Составьте тезисы к сообщению жизнь в монастыре

§9. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ

В чём состояли особенности устройства общества в Древней Руси? Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

1. Формирование древнерусской народности

В конце X в. было закончено объединение всех восточных славян в общее государство — Русь. Подчиняясь власти киевского князя, каждое племя должно было не только платить ему дань, но и участвовать в общегосударственных делах. Совершая военные походы, киевские князья собирали народные ополчения со всех восточнославянских земель. В таких походах воины были объединены общей целью, чувствовали своё родство друг с другом и с гордостью заявляли: «Мы из рода русского!» С такими настроениями они возвращались к себе домой. Наиболее отважные и доблестные воины принимались в княжескую дружину.

В мирной жизни население всех славянских земель также объединяли общие дела. В многочисленных посёлках звенели топоры, строились лодки для княжеского флота и купеческих караванов, затем они сплавлялись по воде к Киеву. На киевском торге сходились жители всех славянских земель. В процессе общения сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык.

Принятие христианства и вера в единого Бога ещё больше сплотили население, проживавшее на территории одного государства. С течением времени люди перестали отождествлять себя кто с полянами, кто с древлянами, кто с радимичами, они стали считать себя единым целым. Так постепенно складывалась древнерусская народность.

Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?

2. Основные слои населения Древней Руси

Перестав делиться по родо-племенному признаку, все люди в Древнерусском государстве стали составлять единое общество. Однако это общество, как и в других странах, подразделялось на определённые категории, или слои, в зависимости от того, чем занимались люди.

Из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века?

Князь

Правящую верхушку общества составляли киевские князья, считавшие себя потомками Рюрика. Князь опирался на дружину. Дружина делилась на старшую — бояр, которые выполняли важнейшие поручения князя, и младшую.

С принятием христианства появляется особый слой населения — духовенство.

Основной массой населения Древнерусского государства являлись свободные земледельцы — люди, которые объединялись в общины.

По мере роста городов росло и число их жителей. В городах, помимо князя, его дружины, духовенства, обосновались ремесленники и купцы.

3. Земельные отношения

Главным занятием населения Руси оставалось сельское хозяйство. Земля считалась совместной собственностью общины. Земли, пригодные для пашни, делились на наделы между всеми семьями, входившими в общину. В общем пользовании находились луга и леса. При этом земледельцы-общинники за пользование землёй должны были платить дань государству. Таким образом государство постепенно утверждало своё право собственности на землю.

Стали появляться и личные земельные владения. Князья объявляли своей собственностью свободные земли, «сажали» на них пленных и превращали их в своих работников. На таких землях возводились княжеские хоромы, хозяйственные постройки. Здесь же разбивали сады и огороды, заводили конюшни, рыбные ловли, охотничьи угодья.

Князья стали жаловать земельные владения своим дружинникам, а также Церкви. Появляются первые вотчины (отчины) — наследственные земельные держания (переходившие от отца к детям). Но верховным собственником, т. е. распорядителем такого владения, оставался князь. Он мог пожаловать вотчину за верную службу, а мог и отобрать её за различные провинности и передать другому.

Двор князя. Художник А. М. Васнецов

Смерд.

Реконструкция М. М. Герасимова

С возникновением личных владений стало появляться и зависимое население. Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами или челядью. Большинство из них работали на земле князей и вотчинников. Были среди них и слуги.

Эта часть населения пополнялась не только за счёт пленных. Человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы.

Существовали и иные категории зависимых людей: смерды — сельские жители, которые несли повинности в пользу князя; закупы — разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), которую они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами. Закуп продолжал вести своё собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным человеком. К зависимой части населения относились также рядовичи — люди, которые заключили договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на определённых условиях.

4. Церковная организация. Храмы и богослужение

Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века?

Какова была организация Католической церкви?

Избрание Илариона в митрополиты. Миниатюра из летописи

Во главе Русской православной церкви стоял митрополит. Вплоть до середины XV в. он подчинялся константинопольскому (вселенскому) патриарху. Митрополиты на Русь назначались в Константинополе, и в основном это были греки. Лишь несколько митрополитов были русскими по происхождению. Первым в их ряду стал Иларион, современник Ярослава Мудрого.

Митрополичьей резиденцией являлся Киев. Митрополиту подчинялись епископы в крупнейших городах страны. Часто они тоже были греками. Глава Церкви в Новгороде получил в XII в. титул архиепископа. Епископы правили в своих областях, совпадавших обычно с территориями земель, — Новгородской, Черниговской, Полоцкой и др. Им подчинялось местное духовенство, которое делилось на две части — чёрное и белое. Чёрное духовенство — это монахи, жившие в монастырях. Белым духовенством называли священников и дьяконов, которые служили в соборах и обычных церквах. Соборами называли на Руси центральные городские храмы. Большинство храмов строили городские и сельские жители, объединяясь в приходы, т. е. общины людей (обычно соседей), которые ходили на службы в свой храм. Обеспеченные люди строили церкви в своих домах и усадьбах для себя и своих семей. Такие церкви назывались домовыми.

Закладка князем Владимиром Святославичем Десятинной церкви.

Художник В. В. Верещагин

Князь Владимир Святославич, учреждая церковную организацию, выделил в её пользу десятую часть всех своих доходов. Первая большая княжеская церковь, построенная в Киеве на средства от этих сборов, получила название Десятинной. Впоследствии сложился порядок: государство обеспечивало всем необходимым митрополита и епископов, а остальное духовенство в церквах и монастырях жило на средства, выделяемые прихожанами и основателями храмов, а также на доходы от имущества (прежде всего земель), пожертвованного Церкви верующими.

В первые века истории Руси в Церкви велико было греческое влияние. Русь восприняла византийские традиции богослужения и церковного искусства. Как и в Византии, тексты на службах пели, особенным почитанием пользовались иконы. Однако всё богослужение и общение в Церкви проходило с самого начала на славянском языке. Хотя практически всю христианскую литературу Русь получила из Византии, она была доступна в переводе на язык, понятный большинству населения. Это обстоятельство способствовало распространению христианства и сближению церковной и народной культуры.

5. Монастыри

Особенная роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси принадлежала монастырям.

Какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?

Монастырь — это религиозная община монахов или монахинь, а также специальное место, где живут монахи, т. е. люди, отрешившиеся от обычной жизни, семьи и друзей и посвятившие себя служению Богу. Правила проживания монахов могут быть разными, часто они объединяются в общину под руководством наставника — игумена. У таких монахов общее имущество, они проводят время в молитвах, совместных богослужениях и трудах, в особенности чтении и писании церковных книг.

Одним из первых и самых известных монастырей на Руси стал Киево-Печерский. У его истоков стоял Антоний, пришедший в Киев из Любеча и поселившийся в «печере», т. е. пещере, вырытой на высоком берегу Днепра южнее Киева. Антоний искал уединения, но со временем его подвижнический образ жизни стал известен, и к нему стали приходить другие люди. Сначала монахи, как и Антоний, жили в пещерах, отсюда и название монастыря. Позднее эти пещеры стали использоваться и как гробницы.

Из последователей Антония наибольшую известность приобрёл Феодосий, пришедший из Курска. Со временем он стал игуменом монастыря. При нём монастырь расширился и превратился в центр духовного притяжения всей Руси. Среди монастырских постриженников (тех, кто принял постриг — монашество) были и простые люди, и бояре, и князья. В монастыре писали иконы, переписывали книги, создавали летописи. Многие из монахов Киево-Печерского монастыря становились епископами в разных областях Руси или прославились как миссионеры — просветители населения, незнакомого с христианством.

К началу XIII в. монастыри существовали практически во всех землях и крупных городах Руси. Наиболее известные — Юрьев, Антониев и Варлаамо-Хутынский в Новгороде, Елецкий монастырь в Чернигове, Богородице-Рождественский во Владимире-на-Клязьме. Многие из них пользовались покровительством князей. Монастыри были центрами культуры и письменности, там можно было получить образование.

Святые Антоний и Феодосий Художник И. К. Дорнер

6. Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые

Вера в Христа как Спасителя человечества — суть христианства. В Евангелии описана земная жизнь Иисуса Христа, а в евангельских заповедях закреплены определённые ценности — идеалы, в соответствии с которыми человек ведёт себя и строит свою жизнь. Христианство провозглашает главной ценностью любовь к Богу и ближнему.

Христианские ценности разительно отличались от языческих. В язычестве процветал культ силы. Отдельный человек не имел значения вне коллектива. Отношения как с богами, так и с людьми строились по принципу «ты — мне, я — тебе». И вот вскоре после Крещения Руси появились люди, проповедовавшие новые идеалы. В деяниях, судьбе или посмертных чудесах некоторых из таких людей современники видели проявление Божественной воли. Такие люди признавались святыми.

Одними из первых святых на Руси были признаны князья Борис и Глеб, отказавшиеся от борьбы с братом (Святополком Окаянным) за киевский престол. Их судьбы символизировали добровольный мученический подвиг ради братской любви. Идеалы жертвенной любви во Христе и отрешения от мирских радостей ради духовной жизни воплощали святые монахи и монахини — Антоний и Феодосий Печерские, Авраамий Смоленский, Евфросиния Полоцкая и др.

Нормы поведения для мирян (людей, живущих в миру, т. е. обычной жизнью), которые руководствовались христианскими идеалами, определялись как благочестие. Благочестивый образ жизни подразумевал регулярное посещение церкви, уважение к духовенству, родителям и старшим, скромность, честность, помощь нищим и больным и т. д. Эти нормы сочетались с привычными устоями общества, ориентированного на авторитет старшего, незыблемость семьи и рода, неприятие новшеств. Так складывалась мораль, которая проповедовалась в популярном жанре средневековой литературы — поучениях. Одним из самых известных произведений этого жанра является «Поучение» князя Владимира Мономаха.

Проповедниками христианских ценностей были православные писатели, зодчие и художники. Имена некоторых из них нам известны — например, митрополит Иларион, автор «Слова о Законе и Благодати», или иконописец Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря.

Святой Дмитрий Солунский. Мозаика из монастыря в Киеве

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Ведущую роль в общественных отношениях играли князья и окружавшая их военно-служилая знать (дружина). Духовной и культурной основой жизни русского общества было православие.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

2. Используя компьютер, составьте и заполните таблицу в тетради «Категории населения Руси и их характеристика». 3. Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю? При ответе используйте термины «переход земли в частные руки», «княжеские владения», «вотчина». 4. Объясните, почему в Западной Европе Русь иногда называли «страной городов». 5. Нарисуйте в тетради схему «Церковная организация на Руси». 6. Какую роль в жизни Руси играли монастыри?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя текст учебника и Интернет, составьте тезисы к сообщению «Жизнь в монастыре» (выберите один из монастырей, упомянутых в параграфе).

2. Предложите название статьи для научного журнала по одной из тем данного параграфа. Обязательно используйте в названии слово «проблема».

3. Докажите, что у землевладельцев (князей, бояр) и у простых земледельцев имелись как общие, так и различные интересы.

Запоминаем новые слова

Бояре — высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.

Вотчина — крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования. Духовенство — служители культа в религиях, исповедующих веру в единого Бога.

Епископ — глава крупной церковной области — части митрополии.

Закупы — люди, получившие купу — заём и обязанные за это работать на господина, предоставившего купу.

Люди — простые свободные жители Руси.

Митрополит — глава крупного церковного округа. Монастырь — община монахов, живущих по единым церковным правилам.

Общество — люди, объединённые общей жизнью и деятельностью в одном государстве.

Резиденция — место постоянного пребывания должностного лица.

Рядовичи — люди, заключившие ряд (договор) на выполнение определённой работы.

Смерды — свободные крестьяне в Древней Руси.

МЕСТО И РОЛЬ РУСИ В ЕВРОПЕ

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности

Какие позиции занимало государство Русь в современном ему мире?

1. Политическая карта Европы в IX—XI вв.

Какие государства существовали в Западной Европе в IX—XI вв.?

Как называли правителей этих государств?

IX—XI века стали временем образования не только государства Руси, но и многих других европейских государств. На землях распавшейся империи Карла Великого к концу IX в. образовались три больших королевства, положившие начало будущим Франции, Германии и Италии. В X в. германские короли начали совершать походы в Италию. Покорив часть Италии и Рим, германский король Оттон I объявил себя римским императором. Подвластные ему земли стали называться Священной Римской империей. Но это государство, как и другие, не было единым, власть императора быстро ослабла. Сама Германия состояла из 200 мелких фактически самостоятельных государств. Порой это был лишь замок с несколькими деревнями. О таких владениях современники в шутку говорили: «Голова правителя, когда он ложится спать, лежит на его земле, а ноги приходится вытягивать во владения соседа».

На севере Европы появились Датское, Норвежское и Шведское королевства. В королевство Англию в 829 г. объединились англосаксонские королевства Британии. Одним из первых славянских государств стала Великоморавская держава, которая просуществовала недолго. В IX в. начали складываться Польское и Чешское княжества (позже королевства). На Балканах в IX—X вв. период своего расцвета переживало Болгарское царство. В начале X в. возникло Хорватское королевство, а в середине X в. — Сербское княжество. В конце X в. сложилось и королевство Венгрия. В X в. появилось государство Волжская Булгария. Крупнейшим и наиболее развитым государством того времени оставалась Византийская империя.

Со всеми крупными европейскими странами Русь имела прочные регулярные политические и торговые связи.

2. Отношения Руси с Византийской империей

Результатом военных походов князей Олега, Игоря и Святослава на Византию стали договоры Руси с греками 911, 944 и 971 гг. Эти договоры показывают, что Византия была готова на любые условия, чтобы установить мирные отношения с Русью. Так, русским купцам предоставили различные льготы для ведения торговли в Константинополе. После Крещения Руси в 988 г. отношения между двумя странами значительно укрепились.

Константинополь был культурной столицей Европы. Авторитет византийских императоров был признан во всех европейских государствах. Однако отношения Руси с Византией носили особый характер. Для Руси Царьград стал духовным и религиозным центром.

Особые отношения Руси и Византии находили выражение и в династических браках. Наиболее важным событием была женитьба Владимира Святославича на византийской княжне Анне, сестре двух византийских императоров. Анна была первой византийской принцессой, рождённой в императорском дворце (таких детей называли порфирородными), выданной замуж за иноземца. Сын Ярослава Мудрого Всеволод был женат на греческой княжне. Византийские принцессы были жёнами внуков Ярослава Мудрого Олега и Святополка, сына Владимира Мономаха Юрия. Многие дочери русских князей выходили замуж за представителей византийского императорского дома.

Русские дружинники участвовали в войнах Византии. Они не только защищали её пределы, но и принимали участие в походах в южную Италию и Сицилию. Во времена Первого и Второго крестовых походов русские сражались бок о бок с византийцами на Востоке.

Русских купцов хорошо знали на рынках Константинополя, в других землях большой империи.

Стены Константинополя

3. Отношения Руси со странами Центральной, Западной и Северной Европы

Покажите на карте торговые пути из Руси в страны Западной Европы.

Русь была одним из самых крупных европейских государств. С ней считались не только соседние, но и отдалённые страны и народы. Само географическое положение определяло широкие контакты Руси со многими странами Востока и Запада. Тесные связи русских земель установились с Чехией, Польшей, Венгрией, Болгарией.

Королева Франции Анна Ярославна.

С французского изображения

Постоянные отношения существовали у Руси с Германией, Норвегией, Швецией, с далёкими Англией и Францией. Родственные связи Рюриковичей с монархами многих европейских стран говорят о том, что Русь уже в это время заняла видное место в системе европейских государств.

Вы знаете о браках дочерей Ярослава Мудрого с королями разных стран. Особенно глубокий след оставила в истории Франции королева Анна Ярославна. В отличие от мужа-короля, она умела читать и писать, играла на музыкальных инструментах. Приехав во Францию, Анна была поражена убогостью Парижа по сравнению с блистательной столицей Руси. Она писала отцу: «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны». Ей удалось во многом преобразить французский королевский двор.

Иностранные принцессы стали жёнами многих сыновей Ярослава Мудрого. Его внук Владимир Мономах был женат на дочери английского короля, а сестра Владимира Евпраксия Всеволодовна была замужем за императором Священной Римской империи.

4. Отношения с кочевниками и странами Востока

Покажите на карте торговые пути из Руси в страны Востока.

Первостепенное значение для Руси имели отношения с кочевыми народами, обитавшими к югу и востоку от русских границ.

Существенное влияние на обстановку к востоку от Руси оказало утверждение ислама в качестве государственной религии в Волжской Булгарии. Она стала одним из крупнейших мусульманских центров Европы. К исламу позже приобщились и печенеги.

Исламские миссионеры из Булгарии и даже из Хорезма бывали и на Руси. Они приходили к князю Владимиру, когда он выбирал новую веру.

Однако свой выбор князь сделал в пользу христианства.

После Крещения Руси началась многолетняя война Руси с печенегами.

Постоянные набеги печенегов, а затем половцев сопровождались разорением городов и сёл, угоном в рабство тысяч жителей Руси. Всё это существенно тормозило развитие страны. Поэтому борьба с кочевниками являлась важнейшим направлением внешней политики всех князей. Для спасения от набегов строили укрепления вдоль границ и возводили стены вокруг городов. Князья совершали походы в степь, громя кочевников вдали от русских земель. Но набеги всё равно продолжались, тем более что в ходе усобиц многие князья сами призывали кочевников на Русь в качестве своих союзников для борьбы с другими князьями.

Битва русских дружин с половцами. Миниатюра из летописи

Но отношения Руси с соседями-кочевниками были отмечены не только набегами и войнами. Между ними развивались торговые связи. Князья брали в жёны дочерей степной знати и сами отдавали своих дочерей замуж за знатных степняков. Активно развивались отношения Руси с Волжской Булгарией, Хорезмом, государствами и народами Кавказа.

5. Русь в международной торговле

Клад восточных монет, найденный археологами на территории Руси

Русское государство играло ключевую роль в европейской торговле в IX—XI вв. Само государство Русь во многом возникло благодаря своему положению на стыке двух важнейших торговых путей того времени — Волжского торгового пути и пути «из варяг в греки». Оба они обеспечивали на протяжении нескольких веков устойчивую торговлю стран Европы с Востоком, а также Северной Европы с Византией. По этим путям Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа, Средней Азии, Ближнего Востока.

Купцы из северных европейских земель добирались по Волге до Каспийского моря и, переплыв к его южному берегу, пересаживались на верблюдов и двигались дальше: кто в Багдад, кто в Среднюю Азию, некоторые в Индию и Китай.

Для Руси особенно выгодной была торговля со странами Востока. Пряности, шёлковые и парчовые ткани, драгоценности и разнообразные изделия искусных ремесленников потоком шли через русские земли на Запад. Так, по расчётам учёных, только в X в. и лишь из Средней Азии на Русь и в Северную Европу ежегодно привозили более 1 млн серебряных монет!

Киевский князь. Близкий родственник многих европейских правителей. Русь под его управлением достигла своего расцвета. При нём начали создавать свод законов Русская Правда.

Герцог Нормандии — полунезависимого государства на севере Франции. Завоевал Англию и, став её королем и основателем новой династии, способствовал укреплению и развитию страны.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Русь являлась одним из самых крупных государств IX—XII вв. и рассматривалась другими странами как равноправный партнёр. Она была одним из крупнейших посредников в торговле стран Европы со странами Востока. Древнерусское государство, хотя и имело ряд своеобразных черт, тем не менее во многом было схоже по своему устройству с другими европейскими государствами.

Вопросы и задания для работы с текстом

1. Какие виды транспорта использовались в IX—XII вв. для перевозки товаров? 2. С какими из европейских стран торговала Русь? 3. Какие степные народы являлись противниками Руси? 4. Выберите из текста параграфа цитаты, говорящие о равноправном характере отношений Руси с другими государствами.

Работаем с картой

1. Покажите на карте основные торговые пути, связывавшие Русь с другими землями. 2. Какие товары производились на Руси?

3. Составьте в тетради схему, показывающую, куда и какие товары вывозились из Руси, откуда и какие товары ввозили на Русь.

4. Отметьте на контурной карте страны, с правителями которых породнились русские князья.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Докажите, что в IX—XII вв. Русь была частью единого европейского политического и экономического пространства.

2. Выясните, какое влияние оказывала Византия на развитие Руси.

3. Напишите в тетради короткое эссе на тему «Роль Руси в международной торговле IX—XII вв.».

Экономическое развитие Руси в XI — начале XIII в.

Игумения Феоксения, настоятельница монастыря Иконы Богородицы «Живоносный Источник» (Хрисопиги, о. Крит)

Со времен раннего христианства на пути монашеской жизни особое значение имеет личность предстоятеля общежития, выполняющего роль основного наставника. Согласно законоположнику монашества святителю Василию Великому личность игумена или игумении служит предметом всеобщего доверия и приятия и мерилом для всей братии 1.

Настоятель одним своим присутствием отодвигает на второй план частные желания и сохраняет единодушие. По слову святителя Григория Нисского, «настоятель является соединением единомыслия и светом в водительстве душ» 2.

Авва Геронт, старец, или амма Геронтисса, старица, обладают безграничной любовью ко всем, даром рассуждения, снисхождения, терпимости и учительства; нравом церковным, духовной образованностью и зрелостью. Он/она учит монашеское братство/сестричество собственным жизненным примером, словом и отношением, подвизаясь, чтобы быть примером и правилом жизни.

В сформировавшемся общежитии, где подвизаются и живут согласно с Евангельским законом, православным преданием и священными канонами, решения настоятеля не могут быть ничем иным, как выражением совести всех братий. Согласно святителю Василию Великому, в монастыре вместе живут люди, происходящие из разных мест, но все они настолько притираются и приобретают одни и те же свойства, как если бы одна душа пребывала во многих телах и имела бы единое мнение 3. Братия, как подчёркивает святитель, в равной мере становятся друг для друга и рабами, и господами 4.

В самом деле, в общежительном монастыре обеты нестяжания и отречения от привязанности к материальным благам взаимосвязаны с единением и совместным жительством членов братства и исполняются через добровольное отречение собственной воли. Это предполагает принятие на себя духовной ответственности каждым в отдельности и всеми вместе взятыми, чтобы стать «хранителями благочестия друг друга»5, по слову святителя Василия Великого. Для достижения этой первостепенной для общежительного монастыря цели каждый монах нуждается в постоянной поддержке со стороны настоятеля. Только при мудром духовном водительстве игумена члены братства могут соединиться тесными братскими узами, подвизаясь все вместе и вместе следуя одним путём к Царствию Небесному.

Служение настоятеля состоит в том, чтобы навести и построить мосты общения между братиями, чтобы изглаживались причины отдаления душ и возделывались те духовные силы, которые приводят к взаимопониманию, единству и гармонии во Христе. Там, где существует подобное единодушие, монашеская жизнь достигает полноты.

Основатель общежительного монашества преподобный Пахомий Великий наставлял начальствующих, чтобы они несли свой крест с большим усердием, чем все остальные, и досконально соблюдали принятый в братстве устав, чтобы и все остальные стремились к тому же 6.

В ктиторском уставе нашего монастыря, действовавшего с XVI века как мужской, особо подчёркивается, что настоятель обязан иметь «взор неусыпный, зря деяния и житие братий» 7. Это правило, действующее для всякого монастыря, потому что настоятель или настоятельница должны брать на себя неусыпную заботу о каждом брате или сестре с момента отречения от мирской жизни, что является первым шагом к монашеской жизни и принятию в монастырь, и вплоть до ухода в вечность. Делание настоятеля начинается с момента знакомства с кандидатом к монашескому постригу и приведения его к тому, чтобы оставить тщетность мира и сопричтись к монастырской общине. В житии преподобного Пахомия Великого сообщается, что после повеления от Ангела преподобный «начал принимать приходящих к нему и так после достойного испытания преподавал им монашеский образ» 8. Святитель Василий Великий, обращаясь к избравшим отречение от мира и монашеское житие, пишет: «Ты же, возлюбивший небесное жительство и ведущий жительство ангельское и святых Христовых учеников споборник, возжелай же и побуждай себя к твёрдости в принятии скорбей и мужественно войди в сообщество монахов» 9. Вновь прибывший предает свою волю в руки игумена и всей братии и по их молитвам достигается его отречение от мира. Святые отцы особо подчёркивают непрерывность монашеского исповедания и обязанность монаха соблюсти до конца жизни свои монашеские обеты.

В уставах монастырей с первых веков содержатся поучения в форме оглашений, в которых общих житий начальствующие обращаются к послушникам и новоначальным монахам. В «Оглашении» преподобного Илариона, современника и ученика преподобного Антония Великого, мы читаем, что тот, кто стремится умом к тому, от чего отрёкся, приходит к лишению себя жизни вечной. И в «Оглашении» аввы Пинуфия старец, обращаясь к послушнику, которого он приводит к монашеству, подчёркивает его обязанность до конца соблюсти обет смирения, который он дал Богу, равно как и послушания, которое он выказал в начале, и научает его лествице добродетелей, житию в общежитии и монашескому совершенству 10.

Настоятель лично берёт на себя укрепление в скорбях, испытаниях и духовных поисках каждого члена братства, включая и кандидатов к принятию монашества, живут ли они в монастыре как послушники или только взыскуют этого. С помощью Божией он находит способы преодолеть трудности и исцелить духовные немощи. Для достижения этого он призван возлюбить своих духовных чад отеческой любовью, вразумлять их с любовью и снисходить к их немощам, ибо Сам Господь терпел наши прегрешения. Но и, по обстоятельствам, необходимо налагать взыскания и призывать к ответу. Строгость и надзор могут быть иногда заменены снисхождением и икономией, но не доводя до того, чтобы они вышли за рамки взаимного уважения и приличия.

Положение настоятеля или настоятельницы и бремя ответственности старших братий не отменяют непосредственности личного общения с каждым из братьев или сестер и не умаляют ласкового и заботливого обхождения, отеческой и материнской заботы.

Святитель Василий Великий подчёркивает, что настоятель несёт ответственность и даст ответ перед Богом за все недопустимые проступки в братстве 11, и считает исцеление немощей и служение братии поводом не к высокомерию, но, напротив, к смирению и подвижничеству 12.

Обхождение настоятелей с каждым членом братства требует большого рассуждения. Их исцеляющее вхождение в мир души каждого есть дар, действующий силою Божией и по молитвам святого основателя монастыря, его преемников, но и всех членов братства, если сопровождается постоянным личным подвигом со смирением и самоукорением самих настоятелей.

Воодушевляя и радуя

Настоятель призван первым шествовать путём крестоношения и мученичества, к которому он призывает и всё братство, безропотно приняв на себя первым Крест Спасителя. Монашеская жизнь есть постоянное несение Креста. Она подобна выходу в море во время сильного шторма, но её гавань и прибежище – в постоянном присутствии Духа. Благодатное утешение подаётся ежедневно, когда монах на пути к спасению испытывает скорби, испытания, падения и многие искушения. Без внутреннего мученичества духовная жизнь не может достичь своей глубины.

Делание настоятеля в том, чтобы сообщить братству дух вечности и ревность в испытании своей совести. В том, чтобы вдохнуть в каждого члена братства, что ежедневное предвкушение будущего Царствия может быть прочувствовано через сопереживание, совместное прохождение одного пути и духовную близость всех членов братства, в котором общей и неразрывной связью они имеют любовь к Жениху Христу.

Это стремление к взысканию общения с Богом настоятели призваны обновлять, ежедневно понуждая братию к подвигу и молитве и воодушевляя их и радуя на пути к вечности.

Этот жизненный опыт придает смысл и эсхатологическое измерение богослужению, которое является центром монашеской жизни и исключает возможность превращения круга богослужений в рутинную обязанность. Духовное исследование Священных Писаний может стать неисчерпаемым источником благодати, радования и божественного вдохновения 13.

Это призвание общее и для мужчин, и для женщин. Как подчёркивает святитель Василий Великий в своих основополагающих для монашества «Словах Подвижнических», «монашество существует не только для мужчин, но и для женщин» 14, он пишет о настоятельнице как о личности, пользующейся всеобщим доверием, полагая её «истинной матерью истинных детей» 15.

Святитель Нектарий (был основателем и руководителем женского монастыря Святой Троицы на острове Эгина) подчёркивает: «Начальница монастыря не живёт для себя самой, но ради сестёр и, живя ради сестёр, живёт для Бога. И Господь принимает как благоугодную жертву такую жизнь, которая предполагает отречение себя и умерщвление всякой личной воли» 16.

Он называет игумению Ксению «духовной матерью монастырей» 17, ответственной за благочиние в общежитии, и побуждает монахинь исповедовать ей Святитель Василий Великий свои прегрешения и помыслы, даже если они хульные и исполненные уныния. Игумению же он призывает принимать их с любовью, дабы были побеждены искушения 18. Святитель Нектарий учит монахиню, в душу которой прокрались помыслы неприязни к настоятельнице, что в это состояние она впала под влиянием беса, вложившего ненависть в её душу, чтобы изничтожить признательность сестры к настоятельнице, которая трудится ради её спасения.

Самой же настоятельнице даётся совет в следующих словах: «Ты должна знать, что, когда ты здорова, здоровы и сестры, даже если они страждут. Когда же ты страждешь, то страждут и здоровые. Знай, что твоей радостью освещаются и лица сестёр и монастырь становится раем, и от тебя зависит радость сестёр, и ты обязана сохранять эту радость в их сердцах. Твори же это, даже через многое понуждение себя» 19.

Настоятель или настоятельница через служение братии, подвизаясь в терпении, разумении, всепрощении и в постоянной борьбе со страстями, достигают преодоление и собственных трудностей и немощей, поэтому и преподобный Феодор Студит призывает: «Научайся и научай; просвещайся и просвещай; наставляйся и наставляй; обращайся к Богу и обращай… С душой, исполненной любви, сохраняй единение братии, стоя на страже всего, что приводит к Богу» 20.

Настоятель должен параллельно с постоянным бодрствованием ради единства братии и ради спасения душ, которые принял, укреплять братию на твёрдых основах православной веры и в утверждении, что истина освобождает, в то время как крайность, своеволие и самочиние отторгают и удаляют от спасения, поскольку отсекают нас от Церкви. Единство в Церкви – это путь общения с Богом, истинная жизнь, единство со святыми, дорога к вечному блаженству. Монашеская община может следовать этим путём к вечности постольку, поскольку она приобретает полное отождествление себя с церковным сознанием и разделяет ощущение и опыт того, что в Церкви все мы одно, как говорил преподобный старец Порфирий 21. Таким образом, освящение монашеского братства может способствовать следованию всего Тела Церкви по преображённому во Христе пути.

Без давления и угроз

Залог успеха в вышесказанном состоит в приближении и в прикосновении к душам – в существовании духовной связи настоятеля с братией, такой связи, которая, если она глубока, существенна и угодна Богу, продолжается и в будущей жизни. Это весьма красноречиво описывается в одном из текстов раннехристианской кельтской традиции словами «настоятель – друг души». Сообщается, что преподобный Коломб (521–597), ирландский святой, настоятель общежительного монастыря и духовный наставник многих монахов, плакал вместе с раскаивавшимся братом 22.

Согласно святым отцам, пастырское и воспитательное общение зиждется на кротости, предупредительности, мягкости, на индивидуальном подходе и, конечно, уважительности. Старец никогда не прибегает к психологическому и эмоциональному давлению и угрозам. Настоятели, действуя в истинно отеческом и материнском духе, ни в коем случае не отождествляют послушание с дисциплиной. Монастырь, просто подчиняющийся указаниям настоятеля, представляет собой вулкан, который вскоре взорвётся, уничтожая братство. Цель состоит в том, чтобы в монастыре сложился климат взаимной любви и все члены чувствовали, что между ними и настоятелем существует личная связь и духовное общение.

Святитель Василий Великий подчёркивает: «Настоятель, как отец, преклонится к нуждам каждого, и предложит, по мере сил, надлежащее лекарство и исправление, и поддержит действительно болящего члена с любовью и отеческим благоволением как телесно, так и душевно» 23.

Тот же дух различим и в тексте «Лествицы» преподобного Иоанна Синаита, который пишет, что настоятель должен будет учить и исцелять кроткими и мягкими словами и с предельным снисхождением 24. Преподобный Феодор Студит призывает игумению Евфросинию руководить сёстрами с терпением и любовью: «Итак, заботься о том, чтобы пасти вверенных тебе сестёр. Руководи ими во Христе со многим долготерпением, состраданием, добиваясь исполнения ими своих обязанностей без излишнего давления. Но как мать окружает заботой своих детей, так и ты с материнской любовью преподавай им всё то, в чём они имеют нужду, полагай даже собственную душу ради них… Делись своей любовью со всеми сёстрами, не оказывая предпочтения той или иной. Одну – утешай, другую – побуждай, третью – укрепляй и в целом подавай каждой то, в чём она имеет нужду» 25.

Старец Паисий Величковский в своём письме к игумении Марфе пишет: «Учи сестёр путям спасения, с Божией помощью подавая им примеры всякого доброго дела с прилежным соблюдением евангельских заповедей, с любовью к Богу и ближнему, с кротостью и смирением, с самым глубоким миром Христовым в отношении ко всем людям, с истинно материнским милосердием» 26.

В монастыре материнское милосердие приобретает глубокий смысл и духовную широту, поскольку обращено к чадам, которые не произошли из естественной материнской утробы, а рождены через духовное усыновление. И поэтому оно может объять всех, даже немощных и строптивых братьев, и уж конечно, нестойких и искушаемых, жаждущих духовной поддержки.

Путь к любви, а не бегство от проблем

Известный в России прозорливый и благодатный старец Порфирий Кавсокаливит (умер в 1991 году) имел духовное общение и руководствовал многие братства не только в Греции, но и в других странах.

О настоятеле он говорил: «Старец (настоятель) играет очень важную роль в нашей жизни. Старец – наш духовный водитель. Он не просто образованный человек, ставший старцем, поскольку он грамотен и силен в богословии. Давайте разберёмся, что же такое старец. Он может быть и неграмотным, может многого не знать, может не владеть даром слова, может, не прочел много книг, но он может быть и выше образованного, если жил в послушании и стяжал Благодать Божию. Такой старец может принести много пользы своим послушникам, если они будут у него в послушании» 27.

Старец подчёркивает, что для руководства братством необходимо рассуждение. Первостепенной вещью для нахождения подхода к душам он считал доверие, чтобы каждый брат или сестра уверенно и без опаски открывали бы свои помыслы и прегрешения, не опасаясь быть отвергнутыми. Поэтому-то он и подчёркивал, что настоятель или настоятельница должны быть снисходительны, понимать душевное состояние каждого монаха и молиться. Требуются, как он говорил, мягкие способы: чтобы принимать других и руководить ими, чтобы выслушивать помыслы, он должен сам быть святым и выказывать отзывчивость, кротость, любовь 28.

Он утверждал, что, когда старец испытывает истинное сострадание и боль за трудности в борьбе за каждую душу, происходит малоприметная работа, через которую, по милости Божией, человек может духовно возродиться и обрести новые перспективы. Он говорил, что старец призван духовно возлюбить братию, невзирая на их прегрешения, и привести их к свету и красоте Райского сада. Он считал очень важной тайную молитву старца о каждом брате и говорил, что это движение молитвы соединяет и исполняет благодатью всю братию. Настоятелей, скорбящих о прегрешениях своих послушников, он призывал не жаловаться во время трудностей и искушений, а вместо этого призывать души к новым усилиям.

Приснопамятный старец Порфирий был весьма сдержан, когда дело касалось строгости: «В монастыре может быть порядок и черёд, но самой монашеской жизни не быть» 29. Он считал ошибочным стричь всех под одну гребёнку с излишней строгостью, не допускающей индивидуального подхода сообразно особенностям личности, темпераменту и особому душевному строю каждого члена братства.

Старец Порфирий считал необходимым для игумена или игумении, чтобы они сами подвизались в послушании. Он особо отмечал, что каждый сам должен был пройти через послушание, чтобы почувствовать себя на месте того, кого призывает к послушанию.

В каждом случае старец Порфирий подчёркивал, что радость и свобода придают душе силы для продвижения в монашеской жизни: «Чтобы преуспеть в монастыре, нужно подвизаться без понуждения, с радостью и охотно, а не по необходимости. Не думай об аде. Монашество не должно быть бегством от негатива, но путём к божественной любви. Монашеская жизнь радостна. Монах должен познать сладость молитвы, взыскать божественной любви. Он не может утвердиться в монашестве, не познав сладости молитвы. Если этого не случится – конец, он не сможет оставаться в монастыре. Но то, что удерживает его в монастыре вместе с молитвой, – это труд и рукоделие. Труд и молитва – это не разные вещи. Работа не мешает молитве, напротив, она усиливает и улучшает её. Это вопрос любви. Работа – это то, как если бы кто-то молился или клал поклоны» 30.

Как говорит приснопамятный старец Порфирий, труд, послушание и рукоделие имеют большое значение. Очень важно, чтобы каждый в монастыре трудился по мере своих сил. В равной степени важно, чтобы братство осознало, что работы в монастыре и добывание средств к существованию совершаются с трудом и с жертвами, потому что сама жизнь по заветам отцов может продолжаться через эти простые ежедневные жизненные проявления.

Поэтому настоятель, который призван поддерживать каждого брата в борьбе со страстями, так должен его укреплять в ежедневном несении послушания, чтобы давать ему возможность заниматься осмысленным трудом. Он не должен идти при этом на поводу желаний и требований братии, но относиться к назначению и распределению послушаний рассудительно и подавая личный пример. Он призван вдохновлять и объединять усилия с тем, чтобы служение отвечало нуждам общежития и в то же время становилось объединяющим началом для братии, приводя её к святости.

В первую очередь послушания, связанные с работой на земле, соединяют членов братии между собой и с местом, где они живут. Когда продукты, предлагаемые для общей трапезы, оказываются плодом труда братии, усердно трудившихся, чтобы вырастить их, и особенно когда это происходит традиционным способом, то есть без использования химикатов, тогда появляется возможность для членов братства, в первую очередь для молодых, которые жили в современном обществе, осознать, что монастырь следует многовековым традициям.

В современную эпоху монахи и монахини, приходящие в монастыри, в большинстве своем – люди, обременённые значительным социальным и образовательным багажом и выросшие по правилам, диктуемым современным обществом. Некоторые из них происходят из мультикультурной среды, другие же побывали во многих странах и изучали различные науки. Они избирают монашескую жизнь, поскольку взыскуют Христа как Жениха, прекрасно зная, что общество их за это осудит. Чтобы эти молодые люди могли последовательно пережить трезвление и крестный путь монашеской жизни, который вот уже две тысячи лет проживает Церковь, они нуждаются в атмосфере постоянного духовного окормления, присмотра и ежедневного размышления над смыслом жизни. Духовный наставник призван постоянно утверждать братию в том, чтобы они сохраняли ревность и не подменяли трудный путь лёгким, тяжёлую работу – комфортом, жертвенное служение – требованием особых прав. Потому что всегда сохраняется опасность, что в наших монастырях поселятся секулярное мышление и проявления, отменяющие нашу монашескую сущность, которая подлинная только тогда и только потому, что остаётся «обетованием креста и смерти» 31.

Жизнь в общежительном монастыре сохраняет до сего дня единство, какое было у первых христиан, и ревность о совместном существовании душ. В монастырской жизни мы призваны следовать святоотеческой традиции. Однако слово «традиция» само по себе означает «передачу» чего-то, что было преподано и пережито и не ограничивается простым сохранением. Монастырские правила, которые регламентируют жизнь в наших обителях, имеют смысл только в том случае, если мы и сегодня проникаемся и руководствуемся ими на пути к спасению души. А настоятель верен слову, истине, опыту и продолжению дела своего святого предшественника, когда не просто требует соблюдения заповедей и уставов, но когда руководствует членов братства в восприятии духовных заветов, в единстве, в единодушном общении и в непрестанном исследовании воли Божией.

25 февраля 2018 Источник: Журнал «Монастырский вестник» (№ 1 2018 г.)

начальник монастыря

Альтернативные описания

• настоятель монастыря

• настоятель мужского православного монастыря

• сан монаха

• «аббат» в православном монастыре

• название город Червень в Белоруссии до 1924 года

• настоятель православного монастыря

• настоятель лавры

• главный в лавре

• монах

• старшой в лавре

• православный аналог аббата

• русский аналог французского аббата

• начальник лавры

• православный аббат

• начальник над монахами

• настоятель в лавре

• «администратор» монастыря

• глава монахов

• русский собрат французского аббата

• наставник в лавре

• монастырский настоятель

• главный монах в монастыре

• глава лавры

• аббат у православных

• босс монастырских иноков

• начальник монахов в лавре

• возглавляет братию

• монастырский глава

• русский коллега аббата

• аббат на православный лад

• наставник иноков

• «лавровый» настоятель

• русский аналог аббата

• Настоятель православного монастыря

• Название г. Червень в Белоруссии до 1924 г.

• «Аббат» в православном монастыре

• «Администратор» монастыря

• «лавровый» настоятель

• глава в лавре

• м. игуменья ж. настоятель, -ница монастыря. Игумен саном ниже архимандрита. Игумен м. сиб. небольшая птица из рода куликов, короваек. Не всем чернецам (или не всякому старцу) в игуменах быть. Знает про то игумен, который звонок бубен. Ты дочь попова, да я и сам игумнов сын, меня не надуешь. Это игумен, вокруг гумен. Такой игумен, что ходит по гумнам. Попадья умрет, поп в игумны; а поп умрет попадья по гумнам. За что игумен, за то и братья. Каков игумен, таковы и братья. Игумен за чарку, братья (чернецы) за ковши. Игуменья за чарочку, сестры за ковши. Игуменов или игумнов; игуменьин, им принадлежащ. Игуменский, им свойственный, к ним относимый. Игуменство ср. сан, званье, должность игумена и игуменьи. Он сидит на игуменстве десятый год. Игуменить, игуменствовать, быть игуменом или игуменьей, править должность эту

• настоятель православн. монастыря

• русский аналог франц. аббата

Вопрос 17. Основные этапы истории российской правовой науки.

Российская правовая наука возникла намного позднее западноевропейской. Вопрос о дате возникновения является спорным. Одни полагают, что началом становления российской правовой науки в России приходится на 18 век. Другие, в середине 11 века. Согласно их теории первым русским юридическим идеологом был киевский митрополит Иларион, который опубликовал трактат «Слово о законе и благодати». Другим плодотворным исследователем был Владимир Мономах.

Характерно, что российская правовая наука имела те же стартовые начала, что и средневековая западноевропейская правовая наука. Обе они начинались с освоения греко-римского права, систематизированного Юситинианом, и комментирующих его источников. Поэтому первым шагом российских юридических просветителей и идеологов на пути формирования российской правовой науки было приспособление общих принципов и положений греко-римского права к конкретно-историческим условиям Древней Руси.

До 18 века в России основными формами получения профессиональных практических и научных юридических знаний были семейное образование, практическая работа в суде, иных государственных органов и монастырское образование.

Университетское юридическое образование пришло в Россию в середине 18 века, с образованием Московского университета, но достаточно развитая система университетов со входящими в них юридическими факультетами была создана лишь в начале 19 века.

История российской правовой науки прошла те же эпохи, что и российское общество и государство. Наука функционировала в условиях самодержавия, советского (социалистического) строя и продолжает функционировать в современный период – в условиях рыночных отношений.

Данная периодизация имеет существенный недостаток: она полностью не раскрывает особенностей логики исторического развития российской правовой науки. Поэтому существует дополненная периодизация:

1) семейно-монастырский период, когда подготовка юридических кадров велась в форме домашнего образования, практической деятельности или обучение в монастыре.

2) академический период, характеризующийся тем, что правовая науки и юридическое образование развивались в основном из-за рубежа специалистов в качестве членов Российской академии наук и преподавателей российских университетов.

3) университетский период, когда подготовка юридических кадров велась в российских университетах и российскими профессорами, а послевузовское обучение научно-педагогических кадров осуществлялось ведущими западноевропейскими юридическими учебными заведениями.

4) «золотой век» российского правоведения, в котором подготовка научно-педагогических осуществлялась собственными силами университетов России, а зарубежные научные командировки правоведов признавались лишь дополнительным способом повышения квалификации.

5) история советской правовой науки делится на 2 периода:

-сталинский, когда правовая наука была практически уничтожена, а ее главная задача была сведена к пропаганде слов и деяний лидеров партии и Советского государства.

— развитый социализм, характеризующийся восстановлением большей части норм и принципов научной методологии познания и возможностью ведения советскими юристами теоретических исследований проблем формирования и развития советского права и иных правовых систем.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *