Сотворение богом человека

Происхождение человека и становление общества — ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК — РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ

Ключевые понятия

Гоминиды — семейство отряда приматов, включая как ископаемого человека, так и человека современного типа.

Естественный отбор — процесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных к условиям среды, и гибели в ходе эволюции неприспособленных.

Антропогенез — процесс выделения человека из мира животных.

Социогенез — процесс становления общества.

Антропосоциогенез — двуединый процесс развития человека и общества.

Табу — запреты на совершение определенных действий.

Человечество — общность народов, населяющих Землю, объединяющая всех представителей человека разумного.

Исторический тип — определенная изолированная культура с уникальными особенностями.

Память социальная — память, наследующая не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека.

Культура — свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда.

Тестовый контроль

1. Наука, изучающая историю человека, человеческого рода, — это…

а) философия;

б) геология;

в) антропология;

г) биология;

д) археология.

2. Общество…

а) обособлено от природы, но тесно с ней связано;

б) включает в себя природу в качестве подсистемы;

в) и природа не связаны друг с другом;

г) и природа существуют по одним и тем же законам;

д) является результатом развития природы.

3. Человека от животных отличает способность:

а) к обмену информацией с себе подобными;

б) оказанию поддержки попавшим в трудную ситуацию;

в) усвоению форм поведения других людей;

г) совместному изготовлению орудий;

д) коллективному существованию.

4. Верно ли суждение?

А. Человек есть продукт биологической эволюции.

Б. Человек есть продукт социальной революции.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно А и Б;

г) оба неверны.

5. Наиболее научно обоснованная версия:

а) божественного сотворения человека;

б) инопланетного происхождения человека;

в) творческого импульса, особых условий земли;

г) происхождения человека в результате эволюции.

6. Какое толкование термина «общество» неверно?

а) система;

б) географическая среда;

в) взаимодействие различных социальных сфер, совокупность социальных отношений;

г) часть мира, неразрывно связанная и взаимодействующая с природой.

7. Взаимосвязь общества и природы характеризуется:

а) подчинением природы обществу;

б) взаимной независимостью природы и общества;

в) взаимным влиянием природы и общества;

г) полным подчинением общества природе.

8. «Второй природой» называют:

а) культуру;

б) науку;

в) технику;

г) производство.

9. Сходство человека и животных, проявляется в том, что они обладают:

а) разнообразными ощущениями;

б) членораздельной речью;

в) рациональным мышлением;

г) возможностями саморазвития.

10. В отличие от поведения животных деятельность человека носит характер:

а) преобразующий;

б) приспособительный;

в) коллективный;

г) орудийный.

11. Все виды способов деятельности людей и формы их совместной жизни охватываются понятием:

а) культура;

б) общество;

в) природа;

г) цивилизация.

12. Какая из перечисленных ниже способностей свойственна человеку и отсутствует у животных?

а) способность ощущать воздействие среды;

б) способность воспринимать окружающую действительность;

в) способность делать выбор и нести за него ответственность;

г) способность удовлетворять свои потребности.

13. В отличие от животных, человек способен проявлять:

а) зависимость от среды обитания;

б) инстинктивные реакции на воздействия среды;

в) генетическую обусловленность поведения;

г) критическое отношение к самому себе.

14. Проявлением взаимозависимости общества и природы служит:

а) экологический кризис;

б) возрастание солнечной активности;

в) кризис перепроизводства;

г) усложнение общественной жизни.

15. К общим признакам человека и животного относится способность:

а) предвидеть результаты своей деятельности;

б) сознательно относиться к воспитанию потомства;

в) осуществлять выбор средств достижения цели;

г) воспроизводить генетически обусловленные модели поведения.

16. Кто является автором теории происхождения человека в результате его выделения из животного мира, эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку:

а) Ж. Кювье;

б) Ч. Дарвин;

в) И. Мечников;

г) И. Павлов.

Практикум

1. Как вы понимаете эти выражения? Какие аргументы вы бы могли привести в защиту или против каждого суждения?

• Человеческое общество является результатом эволюции природы, а не ее органической частью.

• Все насекомые: муравьи, пчелы или гусеницы — эволюционируют не как индивиды, а как род.

• Только люди создали общество — высокоорганизованную форму совместной деятельности индивидов.

2. Проанализируйте следующие афоризмы (автор — Т. И. Ойзерман).

• Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий.

• То, что делает человека человеком, и то, что делает его человечным, — совсем не одно и то же.

• Одно из глубочайших противоречий истории человечества состоит в том, что люди сами делают свою историю, хотя ни внешняя природа, ни их собственная — человеческая — от них не зависят.

3. У человека и животного (речь идет о высших приматах) много общего. В перечень сходств попали бы коллективный образ жизни и умение создавать семью, агрессивность, влечения, потребности, способность адаптироваться к среде и передавать опыт потомкам.

Различия: у животных нет погребений и украшений. Хотя у них есть язык, но нет символов. Некоторые животные могут не есть долгое время, но ни одно из них не знает, что такое диета.

Продолжите список сходств и различий между животными и людьми. Постройте таблицу, разделите ее на две части: в одной фиксируйте различия, в другой — сходства.

4. Русский писатель М.М. Пришвин писал: «Природа может обойтись без культуры… Но культура без природы быстро выдохнется». Как вы понимаете данное высказывание?

5. Природа — человек — общество. На каком основании устанавливается эта взаимосвязь?

6. Как прокомментировать выражение: «Современный человек сформировался в результате антропогенеза и социогенеза»?

7. «Человек своими поступками толкает на тот или иной путь жизни не только себя, но и все человечество» (Ж. П. Сартр, 1905-1980, французский писатель и философ). Есть ли в этом утверждении предмет для спора?

8. Насколько справедливо утверждение: «Человек — общество в миниатюре»?

9. Какие мысли возникают при оценке следующей позиции: «Каждый человек — это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. По каждой могильной плитой лежит всемирная история» (И. Гете, немецкий писатель).

10. Человек по своей сути существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве существует человек. Прочтите внимательно перечисленные характерные для человека признаки и заполните сравнительную таблицу:

Человек как биосоциальное существо

Биологическое в человеке

Социальное в человеке

1) Наличие кровеносной системы. 2) Инстинкт самосохранения. 3) Способность создавать орудия труда. 4) Обмен веществ между организмом и природой. 5) Способность к абстрактному мышлению. 6) Умение говорить. 7) Субъект познания и изменения мира. 8) Пищевой инстинкт. 9) Строение костной и мышечной систем. 10) Творческая деятельность.

11. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (2) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (3) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (4) Все действия человека продуманы и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».

Определите, какие положения текста носят:

а) фактический характер;

б) характер оценочных суждений.

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

Анализ текста

В период относительного потепления между миндельским и рисским оледенениями — от 350 до 200 тыс. лет назад — в Центральной и Северной Европе (на территории современных Германии, Великобритании, Франции и, возможно, Испании) жил Homo sapiens steinheimensis, именуемый так по названию местечка Штейнхейм под Штутгартом, где впервые были обнаружены его останки. По сравнению с предшественниками он имел более высокий и округлый лоб. Объем его мозга составлял примерно 1150 см3. Homo sapiens steinheimensis был собирателем и охотником, использующим каменные орудия. Своим ручным рубилам он придавал правильные очертания. Кроме рубил он использовал каменные ножи, скребла, деревянные дубины и копья.

Климатические условия этого межледникового периода в Европе и в Средиземноморье были, видимо, близки к современным и, следовательно, благоприятствовали существованию первогоHomo sapiens. В столь же благоприятном климате жил первоначально его преемник — неандерталец (Homo sapiens neanderthalensis), появившийся примерно 150 тыс. лет тому назад. Затем наступило похолодание, и «классический неандерталец», живший около 80 тыс. лет назад, вел настоящую борьбу за выживание. Окружающий его мир напоминал среду обитания современных эскимосов. Мерзлая тундра только на юге Европы переходила в степь с травяным покровом и в таежное редколесье. Суровые условия сделали неандертальца сильным, ловким и бесстрашным охотником. Встреча с крупными животными — пещерным медведем или сибирским козерогом — не пугала его. Они давали ему сытную мясную пищу и одежду из теплых шкур.

Неандерталец был невысок ростом (160 см), имел прочный скелет и развитую мускулатуру. Объем его мозга (1350-1725 см3) соответствовал приблизительно объему мозга современного человека. Жил неандерталец около 50 лет, но многие его сородичи (до 40%) умирали в возрасте 20 или 30 лет.

Первые самые примитивные религиозные представления появились у неандертальца в связи с культом мертвых: они предавали их земле и клали в могилу орудия труда и пищу. Появились зачатки примитивного искусства: насечки и углубления на каменных пластинах, покрытых охрой и др.

Зона географического распространения людей неандертальского типа была весьма обширной. Их останки были обнаружены, например, во Франции, в Бельгии, в Испании, в Италии, в Крыму, в Узбекистане, на Ближнем и Дальнем Востоке, а также в Африке.

Вопросы и задания к тексту

— Сформулируйте основную мысль текста.

— Что нового вы узнали об эволюции человека?

— Опишите его физические данные.

— Чем они отличаются от физических данных современного человека?

— Когда и в каких условиях жил неандерталец, с кем и за что боролся?

— Как появились первые зачатки культуры?

Анализ соотношений понятий «Индивид, индивидуальность, личность». Практическая работа по обществознанию

Задание 6. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

  1. Антропогенез — А. это существо биологического вида Homo sapiens (человек разумный), которое является продуктом биологической эволюции.

  2. Экзогамия — Б. становление человека.

  3. Язык — В.становление общества.

  4. Социогенез — Г. брачные связи внутри группы особей.

  5. Эндогамия — Д. брачные связи вне данного человеческого стада.

  6. Неолитическая революция — Е.представления о происхождении своего племени от общего предка, в большинстве случаев от жи­вотного.

  7. Тотемизм — Ж.это процесс передачи информации с помощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции.

  8. Человек — З.это переход от собирательства и охоты к земледе­лию и скотоводству.

  9. Социологизаторская концепция — И.это теория, которая утверж­дает первичность биологических начал в человеке.

  10. Биологизаторская концепция — К.это теория, которая абсолюти­зирует социальное начало в человеке.

Задание 7. Исправьте ошибки в предложениях.

  1. Человек в отличие от животных не может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями и не может приспосабливаться к ним.

  2. Человек может жить обособленно, вне взаимодействия с дру­гими людьми.

  3. Производство орудий труда не способствовало разложению инстинктивной основы поведения человека и появлению абст­рактного мышления.

  4. Поведение человека сводится только лишь к инстинкту само­сохранения, поскольку для него не свойственно самоограниче­ние и даже самопожертвование в пользу других людей.

  5. С завершением антропогенеза общество перестает менять­ся, напротив, процесс развития человека продолжается до сих пор.

  6. Биологизаторские концепции считают несущественными все проявления биологического в человеке, в том числе и его инди­видуальность.

  7. Биологическое и социальное существуют в человеке обособ­ленно.

Задание 8

Из работы русского философа С. Л. Франка «Смысл жиз­ни».

…Вопрос о смысле жизни волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах, или в какие-либо сверхлич­ные страсти и «дела» — в политику, борьбу партий и т. п.,— но жизнь уже так устроена, что совсем и навсег­да отмахнуться от него не может и самый тупой, заплыв­ший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных ее предвестни­ков — старения и болезней, факт отмирания, скоропрехо­дящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей жизни со всей иллюзорной значительностью ее интересов — этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешенного, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни. Этот вопрос — не «те­оретический вопрос», не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен — и собственно говоря, еще гораздо более, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для уто­ления голода. Чехов описывает где-то человека, который, всю жизнь жи­вя будничными интересами в провинциальном городе, как все другие люди, лгал и притворялся, «играл роль» в «об­ществе», был занят «делами», погружен в мелкие интриги и заботы — и вдруг, неожиданно, однажды ночью, просы­пается с тяжелым сердцебиением и в холодном поту. Что случилось? Случилось что-то ужасное — жизнь прошла, и жизни не было, потому что не было и нет в ней смысла. И все-таки огромное большинство людей считает нуж­ным отмахиваться от этого вопроса, прятаться от него и находит величайшую жизненную мудрость в такой «стра­усовой политике».

Вывод:

Вопросы и задания к документу.

  1. Почему вопрос о смысле жизни, по словам философа, волнует и мучает человека? Почему от этого вопроса не может отмахнуться ни один человек?

  2. С какими свой­ствами человека связано стремление обрести смысл жиз­ни?

  3. Как связаны между собой вопрос о смысле жиз­ни и смертность человека? Почему этот вопрос носит «не теоретический» характер? В чем вы видите его практи­ческую направленность?

  4. Почему многие люди все-таки считают нужным отмахнуться от вечного вопроса о смысле жиз­ни? В чем ограниченность «страусовой политики»?

Контрольные вопросы

  1. Почему, обращаясь к сущности человека, мы спрашива­ем, что такое человек, а не кто такой человек?

  2. Какие те­ории положили начало научному изучению антропогенеза? Охарактеризуйте их основное содержание.

  3. Раскройте основные этапы становления человека современного типа.

  4. В чем проявляется сущность человека как создателя и но­сителя культуры?

  5. Каковы основные (сущностные) отличи­тельные признаки человека?

  6. Перечислите факторы ста­новления человека, возможные только в обществе.

  7. Дайте характе­ристику основных подходов к определению смысла жизни.

  8. Какие проблемы изучения человека можно отнести к веч­ным, а какие — к актуальным?

Требования к отчёту:

1. После выполнения работы студент обязан продемонстрировать преподавателю выполненные задания.

2. Предоставить отчёт о выполненной работе, содержащей:

— порядковый номер и наименование практической работы;

— цель практической работы;

— ход выполнения работы;

— ответы на контрольные вопросы;

— вывод о выполненном задании.

Сделайте вывод о том, какие знания вы приобрели на этом занятии.

Тема: Существуют ли нейтральные по отношению к Богу явления?

Уже не от первого форумчанина я слышу о существовании нейтральных событий, от которых Богу, как говорится, ни холодно и не жарко. Так, в одной из тем человек назвал нейтральным научно-технический прогресс. Но давайте обратимся к Библии за разъяснением этого вопроса.
Давайте разберемся, есть ли нейтральные дела, то есть ни добрые и не злые?Сказано там — делайте добро всем, чтобы люди видя ваши добрые дела прославляли Бога.
Иисус говорит — кто не собирает со Мной, тот расточает — продолжает Он. Из этих слов ясно, что кто не делает добрых дел, тот уже творит зло, потому что не использует потенциал добра, заложенный в Него Богом.
Таким образом, становится очевидным, что нейтральных дел для человека не бывает. Человек либо делает добро, либо — не делает, и таким образом уже творит зло.
Равно это касается и видения человека, того, как человек смотрит на мир, на людей и явления. Может ли он смотреть нейтрально?
Цитата из Библии: Либо признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым.. . — говорит Христос.
О чем Он говорит? О том, что человек ответственен за свое видение за то, что он видит, и что он слышит. Об этом подробнее Иисус говорит дальше —
Цитата из Библии:
Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.
Как это понимать? То, что мы слышим, видим и понимаем зависит от состояния нашего сердца. Одним словом, если сердце человека чисто и наполнено любовью, человек воспринимает видимое и слышимое иначе, нежели когда его сердце зло. Вот почему один человек каждое новое утро воспринимает, как Божий дар с благодарением, а другой — как сущее проклятие и ругается по утрам.
Так откуда же возникает нейтральность? Нейтральность — это состояние охлаждения, равнодушия, которое уже само по себе зло и потому оно не нейтрально. Если вы не признаете за добрым делом добра, если вы не видите его, это уже говорит о состоянии вашего сердца. Ибо этот мир сотворен Богом и он наполнен, пронизан Божьим добром и любовью.
Таким образом, в этом мире нет ничего нейтрального — все либо дар Божий, либо извращение доброго, то есть зло.

Природа человека. Свойства человеческой души. Образ и подобие Божие. Назначение человека.

Человеческая ипостась является сложной, она заключает в себе различные природы. С этим согласны все богословы. Но сколько этих природ? В этом отношении богословы делятся на два лагеря – трихотомистов и дихотомистов. Дихотомисты признают в человеке две различных природы: душу и тело. Трихотомисты признают в человеке три различных субстанции: дух, душу и тело. Они считают, что дух отличается от души не менее радикально, чем душа отличается от тела.

В пользу своей гипотезы трихотомисты (среди богословов 20-го века трихотомистом был, например, о. Сергий Булгаков) приводят следующие ссылки на Свщ. Писание:

«Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).

«И ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока» (1 Фес. 5, 23).

У многих отцов Церкви, особенно ранних, говорится о трехсоставности человеческой природы. Св. Иустин: «Тело есть жилище души, а душа – жилище духа, и эти три сохраняются в тех, которые имеют надежду и веру в Бога».

Свщмч. Ириней Лионский: «Совершенный человек состоит из трех: плоти, души и духа, — и в коих один (дух) – спасает и образует, другая (плоть) – соединяется и образуется, а средняя между сими двумя (т.е. душа) тогда, когда следует духу, возвышается им, а когда угождает плоти, ниспадает в земные похотения».

Большинство отцов Церкви говорят о трехсоставности человеческой природы.

Свойства человеческой души

Общее определение человеческой души дает св. Иоанн Дамаскин («Точное изложение…», кн. 2, гл. 12): «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, не видимая по своей природе телесными очами, бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры или формы. Она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувства и силу рождения. Ум, илидух, принадлежит душе не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее. Душа есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования. Она доступна изменению со стороны воли».

Свойства души: самостоятельность души, духовность души, разумность души, свобода, бессмертие.

Самостоятельность. Свойство самостоятельностиозначает, что душа есть особая субстанция, отличная от тела, а не есть лишь некий феномен или совокупность феноменов, являющихся продуктом высшей нервной деятельности человека; не есть форма высокоорганизованной материи.

Духовность.Свщ Писание говорит о духовности души, и сами слова «дух», «душа» применительно к душе человеческой в Свщ. Писании являются взаимозаменяемыми: «Дух бодр, плоть же немощна» (Мк. 14, 38). «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). Прп. Максим Исповедникговорит о духовности души в смысле ееневещественности, отличности ее от всего телесного: «Если всякое сложение и разложение уместно только в телах, то душа – это не тело, так как не причастна ни к чему такому. Как образ мысленного, мы называем ее мысленной; а как образ бессмертного, нетленного и невидимого, мы в ней признаем эти качества, как образ нетелесный и нетленный, т.е. чуждый всякой вещественности».

Разумность и сознательность

Самостоятельность проявляется, прежде всего, в способности самосознания, т.е. в способности отличать себя от своего тела, от видимого мира и от содержания собственной жизни. Именно благодаря этой способности человеческой души для человека возможно такое действие, как покаяние, потому что покаяние основано на осознании человеком нетождественности самого себя и своих поступков. Именно на этой способности самосознания в Свщ. Писании основаны неоднократные призывы проверять самого себя: «Да испытывает же себя человек» (1 Кор. 11, 28-31), «Испытывайте самих себя, в вере ли вы» (2 Кор. 13,5).

Разумность выражается в способности рассудочного познания и в способности религиозного ведения, а также в даре слова, способности членораздельной речи.

Бессмертие. Душа есть существо простое и несложное, а то, что просто и несложно, то, что не слагается из различных элементов, не может разрушиться, распасться на составляющие части. ВНовом Заветевера в бессмертие человеческой души выражена совершенно ясно.

Что касается Завета Ветхого, то здесь такой ясности не наблюдается. В Ветхом Завете учение о бессмертии души не имело такого значения, как в Завете Новом, не составляло центра религиозной жизни — не с ним были связаны основные религиозные переживания ветхозаветного человека. В ранне-ветхозаветную эпоху положительного учения о бессмертии души не было. Бессмертие мыслилось как пребывание души в шеоле, некотором подобии греческого царства теней, где душа влачит печальное существование на грани между бытием и небытием. Но, тем не менее, мысль о бессмертии достаточно ясно выражена и в Ветхом Завете, в целом, и у Моисея. Например, в Пятикнижии Моисеевом неоднократно о смерти человека говорится как о «приложении к народу своему» (Быт. 25, 8-9; 35, 29 и др). Таким образом, подразумевается, что есть в мире такое место, где пребывают души людей, принадлежавших к этому народу. Патриархи ветхозаветные называли себя странниками или пришельцами на земле, тем самым как бы указывая на то, что существование человека не исчерпывается пределами земной жизни. Наконец, в Ветхом Завете, в том числе и у Моисея, Бог называется Богом Авраама, Исаака и Иакова, причем, называется уже после того, как все эти патриархи умерли. Слова Спасителя (Мф. 22, 32) – «Бог не есть Бог мертвых, но живых» – означают, что патриархи не исчезли бесследно, и у Бога они продолжают существовать. Наиболее явным образом вера в бессмертие души выражена у Моисея в Быт. 37, 35. Это слова патриарха Иакова после того, как он узнает о смерти Иосифа: «с печалию сойду к сыну моему в преисподнюю». У последующих ветхозаветных авторов вера в бессмертие, в сохранение бытия человеческой души по смерти, несомненна. В 1 Цар. 28 Саул вызывает дух пророка Самуила; в Притч. 21, 16: «Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов». Можно привести другие места, например, Ис. 38, 17 или Пс. 88 48-49. В некоторых словах Ветхого Завета можно уловить намеки на неодинаковость посмертного воздаяния, например, Пс. 48,11-16.

Свобода.В учебниках догматического богословия среди свойств человеческой души обычно указывается такое свойство, как свобода. Однако свободу нельзя рассматривать как свойство только лишь души. Если, например, разумность – это свойство, которое принадлежит только душе, в душе имеет свое основание, но никак не в теле, то свобода – это нечто такое, что принадлежит не только душе, но человеку как таковому. Это, скорее, характеристика не души, а личности, состоящей из души и тела.

О свободе можно говорить в двух смыслах: с одной стороны, о свободе формальной, или психологической, и о свободе нравственной, или духовной, с другой. Православная антропология различает в человеке две воли: волю физическую как способность желать и действовать ради удовлетворения желания, и волю гномическую как способность самоопределяться по отношению к желаниям своего естества, т.е. избирать одни желания, а другие отвергать.

Формальная (психологическая) свобода – это способность направлять свою волю, деятельность на те или другие предметы, избирать тот или другой путь, отдавать предпочтение тем или другим побуждениям к деятельности. На этой способности человека основаны многие заповеди Свщ. Писания. Втор. 30, 15: «Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло». И дальше говорится о необходимости делать выбор между этими предложенными началами. В Ис. 1, 19-20: «Если захотите и послушаете, то будете вкушать благо земли. Если отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас». Эта формальная свобода сохраняется у человека и после грехопадения, она сохраняется даже в аду. Сама по себе формальная свобода вовсе не является признаком совершенства. Скорее, наоборот, она свидетельствует о некотором несовершенстве, поскольку Бог не имеет воли гномической, т.к. не имеет потребности выбирать из различных возможностей. Любой выбор всегда связан с некоторым несовершенством: незнанием, сомнением, колебанием, — а Бог всегда в совершенстве знает Свои цели и средства для их достижения. Поэтому Бог является совершенно свободным Существом. Он свободен в том смысле, что Он всегда является таким, каким хочет быть, и всегда действует таким образом, каким желает; ничто Ему не препятствует, никакая необходимость, ни внутренняя, ни внешняя, Ему не довлеет. Такая свобода называется свободой нравственной, духовной. Сама по себе способность выбора еще не делает человека свободным, потому что желания человека и его возможности не всегда совпадают. Человек часто желает того, что не может осуществить, и, наоборот, нередко вынужден делать то, чего делать не хочет. Наиболее ярко в Свщ. Писании эта мысль выражена в Рим. 7, 19-23: «Доброго, которого хочу, не делаю, злое, которого не хочу, делаю». Поэтому путь к подлинной свободе лежит через освобождение от тирании греха и от власти природной ограниченности, которая, сама по себе не являясь грехом, является следствием грехопадения. О необходимости стремиться к такой свободе много говорится в Новом Завете. Спаситель говорит: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 31-32). «Всякий, делающий грех, есть раб греха… Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 34-36). Апостол Павел говорит: «Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8, 2) и восклицает: «Где дух Господень, там свобода!» (2 Кор. 3, 17). Иными словами, через причастие Божеству, через соединение с Богом, человек приобщается к той свободе, которой обладает Бог, и сам обретает свободу, освобождаясь от власти греха и от природной необходимости.

Образ и подобие Божие в человеке

Античные философы именовали человека – микрокосм, т.е. малый мир, малый космос, который заключает в себе все элементы мироздания.

Свт. Григорий Нисский говорил, что человек – это некий малый мир, содержащий в себе те же стихии, которыми наполнена вселенная, и объединяющий собою всякий род жизни.

В то же время у свв. отцов отношение к самому термину «микрокосмос» было отличным от того, какое имело место в античности. Для древних авторов – это гордое наименование, в котором они видят залог величия человека, тогда как у отцов Церкви нередко встречается ироническое отношение к этому термину. Свт. Григорий Нисский замечает: «Те, кто думал возвысить человеческую природу этим велеречивым наименованием, не заметили, что одновременно наградили человека качествами, свойственными комарам и мышам». Для отцов Церкви во взгляде на человека характерна обратная перспектива в сравнении с той, которую мы наблюдаем у языческих мудрецов. Если для последних величие человека заключается в том, что роднит его с космосом, роднит со Вселенной, поскольку сам Космос мыслится как Божественное начало, то отцы Церкви усматривают величие человека в том, что выделяет человека из мира, из природы. А выделяет его, по учению свв. отцов, образ сотворения и существования. Человек сотворен по образу и подобию Божию.

О сотворении человека по образу Божию неоднократно говорится в Свщ. Писании: Быт. 1, 26-27 и 9, 6. Что такое образ Божий, по учению свв. отцов?

В общем и целом, свв. отцы согласны в том, что образ Божий есть способность человека отображать Божественные совершенства. Бог есть абсолютный разум, человек тоже есть существо разумное. Бог — существо духовное, человек также имеет в себе духовную составляющую – душу. Бог — вечен, отражением вечности в человеке является бессмертие. Бог является Творцом, человек также обладает творческими способностями, хотя, в отличие от Бога, творит не из ничего, а из подручного материала. Бог царствует над всем миром, и человек также наделен царским достоинством, призван владычествовать над Вселенной.

Что такое Божие подобие? Большинство древних отцов и современных православных богословов проводят различие между понятиями образа и подобия, хотя некоторые не делали такого различия. В частности, на тождественности этих терминов настаивали свтт. АфанасийиКирилл Александрийские.

В русской богословской традиции такого мнения придерживался свт. Филарет Московский, который, ссылаясь на еврейский текст Библии, показывал, что понятия образа и подобия нередко являются в Свщ. Писании взаимозаменяемыми.

Свт. Василий Великий следующим образом определяет различие между образом и подобием. Он анализирует 26 и 27 стихи 1-ой главы книги Бытия. В 26-м стихе сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». А в 27-м стихе говорится: «И сотворил Бог человека по образу Своему по образу Божию сотворил его», т.е. волеизъявление Божие содержит два элемента – образ и подобие, а сотворение лишь один – образ, о подобии 27-й стих умалчивает.

Разные отцы, даже близкие по духу, говорят об образе Божием в человеке различно, иногда даже у одного и того же автора, в различном контексте, встречаются весьма различные высказывания по этому вопросу. Справедливо поставить вопрос: а можно ли вообще дать формальное определение образа Божия? Еще в конце IV-го века свт. Епифаний Кипрский писал: «Церковное учение верует, что человек вообще сотворен по образу Божию, но в какой именно части находится то, что по образу Божию, не определяет». Этими словами св. отец признает, что человек сотворен по образу Божию, но в то же время считает невозможным дать определение этого понятия. В этом нет ничего удивительного — апофатическая антропология является естественным следствием апофатического богословия: если Бог по Своей сущности неопределим, то и человек, сотворенный по образу Божию, также не может быть во всей полноте охвачен рассудочным определением.

В современном богословии такой взгляд на человека получил наименованиеоткрытой антропологической модели.В отличие от Восточной патристической традиции, западная схоластика в средние века отошла от такого понимания богообразности, и образ Божий в западном богословии стал определяться через различные свойства духовной природы человека, такие, как свободная воля, разумность, суверенность и т.д.

Когда мы говорим, что человек создан по образу Божию, то имеем в виду, что он способен некоторым образом отражать совершенство Творца. Но разве мир в целом не отражает совершенство Творца, разве эти совершенства отражаются только в природе человеческой? Вопрос риторический. Однако очевидно, что человек все же отражает Божественное совершенство особым образом. На это различие указывает свт. Филарет Московский, когда замечает, что вся тварь показывает нам следы Творца, но только как бы «задняя Божия», но образ лица Божия находится только в человеке.

В самом деле, в отличие от всех прочих тварей, человек не только может быть причастен к Божеству, — он способен общаться с Богом, способен участвовать в Божественной жизни, предстоять Богу лицом к лицу. Но общаться может не что, а только кто, т.е. личность. Поэтому можно сказать, что образ Божий в человеке заключается, прежде всего, в том, что человек есть личностное существо. И в этом безличном мире он единственный является личностным образом личного Бога.

Чтобы лучше понять святоотеческое учение об образе Божием в человеке, вспомним, как представляли себе космос античные авторы.

Существует восходящая к Платону схема, для античной философии парадигмальная.С одной стороны, существует неподвижный мир вечных идей, или эйдосов, с другой, – сосуществующая миру вечных идей бесформенная материя, наделенная вечным хаотичным движением. Посредником между этими двумя полюсами мироздания выступает Демиург, устроитель Вселенной, который, созерцая вечные идеи, по образцам этих идей творит из материи космос, Вселенную, человека.

Таким образом, каждая вещь существует только в силу того, что она причастна своему эйдосу, и является тем, что она есть, только потому, что причастна именно к этому эйдосу. Святоотеческая мысль успешно христианизировала эллинскую философию. Тем не менее, рассматриваемая схема так и не была адаптирована христианством, хотя такие попытки и предпринимались. Причина в том, что в мире существует одна вещь, которая вопиющим образом не эйдетична, которой нельзя отыскать соответствующего эйдоса; эта вещь – человек. Каждая вещь создана по образу определенного эйдоса, а для человека отыскать соответствующий эйдос невозможно, потому что, согласно Божественному Откровению, человек создан не по образу некоторого эйдоса, а по образу Божию.

Следовательно, если человек создан по образу Божию, то это значит, что человек существует и является тем, чем он является, благодаря своей причастности не определенному эйдосу, а Самому Богу. Для Восточных отцов образ Божий есть, прежде всего, способность человека быть причастником Божеского естества. Поэтому об образе Божием нельзя говорить как о некотором свойстве человеческой природы безотносительно ее отношения к Богу.

В учении об образе Божием следует различать между понятиями «черты образа Божия» и «образ Божий». Черты образа Божиего – это то, в чем образ Божий конкретно проявляется, т.е. совокупность существенных свойств человеческой природы. Впрочем, следует иметь в виду, что не всякое существенное свойство человеческого естества является чертой образа Божия, например, неведение будущего. Сам образ Божий относится не к природе, а к способу ее существования, который у человека личностный, что и делает возможным участие человека в Божественной жизни.Именно в силу этой причастности, через существенные свойства человеческой природы может являться образ Божий. Например, для свт. Кирилла Александрийского человек является богообразным в силу того, что он есть существо разумное. Разумность – одна из черт образа Божия в человеке.

Но далее из рассуждений св. отца видно, что для св. Кирилла сама по себе разумность не является образом Божиим. По-гречески разумное существо – logikos. И человек есть «логикос» только в силу того, что он причастен к Божественному Логосу как Источнику всякой разумности.

Образ Божий в человеке можно понимать и как совокупность благ, которыми человек обладает в силу своей причастности источнику всех благ — Богу. Эта мысль выражена у свт. Григория Нисского: «Бог по природе сама благость, Он создает человека потому, что благ. Совершенство благости проявляется в том, что Он вызывает человека из небытия к бытию и в изобилии сообщает ему всякое благо… Образ в том и имеет сходство с Первообразом, что исполнен всякого блага».

Понятия «образа» и «подобия» тесным образом между собой связаны.

Можно сказать, что образ Божий есть дар Божий каждому человеку, который выражается в возможности быть причастником Божественной жизни, участвовать в Божественных совершенствах. Подобие – проявление этого дара в жизни человека и та мера, в какой эта способность реализуется. Эта мысль встречается у прп. Максима Исповедника:»Бог, приводя в бытие духовную разумную сущность, по высочайшей благости Своей сообщил ей четыре Божественные свойства — бытие, приснобытие, благость и премудрость.

Первые два свойства Бог даровал сущностям, а два других – способности воли, т.е. сущности он даровал бытие и приснобытие, а способности воли – благость и премудрость, чтобы тварь по причастию стала тем, что Он Сам есть по существу. Поэтому и говорится, что человек создан по образу и подобию Божию. «По образу» – как сущий образ Сущего и как присносущий образ Присносущего, хотя он и небезначален, но зато бесконечен. «По подобию» – как благой, подобие Благого, и премудрый, подобие Премудрого, будучи по благодати тем, чем Бог является по природе. Всякое разумное естество — по образу Божиему, только одни благие и мудрые по подобию Его».

Иными словами, человек как существо богообразное, может по благодати стать всем, чем Бог является по природе.

Таким образом, образ Божий есть то, что человеку дано; каждый человек, приходящий в мир, имеет образ Божий. Подобие же, напротив, есть некоторая заданность, задача, которая стоит перед человеком и которую он должен решать в течение всей своей жизни. Черты образа Божия относятся к сущности человека, это есть существенные свойства человеческой природы, в то время как черты подобия Божия раскрываются в результате направленности человеческой воли к добру. Чертами образа Божия обладают, практически, все люди, в то время как черты подобия Божия раскрывают далеко не все. Несмотря на эти различия, возможно говорить об образе и подобии как о двуедином понятии. Ведь богообразность потенциально заключает в себе богоподобие, а подобие Божие есть не что иное, как раскрытие образа Божия в жизни конкретного человека, — именно это делает возможной взаимозаменяемость этих терминов в Свщ. Писании без ущерба для смысла.

Таким образом, в понятии «образа Божия» в человеке, по учению Восточных отцов, различаются два момента.

С одной стороны, образ Божий понимается как способность человека участвовать в Божественной жизни, быть причастником Божественного блага. Это есть характеристика способа существования человеческого естества, который является личностным. В силу того, что человек причастен Божественной природе, он есть существо личностное. И, наоборот, в силу того, что он есть личностное существо, он способен к общению с Богом, способен по благодати становиться тем, чем Бог является по природе.

С другой стороны, можно различать в человеке черты образа Божия, т.е. совокупность существенных свойств человеческой природы, благодаря которым человек может совершенствоваться, уподобляться Богу, отражая совершенства своего Творца. Черты образа Божия – это, например, разумность, дар слова и т.п. Соответствующим образом пользуясь этими способностями, человек может достигать богоподобия, например, приобретать мудрость, которая является чертой уже не образа, а подобия Божия.

Назначение человека

Методологически в этом вопросе можно выделить три аспекта: назначение человека по отношению к Богу, назначение человека в отношении к самому себе и назначение человека по отношению ко всему прочему творению.

Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1582;

Православная антропология: сотворение человека, состав человеческой природы, происхождение человеческих душ, свойства человеческой души

1. Сотворение человека Богом. Творению человека предшествовало некоторое «совещание» Божественных Лиц: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт.1:26). В православном богословии это «совещание» получило название Предвечного Совета.

Душа и тело творятся одновременно, а последовательность творения, о которой говорится в Быт.2:7, следует понимать логически, а не хронологически.

Состав человеческой природы: дихотомия и трихотомия.

Дихотомисты признают в человеке две природы: душу и тело.

Трихотомисты признают – три: дух, душу и тело Обе точки зрения относятся к области богословских мнений.

Значение тела в составе человеческой природы.Тело – есть инструмент, орудие души, без которого душа сама по себе в этом мире ничего сделать не может. Тело – это не просто добавление к душе, а один из уровней человеческой личности. Личность выражает себя и посредством тела. Можно сказать, что тело является пространственной границей личности. Благодаря тому, что человек обладает телом, он занимает совершенно особое место в мироздании – связывает воедино видимое и невидимое.

Происхождение человеческих душ.

«Креационизм» – каждая человеческая душа по отдельности творится Богом из ничего.

«Традуционизм». как существует семя телесное, так и в душе существуют особые семена, которые отделяются от души и дают начало новой духовной субстанции.

Возможно, креационизм, традуционизм – не противоречат друг другу, а напротив – восполняют одна другую.

Свойства человеческой души.

1) Духовность. Духовность души тварная.

2) Самостоятельность.

3) Разумность и сознательность. Самосознание – способность отличать себя от своего тела, от окружающего мира и от содержания собственной жизни. Благодаря самосознанию для человека возможно покаяние (покаяние основано на осознании человеком нетождественности самого себя и своих поступков). Разумность выражается в способностях интуитивного и дискурсивного мышления, познания и религиозного ведения, а также в даре слова, способности членораздельной речи.

4) Бессмертие. Душа – простая (не может распасться).

5) Свобода. 1) формальная, 2) нравственная (или духовная).

5. Отличие души человеческой от душ животных.Человеческая душа способна существовать без тела. Будучи соединена с телом в единую ипостась, она тем не менее обладает свободой по отношению к собственному телу, имеет свою особую, отличную от жизни тела, жизнь. У животных жизнь души сводится преимущественно к жизни тела, к одушевлению его и управлению им. Никто из свв. отцов не утверждал бессмертия душ животных.


Православная антропология: образ и подобие Божие в человеке, назначение человека, состояние человека до грехопадения

1. Образ и подобие Божие в человеке.

Образ Божий есть способность человека отображать Божественные совершенства.

Например,

— Бог есть абсолютный разум – человек есть существо разумное.

— Бог есть Существо духовное – человек имеет в себе духовную составляющую (душу).

— Бог вечен – человек бессмертен.

— Бог является Творцом (из ничего) – человек творит (из подручного материала).

— Бог царствует над всем миром – человек призван владычествовать над Вселенной.

Образ Божий – дар Божий каждому человеку – способность быть причастником Божественной жизни, участвовать в Божественных совершенствах.

Подобие – проявление этого дара в жизни человека и та мера, в какой данная способность реализуется.

Персоналистическое понимание образа Божия в современном православном богословии.

Образ Божий – это то, что делает человека личностью, т.е. особый, уникальный в этом мире образ бытия, представляющий собой высочайший дар Бога человеку, без которого невозможно проявление черт богообразности и богоподобия в человеческой природе.

Назначение человека.

1) по отношению к Богу.Познание Бога, соединение с Богом, служение Ему. (Деян.17:26-27).

2) по отношению к самому себе.Через раскрытие сил и способностей, через деятельное устремление и приближение к Первообразу достичь полной, возможной для конечного существа, мерыбогоподобия, т.е. теснейшего соединения с Богом.

3) по отношению к остальному творению.Человек предназначен прежде всего к тому, чтобы быть в мире заботливым хозяином и управителем. Замысел Божий о мире подразумевает спасение не только человека, но и всего творения (Только через Человека весь вещественный мир способен воспринимать и усваивать Божественную благодать, только через человека может совершиться обожение всей твари).


Екатерина Фролова
Замысел Бога о человеке и мире

Бе-решúт барá Элогúм эт га-шамáйим вэ-эт га-áрец. «В начале сотворил Бог небо и землю». Так начинается великая книга… Для обозначения творения здесь стоит глагол бара, употребляющийся всего три раза (при сотворении мира, твари живой и человека). Оно значит творение из «ничего». Не преобразование того, что было, а создание принципиально нового.

Митрополит Московский Филарет говорил, что мы находимся как бы между двумя безднами – и держит нас между ними воля Божия. Бездны эти – небытие, из которого творческим словом Божиим мы призваны, и бездна Божественной реальности, в которой мы оказываемся уже в самый момент призвания в бытие, и в которую мы призваны погружаться все глубже, пока не станем истинными причастниками Божественной природы, Божии по соучастию, сыны Отца Небесного.

Из ничего Бог сотворил все существующее. «Вне» Его при творении ничего не было, и Он не нуждался для сотворения мира ни в каком материале. Весь мир Он создал по мановению Своей воли. Не нуждаясь в том, чтобы иметь перед Собой других живых существ, Бог повелевает нам быть. Не нуждаясь в нас, Он захотел призвать нас в бытие. Это ли не отношения любви? Как вы думаете?

Если мир сотворен из ничего – что это значит для самого мира и для Бога? Для Бога это означает, что Он не нуждается в существовании мира. Возникновение мира ничего к бытию Бога не добавляет и ничего от Божественного бытия не отнимает. Извечный вопрос: почему? Бог потому Творец, что пожелал им быть. Господь творит от избытка. Промысел Божий сотворил Землю, всё живое создано по единому Его замыслу.

До творения Бог существует, и существует в полноте. Не в пустоте, а в полноте и целостности Божественного Бытия. Бог был настолько полон совершенной жизнью, что Ему захотелось с кем-то поделиться. Почему? А почему на свадьбу в большинстве культур зовут всех-всех-всех? Зовут, чтобы поделиться. Поделиться любовью.

И Он творит что-то принципиально новое. Новое, потому что нет смысла Абсолюту создавать еще одного Себя. Он творит иное, существующее по совершенно другому принципу. Он не нуждается в нас, и творит действием свободной воли и любви.

Бог есть Дух, а творит Он – материю. Сначала неживое, потом живое, далее человека. И творит Он так, чтобы поделиться своей жизнью. Бог изначально творит так, чтобы соединить творение с Ним, с Творцом. Значит, в творении должно быть что-то, соединяющее материальный пласт и духовный. И это – человек, имеющий материальное тело и дух. В центре Божьего замысла становится человек, как естественное соединительное звено между миром материальным и миром духовным. Соединение Творца и Твари может произойти только через человека. Именно поэтому «человек – венец Творения». Не потому, что этим заканчивается сотворение мира, а потому, что в нем – замысел Божий о Творении.

А сколько символов такого соединения мы сможем назвать? (Самый яркий, конечно, лестница Иакова). А сколько заветов?

Наш тварный мир существует только благодаря своей причастности к Божественным энергиям. Бог поддерживает мир в бытии, и автономно от Бога мир существовать не может.

Бог творит этот мир, требуя от него деятельного соучастия: «Да произрастит земля зелень, траву…», «да произведёт вода пресмыкающихся…», «да произведёт земля душу живую по роду её…» и каждому следующему творению дается бóльшая степень свободы. У травы больше чем у горы, животного больше чем у травы и т.д.

А что же человек?

В Священном Писании говорится, что творению человека предшествовало некоторое «совещание» Божественных Лиц: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1:26). В богословии это «совещание» получило название Предвечного Совета. Разумеется, слово «Совет» мы говорим, чтобы как-то по-человечески обозначить процесс, а воля и действие Лиц Пресвятой Троицы едины, нам сложно это другим словом представить.

Именно этим «советом» подчеркивается особое место человека в замысле Божием о мире. Бог хочет, чтобы человек был подобен Ему. Он верит в Свой образ в человеке, что этот образ приведёт к Нему.

Своим творческим действием Бог творит из ничего человеческую душу, отличную от Него по сущности, и одновременно сообщает ей Свою благодать. Человек приходит в бытие, будучи изначально причастен Богу.

Если есть человек, то имеет смысл и создавать «небо и землю, море и вся, яже в них».

Человек изначально создается из двух половин. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Не монада, а две существенные половины, преодолевающие различия и соединяемые браком, любовью. Из «я» и «я» появляется «мы». И вот получается, что наше величие – в Божией любви, которая нас потрясает и ошеломляет. Так же устроены и человеческие отношения – человек обретает полноту жизни, полноту бытия, когда он любим.

Но вернёмся к творению. Бог помещает человека в Райский сад, чтобы он его взращивал и сохранял. Взращивать – это значит изменять, значит, человеку даны творческие способности это делать. Чтобы он преображал тот мир, в который его поселил Бог.

Сохранять – это значит не менять, оставлять таким, как есть. Что означают эти два противоречивых наказа? Не портить. Человек может обратить во зло любые способности. По замыслу Божьему мир должен прийти к полноте жизни Божественной. И человек Богу в этом помощник. Сотворять с Богом этот мир, соучаствовать в деле Творения. При этом, не нарушая общий замысел Божий. Сотворять – это значит владычествовать, сохранять – быть ответственным перед Богом за этот мир, любить его. Это добро. Зло – это несоответствие замыслу Творца. Бог есть совершенная любовь. То, чем Бог хочет поделиться – совершенная любовь. То, что Он предлагает миру разделить с Ним – есть любовь. Но любовь – это свободный выбор. Свободное согласие на другое существо, на бытие с Ним вместе. Для того, чтобы творение могло ответить на любовь, оно должно быть свободным. Свобода ответить на Его замысел, или нет. Наделяя нас свободой, Бог идет на риск. И цена этого риска – жизнь Его Сына. Митрополит Антоний Сурожский говорил: «В сравнении с Богом, мы ничто, однако цена, которую нам придает нам Бог – это жизнь, страдания и смерть Его Единородного Сына. Такова наша истинная ценность».

Человек призван свободно выбрать сорадоваться, сочувствовать, сотворять вместе с Богом. А Бог поможет. Если нужно – направит, если нужно – одернет.

«Без свободы была бы невозможна любовь, потому что любовь – это совершенство свободы, без любви мы были бы только предметами, но не могли бы ответить на Божию любовь любовью, которую мы можем Ему дать или в которой можем отказать.

Как дивно думать, что таков Бог; что Он всё на Себя берет, что произошло от Его решения нас создать, что все последствия нашего греха Он берет на Себя и в Себе всё побеждает и нам дает свободу быть чадами Божиими, приобщиться Его Божественной природе, стать Его детьми». (Митрополит Антоний Сурожский)

Наша свобода – дать согласие. Согласие с тем, что Бог определяет замысел, что Он определяет, что соответствует замыслу, а что нет. Что есть добро, а что есть зло. Метафора древа познания добра и зла – человек ставит себя выше Творца, сам определяя, что есть добро, а что зло. Вкушая плод, человек говорит: «Я сам владею замыслом, сам определяю, что правильно в этом мире, что неправильно».

Если человек выбирает древо жизни – он говорит Богу да, принимая от него жизнь. Если человек говорит: «Я сам определяю где добро и зло» – Бог ему не нужен, он отворачивается от Него и принять (и передать) жизнь, замысел Его миру уже не может. Поэтому Бог и дает наказ (не наказание, а предупреждение): «Не ешьте от него, смертию умрёте». Если сами будете определять (не получать от Меня) – смертию умрете.

Бог входит в этот мир, приносит жизнь в этот мир, человек может принять его, и тем самым через человека принимает жизнь всё остальное творение и входит в полноту бытия Бога Творца.

Это древо жизни. Это соответствие замыслу Божьему.

Но человек выбрал древо познания. И тут же на него обрушилось осознание своей беззащитности, слабости, неспособности управлять все этим. Но и тут Бог не оставляет человека, взывая к нему, давая возможность обратиться. Адам не обратился, не использовал возможность для покаяния, когда Бог взывал: «Где ты?».

И последовало наказание. Не жестокость, а исполнение предупреждения. Из человеколюбия ограничено время жизни, для того, чтобы не вечно мучился человек. А вместе с человеком вся тварь страдает и мучается, так как человек не следует замыслу творца. Искажается замысел Бога и появляется страдание.

Человек начинает связывать посещение Бога с ужасом, наказанием. Древний человек считал, что всё зависит от Бога, что неприятности от Него. Он отворачивается от Бога, но Бог не отворачивается от него. Он верит в Свое творение.

Смотрите, какой масштаб веры Бога в Иова! Он позволяет его испытать, так Он уверен в нем. А Иов уверен, что Господь любит его, но не оставит греха без наказания:

6 что Ты ищешь порока во мне

и допытываешься греха во мне,

7 хотя знаешь, что я не беззаконник,

и что некому избавить меня от руки Твоей?

8 Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом,

— и Ты губишь меня?

9 Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня,

и в прах обращаешь меня?

10 Не Ты ли вылил меня, как молоко, (Иову непонятен этот упрёк)

и, как творог, сгустил меня,

11 кожею и плотью одел меня,

костями и жилами скрепил меня,

12 жизнь и милость даровал мне,

и попечение Твое хранило дух мой?

13 Но и то скрывал Ты в сердце Своем,

— знаю, что это было у Тебя —

14 что если я согрешу, Ты заметишь,

и не оставишь греха моего без наказания.

15 Если я виновен, горе мне!

если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей. (Иов.10.6-15)

И после всего, что произошло, Иов не теряет веры!

Но Господь никогда не оставляет творение Свое, Он раз за разом показывает человеколюбие Свое, даже если человек просит того, что может навредить ему. Помните, как показался Господь Моисею?

6 И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, 7 сохраняющий (правду и являющий) милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. 8 Моисей тотчас пал на землю и поклонился (Богу) 9 и сказал: если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим (Исх 34.6-9).

А как показался Илии в дыхании тихого ветра?

Человек был создан Богом свободным существом, призванным подняться до божественного статуса, дарованного Богом Его благодатью, поскольку человек призван к осуществлению в себе подобия Божия, буквально создан для того, чтобы стать богом.

Существование нас «самих по себе», едва выныривающих из небытия, зыбко и преходяще. Если же мы любимы Богом, мы не может отпасть обратно в небытие, поэтому призваны к вечному содружеству с этой любовью Божией. Наши отношения с Богом – отношения, в которых воля Божия – сделать нас самими собой в меру самого Бога Воплощенного и Сына Его Возлюбленного. Наше вслушивание в тот единственный голос, который может сказать – кто ты есть на самом деле; указать верный путь к подлинному себе, такому, каким ты призван быть; который может открыть, как из тварного, ограниченного, тяжелого существа ты можешь стать небесным человеком.

Митрополит Антоний Сурожский писал: «Если вы хотите узнать, что такое человек… воззрите к престолу Божию, и вы увидите там сидящего одесную Бога, одесную Славы человека Иисуса Христа… только так мы можем познать, как велик человек, если только станет свободным…».

На этой возвышенной ноте позвольте закончить словами Канта: «Звездное небо над головой и моральный закон внутри нас наполняют ум все новым и возрастающим восхищением и трепетом, тем больше, чем чаще и упорнее мы над этим размышляем».

При составлении доклада использовалась следующая литература:

1. Протоиерей Олег Давыденков «Догматическое богословие»

2. О. Георгий Чистяков «Библейские чтения: Пятикнижие»

3. Митрополит Антоний Сурожский «Об истинном достоинстве человека»

4. Митрополит Антоний Сурожский «Хаос. Закон. Свобода»

5. Андрей Черняк. Лекции по катехизации. 1997 г.

О Замысле Божием о человеке

Человек Богом поставлен господином над видимым миром. «Да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею…» (Быт. 1: 26).

Владычество человека не ограничено земным пространством. Преп. Симеон Новый Богослов: «Бог в начале создал человека царем не только земного, но и того, что находится под кровом небесным: ибо и солнце, и луна, и звезды созданы для человека».

Окружающий мир подчинен человеку. Поэтому мир зависит от человека, от его пожеланий, поступков, привычек и образа жизни.

В первозданном мире, прежде грехопадения, человек проявил свою власть над ним, дав имена всем животным.

Дарование владычества имело определенную цель. Человек получил эту власть, чтобы возделывать и хранить рай (Быт. 2: 15), т. е. хранить и сотворчески возделывая, улучшать Богозданное, как в себе, так и в окружающем мире. Это созвучно с понятием аскетики (упражнять = возделывать) по выражению прот. Василия Зеньковского, «Аскетика, –– есть путь к богоподобному устроению личности, а через неё и мира».

Средством преображения должны были быть не столько усилия человека, сколько Божественная благодать, которая, в зависимости от поступков человека, должна была воздействовать на всю вселенную.

Человек онтологически связан со всем тварным миром, а по благодати с Богом.

Через духовное совершенствование человека в сотворческом соработничестве Богу, весь тварный мир должен был преобразиться и достичь обожения.

Изначальный Замысел Божий в отношении человека не изменился и после грехопадения.

Как реализовался бы замысел Божий о человеке и мире, если бы человек не согрешил?

Этот вопрос задает и пытается ответить на него преподобный Максим Исповедник.

В осуществлении человеком своего предназначения преп. Максим выделяет пять принципиальных этапов, обусловленных состоянием тварного мира.

Он выделяет при этом пять онтологических разделений, существующих в созданном Богом мире.

✦ Бог и тварный мир

✦ Мир видимый и умопостигаемый

✦ Небо и земля

✦ Рай и остальная земля

✦ Мужчина и женщина

1. Бог и тварный мир

Это разделение между нетварным и тварным бытием.

Божественная сущность трансцендентна (запредельна или непостижима) в отношении созданного Им мира.

Бог и мир не единосущны между собой, а поэтому между ними — онтологическая (изначальная) пропасть, которую призван был преодолеть Адам и последующее за ним человечество через возрастание в Богоподобие вплоть до Богоединения или обожения: «Пребудьте во Мне и Я в вас… Кто не пребудет во Мне, тот извергнется вон, как ветвь и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (см. Ин. 15: 4-6).

2. Мир видимый и умопостигаемый.

Видимый (материальный) — зримый физическими очами, а умопостигаемый (духовный), невидимый зрительно, но умопредставимый и умопостигаемый.

Это разделение тварного мира на чувственную и сверхчувственную сферы бытия.

Одна часть мира доступна для восприятия через внешние органы чувств человека, а другая — только для духовного (мысле-образного) созерцания.

Эти два мира образуют единое целое, но способ восприятия, познания и существования в них принципиально разный.

В человеке одновременно соприсутствуют эти два мира (видимый физический и невидимый душевно-духовный), которые по благодати составляют единое органичное и гармоничное целое.

3. Небо и земля

Это физическое, пространственное разделение чувственного, видимого мира на небо и землю.

Тварные существа и стихии разделяются на те, кто «прикован» к земле (вода, тяжелые предметы, большинство животных и др.), и те, которые такой зависимостью жестко не ограничены (огонь, воздух, облака, птицы, пар и др.).

4. Рай и остальная земля

Это изначальное разделение земли на две сферы существования человека.

В раю человек имел благоприятные условия для своего существования, остальная же земля была дана ему для творческого преображения.

5. Мужчина и женщина

Это разделение внутри человеческого естества на два половых типа бытия человека.

Предназначением человека в раю было преодоление этих пяти разделений путем богоугодной жизни в Божественном Духе, в послушании Его воле, выраженных в райских Заповедях.

Средства для такого восхождения находятся внутри человека – это весь комплекс религиозно-нравственных чувств (вера, надежда, любовь, стыд, совесть, Божий страх, ответственность…) и сознания (добра и зла).

Конечно, созданный Богом мир был прекрасен, но через осуществление своего предназначения человек должен был возвысить его до качественно иного, облагодатствованного (обоженного) состояния.

Человек был призван осуществить единство всего мира, обожить весь тварный космос через полноту своего единения с Богом – обоженности или святости.

Человек должен был преодолеть эти разделения, последовательно восходя от последнего — 5-го, к первому.

Преодоление этих разделений не есть их уничтожение, но возвышение над ними путем духовного (высшего, Богоподобного) совершенствования: «Святы будьте, ибо Я свят».

Сначала человек, шествуя по пути бесстрастной райской жизни, должен был раскрыть в себе полноту подобия Божия.

Поскольку Бог не имеет в Себе разделения на мужское и женское начала, то и человек, достигнув определенной полноты подобия Божия, мог бы преодолеть в себе половую разделенность и ограниченность в том смысле, что мог бы жить, не имея природной обусловленности в половом отношении (то, чего достигали через бесстрастие святые).

Во времена новозаветные, путь монашеской жизни стал реальным примерам духовного преодоления этого разделения. Принимающие монашеские обеты подражают ангелам, у которых нет разделения на мужское и женское естество.

Об этом состоянии учит и апостол Павел, говоря, что «во Христе нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28).

Об этом же говорится в диалоге Христа с саддукеями: «… чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. (Лк. 20: 34-36).

Разделение между раем и остальной землей человек был призван преодолеть через святость своей жизни, а именно:

Во-первых, избавиться от каких-либо пристрастий и предпочтений в отношении рая и остальной земли – достичь бесстрастия.

Во-вторых, через возделывание преобразить всю землю в рай. Для человека все земное пространство должно было стать единым домом — Царством Божиим.

Разделение между землей и небом могло быть устранено через всецелое устремление души человека к Богу. В житиях святых описаны случаи, когда угодники Божии во время молитвы по благодати Божией поднимались над землей и перемещались в пространстве (прп. Мария Египетская, св. Иоанн Русский и др.). Это подтверждает мысль преп. Максима об условности физических рамок бытия для человека, стремящегося к Богу.

В этом случае человек избавился бы и от многих физических ограниченностей своей природы. Святых преподобных называют небесными человеками и земными ангелами.

Преодоление разделения между чувственным миром и духовным должно было произойти в человеке через умное созерцание сверхчувственного мира.

Совершенная чистота ума и сердца человека сделала бы эту грань бытия незначимой для него. Человек должен был уподобиться ангелам в сверхчувственном познании.

Последнее и самое главное разделение — между Богом и тварным миром человек призван был преодолеть через совершенную любовь, которая соединяла бы его, а в нем и всю вселенную, с Богом.

В этом случае человек приобрел бы по благодати многое из того, что Бог имеет по природе.

Так как эту миссию, данную человеку, не выполнил Адам и все в Адаме согрешившие, то мы можем провидеть ее в деле Христа и всех во Христе живущих и ищущих через возрастание в добродетели спасения.

Составил протоиерей Александр Зелененко для слушателей взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *