Соборы тульского кремля

Успенский собор Тульского кремля

У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский собор.

Православный собор

Успенский собор

Страна

Россия

Город

Тула, Кремль

Конфессия

Православие

Епархия

Тульская и Ефремовская

Тип здания

Крестово-купольный

Архитектурный стиль

Русское барокко

Строительство

1762—1766 годы

Настоятель

Прот. Сергий Резухин

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 711410087190016 (ЕГРОКН). Объект № 7110014002 (БД Викигида)

Медиафайлы на Викискладе

Успе́нский собо́р — православный собор в Тульском кремле.

История появления

Первоначально в Кремле в 1626 году был построен деревянный собор, который назывался Архангельский. Первый каменный Успенский собор с приделами во имя Архангела Гавриила и Тихона Амафунтского был возведен в 70-80-е годы XVII века. Менее чем через сто лет он обветшал и его разобрали. Строительство нового собора началось 7 мая 1762 года по благословению епископа Коломенского и Каширского Порфирия, на средства тульского купечества «из питейных сборов приборными деньгами». На постройку собора и его отделку было израсходовано около 30 тысяч рублей. Главным строителем храма был купец Лукьян Коптельцев с Софроном Сидневым и Андреем Володимировым. Здание возвели за два года к 8 мая 1764 года. В это время Лукьян Коптельцев умер, и на его место был определен бургомистр Тимофей Чечулин.

Собор освятили в 1766 году, а через год был освящен устроенный в нём с правой стороны придел Иоанна Златоуста. Но после перенесения архиерейской кафедры в Тулу придел этот упразднили из-за тесноты, а на его месте обустроили соборную ризницу. Успенский собор являлся холодным, неотапливаемым храмом, и богослужения в нём проводились только в период от Пасхи до Покрова.

Архитектура

Успенский собор в начале XX века

Имя зодчего, автора проекта собора, неизвестно. Возведением храма занимались тульские мастера-кирпичники Емельян Цыбин и Онисий Васильев Добрынин. Тульские кузнецы Осип Журов с помощниками отковали металлические стропила четырёхскатной кровли, каркасы куполов и другие детали. Золотил главы собора тульский купец Ларион Сорокин.

Над мощным, почти кубическим объёмом храма возвышаются пять восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. С востока к основному объёму примыкает низкий алтарь. Такое решение не было характерно ни для клонящегося к закату барокко, ни для нарождающегося классицизма. Скорее оно напоминает типичные городские соборы XVI—XVII веков. С простым объемным построением храма контрастирует его богатое декоративное оформление в стиле русского барокко.

Для хорошего освещения большого внутреннего пространства окна выполнены в два ряда, что придаёт внешнему облику храма характер двухэтажного здания. Вертикальные декоративные полосы объединяют расположенные друг над другом окна первого и второго света в один архитектурный мотив. Декоративное убранство стен отличается разнообразием примененных форм и материалов: белокаменные резные детали (капители, раковины, розетки), элементы из фасонного кирпича, лепные украшения (растительный орнамент и другие). Три входа в собор обрамляют богато украшенные порталы. Над главным западным входом располагается резной белокаменный российский герб — двуглавый орёл. Первоначально пол в храме был выстлан чугунными плитами, впоследствии замененными на каменные.

Роспись

Успенский собор расписывали ярославские мастера, работавшие в лучших традициях ярославской школы периода её расцвета. Роспись продолжалась два года в течение летнего времени 1765 и 1766 года, а 36 живописцами руководил Афанасий Андреевич Шустов. В числе художников были представители знаменитых династий ярославских изографов — Сопляковы, Иконниковы, Горины. В отличие от ярославских фресковых циклов, где господствует орнаментальная стихия и пестрая ковровость, где все ярко и празднично, монументальная живопись Успенского собора выполнена в крупном плане, в спокойном, торжественном ритме. При этом монументальность стенописи не вытесняет особого внимания при передаче бытового ряда. Четкая прорисовка архитектурных элементов, тончайших особенностей костюма, прически, украшений, текстуры ткани — отличительная черта росписей тульского собора. В соборе расписаны стены, простенки, оконные откосы. Стенописи алтаря включают в себя традиционные сюжеты: Троица Новозаветная, Распятие Христово, Деисус, Господь Саваоф и Тайная вечеря.

Росписи стен и сводов средней части храма расположены в определенном порядке, по ярусам. Нижний ярус — полотенечный — представляет собой изображение свитков ткани с растительным орнаментом. Здесь же — поясняющие надписи к монументальным картинам. Следующий ярус фресок северной и южной стен храма посвящён подлинным историческим событиям — семи Вселенским соборам. Выше сцен Вселенских соборов находятся изображения евангельских сюжетов — многих событий земной жизни Христа и чудес, совершенных им.

Барельефы и декор западной стены

В Успенском соборе на западной стене находятся композиции, отражающие содержание книги Соломоновой «Песнь Песней». В люнетах — полукруглых нишах северного, южного и западного порталов — образы Божией Матери. Образы Пресвятой Богородицы (Донской, Смоленский, Иверский и другие) размещены также над окнами. Значительную часть западного свода занимает фреска Успение Пресвятой Богородицы. В восточном своде размещена композиция «Предста царица одесную тебе», в центре которой — Спаситель, восседающий на престоле, одетый в царские ризы; Христос предстаёт здесь как символ высшей справедливости, как Царь царствующих, как образ верховной власти над теми, кому дана земная власть над людьми. По сторонам от него — предстоящие Божия Матерь в одеянии царицы и Иоанн Предтеча.

На столбах собора изображена святая княгиня Ольги, святой князь Владимир и святой князь Александр Невский. Напротив алтаря, на восточной стороне западного столба — изображена великомученица Екатерина.

Иконостас

Иконостас Успенского собора был семиярусным. Иконы были написаны неизвестными тульскими живописцами, работавшими по найму у купца Лариона Сорокина, и калужским дьяконом Андреем Филипповым. Три иконы, размещавшиеся у царских врат, выполнены оружейником Григорием Белоусовым, лучшим тульским иконописцем того времени. Иконостас собора составляли 66 икон, из которых до нашего времени сохранились 56.

В нижнем ярусе размещались ветхозаветные сюжеты. Слева направо (от северного края иконостаса к южному) иконы располагались следующим образом. На крайней было изображено создание Адама и покорение ему во власть всех животных. На следующей — сотворение Евы из ребра спящего Адама, искушение первых людей змием и изгнание их из рая. Третья икона была посвящена жертвоприношению Авраама. На четвёртой пророк Елисей наказывал порочных мальчиков, непочтительных к старчеству и святости пророка. Сюжет пятой иконы — пророк Елисей, стоящий среди поля, покрытого человеческими костями и скорбящий о народе иудейском, погибающем в Вавилонском плену. Завершала нижний ярус икона с изображением пророка Ионы.

Середину второго яруса занимали царские врата с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы, окруженным изображениями четырёх евангелистов. По правую сторону царских врат находилось изображение Христа Вседержителя, за ним следовали икона Успения Пресвятой Богородицы и икона Троицы Ветхозаветной. По левую сторону царских врат была икона Божией Матери, за ней — иконы Крещения Господня (Богоявления) и Собора святых Архангелов и Ангелов, Херувимов и Серафимов, и прочих Сил Бесплотных. На южной двери алтаря — изображение ветхозаветного царя и первосвященника Мельхиседека, на северной — архидиакона Стефана.

Над царскими вратами располагалась ещё одна икона Успения Пресвятой Богородицы. Она опускалась вниз во время Успенского поста, когда перед ней служили акафист. Помещение этой иконы над царскими вратами и устройство спуска было подражанием первому на Руси храму, устроенному во имя Успения Богородицы, находящемуся в Киево-Печерской Лавре.

Иконы третьего и четвёртого ярусов иконостаса представляли важнейшие православные праздники: Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Богоявление, Преображение Господне, Воскресение Лазаря, Вход в Иерусалим, Вознесение, Сошествие Святого Духа на апостолов, Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня и Покров Пресвятой Богородицы.

На иконах пятого яруса были изображены апостолы и евангелисты. В центре яруса находился Деисус: композиция, включающая изображение Иисуса Христа — Царя Славы, сидящего на престоле, по сторонам его — изображения Иоанна Предтечи и Пресвятой Богородицы.

В шестом ярусе находились иконы ветхозаветных пророков. В центре яруса — икона Богородицы с Предвечным младенцем, а по сторонам от неё — преподобные Антоний и Феодосий Печерские.

Седьмой ряд иконостаса — страстной. В центре его размещался Крест с изображением на нём распятого Спасителя и с предстоящими Богородицей и Иоанном Богословом. На иконах седьмого яруса были изображены события Седмицы страданий Христовых.

Значительные реставрационные работы стенописи Успенского собора были проведены в XIX веке, которые были приурочены к столетию храма. Изображения были прописаны в местах некоторых утраченных фрагментов. В настоящее время иконы Успенского собора хранятся в Тульском музее изобразительных искусств.

Знамёна тульского ополчения

При двух западных столпах собора находились три знамени тульского ополчения 1812—1814 годов. Изорванные в боях и обветшавшие от времени они были промыты иконописцем, подновлены без существенных изменений и в 1865 году помещены в храме на специальных тумбах, как памятник патриотизма, оказанного в Отечественную войну туляками.

Одно из знамен имело на одной стороне изображение Николая Чудотворца, а на другой — Богоявления (Крещения) Господня. Оно принадлежало, по преданию, третьему пехотному полку тульского ополчения. Два других знамени принадлежали, скорее всего, первому конному казачьему полку тульского ополчения под командованием князя Щербатова.

При четырёх столпах собора в деревянных тумбах с надписями на медных табличках хранились также одиннадцать знамен тульского ополчения времен Крымской войны 1855—1856 годов.

Советский период в истории собора

Успенский собор в 2010 году

Решением президиума Мособлисполкома 16 февраля 1930 года Успенский собор был закрыт, а его помещения предполагалось использовать под атеистический музей, который так и не был создан. В 1934 году ряд икон и облачений собора были переданы в Николочасовенскую церковь. В 1945 году решением Совета Министров СССР Успенский собор был отнесен к памятникам союзного значения. В 1960 году согласно постановлению Совета Министров РСФСР здание храма поставлено на государственную охрану. В 1961 году в бывшем соборе находился склад промтоваров.

Реставрация Успенского собора началась в мае 1965 года, после того, как годом раньше Тульский горисполком приступил к комплексной научно-исследовательской реставрации кремля. Реставрационно-технический Совет Центральных научно-реставрационных мастерских Министерства культуры СССР принял решение о золочении пяти глав храма, что и было сделано в 1968—1970 годах. Тогда же полностью заменили кровлю, а чуть позже отремонтировали цоколь. В июле 1975 года по заданию отдела культуры Тульского горисполкома Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат приступил к проектно-изыскательским работам по реставрации иконостаса Успенского собора и двух киотов. Состояние иконостаса к моменту начала реставрации было в целом удовлетворительным, конструктивная и обшивочная его система сохранила прочность и жесткость. Утраты резного декора составляли около 30 %. В 1982—1986 годах проводилось восстановление резьбы иконостаса из липы: резных накладок на цокольной части, царских врат, рам первого яруса.

Стенопись на западной стене собора серьёзно пострадала от пожара 1950-х годов. В 1960-е годы вследствие проводившихся в кремле праздничных фейерверков была утрачена композиция Успения Богородицы и некоторые другие. К середине 1980-х стенопись храма находилась в аварийном состоянии. На стенах и столпах собора был местами утрачен живописный слой, что было вызвано как естественным старением живописи, так и механическими её повреждениями. В 1988 году московские художники под руководством В. Л. Лагутина приступили к реставрации стенописи Успенского собора.

Возрождение

В сентябре 1991 года исполком Тульского областного Совета народных депутатов принял решение о передаче Успенского кафедрального собора Тульского кремля в безвозмездное пользование Тульскому епархиальному управлению для совместного использования с филиалом областного краеведческого музея «Тульский кремль» по первоначальному назначению и для музейного показа.

В 1990-х годах реставрация иконостаса не велась из-за отсутствия финансирования. С 1996 года прекратилось финансирование работ и по реставрации стенописи. В 2001 году реставрация собора была продолжена специалистами «Центрреставрации» (Москва). В 2000—2001 годы реставратор А. Пятин воссоздал часть резных обрамлений икон местного чина иконостаса.

8 сентября 2005 года впервые была включена подсветка Успенского собора. В 2013 году, в рамках реставрационных работ в Тульском кремле, были проведены реставрационные работы и собора. Купола были позолочены, а стены храма окрашены в серый цвет.

Колокольня

Четырёхъярусная колокольня Успенского собора строилась с 1772 по 1776 год при городском голове Илларионе Лугинине. Строителями были избраны купцы Софрон Сиднев и Иван Гурьев, а архитектором Праве. Металлический шпиль колокольни по заказу городского общества выполнил Иосиф Жуков. Шпиль позолотили в 1826 году. Кремлёвская колокольня стала одной из главных городских архитектурных доминант — на неё была ориентирована Киевская улица (ныне проспект Ленина). Высота колокольни от земли до креста составляла 70,4 метра. На ней было размещено 22 колокола, а над колоколами — часы с боем.

Реконструированная колокольня

В январе 1792 года купеческий староста Андрей Максимович Лихвинцов заключил договор на изготовление часов с оружейником Иваном Кобылиным. В мае часы были готовы, их установили на колокольне на средства тульского купеческого общества. Четыре циферблата были обращены по четырём сторонам света. Вместо цифр на циферблате использовались буквы, и имелась всего одна стрелка — часовая (такими были все тогдашние часы, минутная стрелка появилась позже). Часы обозначали каждую четверть часа шестнадцатью ударами, а каждый час — трехминутной игрой курантов. Заводить их нужно было один раз в неделю.

Впоследствии — пока не установлено, когда именно — эти часы были заменены более современными, с двумя стрелками.

В нижнем ярусе колокольни в 1778 году был устроен теплый храм во имя Тихона Амафунтского. Иконостас в этом храме поставили в 1853 году старанием церковного соборного старосты Вукола Кузовлева. В южной части небольшого храма имелся придельный алтарь во имя Иоанна Златоуста — в память придела, который существовал в Успенском соборе до начала XIX века.

Вечером 28 сентября 1936 года на верхних ярусах колокольни Успенского собора произошёл пожар. Напор воды в шлангах не достигал 30—40-метровой высоты, из-за чего пожар остановить не удалось. Спасти от огня получилось только нижние ярусы колокольни. Тульский горсовет обратился в московский комитет по охране памятников за срочным разрешением на разборку оставшейся части колокольни, которая якобы создавала угрозу для массового транспортного движения, весьма оживленного здесь ввиду соседства крупных оборонных заводов, учебных заведений, центрального физкультурного стадиона. В послании тульских властей также утверждалось, что реставрация колокольни невозможна. Комитет по охране памятников согласия не дал, а Академия архитектуры подтверждала возможность реставрации. Комитет так оценивал колокольню: «Для Тулы это единственный в своем роде памятник, и разборка колокольни, обезличив ансамбль всего кремля, не может быть признана желательной». Так и не получив разрешения, тульские власти самовольно дали команду на разбор колокольни, что и было сделано к марту 1937 года.

В конце 1990-х годов в Туле был организован благотворительный фонд «Возрождение», поставивший своей задачей восстановление колокольни Успенского собора. Учредителями фонда стали «Центргаз», «Газстройдеталь», «Щекиноазот», «Ростелеком», Тульский оружейный завод, Косогорский металлургический завод, Управа Тулы. Президентом «Возрождения» являлся генеральный директор ОАО «Центргаз» В. В. Соколовский.

В 1999 году, с июня до самых заморозков, в кремле на месте колокольни проводились археологические раскопки, финансируемые фондом «Возрождение». Фонд оплатил и разработку архитектурного проекта восстановления колокольни, подготовленного московским реставратором Леонидом Потаповым. Реконструкция колокольни началась только в 2012 году. 14 сентября 2013 года были освещены колокола строящейся колокольни. В 2015 году в день города состоялось торжественное открытие колокольни и всего восстановленного собора.

Храм в нижнем ярусе колокольни

Иконостас храма Дмитрия Донского на первом ярусе колокольни, 2015 год

В нижнем ярусе колокольне «тщанием и иждивением тульского купечества» в 1778 году был устроен теплый храм во имя Тихона Амафунтского — видимо, в память придела имени этого святого, имевшегося в первом каменном кремлевском Успенском соборе, предшественнике нынешнего. Иконостас в теплом храме поставили в 1853 году старанием церковного соборного старосты Вукола Кузовлева.

Тогда же в южной части этого храма Тихона Амафунтского тот же Вукол Кузовлев обустроил придельный алтарь во имя Иоанна Златоуста — в память придела, который существовал в Успенском соборе до начала XIX века. В 1894 году храм Тихона Амафунтского был передан единоверческой общине. К 1903 году приход насчитывал 120 человек. В 1903—1913 годы тульские единоверцы строили собственный храм во имя Иоанна Златоуста, и до конца строительства единоверцы находились в церкви Тихона Амафунтского. В советское время храм был закрыт, а в 1937 году разрушен вместе с колокольней.

После реконструкции колокольни в 2014 году на первом ярусе вновь был открыт храм, освященный 12 сентября 2015 года в честь Дмитрия Донского. Чин освящения совершил правящий архиерей Тульской митрополии митрополит Тульский и Ефремовский Алексий (Кутепов). В настоящее время храм расписывают палехские мастера иконописи.

Примечания

  1. Владимир Груздев и митрополит Алексий: «Сегодня мы восстанавливаем историческую справедливость!» / Слобода
  2. Храм Дмитрия Донского в Туле откроют ко Дню города / MySLO, 2 марта 2015

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Успенский собор Тульского кремля
  • Успенский Собор на сайте «Русские церкви»
  • Успенский Собор на сайте Тульской и Ефремовской епархии

Башни кремля

Ворота кремля

Соборы кремля

Музеи

Успенский собор на территории Тульского кремля строили трижды. Первым результатом храмового строительства в 1626 году стал традиционный собор из деревянного бруса, а его первоначальное название было — Архангельский собор. В 1670-80-хх годах решено было построить новый Успенский собор из камня — это был собор с двумя приделами, один из которых был посвящен Архангелу Гавриилу, а второй — Тихону Амафунтскому, однако второй собор, выполненный из камня, простоял всего лишь сотню лет и весьма быстро пришел в негодность, его быстро разобрали. Тогда в 1762 году Порфирий Каширский и епископ Коломенский благословили горожан Тулы на строительство нового каменного Успенского собора.

Возможности на постройку третьего варианта Успенского собора были изысканы из финансов тогдашнего купечества Тулы, а именно сумма затрат составила 30 тысяч рублей. Руководили данным строительством местные купцы Андрей Володимиров, Софрон Сиднев и Лукьян Коптельцев, последний до окончания строительства собора не дожил и его вместо него строительством занялся Тимофей Чечулин, бургомистр. Успенский собор был полностью завершен в 1764 году, а освящен собор был в 1766.

Успенский собор не имел внутренней системы отопления и поэтому не функционировал в течение зимнего периода. Конструкция Успенского собора весьма впечатляет — мощные геометрически правильные формы постройки сверху увенчиваются пятью объемными золочеными куполами с коваными массивными крестами на них. Внутреннее убранство собора отличается особенной пышностью и поразительным богатством, а стиль его оформления относится к русской вариации барокко, невысокий алтарь на востоке помещения типичен для тогдашних простых городских соборов 16–17 веков.

Росписи в Успенском соборе были выполнены именитыми мастерами из Ярославля, которые сумели отобразить лучшие тенденции тогдашней ярославской школы, находившейся в тот период на самом пике расцвета. 36 ярославских мастеров работали два лета подряд сразу после постройки храма до 1766 года. Главным живописцем стал Афанасий Шустов. Итогом продолжительной работы стала торжественная и величественная роспись, которая поражает крупными планами и изысканными деталями.

Успенский собор Тульского кремля (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Успенский собор Тульского кремля

Нарядный, светлый, праздничный Успенский собор по праву можно назвать главной достопримечательностью Тульского кремля. Его светло-сиреневые стены (цвет, крайне редко встречающийся в религиозной архитектуре), вычурные детали, богатый декор, масса символичных барельефов и орнаментов придают храму вид чудесной сказочной шкатулки. Кажется, что рассматривать результат мастерства зодчих, что за несколько столетий постоянно подновляли и реконструировали церковь, можно бесконечно. И, все же, производя столь игрушечное впечатление, Успенский собор остается одним из самых величественных в Туле. Что и немудрено — ведь это главный храм епархии и «лицо» кремля и всего города.

Первоначально небольшую деревянную церковь возвели здесь в 1626 г. и лишь спустя сто с лишним лет ее перестроили в камне. Архитектура собора крайне примечательна. Это уже не клонящееся к своему закату барокко, но еще и не нарождающийся классицизм с присущими ему изысканными и строгими формами. Потому, с одной стороны убранство храма крайне богато, но не давит пышностью барочных форм. А с другой — не дотягивает до простых классицистических решений, что тоже ему только на пользу.

Зато внутреннее оформление целиком и полностью отдано во власть русского барокко. Это и белокаменные резные капители, розетки и раковины, и лепные украшения растительного орнамента, и фасонный кирпич, и богато украшенные порталы.

Главный вход — западный. Над ним располагается резной белокаменный российский герб — двуглавый орел.

Практически полностью, включая оконные откосы и простенки, храм украшен росписями. В течение двух лет в середине 18 столетия их создавали лучшие мастера ярославской школы. Отсюда — крупный план, торжественный ритм, четкая прорисовка тончайших особенностей костюмов, причесок и даже текстур ткани.

Разумеется, после революции собор планировали закрыть и даже сделать из него атеистический музей, отдав все найденные и сохраненные после переворота ценности и святыни в Николочасовенскую церковь. Но властные руки так и не дошли до создания экспозиции, собор стоял закрытый, ветшал, пока в 60-х гг. его не признали памятником союзного значения и не начали восстанавливать. С 1991 г. Успенский собор передан в лоно православной церкви. Основное здание и чудесную колокольню, примыкающую к нему, отреставрировали, и сегодня там вновь проводят службы и звучат тихие и святые слова молитв.

Практическая информация

Адрес: Тула, ул. Менделеевская, 2, кремль.

>Достопримечательности Тульского кремля

Свято-Успенский собор

Подлинным украшением Тульского кремля по праву считается Свято-Успенский собор, издали видны его золотые купола и высоченная колокольня. Его история, как история многих других русских храмов, весьма непроста.

Торжественная простота архитектуры, изящество каменного «узорочья», царственная монументальность интерьера – все это делает собор одним из красивейших храмов Тулы.

Существующее ныне роскошное здание Успенского собора было построено в 1762-1764 годах в стиле позднего барокко на месте обветшавшего каменного конца XVII века. Средства на его строительство выделило тульское купечество — 30 тысяч рублей. Собор был построен как летний, богослужения здесь проводились только в теплое время года, с Пасхи до Покрова.

Имя архитектора Успенского собора неизвестно. Храм возводили тульские мастера-кирпичники Емельян Цыбин и Онисий Васильев Добрынин. Тульский кузнец Осип Журов с помощниками ковал металлические стропила четырёхскатной кровли, каркасы куполов и другие детали. Тульский купец Ларион Сорокин золотил главы собора. Собор расписывали ярославские мастера с 1765 по 1766 года. Работами руководил Афанасий Андреевич Шустов, которому помогали 36 художников.

Иконостас был изготовлен в семь ярусов. Имена иконописцев неизвестны. Из 66 икон до настоящего времени дошли 56. Святыней собора были три изорванных в боях и обветшавших от времени знамени Тульского ополчения 1812-1814 годов. Также в Успенском соборе хранились одиннадцать знамен тульского ополчения времен Крымской войны 1855—1856 годов.

Соборная колокольня

Гармоничным завершением храмового ансамбля являлась соборная колокольня (1772-1776) – величественный памятник московского барокко, на верхних ярусах которой располагалось 22 колокола. Семидесяти-метровая кремлевская колокольня считалась главной городской доминантой дореволюционной Тулы. К сожалению, памятник был утрачен в 1930 гг.

Колокольня Успенского собора была построена в 1772-1776 годах. Ее высота — 70,4 метра. Венчает ее позолоченный шпиль с часами. На колокольне установлена 22 колокола. К уникальным достопримечательностям собора относятся монументальные росписи ярославских мастеров, семи ярусный резной позолоченный иконостас (вторая половина XVIII в.). В соборе захоронены архиепископ Тульский и Белевский Никандр (1893), трое малолетних детей воеводы Г.Д. Скобельцына (1765).

Колокольню Успенского собора видно издалека. Она — архитектурная доминанта города. Но в 28 сентября 1936 года произошла трагедия — в нижних ярусах колокольни вспыхнул пожар, уничтоживший верхние ярусы. Комитет по охране памятников согласия на разбор колокольни не дал, объясняя свое решение так:

Для Тулы это единственный в своем роде памятник, и разборка колокольни, обезличив ансамбль всего кремля, не может быть признана желательной.

Однако тульские власти самовольно разобрали остатки колокольни.

В 2014 году, в день города состоялось торжественное открытие восстановленного Успенского собора и колокольни.

Соборы кремля

В центре кремля, на пересечении двух кремлевских улиц, стоит собор XVIII века — Свято-Успенский. Это третий храм, который был построен почти на одном и том же месте. Первый деревянный храм, построенный в XVI веке, назывался Архангельским. Второй — Успения Пресвятой Богородицы — был каменным и имел такую же колокольню. Построен он был в царствование Иоанна и Петра Алексеевичей в 1684-1685 годах. Простоял храм недолго (менее ста лет) и был разобран «по ветхости».

Успенский собор Тульского кремля и колокольня до середины 30-х годов ХХ века были одними из самых красивых достопримечательностей Тулы.

К строительству ныне существующего собора Успения Пресвятой Богородицы приступили 7 мая 1762 года. Главным строителем храма был тульский купец Лукьян Иванович Коптельцев со товарищи — Сафонием Сидневым и Андреем Владимировым. 19 октября 1766 года Успенский собор Тульского кремля был освящен. По свидетельству очевидцев, он «почитаем был за один из лучших губернских соборов». Здесь «со слезами и глубокою скорбью душевною» молились о спасении души умершего императора Александра I, катафалк с телом которого несколько часов стоял в Успенском соборе Тульского кремля.
Именно в Успенском соборе были освящены знамена и получило напутствия молитвами и благословениями тульское ополчение, уходившее на Отечественную войну 1812 года. По окончании войны в Успенский собор были возвращены три знамени, которые находились у западных столбов «как памятник достоподражаемого патриотизма» для потомков. Одно знамя принадлежало третьему пехотному полку тульского ополчения под командованием Н.С. Бобрищева-Пушкина. Два других знамени принадлежали первому конному казачьему полку под командованием генерал-майора князя А.Ф. Щербатова. У восточных столбов в специальных деревянных тумбах с надписями на медных дощечках стояли 11 знамен, с которыми ушло тульское ополчение на Крымскую войну в 1855-1856 годах.
ЗОЛОТЫЕ КУПОЛА

Успенский собор — ценнейший памятник русского зодчества 60-х годов XVIII века. Имя талантливого зодчего, по проекту которого построен собор, осталось неизвестным.

В архитектурном плане Успенский собор решен ярко и оригинально. Храм имеет кубообразную форму, наверху — пять восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с ажурными коваными крестами. Декор фасадов собора сочетает технику рельефной резьбы по белому камню и фасонный кирпич в стиле русского барокко. Богато и убранство стен собора: стилизованные элементы растительного орнамента сочетаются с розетками, раковинами, головками ангелов.
Пять глав собора первоначально были позолочены. Но в 70-е годы ХХ века купола храма были покрашены в темно-синий цвет. На этом фоне горели накладные позолоченные звезды — они были рассыпаны по куполу как по ночному небу. После реставрации куполам был возвращен прежний «золотой» вид.
ИКОНОСТАС
Внутри Успенский собор расписан фресковой живописью. Над убранством храма работали лучшие ярославские мастера — артель из 36 живописцев во главе с Афанасием Шустовым. В ее составе были и признанные мастера — Михаил Алексеевич и Ефим Михайлович Сопляковы. Художники «в два лета» (с 8 мая 1765 года) выполнили всю работу. В соборе есть очень красивый шестиярусный иконостас, который представляет собой огромную художественную ценность. Иконостас был сработан тульскими резчиками, которые трудились у купца Василия Кирьянова. Золотил его Даниил Хазаров. Все шесть ярусов иконостаса заполнены иконами, писанными живописцами из оружейников Григорием Белоусовым и Ларионом Сорокиным, а также калужанином Андреем Филипповым. Возводился иконостас на средства купца Кузовлева.
На наружных стенах храма, между двумя рядами окон, находились четыре медальона с росписями. Они, к сожалению, до нашего времени не дошли. Крытой аркой собор был соединен с колокольней, которую к нему пристроили с западной стороны в 1776 году.

Успенский собор поражал своим роскошным убранством, количеством золота и серебра, драгоценных камней, которые пошли на украшение икон и церковной утвари.

КОЛОКОЛЬНЯ
Колокольня была главной доминантой Тулы — от нее брали начало все улицы. Четырехъярусная колокольня имела высоту около 70 м,у нее был очень красивый позолоченный шпиль и часы. На колокольне размещались 22 колокола. Самый большой весил 679 пудов (более 11 тонн).

В 1936 году на колокольне произошел пожар. Полуразрушенную колокольню снесли, а Успенский собор приспособили под склад.
С 1990 года Успенский собор передан в двойное пользование епархии и музею, которые совместно проводят реставрационные работы по фресковой живописи и иконостасу. Работы ведутся только летом, так как Успенский собор летний, холодный.
БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР

В Богоявленском соборе раньше проходили богослужения, а сейчас в нем музей оружия.

Этот собор был построен для зимнего богослужения в 1855-1862 годах в память о воинах-туляках, погибших в Отечественной войне 1812 года.
Храм было предложено построить еще в 1848 году по проекту архитектора М.А.Михайлова, но в течение семи лет приступить к строительству Богоявленского собора так и не смогли. Первый проект, подписанный тульским губернским архитектором В. Нежда-новым, рассматривавшийся в Петербурге летом 1818 г., не был утвержден «высочайше». Александр I «повелел: поручить архитектору Стасову переделать доставленные губернским архитектором план и фасад предполагаемой церкви». Затем были еще проекты, но их судьба оказалась такой же неудачной:
Закладка храма произошла лишь 24 апреля 1855 года, в один день с освящением знамен тульского подвижного ополчения, готовившегося к защите Отечества в Крымской войне. Для входа в Богоявленский собор были сделаны три каменных крыльца. Сооружен изящный и величественный иконостас известным московским мастером Никанором Сафроновым с иконами иконописцаА. Борисова.
Богоявленский собор был пятиглавым, с приделами Николая Чудотворца и Александра Невского. В 30-е годы ХХ века, после закрытия, храм использовался как аэроклуб, а в 50-е годы — как клуб физкультурников. Четыре маленькие главки были снесены, уничтожен и купол центральной главы: его заменили невысокой кровлей по кирпичному своду:
В 1972 году здание Богоявленского собора было передано Тульскому оружейному заводу, который в дальнейшем приспособил храм под музей оружия. Открытие музея состоялось в мае 1989 года.
ТОРГОВЫЕ РЯДЫ

Торговые ряды с западной стороны кремля. Здесь шла бойкая торговля всевозможной снедью.

В северо-западной части Тульского кремля находятся бывшие торговые ряды (каменные лавки). Построены они из кирпича. Толщина стен в среднем равна 75 см. Карнизы, профилированные плиты, завершающие столбы, облицовка цоколя, пол в галерее были сделаны из белого камня. Проемы торговых рядов закрывались металлическими дверями и ставнями. Ряды были построены тульским купечеством в 30-е годы XIX века (1837-1841 гг.). Шли они вдоль кремлевских стен от Одоевских до Пятницких ворот и от Пятницких до Водяных ворот.

Сейчас знаменитые торговые ряды пусты…

Строительство торговых рядов началось вскоре после пожара 1834 года, во время которого сильно пострадал Тульский кремль. Сначала были построены 30 лавок и один деревянный корпус. Затем построили еще 18, «число оных простиралось до сорока восьми». Торговые лавки изобиловали продуктами, в основном мясом и рыбой. По постановлению городской Думы от 22 ноября 1863 года юго-западную часть торговых рядов «из-за захламленности» снесли, а северо-западная часть, в сильно измененном виде, дожила до наших дней.
Кстати, торговля велась и за стенами кремля. А в XVIII веке, когда специальных мест для отдыха в городе еще не было, любимым местом развлечения, знакомств, общения туляков была именно торговая площадь! Она находилась в районе современной площади Челюскинцев и филиала Сбербанка. Здесь публику веселили скоморохи и народные театры. В те времена горожане любили сочетать развлечения с торговлей.
ПЕРВАЯ ГОРОДСКАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ

Вот так выглядела первая в городе электростанция.

22 ноября 1899 года Тульская городская Дума приняла решение построить на территории Тульского кремля первую в городе электростанцию.
Строительство, которое проводила фирма «Сименс-Гальске» на средства городской управы, было закончено в 1900 году. Но электростанцию приняли в эксплуатацию лишь в декабре 1901 года.
Под ее обслуживание были приспособлены торговые ряды северо-западной части кремля. Электричество было проведено в 20 домах наиболее богатых туляков.

Сейчас здание городской электростанции ремонтируют. В одной из ее частей располагается офис музея «Тульский кремль».

В 1911-1912 годах электростанцию перевели на трехфазный переменный ток, проложили первые кабели, построили первые трансформаторные подстанции, а дуговые фонари заменили на электрические лампы накаливания. До 1915 года на городской электростанции были установлены два водотрубных паровых котла и один дизель. И котлы, и дизель работали на нефти, которая подвозилась в бочках на лошадях с Ряжского вокзала и сливалась в общий бак.
В том же 1915 году на городской электростанции были установлены купленные в Германии две паровые турбины.
Основным топливом для городской электростанции становится местный подмосковный уголь. По решению правительства, в 1933 году электростанция на территории кремля была закрыта и реконструирована в подстанцию, а оборудование демонтировано и отправлено на остров Шпицберген. Вместе с оборудованием к новому месту выехала большая группа тульских энергетиков, которые на новом месте смонтировали и запустили турбины.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ…
КРЕМЛЬ ХОТЕЛИ РАЗРУШИТЬ
Построить в Туле площадь с величественным административным зданием хотели еще в конце XVIII века. Первая попытка была предпринята в 1779 году — тогда в городе принимался генеральный план застройки. В одном из вариантов плана большая площадь перед кремлем предусматривалась на месте нынешней площади. Но тогда этот вариант не был реализован. Архитекторы XVIII века не захотели, чтобы жемчужина Тулы — кремль — терялся на фоне площади.
А вот второй раз площадь попытались построить в начале 30-х годов ХХ века. Советские власти решили пойти другим путем: сломать кремль и на его месте сделать огромную площадь, которая протянулась бы до самой Упы. По документам, площадь значилась как «площадь для демонстраций и манифестаций». На ней хотели построить одно-единственное здание — Дворец труда. К счастью, этот план тоже не осуществили. Но не потому, что одумались ломать памятник архитектуры, а потому, что план показался слишком затратным.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *