Спаситель в белом хитоне

«Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф.11, 28).

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем вси / Пречистаго Лика Твоего / преславное изображение.

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

Это изображение Спасителя в белом хитоне письма священномученика митрополита Серафима (Чичагова) размещено на столпе справа от входа в храм. Христос словно идет навстречу молящимся с немного разведенными руками, готовый принять в Свои объятия кающихся. Фигура напоминает извод шествия Христа по водам. Подобный образ имеется в соборе Александро-Невской лавры, возможно, он относится ко времени пребывания автора на Ленинградской кафедре. Интересно, что сохранился и небольшой иконописный образ такой иконографии, аналогичный по форме и колориту, выполненный в 1910-х годах поставщиком царского двора В.П.Гурьяновым. Судя по пометам на обороте, он принадлежал к разряду Дворцового имущества, возможно, оба произведения относятся к одному первоисточнику.

Список с образа Спасителя письма Серафима (Чичагова) можно приобрести или заказать в нашей церковной лавке.

ТРОПАРЬ, глас 4-й

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, / о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, / славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, / и рабски любовию вопием Ти: / Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

МОЛИТВА

Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах; благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде; покланяюся Твоей по плоти Пречистой Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаю и провозвестившия Тя пророки, прославляю апостолы Твоя святыя; торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю; покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву привожду Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки. Аминь.

АКАФИСТ ИИСУСУ СЛАДЧАЙШЕМУ

Кондак 1

Возбранный Воеводо и Господи, ада победителю, яко избавлься от вечныя смерти, похвальная восписую Ти, создание и раб Твой; но, яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких мя бед свободи, зовуща: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Икос 1

Ангелов Творче и Господи cил, отверзи ми недоуменный ум и язык на похвалу пречистаго Твоего имене, якоже глухому и гугнивому древле слух и язык отверзл еси, и, глаголаше зовый таковая: Иисусе пречудный, aнгелов удивление; Иисусе пресильный, прародителей избавление. Иисусе пресладкий, патриархов величание; Иисусе преславный, царей укрепление. Иисусе прелюбимый, пророков исполнение; Иисусе предивный, мучеников крепосте. Иисусе претихий, монахов радосте; Иисусе премилостивый, пресвитеров сладосте. Иисусе премилосердый, постников воздержание; Иисусе пресладостный, преподобных радование. Иисусе пречестный, девственных целомудрие; Иисусе предвечный, грешников спасение. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 2

Видя вдовицу зельне плачущу, Господи, якоже бо тогда умилосердився, сына ея на погребение несома воскресил еси; сице и о мне умилосердися, Человеколюбче, и грехми умерщвленную мою душу воскреси, зовущую: Аллилуиа.

Икос 2

Разум неуразуменный разумети Филипп ища, Господи, покажи нам Отца, глаголаше; Ты же к нему: толикое время сый со Мною, не познал ли еси, яко Отец во Мне, и Аз во Отце есмь? Темже, Неизследованне, со страхом зову Ти: Иисусе, Боже предвечный; Иисусе, Царю пресильный. Иисусе, Владыко долготерпеливый; Иисусе, Спасе премилостивый. Иисусе, хранителю мой преблагий; Иисусе, очисти грехи моя. Иисусе, отыми беззакония моя; Иисусе, отпусти неправды моя. Иисусе, надеждо моя, не остави мене; Иисусе, помощниче мой, не отрини мене. Иисусе, Создателю мой, не забуди мене; Иисусе, Пастырю мой, не погуби мене. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 3

Силою свыше апостолы облекий, Иисусе, во Иерусалиме седящия, облецы и мене, обнаженнаго от всякаго благотворения, теплотою Духа Святаго Твоего и даждь ми с любвью пети Тебе: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй богатство милосердия, мытари и грешники, и неверныя призвал еси, Иисусе; не презри и мене ныне, подобнаго им, но, яко многоценное миро, приими песнь сию: Иисусе, сило непобедимая; Иисусе, милосте безконечная. Иисусе, красото пресветлая; Иисусе, любы неизреченная. Иисусе, Сыне Бога Живаго; Иисусе, помилуй мя грешнаго. Иисусе, услыши мя в беззакониих зачатаго; Иисусе, очисти мя во гресех рожденнаго. Иисусе, научи мя непотребнаго; Иисусе, освети мя темнаго. Иисусе, очисти мя сквернаго; Иисусе, возведи мя блуднаго. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 4

Бурю внутрь имеяй помышлений сумнительных, Петр утопаше; узрев же во плоти Тя суща, Иисусе, и по водам ходяща, позна Тя Бога истиннаго и, руку спасения получив, рече: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша слепый мимоходяща Тя, Господи, путем вопияше: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя! И, призвав, отверзл еси очи его. Просвети убо милостию Твоею очи мысленныя сердца и мене, вопиюща Ти и глаголюща: Иисусе, вышних Создателю; Иисусе, нижних Искупителю. Иисусе, преисподних потребителю; Иисусе, всея твари украсителю. Иисусе, души моея утешителю; Иисусе, ума моего просветителю. Иисусе, сердца моего веселие; Иисусе, тела моего здравие. Иисусе, Спасе мой, спаси мя; Иисусе, свете мой, просвети мя. Иисусе, муки всякия избави мя; Иисусе, спаси мя, недостойнаго. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 5

Боготочною Кровию якоже искупил еси нас древле от законныя клятвы, Иисусе, сице изми нас от сети, еюже змий запят ны страстьми плотскими, и блудным наваждением, и злым унынием, вопиющия Ти: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше отроцы еврейстии во образе человечестем Создавшаго рукою человека, и Владыку разумевше Его, потщашася ветвьми угодити Ему, осанна вопиюще. Мы же песнь приносим Ти, глаголюще: Иисусе, Боже истинный; Иисусе, Сыне Давидов. Иисусе, Царю преславный; Иисусе, Агнче непорочный. Иисусе, Пастырю предивный; Иисусе, хранителю во младости моей. Иисусе, кормителю во юности моей; Иисусе, похвало в старости моей. Иисусе, надежде в смерти моей; Иисусе, животе по смерти моей. Иисусе, утешение мое на суде Твоем; Иисусе, желание мое, не посрами мене тогда. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 6

Проповедник богоносных вещание и глаголы исполняя, Иисусе, на земли явлься и с человеки Невместимый пожил еси, и болезни наша подъял еси, отнюдуже ранами Твоими мы исцелевше, пети навыкохом: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия вселенней просвещение истины Твоея, и отгнася лесть бесовская: идоли бо, Спасе наш, не терпяще Твоея крепости, падоша. Мы же, спасение получивше, вопием Ти: Иисусе, истино, лесть отгонящая; Иисусе, свете, превышший всех светлостей. Иисусе, Царю, премогаяй всех крепости; Иисусе, Боже, пребываяй в милости. Иисусе, Хлебе Животный, насыти мя алчущаго; Иисусе, источниче разума, напой мя жаждущаго. Иисусе, одеждо веселия, одей мя тленнаго; Иисусе, покрове радости, покрый мя недостойнаго. Иисусе, подателю просящим, даждь мне плач за грехи моя; Иисусе, обретение ищущим, обрящи душу мою. Иисусе, отверзителю толкущим, отверзи сердце мое окаянное; Иисусе, Искупителю грешных, очисти беззакония моя. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 7

Хотя сокровенную тайну от века открыти, яко овча на заколение веден был еси, Иисусе, и яко агнец прямо стригущаго его безгласен, и яко Бог из мертвых воскресл еси, и со славою на небеса вознеслся еси, и нас совоздвигл еси, зовущих: Аллилуиа.

Икос 7

Дивную показа тварь, явлейся Творец нам: без семене от Девы воплотися, из гроба, печати не рушив, воскресе, и ко апостолом, дверем затворенным, с плотию вниде. Темже чудящеся, воспоим: Иисусе, Слове необыменный; Иисусе, Слове несоглядаемый. Иисусе, сило непостижимая; Иисусе, мудросте недомыслимая. Иисусе, Божество неописанное; Иисусе, господство неисчетное. Иисусе, царство непобедимое; Иисусе, владычество безконечное. Иисусе, крепосте высочайшая; Иисусе, власте вечная. Иисусе, Творче мой, ущедри мя; Иисусе, Спасе мой, спаси мя. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 8

Странно Бога вочеловечшася видяще, устранимся суетнаго мира и ум на Божественная возложим. Сего бо ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет, вопиющих Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь бе в нижних, и вышних никакоже отступи Неисчетный, егда волею нас ради пострада, и смертию Своею нашу смерть умертви, и воскресением живот дарова поющим: Иисусе, сладосте сердечная; Иисусе, крепосте телесная. Иисусе, светлосте душевная; Иисусе, быстрото умная. Иисусе, радосте совестная; Иисусе, надеждо известная. Иисусе, памяте предвечная; Иисусе, похвало высокая. Иисусе, славо моя превознесенная; Иисусе, желание мое, не отрини мене. Иисусе, Пастырю мой, взыщи мене; Иисусе, Спасе мой, спаси мене. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 9

Все естество ангельское безпрестани славит пресвятое имя Твое, Иисусе, на небеси: Свят, Свят, Свят, вопиюще; мы же, грешнии на земли бренными устнами вопием: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанны, якоже рыбы безгласныя видим о Тебе, Иисусе, Спасе наш: недоумеют бо глаголати, како Бог непреложний и человек совершенный пребываеши? Мы же таинству дивящеся, вопием верно: Иисусе, Боже предвечный; Иисусе, Царю царствующих. Иисусе, Владыко владеющих; Иисусе, Судие живых и мертвых. Иисусе, надеждо ненадежных; Иисусе, утешение плачущих. Иисусе, славо нищих; Иисусе, не осуди мя по делом моим. Иисусе, очисти мя по милости Твоей; Иисусе, отжени от мене уныние. Иисусе, просвети моя мысли сердечныя; Иисусе, даждь ми память смертную. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 10

Спасти хотя мир, Восточе востоком, к темному западу — естеству нашему пришед, смирился еси до смерти; темже превознесеся имя Твое паче всякаго имене, и от всех колен небесных и земных слышиши: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Превечный, Утешителю, Христе истинный, очисти ны от всякия скверны, якоже очистил еси десять прокаженных, и исцели ны, якоже исцелил еси сребролюбивую душу Закхеа мытаря, да вопием Ти, во умилении зовуще: Иисусе, сокровище нетленное; Иисусе, богатство неистощимое. Иисусе, пище крепкая; Иисусе, питие неисчерпаемое. Иисусе, нищих одеяние; Иисусе, вдов заступление. Иисусе, сирых защитниче; Иисусе, труждающихся помоще. Иисусе, странных наставниче; Иисусе, плавающих кормчий. Иисусе, бурных отишие; Иисусе Боже, воздвигни мя падшаго. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 11

Пение всеумиленное приношу Ти недостойный, вопию Ти яко хананеа: Иисусе, помилуй мя; не дщерь бо, но плоть имам страстьми люте бесящуюся и яростию палимую, и исцеление даждь вопиющу Ти: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательна светильника сущим во тьме неразумия, прежде гоняй Тя Павел, богоразумнаго гласа силу внуши и душевную быстроту уясни; сице и мене темныя зеницы душевныя просвети, зовуща: Иисусе, Царю мой прекрепкий; Иисусе, Боже мой пресильный. Иисусе, Господи мой пребезсмертный; Иисусе, Создателю мой преславный. Иисусе, Наставниче мой предобрый; Иисусе, Пастырю мой прещедрый. Иисусе, Владыко мой премилостивый; Иисусе, Спасе мой премилосердый. Иисусе, просвети моя чувствия, потемненныя страстьми; Иисусе, исцели мое тело, острупленное грехми. Иисусе, очисти мой ум от помыслов суетных; Иисусе, сохрани сердце мое от похотей лукавых. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 12

Благодать подаждь ми, всех долгов решителю, Иисусе, и приими мя кающася, якоже приял еси Петра, отвергшагося Тебе, и призови мя унывающаго, якоже древле Павла, гоняща Тя, и услыши мя, вопиюща Ти: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твое вочеловечение, восхваляем Тя вси, и веруем со Фомою, яко Господь и Бог еси, седяй со Отцем и хотяй судити живым и мертвым. Тогда убо сподоби мя деснаго стояния, вопиющаго: Иисусе, Царю предвечный, помилуй мя; Иисусе, цвете благовонный, облагоухай мя. Иисусе, теплото любимая, огрей мя; Иисусе, храме предвечный, покрый мя. Иисусе, одеждо светлая, украси мя; Иисусе, бисере честный, осияй мя. Иисусе, каменю драгий, просвети мя; Иисусе, солнце правды, освети мя. Иисусе, свете святый, облистай мя; Иисусе, болезни душевныя и телесныя избави мя. Иисусе, из руки сопротивныя изми мя; Иисусе, огня неугасимаго и прочих вечных мук свободи мя. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 13

О, пресладкий и всещедрый Иисусе! Приими ныне малое моление сие наше, якоже приял еси вдовицы две лепте, и сохрани достояние Твое от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменних, от недуга и глада, от всякия скорби и смертоносныя раны, и грядущия изми муки всех, вопиющих Ти: Аллилуиа, aллилуиа, aллилуиа.

(Kондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Москва. Благословение, 2018 г. — 144 с.

Брошюра составлена по выступлениям врача Кравченко К.П.

мягкая обложка, обычный формат.

ISBN 978-5-86264-026-7

Здоровье по Чичагову. Оздоровление организма человека по методу священномученика Серафима (Чичагова):

Текст брошюры составлен по двум выступлениям врача практика Ксении Павловны Кравченко, которая имеет более чем двадцатилетний опыт лечения больных по данному методу. Заслугой её является восстановление исторической справедливости в отношении сщмч Серафима, имя которого как врача оказалось забытым.

Во второй части содержатся практические рекомендации о лечении конкретных заболеваний по этому методу. В третье издание этой книги включены приложения, которые будут полезны всем, желающим ознакомиться с этим методом и приступающим к оздоровлению своего организма.

Особенность метода в том, что он направлен не на внешнее проявление болезни, а на устранение первопричины заболевания. Другой особенностью метода является его простота и доступность для любого человека. Этот метод прошел многолетнюю апробацию.

Автор искренне приносит свою благодарность всем лицам, доброжелательно указавшим на недочеты и ошибки, которые учтены и исправлены в третьем издании книги.

Книга предназначена для широкого круга читателей. Разрешено для детей старше восемнадцати лет.

Предисловие

Мало кто знает, что священномученик Серафим (Чичагов) имел медицинское образование и был практикующим врачом. Святитель является создателем уникальной медицинской системы, базирующейся на глубоких познаниях всего спектра медицинских наук, доступных к тому времени.

Его медицинская система оздоровления человека во многом уникальна. Ключевым элементом системы является создание условий для организма, при которых он сам мобилизует резервы для борьбы с болезнью.

Особенность методики в том, что она направлена не на внешнее проявление, а на устранение первопричины заболевания, которая часто уходит по цепочке в другие органы и системы организма, о ненормальной работе которых не по-

дозревают ни больной, ни врач. Другой особенностью методики является её простота и доступность освоения в домашних условиях без существенных материальных затрат на медикаменты, оборудование и т. д.

Эта методика прошла многолетнюю апробацию. Брошюра подготовлена практикующим врачем Ксенией Павловной Кравченко, которая имеет более чем двадцатилетний опыт лечения больных по данному методу.

Предисловие к третьему изданию

После выхода брошюры «Здоровье по Чичагову» в обществе оживилась дискуссия об этой брошюре и связанных с ней вопросов.

Отклики можно разделить на три группы. Первая – огульная критика и оголтелая брань. Вторая – благодарности автору с описанием множества случаев исцеления. Третья содержит критический анализ текста и конструктивные предложения по исправлению ошибок и недочетов.

А тем временем все большее количество людей исцеляются по описанному в брошюре подходу без всяких лекарств. Одни люди рассказывают о своих исцелениях, желая поделиться своей радостью от чистого сердца, от других можно услышать случайно, как, например, от таксиста, который неожиданно в разговоре в пути рассказал, как у него полностью прошел сахарный диабет за два месяца «по методу Чичагова».

Монахиня 65 лет рассказала, что двадцать лет страдала головными болями, варикозным расширением вен на ногах и псориазом с высыпанием на голову. Издержала, почти как евангельская жена, «все свое имение» на врачей, ещё и истратив пять тысяч евро на лечение в Германии, и не получила никакой пользы. И вот, за полтора месяца, строго соблюдая все рекомендации из брошюры, она избавилась и от непреходящих головных болей, и от болезни ног, и даже от псориаза.

И несть числа рассказам людей, получивших исцеления без лекарств. И нет ни одного человека, сказавшего, что он не получил никакого исцеления по этим рекомендациям. Как минимум, все страдающие лишним весом избавляются от него за пару недель без спецдиет и разных изнуряющих изощрений.

В первой группе критических отзывов – неприятие в принципе с огульной критикой частных деталей и запятых, без подбора выражений, безо всякого интереса к результатам использования изложенных в брошюре рекомендаций по существу. Кто-то из всезнающих авторитетов договорился до того, что впрямую почти дословно процитировал классика: «Собрать все книги эти да и сжечь».

По слову Евангелия такие критики поистине «отцеживают комара и поглощают верблюда».

Читатели часто это обсуждают и высказывают свои предположения о мотивах агрессивности этих критиков: или они являются проводниками интересов зарубежных фармакологических корпораций, имеющих гигантские прибыли от реализации в России дорогостоящих и зачастую безполезных зарубежных лекарств, встревожившихся угрозой потери прибылей при массовом положительном использовании изложенного метода. Или они наслушались таких же критиков, не удостоившись проверить информацию. Или это звенья реализаци проекта Даллеса, по которому на территории России должно остаться не более 50 миллионов жителей, а, по Маргарет Тэтчер, даже не более 15 миллионов. А тут вместо вымирания вдруг вздумали исцеляться в массе и выживать.

Есть группа критических отзывов с доброжелательным изложением замечаний и советами по исправлению недочетов. Примером может послужить отзыв Максима Степаненко из Томска. Он отмечает, что, не смотря на многие недочеты, в материалах Ксении Павловны Кравченко «именно практические советы и подходы, заслуживают интереса. И настоящие творческие врачи, не ремесленники, которые мыслят только по схемам и официальным методикам (такие, думаю, среди ее критиков есть) могут узреть рациональное зерно, вместо того, чтобы все огульно осмеять и все абсолютно отвергнуть.

Как я понял, у неё огромная очередь пациентов. Вы думаете, она (очередь) от того, что Кравченко сводит всех пациентов в могилу?

Поэтому, господа, умерьте пыл осуждения… Не буду останавливаться на оценке всех изложенных Кравченко методов лечения различных болезней, дам комментарии по поводу некоторых, о здравых зернах, положенных в методах лечения.

Россия — территория йодного дефицита. Это так? Так. Нарушение функции щитовидной железы приводит к разладу работы организма? Приводит! Поэтому обеспечение организма йодом со временем может привести к исчезновению ряда болезней у людей без специальных лекарств. Это так? Так! Она права, объясняя эту аксиому… Соглашусь с принципами потребления пищи, изложенными Ксенией Кравченко, а также с тем, что причиной многих болезней является неправильное питание. Плотный завтрак, средний обед и легкий ужин, не есть после 18 часов. В желудок нельзя валить десятки сложных наборов продуктов.

Лучше употреблять за прием 2-3 продукта, максимум два блюда. Мясо отдельно, углеводы отдельно. Дрожжевой хлеб лучше вообще исключить из рациона больным ожирением, остальным есть хлеб мало, и лучше бездрожжевой хлеб, и уж точно не белый и не батоны с багетами. Все это здравые рассуждения.

Совет употреблять квашеную капусту и прочие овощи — разве это глупость? Это в высшей степени полезные продукты и правильный совет!

Исключить из рациона сахар, газированные напитки и т.п.? Да за это любой диетолог поднимет все четыре конечности! Разве она не права, говоря о том, что если желудок вырабатывает достаточно соляной кислоты, желчный пузырь правильно и во время выбрасывает желчь, то человек практически не болеет заболеваниями желудка и кишечника… Подтверждаю, именно дисфункция перистальтики лежит в основе многих гастро-энтеральных болезней.

Разве правильный баланс продуктов – это бред? Кравченко представляет его как баланс натриевых и калиевых продуктов. Интересная идея. Попробую. Отвергать без эксперимента идеи — ненаучно, замечу это оппонентам Ксении Павловны. Или кто-то из православных христиан не согласится с тем, что в основе заболеваний лежит грех, точнее — страсти? «Жало же смерти — грех» (1Кор.15,56).

Современная медицина, например, мне не дает ответа, почему у меня сейчас высокое давление. Почему у меня его раньше не было, и почему я без анаприлина не могу сейчас комфортно жить? А, господа, снобы-медики? Вы мне это не скажите. Увы, как избавиться от гипертонии без лекарств не скажут ни в одном кардиологическом центре. Тогда как нам было по 15-25 лет, гипертоний никто не страдал. Как вернуть себе изначальное и утерянное с годами нормальное кровяное давление? Ответа у врачей нет!

В лекциях Ксении Кравченко у меня, например, появилась некая надежда — попробую… ее метод. Впрочем, он прост и одновременно сложен. Ибо перестроить систему питания особенно в большой семье для кого-то это вообще нереально, а без изменения питания по системе священномученика Серафима Чичагова вылечиться нельзя.

Снижение высокого кровяного давления горячими ножными ваннами… Слышу первый раз об этом. Действует ли? Нужно проверить. И если это правда, почему об этом не знают врачи? Это мне живо напоминает слова исцеленного Христом слепорожденного к книжникам и фарисеям: «Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи» (Ин.9:30).

Метод коррекции варикозного расширения вен на ногах и объяснение причин этого заболевания дисфункцией щитовидной железы и печени. Интересно. Венозный кровоток ног действительно связан с венозной системой печени. Нужно думаю, кому-то попробовать… есть люди, которым это поможет.

Метод лечения гриппа и простуды абсолютным голоданием в первый день заболевания также заслуживает интереса и эксперимента. В его основе правильная предпосылка. 80% иммунной системы обслуживает желудок и кишечник и активно участвует в пищеварении. Если прекратить употреблять пищу, высвободившиеся иммунные клетки идут в больной орган…».

Автор искренне приносит свою благодарность всем лицам, доброжелательно указавшим на недочеты и ошибки, которые учтены и исправлены во втором издании книги.

Почему ЗДОРОВЬЕ

именно ПО ЧИЧАГОВУ?

Как связана представленная в брошюре методика оздоровления организма с трудами известного церковного деятеля священномученика Серафима (Чичагова)?

А, может быть, авторы брошюры просто использовали в своих корыстных целях авторитетное имя известного ученого и архиерея для известности и популярности собственных медицинских нововведений? Ответ на эти вопросы прост. И его можно сформулировать следующим образом. Все изложенное в брошюре является практическим руководством по использованию системы оздоровления организма, описанной в трудах сщмч. Серафима (Чичагова), в частности, в его двухтомном труде «Медицинские беседы». Руководством, изложенным в современных терминах и понятиях. Эта система, или подход к оздоровлению, а также и к лечению, сщмч. Серафим основывал на конкретных изложенных им принципах. Вот основные из них.

Первый принцип системы Серафима (Чичагова): причина всех болезней – грех. Он писал, что «надо искать духовные корни болезни». Но этого до сих пор почему-то никто не видит и не слышит. Дай травку, дай таблетку! И что дальше? А ведь первопричина болезни – духовная. Если человек эту причину не найдет, то все остальное – безполезно или малоэффективно, или с кратковременным эффектом!

Вот, что говорил он сам о своей системе:

«Создав особую систему лечения…, я желал бы доказать, что медицина как наука… должна более всякой другой науки опираться на религию и изыскивать средства в природе, созданной Самим Творцом на пользу человечества, — не забывая, однако, что врачу необходимо иметь в виду не только одну больную плоть, но стараться искать корень болезни и в духе или в душе человека. Только такой врач будет иметь возможность подать скорейшую и вернейшую помощь».

И только вторая причина – это обмен веществ. Если человек этого не понимает, то как можно слепому объяснить, какой этот цветок, какое солнце. Но это не проблема солнца, а проблема этого человека.

Понятно, что этот принцип не применим врачами-атеистами. Поэтому после революции рассуждения о такой первопричине болезней были отодвинуты и быстро утрачены..

Второй принцип его системы — комплексный подход к лечению. Митрополит Серафим, разрабатывая в свое время свое учение о человеке и его лечении, твердо и однозначно отмечал, что лечить надо не какой-то один орган и не какую-то болезнь, а всего человека – весь организм.

Третий принцип системы Чичагова – в формуле «болезнь есть нарушение обмена веществ и связанное с ним нарушение кровообращения и качества крови». Чичагов писал, что «кровь служит для питания всех частей тела и есть источник животной теплоты, она причина здоровья и хорошего цвета тела. Здоровье зависит от равномерного смешения веществ…, ибо тело составляет круг, в котором, следовательно, нет ни начала, ни конца. И каждая часть тесно связана с остальными ее частями».

В те времена, почти два века назад, когда Чичагов изучал медицину, эндокринология как наука не была сформирована. Фактически, она начала формироваться как отдельная наука только в 20-х годах двадцатого века. Естественно, что в лекциях, которые он слушал, таких понятий не было. Но он знал, что болезнь это нарушение обмена веществ.

Авторы этой книги просто расшифровали то, что в нашем современном понимание есть обмен веществ. Он связан с гормональными нарушениями, а это гипофиз, щитовидка, надпочечники. Расшифровали, почему и какие гормоны в этом участвуют. Тогда этого еще никто не знал. А сейчас мы можем сказать, как это влияет на качество крови и на кровообращение. Если мы вспомним притчу о трех слепых, когда они ощупывали слона и описывали его – один держался за хобот и описывал, что слон вот такой, другой держался за уши, третий держался за ногу. И каждый описывал по-своему. Авторы этой книги не виноваты, что Господь открыл им всего слона и его всего они описали в целом. Раньше не была разработана терминология и не хватало знаний в этой области, чтобы описать соответствующие процессы на нашем современном уровне изложения этиологии и патогенеза.

На всех этих принципах, сформулированных именно Чичаговым и основывается представленный в данной книге подход к оздоровлению организма. Этим и объясняется его широкая популярность и высокая результативность оздоровления при самых различных недугах и болезнях.

Образ Христа в белом хитоне

25 февраля 2014

Диакон Сергий Чечаничев

Этот образ Христа – Спасителя в белом хитоне был написан Святым российским священномучеником Митрополитом Серафимом (Чичаговым)

Жизнь Владыки Серафима необычайна и удивительна.

Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов), правнук знаменитого адмирала В.Я.Чичагова, одного из первых исследователей Ледовитого океана, родился в 1856 году. Сначала, Леонид получил образование в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, а затем в Пажеском корпусе, по окончании которого был зачислен в Преображенский полк.

В 1879 году Леонид Михайлович женился на Наталье Николаевне Дохтуровой, внучатой племяннице генерала Д.С. Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года.

В 1891 году Леонид Михайлович, будучи тридцати шести лет от роду, в чине полковника оставляет военную службу, решив избрать иной жизненный путь – священство.

В 1895 году, овдовев и оставив четырех дочерей на попечение доверенных людей о.Леонид поступил в Троице-Сергиеву Лавру, где 14 августа 1898 года он принял монашество с именем Серафим.

Став священником, о. Леонид занялся составлением «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря”, которая явилась самым значительным трудом его жизни. «Летопись” была издана в 1896 году и преподнесена Государю Николаю II. Именно это обстоятельство повлияло на решение вопроса о прославлении в лике святых, Преподобного Серафима (Саровского).

Революцию 1917 года Архиепископ Серафим встретил в Санкт-Петербурге. Пройдя через революционные заблуждения, через череду арестов, в 1928 году Митрополит Серафим был назначен управляющим Санкт-Петербургской епархией.

Именно к этим временам относится появление образа Христа в белом хитоне, не совсем канонического по написанию, но очень притягательного и потрясающего своим внутренним светом.

Представим себе время жесточайших гонений на Церковь Христову, время пыток, издевательств, расстрелов. И вот среди всего этого ужаса Владыка Серафим провидит не тьму Апокалипсиса, но тот Преображенский свет, какой явил Христос на горе Фавор своим ученикам Петру, Иакову и Иоанну. «И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет” (Мф.17,2). Это Свет Воскресения Христова из мертвых. Это свет нашего воскресения, воскресения веры православной на Русской земле.

Митрополита арестовали глубокой осенью 1937 года. Какую опасность мог представлять для властей немощный и совсем больной старец, которому было уже 84 года? Однако приговор был неумолим. Его решили убить. 7 декабря 1937 года тройка НКВД постановила: Митрополита Серафима — расстрелять. 11 декабря приговор привели в исполнение.

Незадолго до ареста Митрополит Серафим говорил: «Православная Церковь сейчас переживает время испытаний. Кто останется сейчас верен апостольской Церкви – тот спасен будет. Многие сейчас из-за преследований отходят от Церкви, другие даже предают ее. Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением. Оно кончиться и православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это – золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства.”

Сегодня мы видим какими пророческими оказываются слова невинно убиенного Владыки. Россия снова идет на свет Христовой веры, на тот свет, который так глубоко и проникновенно воплотил в этом образе Христа, священномученик Митрополит Серафим.

11 декабря 2012 года исполняется 75 лет со дня мученической кончины святителя Серафима (Чичагова). Офицер царской армии, выдающийся артиллерист, а также врач, композитор, художник… Он оставил мирскую славу ради служения Христу и принял священный сан по послушанию своему духовному отцу — святому Иоанну Кронштадтскому. 11 декабря 1937 года в возрасте 82 лет он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой.

Митрополит Серафим накануне расстрела, фото из архива КГБ. Фото: chichagovs.narod.ru

В тюрьму на носилках

30 ноября 1937 года на территорию поселка Удельная Московской области въехал «черный воронок». Он остановился у дома № 8 по ул. Песочная — небольшой деревянной дачи… Люди в штатском вышли из автомобиля, зашли в дом и стали разыскивать особо опасного преступника. Их взору предстал седовласый старик, больной водянкой. Дедушка лежал на кровати. Увидев непрошеных гостей, он не смог встать. Ему было 82 года, уже несколько лет он не мог самостоятельно передвигаться.

Митрополит Серафим вместе с келейницами и родными на даче в Удельной. 1937 год. Фото: chichagovs.narod.ru

«Гости» предъявили дедушке бумагу и сказали, что он арестован «за контрреволюционную монархическую агитацию». Последовала неловкая пауза — нужно было посадить дедушку в арестантский автомобиль, но непонятно было, как это осуществить технически. Послали за скорой помощью. Прибыли санитары с носилками, арестанта вытащили из кровати и перенесли в карету. Так на подводе с красным крестом лежачего больного доставили в столицу и сдали в Таганскую тюрьму. Там его сфотографировали и начали оформлять следственное дело.

Зачем понадобился органам госбезопасности умирающий старик? Каким образом он мог осуществлять «контреволюционную агитацию»?

На этот счет у чекистов было свое мнение. Обвинение, предъявленное дедушке, было, по меркам советской законности, строго документировано. Представление на арест утвердил комиссар Госбезопасности 1-го ранга Реденс. Справку на арест подписали начальник 8 отдела IV управления Госбезопасности старший лейтенант Булыжников и сотрудник этого же отдела капитан Персиц. В справке говорилось, что обвиняемый ни много, ни мало, а «авторитет православной церкви» и «проводит глубоко законспирированную контрреволюционную деятельность»:

«В 4-й отдел УГБ УНКВД МО поступили сведения о том, что проживающий под Москвой авторитет православной церкви активный деятель «ИПЦ» митрополит Серафим — Чичагов Леонид Михайлович, быв. князь, быв. полковник царской армии, проводит глубоко законспирированную к-р церковную деятельность — дает указания к переходу церкви на нелегальное положение.

Чичагов в своей квартире производит прием своих единомышленников, которых обрабатывает на возобновление к-р церковно-монархической деятельности и организацию последователей «ИПЦ» из числа церковников враждебно настроенных к советской власти.

На основании изложенного прошу Вашей санкции на арест Чичагова Леонида Михайловича — митрополита «Серафима» 1856 г. рождения; проживает: ст. Удельная, Ленинской ж. д.» (орфография и стиль подлинника сохранены).

Икона святителя Серафима (Чичагова). Источник: sedmitza.ru

Итак, 82-летний Леонид Чичагов, он же владыка Серафим, был обвинен по тогдашней статье 58 п. 10 УК, то есть в качестве меры пресечения ему было определено содержание под стражей.

После ареста сотрудник Оперативного отдела УГБ Управления НКВД СССР по Московской области Сенькин провел в доме обыск. У арестанта изъяли «разной переписки на 20 листах и фотокарточек 3 штуки». В акте изъятых вещей от 4 декабря 1937 года, составленном уполномоченным Сенькиным, сообщалось, что помимо переписки и фотокарточек у обвиняемого при обыске были также отобраны каучуковая и медная печати с надписью «митрополит Серафим». Они были «уничтожены как не представляющие никакой ценности для суда и следствия»…

«Тесно связан с царем»

В тюрьме едва живого обвиняемого держали одиннадцать дней. За это время была наскоро собрана «доказательная база». Так, 2 декабря 1937 года следователь Булыжников допросил в качестве свидетеля некоего Павла Андреевича Глазунова, 1879 года рождения, работающего печником. Показания его были следующие:

«Митрополит Серафим Чичагов является крупным авторитетом православной церкви, имеет большое влияние на верующих и духовенство. Чичагов, б. полковник, тесно связан с б. царем по военной и особенно по церковной линии. Чичагов во время моего посещения говорил:

«Православная церковь и духовенство переживают тяжелое время испытаний, кто останется верен до конца апостольской православной церкви, тот спасен будет. Сейчас идет большое искушение верующих и духовенства со стороны власти. Многие, боясь репрессий, отходят от церкви, а другие встали на сторону власти и предают православную церковь и духовенство… Вы из истории хорошо знаете, что и раньше были гонения на христианство, но чем оно кончилось, торжеством христианства, так будет и с этим гонением — оно тоже кончится и православная церковь снова будет восстановлена и православная вера восторжествует… сейчас много народа страдает за веру, но это жемчуг, очищающийся в духовном горниле, и после этого будет много священномучеников за веру Христову, что не запомнит вся история».

От себя Глазунов добавил: «Чичагова многие фанатики-верующие и попы имеют большое желание кононизировать как «святого» после его смерти».

3 декабря 1937 года, оперуполномоченным Куликовым был допрошен другой свидетель, Толузаков Михаил Михайлович, 1873 года рождения, «служитель культа». Он также подтвердил, что старик, проживавший в доме на Песочной улице, является опасным «антисоветским элементом»:

«Мне известно, что Чичагов — бывший полковник гвардейского полка, командовал гвардейским полком в Петербурге. Был председателем черносотенного салона графини Игнатьевой. Будучи полковником гвардейского полка он как аристократ, с презрением относился к нижним чинам и отличался особенной жестокостью. Родом происходит из старинной дворянской семьи, имел имение, где жестоко расправлялся с крестьянами. Желая сохранить свою жизнь, он бросает военную службу, уходит в монахи. Монашество принял, главным образом, с целью увеличения влияния на массы в монархическом направлении. Пользуясь своими связями с царскими кругами, быстро достиг высшей церковной власти и был назначен Тверским епископом.

Мне известно, что после революции и до последнего момента митрополит Чичагов оставался ярым монархистом, продолжая проводить монархические идеи среди окружающих его лиц. Для более успешной монархической деятельности он стал во главе довольно большой кучки черносотенных архиереев и монахов Даниловского монастыря в Москве, к нему стекались его бывшие друзья: бывш. военные, дворяне, купцы и пр. контрреволюционный элемент, всем им он давал указания, как себя вести на местах.

Митрополит Ленинградский Серафим во время богослужения, 1920-е годы. Фото: chichagovs.narod.ru

Будучи назначенным ленинградским митрополитом он в Ленинграде собрал вокруг себя реакционный контрреволюционный элемент. Среди окружающих лиц говорил, что «сов.власть — это явление временное, скоро сов. власть свергнут и опять будет царь, тогда мы опять заживем по-старому». И далее он заявлял, что «у меня церковная жизнь поставлена по-старому, хоть сейчас приходи царь-батюшка, я готов его встретить».

Среди окружающих он говорил также: «Не думайте, что эта власть вечна. И горе тем, кто перешел на сторону сов.власти и поверил большевистским учениям. Русский народ по духу своему — монархический и постоит еще за царя-батюшку».

Есть свидетельства, согласно которым владыке Серафиму обещали сохранить жизнь, если он публично отречется от веры и снимет сан. Но он не отрекся. Все возведенные на него обвинения он отрицал, во время многочисленных допросов ни разу не оговорил ни одного из своих друзей и знакомых.

7 декабря 1937 года постановлением тройки Управления НКВД по Московской области он был приговорен к «высшей мере наказания». 11 декабря 1937 года смертельно больной митрополит Серафим был расстрелян в подмосковном Бутово. К месту палачи несли его на носилках…

Служба или служение?

Так кто же был этот человек, и какую опасность он представлял для советской власти?

Леонид Чичагов, выпускник Пажеского корпуса, 1874 года. Фото: chichagovs.narod.ru

Безусловно, по меркам чекистов, митрополит Серафим был самый что ни на есть «антисоветский элемент». Потомок древнего дворянского рода, потомственный военный, Леонид Михайлович Чичагов родился в Санкт-Петербурге. Отец его, Михаил Никифорович был полковник артиллерии (впоследствии дослужился до звания генерал-майора).

В молодости он был блестящим гвардейским офицером. По окончании Пажеского корпуса в Санкт-Петербурге он поступил на службу в Гвардейскую конную артиллерию и имел все шансы дослужиться до высших чинов. Известно, что в 1877 году во время Русско-Турецкой войны Леонид Чичагов был в составе действующей армии, участвовал в кровопролитных сражениях на Балканах. За отвагу и героизм, проявленные в боях, он был произведен в гвардии поручики и удостоен многочисленных наград (в том числе орденов св. Анны 2-ой, 3-ейи 4-ой степени и орденами св. Станислава 2-ой и 3-ей степени).

Самоотверженность поручика Чичагова была отмечена высшим военным командованием: главнокомандующий генерал Скобелев самолично вручил ему именную саблю с надписью «За храбрость», а великий князь Николай Николаевич Старший — легендарный Георгиевский крест…

Гвардейский офицер-артиллерист Леонид Чичагов, 1870-е годы. Фото: chichagovs.narod.ru

Военная карьера его продолжала складываться успешно и в мирное время. Получив в 1881 году звание гвардии штабс-капитана, он, как признанный знаток артиллерийского дела, был командирован на маневры французской армии в Париж, где его представляют к награждению одним из высших орденов Франции. Он становится кавалером Ордена почетного легиона.

К началу 1890-х годов он был награжден уже двенадцатью различными орденами России и ряда иностранных государств. Его военная карьера складывалась великолепно, но он оставил ее ради того, чтобы стать священником. В 1891 году, неожиданно для родных и близких, он, состоя адъютантом при великом князе Михаиле Николаевиче, выходит в отставку в чине гвардии штабс-капитана. И готовится к принятию священного сана.

Как это могло произойти?

Интерес к Церкви и духовным вопросам был у Леонида Михайловича с детства. В возрасте десяти лет Леонид потерял отца. Раннее сиротство, по-видимому, оставило глубокий след в душе мальчика, — уже в юности он стал очень религиозным. В Преображенском полку, куда Чичагов поступил по окончании образования, он удивлял сослуживцев, в частности, тем, что соблюдал все посты, хотя в армии, согласно указу Петра I, соблюдение постов не было обязательным.

По-видимому, во время Турецкой войны, наблюдая боль и страдания раненых и умирающих воинов, он почувствовал в себе стремление помогать страждущим. Первоначально оно привело Леонида Михайловича к занятиям медициной.

Много и старательно занимаясь самообразованием, Леонид Михайлович составил собственный лечебник с теоретическим обоснованием гомеопатии и практическими рекомендациями по лечению болезней на основе применения лекарств растительного происхождения. Разработанная им система лечения была подробно изложена в двухтомнике «Медицинские беседы», а также в книге «Краткое изложение медицинских бесед», которые не потеряли своего значения и в наши дни.

Глубоко сопереживая всем, кто нуждался в помощи и поддержке, Леонид Михайлович всю жизнь занимался благотворительностью. Ещё находясь на военной службе, он учредил благотворительное общество помощи военным, которые по болезни были вынуждены выйти в отставку до приобретения права на пенсию.

Священник Леонид Чичагов, 1894 год. Фото: chichagovs.narod.ru

Он также заботился о детях-сиротах, родители которых погибли на войне. Во время русско-японской войны он организовывал сборы пожертвований для лечения раненых, участвовал в формировании санитарных поездов.

И все же, в определенный момент он осознал, что всего этого мало, и он хочет целиком, без остатка посвятить свою жизнь Христу. Тогда же, в 1878 году в Петербурге Леонид Михайлович впервые встретился с протоиереем Иоанном Сергиевым.

«Всероссийский батюшка» разрешил многие духовные вопросы молодого офицера и стал его духовником, с благословения которого он принимал многие жизненные решения во все последующие годы. В дальнейшем по послушанию святому Иоанну Кронштадскому он и станет священнослужителем.

Леонид Михайлович Чичагов с женой Нататьей Николаевной (урожд. Дохтуровой). Фото: chichagovs.narod.ru

Решение о смене рода деятельности для Леонида Михайловича было крайне болезненным. Нужно сказать, что принятию им священного сана, помимо друзей и родственников, всерьез противилась и супруга.

Наталья Николаевна Чичагова, урожденная Дохтурова, никак не мыслила себя в роли матушки. Она, как и сам Леонид Михайлович, происходила из знаменитой аристократической фамилии. Отец ее был камергером Двора Его Императорского Величества, действительным статским советником. Она выросла в среде высшего петербургского общества, и боялась порывать с привычным светским укладом жизни. Однако решающую роль в ее решении сыграл духовник семьи, протоиерей Иоанн Сергиев. Он провел с Натальей Николаевной личную беседу и убедил ее дать согласие на принятие Леонидом Михайловичем священного сана.

Чужой среди своих

С этого момента все в жизни Чичаговых изменилось. В 1891 году они с дочерьми переехали в Москву. Они поселились на Остоженке в доме № 37. Этот особняк с белыми колоннами сохранился и до наших дней. Ранее в нем жил И. С. Тургенев, поэтому сегодня в нем расположен музей писателя.

Москва, дом на Остоженке, 37, где проживала семья Чичаговых (ныне Музей И.С.Тургенева). Фото: mosday.ru

Целых три года Леонид Михайлович готовился к принятию священства: изучал богословские науки, стремится активно участвовать в делах милосердия… И вот в 1893 году вместо гвардии полковника он стал рядовым московским священником. Его рукополагают в сан диакона, а затем священника с определением в собор Двунадесяти Апостолов в Московском Кремле.

В психологическом отношении первые годы священства отца Леонида были для его семьи крайне трудными. Разрыв с привычной военно-аристократической средой, трудное вхождение в незнакомую и непонятную жизнь духовного сословия… Испытания первых лет священнического служения отца Леонида были усугублены тяжелой болезнью его супруги, матушки Наталии, которая умерла в 1895 году в возрасте тридцати шести лет, оставив четырех малолетних дочерей.

Архимандрит Серафим (Чичагов). Фото: chichagovs.narod.ru

После смерти жены Леонид Михайлович принял монашество. 14 августа 1898 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре он был пострижен в мантию с именем Серафим.

Потом было одно послушание за другим. Были четыре трудных года (1895–99), когда отцу Леониду поручили окормление военнослужащих-артиллеристов Московского Военного Округа. Направление бывшего артиллерийского офицера в качества военного священника в знакомую ему среду воинов-артиллеристов, казалось бы, было закономерным. Однако в той же степени, в которой он, потомственный аристократ, был чужим для большинства священников-поповичей, он отныне был чужим и для большинства представителей военного сословия, традиционно дистанцировавшихся от активной религиозности…

В 1899 году иеромонах Серафим был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря и благочинным всех монастырей Владимирской епархии. Через 6 лет, в 1904 году последовало новое назначение — архимандрит Серафим стал настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. А менее чем через год, 28 апреля 1905 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась архиерейская хиротония — архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского. Далее были годы служения епископом Орловским (1906–8), епископом Кишиневским (1908–12), епископом Тверским и Кашинским (1912–17)…

«Генеральски снисходительно»

Архиепископ Серафим (Чичагов), 1912 год. Фото: chichagovs.narod.ru

Как и многие русские епископы, помимо пастырской деятельности, владыка Серафим принимал активное участие в общественно-политической жизни. Он был активным членом Русского Монархического Собрания, участвовал в деятельности интеллектуального штаба монархистов Москвы. В 1907—1909 гг. входил в состав Совета и позднее был избран одним из шести почётных членов этой старейшей национально-патриотической организации. В Орле, а затем в Молдавии он занимал посты почётного председателя местных отделов Союза Русского Народа…

И все же, на фоне традиционного русского епископата владыка Серафим определенно выделялся и своими талантами, и своей военной выправкой. Церковный историк А. Краснов-Левитин дал яркую характеристику владыки Серафима:

«…я ловлю себя на том, что невольно им любуюсь: яркая индивидуальность всегда импонирует. В нем не было ничего искусственного, натянутого, деланного. Он держал себя естественно и просто. Когда его облачали посреди храма, когда он стоял в полном облачении перед престолом, он держался так, как будто был один в комнате, а не перед несколькими тысячами человек, которые не спускали с него глаз. В его молчаливых повелительных жестах чувствовалась привычка командовать; служил он негромким старческим голосом, благословлял слабым движением рук, генеральски снисходительно шутил с духовенством. Также просто он говорил с народом: отчитает, отругает, почему плохо стоят, зачем разговаривают, почему поздно приходят к исповеди. Народ смущённо молчит… Потом: «Ну, ладно. Давайте помиримся». И начинается проповедь».

Архиепископ Серафим за фисгармонией и Ю.В. Сергиевский за пианино, Кишенев, 1913 год. Фото: novodev.narod.ru

За «генеральство» и «черносотенные» взгляды владыка Серафим не единожды пострадал. Во время революции 1917 года, под предлогом «борьбы с политическим реакционером за обновление общественной и церковной жизни» большевистские власти выслали архиепископа Серафима из Тверской губернии.

Стремясь уберечь владыку от большевистской расправы, Святейший Патриарх Тихон за несколько дней до разгона Поместного Собора в сентябре 1917 года успел возвести архиепископа Серафима в сан митрополита и принять на заседании Священного Синода решение о назначении его на Варшавскую и Привисленскую кафедру, находившуюся на территории Польши.

«Дружина друзей Иисуса»

Выехать к месту своего назначения митрополиту Серафиму так и не удалось: помешала гражданская война. Да и чекисты не желали отпускать «церковного авторитета»…

Весной 1921 года митрополит Серафим встретился в Москве с польскими дипломатами, чтобы договориться относительно возможности его проезда к месту службы в Варшаву. ВЧК была встревожена этим фактом, у владыки произвели обыск. По итогам обыска у митрополита Серафима были изъяты письма кардиналу Каповскому, главе Римско-Католическoй Церкви в Польше и протоиерею Врублевскому, представлявшему в Варшаве интересы православного духовенства.

Эти письма были положены чекистами в основу немыслимых обвинений в том, что владыка Серафим якобы направляется в Польшу, чтобы «координировать против русских трудящихся масс за границей фронт низвержённых российских помещиков и капиталистов под флагом «дружины друзей Иисуса»».

В итоге 24 июня 1921 года судебная тройка ВЧК заочно осудила митрополита Серафима и приговорила его «к высылке в Архангельский концлагерь сроком на два года». Владыка не был извещен об обвинении. Остававшийся под негласным наблюдением ВЧК он был арестован 21 сентября 1921 года и помещён в Таганскую тюрьму «для препровождения к месту заключения».

Узнав об обвинении, дочь владыки Наталья Чичагова обратилась к председателю ВЦИК Калинину с просьбой об освобождении отца «в связи со старческим возрастом и болезненным состоянием». Власти проявили «снисхождение»: 20 марта 1923 года ссылка в Архангельск была заменена ссылкой в Марийскую область сроком на один год.

Отбыв срок ссылки, владыка возвратился в Москву. Он поселился в доме № 6 на Плющихе. С ним вместе жила и его дочь Наталья, которая по возможности всегда старалась быть рядом с ним. Между митрополитом Серафимом и Натальей существовали особо близкие, доверительные отношения. Наталья была близка ему по духу. В годы Первой Мировой она работала сестрой милосердия, позже приняла постриг с именем Серафима в Рижском Свято-Троице-Сергиевом монастыре.

В середине 1920-х годов пожилой владыка отошел от активной церковной деятельности. Высшее церковное управление было захвачено представителями обновленческой «Живой церкви». Владыка дистанцировался от раскольников и поддерживал общение лишь с духовенством и братией Свято-Данилова монастыря, главного оплота тогдашних «староцерковников»…

Старец Серафим, молящийся на камне — образ письма архимандрита Серафима (Чичагова). Источник: chichagovs.narod.ru

Владыка Серафим хотел поселиться в любимом его сердцу Серафимо-Дивеевском монастыре, на территории которого была погребена его супруга. Именно в Дивеево сам он в случае своей кончины намеревался обрести вечный покой. Однако настоятельница монастыря игуменья Александра отказала дать пристанище владыке Серафиму в обители.
Поводом для такого отказа, видимо, послужил не забытый игуменьей давний ее конфликт с владыкой Серафимом по вопросу о месте закладки нового храма (считается, что игуменья Александра распорядилась построить храм там, где она сама пожелала, игнорируя благословение преподобного Серафима Саровского, что осудил митрополит Серафим).

Получив отказ от Дивеево, владыка в 1924 году переехал на жительство в Сергиевский женский монастырь под городом Шуя Владимирской области.

«Человек порядка»

В 1927 году владыка, в отличие от многих других русских епископов, прославленных в лике новомучеников Российских, поддержал известную «Декларацию» митрополита Сергия Страгородского. «Человек порядка, привыкший мыслить категориями строгой иерархии, он считал восстановление централизованной церковной власти наиболее важным делом», — гласит житие владыки Серафима…

Митрополит Серафим в своём кабинете в Ленинграде на фоне написанной им иконы «Спаситель в белом хитоне». Фото: chichagovs.narod.ru

Один из немногих преданных митрополиту Сергию архиеереев, в 1928 году владыка Серафим назначается на Ленинградскую кафедру. Основная задача, которую поставил перед ним митрополит Сергий, заключалась в урегулировании конфликта с иосифлянами (так называемой «Истинно-Православной Церковью», возглавляемой запрещенным в служении митрополитом Иосифом (Петровых)).

Убежденный сторонник церковного единства, владыка Серафим сумел убедить многих иосифлян воссоединиться с митрополитом Сергием. В 1933 году, последнем году пребывания владыки Серафима на ленинградской кафедре, в епархии оставалось лишь два официально зарегистрированных «иосифлянских» приходских храма.

Видя, что свою миссию владыка Серафим уже выполнил и опасаясь за его здоровье и судьбу, митрополит Сергий и Временный Патриарший Синод благословили владыке уйти на покой. Отслужив 24 октября 1933 года в храме своей юности — Спасо-Преображенском соборе — Божественную литургию, владыка Серафим навсегда покинул свой родной город, передав свою паству митрополиту Алексию (Симанскому), ставшему впоследствии Святейшим Патриархом всея Руси Алексием I.

Владыка снова переехал в Москву. Подыскивая себе жилье, он временно остановился в резиденции митрополита Сергия (Страгородского), находившейся недалеко от Елоховского Богоявленского кафедрального собора. Затем, в начале 1934 года он поселился в дачной местности под Москвой в поселке Малаховка, а позже арендовал полдома на станции Удельная Казанской железной дороги.

Его жилище представляло собой две небольшие комнаты с кухней. Жил он тихо, молился, много читал, сочинял церковную музыку, никогда не расставался со своей фисгармонией.

Владыка страдал гипертонией, одышкой, с трудом передвигался, из дома практически не выходил. Но одинок владыка не был. Практически все время рядом с ним находились две его верные келейницы монахини Воскресенского Феодоровского монастыря Вера и Севастиана, сопровождавшие его по благословению своей игумении Арсении более семи лет вплоть до его третьего по счёту, последнего ареста. Нередко владыку Серафима посещали представители церковной иерархии, в частности, митрополит Алексий (Симанский). Он встречался также со своими друзьями, духовными детьми и родственниками.

Семья Серафимов

В 1936–1937 годах у владыки в Удельной жила также его внучка Варвара, крестным отцом которой он был. В момент ареста деда она находилась у матери в Москве.

Внучка митрополита Серафима, Варя Чичагова, студентка техникума, 1930-е годы. Фото: chichagovs.narod.ru

«Я тогда была студенткой вечернего факультета Института тонкой химической технологии и работала в Институте органической химии Академии наук лаборанткой. В 1936–1937 годах я практически жила с дедушкой, — вспоминала Варвара, — Мой день начинался в шесть часов утра и заканчивался около полуночи.
Утром, естественно, дедушка еще спал, но вечером — уже в кровати — всегда ждал меня, рассказывал что-либо интересное, происшедшее за день, благословлял меня, и я шла к матушкам ужинать, засиживаясь подолгу за интересными разговорами. Обстановка и дух этого дома действовали на меня умиротворяюще.

Сойдя с электрички и приближаясь к даче, я представляла, как, войдя, встречу любовь и ласку, — и спадало напряжение после насыщенного дня, проведенного в «суете сует». На даче было две комнаты и большая кухня. Одна комната — дедушкина спальня с большим количеством икон, книг и рабочим письменным столом, другая — столовая-гостиная, где стояли обеденный стол, фисгармония и диван, на котором я спала, а на стене висел большой образ Спасителя в белом хитоне, написанный дедом.

По воскресеньям я ходила к обедне в Удельнинский храм, а вернувшись, находила дедушку уже «на ногах», и мы садились завтракать. Часто в это время к нему кто-либо приезжал… Вечером, когда все уезжали, дедушка садился за фисгармонию — с ней он никогда не расставался — и играл или сочинял духовную музыку, а я сидела на диване, смотрела на него или читала и ощущала благодать, от него исходившую…».

В ноябре 1937 года несмотря на заступничество митрополита Сергия владыку Серафима арестовали. По рассказам самого владыки Серафима, день его кончины был предсказан отцом Иоанном Кронштадским, который неоднократно повторял: «Помни день Трёх Святителей». Владыка каждый год готовился к смерти в этот день.

Об аресте деда внучке Варе сообщили на следующий день. Стараясь узнать, куда увезли дедушку, Варя в отчаянии обошла все известные ей тюрьмы — Лубянскую, Таганскую, Лефортовскую… Но везде был один ответ: Чичагова Леонида Михайловича нет.

Через несколько дней арестовали келейниц владыки — монахинь Веру и Севастиану. Удивительна судьба неразлучных сестер: ордер был выдан только на монахиню Веру, но мать Севастиана добровольно последовала вместе с ней. В лагере в 1938 году она умерла, а мать Вера, отбыв в заключении пять лет, вышла на свободу и скончалась в 1961 году. В 2005 году монахиня Севастиана была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских († 1938; память 28 июня).

Дочери владыки Серафима Вера, Наталия и Леонида пошли впоследствии по стопам отца и посвятили себя служению Богу. Наталия и Леонида приняли монашество с именем Серафима, а Вера — с именем Вероника. Младшая дочь Екатерина пожертвовала своим дарованием и отказалась от профессии певицы ради благополучия своей семьи, отдав себя целиком воспитанию своих детей.

Игумения Серафима, внучка святителя Серафима (Чичагова). Фото: chichagovs.narod.ru

Примеру дедушки и своей матери Леониды последовала и Варвара Васильевна Черная, внучка владыки. Известный ученый-химик, она много сделала для сохранения памяти о митрополите Серафиме. Ее усилиями спустя пятьдесят лет после расстрела, 10 ноября 1987 года Леонид Михайлович Чичагов был полностью реабилитирован государственной властью и признан невиновным. А в 1997 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви митрополит Серафим был прославлен новомученик. Незадолго до смерти Варвара Васильевна также приняла монашеский постриг под именем Серафимы (ум.1999).

Наследие митрополита Серафима — военного историка, художника, богослова, композитора, — огромно. В московском храме во имя пророка Божия Илии в Обыденном переулке есть образ Спасителя в белом хитоне и образ преподобного Серафима, молящегося на камне, написанные им. Главное творение врача Леонида Чичагова — книга «Медицинские беседы» — до сих пор пользуется авторитетом у гомеопатов, она была переиздана издательством «Аванти» в 1999 году. Духовная музыка, написанная митрополитом Серафимом, в наши дни регулярно исполняется в храмах и филармониях.

В Тверской епархии, в деревне Дубровка Бологовского района Тверской области, в память священномученика митрополита Серафима Чичагова в 1999 году сооружена часовня.

Часовня святителя Серафима (Чичагова) и св. Параскевы Пятницы, дер. Дубровка Бологовского района Тверской области. Фото: Геннадий Харченко, sobory.ru

При подготовке текста использованы материалы книги «Да будет воля Твоя. Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова)» (М.: Изд-е Сретенского монастыря, 2003), а также официального сайта Благотворительного фонда дворянского рода Чичаговых.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *