Сошествие благодатного огня

Благодатный Огонь — РАЗОБЛАЧЕНИЕ

Необжигающий «благодатный» огонь в своей квартире



Учите химию… 🙂

Изначально церемония посвящённая т.н. Благодатному Огню проводилась ночью с субботы на воскресение. Постоянные драки между верующими вынудили мусульманское иерусалимское начальство перенести божественное чудо с ночного времени на дневное. Проф. АА Дмитриевский, ссылаясь на проф. АА Олесницкого, пишет: «Некогда праздник огня при Гробе Господнем соединялся непосредственно с пасхальною заутренею, но вследствие некоторых беспорядков, случавшихся при этом торжестве, по требованию местной власти он был перенесён к предшествующему дню» ().
В древние времена первые разоблачители (правоверные мусульмане) не особо утруждали себя серьёзной исследовательской работой. Они полагали, что огонь появляется с помощью специального приспособления наполненного составами для самовозгорания.
Так эту технологию описывал историк 12 века Ибн-ал-Каланиси «Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. Он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку наподобие нити, непрерывно идущую от одной к другой, и натирают ее бальзамовым маслом скрывая это от взоров, пока нить не пройдет ко всем лампадам» ().
По мнению исламских писателей, между мусульманскими властями и священниками существует договорённость о взаимовыгодном сотрудничестве и честном распиле средств полученных от пожертвований паломников. Так ал-Джаубари (ум. 1242) пишет: «Ал-Мелик ал-Му’аззам, сын ал-Мелика ал-‘Адиля вошел в церковь Воскресения в день субботы света и сказал монаху (приставленному) к ней: «Я не уйду, пока не увижу, как сходит этот свет». Монах сказал ему: «Что приятнее царю: это богатство, которое стекается к тебе таким способом, или знакомство с этим (делом)? Если я открою тебе тайну его, тогда правительство лишится этих денег; оставь же ее скрытой и получай это большое богатство». Когда правитель услышал это, он понял скрытую суть дела и оставил его в прежнем положении»().
Доход от чуда действительно большой, проф. Дмитриевский пишет: «…Палестина питается почти только теми дарами, которые приносятся ей поклонниками святого гроба из Европы. Таким образом, праздник гроба Господня есть праздник счастья и благосостояния страны» (). Мусульмане даже додумались взимать плату за вход в православный храм, случай действительно уникальный. Кстати, билеты продают до сих пор, только навар идёт в израильскую казну ().
Примерно в 13 веке церемония обретения БО претерпела важное изменение, если раньше огонь ждали снаружи от Кувуклия и о его появлении судили по белой вспышке света выходящей от туда, то после 13 века для обретения огня стали входить внутрь Кувуклия. Все прошлые разоблачения говорящие о специальном механизме потеряли актуальность. Однако, после такой перемены священники были очень быстро пойманы за руку дотошным мусульманским исследователем (Ибн-ал-Джаузи (ум. 1256)), который решил самостоятельно выяснить, как же появляется огонь: «Я жил в Иерусалиме десять лет и ходил в храм Воскресения на их пасху и в другие дни. Я исследовал, как зажигается лампада в воскресение — праздник света. (…) Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: «Сошел свет и смилостивился Христос»… » ().
Другими словами огонь возжигают от лампады спрятанной в нише за иконой. Естественно, такой пустяк не тронул алчные сердца местных правителей, и об этом разоблачение просто забыли. Наличие ниш за иконами сейчас не является тайной, их даже можно увидеть на фото паломников, позирующих на фоне плиты Гроба Господня.

Ниша за иконой Божией Матери. Задняя стенка ниши представляет собой природную скалу, вероятно это сохранившаяся часть западной стены пещеры Гроба (источник). Ещё фото + источник.

В принципе, за некоторым исключением, мусульмане не сомневались в подлоге в связи с БО, только жадность и другие пороки, требуемые финансирования позволяли спокойно сосуществовать со своими религиозными конкурентами. В редких случаях, когда фанатизм и чистая вера преобладали, мусульмане не утруждали себя разоблачениями, а просто рушили храм на основании только одного подозрения, которое, как известно, у фанатиков, является царицей доказательств ().
Следующим обличителем подлога с БО стал полоцкий архиепископ Мелетий Смотрицкий. Его метущаяся душа пыталась примерить католиков и православных, что и привело его в унию. Чёрт его дёрнул для укрепления веры православной посетить Иерусалим и приобщиться к таинству появления Благодатного огня. Своему бывшему учителю, Константинопольскому патриарху Кириллу Лукарису в 1627 году он пишет: «В пр, вероятно, помните, что я однажды спрашивал у вас, почему предместник ваш Мелетий, пиша против нового римского календаря и стараясь доказать превосходство старого перед новым, приводит в подтверждение своего мнения разные чудеса, не исключая и таких, которые более не повторяются, но вовсе неупомонает об этом знаменитом, ежегодном чуде иерусалимском? На этот вопрос в пр отвечали мне в присутствии двух ваших домашних сановников, протосинкелла иеромонаха Леонтия и архидиакона патриарха александрийского, что если бы это чудо действительно совершалось в наше время, то все турки давно бы уверовали в Иисуса Христа.
Еще резче отозвался о том патриарх иерусалимский, тот самый, который берет этот огонь, выносит и раздает народу. Таким образом, прискорбно сказать, наши православные единоверцы, относительно этого чудесного огня, который некогда действительно являлся, а теперь, за грехи наши, перестал являться, предпочитают быть заодно с еретиками, каковы евтихиане, диоскориты и яковиты, нежели с католиками, которые чуда этого не допускают по весьма уважительным, особенно при виде того, что в то время делают у гроба еретики абиссинцы. Вот что меня тревожит, вот те четыре червя, которые, запавши в мою душу во время моего пребывания на Востоке, доселе не перестают точить и грызть ее»().
На протяжение всех веков существования чуда БО не могли христиане спокойно совершать этот обряд без того, чтобы не набить друг другу физиономии. Этот срам даже зафиксирован в книге Марка Твена, «Простаки за границей»: «У каждой христианской секты (за исключением протестантов) под крышей Храма святого Гроба Господня есть свои особые приделы, и никто не осмеливается переступить границы чужих владений. Уже давно и окончательно доказано, что христиане не в состоянии мирно молиться все вместе у могилы Спасителя» ().
Дерутся не только простые священники, но и вошедшие внутрь Кувуклия для ожидания огня греческий патриарх и армянский архимандрит (). Из-за этого израильские власти решили, что в момент появления огня, для соблюдения порядка в Кувуклии должен присутствовать израильский полицейский, на одном из видео замечено, как внутрь Кувуклия, сначало входит полицеский, потом греческий патриарх, а следом армянский архимандрит (Видео, 1.20-1.28). Одним словом, добезобразничались.

2002г. Результат драки. о. Сауил со сломанными свечами. Свечи сломаны, в прошлом () греческим патриархом, Иринеем.

Именно безобразия в храме послужили причиной самого громкого разоблачения Благодатного огня.
В 1834 году драка в храме переросла в жестокое побоище, в которое пришлось вмешиваться турецкой армии. Погибло около 300 паломников (). Английский путешественник оставил воспоминания о разговоре с местным начальником Ибрагим Пашой где описана решимость правителя публично обличить этот обман, но и его боязнь по поводу того, что данное действие может быть воспринято как притеснение христиан на святой земле ()
О действиях предпринятых Ибрагимом Пашой по прошествии 15 лет мы узнаём из дневников видного учёного и деятеля православной церкви, основателя Русской Православной миссии в Иерусалиме епископа Порфирия (Успенского). Порфирий вёл дневник, куда заносил свои впечатления от событий исторического масштаба, размышления на отвлечённые темы, описания памятников и разные мелочи. Изданы они были в 8 томах Императорской академией наук на иждивение Императорского Православного Палестинского Общества под редакцией П. А. Сырку после смерти Успенского, третий том вышел в свет в 1896 году. Вот точная цитата:
«В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня. Рассказавши всё это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба. Мы, – продолжал он, – уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своём послании к нему написали вместо “святый свет”, – “освящённый огонь”. Удивлённый этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: “почему вы иначе стали называть святый огонь?”. Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады всё-таки есть огонь священный, получаемый с места священного» ().
В этой записи важно обратить внимание на следующие моменты:
1. Признание было сделано в тесном кругу высших иерархов православной церкви.
2. Рассказал Успенскому происшедшее непосредственный участник событий. Очевидец признания в подлоге.
3. Ибрагиму пригрозили обострением отношений с Россией. Замечу, Крымская война показала, как опасно властям вмешиваться в религиозную жизнь Православной церкви на Святой земле.
4. «Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня». А значит, результатом признания стала потеря веры в чудо святогробского духовенства. Чему уже был свидетель сам епископ Порфирий.
Через 500 лет ничего не изменилось. Всё та же лампада за иконой.
Спустя несколько десятилетия сомнение распространилось и за пределы палестины, о чём пишет известный учёный — востоковед И. Ю. Крачковский в 1914 году:
«У лучших представителей богословской мысли и на востоке заметно то толкование чуда, которое позволяет проф. А. Олесницкому и А. Дмитриевскому говорить о “торжестве освящения огня при Гробе Господне”» ().

Наиболее полно православная критика БО была раскрыта выдающимся деятелем православной церкви, профессором Ленинградской Духовной академии НД Успенским (ученик Дмитриевского АА) и доложена на церковном собрании в актовой речи 9 октября 1949 г. Разобрав древние свидетельства, Успенский приходит к следующему заключению:
«Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, глубокоуважаемые коллеги и дорогие гости! (…) Мы же можем согласиться с объяснением митрополита Вифлеемского Дионисия, “что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, всё-таки есть огонь священный, получаемый с места священного”, и к этим словам наместника Иерусалимского патриарха добавить от себя, что для нас этот огонь есть, был и будет священным ещё и потому, что в нём сохраняется древнехристианская и вселенская традиция» ().
О реакции на этот доклад руководства РПЦ оставил записи бывший профессор Ленинградской Духовной академии, порвавший с религией и ставший одним из самых видных атеистов и критиков религии, А. А. Осипов.
«Изучив древние рукописи и тексты, книги и свидетельства паломников, – пишет об Успенском А. А. Осипов, – он доказал с исчерпывающей точностью, что никакого “чуда” никогда не было, а был и есть древний символический обряд возжигания самими церковнослужителями над гробом Лампады. (…) И в итоге всего этого дела ныне покойный митрополит Ленинградский Григорий, тоже человек с богословской учёной степенью, собрал ряд богословов Ленинграда и сказал им (многие из моих бывших коллег, наверное, помнят): “Я тоже знаю, что это только легенда! Что… (здесь он назвал по имени-отчеству автора речи и исследования) абсолютно прав! Но не трогайте благочестивых легенд, а то падёт и сама вера!”» ().

Прежде чем продолжить приводить новые разоблачения я хочу описать последовательность действий во время церемонии.

  1. Осматривают Кувуклию (два священника и представитель власти).
  2. Запечатывают входные двери Кувуклия большой восковой печатью.
  3. Появляется хранитель гроба, который вносит внутрь Гроба большую, накрытую колпаком лампаду. Перед ним снимают печать и он входит внутрь Квуклия, а через несколько минут выходит.
  4. Появляется торжественная процессия во главе с греческим патриархом, она обходит троекратно вокруг Кувуклия. С патриарха снимают одежды патриаршего достоинства и он вместе с армянским архимандритом (и израильским полицейским) входит внутрь Кувуклия.
  5. Через 5-10 минут греческий патриарх и армянский архимандрит выходят с огнём (до этого успев раздать огонь через окошки Кувуклия).

Итак, после обыска и до входа внутрь Кувуклия патриарха, туда заходит священник с лампадой (возможно, той самой, неугасимой) и ставит её на гроб (или в нишу за иконой), что неопределенно.

Как я уже заметил, внутрь Кувуклии входит армянский архимандрит. Хотя в своём недавнем интервью этот деятель армянской церкви не сказал прямо о подлоге, он отметил важный факт.
«- Скажите, а как Вы молитесь? Это специальная молитва по молитвеннику, или молитва импровизированная, та что исходит от души? Как молится греческий Патриарх?
— Да, читается молитва по молитвеннику. Но, помимо молитв из молитвенника, я возношу и свою сердечную молитву, При этом, мы имеем специальную молитву для этого дня, которую я произношу наизусть. Греческий патриарх читает свою молитву по книге, это так же специальная молитва для церемонии Света.
— Но как же вы читаете молитвы по молитвеннику если там темно?
— Да. Из-за мрака не легко читать» ().
Действительно, без света читать невозможно, должен быть его источник.
Что бы правильно понять этот намёк можно обратиться к информации распространяемой другим священником армянской церкви, игуменом монастыря Св. Архангелов (ААЦ) иеромонахом Гевондом Оганесяном, который 12 лет присутствовал на церемонии освящения огня, и лично знаком с священниками Армянской Апостольской церкви, входящими внутрь Кувуклия для освящения огня вместе с греческим патриархом. Он пишет:
«К часу дня двери Гроба запечатывают воском. Где стоят 2 священнослужителя: армянин и грек. К двум часам, отрывают двери и греки вносят туда закрытую (зажжённую) Лампаду и кладут на Гроб. После чего начинается крестный ход греков вокруг Гроба, на 3 круг к ним присоединяется армянский архимандрит и вместе продвигаются к дверям. Первый заходит греческий патриарх, а за ним армянин. И оба входят в Гроб, где оба встав на колени вместе молятся. После первым свечи от зажжённой лампады зажигает грек, а потом армянин. Оба идут и подают свечи народу через отверстия, первым из гроба выходит грек, а за ним армянин, которого на руках несут в нашу игуменскую» (). Вы можете пообщаться с Гевондом в его ЖЖ.
Остаётся констатировать, что армянская церковь, хотя и является непосредственным участником церемонии, не поддерживает верования в чудесное появление огня.
Интересны слова патриарха Феофила о Благодатном огне:
«Патриарх Иерусалимский Феофил: Это очень древняя, очень особенная и уникальная церемония (ceremony) Иерусалимской Церкви. Эта церемония Благодатного Огня (ceremony of the Holy Fire) происходит только здесь, в Иерусалиме. И это происходит благодаря самому Гробу Господа нашего Иисуса Христа. Как вы знаете, эта церемония Благодатного Огня – это, так сказать, изображение (enactment), которое представляет собой первую Благую Весть (the first good news), первое Воскресение Господа нашего Иисуса Христа (the first resurrection). Это представление (representation) – как и все священные церемонии. Как в Страстную Пятницу у нас обряд погребения, не так ли? Как мы погребаем Господа и т.д.
Итак, эта церемония проходит в святом месте, и все другие Восточные Церкви, которые делят Гроб Господень, хотели бы принять в этом участие. Такие как армяне, копты, сирийцы приходят к нам и получают наше благословение, потому что они хотят принять Огонь от патриарха.
Теперь, вторая часть вашего вопроса это собственно о нас. Это опыт (experience), который, если хотите, аналогичен опыту, который человек испытывает, когда получает Святое Причастие. То, что происходит там, это же относится и к церемонии Святого Огня. Это значит, что определенный опыт нельзя объяснить, выразить словами. Поэтому все, кто принимает участие в этой церемонии — священники или миряне, или мирянки – у каждого свой непередаваемый опыт».
Протодиакон А. Кураев так прокомментировал его слова
«Не менее откровенным был и его ответ о благодатном огне: “Это церемония, которая является representation, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от Гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о Воскресении от Кувукпия разошлась по миру”. Ни слова “чудо”, ни слова “схождение”, ни слов “благодатный огонь” в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог» (). Вокруг этих слов патриарха развернулась настоящая политическая борьба, в том числе вылезло новое «интервью» с Феофилом, где он цитатами из статей российских авпологетов Благодатно огня подтверждает чудесную природу огня. Кураев объвил данный материал фальшивкой. Подробности этой истории собраны .

Кстати, во время дарки между армянским священником и греческим патриархом внутри Кувуклия были погашены свечи у армянина и ему пришлось зажечь их зажигалкой (). Так что слухи о том, буд-то армяне не смогут самостоятельно получить огонь, лишены основания.

Косвенным свидетельством возжжения огня от горящей уже лампады является текст молитвы патриарха, который он читает внутри Кувуклия. Этот текст разбирается в статье «Миф и реальность Благодатного огня» протопресвитера Георгия Цециса:
«..Молитва, которую возносит патриарх перед зажжением в святой Кувуклии, совершенно ясна и не допускает никаких неправильных толкований.
Патриарх не молится о совершении чуда.
Он лишь «воспоминает» о жертве и трехдневном воскресении Христа и, обращаясь к Нему, говорит: «Благоговейно приняв сей возжигаемый (*******) на светоносном Гробе Твоем огонь, раздаем верующим в свет истинный, и молимся Тебе, дабы Ты явил его даром освящения».
Происходит следующее: патриарх зажигает свою свечу от негасимой лампады, которая находится на Святом Гробе. Точно так же, как и всякий патриарх и всякий клирик в день светлой Пасхи, когда получает свет Христов из негасимой лампады, которая находится на святом престоле, символизирующем Гроб Господень» ().

Чудесные всполохи, необжигающий огонь, самовозгорание свеч.
Благодаря кинематографу мы можем увидеть всё происходящее своими глазами. В отличие от паломников, которые находятся в толпе и им трудно что-либо различить, нам всё покажут с самых выгодных позиций, можно пересмотреть заново интересные моменты, и даже в замедленном темпе. В моём распоряжении 7 записей видеотрансляций, два православных фильма не очень хорошего качества и качественный светский фильм о благодатном огне. Т. е. 10 фильмов о 9 церемониях. На разных форумах, где я участвовал в дискуссиях о Благодатном огне, я просил предъявить видеоматериалы доказывающие чудесное самовозгорание свеч или нежгущие свойства огня. Никому этого так и не удалось сделать.

Необжигающий огонь.

Паломники в своих свидетельствах пишут, что огонь не обжигает в течение времени, которое длится от 5 минут до нескольких месяцев. Можно найти свидетельства, в которых паломники рассказывают, как привезённый в Москву (их храм) Благодатный огонь всё ещё не обжигал, или как они умывались Благодатным огнём, посетив Иерусалим зимой. В основном пишут о необжигании Благодатного огня в течении первых 5 – 10 минут. Огромное количество просмотренных видеороликов с умыванием паломников огнём показывает, что они просто водят руками через огонь, зачерпывают огонь руками или водят огнём перед лицом и бородой. То же самое нетрудно повторить, используя горящий пучок свеч с обычным огнём (как я это делаю). Кстати, фитили свечки благодатным огнём зажигаются достаточно легко, что было бы странно, будь огонь тёплым.

Об интересном эксперименте написал пользователь ЖЖ Андроник (andronic) @ 2007-04-08 07:40:00:
«Вчера в дневных новостях по НТВ через несколько минут после снисхождения Благодатного огня, Евгений Сандро в прямом эфире неспешно поводил рукой в пламени свечи и подтвердил, что оно практически не обжигает. Мне стало интересно, и в полночь, когда моя жена в момент начала Крестного хода (куда я с ней пошёл “за компанию”) зажгла перед церковью иерусалимский тридцатитрёхсвечный пучок, я также сунул руку в огонь, и тоже медленно там ей пошебуршил. Хотя это пламя было зажжено не от Благодатною огня, но руке становилось горячо далеко не сразу. Я повторил фокус Сандро еще пару раз, и так увлекся, что не заметил, как мои действия привлекли внимание окружающих, пришедших на пасхальный крестный ход. Верующие подбежали, стали зажигать от нашего тридцатитрёхсвечника свои свечи, радостно совать руки в его пламя и кричать “Не жжёт! Не жжёт!” Некоторые пытались “подхватить” огонь, как воду, сложенными “ковшиком” руками и умыться им. Наплыв желающих приобщиться к чуду оказался столь велик, что мы не могли сдвинуться с места и Крестный ход ушёл без нас. Так я невольно стал виновником вспышки религиозного энтузиазма. Любопытно, что “ласковость” огня к приобщающимся к нему довольно забавным образом зависела от степени веры. Сомневающиеся с опаской подносили ладошки к верхнему кончику пламени, и испуганно отдертивали. Восторженные же (как перед этим и я) смело совали руки прямо в центр пламени, где температура огня существенно ниже, и не обжигались. В результате каждый получал по вере его»().

Из всего, что я видел, а это около сотни умываний Благодатным огнём, я могу повторить все умывания огнём, кроме одного. Лишь в одном ролике паломник задержал руку над Благодатным огнём целых 2,2 секунды, что трудно повторить без ожога. Мой рекорд 1,6 секунды.
Можно выдвинуть два объяснения этого случая, во-первых, религиозный экстаз позволяет снизить болевую чувствительность. Многие видели, как люди в состоянии религиозного умопомрачения избивают себя плётками с железными наконечниками, распинают своё тело и совершают много других отвратительных поступков, при этом их лица озаряет благодать. Отсюда паломники и не чувствуют жгущие свойства огня. Второе объяснение – сквозняк в храме. Благодаря ветру пламя отклоняется и между рукой и огнём создаётся воздушная подушка, если «поймать ветер», то можно сымитировать держание руки над огнём и 3 секунды.
Я общался со многими паломниками, побывавшими на церемонии и далеко не все они свидетельствуют о нежгущем пламени:

Иеромонах Флавиан (Матвеев):
«К сожалению, поджигает. В 2004 году мой знакомый буквально через пять минут после получения блаюдатного огня (мы даже из храма не вышли) пытался «умыться огнём». Борода вроде бы небольшая, заметно стала разгораться. Пришлось закричать ему, чтоб тушил. В руках у меня была видеокамера, так что этот печальный случай остался зафиксированным документально. (…) Сам взял пример с других, подержал руку над огнём. Огонь, как огонь. Жжёт!» (пост был удалён с форума).

Соловьёв Игорь, православный христианин (новоначальный):
«Не знаю, сколько времени прошло, как сошёл Благодатный огонь, но когда огонь дошёл до меня, и я попробовал, жёг он или нет, то опалил себе волосы на руке и почувствовал жжение. (…) По-моему, жжение было обычное. Из нашей группы некоторые люди были довольно близко ко Гробу Господню, но никто из них не говорил, что огонь не опаляет» ().

Александр Гагин, православный христианин:
«Когда огонь сошел и его передали нам (через несколько минут) он жёг как обычный, ничего особенного я не заметил, мужчин опускающих надолго бороду в огонь не видел» ().

В статье «В защиту Благодатного огня» Ю. Максимов пишет:
«Если мы посмотрим хотя бы на видеокадры, выложенные в сети, то увидим, к примеру, что в одном случае паломник три секунды держит руку в пламени от целого пука свечей, во втором случае другой паломник держит над пламенем руку пять секунд, а вот третий кадр, где ещё один пожилой паломник держит руку в пламени пять секунд» ().

Однако на предлагаемом в тексте статьи видео, люди всего лишь проводят руками через огонь, но никак не держат части тела над огнём 2 или 3 или 5 секунд. На православном форуме А. Кураева этот момент был затронут в теме с одноимённым статье названием, причём первым обратил внимание на это несоответсвие православный христианин, когда удосужился проверить слова Максимова (). Удививтельно, как может православный апологет предъявлять видеофрагменты, которые не соответствует подписи в статье, причём это можно легко выяснить, достаточно посмотреть видео. Почему люди так легко принимают слова без проверки?

Чудесные всполохи.
В храме присутствуют десятки журналистов со специальной техникой для получения фотографий в затемнённых помещениях и сотни фотографов-любителей. Поэтому фотовспышек там очень и очень много. Обычно на качественном видео след вспышки составляет 1 – 2 кадра и имеет белый или чуть голубоватый цвет. На 5 качественно сделанных прямых трансляциях, и в светском фильме, все вспышки света именно такие. На видео худшего качества цвет может варьироваться, в зависимости от дефектов в настройке видео, качества проявки и особенностей обработки видео. В результате чего фотовспышки на разном видео будут выглядеть разного цвета. Чем хуже качество видео, тем разнообразнее по времени и цвету может на нём отобразиться фотовспышка. Интересно, что выдвигаемые апологетами критерии отличия всполоха от фотовспышки укладываются в возможности «следа» обычной фотовспышки на видео разного качества. Отсюда и невозможность, используя критерии апологетов, отличить чудесный всполох от следа фотовспышки по цвету, особенно после обработки видео. Таким образом, трудно опровергнуть или доказать наличие всполохов, опираясь на видео.

Что же дают свидетельства, оставленные в годы, когда ещё не было фотоаппаратов?
Особенно интересно сравнить свидетельства современных паломников и свидетельства паломников 1800 – 1900 годов, записанные понятным для современников языком и достаточно подробные. В этих свидетельствах ничего нет о всполохах света в храме во время церемонии. Да и разоблачители почему-то совершенно не пытаются их объяснить, как будто не знают о них, а говорят лишь об обмане возжжения огня в Кувуклии. Хотя такие всполохи были бы ещё большим чудом.
Апологеты чуда смогли выискать свидетельства, которые вроде бы подтверждают всполохи, например, паломники до 13 века говорили, что возгорание огня сопровождается яркой белой вспышкой. Однократная вспышка в момент появления огня объясняется особенностью церемонии того времени – внутрь Кувуклия не входили и возгорание огня внутри сопровождалось яркой вспышкой. Так описывает вещества для самовозгорания, используемые при церемонии, уже цитируемый тут исламский историк 12 века Ибн-ал-Каланиси:
«…чтобы огонь к ним дошёл по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом, он обладает ярким светом и блестящим сиянием».

После того, как огонь стали ожидать внутри Кувуклия, яркий белый свет перестал выходить из него. При желании можно выдать и другие фрагменты древних свидетельств за чудесные всполохи, например, благодатный огонь в те времена называли светом и соответственно это уже возможность связать рассказ о свете (огне), с рассказом о всполохе.
Но главное, в самых подробных и ясных описаниях церемонии 1800 – 1900 годов нет упоминаний о чудесных всполохах.

Дополнительно: http://imm-project.narod.ru/SP/HF/1.html — а также — http://afaq.narod.ru/1.html — продолжение — http://afaq.narod.ru/2.html

«Благодатный» огонь в руках





Холодный огонь — салициловая кислота.



Картошка + зубная паста со фтором + соль = благодатный огонь


Кому и зачем нужен обман с т.н. благодатным огнем в Иерусалиме



Статусы про огонь

Нет ничего более чистого, чем огонь…

Маленький огонь греет, большой может и сжечь!

Огонь любви горит ярче, если в него подбрасывать деньги

Бесконечно можно делать три вещи: смотреть на огонь, смотреть на воду и как другие работают

Меч и огонь менее разрушительны, чем болтливый язык.

Ветер задувает свечу, но раздувает костёр.

Самое впечатляющее орудие разрушения — огонь. Он разрушает окончательно и бесповоротно.

Мы не можем вырвать ни страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь саму книгу

Статусы про огонь — приколы

Больно видеть, что вся страна в*опе, а из неё горит олимпийский огонь

Пройдя огонь и воду, втройне обидно застрять в каком—то вонючем лифте.

Всё! Я на диете! Только шашлык, овощи на огне и бутылочка вина!

Желание понравиться всем также бесполезно, как заворачивать огонь в бумагу…

Огонь жжёт тех, кто его трогает, но тем, кто умеет им пользоваться, он даёт и свет…

Будь, как огонь, горяч, будь, как вода, прозрачен, Не становись, как пыль, покорен всем ветрам.

Огонь, который горит в два раза ярче, сгорает в два раза быстрее.

Я закрываю глаза, но это не помогает. Во тьме огонь горит еще ярче.

Незаметен огонь, находящийся под золой.

И каждый втайне думает из нас, Что только в нём огонь и не погас…

Если соединить огонь и масло, то искры посыплются сами собой!

Огонь — это жизнь, а не только разрушение.

Чтобы поддержать огонь, масло приходится добавлять.

Некоторые женщины боятся огня, а некоторые становятся им.

Все волшебство начинается с огня.

Статусы про огонь любви

Дыма без огня не бывает. Также и в отношениях.

Ветер в голове поддерживает горение огня в сердце.

Тот, кто горит в огне ревности, как скорпион обращает своё же жало против себя самого.

Душа сгорает от огня, а руки жмут запястья. Он выбирает не меня, а я желаю ему счастья.

Торопись, ибо юный огонь быстротечен.

Его присутствие в комнате согревало меня больше, чем самый яркий огонь.

За женщиной и огнём следи ночью и днём.

Любовь — это огонь, никогда не знаешь, согреет он твое сердце или сожжет постель.

Он сам был как огонь — и согреет, и обожжет.

Костры потухнут вскоре, потухнут и угли, Но это не потушит сердец, что полыхали в любви.

Статусы огонь

Статусы огонь могут касаться как самого огня как такового, также быть на любую тему, которая вызывает огненное состояние в душе – про любовь. Про терпение,, выдержку, ум, самообладание. Выбирайте свой статус огонь.

С огнем в душе

Статусы огонь могут касаться не только пламени как такового, но и просто затрагивать душу и вызывать сильные чувства, тогда высказывания могут быть такими:

  1. Без любви нам не прожить, и пожар не потушить.
  2. В душе – огонь, и мыслей нет – вам от любви большой привет.
  3. Все делать с огоньком – значит, любить все то, что ты делаешь.
  4. Огонь в глазах может говорить о сильных чувствах, которые сейчас испытывает человек, надо дать им волю, чтобы не разгорелся пожар в душе.
  5. Если огонек души погас, то и любовь пройдет стороной.
  6. Чтобы не потушить пламя любви, подкидывайте дровишки в виде заботы, ласки и внимания.
  7. Огонь в душе может быть как следствие сильных позитивных чувств, так и негативных. Во втором случае пожар заканчивается кучей пепла и золы.
  8. Не позволяй гореть в душе огню ненависти и злобы – он испепелит лишь тебя.
  9. Огненный взор незнакомца в твою сторону – прямой повод для знакомства, а вдруг это судьба…
  10. Сердца огненный мотор – это когда хочется жить, творить, работать, экспериментировать, пробовать.
  11. Не отдам ни искорки пламени своей души недостойным людям.
  12. Если у вашей любви не пламя, а огонек, то стоит включать разум и мудрость, чтобы не дать ему погаснуть.
  13. Когда огонь любви погас, не разочаровывайтесь во всех, ведь просто вам сейчас не очень повезло, не закрывайте свою душу для новой любви.
  14. Когда огонь в груди – все дела спорятся и все идет по твоему плану.
  15. Никакой электро-камин не заменит живого пламени и потрескивания дров.
  16. Когда душа заполняется пустотой – разожгите в ней пламя – хотя бы увлеченности работой. Надо заполнять пустоту.
  17. Без должного опыта не стоит играть с огнем.
  18. Огонь в камине твоего дома и уют создаст, и нервы успокоит, и душу согреет.
  19. Не имея опыта обращения с огнем, можно и обжечься, а опытный человек всегда найдет ему применение.
  20. Я хочу огненную жизнь – с приключениями, фантазией, непредсказуемыми поворотами.
  21. Женщина – огонь – это та, которая и сама никогда не унывает, и не даст это сделать никому, кто рядом.
  22. «Бьется в тесной печурке огонь», а я смотрю на него завороженно и понимаю, насколько прекрасна жизнь.
  23. Чего стоит огненной женщине всегда выбивать искры? Она полностью выплескивается на людях, а дома в одиночестве может и пореветь в подушку.
  24. Не стоит гасить мой внутренний огонь, давайте лучше зажжём вместе.
  25. После прихода зажигательный женщин остается только пепел разочарований.
  26. Не ворошите пепел воспоминаний – ничего нового вы там не найдете, а вот разжечь новое пламя в душе поможет обрести себя и яркую жизнь.

Огонь души, огонь любви

Статусы про огонь со смыслом чаще касаются внутреннего огня, когда человек хочет полнокровно жить, узнавать что-то новое, творить, любить, искать. Тогда высказывания могут быть такими:

  1. Когда есть огонь в душе, преграды к цели перестают существовать.
  2. Не вижу препятствий – мой внутренний огонь как будто сжигает их на моем пути.
  3. С огнем в сердце можно и сгореть дотла.
  4. Не дари огонь своей души, кому попало, присмотрись к человеку, с которым хочешь поделиться своим пламенным сердцем.
  5. Жар от огня любви испытывают лишь вдвоем.
  6. Если огонь в душе погас, не стоит сразу же разжигать новый, дайте пеплу старого костра развеяться по ветру.
  7. Я, как мотылек, полетела на огонь любви и лишь крылья обожгла, хорошо, что не спалила совсем.
  8. Когда рядом – девушка-огонь, то постоянно живешь, как на вулкане.
  9. Мои друзья-товарищи погасят все пожарища.
  10. Лучше сгорать от любви, чем от ненависти и злобы.
  11. Нет дыма без огня, как и пламени без труда – что заработал, то и получи.
  12. От моего внутреннего огня людям ни тепло, ни холодно.
  13. Из искры возгорится пламя, поэтому аккуратней разбрасывайте вокруг себя искры.
  14. «А тот был не прав, он все спалил за час, и через час его огонь угас. Но в этот час стало всем теплей».
  15. Огонь не может созидать, он способен разрушать, но в то же время, вот секрет, от огня – тепло и свет.
  16. Гореть для других, забывая о себе – удел избранных.
  17. Ты не играй с моим огнем, ведь вспыхнуть может все кругом.
  18. После своей первой любви получил ожог 3-й степени.
  19. Жалости заслуживает не тот, в чьей душе погас огонь желаний и любви, а тот, кто постоянно грелся рядом.
  20. Пока я жив, буду дарить тепло своего огня души дорогим моему сердцу людям.
  21. Сжигать все на своем пути могут лишь озлобленные и обиженные люди.
  22. Огонек твоей души не даст потеряться в темноте лабиринтов судьбы.
  23. Прошел воду и медные трубы, но сгорел в собственном огне несбывшихся желаний.
  24. Все люди тянутся к свету, но нее каждый несет этот свет внутри себя.
  25. «Пока для счастия горим, пока сердца для чести живы, мой друг, России посвятим души прекрасные порывы».
  26. Мне не жаль своего внутреннего огня – ведь любовь хранит меня и поддерживает это пламя.
  27. Огонь хорош, когда на него смотришь со стороны – он успокаивает нервы, но когда он внутри – может испепелить тебя.
  28. Даже на пепелище нашей любви мне хочется написать твое имя.
  29. Огонь в глазах, огонь в душе – ты победишь в любой борьбе.

А стоит ли тушить костер?

Статусы про костер могут быть как воспоминания о дружеских беседах у костра, так и иметь символическую окраску, когда костер – это символ сильных чувств. Такие статусы могут быть как позитивного характера, так и с долей грусти и печали:

  1. Ты разожгла костер любви – ты и туши его.
  2. Наш костер в тумане светит, не пора ли его гасить?
  3. «Взвейтесь кострами, синие ночи!» — эта песня моего детства окунает меня в мир дружбы. Надежного плеча и добрых людей.
  4. Пламя моего костра защищает меня по жизни от диких животных под названием «предатели», «завистники», «изменщики».
  5. Когда люди прощаются, они должны аккуратно и бережно гасить свой костер бывшей любви.
  6. Разжег костер – так и следи за ним, а то потом можешь вернуться к выжженной земле и сожженным дотла живым душам.
  7. Не стоит дуть на угольки потухшего костра любви – он вряд ли вспыхнет с прежней силой.
  8. Если гаснет костер, то есть два варианта: снова разжечь его, если хочется еще погреться, сидя рядом, или окончательно залить водой, чтобы уже ничто не напоминало о прошлых теплых вечерах.
  9. В пламени костра можно найти тепло и согреться, а можно сжечь ненужный тебе хлам.
  10. Не бойтесь постоянно подкладывать дровишки в костер ваших отношений, ведь только теплее всем будет.
  11. Ветер перемен может погасить лишь слабый огонь костра, сильное пламя разжигается с новой силой.
  12. Что может быть лучше друзей, собравшихся у костра?
  13. На пепелище костра вряд ли вырастет здоровое крепкое дерево любви.
  14. Искры моего костра обожгли уже ни одного человека, пора его тушить.
  15. Мы собрали дрова для нашего костра совместной жизни, но бревна оказались отсыревшими – костер не загорелся.
  16. Мой избранник, как костер – и согреет, и обжечь может.
  17. А вы знаете, как правильно греть душу у костра?..
  18. Когда костер любви погас, мы вместе начали дуть на угли, и они вновь дали пламя, только оно было уже холодным…
  19. Провидцев, как и очевидцев, во все века сжигали люди на кострах…
  20. Даже когда пламя любви уменьшилось, поддерживайте угольки костра – просто для уюта и тепла в семье.
  21. Пламя костра, как наша жизнь, имеет миллион оттенков, кого-то может и обжечь, кому-то дарит только свет и тепло.
  22. Каждый должен отвечать за свой костер, который он разжег – любви, гнева, обиды, ненависти — и вовремя его потушить, чтобы не появились жертвы.
  23. Мы не можем прекратить наши больные отношения, так как ты постоянно тушишь костер бывшей любви бензином.
  24. Так хочется иногда остаться наедине с костром – на берегу реки, под звездным небом…
  25. Не стоит идти на огонь чужого костра, разожги свой.
  26. Когда хочется покончить со старой жизнью – разведи костер и кинь туда все то, что мешает тебе сегодня.
  27. Когда все плохо и уже мало что радует, идите с друзьями в лес, разожгите костер и подумайте о том, куда идти дальше.
  28. Развел костер – а для чего? Ведь рядом нету никого.
  29. Сказать вовремя нужное слово и помочь человеку – все равно, что вовремя подкинуть полено в костер, чтобы он продолжал согревать тех, кто рядом.
  30. Не оставляйте костер непотушенным – ни на полянке, ни после расставания.
  31. У кого-то костер – это воспоминания детства, картошечка в золе и первый поцелуй, а для некоторых – это бедствие, которое обожгло на всю жизнь.
  32. Костер пылал и затухал, мы не следили за кострищем, потом он снова возгорал, мы не могли остановиться…
  33. Костер из дров, которые ты по жизни наломал, вряд ли кого-то согреет.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *