Собор спаса

Спасо-Преображенский собор был собором лейб-гвардии Преображенского полка — первого русского гвардейского полка. Он находится рядом с Литейным проспектом — местом, где издавна располагались казармы преображенцев. В 30-е годы XVIII в. на этом месте был полковой двор гренадерской роты этого полка. Именно там дочь Петра I цесаревна Елизавета молилась об обретении престола, «беззаконно похищенного» у нее правительницей Анной Леопольдовной.

Через несколько дней после вступления на престол Елизавета решила построить на этом месте храм в знак благодарности Богу за оказанную ей великую милость. В 1743 году был заложен каменный храм во имя Преображения Господня.

Повелением императора Павла I с 1796 года Спасо-Преображенский собор стал именоваться собором всей гвардии. В 1825 году собор сгорел и был восстановлен к зиме 1828 года. Величественный пятиглавый собор, построенный в стиле позднего классицизма, в своем изначальном виде он дошел до наших дней.

Вокруг собора разбит сквер, окруженный оградой. Она состоит из 34 гранитных оснований, на которых помещены 102 бронзовых орудийных ствола. Орудия эти были взяты в русско-турецкую войну 1828-1829 гг. со стен турецких крепостей. Все средние стволы украшены золотыми двуглавыми орлами с коронами. Внутри собора как главного храма всей гвардии, находились многочисленные полковые знамена и другие трофеи, отвоеванные у турок. За стеклом в особых шкафах хранились преображенские мундиры Александра I, Николая I и Александра II.

В 1918 году собор стал приходским храмом. Знамена, орудия и военные трофеи были изъяты и переданы в Артиллерийский музей. С 1950 года они находятся в Эрмитаже.

Возле северной стены собора, в приделе святых Климента и Петра, находится складень с образами Преображения Господня, великомученика Пантелеимона и святого царя Константина. Этот складень в 1900 г. подарил полковому лазарету тогдашний командир полка, генерал-майор Великий князь Константин Константинович (известный поэт «К.Р.»).

Проезд от автовокзала Великого Новгорода на автобусе №186 до д.Спас-Нередицы. Расписание на сайте transport.nov.ru

Церковь Спаса Преображения расположена в 3 км к югу от Новгорода, рядом с Городищем. Построена она в 1198 году новгородским князем Ярославом Владимировичем близ княжеской резиденции и посвящена памяти его сыновей.

На следующий после строительства год церковь была расписана фресками. По гипотезе В.Л. Янина, автором росписи мог быть известный в Новгороде Олисей Гречин. Одновременно с возведением храма был основан мужской монастырь, где в 1322 году принял постриг перед смертью и был погребен новгородский князь Афанасий Данилович, внук Александра Невского.

Храм неоднократно перестраивался. В 1903-1904 годах были проведены реставрационные работы (первая подлинно научная реставрация в России), в ходе которой церкви Спаса на Нередице был почти полностью возвращен первоначальный облик. Фрески храма являются одним из самых знаменитых памятников монументальной живописи не только русского, но и европейского искусства. Роспись Нередицы дошла до XX столетия в превосходном состоянии и активно изучалась и описывалась до 30-х годов XX в. Лишь в отдельных местах были утраты.

Аудиогиды на русском, английском, немецком и французском языках!
(150 рублей)

В годы Великой Отечественной войны церковь Спаса была превращена в руины. Уцелело примерно 50% кладки и 15% живописи (до войны ее сохранилось около 90%). Работы по спасению памятника начались еще в 1944 году. Церковь восстановлена в 1956-1958 гг. По решению ЮНЕСКО в 1992 году церковь Спаса на Нередице включена в Список Всемирного наследия как наиболее ценный памятник истории и культуры.

До ВОВ являла собой полностью сохранившийся ансамбль русской стенописи конца XII в. В настоящее храм восстановлен после разрушений ВОВ, реставрация грандиозного фрескового ансамбля продолжается. Выразительные фрагменты «Страшного Суда», изображения святых и мучеников в дьяконнике дают возможность понять и почувствовать его неповторимость.

Реставрация монументальной живописи храма проводилась по инициативе Новгородского музея-заповедника специалистами Межрегионального Научного Реставрационного Художественного Управления (МНРХУ, г. Москва) под руководством художника-реставратора первой категории Татьяны Ромашкевич. В ходе реставрации были проведены окончательное укрепление красочного слоя, шпаклёвка мелких утрат, выполнен подбор колеров для штукатурных восполнений. На стену храма возвращена собранная из фрагментов композиция – Святая великомученица Юлиания.

До настоящего времени продолжается подборка фрагментов фресковой живописи, извлеченной из завалов, для возвращения ее вновь на стены храма.

До Нередицы ежедневно, 3 раза в день, от автовокзала отправляется автобус №186.

Репортаж Новгородского областного телевидения о реконструкции церкви Спаса Преображения

Подробнее об истории храма

На невысоком холме за речкой Спасовкой, к востоку от Рюрикова Городища, в одной из наиболее живописных окрестностей Великого Новгорода стоит небольшая церковь, известная во всем мире под именем Спаса-Нередицы. Это единственное здание, сохранившееся от Нередицкого монастыря. В ясную погоду из города хорошо виден лаконичный силуэт церкви, венчающий холм. С холма открывается замечательный вид на заливные луга, широкую ленту Волхова, озеро Ильмень. Весь Новгород виден оттуда, как на ладони.

История церкви восходит к лету 1198 года, когда она была выстроена князем Ярославом Владимировичем после смерти всех его детей. Если первая княжеская постройка — Софийский собор — была самой крупной, то последняя — церковь Спаса на Нередице — самой малой. Уменьшение роли князей как властителей города находило свое отражение и в строительстве. По своему облику последняя княжеская постройка не отличалась от скромных боярских, купеческих и уличанских храмов конца XII столетия. Это небольшой кубического типа одноглавый храм. Внутреннее пространство его очень простое. Фресковая роспись церкви Спаса на Нередице была исполнена в 1199 году и до своей гибели давала самое точное представление о системе росписи русских храмов в это время.

Вторая мировая война превратила памятник в руины. Обмеры, сделанные в предшествующие годы, позволили его восстановить, но некогда грандиозный фресковый ансамбль был утрачен навсегда. Лишь выразительные фрагменты «Страшного Суда», изображения святых и мучеников в дьяконнике, еще несколько фигур в нижней части алтаря, дают хоть какую-то возможность понять и почувствовать его особенности.

Исследователи этого памятника не раз обращали внимание на сочетание в его живописи глубоко традиционной архаики с новыми элементами, как в выборе сюжетов (образы русских святых Бориса и Глеба), так и в художественном языке. Эти росписи обычно приписывали местным мастерам. Несколько лет назад археологи вскрыли усадьбу конца XII века, где жил художник — Олисей Гречин. Некоторые находки позволяют предположить, что этот мастер возглавлял работу по созданию фресок храма.

Марина Пуксант

ул. Казанская, 50

Спасский собор. 2019 г.

История Спасского собора начинается почти 400 лет назад, в начале XVII в., когда на месте храма стояла деревянная Троицкая церковь. На ее паперти над входом висела икона Спаса Нерукотворного, прославленная чудесами, которые начались 12 июля 1645 г. Это был день возведения на престол Алексея Михайловича, второго самодержца из дома Романовых. Именно в этот день житель города Хлынова (Вятки) Петр Палкин, будучи слепым уже три года, пошел в храм и стал молиться на паперти перед иконой Спасителя. Внезапно, по милости Божией, он прозрел. Весть о чуде быстро облетела город, к иконе Спасителя стало приходить множество людей, просящих помощи, и многие получали исцеление.

Вид на Спасский собор и южную часть города. Начало XX в.

Весть о чудесах, происходивших в Вятке в 1646 г., достигла Москвы. Алексей Михайлович, посоветовавшись с патриархом Иосифом, решил перенести в Москву святыню, чтобы она стала достоянием всего православного мира. Посланники царя с молитвой сняли образ и крестным ходом понесли в Москву. Встреча в столице происходила 14 января 1647 г. у Яузких ворот при огромном стечении народа. Навстречу вышли сам царь с семьей и патриарх Иосиф. Приложившись к святой иконе, Алексей Михайлович с приближенными внес ее в Кремль через Фроловские ворота и далее — в Успенский собор. В память об этом событии царь назвал Фроловскую башню Спасской. Спасская башня Кремля, получившая таким образом, «вятские корни», навсегда стала одним из символов России. Около 300 лет икона находилась в Преображенском соборе Новоспасского монастыря Москвы, однако после событий 1917 г. она бесследно исчезла.


Спасский собор и приказная изба (в центре снимка). Начало XX в.

В Вятке же на месте обветшавшей Троицкой церкви был построен каменный Спасский собор, но простоял он недолго, около шестидесяти лет. После пожара 1757 г. храм разобрали, и на его месте в 1764 – 1767 гг. был воздвигнут новый величественный собор, в верхнем храме которого находился чудотворный образ Христа Спасителя. Эта постройка и сохранилась в несколько измененном виде до наших дней.

Вид на Спасский собор с перекрестка Преображенской и Казанской улиц

Строительство собора пришлось на вторую половину XVIII в., на период раннего классицизма. Внутренняя отделка храма завершилась к 1818 г., когда освятили последний престол на втором этаже — святых апостолов Петра и Павла. Таким образом, строительство храма продолжалось 54 года. Верхний храм собора не отапливался, службы в нем проходили лишь летом. Спасский собор поражал горожан своими масштабами: высота колокольни достигала 53 метров, в храме было два этажа и шесть престолов.

Бывшая Соборная площадь Вятки. В центре — обезглавленный Спасский собор. 1930-е гг.

В 1929 г. храм был закрыт, но в отличие от многих остальных соборов города уцелел. Долгие годы здесь находилось общежитие педагогического института, а с 1960-х годов — научно-проектный институт. В 1995 г. собор был возвращен церкви, начались работы по его реконструкции. В 2009 г. была восстановлена колокольня, на которой установлен девятиметровый золоченый шпиль с крестом. В последние годы возрождение храма активно продолжается, хронику восстановительных работ можно почитать на сайте Спасского собора.

Сюжет ГТРК «Вятка» об установке на колокольне Спасского собора главного колокола (22 октября 2018 г.)

Фото: С. Суворов, ГАКО, pastvu.com, Л. Калинина

Сентябрь 14, 2018

Приход храма Преображения Господня на Болвановке :.

Храм основан в 1465 году на том месте, где Великий Князь Иоанн III велел казнить ханских послов, разорвал и растоптал ханскую басму, свергну постыдное ханское иго: Росия перестала платить дань Орде и началось преображение Русского государства.

Храм построен тщанием московских купцов Дмитрия Оленева и Косьмы Матвеева в 1749-55 годах.

В 1839 сооружена новая трапезная и колокольня тщанием купца Андриана Ивановича Озерковского. 23 октября 1839 г. освящен левый пестол во имя св.мц. Татианы и правый — во имя св.пр.мц Евдокии Митрополитом Московским Филаретом.

Главный престол освящен в честь Преображения Господня, боковые приделы — мученицы Татианы и преподобномученицы Евдокии.

В годы гонений приход был снят юридической регистрации, а храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1929 году.

В 1991 году приход был возрождён и получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано бывшее здание храма.

С 1991 года по настоящее время в здании храма ведутся ремонтно-восстановительные работы.

Главный Престол освящен 20 июня 1999 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.


СВЯТЫНИ ХРАМА

Ковчег с мощами многих святых Вселенской Церкви. Иконы святителя Иоанна Сан-Францисского, святителя Афанасия Ковровского с мощами этих святых угодников Божиих. Икона Божией Матери «Помощь в родах».
БОГОСЛУЖЕНИЕ

По Двунадесятым и Великим Праздникам, в день Торжества Православия, в день святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, Покрова Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божией Матери, в дни Престольных и Храмовых праздников, служатся две литургии. Начиная с Успенского поста до Великого поста (за исключением Святок) по четвергам – молебен Божией Матери с водосвятием, по воскресеньям в храме совершается молебен перед иконой Божией Матери «Помощь в родах». Молебен также совершается и в другие дни по мере обращения.
ДУХОВЕНСТВО

Протоиерей Николай Михайлович КРЕЧЕТОВ – настоятель.
Родился: 14 апреля 1934 года.
Образование: Московский лесотехнический институт, Московская Духовная академия.
11 марта 1973 года рукоположен в сан диакона.
19 августа 1989 года – в сан пресвитера.
С 1992 г. — настоятель храма.

Протоиерей Алексий Валентинович ШИШКОВ – штатный клирик прихода храма.
Родился: 22 августа 1959 года.
Образование: Московский инженерно-физический институт, Московская Духовная семинария.
21 апреля 1997 года рукоположен в сан диакона/
7 декабря 1999 года – в сан пресвитера.

Иеромонах СЕРАФИМ (Сергей Николаевич Кречетов) – штатный клирик прихода храма.
Родился 30 мая 1977 года.
Образование: Православный Свято — Тихоновский богословский институт.
6 января 2000 года рукоположен в сан диакона.
18 апреля 2003 года совершен монашеский постриг.
26 июня 2005 года рукоположен в сан пресвитера.

Диакон Евгений Александрович ДЕНИСОВ – штатный клирик прихода храма.
Родился 10 июля 1974 года.
Образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Православный Свято -Тихоновский богословский институт.
12 февраля 2006 года рукоположен в сан диакона.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *