Современный священник

Олимпийский чемпион 2002 года по фигурному катанию Алексей Ягудин оценил речь священника о скромной жизни, произнесенную в эфире православного телеканала «Спас».

На видео, которое Ягудин выложил в инстаграме, батюшка говорит: «Священник должен жить скромно. Он должен довольствоваться 5-комнатной квартирой и комнатой для прислуги. Может быть, там речь была о 7 комнатах, не помню. Не то 5, не то 7. Но не 6 точно. Обогащение, когда оно излишне, — в нем нет никакой нужды. Допустим, если у священника 2 самолета, а поездок на самолете — 5 в году».

«Не знал, что «Спас» — это развлекательный канал!» — написал Ягудин в инстаграме.

View this post on Instagram

Не знал, что «Спас» это развлекательный канал!

A post shared by Alexei Yagudin (@alexei.yagudin) on Sep 16, 2019 at 11:19am PDT

Стоит отметить, что в комментариях многие подписчики Ягудина заступились за священника.

«Люди, это просто вырванная из контекста фраза. Интервью надо слушать целиком и чувство юмора иметь… Там речь идет о другом!»

«Елки-палки, народ, у вас с чувством юмора проблемы! Он же шутит! Вы бы хоть раз послушали его целиком, а не такими кусками!»

«Дмитрий Смирнов — уважаемый батюшка! Основал и содержит 3 детских дома; активно борется за семейные ценности и пытается противодействовать ювенальной юстиции. Человек он эрудированный и с великолепным чувством юмора».

На прошлой неделе Ягудин рассказал о своем отношении к церкви.

Подписывайтесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2016. № 2

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

Е.М. Морозов, канд. богословия, проректор Томской Православной Духовной семинарии по учебной работе*

СОВРЕМЕННЫЙ СВЯЩЕННИК: ПРОФЕССИЯ ИЛИ СЛУЖЕНИЕ

E.M. Morosov

A CONTEMPORARY PRIEST: PROFESSION OR DIVINE SERVICE

В статье проводится анализ стратегии Русской Православной церкви по формированию профессиональных качеств современного православного духовенства для просветительной и социальной работы. Поставлен вопрос о необходимости воспитания и обучения нового поколения священнослужителей, умеющих объединять духовную жизнь с непрерывным интеллектуальным и культурным развитием. Он решается на основе совмещения профессионализма и идеи служения. Рассматривается динамика реформы духовного образования, направленная на подготовку компетентного священника, способного решать традиционные духовные и новые задачи пастырского служения.

Ключевые слова: священник, пастырь, духовенство, церковь, служение, профессия, компетенции, общество.

Key words: priest, shepherd, clergy, church, service, profession, competence, society.

На протяжении всего постсоветского времени повышается интерес к социальной группе российского общества, которую в целом можно обозначить как «православное духовенство». Это происходит вследствие усиления роли Русской Православной церкви

* Морозов Евгений Михайлович, e-mail: tigriso@mail.ru

(далее РПЦ) в социокультурных преобразованиях России, а также в связи с выходом священников в социальное пространство. И. Мас-лова анализирует положение православного духовенства в социальной структуре российского общества ХХ в.1 Т. Никитина выявляет позицию православных священников последнего десятилетия XX в. по отношению к различным аспектам социально-политической ситуации и духовного состояния общества2. Н. Митрохин оценивает православное духовенство в контексте современной деятельности РПЦ3. В гуманитарных науках священнослужители рассматриваются в качестве церковных профессионалов. Л. Горемыкина в своем исследовании определяет православное духовенство как социальную группу профессиональных служителей церкви4. Современные социологи составляют рейтинги профессии священника5, опрашивают духовенство относительно оценок престижа их про-фессии6. В церковной лексике прошлых столетий понятие священства не было связано с профессиональными качествами, но рассматривалось в парадигме пастырского служения, духовного призвания, церковной жизни. Но в последние годы термин «профессия» стал использоваться в церковной среде применительно к образованию пастыря и его компетенциям в области просветительской, миссионерской и социальной деятельности. Из уст современных священников можно услышать следующее: «Профессия священника необычная, ее надо бы назвать служением, она требует особого призвания»7.

Священство является одним из семи таинств православной церкви. Церковный клирик становится священником не в силу получения диплома об образовании, а посредством рукоположения от епископа во время совершения литургии. Священство — это призвание свыше, не допускающее выхода из церковной жизни,

2 Никитина Т.В. Служители церкви о себе // Социологические исследования. 1993. № 4. С. 62-66.

3Митрохин Н.А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2004.

5 Результаты опросов общественного мнения июль-август 2012: образ жизни // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 4 (110). С. 127-128.

6 Никитина Т.В. Указ. соч. С. 65.

предполагающее всецелое посвящение своей жизни пастырству. В связи с этим перед рукоположением во иерея принимается присяга с клятвой Именем Божьим на верность церкви и ее установлениям. Патриарх Кирилл говорит о том, что разница между служением и профессией состоит в том, что служение — на всю жизнь, профессия — на ограниченное время8.

Исходя из богочеловеческой природы церкви, пастырское служение имеет духовное и материальное измерения. Духовность — первоочередной пастырский приоритет, связанный с передачей опыта богообщения от наставника к ученику для последующей передачи мирянам. Служение священника в социуме среди материального мира требует всесторонней теоретической и практической подготовки через обучение в духовной школе. Первый изданный в России в 1776 г. учебник по семинарскому курсу пастырского богословия «Книга о должностях пресвитеров приходских» определяет четыре аспекта пастырского служения: проповедь слова Божьего, совершение богослужений, молитвенное делание и духовное обучение мирян примером личной жизни. Одной из проблем дореволюционных семинарий была потребность гармоничного сочетания теоретической и практической составляющих духовного образования. Нужно было не только ознакомить будущих пастырей с традицией священного служения и его лучшими образцами, но и воспитать пастырский дух, привести учащихся к осознанию сути служения, необходимости духовного роста в соответствии с особыми пастырскими задачами9.

В годы советской власти духовные школы были закрыты, пастырская миссия не выходила за пределы церковной ограды, духовенство воспринималось как маргинальное явление. Опыт духовной жизни и пастырства передавался от опытного пастыря к необученному священнику, но в условиях отсутствия духовных школ этого оказалось недостаточно для сохранения традиции. Профессор Московской Духовной академии архимандрит Платон (Игумнов) считает, что в XX в. пастырские традиции и традиции христианского благочестия (богословская, литургическая, этическая) были утеряны, и в наше время о них можно узнать только из мемуаров и исторических описаний. По этой причине «духовенство старых

времен значительно отличалось от современных священнослу-жителей»10.

В последней четверти XX столетия государство изменило свое отношение к РПЦ и предоставило ей невиданную прежде гражданскую и правовую свободу. Впервые в истории мирового православия на официальном уровне заявлено право церкви не признавать авторитет государственной власти в случаях принуждения верующих к греховным действиям, отступлению от Христа и церк-ви11. После долгих лет тоталитарного режима накопившаяся в народных недрах жажда духовного самовыражения обратилась стремительным ростом религиозности населения. РПЦ столкнулась с требованием времени всесторонне обеспечить духовные нужды граждан, что заставило священников тотально мобилизовать внутренние ресурсы. Со времени празднования 1000-летия Крещения Руси до начала второго тысячелетия количество верующих увеличилось с 18,6 до 60%12. В 2000 г. эта цифра достигла 74% взрослого населения страны13. Согласно данным ВЦИОМ за декабрь 2009 г., 73% россиян идентифицировали себя как православные14, далее наступила стабилизация15, в наши дни цифры примерно те же16. Широкомасштабная хозяйственная деятельность по возведению новых храмов и реставрации обветшавших церквей осуществлялась руками рядового духовенства, дефицит которого нужно было ликвидировать в кратчайшие сроки. Ускоренная модернизация образовательной системы РПЦ позволила за 26 лет открыть более 50 духовных учебных заведений для подготовки православных священников17.

Решения церковного руководства 1990-х гг. свидетельствуют о понимании того, что массовое крещение не гарантирует массовой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Баев П.А. Церковь и служитель культа в медийном дискурсе отечественного социума // Социс. Социологические исследования. 2011. № 2. С. 119.

13 Гараджа В.И. Социология религии: Уч. пособ. М., 2005. С. 327.

14 Баев ПЛ. Указ. соч. С. 119.

15 Гараджа В.И. Указ. соч. С. 327.

воцерковленности. Это показали и социологические опросы 2012 г., когда выяснилось, что лишь треть россиян констатируют важность религии для их собственной жизни, 5% стабильно бывают в церкви не реже одного или двух раз в неделю, 33 — заходят в храм поставить свечку без особого желания участвовать в богослужении, 61% опрошенных никогда не читал Библию. Из числа опрошенных только 4% обрели в религии смысл жизни, 26% — моральные и нравственные нормы для повседневной деятельности18. За последние 15 лет доля регулярно посещающих храмы увеличилась незначительно, большинство людей, именующих себя православными, не причащались19. Оказалось, что православная самоидентификация россиян происходит по факту формальной религиозной и этнической принадлежности, что дало право некоторым ученым оспаривать адекватность высоких цифр религиозности населения. Церковный историк, протоиерей Георгий Митрофанов заявлял, что наша страна представляет собой общество крещеных безбожников с магическими и языческими предрассудками, вследствие чего возникает необходимость новой проповеди Евангелия в среде интеллигенции и других социальных групп. Решить задачу воцерковления людей способно лишь священство высокой духовной культуры, имеющее большой жизненный опыт и умение общаться с людьми разного интеллектуального уровня20. Ввиду данной ситуации Архиерейский Собор 1997 г. не внес существенных поправок в стратегию реформы духовной школы, ориентированной на подготовку священников для катехизаторской работы. Основные задачи реформы были сформулированы в следующих положениях:

— разработка новой образовательной системы;

— преобразование духовных семинарий в высшие учебные заведения;

— создание на базе духовных академий постдипломной системы научно-богословской специализации;

— подготовка концепции богословского образования, стандартов высшего богословского образования, учебных программ и учебных планов;

— осуществление программы издания учебных пособий для духовных семинарий;

18 Религия и общество // Общественное мнение. 2012. М., 2012. С. 166—167.

20 Конкурс на свято место // Коммерсант.т. URL: http://www.kommersant.ru/ doc/1353453 (дата обращения: 07.11.2015).

— переход к практике рукоположения в священный сан только лиц с законченным семинарским образованием21.

Новую концепцию системы духовного образования предполагалось внедрить до конца XX в. Идея состояла в обучении будущих пастырей с целью решения актуальных духовных проблем общества, поэтому в качестве приоритетных направлений подготовки были выбраны социальная сфера и просветительская деятельность22. Выпускники реформированных семинарий и академий в священном сане стали активно включаться в пространство теле- и радиовещания с беседами об истории православия и основах христианской жизни. Церковные руководители корректировали выступления священников в СМИ, давая конкретные инструктивные указания. Патриарх Алексий II увещевал священников быть аполитичными в общественных дискуссиях, не выходить за рамки церковной традиции в личных высказываниях. Пастырским идеалом провозглашался авторитет священника в церковной и светской среде, обусловленный высоким уровнем его духовности и культуры23. Время показало дальновидность этой установки, поскольку в наше время наибольшим уважением в среде научной и творческой интеллигенции пользуется умное слово священника, сопряженное с личным положительным нравственным примером.

В начале 2000-х гг. динамика тотального процесса социальных преобразований ускорилась и стала опережать темпы модернизации церковных институтов. Глобальные трансформации изменили мироустройство и менталитет людей настолько внезапно, что не во всех церковных инстанциях были своевременно осознаны актуальные вызовы. Процесс переосмысления имиджа современного священнослужителя тормозила консервативно настроенная часть духовенства и церковных мирян, выступающая за неизменность формы и содержания пастырской миссии. Прогрессивная часть духовенства, главным действующим лицом которой был нынешний Глава РПЦ патриарх Кирилл, высказывалась за целесообразность пересмотра в новых реалиях некоторых принципов в процессе

23Каким быть священнику? Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II студенческому православному журналу Московской духовной академии и семинарии «Встреча» // Архив официального сайта Московского Патриархата Русской Православной Церкви 1997-2009. URL: https://mospat.ru/ archive/1998/08/nr050881/ (дата обращения: 07.11.2015).

подготовки будущих пастырей. Своей широкомасштабной общественной деятельностью и проявлением личных качеств патриарх Кирилл еще в бытность председателем Синодального отдела внешних церковных связей высоко поднял планку возможных компетенций духовенства и разрушил стереотип фольклорного восприятия священника. С самого начала своего патриаршего служения он предъявил строгие требования к интеллектуальному уровню и культурному цензу священнослужителя, направив церковную политику в сторону формирования грамотного и разностороннего пастыря. В связи с этим на церковной повестке появилась новая задача по созданию условий для получения духовными школами государственной аккредитации. 28 февраля 2008 г. федеральным законом Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)» духовным школам была предоставлена возможность получения свидетельства о государственной аккредитации, подтверждающего соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. В 2009 г. была создана Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия для подготовки высокообразованных пастырей, преподавателей и специалистов церковной науки, т.е. интеллектуальной элиты церкви24. На Архиерейском Соборе в феврале 2011 г. патриарх Кирилл заявил о необходимости развития для священнослужителей курсов повышения квалификации25. Учебный комитет получил предписание разработать систему контроля знаний и повышения квалификации священнослужителей. Архиерейский Собор 2013 г. вынес на повестку дня вопросы о будущем церковного образования всех уровней. Было решено привлечь светских специалистов и консультантов для работы по выработке методов согласования светского и религиозного образования. С 2015/16 учебного года духовные семинарии перешли на обучение по двухуровневой системе высшего церковного образования для последующей реализации образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Теология». Теперь результаты обучения в духовной школе будут описываться

с помощью компетенций (знаний, умений, навыков, способностей и личных качеств). 12 октября 2015 г. произошло то, чего церковь настойчиво добивалась в последние годы: специальность «теология» была утверждена Президиумом Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации26. Насущную необходимость в этом церковные иерархи выводят из следующих установок:

— сфера светского образования и науки является, в первую очередь, средой для формирования личности, профессионализма и гражданской ответственности;

— в обширном пространстве знаний университеты должны воспитывать творческих, активных и целеустремленных людей в направлении раскрытия их потенциала на благо России27.

Динамика событий позволяет предположить, что целью реформы духовного образования РПЦ является не только общедоступность высшего образования для церковных пастырей. Это одна из составляющих стратегии по сближению светского и духовного образования. Формирование профессиональных компетенций в процессе подготовки будущих пастырей является необходимым условием для интеллектуального и ресурсного обеспечения данной стратегии. Но это не значит, что компетентностный подход — новое явление в жизни РПЦ. Во второй половине XX в., когда началось оживление церковной жизни за счет возвращения к православию части советской интеллигенции28, компетенции рассматривались применительно к самообразованию священника ввиду недостатка духовных школ. Желательным для священника считалось иметь широкий кругозор, ориентироваться в области общечеловеческих знаний и светских наук. В церковной среде высказывались мнения о пользе для пастырского служения знаний общей истории, классической литературы, светских искусств, формальной логики, древнегреческой и западной философии, психологии, музыки, иностранных языков. В своей книге «Пастырская эстетика» в 1968 г. профессор Московской Духовной академии протоиерей Алексей Остапов выделял набор необходимых компетенций применительно к системе пастырского самообразования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— способность к разумному и организованному чтению;

— способность к критической оценке прочитанного текста;

— умение работать с книгой и анализировать прочитанный материал;

— умение конспектировать материал;

— умение работать с пером, излагать чужие и свои мысли на бумаге;

— умение распределять время для чтения, анализа и конспектирования;

— знание правил работы с богословскими и церковными журналами;

— знание истории, жизни и трудов видных духовных деятелей;

— умение перенести прочитанное в слово проповеди;

— способность повышать собственную культуру речи29.

Современные требования к священнику со стороны церкви и

общества уникальны тем, что в своей совокупности не имеют аналога в истории РПЦ:

— знание языка общего культурного пространства;

— умение встраивать учение святых отцов в современную реальность;

— умение транслировать религиозные смыслы на понятном обществу языке;

— способность к христианскому служению вне храма среди людей разной социальной и религиозной принадлежности;

— способность решать культурологическую проблему коммуникации церкви «по горизонтали» со сферой науки, культуры и искусства;

— готовность вести конструктивный диалог с представителями всех религиозных конфессий;

— способность к эффективному управлению церковными институтами.

В силу крайней озабоченности духовно-нравственным состоянием общества нынешнее рядовое духовенство активно включилось в инициируемый священноначалием процесс модернизации церковной жизни в соответствии с современными вызовами. Согласно социологическим опросам, священников волнуют не только проблемы отсутствия религиозной веры, но и другие аспекты общественного кризиса — духовная опустошенность людей, равнодушие, эрзац-культура, низкая нравственность, отсутствие доброты и милосердия30. Представители приходского духовенства на своем уровне переосмысливают содержание современного духов-

30 Никитина Т.В. Указ. соч.

ного образования, о чем свидетельствуют открытые дискуссии священников в интернете об актуальных вопросах пастырского служения. Ярким примером является тема необходимости приобретения пастырем знаний в области светской психологии и соотнесения этого материала с богословием. Большинство священников, участвующих в дискуссии, приходят к выводу о пользе владения ремеслом психолога с учетом специфики христианского пастырства и духовной жизни. Сами священники интервьюировали психологов и психоаналитиков, которые делились случаями из своей практики об усугублении психологических проблем людей в церкви. Для психически неустойчивой личности чувство вины, которое прививается через неправильно истолкованное покаяние, крайне губительно. Разводы, утраты, житейские нестроения — распространенное явление, и владение психотерапевтическими технологиями может быть дополнением к мистическому опыту священников и харизматическому статусу пастырства. Православные психологи считают, что через священника как носителя Божественной благодати рационально представленная психотерапия включила бы в себя элемент благодатной помощи Божией. Священники говорят, что при работе в больницах, интернатах и хосписах необходимо проявлять не столько профессиональные навыки, сколько христианские качества31. Обратная связь в этой дискуссии по вертикали церковной власти позволила принять решение о внедрении в Институте социального образования Русской христианской гуманитарной академии (РХГА) Санкт-Петербурга программы профессиональной переподготовки «Православная психология: теория и практика». Обучаясь на этом курсе, священники могут получить знания в области общей православной психотерапии, пройти консультирование по проблемам православной семьи и коррекции

детско-родительских взаимоотношений32.

Основатель «Школы православного миссионера» священник Даниил Сысоев опубликовал в 2009 г. предложение о создании Института повышения квалификации священнослужителей и работников епархиальных отделов для создания базы с целью общего повышения уровня православного духовенства и выявления талант-

ливых пастырей33. Это произошло двумя годами ранее выступления патриарха Кирилла на данную тему, что можно расценивать в качестве осознанной потребности самого духовенства повысить свой образовательный уровень для усиления влияния на процесс духовно-нравственного возрождения общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большинство священников связывают рост религиозности и нравственности в обществе со своим стремлением удовлетворить запросы верующих. Приоритетной функцией в своей деятельности священники считают воспитание в людях ценностей и идеалов добра, милосердия, сочувствия, любви, честности. В силу своей важной социальной роли в деле моральной стабилизации общества духовенство преисполнено ощущением престижа своей про-фессии34. Патриарх Алексий II, вдохновивший церковь на начало проведения образовательных реформ, считал данную мотивацию пастырского служения единственно верной, поэтому среди самых важных личностных качеств священника выделял следующее:

— любовь к братьям во Христе;

— чуткость к нуждам прихожан и всех людей;

— предельная честность в обращении с людьми;

— самостоятельность в принятии решений;

— сочетание смиренномудрия с активным творческим подходом в церковном служении;

— высокая духовная и моральная ответственность к своему пастырскому служению;

— преданность церковным идеалам;

— забота о церковном единении35.

В процессе обучения эти качества формируются посредством сочетания духовного воспитания со стремлением к соответствию определенным профессиональным параметрам. С позиций просветительской, социальной деятельности священника, а также работы по духовному руководству мирянам данный подход позволяет эффективно и полноценно реализовывать задачи и накапливать потенциал для развития.

Инновационная стратегия церкви по подготовке священника в соответствии с актуальными вызовами сопряжена с рисками.

34 Никитина Т.В. Указ. соч. С. 65.

35 Каким быть священнику? Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II студенческому православному журналу Московской духовной академии и семинарии «Встреча» // Архив официального сайта Московского Патриархата Русской Православной Церкви 1997-2009. URL: https://mospat.ru/ archive/1998/08/nr050881/ (дата обращения: 07.11.2015).

Внешние риски обусловлены неоднозначностью внешней среды, запросов, мировоззрения и жизненной позиции представителей разных социальных слоев. Внутренние риски связаны с тем, что священник должен соответствовать двум исключительным требованиям — сохранять духовный облик и всесторонне развивать свой интеллект и кругозор. Духовность как состояние души человека в процессе общения с Богом предполагает молитвенную настроенность, отрешенность от внешнего мира и материальных вещей. Интеллектуальное и культурное развитие невозможно без рациональной деятельности по изучению вещей «мира сего», большой степени внутренней свободы, живого сотрудничества с людьми разных культур, общительности и непрерывной активной коммуникации с окружающим миром. На вопрос о том, не переоценила ли церковная иерархия человеческие возможности священства, требуя от него симбиоза высоких духовных и интеллектуальных качеств, еще предстоит ответить. Церковь исходит из того, что человеческую немощь пастыря восполняет Божественная благодать священства, что дает духовную санкцию на прогрессивную стратегию развития церкви в соответствии с современными вызовами.

Еще одним риском является вероятность возникновения в результате унификации светской и духовных форм образования ситуации непреодолимых противоречий принципов западной (секу-лярной) и российской (православной) педагогики. Православная педагогика направлена на формирование духовной мотивации в связи с земной и вечной жизнью человека, в то время как светская педагогика не рассматривает участие высшего мира в человеческом развитии. Если прав В. Зеньковский в том, что «преодоление педагогического натурализма осуществляется в общем повороте современности к религиозной культуре»36, то РПЦ в силах прийти к органическому синтезу между западной формой образования и идеями российской национальной педагогики.

Таким образом, профессиональный подход к образованию священника формируется с учетом актуальных задач РПЦ, которые вытекают из социально-культурной ситуации в стране и специфики церковной жизни. Выявляется готовность православного духовенства к участию в реализации церковной стратегии по ответу на актуальные общественные вызовы. Процесс подготовки пастырей сопровождается духовным воспитанием, наставничеством, накоплением опыта духовной жизни. Традиционно священство осмысливается через призму понятий духовности, призвания, нравственных

36 Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин, 2002. С. 35.

качеств и морального облика. Самыми важными компетенциями священника становятся знания в области гуманитарных наук, способность к творческому осуществлению пастырской миссии, умение адаптировать духовное послание к понимаю современников. Процесс подготовки священника для общественного служения сопровождается поиском варианта гармоничного сочетания категорий «служение» и «профессия».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Баев П.А. Церковь и служитель культа в медийном дискурсе отечественного социума // Социс. Социологические исследования. 2011. № 2. С. 118-127.

Гараджа В.И. Социология религии: Уч. пособ. М., 2005.

Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каким быть священнику? Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II студенческому православному журналу Московской духовной академии и семинарии «Встреча» // Архив официального сайта Московского Патриархата Русской Православной Церкви 1997-2009. URL: https://mospat.ru/archive/1998/08/nr050881/ (дата обращения: 07.11.2015).

Конкурс на свято место // Коммерсант.га. URL: http://www.kommersant. ru/doc/1353453 (дата обращения: 07.11.2015).

Маслова И.И. Социально-исторический портрет православного духовенства (XX век) // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 821—826.

Митрохин Н.А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2004.

Никитина Т.В. Служители церкви о себе // Социологические исследования. 1993. № 4. С. 62-66.

Результаты опросов общественного мнения июль—август 2012: образ жизни // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 4 (110).

Религия и общество // Общественное мнение. 2012. М., 2012.

Сысоев Д. (священник Даниил). Курсы повышения квалификации для священников // Миссионерский центр имени Даниила Сысоева. URL:

http://mission-center.com/publicatsii/811-kursi-dlia-svyashennikov (дата обращения: 21.11.2015).

Garadzha V.I. Sotsiologiya Religii. Uch. posob. M., 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Konkurs na svyato mesto // Kommersant.ru. URL: http://www.kommersant. ru/doc/1353453 (data obrashcheniya: 07.11.2015).

Mitrokhin N.A. Russkaya pravoslavnaya tserkov’: sovremennoe so-stoyanie i aktual’nye problemy. M., 2004.

Nikitina T.V. Sluzhiteli tserkvi o sebe // Sotsiologiche-skie issledovaniya. 1993. N 4. S. 62-66.

Religiya i obshchestvo // Obshchestvennoe mnenie. 2012. M., 2012.

По теме:

В Челябинской области — 90 новых случаев COVID-19 за сутки, умерли пять человекГлава Снежинска госпитализирован с подозрением на COVID-19Власти Снежинска объявили карантин в школах. А через несколько часов отказались от негоВ Челябинской области запретили все спортивные соревнования с участием детей и подростковЖительница Магнитогорска — о том, как ее семья заболела пневмонией и всю ночь стояла в очереди на КТВ Челябинской области растет число заболевших COVID-19 и смертей от инфекцииЭтап кубка мира по сноуборду на Банном переносят с декабря на февральИрина Гехт — о том, как Челябинская область будет справляться с ростом пневмоний и ОРВИВ Челябинской области растет заболеваемость COVID-19, в том числе среди школьниковВ Челябинской области ищут студентов, готовых помогать в поликлиниках и на ковидных базахВ Челябинской области на пике ковидных пневмоний произошел большой рост смертностиВ Челябинской области не планируют продлевать каникулы в школах по примеру МосквыВ Челябинской области за сутки выписано всего семь пациентов, болевших COVID-19В Челябинской области нет зарубежной вакцины против гриппа и пневмонииНа аэропорт Челябинска возбудили дело из-за нарушений аникоронавирусного режимаВрачи и пациенты жалуются на переполненные ковидные базы в Челябинске. Минздрав: все под контролемВ Магнитогорске сотрудники скорой помощи вышли на пикет «Заплатите за ковид»В Челябинской области умерли еще четыре человека с COVID-19В Челябинской области работников переведут на «удаленку»На Южном Урале коронавирусом заболели еще 83 человека, в том числе школьникиВ Магнитогорске умер заведующий терапевтическим отделением, заболевший COVID-19В Челябинске в три раза выросло число проверок масочного режима в магазинах и транспортеВ Челябинской области за сутки от коронавируса умерли мужчина и женщина средних летВ Челябинской области за сутки 82 человека заболели COVID-19, трое умерлиРежиссер оперы «Садко» заболел COVID-19 после премьеры в ЧелябинскеВ Челябинской области еще шесть школьников заразились COVID-19Духовник Челябинской епархии скончался после тяжелой болезниВ Челябинском госуниверситете из-за случая COVID-19 отменили массовые мероприятияЖители Челябинской области начали сниматься с учета по безработицеВ Челябинске из репертуара Театра драмы временно убрали спектакль с пожилыми актрисамиВ Челябинской области умерли еще три человека, заболевших коронавирусомМинздрав Челябинской области снова сообщил о семерых школьниках, заболевших коронавирусом»Не пропускать!». Котова потребовала усилить масочный режим в ЧелябинскеВ Челябинской области за сутки COVID-19 выявили у 80 человекВ Челябинской области число больных коронавирусом выросло на 81 человекаПрощание с главой Пластовского района Александром Неклюдовым пройдет в воскресеньеКрупнейшим субподрядчиком на строительстве инфекционной больницы под Челябинском стала известная фирмаТекслер продлил режим повышенной готовности в Челябинской области до 4 октябряВ Челябинской области за сутки коронавирусом заболели 78 человекЖена первого вице-губернатора Челябинской области госпитализирована с COVID-19В Челябинской области еще семь школьников заразились COVID-19В Челябинской области за сутки коронавирусом заболели семь школьниковВ Челябинской области за сутки умерли пять человек с COVID-19Роспотребнадзор повторно обследует жителей Челябинской области на иммунитет к COVID-19В Челябинской области за сутки выявили 73 новых случая коронавирусаВ Челябинской области за сутки коронавирусом заболели 78 человек, в том числе 6 школьниковВ Челябинской области у трех школьников подтвердился COVID-19. Четыре класса закрытыКого отправят на дистант при «ковиде» в школе и почему выросло число ОРВИ на Южном УралеВ Челябинской области при необходимости могут экстренно развернуть 4 тыс. «ковидных» коекВ Челябинской области не будут отправлять на дистант классы, где выявят случаи COVID-19В Челябинской области за сутки коронавирус выявили у четырех школьниковВ Магнитогорске директоров «Эльдорадо» и New Yorker наказали за нарушение масочного режимаCOVID-19 на Южном Урале: 76 новых случаев, пять смертей и четыре класса на карантинеВ Челябинской области в преддверии сезона гриппа и ОРВИ вновь усиливают «ковидные» базы»Доходы продолжают падать». Челябинская область планирует взять в долг ₽21,6 млрдВ Челябинской области плазму сдали 244 человека, переболевших COVID-19Ирина Гехт поручила минздраву ежедневно публично отчитываться о случаях COVID-19 в школахРуководство ММК купило 2,5 тыс. рециркуляторов для школ МагнитогорскаВ Челябинской области умерли еще пятеро больных коронавирусомВ Копейске школьный класс отправили на карантин из-за подозрения на COVID-19 у ребенкаВ Челябинске в школе, где учится сын губернатора, класс ушел на карантин из-за COVID-19Глава Верхнеуральского района госпитализирован. Подчиненные: «В администрации — COVID-19″В Челябинской области умерли пять пациентов с COVID-19Власти Челябинской области объяснили, как будут работать школы в случае выявления COVID-19В Челябинской области казначея православного храма заподозрили в хищении ₽1,2 млнМинздрав Челябинской области фиксирует снижение заболеваемости COVID-19В Миассе от коронавируса скончалась врач-психиатрЧисло больных COVID-19 в Челябинской области за сутки выросло на 73 человекаВ Челябинской области коронавирусом заразились еще 79 человекДефицит бюджета Челябинской области во время пандемии вырос на 50%Текслер продлил режим повышенной готовности до 20 сентябряВ психиатрическом отделении больницы Озерска выявлен очаг COVID-19В Челябинской области — 73 новых случая COVID-19 и четыре смертиВласти озвучили итоги расследования смерти супругов с COVID-19 в Челябинской областиШколам Челябинской области сказали самим решать, как организовать учебу в дни выборовВ Челябинской области — стабильность: 76 новых случаев COVID-19 и четыре летальных исходаВ Челябинске — конфликт между крупным ТРК и арендаторамиВ Верхнем Уфалее директор школы ушла на больничный с подозрением на COVID-19В Челябинске возобновили работу кинотеатры. Заполняемость — 12%В Челябинске высокопоставленный чиновник ушел на изоляцию из-за подозрения на COVID-19В Челябинской области глава района попал в больницу с пневмонией и подозрением на COVID-19В Челябинской области за сутки умерли четыре человека с COVID-19″Тревожность повышается». Текслер привился от гриппа и призвал сделать это южноуральцевВ Челябинской области за сутки коронавирусом заболели 76 человекКак челябинские школы начнут работу в период пандемииВ Челябинской области от COVID-19 умерли 37-летняя женщина и 49-летний мужчинаВ Челябинской области запускают мониторинг заболеваемости ОРВИ среди школьниковВ Челябинской области за сутки выявлено 75 новых случаев COVID-19В Челябинской области за сутки выявили 78 новых случаев COVID-19В Челябинской области от COVID-19 скончался 80-летний пациентВ Бакале отделение больницы отправили на изоляцию из-за пациента с COVID-19В Челябинской области скончались еще четыре человека с коронавирусомЮУрГУ в сентябре откроет второй обсерватор для иностранных студентовЧелябинские врачи пожаловались, что их заставляют ставить прививки от COVID-19В Челябинске родители, желающие обучать детей онлайн, столкнулись с непониманиемЧелябинцы в 2020 году потеряли половину сбережений в банкахЧисло заболевших коронавирусом в Челябинской области превысило 14 тыс.Челябинских безработных предупредили об отмене «ковидных доплат» к пособию

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *