Спас в силах

Сюжеты соборов: Христос во славе и четыре евангелиста

Некоторое время назад я обдумывала идею написать серию постов о том, как опознавать святых в статуях и на картинах, и мне кажется, что я наконец придумала, как это сделать в рамках рассказов о все тех же соборах (и в более интересном формате, чем в виде списка «святой — атрибут(ы) — картинки»). Так что будем разглядывать фасады (в первых нескольких сериях — тимпаны) и разбираться, что и кто на них изображен.
Тимпан — часть портала прямо над дверями. У меня есть полезный пост со схемами, на которых подписаны разные части собора, схема портала — последние две картинки в нем.
Тимпаны — пожалуй, самая выразительная скульптурная часть собора, потому что, как правило, это не просто статуи, а какой-то сюжет. Самый выразительный — Страшный суд и воскресение мертвых, но о них в следующий раз, а пока посмотрим на более ранний — Христа во славе с четырьмя евангелистами, и заодно поговорим об атрибутах евангелистов. Собственно, об изображениях Христа во славе можно (и нужно!) написать отдельный большой пост, так что пока — только о евангелистах.
Христос во славе — очень популярный в романский, а затем в готический период сюжет для тимпанов. В романский и раннеготический период особенно любили изображать как раз с евангелистами:

Собор святого Трофима в Арле, XII-XV вв.

Королевский портал Шартрского собора, 1140-1150

Бургосский собор, 1221-1567

Собор св. Маврикия в Анже, XII-XIII вв.
И неоготика не осталась в стороне: портал Риверсайдской церкви в Нью-Йорке, 1928—1930:

Традиция представлять четырех евангелистов в виде определенных существ пошла от описания четырех существ, несущий колесницу Господа в видении пророка Иезекииля (первая глава книги Иезекииля; там, правда, ничто на возможные связи с евангелистами, конечно, не указывает), ранняя формулировка принадлежит святому Иерониму, а самая полная — Рабану Мавру, немецкому богослову IX века, который определил три значения для каждого существа: первое — представление одного из четырех евангелистов, второе — представление природы Христа, и третье — представление добродетелей, необходимых христианам для спасения.
Матфей — ангел; Евангелие от Матфея начинается с родословия Иисуса от Авраама, таким образом, акцентируя человечество Христа. Христиане должны использовать разум для спасения.

Марк — лев; лев — символ отваги и монархии; он символизирует воскресение Христа (как так, как считалось, львы спят с открытыми глазами, что сравнивалось с Христом в гробнице) и Христа-Царя. Христиане должны быть отважны на пути спасения.

Лука — телец, телец — символ жертвенности, служения и силы. Евангелие от Луки начинается со служения Захарии в храме и описывает жертву Христа и его служение. Христиане же должны быть готовы пожертвовать собой на пути следования Христу.

Иоанн — орел; орел летает высоко в небе, а еще считается, что орел может смотреть прямо на солнце. Иоанн начинает с того, что «в начале было Слово», и в целом у него более абстрактное Евангелие по сравнению с тремя остальными, с акцентом на вознесение и божественную природу Христа. Христиане же должны смотреть в вечность безбоязненно, в ожидании воссоединения с Богом.
(Все статуи — Католише Хофкирхе в Дрездене, 1739-1755 гг.)
Евангелисты могли изображаться как люди, сопровождаемыми ангелом, львом, орлом и быком, как ангел, лев, орел и бык, и даже как гибриды.
Келлская книга, ок. 800:
По часовой стрелке: Матфей, Марк, Иоанн, Лука
Аахенское Евангелие, 820:
По часовой стрелке: Матфей, Иоанн, Лука, Марк
В живописи, конечно, тоже масса изображений. Так изобразил евангелистов, например, Рубенс в 1614 году:
А так — Абрахам Блумарт в 1615 году:
А вот Марк и Лука работы Маттиаса Стома, 1635 год:
Есть у него и Иоанн, 1633-1639 гг.:
Есть Марк отдельно:
А вот Матфея я не нашла.
Разумеется, есть и витражи с евангелистами — например, в церкви св. Тидехо в Малвиде, Уэльс:
И в Кёльнском соборе:
Кстати, у вас как, уже получается с ходу определять, кто есть кто?;)

Икона «Спас в силах» известна каждому истинно верующему и посещающему православные храмы – в церкви святыня занимает центральное место иконостаса. Она важна наличием главных значимых событий, которые пережили христиане, представленные вошедшими в историю пророками.

Символика иконы

Не только отображение библейского текста является данная святыня. Символика иконы Спас в силах доверху переполнена различными знаками, толкующие пророчество. Геометрические фигуры из которых выстроена композиция представляют собой Вселенную, где центр – это Спаситель Иисус Христос. Он находится в спасительном огне, обозначенного на иконе в виде красного ромба. Бесконечность бытия заключает в себе овал, синий – сфера Небесного Царствия, символ духовности. Земля на иконе Спас в силах изображается в форме красного квадрата. В этой равносторонней фигуре четыре угла служат символом четырех стихий, из которых строится планета: воздух, вода, земля и огонь. Звери, расположенные по краям четырехугольника, как уже упоминалось выше, означают четырех евангелистов, а именно святого Иоанна, Матфея, Луку и Марка. Их задание – проповедовать Благописание на все стороны света: север, юг, запад и восток. Имеет свое значение и цветовое оформление иконы. Землю характеризуют алые цвета, а небо представлено голубыми тонами. Икона Спас в силах символически соединяет два начала: земное и божественное.

Символика этого святого образа достаточно сложная в отличие от других, но именно это делает ее особенной. Изображенный Сын Божий одет в белые с золотом одеяния, что говорит о его чистоте, непорочности и святости, заключенной в цвет благородного метала. А на синем фоне виднеются ангелы, символизирующие силы. Именно в их честь икона Спас в силе имеет такое символическое название.

Молитва иконе «Спас в силах»

Молитва иконе Спас в силе помогает настроиться человеку на нужный лад, собраться с силами и пережить черную полосу в жизни. Она заставляет проговаривать терзающие мысли нужными словами и тем самым доносит их до Господа. Поэтому при любых чрезвычайных ситуациях стоит обращаться с искренней мольбой:

О, святии новомученицы и исповедницы Российстии: святителие и пастырие Церкве Христовы, царственнии страстотерпцы, благовернии князие и княгини, доблии воини, монаси и мирстии, благочестивии мужие и жены, во всяцем возрасте и сословии за Христа пострадавшии, верность Ему даже до смерти свидетельствовавшии и венец жизни от Него приявшии!

Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных постигшаго, на судищах, в заточениих и пропастех земных, в горьких работах и всяких скорбных обстояниих образ терпения и непостыднаго упования мужественне явили есте. Ныне же, в раи сладости наслаждающеся, пред Престолом Божиим во славе предстоите и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите.

Сего ради мы, недостойнии, молим вас, святии сродницы наши: не забудите земнаго отечества вашего, грехом каинова братоубийства, поруганием святынь, безбожием и нашими беззаконии отягченнаго. Умолите Господа Сил, да утвердит Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежнем и лукавом; да возродит в земли нашей дух братолюбия и мира; да паки будем мы царское священие, род Божий, избранный и святый, присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Икона Спас в силах — значение, в чем помогает

Иконостас является центральной частью храма, на которую обращает внимание каждый входящий. Он символизирует небесный мир. Поэтому центральной иконой всегда является Спас в силах. Также и в домашнем собрании образ Христа должен быть основным.


Значение иконы «Спас в силах» — передача основных качеств Бога, видимо представлен он в человеческом образе Иисуса Христа, но представляет всю Святую Троицу. Иначе именуется еще «Вседержитель», то есть Тот, кто способен на все. Это одно из свойств Бога. То есть здесь применимы значения — правитель мира, властитель.

Аналогичные эпитеты часто встречаются еще в Ветхом Завете, но ветхозаветный Иисус также отрывает о Себе, что является началом и концом всего, обладающим полнотой власти вместе с Отцом. Самым известным является образ, написанный Андреем Рублевым:

  • Христос восседает на троне, ноги Его поставлены на особое возвышение. На троне лежит подушка.
  • В левой руке Христа — раскрытая Книга. Возможно, это символ полноты времени, когда уже все пророчества исполнены. Ведь Господь воссядет на престол во время Страшного Суда.
  • Правая рука сложена в благословляющий жест.
  • Вокруг трона видны ангельские «силы» — то есть войска, автор передает художественными способами выразительности их мощное движение. Они выглядят как лики, окруженные крыльями.
  • Цвета, использованные в иконе «Спас в силах» глубоко символичны и взяты из Библии. Они отображают мудрость, доброту и вечное существование Бога.

Рублев использовал один из самых древних типов отображения Христа. Спаситель обращен к верующим, одежда его спадает складками. Выражение лица сдержанное, кто-то видим в нем строгость, кто-то мудрость и совершенство.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *