Современная культура и православие

  • УЙДИ ОТ МЕНЯ, ГОСПОДИ…
  • НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ГОРЕНИИ ДУХА
  • КАК ОТНОСИТЬСЯ К БЕЗДЕТНОСТИ?
  • РАЗМЫШЛЯЯ НАД ИСЦЕЛЕНИЕМ КРОВОТОЧИВОЙ
  • Человек из настоящей жизни приходит в детдом
  • НОВОПРЕСТАВЛЕННЫЙ НИКОЛАЙ КАРАЧЕНЦОВ: УНИКАЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК И БОЕЦ
  • СТРЕЛЯЮЩАЯ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • РАЗРЕШЕНИЕ НЕ ГРЕШИТЬ
  • ДАХАУ
  • НЕЖДАННАЯ ГОСТЬЯ: ОЧЕНЬ ЛИЧНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О СМЕРТИ
  • О СМЕРТИ, ВОСКРЕСЕНИИ И ПРОЩЕНИИ
  • НАШИ ДЕТИ ПИШУТ НА СТЕНАХ: «ПРОШУ НЕМНОЖКО ЛЮБВИ! Я ПОГИБАЮ»
  • ПРО СМЕРТЬ. РАКУРСЫ
  • «ТОЧНО СНА ЖДУ…»
  • МОЯ ПСИХОТРАВМА
  • «ЧЕМ ГЛУБЖЕ СКОРБЬ, ТЕМ БЛИЖЕ БОГ»
  • «Две трети меня были мертвы»
  • БОГ ПОДАРИЛ НАМ ЦЕЛЫЙ КАРАВАЙ, ЧТОБЫ МЫ НЕ ТРЕБОВАЛИ ВЕРНУТЬ СЕБЕ КРОШКУ
  • ПУСТЫЕ МЫСЛИ ИЗНУРЯЮТ ДУШУ
  • ЛЮБОВЬ И ВЕРНОСТЬ
  • ОТ КАРЛИКА ДО ВЕЛИКАНА
  • ИЗРЕЧЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА
  • СВЯЩЕННЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О МУЧЕНИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ КО ХРИСТУ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПЕТРА
  • «Я ПОЩУСЬ И МОЛЮСЬ, НО ВСЕ РАВНО НА ГРАНИ РАЗВОДА»
  • РАЙ: ЖАЖДА ИЗГНАННИКА
  • ЖИТЬ НАСТОЯЩИМ
  • У МЕНЯ ЕСТЬ СВИДЕТЕЛЬ
  • РЕАНИМАЦИЯ И АНГЕЛЫ, ИЛИ ПРОГУЛКА ПО КРАЮ БЕЗДНЫ
  • СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА КРЫМСКИЙ: ДОКТОР В КОМАНДИРОВКЕ
  • СТАРОСТЬ
  • МОРЕ, МАМА И РЕБЕНОК: СПАСТИСЬ ОТ УСТАЛОСТИ
  • Почему подростки хотят убивать и что с этим делать
  • КАК УКРЕПИТЬ ВЕРУ: ДЕСЯТЬ НАСТАВЛЕНИЙ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ
  • Для меня тюрьма была во благо…
  • ЧУТКОСТЬ
  • «Я сам лежал с ребенком в больнице, тогда я понял, что схожу с ума от его боли»
  • «ВСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТЦА ВЕНЕДИКТА БЫЛА ПРОНИЗАНА ПОИСКОМ ВОЛИ БОЖИЕЙ»
  • ЛЮДМИЛА, ВЕРА, НАДЕЖДА, ИРИНА, ВЕРА
  • Великий канон Андрея Критского: от отчаяния к надежде
  • Поминовение усопших – лучи света в мрачное царство мертвых
  • Александрина Муравьева: жизнь во имя мужа
  • ПРИБЛИЖЕНИЕ К МОЛИТВЕ ГОСПОДНЕЙ
  • НЕУЗНАННОЕ ВЕЛИЧИЕ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
  • Я мама вечно шестимесячного сына
  • РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО: КАК ОЩУТИТЬ РАДОСТЬ ПРАЗДНИКА
  • МЕТАФОРЫ ОТЧАЯНИЯ
  • ЧТО ЗНАЧИТ ЖИТЬ «ПРАВДЫ РАДИ»
  • БОЛЬ
  • ЕСТЬ ЛИ ЛЮБОВЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
  • СПОСОБ СПАСЕНИЯ – ЖИЗНЬ
  • О СМИРЕНИИ И БДИТЕЛЬНОСТИ
  • РОДИТЕЛЬСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ
  • Они пришли в школу и сказали: “Ты сейчас поедешь в детский дом”
  • Когда завянут помидоры. Мужские размышления о главной причине разводов
  • Чем хорош инсульт
  • Как выжить в тюрьме? Советы православного священника
  • КАК ЖИТЬ?
  • Архимандрит Андрей (Конанос): Хорошая новость – ты попадешь в рай!
  • АУЕ – огромная проблема, не надо думать, что это пройдет само
  • Архимандрит Андрей (Конанос): Господь задает нам ритм, при котором всё происходит вовремя
  • «Меня удочерили. Мне нравится говорить об этом людям»
  • Две недели слез и протестов: первоклассник пошел в школу
  • КАК ДЕВОЧКА УЧИТСЯ БЫТЬ ЖЕНОЙ И МАТЕРЬЮ?
  • 10 ежедневных правил афонского старца Лазаря (Деминского)
  • Человек, больной БАС, спасает людей от самоубийства
  • Слова поддержки, которые ранят
  • Самоубийцы, вернувшиеся с того света
  • «ПРОСТИ МЕНЯ, СЫНОК!»
  • Как пережить смерть ребенка?
  • «Я никогда не думал, что можно бросить раненого на поле боя»
  • Иоанн Предтеча отвечает на вопросы
  • Семья инвалида: как избежать гиперопеки и выстроить партнерство
  • ГОСПОДИ, НАУЧИ ПОМНИТЬ О ТЕБЕ
  • ГДЕ СЕЙЧАС БОГ?
  • Св. Амфилохий Почаевский: врач-исповедник в сумасшедшем доме
  • «Разве ты оставлен?»
  • ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО И ОДИНОЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Чувство вины перед умершим близким: как в нем разобраться?
  • ОДИННАДЦАТЫЙ ЧАС
  • Я просто устал
  • Если мама стала инвалидом: что происходит с жизнью ее ребенка?
  • ЧЕТЫРЕ ЗАКОНА, ПО КОТОРЫМ ХРИСТОС БУДЕТ СУДИТЬ МИР
  • Соборование: выздороветь и воскреснуть
  • Школа пациента: спрашиваем онкологов про облучение
  • Мой туберкулез: я готовилась к смерти
  • Диагноз «онкология»: приготовьтесь к лечению
  • Отец-одиночка: пособие по выживанию
  • «ИСПОВЕДИ БЫВШИХ» — НОВАЯ ФОРМА АТАКИ НА ЦЕРКОВЬ
  • СМЕРТЬ ЕСТЬ ЖИЗНЬ
  • ОРИЕНТИРЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
  • ЕСЛИ ТЫ ОКАЗАЛСЯ ЗА БОРТОМ ЖИЗНИ
  • «ХИМИК», СААД И «БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ»
  • «Я УЗНАЛ, ЧТО РЯДОМ ВСЕГДА ЕСТЬ ГОСПОДЬ»
  • Почему память ребенка о кровной семье может помешать усыновлению?
  • Убивает не виртуальность, убивает одиночество и бессмысленность
  • ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ОТЦА ВАСИЛИЯ ЕРМАКОВА
  • АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ ОБ УМНЫХ ЛЮДЯХ И УМНЫХ ДУШАХ
  • НОВОМУЧЕНИКИ
  • МОЛИТВА МЫТАРЯ
  • ЦЕРКОВЬ – ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ ТЕЛА ХРИСТОВА
  • СТАРЕЦ ПОРФИРИЙ: «УНЫНИЯ НЕТ. ЕСТЬ ЭГОИЗМ»
  • ЕСЛИ БЫ У МЕНЯ БЫЛ ТАКОЙ МУЖ…
  • ПИСЬМО СЕБЕ
  • Любовь и саркома: пока смерть не разлучит
  • Быть счастливым или страдать: трудный выбор родителей детей-инвалидов
  • ПОЛЬЗА ЧАСТОЙ ИСПОВЕДИ
  • ДЛЯ ЧЕГО УБИЛИ ГРИГОРИЯ РАСПУТИНА?
  • «НЕ ЗНАЮ, БАТЮШКА…», ИЛИ О НАВЫКЕ ОСМЫСЛЕННОЙ ЖИЗНИ
  • ПОДВИЗАЙТЕСЬ, ПОТОМУ ЧТО МЫ ПОГИБАЕМ
  • ЧТО ВПЕРЕДИ?
  • ЯЗЫК ДОБРОДЕТЕЛИ
  • НА КРАЮ БЕЗДНЫ
  • В ПРЕДДВЕРИИ РОЖДЕСТВА
  • КОГДА ПОСЛУШАНИЕ – ПУНКТ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ
  • ЭТИ ПЯТЬ СЛОВ РАЗВЕДУТ НЕБЕСА
  • В ТВОЕМ СЕРДЦЕ ИСТОЧНИК РАДОСТИ
  • СЕРДЦЕ ЧИСТО СОЗИЖДИ ВО МНЕ
  • СИЛА, КОТОРУЮ ДАЕТ НАМ ХРИСТОС
  • ДАВИД И ГОЛИАФ
  • СИЛА АФОНА
  • О ВИДАХ СЛЕЗ
  • Сестра милосердия: «За больного я отвечаю перед Богом»
  • Чувство вины перед умершим близким: как в нем разобраться?
  • ПОСЛУШНИЦА СВОЕГО СЫНА
  • «ОБРЕСТИ ЖИВУЮ СВЯЗЬ СО ХРИСТОМ – САМОЕ ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ»
  • ЧТОБЫ ДУША НЕ ОСТЫВАЛА
  • МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО, ЧИТАЕМОЕ ВО ВРЕМЯ ИСКУШЕНИЙ
  • СОВЕТЫ СУПРУГАМ И РОДИТЕЛЯМ
  • Варя Ильяшенко – в жизнь вечную!
  • Матушка Мария Ильяшенко: «Никогда не надо решать серьезные проблемы вечером»
  • КАПУЛЕТТИ & МОНТЕККИ
  • СЕМЕЙНАЯ ДРАМА ЦАРЯ ДАВИДА
  • ВСПОМНИ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ СВОЕ, ЧЕЛОВЕК!
  • ЕПИСКОП СМОЛЕНСКИЙ И ВЯЗЕМСКИЙ ПАНТЕЛЕИМОН: «ПУСТЬ НАС СЧИТАЮТ ДУРАКАМИ, БЕЗУМЦАМИ И СУМАСШЕДШИМИ»
  • ЗА ЗАВЕСОЙ МИРА СЕГО
  • О САМОМ ГЛАВНОМ: ЧТО ВЕДЕТ ЧЕЛОВЕКА К САМОУБИЙСТВУ?
  • ОТ БАНДИТА ДО ПРЕПОДОБНОГО
  • РЕЛИГИЯ РАДОСТИ
  • ДЕТИ ВЗРОСЛЫМ НЕ НУЖНЫ
  • Ты никогда не проиграешь, если будешь собой
  • Небьющееся сердце матери
  • «НЕ СМЕЙТЕ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ С “РАЗВЕНЧАНИЕМ”!»
  • ЖЕНИТЬБА ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ
  • ПРЕТЕРПЕВШИЕ ДО КОНЦА
  • «С ЧЕМ Я ПРИДУ К БОГУ?»
  • ИГРЫ УМА
  • ХОЧУ В РАЙ
  • Смерть – лишь временная разлука
  • НЕСЛУЧАЙНОЕ СОВПАДЕНИЕ
  • «Я СЧАСТЛИВ, МОЙ АНГЕЛОЧЕК!»
  • ПСИХОЛОГИЯ НАДЕЖДЫ
  • ХРИСТИАНИН НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ТРУСОМ (+ВИДЕО)
  • СЛУГА ПОСЛЕДНЕГО ЦАРЯ
  • 3 греха большого города
  • Отлучили от причастия: причины, каноны и опасности
  • КАК ДОСТИЧЬ БЕССТРАСТИЯ
  • ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ О БОРЬБЕ СО СТРАСТЯМИ
  • КАК УЗНАТЬ ВОЛЮ БОЖИЮ
  • ТО, ЧТО НЕ СЛЫШНО В ШУМЕ ОБЫЧНОГО ДНЯ
  • О ДОВЕРИИ БОГУ
  • «НЕ СКОРБИТЕ, ЯКОЖЕ И ПРОЧИИ НЕ ИМУЩИЕ УПОВАНИЯ» (1 ФЕС. 4: 13)
  • ЖИТЕЙСКОЕ МОРЕ
  • ПЕРЕД ЛИЦОМ ЖИЗНИ
  • Восприятие смерти в детстве
  • МАТЬ НИКТО НЕ ЗАМЕНИТ
  • ОБРАЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
  • «ХЛЭБ»
  • О ПРАВОСЛАВНОМ РОМАНТИЗМЕ
  • РЕШЕНИЕ ВСТУПИТЬ В БРАК (+ВИДЕО)
  • КАНАДА: «ПРАВО НА УХОД ИЗ ЖИЗНИ» КАК ПРИНУЖДЕНИЕ
  • БУДЕТ СЧАСТЬЕ
  • КРИК О ЛЮБВИ
  • КАК ОТЕЦ КИРИЛЛ ПОМОГ НАМ ПРАДЕДА НАЙТИ
  • ДЕНЬ, КОГДА ПРЕКЛОНИЛИСЬ НЕБЕСА
  • СОРАСПЯТИЕ ЧЕЛОВЕКУ В ЕГО БЕДЕ
  • «БЛОХИНВАЛЬД»
  • НЕ СПЕШИТЕ ОСУЖДАТЬ
  • ВЕТОЧКА ВЕРБЫ
  • КАК ЗА ОДНУ НОЧЬ ПОСТРОИЛИ ЦЕРКОВЬ И О ДРУГИХ ЧУДЕСАХ
  • УЧАСТНИКИ ВЕЧНОЙ ПАСХИ
  • РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА: ВСПОМНИМ О ЖИВЫХ
  • СУД СТАРЦА
  • МЕСТО ВСТРЕЧИ. КРЕСТ
  • КОГДА ТЫ РАСПЯТ, ТО ЧУВСТВУЕШЬ ВСЕМИРНУЮ БОЛЬ
  • ВЕРНУВШИСЬ С ТОГО СВЕТА
  • СМЕРТЬ КАК ЖИЗНЬ
  • КАК СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ БОРОТЬСЯ СО СТРАСТЯМИ
  • НАЗИДАНИЕ СМЕРТЬЮ
  • НЕ БУДЬТЕ РАВНОДУШНЫМИ
  • МУДРЫЙ СОВЕТ АВВЫ ПИМЕНА
  • «Я ВЕЧНЫЙ ТВОЙ ДОЛЖНИК»
  • «ПОМНИТЕ УЗНИКОВ» (ЕВР. 13: 3)
  • МОЛИТВА МАТЕРИ
  • «МЫ УВИДЕЛИ СИЛУ МОЛИТВЫ»
  • Как прожить без инфаркта и инсульта. Лекция врача Антона Родионова (+видео)
  • «Бить или не бить жену?» – пугает сам вопрос
  • МОСТ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И БОГОМ
  • СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО ИСТОРИИ (+ВИДЕО)
  • «МЫ ЕГО ТАК И ЗВАЛИ: ДОКТОР АЙБОЛИТ»
  • ПРАПРАДЕДУШКА СТЕФАН, НОВОМУЧЕНИК
  • ПОДВИГ НОВОМУЧЕНИКОВ – УРОК НАМ
  • СКОРБНЫЙ ПУТЬ ЖЕН НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ
  • ЦАРСТВЕННАЯ ИНОКИНЯ
  • «САМЫЕ БОЛЬШИЕ РАНЫ ЧЕЛОВЕКУ НАНОСЯТСЯ ДОМА!»
  • СТАРЕЦ ИЛИЙ: «НЕЛЬЗЯ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ БЕЗ БОГА» (+ВИДЕО)
  • СТАРЕЦ ИЛИЙ: «ОСЛАБЛЕНИЕ СЕМЬИ ГРОЗИТ УЖАСНЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ»
  • «ОН ИСКАЛ ГЛАВНОГО – МОЛИТВЫ, СОЕДИНЯЮЩЕЙ С БОГОМ»
  • Солнце не должно дважды вставать над роженицей
  • Домашние роды – авантюризм или рассудительность? Право выбора
  • Домашние роды: неоправданный риск или правильная мода?
  • История одной жертвы
  • Иеромонах Фотий победил в шоу «Голос»
  • НЕ БОЙСЯ РАДОВАТЬСЯ
  • СТАРШАЯ СЕСТРА
  • Болезнь и пчелы
  • «Хорошо уже не будет никогда?» – разговор с кризисным психологом
  • Декабрьская поземка
  • Ступени молитвы
  • Я помолюсь!
  • ЭВТАНАЗИЯ И «САМОУБИЙСТВО ПРИ ВРАЧЕБНОМ СОДЕЙСТВИИ»
  • О СМЕРТИ МУЖА
  • «А У НЕЕ ПАПА СВЯЩЕННИК»
  • ДА НЕ БУДЕМ РАБАМИ ГРЕХА!
  • Ключ, отверзающий небесные врата
  • ТРУДНЫЕ КРУГИ
  • ПИСЬМО-УТЕШЕНИЕ В ТЯЖЕЛЫЕ МИНУТЫ ОТЧАЯНИЯ
  • ЖЕНА ПИЛАТА
  • «Со страхом Божиим и верою…»
  • Задача номер один
  • Хочу жить вечно
  • В БОЛЬНИЦЕ. РАССКАЗЫ ИЗ ЦИКЛА «КАПЕЛЬКИ ВЕЧНОСТИ»
  • РЕАНИМАТОЛОГ-МИССИОНЕР
  • УКРОТИ СЕБЯ!
  • Best друг
  • Подарок длиною в жизнь
  • Перед тем, как признаться в любви
  • ШЕЛ К БОГУ ЧЕЛОВЕК
  • ПУТИ ГОСПОДНИ
  • ДУХОВНИК
  • Горшочек, не вари!
  • Институтки
  • О христианском чтении
  • О промысле Божием
  • О том, что мешает нам быть с Богом
  • Я ДЛЯ ТЕБЯ ВАЖНЕЕ ИЛИ БОГ?!
  • БАСТИОННАЯ, 120
  • Предчувствие рая
  • Карта хаоса
  • Корпорация «Бессмертие»
  • Архиепископ и хирург
  • Мученик Великой Любви
  • Святые жены
  • БОГОСЛОВСКАЯ ОЦЕНКА И ЭККЛЕСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРЕМАЦИИ МЕРТВЫХ
  • ХОРОНИТЬ НЕЛЬЗЯ КРЕМИРОВАТЬ: ВЗГЛЯД ЦЕРКВИ
  • ЧЕСТНОСТЬ
  • НЕСКОЛЬКО ПРОСТЫХ ИСТОРИЙ
  • Только вместе
  • Только не по-моему
  • ИНСПЕКТОР ДПС ПОГИБ, СПАСАЯ ВРАЧА
  • «МЕНЯ ОТЕЦ УЧИЛ: “ВСЁ НАДО ДЕЛАТЬ С СЕРДЦЕМ”»
  • КАК НЕ ВОСПИТАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ В ВЕРЕ И БЛАГОЧЕСТИИ
  • НЕ ПРОДАЕТСЯ
  • «ГДЕ ДВОЕ ИЛИ ТРОЕ…»
  • МОЛИТВА ДЕЛАЕТ ЛЮДЕЙ КРАСИВЫМИ
  • МОГУЧЕЕ, ЛИХОЕ ПЛЕМЯ…
  • Отец Димитрий
  • Жить в надежде на Бога
  • ЗЛАЯ ЕГОРОВНА
  • СПРАШИВАЮ У ДУХА: «ТЫ КТО?» И ТАРЕЛОЧКА ПОКАЗЫВАЕТ: «ЗЛО»
  • ЗАГОВОР МОЛЧАНИЯ
  • ТВОЮ СМЕРТЬ УВИДИТ ВЕСЬ МИР
  • ПРИКОСНОВЕНИЕ К ТАЙНЕ
  • Между нами, женихами
  • Два пути спасения
  • Сила и немощь Церкви
  • Повторение очевидного или развенчание логики роботов
  • Десант ойкуменской битвы
  • О чём плачут мужчины
  • Цветок над бездной
  • Деньги вперёд
  • Чужой среди своих
  • Два Завета
  • БЛАГОЧЕСТИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К УМЕРШИМ – ЭТО ПРОДОЛЖЕНИЕ ПЯТОЙ ЗАПОВЕДИ
  • ВО ЧТО ВЕРОВАЛ ЭЙНШТЕЙН?
  • Дорога в Эммаус: туда и обратно
  • ЛОВУШКА КОМФОРТА
  • ХРИСТИАНЕ В ОРАНЖЕРЕЕ НЕ РОЖДАЮТСЯ
  • ВРЕМЕННО НЕДОСТУПЕН
  • ЛЕВИАФАН
  • РАДИ ИОНЫ НА МОРЕ БУРЯ
  • РАДИАЦИЯ МЫСЛИ
  • Две истории о таинстве смерти
  • ТРИЖДЫ РАЗВЕДЕННЫЙ ПСИХОЛОГ ПОМОЖЕТ СОЗДАТЬ СЧАСТЛИВУЮ СЕМЬЮ
  • «Какие хорошие люди…»
  • Эпилепсия
  • Бунт клещей
  • Моя фабрика идолов
  • Жизнь как откровение
  • Перед зеркалом
  • Скучная работа?
  • Рассказы иеромонаха Романа (Кропотова)
  • Метаморфозы грусти
  • Mарт: свежевыкрашенная скамейка
  • Повторение очевидного или развенчание логики роботов
  • Суд по правде
  • Маленькая роль первого плана
  • Два разбойника
  • «…И Он всё разрулит»
  • Косая черта
  • Кому нужна диета?
  • Сила мысли
  • Лёгкий полёт души
  • Рассказы старца
  • Как горят рукописи
  • Может ли стать счастливым приемный ребенок?
  • Что происходит в семье, если кто-то заболевает?
  • Как пережить смерть близкого человека?
  • У Бога нет мертвых
  • Память смертная
  • Крыса
  • Стать неофитом
  • Встреча
  • Жизнь как богослужение
  • Дойдет лишь идущий
  • Я никогда не был один…
  • Чудеса в колесе
  • Разговор в другом измерении
  • Митрополит Антоний Сурожский. Духовное путешествие. Размышление перед Великим постом.
  • Приготовительные «недели» к Великому посту
  • «Не родись красивой…»
  • Любит? не любит…
  • «Лучшая защита веры – это жизнь по вере»
  • Комната слов
  • Слишком много Рождества
  • Священник Павел Флоренский
  • Время дарить
  • Можно ли быть хорошим и не спастись?
  • Мера ответственности священника – предельная. (священник Андрей Лоргус)
  • Проклятье, которого не было. Церковь и Толстой: история отношений
  • Православный взгляд на онкологию. (прот. Сергий Филимонов)
  • ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЕ БОГА СЛОВА (+ВИДЕО)
  • В ладони Господней
  • Улыбка Рождества
  • Внутри калейдоскопа
  • Мы в ответе за чудо
  • Разорвать цепь предательств
  • Путешествия Маленького принца по планетам моей жизни
  • Моя святость
  • Древо жизни
  • «С первой болью пробуждается душа»
  • Ненайденный путь к сердцу атеиста
  • О происхождении душ человеческих
  • О естестве и назначении души. Душа
  • Изложение заповедей, соблюдением которых можно спасти душу
  • Блез Паскаль
  • Два солдата
  • Очень серьёзное дело
  • Ни иудея, ни эллина?
  • «Что ты имела в виду?»
  • Дело всей жизни
  • Куда приводят мечты
  • После травмы
  • О СМЕРТИ. Из наследия Оптинских старцев
  • Петр Калиновский. Переход. Последняя болезнь, смерть и после
  • «Все люди одинаково дети Отца Небесного»
  • Второй пилот
  • Как заставить жену бояться?
  • «Развяжи мне язык…»
  • «Их будут разглядывать ангелы»
  • Каждому по делам его
  • ДЛЯ МУЧЕНИКОВ КОНЧИНА – РАДОСТЬ
  • ГРАЖДАНИН НЕБА
  • Воспоминания о выпускнике МДА отце Данииле Сысоеве
  • ОТЕЦ ДАНИИЛ УШЕЛ ОТ НАС К БОГУ
  • Один день сурдопереводчика
  • В сердце дома
  • Настя-ёжик
  • Бог не велит без нужды подвергать себя опасностям
  • Духовный совет
  • Три беседы о Давиде и Сауле
  • Собеседование на надписание псалма 50, о покаянии Давида и о жене Урииной
  • Оправдываешься – значит виноват
  • Интервью с Иоанном Златоустом
  • Интервью с Достоевским
  • Что ответить Понтию Пилату
  • Есть контакт?
  • Недуги и синдромы нашего времени
  • Пуп земли
  • Где Я?
  • Больше, чем город
  • Притихнуть, чтобы расслышать
  • Сообщающий радость
  • Царь
  • Преподобный.
  • Апостолы
  • Патриарх
  • Священник.
  • 10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЯМ ОТ ЧЕЛОВЕКА. ВОШЕДШЕГО В ГАЗОВУЮ КАМЕРУ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ.
  • Семья — малая церковь
  • Как научить детей молиться
  • Святые отцы о воспитании
  • Как живется матушке… без батюшки
  • Без матушки нет и батюшки
  • Матушки. Жены священников о жизни и о себе — Лученко К.В.
  • Замужем за батюшкой. Как живут и в чем находят радость супруги священников
  • «Услышана молитва твоя!… У тебя родится дочь!». Рождество Пресвятой Богородицы
  • О ПОИСКАХ СЧАСТЬЯ
  • НЕ ТО, ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ
  • Что значит «нести свой крест» и обязательно ли страдать?
  • Память смертная.
  • Реинкарнация и библейское учение о спасении души.
  • Когда уходят молодые…
  • Слово утешения скорбящим о кончине близкого человека
  • Путь всей земли
  • Не хотите ли и вы уйти?
  • Споры в темноте
  • Дорога к храму
  • Ода читателю
  • Я хуже всех!
  • Гарантия Царства Небесного
  • Опыт усыновления: первые шаги
  • Он улетел, но обещал вернуться
  • «О смерти мужчины, о смерти всерьёз»
  • Анатомия согласия
  • Когда Бог молчит
  • Апостол Матфей
  • Трагический тенор эпохи
  • Маргарита
  • Мне не больно
  • Кладбище, которое всегда с тобой
  • Николай Гоголь
  • Как пережить утрату
  • Дети и старики
  • Словами о слове
  • Высшая правда любви
  • «Не имамы иныя помощи…»
  • «Чтобы вечное не утратило временного…»
  • Неинтересно
  • На разных полюсах любви
  • Любовь без аплодисментов
  • Путь к Другому
  • Подвиг выбора
  • Церковь как школа любви
  • Новое рождение
  • Больные
  • Что такое душа?
  • Быть человеком
  • Куда приводит инстинкт поклонения
  • Вольная борьба с унынием
  • Нечаянная радость
  • Последний император Рима
  • Николай Бердяев
  • Помоги, Господи, моему неверию
  • За роялем с Евангелием в руках
  • Призванный устами младенца: Амвросий Медиоланский
  • Цена внимания
  • Звуки небес, песни земли
  • Авраам, Сара, Исаак: у истоков нашей веры
  • Самое страшное число
  • Ладони
  • Тень и сон
  • ВЕРТИКАЛЬНАЯ КООРДИНАТА
  • «Милосердия двери отверзи нам»
  • ВОПРОС «НА ЗАСЫПКУ» ИЛИ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
  • ЗАПОВЕДЬ «НЕПОНЯТНАЯ И НЕВОЗМОЖНАЯ»
  • НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ
  • Человек будущего
  • Не от мира сего
  • «Люди разной конструкции»
  • Выключить плеер и услышать себя
  • Удел сильных
  • «Нормальные люди»
  • Путешествие внутрь себя
  • ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
  • Ученики Преподобного Сергия — основатели обителей: ИНФОГРАФИКА
  • РОCСИЮ СПАСЛА ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА
  • Духовник трёх патриархов
  • Cуд Божий
  • «Мода уносит всё»
  • День Его победы
  • Ты меня уважаешь?
  • СТРАДАНИЕ И ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
  • ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА
  • «ДА ПРАЗДНУЕТ УБО ВСЯ ТВАРЬ…»
  • ТРИ КОРОЧКИ ХЛЕБА
  • 14 — 19 апреля — Страстная седмица
  • Триодь постная: Страстной понедельник
  • Триодь постная: Страстная среда.
  • Служба “Двенадцати Евангелий” Страстного четверга.
  • Вынос плащаницы. Страстная Пятница.
  • Литургия Великой Субботы.
  • Темы бесед и проповедей на отпеваниях и панихидах
  • У КОЛЫБЕЛИ
  • ДАЙТЕ УМЕРЕТЬ
  • КАКАЯ ЖЕ Я ЗЕМЛЯ?
  • РАДОСТЬ ОНАЯ…
  • СТАРУШКА
  • «НИКТО» ИЛИ «НЕКТО»?
  • НЕ СУДИ
  • Веселое время поста
  • Дорасти до любви
  • На исповедь или к психотерапевту?
  • Взрослые дети
  • ИСЦЕЛИТЕСЬ, ДУШИ ЛЕКАРЕЙ!
  • СОВЕРШЕННО ДОСТОВЕРНАЯ ИСТОРИЯ
  • О СВЯЩЕНСТВЕ И РАДОСТИ
  • РЕЦИДИВ: БЕЗ НАС БОГ НЕ СПАСАЕТ НАС
  • Не умеющий оправдывать грехи другого, сам не будет оправдан Господом…..
  • Монах Симеон Афонский. Истинный духовник
  • Ключи духовные
  • Дорога, освещенная Солнцем
  • Свой талант
  • Счастье за деньги
  • Каменный призрак
  • О ВАЖНЫХ «МЕЛОЧАХ»
  • Запятые
  • Умру всем назло
  • Почему я?!
  • Старики
  • ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО
  • ПОЩЕЧИНА ИОАННУ КРОНШТАДТСКОМУ
  • Сложные вопросы
  • СТАРОСТЬ, СМЕРТЬ И ИЛЛЮЗИИ
  • ГЕРОЙ БЕЗМОЛВСТВУЕТ (?)
  • В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
  • ОТКУДА ПРИХОДИТ ГРУСТЬ?
  • Протоиерей Андрей Ткачев: Пыль на соломенных погонах
  • РАДУЙТЕСЬ
  • НЕУНЫВАЮЩИЕ
  • ВЕРНЫЙ СПОСОБ НЕ ГРЕШИТЬ
  • СВЯТОЧНЫЕ РАССКАЗИКИ
  • ВНИМАТЕЛЬНЫЙ СТАРЕЦ: АРХИМАНДРИТ ПАВЕЛ (ГРУЗДЕВ)
  • «ПУТЬ ВЛАДЫКИ ОКАЗАЛСЯ САМЫМ ПРЯМЫМ…»
  • «ЧЕЛОВЕК, ИЩУЩИЙ СПАСЕНИЯ, ДОЛЖЕН ЖИТЬ В ХРАМЕ»
  • РАДОСТИ НАДЕЖДЫ
  • Вот стал Адам как один из Нас
  • Рождество в нашей скорбной жизни
  • Начаток язычников. Размышления над Рождественским Евангелием
  • Лишены ли некрещеные младенцы Царствия Небесного?
  • «ВО ХРИСТЕ ЧЕЛОВЕК ПОЛУЧАЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОТЕРЯЛ В АДАМЕ»
  • ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИЛАРИОНА (ТРОИЦКОГО), АРХИЕПИСКОПА ВЕРЕЙСКОГО
  • Архимандрит Кирилл (Павлов). О почитании родителей
  • БАБУШКА, А ПОЧЕМУ? ИЛИ РАЗГОВОРЫ С ВНУКАМИ
  • ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
  • ГВОЗДЯНАЯ ДОРОГА. Разговоры с внуками
  • ЖЕНИХ ДЛЯ ПРАВНУЧКИ
  • ИГУМЕН ИОВ (ТАЛАЦ): «СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА – КЛЮЧ К ПОЗНАНИЮ ВСЕЛЕННОЙ»
  • «ХОЧУ СТАТЬ ТАКОЙ, КАК ТВОИ ЧУДАКИ»
  • КАК БОЛЬНОЙ В РЕАНИМАЦИИ ЛАПШИ ЗАПРОСИЛ
  • АЛЁША — ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ
  • ШТРАФНЫЕ ОЧКИ
  • ХРИСТОС КАК СПАСИТЕЛЬ
  • С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ!
  • Я ВЫШЕЛ… ИЗ ЖИЗНИ. Рассказ
  • Рождественский пост: Пост №1
  • Вступая в Рождественский пост
  • Рождественский пост. О любви
  • Рождественский пост. Добрый путь — добрые помыслы
  • Христианская семья — луч света в темном царстве неверия
  • Сила женщины – в ее слабости
  • Отцовство
  • Ошибки добрачных отношений
  • О том, что благоговение передается
  • Зачем надо молиться?
  • Об осмотрительности в общении
  • Люди забывают о тех, кто страдает
  • Архимандрит Савва (Тутунов): Приход — это община людей, объединенных вокруг Чаши Христовой
  • Болезни приходской жизни
  • Ответственный за целую Церковь. Памяти Патриарха Алексия
  • Святые врачи
  • Протестантизм
  • Католичество
  • Православие
  • Христианство
  • От Меня это было (духовное завещание преп. Серафимы Вырицкого)
  • Жизнь
  • Воля Божия
  • Иов многострадальный
  • Болезнь
  • Законы
  • Доказательства бытия Бога
  • Семья
  • Монашество
  • Церковь
  • Троица
  • Бог
  • Вечные вопросы
  • ВМЕСТЕ ИЛИ ОТДЕЛЬНО
  • НОЧНЫЕ ХОРУГВИ
  • В КАЖДОЙ РОМАШКЕ БОГ
  • ПРО СЕЛЬСКОГО БАТЮШКУ
  • Как и о чем говорить с тяжелобольными? 7 правил медсестры Джиллиан Берн
  • Нисхождение во ад. Почему Бог попускает страдание и смерть?
  • Пепел Беслана
  • О СКОРБЯХ, БОЛЕЗНЯХ И ИХ ТЕРПЕНИИ
  • О СКОРБЯХ
  • КОГДА ТЫ РАСПЯТ, ТО ЧУВСТВУЕШЬ ВСЕМИРНУЮ БОЛЬ
  • ТАЙНА БОЛИ
  • Слово о малом доброделании
  • «Где живут счастливые» .Наталья Сухинина (mp3 )
  • Какого цвета боль. Наталья Сухинина (mp3)
  • Куда пропали снегири. Наталья Сухинина (mp3)
  • Как провести Успенский пост
  • «ЛЮБОВЬ, БРАТ, НЕ УМИРАЕТ…» 20 ЛЕТ СО ДНЯ ГИБЕЛИ ОПТИНСКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ – ИЕРОМОНАХА ВАСИЛИЯ, ИНОКА ТРОФИМА И ИНОКА ФЕРАПОНТА
  • «ИХ КРОВЬ СМЕШАЛАСЬ С КРОВЬЮ ХРИСТОВОЙ» Беседа с Ниной Павловой об Оптинских новомучениках
  • Иконография Смоленской иконы Богоматери Одигитрии
  • Брак, Монашество, Церковь
  • Старец Паисий Святогорец. Письма
  • БЕЛОЕ ИНОЧЕСТВО
  • Любовь к экстрасенсам
  • Протоиерей Николай Иванов О смысле жизни (Богословские миниатюры)
  • НАСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО
  • Важнейшие Мессианские пророчества Ветхого Завета
  • Христос в Псалмах
  • Имена Божии в Библии
  • Библия о браке
  • Журнал «Наследник». Тема номера «Тайна»
  • Журнал «Наследник». Тема номера «Одиночество»
  • Журнал «Наследник». Тема номера «Выбор»
  • Ответы протодиакона Андрея Кураева молодым
  • Петров пост
  • ЗАКОН ЛЮБВИ
  • О ТОМ, КАК МЫ СУДИМ О ЛЮДЯХ
  • Смысл жизни Над небом голубым есть город золотой
  • Протоиерей Артемий Владимиров: Когда уходит вера
  • Беседа митрополита Антония Сурожского «Что значит — быть христианином».
  • Три свечи за братцев
  • Собор Новомучеников, в Бутово пострадавших
  • Из дневника иеромонаха Василия (Рослякова)
  • Есть ли у детдомовца путь в жизнь?
  • Тысяча и одно правило прощания
  • Радоница: о тайне, требующей уважения
  • Memento mori
  • ЧТО ДЛЯ НАС ПАСХА?
  • «ДА ПРАЗДНУЕТ УБО ВСЯ ТВАРЬ…»
  • «СМЕРТЬ! ГДЕ ТВОЕ ЖАЛО?! АД! ГДЕ ТВОЯ ПОБЕДА?!»
  • Канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, читаемый у Плащаницы
  • ОВСЯНОЕ ПЕЧЕНЬЕ
  • КРОТКИЕ
  • НОЧЬЮ. Стихотворение
  • Мариино стояние
  • Покаяние – дело личное
  • После чтения канона Андрея Критского — слово архим. Кирилла (Павлова)
  • Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского в переводе митрополита Никодима (Ротова)
  • По страницам канона св. Андрея Критского
  • Преподобный Варсонофий Оптинский. Духовное наследие
  • ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЕЩЕНИЕ Л. Н. ТОЛСТЫМ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ
  • Как научиться Иисусовой молитве
  • Великий пост в нашей жизни
  • Постное странствие
  • Великопостные Богослужения
  • Великий пост: путь к Пасхе
  • Мужская жизнь в долине очарования
  • Девочка на шаре
  • «Духовные стороны христианства» — энциклопедия
  • Папа… или батюшка?
  • Век архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
  • Жизнь в социальных сетях
  • Полосы на фелони
  • АПОЛОГЕТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ. «ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ!»
  • БЕЗ НЕЕ ОЧЕНЬ ТРУДНО
  • ПРОМЫСЛ БОЖИЙ НЕ ОБИЖАЕТ НИКОГО
  • О РУССКИХ ЖЕНЩИНАХ
  • ВРЕМЯ ПРОХОДИТ
  • Боязнь рая
  • Маугли. Рассказ
  • АДАМОВ КОМПЛЕКС
  • Что держит мужчину за порогом храма?
  • Малый грех: есть ли «золотая середина»?
  • Нужен ли «фильтр» на пути к Богу?
  • Детские суициды: неизлечимая болезнь?
  • Действительное причастие
  • Простая история
  • Прот. Андрей Лоргус: Почему в Церкви много больных и можно ли им помочь?
  • УЧИТЬ И ПРИЧАЩАТЬ Толкование на 5-е воскресное зачало
  • ШЕСТЬ РАССКАЗОВ ПРО КЕЛАРЯ ВАЛЕРИАНА И ЕГО ХЛОПОТНОЕ ПОСЛУШАНИЕ
  • О ДОБРЕ И ЗЛЕ Часть 1. Детские сочинения
  • «Научитесь быть»
  • БЕСЕДА С ЖЕНАМИ СВЯЩЕННИКОВ. ЧАСТЬ I
  • БЕСЕДА С ЖЕНАМИ СВЯЩЕННИКОВ. ЧАСТЬ II
  • БЕСЕДА С ЖЕНАМИ СВЯЩЕННИКОВ. ЧАСТЬ III
  • БЕСЕДА С ЖЕНАМИ СВЯЩЕННИКОВ. ЧАСТЬ IV
  • БЕСЕДА С ЖЕНАМИ СВЯЩЕННИКОВ. ЧАСТЬ V
  • РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫ
  • О СМЕХЕ
  • Архиепископ Иоанн (Шаховской). Психология обиды
  • ГНЕВ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ И ОБИДЧИВОСТЬ
  • Как начать разговор со священником?
  • Как не бояться исповедоваться
  • Молитвенное сострадание творит чудеса
  • МУЧИТЬ И ТРЕВОЖИТЬ СЕБЯ
  • 2 декабря (19 ноября) — день памяти святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского
  • Ежедневная молитва святителя Филарета, митрополита Московского
  • ОТЕЦ ИОНА И ТЫСЯЧА РУБЛЕЙ
  • Смерть ребенка
  • Негорькие мысли о смерти
  • ПРАВДА ЕСТЬ! Из записок священника
  • Труд священника
  • ВЛАСТЬ И КАРЬЕРА Из наследия Оптинских старцев
  • «ОН РАССКАЗЫВАЛ МНЕ, КАК УБИВАЛ ИХ» Письмо матушки N
  • БЕСПОЛЕЗНЫЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВА
  • Евгений Боткин.Письмо детям.
  • «В своей жизни батюшка Иоанн руководствовался только любовью». Беседа с Т.Смирновой, письмоводителем архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
  • Как победить гнев? Советы афонского старца Паисия
  • Как распознать в себе гордость? Иаков, архиепископ Нижегородский
  • Почитание Божьей Матери
  • О памяти
  • «Будьте как дети»
  • Протопресвитер Александр Шмеман об Александре Солженицыне: «Его вера сдвинет горы»
  • Цикл бесед о религиозности русской поэзии
  • Советы преподобных старцев Оптинских
  • Нужно жить нелицемерно: поучения Оптинских Старцев
  • Каждый святой – это всегда тайна…
  • Когда завянут помидоры. Мужские размышления о главной причине разводов
  • Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь
  • Слово
  • «Господи, помилуй!»
  • Молитва Господня
  • Загробная жизнь
  • Незаслуженная милость. Дневник православного священника
  • Мудрые мысли. Архимандрит Иоанн Крестьянкин
  • В сострадании сокрыта любовь. Паисий Святогорец
  • Мудрые мысли старца Симеона Афонского
  • Мудрые слова прп. Ефрема Сирина, — учителя Церкви IV в.
  • Мудрые мысли: святитель Иоанн Златоуст
  • Если обидели в храме…
  • За что осудишь – в то сам и впадешь
  • ПОЕЗДКА К ОТЦУ
  • НЕТ ДРУГА НЕЖНЕЕ МАТЕРИ
  • С САМИМ СОБОЙ СОБЕСЕДОВАНИЕ
  • ПСАЛОМ 50
  • МОЛИТВЫ СВЯЩЕННИКА
  • ДЕНЬ С ЧАСОСЛОВОМ
  • Изречения святых Отцов. Преп. Антоний Великий
  • Изречения святых Отцов. Преп. Симеон Новый Богослов
  • Изречения Святых Отцов. Святитель Феофан Затворник
  • Письмо одинокой женщине
  • Молитва о врагах
  • Святитель Николай Сербский о трех великих вещах
  • ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД. ПАМЯТИ О. НИКОЛАЯ ГУРЬЯНОВА
  • В ЦЕРКВИ ВСЕГДА ВЕСНА
  • Как творить милостыню
  • Прот. Артемий Владимиров: Старцы в Мытищах, старцы — в Капотне, старцы — на Бауманской
  • Беседа о смысле зла
  • Вера сантехника
  • БЕСЕДА О СМЕРТИ
  • НАСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО
  • Зачем молиться святым, если есть Христос?
  • О богатстве
  • Как найти духовного отца?
  • О небесной милости. Святитель Николай Сербский
  • Мудрость святого Константина Великого
  • Подвиг Шаварша Карапетяна
  • Чтобы люди были исправляемы через самих людей
  • КАК НАЙТИ СЧАСТЬЕ
  • Митрополит Антоний Сурожский. БЛАГОДАРНОСТЬ
  • Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) О несении креста
  • Архимандрит Тихон (Агриков). Проповедь о церковной свече
  • Призвание к памятованию и размышлению о смерти
  • Протоиерей Андрей Ткачёв. О необходимости трудиться
  • Скорбеть и отчаиваться нельзя
  • За каждую пядь семьи!
  • Как молиться о больном
  • Святой праведный Иоанн Кронштадтский: 10 цитат
  • Старец Амвросий Оптинский: Никогда не спорь о вере
  • Ошибки в церковном воспитании детей
  • Письма о папах
  • МОЯ ЗАВИСТЬ. РАССКАЗ
  • Как зажигается свеча. История аутичного ребенка
  • Здравствуйте, у меня рак
  • Как себя вести при встрече с «иным» ребенком

Особенности современной Русской Православной Церкви

Как специфический социальный институт церковь включена в определенную систему общественных отношений. Она тесно взаимодействует с государством, политическими партиями, общественными организациями и движениями, поэтому в каждом обществе можно констатировать государственно-церковные, церковно-правовые и другие виды отношений. Кроме этого, церковь постоянно взаимодействует с массой верующих, над которыми она возвышается как особый институт духовной власти. В соответствии с Федеральным законом “О свободе совести и о религиозных объединениях” Русская Православная Церковь зарегистрирована в государственном реестре религиозных организаций РФ за номером 1.

Русская Православная Церковь является одной из ряда автокефальных (самостоятельных) православных церквей.

Православие является одним из трех основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) христианских направлений. Для нее, как и для всех православных церквей, общими являются вероучение, культ, каноническая деятельность. Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных религий представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов — неизменных истин, также являющихся результатом божественного откровения. Основные из этих догматов следующие: догмат троичности Бога, догмат Боговоплощения и догмат искупления.

Отличительной особенностью Русской Православной Церкви является то, что она со времени первых семи вселенских соборов не добавила ни одного догмата к своему вероучению, в отличие от католической церкви, и не отказалась ни от одного их них, как это имело место в протестантизме. Именно это православная церковь считает одной из главных своих заслуг, свидетельствующих о верности первоначальному христианству. Если католическая церковь давно перешла с латыни на национальные языки, то наша церковь до сих пор продолжает вести службы на древнерусском языке. Кроме того, Русская Православная Церковь до сих пор использует юлианский календарь, из-за чего основные религиозные праздники в христианской среде, использующей григорианский календарь, не совпадают. В отличие от католицизма православие обращено не к индивиду, а к “собору”.

Под “собором” прежде всего, понимается духовное единение людей на основе их идеалов и ценностей. Соборность, согласно известной формуле Хомякова, это “свободное единство в любви”. Но это только одно из определений соборности. Можно также сказать: соборность — это максимальное единство при наибольшем разнообразии. Соборность есть одновременно и природа церкви и ее задание.

Цель спасения: собрать все человечество воедино, восстановить Адама, не мечем, не принуждением, а любовью в свободе и истине. Православию чужд теологический рационализм католицизма. Истина в православном учении дается человеку как “благодать”, она переживается не столько разумом, сколько “сердцем”. Современный статус Русской Православной Церкви, прежде всего — результат новых взаимоотношений государства и церкви. Эти отношения обусловлены и неотрывно связаны с процессами становления правового государства и, демократизации общества, реализации прав человека, которые служат стимулом повышения социальной активности общества и утверждения взаимопонимания и сотрудничества между людьми вне зависимости от их отношений к религии и церкви. Оформившись и вписавшись в систему современного общества, Русская Православная Церковь постоянно вступает во взаимодействие с государством и его различными структурами, представляя собой хорошо отлаженный аппарат, приспособленный для формирования мировоззрения и взглядов на многие социальные явления.

Отсюда вытекает заинтересованность государства и церкви в совместных действиях по формированию в нужном направлении сознания людей. В государственно-церковных отношениях, которые являются одним из видов общественных отношений, можно выделить ряд отдельных сторон и взаимосвязей, т.е. различных граней. Наиболее существенными аспектами отношений между государством и церковью являются экономические, правовые, социально-политические и некоторые другие.

И хотя церковь отделена от государства, федеральный бюджет на международную деятельность Русской Православной Церкви в 1997 г. предусматривал 2,2 млн. долларов на содержание представительств и церковной недвижимости за границей. Ощущая за спиной поддержку властей, еще недавно сама гонимая Русская Православная Церковь начинает при поддержке госаппарата выступать против других конфессий, склоняя власть на более жесткие меры против “нетрадиционных” религиозных конфессий. И хотя представители церкви говорят: “мы вне политики”, но в жизни все чаще представители Русской Православной Церкви выступают в качестве публичных политиков.

Сегодня церковь — хоть и уважаемая, но общественная организация. Иерархи церкви неоднократно заявляли, что не желают сегодня возвращаться к статусу государственной религии. Синод даже запретил духовенству участвовать в выборных органах власти. Это, по их мнению, могло бы привести к сращиванию духовенства с российским истеблишментом, за действия которого церкви пришлось бы в глазах общества отвечать.

В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических и общественно-политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориентируют церковь на повышение нравственного потенциала человека. За последние годы заметно возросла активность церквей, духовенства, околоцерковного актива в различных сферах общественной жизни и культуры. Расширились международные связи, усилилась проповедническая, благотворительная деятельность, резко увеличилось число церквей и монастырей, духовных учебных заведений, воскресных школ, активизировалась издательская деятельность. Ведется строительство новых церквей, реставрируются прежде закрытые сооружения. Большую поддержку оказывают церковным организациям государственные органы, общественные организации.

Религиозная ситуация серьезно изменилась за относительно короткий срок в последнее десятилетие. Существенно вырос общественный престиж религии и церкви. Изменились в их пользу настрой общественного мнения. Поддержку и одобрение как государственных органов, так и общественности встречает деятельность религиозных организаций на ниве благотворительности и милосердия. В средствах массовой информации широко распространены публикации о деятельности разных конфессий и их религиозная пропаганда.

Многие представители духовенства впервые были избраны народными депутатами в представительные органы власти разных уровней. Значительно возросло число участников богослужений, различных религиозных празднеств и церемоний, причем среди них немало людей нерелигиозных. В общественном сознании приобрел массовый характер интерес к религии и церкви, их месте в истории и культуре народов России, резко вырос спрос на религиозную литературу. В различных слоях общества наблюдается обращение к религии людей, ранее бывших неверующими или даже атеистами. Наряду с традиционными для России конфессиями (христианство, мусульманство и буддизм) широкое распространение получили нетрадиционные религии и формы верований, мистика, оккультизм, всякого рода суеверия.

Исходя из этих фактов, можно сделать вывод о том, что современная религиозная ситуация характеризуется: во-первых, тем, что высвободившие из-под влияния административно-командной системы все без исключения религиозные конфессии приступили к восстановлению и широкому использованию прав и свободы совести, во-вторых, среди населения резко возрос интерес к религиозным верованиям, хотя этот интерес для многих продиктован скорее влиянием моды, чем проникновением в сущность религиозного учения, в-третьих, интерес к пробуждающемуся религиозному сознанию плечо в плечо идет с возрождением народных обычаев, традиций, празднований и ритуалов, в-четвертых, развитие современного религиозного сознания сопровождается оживлением мистических верований, оккультизма и других верований в чудодейственные силы. Социологический анализ современной религиозной ситуации не может обойтись без соответствующей интерпретации. Специфика функционирования религии проявляется в тех религиозных отношениях, которые складываются в процессе религиозной деятельности людей. Влияние и распространение их в системе общественных отношений зависит от того, какое место занимает религия среди других социальных институтов общества и какое влияние оказывает на все сферы общественной жизни. Поэтому важной характеристикой религиозной ситуации является религиозность населения.

В социологи религиозная вера (идентификация себя как верующего человека), религиозное поведение (посещение богослужений, участие в совершении обрядов и таинств), принадлежность к определенной религиозной конфессии. Строго говоря, подлинно верующим может считаться лишь человек, обнаруживающий устойчивые признаки всех трех составляющих религиозности. Степень религиозности указывает на то, каково влияние религии на индивида или группу; уровень религиозности — на то, каково соотношение религиозных и нерелигиозных индивидов в обществе, в той или иной социальной группе. Проводимые в последние годы социологические исследования динамики религиозности показали, что в России проявляется бурный рост религиозности и столь же бурное разрушение атеизма. Наиболее рельефно эти процессы проявляются в быстром и внушительном росте религиозных объединений в современном российском обществе.

В тоже время следует отметить противоречивость этих процессов, существует разрыв между верой в Бога (как состоянием сознания) и культовым поведением (как выражением этой веры). Социологические исследования показали, насколько огромен этот разрыв — на территории бывшего СССР в начале 90-х годов в Бога верили 40% россиян, при этом регулярно посещали богослужения не более 8%. В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений о религиозной принадлежности. С точки зрение социально пассивной религиозности, в масштабах всей России наиболее заметны две конфессиональные традиции — православие и ислам. С точки зрения активного социального волеизъявления верующих, можно выделить три больших конфессиональных массива (Русская Православная Церковь, другие христиане, мусульмане), а также религиозные меньшинства и новые религиозные объединения.

Русская Православная Церковь на территории России имеет 74 епархии, 7,4 тыс. приходов. По социологическим данным, верующих, сознательно вовлеченных в церковную дисциплину — 2,5-3% от всего населения. Относительно стабильно посещают храмы около 7%. Называют себя православными почти 50% населения, но без постоянной вовлеченности в церковную жизнь.

Мусульмане не имеют единой структуры, в России зарегистрировано свыше 40 духовных центров и управлений. Число явных и потенциальных мусульман достигает 15%, хотя практически верующих, по социологическим данным, — 3-4% всего населения. При этом следует заметить, что у мусульман переход от пассивной религиозности к активной значительно проще, чем в православии. Среди других христианских конфессий в России действуют: Православные других юрисдикций: Российская Православная Свободная Церковь (цент в Суздале), отделившаяся в 1991 г. от Русской Православной Церкви, — 7епархий, 103 прихода.

Кроме того, на территории России действуют другие религиозные организации:

Религиозные меньшинства, имеющие исторические корни, но незначительное количество последователей: иудеи — 3 центра, 82 общины, буддисты — 7 центров и 135 общин, толстовцы — 2 общины, духоборы — 2, молокане — 16, трезвенники — 5, язычники — 12, зороастрийцы — 2 общины, многие секты (как скопцы и хлысты) существуют без регистрации.

Среди прочих причин роста религиозности — причины, связанные с особенностями переходного состояния общества: снижение жизненного уровня большинства населения, нарастание в различных группах настроений неуверенности, незащищенности и тревожности. В такой социально-психологической среде быстро возрастает уровень доверия к церкви, к религиозным организациям, происходит переориентация значительных масс населения с атеистического мировоззрения на религиозное или эклектическое, соединяющее в себе элементы веры и безверия. Чаще всего этот процесс связан не с глубоким осознанием сущности религиозных учений, а с принятием внешних, нередко показных форм религиозной атрибутики (ношение креста, приобретение книг и икон, посещение богослужений и т.д.).

Итак, первым направлением социодинамики религиозного сознания в современной России является возрождение интереса к христианству, рост числа приверженцев различных христианских конфессий при слабой институализации их религиозного поведения. Другое направление связано с развитием неопределенных, не имеющих четких границ типов “квазирелигиозного” сознания. Его носители — люди, частично отождествляющие себя с верующими. Следующая тенденция, характерная для “новой религиозности”, связана с широким распространением нетрадиционных верований. В настоящее время в нашей стране зафиксировано несколько таких направлений: неохристианство, нетрадиционные культы восточного происхождения, нетрадиционные оккультные секты, секты тоталитарного типа (“Аум Сенрике”, “Белое Братство”), сатанизм, и др.

Новый закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” предполагает перерегистрацию религиозных организаций России и призван поставить заслон таким тоталитарным сектам, и религии принято выделять три фактора, характеризующих данный феномен. Исторически сложившаяся многоконфессиональность России представляет реальную свободу выбора веры. Предлагая широкие возможности реализации ценностных предпочтений, многоконфессиональная культура тем самым обеспечивает наиболее полное самовыражение каждому верующему. Современный мир, в жизни которого возникло немало острых противоречий и кризисных проблем, нуждается в мобилизации всего арсенала людских ресурсов для утверждения реального гуманизма, действительного равноправия, подлинной свободы, материального благополучия и духовного богатства личности. В этих условиях особенно возрастает значимость взаимодействия и сотрудничества всех социальных институтов, в том числе и церкви. В 1997 г. социологические опросы показали, что армия и церковь занимают два первых места по доверию среди россиян. Мы видим ряд усилий церкви по “собиранию умов”. Это Рождественские чтения, Православные чтения в Академии МВД, Конференция по здоровью нации, формирование факультетов православной культуры в элитных учебных заведениях вооруженных сил, международные акции Фонда единства православных народов и т.д. Церковь, как общественно-историческое образование — один из важнейших социальных институтов, представляющая собой сложную централизованную и иерархическую систему.

Кроме того, это — устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу, дающим духовную опору. Религия и церковь выполняют кроме своих специфических функций еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них: мировоззренческая; компенсаторная; интегрирующая. Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума. С одной стороны церковь функционирует в обществе как гармонизирующий, стабилизирующий фактор, способствующий сохранению сложившегося социального статус-кво и тем самым укрепляющая положение властных структур.

Но в то же время религия может выступать и дестабилизирующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высокий нравственный стандарт, сообщающий ей критический потенциал. Наличие у религии критического потенциала в сочетании с традиционным авторитетом устоявшихся религиозных институтов определяет ту важнейшую роль, которую играет в обществе церковь. Современный статус Русской Православной Церкви, прежде всего — результат новых взаимоотношений государства и церкви. Эти отношения обусловлены и неотрывно связаны с процессами становления правового государства и, демократизации общества, реализации прав человека, которые служат стимулом повышения социальной активности общества и утверждения взаимопонимания и сотрудничества между людьми вне зависимости от их отношений к религии и церкви. Оформившись и вписавшись в систему современного общества, Русская Православная Церковь постоянно вступает во взаимодействие с государством и его различными структурами, представляя собой хорошо отлаженный аппарат, приспособленный для формирования мировоззрения и взглядов на многие социальные явления.

Православная культура в современной России

Ежегодные конференции проходят сегодня в большинстве епархий Русской Православной Церкви. Программа таких конференции, как правило, опирается на юбилейные даты или конкретные церковно-практические задачи. Крайне редко организаторы решаются провести публичное обсуждение таких тем, которые имеют стратегическое значение для развития церковной жизни. Примером такой дискуссии стали XI епархиальные Богородично-Рождественские образовательные чтения, состоявшиеся в конце сентября в Калужской епархии.

Строго говоря, эти чтения носят «распределенный» характер и проводятся в нескольких городах Калужской области — Калуге, Людинове, Обнинске, Малояросавце и Боровске. Тем самым организаторы стремятся расширить и круг участников, и аудиторию, к которой они обращаются. Несмотря на существенные организационные трудности, это очень перспективный формат. Он позволяет сформировать такие дискуссионные площадки, которые местная православная общественность со временем сможет считать в полной мере своими. Однако на первых порах «распределенный» формат ведет к сужению круга участников, так как использование административного ресурса для наполнения зала практически не работает. В этой ситуации привлечь участников могут только хорошие доклады и по-настоящему открытая и широкая дискуссия.

С этой точки зрения тема чтений была выбрана очень удачно. Участники обсуждали вопросы формирования православной культурной среды в современной России. В разговоре приняли участие настоятели храмов, руководители воскресных школ, прихожане, занимающиеся просветительской работой на приходе, ученые, педагоги, представители общественных организаций и творческих союзов.

Общий поход к проблеме сформулировал митрополит Калужский и Боровский Климент. «Сегодня фактором объединения нации должна стать задача формирования православной культурной среды в нашем обществе, пережившем в прошлом социальные и духовные потрясения. Ни экономическое развитие, ни освоение новых технологий, ни новая архитектура международных отношений не смогут изменить положения дел, если не будет действовать система сохранения культурного наследия. Не территория, не полезные ископаемые и экономический потенциал сделали Россию Россией, а дух народа творит историю и спасет страну от упадка и унижения», — отметил митрополит Климент.

Далее дискуссия развернулась по нескольким направлениям. Темы стоит привести полностью, во многих случаях они сформулированы весьма удачно: «Новые формы работы с молодежью в условиях взаимодействия муниципального образования и провинциального прихода» (г. Людиново), «Создание традиционной культурной среды в светских учебных учреждениях образования» (г. Калуга), «Чудеса и духовность в понимании традиционной религиозной культуры» (г. Малоярославец), «Опыт взаимодействия с культурообразующими институтами» (г. Боровск), «Искусство, как форма служения» (г. Обнинск).

Почему такой акцент сделан именно на задачах формирования православной культурной среды? Ответ очевиден — это попытка нащупать комплексный подход к решению тех проблем, которые по отдельности решить не удается. Курс «Основы православной культуры», православно-ориентированная досуговая работа с молодежью, внебогослужебная деятельность на приходе — все это лишь отдельные формы работы. Они необходимы, но результат будет убедительнее, если эти формы будут развиваться во взаимосвязи.

Организаторы поставили своей целью подвести итоги 20-летия церковного возрождения в области формирования современной православной культуры. И предмет для разговора действительно есть — существуют театральные коллективы, которые ориентированы на постановку спектаклей о русской духовной культуре; проходят музыкальные и кинофестивали, собирающие тех, кто декларирует свою верность евангельскому идеалу… И в то же время стремительно развивается массовая православная культура, задачи которой — в большей степени коммерческие, чем просветительские. Низкое качество, порой не способное передать богатство и глубину православной культуры, сочетается с высокими тиражами и агрессивным маркетингом. В результате именно эта культура воспринимается как современная православная культура, неся угрозу дальнейшему развитию церковной жизни.

Далеко не все участники чтений разделили эту озабоченность, однако с необходимостью создания программы, содействующей развитию современной православной культуры, согласилось подавляющее большинство. Прозвучали интересные предложения по созданию союза, объединяющего деятелей православной культуры, и специальных отделов культуры при епархиальных управлениях.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *