Спасо андроников монастырь

Спасо-Андроников монастырь

Предание относит основание Спасо-Андроникова монастыря к 1350-м годам и связывает его с именем московского митрополита Алексея. Возвращаясь из Константинополя, где он был поставлен в московские митрополиты константинопольским патриархом, Алексий вез с собой византийскую икону Спаса Нерукотворного. На Черном море корабль митрополита попал в сильную бурю. Обращая свои молитвы об избавлении от гибели к иконе Спаса Нерукотворного, митрополит дал обещание в случае успешного завершения путешествия построить в честь этого образа монастырь. Первым игуменом нового монастыря стал ученик Сергия Радонежского, инок Троице-Сергиева монастыря Андроник, в честь которого монастырь и получил позднее название Спасо-Андроникова.

Монастырь был поставлен к юго-востоку от Кремля, на высоком берегу реки Яузы, у впадения в нее небольшого ручья, который в память о Константинопольской бухте Золотой рог получил название «Золотой рожок». Это место, тогда еще не входившее в территорию Москвы, лежало на перепутье двух оживленных дорог. Одна вела на восток во Владимир и Нижний Новгород, другая на юг в Коломну, Рязань и дальше в Золотую орду, откуда грозила потенциальная опасность. Поэтому монастырь был здесь поставлен как сторожевой, который в случае неприятельского набега мог выполнять функции одного из наблюдательных пунктов.

В 1380 году Спасо-Андроников монастырь встречал войско Дмитрия Донского, возвращавшегося с победой после битвы на Куликовом поле. Здесь, по преданию, были захоронены павшие в сражении русские воины.

Между 1410 и 1427 годами, при игумене Александре, в монастыре возводится первое каменное здание – Спасский собор, роспись которого принадлежала старцу Андроникова монастыря, великому иконописцу Андрею Рублеву. После постройки каменного собора статус Спасо-Андроникова монастыря возрос: он получил архимандрию. В начале XVI в. архимандритом монастыря становится духовник великого князя Ивана III Митрофан, при котором между 1504 по 1506 гг. была выстроена на средства великого князя одностолпная кирпичная трапезная палата. Она имела два этажа и была украшена терракотовыми израцами. Во второй половине XVI в. возводятся деревянные Святые ворота(главный вход в монастырь), в XVII веке замененные каменными. Над ними позже была построена церковь Рождества Богородицы.

В XVI в. Спасо-Андроников монастырь оказывается включенным в бурную политическую и духовную жизнь. В нем был поселен новгородский епископ Серапион, конфликтовавший с Иосифом Волоцким. Здесь пребывал уличенный в ереси игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий. В 1571 г. монастырь был разорен Девлет-Гиреем. В 1653 г. монастырь стал местом временного заточения вождя старообрядцев протопопа Аввакума перед отсылкой его в Сибирь. Во второй половине XVII в. в монастыре возводится наконец, каменная ограда. В северо-западном углу располагалась не дошедшая до наших дней столпообразная шатровая колокольня с «русскими часами». Затем строятся настоятельские покои, неоднократно затем перестраивавшиеся. В конце XVII в. заботу о монастыре берет на себя Евдокия Лопухина, супруга Петра I. В 1691 г. ее иждивением закладывается церковь Архангела Михаила, однако строительство заканчивается только в 1739 г. В начале XVIII в. начали возводить каменный Братский корпус. В 90-х годах XVIII в. перед святыми воротами возводится огромная колокольня, заказчиком которой был купец первой гильдии, С.П. Васильев, а архитектором Родион Родионович Казаков. В 1810-1814 гг. строится здание церковного училища.

Со времен Дмитрия Донского и вплоть до начала XX века на территории монастыря хоронили достойнейших людей. Разоренному, но сохранившему отдельные надгробия некрополю монастыря в музее посвящена отдельная экспозиция под открытым небом.

Накопленные в Спасо-Андрониковом монастыре за шесть веков его существования иконы, шитые пелены, литургические сосуды, облачения, книги и кресты после Октябрьской революции были разграблены или уничтожены. В основанный на территории монастыря в 1947 г. музей им. Андрея Рублева вернулась лишь шитая палица 1438/9 г., вклад Ульяны Васильевны, супруги серпуховского князя Владимира Храброго, и одна из пяти дошедших до наших дней древних монастырских рукописей – «Слова Постнические Василия Великого», датируемая 1402-1406 гг. Не сохранились колокольня Андроникова монастыря, ц. Рождества Богоматери со Святыми воротами, часть башен и монастырских стен, охватывавших гораздо большую площадь, чем современная территория Музея имени Андрея Рублева.

> Страсти в Андрониках

Говорите правильно

Спасо-Андроников монастырь — это сакральная обитель в сакральном уголке Москвы. На территории есть храм, где проходят богослужения. Но монастыря нет — здесь Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Создан Сталиным в 1947 году, распахнул двери в 1960-м. Тогда его коллекция насчитывала несколько сотен экспонатов. А сегодня 13 тысяч раритетов, одних икон 4,5 тысячи.

Согласно преданию Спасо-Андроников мужской монастырь был основан в 1350-е годы. Митрополит Алексий возвращался из Константинополя с византийской иконой Спаса Нерукотворного (отсюда первое слово в названии). В Черном море он попал в шторм и дал зарок в случае спасения построить монастырь. Первым игуменом стал любимый ученик Сергия Радонежского инок Андроник (второе слово в названии).

С точки зрения предков, мы сегодня неправильно произносим название обители. В Средневековье в имени Андроник ударение ставили на последний слог. Но у каждой эпохи свои правила.

Чуть пониже Кремля

У обители потрясающая летопись. Здесь принял иночество Андрей Рублев: писал иконы и расписывал храмы, здесь и похоронен. Эти камни помнят Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и еще много знаковых личностей.

Когда мы сегодня говорим о Спасо-Андрониковой обители как о московском монастыре, надо помнить, что во времена его основания Москва была где-то вдали. Изначально место для монастыря выбрали не без военного умысла: высокий берег Яузы, стык двух стратегических дорог: на Владимир и через Рязань — в Орду.

Остановить орды варваров его стены не могли, но с ролью дозорного пункта монахи справлялись: предупреждали москвичей о беде. А сами не раз становились жертвой нападения. Например, в 1571 году обитель разорил пришедший из Крыма хан Девлет-Гирей.

Много раз горел, пережил чуму.

Но самые черные времена настали в 1918 году: монастырь закрыли. 101 год назад у Русской православной церкви отняли почти все, что у нее было. До 1922-го в обители разместили концлагерь: здесь держали врагов Советской власти, здесь же их расстреливали. С 1922 по 1928 год — колония для беспризорников. Затем стала общежитием для рабочих завода «Серп и Молот».

В гордом одиночестве

Спасо-Андроников монастырь не первый объект, который государство может вернуть Церкви. И не последний. Недавно РПЦ вернули храмы в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях. Скажите, вы помните, чтобы новостные выпуски уделяли этому событию приоритетное место? Обсудили, договорились, нашли устраивающее всех решение.

Почему Спасо-Андроников монастырь в эпицентре внимания?

Еду в обитель: надо увидеть своими глазами, обойти своими ногами, оценить своими чувствами. От метро «Площадь Ильича» до обители 10 минут шагом. На территорию вход свободный.

Проходя арку Святых врат упираешься в дизайнерски оформленный сборник пожертвований. И указатели: налево пойдешь — в трапезную попадешь. Прямо пойдешь — в музей войдешь.

Налево я пойду, но сначала — духовная пища. Обхожу территорию. Я бы написал, что бродил в гордом одиночестве, но взял в обитель жену. И похоже, что этим резко улучшил показатели посещаемости музея. Людей мало.

Недавно на экране телевизора появился директор музея им. Рублева. Сказал, что за год музей посещает 50 тысяч человек. Считаем: это до 140 человек в день.

Зайти на территорию можно ежедневно с 9.00 до 21.00. Таким образом, за один час в обители бывают 11 человек. Конечно, расчет грубый, летом больше, зимой меньше… Но за получасовую прогулку по обители мы встретили не больше дюжины человек.

В Спасском храме я был вообще один, если не считать женщины, торгующей в храмовой лавке. Вообще-то побыть наедине с древними иконами в храме, где можно увидеть два фрагмента росписи работы Андрея Рублева, — это невероятные ощущения.

Из уцелевших храмов Москвы он самый древний. Время постройки: 1420-1425 годы. Для сравнения: Успенский собор Московского Кремля Аристотель Фиораванти возвел примерно на полвека позже — в 1475-1479 годах.

Да, во время служб прихожан, уверен, здесь много. Но храм живет не только службами.

По-моему, в таком месте должны быть просто толпы людей. Как можно стоять в одиночестве на том самом месте, где в 1380 году Дмитрий Донской молился перед Куликовской битвой? И здесь же он благодарил Бога за победу…

Музейные экспозиции работают так: в понедельник, вторник, четверг — с 14.00 до 21.00, в пятницу и воскресенье — с 11.00 до 18.00. Билет для граждан РФ и стран СНГ стоит 299 рублей, гости из дальнего зарубежья платят 400 рублей. Пенсионеры, студенты — 150 руб., дети до 16 лет — бесплатно. Фотосъемка — 150 руб., видеосъемка — 500 рублей.

Директор музея рассказал журналистам: выручка от билетов — около 10 млн рублей в год. До 100 млн дает государство. Журналисты спросили: то есть на кону 110 млн, из-за них сыр-бор?

Говорит: есть еще спонсорские поступления. Но деньги не главное. Не только для Церкви это место сакральное. Для всех.

Согласен. Но при этом самое точное определение для столь сакральной территории — обветшалость. Штукатурка осыпалась, обнажая старые кирпичи. Везде стройматериалы: здесь куча плит, там гора песка. Как бы намек: скоро будет ремонт.

Ремонт — это правильно. Но аккуратно сложить по периметру стройматериалы в голову не приходит? Сюда же люди идут восторгаться фресками и иконами.

За лапшой

…Ну а мы — в трапезную.

Их две. Легко нашел ту, о которой так много пишут. Называется «Хлебный домъ в Андрониках». Точнее — называлась. Закрыта, вывеска снята. Зато работает музейное кафе. Позиционируется как концептуальное кафе-трапезная.

По московским меркам цены лояльные. Кормят вкусно. Есть как постное меню, так и для непостящихся. Суп-лапша — 170 руб., суп-крем из грибов — 240. Тушеная капуста с шампиньонами — 170, паста с вялеными помидорами — 310, 600-граммовый чайник с чаем из облепихи с медом — 190.

Алкоголь в меню присутствует только так: за 0,5 литра «Крушовице» — 230 руб., бутылка грушевого сидра — 980.

Если все-таки отказаться от искушений в пост, то чек на двоих — наедитесь до отвала — до 1000.

По-моему, трапезная — это не самый тяжкий грех музейщиков в этой ситуации. Кстати, в трапезной нет и намека на обветшалость. Все здесь такое добротное, качественное. Но вот когда выходишь на улицу и опять упираешься в облезлые стены и битый кирпич…

Так что хозяин здесь нужен. У которого не только в трапезной и в музейных экспозициях полный порядок.

Монастырская колокольня должна была стать самой высокой в Москве. Ограничили высоту по приказу Павла I

Да, а тира и бани, о которых столько я читал и слышал, внутри периметра монастырских стен не нашел.

Дара Нострадамуса у меня нет, но все-таки сейчас наберусь смелости и предскажу будущее. Оно настолько очевидное, что каждый сможет. Уже в этом месяце представители РПЦ и минкультуры попытаются договориться. И рано или поздно — договорятся.

Детали договоренностей сейчас предсказать сложно, но результат, уверен, будет таким: и Церковь вернется в древнейшую обитель, и музей продолжит работу. Просто потому, что обществу нужны и музей, и церковь. Одним надо молиться, другим восторгаться древними раритетами. Третьим — и то, и другое.

А после того как все утрясется со Спасо-Андрониковой обителью, наступит черед других объектов и иных споров. Жизнь продолжается.

Конкретно

Коротко о главном

  • — Наиболее вероятный год основания монастыря — 1357-й.
  • — В 1380 году монахи встречали войско Дмитрия Донского, вернувшегося с победой с битвы на Куликовом поле.
  • — Монастырь служил древним «центром книгоиздания». Значительную часть сочинений Максима Грека здесь же и хранили.
  • — В 1653 году здесь заточили лидера старообрядцев протопопа Аввакума — перед тем, как сослать в Сибирь.
  • — В 1812 году монастырь был разорен французами.
  • — В 1918 году его отняли у Церкви и закрыли.
  • — В 1947 году Сталин подписал постановление о создании на территории обители музея имени Рублева. Инициатор — архитектор-реставратор Петр Барановский.
  • — В 1951 году в Совет Министров СССР поступило предложение о закрытии (еще не открытого!) музея. Отстояли благодаря поддержке секретаря ЦК Михаила Суслова.
  • — В 1989 году в Спасском соборе возобновлены богослужения.
  • — Патриарх Алексий II в январе 1994 года посетил раскоп под алтарем Спасского собора, где были обнаружены мощи четырех монахов. Предполагают, что один из них — первый настоятель обители преподобный Андроник.
  • — В 1991 году музей имени Рублева внесен в список особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

Кстати

В обители похоронены

  • — Андрей Рублев (предположительно в Спасском соборе).
  • — Друг Рублева великий иконописец Даниил Черный.
  • — Родственники царицы Евдокии Лопухиной. Царица очень много сделала для обители.
  • — Представители древних родов: Барятинские, Трубецкие, Толстые, Голицыны, Головины, Юсуповы, Салтыковы, Нарышкины, Волконские (в т. ч. дед Л.Н. Толстого).
  • — Воины, погибшие в Северную войну 1700-1721 годов, на Куликовом поле в 1380 году, в Отечественную войну 1812 года.
  • — Купец первой гильдии Семен Васильев. Он финансировал строительство колокольни, которая по проекту была выше «Ивана Великого» в Кремле. Умерил пыл строителей император Павел I. В итоге ее высота составила 72,5 метра (до высоты в 81 метр колокольня «Иван Великий» доведена во время правления Бориса Годунова — в 1600 году).
  • — На территории есть кенотаф (надгробие без останков) основателю Русского театра Федору Волкову.

Спасский собор Андроникова монастыря

У этого термина существуют и другие значения, см. Спасский собор.

Православный собор

Спасский собор Андроникова монастыря

Страна

Россия

Город

Москва

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Тип здания

Крестово-купольный Собор

Основатель

прп. Андроник Московский

Первое упоминание

1420-е гг.

Дата основания

1357 год

Строительство

1420—1425 годы

Реликвии и святыни

захоронения Андроника Московского и Саввы Московского

Статус

ОКН № 7731588011№ 7731588011

Состояние

действует

Медиафайлы на Викискладе

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря — православный храм, памятник раннемосковской архитектуры XV века. Является древнейшим частично сохранившимся православным храмом Москвы за пределами Московского Кремля.

История

Строительство и перестройки

По свидетельству агиографических источников, монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, на его месте был выстроен Спасский собор из плинфы, фрагменты которой обнаружены в ходе раскопок 1993 года под научным руководством проф. О. Г. Ульянова. От Спасского собора из плинфы сохранились архаичные по своей стилистике и исполнению белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, входившие в первоначальную алтарную преграду. Между 1425 и 1427 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени с каменной алтарной преградой под высокий иконостас, от которого уцелели пазы под тябла, сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырёхстолпный трехапсидный храм. В росписи собора весной 1428 года участвовал Андрей Рублёв, для которого она стала, согласно агиографическим источникам, «конечным рукоделием» (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон).

Опись 1763 года говорит о существовании в соборе паперти с ризничной в ней палатой, налево от западных дверей. В 1779 году архитектор Яковлев доносил о необходимости возобновления стенописи и поправки иконостаса в соборе, а также находил нужным пробить окно с западной стороны и два окна внизу между церковью и папертью и пристроить с северной стороны паперть, подобную той, которая уже окружала храм с южной и западной сторон.

Изменения XIX века

В XIX веке собор подвергся значительным изменениям, начавшимся с частичного восстановления разрушений, происшедших в 1812 году, о которых тогдашний настоятель монастыря, архимандрит Феофан сообщал следующее:

«В соборном монастырском храме, созданном около 1360 года святителем Алексием митрополитом, по ограблении оного, зажжён иконостас и прочее; от чего своды с главою упали внутрь храма…».

В 1813 году под надзором архитектора Жукова в соборе были исправлены своды и устроена железная кровля, в 1818—1820 гг. — сделан новый иконостас; в 1837 году живописец Л. Жуков расписал собор внутри и снаружи, а в 1846—1850 гг., по проекту архитектора П. Герасимова, были перестроены паперти, устроены два придела с севера и юга от собора, устроен шатровый верх над ним и произведены значительные переделки внутри здания.

XX век

В 1934 году, в связи с предполагаемым сносом всего Спасо-Андроникова монастыря, памятник был обмерен, обследован архитектором П. Н. Максимовым и составлен проект реставрации. Опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа об этом памятнике дала наконец всем ясное представление об архитектурной ценности Спасского собора.

В 1959—1960 гг. здание собора было реконструировано в первоначальных формах по проекту Л. А. Давида и С. С. Подъяпольского. Однако спорной остаются реконструкция утраченных верхней части храма (количество кокошников у основания барабана, форма купола, пропорции барабана) и предпортальных лестниц.

С 1989 года ведутся археологические раскопки, в результате которых обнаружены в 1993 году древний престол Спасского собора и прямо под ним древнейшие захоронения, атрибутированные научным руководителем археологических исследований проф. О. Г. Ульяновым как могилы основателей Спасо-Андроникова монастыря — преподобных старцев Андроника Московского и Саввы Московского.

Художественное наследие

Существуют храмы (например, собор Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря в Москве), построенные по подобию Спасского собора Андроникова монастыря. Данные аналогии позволяют датировать Спасский собор периодом 1425—1427, на что косвенно указывает отсутствие упоминания о каменном строительстве в Житии Сергия Радонежского.

Примечания

  • Собор Спаса Нерукотворного Спасо-Андронникова монастыря
  • Спасо-Андроников монастырь
  • Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Литература

  • Начало Андроникова монастыря (по списку РГБ, ф. 304, собр. Троице-Сергиевой лавры, № 698)
  • Сергий (Спасский). Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М. : В унив. тип. (Катков), 1865.
  • Максимов П. Н. Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве // Архитектурные памятники Москвы XV—XVII века. Новые исследования. М. 1947. С. 8-32.
  • Барановский П. Д. Памятники Андроникова монастыря, связанные с жизнью и творчеством Рублева. М., 1947
  • Ульянов О. Г. Вопросы реконструкции Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в свете археологических данных.
  • Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря // «Памятники культуры. Новые открытия 1995 г.». М., 1996. С. 181—192.
  • Ульянов О. Г. Древнейшая история некрополя Спасо-Андроникова монастыря // Московский некрополь: история, археология, искусство, охрана. М., 1996. С. 25-27.
  • Ульянов О. Г. Андроников монастырь // Энциклопедия «Москва». М.: Большая Российская Энциклопедия, 1997. С. 73-74.
  • Ульянов О. Г. «Παραδείγματα» иконописца Андрея Рублева (к 600-летию первого летописного упоминания) // Вестник истории, литературы, искусства. Гл. ред. академик Г. М. Бонгард-Левин. Т. 3. М, 2006. С. 78-93.
  • Заграевский C. В. Некоторые вопросы архитектурной истории собора Спаса Нерукотворного Андроникова монастыря. М., 2008.

Спасский собор (XV в.)

Каменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. На сегодняшний день это самый древний сохранившийся каменный собор в Москве.

Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 г.), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423 гг.), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е гг.). Его особенности связаны с влиянием на его объемно-пространственное и декоративное решение традиций балканского зодчества.

Строители применили оригинальную конструкцию, впервые разработанную в русском зодчестве еще в домонгольское время и затем надолго забытую. Подпружные арки, опирающиеся на столбы и держащие на себе барабан купола, ступенчато повышены относительно крестообразно расходящихся от них сводов, перекрывающих боковые части храма. Эта конструкция, ставшая популярной в московском зодчестве рубежа XIV-XV вв., позволяла придать зданию динамичный силуэт и вертикальную устремленность. В Спасском соборе внутренней конструкции вторит наружное оформление, когда ступенчатость объемов усиливается за счет понижения углов (прием, позаимствованный из сербской архитектуры). Завершение храма декорировано многочисленными декоративными арками-закомарами, имеющими стрельчатую форму. Стрельчатое завершение имеют также узкие щелевидные окна и завершения порталов. Эта форма, ставшая популярной в зодчестве Москвы того времени, является отголоском европейской готики, пришедшим на Русь благодаря балканской архитектуре, также, как круглый медальон на западном фасаде, напоминающей об окнах-«розах» готических соборов Европы.

С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси храм роднит материал – белый камень, а также форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».

В Житии преподобного Сергия Радонежского говорится о том, что собор в конце 1420-х годов был расписан Андреем Рублевым: «По времени же в оной обители … старцю … именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе … в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих». Сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных фресок собора на откосах алтарных окон.

Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII в. вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 г. собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы, а верх увенчали шатровой кровлей. В результате переделок памятник выглядел так, что некоторые исследователи считали его поздней постройкой. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры.

В настоящее время в соборе ведутся регулярные церковные службы.

Возврат к списку

В Москве, за могучими стенами белокаменного Андроникова монастыря расположился старинный столичный храм, уникальный объект культурного и исторического наследия России, строение необыкновенной эстетики и мощи — величественный красавец — Спасский собор.

Где находится Спасский собор Андроникова монастыря

Андроников Нерукотворного Спаса монастырь основан, согласно исследованиям жизнеописаний святых людей, митрополитом Алексием в качестве митрополичьей резиденции. Заниматься устройством монастыря митрополит определил Андронику — ученику чудотворца Сергия Радонежского. Обитель Всемилостивого Спаса исторически унаследовала его имя.

Изначальный деревянный собор и монастырские стены были предположительно построены в 1357 – 1361 годах. Постройки возводились на великокняжеской земле в 7 верстах к востоку от кремлевских стен, вблизи от устья Яузы. В наши дни архитектурный ансамбль обители территориально вписан в Центральный административный округ столичного мегаполиса.

Монастырский комплекс числится строением №10 на Андроньевской площади. В стенах исторического сооружения работает Музей имени прославленного иконописца Андрея Рублева, собрание которого содержит бесценные объекты древнерусской живописи. В действующем соборе Нерукотворного образа Спасителя проводятся богослужения.

Как доехать

Путешественникам и паломникам удобно начинать свой путь к монастырскому комплексу от станции московского метрополитена «Площадь Ильича». От железнодорожной платформы до монастырских врат 890 м, которые можно преодолеть за 10 мин.

Маршрут: от станции повернуть налево, пройти вдоль улицы Сергия Радонежского до Андроньевской площади, на площади повернуть направо, пройти по дорожке сквера мимо памятника Рублеву к входной группе монастыря. Можно облегчить свой путь, и до площади проехать одну остановку на 55-м, 125-м, 40-м автобусе или 45-м троллейбусе.

Альтернативные маршрутные варианты начинаются от «Римской» и «Марксистской» станций метрополитена.

Станция метро Расстояние Как добраться Время в пути
Площадь Ильича 890 м Пешком 10 мин
Римская 1 км Пешком 12 мин
Марксистская 1,4 км Автобус 567 Остановка – «Андроньевская площадь» 3 остановки – 5 мин., далее 330 м пешком – 4 мин.

Весь путь займет 9 мин.

История

Спасский собор в дереве был построен по возвращению митрополита Алексея из путешествия в Константинополь. Корабль митрополита попал в шторм. Среди смятения и паники, священник сохранил крепость духа, усердно молился и дал обет Спасителю построить храм. Он обещал посвятить будущее молитвенное сооружение тому святому празднику, в сутки которого путники благополучно достигнут берега.

Митрополит слово свое не нарушил: воздвиг собор Нерукотворного образа Спасителя в честь праздника прибытия. В алтаре разместили привезенную им из странствия икону, являющую Нерукотворный лик Спасителя на плате.

Точной даты строительства каменного собора история не сохранила.

Исследователи древнего зодчества хронологические рамки постройки определяют 20-ми годами 15 века. В нескольких редакциях «Сказания о Мамаевом побоище» упоминается о возведении Спасского мемориального храма в память воинов Куликовской битвы, похороненных на территории обители.

Спасский собор Андроникова монастыря, согласно другим церковным источникам, возводился в белом камне при третьем настоятеле обители — преподобном Александре.

Спасский собор Андроникова монастыря до реставрации

Соборные стены расписывали знаменитые живописцы, послушники обители, Андрей Рублев и Даниил Черный. За их ревностное стремление к посту и молитве Создатель наградил их небывалым талантом чувственного изображения божественного света простыми, вещественными красками.

Собор перестраивался не раз. Первое обновление произошло уже в середине 15 века: к западной части храма пристроили притвор, увенчанный двумя главами. Со временем этот конструктивный элемент убрали.

В конце 17 столетия пристроили шатровую колокольню, в конце 18 века ее разобрали. Собор заново перекрыли, расширили окна и двери. В начале 1813 года пострадавший от пожара в ходе наполеоновского вторжения храм отремонтировали, сделав новое купольное завершение.

Удивительный факт: в объятом пожаром здании сгорело все, кроме ковчега с мощами первых настоятелей монастыря, причисленных к лику святых.

Серьезной трансформации подверглось святое сооружение в конце 40-х годов 19 века. Конструкцию храма по архитекторскому проекту П.А. Герасимова модернизировали, установив восьмигранный шатровый купол с луковичной главкой.

Шатер закрыл декоративный каскад верхней части храма, и лишил его архитектурной оригинальности. К основному объему пристроили два придела с южной и северной стороны, оборудовали паперть под железной крышей с декоративным входом.

От модных тенденций 19 столетия собор освободился в середине 20 века. Реконструкция вернула строению его старинный, изначальный облик. На территории обители открыли Музей древнерусской живописи, а с 1989 года в стенах древнего молитвенного здания возобновились богослужения.

Архитектурные особенности храма

Древний собор Спаса Нерукотворного Образа — это крестово-купольный храм с одной главой и 4 внутренними опорами, образец раннего московского зодчества. Композиционная особенность собора выражается в динамичной напряженности силуэта, торжественной устремленности всей конструкции ввысь.

Спасский собор Андроникова монастыря сложен из прямоугольных известняковых блоков со шлифованной лицевой поверхностью. Белый камень для строительства добывали рядом с монастырем, из такого же известняка возводились кремлевские постройки.

Основной объем в виде небольшого куба установлен на высокую подклеть. В верхней части строение оформлено декоративным каскадом: одним рядом закомар в виде полукруга с заострением над серединой дуги и двумя рядами кокошников. Световой барабан завершается полусферическим куполом, увенчанным крестом.

С трех сторон храмовая конструкция дополнена крытыми пристройками с перспективными входными порталами. Завершения порталов и узких окон имеют стрельчатую форму. Белокаменные лестницы, ведущие к порталам, подчеркивают стройность силуэта молитвенного здания.

В восточной части к основе храма примыкают три алтарные полукруглые апсиды, перекрытые полукуполами. Фасады разделены выступающими столпами (пилястрами), которые совпадают с внутренними выступами и интерьерными арками.

Над западным входным порталом расположен круглый медальон с изображением Спаса Нерукотворного образа. Живописная картина выполнена в ходе реставрации инновационными фосфатными красками, стойкими к неблагоприятному влиянию климатических условий. Рисунок воспроизводит утраченную фреску «Спас Нерукотворный», нарисованную в 15 столетии Андреем Рублевым.

Спасский собор с его архитектурной индивидуальностью и совершенством линий стал вдохновенным образцом для зодчих 15-16 столетий. Андроников монастырь посещали мастера со всех русских земель, чтобы увидеть величественный храм, и потом воспроизвести его архитектурные особенности в новых церковных сооружениях.

Известная копия Спасского собора — Собор Рождества Богородицы (1505 г.), расположенный в Богородице-Рождественском московском монастыре.

Внутреннее убранство

4 основных столба разделяют внутреннее пространство собора на 3 вытянутых помещения (нефа). Цилиндрический свод, поддерживаемый столбами, в пересечении осевых линий образует под куполом крест. Стены храма оформлены вертикальными плоскими и узкими выступами, которые визуально увеличивают высоту молитвенного помещения.

В храме отсутствуют княжеские хоры, скрадывающие пространство. 8 окон барабана, оконные проемы основного объема и световые прорези центральных закомар создают три регистра источников дневного света, что способствует равномерности освещения и привносит в интерьер ощущение прозрачности и рациональной организованности.

Храмовую стенопись кисти прославленных живописцев Андрея Рублева и Даниила Черного в 18 веке почти целиком счистили, и больше собор фресками не украшали. Сохранились небольшие фрагменты от расписных полотен легендарных живописцев. В обрамлении окна церковного алтаря проглядывается цветочный орнамент на сочном синем фоне, заключенный в соединяющиеся между собой круги одинакового размера.

В 90-х годах 20 века, во время реставрации здания, сконструировали систему отопления и освещения, преобразили интерьер храма: заново оформили возвышение алтаря и престол. В ходе ремонтных работ было обнаружено около десятка белокаменных блоков, украшенных резным декором.

Есть предположение, что из рельефных, декоративных камней в изначальном храме была сложена алтарная преграда. Сейчас образцы древнего каменного декора служат экспонатами монастырского музея древнего искусства.

Соборный иконостас претерпевал изменения в течение всего периода существования храма. В конце 18 века иконы располагались в 4 яруса, конструкция обладала пышным, дорогим декором.

Иконостас до реставрации

В начале следующего столетия алтарная перегородка в классическом стиле отличалась изысканной строгостью, композиционным доминированием центрального фрагмента. В середине 19 века ее сменил роскошный золоченый иконостас с фигурным резным декором.

Современный деревянный иконостас наделен лаконичностью и простотой. Стены собора украшают иконы нового написания. Их немного. На одной из стен расположено уникальное изображение третьего игумена монастыря преподобного Александра, при котором возводился каменный Спасский храм. Икону с его образом больше нигде не увидишь.

Святыни храма

Главная святыня храма — Спаса Нерукотворного Образ. Чтимая икона 14 века на протяжении долгого времени считалась утраченной реликвией. В последний год 20-го столетия ее обнаружили в запасниках Новодевичьего монастыря. В иконостасе собора Всемилостивого Спаса выставлен список со святого образа.

Храмовая святыня — икона «Преподобный Андроник и Савва», написанная в 19 веке, недавно обретена заново. Икона с изображением первых настоятелей была обнаружена в хранилище Воскресенской церкви на Арбате, и возвращена в храм.

В соборе на протяжении многих веков находилась свято хранимая реликвия — ковчег с мощами первых игуменов святой обители. В революционные годы тяжеловесное серебряное украшение ковчега украли, останки святых монахов исчезли. Однако есть надежда, что не бесследно.

Во время реставрации и изыскательных работ под соборным алтарем нашли старинную конструкцию престола и 4 захоронения, расположенные попарно. Появляющееся и исчезающее благоухание при открытии захоронения свидетельствовало о том, что обретенные останки — это мощи святых людей.

Найденные монашеские одеяния датированы началом 15 века. Неподтвержденное предположение — в захоронении открыты мощи первых четырех игуменов монастыря.

Дальнейшее исследование фундаментальной основы алтаря даровало новое открытие. Обнаружено захоронение двух монахов. Ученые предполагают, что найдены останки знаменитых иконописцев старцев Даниила и Андрея. Обретенные мощи шести святых подвижников переложены в заново созданные ковчеги, и выставлены в алтаре храма для поклонения.

Повседневная жизнь храма

Помимо богослужений, священнослужители и приход храма ведут большую работу по восстановлению церковных ценностей и духовных традиций. Православная община участвовала в обустройстве скита в Ростовской области, учреждении монастырского подворья в Богоявленской ростовской обители.

Прихожане помогали в проведении поиска изначального места нахождения престола древнего Спасского храма, в результате которого были открыты захоронения и обретены святыни. Приход получил одобрение и благословение от высшего духовенства на последующие изыскательные работы.

При соборе организована мастерская иконописи — одна из лучших в стране. Талантливые живописцы в своих работах следуют церковным канонам, традициям и техникам древнерусской храмовой росписи, восстанавливают по крупицам забытые в советское время знания.

Возобновлена известнейшая традиция обители Всемилостивого Спаса — знаменный распев. При соборе организована школа древнерусского пения, расшифрованы и опубликованы древние нотные рукописи.

Большая роль отводится паломничеству. Организуются путешествия по сакральным для православной веры местам с целью молитвы и поклонения. Церковный приход проводит работу по переизданию древних книг, выпуску периодической христианской литературы, формированию монастырской библиотеки. Открыт официальный сайт.

Режим работы и расписание богослужений

Спасский собор Андроникова монастыря открыт с 11 ч утра до 18 ч вечера ежедневно. В 14:00 храм закрывается на 45 мин. В храме проводятся праздничные и воскресные богослужения. Время службы особо указывается в расписании на официальном сайте обители.

Будничные богослужения священники Спасского собора проводят в часовне Проща, расположенной рядом с монастырем, по улице Сергия Радонежского, в строении 25. Часовня открыта для прихожан и паломников с 8 ч утра до 19 ч вечера. Регулярные богослужения проводятся в 8:00, 9:00, 17:30.

Интересные факты о Спасском соборе Андроникова монастыря

Спасский собор Андроникова монастыря неразрывно связан с историей страны, в его стенах побывало немало выдающихся людей. Храм и монастырская обитель возведены на знаковой территории — месте встречи русских полков под предводительством великого князя Всеволода Юрьевича с неприятельским войском монгольского хана Батыя.

Имеются сведения о том, что в стенах первого деревянного храма великий князь Дмитрий Донской перед сражением на Куликовом поле (1380 г.) молил Спасителя о победе, здесь же он возносил благодарное молитвословие Создателю.

Фрагменты резных белокаменных блоков, найденных при реставрации Спасского собора. Конец XIV – начало XV в.

В середине 17 века в обители содержался три месяца протопоп Аввакум Петров, заключенный под стражу за проповедничество старообрядчества, неприятие церковной реформы Никона.

Здесь молилась царица Евдокия Лопухина, жена Петра Великого. Стараниями последней русской царицы, равной по роду супругу, над трапезной возвели храм Михаила Архангела. В нижнем ярусе была оборудована усыпальница родителей, близких родственников царственной особы, знатных московских вельмож.

В храм на богослужения приезжал Сергей Васильевич Рахманинов, чтобы послушать удивительное знаменное пение церковного хора. Сейчас в стенах монастыря работает Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Возможно, это лучший памятник выдающемуся святому подвижнику, легендарному русскому живописцу. Все написанные им иконы обладали чудодейственной силой.

Андроников монастырь с его дивным Спасским собором — дорогой гость из прошлых столетий, несущий в наш современный мир божественный свет, вековую мудрость и восхитительную эстетику древнерусского искусства.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о Спаси-Андрониковом монастыре

Фильм о Спаси-Андрониковом монастыре:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *