Современный учебник

Урок 76. В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации
Урок 77. В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: становление характера главного героя
Уроки 78-79. Уроки текущего контроля
УРОК 76
В. П. АСТАФЬЕВ. «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»:
ЮНЫЙ ГЕРОЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Поведение героя в лесу. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях. Картины сибирской природы и их нравственный смысл.
Основные виды деятельности учащихся.
Чтение и обсуждение статьи учебника об Астафьеве, статьи «Деревня Овсянка» (из раздела «Литературные места России»). Восприятие и выразительное чтение рассказа, художественный пересказ его фрагментов, анализ содержания рассказа по вопросам учителя (по группам). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение произведений книжной графики к рассказу. Устное иллюстрирование.
Самостоятельная работа. Создание иллюстраций к рассказу и подготовка к их презентации и защите.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности)
Рассказ о писателе (см. страницу Основные темы творчества В. П. Астафьева. Урок литературы в 11 классе) с показом презентации, включающей в себя галерею портретов и изображения мест, связанных с именем Астафьева.
II. Чтение статьи учебника об Астафьеве (см. статью ниже), статьи «Деревня Овсянка» (см. статью ниже) из раздела «Литературные места России» в конце учебника, ч. 2 и обобщающая беседа:
Как вы понимаете эпиграф к статье о писателе?
Могут ли рассказы о родне, земляках, односельчанах быть интересны для людей, которые их не знали? Обоснуйте своё мнение.
Какие трудности перенёс Астафьев в детстве и юности? Какие испытания он преодолел в жизни?
Как понять слова «…всё это откладывалось, где-то накапливалось потихоньку, пока не попросилось наружу»?
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».
Поведение героя в лесу. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях
III. Выразительное чтение, пересказ и работа с текстом рассказа «Васюткино озеро» (в группах).
Текст для каждой группы могут прочитать несколько пятиклассников.
Г р у п п а 1.
Выразительно прочитайте фрагмент рассказа с начала до слов «…иногда из ружья пальнёт».
Расскажите, какая проблема озадачила рыбаков из бригады Васюткиного отца.
Г р у п п а 2.
Выразительно прочитайте фрагмент рассказа со слов «Васютка проснулся поздно» до слов «Тяжеловато будет, пожалуй, да ничего, донесу».
О каких таёжных законах предупреждала Васютку мать? Почему мальчик не выстрелил в кедровку?
Г р у п п а 3.
Выразительно прочитайте фрагмент рассказа со слов: «Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало» до слов «…где же затеси? Пора уж им быть».
Как Васютка справился с глухарём?
Какие навыки охотника он проявил?
Картины сибирской природы и их нравственный смысл
Г р у п п а 4.
Выразительно прочитайте фрагмент рассказа со слов «Он посмотрел кругом» до слов «»Будь что будет», — отрешённо подумал он».
Какой символический смысл вложил автор в описание «мёртвой птички» и «мухи, влипшей в тенёта»?
Г р у п п а 5.
Перескажите подробно, как Васютка провёл первую ночь в тайге, со слов «В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь» до слов «Он отламывает отростки от корневища и несёт их костру».
Какие качества характера проявил Васютка во время первой ночёвки в тайге?
Какие первые испытания предложила ему тайга?
Что он сумел сделать? Как он спасался в тайге от голода и холода?
Г р у п п а 6.
Перескажите подробно, как Васютка провёл свой первый день в незнакомом месте, когда заблудился, со слов «Коротка августовская ночь в Заполярье» до слов «По всем признакам ждать этого осталось недолго».
Какие картины сибирской природы подтверждают мысль автора о том, что тайга — живое существо?
Обобщающая беседа:
Ответы на вопросы 2—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном»
Выполнение задания 1 из раздела «Обогащаем свою речь».
Домашнее задание
Выполнить задание 2 из раздела учебника «Проверьте себя».
Прочитать рассказ «Васюткино озеро» со слов «Солнце пошло на закат» до конца и подготовиться к пересказу этой части.
Индивидуальные задания.
Нарисовать свои иллюстрации к рассказу «Васюткино озеро» и подготовиться к их защите.
Выполнить задание из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».
УРОК 77
В. П. АСТАФЬЕВ. «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»:
СТАНОВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ
Основные виды деятельности учащихся.
«Открытие» Васюткой нового озера. Основные черты характера Васютки. Становление характера героя в сложных испытаниях. Автобиографичность рассказа. Герой и автор.
Основное содержание урока
Устный рассказ о писателе. Чтение (в том числе по ролям) и пересказ фрагментов рассказа, лексические и историко-культурные комментарии к тексту (по группам). Устные ответы на вопросы (с использованием цитат). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героя рассказа. Рассказ о поведении и поступках героя (с использованием цитат). Нравственная оценка поведения и поступков героя рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Чтение и обсуждение отрывка из воспоминаний Астафьева «Судьба рассказа «Васюткино озеро»».
Практическая работа. Составление цитатной таблицы «Черты характера героя и авторское отношение к нему».
Самостоятельная работа. Выполнение письменной характеристики героя (с использованием материалов таблицы). Подготовка к контрольной работе — письменный ответ на проблемный вопрос. Составление плана (в том числе цитатного) самостоятельного письменного высказывания.
I. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера героя в сложных испытаниях
Чтение вслух и пересказ второй половины рассказа «Васюткино озеро», лексические и историко-культурные комментарии (в группах):
Г р у п п а 1.
Пересказ эпизода «Васютка находит озеро» со слов «Солнце пошло на закат…» до слов «… и вскоре забылся беспокойным сном».
(Заглавия эпизодов могут придумать пятиклассники.)
Почему Васютка, найдя озеро, расплакался? Что особенно удивило его в озере?
Какие законы природы и таёжной жизни он вспомнил во время своего пребывания в тайге?
(Болота чаще всего бывают у берегов озёр; пока хватит терпения, не трогать хлеб; поглядел на озеро, на кровянистое небо и с тревогой проговорил: «Ветер завтра будет. А вдруг ещё с дождём?»; вспомнил слова дедушки: «Вызвездило — к холоду!»)
Почему Васютку «начало донимать раскаяние»?
Г р у п п а 2.
Пересказ эпизода «Утро на берегу Васюткиного озера» со слов «Проснулся Васютка поздно…» до слов «…и снова забылся тяжёлым сном».
Как объяснил Васютка наличие в озере множества белой рыбы?
(Озеро проточное, значит, из него вытекает речка, ведущая к Енисею; заметил входящую в глубь тайги жёлтую бороздку лиственного леса. Значит, там речка; появились высокие обрывистые берега. «Вот она, речка!»)
Как эти знания помогли мальчику выжить?
Какие метафоры и образные сравнения применяет автор для создания картин суровой и неумолимой тайги?
Докажите, что всё-таки для автора она прекрасна.
Г р у п п а 3.
Пересказ эпизода «Васютка выходит на берег Енисея» со слов «На рассвете Васютка, стуча зубами от холода…» до слов «Вот стучит, стучит, стучит».
Как Васютка преодолевал трудности последних ночей в тайге?
(Находил дрова, берёг спички, готовил пищу, устраивал ночлег, подвязал разорвавшуюся обувь и др.)
Какие «фокусы тайги» и приметы таёжной жизни он знал?
(Гудок всегда откликается на ближнем водоёме; в верховьях реки появился дымок… Идёт пароход; так могла стучать только выхлопная труба рыбосборочного катера-бота и др.)
Как автор описывает состояние Васютки при виде берега Енисея и теплохода «Серго Орджоникидзе»? Сравните эти состояния.
Какие слова и выражения находит автор для выражения радости и разочарования героя?
Г р у п п а 4.
Прочитайте по ролям эпизод «Васютка спасён» со слов «Тут же опомнился, схватил свои манатки…» до слов «…протягивая руки навстречу сыну».
Какие интонации присущи репликам Васютки? Как они выражают состояние мальчика?
Как украинский говор дяденьки Коляды помогает создать неповторимый образ этого персонажа?
Опишите чувства читателя, узнавшего о состоянии матери и деда пропавшего Васютки.
Г р у п п а 5.
Прочитайте по ролям эпизоды «Васютка снова дома» и «Рыбаки на Васюткином озере» со слов «…И вот Васютка дома!» до слов «…открыли постоянный промысел».
Как отнеслись к приключениям Васютки мать, отец и дед? Какие слова и выражения автор использует для изображения состояния персонажей, когда мальчик вернулся?
Какие нравственные уроки мог извлечь Васютка из реакции отца на его рассказы? Почему он «постеснялся плыть в лодке»?
Прочитайте два последних абзаца рассказа. Какие чувства и мысли о нашей Родине они вызывают?
Обобщающая беседа:
Ответы на вопросы 1, 6, 8 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Вспомните детали приключений Васютки, которые помогли выработке у него мужского характера.
Что он знал о тайге до своих скитаний и чему научила его тайга?
Выполнение заданий 2—5 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
II. Основные черты характера Васютки
Составление плана характеристики Васютки.
Возраст героя, его внешний вид.
Семья мальчика.
Занятия родителей и деда и отношение Васютки к ним.
Черты характера Васютки:
•Стремление помогать старшим (собирал кедровые орешки для рыбаков и др.).
•Закалка таёжного жителя (умение стрелять, пользоваться спичками и беречь их, находить в тайге пищу и воду, экономить хлеб и соль и др.)
•Умение находиться одному в лесу (разжёг костёр, высушил одежду, устроил ночлег, чтобы не замерзнуть, приготовил пищу, знал приметы, по которым в тайге находят север и юг, определяют близость реки или болота, умел определять породы рыб и др.).
•Смелость и находчивость (не испугался один ночевать в лесу, определил, что озеро проточное, и др.).
•Оптимизм, вера в победу над тайгой (не пал духом во время своих скитаний, старался не плакать и сохранять самообладание, постоянно думал о практических способах выхода из тайги и умело применял их в своих приключениях и др.).
•Любовь к родной земле (глубокое чувство Родины при встрече с Енисеем и др.).
Черты характера мальчика, вызывающие восхищение читателей.
Прослушивание устных сообщений учащихся по пунктам плана.
III. Чтение отрывка из воспоминаний Астафьева о своей детской «робинзонаде».
Почему рассказ «Васюткино озеро» называют автобиографическим?
IV. Автобиографичность рассказа. Герой и автор
Чтение отрывка из воспоминаний Астафьева «Судьба рассказа «Васюткино озеро»» (см. отрывок ниже).
Можно ли считать историю создания рассказа необычной?
Как автор относится к своему герою?
Как проявилась в рассказе авторская позиция?
Обобщить свои наблюдения над текстом школьники могут в таблице:

ТАБЛИЦА
Черты характера Васютки
Черты характера героя Цитатные примеры, подтверждающие наличие этой черты Авторское отношение к герою

IV. Показ, обсуждение и защита иллюстраций учащихся к рассказу.
Домашнее задание
Создать письменную характеристику Васютки, используя материалы таблицы.
Подготовиться к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов (см. следующий урок).
УРОКИ 78-79
УРОКИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Основное содержание урока.
Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов.
Основные виды деятельности учащихся.
Составление плана самостоятельного письменного высказывания. Подбор цитат по заданной теме. Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания. Составление устного и письменного ответа на один из проблемных вопросов.
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а. Поиск в справочной литературе или Интернете материалов о судьбах и подвигах детей в годы Великой Отечественной войны. Подготовка сообщения о военной биографии А. Т. Твардовского с показом его портретов. Поиск стихотворения о детях на войне, подготовка к его выразительному чтению, создание иллюстрации к стихотворению.
I. Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов
1. Какой изображена русская природа в творчестве С. А. Есенина, П. П. Бажова, К. Г. Паустовского, В. П. Астафьева? (по одному произведению)
Составление плана письменного высказывания и подбор цитат, раскрывающих пункты плана:
Что такое пейзаж в литературном произведении? Зачем писатели используют описания природы в своих стихах и прозе?
Какое время года рисует писатель? Какие приметы этого времени года он показывает читателю?
Как при помощи пейзажа передаются чувства и настроения человека?
Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, чтобы сделать своё описание красочным?
Можно ли по пейзажу определить авторское отношение к конкретному времени года, к природе вообще?
В чём необычность и своеобразие русского пейзажа в выбранном вами произведении?
Какое впечатление производят описания природы на читателя, на вас лично (на примере конкретного произведения)?
Ответ на каждый вопрос подкрепляется примерами из текста.
2. Какие поступки сверстников и черты их характера вызывают моё восхищение в произведениях К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева? (по одному произведению)
В какой семье воспитывался герой? Кто были его родители, ближайшее окружение, чем они занимались?
Как они влияли на образование героя, его воспитание, взгляды на жизнь?
Что мы узнаём о герое до его появления в произведении?
Какие приёмы использует автор для создания образа героя (выбор имени, обстановка появления героя в произведении, портрет, речь, мир вещей, характеризующий героя, поступки героя, оценка героя другими персонажами, самооценка героя)?
Каково авторское отношение к герою, как оно выражается (автор прямо оценивает героя или показывает свои оценки скрыто)?
II. Пересказ содержания будущих ответов.
На втором уроке пятиклассники будут отвечать на эти вопросы письменно.
Домашнее задание
Найти в справочной литературе или Интернете материалы о судьбах и подвигах детей в годы Великой Отечественной войны.
Индивидуальные задания.
Подготовить краткое сообщение о военной биографии А. Т. Твардовского, найти в Интернете его портреты в военное время.
Подобрать одно стихотворение о детях на войне, подготовиться читать его выразительно, нарисовать к нему иллюстрацию (это задание даётся нескольким пятиклассникам).
Следующие уроки: Урок 80. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста» >>>
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.
ВИКТОР ПЕТРОВИЧ
АСТАФЬЕВ
1924-2001
…Думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую
голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне… Они были
интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле.
В. Астафьев
Виктор Петрович Астафьев родился близ Красноярска в крестьянской семье. Рано потерял мать. Около трёх лет жил у бабушки и дедушки. Затем переехал с отцом и мачехой в Игарку, убежал из дому, беспризорничал, поступил в школу на станции Енисей, работал в пригороде Красноярска, участвовал в боях в Великую Отечественную войну, был ранен, потом работал разнорабочим. Позднее он напишет:
«…Масса встреч, масса впечатлений, множество событий, разных, приятных и неприятных, — всё это откладывалось, где-то накапливалось потихоньку, пока не попросилось наружу».
В 1951 году он написал первый рассказ «Гражданский человек». В автобиографии В. П. Астафьев пишет:
«…Я твёрдо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь. Я всегда и всюду много читал, и читал порой в ущерб учебе… Начался я как литератор не в тот вечер, когда сел писать свой первый рассказ, а, видимо, тогда, когда сочинял длинные «лирические» письма с фронта, когда в госпиталях, в пути и на привалах рассказывал о своих фронтовых товарищах, о разных случаях из своей жизни». В 1953 году в Перми был опубликован первый сборник рассказов Астафьева «До будущей весны».
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Что, по словам самого В. П. Астафьева, заставило его писать?
2. Подготовьте устное сообщение о писателе, используя содержание статьи учебника и произведений В. П. Астафьева, прочитанных вами ранее.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
СУДЬБА РАССКАЗА «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»
Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна. В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём об этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» — мой первый рассказ для детей.
В. П. Астафьев
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
Задания к рассказу «Васюткино озеро»
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
1. Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?
2. Что рассказывает писатель о рыбной ловле? Какая рыба попадалась в ловушки?
3. Как заблудился Васютка? Что помогло Васютке выжить, выйти из леса (смелость, смекалка, терпение, знание леса, другие качества)?
4. Какое время странствий в лесу оказалось для Васютки самым трудным и почему?
5. Что вспоминал Васютка? Как прислушивался к лесным звукам, о чём разговаривал с лесными жителями?
6. Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?
7. Какие иллюстрации вы нарисовали бы к этому рассказу?
8. Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Подберите текст из рассказа «Васюткино озеро» к иллюстрации, помещённой в учебнике.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ
1. Обратите внимание на детали рассказа, например: почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?
Что значат её слова: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать»?
«Ему уже не раз драли уши за попусту сожжённые патроны. Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду» — отчего был такой трепет? Что он обозначает?
«Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух: «Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону…»» Почему Васютка стал разговаривать вслух?
2. Объясните слова и включите их в пересказ текста: холодная изморось, осётр, стерлядь, были, небылицы, хилые берёзки, затеей, белая рыба, шлюпка, бот, пацан, хлопец, варнак, рыбная тара.
3. Пошёл, ковыляя, передвигался, поплёлся… — какие из этих слов вы часто используете в своей речи?
4. Замёрз, продрог, окоченел… — когда используется каждое из этих слов? Приведите примеры.
5. Устал, притомился, изнемог… — придумайте предложения с этими словами.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Вспомните истории, которые происходили с вами в лесу.
Расскажите об этом устно или письменно, используя запомнившиеся вам образные слова и выражения из текста рассказа «Васюткино озеро».
Виктор Петрович Астафьев
Деревня Овсянка. (Красноярский край)
Овсянка — родина выдающегося русского писателя В. П. Астафьева. Рано оставшийся без матери мальчик воспитывался в семье деда и бабушки. Образ бабушки Катерины Ивановны — один из самых ярких и светлых во всём литературном наследии писателя (рассказы «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет» и др.). Воспоминания детства легли в основу многих произведений писателя.
В последние годы жизни В. П. Астафьев вновь вернулся в Овсянку. Здесь ему особенно хорошо писалось. В Овсянке, благодаря заботе и настойчивости писателя, была построена одна из лучших в крае сельских библиотек.
Многие любители русской литературы едут в Овсянку, чтобы отдать дань уважения писателю.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

История человечества знает случаи сожжения книг на кострах. Например, в фашистской Германии. Но ни один самый мрачный автор фантастических антиутопий не додумался до того, что в 2020-х годах начнут уничтожать изображения уже не существующих школьных учебников математики 90-летней давности, что сканы этих редких книг уйдут в партизанское подполье.
Частные владельцы АО «Издательство «Просвещение»» удаляют из интернета старые учебники государственных издательств «Просвещение» и «Учпедгиз» середины прошлого века.
Почти все эти книги уже не существуют в бумажном виде. Эти учебники — результаты лучшего в мире образования и труда миллионов советских людей в самых различных сферах деятельности. Эти учебники предприниматели сами никогда не видели и не пошевелили пальцем для их создания, не потратили на них ни одной копейки своего частного акционерного общества.
И тут даже «капитализм» ни при чём: из уничтожения старых учебных книг невозможно извлечь никакой финансовой выгоды. Цель может быть только одна — ослабление России. Приватизаторы лишают детей возможности углублённых и расширенных занятий, самообразования старших и фундамента для написания специалистами новых качественных учебников, подрывая тем самым экономику страны и её обороноспособность.
Образование — не дело наживы отдельных индивидумов. Это смысл существования Государства.
Вернули Сбербанк — верните ключевые издательства, производящие учебники. Частный владелец не должен иметь интеллектуальные права на целую образовательную эпоху человечества. Верните эти права наследникам — народу России. Депутаты, политики, министры, это обращение к вам и ко всем неравнодушным гражданам.

Загадка для взрослых. Кто заграбастал под себя издательства после ликвидации СССР? Первая буква, возможно, «С». Последняя тоже «с»…

ССЫЛКИ НА УДАЛЁННЫЕ НЕАКТИВНЫ

||||||||||||||||||

Жёлтый или серый фон со страниц, по возможности, убираем — для удобства чёрно-белой распечатки (в настройках принтера можно указать отдельные страницы для печати). Также, по возможности, предлагаем цветной и чёрно-белый варианты учебника. Там, где качество скана позволяет, распознаём текст учебника (где нет формул, таблиц и спецсимволов) или фрагмент.
Начинающим пользователям. Скопировать распознанный текст учебника со страницы можно через Ctrl+A (выделить всё) и Ctrl+С (копировать), затем вставить Ctrl+V в текстовой редактор (Блокнот) и сохранить как TXT.
Полные тексты обычно выкладываем готовым отдельным файлом.
Текстовой файл можно открывать на любом устройстве. Электронная читалка — на телефоне, на компьютере, с E Ink экраном — удобна тем, что позволяет настраивать желаемый шрифт и, самое главное, оставлять закладку (запоминает место, где закрыли, и без закладки). Открываете в читалке наш файл простого текста (.txt), не замусоренного интернет-дребеденью, и пользуетесь. Ссылка на программу для чтения — ниже.
Если ранее не встречались с форматом DjVu, ссылка на программу тоже ниже. Годится для настольных ПК, ноутбуков и планшетов с большим экраном; в телефонах открывать DjVu не имеет смысла, это картинка с текстом.
Мы указываем год издания конкретного отсканированного учебника, но следует учитывать, что многие из них были написаны ещё в 1930-50-е сталинские годы, а впоследствии переиздавались. Некоторые же, такие как учебники А. П. Киселёва по математике, пришли к нам из 19 века.
Просьба сообщать, если что-то не работает: karlov@bk.ru

Сканируйте и присылайте советские школьные учебники в любом потрёпанном состоянии, в любом формате (лучше несжатый TIF) или уже готовые DjVu/PDF: karlov@bk.ru — во вложении или, если большие TIF-ы, через файлообменники типа яндекс-диск.

Программа для чтения DjVu — WinDjView.exe
офиц. сайт: windjview.sourceforge.io/ru
Можно также использовать универсальную программу DjVu-PDF, портабельная версия которой не требует установки:
Для распознанного текста и прочих книжных форматов можно использовать AlReader: www.alreader.com/downloads.php?lang=ru
версии для всех операционных систем.
+ Полезная ссылка. «Живые» переизданные сталинские учебники (можно купить): stalins-bukvar.ru

МЕТОДИКИ

Начальная школа. Настольная книга учителя. Ред. М. А. Мельников. — 1950 г.
Первая учебная четверть в школе. Данилов М. А. — 1955 г.
Классный руководитель. Болдырев Н. И. — 1955 г.
Самостоятельная работа учащихся на уроках. Есипов Б. П. — 1961 г.
Методическое руководство к обучению письму. Гербач В. С. — 1907 г.
Указания для учителя о применении прописей при обучении письму в начальной школе. Воскресенская, Закожурникова, Ткаченко. — 1935 г.
Методика чистописания. Боголюбов Н. Н. — 1955 г.
Методическое руководство к букварю. — 1956 г.
Методика обучения чтению и письму в начальной школе. Редозубов С. П. — 1961 г.
Как организовать в семье обучение ребёнка шести лет по «Азбуке». Янковская, Крылова. — 1963 г.
Как обучать ребёнка шести лет по «Азбуке». — 1972 г.
Внеклассное чтение в 1 классе (методические указания). Светловская, Джежелей. — 1981 г.
Внеклассное чтение во 2 классе (методические указания). Светловская, Джежелей. — 1983 г.
Что читать детям. Рекомендательный указатель детской литературы для учащихся 1-4-х классов. — 1951, 1953 г.
Уроки литературы в 4 классе. Т. Ф. Курдюмова и др. — 1970 г.
Методика грамматики и орфографии в начальных классах. Кустарёва, Рождественский и др. — 1970 г.
Развитие речи учащихся в начальной школе. Хрестоматия для учителя, методические руководства. Сост. М. Р. Львов. — 1965 г.
Русский язык в первом классе. Кустарёва, Рождественский. — 1972 г.
Русский язык во втором классе. Закожурникова, Кустарёва, Рождественский. — 1970 г.
Методические указания к преподаванию русского языка во II классе. Сыроечковская, Шейнина. — 1955 г.
Русский язык в третьем классе. Кустарёва, Рождественский. — 1974 г.
Вопросы методики чтения в начальной школе. Горецкий, Оморокова (сост.). — 1964 г.
Система работы по развитию речи учащихся в первом классе. Кузьмина, Кеменова. — 1954 г.
Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. Политова Н. И. — 1984 г.
Уроки русского языка в 1 классе. Рамзаева Т. Г. — 1989 г.
Уроки русского языка в 6 классе. Лазарева Л. А. — 1979 г.
Типы и структура уроков русского языка. Панов Б. Т. — 1986 г.
Закрепление знаний и навыков по русскому языку с применением наглядности. Пособие для учителей. Дашко Л. И. — 1961 г.
Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов средней школы. Пособие для учителя. Костяева, Рыбченкова. — 1991 г.
Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. Баранов М. Т. — 1988 г.
Литературное чтение в VI классе. Методическое пособие. Бочаров Г. К. — 1957 г.
Методические указания к преподаванию литературы в VIII классе. Корст, Смирнов. — 1954 г.
Программы средней общеобразовательной школы. Математика. Шаламова Г. А. (ред.) — 1991 г.
К истории развития передовых идей в русской методике математики. Ланков А. В. — 1951 г.
Методическое руководство к учебникам арифметики. Пчёлко А. С. — 1934 г.
Методика преподавания арифметики в начальной школе. Пчёлко А. С. — 1945 г.
Методика преподавания арифметики. Кавун, Попова. — 1934 г.
Методика арифметики в начальной школе. Волковский Д. Л. — 1937 г.
Арифметические упражнения и функциональная пропедевтика (как давать навыки вычислений в 6-8 классах). Гончаров В. Л. — 1947 г.
Обучение решению задач в начальной школе. Поляк Г. Б. — 1950 г.
Методика преподавания арифметики. Чичигин В. Г. — 1952 г.
Методика преподавания математики. Брадис В. М. — 1954 г.
Методика арифметики для учителей. Березанская Е. — 1955 г.
Методика обучения алгебре в 6 классе. Гибш И. А. — 1963 г.
Алгебра. Пособие для учителей 9-11 классов. Гибш И. А. — 1960 г.
Методика преподавания алгебры. Барыбин К. С. — 1965 г.
Вопросы преподавания алгебры и начал анализа в средней школе. Глаголева, Ивашёв-Мусатов. — 1980 г.
Геометрия. Методическое пособие. Гангнус, Гурвиц. — 1934,35 гг.
Преподавание математики. Пиаже и др. — 1960 г.
Методика преподавания математики в начальных классах. Бантова, Бельтюкова. — 1984 г.
Методика преподавания математики в восьмилетней школе. — 1965 г.
Методический журнал «Математика в школе» 1929—1949 гг.
Учись решать задачи. Колягин, Оганесян. — 1980 г.
Математика как педагогическая задача. Фройденталь Г. — 1983 г.
Методика преподавания физики в семилетней школе (4 тома). Горячкин Е. Н. — 1948-1955 г.
Методика преподавания астрономии в средней школе. Набоков М. Е. — 1947 г.
Методика преподавания астрономии в средней школе. Левитан Е. П. — 1965 г.

Методика преподавания естествознания в начальной школе. Горбунов Н. А. — 1947 г.
Методика преподавания природоведения. Горощенко, Степанов. — 1977 г.
Основы методики преподавания ботаники. Верзилин Н. М. — 1955 г.
Общая методика преподавания биологии. Верзилин, Корсунская. — 1976 г.
Уроки биологии, 6-7 классы. Методическое пособие. Кузнецова В. И. — 1991 г.
Уроки зоологии. Методическое пособие. Бровкина, Казьмина. — 1987 г.
Методика начального обучения истории. Гиттис И. В. — 1945 г.
Методика преподавания истории в средней школе. Вагин А. А. — 1968 г.
Методика обучения истории в школе. Вагин А. А. — 1972 г.
Методическое пособие по истории древнего мира. Годер Г. И. — 1988 г.
Методическое пособие по истории средних веков в 6 классе. Агибалова, Донской. — 1978 г.
Обучение истории в IV классе. Методическое пособие для учителей. Герасимова Г. Г. — 1976 г.
Обучение истории в старших классах средней школы. Дайри Н. Г. — 1966 г.
Методическое пособие по новейшей истории. Боголюбов, Израилович, Попов, Рахманова. — 1978 г.
Методика опроса по истории в VIII-X классах средней школы. Коровкин Ф. П. — 1953 г.
Методическое пособие по истории СССР, 4 класс. Голубева, Геллерштейн. — 1986 г.
Очерки методики преподавания истории. Зиновьев М. А. — 1955 г.
Методика преподавания черчения в средней школе. Дембинский, Кузьменко. — 1977 г.
Методика физического воспитания. Качашкин В. М. — 1972 г.
Вопросы методики обучения русскому языку детей с нарушениями речи. Спирова, Шуйфер. — 1962 г.
Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. Щерба Л. В. — 1974 г.
Очерк по истории методики преподавания новых западноевропейских иностранных языков. Методическое пособие для учителей средней школы. Рахманов И. В. — 1947 г.
Беседы об уроке иностранного языка. Пассов, Колова, др. — 1971 г.
Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Рогова, Рабинович, Сахарова. — 1991 г.
Английский для малышей. Методические указания и ключи. Скультэ В. И. — 1961 г.
Методика музыкального воспитания в детском саду. Ветлугина Н. А. (ред.). — 1982 г.
Билеты для экзаменов на аттестат зрелости за курс средней школы на 1959/60 учебный год. — 1960 г.
Билеты для выпускных экзаменов за курс восьмилетней школы на 1982/83 учебный год.
Сборник рецептур блюд для питания школьников. Филиппчук Н. М. (ред.). — 1987 г.

Обновлено: 11.03.2019 14:28:29 Эксперт: Ирина Высоцкая

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Начиная с сентября 2011 года, все общеобразовательные школы перешли на новый ФГОС НОО. Современные методические программы направлены на развитие у детей человеческих качеств – доброты, ответственности и терпимости, обучение письму, счету и чтению, основам БЖД. Таким образом каждый учебник для начальной школы должен отвечать следующим требованиям:

  1. изложен в доступной форме;
  2. соответствует возрасту ребенка;
  3. вызывает интерес к дисциплине;
  4. развивает на интеллектуальном и нравственном уровнях.

В любом случае идеального пособия не существует. Среди педагогов и родителей всегда найдутся те, кому что-то не понравится. Главное – ребенок должен иметь возможность успешно и интересно учиться в школе, с удовольствием брать учебник в руки.

Наши эксперты оценили отзывы на интернет-форумах и выделили 6 популярных пособий для начальной школы. Все они отражены в рейтинге лучших учебников.

Рейтинг лучших учебников для начальной школы

Номинация место наименование товара цена
Рейтинг лучших учебников для начальной школы 1 Букварь 1 кл 2 ч. Журова Л.Е., Евдокимова А.О. 567 ₽
2 Окружающий мир. 2 кл. в 2-х частях. Плешаков А.А. 482 ₽
3 Математика. 3 кл. В двух частях Моро, Бантова и др. 1 382 ₽
4 Русский язык. 1 кл. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 694 ₽
5 Английский язык. 2 кл. В двух частях. Кузовлев, Перегудова и др. 1 188 ₽
6 Литературное чтение. 2 класс, в 2-х частях. Климанова, Горецкий, Голованова и др. 1 462 ₽

Букварь 1 кл 2 ч. Журова Л.Е., Евдокимова А.О.

Первое место рейтинга принадлежит букварю, который входит в программу «Начальная школа 21 века». Эта методическая система включает множество дисциплин, взаимосвязанных между собой, она учит школьников выстраивать логические цепочки и думать головой. Во второй части книги много заданий на чтение, нет разбора написания слогов и анализов звуков. Тексты не сложные. Они напечатаны большим шрифтом. В конце упражнений идут вопросы на закрепление материала, поиск информации и развитие речи.

Отзывы об учебнике преимущественно положительные. Большинство родителей говорят, что у детей не бывает проблем с изучением букваря. Все произведения учебника очень светлые и добрые, иллюстрации яркие и многочисленные. Тексты обладают долей юмора и учат ребенка основам морали. Дети с удовольствием читают произведения Маршака, Носова, Барто и Пантелеева.

Окружающий мир. 2 кл. в 2-х частях. Плешаков А.А.

В книге можно найти информацию о звездном небе, созвездиях, Зодиаках. Ребенок получает знания о воздухе, недрах земли, экологии, о том, как называется наше государство, какими ремеслами занимаются люди, что такое село и город. В учебнике много нужной информации, которая обязательно пригодится в жизни. По итогу каждой темы идут вопросы для закрепления усвоенного. «Окружающий мир» охватывает многие сферы жизни и необходим для подрастающего поколения. Текст понятен и доступен каждому. Чтобы утвердиться в своих знаниях, полезно прочитать пособие взрослому.

Школьники и их родители в восторге от яркой привлекательной обложки, красочных иллюстраций, сопровождающих все страницы. Они говорят, что текст в учебнике написан с любовью к детям и природе.

Математика. 3 кл. В двух частях Моро, Бантова и др.

Следующий учебник, как и другие участники рейтинга, разработан в соответствии с Госстандартом начального образования. Он относится к предметной линии книг «Математика» программы «Школа России». Материал пособия способствует формированию у детей начальных знаний по предмету и умения использовать их для решения различных задач.

Структура и смысл книги направлены на достижение школьниками личностных результатов, овладение принципами дисциплины. Дети в восторге от красочных иллюстраций, интересных и понятных задач. Ученики самостоятельно ставят цели, ищут и применяют методы решения, контролируют и оценивают ход своей деятельности.

Русский язык. 1 кл. Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Учебник по русскому языку для второклассников состоит из двух частей. Он легкий по весу и имеет мягкую обложку, которая со временем портится. Поэтому с книгой надо обращаться очень аккуратно. Методическая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Госстандарта образования. Все правила выделены ярким цветом, к упражнениям предусмотрены красивые иллюстрации. Радует, что в конце учебника содержится справочный материал.

Есть здесь информация о том, как определить морфемы, подготовиться к письменному диктанту и провести разбор слова на звуки. Предусмотрены орфографический и толковый словари, список синонимов и антонимов. В целом это понятный и удобный учебник, который нравится и детям, родителям.

Английский язык. 2 кл. В двух частях. Кузовлев, Перегудова и др.

Далее в рейтинге находится учебник, являющийся главным компонентом УМК «Английский язык». Он разработан в соответствии с условиями ФГОС и используется в общеобразовательных учреждениях. Книга выходит в двух частях и включает материал для овладения речевыми умениями и правилами иностранного языка в условиях повседневной жизни.

Задания интересны второклассникам и соответствуют их возрасту. Учебник выпускается в комплекте с электронным приложением. На диске предусмотрены аудиокурс, учебный словарь и игровая программа для запоминания слов. Отзывы об учебнике противоречивые. Некоторые родители не довольны тем, что он утвержден программой. Они считают его слишком сложным.

Литературное чтение. 2 класс, в 2-х частях. Климанова, Горецкий, Голованова и др.

Завершает рейтинг учебник, входящий в УМК «Школа России». Он переработан в соответствии с условиями ФГОС. Книга дополнена знаниями, способствующими формированию творческого мышления, развитию способности к сотрудничеству. Много внимания уделено творческой деятельности, введена современная система знаков.

Родители учеников отмечают, что темы в методической программе скомпонованы неудачно. В итоге школьникам задают стихи на дом ежедневно, а потом не учат их по месяцам. Получается, что память тренируют на огромном количестве стихов, а навыки чтения отрабатываются по другим учебникам. Судя по отзывам, у книги очень маленькие внутренние поля, поэтому ее нельзя развернуть полностью. Читать по ней не совсем удобно, приходится сильно давить на листы.

Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

очном режиме, так и с использованием дистанционных технологий. К числу первоочередных программ повышения квалификации можно отнести вопросы разработки основных образовательных программ для прикладного бакалавриата по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Необходим вебинар на тему: «Переосмысление образования в области менеджмента в XXI веке», семинары по передовым практикам преподавания. В дальнейшем предполагается формирование централизованного банка передовых практик обучения, доступ к которому будет организован на основе определенного механизма .

Создание web-портала на базе сайта УМО, обеспечивающего необходимую функциональность для пользователей системы, позволит создать распределенную экспертную сеть специалистов в области менеджмента и преподавания управленческих дисциплин, обращение к которой значительно облегчит проведение конкурсов и олимпиад среди студентов. Построение системы оценки пользователей (наподобие сетей p2p), отражающих качество выкладываемых материалов (например, востребованность), позволит повысить активность членов УМО и развить систему коммуникационного взаимодействия между ними. В целом, реализация этих новшеств будет способствовать эффективному функционированию информационной системы и повышению координации методической деятельности вузов УМО.

Литература

2. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Оценка компетентности менеджеров // Высшее образование сегодня. 2013. № 4.

3. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Управленческое образование и качество в контексте инноваций. Сборник статей 1-й Международной научно-практической конференции. — Ростов на Дону: Общество, экономика, человек в эпоху глобальных перемен: ООО «Мини Тайп», 2012 г.

О. В. Давыдова

СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД MODERN TEXTBOOK FOR UNIVERSITIES: COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация: в статье рассматривается проблема отражения новых требований к содержанию и методическому аппарату учебной литературы для вузов, предъявляемых ФГОС ВО. Переход на уровневую подготовку требует создавать учебники и учебные пособия на основе дифференциации степени формирования компетенций для бакалавров, магистров, аспирантов. Рассматриваются различные принципы изложения учебного материала. Методическое обеспечение учебника должно способствовать активному формированию компетенций путем включения в него кейсов, практико-ориентированных заданий, тестов.

Ключевые слова: компетентностный подход к образованию, уровневое образование, вузовский учебник.

© О.В. Давыдова, 2013

Keywords: competence-based approach to education, level-sensitive education, high school textbook.

В настоящее время в высшей школе России активно происходит процесс модернизации. Развитие общества в целом, и отечественной системы образования, в частности, на рубеже XX-XXI вв. привело к многочисленным изменениям, что нашло отражение новых федеральных государственных образовательных стандартах системы высшего образования (ФГОС ВО). Знаниевая парадигма целей образования сменилась компетентностным подходом. В ФГОС цели высшего образования представлены в виде совокупности общекультурных и профессиональных компетенций. Перед авторами вузовских учебников встает непростая задача: при наблюдающемся резком расширении объема учебной информации реализовать стремление к индивидуализации образовательного процесса.

Принятие новых государственных стандартов высшего образования порождает необходимость и желание создавать новые учебники, что отражает стремление участников образовательного процесса к повышению его эффективности на фоне приоритета прагматизма, но без ущерба для фундаментальности образования. При оценке качества учебной литературы для студентов вузов на первый план выходят не объем содержащейся в учебнике информации или алгоритмы ее воспроизведения, а подходы к формированию компетенций обучающихся.

Переход ВО на уровневую подготовку требует обновления его информационно-методического обеспечения, важной частью которого являются учебники и учебные пособия. Примерно половина библиотечного фонда учебной литературы требует обновления. Оптимальный срок жизни учебной книги — 4-5 лет. После этого требуется или новый тираж или новый учебник. На практике учебные книги в вузах обновляются через 6-7 лет. В связи с происходящими изменениями содержания ВО и введением ФГОС, а также в условиях изменяющихся экономики и законодательства студенты управленческих, экономических и других направлений подготовки не обеспечены в необходимой мере учебной литературой, отвечающей современным потребностям.

ФГОС трактует компетенцию как способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях, а компетентность — как уровень владения выпускником совокупностью компетенций, отражающий степень готовности к применению знаний, умений, навыков и сформированных на их основе компетенций для успешной деятельности в определенной области.

Компетентность отражает современные тенденции в понимании качества результатов образовательного процесса и выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных практических ситуациях в процессе или после окончания обучения. Основная инновация компетентностного подхода состоит в создании образовательных условий превращения знания о способах действия в средства действия.

Вновь создаваемые учебники, отвечающие требованиям ФГОС, должны:

• развивать умения и навыки надпредметного характера, которые основаны на переносе знаний путем анализа, обработки и трансформации информации

предметного характера. Практические шаги по развитию подобных методов обучения должны включать значительное усиление междисциплинарных связей в рамках циклов учебных дисциплин и между циклами;

• способствовать усилению прикладного, практического характера содержания обучения и контроля;

• активизировать когнитивные навыки обучающихся;

• активизировать деятельностный характер обучения и творческую самостоятельность обучающихся.

Лучший опыт создания учебной литературы стремится к реализации следующих позитивных тенденций:

1. Создание не просто учебника, но и учебно-методического комплекса к нему. Как правило, в состав УМК входят практикум для обучающихся, пособие для подготовки студентов к семинарам, практическим и лабораторным работам, наборы тестовых заданий, контрольных работ, кейсов и т.п. Также сюда могут войти электронные практикумы, тренинги и т. п.

2. Вариативность учебников и учебно-методических комплексов к ним для каждой ступени системы высшего образования (бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура). Для создания сквозной линии учебников, реализующих изучение одной учебной дисциплины на различных ступенях системы образования, применяются принципы: общий подход к изучению дисциплины; преемственность в содержании учебного материала; использование одинаковых принципов конструирования учебного материала; общий подход к построению методического аппарата и аппарата ориентировки, к отбору иллюстративного материала; единый стиль и дизайн учебников. Развитие учебной информации, как правило, достигается следующим образом: усложнение содержания при переходе на последующую ступень (уровень) образования; усложнение содержания при переходе к изучению следующей темы; усложнение понятийного аппарата; усложнение познавательных задач.

При подготовке учебных книг для каждого уровня образования необходимо учитывать условия непрерывного образования, которые определяют: а) единую задачу всех существующих учебных процессов, направленную на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, формирование у них продуктивного мышления; б) преемственность, согласованность и сопряжение компонентов образовательного процесса на всех уровнях обучения. Иными словами, знания и умения, полученные на первом уровне, являются базовыми для последующих уровней. Таким образом, подготовка бакалавров является звеном, от качества которого зависит жизнеспособность всей цепи общеобразовательных и профессиональных программ с разной продолжительностью обучения. При подготовке магистров следует учитывать, что все необходимые компетенции они должны приобрести за два года. Это требует особенного подхода не только с точки зрения содержания, но и формы представления учебного материала. Особенности подготовки бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов предъявляют различные требования к учебным книгам для каждого уровня.

В основе подготовки учебных книг для бакалавров по дисциплинам, формируемым преимущественно по базовым основам наук, лежит принцип предметности. Их структура соответствует традиционной структуре классических учебников, в которых соблюдаются принципы поступательности и цикличности изложения материала.

В основе подготовке учебников и учебных книг для магистров лежит деятельностный принцип: процесс освоения, воспроизведения и переработки обучаемыми исторически сформировавшихся знаний, способностей и функций предполагает, что автор учебной книги отбирает научные и профессиональные знания продвинутого уровня и систематизирует (структурирует) их с учетом потребностей конкретного вида и формы деятельности будущего специалиста.

При создании учебных книг для магистров следует учитывать уровень их подготовки: имеющуюся базовую подготовку; знание иностранных языков: возможность реализации вариативного (индивидуального) обучения; способность к самообучению и саморазвитию; междисциплинарный характер обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторам учебников для магистров рекомендуется сочетать линейные и циклические способы изложения, то есть учебники должны иметь комбинированную структуру. Кроме того, магистр — это специалист, обладающий продуктивным мышлением, высокой информационной культурой. Поэтому он должен активно использовать научную периодику и монографическую литературу.

Имеющийся опыт создания учебной литературы демонстрирует разнообразие подходов к представлению учебного материала в учебнике. Обычно используется один из трех принципов представления: а) линейный — отдельные части содержания выстраиваются последовательно друг за другом, без дублирования учебных тем, изучаемых в разные периоды, семестры, триместры; б) концентрический — допускается возможность обращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, предусматривается усложнение и расширение его содержания; в) спиральный -содержание предполагает, что обучающиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

В настоящее время по одной учебной дисциплине зачастую существуют 3-4-5 учебников или учебных пособия. Но возникает вопрос: ведет ли увеличение количества предлагаемых учебников к изменению качества учебной литературы для вузов?

К наиболее распространенным недостаткам существующих учебников можно отнести:

1. Сложность изложения учебного материала и увеличение общего объема учебника. Общий объем значительной части учебников необоснованно велик. В ряде учебников общее число параграфов больше, чем число часов, отводимое учебным планом для изучения данной учебной дисциплины в рамках данного направления подготовки.

2. Часто учебники содержат неоправданно большой фактологический материал, включенный в учебник с одной лишь целью: запоминания. Задания, предлагаемые в учебниках, ориентированы большей частью на воспроизведение информации, излагаемой в учебнике. Требования, предусмотренные ФГОС: максимальное вовлечение обучающихся в самостоятельное приобретение знаний, широкое использование межпредметных и интегративных связей, — реализуются лишь отдельными учебниками и довольно фрагментарно.

3. Часто в учебниках наблюдается нереализованность одного из основополагающих дидактических принципов — доступности учебного материала. Содержание учебников насыщено абстрактными примерами, заданиями, не носящими практико-ориентированный характер.

4. Методический аппарат, направленный на организацию усвоения учебного материала, в большинстве учебников представлен недостаточно вариативно по видам заданий и в настоящее время весьма далек от совершенства. Вопросы и задания, предлагаемые авторами учебников, носят, как правило, репродуктивный характер, и практически не ориентированы на формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.

Многие студенты-бакалавры высказывают следующие пожелания к учебникам: одно занятие — один параграф, больше связей с профессиональным или личным опытом, современный уровень полиграфии, портативность (удобный формат), размещение высказываний известных людей (афоризмы, эпиграфы). Для студентов старших курсов и магистров оказывается важным наличие в учебнике разных точек зрения, разных взглядов, для того, чтобы выработать собственную точку зрения. Таким образом, ориентация на модернизацию вузовских учебников имеет два направления: первое —

содержание обучения должно быть адекватно современному уровню развития экономики, науки и общественной жизни, второе — содержание учебника должно иметь преимущественную деятельностную ориентацию, выраженную в определенном методическом обеспечении. При компетентностном подходе возникает потребность в учебниках, разработанных в логике концепции развивающего обучения и, особенно, в логике концепции проблемного обучения.

Какие же рекомендации могут быть даны автору учебника, пособия, иного образовательного ресурса, который ориентирован на становление компетенций обучающегося?

Основные направления изменений в методическом обеспечении могут быть таковы:

• направленность на становление и развитие компетентностей;

• направленность учебника и соответствующего ему УМК на организацию самостоятельной работы обучающихся;

• возможность реализации индивидуальной образовательной траектории по принципу «матрешки»: при наличии инвариантного ядра — множество вариативных оболочек;

• создание УМК на электронных носителях;

• разнообразие оценочных материалов в УМК, в том числе предполагающих осуществление самооценки.

Учебник должен ориентировать и преподавателя, и студента на решение не только предметных познавательных задач, но и личностных, межпредметных и надпредметных. Поскольку становление коммуникативной компетентности возможно лишь в условиях взаимодействия с другими людьми, учебник и другие пособия должны предлагать задания, которые требуют не только индивидуальной, а и совместной деятельности обучающихся. А вариативность содержания и заданий по его освоению будет способствовать становлению личностной компетентности студента, поскольку отбор содержания и выбор учебных заданий станут условиями решения индивидуальных образовательных задач.

В значительной мере именно учебник и сопровождающие его материалы задают обучающемуся образовательную среду, представляющую собой поле выбора образовательных ситуаций. Основной фактор, влияющий на включение студента в образовательную среду — это внутренняя мотивация и индивидуальная работа студента.

На современном этапе развития средств коммуникации и передачи информации традиционная среда обучения обязательно должна быть дополнена электронной (виртуальной) средой. Основные достоинства электронных (виртуальных) сред обучения: возможность доступа к актуальному контенту в режиме реального времени, доступ к узкоспециализированным данным путем безопасных трансакций.

В связи с этим возникает задача построения учебника и сопровождающих его материалов как смешанной образовательной среды, вмещающей в себя традиционные и электронные средства передачи учебной информации. Структура смешанной образовательной среды может быть представлена в виде общей коммуникативной модели среды, включающей в себя следующие компоненты: преподаватель, обучающийся, функции среды, информационные ресурсы, технологии взаимодействия.

Приступая к созданию учебника, автор должен решить для себя способы решения следующих проблем:

• Отбора и структурирования содержания;

• Ориентации и мотивации обучаемого;

• Представления знания в учебнике;

• Организации процесса усвоения определенных программой знаний, умений и навыков обучающихся, формирования их компетенций;

• Самопроверки и контроля результатов усвоения знаний, умений и навыков и сформированных компетенций.

Очевидно, что на начальном этапе важно определиться с названием и содержанием учебника. В соответствии с ФГОС, образовательными учреждениями разрабатываются рабочие программы дисциплин . Затем на основе программы курса должно строиться содержание учебника или учебного пособия. Ряд издательств, заключая с авторами договор на исполнение учебника, одним из условий ставят обязательное сопровождение рукописи программой учебной дисциплины.

В основу текста учебного издания авторы обычно кладут конспект лекций и другие материалы, планируемые к включению в учебник. Среди таких материалов могут быть методические пособия по отдельным разделам учебной дисциплины, методические указания к практическим занятиям (лабораторным работам) и другие материалы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основная образовательная программа

Учебные дисциплины

Учебные дисциплины вариативной части ООП

Учебные дисциплины по выбору

Учебник

Лекции Практические занятия Семинарские занятия Лабораторные работы Курсовое проектирование

Контрольные задания, кейсы, тестовые задания, задания — эссе и т.п.

Учебное пособие

Учебно-методический комплекс

При создании современной вузовской учебной литературы, отвечающей компетентносному подходу, могут быть использованы следующие правила:

1. Системность изложения материала. Построение учебника возможно на основе двух принципов. Первый принцип — «от общего к частному»: размещение в начале учебника обзора всех изучаемых тем, разделов. Существует и другой принцип построения учебника — «от частного к общему».

Важно, чтобы все понятия, термины, которые обучающиеся должны выучить с помощью данного учебника, были даны в начале (менее предпочтительно, в конце) книги с указанием страниц или параграфов, где разъясняются данные термины. В тексте учебника желательно указывать номера слов, представленных в глоссарии, отсылающие к необходимому определению того или иного термина.

2. Введение сюжета в учебник. Например, в учебнике от раздела к разделу студентов ведет выпускник (преподаватель, тьютор) или рабочая группа, решающая в каждом разделе поставленные задачи.

3. Чрезвычайное разнообразие современного иллюстративного материала. Разделы желательно проиллюстрировать высококачественными схемами, картами,

планами, диаграммами, графиками, таблицами, репродукциями, современными и историческими фотографиями памятников искусства и архитектуры и пр.

4. Основной текст учебников составлен с учетом современных тенденций развития экранной культуры. В каждом из учебников основной текст разбит на содержательные подразделы, фрагменты. Нет сплошного текста на несколько страниц.

5. Установление содержательных линий между разными учебными дисциплинами.

Учебник может представлять собой «minimum minimori», однако, его обязательно должны дополнять другие образовательные ресурсы — лабораторные практикумы, мультимедийные ресурсы, хрестоматии, альбомы иллюстраций, и пр., в результате работы с которыми можно «добрать» недостающую информацию для решения проблемы.

Предлагаемые студентам задания целесообразно формулировать «на языке проблем», приближенным к реальным жизненным ситуациям (кейсы, компетентносто ориентированные задания). Понятно, образовательный процесс не может ориентироваться только на такие задания, однако желательно, чтобы проблемные задания были расположены в непосредственной связи с рассматриваемыми в параграфах учебника вопросами. Также и при завершении освоения темы, раздела, блока без них нельзя обойтись.

Учебник должен обеспечивать: а) адекватность понимания учебной информации; б) быстроту восприятия студентами учебной информации; в) долговременное запоминание учебной информации; г) применение учебной информации в различных контекстах.

С целью применения учебной информации в различных контекстах в учебной информации выделяются фрагменты, которые побуждали бы студентов осмыслить констатируемые результаты с точки зрения различных независимых друг от друга подходов.

Характерным отличием информации, отвечающей данному критерию, от формально утверждающей, является наличие в ней словосочетаний типа: «с одной стороны… , с другой стороны…», «рассмотрим, как получить этот результат, применяя (такой-то способ)», «это является одновременно и следствием (такого-то закона, положения)» и т. п.

Также в информации для студентов могут в разумных количествах присутствовать, наряду с формально утверждающими, и смысло поисковые фрагменты, побуждающие не принимать их на веру, а критически оценивать предлагаемые утверждения. Для такой учебной информации характерно наличие оборотов типа: «посмотрим, всегда ли это справедливо…», «обсудим, выполняется ли данный закон при (таких-то условиях)», «изменим (характеристики исследуемого объекта или внешнего воздействия). Что же произойдет при этом?..» и т.п.

Кроме того, в учебнике в разумных пределах должны быть отражены историко-научные знания, исторические этапы в развитии науки, в течение которых формировалось излагаемое в учебнике научное знание. При этом процесс формирования научного знания следует представлять в логике борьбы различных идей, ошибочных взглядов и подходов, исторически зафиксированных.

Современный учебник должен быть нацелен на то, чтобы формировать у студента убеждение в том, что та или иная проблема из обсуждаемой области научного знания не исчерпывается тем материалом, что представлен в параграфе, а имеет множество различных сторон, свойств, аспектов. Кроме того, важно выводить студента не только на ознакомление с законченными решениями, но и с теми аспектами, которые требуют дальнейших поисков со стороны научного сообщества. Последнее можно осуществить как ссылкой внизу страницы типа: «…подробнее об этом читайте… (в таком-то

источнике, на таком-то сайте)», так и предложением написать эссе, подготовить сообщение или доклад по той или иной теме с перечислением различных источников.

Организации процесса усвоения определенных стандартом компетенций обучающихся обеспечивается во многом тем, что учебник имеет определенный аппарат ориентировки студентов не только в данном пособии, но и во всем учебно-методическом комплексе по дисциплине.

Самопроверка и контроль результатов усвоения знаний, умений и навыков и сформированных компетенций достигается за счет включения в учебник достаточно большого количества разнообразных упражнений. Более подробно о разработке таких заданий говорится в пособии . Важно помнить, что тестовые задания, задачи, упражнения, вопросы, кейсы и другие средства контроля и измерения уровня освоения компетенций, должны формировать целостную систему, соответствовать планируемым результатам освоения учебного материала (знаниям, умениям, навыкам, компетенциям).

Создание современного учебника на бумажном носителе должно дополняться различными электронными ресурсами, формирующими смешанную образовательную среду вокруг учебного издания. Специфика электронных ресурсов, сопровождающих учебник, заключается в определенном структурировании информационного обеспечения, методах доступа к его компонентам, особенностях дидактического аппарата.

Сам учебник может быть представлен в электронном виде. В таком случае структура информационного обеспечения такого электронного учебника может состоять из функциональных блоков и выглядеть следующим образом:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• титульный экран;

Составленный Newsweek список 100 лучших книг не похож ни на один другой. Это список списков. В его основе десять рейтингов, составленных в течение последних 20 лет по самым разным критериям. Диапазон очень широк: от книг, выбранных Опрой Уинфри в ее «Книжном клубе», и программы чтения колледжа Св. Иоанна, элитного учебного заведения в Санта-Фе, до «110 обязательных к прочтению книг», отобранных британской Daily Telegraph.

Newsweek стремился учесть целый ряд факторов, в том числе историческое и культурное значение книги, ее актуальность и стабильную популярность. Это не список лучших книг всех времен и народов, а скорее литературный мейнстрим западного, в основном англоязычного мира. Рейтинг был опубликован в июле 2009 года.

100. Возлюбленная Тони Моррисон 99. Вторая мировая война Уинстон Черчилль 98. Цвет пурпурный Элис Уокер 97. Знаменитые викторианцы Литтон Стрейчи 96. Автобиография Малкольма Икс Алекс Хейли и Малкольм Икс 95. Ветер в ивах Кеннет Грэм 94. Общество изобилия Джон Кеннет Гэлбрейт 93. Со всем этим покончено Роберт Грейвс 92. Лорд Джим Джозеф Конрад 91. Общая теория занятости, процента и денег Джон Мейнард Кейнс 90. Безмолвная весна Рэйчел Карсон 89. Пригоршня праха Ивлин Во 88. Многообразие религиозного опыта Уильям Джемс 87. Красная книжица Мао Цзэдун 86. Воспитание Генри Адамса Генри Брукс Адамс 85. Толкование сновидений Зигмунд Фрейд 84. Смерть приходит за архиепископом Уилла Кэсер 83. Темные начала Филип Пулман 82. Мальтийский сокол Дэшил Хэммет 81. Тропик Рака Генри Миллер 80. День саранчи Натанаэл Уэст 79. Американская трагедия Теодор Драйзер 78. Случай Портного Филип Рот 77. Эпоха невинности Эдит Уортон 76. Кролик, беги Джон Апдайк 75. Ночь Эли Визель 74. Сердце тьмы Джозеф Конрад 73. Паутина Шарлотты Элвин Брукс Уайт 72. Иди, вещай с горы Джеймс Болдуин 71. Вся королевская рать Роберт Пенн Уоррен 70. Сыновья и любовники Дэвид Герберт Лоуренс 69. Сердце – одинокий охотник Карсон Маккалерс 68. Я, Клавдий Роберт Грейвс 67. Фиеста Эрнест Хемингуэй 66. Когда я умирала Уильям Фолкнер 65. Вечный сон Реймонд Чандлер 64. В поисках утраченного времени Марсель Пруст 63. Золотая тетрадь Дорис Лессинг 62. Хладнокровное убийство Трумен Капоте 61. Повелитель мух Уильям Голдинг 60. Скотный двор Джордж Оруэлл 59. Бойня номер пять Курт Воннегут 58. По ком звонит колокол Эрнест Хемингуэй 57. Над кукушкиным гнездом Кен Кизи 56. Песнь Соломона Тони Моррисон 55. Франкенштейн Мэри Шелли 54. Ким Редьярд Киплинг 53. Приключения Гекльберри Финна Марк Твен 52. Листья травы Уолт Уитмен 51. Сонеты Уильям Шекспир 50. Отелло Уильям Шекспир 49. Король Лир Уильям Шекспир 48. Гамлет Уильям Шекспир 47. Анна Каренина Лев Толстой 46. Потерянный рай Джон Мильтон 45. Госпожа Бовари Гюстав Флобер 44. Широкое Саргассово море Джин Рис 43. Души черного народа Уильям Эдуард Бёркхардт Дюбуа 42. Свет в августе Уильям Фолкнер 41. Заводной апельсин Энтони Бёрджесс 40. Библия 39. Убить пересмешника Харпер Ли 38. В дороге Джек Керуак 37. Путешествие в Индию Эдвард Морган Форстер 36. Хроники Нарнии Клайв Стейплз Льюис 35. Винни-Пух Алан Милн 34. Властелин колец Джон Рональд Руэл Толкин 33. История Фукидид 32. Левиафан Томас Гоббс 31. Исповедь Аврелий Августин 30. Государь Никколо Макиавелли 29. Капитал Карл Маркс 28. Общественный договор Жан-Жак Руссо 27. История Геродот 26. Происхождение видов Чарлз Дарвин 25. Демократия в Америке Алексис де Токвиль 24. Родной сын Ричард Натаниэль Райт 23. Миссис Дэллоуэй Вирджиния Вулф 22. О дивный новый мир Олдос Хаксли 21. Дети полуночи Салман Рушди 20. Гроздья гнева Джон Стейнбек 19. Великий Гэтсби Фрэнсис Скотт Фицджеральд 18. Сто лет одиночества Габриэль Гарсиа Маркес 17. Унесенные ветром Маргарет Митчелл 16. Над пропастью во ржи Джером Дэвид Сэлинджер 15. И пришло разрушение Чинуа Ачебе 14. Мидлмарч Джордж Элиот 13. Путешествия Гулливера Джонатан Свифт 12. Кентерберийские рассказы Джефри Чосер 11. Божественная комедия Данте Алигьери 10. Поправка-22 Джозеф Хеллер 9. Гордость и предубеждение Джейн Остен 8. Одиссея Гомер 7. На маяк Вирджиния Вулф 6. Человек-невидимка Ральф Эллисон 5. Шум и ярость Уильям Фолкнер 4. Лолита Владимир Набоков 3. Улисс Джеймс Джойс 2. 1984 Джордж Оруэлл 1. Война и мир Лев Толстой

Понравился список? Вас также могут заинтересовать:

100 книг, вдохновивших наш мир: список BBC – 2019

25 лучших книг, написанных женщинами

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *