Соловецкий монастырь

Содержание

Освоение Соловецких островов началось в глубокой древности – здесь стали появляться древние обитатели Поморья – протосаамы; летом они промышляли морского зверя (тюленей и белух) и ловили рыбу. Во II–I тысячелетии до н.э. протосаамы хоронили на Соловках умерших соплеменников, складывая над останками валунные насыпи – курганы. В средние века архипелаг превратился в место совершения языческих обрядов, здесь были культовые сооружения лопарей (саамов) – курганы, лабиринты и разнообразные символические выкладки из небольших валунов.

Возможно, лопари еще совершали на островах свои языческие обряды, когда в начале XV столетия на Соловках появились первые иноки. Труды соловецких монахов превратили языческий край в средоточие Православия на Русском севере.

Основанный в 1436 году на далеких «краесветных» островах Белого моря, Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В монастырских святцах более 50 имен подвижников благочестия, совершавших свой духовный подвиг на Соловках. Глубоко почитаемы имена основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Анзерских чудотворцев Елеазара и Иова, а также святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, который, почти 30 лет прожив в Соловецком монастыре – 18 из них в качестве настоятеля, много сделал для его укрепления и процветания. Став митрополитом, святитель Филипп смело выступил против злодеяний опричнины и принял мученическую кончину. Из соловецких пострижеников вышли два патриарха – Иоасаф I (1634–1641) и Никон (1652–1658), шесть митрополитов, несколько архиепископов и епископов, множество подвижников, прославившихся святостью и чудотворениями, а также видные исторические деятели Авраамий (Палицын), Александр (Булатников) и др.

Монастырь много сделал для просвещения язычников на далеких окраинах России. Одним из самых первых выдающихся подвижников Крайнего Севера был блаженный Феодорит Кольский. Соловецкий постриженик архимандрит Феодорит за свою долгую 90-летнюю жизнь просветил евангельским словом и привел к христианству тысячи лопарей (саамов). Большой заслугой Соловецкого монастыря было распространение в Поморье грамотности и ремесленных знаний.

Одним из самых трагических периодов монастырской истории по праву считается время Соловецкого сидения (1668–1676). Бунт братии, несогласной с церковными реформами патриарха Никона, вылился в противостояние царскому войску. Соловецкое восстание, подавленное воеводой И. А. Мещериновым, который вел осаду по всем правилам войны, привело к значительным человеческим жертвам с обеих сторон, а также ослабило духовные традиции и экономическое положение островного монастыря.

С Соловецким монастырем связано основание, возобновление и существование семи северных монастырей, в его ведении находились до 30 приходских церквей. Тысячи богомольцев ежегодно приезжали в монастырь и получали здесь духовную помощь. В 1765 году монастырь стал ставропигиальным, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшего Синода.

Монастырь был не только духовным, но и крупнейшим культурным центром. Он обладал одной из лучших в те времена библиотек, где хранились, переписывались и создавались новые произведения. Здесь трудились такие выдающиеся писатели-книжники, постриженики Соловецкого монастыря, как игумен Досифей, инициатор составления в начале XVI века жития преподобных Зосимы и Савватия, священноинок Сергий (Шелонин), живший в монастыре в 1619-1664 годах (исследованием его трудов ученые занимаются уже более 100 лет), инок Епифаний и др. Книжный знак соловецкой библиотеки считается первым экслибрисом в России. Монастырская ризница была хранилищем богатейшего собрания древних икон, облачений, богослужебных сосудов, предметов древнерусского искусства. Многие из них свидетельствуют о теснейших связях монастыря с царским домом и российскими патриархами, виднейшими деятелями русской истории. Тысячи ценнейших икон находились в храмах монастыря.

Бесценны для науки документы монастырского архива. В оружейной палате монастыря хранилось интереснейшее собрание древнего оружия. Постройки монастыря вошли в сокровищницу мировой архитектуры и представляют собой чудеса строительного дела.

Соловецкий монастырь совмещал свой монашеский подвиг с гражданским долгом: начиная с конца ХVI века, он становится защитником северных рубежей России.

Многие его настоятели не только исполняли свое непосредственное послушание, но и проявили себя как искусные политики и государственные деятели. При настоятеле игумене Иакове (1581–1597), ученике святителя Филиппа, была построена каменная крепость, укреплен Сумской острог. Игумен Антоний (1605–1614) в Смутное время показал себя истинным патриотом и стойким борцом за интересы России, «его благоразумием была спасена обитель Соловецкая, а с ней и все Поморье, от шведов». Известна переписка игумена Антония со шведским королем Карлом IХ, в которой он последовательно отстаивал интересы государства. Много сделал для защиты Беломорья от врагов игумен Иринарх (1614–1626). Близкое соседство и частые военные столкновения, в которых соловецкие стрельцы и поморские крестьяне одерживали победы, внушали шведам уважение к монастырю.

В 1854 году во время Крымской войны, когда английские суда в течение девяти часов обстреливали монастырь, братия и все жившие в монастыре под руководством настоятеля, архимандрита Александра (Павловича), проявив величайшее мужество и героизм, отстояли обитель.

Соловецкий монастырь был и важным экономическим центром, его вотчины в XVI-ХVIII веках, не ограничиваясь Поморьем, простирались до Онежского озера. В вотчинах монастырь вываривал соль, являясь ее крупнейшим поставщиком соли на внутреннем рынке, а также добывал слюду, жемчуг, железную руду, ловил морского зверя и рыбу. По словам историка В. О. Ключевского, вместе с монастырем «возник центр и двигатель разнообразной деятельности в окружающем его Беломорском крае».

После секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь начал более интенсивно развивать монастырское хозяйство на островах, где находилось до 40 различных производств. В результате разумного хозяйствования и природопользования острова Соловецкого архипелага достигли весьма высокой степени благоустройства. К началу ХХ века у монастыря было 10 скитов и пустыней, 17 храмов (31 престол), около 30 часовен. До самого своего закрытия в 1920 году Соловецкий монастырь был одним из самых почитаемых в России.

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь

Соловецкий монастырь с высоты выглядит как маленький город, окруженный водой. И действительно — внутри есть все для жизни. Рассказывают, даже подземные ходы сохранились, что не удивительно, если учитывать, как монахи многократно подвергались нападениям.

Святые ворота

Прототипом для строительства Святых ворот послужили Золотые ворота Иерусалиме.
Фото: globallookpress.com

Через них вы попадете на территорию монастыря. Святые ворота венчает крест. Белые колонны подпирают купол: раньше при входе в обитель строили надвратную церковь. Вы поразитесь толщине ворот, сделанных из огромных камней. Над аркой, через которую будете проходить, висит образ Спаса Нерукотворного. Паломники останавливаются перед ним и крестятся. Женщины уже на входе надевают платки — несмотря на то, что место туристическое, действующий храм обязывает соблюдать православные каноны.

Двор монастыря

Проходите в ворота — и попадаете во двор, сразу перед вами будет Спасо-Преображенский собор. Дорожки выложены камнем. Летом зеленые ухоженные газоны и много цветов, стоит аромат роз в воздухе. Отсюда начинается экскурсия по монастырю. Но зайти и посмотреть все разрешается также самостоятельно. Вход на территорию и в здания монастыря свободный.

Спасо-Преображенский собор

Пройдя через Святые ворота вы увидите большой Спасо-Преображенский собор.
Фото: Ольга МЕДВЕДЕВА

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор. Он начал возводиться при том самом игумене Филиппе, в 1558-1566 годах. Много раз переделывался и надстраивался, так что, если сравнивать с его образом прошлых веков, вы найдете массу отличий. Для нас необычным является вход на якобы второй этаж, то есть, заходя в церковь, вы попадаете не в помещение с иконостасом и алтарем, а на нижний ярус, с которого в основной зал нужно подняться по лестнице. Здесь проводятся богослужения, работает церковная лавка, где можно купить свечи и заказать молебны. На том же этаже в отдельном зале устраиваются выставки. В 2017 году, например, экспозицию посвятили 100-летию расстрела царской семьи Романовых, члены которой впоследствии были канонизированы.

Успенский трапезный комплекс

Первые каменные строения в Соловецком мужском монастыре как раз были возведены в этом комплексе. Он строился в 1552-1557 годах. Успенская церковь изначально была деревянной — такой ее строили несколько раз, но она не пережила случившихся пожаров. Тогда и стали возводить комплекс из валуна, камня и кирпича — недалеко отсюда специально построили кирпичный завод. Сейчас в трапезной этого комплекса обедают все паломники и туристы, которые приезжают на Соловки. Здесь готовят постные блюда: рыбу, грибы, овощные супы и салаты, компоты из местных ягод, сладкую выпечку.

Никольский храм

Никольский храм (справа от колокольни) появился одним из первых на территории монастыря.
Фото: globallookpress.com

Он появился одним из первых в монастыре. Известно, что Николай Чудотворец — покровитель путешественников и мореплавателей. На Соловках его особо почитают, ведь жизнь островов неразрывно связана с водой — озерами, каналами и Белым морем. Никольский храм стоит между колокольней и Троицким собором.

Колокольня

Традиционно самое высокое здание в любом монастыре — колокольня, на Соловках ее высота 50 метров. Ту, что мы наблюдаем сейчас, относят к 1777 году. В начале 20 века тут было 35 колоколов, сейчас их меньше, но ведутся реставрационные работы, привозят новые колокола. И как же красиво разливается звон по всему монастырю и его окрестностям, когда в них бьют звонари.

Монастырская тюрьма

Сюда вы попадете с экскурсией. Гид проведет внутрь, где вы увидите крошечные помещения, в которых содержались заключенные монахи, а также расскажет о судьбе графа Петра Толстого.

Дело в том, что в определенный период Толстой и его некогда друг Петр Меншиков разошлись во взглядах — кто должен стать преемником Екатерины I. Мнение Меншикова взяло верх, а Толстого по “политическим соображениям” приговорили к смертной казни. Ему было 82 года. Казнь через некоторое время заменили пожизненным заключением, осужденного отправили в соловецкую тюрьму. Толстого лишили графского титула, а следом за ним на Соловки отправили и его сына Ивана.

Петр Толстой продержался в заключении полтора года и умер, когда ему было 84. Его сына не стало за восемь месяцев до этого.

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

Россия Архангельская область поселок Соловецкий

Идёт загрузка карты…

Спасо-Преображе́нский Солове́цкий монасты́рь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на Соловецких островах в Белом море. При обители имеется гостиница для паломников.

Возник в 1429—1430-е годы, отстроен в камне трудами св. Филиппа (Колычева).

При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения. Монашеская жизнь возобновлена 25 октября 1990 года.

В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Скиты и пустыни

Постройки монастыря разбросаны по четырём островам Соловецкого архипелага:

  • На Большом Соловецком острове:
    • Собственно монастырь
    • Вознесенский скит на Секирной горе
    • Исааковская пустынь
    • Макариевская пустынь
    • Савватиевский скит (место первого поселения на острове преподобных Савватия и Германа)
    • Филипповская пустынь
  • На острове Большая Муксалма:
    • Сергиевский скит
  • На острове Анзер:
    • Голгофо-Распятский скит
    • Елеазарова пустынь
    • Троицкий Анзерский скит
  • На Большом Заяцком острове:
    • Андреевская пустынь
    • Каменные лабиринты

История

Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики монахами Зосимой и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше — в 1429 году. Основатели — Герман и Савватий. До марта 1682 года, когда была учреждена Холмогорская епархия, монастырь находился в пределах Новгородской епархии.

Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа (Колычёва), избранного в 1548 году монастырским собором и возведённым в сан игумена новгородским архиепископом Феодосием. Игумен Филипп положил много труда по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. В последний были перенесены мощи основателей монастыря — святых Зосимы и Савватия. Благодаря данному царем праву беспошлинной торговли солью и образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа, монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц, был организован первый в Корельском уезде железоделательный оружейный завод.

Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал себе всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Ивана Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского.

Будущий патриарх Никон в возрасте 30 лет принял постриг со своим именем в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. Через какое-то время преподобным Елеазаром Анзерским, начальный старец скита, в число обязанностей Никона было включено совершение литургий и заведование хозяйственной частью. Но в 1639 году, вступив в конфликт с Елеазаром, Никон бежал из скита и был позже принят в Кожеозерский монастырь.

Церковную реформу патриарха Никона монастырь осудил как ересь. Противостояние приняло форму осады (т. н. Соловецкое сидение), которая продлилась с 1668 по 1676 год. В 1676 крепость была взята в результате предательства одного из монахов. Почти все мятежные монахи были убиты.

В 1765 монастырь становится ставропигиальным, то есть переходит под непосредственное подчинение Синоду. В монастыре процветали ремёсла: он владел солеварнями, кузницами, монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи. Особого расцвета хозяйство монастыря достигло при игумене Иринархе (1613-26).

Наряду с Кемью Соловецкий монастырь представлял собой важную приграничную крепость, с гарнизоном и артиллерией. К XVII веку в монастыре было порядка 350 монахов, 600—700 послушников и крестьян. После посещения монастыря Петром I в конце XVII века к Соловецкому было приписано ещё несколько монастырей, включая Краснохолмскую пустынь в Подмосковье. В монастыре имелась обширная библиотека, а к XX веку появилась и собственная гидроэлектростанция.

В XVI—XVII веках монастырь выдержал несколько нападений шведов (в 1571, 1582 и 1611 годах). Позднее, в 1854 году, монастырь был обстрелян английскими паровыми 60-пушечными фрегатами «Бриск» и «Миранда». После девятичасовой канонады, не приведшей ни к каким сколько-нибудь серьёзным разрушениям (что отчасти объясняется прочностью стен и дальностью, с которой приходилось вести обстрел — бухта Благополучия имеет сложный и опасный рельеф дна), англичане вынуждены были оставить монастырь в покое.

Монастырская тюрьма

С XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой. Камеры в монастырских башнях и стенах этого монастыря имели форму усечённого конуса длиной около трёх метров, шириной и высотой по два метра, в узком конце — один метр. По разным подсчётам, со времён Иоанна Грозного до 1883 г. через тюрьму Соловецкого монастыря прошли от 500 до 550 узников, среди которых такие заметные личности, как П. А. Толстой, В. Л. Долгоруков, П. И. Калнышевский, Ф. П. Шаховской.

Соловецкая тюрьма существовала до 1883 г., когда из неё были выведены последние узники, но караульные солдаты содержались в ней до 1886 г. После официального закрытия тюрьмы Соловецкий монастырь продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей церкви.

Советский период

В 1920 году монастырь был окончательно ликвидирован: приказ о ликвидации отдал М. С. Кедров. Культурные ценности монастыря и большие запасы продовольствия были реквизированы.

В 1920 году на территории монастыря располагается лагерь принудительных работ, который вместе с конвоем насчитывал 350 человек. В 1923 был учреждён Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения — СТОН, расформированную в 1939. Значительную часть заключённых составляли т. н. «политические» — духовенство, офицеры белого движения, эсеры, интеллигенция. С 1942 года по октябрь 1945 года в монастыре в течение 3 лет базировалась часть Соловецкой школы юнг, при учебном отряде Северного Флота, готовившихся к боевым действиям, открыта 25 мая 1942 года по приказу наркома ВМФ СССР Кузнецова Н. Г..

В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, продолжающий существовать и по возобновлении монашеской общины.

В декабре 1988 года был создан церковный приход, куда был назначен иеромонах Герман (Чеботарь). 4 июля 1989 года он освятил находящуюся за монастырской оградой часовню святителя Филиппа — первый возрожденный храм Соловков.

Возобновление монашеской жизни

25 октября 1990 Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря; исполняющим обязанности наместника был назначен игумен Герман (Чеботарь). Осенью того же года появились первые послушники.

Указом от 9 февраля 1992 года Патриарха Алексия II наместником монастыря был назначен игумен (ныне архимандрит) Иосиф (Братищев). Поставление во игумена в домовом храме обители совершил епископ Владимирский и Суздальский Евлогий.

19—21 августа 1992 года мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в обитель. Торжества возглавлял Патриарх Алексий II; 22 августа (по новому стилю) стало праздноваться как Собор Соловецких святых.

22 августа 1992 года Патриарх освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где были поставлены мощи Соловецких чудотворцев. По благословению Патриарха Алексия II, с 1993 года установлено празднование Второго перенесения святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа 8 (21) августа, а на следующий день, 9 (22) августа, совершается память собора Соловецких святых.

В ноябре 2007 года министр культуры М. Швыдкой заявил о принятии решения о полном выводе музея из стен монастыря. После его отставки с поста министра культуры речь о выводе музея из стен монастыря больше не заходила.

Святыни монастыря

  • Мощи прпп. Зосимы, Савватия и Германа
  • Мощи свт. Филиппа
  • Мощи свт. Маркелла
  • Мощи свмч. Петра
  • Крест прп. Савватия
  • Икона Пресвятой Богородицы «Хлебная»

Престольные праздники

Преображение Господне — 19 августа

Зосима Соловецкий, преподобный — 30 апреля

Савватий Соловецкий, преподобный — 10 октября

Зосимы, Савватия и Германа Соловецких — Август 21 (Перенесение мощей)

Соловецких святых — Август 22

Все монастырские праздники

Архитектурно-художественные памятники

Постройки монастыря разбросаны по четырём островам Соловецкого архипелага: Архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря расположен на берегу бухты Благополучия Большого Соловецкого острова.

Пятиугольная территория монастыря окружена массивными стенами (высота — от 8 до 11 метров, толщина — от 4 до 6 метров) с семью воротами и восемью башнями, построенными в 1584—94 гг. зодчим Трифоном. Стены сооружены из огромных камней размером до 5 метров, их протяженность 1084 метров. На территории монастыря сохранились храмы и другие монастырские сооружения, соединённые крытыми переходами, окружённые жилыми и хозяйственными помещениями:

  • Трёхглавый Успенский собор (1552—57 гг.) с огромной трапезной (475 кв. м.) и келарской палатами;
  • Преображенский собор (1558—66), двухстолпный пятиглавый, на высоком подклете, с пирамидально скошенными стенами, от которых должны были рикошетировать вражеские ядра;
  • церковь Благовещения (1596—1601),
  • каменные палаты (1615),
  • водяная мельница (начало XVII века),
  • колокольня (1777),
  • Николаевская церковь (1834),
  • Троицкая церковь (1856-59).

Оба собора относятся ко временам наиболее известного игумена монастыря Филиппа (в миру Фёдора Колычёва). Они имеют облик суровый, почти крепостной. Толщина стен Преображенского собора достигает пяти метров, а его угловые приделы напоминают крепостные башни. Архитектурное решение собора уникально: угловые главы размещены над верхними приделами, которые поставлены на сводах и соединены друг с другом переходами. Предполагая некогда существование шатрового завершения, М. А. Ильин относит соловецкий собор к «башенно-шатровым памятникам Грозного», тогда как А. Л. Баталов полагает, что в архитектуре собора воплотилась та же грозненская идея многопрестольности, что породила собор Василия Блаженного.

Первоначальный трёхрядный иконостас Преображенского собора, как предполагается, состоял из 20 досок и был вывезен из обители старообрядцами после «соловецкого сидения». В 2001 г. житель Вильнюса объявил о том, что является обладателем 7 досок иконостаса и назначил за них цену 1700 тыс. евро; тогда же иконы были выставлены на обозрение в Гронингене. В 2005 г. министр культуры А. Соколов, рассмотрев вопрос о приобретении иконостаса, объявил, что государство в покупке реликвии не заинтересовано, так как памятник, по заключению реставраторов, «не подлинный». В 2007 г. сообщалось, что подлинность иконостаса была подтверждена неназванными экспертами.

В 1923 году на монастырской колокольне произошёл большой пожар, причём такой силы, что некоторые колокола даже оплавились. Сгорел длинный шпиль колокольни. Администрация лагерей не стала проводить реставрацию и вместо сброшенного креста над куполом колокольни решила установить сваренную из металлических конструкций звезду. В 1985 году звезда была снята и теперь хранится в Соловецком музее. В 2003 году началась полномасштабная реконструкция шпиля колокольни. В 2006 году реставрация верхней части колокольни была завершена. С полностью восстановленного шпиля были сняты леса и водружён новый 4-метровый титановый крест.

Перед монастырём сохранились две часовни, Александровская и Петровская, установленные в середине XIX века в память о посещении обители царями Петром I и Александром II. При входе в монастырь на стене имеется весьма редкий для православной традиции элемент оформления — солнечные часы.

Собор Новомучеников и Исповедников Соловецких

В память новомучеников и исповедников Российских, находившихся в заключении в Соловецком лагере особого назначения, установлен праздник Собор новомучеников и исповедников Соловецких. Празднование установлено указом Святейшего Патриарха Алексия II от 25 марта 2000 года. Текст службы праздника утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года (журнал № 163).

В Соловецкой обители находится икона «Собор новомучеников и исповедников Соловецких». Автор иконы — Ольга Клодт-Володина.

Священномученики

  • Евгений (Зернов), митрополит Нижегородский +1937;
  • Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский +1937;
  • Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский +1937;
  • Захария (Лобов), архиепископ Воронежский +1937;
  • Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский +1929;
  • Иувеналий (Масловский), архиепископ Рязанский +1937;
  • Петр (Зверев), архиепископ Воронежский +1929;
  • Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский +1937;
  • Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский +1937;
  • Амфилохий (Скворцов), епископ Красноярский +1937;
  • Антоний (Панкеев), епископ Белгородский +1937;
  • Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий +1937;
  • Василий (Зеленцов), епископ Прилукский +1930;
  • Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский +1937;
  • Игнатий (Садковский), епископ Скопинский +1938;
  • Иоасаф (Жевахов), епископ Могилевский +1937;
  • Никодим (Кононов), епископ Белгородский +1918;
  • Онисим (Пылаев), епископ Тульский +1937;
  • Александр Сахаров, протоиерей +1927;
  • Владимир Лозина-Лозинский, протоиерей +1937;
  • Владимир Медведюк, протоиерей +1937;
  • Александр Орлов, иерей +1937;
  • Иоанн Стеблин-Каменский, иерей +1930;
  • Николай Правдолюбов, иерей +1941;
  • Николай Восторгов, иерей +1930;

Священноисповедники

  • Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский +1932;
  • Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский +1962;
  • Виктор (Островидов), епископ Глазовский +1934;
  • Роман Медведь, протоиерей +1937;
  • Сергий Голощапов, протоиерей +1937;
  • Сергий Правдолюбов, протоиерей +1950;
  • Николай Лебедев, иерей +1933;
  • Пётр Чельцов, иерей +1972;

Преподобномученики

  • Вениамин (Кононов), архимандрит +1928;
  • Иннокентий (Беда), архимандрит +1928;
  • Никифор (Кучин), иеромонах +1928;

Преподобноисповедник

  • Никон (Беляев), иеромонах +1931;

Мученики

  • Владимир Правдолюбов +1937;
  • Стефан Наливайко +1945;
  • Анна Лыкошина 1925;
  • Вера Самсонова +1940.

>Фото

Видео

Как добраться

Адрес: Архангельская обл., Приморский р-н, Соловецкие острова

Соловецкий архипелаг находится в Белом море между Архангельской областью и Карелией. Административно является районом Архангельской области.

Туристический сезон на Соловках начинается в июне и заканчивается в сентябре-начале октября, хотя на острова можно съездить и зимой.

Проще всего приобрести путевку в туристическом агентстве и снять с себя все заботы. Вам предложат различные программы пребывания на Соловках.

Если вы решили добраться до Соловков самостоятельно, то Вам интересны будут приведенные ниже сведения. Добраться до островов можно, соответственно, либо по воде, либо по воздуху. Существуют два основных маршрута, которыми прибывают на Соловки жители, паломники, туристы, путешественники — через Архангельск и через Кемь (последний только в период навигации).

Путь через Архангельск

До Архангельска поездом (Московское железнодорожное агентство, справочный тел.: 266-93-33) или самолетом.

Из Архангельска на Соловки самолетом можно добраться из аэропортов Васьково и Талаги.

Морское сообщение Архангельска с Соловками представлено рейсом теплохода <Клавдия Еланская>, который, в основном, загружается туристическими фирмами и в свободную продажу билеты практически не поступают (можно путешествовать <палубными пассажирами> — дешевле, но очень некомфортно). Летом 2005 года <Клавдия Еланская> ходит на Соловки раз в две недели. Подробности на сайте Северного морского пароходства.

В Архангельске можно переночевать, но о бронировании гостиницы надо позаботиться заранее.

Недостатки пути через Архангельск: Возможны сложности с авиабилетами из Архангельска на Соловки. Невозможность выкупить обратные билеты Соловки — Архангельск (это можно сделать только на самих Соловках). Правда, последнее распространяется только на рейсы из аэропорта Васьково, на рейс, летающий из аэропорта Талаги, выкупить обратные билеты возможно. Сильная зависимость местных авиалиний от погодных условий (ветер, облачность, видимость и т.п.) — можно задержаться в Архангельске на несколько дней. Нерегулярность морского сообщения.

Путь через Кемь (республика Карелия)

Поездом Москва-Мурманск или Петербург-Мурманск до станции Кемь.

Расписание и стоимость билетов можно узнать в справочной: в Москве: 262-91-43 (Ленингр. вокзал), с 266-90-00 по 266-93-33. в Петербурге: 168-45-97 (Московский вокзал), 055.

От железнодорожного вокзала в г. Кемь автобусом № 1, маршруткой или на такси до пригорода Кеми — Рабочеостровска, где находится порт. Летом обычно ко всем ночным поездам из Москвы подходит частный автобус, а такси на площади перед вокзалом стоят круглосуточно.

В ожидании катера можно:

  1. переждать несколько часов на причале
  2. остановиться в гостинице «Причал» — находится в 100 метрах от причала (Республика Карелия, г. Кемь, пос. Рабочеостровск, ул. Набережная, д.1; тел.: (81458) 35-360; e-mail: prichal@onego.ru).
  3. остановиться в Соловецком подворье в Кеми (в 5-ти мин. ходьбы от причала) если вы направляетесь на Соловки как паломник (Республика Карелия, г. Кемь, пос. Рабочестровск, ул. Портовая, 8; тел.: (81458) 35-368 (Соловецкому паломнику).
  4. посетить замечательный кемский краеведческий музей «Поморье» (г. Кемь, ул. Вицупа, д. 12; тел. (8-814-58) 2-25-71).

В Кеми также есть гостиницы:

  1. туркомплекса «Кузова» (офис: ул. Пуэтная, 5, тел. (81458) 22-259; сама гостиница: ул. Фрунзе, 1, тел. (81458) 21-837). Туркомплексу «Кузова» принадлежит также катер «Анна-Мария», на котором можно добраться до Соловков.
  2. Гостиница «Кемь», входит в состав туркомплекса «Кемь» (ул. Энергетиков, 17, тел. (81458) 20-833).

Относительно проживания в гостиницах лучше договариваться заранее, так как в сезон практически все места в гостиницах раскупаются туристическими фирмами.

Далее самое интересное и незабываемое — морем до Соловков. Между Кемью и Соловками курсируют небольшие катера, принадлежащие Монастырю, Музею и частным лицам («Створ», «Туман», «Святитель Николай» и др.). Морем до Соловков от 2 до 4 часов, в зависимости от погоды и быстроходности судна. Как правило, навигация на Белом море открывается в начале июня (в мае по морю еще носит большие, порой до нескольких квадратных километров, ледяные поля).

Также с причала в Рабочеостровске ежедневно в 8.00 (посадка начинается в 7.30) на Соловки отправляется вместительный т/х <Василий Косяков>, фрахтуемый на лето гостиницей «Причал» (в 2005 г. — 350 р. с носа), время его пути до Соловков — 2,5 часа. Обратно с Соловков в Кемь <Василий Косяков> ежедневно отходит в 17.30 (посадка начинается в 17.00). Необходимо иметь ввиду, что сначала на этом теплоходе размещают организованные группы, а уже после на оставшиеся места запускают <неорганизованных> туристов. Но даже в разгар сезона на <Василии Косякове> всем хватает места.

Недостатки пути через Кемь: известные неудобства, связанные с качкой; всего в 160 км до полярного круга и на море может быть весьма холодно; нет никаких гарантий того, что Вам не придется пережидать шторм (хотя летом такое случается нечасто); определенные неудобства железнодорожного транспорта.

Если Вы располагаете большим временем, автомашиной, не стеснены в средствах и любите путешествовать, то до Кеми из Москвы можно доехать за два-три дня несколькими интереснейшими маршрутами (расстояние 1500 км). Наиболее интересны два из них:

по автодороге на Петербург и далее Мурманск через Тверскую, Новгородскую области и Карелию; по автодороге на Архангельск через Ярославскую, Вологодскую области и Карелию.

Оба пути интересны как сами по себе, так и в историческом единстве и пересечении с Соловками.

Паломнику

Ансамбль Соловецкого монастыря

При обители имеется гостиница для паломников.

В связи с тем, что в летнее время Соловки посещает множество гостей, паломническая служба монастыря убедительно просит всех желающих приехать в обитель предварительно обращаться для получения благословения на проживание в гостиничных корпусах монастыря по названным телефонам или адресам:

Адрес: 164070, пос. Соловецкий Архангельской обл., Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь, паломническая служба.

Телефон: 8-818-3590-298.

Паломнические записки

Контакты

Адрес: 164070, Архангельская область, п. Соловецкий

Тел. / факс: 8 (8183590) 298

Электронный адрес: solovki-news@ya.ru

Официальный сайт Соловецкого монастыря

Ссылки

  • Соловецкий патерик
  • Трудничество в Соловецком монастыре
  • Собор Соловецких святых
  • Соловецкий монастырь. Духовная обитель России
  • Соловки — духовная школа московских трудников
  • В.О. Ключевский Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае
  • Соловки в ЖЖ
  • Виртуальный тур на Соловки
  • Сферические панорамы. Соловецкий монастырь, вид со стороны святого озера
  • Сферические панорамы. Соловецкий монастырь, вид с севера
  • Соловецкое время (группа ВКонтакте)
  • Возрождение древней Соловецкой обители
  • Соловецкий центр гостеприимства
  • Мои Соловки
  • Сайт о природе Соловков

История Соловецкой обители

Соловецкий монастырь находится на Соловецких островах в Белом море. Точный адрес: Россия, Архангельская область, Приморский район, Соловецкое сельское поселение, посёлок Соловецкий, Соловецкие острова.

Добраться на Соловки можно через Архангельск (из аэропортов Васьково и Талаги или через Северное морское пароходство) или Кемь (из порта в пригороде Кеми — Рабочеостровска).

Карта архипелага

Официальный сайт Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря

Основатели Соловецкого монастыря

В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга.

В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигают Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобные Савватий и Герман прожили шесть лет «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему».

Однажды преподобный Герман отправился за припасами на материк к реке Онеге. Некоторое время преподобный Савватий находился на острове один. Предчувствуя свою кончину и желая причаститься Святых Христовых Тайн, он преодолел дальний путь через море и прибыл в селение Сорока на реке Выг. Преподобный Савватий причастился у встреченного им игумена Нафанаила и 27 сентября 1435 года отошел ко Господу.

Читайте также — Священник Александр Волков: В 1971 году митрополит Никодим и будущий Патриарх приехали на Соловки…

Устроитель Соловецкого монастыря преподобный Зосима

Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Текст жития повествует о чудесном видении. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь.

Преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским и правителями Новгородской республики дана обители грамота на вечное владение Соловецкими островами. Впоследствии права монастыря неоднократно подтверждались московскими государями.

Преподобный Зосима стал игуменом обители, после того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове.

В 1465 году братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне.

Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма.

Преподобный Герман и Соловецкий монастырь

В 1479 году преподобный Герман отправился в Новгород по делам монастыря. На обратном пути он почувствовал близость кончины, причастился Святых Таин в обители святого Антония Римлянина и мирно предал дух свой Богу. Ученики хотели привезти его тело в монастырь, но из-за распутицы на дорогах вынуждены были совершить погребение на берегу реки Свири в веси Ховроньиной. Спустя пять лет (в 1484 году) при игумене Исайи мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель.

Преподобный Герман раньше других иноков побывал на Соловках. Он сопровождал на острова преподобных Савватия и Зосиму, был «сподвижником в духовной жизни, сотрудником в устроении обители и участником в их видениях и откровениях». Устное повествование преподобного Германа о первых соловецких подвижниках записал в конце XV — начале XVI века иеромонах-книжник, а позже игумен Досифей, ученик преподобного Зосимы. Рукопись легла в основу текста жития первоначальников Соловецких, Савватия и Зосимы, составленного в 1503 году бывшим митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой, который находился в то время в Ферапонтовом монастыре.

Пять столетий истории Соловецкого монастыря

В XVI веке Соловецкий монастырь, оставаясь в епархиальном управлении Новгородских архипастырей, после подчинения Новгорода Московскому престолу пользовался особым покровительством московских государей. На картах Московии первой половины XVI века, при отсутствии на них некоторых известных городов, посреди моря изображался Соловецкий монастырь — форпост Православия в Северной Руси.

В 1547 году при Московском Митрополите Макарии на Церковном Соборе прославлены в лике святых преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы. Обитель получала щедрые царские дары от Иоанна Васильевича Грозного: земельные угодья в Сумской волости, колокола, драгоценную церковную утварь.

Игуменство святителя Филиппа

В годы игуменства святителя Филиппа (1548 — 1566), будущего митрополита Московского, в монастыре началось каменное строительство. Новгородские зодчие вместе с братией монастыря возвели храм в честь Успения Божией Матери с Трапезной и Келарской палатами (1552 — 1557). Строились новые келейные корпуса, развивалось монастырское хозяйство. По благословению святителя Филиппа прокладывали дороги, озера соединяли каналами, завели ферму на острове Большая Муксалма. Игумен Филипп усердно заботился о братии. Подвижничество игумена служило для братии лучшим руководством. Он не сокращал своих молитвенных бдений и часто уединялся в избранное им место, известное как Филипповская пустынь.

В 1558 году заложен главный храм обители — Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия. В 1566 году строительство собора было завершено (уже в отсутствие игумена Филиппа). 6 (19) августа храм освящен, а 8 (21) августа святые мощи первооснователей Соловецких перенесены в придел.

Соловецкий монастырь и жертвы опричнины

В 1566 году, повинуясь царской воле, игумен Филипп принял сан митрополита Московского и всея России. Святитель Филипп заступался за невинных людей, жертв опричнины, и обличал царя. Не страшили митрополита ни угрозы, ни попытки опорочить его имя. Неугодного святителя сослали в Тверской Отрочь монастырь. В 1569 году он принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова и был погребен в этом монастыре за алтарем соборной церкви.

Мощи святителя Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь по прошению игумена Иакова, которое было представлено от имени всей братии царю Феодору Иоанновичу в 1591 году.

В конце XVI века монастырь становится «великой государевой крепостью». При игумене Иакове в 1582 — 1594 годах были построены из природного камня мощные стены и башни. Очертания стен обители напоминают корабль. Вел строительство старец Трифон (Кологривов). В 1601 году он возвел над Святыми вратами церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Этому зодчему возможно принадлежат и другие сооружения: западное крыльцо, примыкающее к трапезной; галерея, соединяющая центральные храмы обители, построенные при святителе Филиппе.

Читайте также — Соловки: За монастырской стеной

Защита монастыря

Тяжелые заботы по защите монастыря и прибрежных владений легли на плечи преподобного Иринарха, который был игуменом с 1614 по1626 год. Отряд стрельцов, состоящий на монастырском содержании, нес сторожевую службу. Число «воинских людей» было увеличено до 1040 человек. Понимая трудное положение обители и ее важную роль в обороне Поморья, царь Михаил Феодорович на 5 лет освободил монастырь от уплаты пошлины и пожаловал его новыми угодьями.

В 1646 году игумен Илия получил грамоты от царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа с торжественным повелением открыть мощи святителя Филиппа. Мощи торжественно поставили в Спасо — Преображенском соборе. В 1652 году по царскому указу состоялось перенесение мощей великого угодника Божия в Успенский собор Московского Кремля. В монастырь прибыло посольство во главе с соловецким постриженником митрополитом новгородским Никоном, будущим патриархом. Он привез грамоту, в которой царь, излагая свое пожелание видеть мощи святителя в Москве, просит у великого подвижника прощения своему предку. Незадолго до этого события, в 1651 году по указу царя игумен Илия получил сан архимандрита. С этого времени настоятели Соловецкого монастыря возводились в этот сан.

«Соловецкое сидение»

В многовековой истории обители выделяются события, связанные с «Соловецким сидением» (1668 — 1676г.г.), восстанием иноков против церковных реформ. Вооруженное сопротивление царскому войску завершилось поражением мятежников, что привело к разорению монастыря.

Посещение обители Петром I (1694, 1702 г.г.) стало свидетельством прощения опального монастыря.

Монастырское хозяйство

В середине XVIII века серьезные изменения претерпело монастырское хозяйство. В 1764 году по высочайшему указу, так называемым «екатерининским штатам», в государственное владение перешли многие церковные и монастырские земли. Число монахов в обителях было строго регламентировано светскими чиновниками. Нововведение имело и положительные стороны. Государство, взяв в свое управление Соловецкие вотчины, приняло на себе обязанность защищать обитель и весь северный край от неприятеля. В 1765 году монастырь становится ставропигиальным: из епархиального подчинения переходит в ведение Святейшего Синода.

В 1777 году было предпринято строительство каменной колокольни, а в 1798 году возведена больничная церковь во имя святителя Филиппа.

В XIX веке новый каменный храм, возведенный на месте деревянного, изменил архитектурный облик обители: в 1834 году завершено строительство церкви святителя Николая.

Испытания военного времени

Монастырь не избежал суровых испытаний военного времени. В 1854 году, когда Россия переживала трагические события Крымской войны, древние крепостные стены выдержали нападение с моря англо-французской эскадры. Оборону монастыря возглавил архимандрит Александр (Павлович).

В 1858 году монастырь посетил император Александр II. В свите государя были великие князья, дипломаты, писатели и художники. Они с изумлением осматривали древние реликвии, богатую ризницу, искусную церковную утварь, величественные храмы, образцовое монастырское хозяйство.

В связи с увеличением количества паломников в 1859 году был сооружен Свято-Троицкий собор (убранство интерьеров завершено в 1862 году). Именно здесь покоились в раках святые мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Над святыми мощами преподобного Германа вместо часовни, существовавшей с XVIII века, построена в 1860 году освященная в его честь церковь.

Паломники в начале XX века

В начале XX века монастырю принадлежали 6 скитов и 3 пустыни. На Соловках было 19 церквей с 30 престолами и 30 часовен. В обители существовали: училище для детей поморов — «безбрадых трудников», Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, ботанический сад. Некоторое время работала здесь биостанция — первое научное учреждение на Беломорье. Монастырь содержал на архипелаге около тысячи трудников, работавших «ради молитв преподобных» безденежно, и несколько сот наемных рабочих.

Обитель могла принять множество паломников, число которых достигало 15 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись монастырскими пароходами. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Паломников приводило в умиление молитвенное усердие иноков и весь уклад повседневной жизни обители. Соловецкий патерик повествует: «С той минуты, как утром, среди ночной тишины, раздается в обители звук колокола, призывающий на утреннее молитвословие, вседневная жизнь соловецкого инока представляет постоянную смену молитвы и труда».

Подвижники благочестия

Святую обитель прославили подвижники благочестия, в разное время подвизавшиеся в монастыре, его скитах и пустынях. Особенно почитаются на Руси преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV в.) — первоначальники обители; преподобный Елисей Сумский (XV — XVI ), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI в.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI в.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI в.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII в.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII в.), преподобный Елеазар, основатель СвятоТроицкого скита на острове Анзер (XVII в.), преподобный Иов( в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII в.). Соловецким постриженником и учеником преподобного Елеазара Анзерского был Святейший Патриарх Московский и всея России Никон (XVII в.).

Разрушение Соловецкого монастыря

XX век принес святой обители страшные и жестокие перемены. После октябрьского переворота 1917 года новая богоборческая власть открыто объявила войну Церкви, верующему народу и всему православному укладу русской жизни. Монастырь был закрыт по решению советской власти, а в 1923 году превращен в Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, преобразованный с 1937 года в Соловецкую тюрьму особого назначения СТОН (расформирована в 1939 году). На Соловки ссылали в первую очередь иерархов Русской Православной Церкви, монахов и священников, участников Белого движения — офицеров и солдат. Новая власть отправляла сюда своих политических противников, неугодных ей представителей творческой интеллигенции. С начала 30-х годов на острова начинают доставлять раскулаченных крестьян из России, Белоруссии, Украины.

Добровольное заточение

После закрытия монастыря около 60 человек братии добровольно оставались в лагере в качестве вольнонаемных. Они работали «инструкторами» на монастырских промыслах. Богослужения разрешалось совершать в церкви преподобного Онуфрия Великого на монастырском кладбище. В 1932 году последние соловецкие монахи были высланы с архипелага, а богослужения запрещены. «… Не стало больше окутывавшей остров оберегаемой от века тишины; место смиренных монахов и просветленных богомольцев заступили разношерстные лагерники и свирепая охрана; уже меркли тени прежних молельников за Русь и на развалинах скитов и часовен воздвигали лобное место для всего народа, — душа и сердце продолжали испытывать таинственное влияние вершившейся здесь веками жизни… несмотря ни на что! Влияние, заставлявшее вдумываться в значение подвига и испытаний», — пишет соловецкий узник Олег Васильевич Волков.

Среди высших иерархов Русской Православной Церкви, томившихся на Соловках, были митрополиты, архиепископы, епископы и архимандриты. Большинство из них в 1932 — 1938 годах были умучены, расстреляны, погибли на Соловках или в местах пересылки. Невозможно перечислить имена всех соловецких узников, с упованием на Господа мужественно стоявших за веру и Отечество. Более тридцати новомучеников и исповедников Соловецких были прославлены Церковью и канонизированы юбилейным Архиерейским Собором 2000 года. Среди них имена священномучеников Евгения, митрополита Горьковского (1937); Александра, архиепископа Семипалатинского (1937); Илариона, архиепископа Верейского (1929); Петра, архиепископа Воронежского (1929); преподобномучеников архимандрита Вениамина (1928) и иеромонаха Никифора (1928).

Воспоминания

«Воспоминания очевидцев, которые сами прошли через застенки лагеря особого назначения, свидетельствуют, насколько силен был дух православных людей, которые томились здесь… Верующие люди считали для себя великой честью находиться на месте подвигов преподобных основателей — Зосимы, Савватия и Германа, несмотря на великие невзгоды, которые им приходилось переносить, несмотря на все унижения, которые выпадали на их долю. И ныне вся Русская Православная Церковь воспевает и прославляет подвиги первооснователей нашей обители вкупе с трудами, испытаниями и страданиями новомучеников и исповедников Соловецких», — говорит архимандрит Иосиф, с 1992 года наместник возрождающегося Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.

Восстановление Соловецкого монастыря

Реставрация храмовых, хозяйственных и иных строений Соловецкого монастыря была начата в 1961 году государственными учреждениями культуры. В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, существующий в настоящее время. Разорение, которое пережила обитель и ее скиты в XX веке, оказалось настолько серьезным, что потребуются колоссальные усилия для воссоздания былого благолепия. Но невозможно восстановить Соловецкие святыни, ограничиваясь лишь реставрацией и хранением исторических и архитектурных памятников.

Возрождение монашеской жизни

В обители начала возрождаться монашеская жизнь. 25 октября 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Зосимо-Савватиевского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. Исполняющим обязанности наместника был назначен игумен Герман (Чеботарь). Богослужения совершались в домовой церкви, устроенной насельниками обители во втором этаже корпуса у Никольских ворот. В Наместническом корпусе, разделяющем Северный и Центральный дворы монастырского комплекса, большая часть первого этажа была передана монастырю. Там разместились братские кельи, трапезная, подсобные помещения.

Указом от 9 февраля 1992 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II наместником Соловецкого монастыря был назначен игумен (ныне архимандрит) Иосиф (Братищев). Поставление во игумена в домовом храме обители совершил преосвященный Евлогий, епископ (ныне архиепископ) Владимирский и Суздальский.

Новая история

Перед праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, 4 апреля 1992 года, наместник монастыря совершил малое освящение Благовещенской церкви. Вечером, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, состоялся первый постриг в монашество двух насельников возобновленной обители. Имена давались по жребию: одному из них досталось имя Савватий, в честь преподобного Савватия, Соловецкого чудотворца, другому — Елеазар, в честь преподобного Елеазара Анзерского, основателя Свято-Троицкого скита на острове Анзере. С тех пор наречение имен по жребию из числа Соловецких святых при монашеских и иноческих постригах стало традицией в монастыре.

Накануне престольного праздника обители, 17 августа 1992 года, наместник монастыря по благословению Святейшего Патриарха совершил малое освящение Спасо-Преображенского собора.

19 — 21 августа 1992 года честные мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в Соловецкую обитель. Торжества возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время Божественной литургии 21 августа Святейший Патриарх Алексий II возвел наместника монастыря игумена Иосифа в сан архимандрита. 22 августа Святейший Патриарх освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где были поставлены мощи Соловецких чудотворцев. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II с 1993 года установлено празднование Второго перенесения святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа 8(21) августа, а на следующий день, 9(22) августа, совершается память Собора Соловецких святых.

Продолжение древней традиции

Продолжая древнюю соловецкую традицию, братия монастыря воздвигает Поклонные кресты. Первый из них в наше время был поставлен у Секирной горы 21 августа 1992 года в память всех погибших узников соловецкого лагеря. Поклонный крест в память пострадавших православных иерархов воздвигнут у подножия горы Голгофы на острове Анзер 3 июля 1994 года.

Благословением Святейшего Патриарха от 7 апреля 1995 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, восстановлен исторический титул обители: «Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь».

Летом 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во второй раз посетил Соловецкую обитель. В дар монастырю была передана икона с частицей мощей святителя Иннокентия, митрополита Московского, просветителя Сибири.

Обретение мощей

В 1999 году на острове Анзер были обретены честные мощи архиепископа Воронежского Петра (Зверева), принявшего мученическую кончину в Соловецких лагерях. Ныне мощи священномученика почивают в монастырской церкви святителя Филиппа, митрополита Московского, а на месте их обретения, за алтарем церкви Воскресения Христова, поставлена часовня. В 2000 году подняты из-под спуда мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса), основателя Голгофо-Распятского скита на острове Анзер и перенесены в церковь Воскресения Христова.

Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 25 марта 2000 года установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Соловецких 10 (23) августа.

На торжества в Соловецкую обитель в августе 2001 года прибыли Святейший Патриарх Алексий II и Президент России В.В. Путин. Патриарх освятил восстановленную церковь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, Соловецкого чудотворца, передал монастырю ковчег с частицей его святых мощей и чтимую реликвию — принадлежащее некогда святителю Филиппу каменное возглавие.

Освящение часовни

Памятным событием стало освящение часовни на берегу бухты Благополучия, построенной в XIX веке во имя святых апостолов Петра и Павла в память о посещении монастыря Петром I.

Помощь и поддержку Спасо-Преображенскому Соловецкому монастырю оказывают его попечители, ставшие продолжателями издревле существовавших на Руси традиций благотворительности. Многие из них приняли участие в соловецких торжествах и вместе с паломниками молились за патриаршими богослужениями. В 2001 году был образован Попечительский совет, в состав которого вошли около 20 различных организаций.

В августе 2002 года, к главным праздникам Соловецкой обители, в Спасо-Преображенском соборе сооружен пятиярусный иконостас, изготовленный попечением Вячеслава Кисилева, председателя Международного фонда имени преподобного Андрея Рублева.

29 августа 2002 года воздвигнут и освящен Поклонный крест в пустыни Святителя Филиппа, установленный в память невинно осужденных узников соловецкого лагеря. Крест знаменует также место, где находился храм во имя Божией Матери «Живоносный Источник». Изготовлен крест при поддержке Московской международной детской киношколы.

Имя Божие не бывает поругаемо

Соловецкие острова — место особое в нашем Отечестве. Возрождается прославленная русская святыня. Безумие человеческое, которое творилось здесь, несло разрушения и смерть. «Как бы человек, последующий гордыне диавольской в своей земной жизни, ни пытался восстать против Бога, будь то язычники-императоры Диоклетиан, Севериан и другие, начиная с Понтийского Пилата, и кончая теми, кто в прошлом веке преследовал всех, кто, исповедуя имя Божие, достойно пронес свой жизненный крест, — все гонители оказались посрамлены, — говорит наместник Соловецкой обители архимандрит Иосиф. Ныне мы видим, в какой славе пребывают святые новомученики и исповедники Российские. Если в 20-е годы минувшего столетия слово «Соловки» звучало зловеще, то теперь сюда тянутся многие сотни паломников из различных районов нашего необъятного Отечества и из зарубежья. Это свидетельствует о том, что имя Божие не бывает поругаемо».

Примечания Правмира

Основные даты из истории Соловецкого монастыря

  • В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова.
  • В 1547 году при Московском Митрополите Макарии на Церковном Соборе прославлены в лике святых преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы.
  • В 1558 году заложен главный храм обители — Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия.
  • В конце XVI века монастырь становится «великой государевой крепостью».
  • В середине XVIII века серьезные изменения претерпело монастырское хозяйство. В 1764 году по высочайшему указу, так называемым «екатерининским штатам», в государственное владение перешли многие церковные и монастырские земли.
  • После октябрьского переворота 1917 года новая богоборческая власть открыто объявила войну Церкви, верующему народу и всему православному укладу русской жизни. Монастырь был закрыт по решению советской власти, а в 1923 году превращен в Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, преобразованный с 1937 года в Соловецкую тюрьму особого назначения СТОН
  • Реставрация храмовых, хозяйственных и иных строений Соловецкого монастыря была начата в 1961 году государственными учреждениями культуры.
  • Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 25 марта 2000 года установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Соловецких 10 (23) августа.
  • 29 августа 2002 года воздвигнут и освящен Поклонный крест в пустыни Святителя Филиппа, установленный в память невинно осужденных узников соловецкого лагеря.

О Соловецком монастыре на Правмире:

  • Соловки: Возвращение к простоте
  • Соловки: 10 скитов и пустыней
  • Не бойтесь Соловков, там Христос близко
  • «На Соловках я понял, что каждый человек — человек…»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *