Совмещенные 3 канона

К таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием.

Подготовка к Причащению включает в себя:

• Соблюдать пост и телесный (три дня воздерживаться от пищи животного происхождения), и духовный (читать Святое Евангелие, духовную литературу, воздерживаться от развлечений).
• Прочитать молитвенное правило, содержащееся в молитвословах (канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю и Последование ко Святому Причащению).
• Посещение вечернего Богослужения накануне Причастия чтобы исповедаться. (Полезная статья на эту тему) Таинству Причащения обязательно должно предшествовать Таинство Исповеди. Можно исповедаться утром на Божественной Литургии. Дети до 7 лет могут причащаться без исповеди.
• Соблюдать евхаристический пост (полное воздержание от пищи и пития с полуночи 00.00 до Святого Причащения).
• Курящие в день Причастия должны воздерживаться от курения.
• К Святой Чаше следует подходить с благоговением и осознанием своего недостоинства. Руки на груди сложить крестообразно – правую поверх левой. Подходя к Чаше перекреститься следует заранее, чтобы нечаянно не толкнуть Святыню. Назвать своё полное имя, данное при крещении. Осторожно принять Святые Дары, поцеловать край Чаши (низ) и без крестного знамения и целования икон спокойно отойти на запивку.
• После Причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от соблазнов, грехов и страстей.

Приготовление это (в церковной практике оно называется говением) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека.

Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота (воздержание от супружеских отношений) и ограничение в пищи (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения — мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.

В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволят обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению нужно прочитать:

три канона:

— канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу,
— канон молебный ко Пресвятой Богородице,
— канон Ангелу Хранителю

— и Последование ко Святому Причащению.

Примечание 1. Начинать молиться ко Святому Причащению нужно с начальных молитв. Мирянин читает левую половину со слов: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. » и далее по тексту.

Примечание 2. В православных молитвословах бывает можно встретить совмещенный канон ко святому Причащению, состоящий из трех. Обычно он имеет длинное название «Три канона в соединении: канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю» либо просто «Каноны, читаемые накануне Святого Причащения». Здесь нет противоречия. Можно выбрать: читать три канона по отдельности либо три канона в соединении и далее Последование ко Святому Причащению.

Накануне Причащения надо быть на вечернем богослужении. Если этого не произошло по зависящим от вас причинам, то постарайтесь сказать об этом священнику на исповеди.

После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и Последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Исповедь

Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, устно исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля – священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха и иметь искреннее намерение исправиться.

Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению.

Прочитайте также как правильно подготовиться к исповеди.

Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказать ему всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.

Правильнее исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к Таинству. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

Перед Святым Причащением и во время Причастия

Ещё до открытия царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Святых Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.

После Святого Причащения

До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Святого Причащения надо вести себя благоговейно и благочинно, дабы «достойно сохранить в себе Христа принятого».

Подготовка к Причащению на Светлой седмице

В документе «Об участии верных в Евхаристии» (Скачать), одобренном на Архиерейском Совещании РПЦ 3 февраля 2015 года, говорится о подготовке к причащению на Светлой седмице:

«Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. … Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития.

Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила.

Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. … Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко Святому Причащению».

Игумен Паисий (Савосин) отвечает на вопрос:

– Нужно ли строго готовиться к причастию, вычитывая все каноны и постясь, во время Светлой седмицы?

Для примера молитвенного правила могу привести практику Иоанно-Богословского монастыря в Пощупово, по которой за повечерие с канонами и за вечерние молитвы пропевается (вычитывается) дважды пасхальный час (имеется в канонниках и многих молитвословах), и потом собственно последование ко Святому Причащению. Относительно же поста… Как в Евангелии Спаситель говорит, «сыны чертога брачного не могут поститься, когда с ними жених»… А Светлая седмица… не такое ли это время? Но, если человек смущается, может накануне Причастия поужинать растительной пищей.

Особенности подготовки к Причащению для детей

Церковь не возбраняет делать существенные послабления детям. Правильнее всего будет в каждом конкретном случае советоваться со священником — памятуя при этом о главном: посещение храма, молитва, Причащение Святых Христовых Таин должны приносить ребенку радость, а не становиться тяжелой и нежеланной обязанностью.

В последнем случае с достижением определенного возраста внутренний протест, воспитывавшийся в ребенке не в меру усердными родителями, может излиться в самых неожиданных и неприятных формах.

Иеромонах Дорофей (Баранов):

«Прежде всего, желающий причаститься должен ясно для себя представлять, что такое Причастие, что это за событие в его жизни. Чтобы не получилось так: человек все правильно сделает, подготовится, попостится, прочитает все положенные молитвы, исповедуется, но самого главного так и не узнает, или не захочет узнать. Поэтому, если у Вас есть какие-либо недоуменные вопросы о том, что происходит во время литургии, что находится в Святой Чаше и преподается верующим, то обязательно их необходимо разрешить со священником заранее, до Причастия. Даже если человек продолжительное время ходит в храм и уже не раз причащался, все равно нужно честно задать себе вопрос, а правильно ли мы понимаем смысл церковных таинств (Причащения и исповеди) к которым приступаем.

Правильная подготовка к таинству Причащения в традиции Православной Церкви называется «говением». Обычно оно продолжается в течение трех или более (до недели) дней до Причастия. В эти дни человек готовит себя к встрече с Богом, которая произойдет во время Причастия. Бог может вселиться только в чистое сердце, поэтому основная цель подготовки — осознание своих грехов, исповедание их перед Богом и духовником и решимость оставить грехи (страсти), или, по крайней мере, начать с ними борьбу. Для этого необходимо на время говения решительно удалится от всего, что наполняет душу излишней суетой. Это не означает, что человек не должен ходить на работу, ничего не делать дома. Нет! Но: не смотреть телевизор, не ходить в шумные компании, не встречаться без необходимости с многочисленными знакомыми. Это все вполне по силам для любого и нужно для того, чтобы внимательно всмотреться в свое сердце и при помощи такого «инструмента» как совесть очищать его от всего того, что называется общим словом — грех.

Самым действенным средством для подготовки к встрече с Богом является молитва. Молитва — это разговор, общение с Богом, заключающееся в обращениях к Нему с просьбами: о прощении грехов, о помощи в борьбе со своими пороками и страстями, о милости в различных духовных и житейских нуждах. Перед Причастием обязательно читаются три канона, которые есть практически во всех молитвословах, а также Правило ко Святому Причащению. Если Вы не смогли самостоятельно найти эти молитвы, то нужно прямо с молитвословом подойти к священнику в храме и попросить его указать что именно нужно прочитать.

Чтобы спокойно и внимательно прочитать все положенные перед Причащением молитвы необходимо время. Если три канона и Правило ко Святому Причащению читать сразу вместе, то на это потребуется не менее полутора, даже до двух часов, особенно если человек не часто их читает и плохо знаком с текстом. Если же к этому присоединить еще и утренние или вечерние молитвы, то такое молитвенное напряжение может лишить человека и физических и духовных сил. Поэтому существует такая практика, что три канона читаются постепенно в течение нескольких дней перед Причастием, канон ко Причащению (из Правила ко Причащению) читается накануне вечером и после него молитвы на сон грядущим, а молитвы перед Причащением (из Правила ко Причащению) утром в день Причастия после обычных утренних молитв.

Вообще все «технические» вопросы по поводу подготовки к Причастию надо узнавать только у священника в храме. Этому может помешать Ваша робость, нерешительность или же недостаток времени у священника, но, так или иначе, при определенной настойчивости, можно все узнать. Главное — не обращать внимания на все смущения и недоумения (или, по-церковному, искушения), которые обязательно будут, но довериться Богу. Нужно молиться, чтобы Он довел нас до таинства Причастия, и таким образом исполнилось бы наше главное назначение, цель нашей жизни — соединение с Богом».

В настоящее время Церковь предоставляет решать вопрос о частоте Причащения и конкретной подготовке к нему священникам, духовникам. Именно с духовным отцом и надо согласовать, как часто причащаться, как долго и как строго говеть перед этим.

Кондак 1

Аз есмь пучина греха и блато всякия нечистоты, аз есмь хранилище всех злых и безместных деяний: увы мне, увы мне, Боже мой, увы мне, Творче и Создателю мой, увы мне, Свете души моея! Что возглаголю Ти, удаливший себе от лица Твоего, или что реку Ти, отвергший себе от очию света Твоего? Преступих бо заповедь Твою, якоже и Адам исперва, и николиже принесох Ти жертвы покаяния; ныне же, познав падение свое, из глубины души моея в покаянии зову Ти, Милостиво:

Помилуй мя, Господи Боже мой, и к покаянию призови мя, падшаго.

Икос 1

Бог мой еси Ты, Творец и Создатель мой, Хранитель живота моего и Заступник мой; аз же есмь создание Твое и дело руку Твоею. Но увы мне! Прародительный грех царствует во мне, и злая воля моя господствует надо мною, и аз, яко раб, выну работаю греху и тем прогневляю Тебе, Владыку и Бога моего; но, припадая Твоей благости, смиренно молю Тя, Щедре: Помилуй мя, Творче мой преславный. Помилуй мя, Создателю мой предивный. Помилуй мя, Боже мой Предвечный. Помилуй мя, Господи мой пребезсмертный. Помилуй мя, Владыко мой премилостивый. Помилуй мя, Царю мой прекрепкий. Помилуй мя, воззвавый мя от небытия в бытие. Помилуй мя, вдохнувый в тело мое дух безсмертия. Помилуй мя, почтый мя Своим образом и подобием. Помилуй мя, вознесый мя превыше всех видимых. Помилуй мя, даруяй мне ведение познавати Тя и любити Тя. Помилуй мя, животворяй мя Своею благодатию.

Помилуй мя, Господи Боже мой, и к покаянию призови мя, падшаго.

Кондак 2

Владыко мой и Господи, како приступлю к Тебе аз, погруженный грехми многими, коима очима воззрю на Тя, пресветлаго Творца моего, кое принесу Ти покаяние? Аще бо восплачуся, оскверню токмо землю слезами моими, аще воздохну, яко мытарь, непщую отягчити небеса. Обаче ж покаянием очисти мя от всякий скверны и душу мою уясни светом милостиваго лица Твоего, да радостно зову Ти: Аллилуиа.

Икос 2

Глаголы уст Твоих выну презревах, во след бо писаний Твоих николиже ходих, но со тщанием соблюдах волю диаволю, боюсь отягчить и в след злыя похоти моея усердно ходих; ныне же, горце познавый падение свое, со слезами ищу Тебе, незаходимаго Света моего, в покаянии зовя: Помилуй мя, беззакониих зачатаго. Помилуй мя, во гресех рожденнаго. Помилуй мя, блудно жизнь иждившаго. Помилуй мя, не радившаго о спасении своем. Помилуй мя, не тщащагося благоугождати Тебе. Помилуй мя, творящаго выну волю свою, паче же диаволю. Помилуй мя, удалившагося от Тебе, присносущнаго Света моего. Помилуй мя, заблуждшаго в пустыни страстей моих. Помилуй мя, отчуждившагося Твоея благодати. Помилуй мя, предавшаго душу свою во тьму греховную. Помилуй мя, преступника закона Твоего. Помилуй мя, нарушителя заповедей Твоих.

Помилуй мя, Господи Боже мой, и к покаянию призови мя, падшаго.

Кондак 3

Добро и праведно есть еже не удалитися от Тебе, Источника света, но тьма греховная, юже аз привлекох на себе злыми деянии моими, находит на мя, якоже нощь, и помрачающи душу мою, отводит мя от Тебе, Бога моего: но молю Тя, Создателю мой, блесни молниею и разжени мрак моих страстей, да во свете Твоем узрю свет, благодарственно поя: Аллилуиа.

Икос 3

Естество закона преидох, окаянный, согреших бо аз грехми, ихже нелеть и глаголати; но Ты, Боже, яко Сердцеведец и провидяй вся, не объяви моя тайная пред Ангелы Твоими, ниже вверзи мене в дебрь огненную, но, пощадив, прости ми вся злая сия, мною содеянная, вопиющему Ти: Помилуй мя, оскверненнаго грехи многими. Помилуй мя, вселившагося во ад вместо рая. Помилуй мя, возлюбльшаго паче тму, еже свет. Помилуй мя, ввергшагося во огненную пещь страстей. Помилуй мя, оскорбившего Тя неподобными глаголы. Помилуй мя, преслушавшаго Твоя повеления. Помилуй мя, осудившаго ближняго моего. Помилуй мя, оклеветавшаго брата моего. Помилуй мя, не воздавшаго Тебе обетов моих. Помилуй мя, не сохраншаго заповедей духовнаго моего отца. Помилуй мя, призывавшаго имя Твое всуе. Помилуй мя, ничтоже благо пред Тобою сотворшаго.

Помилуй мя, Господи Боже мой, и к покаянию призови мя, падшаго.

Кондак 4

Жизнь сущи и Источник жизни, Живоначальная Троице, Нераздельное и Неслитное Божество, Отче, Сыне и Душе Святый, призри на мя, сотвореннаго по образу и по подобию Твоему, обнови мой разум, слово исправи и дух мой освяти, да во обновленном трехчастном моем существе разумно пою: Аллилуиа.

Икос 4

Земля есмь аз и в землю отыду, от неяже взят есмь, якоже Сам глаголал еси, Создателю мой преславный, но прежде неже найдет смерть на мя, прежде еже вниду во гроб, взирая на беззаконную жизнь мою, со слезами зову Ти, Творцу моему: Помилуй мя, помраченнаго страстьми. Помилуй мя, заблуждающаго в путех моих. Помилуй мя, побеждающагося скупостию. Помилуй мя, снедаемаго завистию. Помилуй мя, согрешившаго Ти объядением без сытости. Помилуй мя, прогневавшаго Тя опивством чрезмерным. Помилуй мя, не напитавшаго алчущаго. Помилуй мя, не напоившаго жаждущаго. Помилуй мя, не любящаго брата моего. Помилуй мя, не почитавшаго некогда родителей своих. Помилуй мя, согрешившаго Ти делом, словом и помышлением. Помилуй мя, прогневавшаго Тя вольными и невольными злыми деянии моими.

Помилуй мя, Господи Боже мой, и к покаянию призови мя, падшаго.

Кондак 5

Идеже Ты хощеши, Всемогущий Боже, побеждается естества чин: естество мое выну влечет мя ко греху и порабощает мя, но Ты, яко Создатель естества, угаси греховная стремления его, обновив е росою благодати Твоея, да невозбранно пою Teбе: Аллилуиа.

Икос 5

Кто согреши когда, якоже согреших аз, окаянный? Коего греха не сотворих? Коего беззакония не содеях? Коего зла не вообразих в души моей? О люте мне, люте мне, что буду и где обрящуся аз? Но прежде онаго праведнаго воздаяния Твоего, смиренно молю Тя, Милостивый Боже, якоже отца блудный сын: Помилуй мя, окаяннаго. Помилуй мя, немилосерднаго. Помилуй мя, жестокаго. Помилуй мя, гневливаго. Помилуй мя, тщеславного. Помилуй мя, гордаго. Помилуй мя, сквернаго. Помилуй мя, блуднаго. Помилуй мя, коварнаго. Помилуй мя, памятозлобнаго. Помилуй мя, окамененнаго сердцем. Помилуй мя, сожженнаго совестию.

Помилуй мя, Господи Боже мой, и к покаянию призови мя, падшаго.

Кондак 6

Лучи благодати Твоея не скрый от мене, Творче и Создателю мой, но облистай мя ими, просвети милостивое лице Твое на мя, раба Твоего, и научи мя творити волю Твою, да во благих делех моих радостно пою Тебе, Небесному Отцу моему: Аллилуиа.

Икос 6

Мрачная и безлунная нощь греховнаго моего жития содела во мне многая множества прегрешений, иже отчуждиша мя от Тебе, Присносущнаго Света моего, и приблизиша мя ко аду преисподнейшему, егоже жжение и мрак ужасают мя и ныне. Райская же жилища Твоя, уготованная праведным, и блаженство в них живущих исполняют душу мою скорбию, яко удален есмь от сея присносущныя жизни. Но доколе жив есмь и дух мой во мне, не лишен есмь светлыя сия надежды, пламенея бо к Тебе любовию, от сердца зову Ти: Помилуй мя, лениваго. Помилуй мя, неблагодарнаго. Помилуй мя, празднословца. Помилуй мя, сквернословца. Помилуй мя, смехотворца. Помилуй мя, сребролюбца. Помилуй мя, клятвопреступника. Помилуй мя, пияницу. Помилуй мя, прекословнаго. Помилуй мя, непокориваго. Помилуй мя, лживаго. Помилуй мя, льстиваго.

Помилуй мя, Господи Боже мой, и к покаянию призови мя, падшаго.

Кондак 7

На небо очи мои возвожу и духом весь предстою Ти, Отче Небесный, но естество брения влечет мя долу, и грехи мнози влекут душу в преисподнюю. Ты же, Творче и Создателю мой, яко Всемогущий и Милосердый, обнови мя, да воспаряю выну горе, якоже орел, победно взывая Ти песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Око имам выну лукаво, мерзости и всякия нечистоты преисполнено, Боже мой и Творче: смотрях выну неподобная, прелестною красотою мира сего восхищахся и вдаях душу мою во всяку нечистоту. На доброту же вещей мира сего, от них же поучался бых познавати и любити Тя, николиже очима моима взирах, ныне же, егда померкнуша душевнеи мои очи, в слепоте духовней сый, зову Тебе, Свету моему: Помилуй мя, покаянно Тебе взывающаго. Помилуй мя, сокрушенным сердцем к Тебе припадающаго. Помилуй мя, верою Тебе покланяющагося. Помилуй мя, любовию Тебе молящагося. Помилуй мя, приносящаго Ти, яко слезы, глаголы моя. Помилуй мя и не отвержи мене от лица Твоего. Помилуй мя и подаждь ми источник слез, да плачуся дел моих горько. Помилуй мя и изведи душу мою из темницы страстей. Помилуй мя и дух прав обнови во утробе моей. Помилуй мя и возстави во мне образ Твой. Помилуй мя, Свете мой, и просвети душевнеи мои очи. Помилуй мя и сотвори мя храмом Твоего обитания.

Помилуй мя, Господи Боже мой, и к покаянию призови мя, падшаго.

Кондак 8

Пламень любве моея к Тебе, Создателю мой, не до конца еще угасе во мне, но дух мой выну пламенеет к Тебе, Первообразу моему: слезы умиления и радости о Тебе не изсохша еще во мне до конца, но, яко облако дождевное в засуху инде находят на мя и орошают мя; лукавство же, гнездящееся во мне, и суетность мира сего, окружающая мя, поглощают сия: обаче же, аще колиждо найдет на мя минута благодати, выну воспеваю Тебе, Источниче живота моего: Аллилуиа.

Икос 8

Разумом моим николиже достойная разумех. Разуме неуразуменный, выну же заблуждах в беспутиих жизни моея и предавах себе в руце разбойников, идее обнажиша мя одежды нетления, Юже дал ми еси при крещении моем, и ныне предстою Tи нагий и отпадший дружбы Твоея; обаче же дерзая, покаянно Тебе взываю: Помилуй мя и исправи путь мой пpeд Тобою. Помилуй мя и не вниди в суд с рабом Твоим. Помилуй мя и не презри мя, обнищавшаго благими делы. Помилуй мя и не воздаждь ми по делом моим в День Судный. Помилуй мя и очисти мя от всякаго действа диавола. Помилуй мя и остави ми множество грехов моих. Помилуй мя и свободи мя мучительства царствующих во мне страстей. Помилуй мя и настави мя на путь покаяния. Помилуй мя и подаждь ми разум творити волю Твою. Помилуй мя и взыщи мя, заблуждшее Твое овча. Помилуй мя и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада.

Помилуй мя. Господи Боже мой, и к покаянию призови мя, падшаго.

Кондак 9

Слово не довлеет ми, пречудный Царю и Господи, подаждь ми слезы покаяния и по сих слезы умиления, яко да ими омыю скверну души моея, юже аз оскверних злыми и безместными деянии моими, да в чистоте души моея радостно пою Тебе, Богу моему: Аллилуиа.

Икос 9

Тело мое питаю пространно, дух же мой истаявает гладом, о Господи мой, Господи! Даждь ми разумети мое беззаконие, даждь ми тщание насыщати дух мой благими делы, даждь ми поне отныне положити начало своего спасения, зовущему Ти во гладе своего духа: Помилуй мя, Мудросте недомыслимая. Помилуй мя, Божество неописанное. Помилуй мя, Сило непобедимая. Помилуй мя, Славо превознесенная. Помилуй мя, Красото пресветлая. Помилуй мя, Совершенство неизследимое. Помилуй мя, Высото недостижимая. Помилуй мя, Милосте безконечная. Помилуй мя, всемогущий Властителю. Помилуй мя, небесных чинов державный Повелителю. Помилуй мя, Трисолнечный и Трисиянный Свете. Помилуй мя, Отче, Сыне и Душе Святый.

Помилуй мя, Господи Боже мой, и к покаянию призови мя, падшаго.

Кондак 10

Утроба моя распалается к Тебе любовию, Творче небесе и земли, и дух мой возносится к Тебе в превыспренняя, но увы мне, увы! О окаянства моего и несовершенства! Вся сия погубляю во едином часе, преступив заповеди Твоя; обаче, аще и ратую греху, но пою Тебе: Аллилуиа.

Икос 10

Хищением и неправдою богат есмь аз, коварством и студодеянием порабощен, лжа и лесть не оскудеша от мене, завистию снедаюся и скупостию побеждаюся, и всем беззаконием, яко раб, усердно служу. Но Ты, Милостивый Создателю мой, отжени вся злая сия от мене, с любовию и трепетом в покаянии Тебе зовущаго: Помилуй мя, веселие мое и радование. Помилуй мя, надеждо моя преславная. Помилуй мя, сокровище мое нетленное. Помилуй мя, богатство мое неистощимое. Помилуй мя, просвещение ума моего и сердца. Помилуй мя, здравие души моея и телесе. Помилуй мя, Наставниче мой предобрый. Помилуй мя, Хранителю мой преблагий. Помилуй мя, истинное радование плачущих. Помилуй мя, прибежище наше и упование. Помилуй мя, изглаждаяй неподобная наша деяния. Помилуй мя, ограждаяй нас святыми Своими Ангелы.

Помилуй мя, Господи Боже мой, и к покаянию призови мя, падшаго.

Кондак 11

Целомудрие нарушив аз, окаянный, от начала дней юности моея, оттоле есмь смиренный раб сего греха. Кий вид его не сотворих, коего от сих беззаконий не содеях? Всякое чувство души моея и всякий уд телесе моего оскверних, растлих и непотребен сотворих; но молю Тя, незлобиве Господи, избави мя блудных страстей плоти моея, зовущаго Ти: Аллилуиа.

Икос 11

Чистоты душевныя не стяжах и душу мою во тму греховную предах: о люте мне, люте мне! Разбойник есмь аз души моея, израних бо ю до конца, и несть места цела в ней; совлекох ю одежды Боготканныя и облекох ю в ризу раздранную и оскверненную от окаянства моего? Что возглаголю Ти, Отче Щедрый, или что реку Ти во оправдание мое, Судие Праведнейший? Обаче же, яко навыкох, прошу у Тебе помилования, горце зовущи: Помилуй мя, пламенногорящая Любы. Помилуй мя, выну светящая Премудросте. Помилуй мя, Сокровище благих. Помилуй мя, жизни Подателю. Помилуй мя, везде Сый и вся исполняяй. Помилуй мя, творяй дивная чудеса. Помилуй мя, предведый не сущая яко сущая. Помилуй мя, не оставляяй нас посреде греха и смерти.Помилуй мя, оживляяй мертвыя духом. Помилуй мя, очищаяй оскверненныя совестию. Помилуй мя, призираяй на воздыхания наша к Тебе. Помилуй мя, полагаяй милость Свою на всех делех руку Твоею

Помилуй мя, Господи Боже мой, и к покаянию призови мя, падшаго.

Кондак 12

Широтою благодати Твоея, Триипостасный Боже, покрый моя согрешения, якоже покрыл еси древле согрешения ботоотца Давида, и приими мое покаяние, якоже приял еси покаяние Манассии царя, и призови мя, заблуждающаго в путех своих, якоже призвал еси гонителя Павла, и даждь ми с любовию выну воспевати Тебе: Аллилуиа.

Икос 12

Юность моя пройде в неразумии и начало живота моего в лености к добродетели. Не насадих бо тогда в сердце моем семена хлеба духовнаго, питающаго жизнь вечную, Боже мой и Господи, семена же терния и репия прилежно в себе посевах. Ныне же, егда прозябоша во мне вся злая сия, пронзают душу мою и ураняют сердце мое, и все естество мое исполняют болезнию. Умилосердися, о Боже мой, и попали огнем Божества Твоего вся греховная терния во мне, взывающем Ти 6олезненно: Помилуй мя, Отче Безначальне, Сыне Предвечне и Душе Присносущне. Помилуй мя, Троице Единосущная и Нераздельная. Помилуй мя, Триипостасная Державо. Помилуй мя, Нераздельное и Неслитное Божество. Помилуй мя, едино Царство и Господство. Помилуй мя, едина воля и хотение. Помилуй мя, Егоже боятся и трясутся Херувими. Помилуй мя, пред Нимиже закрывают лица своя страшнии Серафими. Помилуй мя, Егоже боится солнце и трепещет луна. Помилуй мя, пред Ним же дымятся горы и бегут вспять реки. Помилуй мя, пред Ним же всяко колено небесных, земных и преисподних преклоняется. Помилуй мя, Егоже вся тварь на небеси и на земли выну славословит.

Помилуй мя, Господи Боже мой, и к покаянию призови мя, падшаго.

Кондак 13

Яко Творец Всемогущий и Владыко незлобивый, не помяни моих беззакоий, имиже Тебе прогневах, делом, словом и помышлением, ведением и неведеием, вся мне, яко Бог милостив, прости и разреши от них, излей на мя, яко капли дождевныя, благодать Твою, да поне от ныне начну благоугождати Тебе, Создателю моему, выну воспевая: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

К таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием.

Подготовка к Причащению включает в себя:

• соблюдение поста перед Причастием;

• посещение вечернего богослужения накануне Причастия;

• прочтение определенного молитвенного правила;

• воздержание от пищи и пития в сам день Причастия, с полуночи до самого Причастия;

• допущение до Причастия священником на исповеди;

• присутствие на всем последовании Божественной литургии.

Приготовление это (в церковной практике оно называется говением) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека.

Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота (воздержание от супружеских отношений) и ограничение в пищи (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения — мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.

В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволят обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не всеутренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению нужно прочитать:

три канона:

— канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу,

— канон молебный ко Пресвятой Богородице,

— канон Ангелу Хранителю

— и Последование ко Святому Причащению.

Накануне Причащения надо быть на вечернем богослужении. Если этого не произошло по зависящим от вас причинам, то постарайтесь сказать об этом священнику на исповеди.

После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и Последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Перед Причащением необходима исповедь — вечером ли, или утром, перед литургией.

Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

Готовящийся причаститься должен заранее, до начала Литургии, прийти в храм.

Апостольские постановления четко говорят о порядке приступления ко Святым Дарам:
«… пусть причащается епископ, потом пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, певцы, аскеты, а между женщинами – диакониссы, девственницы, вдовицы, потом дети, а затем весь народ по порядку, со стыдливостью и благоговением, без шума».

Приняв Святые Тайны, следует не крестясь поцеловать край Чаши и тотчас отойти к столику, чтобы вкусить частицу антидора и запить теплотой. До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Святого Причащения надо вести себя благоговейно и благочинно, дабы «достойно сохранить в себе Христа принятого».

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Перенаправлено с Канон «Господом твоим») Перейти к: навигация, поиск

Индекс

Озарение, 2-VIII-2 Скажу очень важное. Канон выше «Господом твоим» — основание нового мира. Прежде читали: «И возрадовался дух Мой о Боге, Спасе моем», теперь же скажете: «И возрадовался дух мой о Боге, Спасе твоем». Торжественно Говорю — в этом спасение. «Господь твой, живи!» Так скажете каждому и, обменявшись Господом, пойдете к Единому. Там, где можно увязнуть, там можно мягко ступать, если без отрицания. Там, где можно задохнуться, там можно пройти, поминая «Господа твоего». Там, где почитание материи, там лишь ею можете пройти, но возвеличив земную материю до Космоса. Главное, не надо только привязанности к земле. Почему легенда о хождении Христа в ад? Учитель обратился в низших слоях астрального мира и сказал: «Почему мыслями о земле вечно себя к земле привязывать?» И многие возмутились и воспрянули выше. Так найдите Господа каждого и возвеличьте Его. Можно понять разумом, но важно — в улыбке духа. Когда самое трудное становится легким, как полет птиц, сами камни соединяются в свод — и каждому явится Христос-Каменщик.

Озарение, 2-IX-9 Друзья! Четыре камня положите в основание действий ваших. Первый — Почитание Иерархии. Второй — Сознание единения. Третий — Сознание соизмеримости. Четвертый — Применение Канона «Господом твоим». Для утверждения первого — призовите всю любовь вашу. Припомните из детства вашего лучшие улыбки, самые яркие лучи солнца и первую песнь птиц за окном. Для второго — облекитесь в оружие дня, достаньте доспехи ваших действий и освежите восприятие глотком трезвой воды. Для третьего — выберите в вашей рабочей комнате самую высшую и отвесную линию и назовите ее размером Плана. Все недовольства, раздражения и утомления прикладывайте мысленно к размеру мирового Плана — и, сравнивая, не найдете даже малейшего места для призрачных настроений. Для четвертого — представьте себе всю бесконечность звездного мира. Поистине, у Отца много домов, который из них запятнаем? Вспоминая данный канон, представьте, как из запертого дома выходите на свет. Так придет к вам все, в чем нуждаетесь. Начертайте на первом камне Голубя. На втором — Воина. На третьем — Колонну. На четвертом — Солнце.

Озарение, 3-III-5 Не кулак, но молот гвоздь заколачивает. Не лук, но стрела достигнет цели. Не «Моим Господом», но «Твоим».

Агни Йога, 570 Четыре начертания, давно данные: 1) Почитание Иерархии; 2) Сознание Единения; 3) Сознание Соизмеримости;4) Применение Канона «Господом твоим», — они дают основу разумия Теросу. Как он без них найдет, где путь Блага?!

Мир Огненный ч.3, 267 Силы Света, устремленные к мировому строительству, должны потому так огненно вооружаться против сил темных, которые стараются проникать в твердыню формулой — Господом твоим. На пути к Миру Огненному нужно твердить об этих опасностях, ибо много попыток проникнуть в твердыню Света.

Из Писем Е.И.Рерих

29.12.32 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 И еще – «Человек, чувствующий себя обиженным, привязывает себя к этой обиде и теряет подвижность мышления, теряя же подвижность, мы неминуемо тупеем. Ко всему следует применить соизмеримость, зная великие размеры построения! На каком месте будут обиды! Четыре основания, данные в начале Учения, должны быть всегда в памяти». Напомню их: 1) почитание Иерархии. 2) Единение. 3) Соизмеримость. 4) Канон «Господом твоим». Потому не будем оборачиваться в темный угол, где хранятся все допотопные привычки, отнимающие всякую радость.

24.11.32 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 Итак, в добрый час, начинайте собирать, широко применяя канон «Господом твоим», но сурово ограждайтесь от предателей, зараза от них велика, и мы обязаны уберечь от них всех, доверчиво пришедших под свод храма Культуры!

14.06.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 Лишь бы люди были неплохие и, главное, не предатели. Время сделает свой отбор. Помнить следует, что канон «Господом твоим» выше канона – «Господом моим».

08.11.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 Дать неподготовленному сознанию слишком много, все равно, что дать ребенку играть с заряженным револьвером. Потому подходите к каждому каноном «Господом твоим», осторожно направляя и расширяя его кругозор.

18.06.35 1 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 Так творите Ваше большое дело, мудро, бережно будя и зажигая сознания своих слушателей, помня всегда канон – «Господом твоим», именно, говоря со всеми по сознанию. Конечно, это тяжко. Как сказано: «если трудно вложить малый меч в большие ножны, то куда труднее большой меч вложить в малые ножны».

1937 2 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 «Канон выше – Господом твоим» означает, что этот канон выше (мудрее), нежели утверждение – «Господом моим». В первом звучит терпимость и вмещение, во втором таится зародыш исключительности и фанатизма.

11.02.38 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 Часы отдыха посвятите Учению и, где возможно, пытайтесь сеять добрые семена, всегда говоря по сознанию собеседника и не забывая о каноне «Господом твоим».

12.07.38 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 В Учении сказано о каноне Господом твоим, потому тем, которые, принимая Учение, не могут воспринять его Источника, или же тем, через кого оно передается, скажите, чтобы они и не тревожили себя этими вопросами. Пусть для них не будет ни Источника, ни посредников. Пусть лишь содержание Учения само говорит за себя.

26.01.39 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 Вы спрашиваете – «в каких случаях следует применять канон «Господом твоим” и в каких наш долг оказать сопротивление злу?» и как пример приводите молитву Христа о прощении преследователей Его, ибо они не знают, что делают. При этом Вы делаете вывод, что «если действия оправдывать (оценить) по сознанию действующего лица, не знающего, что его действия от тьмы, – тогда выходит, что как будто не следует такому злу сопротивляться, как и делал это Христос». На это отвечу, что прежде всего канон «Господом твоим» и непротивление злу – два совершенно различных понятия. Канон «Господом твоим» есть, иначе говоря, вмещение, но в то же время и соизмеримость; именно соизмеримость не допускает попустительства злу. Канон «Господом твоим» возможен для приложения там, где есть наличность добра, хотя бы и узко осознанного, но применение этого канона в отношении зла, как непротивление злу, явится не только попустительством, но и сотрудничеством во зле. Непротивление злу есть допущение вторжения хаоса, следствием чего часто происходят всевозможные бедствия и гибель множеств.

03.02.39 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955 Тревожат меня некоторые недоумения, возникающие вокруг Учения. Так, например, иногда и канон «Господом твоим» понимается как непротивление злу. Но нет большего заблуждения, нельзя смешивать два совершенно различные понятия. При таком понимании канон «Господом твоим» может обратиться в попустительство, в потворство злу.

29.01.1930 Е.И.Рерих американским сотрудникам Приближаются лишь те, кто прочно стоит на ступени, на которой начертано: «терпимость, вмещение, Господом твоим (в сущности все три являют одно понятие), терпение и соизмеримость».

29.12.1932 Е.И.Рерих американским сотрудникам Четыре основания, данные в начале Учения, должны быть всегда в памяти. Почитание Иерархии, Единение, Соизмеримость и Канон «Господом твоим». Так не будем же оборачиваться в темный угол, где хранятся все допотопные привычки, отнимающие всякую радость.

14.06.1934 Е.И.Рерих К.И.Стурэ Кроме того, не навязывая восточного происхождения Учения, всегда можно дать им прекрасные основы Живой Этики. Помните всегда канон «Господом Твоим».

17.08.1934 Е.И.Рерих Н.К. и Ю.Н. Рерихам Понимаю и чую всю тяготу Вашу, родные мои. Чеховщина всегда была для меня отвратительна. Да, нужен сдвиг сознания. Придется Вам очень поработать, идя каноном «Господом твоим».

30.08.1934 Е.И.Рерих Н.К. и Ю.Н. Рерихам Нужно будет действовать каноном «Господом твоим», и очень осторожно, и таким образом постепенно расчистить эти заросли.

14.06.1935 Е.И.Рерих американским сотрудникам Также очень одобряю политику Зины с Розенкрейцером. Именно дать ему высказаться и применить канон «Господом твоим».

24.07.1939 Е.И.Рерих А.И.Клизовскому Самое трудное, самое тонкое действо есть расширение сознания и, приступая к нему, необходимо вооружиться величайшею бережностью, терпимостью и терпением. Дать больше того, что сознание данного человека может вместить, равносильно тому, что навсегда закрыть перед ним свет истины. Канон «Господом твоим» остается во всей своей силе.

Е.И.Рерих от 26.1.1939г.: «Но канон «Господом твоим” в жизни должен быть применяем почти на каждом шагу. При каждом собеседовании, когда нет объединения сознаний, наша первая обязанность не разъярять собеседника противоречием и порицанием его убеждений, но, начав с лучших возможностей его и исходя от уровня его сознания, постепенно и терпеливо мы должны расширять его горизонт. Так, говоря с мусульманином, Вы не начнете с восхваления Вл. Будды или же с унижения Магомета, но обменяетесь с ним всем тем прекрасным, что имеется в его религии, и, при случае, глубже и шире поясните значение некоторых речений Магомета, которые входят в сокровищницу мировой мудрости. Так и во всех прочих жизненных явлениях. Не будете же Вы говорить ярому шовинисту против его страны, но найдете все лучшие выражения и качества его народа и укажете ему новые пути развития его особых качеств. Выказанная Вами широта понятия народных выражений сгладит представление шовинизма, и неожиданно для себя ограниченное сознание начнет звучать на ноту вмещения. Так вовремя нужно учиться вести беседы без вражды, но дружелюбно оценивая своего собеседника. Именно вести их с ТЕРПЕНИЕМ и уважением к противнику, не допуская ни раздражения, ни насмешки и проч. недостойных приемов. В каждой беседе нужно уметь жертвовать собою, своим знанием, не кичиться своею просвещенностью. Помните, как в Учении сказано, что лишь напыщенность невежества любит разложить по окошкам сухие веточки своего знания, но истинно знающий не боится отрезать ломоть своего знания там, где оно может подавить и принизить собеседника. Таким образом, и канон «Господом твоим” есть проявление самопожертвования, без которого ничто не может быть достигнуто».

Из других источников

  • Канон «Господом твоим»
  • Господом твоим — к кому применять ?
  • «Господом твоим»
  • Малая правда vs «Господом твоим»
  • Канон «Господом твоим»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *