Софийский собор в новгороде

Софийский собор (Новгород)

У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор.

Православный кафедральный собор
Софийский собор

Вид на Софийский собор
58°31′20″ с. ш. 31°16′36″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Город Великий Новгород
Конфессия Православие
Епархия Новгородская
Тип здания Собор
Архитектурный стиль русская архитектура
Первое упоминание 989 год
Дата основания XI век
Строительство 1045—1050 годы
Дата упразднения 1930
Реликвии и святыни Икона Божией Матери «Знамение»; мощи святых: Анны Новгородской, князей Владимира, Мстислава Храброго и Фёдора, святителей Никиты Новгородского и Иоанна Новгородского.
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 561410024230256 (ЕГРОКН). Объект № 5310033042 (БД Викигида)
Состояние Отличное

Софийский собор на Викискладе
Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 561410024230256 (ЕГРОКН)
объект № 5310033042 (БД Викигида)
Объект всемирного наследия
Ссылка № 604 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии ii, iv, vi
Регион
Включение 1992 (16-я сессия)

Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах, кафедральный собор Новгородской митрополии. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики. Один из древнейших храмов на территории России.

История

В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингигерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен в Детинце на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма «из дуба о 13 верхах» 989 года, однако не на том же месте, а севернее.

Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой Жидятой.

Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.

Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.

На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.

Не позже XVIII века для укрепления стен к южному и северному фасаду пристроили по три контрфорса. При реставрации 1893—1900 годов контрфорсы с южного фасада были разобраны и было возвращено храму посводное покрытие. Реставрацию собора осуществлял архитектор Н. С. Курдюков.

В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, часть церковного имущества была изъята. В 1929 году он был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей, где были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример богатств церкви. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.

Архитектурные особенности

План собора в конце XIX векаФотография 1900 года

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма.

Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формы. В некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки.

Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).

Софийский собор был выполнен в византийском стиле, имел пирамидальную структуру и 6 куполов.

Росписи и иконы Софийского собора

Пророк Соломон. Фреска в барабане храма

Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, в центре между которыми до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора. Кроме того, в Мартирьевской паперти сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века.

В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (иконы XV—XVI веков, праздничный ряд икон XIV века хранится в экспозиции музея) и Рождественский (XVI век, отдельные иконы — XIX век, икона «Спас на престоле» XIV века). Среди икон особо выделяются:

  • Икона Божией Матери «Знамение»
  • Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный
  • София, Премудрость Божия (XV век). Находится в центральном иконостасе. Отличается большим символизмом даже по сравнению с иконами того же типа. Например, Премудрость в новгородской версии имеет красный цвет, означая жертву Христа.
  • Тихвинская икона Богородицы (XVI век). Находится в Рождественском иконостасе. Эта икона находилась с новгородцами во время заключения Столбовского мира. Риза на иконе изготовлена по заказу царевны Софьи.

Крест главного купола и легенда о голубе

Фрагмент барабана центрального купола с утраченными фресками

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

5 июля 1942 года, во время артобстрела советскими войсками немецкой комендатуры, которая располагалась в Кремле (по сведениям разведки, в этот день должно было съехаться высшее фронтовое командование немецких войск), погибло изображение Спаса Вседержителя (роспись 1109 года) в центральном куполе собора, повреждены фрески в барабане, местами были пробиты своды и стена.

Во время обстрела было выпущено 80 снарядов, 5 из которых легли на собор. По приказу немецкого командования, по давно уже разработанному плану, из Новгорода во Псков, Ригу и Германию были вывезено множество произведений искусства, среди которых были также ценности из Софийского собора: иконостасы, мозаичные плиты и пр.

Повисший на цепях главный крест собора по приказу коменданта города был снят. Золотая обшивка повреждённого купола пущена солдатами на сувениры, которые отправлялись на родину (табакерки, посуда и т. д.). В Новгороде в то время располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне нацистской Германии. Крест, как трофей, ими был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

  • Оригинальный крест с голубем, венчавший собор до ВОВ

  • Центральный купол собора с голубем

  • Голубь

  • Голубь, венчавший крест в советский период

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007 года.

Литература

  • Монгайт А.Л. Софийский собор в Новгороде в связи с новейшими исследованиями // Архитектура СССР. Т. 10. – М., 1948.
  • Брунов Н., Травин. Н. Собор Софии в Новгороде//Сообщения института Истории и Теории архитектуры. Вып. 7, 1947, Стр. 1-41
  • Никитина Ю. И. Софийский собор. — 4-е изд., перераб. и доп. — Л.: Лениздат, 1980. — 80 с.
  • Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. — Л.:Наука,Ленинградское отделение, 1986
  • Комеч А. И. Роль пределов в формировании общей композиции Софийского собора в Новгороде // Средневековая Русь: Сб. памяти Н. Н. Воронина. М., 1976. С. 147—150.
  • Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора: Церковная традиция и историческая критика / АН СССР, Отд-ние истории; Рец.: А. И. Клибанов, А. П. Новосельцев. — М.: Наука, 1988. — 240 с. — 17 000 экз. — ISBN 5-02-009468-4.
  • Михеев С. М. Заметки о надписях-графитти новгородского Софийского собора (часть I, часть II) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. N3(41). С. 74-84.
  • статьи из журнала «София»:
  1. Жервэ А.Страницы строительной истории Софии Новгородской\\»София» № 1 за 1999 г.
  2. Рождественская Т.Еще раз о надписях на свитках пророков в куполе Новгородского Софийского собора\\»София» № 2 за 1999 г. (недоступная ссылка)
  3. Столова Г.Память их в род и в род (К десятилетию освящения Новгородского Софийского собора)\\»София» № 4 за 2001 г. (недоступная ссылка)
  4. Савушкина Н.Библиотека Софийского собора\\»София» № 1 за 2004 г. (недоступная ссылка)
  5. Царевская Т.Крест главного купола Софийского собора\\»София» № 4 за 2004 г. (недоступная ссылка)

LiveInternetLiveInternet

Сегодня мы побываем в удивительном храме, подобных которому в России больше нет:

это старейший сохранившийся на территории нашей страны собор, выстроенный славянами. Кроме того, это — единственный пятинефный крестово-купольный храм, доживший до сегодняшнего дня в нашей стране (есть еще подобные лишь в Украине).

СОФИЙСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

Новгородская София — один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение.

Постройка его свидетельствует о намерении повторить в Новгороде блеск и великолепие великокняжеского строительства в Киеве. Новгородская София повторяла Киевскую не только по названию.

Храм Святой Софии — главное сооружение города, он как бы олицетворяет и сам Новгород. Не случайно древние новгородцы, идя на бой с врагом, клялись «постоять и умереть за Святую Софию».

Собор в представлении жителей олицетворял независимость Новгорода.

С момента возведения храма у новгородцев сложилось особое к нему отношение. «Где святая София, там и Новгород», — говорили новгородцы.

Эта идея получила дальнейшее развитие в начале XV века, когда центральный купол пятиглавия был вызолочен, а на кресте, укрепленном на нем, помещен свинцовый голубь, олицетворявший Святого Духа.

Наши предки относились к Святой Софии персонифицированно — как к покровительнице и утешительнице в скорбях и несчастиях. Прекращение разного рода бедствий – избавление от татар в 1238 г. и спасение от тяжелого мора в 1391-м – получало однозначное объяснение: «А нас спасла св. София». Такова была твердая, неколебимая вера новгородцев.

Идея о нерасторжимом единстве судьбы храма с судьбою Новгорода нашла воплощение и в особенностях росписи храма. Летопись сохранила предание о том, как на изображении в куполе благословляющая десница Спасителя на другой день оказалась сжатою. Фреску переписывали до трех раз, пока на четвертый день сверху не раздался голос Христа, просящего оставить Его образ с сжатою рукой, так как в руке Он держит Новгород, которому быть, пока не разожмет Он Свою руку.

Так, молясь в храме, устремляя свой взор к небу, новгородцы воочию видели Ту руку, которая держала их общую судьбу.

История
У Софии Новгородской, как и у многих дошедших до наших дней соборов, был храм-предшественник. Новгородские летописи сохранили известие о постройке в 989 г., вслед за принятием христианства, деревянной Софии «о тринадцати верхах» над рекой Волховом в конце Пискупли (Епископской) улицы.

Строительство Софийского собора велось в 1045-1050 годах.

рисунок — реконструкция древнего деревянного храма

В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора.

Собор был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее.

Строительство было масштабным — на работы затрачено, согласно сохранившимся летописным документам, примерно 10000 кубометров кирпича и камней.

На закладке Софии присутствовали великий князь Ярослав Мудрый с женой, посетившие владения сына на севере специально по этому случаю.

Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.

В своей молодости храм несколько отличался от того, что ты, уважаемый читатель, мог бы увидеть в Великом Новгороде сегодня — стены громады не были побелены ни внутри, ни снаружи, лишь цемянка (известковый раствор с кирпичной крошкой) покрывала своды (которые были украшены еще и фресками), апсиды и барабаны. Вероятно, сказалось на подобном убранстве сильное еще в то время влияние Константинополя, где стены храмов покрывались мрамором, а своды украшали мозаикой. На Руси же мозаику заменили фресками, а с мрамором поступили проще, используя вместо него известняк. Основание собора достаточно большое для того времени: ширина 24,8 метра, а длина — 27 (не считая примыкающих к зданию широких двухэтажных галерей, окружающих храм). Высота от пола до кончика креста, венчающего центральную главу собора, — 38 метров. У церкви, по традиции, три апсиды: посередине — пятигранная, по сторонам — полукруглые. Венчает собор расположенное строго по центру пятиглавие, но есть и шестая глава, достаточно объемная, венчающая башню галереи, расположившуюся южнее входа в собор. Сам вход — богато декорированные Магдебурские врата (бронзовые двери, созданные в 1153 году в Магдебурге, появившиеся неизвестным образом в Новгороде в XV веке). В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, часть церковного имущества была изъята. В 1929 году он был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей, где были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример богатств церкви. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.

На закате…

Как архитектурное сооружение Новгородский Софийский собор совершенен. Византийские и киевские зодчие, возводившие его, сумели передать через эту главную и единственную в XI веке каменную постройку города сущность новгородского характера: сдержанность, граничащую с суровостью, масштабность помыслов и мощь. Новгородский собор Святой Софии отличается от своего предшественника — Киевского — компактностью объемов и строгостью форм.

Первоначальное внутреннее убранство храма сохранилось лишь частично. В Мартирьевской паперти можно увидеть изображение Святых Константина и Елены, датируемое XI столетием.

В XII веке Софийский собор был расписан полностью. Грандиозные, более трех метров в высоту, фигуры пророков в простенках центрального барабана, изображения святых и орнаментальные мозаики в алтарной части, выразительный полуфигурный деисус в южной галерее — это почти все, что сохранилось сегодня от былого великолепия.

В древности Софийский собор имел алтарную преграду, в которую входили сохранившиеся до сегодняшнего дня иконы, датируемые рубежом XI — XII веков,

— «Спас на престоле» (ныне находится в Музее Московского Кремля) и «Апостолы Петр и Павел» (Новгородский музей-заповедник).

Позднее, в XIV-XVI столетиях, в соборе был установлен высокий иконостас.

Мерцание серебряных окладов, первозданная яркость красок икон из Успенского и Рождественского иконостасов притягивают взгляд и уводят его к высотам сводов и купола.

В Соборе новый главный престол.

(http://vnnews.ru/culture/29611-mitropolit-lev-osvyatil-v-sofiieskom-sobore-noviie-prestol.html#)

Это отличная задумка с реставрацией, наглядная связь веков

С новгородским Софийским собором связана очень красивая легенда — легенда о голубе. Согласно передаваемой горожанами из века в век истории, в 1570 году, когда Иван IV Грозный устроил массовую бойню в Великом Новгороде, на высокий крест храма сел отдохнуть голубь. Увидев, что происходит в городе, птица окаменела от ужаса, так и оставшись на вершине креста. Несколько позже одному из местных монахов явилась Богородица, которая поведала ему, что город будет храним до тех пор, пока голубь сидит на своем месте. Во время Великой Отечественной войны крест накренился и повис после обстрелов. По приказу коменданта города его сняли, после чего воевавшая здесь за фашистов испанская дивизия в качестве трофея отправила частичку храма Софии в Испанию, откуда крест вернулся лишь благодаря усилиям политиков в 2004 году. В настоящее время старинный крест находится внутри собора.

Молельное место Ивана Грозного. на фото только купол его.

Икона Софии Премудрости Божией.

Храмовая икона Софийского собора. 3-я четверть XV века.

Впервые упомянута в 1510 году, когда в ознаменование присоединения Пскова к Москве великий князь Василий III поставил к иконе неугасимую свечу.

В 1542 году в новгородской летописи упоминается о исцеление слепой женщины. К тому времени на иконе был басменный оклад, замененный чеканным в 1656 году.

В 1572 иконе пожалован золотой крест на цепи с тремя лепестками, на которых был награвирован краткий «летописец» царя Ивана IV Грозного и его сына Ивана Ивановича (утрачен в 1725).

В 1701 году под иконой помещалась медная доска с гравированным на ней кондаком и тропарем Софии.

В 1843 году изготовлена новая чеканная риза (снята в 1921). Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена оккупантами, после войны возвращена в Новгород.

Иконография

Иконография представляет т.н. «новгородский тип», сложение которого происходило постепенно на основе усвоения византийского опыта и осмысления собственной традиции почитания св. Софии. Конкретные элементы символа отразились в изображении огнеликого ангела, восседающего на престоле, благословляющего обеими руками Христа, и предстоящих Богородицы Знамение и Иоанна Предтечи.

Образ Софии-градодержицы у новгородцев как-бы соединялся с образом Богородицы — заступницы, покровительницы города.

По материалам: Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков. Энциклопедический словарь. СПБ 2007.

Икона Богоматери «Тихвинская»

Краткая история:

Икона Богоматери принесена в 1617 году с посольством кн. Данила Ивановича Мезецкого в Новгород из Тихвина после заключения Столбовского мира со шведами.

У Хутынского монастыря ее встречал с крестным ходом Митрополит Исидор; из обители она была доставлена в Софийский собор.

Украшенная басменным окладом, икона первоначально помещалась в киоте перед иконостасом на правом клиросе. Тогда же в пятую неделю Великого поста в честь прибытия Святыни в Новгород, был установлен праздник.

В кон. XVII в. на иконе появилась гладкая серебрянная риза со створами и награвированными на них изображениям святых (вклад царевны Софьи), позднее она была дополнена золотыми с драгоценными камнями венцами и скаными с эмалями цатами.

По описи XVIII в. икона находилась в Большом (Успенском) иконостасе собора с левой стороны местного ряда, среди других Богородчных икон. Во время ремонта собора в 1820-30-х переместилась в ризницу, а затем в придел Иоанна Богослова, в иконостасе которого оставалась до закрытия собора в 1929 году.

С 1967 перенесена в иконостас Рождественского придела.

Верхний, видимый, живописный слой относится к кон. XVII в., под ним с помощью визуальных и рентгеновских исследований обнаружено три, сохранившихся фрагментарно, красочных слоя на левкасе с фрагментами басменных окладов (данные Б.Б.Лукашева).

Характер доски, корневая часть дерева, грубая обработка дают основание относить икону к кон.XIV в. и связывать ее с тем образом, созданым из колоды, на которой сидела Богоматерь во время видения её пономарю Юрышу. Наряду с иконой, явившейся в Обонежье в 1383, икона является древнейшим списком с образа Богоматери «Тихвинской».

Здесь можно посмотреть фото 1913 года>>

По материалам энциклопедического словаря «Великий Новгород»(СПб.2007)

Васильевские врата

Изготовлены для Софийского собора по благословению святителя Василия Калики в 1335/36 годах.

Как свидетельствует вкладная надпись, в создании врат также принимали участие посадник Феодор Данилович и тысяцкий Аврам.

Около 1526-28 годов по благословению святителя Макария, перенесены в придельную Софийскую церковь свв.мучеников Гурия, Самона и Авива.

В 1570-80 годы вывезены Царем Иваном Васильевичем Грозным в Александровскую слободу и установлены в портале Покровского ( с средины XVII века Троицкого) собора.

По материалам энциклопедического словаря «Великий Новгород»(СПб.2007)

Звонница Софийского собора ХVI в.

Храм, к строительству которого приложил руку знаменитый мудрый князь, а другой знаменитый, но грозный не сумел разрушить, храм-копия Киевской Софии почти 1000-летней выдержки – вот что такое собор святой Софии в Новгороде. Служа символом старинного города, собор заодно – хранилище легенд и тысяч тайн. Причем писаны они прямиком на его стенах.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Краткое описание Софийского собора в Новгороде. Ни один храм не может похвастаться подобным возрастом и сохранностью. Если называть строгие цифры, это 5 нефов, три апсиды, 2-этажные крытые галереи (позднее были заложены), 5 свинцовых глав в виде шлемов русичей и 6-я золотая глава над хорами для знати, весь собор 27 м длиной, 24,8 м шириной. Форма храма отсылает нас конкретно к XI в. Стены состоят из почти неотесанного цветного известняка, а вот арки и своды выложены кирпичом.
  • Ворота Софийского собора в Новгороде (Магдебургские и Васильевские). На протяжении столетий именно через западные ворота входили в собор. Памятные бронзовые двери обжились 4 названиями: их именуют Магдебургскими (по месту ковки), Корсунскими (по легенде, привезены из Корсуни), Сигтунскими (в память о походе на Сигтуну) или Плоцкими (первоначально предназначались храму в Плоцке). Пройти мимо этих ворот просто невозможно: внимание приковывает их поверхность, полностью покрытая 48 сюжетами на библейскую тематику. Мне особенно нравится шведская версия происхождения ворот: мол, пошли в 1187 г. новгородские молодцы на столицу шведов Сигтуну и привезли домой завоеванные кованые ворота. И так жалели об их потере шведские короли, что несколько веков спустя хотели вернуть их домой, но безуспешно. Так и остались ворота на главном религиозном сооружении Новгорода. Делали их для Сигтуны немецкие литейники, портреты которых можно найти на воротах. Васильевские ворота уже побогаче: они медные, и рисунки из Евангелий на них нанесены в старинной русской технике (золотая наводка). Хотя они специально были заказаны для Софийского собора в Новгороде, их увез Иван Грозный, и теперь погладить их поверхность можно в Успенском монастыре.
  • Фрески Софийского собора в Новгороде. Этого богатства в соборе много и относятся росписи к разным временным пластам. Особо ценные нашлись только в XX в. в ходе реставрации: например, фреску на сухой штукатурке «Константин и Елена» родом из XI в. (есть ассоциация с Владимиром и Ольгой) прятали более поздние картины, а на центральном куполе можно разглядеть теперь росписи XII в., правда, это части фигур апостолов. По данным летописей, расписанным храм стал в 1109 г. Но то, что главным образом украшает Софийский собор в Новгороде внутри, – работа художников XIX в.
  • Голубь на кресте Софийского собора в Великом Новгороде. Свинцовая фигура этой птицы, украшавшая наивысший крест собора, одновременно является символом Святого Духа, сошедшего на Христа, и символом стабильности Новгорода. Тут ходит легенда: когда Иван Грозный громил Новгород в XVI в., на крест сел голубь и превратился в камень, если он оживет и улетит – город лишится защиты. Правда, однажды исчез голубь вместе с крестом. Было это во время Второй мировой: сбитый крест испанцы увезли на родину как военный трофей. Вернули после переговоров голубя на кресте только в 2004 г., и теперь он находится внутри Софийского собора.
  • Звонница Софийского собора в Великом Новгороде. Не стоит думать, что колокольня такая же старинная, как и собор. Вовсе нет, она перекроенная пару раз, начиная с XV в. Дальнейшие ее перестройки связаны с весом колоколов, которые можно потрогать и перед входом и внутри 5-пролетной звонницы. Купленный билет дает возможность увидеть Новгород с высоты, пройтись по ближайшей стене и посмотреть в башне, как выглядело в старину оружие.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *