Собор в уэльсе

Собор Уэллс находится в городе Уэллс, Somerset, и является резиденцией бишопа региона Бата и Уэллса.
Небольшой городок Уэллс, расположенный в юго-западной части Англии, считается вторым самым маленьким городом Англии после Сент-Дейвидса. Статус города Уэллс имеет с 1974 года (несмотря на то что на тот момент в городе было 1205 жителей), по указу королевы Елизаветы II от 1 апреля 1974 года . . Eще со времен средневековья Уэллс являлся торговым центром, в котором торговали производимыми здесь тканями.

Город Уэллс расположен посреди живописных и плодородных долин, которые богаты своими источниками. Отсюда появилось и название города, которое можно перевести как «колодцы» или «источники». Археологические раскопки доказали, что эти земли были заселены еще задолго до римлян. Но историю города можно подробно отследить только со времен саксов, когда здесь в начале 8 века ими был заложен кафедральный собор.

Даже согласно переписи земель и населения 1086 года, записанного в «Книге страшного суда», г. Уэллс являлся не более чем большим имением при находящемся здесь соборе с небольшим числом жителей, хотя это было не совсем верно.


Кафедральный собор Уэльса представляет собой красивое готическое здание, некоторые части собора датируются 10 веком, которое из-за многократных разрушений и разорений перестраивалось и дополнялось новыми элементами на протяжении 5 веков.
Знаменитые соборные часы 1390 года с двигающимися фигурами и циферблатом на 24 часа изображают вселенную до-коперниковского периода с планетой Земля в центре.


Kаждые 15 минут разыгрывают представление – из часов выезжают 4 всадника-рыцаря и устраивают маленькое сражение.

Во время английской гражданской войны войска парламента использовали cобор как стойла для своих лошадей и, занимаясь стрельбой в помещении собора, разрушили значительную часть богато украшенных скульптур . Уильям Пенн, находившийся в Уэллсе незадолго до своего отъезда в Америку, провел ночь на постоялом дворе «The Crown Inn». Здесь же он был арестован по решению большой толпы на рынке, но благодаря вмешательству епископа Бата и Уэллса был освобожд
Во время восстания в Монмутшире повстанческая армия напала на собор и в гневном порыве против официальной церкви разрушила западную часть собора. Крыша была использована как огневая точка для ведения стрельбы, окна были разбиты, орган сломан, а в притворе была устроена конюшня
Очень красивые витражи. В этом соборе находится одна из самых существенных коллекций средневекового витража в Англии. Многие окна были повреждены солдатами в 1642 и 1643. Самое старые уцелевшие витражи — два окна на западной стороне от лестницы (1280–1290 ) и два окна в южном проходе хора ( 1310–1320). Витражи часовни Lady chapel от 1325–1330, включает изображения местного святого Данстана,- однако, восточное окно подверглось обширному ремонту мастером Томасом Вийманом в 1845.
Именно здесь в 14 веке появились первые строительные подъемники, позднее позволившие возводить стены из довольно крупных блоков – праобраз блочного и панельного строительства.
Рыжий блюститель порядка.
Перед каждой службой проводится репетиция.
Библиотека 15 века-здесь каждая книга прикреплена к стелажу , выносить их из зала запрещено.
Саркофаги бывших епископов , которах уже нет очень давно.
Tрудно представить, что всё это великолепие строилось простыми людьми- и без всяких компьютеров.
Многих туристов нервирует так называемое добровольно-принудительное пожертвование на входе в 6 фунтов. Для того чтобы внутри пофотографировать необходимо уплатить 3 фунта, получить наклеечку, наклеить её на кофту, куртку.
Западный фасад собора украшен около 300 фигурами 13 века, изображающими королей и святых, в свое время украшенных позолотой. Фасад был построен 50 годами позже строительства основного собора, начатого в 1180 году.
У ворот Чейн-Гейт находится Викар-Клоуз: в 1348 г. здесь были сооружены 42 дома для учителей соборной школы . Дома построены по «типовому проекту» поточным методом, видимо, впервые в мире. При соборе в 909 году была организована независимая кафедральная школа, которая действует до сих пор. Равно как и «Синяя школа», которая была основана на базе школы 1654 года.

Индекс материала

История Англии

Кельтский период Древние Бритты

Римская Британия

Англосаксонский период

Англонормандская монархия

Династия Плантагенетов

Английская буржуазная революция середины XVII века

Англия в середине XVII-XVIII вв.

Все страницы

Страница 2 из 8

Историю Англии мы начнем с рассказа о первых обитателях Британских островов, о которых мы имеем более или менее точные сведения. Это кельты. Кельтский период истории – это ещё только история Британии. Собственно история Англии начнется позднее.

Ещё до кельтов в Британии обитал какой-то народ, не принадлежавший к носителям индоевропейских языков, и оставивший смутные следы своего существования в виде памятников, разбросанных по стране.

Кельты начали переселяться с континента на Британские острова в период поздней бронзы и раннего железа (800—700 до н. э.). Переселялись они несколькими потоками, одними из последних были белги, вторгшиеся на острова около 75 до н. э.

Племя кельтов делится на две ветви — кимвров и гаелов. К первым принадлежат обитатели Британии и валлийцы, ко вторым – ирландцы и шотландские горцы. Но ещё в античную эпоху за кельтским и кельтизированным населением Британии закрепилось условное название — «бритты».

Какими были эти первые известные нам жители Британии? О них уже можно составить какое-то представление на основании свидетельств древних авторов, и, в частности, Юлия Цезаря.

Ему принадлежат самые ранние сведения о кельтах, населявших Британию. Вот какими он увидел этих людей: «Самыми образованными являются обитатели Кантиума (Кента); обычаи их мало отличаются от галльских. Жители внутренней части острова в основном не занимаются земледелием, а питаются молоком и мясом и одеваются в звериные шкуры. Все бритты раскрашивают себе тело вайдой (синяя растительная краска), чтобы устрашить неприятеля в битве. Они носят длинные волосы и бреют себе всё тело, кроме усов». О жизни бриттов Цезарь пишет так: » Внутренняя часть Британии населена племенем, которое считается аборигенами этой страны, а побережье населено пришельцами из Бельгии, явившимися сюда с целью грабежа и оставшимися здесь навсегда. Вместо денег они употребляют куски железа или меди определённого веса. Олово добывается внутри страны, железо по побережью, но в небольшом количестве, медь вся ввозится извне».

Всё кельтское население Британии делилось на воинов, жрецов (друидов) и рабов.

Друиды отвечали за религиозную сторону жизни бриттов. Основная идея учения друидов состоит в том, что души людей не умирают вместе с телом, а переселяются в другие тела. В кельтских племенах друиды пользовались огромным авторитетом. Они были избавлены от военной службы и от всех налогов. Они были судьями почти во всех спорах и тяжбах, они распределяли награды и наказания. Те члены племени, которые не желали подчиниться их решению, лишались права участвовать в жертвоприношениях, что было равносильно исключению из общества.

У бриттов были развиты земледелие и скотоводство; они применяли гончарный круг, тяжёлый колёсный плуг, ручную мельницу; занимались ткачеством, обрабатывали шкуры животных, разрабатывали рудники, вели торговлю с приезжавшими с континента купцами.

Подробнее о древних кельтах в Британии…

Накануне римского завоевания бритты находились уже на стадии разложения первобытнообщинного строя и зарождения элементов классового общества. О росте социального неравенства свидетельствовало выделение родовой и военной знати.

Племена бриттов иногда объединялись в племенные союзы во главе с военными предводителями («королями»). Позже из племенных центров бриттов выросли в римские и средневековые города: Лондиниум (ныне Лондон), Камулодунум (ныне Колчестер), Эборакум (ныне Йорк) и др.

Острова, на которых сейчас расположены Великобритания и Ирландия, были до начала христианской эры заселены племенами кельтского происхождения. Эти кельты разделялись на две группы, говорившие на различных диалектах: одну из этих групп составляли «гойделы» или «гаэлы»; они пришли первыми и заменили на острове Альбионе население «иберийского» происхождения. От наречий, бывших в употреблении у этой группы, произошли «эрсское» наречие в Ирландии, «менксское» на острове Мене и «гаэльское» в гористой части Шотландии. После гаэлов пришли «бритонцы» или «бретонцы», давшие свое название большому острову, на котором они заняли место своих гаэльских собратьев. На их языке говорят в настоящее время многие валлийцы (жители Уэльса) в Великобритании и бретонцы (население полуострова Бретань) во Франции; на нем говорили еще в XVIII столетии жители Корнуэльса. Впоследствии валлийцы поселились на восточном берегу Великобритании, а племя белгов на южном. Эти последние также были кельты, но с примесью германских элементов.

Все эти народы принадлежали к числу варваров. У них не было городов. Во время войн они раскрашивали себе лица, чтоб наводить страх на врагов; если они были побеждены в открытом поле, они укрывались за земляным валом, огороженном заборами. Подобно валлийцам, они приносили своим богам в жертву людей.

У них были «барды» и «друиды». Первые воспевали подвиги героев; они пользовались большим почетом в Альбионе, но в Ирландии стояли гораздо выше их гадатели или прорицатели друиды. Только друиды умели читать так называемые «огамические» письмена и употреблять некоторые стихотворные размеры, незнакомые простым бардам, которые не имели надобности чему-либо учиться, потому что «им было достаточно врожденного ума».

И на британских островах друиды были в одно время и чародеями, и священниками, и профессорами; они были судьями и над народами, и над королями и были освобождены от всяких повинностей. В Ирландии они были обязаны служить в армии и не исполняли судейских обязанностей. Догматы, которым они поучали, не хранились в тайне: главным из них был догмат о бессмертии души, который был очень распространен в народе. Друиды очень славились своей мудростью. К ним отправлялись учиться молодые люди из Валлиса и из Ирландии.

Подобно кельтам, жившим на континенте, и кельты Британских островов разделялись на племена, которые состояли из семейств, связанных между собою кровными узами, и подчинялись военачальникам, носившим название «королей». Они не составляли цельной нации: соперничество между племенами, постоянно вступавшими в междоусобную борьбу, облегчило римлянам покорение этой страны.

Это название происходит от имени героя или бога Огма или Огме.

О.С. Силина

Монастыри миноритов в городском пространстве: на материале городов Англии XIII в.

Становление и развитие в городах Англии монастырей миноритов, представителей одного из крупнейших нищенствующих орденов Западной Европы, способствовало укреплению позиций ордена в данном регионе. Особенности расположения монастырей в городском пространстве, их взаимосвязь с постоянными структурами города (городскими стенами, воротами, улицами) являются ярким примером слияния принципов монастырского строительства с духовными идеалами братьев-миноритов. Воплощение духовных идеалов в повседневной жизни монахов оказало заметное влияние на институциональное становление ордена.

Ключевые слова: орден миноритов, Англия, монастыри, королевские указы, городская периферия, идентификация.

Институциональное становление ордена миноритов1 неразрывно связано с процессом создания монастырей. Стремительный рост числа монастырей требовал организации разветвленной системы управления орденом, использования различных средств для поддержания единообразия духовной жизни монахов. Идеалы духовной жизни миноритов находили выражение как в правилах, уставах ордена, так и в повседневной деятельности монахов, практике монастырского строительства.

Вопрос институционализации ордена поднимается в работах А.Г. Литтла2, Ж.Р. Мурмана3, К.Л. Кингсфорда4. Исследователи концентрируют свое внимание преимущественно на уставах ордена, взаимоотношениях миноритов с папской курией, иначе говоря, на внутренних и юридических факторах, которые оказали влияние на распространение ордена в Англии.

© Силина О.С., 2016

Целью же данной статьи является рассмотрение институционального становления ордена и идентификации его членов сквозь призму процесса создания монастырей и их интеграцию в городское пространство. Такая постановка проблемы позволяет выявить влияние внешних, репрезентативных и естественных факторов -монастырского строительства и городской среды на организационное становление ордена в Англии XIII в.

В Англии история ордена миноритов берет свое начало в 1224 г., когда группа из девяти монахов прибыла в Дувр. В этом же году были основаны первые монастыри «серых братьев»5 в Кентербери, Корнхилле и Оксфорде, соответственно в религиозном, политическом и университетском центрах Англии. В 1230 г. на первом провинциальном капитуле6 в Лондоне было принято решение разделить английскую провинцию7 ордена на семь кустодий8: Лондон, Оксфорд, Кембридж, Бристоль, Вустер, Йорк и Ньюкасл. Деление на административные округа было вызвано быстрым ростом числа монастырей в городах Англии. В данный период существовало уже шестнадцать конвентов9. В ближайшее десятилетие было создано еще около двадцати монастырей. В 1256 г., как отмечает английский хронист XIII в. Фома Экклстон, в Англии насчитывалось сорок девять монастырей ордена10.

В хронике Экклстона подробно описан ранний период истории ордена миноритов в Англии. Хронист сообщает, что первые поселения миноритов были расположены в бедных и малопригодных для жилья городских районах. В Норвиче и Шрусбери жилище «серых братьев» располагалось на территории городских окраин, в болотистой и подверженной наводнениям местности11. В Ньюгейте, расположенном близ Лондона, минориты поселились на Стинкинг Лейн (Stinking Lane), «зловонном квартале»12. В Кембридже — разместились в здании старой синагоги, принадлежащей еврею Бенджамину. Часть этого здания была отведена под городскую тюрьму13.

Временные жилища монахов вскоре были заменены постоянными с более благоприятными условиями для жизни. В 1238 г. минориты Кембриджа получили королевское пожалование на аренду всего здания бывшей синагоги14. Однако в результате увеличения числа монахов в Кембридже к середине XIII в. вновь остро встал вопрос о размещении миноритов в городе. Новый участок, отведенный под монастырь, минориты получили только в 1267 г.

Королевские свитки, содержащие записи о пожаловании земельных участков монахам, выделении городских зданий для их конвентов, древесины и камня для строительства монастырей, свидетельствуют о постепенном улучшении их положения. Процесс

интеграции монастырей ордена в городское пространство, переход от временных мест расселения монахов к постоянным имел характерные черты и особенности.

Монастыри ордена миноритов создавались в городах по инициативе короля или горожан. Поскольку миноритам согласно правилам ордена св. Франциска и уставам запрещалось иметь какую-либо собственность, то состоятельные горожане или городская коммуна сохраняли за собой права собственности на выделенные под монастыри территории. Монахи же могли только пользоваться предоставленными участками земли. С развитием ордена и превращением его в многочисленную религиозную организацию условное владение собственностью претерпевает изменения. На протяжении первой половины XIII в. папскими буллами вводится должность нунция, опекуна, имевшего право получать деньги и распоряжаться ими от имени монахов15, и должность протектора16. Протектор ордена мог распоряжаться имуществом миноритов, которое, в свою очередь, было признано собственностью апостольского престола. Это позволило сохранить приверженность идеалу бедности и нищеты.

Также духовные идеалы ордена братья-минориты стремились выразить посредством монастырского строительства. Изначально монахи создавали свои дома, церкви и часовни преимущественно из дерева и глины. Это подтверждается многочисленными королевскими указами о предоставлении миноритам древесины. В 1231 г. Генрих III издает указ о пожаловании дерева для строительства монастыря «серых братьев» в Глостере17, позже в Ноттингеме18, Стэм-форде19 и др.

Используемый нищенствующими монахами строительный материал, простота зданий их первых конвентов служили доказательством соблюдения принципов бедности. Это объясняет случай, произошедший в 1236 г. в Саутгемптоне. По инициативе горожан обитель миноритов была построена из камня, но провинциальный министр ордена Альберт из Пизы, опасаясь отхода от идеала совершенной бедности, приказал разобрать каменные здания20.

Подобный прецедент имел место и в конвенте миноритов Шрусбери. Экклстон сообщает, что в этом городе на выделенной монахам территории была воздвигнута каменная церковь и служебные здания, необходимые для ведения монастырского хозяйства. По просьбе монахов они были заменены глиняными21.

Впрочем, со второго десятилетия своего пребывания в Англии минориты стали использовать камень в качестве основного строительного материала для монастырей. В большом количестве

сохранились королевские указы XIII в., направленные на предоставление камня для конвентов в Линкольне22, Честере23, а также -предоставление права на добычу камня в королевских карьерах. В 1256 г. Генрих III дает такое право миноритам Ноттингема. Данные примеры свидетельствуют об отступлении монахов от идеала бедности. Дальнейшее развитие этой тенденции нашло отражение в официальных документах ордена. В 1260 г. в Нарбонне генерал ордена св. Бонавентура провел генеральный капитул24, на котором были приняты «Нарбоннские конституции», осуждавшие чрезмерное увлечение бедностью.

Важно отметить, что минориты часто сами выбирали места для своих монастырей. Подтверждение этого дают королевские указы горожанам Лондона25, Эксетера26, Винчестера27, в которых предписывалось предоставить монахам те земельные участки, которые они пожелали. Использование подобной привилегии свидетельствует не только о расположении к монахам со стороны короля и горожан, но также о рациональном подходе миноритов к выбору территорий для своих монастырей. Монастырские участки были расположены на городской окраине, благодаря чему они имели достаточное пространство для создания больших конвентов и их дальнейшего расширения.

Обширные территории позволяли выделять значительные земли под монастырские кладбища. Данный фактор имел особое значение. Социальная и религиозная практика миноритов способствовала росту числа покровителей ордена среди жителей городов. Горожане, движимые благочестивыми побуждениями, желали быть погребенными на кладбищах «серых братьев». В благодарность за выполнение своей воли они делали щедрые пожертвования конвентам миноритов. Таким образом, монастырское строительство было вписано в систему социальных отношений.

Монастыри ордена также были расположены на территории, находящейся за пределами городских стен. В Эксетере минориты основали свой монастырь с внешней стороны южных ворот горо-да28. Монахи Оксфорда отказались от тесных улиц в центре города, выбрав открытую местность в пригороде. Однако вне зависимости от того, размещались ли конвенты ордена в городе или пригороде, они были расположены вблизи городских стен.

Расширение монастырской территории в городах Англии часто приводило к тому, что часть городских стен входила в состав стен монастыря. В Линкольне монастырские владения ордена были увеличены в направлении городской стены29. В Оксфорде «серые братья» основали свой монастырь в непосредственной близости от

городской стены. Король Генрих III разрешил передать миноритам Оксфорда землю, расположенную между монастырем и городом. В итоге стена с бойницами стала частью монастырского владения. В Саутгемптоне восточная сторона монастыря примыкала к городской стене, в результате чего монахи имели свободный доступ к пригороду.

Предпочтение отдавалось также районам, находившимся вблизи городских ворот. В Честере монастырь миноритов был расположен около Уотергейт (Watergate)30. В Глостере — недалеко от южных ворот города. В этом городе монастырь «серых братьев» изначально не примыкал к городской стене или воротам. В течение XIII в. его территория была увеличена до южной и восточной городской стены, после чего даже одна башня стены вошла в состав территории конвента.

Кроме того, минориты получали право иметь отдельные ворота для прохода через городские стены. Этим правом воспользовались монахи в Вустере, Шрусбери31. В 1259 г. горожане Винчестера получили королевский указ на создание отдельного прохода через городскую стену возле конвента миноритов так, чтобы монахи имели под стеной пассаж по направлению к колодцу св. Эгидия32. В Шропшире (Salop) в 1267 г. ворота через городскую стену были расширены для использования их миноритами33.

Расположение монастырей у стен и ворот города давало монахам определенную свободу передвижения и безопасность. В то же время вхождение части городской стены и ворот в состав монастырских владений налагало на обитателей монастырей обязанности обороны города в военное время.

Другой заметной чертой монастырей ордена в городах Англии было сочетание частной и публичной собственности в составе монастырских территорий. Выделенные миноритам территории для создания монастырей часто расширялись за счет добавления к ним переулков и улиц, лежащих вдоль монастыря, иными словами, публичной собственности. В Линкольне в 1258 г. к монастырю «серых братьев» был присоединен городской переулок34, ранее, в 1245 г., то же было сделано в Оксфорде35. Занимая старое публичное пространство в городе, монахи одновременно создавали новое. Безусловно, монастырское пространство неэквивалентно в правовом отношении публичной территории, но оно способствовало социальному взаимодействию горожан и находилось в общем пользовании.

Наконец, монастыри ордена располагались вблизи рек. Река Уз в Йорке, р. Стаур в Кентербери, р. Северн в Шрусбери, Шропшире

и Бриджнорте. В тех случаях, когда монастырь располагался вдали от рек, монахи стремились приобрести участки с подземными водными потоками или близ мельниц. В Линне конвент миноритов был основан рядом с городской мельницей36. В Бристоле монастырь «серых братьев» имел участок земли, почва которого была богата аллювиальными отложениями37. Такие природные преимущества территории позволяли монахам, используя дренажные системы, осуществлять подачу воды в любую часть своего монастыря.

В Кембридже монастырь миноритов был расположен на территории с уже созданным водоснабжением. Через середину их монастырского участка проходил Королевский Ров, открытый водосток, который был создан около 1200 г. или в более ранний период. В 1268 г., через год после создания монастыря миноритов на этой территории, по указу Генриха III ров был расширен и углублен38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе интеграции монастырей миноритов в городское пространство Англии XIII в. сформировались основные принципы монастырского строительства ордена. Создание монастырей по идентичным нормам, отражающим духовные идеалы монахов, единообразие архитектурно-пространственных форм монастырей способствовало однородности и идентификации миноритов, необходимой на этапе организационного становления ордена.

Типичность монастырского строения не в последнюю очередь зависела от естественного фактора влияния — городского пространства. Города средневековой Англии представляли собой тесное пространство с узкими улицами и кварталами, переполненными людьми самых разных социальных групп. Территориальная ограниченность и замкнутость городов способствовали размещению монастырей ордена в периферийных районах. Таким образом, различия между практической организацией жизни и деятельности братьев ордена нивелировались в условиях городской среды.

Выбирая город сферой своей деятельности и местом для создания монастырей, минориты не удалялись от мира, напротив, активно вступали с ним в контакт. Это на первый взгляд существенно отличало конвенты миноритов от монастырей традиционного монашества. Однако, находясь в пределах городского пространства, монастыри ордена были расположены на территории городских окраин, представляли собой религиозную общину с высокой степенью хозяйственной самостоятельности. Все это приближало их к традиционному типу монашества. Следовательно, соединив старые и новые принципы монастырской организации, минориты создали благоприятную основу для распространения ордена.

Примечания

1 Минориты — название представителей монашеского ордена братьев меньших (Ordo fratrum minorum), основанного Франциском Ассизским (1182-1226 гг.). Данное понятие было введено св. Франциском и использовалось в официальных документах XIII в.

4 Kingsford C.L. The Grey Friars of London. Aberdeen: Aberdeen Univ. Press, 1915.

5 В Англии минориты из-за цвета их одеяния получили название «серые братья» (Greyfriars).

6 Провинциальный капитул — собрание руководящих лиц провинции ордена, которое проводилось один раз в год.

7 Провинции — административно-территориальные единицы ордена, во главе которых находились назначенные генералом ордена провинциалы.

8 Кустодии — административные единицы, на которые делились провинции ордена. Согласно уставу ордена 1223 г. вводилась должность кустода, возглавлявшего кустодию ордена.

9 Понятие «конвент» (от лат. conventus — собрание) в римско-католической традиции означает монастырь и обитающую в нем общину монахов. Подробнее о количестве конвентов в Англии XIII в. см.: Little A.G. Studies in English Franciscan History… P. 25.

11 Ibid. P. 219.

12 Ibid. P. 225-226.

13 Ibid. P. 226.

15 Должность нунция была введена в 1230 г. буллой папы Григория IX «Quo elongati».

16 Должность протектора появилась в 1246 г. согласно булле папы Иннокентия IV «Quanto studiosus».

20 A history of Southampton / Eds. J. Davies, J. Speed. Southampton: The Gilbert Company, 1883. P. 443.

21 Thomae de Eccleston. Op. cit. P. 226-227.

24 Генеральный капитул — собрание генерала ордена и министров провинций, проводимое один раз в три года в целях решения вопросов организации ордена и регулирования жизни монахов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 A short history of the ancient diocese of Exeter / Ed. H.E. Reynolds. Exeter: Printed by H. Besley and son, 1895. P. 159.

28 A short history of the ancient diocese of Exeter. P. 159.

30 Hutton E. The Franciscans in England: 1224-1538. L.: Constable and Company, 1926. P. 90.

32 Ibid. P. 39.

33 Ibid. P. 113.

34 Ibid. P. 652.

35 Little A.G. The Grey Friars in Oxford… P. 14.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *