Социальный патронат семьи

Содержание

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

Утверждено

постановлением Правительства РК

от 9 сентября 1999 года № 1346

Утратило силу в соответствии с постановлением Правительства РК от 30 марта 2012 года № 389

Положение о патронате

(с изменениями и дополнениями от 11.01.2002 г.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

1. Общие положения

1. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О браке и семье» опека и попечительство в форме патроната устанавливается над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей, в том числе находящимися в воспитательном, лечебном или другом аналогичном учреждении.

Патронат — форма воспитания, при которой дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются на воспитание в семьи граждан по договору, заключаемому органом опеки и попечительства и лицом (патронатным воспитателем), выразившим желание взять ребенка на воспитание.

Основанием возникновения патроната является договор о передаче ребенка (детей) на воспитание, заключаемый между лицом, выразившим желание взять ребенка на воспитание (патронатным воспитателем) и органом опеки и попечительства.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

Пункт 2 изменен в соответствии с постановлением Правительства РК от 11.01.02 г. № 41 (см. стар. ред.)

2. Договор о передаче ребенка на воспитание должен содержать:

1) условия содержания, воспитания и образования ребенка;

2) права и обязанности патронатных воспитателей;

3) обязанности органа опеки и попечительства по отношению к патронатным воспитателям;

4) основания и последствия прекращения договора;

5) на какой срок передается ребенок на воспитание патронатному воспитателю.

Условия оплаты труда патронатных воспитателей определяются аналогично условиям оплаты труда воспитателей государственных учреждений образования в соответствии с законодательством.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

3. Досрочное расторжение договора о передаче ребенка на воспитание возможно:

1) по инициативе патронатных воспитателей при наличии уважительных причин (болезни, изменении семейного или материального положения, отсутствии взаимопонимания с ребенком, конфликтных отношений между детьми и других);

2) по инициативе органа опеки и попечительства при возникновении неблагоприятных условий для содержания, воспитания, образования ребенка;

3) в случаях возвращения ребенка родителям или усыновления (удочерения) ребенка.

Осуществление физическими лицами патроната на основании договора о передаче детей на воспитание не является частным предпринимательством — см. ответ Министра финансов РК от 7 февраля 2011 года

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2. Определение детей на воспитание патронатным воспитателям

4. При определении ребенка на воспитание патронатным воспитателям органы опеки и попечительства руководствуются интересами ребенка с учетом его этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка.

Предварительный выбор ребенка (детей) для передачи его по договору патронатным воспитателям осуществляется лицами, желающими принять ребенка (детей) в семью, по согласованию с органом опеки и попечительства.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

С. С. Чекулаев*, А. О. Кравчук**

Сравнительно-правовой анализ института патронатной семьи в России, странах Западной Европы и США

Аннотация. В статье проанализирован институт патронатного воспитания. Проведен сравнительно-правовой анализ установления, регулирования и функционирования данного института в России, США, Англии, Франции, Германии через сравнение их законодательства, выявление правовой природы и сущности патроната, качества взаимодействия государственных органов и некоммерческих организаций как единого механизма реализации государственной политики в сфере фостерного воспитания, приведение данных официальной статистики темпа роста/снижения числа патронатных семей в указанных странах. Результатом сравнения является выведение элементов, влияющих на эффективность фостеринга: степень правовой урегулированности вопроса, уровень организации и доступности для населения механизма осуществления патроната, осведомленность граждан о правовых, социальных и психологических преимуществах патронатного воспитания по отношению к иным формам опеки и попечительства (раскрывается роль и влияние некоммерческих организаций в популяризации и оказании различных видов помощи в сфере фостерного воспитания). Делается вывод, что в России патронат не является популярной и распространенной формой опеки и попечительства.

Ключевые слова: патронат; патронатная семья; патронатный воспитатель; фостеринг; фостерное воспитаение; фостерные родители; форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей; форма опеки и попечительства; патронатное воспитание в РФ; па-тронатное воспитание в США; патронат в странах Западной Европы.

001: 10.17803/1994-1471.2018.97.12.196-202

Чекулаев С. С., Кравчук А. О., 2018

Чекулаев Сергей Сергеевич, ассистент кафедры гражданского права и процесса Юридической школы

Дальневосточного федерального университета (ДВФУ)

690922, Россия, г. Владивосток, о. Русский, кампус ДВФУ, корп. D, уровень 3, D338 Кравчук Анастасия Олеговна, студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) anastasiaprim@mail.ru

690922, Россия, г. Владивосток, о. Русский, кампус ДВФУ, корп. D, уровень 3, D338

© *

В современном мире, с его высоким ритмом жизни, общественными вызовами и социальной напряженностью, базовый институт общественного устройства — семья — претерпевает серьезный кризис. Аномия постсоветского периода (смена социокультурных доминант в 1990-е гг.) ускорила данный процесс в России, что подтверждает стремительный рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По данным Федеральной службы государственной статистики, с 2011 по 2016 гг. эта цифра увеличилась более чем на 150 тыс.1

Именно поэтому законодателем в ст. 123 Семейного кодекса РФ2 предусмотрены различные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Условно их можно разделить на семейные формы (усыновление, приемная семья, патронатная семья) и институциональные формы (организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов).

Патронатная семья — это форма опеки и попечительства над ребенком или детьми, осуществляемая по договору о патронатном воспитании, заключаемому между органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем.

Данный институт возник в Российской Федерации как альтернатива иным, неэффективным способам устройства детей. Их низкая результативность обусловлена изменением личностной характеристики ребенка при его изъятии из привычной среды. При этом происходит его негативная социальная трансформация вследствие нахождения в специализированных организациях или приемной семье3. Кроме того, имеет место психологическая неподготовленность приемных родителей, опекунов, попечителей, что подтверждается официальной статистикой. Так,

в России число приемных семей стремительно снижается (в 2013 г. коэффициент составлял 114,8, а в 2016-м составил 104,7 % к предыдущему году)4.

В подобных условиях и возникла необходимость закрепить концепцию преимущественного права ребенка жить и воспитываться в семье (которая выражается в партнерстве семьи ребенка и государства в деле воспитания), а также предоставить на законодательном уровне профессиональную помощь детям и их кровным семьям в форме патроната. Заметим, что подобный подход давно реализуется в зарубежных странах.

Так, в Англии закреплен термин «родительская ответственность», который подразумевает детальное законодательное закрепление всех прав и обязанностей, моральных обязательств, функций, а также ответственности родителей по отношению к детям. Если правомочия в вопросе воспитания родителям неясны, английские юристы настоятельно рекомендуют обратиться к специалисту за разъяснениями.

Во французском семейном праве основной акцент ставится на раннем вмешательстве в семьи группы риска, т.е. являющиеся неблагоприятными. Такой контроль, например, осуществляет ассоциация Retis, которая поддерживает семьи, следит за развитием и воспитанием ребенка, организует в кризисных ситуациях его временное размещение как у родственников, так и в специализированных организациях или у профессиональных воспитателей — патронов. Деятельность данной ассоциации финансируется Управлением по защите детей генерального совета Верхней Савойи и распространяется соответственно на этот регион.

В США, как и в других развитых странах, поддерживается преимущественное право ребенка на воспитание в семье кровными родителями

2 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 14.11.2017). Ст. 123 // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

4 Официальная страница Федеральной службы государственной статистики.

в связи с тем, что они являются родителями данных детей5.

В России приоритетные направления рассматриваемой политики закреплены в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 июня 2007 г. № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»6. Заключается она в деятельности органов опеки и попечительства по организации профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, в создании условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, в сохранении ребенку во всех возможных случаях его родной семьи и др.

Суть, цели патроната во всех государствах, перенимающих указанную практику, остаются одинаковыми. Под патронат передаются дети, которым временно требуется замещающая семья или когда им необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения в семье. К таким условиям относятся: болезнь, длительный вынужденный отъезд кровных родственников, особенности развития ребенка, которые требуют нахождения в детском учреждении для диагностики и подготовки к жизни в семье, постинтернатная социализация совершеннолетних лиц в возрасте от 18 до 23 лет и др. Основная цель — социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье.

Правовое регулирование вопросов патро-натного воспитания в соответствии со ст. 123 СК РФ осуществляется субъектами РФ. Между тем на настоящий момент правовая база института патронатной семьи создана и функционирует менее чем в половине субъектов РФ. На федеральном уровне с 13.02.2013 по настоящий момент специализированный закон «О патронате в Российской Федерации» сохраняет статус законопроекта (№ 217944-6).

Для сравнения: в Англии фостерное воспитание регулируется рядом нормативных правовых актов Королевства: Законом о детях 1989 г. (The

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Children Act), Общей инструкцией об устройстве детей 2011 г. (Fostering Service (England) Regulations), Национальными стандартами по организации фостерного воспитания 2002 г. (The National Minimum Standarts for fostering services), Национальными минимальными стандартами для частного фостеринга 2005 г. (National minimum standards for private fostering), а также иными правовыми актами.

В Соединенных Штатах Америки действует Закон об усыновлении и безопасности семей от 1997 г. (Adoption and Safe Families Act), а также огромное количество нормативных правовых актов штатов. Например, наиболее типичными актами являются Билль о правах фостерных родителей (Foster Parent’s Bill of Rights), Билль о правах детей, переданных на фостерное воспитание (Foster Children’s Bill of Rights), которые предоставляют определенные привилегии, преимущественные права и обязанности участников фостерного договора в лице родителей, государства и детей. К ним относятся: получение уведомлений о планах государственных органов, затрагивающих интересы ребенка, получение всей биографической и медицинской информации о ребенке до или во время размещения, первоочередное право фостерных воспитателей на усыновление, когда ребенок становится доступным для данной процедуры, обязанность относиться с достоинством и уважением к ребенку, отказывать воспитателям в размещении ребенка в определенной семье или изымать его без осуществления санкций со стороны государства, квалифицированная подготовка и постоянная поддержка родителей и др.

Таким образом, приведенный материал позволяет заключить, что в настоящее время правовое регулирование в РФ является недостаточным.

Еще одним существенным условием эффективной работы института патроната является организация механизма его функционирования. Для этого необходима профессиональная работа государственных структур и помощь негосударственных организаций.

5 См., например, § 3109.03 Кодекса штата Огайо, США.

6 Вестник образования. 2007. № 16.

В Российской Федерации государственным органом, осуществляющим назначение патро-натных воспитателей и заключение договоров о передаче ребенка, является орган опеки и попечительства. Также законодательством субъектов может быть предусмотрено наличие уполномоченной службы (организации) по установлению социального патроната. Она, в частности, выполняет функции опекуна (попечителя) в отношении ребенка, переданного на патро-натное воспитание, осуществляет подготовку документов и подбор кандидатов, их обучение, оказывает помощь патронатным воспитателям в воспитании и организации отдыха подопечных, ведет учет лиц, переданных на патронат, и др.

В Соединенных Штатах Америки вопросом фостеринга совместно занимаются органы государства и некоммерческие организации. Любой патронатный воспитатель должен иметь государственную лицензию на осуществление деятельности по воспитанию ребенка, которая выдается от имени Департамента социальных служб или Департамента по делам детей и семьи, утвержденным перечнем государственных и частных учреждений данного штата. После подробной проверки кандидатов и прохождения обучения (в среднем от 10 до 30 часов) лицензированная семья становится фостерными воспитателями. Огромную поддержку государству и гражданам в вопросах фостеринга предоставляет некоммерческая организация «Национальная ассоциация фостерных родителей» (National Foster Parent Association). Она предоставляет поддержку фостерным воспитателям, помощь по взаимодействию с государственными структурами, осуществляет профессиональную подготовку лиц, желающих принять на воспитание ребенка, устраняет правовую неграмотность населения касательно патроната в США, а также принимает пожертвования на цели развития и повышения эффективности фостеринга.

Во Франции содействие государству и непосредственное участие в процедурах уста-

новления патроната осуществляет ассоциация Retis. В Германии, в свою очередь, существует ассоциация PFAD Foster, чьей целью является профессиональное обучение и поддержка па-тронатных родителей, а также предоставление общенациональной стандартизированной рекламной концепции городам и муниципалитетам для информирования населения о задачах и сути патроната.

Сравнить и выявить эффективность механизма организации патроната в различных государствах можно благодаря официальной статистке, ведь число патронатных семей зависит не только от уровня жизни населения, социальных, духовных и иных факторов, но также от успешной государственной политики в данной сфере, действенной и доступной организации работы государственных органов, высокоуровневого правового регулирования и нивелирования правового нигилизма населения.

При анализе таблицы 1 следует принимать во внимание, что статистика составлена только с учетом тех субъектов, в которых законодательно установлен патронат. Следовательно, суммарный процент патронатных семей на всей территории РФ будет значительно меньше, чем указанный в данной таблице.

По статистике, размещенной на официальном сайте Правительства Великобритании7, процент фостерных семей за 2016 г. практически не изменился.

Суммируя все вышеизложенное, можно заключить следующее.

На сегодняшний день в России альтернативная форма опеки и попечительства в виде патроната, к сожалению, не является популярной и распространенной вследствие ряда причин.

В первую очередь это обусловлено недостаточным правовым регулированием данного вопроса. Институт патроната законодательно закреплен менее чем в половине субъектов РФ. На федеральном уровне патронат упоминается лишь в некоторых нормативных правовых актах, специализированный нормативный правовой

Та бл и ца 1

Темп роста (снижения) числа патронатных семей на конец года, за год в РФ8 (%)

2012 2013 2014 2015 2016

95,4 95,5 88,6 50,4 78,8

Та бл и ца 2

Темп роста (снижения) числа патронатных семей на конец года, за год в США9

(число семей)

Та бл и ца 3

Темп роста (снижения) числа патронатных семей на конец года, за год в Англии10 (%)

акт отсутствует. Вследствие этого на доктри-нальном уровне возникает множество неопределенностей (например, о правовой природе патроната), а на прикладном уровне — явление опережающего нормотворчества субъектов. В то же время сравнительно-правовой анализ показал, что в унитарных европейских государствах данный вопрос регламентирован на уровне государственного и муниципального нормотворчества, а в федеративных (например, в США) активно регулируется на уровне федерации и ее субъектов.

Не менее важную роль в эффективности фос-теринга играет создание государством высоко-

организованного и доступного для населения механизма его реализации. В отечественной практике данными функциями наделены органы опеки и попечительства, а также уполномоченные службы (организации) по установлению социального патроната. За рубежом же активно используется практика совместного сотрудничества органов государственной власти и некоммерческих организаций, независимых фостерных агентств и др., что позволяет снизить нагрузку на государственные органы, а также обеспечивает возможность для граждан выбора наиболее оптимального и доступного для них учреждения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Официальная страница Федеральной службы государственной статистики.

Официальная страница Министерства здравоохранения и социальной службы США. URL: http://www.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ивлева Т. В. Государственное регулирование устройства детей в патронатные семьи в России и Англии // Управленец. — 2013. — № 6. — С. 60—63.

2. Котова Ю. В. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Зарубежный опыт // Актуальные проблемы истории политики и права. — 2015. — С. 52—58.

3. Курбанов Р. А. Семейное право : учебник. — М. : Проспект, 2015. — 232 с.

6. Children in Care in England: Statistics // House of Commons Library. — № 04470. — 2015. — С. 1—13.

Материал поступил в редакцию 2 февраля 2018 г.

A COMPARATIVE LAW ANALYSIS OF THE INSTITUTION OF A FOSTER FAMILY IN RUSSIA, WESTERN EUROPE AND THE USA

CHEKULAEV Sergey Sergeevich, Assistant Professor of the Department of Civil Law and Procedure

of the Law School of the Far Eastern Federal University (FEFU)

690922, Russia, Vladivostok, o. Russkiy, kampus DVFU, korp. D, uroven 3, D338

KRAVCHUK Anastasia Olegovna, Student of the Law School of the Far Eastern Federal University

(FEFU)

690922, Russia, Vladivostok, o. Russkiy, kampus DVFU, korp. D, uroven 3, D338

REFERENCES (TRANSLITERATION)

3. Kurbanov R. A. Semeynoe pravo : uchebnik. — M. : Prospekt, 2015. — 232 s.

Социальный патронат: у государства не получится никогда.

Вообще, то, что у нас называется социальным патронатом — что угодно, но не та штука, которая хоть кому-то нужна.

Основная «идея» (если в законах, принимаемых нашим нынешним парламентом есть смысл и идеи в принципе) законодательной инициативы — занять чем-то социальные службы. По крайней мере, ничего другого из предлагаемого не следует.

Дело более глобальное: никакой социальный патронат у государства получиться не может в принципе.

Поясню, почему. Семья, оказавшаяся в сложной ситуации, даже если осознает наличие проблем, и хотела бы какой-то помощи, никогда не обратиться к государству. Первая и наиболее явная причина: никто не хочет, чтобы об их маленьких проблемах узнал, например, участковый. Ведь тогда он может прийти — и выписать штраф. Обращаться в органы опеки, наделенные правами отбирать детей, ни одна семья, над которой это нависло, не станет. Будет тихо тонуть в одиночестве, но в опеку сама на себя стучать не пойдёт. Можете миллион раз объяснять, что то — опека, а то — соцслужбы, в тонкостях никто разбираться не станет.

Вторая история. Положим, вот, есть семья, которую принудили этот социальный патронат подписать (потому, что помощь принять — пожалуйста, а подписаться на принудительное благодетельствование — это надо с головой не дружить в нашем мире). Ок, заставили, подписали. На пороге семьи появляется тётенька, вчера ещё обслуживавшая 85-летних старушек. Есть ли у неё знания и ресурсы этой семье помочь? Что она вообще может сделать? «Посетить», то есть прийти домой, о чём-то поговорить, без очереди сходить в собес, ну, в магазин, в службу занятости за ручку с мамой — и? И ничего. Критерием оценки работы социального работника является «посещение», их количество.

Третье. Если в случае с негосударственными организациями (см., например «Отказников» или «Родительский мост») ответ на любое обращение будет дан круглосуточно (все самые неприятности случаются ночью и в выходные — это факт), то соцобслуживание будет, разумеется, в рабочие дни, и строго в рабочее время.

Четвертый момент. Положим, мы захотели бы оценить эффективность работы этого социального патроната. Как бы это можно сделать? Что можно сказать понятного и ясного, чтобы показать — успех! Не берусь на этот вопрос ответить, но вся остальная работа социальных служб в принципе — НИКОГДА! — не рассчитана на результат, только на процесс! Почему бы они изменились в данном случае, когда, очевидно, требуется именно результат?

Пятый пункт. На самом деле, никакая семья, как система, не хочет погибнуть, и борется, как может, за существование. Глава семьи может ишачить на трех работа, проживать в летнем домике, наспех обитом и утепленном, есть целый месяц гречку с тушёнкой потому, что в этом месяце нет денег. Это может быть ужасно, если разглядывать ситуацию с точки зрения «приличных девочек и мальчиков» из хорошей школы. Да, вероятно. Но есть определенные пределы «падения», когда оно всё-таки не столь страшно для ребенка, как лишения его семьи. Пусть лучше гречка с тушёнкой, но с мамой, чем апельсины — в приюте. Но если мы будем ставить вопрос о критериях в данном случае — когда семья ещё в кризисе, а когда — уже вышла — мы рискуем запутаться в формальных требованиях. Государство и его чиновники не оперируют понятиями «тепло домашнего очага» или «любовь», им ближе квадратные метры (которых может «не хватать») или наличие (отсутствие) апельсинов. Чиновник — в принципе — не в состоянии оценить неформальные, человеческие ресурсы семьи. И уж тем более, сделать, например, вывод о том, что «в тесноте, но не в обиде».

Представляется, что семье, находящейся в кризисе требуется не помощь вообще, не вытягивание её на уровень какого-то «стандарта», а вывод её на уровень, когда она уже может «плавать» сама. Как умеет — но плавать сама. Пусть ноги и руки не так двигаются, плывёт медленно и некрасиво — это её заплыв, имеет право! Вот тут довольно сложно предположить, что государственная система в состоянии, например, просто дать матери выспаться (а это — довольно частая проблема семьи — просто выгорание топлива). Чуть выспаться — и продолжить жить. Жить на том уровне, на котором семья может сама себя тащить. У кого-то — щи на воде, у кого-то — золотые унитазы: стандарта быть не может.

(В качестве ремарки. Всё вышесказанное относится к кровной семье, существующей. Когда приходят потенциальные опекуны без жилья, дохода, знаний — на одном голом «желании помочь» и «ведь лучше ребенку у меня, чем в детдоме», а лучше не одному, а трем, пяти, десяти… — вот тут я против.)

И последний аргумент против государственного социального патроната. Это — дико дорого. В реальности, сопровождение семьи — совершенно не про деньги история. Это штука про убеждения, убеждённость, доброту, и просто — не лень! Любая государственная деятельность превращается очень быстро в «человеко-часы» и «тонно-километры», в бабло. Как я уже писал выше, социальные службы в принципе рассчитаны на процесс, а не на результат (и результат не измерить, порой), и, следовательно, всегда будут работать на увеличение количества процесов, а не на результат. Ни в одной стране мира никто не может привести пример эффективности такого подхода: сопровождение семей в кризисе госслужбами — это просто сопровождение семьи от кризиса до почти неизбежного отобрания ребенка. Нет, некоторые избегают этого, поскольку соцслужбовые «процессы» всё-таки разгружают семью, и порой этого ресурса и хватает, чтобы глотнуть воздуха и плыть дальше. Но в большинстве случаев, «посещения» оканчиваются рано или поздно своевременным сигналом — и отобранием.

Я готов поспорить, но вывод для меня однозначен: государственные службы не могут обеспечить сопровождение семьи — как ресурс для выхода из кризиса. А значит, для семьи в кризисе это, как минимум, бесполезная нервотрёпка.

А значит, всё, что происходит про социальный патронат в России — не про семью, не про людей.

Антон Жаров, адвокат, специалист по семейному устройству детей

О ПАТРОНАТЕ (с изменениями на: 15.12.2015)

ЗАКОН

РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 14 сентября 2011 года N 72-ОЗ

О ПАТРОНАТЕ

(в ред. Закона Рязанской области от 15.12.2015 N 92-ОЗ)

Принят
Рязанской областной Думой
31 августа 2011 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует правоотношения по организации патроната как одной из форм воспитания детей, проживающих на территории Рязанской области и нуждающихся в государственной защите.

Статья 2. Правовые основы деятельности по организации патроната

Правовую основу деятельности по организации патроната составляют Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты Рязанской области.

Статья 3. Понятия, применяемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
патронат — форма воспитания и оказания необходимой помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в государственной защите, в виде патронатного воспитания и постинтернатного патроната, осуществляемая при финансовой поддержке из областного бюджета;
патронатное воспитание — вид патроната, при котором дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются на содержание и воспитание в патронатную семью на основании договора о патронатном воспитании;
постинтернатный патронат — вид патроната, устанавливаемый для оказания патронатным воспитателем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания их в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимой помощи, направленной на социальную адаптацию и социализацию выпускника;
патронатный воспитатель — совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее воспитание ребенка на основании договора о патронатном воспитании или оказывающее необходимую помощь лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о постинтернатном патронате, заключенных с органом опеки и попечительства на определенный срок.

Статья 4. Случаи и основания установления патронатного воспитания

В случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не переданы на воспитание в семьи (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью), они могут быть переданы на патронатное воспитание, в том числе из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Передача ребенка на патронатное воспитание осуществляется по договору о патронатном воспитании, который заключается между органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем в соответствии с порядком, регулирующим вопросы осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей, определенным Правительством Российской Федерации.

Статья 5. Условия передачи детей на патронатное воспитание

1. На патронатное воспитание передаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от семи до восемнадцати лет на срок от двух месяцев до одного года, определяемый договором о патронатном воспитании.
2. Передача детей на патронатное воспитание осуществляется с учетом их мнения. Ребенок, достигший возраста 10 лет, может быть передан на патронатное воспитание только с его согласия.
3. Патронатному воспитателю на патронатное воспитание может быть передано не более трех детей. Данное ограничение не применяется в случае передачи на патронатное воспитание детей, являющихся близкими родственниками.
Дети, являющиеся близкими родственниками, передаются одному патронатному воспитателю, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям, правовым основаниям или социально-педагогическим причинам содержание и воспитание этих детей должны осуществляться раздельно.
4. При передаче ребенка на патронатное воспитание должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
5. При передаче ребенка на патронатное воспитание учитываются нравственные и иные личные качества кандидата в патронатные воспитатели, способность к выполнению обязанностей патронатного воспитателя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в установлении патронатного воспитания.

Статья 6. Патронатные воспитатели

1. Патронатными воспитателями могут быть граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям, предъявляемым к личности опекуна (попечителя), которые установлены Семейным кодексом Российской Федерации.
2. Гражданин, выразивший желание стать патронатным воспитателем, обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства и представляет документы в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами.
3. Орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня представления необходимых документов на основании данных документов и акта обследования принимает решение о назначении патронатного воспитателя (о возможности гражданина быть патронатным воспитателем), которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать патронатным воспитателем, либо решение об отказе в назначении патронатного воспитателя (о невозможности гражданина быть патронатным воспитателем) с указанием причин отказа.

Статья 7. Основания и условия установления постинтернатного патроната

1. Постинтернатный патронат устанавливается над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимися выпускниками образовательных учреждений, по их инициативе с целью оказания необходимой помощи, направленной на социальную адаптацию и социализацию выпускника.
За патронатным воспитателем, осуществляющим постинтернатный патронат, может быть закреплено не более пяти человек. Данное ограничение не применяется в случае установления постинтернатного патроната над детьми, являющимися близкими родственниками.
2. Договор о постинтернатном патронате в отношении ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, заключается между органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем.
Договор о постинтернатном патронате в отношении лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключается между органом опеки и попечительства, патронатным воспитателем и указанным лицом.
3. Постинтернатный патронат осуществляется в форме посещения патронатным воспитателем лица, в отношении которого установлен постинтернатный патронат, в целях его воспитания и сопровождения.
Постинтернатный патронат не устанавливается в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье.
Постинтернатный патронат устанавливается на срок от двух месяцев до одного года.
4. Положение об организации постинтернатного патроната и примерная форма договора о постинтернатном патронате утверждаются Правительством Рязанской области.

Статья 8. Обеспечение содержания ребенка, переданного на патронатное воспитание

1. Патронатному воспитателю на содержание ребенка, переданного на патронатное воспитание, назначаются и ежемесячно выплачиваются денежные средства в размере 7200 рублей.
2. Порядок назначения и выплаты ежемесячных денежных средств, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, утверждается Правительством Рязанской области.

Статья 9. Вознаграждение, выплачиваемое патронатному воспитателю

1. Патронатному воспитателю, заключившему договор о патронатном воспитании, устанавливается и ежемесячно выплачивается вознаграждение в размере 2500 рублей за воспитание каждого ребенка, принятого на патронатное воспитание.
За воспитание каждого ребенка с отклонениями в развитии или ребенка-инвалида, принятого на патронатное воспитание, размер вознаграждения увеличивается на 20 процентов.
2. Патронатному воспитателю, заключившему договор о постинтернатном патронате, устанавливается и ежемесячно выплачивается вознаграждение в размере 1250 рублей за каждого воспитанника.
3. Порядок назначения и выплаты вознаграждения патронатному воспитателю, заключившему договор о патронатном воспитании, и патронатному воспитателю, заключившему договор о постинтернатном патронате, утверждается Правительством Рязанской области.

Статья 10. Индексация размеров денежных средств на содержание ребенка и вознаграждения патронатному воспитателю

Размер денежных средств на содержание ребенка, переданного на патронатное воспитание, установленный частью 1 статьи 8 настоящего Закона, размер вознаграждения патронатному воспитателю, заключившему договор о патронатном воспитании, установленный частью 1 статьи 9 настоящего Закона, размер вознаграждения патронатному воспитателю, заключившему договор о постинтернатном патронате, установленный частью 2 статьи 9 настоящего Закона, ежегодно индексируются. Размер индексации определяется законом Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
(в ред. Закона Рязанской области от 15.12.2015 N 92-ОЗ)
При последующей индексации размер определяется с учетом ранее произведенной индексации.

Статья 11. Финансовое обеспечение настоящего Закона

Финансовое обеспечение расходов по содержанию ребенка, переданного на патронатное воспитание, и по выплате вознаграждения патронатному воспитателю осуществляется за счет средств областного бюджета.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением статьи 10 настоящего Закона.
2. Статья 10 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2012 года.

Статья 13. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов Рязанской области

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
Закон Рязанской области от 3 апреля 2006 года N 46-ОЗ «О патронатном воспитании»;
Закон Рязанской области от 30 июля 2009 года N 86-ОЗ «О внесении изменений в Закон Рязанской области «О патронатном воспитании».

Губернатор Рязанской области
О.И.КОВАЛЕВ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *