Софийский собор в константинополе

Ответ

КучаСобор святой Софии в КонстантинополеI-MMI — 29.10.2001

В городе святая София выглядит нагромождением камня и кирпича. Эта непостижимость противопоставляет ее всему городу и привлекает к ней внимание

Фрагмент плана современного Стамбула

На месте обширной базилики начали возводить огромное центрическое здание с куполом, накрывающим огромное кубическое пространство. Четыре массивных опоры, поддерживающие ребристый купол на невысоком барабане, спрятаны за базиликальным построением плана. С востока и с запада купол осложняется обширными полукружиями и полукуполами экседр, в которые вписано по три экседры меньшей высоты.

Великолепие этого грандиозного сложного интерьера поражало современников, а византийские архитекторы не решались в дальнейшем соперничать с этим памятником: София оставалась недостижимой вершиной, от которой вели отсчет, но к которой не решались приблизиться. После завоевания Константинополя в 1453 г. турки полвека присматривались к Айе-Софии, как они называют храм, а затем стали воспроизводить ее в многочисленных мечетях, в той или иной степени приближающихся к столь же недостижимому, как и в византийское время, образцу. Но турецкие архитекторы, среди которых был и знаменитый Синан, всегда старались не только копировать план и особенности интерьера Софии, но и придать внешнему облику своих мечетей новое качество — они создавали фасады. Чего в храме-образце очевидно нет.

Поперечный разрез

План первого яруса

Первоначально люнеты собора давали слишком много света. При позднейших переделках его притушили, сузив проемы, что придало интерьеру мистическую затемненность

В отличие от внешнего облика храма, интерьер поражает своей структурностью

Византийцы считали, что купол Софии подвешен к небесам золотой цепью

Владимир Седов

вверх

Собор Святой Софии – один из монументальных памятников истории, которому удалось выстоять до 21 века и при этом не потерять своего прежнего величия и энергетики, сложно поддающейся какому-либо описанию. Некогда крупнейший храм в Византии, впоследствии преобразованный в мечеть Стамбула. Это один из немногих комплексов в мире, где до июля 2020 г переплетались сразу две религии — ислам и христианство.

Часто собор именуют восьмым чудом света, и, безусловно, сегодня это один из самых посещаемых объектов города. Памятник несет в себе огромную историческую ценность, поэтому он был внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Как же так произошло, что в одном комплексе христианские мозаики соседствуют с арабской вязью? Об этом нам поведает невероятная история мечети (ранее собора) Святой Софии в Стамбуле.

Краткая история

Построить грандиозный храм Святой Софии и увековечить его во времени удалось не сразу. Первые две церкви, возведенные на месте современной святыни, простояли всего несколько десятков лет, и оба строения были уничтожены крупными пожарами. Третий собор начали отстраивать в 6 веке при правлении византийского императора Юстиниана I. В строительстве сооружения было задействовано более 10 тысяч человек, что позволило возвести храм таких невероятных масштабов всего за пять лет. Собор Святой Софии в Константинополе на протяжении целого тысячелетия оставался главной христианской церковью в Византийской империи.

В 1453 году султан Мехмед Завоеватель напал на столицу Византии и подчинил ее себе, но великий собор разрушать не стал. Османский владыка был настолько поражен красотой и масштабами базилики, что решил преобразовать ее в мечеть. Так, к бывшей церкви были пристроены минареты, она получила новое название Айя Софья и на протяжении 500 лет служила османам главной городской мечетью. Примечательно, что впоследствии османские архитекторы брали в качестве примера собор Святой Софии при возведении в Стамбуле таких именитых исламских храмов, как Сулеймание и Голубая мечеть. Детальное описание последней смотрите на этой странице.

После раскола Османской империи и прихода к власти Ататюрка в Айя Софье начинаются работы по восстановлению христианских мозаик и фресок, а в 1934 году ей присваивают статус музея и памятника византийской архитектуры, который становится символом сосуществования двух великих религий. На протяжении последних двух десятков лет многие независимые организации Турции, занимающиеся вопросами исторического наследия, не раз подавали иск в суд о возвращении музею статуса мечети. До июля 2020 г в стенах комплекса было запрещено проводить мусульманские богослужения, и многие верующие видели в таком решении ущемление свободы вероисповедания.

В итоге, 10 июля 2020 г властями было принято решение о возможности проведения молитв мусульман. В этот же день после указа президента Турции Эрдогана Айя Софья официально стала мечетью.
Мечеть Сулеймание — широко известный исламский храм в Стамбуле.

Архитектура и внутренне убранство

Мечеть (Собор) Святой Софии в Турции представляет собой прямоугольную базилику классической формы с тремя нефами, к западной части которой примыкают два притвора. Длина храма составляет 100 метров, ширина – 69,5 метров, высота купола – 55,6 метра, а его диаметр – 31 метр. Основным материалом при постройке здания выступал мрамор, но также использовались легкие кирпичи из глины и песка. Перед фасадом Айя Софии раскинулся двор, посередине которого установлен фонтан. А в сам музей ведут девять дверей: центральной из них в былые времена мог воспользоваться только сам император.

Но как бы величественно не выглядела церковь снаружи, истинные шедевры архитектуры заключены в ее внутреннем убранстве. Зал базилики состоит из двух галерей (верхней и нижней), выполненных из мрамора, специально завозившего в Стамбул из Рима. Нижний ярус украшают 104 колонны, а верхний – 64. В соборе практически невозможно найти участок, который бы не был декорирован. В интерьере представлены многочисленные фрески, мозаики, покрытия из серебра и золота, элементы из терракоты и слоновой кости. Существует легенда, гласящая, что изначально Юстиниан планировал оформить убранство храма полностью из золота, но прорицатели отговорили его, предрекая времена нищих и алчных императоров, которые не оставили бы и следа от такого роскошного сооружения.

Особую ценность в соборе несут в себе византийские мозаики и фрески. Они сохранились достаточно хорошо во многом благодаря тому, что пришедшие в Константинополь османы просто заштукатурили христианские образы, тем самым предотвратив их разрушение. С появлением в столице турецких завоевателей интерьер храма дополнился михрабом (мусульманское подобие алтаря), ложей султана и мраморным минбаром (кафедра в мечети). Также из интерьера ушли традиционные для христианства свечи, которые были заменены люстрами из лампад.

В оригинальном исполнении Ая Софья в Стамбуле освещалась 214 окнами, но со временем из-за дополнительных построек в святыне их осталось всего 181. В общей сложности в соборе насчитывается 361 дверь, сто из которых покрыты различной символикой. Ходят слухи, что всякий раз, когда ведется их подсчет, находятся новые, ранее ни кем не виданные двери. Под наземной частью строения были обнаружены подземные ходы, затопленные грунтовыми водами. Во время одного из исследований таких тоннелей учеными был найден секретный ход, ведущий от собора к другой знаменитой достопримечательности Стамбула – дворцу Топкапы. Также здесь были обнаружены драгоценности и останки людей.

Убранство музея настолько богато, что кратко описать его практически невозможно, и ни одно фото собора Святой Софии в Стамбуле не способно передать то изящество, атмосферу и энергетику, что присущи этому месту. Поэтому обязательно посетите этот уникальный памятник истории и лично убедитесь в его величии.

Как добраться

Собор Святой Софии располагается на площади Султанахмед, в старом городском районе Стамбула под названием Фатих. Расстояние от аэропорта Ататюрка до достопримечательности составляет 20 км. Если вы планируете посетить храм сразу по прилету в город, то добраться до места вы сможете на такси либо на общественном транспорте, представленном метрополитеном и трамваем.

Попасть в метро можно прямо из здания аэропорта, следуя по соответствующим указателям. Вам необходимо сесть на линию «М1» и доехать до станции Zeytinburnu. Стоимость проезда составит 2,6 tl. По выходу из подземки вам останется пройти чуть больше километра к востоку по улице Seyit Nizam, где располагается остановка трамвая линии Т 1 Kabataş – Bağcılar (цена за поездку 1,95 tl). Вам необходимо сойти на остановке Sultanahmet, и уже буквально через 300 метров вы окажетесь у собора.

Если вы отправляетесь к храму не из аэропорта, а из какой-либо другой точки города, то в этом случае вам также нужно попасть на трамвайную линию Т 1 и высадиться на остановке Sultanahmet.

На заметку: В каком районе Стамбула лучше поселится туристу на несколько дней.

Сравните Цены на проживание в помощью данной Формы

Практическая информация

  • Точный адрес: Sultanahmet Meydanı, Fatih, İstanbul, Türkiye.
  • Стоимость посещения: бесплатно.
  • Расписание молитв можно посмотреть на сайте: namazvakitleri.diyanet.gov.tr.

Если вы планируете посетить собор Святой Софии в Стамбуле, обязательно обратите внимание на рекомендации уже побывавших здесь туристов. Мы же в свою очередь, изучив отзывы путешественников, составили свой топ самых полезных советов:

  1. Лучше всего отправляться к достопримечательности к 08:00-08:30 утра. После 09:00 у собора образуются большие очереди к кассам, а стоять под открытым небом особенно в разгар летнего сезона довольно изнурительно.
  2. Если помимо Айя Софьи вы планируете посетить и другие знаковые места Стамбула с платным входом, то советуем вам приобрести специальную музейную карту, действующую только в рамках мегаполиса. Ее стоимость составляет 125 tl. Такой пропуск позволит вам не только сэкономить средства, но и избежать длинных очередей в кассы.
  3. Перед тем, как ступить на ковер необходимо снять обувь.
  4. Избегайте посещения мечети во время молитв (5 раз в день), особенно в полдень по пятницам.
  5. Женщинам разрешен вход в Святую Софию только в платках. Их можно взять бесплатно при входе.
  6. Делать фото внутреннего убранства здания можно, но молящихся фотографировать не стоит.
  7. Обязательно захватите с собой воду. В летние месяцы в Стамбуле довольно жарко, поэтому без жидкости просто не обойтись. Воду можно купить и на территории собора, но стоить она будет в несколько раз дороже.
  8. Посетившие музей туристы рекомендуют выделить на экскурсию по Святой Софии не более двух часов.
  9. Чтобы ваши впечатления от посещения собора были максимально полными, советуем нанять гида. Найти проводника, говорящего на русском языке, можно прямо у входа. У каждого из них своя цена, но в Турции всегда можно сторговаться.
  10. Если вы не хотите тратить деньги на гида, то приобретите аудиогид, а если и этот вариант вам не подходит, то перед посещением собора посмотрите подробный фильм об Айя Софье от National Geographic.
  11. Некоторые путешественники не советуют посещать храм в вечернее время, поскольку, по их словам, только при дневном освещении можно в полной мере разглядеть все детали интерьера.

Вывод

Собор Святой Софии, бесспорно, является обязательной к посещению достопримечательностью в Стамбуле. А воспользовавшись информацией и рекомендациями из нашей статьи, вы сможете организовать идеальную экскурсию и получить максимум впечатлений от музея.

Екатерина Унал

Горел и возрождался из руин

Три Софии резко выделялись на фоне окружавшей их архитектуры, заставляя современников замирать в изумлении: христианские ценности входили в сознание наглядно и зримо. Удивительные храмы ориентировались на сияющий образец из Царьграда, но каждый из соборов получился своеобразным и неповторимым. И дело не только в куполах, которых у Софии Киевской изначально было тринадцать, у Полоцкой — семь и пять — у Новгородской. По авторитетному заключению специалиста, «новгородский собор во многом повторяет киевский прототип. И все же это совершенно самостоятельное сооружение. В нем живет дух молодой, здоровой культуры и таится дух вечности, идущий из самых недр новгородской почвы. В соединении жадно воспринимаемого нового и стоящего вне времени древнего опыта заключена художественная убедительность памятника»1.

Роль Полоцка

Строителями всех трех храмов были потомки крестителя Руси Владимира Святославича от полоцкой княжны Рогнеды — неутомимый герой «Слова о полку Игореве» Всеслав приходился Владимиру правнуком. Но не только поэтому Полоцк стал местом дислокации одной из «трех Софий». Город на Западной Двине был одним из древнейших очагов христианизации на территории Восточной Европы. Первый полоцкий храм — церковь Св. Богородицы — упоминается в Тверской летописи еще под 1001 годом. Мастера, построившие Софию при Всеславе, заложили основы для расцвета яркой полоцкой архитектурной школы Хїї столетия.

Знаменитый храм много раз вынужденно, из-за войн и пожаров, менял свой облик. Наиболее сильный огонь бушевал в 1607 году, а через тринадцать лет полоцкая София была перестроена по воле униатского архиепископа Иосафата Кунцевича в католическом стиле (пять куполов были сняты, а вместо них в западной части возведены две башни).

В 1643 г. собор вновь выгорел и был отстроен. В мае 1710 г., во время Северной войны, был взорван как униатский. В 1750-1752 гг. на руинах старого собора была возведена церковь в пышном стиле «виленского барокко» (архитектор Ян Криштоф Глаубиц)…

Артельный знак качества

Неоднозначная личность князя Всеслава Брячиславича вдохновила в 1916 году первого в русской литературе нобелевского лауреата Ивана Бунина на проникновенное стихотворение «Князь Всеслав»:

Князь Всеслав в железы был закован,В яму брошен братскою рукой:Князю был жестокий уготованЖребий, по жестокости людской.Русь, его призвав к великой чести,В Киев из темницы извела.Да не в час он сел на княжьем месте:Лишь копьем дотронулся Стола.Что ж теперь, дорогами глухими,Воровскими в Полоцк убежав,Что теперь, вдали от мира, в схиме,Вспоминает темный князь Всеслав?

В условиях затяжного политического противостояния Полоцка и Новгорода соблазнительно было бы предположить (что и делают многие историки архитектуры) «зависимость» намерений Всеслава от амбиций киевских и новгородских правителей: мол, при наличии соборов в Киеве и Новгороде Всеслав решился на возведение «производной» от них Полоцкой Софии.

Но археологические раскопки последних десятилетий позволяют уверенно заключить, что на момент возведения Софийского собора Полоцк стал одним из крупнейших городов на пространстве Восточной Европы. К Хї в. площадь Полоцка составляла не менее 200 гектаров — то есть больше, чем в тогдашних Киеве (около 120 га) и Новгороде (60 га)2. Город имел развитую топографическую структуру с детинцем, окольным городом, двумя крупнейшими посадами, сетью предместий.

И сегодня становится очевидным, что ни по своим размерам, ни по сложности архитектурной композиции она не только не уступает Киевской и Новгородской, но и во многом предопределяет и развивает ряд оригинальных строительных технологий своего времени3. В архитектурном плане храм на Двине существенно отличается от своих предшественников. Это мнение разделял и известный российский историк Л.В. Алексеев: на его взгляд, полоцкий собор строила отдельная от киевской и новгородской артель мастеров. Доказательством тому «базиликальность» плана, которая стала доминирующей чертой в памятниках полоцкой школы зодчества Хїї в.: удлиненные пропорции, «высотность» церкви, сильно выступающая алтарная часть и проч.4

Колокола князя Всеслава

Известный белорусский историк Игорь Марзалюк резонно полагает, что Всеслав, возведя Софию на берегах Двины, выразил таким образом свое право на значимую (наряду с Киевом и Новгородом) роль Полоцка в системе государственного устройства Древней Руси5.

Вовсе не случайно бунинский Всеслав слышит колокольный звон сразу двух Софий — выстроенной им самим и далекой, днепровской:

Только звон твой утренний, София,Только голос Киева! — ДолгаНочь зимою в Полоцке… ДругиеИзбы в нем, и церкви, и снега…Далеко до света,- чуть сереютМерзлые окошечки… Но вотСлышит князь: опять зовут и млеютЗвоны как бы ангельских высот!В Полоцке звонят, а он иноеСлышит в тонкой грезе… Что годаГорестей, изгнанья! НеземноеСердцем он запомнил навсегда.

Новейшие данные археологических раскопок способны разрешить летописные противоречия версий личности князя Всеслава Чародея и воссоздать наиболее объективную картину христианизации Полоцкой земли. Новые источники подтверждают, что строительством Софийского собора Всеслав преследовал главную цель — укрепление своей княжеской власти и Полоцка как важного геополитического центра, по возможности равноправного Киеву и Новгороду.

Юрий Визбор в известной песне точно подметил — Полоцк «со своих глядит на мир колоколен». Глядит уже без малого тысячу лет. Единое историческое пространство восточных славян не прервется, пока стоят на берегах Днепра, Волхова и Западной Двины три величественные Софии.

ВОПРОС ПО СУЩЕСТВУ

Почему соборы носят имя Святой Софии?

Мученица София — одна из самых почитаемых христианских святых. По одной из версий ее жития, во II в. в правление римского императора Адриана в Медиолане (совр. Милане) благочестивая вдова София воспитала в почтении к христианской вере трех дочерей — Веру, Надежду и Любовь. За то, что они открыто исповедовали учение Христа, римские власти на глазах у матери предали их пыткам, а затем мучительной казни. София погребла тела дочерей и скончалась на третий день.

Почитание мучениц широко распространилось в христианской церкви. Если имена дочерей в болгарских, а затем и древнерусских текстах были переведены на славянский язык, то София осталась в греческом варианте, хотя известно и написание ее имени как Премудрость.

Именно Премудрости Божией и посвящен культ св. Софии, который уже в VI столетии был ознаменован сооружением в ее честь величественного собора в Константинополе. Десять веков, вплоть до постройки храма Св. Петра в Риме, он был самым большим храмом христианского мира.

ВЗГЛЯД ИЗ ДРУГОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

«Со своих глядит на мир колоколен…»

«Товарищ генерал, вот добровольцы -Двадцать два гвардейца и их командирПостроены по вашему…» — «Отставить, вольно!Значит, вы, ребята, пойдете впереди.Все сдали документы и сдали медали.К бою готовы, можно сказать…Видали укрепленья?» — «В бинокль видали». -«Без моста, ребята, нам город не взять».Этот город называется Полоцк,Он войною на две части расколот,Он расколот на две части рекою,Полной тихого лесного покоя.Словно старец, он велик и спокоен,Со своих на мир глядит колоколен,К лесу узкие поля убегают -Белорусская земля дорогая.»Задача такова: в город ворваться,Мост захватить и от взрыва спасти.Моста не отдавать, держаться, держатьсяДо подхода наших танковых сил.А мы-то поспешим, мы выйдем на взгорье,Прикроем артиллерией смелый десант.Как ваша фамилия?» — «Лейтенант Григорьев!» -«Успеха вам, товарищ старший лейтенант!»Беги вперед, беги, стальная пехота -Двадцать два гвардейца и их командир.Драконовским огнем ревут пулеметы,Охрана в укрепленьях предмостных сидит.Да нет, она бежит! В рассветном туманеГрохочут по настилу ее сапоги,И мост теперь уж наш! Гвардейцы, вниманье:С двух сторон враги, с двух сторон враги!Четырнадцать атак лавой тугоюБились об этот малый десант.Спасибо вам за все, товарищ Григорьев -Командир десанта, старший лейтенант.Вот берег и река, грохотом полны,И мост под танками тихо дрожит…Товарищ генерал, приказ ваш исполнен,Да некому об этом вам доложить.Этот город называется Полоцк,Он войною на две части расколот,Он расколот на две части рекою,Полной тихого лесного покоя.Словно старец, он велик и спокоен,Со своих на мир глядит колоколен,К лесу узкие поля убегают -Белорусская земля дорогая.

Юрий Визбор

6 отзывов Собор Св. Софии в Стамбуле (Турция) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Собор Святой Софии, Стамбул

Монументальное здание в окружении четырех стройных минаретов — центр притяжения для всех туристов, прибывающих в Стамбул. 1500 лет собор Св. Софии изумляет своей архитектурой, великолепными мозаиками и легко ощутимой аурой места силы. На его стенах символы христианства соседствуют с арабской вязью, не смешиваясь, но взаимно дополняя друг друга. В мире найдется мало подобных исторических зданий, сохранивших свое роскошное убранство, несмотря на сложные перипетии необыкновенной судьбы.

Немного истории

Собор Св. Софии построен на холме, где до 360 г. находилось святилище Артемиды. Рассказывают, что в 6 веке императору Юстиниану явился ангел с макетом грандиозного храма в руках. Для осуществления проекта в Византию привезли колонны из Эфеса и Ливана, алтарь украсили рубинами, аметистами и жемчугом. Невероятная роскошь убедила русских послов в истинности православной веры, и они рекомендовали князю Владимиру принять именно ее. Однако в 1453 г. Константинополь пал, султан Мехмет въехал на коне в храм и повелел перестроить здание в мечеть. На стене у алтаря все еще виден отпечаток его окровавленной руки.

Турки возвели минареты, мозаики побелили, стены занавесили верблюжьими кожами с начертанными золотом сурами из Корана. На долгие 500 лет Айя-София стала крупнейшей после Каабы мусульманской святыней. Только в 1935 г. Кемаль Ататюрк, основатель современной светской Турции, специальным декретом преобразовал ее в музей.

Тест: насколько хорошо вы знаете Турцию? | 15 вопросов:

Архитектура и интерьер

Основной объем собора Св. Софии под огромным куполом высотой 51 м образует средокрестие, то есть пересечение главного и дополнительных залов в виде креста. Такая планировка на несколько столетий стала обязательной для христианских храмов. По углам центрального нефа высятся мощные колонны, на которые опираются арки свода. Его диаметр 31 м, в нижней части прорезаны окна, создающие иллюзию парения всей конструкции в воздухе.

По мозаикам в интерьере можно изучать эволюцию византийского искусства на протяжении нескольких веков. Изображение сидящей на троне Богородицы в апсиде поражает своей человечностью и одухотворенностью. Над входом в храм выложен благословляющий паломников Иисус Христос, а перед ним коленопреклоненный император.

После преобразования собора в мечеть мусульмане построили резной мраморный минбар, кафедру, с которой мулла обращается к верующим. Он находится не на месте алтаря, а смещен к юго-востоку, чтобы молящиеся стояли лицом к Мекке. Неожиданностью для реставраторов стало обнаружение рунических надписей, оставленных на ступенях и парапетах варягами византийской гвардии.

К одной из колонн выстроилась длинная очередь. Говорят, что случайное прикосновение к ней вылечило императора Юстиниана от непрерывной головной боли. Считается, что если прислониться лбом к камню, задумать желание, вставить палец в отверстие и повернуть его почасовой стрелке, то загаданное непременно сбудется.

Практическая информация

Адрес: Стамбул, Cankurtaran Mh., Soguk Cesme Sk 14-36. Веб-сайт (на англ.).

Как добраться: на трамвае Т1 или автобусе ТВ2 до ост. Sultanahmet.

Устали читать? Посмотрите! Вот рассказ о 9 главных районах Стамбула.

Часы работы: ежедневно с 15.04 по 30.10 с 9:00 до 19:00, с 30.10 по 15.04 с 9:00 до 15:00. Время посещения музея ограничено в первые дни праздников Рамадан и Курбан Байрам. У входа продаются аудиогиды на русском языке.

Цена билета: 72 TRY. Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.

Если вы попали в исторический центр Стамбула (бывший Константинополь) и увидели огромную очередь перед входом в храм — значит, вы стоите перед Софийским собором Стамбула (бывший Константиноноль) — матерью всех православных христианских храмов в мире.

Благодаря собору Святой Софии, вернее, впечатлению, которое он произвел на русских послов, присланных в Византию князем Владимиром Красное Солнышко, Русь, может быть, и стала христианской в 988 году. По преданиям, русские послы, побывав в соборе Святой Софии в Константинополе, приехали под таким сильным впечатлением от увиденного, что назвали этот собор не просто великолепным храмом, а раем. Оно и неудивительно — величие Святой Софии поражает человеческое воображение и сегодня.

Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий — император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали «Мегало Еклесия» — Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма, в котором начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен — императором Юстинианом, в 532-537 г.г. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается, как гора Моисея, сегодня в Стамбуле.

Его называют Святая София — церковь Божественной Мудрости и считают одним из самых важных и самых прекрасных храмов в истории мировой архитектуры. А православные христиане считают собор Святой Софии главным собором христианства, Матерью всех православных соборов.

В мировых архитектурных кругах Айя-София занимает почетное четвертое место в мире среди музеев, равных ей по масштабу. Вот их перечень: церковь Св. Павла в Лондоне; Сан Пьетро в Риме; Дома в Милане.

Но как их можно сравнивать?! Все эти храмы, святые места, по крайней мере, на тысячу лет моложе Софийского собора!

Свое второе имя — Айя-София — храм святой Софии в Константинополе получил в качестве одного из трех эпитетов, которые употребляют, обращаясь к богу: Айя-София — Святая Мудрость, Ая-Ирена — Святое Благодушие, Ая Динамис — Святая Сила.

Если внимательно проанализировать историю строительства главного собора Стамбула, то можно найти интереснейшие факты.

Храм Святой Софии — воистину собиратель и коллекционер древностей: в нем нашли продолжение многие древние памятники архитектуры великого Рима и античной Греции: порфированные колонны Айя Софии — из Аврелиановского Храма Солнца в Риме; зеленые мраморные колонны — из храма Артемиды в Эфесе; колонны из зеленого гранита — от Эфесского портового гимназия; красные порфирные колонны — из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан); мраморные плиты Святой Софии — из запасов этого камня в Анатолии, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии и Нумидии. А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) — такой же, как и тот, из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе.

Есть еще несколько легенд, связанных со строительством Святой Софии в Константинополе. Согласно им, известь для строительства храма разводили на ячменной воде, в раствор для кладки камня добавляли оливковое масло, а для патриаршего престола в расплавленное золото были добавлены драгоценные камни — рубины, топазы, ониксы, сапфиры, аметисты и жемчуга. Затраты на строительство были огромными и составили три годовых дохода государства Византия — примерно 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн.

Император Юстиниан в день рождества — 26 декабря 537 года (который и стал днем открытия храма), подняв руки к небу, воскликнул: «Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку. Я превзошел тебя, Соломон! » Очевидно, что Юстиниан сравнил построенный по его приказу храм Святой Софии с библейским храмом Соломона, да и Константинополь он сравнивал с Иерусалимом и называл его не иначе, как Новый Иерусалим.

Третья, (нынешняя) София, отстроенная Юстинианом, в течение 916 (почти тысячу) лет была кафедральным христианским собором Константинополя, главным храмом Византийской империи и всего православного мира. Но после завоевания Византии османами великий Софийский собор в Константинополе почти на пятьсот (481) лет превратили в мечеть. Только в 1935 году декретом Ататюрка — первого турецкого Президента — Айя -Софии в Стамбуле присвоили статус музея.

Для тех, кто впервые входит в этот священный храм, впечатления становятся незабываемыми: он настолько огромен и могущественен, что перехватывает дыхание, а природный дневной свет из многочисленных окон собора делает его будто парящим в небесах, из-за этого даже стены храма кажутся прозрачными! Подтверждение вышесказанному — великолепные слова о Святой Софии: «Купол на цепи подвязан к небесам…»

Центральные Императорские двери (Врата) Собора сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега. Сквозь них в Софию входил только Император. Для других посетителей предназначались соседние входы. По обе стороны Императорских дверей на мраморных плитах пола видны глубокие вмятины, образовавшиеся от ног императорских стражников, в течение сотен лет стоявших у этих дверей. В таких исторических местах поистине чувствуешь дыхание времени…

Софийская мечеть

О последствиях превращения Святой Софии в мусульманскую Софийскую мечеть говорят изменения в интерьере храма — четыре огромных круглых щита из верблюжьей кожи, подвешенные под куполом. Надписи на этих щитах — изречения из Корана, а также имена первых халифов (духовных лидеров Ислама).

Ататюрк — первый Президент Турции, великий реформатор, превратив Софию из мечети в музей, велел снять щиты со стен православного храма, что и было сделано. Однако сразу после его смерти, в 1938 году их опять вернули на прежнее место.

Еще одно свидетельство превращения Софийского собора в мечеть — в алтарной апсиде храма мусульманами была устроена молитвенная ниша — михраб. Рядом с михрабом — ложа султана, напротив — место имама для чтения молитв.

Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей — кувшины для омовений (недалеко от входа). В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век). Но главное свидетельство попыток превращения Великого храма в Софийскую мечеть — четыре минарета и полумесяц над куполом. Хотелось бы заметить, что все эти преобразования не стали единым целым со Святой Софией, они так и остались «инородными телами», «чужеродными включениями» на этой великой христианской святыне.

Последняя литургия в Софийском соборе Константинополя началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Утром, выломав двери, в храм ворвались янычары, но православный священник с чашей в руках каким-то чудесным образом скрылся…

Во время экскурсий в храме нередко можно услышать из уст экскурсоводов повествование о том, что якобы Мехмед-Завоеватель, заехав в храм на коне, окровавленной рукой невольно прислонился к стене ( его конь поскользнулся на залитых кровью плитах пола). В качестве подтверждения этого события, как правило, всегда демонстрируется пятно — отпечаток ладони на стене храма, рядом с алтарем.

Не верьте. Помощник путешественника уверен, что не было этого. Конечно, пол в Храме в то утро действительно был залит кровью, но Мехмед-Завоеватель в Софийский собор в Константинополе не въехал, а — вошел, спешившись и посыпав свой тюрбан придорожной пылью — в знак смирения перед Святой Софией и ее божественной силой…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *