Софийский собор в киеве

Содержание

Софийский собор в Киеве

Софийский собор – выдающийся храмовый комплекс XI века в Киеве, исторический памятник-музей, в состав которого входят: Колокольня XVIII столетия, Дом Митрополита, бурса (школа), Брама Зборовского и сам древний храм. Кроме того, он находится рядом с самыми престижными гостиницами Киева.

История

Этот красивейший памятник ведет свою историю от XI века. София была вторым каменным сооружением Киева, она была возведена Ярославом, сыном князя Владимира. Строительство началось в 1037 году, продлилось сравнительно недолго – всего 3 года, в результате чего на перекрестке четырех ведущих дорог появился величественный храм в византийском стиле.

Софийский собор был задуман не только как религиозный центр, но также культурный и общественный. Помимо того, что в течении двух веков он был домом для митрополита Всея Руси, в нем также принимали посольские делегации, а также основали бурсу – школу для детей, где обучали грамоте и Закону Божьему.

На протяжении веков храм не раз подвергался разрушению, разграблению и страдал от пожаров. В 1169 не пожалел Софию Андрей Боголюбский, а в 1240 году – Батый. В 1280 году собор горел. С 1497 по 1630-ые история Софии была бесславной: после очередного разорения татарами храм долго был недействующим, и только в середине XII века митрополит Петр Могила вернул храм в лоно православной церкви.

В советские годы храм не действовал, и только ближе к концу XX века начались работы по реставрации и превращению его в музейно-храмовый комплекс: были расчищены сотни фресок, мозаика, восстановили внутреннее убранство. Сейчас собор ежегодно принимает тысячи туристов, которые могут увидеть монументальный собор в первозданном виде.

Киевская София: а знаете ли вы, что..?

Существует множество интересных фактов:

  • сейчас София белого цвета, но древние мастера не штукатурили ее;
  • собор в Киеве – один из трех мировых Софий («мудрость» в переводе с греческого). Один собор находится в Полоцке (Беларусь), второй — в Стамбуле, ныне он не действует;
  • все Софии, в том числе, киевская, являются памятниками мирового наследия, охраняемые Unesco;
  • когда-то в соборе стояли саркофаги видных политических деятелей Руси: Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого и других;
  • святая София стала местом, где была основана Ярославом Мудрым первая древняя библиотека княжества.
  • когда был открыт и очищен медальон купола, стало понятно, что окружающие Христа-Вседержителя четыре архангела почти не сохранились («спасся» только один в голубой одежде). Остальные написал великий русский художник Врубель в 1884 году. Это не единственный храм, где есть работы кисти этого мастера.

Святая София: информация для туристов

Софийский собор, как и Киево-Печерская Лавра, является красивейшим музейно-храмовым комплексом, вход на территорию которого платный, как и на любую другую экспозицию.

Ежегодно множество людей прибывают в Киев, чтобы увидеть настоящие сокровища храма, бережно восстановленные для потомков в их первозданном виде. Это не только 260 квадратных метров смальтовой мозаики и почти 3000 квадратных метров фресок, воссозданных талантливыми мастерами XIX-XX веков, но также и уникальная мозаика Богоматери Оранты. В картине собраны кусочки смальты, имеющие 177 оттенка. Она интересна тем, что это одно из немногих изображений Божьей Матери без младенца, в молитвенной позе с простертыми вверх руками.

Три Софии

Х р а м ы В е л и к о г о Н о в г о р о д а

Елизавета ЗОТОВА
(с привлечением материалов Аллы Бородиной)

В 988 г. киевский князь Владимир вместе со своей семьей и дружиной принял крещение в водах Днепра. Об этом событии рассказывает знаменитая летопись «Повесть временных лет». Как известно, князь Владимир серьезно подошел к проблеме выбора веры и, ознакомившись с различными религиями (исламом, иудаизмом, христианством), остановился на византийском варианте христианства.

СОБОР СВ. СОФИИ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ

Современный вид собора Святой Софии

Итак, христианство пришло к нам из Византии. Далеко не случайно главные соборы Киева и Новгорода — так же как и знаменитый собор в Константинополе, главный храм Византии, — посвящены Софии, Премудрости Божией. Это демонстрирует не только идею наследования Византии, но даже некоего соперничества с Царьградом (так на Руси называли Константинополь).

Интерьер

Собор Св. Софии в Константинополе — великая церковь, главный храм Византии — был построен в 532–537 гг., в правление императора Юстиниана (482–565, правил с 527). Известны имена архитекторов — это прославленные ученые Анфимий из Трал и Исидор из Милета. До нас дошло мало имен мастеров той эпохи, но тот факт, что история сохранила имена Анфимия и Исидора, лишний раз говорит об огромном значении константинопольской Софии. Собор Софии был не только главным храмом, но и главным общественным зданием государства. Это значит, что собор должен был вмещать огромное количество людей.

План

Перед архитекторами стояла нелегкая задача: от них требовалось создать купольный храм гигантского масштаба на основе купольной базилики малоазийского образца. Под базиликой обычно понимают прямоугольное здание, разделенное рядами столбов или колонн на три (или более) нефа, нефы завершались полукруглыми апсидами. Этот тип зданий стал основным для западной церковной архитектуры. На востоке традиционная, римская форма базилики претерпела существенные изменения — центральная часть храма перекрывалась куполом. Но в новом соборе требовалось перекрыть поистине гигантское пространство — диаметр купола должен быи составить 31,5 м. Чтобы погасить распор, Анфимий и Исидор укрепляют здание мощными пилонами (с южной и северной стороны). Новаторским решением было добавление полуцилиндрических объемов с запада и востока, завершающихся полукуполами. Эти полукупола гасили распор главного купола.

Разрез

Аксонометрия

В плане собор представляет собой прямоугольник. Опорой для ребристого купола служат четыре мощных пилона. Невысокие боковые нефы разделены на два яруса — здесь были устроены галереи, хоры для молящихся.
Собор Софии в Константинополе не отличался изяществом внешнего декора. Но это и не было целью его создателей. Интерьер суровой громады был призван потрясти воображение каждого, переступившего порог храма. Прежде всего эффект достигался с помощью света. Невысокий барабан (основание) купола был прорезан окнами. Свет, проникающий через эти сорок окон, создавал впечатление, будто гигантский купол парит над собором. Про знаменитый купол говорили, что он держится на золотой цепи, спускающейся с неба. Окнами были прорезаны и полукупола, и люнеты (полукруглое завершение стены). Все это заполняло собор мистическим светом, отражавшимся в золоте мозаик, украшавших стены. Легкость интерьеру придавали изящные аркады из мраморных колонн. Нижние ярусы стен были облицованы разными сортами мрамора. Роскошный, праздничный интерьер резко контрастировалт с внешним обликом собора. И такой контраст был очень характерен для византийской архитектуры — интерьеру здесь всегда придавали гораздо большее значение, что обусловлено особенностями духовной культуры Византии.

СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ

Киев. Софийский собор. Современный вид.

Киевский собор был построен в первой половине XI в. (1037 — начало 1040-х гг.), при Ярославе Мудром. Этот храм должен был стать для Руси тем, чем была София Константинопольская для Византии. Об этом в первую очередь свидетельствует его посвящение Софии, Премудрости Божией.

Реконструкция

С момента строительства константинопольской Софии прошло несколько столетий, поэтому ее киевская наследница принадлежит уже к совершенно другому архитектурному типу, также созданному в Византии. Основу киевской Софии составляет крестово-купольный храм. Центром подобного храма является подкупольный квадрат. Четыре опоры (столба), перекрытые арками, поддерживают барабан купола. Паруса соединяют арки и барабан. К четырем сторонам подкупольного квадрата примыкают прямоугольные ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами.
Эти ячейки образуют рукава креста — отсюда идет название этой архитектурной системы. С западной стороны к подкупольному квадрату пристроена прямоугольная ячейка, образованная четырьмя столбами — двумя подкупольными и двумя дополнительными. К этой ячейке примыкает специальное пространство — нартекс. Нартекс был предназначен для людей, которым по каким-либо причинам не разрешалось присутствовать на службе в основном пространстве храма. С восточной стороны расположено три полукруглых выступа, перекрытых сомкнутым полусводом, — апсиды. Центральная апсида, большая по размеру, — это алтарь, по сторонам от алтаря расположены апсиды меньших размеров. Они служат для хранения литургической утвари и облачения священников.

Как и константинопольский, киевский собор должен был стать главным государственным храмом. Это значит, что собор должен вмещать в себя великое множество молящихся. Киевская София — это большой пятинефный храм с двумя рядами галерей. Внутренняя галерея была двухъярусной, внешняя — открытой одноярусной. На второй ярус внутренней галереи можно подняться по лестницам, расположенным в башнях.
Собор венчают тринадцать куполов. Они символизируют Христа (главный купол) и двенадцать апостолов. Четыре купола, расположенные ближе к главному, — это четыре евангелиста. Форма куполов сильно отличалась от той, что мы видим в настоящее время. Нынешняя форма возникла в XVII в. под влиянием искусства барокко. Изначально купола имели шлемовидную форму. Тринадцать куполов Софии образуют весьма гармоничную пирамидальную композицию.

Но не только форма куполов претерпела изменения в более поздние эпохи. Сложенные из квадратного кирпича (плинфы) стены собора не были побелены, как в настоящее время. Они были украшены фигурной кладкой, что придавало собору нарядный, праздничный вид (В настоящее время с восточной стороны собора можно увидеть расчищенные фрагменты стены и представить себе, как выглядел храм в XI в.) Это говорит о том, что внешний вид церковного здания играет не меньшую роль, чем внутреннее, сакральное пространство, в отличие, например, от константинопольской Софии. Главный храм государства должен был поражать воображение со всех своих сторон.

Несомненно, организации внутреннего пространства собора и его декору придавалось огромнейшее значение. Так же как и в константинопольской Софии, особое внимание уделялось проблеме освещения храма. Центральная часть освещалась окнами, пробитыми в барабанах куполов. Верхний ярус хоров был освещен так же хорошо, как и подкупольное пространство. Нижний ярус галереи был затемнен, что создавало эффектную светотеневую игру.
Главная часть храма — алтарь и подкупольное пространство — согласно византийской традиции была украшена великолепными мозаиками. В центральном куполе изображен Христос Пантократор (Вседержитель). По сторонам от Пантократора располагались архангелы (сохранилась только одна фигура). В барабане помещались изображения двенадцати апостолов (до нас дошла только фигура апостола Павла). На парусах традиционно изображались четыре евангелиста (полностью сохранилась фигура Марка). На арках, держащих купол, располагались медальоны с изображением сорока мучеников севастийских. На подкупольных столбах, за которыми расположен алтарь, представлена сцена Благовещения: на левом столбе фигура архангела Гавриила, на правом — Богоматери.

Самая знаменитая мозаика киевской Софии — это Богоматерь Оранта, изображенная в конхе (сводчатой части) алтарной апсиды. Огромная фигура (ее высота 4,5 метра) с поднятыми в молитве руками, с одной стороны, символизирует Софию, Премудрость Божию, которой посвящен храм, а с другой — представляет собой Богоматерь-Заступницу, наиважнейший образ русского православия. Мерцающая смальта (камешки, из которых складывается мозаика) создает эффект парения фигуры в воздухе. Это производит грандиозное впечатление и в нынешние времена, и можно представить, каким необыкновенным воздействием обладало это изображение в XI веке!
Под Орантой расположено символическое изображение одного из важнейших таинств — причастия (Евхаристии).
Мозаиками была украшена только центральная часть собора. Галереи и остальные части украшались фресками с изображением различных сцен Ветхого и Нового заветов, различных святых. Но наиболее интересны фрески на стенах верхних галерей. Верхние галереи предназначались для князя, поэтому здесь мы видим изображения членов княжеской семьи. На южной стене — дочери князя Ярослава Мудрого, на северной — его сыновья. На западной стене был представлен и сам князь с княгиней, но эта фреска не дошла до наших дней. Фрески интересны не только с художественной стороны, но и как старейшие исторические портреты.

Фрагмент мозаичного оформления

Очень интересны росписи лестничных башен. Они возникли позже, уже при Владимире Мономахе (1113–1125). Росписи эти носят откровенно светский характер — здесь представлены сцены охоты на знаменитом константинопольском ипподроме. Это объясняется тем, что лестницы вели на верхнюю галерею, которая служила не только помещением для привилегированных молящихся (членов княжеской семьи и придворных), но и залом для приема послов и других светских мероприятий.
Киевская София, несомненно, является самым значительным архитектурным памятником XI в. По своей масштабности и великолепному декору этот собор мог смело соперничать с константинопольским, значительно превосходя современные ему византийские церковные постройки.

СОБОР СОФИИ В НОВГОРОДЕ

Собор Святой Софии в Новгороде. 1045-1050

Новгородский храм, в свою очередь, не уступал киевскому. Вероятно, в строительстве храма принимали участие те же мастера, что и в Киеве. Первый Софийский собор в Новгороде был деревянным. Так же как и киевскую Софию, его венчали тринадцать глав. Но в 1049 г. собор был разрушен во время пожара. Уже к этому времени началось строительство нового, каменного храма (заложен в 1045 г.).

Размеры с галереями нового храма соответствуют Киевской Софии без наружных галерей, да и план во многом схож с планом киевского собора. Новгородская София также представляет собой большой пятинефный крестово-купольный храм, но с одним рядом галерей и одной башней-лестницей, которая ведёт на хоры. Галереи двухъярусные, второй ярус, так же как и в Киеве, предназначен для князя и его двора. В отличие от киевского собора и своего деревянного предшественника храм увенчан не тринадцатью, а пятью куполами. Меньший по площади, новгородский собор выглядит не менее величественным благодаря большей высоте.

Интересно решены покрытия сводов — закомары (полукруглые завершения) чередуются со «щипцами» (треугольными завершениями).
Софийский собор в Новгороде воспринимается очень цельно, даже монолитно. Это образ твердыни, характерный для северной архитектуры.
Для постройки по новгородской традиции использовались местный известняк, валуны, плинфа. Так, по словам реставратора Г. М. Штендера, «каменные стены представляли гигантскую цветную мозаику из фиолетово-серых, зелёных и жёлтых тончайших оттенков камней, оправленных в розовую основу гладко заполированного раствора, кирпичных орнаментов и цветных покрасок, создававших общий жизнерадостный настрой, свойственный народному искусству».
Простые орнаментальные узоры из кирпича имели место в наиболее композиционно важных местах: апсидах, барабанах, частично в лопатках. Кирпичные арки, как и в Киеве, чередовались рядами кирпича «на ребро» в плоскости стены с рядами, утопленными в кладку.

Интерьер собора тоже значительно отличается от киевского. Софийский собор был полностью расписан. Он решается проще, без эффектных светотеневых контрастов, однако производит сильное впечатление именно благодаря своей цельности, строгому величию.
Новгородцы стремились украсить свой главный собор согласно новейшим веяниям архитектуры, ориентируясь на Европу. В XII в. были достроены романские перспективные порталы, причем на западном были помещены великолепные бронзовые врата работы магдебургских мастеров, привезенные в Новгород в качестве военного трофея.
Первоначальный вид храм изменён, уже в XII веке была надстроена галерея, в годы Великой Отечественной войны фашистами был разрушен центральный купол, в результате погибли или пострадали уникальные фрески, полностью была утрачена фреска Господа Вседержителя в центральном куполе. К сожалению, фрески, сделанные в XI в., практически не сохранились. «До нас дошли деисус (поклонение, молитва Иисусу: слева от Христа — Богоматерь, архангел Михаил и апостол Петр, справа — Иоанн Креститель, архангел Гавриил, апостол Павел) и знаменитая фреска, изображающая святых Константина и Елену. Фрески расположены в южном притворе собора (Мартирьевская паперть).

При всех своих отличиях две Софии — киевская и новгородская, безусловно, являются памятниками родственными, памятниками одного ряда: и по основной архитектурной композиции (пятинефный крестово-купольный храм с галереей- обходом), и по своей значимости — оба собора выполняли функции не только главного храма, но и главного общественного здания. Оба храма в какой-то степени являляются наследниками константинопольской Софии.

Красивейший древний храм Украины, имеющий тысячелетнюю историю и сохранившийся до наших дней — все это относится к Софийскому собору в Киеве. Сейчас собор используется в качестве музея, богослужения проводятся в строго отведенные дни.

Основание и дальнейшая судьба

По разным источникам указывается два года основания Софийского собора в Киеве: 1017 и 1037 гг. По данным из Новгородской первой летописи закладка храма произошла в 1017 г., и собор начинал строить князь Владимир, а заканчивал Ярослав. По другой версии строительство храма было запланировано в честь славной победы над печенегами на месте сражения. Если верить сведениям из «Повести временных лет», в 1037 г. Ярослав Мудрый вел массовое строительство в Киеве. Одновременно с Софийским собором возводился монастырь и Златые врата с церковью.

Начало строительства собора

По основной версии здание храма было построено по велению Ярослава Мудрого в XI в. Одной из причин закладки собора стал визит константинопольского митрополита Феопемпта, впоследствии переехавшего в Киев, чтобы служить русской церкви.

Образцом для возведения тринадцатикупольного собора Святой Софии был взят итальянский храм Богоматери-Оранты. Византийский стиль архитектуры дает основание предполагать, что для возведения святыни приглашались зарубежные мастера.

Киевский Софийский собор много раз был на грани уничтожения. В 1169 г., во время набега на Киев войска Андрея Боголюбского, храм был разграблен наряду с другими церквями города. В 1180 г. значительные повреждения зданию нанес случившийся пожар. Во время нашествия татарской Орды в 1240 году из Софийского собора была вынесена значительная часть святынь и реликвий. Кроме того чужеземцы нанесли храму значительные повреждения.

Поставленный во главу Киевского Софийского собора в 1242 г. митрополит Кирилл II восстановил и отремонтировал разрушенные части здания. До конца века храм был кафедрой митрополитов Киева. Спустя полтора века при митрополите Киприане собор был вновь отремонтирован, после чего около трех с половиной веков зданием никто не занимался. Значительные повреждения храму были нанесены во время набега крымских татар. Ими был убит находившийся при церкви святой Макарий. Завершающим событием, приведшим к окончательному упадку прихода, стала передача храма Святой Софии униатам. Богослужения в храме стали проводиться все реже, а затем вообще прекратились.

Возрождение Киевского Софийского собора произошло в XVII в. В 1633 г. храм отобрали у униатов и передали православной церкви. Во главе прихода встал митрополит Петр (Могила). Для восстановления и реставрации обветшавшего здания он пригласил арх-ра Октавиана Манчини из Италии. К концу столетия было восстановлено внутреннее убранство храма. Внешний вид здания был отреставрирован и достроен в стиле украинского барокко: появились семь новых грушевидных куполов, а стены украсила лепнина. При храме был основан мужской монастырь.

Собор Святой Софии с момента открытия был усыпальницей многих русских митрополитов, князей и их семей. Для государей делались княжеские гробницы, в подземном склепе хоронили останки священнослужителей. Большинство захоронений не сохранились.

Советские годы

До прихода советской власти собор был кафедральным храмом Киева. Октябрьская революция стала причиной разлада среди служителей храма. Между митрополитами началась борьба за главное место в Софийском соборе. В 1929 г. церковь закрыли. Разрушению здания храма препятствовали власти Франции. Они попросили оставить святыню, так как она была частичкой французской истории. Дочь Ярослава Мудрого была женой короля Генриха I. В 1934 году здание храма передали в ведомство Министерства культуры, и там был создан музей-заповедник.

Современное состояние

Современный внешний вид здание Софийского собора приобрело во времена Ивана Мазепы. Завершающим этапом реконструкции занимался митрополит Рафаил (Забаровский).

Колокольня собора Святой Софии дошла до наших дней в первозданном виде. Её строительство датируется началом XVIII века: с 1699 по 1707 гг. В 1705 году по спецзаказу был отлит колокол для звонницы. В настоящее время он выставлен на втором этаже колокольни в качестве музейного экспоната. Его назвали в честь гетмана Украины «Мазепа».

Собор входит в ансамбль Софийского монастыря, куда относятся все близлежащие здания – памятники древней архитектуры. С 1934 г. здесь образован заповедник «Софийский собор». Кроме храма Святой Софии и колокольни в ансамбль входят келейные монастыря, выездная башня, ворота Заборовского, пекарня, трапезная, Дом митрополита. Все эти здания преимущественно были построены в XVIII в.

Уникальная коллекция фресок и мозаик XI в. была найдена во время реставрационных работ. В 1987 г. Софийский собор был удостоен Золотой медалью Европы за сохранность древней реликвии. Награда была присуждена Гамбургским фондом им. А. Тёпфера. С 1990 г. храм находится под защитой ЮНЕСКО. Его включили в список Всемирного наследия.

Когда Украина стала независимым государством, в Софийском соборе были возобновлены богослужения. Но после внесения храма в реестр ЮНЕСКО службы запретили. Разрешается только проведение торжественных литургий в великие церковные праздники.

Другая версия строительства

С 2012 г. существует новая версия строительства храма. На стенах Софийского собора были обнаружены зашифрованные надписи, согласно которым закладка храма произошла в 1011 г., что на 26 лет раньше официальной даты.

Мнения ученых также разделились после открытия саркофага Ярослава Мудрого и исследования останков. Оказалось, что древние мощи принадлежат женщине. По некоторым источникам останки князя хранятся в Бруклинском храме.

Особенности архитектурного ансамбля

Изначально киевский Софийский собор имел форму цилиндра, ступенчато поднимающуюся вверх. Здание было увенчано 13-ю куполами, располагающимися на разных уровнях. Нижний ярус состоял из 8 глав. Они окружали 4 купола, расположенных на уровень выше. Замыкающим был центральный большой купол, возвышающийся на высоком барабане. Купольные крыши были отделаны листовым свинцом. Здание храма с 3-х сторон окружала галерея в два яруса, и дополнительно была пристроена наружная одноярусная, над которой устроили длинный балкон для прогулок знаменитых особ. Две башни для подъема на хоры находились по бокам западной части собора. Само здание имеет квадратную форму, его стороны равны 29 м. С галерейными пристройками размер храма: 55×42 м.

Внутренние помещения храма остались неизменными. Храм разделен на 5 нефов при помощи крестообразных столбов. Главные нефы пересекаются поперечными, образуя под центральным куполом помещение в виде креста. Внутренний диаметр купола составляет 7,7 метра. Высота храма в центре купола равна 29 м. Хоры с трех сторон окружают центральное помещение собора. Зайти на хоры можно через западные башни по винтовым лестницам.

Главная апсида была расположена в восточной части храма. Трехпролетные аркады в два яруса находились в противоположных частях здания: с севера и с юга. 3-я аркада в западной части была ликвидирована при ремонтных работах в XVII в.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *