Совесть у человека

Сочинение на тему “Совесть”

Важными понятиями для каждого человека являются такие чувства, как совесть, доброта, милосердие, честность. Именно от наличия этих качеств зависит характер человека, его отношение к другим людям. Ниже представлено сочинение на тему «Совесть».

Что такое совесть?

Совесть – это чувство, которое хоть раз в жизни испытывал каждый. Совесть – это ощущения, которые может испытывать только человек. Это чувство, которое защищает нас от совершения злых поступков, предотвращает плохое поведение по отношению к окружающим.

Иногда бывает трудно удержаться и сохранять спокойствие при сильном стрессе или в накаленной обстановке. В такой ситуации мы можем грубо ответить или нахамить кому-то. То же самое происходит, когда рушатся важные планы. Но успокоившись, человек понимает, что вел себя слишком эмоционально, и окружающие ни в чем не виноваты. Тогда наша совесть просыпается и заставляет извиниться перед людьми, попавшимся под горячую руку.

У взрослых и ответственных людей чувство совести выражено сильнее, чем у детей. Взрослый человек понимает степень своей ответственности и заранее просчитывает последствия своих поступков. Но и ребенку можно и нужно объяснять, что совесть – важная составляющая взросления и развития личности.

Совесть регулирует поведение человека. Она помогает взаимодействовать в отношении с другими людьми. Мы не можем пройти мимо чужой беды именно благодаря совести и эмпатии. Очень часто человек может спасти и принести домой бездомного котенка или щенка, даже если он совершенно равнодушен к животным. Именно совесть не позволит пройти мимо друзей наших меньших, оказавшись в беде.

Но с этим чувством то же нужно уметь справляться. Плохо совсем не иметь совести, но и слишком совестливым людям тяжело живется. Они боятся отказать кому-то в малейшей просьбе, боясь, что человек обидится, и их потом будет мучить совесть. Во всем важен баланс, поэтому такое чувство, как совесть, должно быть развито у каждого человека.

Тема «совести» в произведениях русских классиков

Русские классики большое внимание уделяли теме совести в своих произведениях. Вся русская литература XIX века так или иначе затрагивает эту важную тему.

Одним из известных произведений, где эта тема актуальна, является «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Здесь главный герой мучается и испытывает чувство вины после убийства своего друга Владимира Ленского. Совесть мучает его и не дает покоя. он не может спать и решает покинуть знакомые места, чтобы забыть эту чудовищную ошибку. Это событие отдаляет от него влюбленную Татьяну Ларину, которая тяжело переживает гибель поэта. Татьяна Ларина в свою очередь тоже является очень совестливым человеком. после его признания в любви, она отказывает тему. И хотя она вышла замуж за нелюбимого человека, совесть не позволяет ей причинить боль тому, кто взял ее в жены.

В произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» также затрагивается тема совести. Родион Раскольников, убив старуху-процентщицу, мучается чувством вины за совершенное им ужасное преступление. Он, возомнив себя «Наполеоном», решил руководить судьбами других людей, посчитав, что жизнь жадной старухи не является ценной, и от ее смерти всем станет только лучше. Сделав такие выводы, он поверил, что не будет мучатся, когда совершит злодеяние. Однако его совесть сыграла с ним злую шутку. Это чувство настолько сильно овладело им, что он стал вести себя странно, стал чахнуть, болеть, постоянно находился в бреду. Единственным спасением для него стало признание своей вины и искупление этой вины посредством отправления на каторгу.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение-рассуждение «Что такое совесть?». Здесь дается определение этому понятию, приводятся рассуждения, хорошо ли быть бессовестным или слишком совестливым человеком. Также в статье рассматривается тема совести в произведении таких классиков, как А. С. Пушкин и Ф. М. Достоевский.

ПОМОГИТЕ НАПИСАТЬ МИНИ СОЧИНЕНИЕ ПО СОВЕСТЬ

Что такое совесть? Многим непонятно, что означает это слово. Совесть это то, что заставляет задуматься над своими поступками, засомневаться, огорчиться. Совесть есть у каждого человека, и она очень часто мешает спать по ночам.
Именно совесть не дает совершать плохие поступки, она заставляет задуматься, осмыслить свое поведение. Возможно, совесть это то светлое и хорошее, что находится в глубине души каждого человека. Но почему тогда люди совершают плохие поступки? Они просто не слушают свою совесть, когда она призывает их к добру, они отворачиваются от нее, закрывают уши.
Но от совести не убежишь, люди поняли это еще давным-давно. Почему от нее нельзя убежать? Она живет в глубине души у каждого из нас, а поскольку человек не может избавиться от души, то и не может избавиться и от совести.
Совесть—это нравственность, мораль, справедливость, добро, порядочность, честность. Прислушиваясь к ней, человек будет идти по правильному пути, развиваться, совершенствоваться. Его жизнь не будут обременять плохие поступки, которые никому не дуют свободно дышать и радоваться жизни. Поэтому так важно на протяжении всей свой жизни прислушиваться к тому, что говорит совесть, и не забывать о том, что она всегда с тобой.

1. каково происхождение слова «совесть»? 2. что значит «иметь совесть»? приведите примеры из жизни, кинофильмов и литературных произведений. 3. как понимают совесть верующие люди? 4. почему совесть хранит и оберегает общечеловеческие ценности?

1. каково происхождение слова «совесть»?

Есть 2 сценария происхождения: интуитивный и эволюционный. Интуитивный сценарий происхождения совести связывает ее происхождение с природой человека или с объективным добром, а второй сценарий – с психологическими и социальными условиями в жизни человека.

2. что значит «иметь совесть»? приведите примеры из жизни, кинофильмов и литературных произведений.

Иметь совесть означает уметь формулировать определенные нравственные обязанности и ставить перед собой нравственные границы, за которое не выходит поведение. Иметь совесть означает своеобразный самоконтроль, который не допускает недолжное поведение. Например, Родион Раскольников, не имея совести, совершил преступление, а потом подоспела совесть и начала его «съедать», так что он пошел и во всем признался.

3. как понимают совесть верующие люди?

Верующие люди, в теории, воспринимают совесть как духовный инстинкт, который помогает различать добро от зла. Например, в Библии совесть называется сердцем.

4. почему совесть хранит и оберегает общечеловеческие ценности?

Совесть хранит и оберегает общечеловеческие ценности тем, что не дает человеку пойти против них. Совесть помогает человеку контролировать свое поведение и поступать согласно общечеловеческим ценностям.

Совесть как мерило жизненных ценностей в русской литературе

Творцов русской литературы волновали не частные вопросы, а важнейшие, всеобщие. Совесть утверждалась писателями как основная мера всех событий и поступков. Не внешний жизненный успех, безбедное благополучие, а совесть как основа основ человеческого бытия.

Украинский писатель Иван Франко заметил, что «если произведения литературы европейской нам нравились, волновали наш эстетический вкус и нашу фантазию, то произведения русских мучили нас, задевали нашу совесть, пробуждали в нас человека».

Изучая основы русского миропонимания и русского способа бытия в мире, выдающийся русский философ И. В. Киреевский писал: «Западный человек искал развитием внешних средств облегчение тяжести внутренних недостатков. Русский человек стремился внутренним возвышением над внешними потребностями избегнуть тяжести внешних нужд».

Русская литература смысл своего существования видела в возжигании и поддерживании духовного огня в человеческих сердцах. Вот откуда идет признание совести мерилом всех жизненных ценностей. Свое творчество дореволюционные русские писатели сознавали порой как пророческое служение. Это чутко воспринял и точно выразил Н.А. Бердяев: «В русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира… Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью… Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской веры».

Е. Трубецкой справедливо отмечает, что «по содержанию нравственное сознание человечества меняется; стало быть, нравственные вопросы в различные эпохи могут и решаться неодинаково. Но, каковы бы ни были эти решения по содержанию, совесть всегда есть свидетельство о чем-то безусловно должном.

Понимание нравственной правды может меняться, но при этом остается неизменным один элемент нравственного сознания, это — наша уверенность, что есть что-то безусловно должное над нашими меняющимися мыслями о должном, есть какая-то норма, выражающая безотносительную и неизменную правду о должном. И этой норме должны следовать все, всегда, во всех предусматриваемых ею случаях. Это и есть основное предположение всякого нравственного сознания — то, о чем свидетельствует совесть. Можно заподозрить это свидетельство, можно его отвергнуть, можно признать его за иллюзию, но нельзя усомниться в одном: совесть как таковая есть утверждение безусловной и всеобщей правды над нами, притом правды жизненной, ибо вся наша жизнь должна ей следовать.

Голос совести представляет собой не более и не менее как отклик сознания на запрос, истекающий из самой глубины жизненного стремления».

ВОПРОСЫ

1. Сравните русское и западное миропонимание.

2. Пожалуйста, объясните своими словами утверждение Е. Трубецкого о том, что «голос совести представляет собой… отклик сознания на запрос, истекающий из самой глубины жизненного стремления».

Надежда. Стремление к трансцендентному

Латинское слово transcendens означает выходящий за пределы. Философы сказали бы — потусторонний, по самому существу своему недоступный познанию, находящийся за пределами всякого возможного опыта.

Идеологи марксистско-ленинской философии, на протяжении многих поколений владевшей умами людей, отрицали непознаваемость реально существующих вещей, допуская лишь фактическую непознанность на данной ступени исторического развития познания. В результате слишком многим из нас очень трудно «хотеть неба» вообще.

Другая причина состоит в том, что, когда такое желание появляется, мы его попросту не узнаем. Большинство людей, которые действительно научились бы заглядывать в глубины своего сердца, узнали бы, что то, чего они желают, и желают очень сильно, в этом мире обрести нельзя. Здесь много такого, что сулит нам желаемое, но эти обещания никогда не исполняются.

Страстная юношеская мечта о первой любви или о какой-то заморской стране, волнение, с которым мы беремся за дело, глубоко нас интересующее, не могут быть удовлетворены ни женитьбой, ни путешествием, ни активной учебой. Вот что по этому поводу пишет К.С. Льюис.

В первый момент, когда наша мечта — на пороге осуществления, нам кажется, что мы ухватили жар-птицу за ее яркое оперение, но уже в следующий момент она ускользает от нас. Я думаю, вы все понимаете, о чем я веду речь. Жена может быть прекрасной женой, гостиницы и пейзажи — просто отличными, а химия — невероятно интересным делом, но при всем при этом что-то ускользает от нас.

Существуют две неверные реакции на это и одна правильная.

1. Реакция глупца.Он винит всех и вся. Его не покидает мысль, что если бы он попробовал связать свою жизнь с другой женщиной или если бы отправился в более дорогое путешествие, то ему удалось бы поймать то таинственное нечто, которое ищем все мы. Большинство скучающих, разочарованных богатых людей относятся к этому типу. Всю свою жизнь переходят они от одной женщины к другой (оформляя разводы и новые браки), переезжают с континента на континент, меняют хобби, не теряя надежды, что вот это-то, наконец, настоящее, но разочарование неизменно постигает их.

2. Реакция утратившего иллюзии здравомыслящего человека.Он вскоре приходит к заключению, что все эти надежды были пустой мечтой. Конечно, говорит он, когда вы молоды, вы полны великих ожиданий. Но доживите до моего возраста, и вы оставите погоню за солнечным зайчиком. На этом он и успокаивается, учится не ожидать от жизни слишком многого и старается заглушить в себе голос, нашептывающий ему о волшебных далях. Такой подход к проблеме, конечно, гораздо лучше первого и приносит человеку больше счастья, а сам человек — меньше неприятностей обществу. Обычно он становится педантом, склонным покровительственно, снисходительно относиться к молодым. Но в целом жизнь протекает для него довольно гладко.

Это был бы наилучший путь, если бы нам не предстояло жить вечно. Но что, если безграничное счастье существует, ожидая нас где-то? Что, если человек действительно может поймать солнечный зайчик? В этом случае было бы очень печально обнаружить слишком поздно (сразу же после смерти), что своим так называемым здравым смыслом мы убили в себе право наслаждаться этим счастьем.

3. Реакция христианина.Христианин говорит: «Ничто живое не рождается на свет с такими желаниями, которые невозможно удовлетворить. Ребенок испытывает голод, но на то и пища, чтобы насытить его. Утенок хочет плавать — что ж, в его распоряжении вода. Люди испытывают влечение к противоположному полу — для этого существует половая близость. И если я нахожу в себе такое желание, которое ничто в мире не способно удовлетворить, это, вероятнее всего, можно объяснить тем, что я был создан для другого мира. Если ни одно из земных удовольствий не приносит мне подлинного ублаготворения, это не значит, что Вселенной присуще некое обманчивое начало.

Возможно, земные удовольствия и рассчитаны не на то, чтобы удовлетворить ненасытное желание, а на то, чтобы, возбуждая его, манить меня в даль, где и таится настоящее».

Нет смысла обращать внимание на людей, старающихся высмеять христианскую надежду о небе, говорящих, что им не хотелось бы провести всю вечность, играя на арфах. Этим людям надо ответить — если они не могут понять книг, написанных для взрослых, то не должны и рассуждать о них.

Все образы в Священном Писании (арфы, венцы, золото) — это просто попытка выразить невыразимое. Музыкальные инструменты упоминаются в Библии потому, что для многих людей (не для всех) музыка — это такое явление нашего мира, которое лучше всего передает чувство экстаза и бесконечности. Венцы или короны указывают на то, что люди, объединившиеся с Богом в вечности, разделят с Ним Его славу, силу и радость. Золото символизирует неподвластность неба времени (ведь металл этот не ржавеет) и его непреходящую ценность.

Люди, понимающие все эти символы буквально, с таким же успехом могли бы подумать, что, когда Иисус говорил нам, чтобы мы были как голуби, Он имел в виду, что мы должны нести яйца.

ВОПРОСЫ

1. Что означает слово «трансцендентный»?

2. Можно ли объять необъятное и какой-то мерой измерить бесконечное?

3. Можно ли человека, утратившего иллюзии, назвать пессимистом? Почему такой человек не способен поймать солнечный зайчик?

4. Какова реакция верующего человека на свое, возможно, нереализовавшееся счастье?

5. Знаете ли вы людей, которым удалось полностью реализовать свои надежды?

Солнечный зайчик — мой ангел-хранитель,
Он светлый и добрый, и нежный учитель.
Со мной от рожденья находится он.
Порою приходит, как радостный сон.
Но каждое краткое наше свиданье
Проходит, как доброе напоминанье:
«Всегда ль твоя совесть рядом с тобой?
Гремит ли она Иерихонской трубой?
Гремит ли она Иерихонской трубой,
Зовет ли за правду, за истину в бой?»

В.В.Климова

Цель урока:
Подвести учащихся к пониманию, что совесть — это отклик сознания на запрос, исходящего из глубины жизненного стремления.

Форма урока:
Свободный микрофон.

Задачи:

  1. Обучающие:
    Повторить тему » Что такое совесть».
    Знакомиться с тем, как трактуется понятие совести психологами, взглядом русских и зарубежных писателей, как о совести говорится в Притчах Соломона.
  2. Развивающие:
    Развивать интерес учащихся к проблемам совести, уметь анализировать различные примеры из жизни и литературы, рассуждать и давать свою оценку.
  3. Воспитывающие:
    Воспитывать доброе, совестливое отношение к людям, уметь оценивать свои поступки и дела с точки зрения справедливости, честности, благоразумия.

Ход урока:
I. Повторение темы «Что такое совесть?».
Ответить на вопросы: О чем свидетельствуют ученые, изучающие нравы и обычаи племен и народов, относительно совести?
(Учащиеся вспоминают пример из романа Валентина Иванова Русь изначальная» о поведении Ратибора при встрече с изображением неизвестного ему чужого бога)
Почему нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть?
(Трудно доверять человеку, который тебя обманывает, хитрит, ищет выгоду в каких-либо отношениях)
Пояснить своими словами смысл пословиц: «Совесть — не повесть, в архив не сдашь», «Кривой зеркала не любит», «Упавшего не считай за пропавшего».
(Совесть — или она есть, или её нет.
Никому не нравится, когда человека уличают в недобросовестном поведении или какого-либо дела.
Но бывает, что человек сам может оценить свой поступок и признать свою вину, т.е. он ошибся и повинился)
«Совесть без зубов, а загрызет» (Русская нар. пословица)

Попробуем сделать вывод, что такое совесть: инстинкт, воспитанное чувство, высокая духовность, заложенная от рождения?

II. Новое на уроке:
Сегодня мы рассмотрим взгляд психологов и писателей на проблему совести.
Как известно, психологи пытаются установить два момента:

  1. Совесть — природное свойство человека или плод воспитания, обусловленное жизненными условиями, в которых формируется человек;
  2. Совесть — проявление ума, воли, чувств человека или она является самостоятельной силой.

Рассмотрим несколько примеров. Если бы физические инстинкты диктовали совести, то совесть побуждала бы людей делать только то, что им выгодно и приятно.
Хочу вспомнить слова старца Нила Сорского из Кирилло-Белозерского монастыря. Он считал, что основная его цель — не умерщвление плоти, а внутреннее, нравственное совершенствование. Он писал: » У всех людей есть общий и вечный дар Творца — совесть, внутреннее, невольное влечение к добру, и, следуя этому врожденному влечению, человек всегда может спасти себя, на какой бы ступени нравственного падения он ни находился; ему нужна только твердая воля следовать внушениям своей совести».
Что вы думаете по поводу рассуждений Нила Сорского?
— Думаю, что не каждый человек может себя спасти сам, чаще ему требуется помощь другого человека.
С чем Нил Сорский связывает совесть человека?
— С тем, что совесть человеку дана Богом, с проявлением собственной воли и также с разумом, с чувствами.»
Следовательно: «Главный труд — воздвигать совесть к лучшему» (Нил Сорский)
Таким образом, можно сказать, что совесть не только говорит, но обязывает делать хорошее и избегать дурное.
Мучения совести образно описал А.С. Пушкин в драме «Скупой рыцарь»

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце;
Совесть — незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый, это — ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы.

И дальше с ужасом вспоминает старый рыцарь мольбы и стоны всех тех, кого он безжалостно обобрал. Вспомним драму А.С.Пушкина «Борис Годунов», когда царь произносит следующие слова: «Жалок тот, в ком совесть нечиста!»
Чем же сопровождаются порочные действия?
( Страхом, стыдом, душевными муками, сознанием, что ты поступил вопреки человечности, но не хватает смелости признаться в содеянном)
Какую роль во всем этом играет Разум?
(Он оценивает — умное или глупое, разумное или неразумное, целесообразное или нецелесообразное сделал человек. Возможно, совесть воздействует на разум с помощью моральных доводов, действуя независимо от разума.)
Что касается волевой стороны, то мы знаем, что часто воля борется с требованиями нравственного закона. Если бы человек проявлял свою волю в отношении совести, то между ними не было бы такой борьбы.
С чем же связана чувственная сторон совести?
(С нарушением требований нравственности нередко бывают связаны сильные душевные муки, от которых мы не можем избавиться, как бы ни желали и не старались.
Учащиеся приводят примеры из собственной жизни, связанные с отношениями с родителями, с друзьями, с одноклассниками и учителями)
Давайте рассмотрим еще один пример, взятый из жизни священника Арсения, который в советское время был репрессирован за свои религиозные убеждения. К нему однажды обратился заключенный, который сидел вместе с ним в одной тюрьме за уголовные преступления. В своей жизни он убивал, грабил, за что большую часть жизни провел в заключении. Серафим (так звали заключенного) хотел исповедаться перед отцом Арсением и приготовился все рассказать. Но, когда начал говорить, то искренней исповеди не получалось. Потерялась на исповеди связь с душой. И тогда о.Арсений решил ему помочь, сказал: » Вспомни, как умоляла тебя в лесу женщина пощадить, ты не пощадил, и разве потом не стыдился самого себя».
И в одно из мгновений Серафим понял, что все видит и знает о. Арсений. Не надо подбирать слов, чтобы показать себя. Кончил Серафим исповедь, отдал душу и самого себя в руки о.Арсения, стоит на коленях, лицо в слезах. Первый раз в жизни своей открыл самого себя, показал всю жизнь и ждал приговора, наказания, осуждения.»
Вспомним слова Нила Сорского : «… нужна только воля следовать внушениям своей совести».
Почему же не получилась сразу исповедь у Серафима? Ведь он сам попросил исповеди у о. Арсения?
Бывает иногда, признавая свою вину в чем-то, стараешься немного оправдать себя, мол, так сложились обстоятельства.
Чем помог ему о. Арсений?
Скорее всего, О.Арсений наугад напомнил ему преступление, а т.к. их было много, то Серафим понял, что Бог видит всё и нет смысла что-то скрывать, оправдываться, недосказываться

Был ли у Серафима мгновенный порыв признания своих преступлений или это была крайняя точка, кульминация, точившей давно его совесть?
А вот что говорится в Притчах Соломона: » Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни».
Как можно сформулировать вывод по тому, о чем мы с вами говорили?
Можно сказать, что совесть является обособленной от нас силой.
Я бы добавила, что совесть стоит выше человека и она господствует над разумом.
Но, немаловажное значение имеет воля, душа человека, а так же, как он воспитан. Иногда не хочется признаваться в чем-то, а на душе тяжело и родители замечают, что настроение у нас другое.

Русская литература смысл своего существования видела в поддержании духовности, нравственности в человеческих сердцах. Совесть — есть мерило всех жизненных ценностей. Иван Франко (украинский писатель, драматург) отмечал различие между западной и русской литературой. Если зарубежная литература «волновала наш эстетический вкус и нашу фантазию, то произведения русской литературы мучили нас, задевали нашу совесть, пробуждали в нас человека».
Н.А.Бердяев писал: «В русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира… Вся наша литература XIX в. ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира.».Ярким примером такой литературы являются произведения Ф.М.Достоевского ( романы «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание»).
Е.Трубецкой отмечает, что «по содержанию нравственное сознание человечества меняется…нравственные вопросы в различные эпохи могут и решаться неодинаково… Но голос совести представляет собой не более и не менее как отклик сознания на запрос, истекающий из самой глубины жизненного стремления».

Вывод:
Выскажите свое мнение по поводу нынешнего урока, что понравилось, что открыли для себя новое, с чем вы согласны или не согласны?
Отвечают учащиеся:

  • Меня этот урок заставляет заглянуть в себя.
  • Считаю, что нужно чаще обращаться к религии, чтобы лучше понимать жизненные истины.
  • Рассуждения о совести помогают обратить внимание на такие вещи, о которых не задумывался раньше.
  • Религия объединяет множество тем, которые на других уроках не обсудишь, не поговоришь, не подумаешь.
  • Думаю, что мы ответили на вопрос, поставленный в эпиграфе к уроку: «Всегда ль твоя совесть рядом с тобой?» А ведь иногда и покривишь душой. Значит совесть не заговорила, а только — разум подсказывал нужное решение.
  • Совесть всегда должна звать к борьбе за истину, за правду

Д/З:
Вспомнить некоторые ситуации, когда совесть не дает покоя человеку и заставляет его постоянно думать о содеянном или о каком-то происшествии по его вине. (Российский к/ф «Остров»)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *