Софийский собор в новгороде

Построенный в 1050 году по образцу своего киевского тезки, Софийский собор в Великом Новгороде – древнейший каменный храм на российской территории. Совершенно уникальные иконы, сохранившиеся фрагменты старинных фресок, чудотворные мощи дополняют архитектурную прелесть здания, с которым неразрывно связаны многоплановые исторические события. По преданию, заложение собора происходило в присутствии Ярослава Мудрого его сыном Владимиром, умершим вскоре после освящения храма в 1052 году.

Расположенный в северной части городского кремля, Софийский собор в Великом Новгороде был и религиозной святыней, и хранилищем ценностей казны. Облик собора достаточно известен и популярен. Чтобы подчеркнуть древность храма, напомним, что строили его еще до окончательного раскола христианства.

Великим чудом, а скорее промыслом Божьим он сохранился до наших дней, пережив ряд критических событий. Храм остается кафедральным собором Новгородской епархии, предоставляя всем желающим доступ к хранимым бесценным историческим реликвиям. Поддерживаемый в идеальном состоянии, Софийский собор в Великом Новгороде остается архитектурной жемчужиной.

Софийский собор в Великом Новгороде — издали и в деталях

Расположение храма полностью соответствует канонам христианства – алтарные апсиды на востоке, главный вход с запада. Четверик основного объема, увенчанный пятью куполами, с запада, севера и юга имеет галереи из 2-х этажей. Входная башня южнее главного входа имеет собственный, шестой купол, который отличает Софийский собор в Великом Новгороде от других храмов.

Другой отличительной особенностью новгородской Софии, возникшей предположительно в ходе стройки, является вытянутый вертикально объем. Эта устремленность ввысь, видная снаружи и особенно внутри, стала фирменной чертой местного храмового строительства. Софийский собор в Великом Новгороде внешне отличен своими куполами в форме русских боевых шлемов серого цвета, кроме позолоченного центрального. Есть и другие отличия, о них далее.

Святой героический князь

Памятная доска на стене собора напоминает о том, что отсюда уходили войска князя Александра Невского на судьбоносные сражения. Знаменитый полководец и его дружинники разбили шведов на Неве, откуда потомок Мономаха и Рюрика получил свое прозвище, ставшее фамилией. К его заслугам относятся освобождение ряда городов от тевтонских захватчиков – немцев, в том числе легендарная победа на Чудском озере (Ледовое побоище).

Новгородским князем Александр Невский был до 1251 года, когда стал великим князем Владимирским. Известно, что он отверг предложение Папы римского о переходе в католичество, а во взаимоотношениях с Золотой Ордой проявил себя тонким дипломатом. Был канонизирован православным святым, а Сталиным объявлен национальным героем, его именем назван один из почетнейших орденов.

Фреска и ворота

Весьма примечателен западный фасад, которым Софийский собор в Великом Новгороде обращен внутрь пространства Владычного двора. Здесь сохранен и снабжен специальным укрытием фрагмент фрески XI века, позволяющий представить хотя бы тональность древнего оформления. Различимы некоторые образа по периферии выделенного участка, содержание основного изображения можно только угадывать, либо узнавать из статей ученых.

Другим замечательным экспонатом западного фасада считаются Магдебургские врата, имеющие еще несколько названий, как и версий приобретения. Высказывалось мнение о том, что это военный трофей новгородских дружинников XII века, вывезенный из древней шведской столицы (отсюда наименование Сигтунские). Другие источники говорят о подарке немецких мастеров либо покупке местными торговцами.

Не вызывает разночтений только немецкое происхождение изделия, причем на металле отображены даже фамилии литейщиков из Магдебурга и их фигуры с инструментами в руках. Достаточно четки изображения сюжетов из Библии, включая людей, животных и архитектурные элементы, с подписями на латинском языке. Есть и добавление по-русски о собравшем врата мастере Аврааме с его фигурой.

Многие века Магдебургские врата в западном фасаде были повседневным входом в Софийский собор в Великом Новгороде. Сейчас их используют лишь по праздникам, когда в богослужении участвует архиепископ. Повседневный проход как прихожан на церковную службу, так и любознательных поклонников старины осуществляется через южный вход, ворота там тоже не новые, но не чета парадным.

Здесь на одной из обычных деревянных створок укреплена бронзовая литая табличка. На ней современным русским языком указан высокий статус Кафедрального собора, часы посещения как музея и время проведения богослужений. К элементам украшения можно причислить разве что дверные ручки, изготовленные из бронзы литейным способом. Проводя визит в общедоступное время, мы убедились в набожности значительной части музейных посетителей.

Интерьеры и реликвии новгородского храма

Первым впечатлением вошедших в Софийский собор в Великом Новгороде в большинстве случает становится ощущение некоторой тесноты. Так кажется не столько от немалого количества посетителей, сколько от непропорциональности площади и объема внутри здания. Большая высота потолков в проходе контрастирует с его малой шириной, еще уменьшающейся из-за расставленных под образами подсвечников.

Не добавляет простора и расположившаяся на пути посетителей церковная лавка, хотя и расположившаяся в нише, но прилавком ограничивающая проход. Зато ассортимент товаров здесь довольно разнообразен, от религиозной литературы и символики до святых образов самых разнообразных размеров и качества работы. Единственно свободным остается пространство под потолком, озаренное светом люстр.

Иные ощущения посетители испытывают возле алтарного иконостаса, где существенно свободнее. Первым и главным впечатлением у большинства становится явная, даже чрезмерная скромность оформления. Скудностью это назвать язык не поворачивается, но приглушенность красок, отсутствие существенного декора, позолоты, ярких деталей заметно. Впрочем, скромность не порок, возможно, так и было в старину.

Алтарный иконостас храма содержит ряд редких и особо почитаемых икон, о которых предусмотрительные посетители нашли информацию заранее. Именно возле этих образов концентрируются посетители, желающие получить помощь или решение проблем. Прежде всего это иконы Софии Премудрости Божией, Тихвинской Божьей Матери и помещенная в шкаф перед иконостасом икона Божьей Матери Знамение.

Особенности Софии новгородской

Очень привлекательно выглядит Софийский собор в Великом Новгороде, если посмотреть в сторону главного купола. Завораживает головокружительная высота, ощущение усиливают вертикальные выступы стен. Похоже, что верхняя часть конструкций сохранила фрагменты древних росписей, но центральный образ Христа как был выбит фашистским снарядом, так и не восстановлен.

Отличает Софийский собор в Великом Новгороде от других православных храмов еще нечто почти неуловимое, на уровне подсознательной догадки. Иконостас, отделяющий алтарное пространство от публичного, кажется чужеродным в этой обстановке. И это действительно так, возводился он позднее освящения собора, уже после окончательного размежевания католиков и православных до уровня взаимных проклятий.

Противоречия между ветвями одной религии проистекали из обычной для политиков, но негодной для служителей Бога стремлении к господству. Раздел Римской империи на Западную и Восточную, позднее ставшую Византией, породил противоречия не только между государствами. Уже в обозримом будущем этому конфликту исполнится тысяча лет, неужели христиане никогда не объединятся?

Святые мощи и обычаи

Кроме уже упомянутых чудотворных икон, Софийский собор в Великом Новгороде сохраняет целый ряд мощей православных святых. Первой здесь упокоилась супруга Ярослава Мудрого Анна, мать строителя храма. О смерти Владимира Ярославича сразу после освящения уже говорилось, а ведь исполнилось ему лишь 32 года. На примере этой личности показываем, как и в чем хранит мощи Софийский собор в Великом Новгороде.

Канонизация русских князей, а затем монархов в православии была обычным делом, для них существовал специальный лик (тип) святости, обозначаемый как Благоверный. Критерии отнесения к лику святых не включали воинских подвигов и завоеваний. Отмечалась благочестивая жизнь и дела во имя церкви. Поскольку строительство и содержание храмов явно относится к таковым, канонизация построившего Софийский собор в Великом Новгороде объяснима.

Не совсем понятен повод для канонизации, также в лике благоверного старшего брата Александра Невского, Федора Ярославовича. Он числился новгородским князем всего год и умер, не достигнув 15-летия, накануне женитьбы. На нашем фото видна поклоняющаяся его мощам прихожанка, видимо, выбор кумира для почитания – дело тонкое либо нам неведомое.

Впрочем, церковные ритуалы во многом загадочны для мирян, не слишком в эти тонкости углубляющихся. Даже правильно поставить свечу за здравие или же за упокой сейчас сможет не каждый, есть люди, не видящие разницы в этих категориях. Хорошо, что в любом храме найдется благожелательный советчик, будь то посетитель или священник. Поэтому редки такие посетители, которые покинут Софийский собор в Великом Новгороде, не поставив ту или иную свечу в один из подсвечников храма.

Для посетивших Софийский собор в Великом Новгороде кремлевская территория предлагает еще целый ряд познавательных объектов. Это и крепостные стены с сохранившимися сторожевыми башнями, и Софийская звонница, однажды обрушавшаяся вместе с подмытой половодьем стеной. Между нею и храмом на снимке видно здание музыкального колледжа (бывшего духовного училища), где есть народный музей Аренского, Лядова и Рахманинова. Не забудьте и о Грановитой палате, виденной на одной из первых фотографий.

Собор Святой Софии – выдающийся и бесценный памятник русского средневекового зодчества. Он был выстроен по указанию Владимира Ярославовича, являвшегося старшим сыном Ярослава Мудрого, между 1045 – 1050 г. Спустя 130 лет этот собор Великого Новгорода стал главным городским храмом и символом Новгородской республики. Еще в далеком XII веке князь Мстислав Великий изрек: «Где София, там и Новгород».

История основания Собора

Новгородский Софийский храм – старейший из сохранившихся в нашей стране памятников древнерусской архитектуры. Есть свидетельства того, что до постройки каменного собора в городе была деревянная Софийская церковь. Археологических доказательств этого факта нет. Но в НПВ — Первой Новгородской летописи, описывающей период с 1016 до 1330 гг., упоминается, что св. София была уничтожена пожаром в 1049 г. «марта в 4, в день субботний». Также в летописи указано, что первоначальный храм был «13 верхе имущи» и стоял над Волховом на «Пискупле улице». Ряд историков сомневаются в том, что деревянная София существовала, и предполагают данную запись плодом фантазии летописца.

Первый храм и его оформление

Каменный собор, который стал символом Великого Новгорода и его вольности, начали строить в 1045 г. и закончили в 1050 или в 1052. На строительстве работали зодчие и рабочие из Киева и Византии. Сначала все поверхности стен побелили, за исключением барабанов и криволинейных апсид. Их оставили покрытыми цемянкой (толченой кирпичной крошкой с известью). Таким образом зодчие старались внешне воспроизвести богато украшенные храмы Константинополя, стены которых были покрыты мрамором, а криволинейные элементы – фресками и мозаикой. Выросший всего за пять лет храм был огромен по представлениям жителей Древнего Новгорода. 40-метровое строение, возвысившееся над деревянными избами и дубовыми крепостными стенами, поражало воображение многих приезжающих в Новгород купцов.

За все десять столетий существования церкви, ее никогда не перестраивали. Пожары и войны наносили ущерб, который требовал лишь ремонта. После различных социальных и природных катаклизмов купола Софийского собора покрывали свинцом, а стены – штукатуркой. В XV века, при архиепископе Иване Калике центральный купол начали золотить.

Судьба в советские годы

В советский исторический период в Софийском соборе некоторое время проводились богослужения. В то же время храм безжалостно разграблялся новыми властями. Из хранилищ вывозились ценности. Некоторые из них исчезали бесследно. Другие – объявлялись в зарубежных музейных экспозициях и частных коллекциях. В 20-х г. службы были прекращены, и власти открыли в нем музей атеизма. Во время войны новгородский собор попадал под обстрелы, был захвачен и опустошен немцами. Он сильно пострадал от бомбежек. После Победы храм восстановили, и он стал центром светской культурной жизни Новгорода.

Современное состояние

В 1991 г. состоялась передача святой Софии Русской Православной Церкви. В том, что передача состоялась, есть большая заслуга архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого). Перед событием по инициативе архиепископа создали общественный совет, целью которого была реставрация и обеспечение дальнейшей сохранности Софии, как ценнейшего исторического памятника.

Сейчас храм открыт для верующих с 8 до 20 часов. В 10 и 18 часов проводятся богослужения.

Архитектурные особенности собора

Святая София в Новгороде являет собой пятинефную церковь с тремя апсидами. Главы собора имеют характерную форму, напоминающую древнерусский военный шлем. Со всех сторон, кроме восточной стены, к церкви пристроены просторные двухэтажные галереи. Сама церковь пятиглавая, но имеется и шестая глава, установленная в западной галерее над лестничной башней.

Внутренние размеры церкви (без учета галерей) 24, 5 на 27 м. Высота – 38 м, считая от того уровня, на котором находился пол собора тысячу лет назад и до креста на центральной главе. К нашему времени пол церкви по естественным причинам просел. Нынешний пол расположен на два метра выше первоначального. Церковь сложена из известняка, и толщина стен в среднем составляет 1, 2 м. Камень отесан лишь с одной стороны – с наружной части стен. В качестве связующего использовался состав на основе извести с цемянкой (толченым кирпичом). Арочные своды и прочие криволинейные элементы выполнены из кирпича. По архитектурному устройству св. София очень напоминает киевский Софийский храм, по подобию которого он был создан. Но есть и отличия: вместо тройных аркад устроены двухпролетные, а в нижних ярусах они заменены арками. Также, компартименты между столпами новгородской Софии более узкие.

Археологические изыскания и исторические исследования Г. Штендера показали, что поначалу св. София Новгородская имела открытые галереи, как это делалось при устройстве храмов в Киеве и Византии. Но позже, следуя требованиям более сурового климата, зодчие закрыли галереи.

Внутреннее убранство

В первый раз церковь расписали фресками в XI века. До настоящего времени из тех фресок сохранилась знаменитая «Константин и Елена», написанная приезжими византийскими иконописцами. При реставрационных работах в XIX в. под слоем штукатурки обнаружились фигуры в полный рост св. императора Константина и его равноапостольной матери со стоящим между ними крестом. Фреска примечательна тем, что писалась в уникальной нигде не сохранившейся технике — по сухой штукатурке.

В следующий раз работы по расписыванию Софийского собора велись в 1109 г. и в 1144 г. Мелкие, дошедшие до нас фрагменты показывают, что вдоль центрального барабана располагались фигуры пророков около 3 м высотой. Алтарь был декорирован мозаичными изображениями святых. В одной из галерей св. Софии сохранились фрагментарные части изображения Богородицы, Христа, Иоанна Крестителя. Всего две иконы, а именно «Спас на Престоле» и «Ап. Петр и Павел», сохранились от убранства XII века.

На стенах найдено немало «автографов» мастеров и прихожан. Также находили рисунки, так называемые «граффити», на которых иконописцы изображали себя. Например, мы знаем, что в XII веке храм Святой Софии расписывал монах по имени Стефан, а также художники Микула и Радко.

Святыни и достопримечательности

Наиболее чтимая икона новгородского Софийского собора — это Тихвинская Богоматерь. Она находится на Рождественском Престоле и является «списком» (копией) с образа, еще более древнего. Тихвинская Богоматерь из Новгорода Великого относится к XV или к XVI векам, и она переняла все чудодейственные свойства утерянного оригинала.

«Спас на Престоле», также находящийся в Рождественском приделе храма, написан в XVI веке. Он расположен поверх восьмисотлетнего одноименного образа, написанного при первой росписи храма. Древний «Спас на Престоле» можно увидеть через особые отверстия.

Икона Божьей Матери «Знамение», датируемая 1170 г., — особо почитаемая ценность храма Св. Софии. Она находится на втором, Успенском престоле храма. Эта икона, по убеждениям современников, сохранила город во время нападения суздальцев во главе с Андреем Боголюбским.

Ценнейшим рукописным памятником новгородской Софии всегда считалось Остромирово Евангелие. Оно написано специально для богослужений в новом храме приблизительно в 1056 г. и сейчас хранится в национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Магдебургские (Корсунские, Сигтунские) ворота – это парадные кованые врата с западной стороны, целиком покрытые рельефами с сюжетами из Священного Писания, и представляют собой военный трофей, захваченный во время похода новгородцев в 1187 г. на город Сигтуну, средневековую столицу Швеции.. Они открываются в дни торжественных богослужений.

Интересные факты

Знаете ли вы, что в день возвращения и освящения собора 16 августа 1991 г. во время крестного хода в небе над храмом все могли видеть радужный венец? Есть и другие интересные факты, связанные с собором св. Софии.

О воротах

Известно, что Магдебургские ворота изготовили в Германии (а именно, в Магдебурге) мастера литейных дел Риквин и Вейсмут. Изображения кузнецов можно найти на полотне ворот. Там же исследователи нашли портрет русского литейного мастера Авраама, реконструировавшего и установившего трофей на свое нынешнее место.

Спасение от Суздальцев

Одно историческое событие 1170 г. связано с иконой Божьей Матери «Знамение». Оно же стало сюжетом для другой древней иконы — «Битва новгородцев с суздальцами». Войско Андрея Боголюбского, осадившее тогда Новгород, намного превосходило силы защитников. Архиепископ Иоанн по велению голоса свыше устроил крестный ход под обстрелом врагов. Когда духовенство и жители несли образ Богоматери «Знамение» вокруг детинца, суздальская стрела угодила прямо в глаз Богородице. Образ стал источать слезы. Тут же врагов покрыла тьма и обуял ужас. Суздальцы стали побивать сами себя и отступили. Спасение города от вражеского нашествия поныне отмечается 27 ноября.

Легенда о голубе

Другая известная легенда связана со свинцовым голубем, сидевшим на кресте главного купола. Этот голубь по преданию появился в 1570 г., в период захвата и разграбления города войсками Ивана Грозного. Живая птица, якобы, села на крест и окаменела, наблюдая зверства, которые творили захватчики в городе. Считалось, что Богородица не даст пропасть Новгороду, пока голубь сидит на своем месте. По прошествии пяти веков, в 1942 г. вблизи храма расположилась немецкая оккупационная комендатура. При артобстреле этой комендатуры один из снарядов попал в храм. В этот ужасный день была утеряна драгоценная фреска Спаса Вседержителя 1109 г. написания, поврежден купол. Крест на центральном куполе был перебит снарядом и оказался висящим на цепях. При отходе немцев в Прибалтику, они вывозили с собой много ценностей из св. Софии. Крест с голубем отправился в Испанию и хранился долгие годы в Мадридской Военно-инженерной академии, в часовне. Только в 2002 г., после успешных переговоров главы России с испанским королем, крест св. Софии вернулся в Новгород. Сейчас он хранится внутри собора, а главный новгородский купол украшает копия, установленная в 2007 г.

Чудотворные иконы Софийского собора

В Софийском соборе сегодня имеется два иконостаса. Это главный, Успенский и Рождественский. Перед Успенским иконостасом можно увидеть чудотворную икону «Божья Матерь Знамение».

На Рождественском иконостасе можно видеть сразу две иконы, которые считаются чудодейственными. Это:

  • «Тихвинская Богоматерь»
  • «Спас на престоле»

Богоматерь Тихвинская наиболее почитаемая икона. Она является точной копией с другой такой же иконы. Считается, что такая копия, «список», полностью перенимает все свойства оригинала. Считается, что эта икона написана в конце XV или начале XVI века.

Икона, называемая «Спас на престоле» была написана в XVI веке. Икона была написана поверх более древнего изображения, которое тоже сохранилось и которое можно посмотреть через специально сделанные небольшие окошечки.

  1. Грановитая палата — единственная в России немецкая готическая постройка гражданского назначения, где проходили все важнейшие события – приём послов, заседания новгородского «парламента» (Совета Господ) и Владычного суда, торжественные пиры.

С 2006 по 2012 годы проводилась реставрация этого уникального памятника XV века — единственной в России немецкой готической постройки гражданского назначения, где проходили все важнейшие события — приём послов, заседания новгородского «парламента» (Совета Господ) и Владычного суда, торжественные пиры.

Сегодня, по окончании реставрационных работ, палата открыта для посещения и на первом этаже здания развернута экспозиция «Палата архиепископа Евфимия II на Владычном дворе Новгородского Кремля». Выставка размещается в одностолпном зале на первом этаже восточной трехэтажной части Владычной палаты под парадным «готическим» залом. По-видимому, зал этот обладал особым статусом, так как имел отдельный вход, оформленный на южном фасаде в виде монументального портала, и служил единственным парадным входом в палату.

Экспонаты выставки позволяют воссоздать страницы истории святительской кафедры и резиденции, связанные с замыслом и судьбой уникального памятника. Владычная палата была возведена, согласно летописи, в1433 г.немецкими и новгородскими мастерами по заказу архиепископа Евфимия II. Первоначально она представляла собой монументальную репрезентативную, структурно сложную постройку. И хотя остается неизвестным назначение Палаты, есть основания полагать, что ее создание связано с историей святительской кафедры и с деятельностью самого архиепископа Евфимия II Вяжищского (1429-1458), одной из крупнейших фигур в новгородской истории. Не исключено, что именно в покоях Палаты рождались и получали развитие его программные идеи возвеличивания Софийской кафедры, прославления особо чтимых новгородских святынь и святых, важнейшее место среди которых принадлежало святителям.


Грановитая палата Новгородского Кремля открылась для посетителей после 6 лет реставрации.

Собрание декоративно-прикладного искусства Новгородского музея является одним из самых значительных в России и охватывает период с V по XIX столетия. Его основу составляют сокровища соборных и монастырских ризниц Великого Новгорода, одного из крупнейших центров среброделия Древней Руси. Именно здесь удалось сберечь драгоценные святыни и сохранить непрерывность художественных традиций.

В Готическом зале наглядно демонстрируются разные этапы развития золотого и серебряного дела. Это памятники ювелирного искусства, мелкой пластики константинопольских, русских и западно-европейских мастеров. Среди них высокие образцы ХI — XII вв., «золотого века» новгородской торевтики, связанные с культурой византийского императорского дома, княжеского и владычного двора: древнейшие евхаристические сосуды, Малый и Большой сионы, кратиры.

Изделия ювелиров, резчиков по кости, камню, дереву периода монголо-татарского нашествия XIII — XIV вв. представлены немногими из сохранившихся предметов личного благочестия, знакомящими с местными особенностями миниатюрной пластики. Образцы уникальной храмовой утвари XIV-ХV вв. раскрывают смысл православного богослужения. Особого внимания заслуживает всемирно известный Софийский панагиар, исполненный новгородским ювелиром Иваном в 1435 г.

В экспозиции представлены также памятники, свидетельствующие об иноземных контактах средневекового Новгорода со странами византийского ареала и Западной Европы. Большой интерес вызывают костяной ларец-аворий константинопольской работы, оклады Евангелий, исполненные мастерами французского Лиможа, ларец, происходящий из Рейнской области, реликварий немецкой работы.

В Крестовой палате экспонируются произведения церемониального культового и светского искусства, позволяющие проследить тенденции в развитии золотого и серебряного дела Новгорода ХVI-ХVII вв.

Особый интерес вызывают изделия первой половины XVI в. с широким применением изящной скани, литыхутонченных рельефов, драгоценных камней — кабошонов. В экспозиции представлены искусно выполненные серебряные и золотые оклады напрестольных и наперсных крестов, наперсных икон из Софийского собора, Евангелия из Юрьева монастыря.

Среди экспонатов привлекает внимание панагия архиепископа Пимена с византийской камеей XI в., овальным синолойным резным образом в золотой оправе с деликатным вкраплением эмали и драгоценными сапфирами.

Предметы личного благочестия новгородских архиереев XV-XVI вв., атрибуты богослужения, происходящие из ризницы Софийского собора, заслуживают самой высокой оценки. Они отмечены богатой орнаментальной отделкой, высокой техничностью и художественным достоинством. Таковы посохи владык Геронтия и архиепископа Пимена, водосвятная чаша 1593 г., кадило 1586 г.

Церковные древности XVII в., поступившие из храмов и монастырей Новгорода, составляют наиболее многочисленную группу памятников, некогда наполнявших новгородские храмы. Высокий профессионализм новгородских чеканщиков и граверов демонстрируют кадила из Духова и Антониева монастырей, напрестольный крест работы Григория Лопкова 1690 г., софийские рипиды и панагия митрополита Макария, оклад большого складня «Святой Евфимий Вяжищский». Удивительно гармонично и торжественно блюдо 1659 г. для водоосвященного креста из Вяжищского монастыря. Логичное построение растительного орнамента, высота рельефа чеканки, четкость передачи декора в резном узоре, чистота отделки улавливаются в каждом произведении.

Интересны и важны работы эмальеров ХУII в. Это образцы православной утвари: большой потир из Софийского собора, оклады дорожных складней, Евангелия 1654 г., панагия из Георгиевского собора. Изделия ювелирной школы Новгорода в целом отличает богатый орнаментальный язык, устойчивые сочетания оттенков эмали, наличие вкладных пространных надписей вязью.

  1. Памятник Тысячелетию России, 1862 г. — в 1862 году предстояло празднование 1000-летнего юбилея России, памятник «Тысячелетию России» решили установить именно в Новгороде, признавая тем самым его ключевую роль в создании Российского государства.

Идея открытия памятника принадлежала Александру II и была поддержана историками. В 1862 году предстояло празднование 1000-летнего юбилея России, памятник «Тысячелетию России» решили установить именно в Новгороде, признавая тем самым его ключевую роль в создании Российского государства.

«Памятник Тысячелетию Российской Государственности» — первое произведение Михаила Микешина, в то время еще никому неизвестного выпускника Императорской Академии Художеств. Многочисленные фигуры, фризы, решетка и фонари были отлиты в столице.

Торжественное открытие памятника состоялось 8 сентября 1862 года. На церемонии присутствовали император Александр II с наследником и члены Императорского дома. Тогда на несколько дней Новгород вновь стал центром политической жизни России, ее столицей.

Памятник был поставлен на площади между Софийским собором и Присутственными местами. Его высота (более 15 метров) и масштабность форм позволили выдержать соседство с древними и более современными архитектурными сооружениями. Общее решение, признанное удачным всеми без исключения, состояло в том, что силуэт памятника ассоциировался с двумя важными символами российской и новгородской истории — атрибутом царской власти шапкой Мономаха и вечевым колоколом. Деление монумента на три уровня позволило перевести на язык скульптуры знаменитую формулу официальной доктрины того времени: «Православие, самодержавие, народность».

В верхней части Ангел, олицетворяющий православие, благословляет коленопреклоненную женщину — Россию.

Второй уровень состоит из шести групп, каждая из которых представляет один из этапов развития российской государственности: от Рюрика на южной стороне до Петра I — на северной.

Лента горельефа, идущая по кругу внизу, вмещает в себя всю историю России. 109 фигур фриза были утверждены государем. Фигуры объединены в группы: государственные деятели, военные и герои, деятели культуры, просветители.

Судьба «Памятника Тысячелетию Российской Государственности» знаменательна. В годы Второй Мировой войны, когда Новгород оказался оккупирован фашистами, в разрушенный Кремль была подведена узкоколейка, а демонтированные фигуры и рельефы памятника начали готовить к отправке в Германию. Вошедшие в Кремль советские воины обнаружили полузасыпанные снегом фрагменты памятника. 7 ноября 1944 года, после реставрации, памятник был вновь открыт.

У памятника «Тысячелетию России» состоялось театрализованное представление, приуроченное к 1150-летию Российской Государственности.

  1. Софийская звонница, XV-XVIII вв. — грандиозное сооружение с колоколами, которое возвышается над Кремлем в виде стены с пятью пролетами в верхней части.

Это грандиозное сооружение возвышается над Кремлем в виде стены с пятью пролетами в верхней части. Этот тип сооружений был изобретен при новгородском архиепископе Евфимии II и повторен на Руси затем лишь дважды. У подножия звонницы — пять старинных монументальных колоколов, наверху же висят колокола современного литья. Каждый день их звон разносится далеко над городом.

Первые сведения о сохранившемся здании звонницы относятся к 1437 году, когда весенний разлив реки Волхова обрушил это сооружение. Через два года архиепископ Евфимий II на старом месте соорудил новую звонницу.

Она неоднократно перестраивалась, и лишь архитектурно-археологические исследования и изображения на древних иконах дают возможность представить ее первоначальный облик. Но любые перестройки не меняли сущности этого сооружения как «главных звонов» Новгорода.

Некогда Софийские звоны были слышны за 50 верст и отличались особой мелодичностью. Именно эти звоны навсегда запомнились великому композитору Сергею Рахманинову, родившемуся на Новгородчине. Увы, сегодня колокола стоят на земле. Во время Великой Отечественной войны их пытались эвакуировать на барже, но в двигатель судна попал снаряд — попытка эвакуации не удалась, колокола были повреждены. Но не исключено, что однажды их звон снова раздастся над Новгородом: недавно открытая технология позволяет «лечить» эти уникальные инструменты.

Сейчас в Софийской звоннице находится выставка «Древние колокола Великого Новгорода», на которой представлено 14 колоколов. Самый большой из них весит более 20 пудов (около 320 кг), а самый маленький — более 1,5 пуда (около 24 кг). Расположенная в Звоннице смотровая площадка открыта для посещения в теплое время года ежедневно. С нее открывается впечатляющая панорама на Великий Новгород.

Колокол, подаренный Дмитрием Медведевым к 1150-летию Великого Новгорода, поднят на Софийскую звонницу.

  1. Церковь Андрея стратилата, конец XV-XVII вв. — церковь появилась в юго-восточной части Кремля в конце XV в. на фундаменте лестничной башни прежде гигантского собора Бориса и Глеба, построенного купцом Сотко Сытничем, прототипом известного новгородского былинного героя Садко.

Церковь Андрея Стратилата появилась в юго-восточной части Кремля в конце XV в. на фундаменте лестничной башни прежде гигантского собора Бориса и Глеба, построенного купцом Сотко Сытничем, прототипом известного новгородского былинного героя Садко.

Церковь Андрея Стратилата перекрыта крышей на два ската, на которую поставлена небольшая главка, над фронтоном западного фасада возвышается однопролетная звонница. Внутри храма сохранились фрагменты фресковых росписей XVI в.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *