Социальное служение церкви

Рекомендуемая ссылка на статью:

Владимир Сторчак, Алёна Попова. Социальное служение РПЦ в Центральном федеральном округе России // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА, 2015, №5 (97) . Владимир Сторчак, доктор философских наук, профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Москва, проспект Вернадского, 82/1). E-mail: v.storchak@yandex.ru

Алёна Попова, бакалавр факультета государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Москва, проспект Вернадского, 82/1). E-mail: alena3610@gmail.com

Аннотация: В статье рассмотрены различные механизмы реализации социального служения Русской православной церкви в Центральном федеральном округе, активно используемые религиозным объединением в социальной защите населения Российской Федерации. Особое внимание было уделено основным направлениям социального служения церкви в Белгородской и Брянской областях, в числе которых выделяются следующие: работа с заключенными в пеницитарных учреждениях; помощь престарелым и инвалидам; программа по созданию рабочих мест; оказание консультативной и материальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам; распределение гуманитарной помощи среди нуждающихся; программы по лечению и профилактике наркомании и алкоголизма. Предлагаются практические шаги по совершенствованию государственно-конфессиональных отношений в области социальной политики.

Ключевые слова: социальное служение, социальная политика, государственно-конфессиональные отношения, религиозные объединения, Центральный федеральный округ.

Важной чертой социальной жизни российского общества в постперестроечное время стал рост престижа религиозных объединений. Всё большую роль играет их статус в обществе в таких вопросах, как образование, помощь малообеспеченным и неимущим, работа с трудными подростками и детьми, которые остались без попечения родителей, а также c людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Социальное служение, как вид деятельности Русской православной церкви (РПЦ), не претендует на замену реализуемой государством социальной защиты населения. Однако оно способно в той или иной мере смягчить остроту социальных проблем, выступив партнером государства в решении социальных вопросов.

В последнее время социальная деятельность Русской православной церкви имеет широкий спектр направлений. Руководит этой деятельностью специальный «Отдел по церковной благотворительности и социальному служению» Московского патриархата. Работа проводится через группы волонтёров в религиозных общинах, медицинских учреждениях, обществах инвалидов, детских домах и центрах, в пенитенциарных учреждениях. Вместе с приходами и монастырями благотворительную работу ведут различные православные братства и сестричества. Для взаимодействия РПЦ с государством и обществом был создан Общественный совет, в состав которого вошли руководители научных центров, известные политические и культурные деятели.

Социальное служение – это синтез различных видов деятельности церкви, основанной на христианском отношении любви к ближнему и выражающийся во влиянии на социальное самочувствие, социальную стабильность общества, его духовно-нравственную атмосферу . Нет сомнения, что полностью искоренить социальные проблемы общества не под силу ни церкви, ни государству, но самостоятельное проведение соответствующих мероприятий или, что эффективнее, партнёрское осуществление комплекса необходимых мер способны смягчить остроту вопроса, на что обращают внимание сегодняшние специалисты по государственно-конфессиональным отношениям в России . Такая социально необходимая работа не несёт формальный характер, а находит выражение в конкретном деле милосердия и благотворительности.

Исследования показывают, что основными видами социального служения РПЦ являются:

  • работа с заключенными в пенитенциарных учреждениях;
  • помощь престарелым и инвалидам;
  • программа по созданию рабочих мест;
  • оказание консультативной и материальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам;
  • распределение гуманитарной помощи среди нуждающихся;
  • оказание помощи жертвам стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций и пострадавшим на Чернобыльской АЭС;
  • программы по лечению и профилактике наркомании и алкоголизма;
  • медицинские и детские программы по созданию приютов, детских домов, реабилитации детей-инвалидов, а также работа с трудными подростками и прочее .

Благотворительная деятельность религиозных объединений РПЦ показывает, что ими проводится большая работа. Основные направления социального служения церкви отображены в их программном документе – Основы социальной концепции Русской православной церкви , что говорит о доктринальном подходе к вопросам социальной деятельности самого крупного религиозного объединения в России.

В྇ с྇о྇в྇р྇е྇м྇е྇н྇н྇о྇м྇ с྇о྇ц྇и྇а྇л྇ь྇н྇о྇м྇ с྇л྇у྇ж྇е྇н྇ии྇྇ р྇а྇з྇л྇и྇ч྇н྇ы྇х྇ р྇е྇л྇и྇г྇и྇о྇з྇н྇ы྇х྇ о྇б྇ъ྇е྇д྇и྇н྇е྇н྇и྇й྇ в྇а྇ж྇н྇о྇ в྇ы྇д྇е྇л྇и྇т྇ь྇ н྇а྇и྇б྇о྇л྇е྇е྇ э྇ф྇ф྇е྇к྇т྇и྇в྇н྇ы྇е྇ ф྇о྇р྇м྇ы྇ и྇ н྇а྇п྇р྇а྇в྇л྇е྇н྇и྇я྇ п྇р྇а྇к྇т྇и྇к྇и྇ б྇л྇а྇г྇о྇т྇в྇о྇р྇и྇т྇е྇л྇ь྇н྇о྇й྇ д྇е྇я྇т྇е྇л྇ь྇н྇о྇с྇т྇и྇. Н྇а྇п྇р྇и྇м྇е྇р྇, п྇р྇а྇в྇о྇с྇л྇а྇в྇н྇ы྇е྇ о྇б྇щ྇е྇с྇т྇в྇а྇ в྇ п྇о྇с྇л྇е྇д྇н྇е྇е྇ в྇р྇е྇м྇я྇ з྇н྇а྇ч྇и྇т྇е྇л྇ь྇н྇о྇ а྇к྇т྇и྇в྇и྇з྇и྇р྇о྇в྇а྇л྇и྇ р྇а྇б྇о྇т྇у྇ в྇ о྇б྇л྇а྇с྇т྇и྇ з྇д྇р྇а྇в྇о྇о྇х྇р྇а྇н྇е྇н྇и྇я྇, о྇к྇а྇з྇а྇н྇и྇я྇ п྇о྇м྇о྇щ྇и྇ н྇а྇р྇к྇о྇м྇а྇н྇а྇м྇, а྇л྇к྇о྇г྇о྇л྇и྇к྇а྇м྇, з྇а྇к྇л྇ю྇ч྇е྇н྇н྇ы྇м྇; п྇р྇о྇т྇е྇с྇т྇а྇н྇т྇с྇к྇и྇м྇и྇ о྇р྇г྇а྇н྇и྇з྇а྇ц྇и྇я྇м྇и྇ н྇а྇к྇о྇п྇л྇е྇н྇ и྇н྇т྇е྇р྇е྇с྇н྇ы྇й྇ о྇п྇ы྇т྇ р྇а྇б྇о྇т྇ы྇ с྇ д྇е྇т྇ь྇м྇и྇ и྇з྇ н྇е྇б྇л྇а྇г྇о྇п྇о྇л྇у྇ч྇н྇ы྇х྇ с྇е྇м྇е྇й྇, д྇е྇т྇с྇к྇и྇х྇ д྇о྇м྇о྇в྇ и྇ и྇н྇т྇е྇р྇н྇а྇т྇о྇в྇. В྇с྇е྇ к྇о྇н྇ф྇е྇с྇с྇и྇и྇ у྇д྇е྇л྇я྇ю྇т྇ б྇о྇л྇ь྇ш྇о྇е྇ в྇н྇и྇м྇а྇н྇и྇е྇ о྇р྇г྇а྇н྇и྇з྇а྇ц྇и྇и྇ п྇о྇м྇о྇щ྇и྇ и྇н྇в྇а྇л྇и྇д྇а྇м྇, п྇р྇е྇с྇т྇а྇р྇е྇л྇ы྇м྇, б྇е྇з྇р྇а྇б྇о྇т྇н྇ы྇м྇. В྇ ц྇е྇н྇т྇р྇е྇ в྇н྇и྇м྇а྇н྇и྇я྇ х྇р྇и྇с྇т྇и྇а྇н྇с྇к྇и྇х྇ и྇ и྇с྇л྇а྇м྇с྇к྇и྇х྇ о྇р྇г྇а྇н྇и྇з྇а྇ц྇и྇й྇ н྇а྇х྇о྇д྇и྇т྇с྇я྇ н྇а྇л྇а྇ж྇и྇в྇а྇н྇и྇е྇ с྇о྇д྇е྇й྇с྇т྇в྇и྇я྇ ж྇е྇р྇т྇в྇а྇м྇ м྇е྇ж྇э྇т྇н྇и྇ч྇е྇с྇к྇и྇х྇ к྇о྇н྇ф྇л྇и྇к྇т྇о྇в –྇ б྇е྇ж྇е྇н྇ц྇а྇м྇ и྇ п྇е྇р྇е྇м྇е྇щ྇е྇н྇н྇ы྇м྇ л྇и྇ц྇а྇м྇, и྇с྇п྇о྇л྇ь྇з྇о྇в྇а྇н྇и྇е྇ р྇а྇з྇л྇и྇ч྇н྇ы྇х྇ с྇р྇е྇д྇с྇т྇в྇ д྇л྇я྇ у྇л྇а྇ж྇и྇в྇а྇н྇и྇я྇ м྇е྇ж྇н྇а྇ц྇и྇о྇н྇а྇л྇ь྇н྇ы྇х྇ п྇р྇о྇т྇и྇в྇о྇р྇е྇ч྇и྇й྇ и྇ т྇.п྇. .

О྇с྇н྇о྇в྇н྇ы྇е྇ п྇р྇и྇н྇ц྇и྇п྇ы྇ с྇о྇ц྇и྇а྇л྇ь྇н྇о྇г྇о྇ с྇л྇у྇ж྇е྇н྇и྇я྇ в྇о྇ м྇н྇о྇г྇о྇м྇ и྇с྇х྇о྇д྇я྇т྇ и྇з྇ с྇о྇ц྇и྇а྇л྇ь྇н྇ы྇х྇ к྇о྇н྇ц྇е྇п྇ц྇и྇й྇ р྇е྇л྇и྇г྇и྇о྇з྇н྇ы྇х྇ о྇б྇ъ྇е྇д྇и྇н྇е྇н྇и྇й྇. С྇т྇р྇у྇к྇т྇у྇р྇а྇ с྇о྇ц྇и྇а྇л྇ь྇н྇ы྇х྇ к྇о྇н྇ц྇е྇п྇ц྇и྇й྇ х྇р྇и྇с྇т྇и྇а྇н྇с྇к྇и྇х྇ к྇о྇н྇ф྇е྇с྇с྇и྇й྇ н྇е྇ и྇д྇е྇н྇т྇и྇ч྇н྇а྇. П྇о྇-р྇а྇з྇н྇о྇м྇у྇ п྇р྇е྇д྇с྇т྇а྇в྇л྇е྇н྇а྇ и྇ п྇р྇о྇г྇р྇а྇м྇м྇а྇ с྇о྇ц྇и྇а྇л྇ь྇н྇о྇г྇о྇ с྇л྇у྇ж྇е྇н྇и྇я྇ в྇ з྇а྇в྇и྇с྇и྇м྇о྇с྇т྇и྇ о྇т྇ д྇и྇а྇п྇а྇з྇о྇н྇а྇ р྇а྇с྇с྇м྇а྇т྇р྇и྇в྇а྇е྇м྇ы྇х྇ п྇р྇о྇б྇л྇е྇м྇ и྇ п྇е྇р྇с྇п྇е྇к྇т྇и྇в྇ и྇х྇ р྇е྇ш྇е྇н྇и྇я྇. П྇р྇и྇ э྇т྇о྇м྇ в྇ н྇и྇х྇ в྇ р྇а྇з྇л྇и྇ч྇н྇о྇й྇ п྇о྇с྇л྇е྇д྇о྇в྇а྇т྇е྇л྇ь྇н྇о྇с྇т྇и྇ р྇а྇с྇с྇м྇а྇т྇р྇и྇в྇а྇ю྇т྇с྇я྇ п྇р྇о྇б྇л྇е྇м྇ы྇, п྇р྇е྇д྇с྇т྇а྇в྇л྇я྇ю྇щ྇и྇е྇ о྇б྇щ྇и྇й྇ и྇н྇т྇е྇р྇е྇с྇: о྇п྇р྇е྇д྇е྇л྇е྇н྇и྇е྇ о྇с྇н྇о྇в྇н྇ы྇х྇ б྇о྇г྇о྇с྇л྇о྇в྇с྇к྇и྇х྇ п྇о྇л྇о྇ж྇е྇н྇и྇й྇; в྇з྇а྇и྇м྇о྇д྇е྇й྇с྇т྇в྇и྇е྇ ц྇е྇р྇к྇в྇и྇ и྇ н྇а྇ц྇и྇и྇, ц྇е྇р྇к྇в྇и྇ и྇ г྇о྇с྇у྇д྇а྇р྇с྇т྇в྇а྇, р྇е྇л྇и྇г྇и྇о྇з྇н྇о྇й྇ э྇т྇и྇к྇и྇ и྇ с྇в྇е྇т྇с྇к྇о྇г྇о྇ п྇р྇а྇в྇а྇, ц྇е྇р྇к྇в྇и྇ и྇ п྇о྇л྇и྇т྇и྇к྇и྇; в྇з྇а྇и྇м྇о྇с྇в྇я྇з྇ь྇ п྇р྇е྇с྇т྇у྇п྇л྇е྇н྇и྇я྇ и྇ н྇а྇к྇а྇з྇а྇н྇и྇я྇, з྇д྇о྇р྇о྇в྇ь྇я྇ л྇и྇ч྇н྇о྇с྇т྇и྇ и྇ н྇а྇р྇о྇д྇а྇; ф྇о྇р྇м྇и྇р྇о྇в྇а྇н྇и྇е྇ з྇д྇о྇р྇о྇в྇о྇г྇о྇ о྇т྇н྇о྇ш྇е྇н྇и྇я྇ к྇ л྇и྇ч྇н྇о྇с྇т྇и྇, с྇е྇м྇ь྇е྇ и т.д.

В основах социальной концепции Русская православная церковь документально отказывается от поддержки каких-либо политических сил, от вмешательства в дела государства, признавая иные формы социальной активности, взаимодействия с властями разных уровней во имя всеобщего блага, особенно на поприще миротворчества, благотворительности, решения социальных проблем, сохранения и развития культурного наследия, заботы об общественной нравственности. В документе дано богословское обоснование участия церкви в мирских делах, связи социального служения с миссией спасения человеческого рода. В нём выражена тревога за здоровье, благосостояние, нравственный уровень широких слоев населения. Но если в историческом прошлом эта миссия нередко отодвигалась на второй план, то в данном документе забота и попечение об обездоленных приоритетны.

В разделе «Светская наука, культура, образование» социальной концепции РПЦ полезным объявляется преподавание христианского вероучения в светских школах и вузах с согласия детей или их родителей. Не усложняя программу светской школы курсами православия, ислама или иудаизма, на наш взгляд, правомерно было бы оставить конфессиональное воспитание детей на откуп религиозным семьям и организациям. Вопрос семьи и ее функций – один из самых животрепещущих в данной концепции. Внебрачные связи и их пропаганда осуждается как грех против целомудрия, порождающий негативные социальные последствия. Резко осуждаются аборты и современные методы планирования семьи.

В྇ н྇а྇с྇т྇о྇я྇щ྇е྇е྇ в྇р྇е྇м྇я྇ с྇о྇ц྇и྇а྇л྇ь྇н྇о྇е྇ с྇л྇у྇ж྇е྇н྇и྇е྇ Русской православной церкви ྇྇྇ в྇о྇з྇в྇р྇а྇щ྇а྇е྇т྇с྇я྇ к྇ с྇в྇о྇и྇м྇ и྇с྇к྇о྇н྇н྇ы྇м྇ т྇р྇а྇д྇и྇ц྇и྇я྇м྇, к྇о྇г྇д྇а྇ п྇р྇и྇з྇р྇е྇н྇и྇е྇ о྇с྇у྇щ྇е྇с྇т྇в྇л྇я྇л྇о྇с྇ь྇ ч྇е྇р྇е྇з྇ м྇о྇н྇а྇с྇т྇ы྇р྇и྇ и྇ п྇р྇и྇х྇о྇д྇ы྇, г྇д྇е྇ п྇р྇е྇д྇о྇с྇т྇а྇в྇л྇я྇е྇т྇с྇я྇ к྇о྇м྇п྇л྇е྇к྇с྇ с྇о྇ц྇и྇а྇л྇ь྇н྇ы྇х྇ у྇с྇л྇у྇г྇: о྇б྇у྇ч྇е྇н྇и྇е྇, л྇е྇ч྇е྇н྇и྇е྇, в྇о྇с྇п྇и྇т྇а྇н྇и྇е྇, в྇с྇п྇о྇м྇о྇щ྇е྇с྇т྇в྇о྇в྇а྇н྇и྇е྇, п྇р྇е྇д྇о྇с྇т྇а྇в྇л྇е྇н྇и྇е྇ у྇ю྇т྇а྇ н྇у྇ж྇д྇а྇ю྇щ྇и྇м྇с྇я྇.

Попытка осмыслить феномен социального служения, осветить положение дел настоящего времени, уделить внимание проблемным моментам и рассмотреть перспективы развития социального служения в контексте государственно-конфессиональных отношений нацеливает исследователей на проведение мониторинга социальной деятельности РПЦ на территории Центрального федерального округа (ЦФО) в рамках формирования конфессионального портрета современной России.

Современная развитость социальной системы Русской православной церкви направлена на обеспечение наибольшей близости к нуждающимся в духовной помощи и таким образом оказывает непосредственное влияние на общественную и культурно-воспитательную функции церкви. Полагаем, что именно доступ к социальным учреждениям (дома престарелых, детские сады, школы-интернаты) и к объектам социальной помощи (инвалиды, малообеспеченные семьи) позволяет РПЦ успешно совершать социальное служение во благо общества. Результаты проведённого в 2011 году Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом опроса также говорят о желании более 70% населения России в создании церковных больниц, центров помощи семьям, церковных образовательных школ, православных детских садов, богаделен, клубов по интересам для молодёжи, церковных детских домов и в стремлении помочь в этом деле. Как складывается обстановка в Центральном федеральном округе, какому виду социального служения уделяется внимание больше всего и как это влияет на особенности развития субъектов федерации – анализ ситуации по этим вопросам приведём на примере двух субъектов федерации – Белгородской и Брянской областей.

На территории Белгородской области располагается Белгородская митрополия с включёнными в её состав Белгородской, Валуйской и Губкинской епархиями. На сайте митрополии информация об отделе социального служения отсутствует, однако найти сведения о такой деятельности за последний год можно по следующим каналам: адресный сбор средств на годовое лечение тяжелобольных детей при содействии Лиги благотворительности «Белый цветок», закупка медицинского оборудования для областной детской больницы, благотворительные ярмарки и выставки, заседания Интеллектуального клуба как платформы для конструктивного диалога власти и общества и т.д.

Необычным было празднование в январе 2014 года Дня милосердного отношения к заключённым, созданного по инициативе митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна. Программу составили сотрудники уголовно-исполнительной системы области и священнослужители Белгородской митрополии: концерт, вручение наград за особый вклад в духовно-нравственное воспитание заключённых, поставка медикаментов, книг и икон, предметов первой необходимости.

Под покровительством Белгородской митрополии находятся также четыре православных детских сада на 500 мест, функционирующих с 2006 года. Кроме того, на интернет-площадке Митрополичьего центра «Православное Осколье» можно найти сведения о тесном сотрудничестве митрополии с государственным бюджетным образовательным учреждением «Старооскольский детский дом»: на портале размещена информация о детях 11–16 лет, желающих попасть в семью, а сами прихожане и священнослужители часто приезжают к ребятам с подарками.

На уровне епархий работа по оказанию помощи ближнему идёт активнее. Акцент в основном направлен на детей дошкольного и школьного возрастов независимо от проблемы, с которой они столкнулись. Для молодёжи открыта детско-юношеская студия «12 месяцев», которая работает для свыше 300 учащихся, а также Детский православный досуговый центр во имя Святителя Иоасафа епископа Белгородского. Более 1500 человек трудятся в мастерских в качестве работников: инвалиды, малоимущие, люди без определенного места жительства, бывшие заключенные. Труд помогает искоренить вредные привычки, алкогольную и наркотическую зависимость. Просветить их в духовном направлении помогают в Православном реабилитационном центре. Каждый месяц совершаются поездки в дома престарелых (поздравить с праздником или просто подарить человеческое тепло и необходимые продукты, одежду), больницы, проводятся совместные мероприятия с Новооскольской территориальной лервичной организацией Всероссийского общества слепых и Губкинским обществом глухих, народные обеды с Фондом продовольствия «Русь» и т.д.

Список мероприятий достаточно широк. Особенно стоит отметить внимание епархий к теме материнства: периодическое проведение круглых столов с врачами акушерами-гинекологами и беременными женщинами, общественными организациями, акций «Жизнь без абортов» отделом по социальному служению Губкинской епархии совместно с православным братством «Сретение» и прихожанами храма во имя святой блаженной Ксении Петербургской.

Брянская и Клинцовская епархии составляют вместе Брянскую митрополию в одноимённой области. Большинство мероприятий социального служения здесь направлены на инвалидов, многодетные и малообеспеченные семьи, одиноких престарелых людей и ветеранов. Периодически проходят сборы гуманитарной помощи как беженцам с территории Украины, так и просто нуждающимся людям; проврдятся концерты и спортивные конкурсы для воспитанников социальных приютов Почепского, Брянского, Унечского и Клинцовских районов. Социальные работники проводят обучающие лекции по избавлению от наркотической зависимости, противодействию алкоголизму и утверждению трезвости среди населения. Последняя проблема становится не только темой разговора в библиотеках, вузах с молодёжью, но и направлением работы приходского социально-реабилитационного центра «Казачий пост», за три года существования которого необходимую помощь получили более 70 человек, а также тесного взаимодействия с областным наркологическим диспансером.

Ежегодная февральская акция по профилактике абортов помогает наметить направления совместной деятельности департамента здравоохранения Брянской области и Брянской митрополии по снижению операций искусственного прерывания беременности и сохранению жизни. Ведётся работа и со студентами филиала государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е.Жуковского: для подопечных ребят, большинство из которых имеют задержку психического развития и сопутствующие диагнозы, а также глухонемых юношей и девушек, составляются культурные программы выходного дня. Местом совершения частых поездок прихожан местных храмов и священнослужителей стал город Сельцо, где располагается школа-интернет для детей и сирот, в том числе инвалидов, а также дом-интернат малой вместимости для пожилых людей.

Брянская епархия оказывает необходимую помощь малоимущим, поздравляет их с большими церковными праздниками и занимается постоянным духовным окормлением. Совместно с сотрудниками фонда «Ванечка» протоиереи навещают по праздникам тяжелобольных Брянского областного детского онкогематологического центра, беседуют с их родителями, дарят подарки. Сотрудничество с больницами позволило не только открывать на их базе молельные комнаты или даже строить при них храмы, но и открыть ещё одно направление социального служения – сдача донорской крови.

Положительные тенденции взаимодействия наметились и в окормлении священнослужителями исправительных учреждений. Привлекаются священнослужители и для обращения к родителям детей-сирот по исполнительным производствам о взыскании алиментных платежей, а в перспективе – к изменению и исправлению своей жизни ради ребёнка, о чём свидетельствуют данные Управления Федеральной службы судебных приставов Брянской области.

Исследование социального служения Русской православной церкви в регионах России показало, что ею проводится большая работа в различных областях социальной деятельности. Однако в настоящий момент настала насущная необходимость в более тесном взаимодействии государства и религиозных организаций в социальном направлении деятельности. При этом для большего раскрытия потенциала религиозных организаций, а также повышения их социальной эффективности, сегодня необходимо следующее:

  • инновационные подходы государственно-конфессиональных отношений в области социальной политики. Отношения между государством и РПЦ должны строиться на принципах социального партнерства, которое предполагает объединение усилий государственно-конфессиональных структур в решении социальных проблем, а также их взаимную ответственность в деле обеспечения социальной помощи населению России;
  • государственными органами и религиозными организациями должны быть выработаны совместные социальные программы, в которых были бы отражены основные направления их сотрудничества и конкретные пути их реализации. Наиболее приоритетными направлениями могли бы стать: решение проблем беспризорности, лиц без определенного места жительства, реабилитации наркоманов и граждан с алкогольной зависимостью, строительство домов призрения, сбора гуманитарной помощи малообеспеченным гражданам и т.д. РПЦ должна быть сегодня более инициативна в предложении государству своих проектов в данной области социальной деятельности;
  • для эффективной деятельности государства и РПЦ в области решения социальных проблем необходимо создание соответствующего государственного органа, который бы руководил этой деятельностью.

Литература

Антонова О.И., Костина Н.Б., Сторчак В.М. Социальное служение. М.: АТиСО, 2012.

Милосердие: учебное пособие. М., 1998.

Моисеева В. Роль русской православной церкви в социальной работе (на примере профилактики наркотизма) // Государственная служба. 2006. № 6 (44).

Основы социальной концепции Русской православной церкви. М., 2001.

Перцева И.В. Понятие социального служения Русской православной церкви // XVII Ежегодная богословская конференция. Т. 2. М., 2007.

Решетников О.В. Актуальные вопросы организации социального служения. М., 2006.

Социальное служение Русской православной церкви // Вопросы социального обслуживания. 2006. № 16.

Социальная деятельность Русской православной церкви: запрос со стороны населения // socrel.pstgu.ru/RU/orthodoxmonitor

Служение в детском доме.

В церкви Вифания уже несколько лет несется служение в детском доме в поселке Удельная.
Где находиться 39 ребят, от 4 до 16 лет. Численность детей меняется от того, что кого-то переводят в интернаты, кого-то забирают в семью, а кто-то просто выпускается из детского дома. Это мальчики и девочки из разных семей, с разными судьбами, с разными историями, но которые особенно нуждаются в дружбе и общении.

Вот уже 3 года, команда из 10 человек, приезжает в детский дом и рассказывает им о Боге. Детям очень нравятся эти встречи. Всегда особенно жалко смотреть на малышей, которые так и ждут что их возьмут на руки, усадят на колени, почитают им книжку или просто погладят по голове. Дети постарше очень рады новым друзьям, порой живя по модным журналам и молодежным сериалам, они даже не знают как себя вести в реальной жизни.
С детьми проводят уроки, на которых рассказывают библейские истории, показывают мультики, так же с детьми разучиваются христианские песенки с движениями, делают самодельные открытки, разные подделки, играют в интересные игры.
И вот уже 3 год члены церкви организуют для детей рождественские подарки. Так же в этом году 23 декабря наша команда была у ребят с праздничной программой, им был показан кукольный спектакль, было много подвижных игр и много новых песен, которые они с нами с удовольствием пели, а в конце детям были подарены подарки.
Благодарность Богу за возможность посещать этот детский дом, за это служение, которое я уверенна — принесет плод, а так же большая благодарность каждому кто готовил подарки детям.

ПОЛОЖЕНИЕ

О программе «Служение обществу»

Актуальность

Современное казахстанское общество испытывает потребность в молодых людях, нравственный и духовный потенциал которых поможет в решении социальных проблем. Волонтерские инициативы ― это всегда актуальная тема, особенно для подрастающего поколения, в данной период жизни начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и оказывать помощь. Добровольный труд на благо общества является одним из условий успешной жизни не только одного человека, но и всей страны в целом.

История развития волонтерского движения в Казахстане имеет многовековую историю. Бескорыстная помощь в традициях казахского народа. Еще известный востоковед Б. Владимирцев писал: «Защита, покровительство, помощь своим сородичам были основными обязанностями рода». Существовало такое понятие, как асар, то есть зов о помощи. Как отмечает историк Ерофеева К.В. в своем исследовании: «традиционной чертой жизнедеятельности казахского кочевого общества являлась всемерная поддержка сородичей и соплеменников скотом, продуктами и бытовыми предметами, необходимыми для их жизнеобеспечению.

Международные исследования показывают, что около 49% взрослого населения США посвящают добровольному труду 4,2 часа в неделю. Во Франции 19% взрослого населения хотя бы раз в жизни участвовали в волонтерских акциях, из них 60% регулярно участвуют в работе добровольно, отдавая ей более 20 часов в месяц. Почти 50% волонтеров объяснили свой выбор тем, что чувствуют в себе большое желание помогать другим. Каждый третий житель Германии (34% населения), является волонтером, посвящая работе в волонтерских ассоциациях, проектах и группах взаимопомощи более 15 часов в месяц. 42% населения Германии считают волонтерство уникальной возможностью для получения жизненного знания и опыта. 26% японцев имеют опыт волонтерства в прошлом, из них 48% уверены, что волонтерский труд очень полезен для личностного роста и общества в целом. Около 33% населения Ирландии являются волонтерами.

Стать волонтером может каждый. Для этого лишь нужно огромное желание помочь людям. Принцип, по которому работают волонтеры, один – проект должен быть социально значимым, полезным обществу.

2. Цели и задачи проекта

Цель проекта «Служение обществу»: формирование ценностно- ориентированной компетенции у учащихся через социальные инициативы, развитие духовно-нравственных качеств учащихся, которые он сможет применить на практике в повседневной жизни, вне школы.

Задачи:

создание благоприятной обстановки для воспитания у учащихся уважения к старшим, толерантность к уязвимым слоям общества и животным; формирование умения ставить цели, планировать и работать в команде; молодые люди получат опыт конструктивного, социально значимого гражданского участия. Ожидаемые результаты

Учащиеся:

Научилисьсовершатьнравственный выбор, отдавая приоритет общечеловеческим ценностям: честности, уважению, доброте итолератности. Стали активнымиучастникамив улучшении жизни общества, страны, окружающих ихлюдей. Научились делать осознанный выбор и принимать самостоятельные

решения, нацеленные на благо общества, своей семьи, самогосебя.

4. Предмет и содержание

Участники Клуба Волонтеров являются организаторами акций для трех уязвимых категорий: Дома престарелых, детские дома, приюты для бездомных животных.

5. Участники

Клуб Волонтеров организации образования, который проводит благотворительные акции с привлечением учащихся 1-11 классов.

6. Сроки и время проведения:

По усмотрению организации образования.

7. Место проведения

Организации образования, Дома престарелых, детские дома, приюты для бездомных животных.

Ссылки:

1.Ерофеева К.В. Традиции волонтерства в кочевом обществе казахов

(XVI-начало XX вв.). Алматы, 1993

“Защита, покровительство, помощь своим сородичам, — отмечал известный востоковед Б.Я. Владимирцов, — были основными обязанностями рода”.

Урок по предмету самопознание на тему: Служение обществу

План урока самопознания

КГУ » Аграрный колледж Аккайынского района»

Раздел 2. Человек и общество

Дата____________Тема: «Служение обществу»

Ценность: Праведное поведение

Качества: ответственность, целеустремленность, познавательность.

Педагог: Павлечко Е.С.

1 курс Кол-во студентов _______

Цель: Расширение представления у студентов ценности Праведное поведение, через практику представлений обучающихся о значении служения обществу в жизни человека.

Задачи:

– раскрыть значение понятий «призвание», «созидательный труд» для человека, показать многообразие путей реализации своего призвания;

– развить навыки служения обществу;

– воспитывать ответственность, целеустремленность, познавательную активность.

Ход урока:

Орг. момент. Позитивный настрой «Свет»

— Что вы испытали во время позитивного настроя?

— Какие мысли вас посетили?

— Что с Вами происходило?

Проверка домашнего задания. Прочитать отрывок из книги ты выбираешь профессию с107

Вопросы: О чем этот отрывок? Как найти свое место в жизни? Каждый ли может найти для себя нужное дело? Почему? Почему свой профессиональный выбор нужно сделать осознанно?

Позитивное высказывание (цитата).

«Без упражнения своих мускулов не может жить животное, не может жить и человек.

Для того же, чтобы упражнение это удовлетворяло, радовало, надо упражнять его на полезное, и лучше всего на служение другим. Это лучшее его употребление»

(Лев Толстой)

Как вы поняли данную цитату? Произношение хором – все, мальчики, девочки.

Ресурсы:

Учебное пособие 10класс

Спокойная музыка

4.Рассказывание истории (беседа).

Притча «Два каменщика»

Два каменщика работали рядом и делали одно дело – каждый обтесывал камень. Когда их спросили, чем они занимаются, один так и сказал: «обтесываю камень». А другой ответил «Строю собор».

Вопросы:

— Кто из каменщиков на ваш взгляд, работал лучше? Почему?

— Какой ответ предпочли бы дать вы, выполняя подобную работу?

— Какого труда ждет от человека общество? Поясните ответ

— Чем вы бы хотели заниматься в жизни?

— В чем смысл этой притчи?

Чтение клятвы Гиппократа (фрагмент)

Видиоролик «Бабушка всея Руси»

Вопросы:

Чему посвящена клятва Гиппократа?

Почему так важно честно исполнять свой долг?

Что значит служить людям?

Как проявится истинное служение в выбранной вами профессии?

5. Творческая деятельность

Нарисовать рисунок » Моя будущая профессия….»

6. Групповое пение «Вера»

Порой бывает так, что кажется, что мир весь против,

Покой потерян, и совсем не ладятся дела.

Поверь, так будет не всегда, и зазвучат в мажоре ноты,

Стоит захотеть лишь только,

И, конечно, очень твердо

Нужно верить в себя.

Самое главное – это вера,

Вера в открытые в настежь двери.

Самое главное – вера в себя,

Живи с собою в мире,

Живи, себя любя.

Когда не знаешь, как решить проблемы и заботы,

Всегда полезно разом просто взять и отпустить.

Тогда все станет на места, и покорятся все высоты,

Стоит захотеть лишь только,

И, конечно, очень твердо

Нужно верить в себя.

Мы верим в бога, мы верим в судьбу,

Я верю в то, что свою дорогу найду,

Не сойду, не сверну с истинного пути,

Помоги нам, Вселенная, ответы найти.

Мы верим в лучшее, мы верим в людей,

Я верю в то, что мир полон ярких идей,

Которые помогут жить без лести и обмана,

Я верю в чудеса, и повторяю неустанно.

7. Домашнее задание по группам

Написать эссе на тему: значение интернета в жизни человека

8.Заключительная минутка тишины

Закройте глаза, вспомните все, что мы сегодня с вами прошли,

о чем мы сегодня с вами говорили.

Журнал самопознание

Спокойная музыка

Муз сопровождение

Текст песни

Музыкальное сопровождение

«Служение обществу» урок самопознания в 10 классе

План урока «Самопознание»

План урока «Самопознание»

Школа КГУ «СШ№6» Дата 18.01.17 Урок 16

Тема: Служение обществу.

Ценность Праведное поведение.

Качества: дисциплина, долг, различение, гражданская и социальная ответственность.

Педагог: Гайт А.В. 10 класс Кол-во уч-ся 25

Цель: Углубление представлений обучающихся об общечеловеческой ценности Праведное поведение через осознание своего предназначения в служении обществу.

Задачи:

  • Учить быть полезными семье иобществу.

  • Развивать навыки праведного поведения, такие как чувство долга, ответственность.

  • Воспитывать лидерские качества.

Ресурсы:(материалы, источники)

Слайд с цитатой, музыка для позитивного настроя и заключительной минутки урока, песня «Туган елем», текст песни

Ход урока:

1. Орг.момент. – оценивание готовности учащихся к уроку.

Наличие учебника, тетради, дневника, ручки. Дисциплина.

  1. Позитивный настрой. «Космос».

«Представьте себя летящим в открытом космосе. Это чувство полёта даёт вам ощущение свободы и уверенности. Вы летите и вам навстречу несутся миллиарды звёзд и миллионы галактик. Всё так необычно вокруг вас, так загадочно и не похоже на привычный вам мир. Вы рассматриваете проплывающие мимо вас планеты. Ваше внимание привлекает одна, издалека похожая на бело — голубую перламутровую жемчужину. Вы приближаетесь к ней, внимательно всматриваетесь, и вдруг начинаете узнавать очертания материков и океанов. Вы видите зелёные пятна лесов и синие ниточка рек. Вы видите, как восходящее солнце окрашивает золотистым светом белоснежные пики гор, и как миллионами искр оно дробится в океанских брызгах. Вас охватывает чувство, как будто после дальней и долгой дороги вы вернулись домой. Вам уютно и спокойно, вы чувствуете уверенность и защищённость. Сохраните это состояние внутри себя и потихоньку возвращайтесь в класс».

  1. Проверка д.з. стр. 122 – 124 уч., «Письмо к сыну» В. Сухомлинского.

Человек сам творит свое призвание. Ты любишь музыку Баха. Так вот, в роду Иоганна Себастьяна Баха было 58 музыкантов. Прадед музыкант, дед музыкант, отец музыкант… Даже браки заключались внутри этого рода. Что же, получается так, как будто уже при рождении было предопределено: человек этот будет композитором или выдающимся исполнителем? Да, но природа разрешает стать композиторами примерно 80 процентам всех родившихся. Становятся же ими единицы. Почему это так? Почему все-таки в роду Баха было 58 выдающихся музыкантов? Потому, что эти люди сами творили свое призвание. Потому, что первым впечатлением жизни каждого ребенка в этом роду была музыка; первой красотой, познанной в окружающем мире, — музыкальная мелодия; первым удивлением, изумлением было удивление, изумление перед музыкой; первой гордостью, пережитой человеком, — гордость наслаждения красотой музыки, гордость творения, создания музыки.

Человек – господин своего призвания. Я без особенного энтузиазма отношусь к твоим восторгам; ах, какое счастье стать радиофизиком; ах, как я люблю радиофизику! Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души. Это очень хорошо, что ты относишься с интересом к радиофизике, но помни, что это еще только интерес. Призванием же становится интерес, помноженный на труд. И множимое всегда бывает во много раз меньше, чем множитель, лишь тогда производное – солидная величина.

Я хочу тебе кое-что посоветовать. Наука развивается ныне стремительными темпами. Если хочешь быть хорошим специалистом в своем деле, внимательно следи за новинками в области радиофизики. То, что дают на лекциях, лишь незначительная часть знаний, нужных тебе как воздух. Установи сам себе вот такое правило: ежедневно, буквально ежедневно – и в праздник, и в выходной – прочитывать и штудировать хотя бы пять страниц из научных журналов по радиофизике и смежным наукам – электронике, астрофизике, космической биологии и др. Я еще раз повторяю: делать это надо ежедневно.

Я не случайно употребляю слово «штудировать»… Это значит глубоко осмысливать, трансформировать факты и выводы в своем сознании и только после осмысливания записывать в рабочую тетрадь. Не переписывать из научной статьи или учебника, а записывать то, что у тебя уже отложилось в сознании. Чем больше ты будешь углубляться мысленно в предмет, который ты считаешь своим призванием, тем в большей мере он будет твоим призванием.

И еще один совет. В любой специальности есть теоретическое штудирование и практическая работа, творчество. А по радиофизике практическая работа может быть особенно интересной. Пользуйся малейшей возможностью потрудиться в лаборатории, в мастерской. Монтируй радиоприемники и действующие модели, управляемые по радио, продолжай делать то, что делал в школе, но в более сложном виде. И никогда не удовлетворяйся посредственным результатом. Стремись к совершенству – в этом путь к воспитанию призвания. Не получилось первый раз – делай заново, не гнушайся самой простой, черновой работы. Тренируй, упражняй руку. Добивайся, чтобы рука твоя была важнейшим инструментом, орудием мастерства. У меня есть интересная статья о руке, о ручном труде – высылаю тебе эту статью одновременно с письмом. Хочется, чтобы у тебя эта статья пробудила такое же чувство изумления, как у меня. Наукой доказано, что человеческая рука может находиться в тысяче миллиардов «рабочих положений», связанных с творческим трудом, и каждому из этих положений соответствует своя мысль. Вот в чем секрет красоты труда, творчества, подлинного призвания – в мастерстве руки. Если хочешь быть настоящим инженером – сделай руку творцом, поэтом. Твой отец.

Задание: Подчеркни , какие советы ты бы взял для себя за основу подготовки к служению обществу.

Вопросы:

  • Какие советы вы выбрали для себя? Почему?

  • Кто уже задумывался о сформированности у себя данных качеств?

  • Для чего они нужны?

Примечания

  1. Позитивное высказывание, цитата.

«Человек добивается успеха, прикладывая усилия к преодолению препятствий и прикладывая способности к служению потребностям других людей».

Генри Форд 1863 — 1947

американский промышленник,

владелец заводов по производству автомобилей по всему миру,

изобретатель, автор 161 патента США.

  • Согласны ли вы с высказыванием? Обоснуйте свой ответ.

  • Почему автор считает, что успех приходит тогда, когда вы служите другим людям?

  1. Рассказывание истории (беседа).

По материалам сайта «Набираем.ру»

В последнее время, все чаще приходиться слышать от умных, деятельных, хорошо устроенных и обеспеченных молодых людей такие слова: «В нашей стране жить не очень, не держали бы меня тут друзья, родственники, и некоторая оседлость, давно бы свалил в Европу». И, вы знаете, диву даешься, задаешь им вопрос: «А почему вы не хотите что-то создавать, улучшать, менять на благо своей страны? Вы же знаете, чем в Европе лучше, попробуйте у себя дома создать такие же условия». Ответ до тупости прост: » Что тут можно поменять, если правительство ничего не делает, и народ такой же и что-то тут делать бесполезно – это пустая трата времени, и вообще моя забота – мой кусок хлеба, я на него зарабатываю, причем прилично, и тратить свое время на тупую страну не намерен, да и бесполезно это».

И вот тут мой рассудок приходит в полный упадок.

Неужели они не понимают, что все, что они имеют сейчас, они имеют благодаря той стране, в которой живут? Страна – это не правительство, не пробки, не коррупционеры на всех местах власти, и не оборотни в погонах. Страна – это те люди, которые трудились, чтобы построить для вас дом, которые продают вам еду в магазине и её производят, это люди, которые строят для вас электростанции, строят вагоны, аэропорты, магазины, клубы, парикмахерские и работают в них, это люди которые вас учили и терпели ваше молодое хамство, люди, которые вас возят каждый день на работу в метро, автобусе, троллейбусе и т.д. Вдумайтесь! Все, что вы имеете, каждая вещь, каждая услуга, которую вы получаете – это труд другого человека, который для вас что-то произвел, доставил, сделал и т.д. Что плохо делают? В Европе лучше? А сами пробовали хоть что-то из этого построить, организовать, поработать водителем, грузчиком, монтёром, строителем? Или хотя бы озаботиться идеей, того чтобы что-то создать? Это люди, которые защищают вашу безопасность и границы! В армию или милицию никто не хочет пойти послужить?

2. Неужели они думают, что приедут в другую страну, город, край, где кровью и потом многих поколений местных жителей было построено более совершенное общество, более качественная жизнь, более крепкие моральные и политические устои, и будут там приняты на ура со своим иждивенчески-паразитарным: «Мое дело – мой кусок хлеба, об остальном позаботиться государство»?

Служение обществу, в сущности, может проявляться в любом правильном, моральном добром поступке, будь то усердное выполнение своей работы, учебы или какой-либо иной функции, возложенной на тебя. Главное все время помнить, что наша цель в жизни – это служение обществу, даже когда мы получаем образование, рожаем детей и воспитываем их, грамотно обустраиваем свой распорядок дня и отдых – мы служим обществу, потому, что мы получаем знания, силы для дальнейшего продуктивного труда, и производим на свет новых членов общества, которым обязаны дать все самое лучшее, чтобы далее они могли с ещё большей пользой служить обществу. И поверьте, многие преуспевающие люди, мульти — миллиардеры, крупные ученые, политические деятели, деятели культуры, не ради своих благ и постоянного обогащения работают, они создают что-то лучшее новое, новый уровень качества жизни – и это есть основной мотиватор их деятельности. Почитайте биографии великих поэтов, композиторов, ученых, бизнесменов – они все жили и живут не ради прославления и обогащения себя (получение материальных благ и славы являлось скорее, результатом, но не причиной, по которой они создавали, творили и работали), а ради того, чтобы привнести что-то новое, лучшее в мир, в котором они живут.

Помните, зачем вы пришли в этот мир, и благодаря чему вы в нем существуете и имеете, все, что у вас есть. Чаще спрашивайте себя: «А чем я могу быть полезен обществу?». И не бойтесь лишних отягощении. Когда начинаешь больше делать добрых дел и «напрягать» себя в служении обществу, каждый день наполняется ощущением того, он прожит не зря и вся жизнь обретает смысл.

Опубликовал Алексей Сергеевич Гулов

Вопросы:

  • Как вы относитесь к проблеме, поднятой автором? Считаете ли её актуальной?

  • Какие примеры служения обществу вы можете привести?

  • Что движет этими людьми? Какие качества они проявляют?

  • Как вы считаете, готовы ли вы к служению?

Менделеева, Форда, Дайсона, Гейтса, Джобса, Цукерберга

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

А) Класс делиться на 7 групп. Каждая группа получает одно из положений национальной идеи Мәңгілік Ел

1. Независимость Казахстана и Астана.
2. Национальное единство, мир и согласие в нашем обществе.
3. Светское общество и высокая духовность.
4. Экономический рост на основе индустриализации и инноваций.
5. Общество Всеобщего Труда.
6.Общность истории, культуры и языка.
7. Национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем.

Задача каждой группы продумать какое участие в реализации этого положения они могут принять сейчас, какое в будущем. Какие качества для этого необходимы.

Б) Защита работ.

  1. Групповое пение.

Роза Рымбаева

Туған елім

Асқарлы қарлы шың

Аялаған ақ құсың

Туған жер армысын

Саған мың алғысым

Туған жер тілегім

Сенде өтті түлегім

Өзің деп үнемі

соғады жүрегім

Туған жерім, туған елім,

Ардақтағаным айбыным

Арманысың арман

Думан елім

Асқар белім

Шалқар көлім

Құшағын жайған айбыным

Мәнгілікке пана

Өзін ғана

Много слов сказано

Сколько песен сложено

И стихов искренних

На разных языках

О степях ветреных

Снегом запорошенных

О тебе вечная

Цветущая земля

Припев

Своих детей храни земля

Пусть ночи будут мирными

У нас на всех одна, одна страна

Своих друзей цени земля

Мы вместе будем сильными

Дорога впереди у нас одна

  1. Домашнее задание.

Стр. 161 – 162 учебника, раздел «Это интересно», читать.

  1. Заключительная минута урока.

Закройте глаза и представьте всё то хорошее, что вы сможете сделать в своей жизни. Пусть всё сбудется.

Спасибо за работу. До встречи.

Музыкальная композиция «Симфония сердца»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *