Солнце земли русской

Солнце земли Русской

великий князь Александр Невский

(Библиографический список литературы)

Андрюшина С.В., зав. Православной библиотекой

храма Преображения Господня в Богородском

6 декабря Русская Православная Церковь отмечает память святого благоверного князя Александра Ярославича Невского, победителя в Невской битве (15 июля 1240 г.) и героя Ледового побоища (5 апреля 1242 г.). По мнению военных историков, князь Александр Ярославич проявил незаурядный полководческий талант и личное мужество, применив в бою такие тактические приёмы, как стремительность, внезапность, использование рельефа местности и даже погодных условий в пользу русского войска. Он изучал сильные и слабые стороны своих и вражеских войск, громил неприятеля по частям, активно применял разведку. Полководческое искусство князя Александра Невского было признано и в Золотой Орде. Став великим князем Владимирским, Александр Ярославич проявил себя и как политик-дипломат. Он прекратил набеги золотоордынцев на русские земли, добился, чтобы русские воины не участвовали в монгольских войнах с другими народами, укрепил великокняжескую власть.

По словам историка С.М. Соловьёва: «Соблюдение Русской земли от беды на Востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на Западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным лицом в нашей древней истории от Мономаха до Донского».

Итак, в сознании русского средневекового человека великий князь запечатлелся как защитник Святой Руси и поборник веры Православной. Именно перед Невскою битвой, по преданию, князь произнёс слова, ставшие девизом всей его жизни: «Не в силе Бог, а в правде». Первое изложение его жития появилось уже в том же XIII веке. Вероятнее всего, оно было написано по благословению Киевского митрополита Кирилла II и воле сына Александра Невского великого князя Димитрия Александровича.

Насколько велико было уважение народа к великому князю Александру, говорит следующий эпизод. Когда во время богослужения митрополиту Кириллу сообщили о смерти князя, он тотчас же обратился к присутствующим в соборе людям со словами: «Осиротели мы. Зашло Солнце земли Русской». И народ плакал вместе с ним.

С 1280 г. на Владимирской земле началось почитание Александра Ярославича как местночтимого святого. Общерусская канонизация святого князя состоялась на Соборе 1547 г. Тогда же была составлена служба новому святому и написано «Слово похвальное благоверному великому князю Александру, иже Невьский именуется, новому чюдотворцу, в нем же и о чюдесех его споведася». Канонизация военачальника, участвовавшего во многих сражениях, казалось бы не раз нарушавшего шестую заповедь Божию «Не убий», для средневекового человека, сознание которого было исключительно религиозно, значило чрезвычайно много. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15, 13), — сказано в Евангелии. Вся жизнь великого князя Александра Невского была отдана любви к Отечеству и любви к своему народу (как бы это ни трактовали с современных позиций). Иначе князя не только не канонизировали бы, но и не сохранили память о нём на долгие века.

В 1710 г. на берегу реки Невы был заложен Александро-Невский монастырь, ставший в 1797г. Лаврой. По повелению Петра I в 1724 г. мощи св. Александра Невского были перенесены из Владимирского Богородице-Рождественского монастыря в Александро-Невский монастырь. В 1725 г. Екатерина I, памятуя наказ своего венценосного супруга, учредила орден св. блгв. вел. кн. Александра Невского, который стал одной из высших наград Российской империи (вместе с орденом св. Андрея Первозванного и св. Екатерины). Этот орден просуществовал до 1917 г. В 1942 г. был учреждён советский орден Александра Невского, которым награждали командиров подразделений, частей, соединений за личную отвагу и обеспечение успешных военных действий. В настоящее время также существует орден Александра Невского, который по своей форме близок к дореволюционному варианту, но является общегражданским.

Почитание Александра Невского нельзя объяснить лишь только имперской идеологией Российской империи и Советского Союза.

В 2008 г. телеканалом «Россия» и телекомпанией ВиD был осуществлён проект «Имя России», где должны были определиться наиболее значимые для России персоналии. Телезрители и радиослушатели голосовали через Интернет за то или иное представляемое лицо. В результате голосования Имя России получил великий князь Александр Невский.

Для отечественной кинематографии личность Александра Невского по-прежнему остаётся чрезвычайно значимой. После знаменитого фильма режиссёра Сергея Эйзенштейна (1938 г.) «Александр Невский» в 1991 г. вышел на экраны фильм «Житие Александра Невского» режиссёра Георгия Кузнецова, а в 2008 г. — фильм Игоря Каленова «Александр. Невская битва». Думается, что может быть ещё не одно кинематографическое прочтение той эпохи и образа князя Александра Ярославича.

В 2020 г. предполагается празднование 800-летия со дня рождения великого князя Александра Ярославича Невского (по данным В.Н. Татищева князь родился 30 мая 1220 г.). Хотелось бы, чтобы память о великом русском воине сохранялась и далее.

Предлагаю познакомиться с литературой, посвящённой жизни великого князя Александра Невского и его деяниям. Основной акцент здесь сделан на духовную составляющую жизненного подвига великого князя. Список состоит из двух частей. Одна предназначена для взрослого читателя, другая — для подрастающего поколения, которому необходимо изучать историю своей страны.

Издания для взрослых

3.Александр Ярославич Невский // Славянская энциклопедия. Т. 1. — М.: Олма-пресс, 2001. — С. 18-19: ил.

4.Александр Ярославич (Невский) // Тысячелетие Российской империи. — Спб.: Весь. 2004. — С. 30-32.

7. Васильев Б.Л. Александр Невский: Роман. — М.: Вагриус, 2008. — 447 с.

9. Житие святого благоверного великого князя Александра Невского // Русские святые воины. — М., 1995. — С. 85-117: ил.

14. Князь Александр Ярославич Невский // История Российского государства. — Спб.: Александр ПРИНТ, 2002. — С. 72-77: ил.

16. Рыжов К.В. Александр Ярославич Невский // Рыжов К.В. Монархи России. — М.: Вече, 2005. — С. 68-73: ил.

17. Святые князья // История русской святости. — М., 2001. — С. 52-62: ил.

18. Сегень А.Ю. Александр Невский Солнце земли Русской. — М.: ИТРК, 2003. — 448 с. — (Б-ка ист. романа).

21.Субботин А.А. За землю Русскую: Роман. — М.: Воениздат, 1957. — 696 с.: 1 л.ил.

22.Толстой М.В. История Русской Церкви: Рассказы из ист. Рус. Церкви. — М.: Спб., 1991. — С. 109-118: ил.

24. Югов А.К. Ратоборцы. — Л.: Лениздат, 1983. — 478 с.

25.Юхнов С.М. Лазутчик Александра Невского. — М.: Эксмо, 2008. — 554 с. — (На службе государевой. Рус. рубеж).

26. Ян В.Г. Юность полководца: Повесть // Ян В.Г. К последнему морю. Юность полководца. — М.: Правда, 1981. — С. 309-522.

Издания для детей

1. Александр // Наши имена. Кн. 2. — М.: Росмэн, 2006. — С. 4-11: ил.

2. Александр Невский // Отвага и честь. — М.: Росмэн, 2007. — С. 7-17: ил.

3. Александр Невский // Православный мир. — М.: Круг чтения, 2004. — 162-164.

5. Баранов А.Г. Великий князь Александр Невский // Баранов А.Г. Наше родное. — М.: Паломник, 2005. — С. 21-24.

8. Кончаловская Н.П. Слово о побоище Ледовом // Кончаловская Н.П. Наша древняя столица. — М.: Дет. лит., 1966. — С. 21-27.

10. Крутогоров Ю.А. Александр Невский. — М.: Белый город, 2004. — 47 с.: ил. — (Ист. России).

13. Мосияш С. Александр Невский. — Л.: Дет. лит., 1982. — 272 с.

16. Тихомиров О. Слово о походах Александра Невского // Тихомиров О. На страже Руси. – М., 2005. – С. 4-33: ил.

17. Чудесное строение Русской земли. — М.: Фонд «Преображение», 1999. — С.18-20.

Памятные даты

12 сентября память о перенесении мощей св. Александра Невского в Александро-Невскую Лавру Санкт-Петербурга в 1724г.

6 декабря день памяти преставления великого князя Александра Ярославича (в схиме Алексия) в 1263 г.

В настоящее время появляются публикации, пересматривающие как ход военных действий, так и заслуги великого князя Александра Невского в деле обороны западных границ Руси и противодействия его насильственному окатоличиванию населения русских земель. См.: Данилевский И.Н. Ледовое побоище: смена образа // Отеч. записки. — 2004. — № 5; Нестеренко А.Н. Александр Невский: Кто победил в Ледовом побоище. — М.: Олма-пресс, 2006. — (Альтернативная история).

См.: Солнце земли Русской. — М., 2007. — С. 646.

«Повесть о житии Александра Ярославича Невского».

обзор-обсуждение

22 марта библиотекарь Аркульская ДБФ с ребятами из клуба «Читайка» провела обзор-обсуждение, посвященное 800-летнему юбилею Александра Невского и Дню православной книги.

Заведующая Аркульской ДБФ Сычева В.Н. представила читателям духовно – просветительное издание «Святой благоверный великий князь Александр Невский», книгу А. Соколова «Святой витязь земли русской» и Е. Поселянина «Святые вожди земли русской».

Ребята с интересом и вниманием слушали рассказ о детстве князя Александра, о том, как несчастия Руси определили направления его жизни, о его ратных подвигах во имя сохранения Родины. Александр Невский считался любимым князем духовенства, покровителем православной церкви, являлся талантливым дипломатом и полководцем.

Дети активно поддерживали разговор о великих людях Руси православной: Александре Невском и победе его в Ледовом побоище, о великом князе Дмитрии Донском и битве на Куликовом поле, их мужестве и стойкости на поле брани, мудрости и военных талантах. Мероприятие получилось интересным, познавательным, порадовали исторические знания ребят.

Валентина Николаевна пригласила читателей в детскую библиотеку для знакомства с выставкой книг «Берегите Россию», её раздел «Святая Отчизна» посвящен святым земли Русской.

Зав. Аркульской ДБФ
Сычева В. Н.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса — Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

Деяния этих людей пережили их самих. Возможно, они даже не подозревали, как их свершения скажутся в будущем. Мы сделали подборку самых узнаваемых русских святых.

Князь Владимир (960-1015), равноапостольный

Основной его заслугой считается крещение Руси. Именно поэтому князь был прославлен в лике равноапостольных — честь немалая. Крестив страну, он тем самым ввёл её в круг великих европейских держав. Взяв Херсонес и укрепившись в Крыму, Владимир угрожал величайшей дер­жаве мира — Византии. И принял крещение от побеждённых. Это сформировало русскую государственность как таковую. Принятие византийской традиции определило всё последующее развитие и политики, и экономики, и культуры.

Читайте также: «Не казню — греха боюсь». За что князя Владимира прозвали Красным Солнышком

Князь Александр Невский (1220-1263), чудотворец

Не проиграл ни одной битвы. Добился облегчения зависимости Руси от Орды. Использовал союз с Ордой для устрашения шведов и рыцарей Тевтон­ского ордена. Но главной его заслугой следует считать иное. В крайне тяжёлое время он сумел сохранить то, что осталось от «Золотой Руси», создав из осколков и ошмётков разорённой татарами территории основу будущего национального государства.

Читайте также: Стратегия чуда. От имени Александра Невского трепетала вся Европа

Митрополит Алексий (1300-1378), святитель

В миру — Елевферий Бяконт. Сын родовитого боярина, он должен был пойти по военной части. Однако в 1320 г., в 19 лет, ушёл в монастырь. Впоследст­вии стал митрополитом. Был фактическим правителем Московского княжества при трёх князьях (Симеон Гордый, Иоанн Красный, Дмитрий Донской). Инициировал строительство первого Московского каменного Кремля, что дало городу имя Белокаменная. Его стараниями Москва вышла на первое место как «собирательница земли Русской». По большому счёту, Алексий сделал Москву столицей России.

Живописец Андрей Рублёв (1360-1428), преподобный

Создатель национального русского стиля в живописи, одной из вершин мировой культуры. Канон Андрея Рублёва долгое время считался обязательным для отечественной иконописи. На мировом рынке искусства по сей день наиболее ценными и популярными считаются русская икона и русский авангард. Надолго сформировал ощущение божественного в русском искусстве. Русский Бог — это не «молния от запада до востока», а тихий, ласковый свет, как в «Троице» Андрея Рублёва.

Читайте также: Образцовый художник. Жизнь и наследие Андрея Рублёва

Князь Ярослав Мудрый (978-1054), благоверный

При нём и при его непосредственном участии был составлен первый свод законов русского права, известный как «Русская Правда». Ярослав порвал с церковной зависимостью от Константинополя и впервые сам назначил русского митрополита. Основал первые школы при монастырях. Повелел «творити праздник святого Георгия», своего небесного покровителя, по всей Руси, после чего этот святой стал одним из символов нашей страны, — теперь он «прописан» в гербе Москвы, одноимённых орденах, медалях и ленте Победы.

Читайте также: Тайна мудрого Ярослава. Почему исчезли останки киевского князя?

Адмирал Фёдор Ушаков (1745-1817), святой праведный воин

Вот слова из его докладной записки: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность флота под моим началом на море, ни одно судно из оного флота не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался». Провёл 43 морские баталии, все завершились его победой. Перевернул представления о тактике морского боя как такового, стал родоначальником русской тактической школы военно-морского дела.

Читайте также: Свидание у Тендры. Как адмирал Ушаков излечил турок от гордыни

Святой великий князь Александр Невский. Битва на Чудском озере. Художник: Наталья Климова (Небесные Заступники. М.: Дар, 2012)

Сегодня исполняется 750 лет со дня праведной кончины святого благоверного великого князя Александра Невского. Он скончался 24 ноября (6 декабря по н.ст.) 1263 года, в Городце, возвращаясь из Орды, куда отправился в 1262 году, чтобы отмолить Русь от татарского нашествия за всенародное восстание против нетерпимого ордынского ига. Это ему удалось, но, к сожалению, это было последнее его деяние. На пути из Орды святой князь Александр Невский заболел и умер.

Существует мнение, что он был отравлен в Орде, потому что новый хан Берке, во-первых, не желал усиления Руси и опасался святого князя Александра, видя его собирательным центром русских сил; во-вторых, ненавидел всё, что было связано с его предшественником – ханом Батыем. А святой князь Александр ценой многих трудов и унижений смог установить с Батыем хорошие отношения, послужившие спасению Руси. За это ему и мог отомстить коварный Берке. К тому же, в отличие от терпимого язычника Батыя, Берке был мусульманином и стремился насадить ислам в России, что было сорвано восстанием 1262 года. Если эта версия верна, то святой благоверный князь Александр украсился и венцом мученичества как за русский народ, так и за Православную Церковь.

Святой благоверный князь Александр Невский, в схиме Алексий Перед кончиной он принял монашеский постриг с именем Алексий, присоединясь к тем самым ангельским силам, которые даровали ему победу в Невской битве и на Чудском озере. Само по себе это имя символично. Во-первых, оно означает «защитник» и сродно имени Александр – «защитник мужей». И святой князь Александр своим мечом защитил Русь и мужей русских от порабощения с Запада, а своим смирением – от конечной погибели с Востока. Во-вторых, оно связано с преподобным Алексием, человеком Божиим, некогда знатным юношей, который ради Христа обнищал и странствовал по миру, а потом неузнанным вернулся в свой дом. Нечуткость и глухота окружающих причинили праведнику много страданий в родном доме, прежде чем Господь украсил его славою по кончине его.

Во многом судьба святого князя Александра Невского сходна с судьбой Алексия, человека Божия. Вся его жизнь – войны, труды и скорби. К нему полностью приложимы слова, сказанные о Данииле Галицком: «Почнем же повесть о бесчисленных ратех, крамолех и мятежах». Ради Бога и народа Божия он не знал покоя, прошел Евразию от знойных песков Каракорума, где принужден был кланяться великому хану Гуюку, до ледяных скал северной Финляндии, где сражался со шведами в 1256 году. То он в бою со шведами, немцами и литовцами, то на пути в Орду – утолять дарами татарскую жадность и злобу. Он, не оставляя высоты княжества своего, духовно обнищал ради Христа и ежедневно готов был умереть за Православную Церковь и русский народ. И при этом – глухое непонимание со стороны своих же соотечественников и единоверцев, облагодетельствованных им.

Во всей глубине святой князь Александр познал людскую неблагодарность, когда гордые и кичливые новгородцы после Невской победы указали ему путь из Новгорода. Он смиренно ушел, а Новгород претерпел наказание за свою неблагодарность: немцы взяли вначале Изборск, а затем Псков предательским пособничеством немецкой партии. И лишь великие беды заставили этих жестоковыйных свободолюбцев поклониться святому князю, добывшему для них победу. И когда святой князь Александр побуждал новгородцев платить дань татарам, чтобы облегчить участь Русской земли, те ответили ему мятежом, и даже его сын Василий предал своего отца и присоединился к ним.

Далеко не все современники понимали князя. И это непонимание, глухая вражда к его святому имени продолжается до сего дня. Чрезвычайно показательна позиция одного из героев романа А.И. Солженицына «В круге первом»:

«– Александр Невский для меня – совсем не герой. И не святой. Так что это – не похвала.

Рубин стих и недоумело переглянулся с Нержиным.

– Чем же это тебе не угодил Александр Невский? – спросил Глеб.

– Тем, что он не допустил рыцарей в Азию, католичество – в Россию! Тем, что он был против Европы! – еще тяжело дышал, еще бушевал Сологдин».

Но прежде чем судить и бушевать, вдумаемся, а почему святой князь Александр был против Европы? Да потому, что он понимал одну простую вещь: Русская цивилизация и западная были несовместимы по своей сути. Если верховным правителем и символическим сувереном западных народов считался император Священной Римской империи, то русские люди молились за «греческого царя» – византийского императора. Если западные народы обязывались подданству «викарию Христа» и «святому Петру», то русские хранили послушание Константинопольскому патриарху – Вселенскому, сообразно его титулу, и, по словам Эпанагоги, «имеющему попечение о всей Вселенской Церкви».

Он понимал одну простую вещь: Русская цивилизация и западная были несовместимы по своей сути

Два вселенских параллельных «проекта» были несовместимы, поскольку, с одной стороны, внешне слишком близки, с другой – кардинально отличны друг от друга. Для православных в монашестве главное – молитва и созерцание, для католиков – внешняя мирская деятельность, в том числе и война. Для духовной элиты Запада – обращение прежде всего к интеллекту, а для духовных вождей Востока – преимущественное внимание к сердцу. Для католиков было характерно агрессивное, насильственное миссионерство, для православных – по преимуществу спокойная, мирная, ненасильственная проповедь. Другая отличительная черта западного мира – агрессивность и «восходящее властвование». Если и русский, и византийский мир жил истиной: «война стоит до мира», то западный жил в категориях перманентной, постоянной войны. Характерно, что сама идея борьбы за гроб Господень – не византийская, а чисто западная, к тому же возникшая после 1054 года.

Отличительная черта западного мира – агрессивность и «восходящее властвование»

Отличались Запад и Русь и по своим социальным характеристикам: русскому миру не было присуще то жесткое и устойчивое сословное, почти кастовое деление, которое характеризовало западный мир. Согласно исследованиям И.Я. Фроянова и других ученых, Киевская и монгольская Русь не знали феодализма в западном смысле этого слова. Если среди православных народов права крестьянства были хоть как-то защищены, то этого нельзя сказать о Западной Европе: виллан был беззащитен перед феодалом, который искренне считал его недочеловеком, полуживотным или чудовищем. Ни для Руси, ни для Византии не были возможны такие строки, как, скажем, «сирвента» Бертрана де Борна:

Любо видеть мне народ
Голодающим, раздетым,
Страждущим, необогретым.
Чтоб крестьяне не жирели,
Чтоб лишения терпели,
Надобно из года в год
Век держать их в черном теле.

Феодал-разбойник – типичная фигура для Запада. Но рано или поздно его вожделения встречали ограничения и отпор – либо со стороны других феодалов, либо верховной власти, либо городских коммун, либо Католической церкви. Западное общество жило в обстановке непрекращающейся войны всех против всех, и рано или поздно эта война преодолевала границы Западного мира и переносилась in partes infidelium – в страны неверных, в том числе на Русь.

И святой князь Александр промыслительно разглядел антихристианскую сущность католического Запада, его свирепый и неуемный натиск на Восток («Drang nach Osten»), его желание ассимилировать и покорить народы, и не только языческие, но и православные.

И, напротив, он ясно осознал ту истину, что татарам нужна дань и покорность, но русскую душу они не тронут, поскольку они веротерпимы и безразличны к духовной жизни покоренных народов. Им нужна материя, а Западу – душа русского человека, которую Запад пытался и пытается пересоздать по своему образу и подобию.

св. Николай Сербский (Велимирович) Александр Невский сделал выбор между внешним и внутренним рабством, между внешним порабощением и внутренним растлением. Но промыслительно это внешнее рабство в конечном счете привело русский народ не только к великой духовной свободе, несравнимой с тем, что имели и имеют другие народы, но и к небывалому государственному величию, когда, по выражению святителя Николая (Велимировича), самый кроткий народ унаследовал самую великую землю и стал хозяином одной шестой части света.

Святой благоверный великий князь Александр Невский – наш учитель в верности Православию. Вспомним его слова, сказанные римским легатам: «От Адама до семи Вселенских соборов всё по порядку сведали, а от вас учения не приемлем. Идите, откуда пришли». Он – наш учитель Правде Божией. Со словами «Не в силе Бог, а в правде» он выходил с малой дружиной и побеждал великие и страшные вражеские полки. Он – наш учитель в мужестве и смирении, в вере, надежде и любви – к Богу и людям.

Западу нужна душа русского человека, и ее он пытался и пытается пересоздать по своему образу и подобию.

Когда его погребали, то митрополит Кирилл воскликнул: «Чада! Солнце Русской земли закатилось». И простой народ, глубоко его чтивший, возопил: «Уже погибаем». Но по Промыслу Божиему это солнце сияет на Руси уже 750 лет. Оно сияло в самые темные времена, в том числе тогда, когда потомки крестоносцев снова устремились в Drang nach Osten, стремясь поработить или истребить русский народ. Но под знаменами Александра Невского и при его небесном благословении русские воины вновь, как и 700 лет до них, остановили железную тевтонскую машину.

Невозможно без волнения читать стихи поэта-фронтовика Сергея Орлова, танкиста, в 1944 году освобождавшего Новгород:

Матерь Новгородская София,
Стены опаленного Кремля,
Через улицы твои седые
Мы прошли ветрами января.

Громыхая тяжкою бронею,
Словно витязи седых времен,
Александра Невского герои –
Танковый отдельный батальон.

Верим, что благословение святого князя подаст нам силы победить, может быть, гораздо страшную духовную агрессию, идущую на нас с Запада, которая поражает нас информационным оружием и грозит уничтожить самое наше цивилизационное ядро, действуя через пропаганду потребительства, безбожия, разврата и вседозволенности. Верим, что по его молитвам победа будет за нами. Ибо «не в силе Бог, а в правде».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *