Софийский собор в полоцке

Шпоры по истории искусств / 32.Софийские соборы в Киеве,

32.Софийские соборы в Киеве,

Новгороде и Полоцке

СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В КИЕВЕ

Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строитель­ством Ярослава Мудрого в стольном граде Киеве. В конце 30-х — начале 50-х гг. XI столетия по указанию ве­ликого князя киевского был возведён самый величественный и знамени­тый из всех русских храмов — собор Святой Софии (что значит Премуд­рости Божьей). Впрочем, это и са-

УСТРОЙСТВО КРЕСТОВО-КУПОЛЬНОГО ХРАМА

В Древнерусском государстве получила распростране­ние крестово-купольная композиция в строительстве ка­менных храмов. Над храмовым зданием сооружали главный купол, с которым могло соседствовать от че­тырёх до двенадцати меньших куполов. Эту централь­ную «главу» поддерживал барабан со световыми ок­нами, опиравшийся на четыре главных столба, находящихся внутри храма. Таким образом, прямо­угольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма — подкупольное пространство между че­тырьмя главными столбами.

Главные и прочие столбы делили храм на нефы — галереи, идущие от входа к алтарю, межрядовые про­странства. Нефов, как правило, было три или пять. С восточной стороны в храме располагался алтарь, где происходила наиболее важная часть христианского богослужения. В области алтаря церковная стена выдавалась полукруглыми выступами — апсидами. Полукруглые покрытия церковных сводов называ­лись закомарами. Вход в церковь был в западной части храма. Над ним древнерусские зодчие строили хоры — верхнюю открытую галерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые люди: князь, его семья и приближённые.

Самый грандиозный из всех известных в наше время соборов византий­ской художественной традиции.

Для архитектуры собора Святой Софии в Киеве характерны триумфальность и праздничность, свя­занные с утверждением авторитета князя и могущества молодого госу­дарства.

Огромный пятинефный собор с большими хорами-«палатами», свет­лыми и широкими, имел купол с не­обычным взлётом в самом центре, перед алтарём, где сияют древние мозаики на мерцающем золотом фоне. В XI в. Софийский собор был тринадцатикупольным, но позднее подвергся серьезной перестройке, и число куполов уменьшилось. Число глав (куполов) церковного здания в древнерусской архитектуре было исполнено глубокого символиче­ского смысла. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Четыре главы, ближайшие к центральной, напо­минали о четырёх евангелистах: Матфее, Марке, Луке и Иоанне. Про­странство под сенью главного купо­ла представляет собой описанный арками огромный крест. Христос Вседержитель расположен в куполе горнего Неба, словно в необъятной дали, а в алтаре, на стене централь­ной апсиды, — сосредоточенная и строгая фигура Богоматери. Её руки вознесены высоко вверх в непре­станном молении. Вишнёвый цвет Её одеяния — мафория, окутываю­щего Её голову и плечи, символизи­ровал страдание.

Если древние фрески едва-едва проступают на стенах собора, то мозаики (изображения или узоры, выполненные из цветного непро­зрачного стекла — смальты) так же ярки, как и много веков назад. Ими украшены главные части храма: купол как символ Церкви Небесной и алтарь — символ Церкви земной. Здесь, в алтаре, совершается вели­кое таинство: двумя рядами идут к Христу апостолы, их шаг мерен, ко­ренастые фигуры исполнены внут­ренней энергии, руки с распростёр­тыми пальцами застыли в жесте прошения; огромные глаза обраще­ны к Христу. Как много света в красках мозаичных апостольских одеяний! Они ждут причастия (греч. «евхаристия») — таинства соедине­ния с Христом, обновления внутрен­ней духовной жизни Его Кровью и Телом, претворившимися из хлеба и вина. А в нижнем ряду мозаичных изображений, открывающемся в проёмах предалтарной преграды, даны образы великих Отцов и Учи­телей древней Церкви.

СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ ВЕЛИКОМ

На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Руси после Киева. Этот го­род славился многолюдностью и богатством. Киевские князья «сажа­ли» на новгородский престол своих старших сыновей. Вплоть до середи­ны XII в. княжеская власть в Новго­роде располагала немалыми права­ми; новгородский князь, используя неисчислимые богатства города, мог возводить огромные величествен­ные храмы.

В 1045—1050 гг. повелением кня­зя Владимира Ярославича, «поса­женного» в Новгороде отцом Яро­славом Мудрым, возвели один из самых известных соборов Древней Руси — Софию Новгородскую. «Где Святая София, там и Новгород», —любили говорить в старину новго­родцы. Храм стал символом города, и даже в бой новгородские ратни­ки ходили с кличем: «За Святую Со­фию!».

Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и камня, и, хо­тя кладка грубее и проще, чем в Ки­еве, все арки и своды сооружены в традиционной для того времени манере «с утопленным рядом» (см. статью «Киевская архитектура»).

Тринадцать куполов Софии Киев­ской как бы постепенно, от господ­ствующей центральной главы к бо­ковым, переходят в основной храмовый объём. Новгородский храм выглядит суровее, монумен­тальнее и компактнее. Пять его мощ­ных куполов высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него, Стены Софии Киевской «дышат», наступая на зрителя и отступая от него, создавая гармонию ниш, окон, полукружий и малых куполов. Внеш­ний облик северного Софийского собора гораздо строже, его стены массивны, почти лишены выступов и лишь изредка прорезаются узкими окнами. В интерьере (внутреннем пространстве) новгородского храма нет единства, рождающегося из вза­имосоответствия всех элементов конструкции общему принципу своеобразного «перетекания» пространств, которое присутствует в киевских храмах. Внутреннее ар­хитектурное убранство Софии Нов­городской создаёт впечатление не­обычайной энергии вертикального движения: собор в полтора раза вы­ше Софии Киевской, арки удлинены, крупные высокие столбы «прореза­ют» внутрихрамовое пространство, разделяя его на гранёные кубиче­ские зоны.

Таким образом, Новгород являет самобытный вариант православно­го храма, в меньшей степени, чем в Киеве, связанный с воплощением византийского архитектурного соз­нания, но по выразительности и ла­коничности родственный характеру северной природы.

В XI в. София Новгородская воз­вышалась громадой розоватой плинфы над невысокими деревянными палатами. Фасад украшали бронзовые врата немецкой работы, попавшие в Новгород в 1187 г. как трофей. Собор изнутри был расписан фресками, от которых до нашего времени дошли лишь немногочисленные фрагмен­ты: изображение святых Константи­на и Елены, пророков, а также неко­торые другие. Позднее храм был оштукатурен, и белые стены его ста­ли в ещё большей степени воспри­ниматься как сплошной, непроница­емый, плотный массив, создающий впечатление бесстрастной и вели­чественной простоты. Один из сов­ременных историков новгородской архитектуры писал: «Даже в наши дни среди многоэтажной застройки Софийский собор не утратил гла­венствующего значения в архитекту­ре Новгорода».

Во время Великой Отечествен­ной войны (1941 —1945 гг.) храм по­страдал от артиллерийского обстре­ла и был разграблен оккупантами. В послевоенное время его отреставри­ровали с любовью и старанием, но, к сожалению, многие драгоценные фрески погибли безвозвратно.

Те же мастера, что строили Софию Киевскую, принимали участие в строительстве Софийского собора в Новгороде, сооруженного в 1045–1050 гг. при князе Владимире Ярославиче в центре кремля. Но Новгородская София проще и лаконичнее по своим формам, как бы сродни новгородскому духу. Это 5-, а не 13-купольный, пятинефный храм, с широкой галереей и лишь одной лестничной башней. Строже и монолитнее не только ее экстерьер, поражающий благородством своих мощных форм, но и интерьер, скромнее его убранство, в котором не было ни мозаик, ни мрамора, ни шифера. Иной и строительный материал: вместо тонкой изящной плинфы используется местный грубый известняк. Кирпич использован лишь в сводах и арках. Во многом близок Новгородской Софии также пятинефный Софийский собор в Полоцке (середина XI в.), техника кладки которого аналогична киевской. Сильно перестроенная со временем. Полоцкая София сейчас успешно изучается исследователями.

СОФИЙСКИЙ СОБОР В ПОЛОЦКЕ

Софийский собор (белор. Сафійскі збор) — кафедральный собор города Полоцка, построен между 1030—1060 годами. Строительство связано с переносом центра города со старого городища.

Оригинальное здание собора не сохранилось, остались его руины: остатки нижних стен и столпов, и апсид высотой около 11 метров. Архитектурное решение полоцкого Софийского собора повторяет одноимённые храмы Киева и Новгорода. Это был пятинефный крестово-купольный храм с княжескими хорами, с выделенной алтарной частью в центральной апсиде с синтроном, с куполом диаметром 5,85 метра.

К храму прилегали пристройки: крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. По летописям, можно предположительно сказать, что храм имел 7 глав. 4 купола располагались симметрично от главного, а крещальня и лестничная башня имели свои главы, что создавало свой композиционный образ общего вида. Главные отличия от Киева и Новгорода, это отсутствие галерей. Храм имел 3 апсиды, а не 5 апсид. Княжеские хоры открывались в центральное помещение двойными арками, опирающиеся на 1 промежуточный столб.

Храм был расписан только фресками, также как и в Новгороде, а в Киеве в свою очередь был синтез фресковой и мозаичной декоративной отделки храма. Строительством этого храма занималась киевская артель, которая была послана из Константинополя. Доказательством служит, что строительство в Полоцке прекратилось, также как и на территории всей Киевской Руси. Главная идея храма это вхождение Руси во Вселенскую церковь, единство визуального образа и подобия Софийского Собора Константинополя, и символ единства княжеской власти, по образу регалий власти Византии.

Униатский период

После возврата Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году собор перешёл к униатам. После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.

11 июля 1705 года, во время Северной войны 1700—1721 годов, собор был закрыт российской армией. Об этом событии сообщает Витебская летопись

Согласно польскому историку XVIII века Духинскому и некоторым другим источникам (польск. Duchinski), пьяный Пётр I вторгся вместе с солдатами в Собор Св. Софии в Полоцке, принадлежавший униатам, где хранились мощи Иосафата Кунцевича. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда васильяне отказались их дать, лично убил настоятеля и четырех монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. В храме по приказу Пётр I разместили пороховой склад. В 1710 году пороховой склад взорвался (по версии — при отходе русских войск), после чего храм пролежал в руинах до 1738 года.

Восстановление и последующая история

Восстановление собора осуществил архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на месте Софийского собора была возведена двухбашенная базилика в стиле барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм был осквернён французскими войсками, которые использовали его как конюшню.

В 1839 году собор был возвращён православным. В 1911-1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.

Полоцк. Часть 1: собор Святой Софии

Полоцк — древнейший город Белоруссии (862 год), а может и всей Руси. В 9-10 веках — столица кривичей, самого крупного из восточно-славянских народов, чьи земли простирались от Смоленска до Пскова (точнее, Изборска). Его история очень сложна и противоречива, самые яркие ее события происходили более 1000 лет назад, когда во всей Руси не было ни единой каменной постройки, и поэтому являются ныне не более чем гипотезами. Возможно, Полоцк был мощной крепостью уже в 5-6 веках, а Балтийское море на самом деле транскрипция «Полоцкое море». Возможно, здесь еще до призвания Рюрика существовало централизованное государство, которым правил другой варяжский род. О колонизации Полоцка Киевом помимо реальной истории существует и легендарная, но придуманная еще до нашествия монголов. Здесь сложно понять, где факты, где гипотезы, где легенды.
На первый взгляд, Полоцк сохранил лишь осколки былого величия. В январе 2007 года, когда я был здесь прошлый раз (а это кстати первый город Беларуси, который я видел), он меня не слишком впечатлил — но лишь потому, что я не знал его истории. Вникнув в эту историю поглубже, в Полоцке начинаешь видеть чудеса за каждым камнем. Мой рассказ об этом городе будет состоять из трех частей: центр, Софийский собор и Спасо-Ефросиньин монастырь. Начнём с Софии Полоцкой, и здесь же я попробую рассказать о древней истории Полоцка.

Софийский собор расположен слегка на отшибе — в конце Нижне-Покровской улицы (бывшая улица Ленина), являющейся фактически набережной Западной Двины. На этой же улице много всего интересного, и ее стоит пройти из конца в конец, что я и делал в оба приезда. А вот со стороны центра идти к собору не очень удобно, найти путь от Софии к главной площади легче, чем наоборот. На вводном кадре — вид собора с Нижне-Покровской улицы:
История Полоцка буквально теряется в глубине веков. В «Повести временных лет» он упоминается под 862 годом в связи с призванием варягов, как и еще десяток древнерусских городов: Киев, Новгород, Изборск, Белоозеро, Ростов, Муром. Но все эти города старше минимум на 2-3 века и известны по европейским и арабским хроникам. В книге «Деяния данов», 16-томном труде по истории датских викингов, написанном в конце 12 века Саксоном Грамматиком, есть глава «Не сила города берёт», в которой повествуется, как конунг Фродо Первый (а имя-то какое!) хитростью взял город Палтиски — крепость была не по зубам даже викингам, и хитрый Фродо мастерски сымитировал свою гибель в бою, после чего во время пира в Палтиски пробрались лазутчики, убили князя Веспасия и открыли ворота для варяжской дружины. Датами этот эпизод не снабжен, но из родословной Фродо Первого можно сделать вывод, что все это происходило около 1500 лет назад. В то же время, несложно представить, на каком уровне была историография в 12 веке, так что совсем не факт, что этот Фродо Первый вообще был, не говоря уж о датировке. Тем более не факт, что Палтиски — это Полоцк, хотя если так — получается даже интереснее: ведь это значит, что название Балтийского моря — переиначенное Полоцкое море.
Более достоверно то, что земли Полоцкого княжества населяли кривичи — один из крупнейших и древнейших восточно-славянских племенных союзов. Кривичами были основаны Изборск, Полоцк и Смоленск. Почти все древнейшие русские города (кроме Мурома, Ростова и Ужгорода) находились на периферии кривичской земли. Интересно, что в латышском языке русских по-прежнему неофициально называют «криевас», а Россию — Криевия. Полоцкое княжество, ставшее государством кривичей, располагалось в верховьях Днепра и Западной Двины, которые сами по себе образовывали «путь из варяг в греки» — причем более прямой и короткий, чем через Новгород. Есть гипотеза, что именно Полоцкое княжество, полумифическая Криевия была первым централизованным восточно-славянским государством, расцвет которого пришелся на «тёмные века», а упадок в 9-10 веках сопровождался усилением вассалов — таких как Новгород и Чернигов. Главным врагом Полоцкого княжества были викинги, постоянно пытавшиеся отвоевать балтийское побережье, и не было ли призвание варягов в Новгород заключением союза против Полоцка? Всё это лишь не подтвержденные предположения — об истории Руси до 862 года известно катастрофически мало.
На холме перед входом с Софийский собор лежит Борисов камень — ледниковый валун около двух метров в поперечнике. Борисовы камни с выбитыми на них крестами и надписями 12 века — одни из интереснейших памятников Полоцкой Руси. Это были межевые камни князя Бориса, то есть что-то вроде пограничных столбиков. Примерно то, перед чем в былинах чесал репу Илья Муромец:

(2007)
В советское время «святые камни» (даже просто отмеченные крестами) разрушались еще активнее, чем церкви. Сколько Борисовых камней было, я не знаю, но сохранилось всего четыре. Один в Полоцке, второй в городке Друя на границе с Латвией, третий в деревне Камено (север Минской области), а четвертый в 1888 году был вывезен в Москву и ныне его можно видеть в Коломенском — причем он совсем небольшой:
До 980 (или 978) года Полоцким княжеством правила своя династия, не имевшая отношения к Рюриковичам, и по одной из версий основанная другими варягами. Последним князем был Рогволд, к чьей дочери Рогнеде сватался Владимир. Имя князя происходит то ли от славянского «владеющий рогом» (то есть скипетром — «власть имущий»), то ли от варяжского Рёнгвальд. Вообще, в Полоцкой земле были особые имена вплоть до 12 века — Всеслав, Брячеслав, Предслава и т.д. История о том, как прервался княжеский род, хорошо известна: Владимир посватался к Рогнеде, получил отказ (так как законным наследником киевского престол был Ярополк), одолел Ярополка в междоусобной войне и вернулся в Полоцк уже великим князем, где убил Рогволда и насильно взял Рогнеду в жены, а в 987 году сослал вместе с малолетним сыном Изяславом в Заславль, откуда Рогнеда вернулась в Полоцк, а с Изяслава началась полоцкая ветвь Рюриковичей.
(мост через Двину, с которого тоже отличные виды на собор)
Эта история еще в домонгольские времена оформилась в легенду, впервые записанную в 1128 году. Здесь Владимир полюбил Рогнеду, а Рогнеда отказала ему со словами «не буду рабича розувати» — «не желаю за сыном раба ухаживать» (ведь Владимир был незаконнорожденным сыном Святослава от ключницы Малуши). Владимир победил Ярополка чуть ли не чтобы заполучить Рогнеду, в Полоцке сначала изнасиловал ее на глазах у Рогволда, которого убил только после этого. И в Заславль ее сослал не потому, что крестился и с многоженством надо было завязывать (естественно, в пользу византийской принцессы), а потому, что все эти годы он Рогнеду может и любил, но она-то его ненавидела и в 987 году попыталась убить. В упомянутой легенде говорится, что Владимир взял меч и велел Рогнеде наряжаться в лучшее платье — мне страшно представить, что он собирался с ней сделать… но за мать вступился 8-летний сын Изяслав, зачатый в том самом изнасиловании на глазах Рогволда. Мальчик, угрожавший князю его же мечом, видимо стал последней каплей, и князь выслал проклятых аборигенов в дальнюю резиденцию Изяславль (в честь сына и названную). Это конечно легенда, но факт в том, что вскоре постаревшая Рогнеда и повзрослевший Изяслав вернулись в Полоцк.
(иезуитский коллегиум начала 18 века и кирха конца 19 века).
В Полоцке же в период отсутствия Рогнеды тоже не скучали: в 986 году здесь обосновал варяжский миссионер Торвальд Кондрассон, более известный как Торвальд Путешественник — родившись в Исландии, он служил в Дании, Норвегии, Англии, неудачно пытался крестить родную Исландию (закончилось все конфликтом с язычниками, одного из которых он убил — после чего уже не мог проповедовать), жил в Иерусалиме и Константинополе, откуда был командирован на Русь с миссионерской целью. В Полоцке им был основан монастырь, здесь же Кондранссон и умер в 1002 году — и вероятно, что именно он крестил Полоцк. Кроме того, есть версия, что Торвальд (Турволд) основал Туров — древнее сердце Полесья.
(Курган Славы за Двиной)
С середины 11 века Полоцкое княжество вновь отпало от Киевской Руси, достигнув расцвета при Всеславе Чародее (правил в 1044-1100 годах), которого современники считали колдуном и чуть ли не оборотнем — этакий Волх Всеславич, превращавшийся то в сокола, то в тура. В 1065 году Всеслав начал войну за Киев с тремя сыновьями Ярослава Мудрого, в 1067 году был разбит в битве на Немиге (в связи с чем впервые упоминается Минск), полгода (1068-69) провел в темнице-срубе (то есть постройке без дверей, которая строилась прямо вокруг заключенного), а затем в Киеве случилось восстание против Ярославичей, и Всеслав на полгода таки стал Киевским князем. Затем Ярославичи вернулись с поддержкой Польши, и Всеслав решил благоразумно уйти. В родном княжестве он правил свободно, и Полоцк достиг расцвета, после которого начался упадок и дробление. Последний князь Брячеслав выдал свою дочь Александру в 1239 году за Александра Невского. В 1248 году Полоцк вошел в Литовское государство (первым князем был Товтивилл), и окончательно утратил самостоятельность в 1386 году (со смертью князя Скиргайло Ольгердовича). Но это, как говорится, совсем другая история, которую я расскажу в следующей части.
Три деревянных Софийских собора были заложены в год Крещения Руси в трех главных городах: Киеве, Новгороде и Полоцке. Посвящение они получили в честь Софийского собора в Константинополе. София, если кто не знает — в данном случае не имя, а греческое слово «мудрость». Полное название так и звучит: собор Софии Премудрости Божьей. В середине 11 века, по случаю победы над печенегами соборы начали перестраивать в камне. В 1037 году была освящена новая Киевская София, в 1050 — Новгородская, а в 1067 — Полоцкая. Судьбы трех храмов сложились по-разному, и ныне Полоцкая София выглядит так:
Это типичный белорусский храм в стиле виленского барокко. Построил его в 1738-50 годах сам Иоганн Глаубиц, и София считается его шедевром. Предыдущее здание было разрушено в Северную войну (как — расскажу чуть позже), но и оно было не изначальным. Первый раз собор был сильно перестроен в 15 веке, став храмом-крепостью. В 1596 году собор передали униатам, а в 1602 он был разрушен пожаром и восстановлен к 1618 году униатским епископом Иосафатом Кунцевичем (позднее убитом повстанцами в Витебске, так как несколько перегнул палку в насаждении греко-католичества). То есть, к Северной войне Полоцкая София уже не была древнерусским храмом. К чему я подробно на этом останавливаюсь? Дело в том, что в разрушении ДРЕВНЕЙ Софии традиционно обвиняют Петра Первого.
А дело было так: в 1705 году русские войска вошли в союзнический Полоцк, и в соборе случился конфликт между Петром и монахами-базилианами. Поляки говорят, что пьяная скотина Петрище нажрался вхлам, вломился в собор, попытался надругаться над мощами Кунцевича и лично поубивал вступившихся за святыню монахов. Наши же говорят, что Петр просто пришел в собор, и поинтересовался у базилиан, чьи это мощи, на что те ответили: это Иосафат Кунцевич, убитый еретиками (то есть православными). Петр разозлился и приказал монахов арестовать, они оказали сопротивление и были убиты при задержании. В документах сказано только, что причиной конфликта стал гнев Петра, спровоцированный дерзким поступком монахов.

Далее то ли в самом соборе, то ли в одной из ближайших построек был устроен пороховой склад, который вскоре рванул. Сейчас уже вряд ли кто-то наверняка скажет, насколько аутентичен был храм, уничтоженный этим взрывом, и насколько восстановимы были его руины.
Как бы то ни было, с 11 века уцелела только правая (если стоять ко входу лицом) апсида:
Это древнейшее здание в Белоруссии. Участок древней кладки с вмурованными валунами похож на кладку Коложской церкви в Гродно. Как это понимать? Я не архитектор и не искусствовед, поэтому не буду высказывать своих предположений.
Ныне в соборе музей с платным входом. Вестибюль отделен от зала плотными шторами, а зал очень величественен — интерьер в стиле «виленского барокко» работы Глаубица:
Вот только нет алтарей, стоявших не только в апсиде, но и у каждого столпа. Зато орган на месте:
В этом же зале и небольшая экспозиция. Католические (униатские) скульптуры:
Изразцы и прочая керамика:
Уже показанный макет Софии 11 века и камень с надписями:
А написано на нём «Давид, Тума, Микола, Копесь, Воришко» — примерно то же, что «Саня, Дима, Серый и братва». Кто они были, эти пятеро, жившие без малого тысячелетие назад? Что за историю скрывают эти надписи? У меня с трудом укладывается в голове, что и в те века жили ЛЮДИ — почти такие же, как мы.
А так изнутри выглядит древняя апсида:
Фрагменты кладки и росписей:
Древний пол на два метра ниже нынешнего — культурные слои… Купюры с трехзначными числами пусть не пугают: один российский рубль равен примерно 100 белорусским (плюс-минус 2-3), да еще и здесь нет металлической монеты.
Фрагменты древней штукатурки с остатками фресок:
Под залом собора — подвал с остатками кладки 11 века:
Основания столпов:
Кирпичи. Интересно, что означает пентаграмма и какого она века? То ли 11, то ли 21, со всеми промежуточными вариантами…
Осколки фресок:
Украшения и надписи:
А за деревянными опорами — Тьма Веков:
Но древностью история Полоцка не исчерпывается — это был важный город и в Великом княжестве Литовском, и в объединенной Речи Посполитой, и в губернской России. В следующей части — центр города и его польско-литовская история.
БЕЛАЯ РУСЬ-2011
Вступление.
Витебская область.
Глубокое. Родина «виленского барокко».
Полоцк. Софийский собор.
Полоцк. По центру.
Полоцк. Спасо-Ефросиньин монастырь.
Витебск. Задвинье.
Витебск. Улица Ленина.
Витебск. Старый город.
Орша.
Могилёвская область.
Могилёв. Площадь Ленина и Первомайская улица.
Могилёв. По улице Ленина к Ратуше.
Могилёв. Николаевский монастырь.
Бобруйск. По городу.
Бобруйск. Крепость.

История

Софийский собор в Полоцке – старинное сооружение с непростой судьбой. К сожалению, оригинальное здание собора, возведённое в середине одиннадцатого века, было разрушено во время Северной войны (война, длившаяся с 1700 по 1721 год между Швецией и коалицией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями), а затем собор был заново отстроен в восемнадцатом веке.

Оригинальное здание было построено по образу собора Святой Софии в Константинополе. О его строительстве распорядился князь полоцкий Всеслав Брячиславич, вошедший в историю под прозвищем «Всеслав Чародей». Софийский собор Полоцка стал культурным и религиозным центром, в нём находились библиотеки, архивы, казначейство, хранились религиозные святыни и размещалась княжеская усыпальница.

Во времена Великого княжества Литовского, этот собор был единственным православным храмом в городе. В 1596 году, после заключения Брестской церковной унии, храм передан униатской церкви. В семнадцатом веке Софийский собор несколько раз переживал страшные пожары, но был реставрирован и перестроен. Во время Северной войны в соборе был размещён склад амуниции, по приказу Петра. Согласно одной из версий, царь Петр требовал у служителей ключи от «царских врат». А когда они отказались, то в гневе убил настоятеля и четырёх монахов. После этого Петр хотел передать храм православным, но они отказались, опасаясь мести со стороны униатов. Тогда собор и было решено использовать под склад. Увы, взрыв этого склада и стал для старинной постройки фатальным. От оригинального здания на сегодняшний день остались лишь кладка, фундамент и фрески. В семнадцатом веке здание полоцкого собора было построено заново и на сей раз в стиле виленского барокко.

Во время войны 1812 года, когда Полоцк заняли французы, здание собора использовали под конюшни. В начале 20 века в храме был проведён капитальный ремонт. Советская власть признала архитектурную и историческую ценность Софийского собора. Поэтому церковь там закрыли, но само здание использовали как краеведческий музей.

Пусть оригинальное старинное здание собора не сохранилось, но он поражает красотой и величием и в наши дни! Собор расположен на живописном берегу Западной Двины. Здесь проходят богослужения, проводят экскурсии и концерты органной музыки. Внутри здания собора вас ждут великолепные барочные колонны, лепные украшения, барельефное изображение Троицы Новозаветной и даже фреска со старинной копией «Тайной Вечерии» Леонардо да Винчи.

Туристы чаще всего приезжают в Полоцк из Витебска. Если вы планируете осмотреть все достопримечательности этих городов, рекомендуем остановиться на несколько дней в любой из гостиниц Витебска.

Рядом есть агроусадьбы!
Посмотрите все варианты размещения в нашем каталоге агроусадеб, коттеджей и баз отдыха. Природа, гостеприимство и национальная кухня!

Софийский собор (Полоцк)

У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. У этого термина существуют и другие значения, см. Полоцкий собор.

Православный собор
Собор Софии Премудрости Божией

Софийский собор
55°29′09″ с. ш. 28°45′30″ в. д.HGЯOL
Страна Белоруссия Белоруссия
Город Полоцк
Конфессия Православие
Епархия Полоцкая епархия
Тип здания Собор
Архитектурный стиль виленское барокко
Архитектор Иоганн Кристоф Глаубиц
Дата основания 1740
Строительство 1030—1060 годы
Основные даты
1710 — взрыв порохового склада, разрушивший собор
1738—1750 — восстановление собора из руин
Состояние музей и концертный зал, один раз в год 5 июня, в день памяти св. Евфросиньи Полоцкой, проходит православное богослужение
Софийский собор на Викискладе
Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь, код 210Г000606

Софи́йский собор (белор. Сафійскі сабор) — памятник архитектуры XI—XVIII веков, самая первая каменная постройка на территории Белоруссии.

Возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии. До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. В таком виде сохранился до нашего времени.

Богослужение в Софийском соборе было прекращено в 20-е годы XX века. С конца 1969 до 1983 года в соборе проводились реставрационные работы (автор проекта — белорусский архитектор Валерий Слюнченко) и архитектурно-археологические исследования под руководством кандидата искусствоведения Валентина Булкина. После их окончания был открыт музей истории архитектуры Софийского собора и концертный зал камерной и органной музыки.

Униатский период

После возврата Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году собор перешёл к униатам. После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.

Закрытие и взрыв собора

В 1705 году, во время Северной войны 1700—1721 годов, произошел визит в собор царя Петра I.

Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому, Пётр вторгся в принадлежавший униатам собор, где хранились мощи Иосафата Кунцевича, пьяным и с солдатами. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. Об этом событии кратко сообщает Витебская летопись: Eodem anno , mense Iulli 11 die in ecclesia S. Sofiae ipse occidit 4 basilianos in Polocia («В том же году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам убил 4 базилиан в Полоцке»).

По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками. Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА, сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов».

11 июля 1705 года, после инцидента, собор был закрыт российской армией. Первоначально Пётр I намеревался передать собор православной общине, но она отказалась принять его, опасаясь, что после ухода русских войск против них начнутся репрессии.

В притворе храма был размещен пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался, после чего Софийский собор был частично разрушен и пролежал в руинах до 1738 года.

Современное состояние

После восстановления в 1750 году собор стал представлять собой трёхнефную одноапсидную базилику, ориентированную на север. С южной стороны на высоту 50 м поднялись две симметричные башни. Перестроенный в стиле позднебелорусского или виленского барокко собор получил и новое решение интерьера. Кроме барочных колонн появилось много лепных украшений, фигурные карнизы и несколько непривычная цветовая гамма. Алтарная часть храма была отделена от центрального нефа высокой трёхъярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. Второй и первый ярусы были расписаны и украшены деревянной скульптурой. От росписей на алтарной преграде сохранились: копия известной фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Спас Нерукотворный.

Собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.

В концертном зале Софийского собора ежегодно в апреле и ноябре проходят фестивали старинной и современной камерной и органной музыки, самый знаменитый из них — фестиваль «Званы Сафіі», каждое воскресенье — концерты органной музыки в исполнении солистки концертного зала.

В Софийском соборе в Полоцке уже имели честь выступить такие органисты-виртуозы как Йоганн Труммер (Австрия), Пьер Живо (Франция), Вероника Вебер-Геркен (Германия).

Один раз в год, 5 июня, в день памяти св. Евфросиньи Полоцкой, проходит православное богослужение. Затем от Софийского собора до Спасо-Евфросиньевского монастыря проходит крестный ход.

В Софии Полоцкой выявлены надписи XI века. В фундаменте на большом плоском камне процарапаны имена людей, которые строили собор: «Довыдь, Тоума, Микуола», а также «Петьрь, Воришь».

> См. также

  • Архитектура Полоцкого княжества
  • Виленское барокко
  • Музей истории архитектуры Софийского собора (Полоцк)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *