Соборность, что это?

Что такое соборность?

Плюрализм в государстве — это демократия, а плюрализм в голове — это шизофрения.

Верую во едину, святую, соборную и апостольскую церковь.

Понятие соборности по существу.

Почему мы называем Церковь — соборной? Ну не потому ведь, что она соборами управляется. И не потому, что самые крупные здания храмов так же называются соборами. А почему тогда?
Словом «соборная» перевели греческое понятие «кафолическая», т.е. католическая, вселенская — это один и тот же греческий термин, но переведенный и понимаемый православной и католической церквями по-разному. Причем по-разному настолько, что и захочешь, а ничего общего не найдешь.

Католическая церковь понимает свою кафоличность, свою вселенскую роль, в смысле собственного общемирового распространения: католическая церковь должна охватить весь мир, а все население должно стать её членами. Ни больше, ни меньше. Это очень поверхностное понимание церкви, направленное вовне, в окружающий мир.

Отсюда, из этого понимания своей кафоличности, проистекает, в частности, агрессивная миссионерская политика Ватикана, изобредшего унию, а ныне не постеснявшегося на канонической территории Русской Православной Церкви учредить свои епархии и открыто вести прозелитическую деятельность. Называемую, впрочем, миссионерской, что еще горше — неужели в 21 веке папа думает, что на Руси о Христе слыхом не слыхивали?

Православное понимание кафоличности, или соборности, восходит к пониманию Церкви как Тела Христова, в котором все члены Церкви являются клеточками целостного Богочеловеческого организма. То есть церковь являтся единой. Не только единственной (…верую во едину…), а еще и единой, цельной.

Чем характерно такое понимание соборности? Все клеточки в едином организме находятся в неразрывной взаимосвязи между собой. Чем характеризуется единый организм? Апостол говорит: болит ли один член, весь организм болеет. Кафоличность характеризуется взаимовлиянием всех своих составляющих, то есть нас, клеточек Тела Христова.
Допустим, у меня болит зуб. Как я мучаюсь! Но почему, позвольте? Это же не я болею, это же болит всего-навсего один из членов моего организма: какой-то там маленький зуб, подумаешь, велика важность! Но вот вылечился зуб. Какое облегчение всему мне, всему моему телу! Подобно этому, духовное излечение одного — единственного человека, приносит огромную пользу всему соборному телу Церкви. Приносит существенно, прямо и непосредственно, а вовсе не иносказательно или в переносном смысле. Приносит так же, как излечение желез внутренней секреции прекращает сонливость, или излечение порока сердца прекращает слабость и обмороки всего организма.

Но это еще не все. Христианство утверждает, что Церковь является тем идеалом, которым должен стать мир, и которым в потенции (т.е. в возможностях) мир является. И свойства идеала мира как Церкви, т.е. свойства соборности, в мире пребывают. Это означает, что христианство рассматривает мир как соборное целое. Все в мире взаимосвязано. И огромным положительным событием, влияющим на весь мир, является излечение одного из его членов.

Кстати, пока не забылось: о некоторых храмах, называемых соборами. Они называются так потому, что в идеале там служит не один священник, а собор священников. Например, несколько иереев одновременно служат Божественную литургию. Эти слуги Божии во время службы являются одним цельным существом, единым собором священнослужителей. Со временем и сами храмы, в которых служит собор священников, народ, не вникая в детали, стал называть соборами.

Соборность и жизнь в обществе.

Соборность можно так же рассматривать как способ общественной жизни. Способ этот исключает принуждение, но нет в нем ничего такого, что напоминало бы выводы Кропоткина. Живя соборной жизнью, члены общества абсолютно свободны, но их свобода совершенно противоположна атомистической свободе Зиммеля. Соборность жестко иерархична (как иерархичен живой организм, имеющий системы и подсистемы), но является отрицанием тирании. Соборность имеет в основе идею упомолномоченности, но является противоположенностью демократии.

Совершенное понимание соборности и выборного начала не соответствует соборности и выборному началу, как они существуют в человеческих учреждениях. Соборность есть высший принцип, чем единоличие, но при этом соборность сравнительно с тем лицом, которое она уполномачивает или авторизует, обладает высшим порядком, а не наоборот (как в демократических выборах).
Для Христа таким соборным началом является Триединый Бог, в недрах Которого Он Сам, как Сын, пребывает, и волю Которого Он пришел исполнить.
Будучи по Богочеловечеству уполномоченным Св. Троицы на земле и будучи по Божеству ее активным членом, Он по Своей силе данной Ему власти действует свободно и организует собор Апостолов. Он дает им силы и полномочия потребные им, из тех сил и полномочий, которые Сам имел. В день Пятидесятницы Он авторизует собор Апостолов авторитетом Святой Троицы, послав им от Отца дары Святого Духа. Каждый из апостолов, в силу авторитета, данного им всем вместе, уполномачивается на то или иное служение. Каждый идет и исполняет волю своего собора, видя в ней волю Бога, Христа и Св. Духа, т.е. Святой Троицы, осязательно давшей Свои силы на совершение данных Христом полномочий.
Каждый из апостолов идет и организует другие соборные отдельные церкви, будучи для них центром, из которого исходят и учения и силы благодатные и власть. Избраннейших лиц апостолы облекают той силой и властью, которую имеют сами, делая их своими заместителями и преемниками. Каждый из этих заместителей и преемников — только исполнитель и выразитель тех полномочий, которые получил каждый из апостолов от всего своего собора, а этот последний — от Христа и Триединого Бога.

Соборность реализована Церковью Христа. Кто же члены того общества, которое живет соборной жизнью? Бог — Троица, ангелы, святые и вообще спасшиеся люди. Это члены Небесной, или торжествующей Церкви. Здесь, в нашем мире, к соборному обществу присоединяются члены земной, или воинствующей Христовой Церкви.

В древности произошла катастрофа (по церковному — грехопадение), в результате которой природа нашего мира была повреждена, и повреждена существенно, глубинно.

Появилось то, чего раньше не было, а именно — тление и смерть. Для поддержания собственной жизни существа стали пожирать друг друга. Протекание любых процессов стало неотъемлемо сопровождаться ростом энтропии (не только и не столько термодинамической, хотя термодиномическая энтропия — хороший пример). Следствием информационных процессов является энтропия информационная и информационное загрязнение той среды, в которой зарождается, живет и «действует» информация — например в наших головах.

Поэтому в нашем падшем мире соборность в своей полноте реализована быть не может. Инструментами, служащими для хоть какого-то выражения соборности, являются принципы иерархии и свободы. А пользуясь категориями государственного устройства — монархия и демократия (понимаемая как свобода, но не как власть плебса). Как и все в нашем мире, эти принципы следует применять осторожно, руководствуясь пониманием воли Божией. Иначе и монархия и демократия превращаются в вожделенную врагом спасения тиранию.

Поскольку есть две стороны человеческих отношений — безусловное подчинение и отсутствие такового, постольку есть две основные современные нам формы государственного устройства — монархия и демократия (в крайнем выражении — тирания и анархия). Анархию при нашей постановке вопроса рассматривать бессмысленно, а монархию — неактуально. Потратим несколько времени для отделения современной нам практической формы государственного устройства большинства т.н. развитых стран, от соборности.

Там, где начинается свобода слова, свобода мысли заканчивается.

Максимилиан Волошин

Сразу же заявим, что надо быть чересчур политически ангажированным (или предельно наивным, или просто не задумывающимся) человеком, чтобы не заметить происходящего сейчас во всем мире превращения демократии в свою социальную противоположность. Чтобы оценить процесс во времени, посмотри на творчески одаренных людей, которых из-за особенной чуткости души принято называть совестью общества, начиная с подобных лорду Байрону, через сомышленников Брэдбери, и к современному нам Дугласу Адамсу. Потом повнимательнее оглянись вокруг себя, обращая внимание на факты, а не на их оценку средствами массовой информации.

Надеемся, ты способен завалить нас соответствующими примерами в диапазоне от взглядов Хемингуэя и Ремарка до позиций правых сенаторов на иракских слушаниях в конгрессе США.

Любая тирания основывается на обмане, который есть лишение свободы.

Первый обман демократии — это плюрализм.

Мы живем в демократическом государстве. Мы терпимы к людям. Мы — плюралисты.
Не представляя себе четко, что такое именно есть плюрализм, мы привыкли думать, что главное в нем — одинаковое ко всем отношение, потому что все равны. И черные, и белые, и голубые. И инженеры, и рабочие, и бандиты. Каждый может иметь точку зрения и каждая точка зрения имеет право на существование. Каждый имеет право знакомить со своей точкой зрения любое количество людей. Продолжая развивать эти положения, заявим, что все интересы всех групп людей одинаково важны, а сами группы равны между собой и тоже одинаково важны. Не правда ли, знакомое рассуждение? Говоря строже, мы привыкли, что принцип плюрализма призывает нас относиться к различным группам общества и их мнениям как к равноправным между собой.
Современное нам общественное сознание воспринимает плюрализм прежде всего как нравственный релятивизм. Однако плюрализм из другой сказки. Плюрализм вообще не про то. Неясно, почему мы забыли истинное значение этого слова, да и не об этом речь. Важно то, что «вектор приложения сил» настоящего плюрализма направлен в другую сторону.
К чему мы приходим, последовательно применяя искаженный принцип плюрализма? В самом деле, пусть одна группа людей утверждает, что 2х2=3, а другая группа людей, что 2х2=4. Если мы приверженцы «плюрализма», то как люди до конца перед собой честные, мы должны признать, что произведение 2х2 может принимать разные значения. Что не верно. Сейчас мы воспользовались серьезнейшим и проверенным методом, известным в математике и логике как метод «от противного». Делается некоторое предположение, из которого выводятся следствия. Если в выводе следствий не содержится ошибок, но сами следствия неверны, то неверно исходное предположение.
Итак, настоящий плюрализм не отменят сравнительного анализа жизненных ценностей множественных групп людей. Настоящий плюрализм не признает за разными группами равные права. Так что, когда Боря Моисеев заканчивает свой концерт словами «Я вас люблю! Ваш Борис Моисеев, такой же как и вы, 3.14дорас», то он не прав. И для того, чтобы быть плюралистом и демократом, не обязательно быть, извините… таким как он.

Второй обман демократии — это толерантность, понимаемая как требование уважения чужих заблуждений.

Такое требование есть ни что иное, как искажение интуитивно всеми разделяемого христианского принципа уважения к свободной личности. Происходит тонкая подмена. Принцип уважения личности софистически переносится сначала на взгляды личности, а далее на заблуждения личности, которые, оказывается, уважать надо так же, как и саму личность. Если некто отказывается уважать заблуждения, ему вменяется неуважение к личности, и виновник неуважения выводится тем самым за скобки цивилизованного к нему отношения. Как будто всем ясна разница? Всем. Но почему же тогда на деле, когда наш мир все интенсивнее требует от нас уважения чужих заблуждений, мы все охотнее и охотнее уступаем таким требованиям? Ответ проще пареной репы: потому, что мир обещает нам в ответ уважение наших заблуждений. Дешево же мы продаемся.
Святые отцы и столпы церкви учат любить человека, который грешит, но ненавидеть сам его грех, требуют, чтобы уважение к человеку отделялось от ненависти ко греху. К тому же призываем и мы.

Третий обман демократии — неосновательное объявление власти большинства (см. словарную статью) фактически достигнутой.

Например, задумывался ли ты, что согласно Федерального закона №175-ФЗ от 20 декабря 2002 года (в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 г. № 82-ФЗ, от 23.06.2003 г. № 83-ФЗ, от 23.06.2003 г. № 84-ФЗ) «О выборах депутатов государственной думы…» выборы считаются состоявшимися, если в них участвовало 25% от числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования? Нетрудно убедиться путем несложных подсчетов, что «всенародно избранную власть» избирает примерно 12,5% населения. А низкая явка российского избирателя всего лишь отражает фиаско самого принципа. В странах с высокой явкой и соответствующие цифры иные, поскольку достижения манипуляции общественным сознанием в более цивилизованных странах существенно выше, чем в России, и более высокая явка оболваненного избирателя не несет опасности для развивающейся тирании демократии.

Спрашивается, а какое дело церкви до форм государственного устройства, когда церковь благословляет любую власть и молится за нее? Церковь же должна быть отделена от государства, а кругом ее забот является духовная жизнь людей, не так ли? Именно так. И именно поэтому мы имеем право утверждать и утверждаем, что современная нам тирания демократии сопровождается духовной смертью человека, тиражирует ее, эту смерть и, чтобы не сказать слишком сильно, основана именно на духовной смерти населения.

Соборность Степень одобрения: похвала
Тип: штамп
Направление: идеология, массовая религия
Cинонимы: солидарность, сплоченность (штамп)

солидарность, сплоченность, единство, единство действий, единодушие, монолитность, дружба, симпатия — группа коллективистских штампов патологической речи. Данные штампы символизируют веру в миф о единой природе, всецелое стремление участвовать в создании религиозно-политического тела, а также успехи в создании такого тела. Синоним гностической любви. Соборность противоположна власти.

не имеет определения

По оценкам представителей массовой религии, соборность является неопределимой, иррациональной: она рационально невыразима в понятии, для нее не существует внешних признаков, она не может иметь никакого формально-юридического выражения, она может проявляться в чем угодно.

Согласно о. Александру Шмеману, «Православная Церковь исповедует себя соборной. Это самоопределение достаточно выяснено в его негативных аспектах как заостренное против папизма и протестантского индивидуализма. Но что означает оно в позитивном смысле? Чтобы понять, сколь затруднителен ответ на этот вопрос, вспомним, во-первых, что ни одна из богословских дефиниций «собора» до сих пор не стала общепринятой и, во-вторых, что история Православной Церкви дает несколько моделей «собора», во многом существенно отличных друг от друга»:188.

О. Шмеману вторит о. Георгий Кочетков: «Соборность Церкви, к сожалению, плохо осознана самой Церковью». Согласно о. Кочеткову, сама церковь часто не вмещает традиционную церковную соборность.

идеология

украинский национализм

День соборности Украины (День соборності України) — государственный праздник Украины. Отмечается ежегодно, 22 января, в день провозглашения в 1919 году Акта воссоединения Украинской народной республики (УНР) и Западно-Украинской народной республики (ЗУНР).

Праздник установлен «…учитывая большое политическое и историческое значение объединения Украинской Народной Республики и Западноукраинской Народной Республики для образования единого (соборного) украинского государства…» Указом Леонида Кучмы № 42/99 от 21 января 1999 года «О Дне соборности Украины».

массовая религия

В массовой религии и прежде всего в православном модернизме синонимом сплоченности/солидарности служит штамп «соборность». Соборность используется наряду с этими штампами для эмоционального усиления и придания православного колорита идеологической речи.

Слово съборьнъ (соборный, -ая) применительно к Церкви в Символе веры является старославянским переводом слова καθολικὴ (кафолическая) и означает, что Церковь «не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов». Несмотря на это, представители славянофильства и модернизма систематически производят слово «соборный» от слово «собор», «собрание»:188.

«Соборность», как отмечал известный канонист Н. А. Заозерский, была еще до революции 1917 года положена в основу общей церковной реформы в Русской Православной Церкви. При этом он понимал соборность тавтологически: как «желание привлечь к делу церковному все общество верующих». Опираясь на Заозерского, С. Ю. Витте писал в своей Записке «О современном положении Православной Церкви»: «Сущность соборного начала не в том, что во главе правления стоит не одно, а несколько лиц, а в том, что каждое из этих лиц является представителем целой общины».

Н. Глубоковский комментировал такое определение соборности:

Ничего особо оригинального в проекте Николая Александровича я не вижу, кроме, разве, того, что «соборность» понимается и освещается у него столь своеобразно, что с этой точки зрения Швейцарская и Французская республики будут, пожалуй, чуть ли не высшими проявлениями (подобной) соборности.

В демократическом ключе принцип соборности «предполагает вовлечение народа Божиего в обсуждение всех вопросов, которые касаются свидетельства и служения Церкви».

В Межсоборном Присутствии Русской Православной Церкви действует «Комиссия по осуществлению соборности и по церковному управлению».

Согласно о. Георгию Кочеткову, «соборное начало» возрождается «не только в церкви, но и вокруг нее, в традиционной и, что важно, в нетрадиционной для христианства культуре». О. Георгий Кочетков считает «идеи о местном самоуправлении… некоей светской формой местной соборности».

секта о. Георгия Кочеткова

III Международный фестиваль Преображенские встречи «Время новой соборности», 2017 г.

«Соборность» является ключевым словом для модернистской секты о. Георгия Кочеткова. Здесь исповедуется как личный, так и соборный принципы: первый нужен для личного противостояния Церкви, а второй для коллективистской спайки внутри секты. Тот же смысл имеет «возрождение личностного и общинно-братского начала, соборного начала».

Соборность становится девизом и синонимом самой секты: «Соборность всегда растет снизу, всегда растет, начиная с малого — с малых общин, с малых братств».

Община и есть «местная соборность», но, с другой стороны, «сами общины и братства есть плод возрождения местной соборности», проявление местной соборности.

синонимы

Такое количество определений и синонимов демонстрирует, насколько данный коллективистский штамп важен для массовой религии. Данный штамп, как и прочие штампы, лишен положительного содержания, и за счет этого способен употребляться для решения любых тактических и риторических задач.

В качестве антонимов соборности выступает прежде всего власть в Церкви духовенства, епископата, соборов, в том числе Вселенских.

устойчивые выражения

«Соборность» реализуется: Соборность и ее реализация. Богословский топос Церкви на Востоке и Западе (семинар).

«Соборность» бытует в устойчивых сочетаниях с другими штампами массовой религии. Так, существует «опыт соборности», «опытное познание соборности Церкви». «Соборный разум» встречается не только у о. Павла Флоренского и у Николая Бердяева, но и в названии обновленческого издательства и журнала.

Данные устойчивые сочетания зачастую носят эпатирующий характер в духе сочетания несочетаемого: «соборная иерархичность», «иерархичная соборность», «соборно-личная» (природа).

  • Божественная соборность (в Боге-Троице);
  • возрождение соборности;
  • восстановление соборности (восстановление местной соборности);
  • дух соборности;
  • жажда соборности;
  • Идеал соборности;
  • идея (великая идея) соборности;
  • личностная соборность;
  • местная соборность;
  • начало соборности;
  • опыт соборности;
  • православная традиция соборности;
  • проблема соборности;
  • символы соборны.
  • соборная воля (всех верующих);
  • соборная жизнь;
  • соборная иерархичность, также иерархичная соборность:197;
  • соборная человеческая личность;
  • соборность сознания, соборное сознание Церкви, общины;
  • соборность творчества;
  • соборность человечества;
  • соборное начало;
  • соборный опыт (целокупный соборный опыт всего человеческого духа);
  • соборный принцип;
  • соборный разум (мировой, соборный разум);
  • соборный человеко-бог;
  • становление соборности.

эпитеты

примеры

Специальным цветом выделены синонимы соборности.

Владимир Соловьев

  • Воистину обожествленный человек, или истинный человеко-бог непременно есть соборный или кафолический – всечеловечество или вселенская Церковь.

Сергей Трубецкой

  • Поскольку же внутренняя метафизическая соборность сознания осуществляется мыслью и словом, становится реальной, мы познаем вещи истинно, объективно, всеобщим и необходимым образом, и познание наше становится внешним образом авторитетным;
  • Органическая соборность человеческого сознания предполагает не только родовое единство, но и личное живое общение между людьми,— и не только род и индивид, но особое сверхличное начало, в котором примиряется родовое с индивидуальным;
  • Между тем как индивидуалистическая психология и субъективный идеализм одинаково ведут к отрицанию индивидуальной души, метафизический социализм, признание соборности сознания обосновывает нашу веру в нее;
  • Чтобы стать абсолютным и полным, всеобъемлющим не по форме только, но по существу, по содержанию,— сознание должно обнять в себе все, стать сознанием всего и всех, сделаться воистину вселенским и соборным сознанием;
  • Если сознание человека по существу своему соборно, если оно есть возможное сознание всех в одном, то и его субъективное я может обладать всеобщим, объективным бытием в этом соборном сознании.

Вячеслав Иванов

  • Язык… соборная среда, совокупно всеми непрестанно творимая и вместе предваряющая и обусловливающая всякое творческое действие в самой колыбели его замысла.

о. Павел Флоренский

  • Личная наша мысль опирается не на уединенный разум, коего самого по себе вовсе нет, но на Разум Соборный, на вселенский Λόγος, и слово индивидуальное выговаривается не другой деятельностью, чем та, которая рождает и растит самый язык;
  • Соборная жизнь Церкви Вселенской не равна сумме жизни не только отдельных людей, но и отдельных Церквей: целое больше суммы частей;
  • Чем устойчивее и тверже канон, тем глубже и чище он выражает общечеловеческую духовную потребность: каноническое есть церковное, церковное — соборное, соборное же — всечеловеческое;
  • В прежние времена, при большей сплоченности и соборности людей, культурная работа вообще производилась сообща;
  • Личность рассыпается, утверждая отвлеченное единство всей своей деятельности. Но это не соборность, не синтез, не творческое объединение, а разложение, механическая смесь, — словом, не жизнь, а смерть;
  • С сакральной теорией выдвигается вновь соборность, хоровое начало, синергизм или теократический анархизм — как бы его ни называть.

Николай Бердяев

  • Религиозная коммюнотарность и называется соборностью, которая противоположна всякому авторитарному пониманию церкви.
  • Соборность — Коммюнотарность не может означать никакого авторитета, она всегда предполагает свободу.
  • Кн. С. Трубецкой и называет свое учение о соборности сознания метафизическим социализмом.
  • Этому индивидуализму противостоит идея соборности, коллективности в самих путях спасения.
  • Церковь в экзистенциальном, не объективированном смысле есть общение (communauté), соборность.
  • Вопрос о природе церкви в экзистенциальном смысле слова, то есть как подлинного общения, соборности между «я» и «ты» в «мы», в богочеловеческом Теле, в Теле Христовом.
  • Соборность — живой организм, и в нем живет церковный народ.
  • Соборность Церкви, которая не может иметь никакого формально-юридического выражения, непримирима с утверждением непогрешимого авторитета епископата и исключительными харизматическими привилегиями его в учении и учительстве.
  • Соборность церковная не есть какой-либо авторитет, хотя бы авторитет собора епископов и даже вселенских соборов.

о. Сергий Булгаков

  • Всякое преодоление своего индивидуалистического отъединения от целого, своего естественного «протестантизма», всякое чувство соборности человек переживает как некоторый эротический пафос, как любовь, которая дает любящему особое ясновидение относительно любимого.

Велимир Хлебников

  • Если же возразят, // Что государство пространств не подсудно, // Как правовое соборное лицо, // Не возразим ли мы, что и человек // Тоже двурукое государство // Шариков кровяных и тоже соборен.
  • (Об Алексее Гастеве) Он — соборный художник труда, в древних молитвах заменяющий слово «Бог» словом «я». В нем «Я» в настоящем молится себе в будущем.

о. Александр Шмеман

  • Мы назвали это иерархической соборностью или соборной иерархичностью, и этот смысл определяется органическим единством соборного и иерархического начал в Церкви:197.

о. Александр Мень

  • Человек всегда стремился расширить свою душу, ему всегда было тесно в своих рамках, он хотел слиться с толпой, с народом, с природой. В этом стремлении есть что–то великое (хотя есть и отрицательное). Великое потому, что мы с вами гораздо более таинственные и объемные существа, чем нам кажется. И нам действительно оказывается тесно в этих рамках — только индивидуальных. Человек стремится к соборному охвату — и братьев, и сестер, и природы. И прежде всего человек стремится соединиться с Богом, слиться с Божественным — во всех формах.

о. Димитрий Дудко

  • Ее (православную веру. — Ред.) не заковать в железные формы порядка. Ее надо чувствовать, ею надо жить, надо верит, любить и все образуется. Все образуется, соберется в одно стадо и Православие и Россия. И это называется соборностью.

о. Виктор (Мамонтов)

  • Возрождение общинной жизни, соборности в нашей Церкви началось снизу, а не сверху, и это — добрый признак того, что оно выстрадано и жизненно;
  • Это — ценный опыт соборности, которая есть природа церкви;
  • Соборность предполагает раскрытие в человеке внутренней свободы;
  • Одно дело — просветить духовно, а другое — научиться жить по–христиански, воцерковиться, опытно познать соборность Церкви, единство во Христе, единство в вере, в любви.

о. Зинон (Теодор)

  • Иконописание — творчество соборное, то есть творчество Церкви.

Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека

  • Православная традиция соборности предполагает сохранение единства общества на основе непреходящих нравственных ценностей.

о. Георгий Кочетков

  • Н. А. Бердяев впервые (после ап.Павла) оказался вполне на высоте христианской антропологии, заново открыв и описав ее центр – Богооткровенную (от слова «откровение») во Христе соборную человеческую личность, понятую уникально и чисто по-христиански, «экзистенциально», не тождественную никакой индивидуальности, но противостоящую ей.
  • Я был на Рождественских чтениях и в очередной раз убедился, что сегодня есть молодежь, которая, с одной стороны, пытается сохранить свою личностную ответственность за служение Богу, а с другой – готова способствовать укреплению благого порядка в разоренной советской властью церкви и, как следствие, к проявлению солидарности и соборности.
  • Нет соборности — нет Церкви.

в речи мастеров

Аксаков Николай Петрович, Аксенов-Меерсон Михаил Георгиевич, Арсеньев Николай Сергеевич, Булгаков Сергий Николаевич, Введенский Александр Иванович, Виктор (Мамонтов), Дудко Дмитрий Сергеевич, Зинон (Теодор), Иванов Вячеслав Иванович, Кирилл (Говорун), Князев Алексий Петрович, Коваленко Георгий Иванович, Кочетков Георгий Серафимович, Мень Александр Вольфович, Соловьев Владимир Сергеевич, Струве Никита Алексеевич, Трубецкой Евгений Николаевич, Уминский Алексей Анатольевич, Флоренский Павел Александрович, Шмеман Александр Дмитриевич, Щипков Александр Владимирович

см. также

  • Соборность (интернет-проект)
  • Sobornost (журнал)
  • Общее дело.
  • Любовь (гностическая).
  • Дружба.

Сноски

СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ, СОБОРНОСТЬ (от греч. καθολικος — всеобщий, всецелый). Словом «соборная» в Никео-Константинопольском Символе веры переведено греческое слово «кафолическая», обозначающее одно из четырех свойств Церкви. Термин «кафолическая церковь» впервые встречается у Игнатия Антиохийского. Славянские церкви заменили его выражением «соборная церковь». Если это перевод,— говорит проф.-протоиерей Н. Афанасьев,— то он крайне неудачный, так как совершенно не выражает его содержания. Если это является сознательной заменой одного термина другим, что, впрочем, маловероятно, то значит ли это, что славянские Церкви отказываются от термина «кафолическая церковь»?» (Кафолическая церковь в сб. Православная мысль, вып. XI // Труды Православного Богословского Института. Париж: YMCA-PRESS, 1957). На неправильном переводе строится, начиная с Хомякова, целая богословская система. Сегодня термины «соборная церковь» и «соборность» как в светской, так и в церковной публицистике употребляются в значении, не имеющем никакого отношения к термину «кафолическая церковь». Оно может обозначать: коллективность, демократичность, способность достигать согласия, общность и пр. Как богословское понятие «соборность» является специфически русским философским понятием, которое впервые употребил А. С. Хомяков (по его замечанию, «одно это слово соединяет в себе целое исповедание веры» (О значении слов «кафолический» и «соборный» // Сочинения богословские. СПб., 1995. С. 279) и которое затем разрабатывали И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, С. Н. Трубецкой и др. См. также: Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. I-II (по предметному указателю). Согласно учению Хомякова, принципом строения Церкви должна быть соборность, под которой разумеется единство многих лиц на основе общей любви их к Богу, к Богочеловеку Иисусу Христу и к правде Божией. Любовь свободно объединяет верующих людей в Церкви как Теле Христа. Хомяков признает, что принцип соборности не осуществлен в православии во всей полноте, что высшее духовенство нередко бывает склонно к деспотизму, однако такое явление понятно в условиях земной грешной жизни и хорошо уже то, что принцип любви, а следовательно и свободы, провозглашен в Православии. Понятие соборности, выработанное Хомяковым, так ценно и своеобразно, что перевод его на другие языки невозможен и слово «соборность» уже принято в немецкой и англо-американской литературе. Содружество (fellowship) англиканских и православных христиан, существующее в некоторых городах Великобритании и Соединенных Штатов Америки, издает журнал под названием «Sobornost». «Душа православия есть соборность». «Церковь собирает, включает в себя все народы и простирается на всю вселенную, и в этом смысле соборность означает и вселенскость…» (Булгаков С. Н. Православие. Очерки учения Православной церкви. М., 1991. С. 145, 156). «Кафоличность Церкви яснее всего указуется, и притом во всем ее объеме, в словах Иисуса Христа: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них” (Мф. 18: 10). Тут не указано, ни к какой национальности, ни к какой эпохе, ни к какой стране, ни к какому общественному и прочим нарочитым состояниям должны принадлежать собирающиеся. Нужно одно только, чтобы они собрались во имя Христово. Этого достаточно, и Он, как сказал, будет среди них» (Флоренский П. Понятие Церкви в Священном Писании // Богословские труды. М., 1974. Сб. 12. С. 128-129). «Церковь соборною называется потому, что находится во всей вселенной от концов земли до концов ея, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере, начальников и подчиненных, ученых и простых людей, и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, душою и телом соделываемых, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всех духовных дарованиях» (Св. Кирилл Иерусалимский. Огласит. поучения. XVIII. П. 23. С. 424-245).

Хазанов А.М. 1975. Социальная история скифов. Основные проблемы развития древних кочевников евразийских степей. М.: Наука, 342 с.

АРАЛОВА Елена Викторовна —

к.филос.н., доцент кафедры гуманитарных и социально-политических наук Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)

109004, Россия, г. Москва, ул. Земляной вал, 73. arlenk@yandex.ru

СОБОРНОСТЬ КАК ФАКТОР ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

SOBORNOST AS A FACTOR OF SPIRITUAL CULTURE IN RUSSIA

В статье рассматриваются истоки русской соборности, которые уходят в глубокое прошлое общества. Автор показывает, как на протяжении веков соборность сплачивала нацию, побуждала людей к духовному единению во имя идеалов добра и справедливости, а позже — и единения и процветания Российского государства. Таков феномен русской культуры, ведущий к упрочению коллективного самосознания русского народа в противовес идеям эгоизма, безжалостного прагматизма и индивидуализма. Возрождение и реализация принципов соборности станет еще одним средством консолидации нашего народа в условиях непрекращающихся внешних нападок и угроз.

Ключевые слова: духовная культура, соборность, сплоченность нации, коллективное самосознание, возрождение, философская концепция, национальная идея, культурно-исторический опыт.

Современная индустриальная цивилизация породила мощную научно-техническую базу, которая, углубляясь и расширяясь, реализует феномен глобализации в экономике, но в духовно-ценностных ориентациях остается на уровне примитивных идей общества массового потребления, рынка и товарно-денежных отношений. Добиваясь роста человеческих потребностей в области удовлетворения товарами, услугами и развлечениями, проводя нивелировку вкусов, стилей мышления, культурных различий, глобализация меняет сознание человека, его поведение, приспосабливая его к

уже имеющейся товарной продукции, внедряя в его ум идеи и понятия, чуждые социальным нормам и ценностям традиционной культуры.

Создание через посредство глобализации единого экономического и культурного пространства требует, с одной стороны, «проявления человечества как единого целого» (по В.И. Вернадскому), а с другой — способствует обострению межцивилизационных отношений, развитию информационно-культурных войн. Человек, ежедневно существующий в неустойчивом социокультурном пространстве, испытывающий на себе культурную унификацию, стремится к

защите своей национально-культурной самобытности и сохранению этнокультурной идентичности.

«Кризис идентичности, порожденный соотношением глобального и локального, переживает и современный российский человек. С одной стороны, он живет в мире массовой культуры, которая под влиянием глобализации стала явлением общемирового масштаба. С другой стороны, отечественная повседневная культура, не подкрепленная реальной трансформацией основ жизни, далеко не всегда соответствует высокому уровню ожиданий, порожденных восприятием мировых образцов жизни» .

Идея духовного возрождения России, возвращение к «духовным скрепам» самобытной культуры предполагают отказ от поверхностного культурного подражательства. Этому способствует и крепнущее ощущение угрозы денационализации культуры, опасности космополитизма в историкокультурологическом сознании.

Духовное состояние нынешней России невозможно оценить, не рассмотрев механизмы поддержания морали и нравственности в современном обществе, и особенно механизмы преодоления нравственной деградации, которая выражается в радикальных нарушениях нравственных норм и — что еще хуже — в привыкании населения к этим нарушениям. Гораздо быстрее и легче разрушить морально-нравственные представления, чем приступить к их возрождению, активации забытых традиций и понятий или даже созданию новых духовно -нравственных позиций.

В России сегодня склонны считать, что наша социалистическая духовность была разрушена «стихийно», сама по себе, когда народ якобы понял, что его обманули: предложенная ему особая форма морально-нравственных отношений оказалась нежизнеспособной. В этих отношениях важную роль играл коллективизм, общественный трудовой энтузиазм. Новая идеология постпере-строечного государства сделала ставку на индивидуальность, заодно выбросив на «свалку истории» коллективизм. «Старые устои» поторопились разрушить, не проведя достойного анализа того, что достаточно длительный период

именовалось «советской культурой». В целях хотя бы частичной реабилитации этого понятия рискну рассмотреть лишь один (в реальности их во много раз больше) фактор.

Начнем с самых спорных парадигм, которые были вплетены в ткань советской реальности, транслировались из поколения в поколение и были доступны для всеобщего использования. Коллективизм был одним из таких идеальных образов. Коллективный быт, нормы поведения, принципы человеческого общежития и общения, правила, навыки, смыслы деятельности — все было подчинено коллективному восприятию, коллективному сознанию, а случалось — и коллективному осуждению. Если понятие общего в культуре активно пропагандировалось, то понятие единичного, самостоятельного, не похожего на других нивелировалось или вообще исключалось.

Новый виток развития российской цивилизации и культуры дает возможность вновь осмыслить такие философские понятия, как общее, всеобщее, единичное, специфическое и многое другое. Философский ракурс позволяет использовать культурно-исторический опыт, видоизменять и приспосабливать к новым условиям «вечные» нравственные позиции. «Исторически цивилизованно-всеобщее не может порождаться и существовать иначе, нежели в единичных и особенных формах — в виде частного и совместно-группового, общегосударственного, национального, общенародного достояния» . Добровольное совместное существование индивидов, их навыки консолидированных действий, коллективное осмысление и оценка происходящего помогли человечеству не только выжить, но и двигаться по пути цивилизации и культуры. «Коренная функция человеческой цивилизации состоит в обеспечении все более свободных, ненасильственных, добровольных форм совместного бытия индивидов и их свободно же формирующихся объединений» .

Не умаляя значения духовнонравственного развития личности и индивида, следует отметить, что в разные исторические периоды выживание целых народов и государств всецело

зависело от возможностей коллективной деятельности, коллективных трудовых прорывов, а также объединения для защиты границ одного государства или нескольких княжеств. Защита отечества

— это единый духовный порыв, который изначально формируется на единичном

— любви к семье, родному дому, но, в конечном счете, превращается в мощный духовно-душевный поток. Вывод человеческого сознания, направленного на созерцание своего внутреннего «я», на уровень общественного сознания и гражданских позиций — процесс достаточно сложный и протяженный по времени. Так получилось, что отказ от социалистической идеологии, принципов пролетарского интернационализма, дружбы и взаимопомощи во многих областях (например, в экономике, культуре и т.д.) привел к гибели единой интегрирующей многонациональную страну идеи, что, в свою очередь, резко обострило национальные отношения, разделило великую страну на множество отдельных кусочков. Сбылось предвидение русского философа Г.П. Федотова, который предостерегал от эйфории в момент падения коммунистической диктатуры, ибо считал, что это событие явится и «моментом величайшей опасности». «Ныне мы имеем феномен расколотой нации, когда люди, осознающие себя членами одной национальной или конфессиональной группы, имеют различные, порой противоположные ценностные ориентации и идеалы в социально-политической сфере» .

Однако переход на новую ступень цивилизации почти невозможно сделать в одиночку, вне коллективной деятельности по поиску культурной идентичности. Необходимо признать, что существуют универсальные, (общеобязательные), общечеловеческие ценности и что сфера морали содержит в себе в наибольшей степени элементы общечеловеческого.

Важнейшей задачей современного этапа развития России является возрождение ее национальной культуры, что совершенно невозможно без научного осмысления ценностей, созданных предшествующими поколениями, и трансляции их современной молодежи. Однако этот процесс нельзя сводить

лишь к простой реставрации духовных ценностей, созданных в прошлом, игнорируя принципиально новые условия, сложившиеся в стране и в мире. Необходимо скрупулезно, шаг за шагом изучать способность культуры адаптироваться к реалиям современной жизни. «Важнейшей составляющей межкуль-турного взаимодействия на всех его уровнях выступает нравственная компонента, так как именно взаимное признание и уважение норм, обычаев, традиций, идеалов, непреходящих нравственных ценностей являются основой взаимообогащения культур, социальнополитической и экономической стабильности общества» .

Показатель развития цивилизации заключается в том, что на каждом его этапе ценности, унаследованные от прошлого, преобразуются, видоизменяются, оставляя от прежней исторической эпохи определенные духовнонравственные вехи, ориентиры в виде опознавательных знаков. Попытка полностью воплотить нравственные нормы Х1Х в. в веке ХХ1 скорее всего потерпит неудачу, но изучить их возможности и приспособить их к современным условиям жизни — вполне реальная задача. Поступательное движение цивилизации и есть усложняющееся взаимодействие не прекращающих своего влияния духовно-душевных факторов с социально-историческими условиями современного мира. Духовнонравственные ценности способны влиять на социально-политические и экономические отношения, необходимо лишь из «вечных ценностей» выбирать наиболее подходящие современному историческому периоду.

Учитывая современную политическую и экономическую обстановку в России и Европе, необходимо вспомнить и заново осмыслить такое понятие, как соборность. «Понятие соборности означает, что жизнь человека обретает подлинный смысл только в человеческом сообществе, в миру. Только в обществе, в общине человеческая душа может сполна проявить себя, свою незаурядность, силу, недюжинные созидательные способности» .

Изначально понятие соборности означало единство верующих во Христе.

Николай Бердяев выделял духовный смысл соборности, подразумевая не только деятельность сообща, но интеграцию небесного и земного опыта, слова и дела, синтез ума и души, слияние человека с природой. В русской интерпретации истоки соборности уходят в глубокое прошлое и происходят от православия (собор — церковь), а возможно, и от крестьянской общины. Русская категория соборности неизменно побуждала людей к духовнонравственному единению во имя идеалов любви, добра, справедливости, веры и надежды, а несколько позже — во имя единения и процветания государства Российского.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соборная свобода подразумевала заботу о сбережении Отечества, стимулировала подвижничество и инициативы, давала посыл к совместному коллективному творчеству, созиданию и духовно-нравственному единению. В тяжелые, переломные моменты российской истории идея соборности становилась компасом в «бушующем море» социально-политических конфликтов, мировоззренческих противоречий. Человеком, идейно оформившим основы традиции соборности в русском сознании, выдвинувшим идеалы самоотречения и подвижничества, а также «евангельское мировоззрение» и нравственные заповеди христианства, был Сергий Радонежский. Сергий прославился как великий «устроитель монастырей», «общего жития», продвигавший идеал соборности в период длительного и трудного собирания русских земель в единое госудщарство. Начиная с Х11 в. основной мировоззренческой идеей жизни русского общества была идея сплочения огромных и малонаселенных территорий Руси перед лицом внешней экспансии. Без централизации государства победа в этой борьбе была бы невозможной.

В религиозно-философском творчестве идея соборности разделяется на «осифлянскую» и «нестяжательскую». «Осифлянское» понимание соборности в рамках государственного единства было абсолютно естественным, учитывая, что русская государственность выступала не только как единственное средство сохранения русского этноса, но и как самоцель национального раз-

вития. В дальнейшем «осифлянская» соборность стала самодержавием, вошла в плоть и кровь русских в виде идеала сильного государства. С большой дозой уверенности можно утверждать, что этот идеал жив до сих пор.

Иное понимание соборности было у «нестяжателей». Идея соборности реализуется у них в философской концепции душевно-духовных религиозных ценностей, где душа имеет онтологический статус, т.к. рассматривается в виде естественного продолжения бытия божественного, а «земная юдоль предстает как инобытие». Такое представление о душе имеет и более древние исторические истоки — уходящие к дохристианскому периоду и языческой мифологии, когда в смутных глубинах народного подсознания «формировались представления о мире как о живом одушевленном целом» .

В.С. Соловьев писал: «Осознание действительной онтологической связи индивидуальных душ происходит в самих этих душах, выполняющих, тем самым, соборный императив Бога, предусмотревшего богочеловеческое слияние с ним» . Соответственно, соборность есть имманентное свойство души, но если душа (как сказано выше) есть онтологическое понятие, то значит, и соборность обретает статус бытийности и может выступать онтологическим предметом. Становится понятной утвердившаяся в русской духовной культуре идея о том, что вознамерившийся спасти себя стремится спасти всех. Именно в этом своем стремлении он часто и естественно «совершает неминуемый переход от умозрительных благих пожеланий к практическому общественному переустройству» .

В истории России соборное существование индивидов мыслилось и реализовывалось только в зоне общественного, общечеловеческого, единого духовного организма. Таков феномен русской культуры, которая в конкретных исторических условиях способствовала обогащению идейного содержания коллективного самосознания русского народа. Самобытная русская духовная культура реализует идею соборности, реализуя одновременно идею самоцен-

ности человеческой души и сакрализацию общинных, коллективистских устоев.

Слово «соборность» в современной России основательно забыто. Страна попыталась строить экономическую, социальную и культурную матрицу на основе индивидуально-прагматических концепций. Однако вся история нашего государства указывает на культ соборности как самой драгоценной части национального духа, национальной идеи и русской духовной культуры. Совершенно очевидно, что менталитет россиянина, сложившийся за тысячу лет в общинном коллективе, с большим трудом усваивает идеи индивидуалистических рыночных реформ западного толка. Русское общество и русская культура традиционно функционировали на основе возвышенных абстрактных иде-

алов, высоких идей, главной из которых была и остается идея социальной справедливости. Последняя философски адекватна идее соборности, что, в свою очередь, говорит об общественном содержании современного бытия россиян.

Возрождение истинного значения термина «соборность» станет важным направлением консолидации нашего народа, сплочения с россиянами зарубежья, тесного слияния с казачеством России, а также различными этническими группами в лоне нации (например, старообрядчеством). Как писал Достоевский, нация — это в первую очередь соборная личность. Значение этого слова уже заложено в русской духовной культуре — нужно лишь активировать его, сделав неотъемлемым способом восприятия мира.

Литература

Аралова Е.В. 2013. К истокам духовной культуры. — Власть, № 8. С. 83-86.

Лисеев И.К. 2010. Глобализация и диалог культур. — Россия: многообразие культур и глобализация. М.: Канон+. С. 3-12.

Мотрошилова Н.В. 1991. Рождение и развитие философских идей: Историкофилософские очерки и портреты. М.: Политиздат, 488 с.

Соловьев В.С. 1969. Чтения о Богочеловечестве. — Сочинения. Т. 1. М.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *