проездом был Потемкин, который очень заинтересовался собором. Именно по его ходатайству были выделены средства на ремонт.
  • В 1818 г. художник Я. Юринов расписал масляным красками внутренний объем храма, который можно видеть и сейчас.
  • В 1891 г. были позолочены купола.
  • В конце 19 века собор приобрел современный вид.
  • По древним обычаям в соборе вывешивались флаги защитников города. В 1814 году установили 18 знамен Черниговских полков ополчения, которые брали участие в войне с Наполеоном Бонапартом, а в 1856 году – 11 знамен полков прославившиеся во время Крымской войны 1853 – 1856 годов.
  • Собор посещали все российские монархи и члены императорской семьи, приезжавшие в Чернигов, многие государственные сановники и деятели отечественной культуры.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Долгое время Спасо-Преображенский (Спасский) собор считали старым храмом Княжеских Времен, конечно, из тех что сохранились. Но последние исследования историков доказали, что старейшим является Софийский собор. Научные сотрудники Софии Киевской в ​​2010 году заявили, что Софийский собор основан в 1011 году и это подтверждают многочисленные граффити. Возможно с 1011 они погорячились… Эта версия пока не доказана, но практически доказано что в 1017 году собор уже строился, ну а Спасо-Преображенский собор заложили около 1030 года (по одной летописи в 1034-м, по другим — в 1036-м). Ну а что для нас, через тысячелетия, какие-то два десятка лет?..

Спасо-Преображенський собор

Основателем Спасского собора был один из самых известных черниговских князей, сын Владимира Великого и брат Ярослава Мстислав Храбрый. С 990-го года он княжил в Тмутаракани, а в 1024-м, после победы над войском своего брата Ярослава Мудрого, занял княжеский престол в Чернигове.
Мстислав за свою жизнь прославился как выдающийся полководец и непобедимый воин. Летописцы воспевали его победу в поединке с касожским (касоги — племя из северного Прикавказья) князем Редедей. Некоторое время Мстислав вел войну с Ярославом, но не за Киевское княжество, а за Черниговское (потому что Ярослав хотел прихватить его в свое государство). Но позже братья примирились, и в 1030 году выступили в совместный поход в Красную Русь (Галицию). Красная Русь была тогда присоединена к Русскому государству, а Мстислав, вернувшись в Чернигов, начал возведение большого собора.

Первісний собор у розрізі (реконструкція)

План первісного собору

Собор у радянський період
Строительство шло медленно. Мстислав не дожил до его завершения — в 1036 году он «пошел на охоту, заболел и умер». В то время стены достигали примерно лишь трехметровой высоты («столько можно достать рукой сидя на коне»), но князя похоронили в недостроенном храме. Ну а Чернигов без боя перешел Ярославу Мудрому.
Строили собор мастера, приглашенные из Тмутаракани. Они подражали в строительстве не только византийской традиции, но и традиции Малой Азии и Закавказья. Возможно именно этим объясняется форма собора и его планировочно-пространственное решение. А оно уникально, ведь сочетает типичную византийскую крестовую схему с элементами романских базилик. Ни один из других древнерусских храмов такого планирования не имел.

Спасский собор достраивали уже после вхождения Черниговского княжества в Русское государство Ярослава и при последующем правлении его сына Святослава, который был первоначально черниговским, а затем Великим киевским князем. Святослав Ярославич тоже был похоронен в Спасском соборе (в 1076 г.).
В Чернигово-Северской земле не было храма более величественного чем Спасский собор. Сразу после постройки он стал кафедральным собором Черниговской епархии и выполнял эту функцию почти девять веков. В храме похоронили жену и сына князя Мстислава, князей: Глеба Святославовича (1078 г.), Олега Святославовича (1115 г.), Владимира Давидовича (1161 г.), Святослава Ольговича (1165 г.), Всеволода Святославича (1196 г. ) черниговских епископов: Лазаря Барановича и Амвросия Дубкевича. Также здесь почил черниговский святой Игорь Ольгович.
Первоначально собор окружали часовни-усыпальницы, на севере к притвору прилегала круглая башня с лестницей на хоры, с юга была пристроена трехапсидная одноверха церковка-крещальня. Но в 1239 году, во время монголо-татарского нашествия собор был сильно разрушен — упали своды и купола.

Інтер’єри собору

Восстанавливали храм уже в казацкий период в 17 веке. Тогда надстроили апсиды и возвели барочные купола.
В 18 веке Спасский собор претерпел значительные перестройки, особенно после большого черниговского пожара 1750-го года. В 1792-1798 гг вновь произошли достройка и ремонт: с северо-западного фасада (слева от центрального входа) надстроили высокую лестничную башню. Такая же башня была возведена на месте крещальни (с другой стороны от входа). Сейчас без этих башен собор представить невозможно.
Законченный (современный) вид собор приобрел в конце 19 века — тогда позолотили его верхи. А через каких-то полвека, или меньше собор закрыла советская власть. Произошло это в 1926 году. Храм был передан на баланс организации, название которой даже прочитать сложно (не то что произнести) — «Главросмасложирсбыт». Так на могилах князей в одном из древнейших и величайших древнерусских храмов начали хранить масло и жир.
В 1937 году Спасский собор передали историческому музею Чернигова. При фашистской оккупации Чернигова богослужение в храме было восстановлено (1942 года). Храм функционировал до 1961 года. Затем его вновь передали историческому музею.

В конце 80-х годов прошлого века религиозная община УПЦ МП самовластно захватила храм, выкинув из него музейную утварь. С того времени Спасский собор стал к своей работе, хотя во времена, когда его строили, не было даже Москвы, не говоря о ее Патриархате.
Отдельное слово стоит сказать о внутренней планировке и отделке храма. Это что-то невероятное. Хотя мне никогда не удавались описания интерьеров, поэтому лучше не буду…
Спасский собор имеет достаточно большие размеры. Его длина (с апсидами) 35 метров, ширина — 22,4, высота от пола до свода — 30 метров (это высота девятиэтажки), а толщина стен — 1,4 метра
Можно было бы еще долго рассказывать о росписи и фрески собора, о его иконы и мощи, ну и т.д. Но это уже тема для большой книги и не мне ее писать.

Текст и фото Романа Маленкова

Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Описание, история

Чернигов – уникальный город, на долю которого выпало так много тайн, событий и перемен, что немногие города могут похвастаться подобным. Это один из самых больших исторических архитектурных комплексов на территории Украины.

Здесь сосредоточено рекордное количество исторических достопримечательностей:

  • пять храмов XI в.,
  • множество памятников стиля казацкого барокко,
  • образцы первых каменных храмов на Руси.

Именно одним из таких храмов является Спасо-Преображенский собор.

Происхождение названия и его значение

Праздник Преображения Господня это один из важнейших праздников для православной церкви. Он относится к двунадесятым праздникам, которые по важности занимают следующее место после Пасхи, и празднуется 19 августа.

Сам праздник учрежден в воспоминание о Преображении Господнем на горе Фавор, когда Он явился своим избранным ученикам в своей небесной славе, теперь совмещая в себе и человеческое, и духовное начало. Его празднует и восточная, и западная церковь, но для русского человека его празднование имеет особо важный статус.

Второе название праздника – Яблочный Спас, и оно есть только в русском языке, так как только на Руси в этот день освящаются яблоки, а не виноград, как было принято в Константинополе. Русская церковь оплела Преображение отдельными традициями. В этот день ослаблялся строгий пост, разрешалась рыба и масло, а еще до этого дня были под запретом любые фрукты и овощи, позволялись только огурцы.

Для празднования Преображения яблоки завозились везде и продавались нарасхват. Каждый, кто имел свои яблоки или мог купить их, считал великим счастьем возможность раздать освященные в церкви яблоки своим слугам, бедным или больным людям.

Особый статус праздника, его причисление к числу величайших и добрые традиции угощения вместе с позволением теперь есть все, что растет на огороде, приводило к строительству соборов и больших церквей в честь этого церковного празднования.

История Спасо-Преображенского собора

Спасо-Преображенский собор в Чернигове был задуман и построен Мстиславом Владимировичем, князем Чернигова. Мстислав был одним из сыновей великого князя Владимира, крестителя Руси.

После успешных военных действий в 1024 г. князь расширил собственные территории, укрепил княжество и в «Днешнем Граде» соорудил княжескую резиденцию, комплекс зданий, центром которого и должен стать новый собор.

Точная дата начала стройки неизвестна и варьируется между 1030 – 1034 г.

В 1036 г. князь умер во время охоты, и мастера были сняты с недостроенного храма и переведены на постройку новгородского собора.

Около 10-ти лет черниговский собор представлял собой только несколько стен, высотой под «рост всадника на коне», пока стройка не была возобновлена уже при Святославе Ярославиче, следующем черниговском князе.

Собор был закончен примерно к 1050 г. На момент постройки он был центральным собором не только лишь для Чернигова, но и для всего Чернигово-Северском княжества. Почти 900 лет храм беспрерывно носил статус кафедрального собора. Вместе с этим он имел важное политическое значение, так как вокруг него сосредотачивалась и духовная, и политическая жизнь княжества.

На территории собора была обустроена усыпальница для князей, и здесь же были похоронены архиереи, окормлявшие Чернигов. Именно в соборе, по словам летописцев, заключались договора, скрепленные присягой на библии и целованием епископского креста. С амвона собора оглашались людям различные царские указы.

Нашествие монголов под предводительством хана Батыя в 1239 г. привело к тому, что собор был разграблен и частично разрушен. Его своды и купола были разбиты. Это вынудило перенести епископскую кафедру. Полное восстановление храма началось только в XVII в., в 1675 были начаты работы по реконструкции и перестройке, в которых храм стал несколько отличаться от своего первоначального вида.

Следующая радикальная перестройка была проведена в 1791-1798 г. До этого собор перенес серьезный пожар. Согласно историческим данным, граф Потемкин лично выделил средства на реконструкцию собора, и ходатайствовал о его скорейшем восстановлении. Но благие мотивы графа навредили храму и полностью изменили его.

Многие исследователи сходятся во мнениях, что это восстановление собора принесло больше вреда, чем пожар и все монгольские разрушения вместе взятые. На тот момент храм был полностью разрушен изнутри, все деревянные части были уничтожены, не сохранилось ни одной первоначальной фрески.

При реконструкции весь внешний вид был полностью перестроен: вместо сгоревшей небольшой крестильни достроили еще одну симметричную башню. На них разместили шпили, достроили острые верхи башен по принципу костелов.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове фото 1898

Позже надстроили лестничную башню и провели другие косметические работы: сменили купола, позолотили их, побелили фасады. К 1818 г. собор стал таким, каким находится сейчас.

Советская власть закрыла собор в 1926 г., передав его как помещение склада в «Главросмасложирсбыт». Ни о каких богослужениях и речи не шло, а в 1936 г. храм передали историческому музею. В военное время, в 1942 г., храм снова был открыт для совершения Литургии. Богослужения продолжались вплоть до 1961 г, пока собор снова не сделали частью музея.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове фото 1905 года

В 1980-х храм был насильно захвачен представителями Украинской православной церкви Московского патриархата. Из него выбросили всю музейную утварь, вернули священника. Богослужения возобновились на регулярной основе. Подобное поведение спровоцировало конфликт, и часто поднимаются вопросы о законности таких действий.

Современный статус Спасо-Преображенского собора

Спасо-Преображенский собор в Чернигове является частью архитектурно-исторического заповедника, в который входят 29 сохранившихся зданий древних времен.

Этот заповедник один из наиболее исторически важных, так как в нем 6 зданий считаются самыми ранними постойками сохранившимися в Восточной Европе. Заповедник «Чернигов древний» предлагает экскурсии, проводит необходимые работы по реставрации и занимается изучением памятников.

Храм является действующим храмом-музеем, а также внесен в список всемирного наследия «Юнеско».

Архитектура Спасо-Преображенского собора

Архитектура собора представляет собой искусное смешение византийских традиций и романских базилик. От базилик здесь конструкция, ориентация на стороны света, символизм вида ноева ковчега. От византийского стиля – существование купола и особых трехгранных парусов, что придавали конструкции храма визуальную легкость.

Спасо-Преображенский собор это пятикупольный храм на шести столбах и трех апсидах. Его длина составляет около 35 м, ширина – 22 м, высота 30 м, а толщина массивных стен – 1,4 м. Сам храм мастерски сочетает ровные углы, вертикали и горизонтали, а его вытянутость еще сильнее акцентируется разделением колонн.

Подобное строительство не характерно для русского зодчества, но есть предположения, что храм в себе отчасти повторяет Десятинную церковь в Киеве. Схожесть этого храма и Софии Киевской, а также то, что строительство этих двух соборов отделяют какие-то пары десятков лет, подтверждают теорию, что мастера были из одной византийской артели.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове был одним из самых богато украшенных соборов того времени. Исторические свидетельства говорят о мраморных полах, колоннах и смальтовых полах с узорами.

К сожалению, все это великолепное убранство не сохранилось из-за пожара и работ по реконструкции. Единственная сохранившаяся фреска XI века была утеряна во время отечественной войны, когда сгорел хранивший ее музей.

Иконостас Спасо-Преображенского собора

Удивительным образом в соборе сохранился в полной ценности иконостас, устроенный уже после великого пожара. Известно, что иконостас был создан в г. Нежин, местными мастерами Саввой Волощенко и Степаном Белопольским. Проект иконостаса создал Иван Ясныгин, губернский архитектор. Для росписи был назначен священник из Борзны Тимофей Мизко.

Сам иконостас представляет собой липовый каркас высотой в 12 м и шириной в 20 м, полностью украшенный росписью и резьбой. Работы над ним затянулись и продолжались более 2-х лет. Иконостас занимает всю высоту и ширину храма, он разделен на три отдела – для каждого из приделов храма.

В нем два яруса икон, фон иконостаса серебряный, а выступающие колонны, карнизы и прочее – отделаны золотом. Для центрального придела в иконостасе особенно выделены и украшены Царские врата: овальные открывающиеся створки с просветом между ними и остальной частью иконостаса.

Высота врат примерно 7 аршин, это около 5 м. В просвете над вратами расположено фигурное изображение святого Духа в виде голубя. Всего для иконостаса было написано 63 иконы.

Сложность, длительность и внимание к деталям в такой работе привела к тому, что выделенной на иконостас суммы полностью не хватало.

По сведениям того времени, денег оставалось впритык на оплату работы мастеров, не более.

Тогда местный епископ продал хранившиеся иностранные монеты, которые были здесь из пожертвований в уже закрытые и упраздненные монастыри.

Этой суммы хватило на оплату остальных расходов, и работа над иконостасом была завершена.

Для современных историков и культуроведов иконостас представляет собой интерес и имеет несомненную культурную важность. Им регулярно занимаются исследователи древности, как в Украине, так и за рубежом.

Иконостас дошел до нашего времени без единой переделки и является таким же, каким был изначально, за исключением проводившейся реставрации икон.

Святыни Спасо-Преображенского собора

Во время всего существования храма здесь хранились различные православные святыни. Здесь с 1246 г. по 1572 г. были мощи Черниговских мучеников, князя Михаила и боярина Федора, которые были убиты ордой. Князь поехал к хану для получения княжеского ярлыка, но отказался пройти языческий обряд огненного очищения и поклониться идолам.

Они были немедленно убиты, тела брошены на съедение диким животным, но чудным образом животные к ним не прикоснулись. Христиане тайно забрали тела и перевезли их в Чернигов. Для поклонения их разместили в Спасо-Преображенском соборе. Так же здесь покоились мощи и других князей и святых: блж. князя Игоря, митр. Константина.

До 1921 г. в соборе покоились мощи местного святителя, прп. Феодосия Углицого. Он был Черниговским архиепископом и с его жизнью связывают большое количество чудес. Для сбережения мощей они были перевезены в Ленинград, и образ святого поддерживал людей во время блокады. Есть свидетельства о совершенных чудесах, о заступничестве преподобного, о его помощи.

В соборе долгое время размещалась чудотворная икона Репкинской Божией Матери, иначе называемая Любечская. Она была обретена в XI в., и известна многими совершенными от нее чудесами, ей молятся при различных духовных и физических недугах.

Так же именно здесь находилась икона, теперь почитаемая как Смоленская. Ее привезла сюда греческая принцесса Анна, мать Владимира Мономаха. Икону, подаренную ему матерью, Владимир и перевез с собой в Смоленск, когда был поставлен там на княжество. Эта икона является одной из самых почитаемых и самых известных в православном мире.

Интересные факты и легенды

  1. Спасо-Преображенский собор в Чернигове знаменит не только своей древностью, но и множеством легенд, преданий и различных историй. Например, по одному из преданий, на месте расположения собора раньше была временная церковь, а прежде на этой земле было расположено одно из важных языческих капищ. Возможно, что одной из частей фундамента и является старый фундамент капища.
  2. Частица мощей святителя Феодосия Углицкого находится в Чернобыльском храме: во время совершения одного из богослужений на мощи возложили древнюю икону, и в то же время от тела отделилась частица мощей. Святитель был связан с Чернобылем: по словам одной женщины, в ночь совершения трагедии ей являлся святитель, молившийся за людей. При мощах были зафиксированы случаи исцелений от лучевой болезни.
  3. С обретением мощей митрополита Константина так же связана подобная легенда. Святой, будучи уверен, что именно он виновник и вынужденный участник смут внутри киевской митрополии и конфликта между митрополитами, взял с князя клятву о выполнении его завещания в точности. После его смерти документ был открыт: святой просил не подвергать его погребению, но бросить вне городских стен, что и было сделано. Три дня его тело было за городом, а в Киеве все время бушевала гроза и великая буря. Когда же после этого времени князь послал людей за телом святителя, его нашли нетленным и захоронили в соборе с великими почестями. Тогда буря прекратилась.
  4. Наличие в храме подклета, нижнего яруса, в свое время создало множество легенд о подземных ходах под храмом и о наличии там разнообразных склепов.
  5. Некоторые исследователи называют собор Черниговским Стоунхенджем, поскольку в его кладке зашифрованы различные символы. Так, в орнаментах башни скрыты знаки зодиака, в расположении окон храма – солнечные часы, отображающие времена начала богослужений.

Адрес, как добраться до Собора

Удобнее всего доехать до Чернигова из Киева: оттуда регулярно ходят маршрутные автобусы и электрички. И те, и другие ходят с интервалом не более получаса. От автовокзалов к собору можно добраться на общественном транспорте, автобусами 12, 30, 33, 39, 44. Автобусы ездят каждые 6-10 мин., а суммарное время прибытия к собору на любом маршруте – 30-40 мин.

При необходимости можно заказать и такси, адрес собора – г. Чернигов, ул. Преображенская, 1. Храм открыт для посещения ежедневно, с 10:00 до 19:00 там могут проводиться экскурсии по договоренности, так же работает церковная лавка.

Расписание богослужений

Храм является действующим: в нем проводятся регулярные богослужения.

ежедневно, кроме понедельника Литургия 8:00
воскресенье Литургия 7:00, 10:00
ежедневно, кроме воскресения вечерня 16:00
праздничные дни среди недели Литургия 7:00, 10:00, вечерня накануне 16:00

При необходимости в храме можно заказать индивидуальные требы и таинства.

Чернигов не просто так имеет звание одного из самых гармоничных, древних и прекрасных городов. Удивительная сохранность уникальных культурных памятников делает его обязательным местом туризма и привлекает к нему регулярные паломнические группы. Спасо-Преображенский собор является едва ли не самым важнейшим памятником древнего зодчества, наравне с Киевской Софией.

Катя Волкова

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео о Спасо-Преображенском соборе в Чернигове

Уникальность Спасо-Преображенского собора в Чернигове:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *