Соловецкий монастырь

Шесть лет преподобные прожили как отшельники в трудах и молитвах до кончины преподобного Савватия (†1435). Датой же основания монастыря считается 1436 год, когда преподобный Герман привел на Соловецкий остров молодого энергичного подвижника монаха Зосиму. В 1452 году он был посвящен в сан пресвитера и игумена Соловецкого святителем Ионой, архиепископом Новгородским, и затем управлял обителью в течение 26 лет. При нем был принят общежительный монастырский устав, построены деревянные храмы Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, а в 1465 году перенесены в монастырь мощи преподобного Савватия. При игумене Зосиме выработался особый тип соловецкого подвижничества, выражавшийся в органичном сочетании деятельной и созерцательной жизни, в соединении труда и молитвы: чтобы выжить в суровейших условиях приполярных островов, 22 инока обрабатывали землю, заготавливали лес для строительства и на дрова, варили соль, «и все как один подвизались единодушно, со старанием созидая обитель во славу Божию».

Предчувствуя приближение кончины, преподобный Зосима, заповедал братии ненарушимо хранить все установленные им обычаи монастырского общежития: «не желать и не искать ничего для себя, а заботиться только об общем благе; в храме стоять со страхом Божиим, не сходить с места до конца службы, не разговаривать друг с другом; в трапезе сохранять молчание и внимать назидательному чтению; игумен, священники и старцы ядят и пьют в трапезе, кушанье для всех одинаково; дохода нет никому никакого, все нужное выдается от обители». 17 апреля 1478 года преподобный Зосима предал душу свою Господу, для Которого трудился всю свою жизнь. Его похоронили за алтарем Преображенского собора, а впоследствии устроили над его могилой часовню. Все притекающие сюда за духовной помощью, получали по молитвам преподобного облегчение скорби и исцеление болезней.

В 1503 году митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой было литературно обработано первое житие преподобных Зосимы и Савватия, составленное игуменом Досифеем I по рассказам преподобного Германа. Стараниями игумена Досифея была основана знаменитая соловецкая библиотека, в которой к 1602 году числились 481 рукопись и 38 печатных книг.

В середине XVI века игуменом монастыря стал будущий митрополит Московский Филипп, в прошлом московский боярин Феодор Степанович Колычев. Опираясь на помощь царя Иоанна IV Грозного, игумен Филипп возвел два грандиозных каменных храма: церковь в честь Успения Божией Матери с Трапезной и Келарской палатами и собор в честь Преображения Господня. Царь предписал «игумену Филиппу с братией или кто по нем иный игумен будет» не только молиться о благополучии Российского государства, но и полностью возложил на монастырь управление вотчинами, вплоть до судных дел. Монастырь стал мощным центром православного миссионерства в Поморье. Соловецкий постриженник преподобный Феодорит Кольский († 1571) привел к православной вере тысячи лопарей — жителей Кольского полуострова. Большой заслугой Соловецкого монастыря было строительство и духовное окормление приходских храмов в монастырских вотчинах, а также распространение грамотности и ремесленных знаний. Монастырь фактически взял на себя функции государственного управления вотчинами: туда назначались приказчики от монастыря, которые разрешали земельные и денежные споры, помогали наладить севооборот, обеспечивали рынок сбыта для крестьянских промыслов. В монастырских вотчинах запрещено было строить кабаки и играть в азартные игры. Поскольку базой и образцом для вотчин должен был служить сам монастырь, любителю пустынножительства и молитвы игумену Филиппу пришлось заняться разработкой технологий кирпичного производства, каменного строительства, кузнечного дела. Его заботами был окультурен весь Соловецкий остров: проложены дороги, осушены болота, озера соединены каналами, расчищены от леса луга и пастбища. На Большом Заяцком острове была сооружена первая в России каменная гавань для морских судов, на острове Большая Муксалма обновлена монастырская ферма.

В 1566 году игумен Филипп был призван царем в Москву на кафедру митрополита. Он согласился принять первосвятительский сан с условием, что будет ослаблен опричный террор, и оставил за собой за собой исконное право русских святителей печаловаться за невинно гонимых и говорить о правде евангельской. Благодаря святителю Филиппу были помилованы многие из тех, кто выступал против «опричнины». Не найдя поддержки в Земской думе и Священном Соборе, митрополит Филипп один мужественно противостоял грозному царю. В 1568 году неугодный святитель был смещен с кафедры и заточен в Тверском Отрочь монастыре, где 23 декабря 1569 года принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова.

В 1591 году, при царе Феодоре Иоанновиче, мощи Святителя Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь и погребены в могиле, которую он сам приготовил у северной стены Спасо-Преображенского собора. В 1646 году царь Алексей Михайлович повелел торжественно открыть святые мощи и перенести их в собор, а в 1652 году они были перенесены в Успенский собор Московского Кремле, где и почивают до сего дня.

К началу XVII века на Соловках была сооружена мощная валунная крепость, построены Благовещенская церковь над Святыми вратами и каменная галерея, объединившая храмы и постройки центрального комплекса. Окончательно оформилась планировка монастыря.

В Смутное время святые игумены обители Антоний и Иринарх возглавили оборону Беломорья от поляков и шведов. Заметный след в истории борьбы с иноземными захватчиками оставили Соловецкие постриженники Новгородский митрополит Исидор и келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраамий (Палицын).

В 1620 году по грамоте Патриарха Филарета и царя Михаила Федоровича пустынником Елеазаром был основан Свято-Троицкий скит на острове Анзер. В 1629 году по молитвам преподобного Елеазара у царя Михаила Федоровича родился долгожданный наследник престола сын Алексей. В 1636 году в Анзерском скиту принял иноческий постриг будущий Патриарх Никон, он подвизался под руководством преподобного Елеазара три года и был «чуден в житии своем». 25 июля 1652 г. во главе Русской Церкви и Русского Государства встали два великих друга, два духовных сына преподобного Елеазара: Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. На несколько лет в России реализовалась византийская идея симфонии церковной и царской власти, когда, как писал сам Патриарх Никон в предисловии к Служебнику, изданному в 1656 году, «священство Божественным служит, царство же человеческим владеет и о сем печется. Вкупе же уставы и правила святых отец, яко от Святаго Духа вдохновенны, облобызающе приемлют и держат». Это идеальное устроение государства, когда дело личного спасения поставлено во главу угла государственной политики, держалось до кончины старца Елеазара. Затем враг рода человеческого через приближенных к царю бояр посеял семена недоверия между царем и Патриархом.

Крушение личной дружбы между ними обернулось пятнадцатилетним заточением для Патриарха Никона и духовным кризисом для царя Алексея Михайловича. Под его руководством Российское государство взяло курс на расцерковление, при сыне его Петре Патриаршество было упразднено, а Русская Церковь низведена до положения государственного департамента. Патриарх Никон эти тенденции видел, пытался удержать царя от участия в их реализации, а когда царь стал раздражаться на него, оставил патриарший престол, запечатлев свои убеждения подвигом исповедничества.

Высокий духовный авторитет Соловецкого монастыря, ощущение своей праведности, вера в совершенство монастырского уклада и беспокойство за судьбы православной веры спровоцировало Соловецких старцев не только выступить против соборных постановлений Русской Церкви об изменении богослужебных книг и обрядов, но и оказать неповиновение государю, закрыв монастырские врата и отменив моление за царя. В 1668 году началось так называемое «Соловецкое сидение» — осада монастыря царскими стрельцами, — которое закончилось лишь в 1676 году полным разорением обители.

Восстановлению монастыря в конце XVII – начале XVIII веков немало способствовал царь Петр I, посещавший обитель в 1694 и 1702 годах. В 1700 году по навету царь сослал на Соловки своего духовника священника Иоанна с приказанием постричь его в монахи. Будучи пострижен с именем Иов, он усердно подвизался на Анзерском острове, где в 1712 году удостоился явления Пресвятой Богородицы, которая повелела ему устроить скит в честь Распятия Господня на возвышавшейся рядом горе, и впредь называть эту гору Голгофой, «ибо русские люди будут здесь во множестве умирать». Это пророчество сбылось спустя 200 лет, когда в 1920-е годы на Соловках был организован Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), а в бывшем Голгофо-Распятском скиту был устроен больничный изолятор. В 1928–1929 годах во время сыпно-тифозной эпидемии на склонах горы Голгофы в огромных братских могилах было похоронено несколько тысяч умерших узников СЛОНа.

В 1765 году Соловецкий монастырь получил статус ставропигиального. После отстранения от управления вотчинами в 1764 году монастырь начал более активно развивать свое хозяйство на Соловецких островах. Не желая ничего лишнего для себя, монастырские насельники прилагали всевозможные усилия для благоустройства обители. Паломник В. И. Немирович-Данченко писал: «За что они не возьмутся, все у них выходит удачно, все ведется со знанием дела, упорно, неотступно, пока полный успех не увенчает их усилий». Иеромонахи, хотя и начальствовали на послушаниях, но трудились больше всех, привычно управляясь с киркой, ломом, косой, рыболовной снастью, глиной. Их пример имел громадное влияние на богомольцев.

Усилиями нескольких сотен простых крестьян были построены монастырские пароходы, док, причалы, «мост через море» (дамба к о. Б. Муксалма), устроены кузница и литейка, реконструирована водяная мельница, в 1912 году на канале «Вешняк» устроена третья в России гидроэлектростанция, заведена своя радиостанция, проложена на острове система судоходных каналов, всего не перечесть. И все это действовало: мололо зерно, пилило лес, давало свет, перевозило пассажиров, пропускало паровые катера с баржами (на баржах — лес, камень, сено), связывало с большой землей. Все приносило пользу, и еще — радовало глаз и поражало воображение путешественников. «Это наше царство», — говорили крестьяне-паломники, направлявшиеся на Соловки.

В начале ХХ века у монастыря было 10 скитов и пустыней, 17 храмов (31 престол), около 30 часовен. До закрытия в 1920 году Соловецкая обитель была одной из самых почитаемых в России: поток паломников превышал 20 000 человек в год. Монастырь удостоился посещения царственных особ: Великого Государя Александра Николаевича в 1858 году и Великой княгини Елизаветы Федоровны, будущей преподобномученицы, в 1913 году.

Монастырь был также крупным культурным центром: он обладал бесценным архивом, здесь находилась одна из лучших библиотек, монастырская ризница хранила богатейшее собрание икон и церковных принадлежностей — шедевров древнерусского искусства. Постройки монастыря вошли в сокровищницу мировой архитектуры.

29-го апреля 1920 года на Соловки прибыла в сопровождении отряда красноармейцев комиссия во главе с начальником Особого отдела ВЧК М. С. Кедровым для ознакомления с состоянием хозяйства Соловецкого монастыря. В результате работы комиссии монастырь был полностью лишен собственности, а имущество его передано лагерю для лиц, осужденных на принудительные работы, и совхозу «Соловецкий». Монастырь юридически был закрыт, но продолжал существовать как религиозная и трудовая община, в которой состояло более 280 человек, называвшихся теперь работниками совхоза. Началось бесконтрольное разграбление имущества обители, многое пропало безвозвратно, но часть бесценного наследия удалось вывезти в музеи: музеи Московского Кремля, Государственный Исторический музей, музей-усадьбу Коломенское.

13 октября 1923 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление за подписями зампредседателя СНК Рыкова, управделами Горбунова и секретаря Фотиевой об организации нового крупномасштабного карательного учреждения — Соловецкого лагеря принудительных работ особого назначения (СЛОН) и двух пересыльно-распределительных пунктов в Архангельске и в Кеми. К закрытию навигации 1923 года на островах было уже 3049 человек заключенных.

Место подвигов духовных стало местом подвига мученического. В Собор Соловецких Святых за пять столетий было включено 52 имени, а в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких за двадцать лет воссияло более шестидесяти звезд. Из них три — насельники Соловецкой обители, а остальные, совершавшие свой мученический и исповеднический подвиг на Соловках, попали на острова не по своей воле, а под конвоем по этапу. Изощренные издевательства, пытки, физическое уничтожение тысяч людей придали самому слову — Соловки — зловещее звучание. По определению соловецкого узника, генерала Русской армии Ивана Михайловича Зайцева, СЛОН — это «оргия обезумевших людей для осквернения святого места».

На протяжении почти двух десятилетий, с 1920 по 1939 год, около 83000 заключенных прошли через Соловки, и из них, по подсчетам бывшего узника М. Розанова, до 40000 человек осталось лежать в Соловецкой земле. По словам архимандрита Иоанна Крестьянкина: «Соловки — это антиминс под открытым небом, здесь вся земля полита кровью мучеников». Их жертва — основание нынешнего возрождения духовной жизни в России. Источником сил для них была любовь к Богу и ближним, и, кажется, к нам обращены слова из письма священномученика Петра (Зверева): «Сумейте полюбить Христа, сумейте Им единым дышать, жить, о Нем лишь думать, к Нему стремиться, о Нем беседовать, Его слова в Евангелии читать, заучивать и воплощать в жизни. Сумейте полюбить Христа, и всем около вас будет тепло, покойно и не тесно».

На Юбилейном Соборе 2000 года и позднее были прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Российских многие выдающиеся иерархи и деятели Русской Православной Церкви пострадавшие в Соловецком лагере. Среди них: священномученики Евгений (Зернов), митрополит Горьковский (†1937), Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский (†1937), Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (†1929), Петр (Зверев), архиепископ Воронежский (†1929), священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский (†1962), мученик Иоанн Попов, профессор Московской духовной академии (†1938) и другие.

В 1990 году был подписан указ о возобновлении монашеской жизни в стенах Соловецкой обители. Спустя два года на Соловки возвратились мощи ее святых основателей — Зосимы, Савватия и Германа. Торжества по перенесению святых мощей возглавил Священноархимандрит обители Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В сохранившихся храмах стали совершаться Божественные литургии, возобновлялась скитская жизнь на островах, были учреждены монастырские подворья. Начались реставрация и воссоздание утраченного, потребовавшие огромных усилий братии и специалистов.

С 1992 по 2009 год наместником монастыря был архимандрит Иосиф (Братищев); с ним обитель прошла первый трудный этап возрождения. Была восстановлена духовная и материальная структура монастыря: собрался костяк братии в самой обители, затеплилась монашеская жизнь во всех скитах, открылись подворья в Москве, в Архангельске, в Кеми, в Фаустово. В монастыре, скитах и на подворьях стало совершаться уставное богослужение, была восстановлена традиция крестных ходов вокруг монастыря по воскресным и праздничным дням. По благословению Святейшего Патриарха Алексия с 1992 года в дни престольных праздников стали служить Божественную Литургию во всех храмах, сохранившихся на Соловецком архипелаге, возродилась традиция изготовления и установки поклонных крестов на исторических и памятных местах. В монастыре появились необходимые службы: отдел реставрации, издательский отдел, церковно-археологический кабинет, паломническая служба, воскресная школа, флот, автохозяйство, столярная мастерская, скотный двор, огороды.

С 2009 года по настоящее время наместником монастыря является архимандрит Порфирий (Шутов). В том же году состоялся первый визит на Соловки Святейшего Патриарха Кирилла в качестве главы Русской Православной Церкви и Священноархимандрита Соловецкой обители. С 2010 года началась активная деятельность Патриаршего попечительского совета Соловецкого монастыря, который совместно с государственными структурами решает задачи развития всего Соловецкого архипелага. Требуется длительная и вдумчивая работа, чтобы, как и в прежние времена, объединить монастырь и окружающее его население общей верой и общим делом. «Нельзя, чтобы около стен возрожденного во всем своем великолепии и красоте монастыря люди жили так, как они живут сегодня… Монастырь не помеха, а великий оплот жизни людей на этом северном острове. Как кормил людей монастырь прежде, так должен кормить и сейчас, в прямом и в переносном смысле слова, предоставляя рабочие места, содействуя развитию поселения… Необходимо, чтобы уникальное духовное, религиозное, культурное, историческое и природное наследие Соловков было защищено, поддержано особым статусом», — сказал Святейший Патриарх Кирилл во время своего посещения обители. Соловецкий монастырь совместно с музеем-заповедником ежегодно проводят конференции «Духовное и историко-культурное наследие Соловецкого монастыря», издательский отдел обители выпускает в свет переиздания редких исторических трудов и новые исследования, посвященные самым разным аспектам прошлой и настоящей жизни Соловков. По инициативе Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 2015 года работает уникальный научный, просветительский и миссионерский интернет-проект «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке», цель которого — создать общедоступную базу данных о подвиге священно служителей минувшего столетия. Святейший Патриарх Кирилл во время одного из посещений Соловков сказал, что он «не представляет лучшего места для создания специального центра по изучению всего подвига Русской Церкви в ХХ веке».

21 августа 2016 года, в день памяти перенесения мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второго перенесения мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), Предстоятель Русской Церкви совершил великое освящение Свято-Троицкого Зосимо-Савватиевского собора Соловецкого монастыря и Божественную литургию в новоосвященном храме. Центральный престол был освящен в честь Святой Живоначальной Троицы, престол в южном приделе — в честь преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, престол в северном приделе — в честь святых Новомучеников и исповедников Соловецких и святого благоверного князя Александра Невского. В южном приделе собора, как и 450 лет назад, покоятся мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.

В Первосвятительском слове Святейший Патриарх отметил, что восстановление и освящение Свято-Троицкого Зосимо-Савватиевского собора стало знаковым событием истории взаимоотношений Церкви и Российского государства: «Замечательный храм, который был воздвигнут при активном участии государя императора Александра II, самим фактом своего существования являл заботу государства о духовной жизни нашего народа. Но мы знаем, что именно государство в лице его вождей и идеологов стало причиной разрушения святынь в масштабах всей страны, уничтожения великих исторических, художественных и духовных ценностей нашего народа. И зловещим символом этого надругательства над верой стал Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, который вошел в историю не только как центр духовной жизни, но и как место страшных мучений, в том числе тех, кто не поступался своей православной верой и умирал здесь за Христа.

Мы являемся свидетелями очень важных перемен в жизни нашего Отечества. Как по инициативе главы государства этот храм был построен, так по инициативе нынешнего главы государства Президента Владимира Владимировича Путина он восстановлен. Это … замечательный поступок, который в каком-то смысле является знаком того, что если государство разрушило, то оно должно и восстановить, особенно когда речь идет о величайшем памятнике нашего духа, нашей веры и нашей культуры. Сегодня мы являемся участниками замечательного исторического события и вспоминаем святых преподобных отцов Зосиму, Савватия и Германа, молимся пред их ракой, прося помощи всем нам на пути борьбы за спасение наших душ и душ наших близких».

Во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил архимандрита Порфирия (Шутова) орденом преподобного Серафима Саровского III степени.

Был оглашен Патриарший указ, согласно которому в ознаменование 450-летия со дня освящения Спасо-Преображенского собора перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря — благословляется совершение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш…». «Поскольку в настоящий момент в Спасо-Преображенском соборе ведутся большие реставрационные работы, то я благословляю совершение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш…» в этом Свято-Троицком храме, а когда возродим Преображенский собор, то эта привилегия перейдет к Преображенскому собору», — отметил Святейший Патриарх Кирилл.

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь

Дата создания: XV в. Описание:

Краткая история Соловецкой обители

1429-1434 Преподобные Савватий и Герман поселились на севере пустынного Соловецкого острова и пять лет жили там пустынножительным уставом.

1435 — конец XV века После кончины святого Савватия преподобные Зосима и Герман основали общежительный монастырь на юге Соловецкого острова, на месте видения «церкви на воздусе» между Святым озером и бухтой Благополучия. В центре обители, на возвышении располагались деревянные Спасо-Преображенский собор с Никольским приделом и Успенская церковь. Вокруг, по периметру, размещались одноэтажные келлии. Деревянный монастырь страдал от пожаров и дважды выгорал до тла.

Конец XV — начало XVI века В 1503 году митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой со слов игумена Досифея I было составлено первое житие преподобных Зосимы и Савватия. Стараниями игумена Досифея была основана знаменитая соловецкая библиотека, в которой к 1602 году числились 481 рукопись и 38 печатных книг.

1547 При митрополите Макарии причислены к лику святых основатели обители, преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы.

1548-1566 Во время игуменства будущего святителя Филиппа в монастыре развернулось каменное строительство. По проектам игумена Филиппа возведены Успенская церковь с Трапезной и Келарской палатами (1552-1557) и Спасо-Преображенский собор (1558-1566). На Большом Заяцком острове была сооружена первая в России каменная гавань для морских судов, обновлена монастырская ферма на острове Большая Муксалма, начато сооружение канальной системы. Основным вкладчиком обители был государь Иоанн IV.

Конец XVI — начало XVII века После кончины святителя Филиппа, под руководством монаха Трифона (Кологривова), были сооружены мощная валунная крепость (1582-96), Благовещенская церковь над Святыми вратами (1600) и центральная каменная галерея (1602). Оформилась окончательная планировка монастыря: пятиугольный, вытянутый в плане, он напоминает корабль, устремленный с севера на юг.

Времена смуты (до 1615) Настоятели монастыря святые игумены Антоний и Иринарх возглавили оборону Беломорья от поляков и шведов. В историю борьбы с захватчиками вписаны имена пострижеников Соловецких — митрополита Новгородского Исидора и старца Авраамия (Палицына), келаря Троице-Сергиевой лавры.

1620 Преподобный Елеазар основал Свято-Троицкий скит на острове Анзер.

1634 Поставление в Патриархи Московские и всея Руси Иоасафа I, постриженика Соловецкого.

1635 Преподобный Елеазар в Свято-Троицком скиту совершил иноческий постриг священника Никона, будущего Патриарха Московского и всея Руси.

1652 Перенесение святых мощей святителя Филиппа из Соловков в Москву. Интронизация Патриарха Никона.

1668-1676 «Соловецкое сидение». Вооруженное сопротивление иноков-старообрядцев церковным реформам привело к разорению обители царскими стрельцами.

1713 Преподобный Иов (в схиме Иисус) основал Голгофо-Распятский скит на острове Анзер.

1765 Соловецкий монастырь становится ставропигиальным.

1854 Безуспешный штурм Соловецкого монастыря английской военной эскадрой, девятичасовой пушечный обстрел обители.

Начало XX века На Соловках за монастырем числилось 6 скитов и 3 пустыни, 19 церквей (30 престолов) и 30 часовен. В обители существовали: училище для 200 детей поморов — «безбрадых трудников», Братское богословское семиклассное училище (с программой семинарии), метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, собственный ботанический сад. Некоторое время работала Биостанция — первое научное учреждение на Беломорье. Обитель имела хорошо налаженное и рентабельное хозяйство, ориентированное на прием паломников, число которых достигало 20 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись тремя монастырскими пароходами; монастырский флот давал четвертую часть доходов обители.

1920 Упразднение монастыря советской властью.

1923 Создание в стенах обители Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) ОГПУ.

1928 Жестокое убиение преподобномучеников архимандрита Вениамина, настоятеля Соловецкого монастыря, и иеромонаха Никифора.

1939 Упразднение концлагеря и организация на Соловках Учебного центра Северного флота (Школы юнг).

1967 В стенах обители создан филиал Архангельского краеведческого музея, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, существующий в настоящее время.

1990 Решение Священного Синода о возобновлении Соловецкой обители.

1992 Возвращение на Соловки мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, которое возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

1994 Начало реставрационных работ в скитах и пустынях обители.

1999 На острове Анзер были обретены честные мощи священномученика архиепископа Воронежского Петра (Зверева).

2000 Подняты из-под спуда мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса), основателя Голгофо-Распятского скита.

2001 Освящение отреставрированного храма святителя Филиппа, митрополита Московского.

2007 Освящение вновь отлитых колоколов Соловецкой звонницы и великое освящение Спасо-Преображенского собора.

2008 Освящение поклонного креста и часовни на месте захоронения узников концлагеря у горы Секирной. Освящение храма Распятия Господня на горе Голгофе (остров Анзер).

2008 Освящение восстановленного храма Распятия Господня в Голгофо-Распятском скиту.

2009 Мощи священномученика Петра (Зверева) перенесены с Соловков в Воронеж.

2010 Учреждение Патриаршего Попечительского совета Соловецкого монастыря. Выставка «Соловки. Голгофа и воскресение» в Храме Христа Спасителя в Москве.

2013 Освящение Вознесенского храма на Секирной горе.

***

Скиты и пустыни

  • Андреевский скит
  • Вознесенский скит
  • Голгофо-Распятский скит (см. также)
  • Никольский скит
  • Савватиевский скит
  • Сергиевский скит
  • Троицкий скит (см. также)
  • Исааковская пустынь
  • Макариевская пустынь
  • Филиппова пустынь

***

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь (справка о состоянии на 2009 год)

Спасо-Преображенский собор Соловецкой обители

Соловецкий лагерь особого назначения

Страна: Россия Адрес: 164070, Архангельская обл., п. Соловецкий Телефон: (8183590) 298 Факс: (8183590) 298 Web-сайт: http://solovki-monastyr.ru Наместник: Порфирий, епископ Одинцовский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Шутов Владимир Викторович)

Во второй части расказа о Соловецком монастыре расскажу о башнях и воротах крепости. => Первая часть
По вершинам пятиугольника стен стоят пять мощных оборонительных башен. Они, так же как и стены, сложены циклопической кладкой из таких же огромных, диких и тщательно подогнанных гранитных валунов, ширина которых доходит до 1, 5 м, а масса до 7 т. Суровые, строгие, мощные башни — молчаливые великанские стражи Соловецкого монастыря. Сначала башни не кажутся такими уж высокими, но это впечатление обманчиво, высота их каменной кладки примерно 15 м, а поперечник их громаден и практически равен высоте.

Кстати, отношения размеров архитектурных произведений 1:1 и 1:2, т. е. отношения сторон и стороны к диагонали квадрата, являлись излюбленными у древнерусских зодчих и применялись ими с таким же постоянством, как у древних греков пропорции золотого сечения 0,618:1 и 1:1,618. Слегка коническая форма усиливает впечатление устойчивости и статичности башен, будто вросших в землю. Этому впечатлению способствует и соседство с протяженными пряслами крепостных стен. Коническая форма отличает башни Соловецкого монастыря от башен всех других крепостей и монастырей. Таких башен не увидишь больше нигде.
Раньше башни не были покрыты ничем. Сверху они заканчивались боевыми зубцами и выглядели, вероятно, еще более грозно, чем в наши дни. В начале XVIII века башни покрыли высокими коническими шатровыми крышами с дозорными вышками, украшенными сверху медными флажками — прапорами. Такими же коническими крышами высотой около 14—15 м башни покрыты и сейчас, так что их общая высота доходит примерно до 30 м. При первом взгляде все башни кажутся почти одинаковыми, но это ощущение пропадает при более внимательном ознакомлении.

Названия башен Соловецкого монастыря связаны или с их назначением, или с названием соборов, против которых они находятся. Прядильная башня, стоящая на южном углу западной стены, свое название получила от мастерских, в которых в давние времена сплетали или, как тогда говорилось, пряли рыболовные сети, а позднее вили канаты. Эта башня очень похожа на Архангельскую. В сечении своем она почти круглая и несколько меньшего диаметра, чем остальные, и потому кажется более стройной. Она менее отстоит от стены, чем другие башни, и с моря выглядит очень внушительно.

Примерно посередине западной стены находится Успенская, или Оружейная, башня. В начале XIX века в ней хранилось старое монастырское оружие. Башня пониже других, квадратная, мало выдвинута за пределы стены, не раз горела — ее нижняя часть, сложенная из валунов, обуглена и почернела. Башня тоже была боевой, о чем свидетельствуют ее амбразуры и бойницы. Поставлена она посередине стены, чтобы разбить длинное прясло на два более коротких, увеличить прицельность и силу фланкирующего боя, усилить защиту выходящей к морю «приступной» стены.

После Оружейной башни начинается подъем. Отсюда, снизу, особенно хорошо видно, как великолепно на бугре, в конце прясла стены стоит Корожная башня. Высота самой башни, вероятно, почти такая же, как и остальных, но стоя на пригорке она кажется выше всех и господствует над всем Соловецким монастырем! Недаром ее называют еще и Сторожевой. Поперечное сечение башни неправильной овальной формы. Книзу образующая башни становится криволинейной, что еще более усиливает впечатление ее устойчивости. На высокой шатровой крыше сделана ротонда с деревянными колоннами. В ней всегда находились дозорные, зорко следившие и за морем, и за сушей — ведь враг мог появиться отовсюду. Башню венчает флагшток, на котором развевается алый стяг. Свое название Корожная башня получила за близость к ней небольших каменистых островков — корг, хорошо видимых с крепостной стены.

С северной стороны крепости находится ров, давно уже высохший и заросший травой и луговыми цветами. За ним видны остатки каменной кладки, укреплявшей ров, и Никольская, или Северная, башня. Названа она в честь св. Николая, повсеместно почитаемого на Руси и особенно на севере. Его считали всеобщим благодетелем и помощником чуть ли не во всех делах. Неудивительно, что на Руси было так много Никольских соборов, церквей и часовен. Были они и почти во всех крепостях и монастырях.
Никольская башня — одна из самых живописных и своеобразных. Ее нижнее поперечное сечение сродни сечению Корожной башни неправильных очертаний. Башня у основания расширяется, как бы растекаясь во все стороны. Это характерно почти для всех башен Соловецкого кремля, но здесь особенно заметно, потому что башня стоит на косогоре. Никольскую башню сразу отличает от других сторожка для караульных. Башня с южной стороны как бы срезана. В побеленной плоской стенке сделана полукруглая арка-ниша, за которой находится дверь. Арка по виду сильно напоминает дверцу русской печи, что очень смягчает образ башни, хотя над аркой угрожающе нависают со второго яруса три смертоносных машикули — три бойницы навесного боя. К арке подводит маленькая деревянная лестница. Рядом с Никольской башней находятся единственные открытые сейчас ворота, ведущие на территорию монастыря.
По другую сторону ворот, против Никольской башни находится так называемый пристенок — небольшой огороженный участок длиной 62 и шириной всего 16 м. По углам он укреплен двумя небольшими башнями. Они значительно меньше других и прямоугольные в плане. Башни находились против квасоварни и поварни монастыря и потому названы
Квасоваренной (та, что со стороны Никольской башни)
и Поваренной. У верха Поваренной башни наружные углы скруглены. Пристенок пристроен к монастырской стене гораздо позже ее завершения — в 1621 году, вероятно, для большего укрепления восточной стены Возможно, что пристенок был задуман как небольшой захаб.
На другом углу восточной стены находится Архангельская, или Южная, башня, которая, так же как и Никольская, защищала монастырь со стороны Святого озера По своему облику и силуэту она очень сходна с Прядильной.
Последняя, угловая башня Соловецкого монастыря стоит на пересечении стен, отходящих от Прядильной и Архангельской башен. Это самая южная башня бастиона. Названа она Белой, или Сушильной, из-за близости к ней здания сушила, пристроенного к башне, как это ни странно, снаружи крепостной стены. В нем сушили рыболовные сети. Что касается другого ее названия, то его происхождение не выяснено. Башня никогда не окрашивалась в белый цвет. Некоторые считают, что башня бывала белой от оседающей на ней муки, вырывавшейся из мельницы и складов. А может быть, ее так назвали в честь сурового и холодного Белого моря.
Башню эту правильнее было бы назвать не Белой, а Черной, потому что в ее страшных подземных темницах, сырых и холодных, в давние времена томилось немало узников. И одним из самых первых в нее был заточен Иван Головленков отчего эту башню раньше иногда называли Головленковской. Кем был Головленков, за какие тяжкие проступки его подвергли такому страшному наказанию? Никто теперь уже не знает. В памяти сохранились только имя его да фамилия…
Но те мрачные дни давно уже позади. А сейчас Белая башня гордо и грозно возвышается на самом южном конце бастиона, как бы готовая отразить нападение врагов и с востока, и с юга, и с запада. По-богатырски величественная она стоит, как капитан корабля, плывущего на юг. Даже самая ее форма необычна — ее мощный контрфорс, сложенный из гранитных глыб, угрожающе выдается из стен, как каменный бердыш великана.
А теперь познакомимся с внутренним почти одинаковым устройством башен. Толщина стен башен на уровне пола (а он сейчас находится ниже уровня земли) равна примерно 6 м. С высотой толщина стен постепенно уменьшается и у верха циклопической кладки на высоте третьего боевого яруса доходит до 3,5 м. От этой отметки и до самого верха башня достроена из кирпича и толщина кладки равна 1,5 м.
В стенах башен сделаны бойницы, ниши для бойцов и камеры для хранения пороха и ядер. Башни по высоте разделены на четыре боевых яруса или боя. Первый ярус находится на уровне земли, остальные образованы бревенчатыми перекрытиями, так называемыми мостами. Они сделаны из огромнейших бревен диаметром около 0,8 и длиной до 10—12 м, заделанных в гнезда кладки стен с шагом около 1,5 м. На них настлан накат из мелких круглых бревен, хорошо пригнанных между собой и засыпанных сверху землей. На каждом ярусе в боевых камерах стояли пушки. Они устанавливались так, чтобы конец дула слегка выступал за край стены башни, иначе пороховые газы и дым задушили бы канониров, а давление выстрела разнесло края амбразуры.
Бойницы в стенах башен располагались в шахматном порядке, или, как тогда называли, вперебежку, что обеспечивало равномерную плотность боевого огня. В центре каждой башни стоял кирпичный столб, поддерживающий шатер крыши. Все боевые ярусы в башнях соединялись деревянными лестницами. В боевом отношении важнейшими считались Никольская, Архангельская, Прядильная и, конечно, Сторожевая (Корожная) башни.
Восемь ворот соединяли территорию монастыря с внешним миром. Трое ворот раньше находились в угловых башнях — Никольской, Корожной и Белой, бывших тогда проездными, а остальные пробиты в стенах. Проходы в башнях были сделаны с изломом. Перед входом в ворота Белой башни (он и сейчас прекрасно виден) имелся небольшой захаб. Позже проемы в башнях заложили, все ворота пробили в крепостных стенах. Ворота около Никольской башни сделаны на месте пушечной «печуры».
Главными, парадными воротами монастыря считались Святые ворота, выводящие на берег Белого моря. Над ними построена одноглавая надвратная Благовещенская церковь. Сами ворота очень живописны. Их арка, сложенная из кирпича, украшена орнаментом из ромбиков, зажатых между двумя дугами. Прекрасны старинные створки ворот, окованные железом.
Все ворота устроены единообразно — через две арки с двухстворчатыми дверями, между которыми находятся сводчатые камеры. В Святых воротах для большей защиты от врагов имелась еще и опускная решетка — герса.
Трое ворот находятся около башен и носят названия: Никольские, Успенские и Архангельские. Двое ворот находятся в торцах пристенка и названы по службам, находившимся возле них — Квасоваренные (находящиеся со стороны Никольской башни) и Поваренные. Удивляют размеры ворот пристенка. Кажется, что они рассчитаны не на обычных людей, а на каких-то сказочных карликов — настолько они малы и низки.
На западной стене кроме Святых есть еще одни ворота — Сельдяные. Они служили для ввоза рыбы и потому назывались еще и Рыбными. У Рыбных ворот, как и у Святых, сохранились великолепные старинные, окованные железом створки.
Последние Святоозерские ворота выходили, как показывает их название, на Святое озеро. Архангельские и Святоозерские ворота еще в XVIII веке были заложены, но следы их проемов хорошо видны в стене, В наше время все монастырские ворота, кроме единственных действующих Никольских, закрыты.
* * *
Уже четыреста лет стоят башни и стены Соловецкого монастыря. Стоят всем на диво, являя собой удивительный и прекрасный союз камня и дерева. В камне — мощь и суровая сила этих стен и башен. А дерево — этот старый, искони русский материал, прекрасный и привычный — помогает камню, оно защищает его кладку от разрушения. Недаром из дерева сделаны и шатры над башнями, настил и крыши крепостных стен, и лестницы, и боевые мосты башен. Но дерево всегда увеличивало уязвимость построек в отношении своего смертельного врага — огня. Многие постройки и башни Соловецкого монастыря горели. Сгорали и лестницы, и площадки боевых мостов — ярусов, горели и шатровые покрытия. Не раз горели настил и крыша галереи верхнего боя. В 1800 году горела Успенская башня. В 1818 году выгорели изнутри Никольская и Корожная башня. А во время пожара 1848 года пламя объяло Белую башню, в которой в то время хранился весь запас монастырского зерна.
И хотя после пожаров башни стояли по два-три года без шатров, они нисколько не пострадали от непогоды — так прочно и крепко была сделана кладка стен. Не часто так бывало в других северных крепостях. Про одну из башен Ладожской крепости, оставшуюся без мостов и кровли, в старинной описи сказано: «от дожжу и от снега, от мокроты с обоих сторон башня осыпалась» и начала «валиться врозь».
Стены и башни Соловецкого монастыря всегда производят неизгладимое впечатление своим грозным видом, мощью и неприступностью. Недаром Соловецкая крепость считалась самой непобедимой, самой надежной — истинной твердыней дальнего Севера. Ее грозный вид не раз расхолаживал захватчиков, собравшихся напасть на Соловецкие острова. И не раз мощные стены Соловецкого монастыря подвергались тяжелейшим испытаниям и каждый раз выдерживали их с честью.
В монастыре постоянно и внимательно следили за безупречным состоянием стен. Ведал стенами «городничий старец» — один из двенадцати монастырских старцев, совместное игуменом управляющих монастырем.
Техника строительства и воздвижения стен была тогда хотя и простой, но хорошо себя оправдавшей. После укладки фундамента и нижней части стены около нее делалась пологая насыпь, иногда выстланная тесом, -своего рода взвоз или пандус. По этому взвозу волоком затаскивали многотонные валуны и подносили мелкий камень, кирпич, известь. Возле стен ставили стремянки, по которым строители поднимались на стену.
Применялись простейшие подъемные механизмы и устройства, известные с давних пор: вороты — ручные и приводимые в движение лошадьми; блоки; полиспасты и, конечно, бревна-рычаги. Возможно, что в качестве насыпей пользовались старыми земляными валами и стенами. По мере роста стен подсыпались и насыпи.
Большая ширина и протяженность стен позволяли разместиться на них множеству людей и обеспечивали широчайший фронт работ. В строительстве крепостных стен и башен принимало участие одновременно огромное число людей. В древнем «Сказании о Соловецком монастыре» про постройку его крепостных стен или города, как тогда их именовали, говорится: «Город круг монастыря делан камнем дичим. На потошве кладен камень великой — человек двести или тристо едва волокут».
Недостатка в рабочих руках не было. Кроме монастырской братии, трудников, странников и богомольцев на строительство сгонялись крестьяне-поморы из сел и деревень, пожалованных монастырю. И все они работали четко и слаженно, руководимые замечательным строителем и зодчим Трифоном.
Соловецкая крепость единственное в своем роде явление русской архитектуры. В ней с неукротимой силой проявились гений русского человека, его мысль, труд, умение и мастерство. Неизменно поражает первозданность, суровая несокрушимость, богатырская мощь ее стен и башен. Есть у нас крепости и покрупнее, у которых и стены повыше, и башни покрасивее, но такого чуда крепостного зодчества не увидишь больше нигде. И нет крепости, так неразрывно и так неотделимо слившейся с окружающей природой, как Соловецкая. Кажется, и различить невозможно, где кончается природа и где начинается создание рук человеческих.
Но грандиозность всего сооружения, его сложность, многоликость и даже просто его протяженность не позволяют сразу охватить и почувствовать полностью его своеобразие, величие и дикую красоту. Его стены и башни, сравниваемые Ломоносовым с горами, нужно и осматривать как горы — внимательно и неспешно, издалека и с близкого расстояния, рассматривая его старые тяжелые замшелые камни, обходя всю стену и в одном и в другом направлении, останавливаясь, чтобы оглянуться, поразмыслить и заметить интересные или живописные детали, всегда ускользающие при поверхностном ознакомлении.
С монастырского двора стены и башни выглядит совершенно по-иному. Галерея верхнего боя, деревянные лестницы и мосты башен, «печуры» в крепостной стене — все открыто для обозрения. В некоторых башнях на верхних ярусах установлены пушки. Башни со стороны двора кажутся не менее огромными, а валуны, из которых они сложены, еще более крупными. Камни у низа башен — это камни-великаны. И все они разные и живые.
С другой стороны Святого озера открывается чудесный вид на весь монастырский ансамбль. Красиво отражаются стены и башни в спокойных водах Святого озера.
Когда смотришь на мощные очертания стен и башен Соловецкого монастыря, невольно приходит на ум Богатырская симфония Бородина. И не удивительно, потому что в симфонии — такая же исполинская, эпическая сила, как и в этих древних стенах. На ум приходят и старые былины. Ведь все искусства связаны между собой. И так же как и архитектура, все искусства требуют обстоятельного с ними знакомства и изучения, а иногда немалых усилий для того, чтобы проникнуть в самую их суть, по-настоящему понять и полюбить.
Так постепенно раскрывает Соловецкая крепость свои тайны и секреты, свои неявные красоты и, наконец, предстает перед нами как одно из самых волшебных, великих и неповторимых творений древних зодчих, бессмертный монумент русской архитектуры, каменное чудо дальнего Севера.
А.Д. Домашнев, Т.Н. Дроздова

Знаменитый Соловецкий монастырь находится на самом большом из островов одноименного архипелага, расположенного в Белом море при входе в Онежскую губу в 45 километрах к востоку от Поморского берега Белого моря.

Архипелаг состоит из шести крупных островов, не считая множества мелких: Большой Соловецкий остров (25 км в длину, 16 — в ширину, 246 км2); Анзерский остров (47 км2), к востоку — острова Большая и Малая Муксалма (17 и 0,57 км2) и с южной стороны — Большой и Малый Заяцкие острова (1,25 и 1,02 км2). Рельеф на всех островах сравнительно ровный с небольшими, но довольно крутыми взгорками высотой до 80 метров.

Соловецкий ботанический сад.
Аллея лиственниц.

От ледникового периода осталось огромное количество гранитных валунов, употребление которых в качестве основного строительного материала способствовало неповторимости облика почти всех монастырских строений. Сам монастырь расположен в юго-западной части Большого Соловецкого острова, на берегу Соловецкого залива Белого моря, на узком перешейке между морской гаванью Благополучия и пресноводным Святым озером.
Климат, несмотря на близость к Полярному кругу, сравнительно мягкий. Довольно разнообразен растительный и животный мир, в изобилии грибы и ягоды. Еще один «подарок» ледника — множество пресноводных озер (около 500) с прекрасной питьевой водой и большим запасом рыбы. Но большую часть территории островов занимают все же леса, преимущественно хвойные.
Неудивительно, что эти места влекли к себе людей с очень давних пор. На островах найдены следы их присутствия в виде каменных «лабиринтов», насыпей и дольменов, оставшихся с неолитических времен. В более близкие к нам времена здесь был основан монастырь, ставший впоследствии столь знаменитым и любимым как его обитателями, так и тысячами паломников и туристов, приезжающих в этот неблизкий край приобщиться к святыням, подивиться на грандиозные храмы, мощные крепостные стены и башни, полюбоваться прекрасной природой. Изумительные естественные пейзажи придают рукотворным монастырским постройкам необходимую завершенность.
Несмотря на удаленность от материка, Соловецкие острова сегодня вполне доступны и по воде, и по воздуху. Сейчас здесь расположен музей-заповедник, имеется экскурсионное бюро с разработанными туристическими маршрутами, работают гостиницы.

Страницы истории

Вид на Соловецкий монастырь от гавани Благополучия.

Вслед за новгородскими «ушкуйниками» Карельский берег Белого моря в XII-XIII веках стал осваиваться монахами, создававшими монастыри, скиты и пустыни. Бывавшие на Соловецких островах охотники и рыбаки рассказали о них в 1429 г. старцу Савватию, искавшему уединения после смерти своего учителя Кирилла Белозерского.
Савватий впоследствии почитался жителями монастыря как первооткрыватель островов; место, где он прожил 6 полных лишений лет, носит его имя, но монастырь создал не он. В 1436 г. на Соловках появился энергичный местный поморский житель Зосима, раздавший бедным свое имущество, решивший отречься от мира и сколотивший вокруг себя команду единомышленников. Образовалась крепкая религиозно-хозяйственная община, начавшая активно обустраиваться на избранной ими земле. Характерна запись об этом в древней монастырской летописи: «Тружахуся постом и молитвами купно же и ручным делом…» Собственно, это главный принцип поведения островитян, обеспечивший в будущем славу и процветание монастырю и всей территории островов.
Первоначально монастырь получал помощь от Новгорода, на землях которого он стоял, но и после падения Новгородской республики Великий князь Московский, заинтересованный в наличии на пограничном севере крепкого хозяина, миссионера и защитника, поддерживал права соловецких монахов на владение островами.
До середины XVI века Соловецкий монастырь был довольно скромной обителью с деревянными церковными, жилыми и хозяйственными постройками. Однако сильный дух его обитателей проявился в скором времени. В 1548 г. игуменом стал незаурядный и деятельный Филипп (в миру — боярин Федор Колычев). При нем в монастыре начинают строиться величественные каменные храмы, крупные хозяйственные сооружения, развивается торговля и собственный флот. Прокладываются новые дороги, многочисленные озера соединяются каналами, что улучшает водоснабжение и передвижение на легких судах и лодках (эти каналы действуют и сейчас). Для решения «продовольственной программы» создаются пастбища и скотный двор на острове Большая Муксалма, а вблизи монастыря устраиваются большие искусственные пруды-садки для разведения и содержания морской рыбы. Летописец сообщает: «…при Филиппе игумене прибыли шти с маслом, да масляные приспели разные блины…» Различные технические новшества облегчали ручной труд — «автоматическая» подача зерна на сушку, разлив сваренного кваса по бочкам… Размах каменного строительства потребовал создания кирпичного завода, а также добывания средств и приглашения мастеров, что и было с успехом сделано — энергичный Филипп не сидел затворником на Соловках, а ездил по России и налаживал связи со многими «полезными людьми».

Центральный монастырский комплекс.
Водяная мельница.

Восемнадцать лет управлял Филипп монастырем, превратив его за эти годы в один из крупнейших на Севере. В 1566 году Филипп был призван Иваном IV на место митрополита Московского, а в 1569 году по его же приказу был задушен Малютой Скуратовым в Твери, куда был сослан за протест против произвола опричников. Имя Филиппа в Соловецком монастыре свято и увековечено неоднократно.
Во второй половине XVI в. над Соловками нависла военная опасность. Удивленные и раздраженные активностью соловецкого торгового судоходства шведы в самый разгар Ливонской войны посылают к русским берегам военные корабли. Обеспокоенные соловецкие островитяне начинают возводить деревянную крепость, замененную в 1582-1596 годах каменной. В крепости появляется войско с воеводой, призванное защищать берега Белого моря и монастырь от нападения шведов.
К середине XVII века монастырь достигает расцвета, растет его политическое и нравственное влияние не только на Севере, но и во всем государстве. Но именно в это время, единственный раз в своей истории, монастырь подвергся страшному разгрому с многочисленными кровавыми жертвами. Так наказали его в конце знаменитого восьмилетнего «Соловецкого сидения» (1668-1676 гг.) царские войска за сопротивление церковной реформе патриарха Никона (кстати, жившего когда-то на Анзерском острове). При этом взять крепость штурмом так и не удалось — помог предатель.
Событием, покрывшим монастырь неувядающей военной славой, была неожиданная, весьма интенсивная и продолжительная, но совершенно безрезультатная бомбардировка монастыря двумя английскими шестидесяти-пушечными фрегатами в 1854 г., во время Крымской войны. Военные корабли, выпустившие из своих пушек за 9 часов канонады около 2000 ядер и бомб, ушли, слегка повредив отдельные здания и никого не убив. Это событие резко повысило авторитет монастыря среди верующих. Значительно увеличивается количество паломников и почетных гостей, в числе которых был и посол Франции в России Талейран.
Заботы об обустройстве монастыря продолжались и во времена, близкие к нашим. Характерна в этом отношении сооруженная в 1912 г. гидроэлектростанция на самотечном канале из Святого озера в Белом море.
Продолжалось ли дальнейшее обустройство островов, если бы монастырь остался действующим? Кто знает… Но зато точно известно, что из всех привлекательных качеств и особенностей архипелага и монастырских строений большевиков заинтересовали только те, которые позволили без особых лишних затрат устроить здесь тюрьму.

Центральный монастырский комплекс.
Благовещенская церковь.
1596-1601 г.

Стены монастыря и раньше использовались для изоляции и наказания преступников и еретиков. Но если за 400 предыдущих лет здесь перебывало чуть более трехсот узников, то всего за 20 неполных лет существования «Соловецкого Лагеря (потом тюрьмы) Особого Назначения» (СЛОНа) их было сотни тысяч, большинство из которых так и остались на Соловках в безымянных братских могилах…
К концу 40-х годов ХХ в. Соловецкий архипелаг утратил это свое предназначение.
В 1965 г. в Соловецком кремле начались реставрационные работы. Сегодня уже многие объекты приняли свой прежний облик, утраченный в первую половину ХХ века; изучается его история, строится поселок у стен древнего монастыря, взяты под охрану государства все многочисленные культовые, хозяйственные, жилые и инженерные сооружения островов, их уникальная природа.
Для Соловков настало время собирать камни…

Достопримечательности

Сторожевая (Корожная) башня.
1584-1594.
Мастер Трифон.

Существующие сегодня каменные стены монастыря, построенные в 1582-1596 годах, ограничивают почти всю территорию перешейка между морским заливом и Святым озером, который, по некоторым источникам, имеет искусственное происхождение, как часть гидротехнической системы игумена Филиппа. Крепость представляет собой в плане сильно вытянутый с севера на юг прямоугольник; по углам — круглые башни: Никольская, Корожная (Сторожевая), Прядильная, Белая (Головленкова), Архангельская. На западной стене расположена прямоугольная Успенская (Арсенальная) башня, а в северной части восточной стены — Квасоваренная и Поваренная башни с пристенком, образующим длинный внутренний дворик у Самого Святого озера. Название этих двух башен, построенных в 1621 году, говорит об их хозяйственном использовании. Это вообще характерно для многих монастырских построек, в том числе и храмов, имевших и мирное, и оборонительное назначение.
Метод каменного строительства на Соловках из могучих местных валунов с добавлением кирпичной кладки для выравнивания верха стен или устройства бойниц и окон очень своебразен. Недаром монастырские постройки производят такое неизгладимое впечатление. Прежде всего это относится к крепостным стенам и башням, но и внутри монастыря многие постройки имеют мощные цоколи или целые этажи из валунов. Некоторые камни в основании стен и башен просто огромные — до 4-5 метров в длину. Наслышанный о них иностранец сообщал, что святые Савватий и Зосима «… заставляли работать дьяволов над сооружением монастырских стен». Из «дикого камня» огромных размеров построены многие здания (бани, амбары) и за пределами монастыря. Кажется, что Соловецкие постройки сами выросли из местной, усыпанной валунами, земли. Это впечатление усиливается сильным уклоном стен зданий внутрь, что придает им зрительную устойчивость и незыблемость.
Сильное впечатление производит видимый еще издалека со стороны Белого моря архитектурный ансамбль за стенами кремля. Это Трапезный комплекс XVI века, состоящий из Трапезной и Келарской палат и Успенской церкви; Преображенский собор XVI в., самый большой и выразительный; колокольня XVIII в. — самое высокое здание монастыря; Никольская церковь и Троицкий собор XIX в. Все эти здания объединены галереями (самая старая — постройки 1602 года) и крытыми переходами, что немаловажно для местного климата. Внушительный пятиглавый Преображенский собор с мощными, уходящими ввысь, наклонными стенами первоначально имел вместо центральной главы высокое шатровое завершение, что видно на некоторых старинных иконах.

Дорога на Секирную гору.

Вокруг великолепного комплекса центральных зданий расположены в виде каре культовые, жилые, хозяйственные, служебные постройки меньшей этажности, среди которых немало заслуживающих внимания: Надвратная Благовещенская церковь со Святыми воротами конца XVI в.; Филипповская церковь XVII в.; Иконописная и Чоботная палаты XVII в.; водяная мельница XVII века в самой южной части монастыря, на подземном самотечном канале, идущем от Святого озера к Белому морю.
В непосредственной близости от монастыря, к югу, на берегу моря находится интереснейшее судоремонтное сооружение XIX века — гранитный сухой док с самотечной системой подачи и спуска воды для шлюзования. Там же рядом — гидроэлектростанция (1912 г.). Сразу за северной стеной — выложенный камнем крепостной ров (начало XVII века), а к западу от Прядильной башни — Петровская часовня XIX в. Недалеко от монастыря нужно осмотреть культовые, жилые и хозяйственные постройки бывшего монастырского поселка (XIX в).

Большой Заяцкий остров.
Церковь Андрея Первозванного.
1702 г.

Для того чтобы получить более полное представление о Соловках, необходимо знакомство со всей территорией заповедника. В первую очередь можно порекомендовать отправиться на север Большого Соловецкого острова по дороге или по системе озер и каналов и осмотреть Секирную гору, побывать в Савватьеве, откуда началось освоение архипелага в далеком XV веке, подивиться на знаменитые Филипповские садки, валунную дамбу, которая фильтровала морскую воду.
Затем отправляйтесь от монастыря по восточной дороге, через узкую змеевидную дамбу (конечно же из валунов!) на остров Большая Муксалма, где монахи пасли свой скот. Если удастся, побывайте на самом северном Анзерском острове, на горе Голгофе. На этом острове когда-то жил знаменитый патриарх Никон.
Везде вы увидите немало интересных церквей, часовен, зданий разного времени постройки, везде следы деятельности трудолюбивого человека, рачительного хозяина.
Наконец, на Большом Заяцком острове осмотрите деревянную церковь Андрея Первозванного. По быстроте ее возведения (20 дней) можно предположить, что Петр I привез ее с собой в разобранном виде и подарил островитянам в 1702 году.
На этом же острове, а также и на Большом Соловецком, можно осмотреть каменные лабиринты 2-го века до нашей эры, выполненные из небольших валунчиков.

Соловецкий монастырь — один из крупнейших ансамблей каменного зодчества XVI — XIX веков на севере Руси. Расположен знаменитый архитектурный комплекс на Большом Соловецком острове. Неповторимый облик Соловецкого ансамбля, открывающийся ещё издалека с моря, производит неизгладимое впечатление на любого. Даже исследования искусствоведов, ученых и архитекторов, написанных строгим научным языком, не обходятся без восхитительных эпитетов, настолько поражает взгляд это могучее творение человеческих рук, величие его монументальных башен, органично вписанное в природное окружение. Соловецкий Кремль расположен на узком перешейке между бухтой Благополучия и Святым озером, которое подступает прямо к длинным сторонам стен монастыря и служит ему сказочным пейзажным фоном.

Уже на западе восточными лучами Открылся, освещен, с высокими верхами Пречудных стен округ из диких камней град… М. В. Ломоносов

История Соловецкого монастыря начинает отсчет с середины XV века, когда, согласно летописям, на Секирной горе поселились иноки Савватий и Авва Герман. А в 1436 г. иноком Зосимой, ставшим в последствии настоятелем монастыря, была возведена деревянная Преображенская церковь.

Вокруг этого первого храма, окруженного деревянной оградой, разрастался и рос постепенно монастырь, которому новгородский архиепископ Иоанн дал грамоту на вечное владение Соловецкими островами. Ни одна из первых деревянных построек не дошла до нас — монастырь дважды горел.

К началу XVI века Соловецкий монастырь уже занимал прочное положение в экономической и культурной жизни всего русского Поморья, он развивался и богател. Монастырь становится центром обороны северного побережья от иноземных набегов, на него возлагается обязанность защиты северо-западных рубежей России, для чего необходимы каменные прочные стены. И именно XVI век стал периодом грандиозного каменного строительства на Соловках. Преображение Соловецкого монастыря, возведение первых и самых грандиозных каменных сооружений монастыря связано с именем его настоятеля игумена Филиппа (боярин Федор Колычев), будущего митрополита Русской Православной Церкви. При нем монастырь начинает интенсивно развиваться, увеличиваются пастбища, строятся дороги, мельницы, соединяются каналами озера, сооружаются каменные церкви. В это время были построены Успенский, с трапезной палатой, и Преображенский соборы.

Соловецкий монастырь. Фотография Александра Гаврилова В 1584 году по указу царя Федора Ивановича вокруг пятиугольного участка монастыря начинается строительство каменных стен.

В 1584 году по указу царя Федора Ивановича вокруг пятиугольного участка монастыря начинается строительство каменных стен. Эту работу выполняли принадлежавшие монастырю поморские крестьяне под руководством монаха Трифона, родом из Неноксы. Строился Соловецкий Кремль в период, когда уже был накоплен обширный архитектурный опыт создания крепостных сооружений, благодаря чему монастырь стал совершенным оборонным в инженерном отношении сооружением. Стены сооружались в течение десяти лет. Высота их достигла 11 метров, а вес, составляющих их валунов, составляла 5-6 тонн.
Стены Соловецкого монастыря являются одним из наиболее значительных достижений в строительстве оборонительных сооружений. Так же как и стены, основания башен выложены. Башни имеют слегка конусообразную форму и завершаются высокими шатрами с дозорными площадками. На всех восьми башнях (Прядильная, Успенская и Сторожевая, а со стороны Святого озера — Северная, Квасоваренная, Поваренная, Южная и Белая) была установлена артиллерия, а в стенах устроены бойницы, доступ к которым обеспечивали с крытые деревянные галереи с внутренней стороны монастыря. Именно башни придают архитектурную законченность и удивительную силуэтную выразительность всему облику Соловецкого Кремля.
Прочность стен и башен испытало время. Они успешно защищали монастырские земли от многочисленных вторжений иноземцев — шведов, литовцев, англичан. Соловецкий монастырь становится сильной крепостью. За крепостной стеной монастыря находились жилые и хозяйственные корпуса, палаты и кельи, торговые лавки и кладовые, солодовни и сушильни, больничный корпус и монастырская тюрьма (Белая башня), водяная мельница со складами.
Композиционным центром монастыря являлись высокая колокольня и три собора: Преображенский, Успенский и Троицкий. В 1602 году Преображенский собор и трапезную с Успенской церковью и келарской палатой объединила в один ансамбль галерея. Также как и стены монастыря, галерея была выложена из крупного валуна, разреженными тремя арками. Верх галереи был открытым: двухскатная деревянная кровля над ним покоилась на кирпичных столбиках.
В начале XVII столетия, когда строилась галерея, она объединяла лишь трапезную и Преображенский собор. Позднее галерея стала архитектурным и планировочным элементом, объединившим в общий ансамбль и все другие части соборного комплекса: Никольскую церковь (1577 г.) с помещениями ризницы и монастырской библиотеки и Троицкий собор (1859 г.), колокольню с тридцатью пятью колоколами (1777 г.).
Колокольня была построена в 1777 году на месте деревянной и по ее образцу. Она покоится на мощном цоколе, сложенном из семи слоев дикого валуна, над цоколем поднимаются три выложенных из кирпича яруса колокольни. Общая высота колокольни 57,5 метра. В 1797 году в первом ярусе расположилась монастырская библиотека, а на втором и третьем ярусе разместилось тридцать пять колоколов разных размеров. Самый большой из колоколов — Преображенский весил 12,5 тонн, отлит он был петербургским колокольным мастером Петром Евдокимовым, который в 1770-х гг. работал в Соловецком монастыре Самый древний колокол Соловецкого монастыря был отлит в 1545 году и получил имя «благовестный плакун».
В настоящее время в Соловецком Кремле сохраняется два колокола. Один из них, самый древний, украшен рельефными изображениями. Другой — «благовестник» (вес 72 пуда), отлитый в 1856 году на литейном заводе Чарышникова в Ярославле в память обороны Соловецкого монастыря от англичан в 1854 году, был доставлен на Соловки в 1860 году. Материалом для этого колокола послужили украшения, которые были в Петропавловском соборе Петербурга во время похорон Николая I.
К колокольне с юго-восточной стороны примыкает высокое здание пятиглавой Никольской церкви с ризницей, перестроенной в первой половине XIX века. В 1591-1601 гг. было построено последнее значительное сооружение на территории Соловецкого монастыря — надвратная Благовещенская церковь. За прошедшие столетия она неоднократно перестраивалась, переделывался и ее интерьер.
Построенная над проездной аркой у Святых ворот над главным въездом в монастырь, расположенным в западной крепостной стене против Спасо — Преображенского собора она служит дополнением главному монастырскому сооружению, Спасо-Преображенской церкви.
Из хозяйственных построек монастыря особенно интересна дошедшая до нас водяная двухэтажная мельница, примыкающая к южной стене около Белой башни. Она построена в XVII веке из крупноразмерного кирпича. В первом этаже ее помещалось колесо, работающее под напором воды канала, соединяющего Святое озеро с морем. Фасады мельницы декорированы орнаментом, набранным из фасонного кирпича.
С XVII по XIX вв. монастырь постоянно развивался, старые сооружения заменялись новыми. Но как отмечает архитектор-реставратор О. Д. Савицкая, при необыкновенном разнообразии и новизне архитектурных образов, сохранялась присущая ансамблевой застройке монастыря, цельность и упорядоченность планировки. «Особое звучание архитектуре Соловецкого ансамбля придавала цветовая гамма, создаваемая яркой серо-красной фактурой валунно-кирпичных кладок, контрастирующих со сверкающей белизной соборов и их живописных пристроек, оконтуренных темным фигурным абрисом деревянных кровель, крылец и галерей».
К сожалению, внутреннее убранство построек Соловецкого монастыря не сохранилось до наших дней, пострадали от пожаров Успенская и Никольская церкви. А сам монастырь пережил нелегкие страницы своей истории, на его территории располагались коммуна и концентрационный Соловецкий лагерь, военная база и школа для курсантов мореходного училища. В результате многие произведения искусства безвозвратно погибли, памятники архитектуры подверглись разрушению. Большая часть сохранившегося художественного наследия монастыря (иконы монастыря и рукописные книги) были вывезены, и сегодня хранятся в различных музеях страны.

Сегодня силами исследователей и реставраторов идет возрождение архитектурного комплекса Соловецкого кремля, ведутся реставрационные работы, восстанавливается и возвращается первоначальный облик строений Соловецкого монастыря.
В 1967 году был создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, который функционирует и в настоящее время

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *