Состояния души

ТЕЛЕСНО-ДУХОВНЫЙ СОСТАВ ЧЕЛОВЕКА

Учение святых Отцов Православной Церкви говорит о человеческой природе как о троечастном составе духа, души и тела – так называемый трихотомизм. Однако есть и другой взгляд на природу человека: как на соединение души и тела (дихотомизм). Православная Церковь принимает оба эти учения. Католический Запад всегда признавал только дихотомизм. В Православии среди Отцов и Учителей Церкви были дихотомисты: святитель Кирилл Иерусалимский, святитель Василий Великий, блаж. Феодорит, блаж. Августин, прп. Иоанн Дамаскин. Но были и трихотомисты: Тертуллиан, святой Иустин Философ, преп. Ефрем Сирин. В XX веке большинство русских православных авторов склонялось к трихотомизму.

Дихотомисты видят в «духе» высшую способность разумной души, способность, посредством которой человек входит в общение с Богом. «Душа бо человеческая, – говорит святой Тихон Задонский, – как дух от Бога созданный, ни в чем ином удовольствия, покоя, мира, утешения и отрады найти не может, как только в Боге, от Которого по образу Его и подобию создана; а когда от Него отлучится, принуждена искать себе удовольствия в созданиях, и страстями различными, как рожцами, себя питать, но надлежащего упокоения и отрады не обретает, и так от гладу следует умрети, духу бо духовная пища потребна есть». То есть дух должен находить себе пищу в Боге, жить Богом; душа должна питаться духом; тело должно жить душой, – таково было первоначальное устроение безсмертной природы человека. Дух пораженный, отошедший от Бога, вместо того, чтобы давать пищу душе, начинает жить за счет души, питаться тем, что мы обычно по-мирски называем «духовными ценностями» (художественной литературой, музыкой, зрелищами); душа в свою очередь начинает жить жизнью тела. Когда душевное преобладает над высшим (духовным), человек начинает падать, когда же преобладает духовное, – оно обогащает и направляет весь человеческий состав к Богу. По учению Православной Церкви, человек «состоит из невещественной и разумной души и вещественного тела» (Православный Катехизис).

Мысль о душе человеческой как сущности, особенной и несравненно превосходящей по своему значению все чувственное, проникает все откровенное учение о человеке Ветхого и Нового Заветов.

Говоря в Книге Бытия (гл. 2) о творении человека, боговидец Моисей дает подробности, которые во многом объясняют таинственное двойство человеческого существа: И созда Бог человека, персть взем от лица земли, и вдуну в лице его дыхание жизни, и бысть человек в душу живу (Быт. 2, 7). Тело человека Бог создал из земли – этим в человеке представлен материальный мир, вдохнул в него дух жизни – этим в нем представлен духовный мир. Творение человека – это создание живого существа, которым приведены в единство видимое и невидимое.

Телесно-духовный состав человека подтверждают и другие места Священного Писания. Иов, обращаясь к утешающим его друзьям, говорит: Умолчите, да возглаголю, и почию от гнева, вземля плоти моя зубами, душу же мою положу в руце моей (Иов. 13, 13–14). Псалмопевец Давид взывает пред Богом: Еще же и плоть моя вселится на уповании, яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления (Пс. 15, 9–10). Екклесиаст о кончине человека: И возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, Иже дал его (Еккл. 12, 7).

В Новом Завете читаем слова Самого Христа Спасителя: Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити; убойтеся же паче Могущаго и душу и тело погубити в геенне (Мф. 10, 28), – из которых явствует, что человек состоит из тела и души. Апостол Иаков пишет: Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть (Иак. 2, 26). Также и апостол Павел учит: Сам же Бог мира да освятит вас всесовершенных (во всем): и всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится (1 Фес. 5, 23). Прославите Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия (1 Кор. 6, 20).

В теле человека сосредоточено все, что есть лучшего и совершеннейшего в составе видимого мира, так что оно поистине есть малый мир в великом мире Божием. Но тело с его органами составляет только внешнюю, видимую сторону состава человеческого, невидимую же и духовную сторону составляет душа – существо, совершенно отличное от тела, возвышающееся над ним и над всей видимой природой своими совершенствами и преимуществами. Она есть дыхание Божие и имеет природу не земную, а премирную, небесную. Она есть высшая и превосходнейшая часть человека.

ДУША

Богообразная душа – существо простое, бестелесное, разумное, свободное, животворное. Как простое существо, она неделима, как бестелесное – невидима, как животворное – бессмертна.

Преподобный Иоанн Дамаскин дает такое определение душе: «Душа – сущность живая, простая, бестелесная, по своей природе невидимая для телесных очей, бессмертная, мыслящая и разумная, не имеющая определенной формы – пользуется органическим телом и дает ему жизнь, и возрастание, и чувство, и силу рождения. Душа свободна, имеет способность хотения и деятельности; она изменчива в отношении воли. Все это душа получила от благодати Сотворителя (Творца), от благодати Которого получила и бытие, и особый вид природы».

Святитель Григорий Богослов учит так: «Душа есть существо умносозерцаемое, вечно пребывающее, образ и дыхание Всемогущего Бога, частица Божественного (конечно, не в собственном значении сего слова), струя невидимого Божества и бесконечного света. Божественный и неугасимый свет, заключенный в пещере (в теле), однако Божественный и неугасимый».

«Животных существ четыре различных вида: одни из них бессмертны и воодушевлены – каковы Ангелы, другие имеют ум, дух, душу, тело и дыхание – каковы люди, иные имеют дыхание и душу – каковы животные, а иные только жизнь – каковы растения, в которых жизнь без души, без дыхания, без ума и бессмертия» (преподобный Антоний Великий).

«Естество души человеческой в отличие от естества ангельского имеет дух животворящий и своей деятельностью оживотворяет соединенное с ним земное тело» (святитель Григорий Богослов).

«У людей душа разумная, а у животных чувствующая» (святитель Иоанн Златоуст).

Святой Ефрем Сирин говорит, что душа наша есть прекраснейшее и преимущественное пред всеми творениями, любимейшее Богом творение, запечатленное тайною благодати и премудрости Его.

* * *

Душа есть существо невещественное, простое. Так учит Слово Божие, когда называет душу духом: Самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия (Рим. 8, 16); Кто весть от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем: такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1 Кор. 2, 11).

Душу нельзя видеть очами телесными, нельзя осязать, ощущать никакими телесными чувствами: душа есть духовное естество, бестелесная сила.

Преподобный Максим Исповедник опровергает мнение о телесности души, как духа – образа Бога, следующим образом: «Если душа есть живое тело, то его что-то должно двигать изнутри. Тогда придется предположить, что в душе есть душа. Если же скажут, что нас движет Бог, то должны будут признать Божество причиной и тех неуместных и срамных движений, которых у нас, как известно, очень много. Если всякое сложение и разложение уместно только в телах, то душа – не тело, так как не причастна ничему такому. Как образ мысленного, мы называем ее мысленной, а как образ бессмертного, и нетленного, и невидимого, мы и в ней признаем эти качества. Как образ нетелесного – и нетленной, то есть чуждой всякой вещественности».

Итак, душа, как и Ангелы, есть определенная субстанция, однако бестелесная и невещественная.

Душа – существо свободное. Мысль о свободе человеческой души выражается в бесчисленных местах Святого Писания. Во-первых, во всех тех местах, где даются человеку заповеди и от него требуется повиновение закону Божию; во-вторых, где за исполнение заповедей человеку предлагаются разные награды и особенно вечное блаженство; наконец, где за нарушение заповедей предрекаются виновному разные наказания, временные и вечные.

Например: Живот и смерть дах пред лицем вашим, благословение и клятву: избери живот, да живеши ты и семя твое (Втор. 30, 19); Аще не угодно вам служити Госповеди, изберите сами себе днесь, кому послужите (Нав. 24, 15); Сам из начала сотвори человека, и остави его в руце произволения: аще хощеши, соблюдеши заповеди, и веру сотвориши благоволения (Сир. 15, 14–15); Аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Мф. 19, 17).

Святые Отцы и учители Церкви доказывали свободу души человеческой тем, что мы имеем сознание о своей свободе, что свобода есть неотъемлемое свойство существа разумного и отличает человека от низших животных, что только свободным повиновением и служением мы можем благоугождать Богу, а без свободы нет ни религии, ни нравственности, ни заслуги.

Как дух душа человека бессмертна. Душа имеет свою разумную, духовную жизнь, которую можно четко отличить от жизни тела. Поэтому душа как дух при распадении тела не распадается вместе с ним, но остается бессмертной.

База синонимов 2:

душевное состояние | состояние духа | расположение | настроение | настрой | умонастроение | расположение духа

расположение | размещение | расстановка | распределение | место | местоположение | месторасположение | расположение | склонность | предрасположенность | предрасположение | симпатия | приязнь | благоволение | порядок | благосклонность | благорасположение | душевное состояние | позиция | обладание | дружелюбность | фавор | пролегание | сочетание | компоновка | диспозиция | мизансцена | комбинация | планировка | взаиморасположение | разнесение | отношение | обстановка | тяготение | восприимчивость | гомотетия | расклад | слабая струна | координаты | разнос | вкус | экспозиция | ситуация | местонахождение | разноска | распланирование | констелляция | любовь | устройство | конфигурация | помещение | залегание | доброхотство | доброжелательность | настроение | настрой | разбор | охота | строение | разборка | состояние | благожелательность | состояние духа | наклонность | расположение духа | благорасположенность | дружелюбие | желание | пристрастие | влечение — род недуга. Ant. неприязнь | нерасположение | антипатия | неприязненность

состояние духа | настроение | настрой | расположение | душевное состояние | расположение духа | умонастроение

умонастроение | менталитет | настроение | настрой | душевное состояние | расположение духа | состояние духа

Ученые доказали, что в теле человека есть душа. Состояние нашего организма зависит от состояния нашей души. Это также доказано учеными. Они еще в середине 20 века, изучая наше физическое тело, как просто тело, наткнулись на удивительную вещь. Это – ДНК, о котором Вы наверняка слышали.

Его поместили для изучения под микроскоп, в фотоны света, и после изучения материала вынули. Но… фотоны повторяли форму ДНК еще 40 дней, как будто ДНК так и оставалось под микроскопом. После изучения образца, ученым стал понятен смысл — над телом есть нечто, что они не могут определить своими электронными приборами, а главное пониманием. И это нечто есть вселенский разум и душа, как часть всего этого. Принимая, и понимая это, многое в мире становиться на свои места, становится понятным. Есть много ученых, которые совмещают понимание духовности и науки, в данном случае понимание и привело к эксперименту.

Как, изучая просто физическое тело можно понять реальное устройство человека? – Никак. С помощью знаний об одном только теле, мы никогда до конца не раскроем тайну человека. А его душа – главное. Ведь согласитесь, всегда приятно общаться с человеком, у которого светлые мысли, хорошее расположение духа, а не сплошной негатив и дурные мысли!

Здоровый дух – здоровое тело!

Когда человек заболевает, это можно с легкостью увидеть, так как в основном сразу проявляются явные симптомы начинающейся болезни. Тут и одышка, в плохом состоянии кожа, волосы и ногти, не говоря уже о болях, которые может испытывать человек. Но мало кто задумывается, что состояние здоровья человека напрямую зависит от того, каково состояние его души. Люди говорят, что в здоровом теле – здоровый дух, и это абсолютно точно подмечено. Узнайте: пустота в душе.

В мире много примеров, когда, меняя свое душевное состояние, люди исцелялись от неизлечимых болезней. Всем известно, что в основе хорошего здоровья лежит наш иммунитет, и наше тело обладает способностью исцелять себя. Но что стоит за иммунитетом? Это не маловажное состояние души человека.

Когда человека переполняют негативные эмоции, в эго организме происходит процесс, который напрямую наносит удар по нашему иммунитету. И тогда, открываются ворота для всех бактерий и болезней. Если болезнь затянулась, то это может говорить о внутренней проблеме человека. Нужно освобождать себя от плохих мыслей, не зацикливаться на проблемах, а преодолевать их, бороться с ними! И только с хорошим настроением, ведь здоровье – это залог успеха. А хорошие мысли и в целом хорошее состояние души – залог здоровья.

Мыслить только позитивно!

В основе болезней лежит состояние души человека. Если вы хотите, стремитесь быть здоровыми или вылечиться от уже существующей болезни, смените ваши негативные ожидания, суждения, раздражительность, зависть, страх, горе, ненависть на позитивные эмоции и только хорошие ожидания. Очень эффективно помогает усилить иммунитет смех, улыбки, наблюдение за красивыми пейзажами, прослушивание красивой и приятной музыки, занятия танцами, разговоры о приятном, чувство любви и радости. Узнайте: болит душа, что делать.

Как улучшить состояние души?

Самый лучший и полезный способ улучшить состояние души – это начать создавать что-то с любовью, нечто прекрасное. Вовлекаясь в творческий процесс созидания, человек переключается на другую волну, и его тело начинает принимать совсем другие ощущения. Состояние души человека можно улучшить комплиментами себе и другим, чувством благодарности. Состояние души человека можно улучшить, отдавая и принимая подарки.

Исцеляя свою душу позитивом, тело исцеляет себя, так как иммунитет самостоятельно начинает выполнять свою работу, без дополнительных химических стимуляций. Прежде чем критиковать других, расстраиваться, напомните себе: «Здоровый дух – здоровое тело». И сфокусируйте все свое внимание на то, что приносит вам исключительно радость и удовольствие.

Как с христианской точки зрения следует относиться к рассказам о том, что кому-то вдруг явились ангелы, или души уже умерших людей? Реальны ли подобные и другие мистические видения, и что они значат?

Мистика – это тайна

Вообще сегодняшнее употребление слов «мистика» и «мистическое» совершенно неопределенное и нечеткое. Если православные христиане строго отличают мистику Нетварного Света и Божественных Энергий от мистики восточной или магической, то для нецерковного агностика Фаворский Свет будет стоять в одном ряду с исламским суфизмом, буддийской Нирваной, астральными опытами и вызыванием духов, и т.д.. Слово «мистический» часто выступает синонимом чего-то ненаучного, таинственного и смутно возвышенного. Когда я уже много лет назад только поступил на философский факультет МГУ, один наш преподаватель по теории познания, слыша от вчерашних школьников возвышенные речи на отвлеченные темы, имел обыкновение иронически поднимать бровь и хмыкать:

– Ну, это уже мистика!

Тем не менее, все же можно дать более или менее корректное, самое общее определение слова «мистика» и того, что можно считать мистическим опытом: это опыт непосредственного общения и единения с Богом, Богообщения. И тогда можно говорить о христианской мистике, строго отличая ее от иных «мистических опытов».

Само слово «мистика» из древнегреческого языка. По-гречески μυστικός (mysticos) значит мистерийный, относящийся к мистериям или, проще говоря, таинственный. Tό μυστήριον (mystērion) или τὰ μυστήρια – так древние греки в Афинах называли тайные священнодействия или таинства в честь богинь Деметры и Персефоны, на которые не было доступа непосвященным. Так что общее значение древнегреческого слова τό μυστήριον – секрет, тайна.

Главная Тайна Нового Завета

Слово это употребляется и в Новом Завете: «Великая благочестия тайна (τό μυστήριον): Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16).

Собственно, в этих словах Апостола указано на самую главную христианскую тайну, на самое основание христианской мистики. К этой тайне невозможно прийти обычным рациональным путём, она могла быть дана только через Божественное Откровение: Невидимый Всемогущий Бог стал человеком, видимым в Лице Единородного Сына Своего – Господа Иисуса Христа.

В Евангелии также сказано, что Иисус Христос есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека» (Ин. 1:9). И на горе Фавор Христос весь стал Светом. Он явился тогда трем апостолам – Иоанну, Якову и Петру – во всем величии Своей Славы.

Созерцание Нетварного Света позже стало главным содержанием и целью исихастов – знаменитого мистического движения в монашестве, которое учило «умному деланию» – священному покою, безмолвию и Иисусовой молитве. Цель «умного делания» – обожение, стремление действительно соединиться с Христом и стать «Богом по благодати».

Покажи своего человека

Однако вот что очень и очень важно. Надо, просто необходимо понимать, что видение Бога, любые высшие мистические достижения (в том числе и, например, видение ангелов и т.д.) возможны лишь для людей, которые действительно обожились, прошли долгий и тяжелейший аскетический путь борьбы со страстями и достигли бесстрастия. Ведь в Евангелии сказано, что «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). То есть, Бога можно увидеть только в меру способности самого человека Его видеть, только если человек стал внутренне чист и свободен от страстей и грехов. Христианская мистика, христианский мистический опыт невозможен вне духовного подвига борьбы со страстями, вне внутреннего преображения самого человека. Христианский писатель II века Феофил Антиохийский на вопрос одного язычника «Покажи мне своего Бога» ответил: «А ты покажи мне своего человека». И высшее мистическое соединение человека с Богом – это соединение с Ним в бесстрастии и святости.

Опасность созерцания духов

Еще не очистившемуся внутренне человеку ни в коем случае не стоит сознательно стремиться к мистическим видениям. Впрочем, мы знаем из истории христианства, что иногда Бог являлся даже своим врагам, чтобы призвать их на службу Себе, как это было с апостолом Павлом. Но в целом очень многие христианские святые предостерегали от «чувственного видения духов» как от очень опасного явления, которое очень легко может соблазнить и погубить человека. Ведь, как сказано тем же апостолом Павлом, «сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Кор. 11:14). Человек, еще не освободившийся от своих сильных страстей, не умеет «различать духов», поэтому легко может поддаться смертельному по сути соблазну, обманчиво выступающему под личиной «ангела света». Ведь у бесов, как учили отцы Церкви, уловок и хитростей очень много, и подобное притворство перед еще ветхим человеком – одна из них.

Поэтому, например, святитель Игнатий Брянчанинов всячески предостерегал от подобных мистических созерцаний. Рассказав о том, как даже св. Симеон Столпник однажды чуть было не был обманут бесом, явившимся ему в виде Ангела на огненной колеснице («Жития святых”, 1 сент.), епископ Игнатий Брянчанинов говорит:

«Если святые находились в такой опасности быть обманутыми лукавыми духами, то для нас эта опасность еще страшнее. Если святые не всегда узнавали демонов, являвшихся им в виде святых и Самого Христа, то как возможно нам думать о себе, что мы безошибочно узнаем их? Одно средство спасения от духов заключается в том, чтобы решительно отказываться от видения и от общения с ними, признавая себя в таком видении и общении неспособным”.

(цит. по книге о. Серафима Роуза «Душа после смерти»)

Игнатий Брянчанинов в своих трудах много раз подчеркивал, что единственный правильный вход в мир духовный, в мир духов – это христианское подвижничество, борьба со страстями. Нельзя пытаться туда войти, предварительно не занявшись решительно своим очищением. Поэтому, говорил он, святые отцы Церкви

«…заповедуют благочестивым подвижникам не вверяться никакому образу или видению, если они внезапно представятся, не входить с ними в беседу, не обращать на них внимания. Они заповедуют при таких явлениях ограждать себя знамением креста, закрывать глаза и в решительном сознании своего недостоинства и неспособности к видению святых духов, молить Бога, чтоб Он покрыл нас от всех козней и обольщений, злохитро расставленных человекам духами злобы, зараженными неисцельною ненавистью и завистью к человекам…»

«Святой Антоний учит: «И следующее нужно знать вам для вашей безопасности. Когда представится какое-либо видение, не допусти себе испуга, но каково бы ни было это видение, мужественно спроси его, во-первых: «Кто ты и откуда?” Если это будет явление святых, то они успокоят тебя, и страх твой обратится в радость. Если же явление — диавольское, то оно, встретив в душе твердость, немедленно придет в колебание: потому что вопрос «Кто ты и откуда?» служит признаком неустрашимой души…»

(цит. по книге о. Серафима Роуза «Душа после смерти»)

«Повседневные» тайны Церкви

Между тем, все эти предостережения вовсе не означают, что православным христианам недоступно общение с Богом. Православные христиане верят, что молитва и церковные таинства – Крещение, Причастие, Покаяние и другие – вот те таинственные установления, в которых любому человеку по мере его сил, при условии веры и нравственной жизни доступна встреча с Богом. Можно сказать, что церковные таинства – это и есть христианские τὰ μυστήρια, установленные Богом и Церковью для встречи Бога и человека. В них нет неконтролируемого, непросветленного, и поэтому очень опасного и лукавого так называемого высшего мистического опыта, если за него берется христиански неопытный человек. Но, можно, сказать, это «обычная» христианская мистика, открытая любому человеку и вне которой нет доступа и к высшим мистическим озарениям, которых в истории Церкви, насколько нам известно, удостаивались на самом деле лишь наиболее ревностные подвижники и аскеты.

В каком-то смысле церковные таинства – это «обыденная» или повседневная (потому что доступна любому при условии личной веры) мистика Церкви. И, кстати, как и любую тайну, узнать эти «обычные» тайны можно лишь на собственном опыте. Рассказ о них непосвященному человеку останется только рассказом, за порогом которого останется, пожалуй, главное: поверит человек этой тайне или нет.

ПОПОВА ЛЕЛИЯ ОЛЕГОВНА КАЧЕСТВО ДУХА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

аспирантка Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

Аннотация. Проблема изучения духа человека остается актуальной и в современном мире, вызывая огромный интерес у исследователей, что говорит о его чрезвычайной значимости.

Одна из наиболее интересных, интригующих и мало изученных граней человека — это его дух. В жизни человека дух составляет центр его духовной жизни. Об этом ярко свидетельствует вся история эстетической и философской мысли, накопившая значительный материал различных представлений о духе.

Само понятие духа употребляется в разных значениях, как в значении невидимого потустороннего существа, так и в значении состояния человека, его движущей силы, самоощущения .

С древнейших времён дух играл важную роль в жизни народов. Друиды утверждали двойственность человека: тело и дух. Само учение друидов имеет начало в Библейских деревьях -древо жизни и древо познания. Древо познания символ духа. Динамическая связь между духом и материей была отражена и в ацтекской мифологии как напряжённость между двумя божествами -Тескатлипокой (Дымящимся Зеркалом), символизирующим материю, и Кецелькоатлем (Пернатым Змеем), представляющим дух. Античные натурфилософы 6-5 вв. до н.э. определяли дух, как «нечто газообразное, жизненную силу, движущуюся в теле людей и животных» .

Немецкое слово «дух» обладает большой областью применения, поэтому трудно сказать конкретно, что же имеется в виду. Духом обозначается тот принцип, который составляет противоположность материи. Под ним подразумевают некую имманентную субстанцию или существование, которые на самой высокой и универсальной ступени называются «Богом». Эту субстанцию представляют также в качестве носителя феномена психики или даже жизни. Такое понимание идёт вразрез с противопоставлением духа — природе. В этом случае понятие духа сведено к сверх или противоестественному, оно утрачивает субстанциональную связь с жизнью. Подобное ограничение объясняет точку зрения Спинозы, согласно которой дух есть атрибут единой субстанции .

Материализм рассматривает первичность материи и психику, сознание, дух, идею как нечто производное; идеализм разных видов и толков, наоборот, утверждает первенство и независимость идеи, духа, сознания, психики. И с тех пор как Декарт резко противопоставил материю и дух как две различные субстанции, психофизическая проблема приобрела особенную остроту.

Гегель в своём учении говорил об абсолютном духе как высшей ступени самопознания «абсолютной идеи» (искусство, религия, философия). Философия духа — это идеалистическое учение о развитии индивидуального и общественного сознания, об умственном развитии человечества вообще, поэтому история человечества, сведенная к истории его духовного развития, оказывается историей познания и самопознания .

Английский философ Томас Гоббс указывал: «В наиболее общепринятом значении слово «дух» — это человеческое измерение, человеческий разум или его склонность» .

Всеобще распространённым является воззрение, согласно которому дух рассматривается как высокий, а душа — как низменный принцип деятельности, у некоторых алхимиков, наоборот, дух слывёт за ligamentum anima et corporis, при этом последний определённо мыслился как spiritus vegetativus (в последующем как дух жизни и нервов). Также всеобщим является мнение, что дух и душа по существу являются одним и тем же, а поэтому могут быть разделены лишь произвольно. Существует другое суждение, исходя из которого душа больше связана с индивидуальностью человека, а дух — с его личностью; дух — источник жизни души. Мы не имеем возможности, определить точную границу между душой и духом, поэтому говорят об их взаимопроникновении, которое теоретически невыразимо.

При более широком толковании слово «дух» означает «одухотворённое бытиё». При этом имеется в виду многообразное, разностороннее, изобретательное, блистательное, остроумное и неожиданное функционирование рассудка. Кроме того, духом называют некоторую установку

или принцип, например, воспитание в «духе Песталоцци» или «дух Веймара есть непреходящее немецкое наследие» .

В соответствии со своей исконной ветровой природой дух — это уже активная, окрылённая, оживлённая, взволнованная, так же как и живительная, возбуждающая, волнующая, воодушевляющая, вдохновляющая сущность. Дух, выражаясь современным языком, нечто динамическое, и, поэтому, он составляет классическую противоположность материалу, а именно его статике, инертности, неоживлённости; это — противоположность жизни и смерти. Религии напоминают о первичном характере духа, чтобы человек не забывал, с чем он соприкасается и чем наполняет своё сознание. Человек ведь не сам сотворил дух, а дух делает то, что человек творит, даёт побуждения, счастливые затеи, терпение, воодушевление и вдохновение. Он настолько пронизывает человеческую сущность, что человек полагает, будто он творец духа и обладает им. В действительности же парафеномен духа овладевает человеком точно так же, как физический мир. Дух лишь с виду кажется уступчивым объектом человеческих помыслов, в действительности же он становится навязчивой идеей.

Именно об этом значении духа говорили ещё древние. Это дух самого человека, который является его не только неотъемлемой частью, но и основой, даже есть выражение «сильный духом». Соломон говорил о духе человека: «Светильник Господень, дух человека, испытывающий все глубины сердца» .

Дух человека — это сосредоточение его естества, воли, сознания, личности, индивидуальности, сущности, его движущая сила, он непосредственно подчиняется разуму.

Духовность — степень силы духа, возможная сила воздействия человека на окружающую среду, то, что как правило называют волей; стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность также проявляется в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Это самое ценное богатство человека, которое нельзя ни приобрести, ни одолжить, а можно только сформировать собственными усилиями.

Существует такое понятие: «твердость духа». Так говорят о человеке, последовательно осуществляющем однажды избранный идеал, превратив достижение его в смысл жизни. Человек, обладающий твердостью духа, не остановится перед трудностями и сложными жизненными ситуациями. Все поступки он будет совершать по критериям чести, достоинства, справедливости, истины.

Дух человека существует вне времени и пространства. В пространстве и времени находится тело, которое является носителем духа на земле. Многие люди, пережившие клиническую смерть, свидетельствуют, что выходили из тела, могли перемещаться во времени и пространстве вне тела. Также дух человека имеет свойство покидать тело при живом теле. Некоторые рассказывают, что выходили из тела, перемещались в пространстве и времени; среди верующих тоже есть такие случаи, когда они в молитве переносились в другие места в духе, а потом возвращались. Все эти моменты происходят независимо от воли человека, по неизвестным науке причинам, но остаются фактом — дух может покидать тело.

Дух человека играет первостепенную роль в жизни человека: он формирует его отношение и поведение, стремления, действия; это нечто большее, чем эмоции и переживания, это внутренний столб человека, на котором держится всё. Если сломить дух, то человек станет безвольным, не способным противостоять трудностям. «Дух человека переносит его немощи, а пораженный дух, кто может подкрепить его?», — говорил Соломон .

В духе человека изначально присутствует стремление жить и побеждать. В тяжёлых ситуациях именно эта сила позволяет нам выжить, предпринять необходимые действия. В духе человека заложены стремления, мечты, дары и таланты. Это не зависит от эмоций, интеллекта, а зависит от внутреннего стремления, внутренней воли, которая движет человеком. Дух может реагировать на то, что мы не видим, предчувствовать беду или, наоборот, благоприятные обстоятельства, он может воспламеняться от той мечты и стремления, которые в нём живут.

Многие люди, руководимые духом, делают то или иное, следуют какой-то мечте и идее, полагая на это всю жизнь, даже когда разум говорит, что это невозможно. Это дух движет ими, наполненный мечтой и целью. Дух знает, в чем человек нуждается, своё предназначение и что нужно делать, куда двигаться, так как он связан с невидимым духовным миром, который невидим нам, но дух имеет связь с ним. У человеческого духа есть голос и необходимо научиться его слушать, так как это наш внутренний человек. Очень часто он называется интуицией, внутренним

голосом, чутьём, или как-то иначе, но суть не меняется. Голос духа человека даже не мысли, а внутреннее знание, внутреннее понимание чего-либо.

Дух человека пластичен, на него можно повлиять: сокрушить или укрепить. От того, как и чем, мы питаем свой дух, зависит каким он становится. Если мы напитаем его ложью, осуждениями, заблуждениями, оскорблениями, то наш дух будет слабым, но если наполним правдой, снисхождением к людям, справедливостью, милосердием, истиной, ответственностью, то сможем быть сильными, не ломаться в сложных ситуациях, господствовать над своими негативными чертами характера и доставлять окружающим пользу и радость. Внешнее проявление силы не говорит о силе духа, а скорее об обратном. Есть люди, которые рождаются с сильным духом, про таких говорят «с внутреннем стержнем», а есть и не очень стойкие, но это не означает, что они не могут измениться.

История человечества показывает, что многие великие и известные люди были робкими, нетвердыми, но ответственность и необходимость победить, нежелание быть в поражении делали из них сильных, твердых личностей. Иногда сама жизнь закаляет дух человека. Обстоятельства складываются таким образом, что, человек сдаётся, хочет всё бросить. Именно в этот момент внутри поднимается нечто такое, что не смиряется с текущим положением вещей, возникает желание победить, восторжествовать над обстоятельствами и проблемами, появляются новые силы, которые черпаются из глубины духа.

Дух можно разрушить неверием, отвержением, непринятием, но поддержкой и позитивными словами укрепить человека, вселить веру в себя, в то, что у него всё получится, сказать ему правду и истину, тогда он преобразится, станет сильной, твёрдой личностью.

Дух человека влияет на его здоровье. «Унылый дух сушит кости, а веселое сердце целебно, как врачевство». Внутреннее состояние напрямую воздействует на самочувствие. Существует психосоматический тип заболевания, когда причина болезни — психическое состояние. Если находиться в унынии, ко всему относиться негативно, слишком скептично, быть всё время чем-то недовольными, то есть большой шанс заболеть или ощущать недомогание. Опыт показывает, что оптимистично настроенные люди выздоравливают быстрее, чем находящиеся в мрачном состоянии. Проблемы всегда будут в нашей жизни, но важно отношение к ним. Кто-то думает что все пройдет и изменится к лучшему, а кто-то из-за незначительных проблем ненавидит всю жизнь и людей, из-за чего живет в мрачном мире и такое же состояние переживает его организм. Поэтому надо помнить, что психологическое здоровье человека зависит от духа в теле. Все преодолеваемые трудности, жизнь в постоянном напряжении формирует у духа сильный характер.

В жизни встречаются люди непорядочные духом, без принципов, живущие выгодой, для них отношения и верность не являются ценностью, даже если они понимают умом, но их сущность не способна на это.

В противоположность им можно воспитать в себе качества сильного духом человека. Его отличает умение управлять своим сознанием, и он реагирует на всё, что с ним происходит, только положительно. Выше уже было сказано, что от отрицательных мыслей возникают и отрицательные состояния в организме. К отрицательным мыслям приводят страхи, переживания о прошлом, жалость к себе.

Психологи советуют не бежать от своих страхов, а представить, что может произойти, если то, чего вы боитесь, свершится в реальности. Не стоит тратить время на жалость к себе и обиды на жизнь, которые истощают и опустошают, абсолютно ничего не давая взамен. Они заставляют двигаться по замкнутому кругу, годами возвращаясь к одним и тем же горьким мыслям, не позволяя вырваться к свету, свободе, надежде, оптимизму. Силы духа человека настолько велики, что никогда не поздно начать всё сначала. Для того чтобы начать меняться, начать новую жизнь, надо отпустить прошлое, не важно, хорошим оно было или плохим. Нельзя жить с грузом прошлых потерь и неудач, с сожалением об ушедшем счастье. Это отнимает силы и лишает надежды на будущее. Следует отпустить ушедшее, не стараться вернуть, так как все равно не удастся, а жить сегодняшним днем .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воспитывая свой дух, не останавливайтесь на мыслях о плохом. Создайте в памяти хранилище хороших воспоминаний и возвращайтесь к тому хорошему, что было в жизни, но без сожалений, а только с радостью, что это было, а значит, осталось с вами навсегда. Мечтайте о хорошем, стройте планы, научитесь видеть хорошее в окружающей жизни и не акцентировать внимания на плохом.

Человек, сильный духом, умеет прощать. Нося в себе целую гору обид, невозможно быть здоровым. Прощение — это прощание с горечью обиды, с болью,с печальными воспоминаниями, со

всем нехорошим и нежелательным, что было в жизни. Не держите обид на обидчиков и врагов, не вынашивайте планов мести. Помните, что лучшая месть — это пренебрежение. Пренебрегайте обидами и обидчиками, не носите их в себе, не думайте о них .

Мы должны заботиться о своём духе, уметь владеть им, охранять и очищать от негатива, следить за теми ценностями, которые там находятся. Несмотря на определенный набор качеств и характер духа, мы все же можем вложить в него то, что считаем нужным, воспитывать дух, так как у нас есть сила воли и свобода выбора, которые и определяют личность.

Литература.

1. Блинников Л. В. Краткий словарь философов. — М., 1994.

2. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. — М., 1989.

3. Гвозданный В. А., Гусев Г. А. Основы философии: этапы развития и современные

проблемы. — М., 1994 .

4. Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова. — М., 2001.

5. Рожковский В.Б. Философия. Краткий тематический словарь. — Р/Н/Д., 2001.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *