Спасо андроников монастырь

vladimirdar

Основан Андроников монастырь в 1357 году митрополитом Алексием как митрополичий, а назван по имени первого игумена – Андрони́ка, любимого ученика Сергия Радонежского. В настоящее время монастырь находится в черте Москвы у Андроньевской площади. Спасский же собор монастыря — древнейший из сохранившихся московских храмов.
02.

Спасо-Андроников монастырь — вид со стороны Костомаровского моста
03.

Спасо-Андроников монастырь — вид с южной стороны
Согласно церковным источникам, в 1354 году митрополит Киевский и всея Руси Алексий по пути в Константинополь попал в сильный шторм. Святитель дал тогда обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет бухты Золотой Рог. Этот день пришёлся на празднование Спасу Нерукотворному.
По версии О.Г. Ульянова, в 1356 году Алексий, будучи уже повторно в Константинополе, привез оттуда в Москву икону Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV века), которая была при освящении Спасского собора обители 16 августа 1357 года и с тех пор стала особо почитаемой святыней Андроникова монастыря, поэтому датировка основания Андроникова монастыря митрополитом Алексием в Заяузье на великокняжеской земле приходится на 1357 год. В советские времена следы образа Спаса были утеряны. Однако весной 2004 года он был случайно чудесным образом обретен в запасниках Государственного Исторического музея. Сейчас его подлинность устанавливается.
04.

Икона Спас Нерукотворный. Тихон Могут(ов). 1731 г. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.
Православные монастыри — это всегда умиротворяющая атмосфера. В Спасо-Андрониковом монастыре она как раз ощущается особенно чутко, как будто время здесь останавилось и мир наполнился тишиной. Кстати, одной из главных задач что я и ставил перед собой — сделать безнадежную попытку передать как раз эту атмосферу и именно фоторядом.
05.

Место основания обители могло быть присмотрено святителем во время одного из его путешествий в Орду с ходатайствами за московских князей: на высоком холме, у крутого поворота Яузы перед впадением ее в Москву-реку. Ручей, впадающий в Яузу (заключен в трубу в 1935 году) в память о благословенной константинопольской бухте Золотой Рог был назван Золотым Рожком (память о нем сохраняется в названии вала, набережной и переулков).
Здесь же сходились два пути: один шел через Таганскую площадь на юг, в Коломну, Рязань и татарские улусы (Болванская дорога); другой путь уходил на восток – во Владимир, Нижний Новгород. Это «святое» перепутье, как его называли в старину, отличалось и ландшафтными красотами, увенчанием которых и стал Спасский монастырь. Позднее одна из близлежащих московских улиц стала называться Золоторожским валом.
06.

Андроньевская набережная
07.

Стены Спасо-Андроникова монастыря со стороны Андроньевской набережной
08.

Юго-западная башня Спасо-Андрониковского монастыря. На дальнем плане слева Трапезная палата (XVI в).
09.

Трапезная палата (на первом плане).1504-1506 гг. Съемка 1968 года. Вид со стороны Костомаровской набережной.

10.
Стены монастыря со стороны Святых врат.
Игуменом монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского — Андрони́к († 1373; память — 13 июня). В монастыре долгое время сохранялся колодец, считавшийся святым и, по легенде, ископанный им.
11.
Преподобный Андрони́к
Уже в XVI веке почитались в лике святых первые четыре настоятеля Спасо-Андроникова монастыря: преподобные Андроник, Савва, Александр и Ефрем. В 1439 году монастырь получил архимандрию, что подтверждало высокий статус обители.
На территории Андроникова монастыря находилась одна из древнейших в Москве скудельниц (братское захоронение).
Зайдем на территорию монастыря.
12.
Святые врата Спасо-Андроникова монастыря
13.
Правое крыло Святых врат
Чтобы читателю было легче ориентироваться выкладываю официальную план-схему территории Музея — Спасо-Андроникова монастыря:
14.
15.
Спасо-Андроников монастырь — вид со стороны Настоятельского корпуса
16.
Святые врата и Настоятельский корпус (XVII-XVIII вв.) (фрагмент строения на кадре справа)
17.
Настоятельский корпус (XVII-XVIII вв.)
18.
Настоятельский корпус (XVII-XVIII вв.) (фасад)
19.
Изразцы
20.
Настоятельский корпус (XVII-XVIII вв.)
21.
Башенка-часовня Настоятельского корпуса.
22.
23.
Юго-западная башня (XVIII в.)
В 1365 году «игумен земли Русской» Сергий Радонежский перед одним из своих важных путешествий по русской земле пришел в Спасский монастырь для поклонения иконе «Спас Нерукотворный». То место, где первый настоятель монастыря преподобный Андрони́к, любимый ученик преподобного Сергия, вышел вместе с братией за монастырские врата, чтобы проводить наставника в Великий Новгород, было отмечено часовней. «Прощами» на Руси было принято называть часовни и церкви, ставившиеся по случаю прощания с отправлявшимися в дальний путь. Буквально это слово означает, «место расставания». Часовня «Проща» на этом месте сохранилась в значительно перестроенном виде.
24.
Часовня «Проща» Спасо-Андроникова монастыря на улице Сергия Радонежского
25.
Корпус Духовного училища (1810-1814 гг.) Спасо-Андрониковского монастыря. Духовное училище было возведено в 1810-1811 годах, но из-за войны 1812 года его внутреннюю отделку закончили лишь к 1816 году. 12 марта 1817 года духовное училище (школа первого уровня для служителей Православной Церкви) открылось. В первый год в нем было 99 учеников (59 в высшем и 40 в низшем отделении). Скромно оформленное двухэтажное здание в стиле ампир украшено лишь круглыми нишами над окнами первого яруса да полукруглым трехчастным окном мезонина. Ныне в помещении разместились музейные отделы.
По версии Г.К. Вагнера и О.Г. Ульянова, после пожара 1368 г., в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был построен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению.
В 1380 году Спасо-Андроников монастырь встречал войско Дмитрия Донского, возвращавшегося с победой после битвы на Куликовом поле. Здесь, по преданию, были захоронены павшие в сражении русские воины.26.

В 1420-1427 гг. Спасский собор был вновь перестроен. Белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Расписывали его стены такие известные древнерусские иконописцы, как Даниил Черный и Андрей Рублев. Последний из них принял здесь постриг и продолжительное время оставался в обители, но уже как монах. Оба мастера умерли в этих стенах и были похоронены на территории монастыря (к сожалению, место их захоронения утеряно). Последним надгробную плиту видел, якобы, историк Миллер, посещавший Андроников монастырь в конце XVIII столетия. Стоит заметить, что информация «о надгробной плите Рублева» подвергается сомнениям рядом ученых поскольку реальных подтверждений факта её нахождения П.Д. Барановским в 1947 году и документальных свидетельств Миллера не существует (не найдено).
27.
В начале XVI века настоятелем монастыря стал духовник великого князя Ивана III архимандрит Митрофан, при котором (в 1504-1506 годах) построили одностолпную Трапезную палату на подклети (фото 08, 09), третью по величине после кремлевской Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого монастыря. Ныне это одна из немногих сохранившихся в Москве кирпичных построек XVI столетия. В XIV-XVII веках Андроников монастырь — один из центров переписки книг; рукописное собрание монастыря включало значительную часть сочинений Максима Грека.
В средние века монастырь неоднократно подвергался разорениям (1571, 1611 гг.). В XVI в. Спасо-Андроников монастырь оказывается втянутым в бурную политическую и духовную жизнь. В нем был поселен новгородский епископ Серапион, конфликтовавший с Иосифом Волоцким. Здесь пребывал уличенный в ереси игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий. В 1571 г. монастырь был разорен Девлет-Гиреем. В августе 1653 г. монастырь стал местом временного заточения вождя старообрядцев протопопа Аввакума перед отсылкой его в Сибирь.28.
Во второй половине XVII в. вместе со стенами монастыря были построены Святые ворота с надвратной церковью Рождества Богоматери, которые и доныне сохранили значение главного входа в Спасо-Андроников монастырь. Первое упоминание о тогда еще деревянной надвратной церкви с тем же названием относится к 1571 году. В 1690 году около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус, а позже построили братские корпуса. В 1747-1756 годах все стены монастыря были отстроены в камне. Окаймляют стены, не считая, декоративных башенок справа и слева от Святых врат, три крепостных башни: юго-западная XVIII в. (одноярусная, квадратная в плане) (фото 08, 23); северо-западная XVIII в. (двухъярусная башня: первый (старый) ярус – квадратный в плане, второй (надстроенный) – восьмигранный) (фото 34, 35, 36); юго-восточная XVII в. (угловая) (фото 07, 43, 44, 45), как и северо-западная башня, – двухъярусная. В северо-западном углу располагалась не дошедшая до наших дней столпообразная шатровая колокольня с «русскими часами». Во время пожара 1748 года сильно пострадали библиотека и архив монастыря.
В конце XVII в. заботу о монастыре берет на себя Евдокия Лопухина, супруга Петра I. В 1691 г. ее иждивением закладывается церковь Архангела Михаила, однако строительство заканчивается только в 1739 г. В начале XVIII в. начали возводить каменный Братский корпус (фото 39, 48, 49, 52).29.

Церковь Архангела Михаила
Подробней о Церкови Архангела Михаила будет рассказано во второй части.
30.
Церковь Архангела Михаила
В конце восемнадцатого столетия на территории монастыря была построена внушительных размеров надвратная колокольня (на фото 31, ниже). Автором это чуда стал архитектор Родион Родионович Казаков. Первоначальный план строительства подразумевал, что колокольня будет превышать такое же строение в Кремле — колокольню Иван Великий, но Павел I не стал рушить старомосковскую традицию о высотности и повелел размер ее уменьшить. По проекту архитектора в нижнем ярусе на средства купца С.П. Васильева была устроена церковь святого Симеона Богоприимца. Колокольня представляла собой копию колокольни Киево-Печерской Лавры.
Святые Ворота были разрушены в 1930-х годах, от них сохранились только малая западная проходная арка и часть западной стены Рождественской церкви. Центральная арка и прилегающая к ней восточная часть ворот восстановлены в 1956-1960 годах. 31.
Кстати обратите внимание как выглядел Спасский собор до революции. На этом фото он правее Архангельской церкви и его первоначальный образ практически полностью скрыт поздними изменениями. Кроме того на этом фото можно заметить, что территория монастыря была ранее обширней именно с юга — стена монастыря проходит вдоль сегодняшнего Андроньевского проезда (правая часть кадра).
В 1812 году монастырь был разорён французами. Пожар уничтожил архив монастыря. Сгорел иконостас, обрушились барабан и глава Спасского собора. В XIX веке при Андрониковом монастыре действовали духовное училище и библиотека. К 1917 году в монастыре находились 17 монахов и один послушник.
32.
33.
Северо-западная башня (XVIII в.) Башня двухъярусная башня: первый (старый) ярус – квадратный в плане, второй (надстроенный) – восьмигранный).
34.
Северо-западная башня монастыря
35.
Северо-западная башня монастыря
36.
Основание северо-западной башни с внешней стороны монастырской крепостной стены — вид с запада
Спасский собор сейчас воссоздан именно таким каким он был при своем освящении в 1427 году. Удивительное и редкое ощущение, — ты как будто вместе с ним паришь в небесах…
37.
Спасский собор
38.
Церковь Архангела Михаила и Спасский собор
Со времен Дмитрия Донского и вплоть до начала XX века на территории монастыря хоронили достойнейших людей. Здесь упокоились родители и многочисленные родственники российской царицы Евдокии Лопухиной, представители именитых родов Барятинских и Трубецких. Надгробие над усыпальницей последних исполнил известный скульптор Иван Витали, чьи фонтаны до сих пор украшают современный город. Подробно о некрополе монастыря во второй части.
39.
Спасо-Андроников монастырь. Место некрополя. Братский корпус.
Территория монастыря кажется слегка неуютно-обескураживающе «пустой» и это ощущение приходит не просто так — когда-то здесь находился впечатляющий монастырский некрополь. Интуитивно его утрату ощущаешь сразу и всецело. Разоренному, но сохранившему лишь отдельные надгробия некрополю монастыря в музее посвящена отдельная экспозиция под открытым небом. Мы осмотрим её также во второй части.

40.
Место монастырского некрополя Спасо-Андроникова монастыря
Монастырь был закрыт в 1918 году. На его территории, наряду с Ивановским и Новоспасским монастырями, располагался до 1922 года один из первых концентрационных лагерей ВЧК для офицеров и политических противников новой власти, в лагере проводились массовые расстрелы. В 1922-1928 годах в монастыре располагалась колония для беспризорников.
41.
Спасо-Андроников монастырь
В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот», в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930-1940-х годах там также располагались учреждения наркомата обороны.
42.
Спасо-Андроников монастырь.1949-1950 гг. Вид (панорама) на монастырь со стороны долины ручья Золотой Рожок (снимок сделан с насыпи Курской ЖД). За восточной монастырской стеной видны Спасский собор с остатками конструкций позднего шатрового купола и чуть ближе — купол фамильного склепа — храма-усыпальницы св. мученика Евграфа рода Молчановых.
43.
Хозяйственные постройки. Юго-восточная башня.
44.
Юго-восточная башня монастыря со стороны Андроньевской набережной
45.
Юго-восточная башня
46.
Монастырские хозяйственные постройки у Юго-восточной башни
47.
В 1929-1932 годах была уничтожена колокольня монастыря, как уже упоминалось, вторая по высоте в Москве после Колокольни Ивана Великого, а 13 сентября 1927 года — некрополь Андроникова монастыря, где были похоронены Андрей Рублёв, воины, погибшие во время Северной войны 1700-1721 годов и Отечественной войны 1812 года, основатель русского театра Ф.Г. Волков, меценат П.Г. Демидов, представители многих дворянских родов: Лопухины, Толстые, Барятинские, Волконские, Аладьины, Щербатовы.
48.
Братский корпус (XVIII в)
49.
Братский корпус (XVIII в)
50.
Монастырская звонница
Возрождение монастыря началось после Великой Отечественной войны, когда выяснилось, что собор монастыря — самое древнее сохранившееся здание Москвы (церковь Рождества Богородицы (Воскрешения Лазаря) в Кремле уцелела лишь до уровня хор).
51.
Весна 2018)
В 1947 году (в год 800-летия Москвы) инициативная группа во главе с академиком И.Э. Грабарём обратилась к правительству с просьбой о создании на территории монастыря Музея древнерусской живописи. 10 декабря 1947 года председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин подписал постановление № 3974 о создании в Андрониковом монастыре историко-архитектурного заповедника имени русского художника Андрея Рублёва. В 1959-1960 годах произведена реставрация первоначальных форм Спасского собора, в том числе вызывающее до сих пор споры восстановление формы утраченной главы и кокошников.
52.
Братский корпус (XVIII в) со звонницей
В 1989 году Спасский собор был освящён, возобновлены богослужения. Позже вместо снесённой колокольни на территории упразднённого монастыря сооружена небольшая деревянная звонница (фото 47, 51). В настоящее время Андроников монастырь является приходским, и богослужения здесь проводятся на постоянной основе.
Итак, в архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря входят:

— Спасский собор — Трапезная, построенная в 1504-1506 годах — Настоятельские покои (1690 года) — Церковь во имя Архангела Михаила, возведенная в стиле «московского барокко» (в 1694-1739 годах) — Родовая усыпальница рода Лопухиных — Братский корпус, построенный в XVIII веке — Строение духовного училища, возведенное в 1810-1814 годах — Стены и башни, поднятые в XVII-XVIII веках
53.
В 1998 году приход Спасского собора приобрел права на земельный участок, где ранее находилось древнее монастырское кладбище. Начальная история кладбища Спасо-Андроникова монастыря практически неизвестна, но согласно преданию и косвенным свидетельствам на территории монастыря была захоронена часть воинов, раненных на Куликовом поле и скончавшихся по дороге в Москву. В 2000 году на этом участке началось строительство храма во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского, который прославился неутомимыми трудами в деле объединения русских земель, борьбой с внутренними и внешними врагами Московского княжества, особенно победой на Куликовом поле в 1380 году. Димитрий Донской незадолго до Куликовской битвы молился в Спасском соборе Андроникова монастыря перед чудотворным образом Спасителя, здесь же он благодарил Бога за дарованную победу.54.
Храм во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского
55.
Роспись «Спас Вседержитель» в куполе храма
Храм во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского построен в 2000–2015 годах по проекту архитектора А.В. Климочкина. Современный одноглавый кубообразный храм, фасады которого завершены закомарами. Ориентирован на постройки раннемосковского зодчества XIV – начала XV века. Современное здание органично сочетается с архитектурой Спасо-Андроникова монастыря и Спасского собора.

Баталов А.Л., Беляев Л.А., Турилов А. А. Андроников в честь Нерукотворного Образа Спасителя мужской монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001.
Вагнер Г.К., Куклес А.С., Тихомирова Г.К. Спасо-Андроников монастырь . Музей-заповедник имени Андрея Рублева, М., 1972.
Ульянов О.Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря. // Памятники культуры. Новые открытия. 1995. — М., 1996.
Сайт православного прихода Храма Спаса Нерукотворного Образа в Анрониковом монастыре.
Материал опубликован по благословению настоятеля Спасского собора Свято-Андроникова монастыря протоиерея Вячеслава.

kolllak


В прошлую субботу выдался замечательный осенний денек. Я сдул трехмесячный слой пыли с камеры, выкатил Иосифа и решил выбраться в центр Москвы, чтобы немного поснимать красоты. У меня существует традиция, с покупкой очередной камеры я иду в Андроников монастырь для ее тестирования. В этот раз такого радостного повода не было, но я все равно решил поехать именно туда, т.к. монастырь находится почти в центре и в тоже время отличается тишиной и немноголюдностью.
Напротив моего дома в Бибирево построили огромную церковь Собора Московских Святых. По-моему, по вместительности она даже превосходит Храм Христа Спасителя. Архитектор раньше строил атомные станции, отчасти этот бэкграунд в его CV сказался и на виде церкви. Такое впечатление, что сделали простую формочку и потом залили туда бетона. Нет, издалека мне даже нравится, но стоит подойти поближе, как все эти гладкие колонны без капителей начинают слишком бросаться в глаза.


Было сильное искушение доехать до Таганки на велике, но я боялся, что может подвести переменчивая погода. Очень хотелось застать солнце. Поэтому я сложил Иосифа и добирался до центра на метро. От метро Таганская до Андроникова монастыря я поехал по улице Солженицына. Очень живописная улица с сохранившейся застройкой 18-19 веков. На ней расположен очень интересный православный храм, посвященный… Папе Римскому. Церковь Святого Мартина Исповедника один из самых мощных и прекрасных памятников классицизма в Москве, но, к сожалению, его практически невозможно нормально снять из-за огромных размеров и плотной застройки вокруг.

В этом особнячке Института Системного Программирования РАН я промучился проучился четыре года.

Мое любимое место в этом районе — дом безумного художника. Увы, художник умер, и постепенно все приходит в запустение, смотрю, что уже успели расстащить ограду.

У меня даже есть целый пост, посвященный этому дому.

Почти приехали.

Но я решил перед Андрониковым монастырем заехать на улицу Школьную. Уникальная улица, причем многие москвичи про нее не знают, не говоря уже о туристах.
Дома 12 — 48 объявлены памятником истории и культуры «Ансамбль Рогожской ямской слободы». Эти дома относятся к XIX веку, в них останавливались обозы, шедшие по Владимирской дороге. Дома имеют сходное строение — два этажа и обязательные ворота для лошадей.

Слегка портят впечатление советские многоэтажные уродцы и устроенная здесь парковка.
В 1984 г. решено было создать в Москве несколько заповедных зон с исторической или восстановленной застройкой. Улица Школьная как раз попала в одну из таких зон. Под это дело все здания основательно переделали, возвращая им вид «под старину». Насколько я понял, от некоторых оригиналов остались одни фасады. Идея в итоге провалилась, место так и не стало привлекательным для москвичей и туристов. Но все равно, дух старой Москвы тут ощущается.
Но вот я наконец добрался до Спасо-Андроникова монастыря. Перед воротами установлен памятник Андрею Рублеву. Он расписывал местный Спасский собор и возможно был похоронен в стенах монастыря.
Надо сказать, что про Рублева нам почти ничего достоверно неизвестно. Из современных ему источников есть только пара строк в летописях и все. Я достаточно традиционен в своих исторических взглядах, но тут я честно ничего не понимаю. Для меня полная загадка, на каком основании Рублеву приписывают ту или иную икону, в т.ч. знаменитую «Троицу».
Я попытался проникнуть внутрь монастыря с велосипедом. Конечно, я не собирался гонять на Иосифе по дорожкам, распугивая бабушек и неторопливых монахов. Просто, в парке у входа тусовалось изрядное количество маргинальных личностей, и я решил не оставлять Осю без присмотра. Но меня тут же тормознула охрана и отправила обратно. Настроение было подпорчено, но стоило мне выйти за ворота, как за мной прибежал охранник и сказал, что я его неправильно понял. На самом деле он предлагал оставить велик у ворот под его присмотром.
Главная достопримечательность Спасо-Андроникова монастыря — это Спасский собор. Самое древнее здание Москвы, на минуточку! Точная дата постройки неизвестна, предположительно 1427 г. Современный вид собора — чистой воды фантазия советских архитекторов. Уже в 19-м веке от Спасского собора оставались четыре стены без закомар и кокошников (полукруглые штуковины вверху стен) и шатровая крыша. Т.к. никаких изображений или описания собора не осталось, то при попытке восстановить первоначальный облик брали за основу храмы того же периода, например, Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавре. В итоге, реставрация вышла немного сомнительной. Например, даже моим профанным взглядом видно, что барабан непропорционально узкий, как будто искусственно приставленный к основному объему.

На самом деле Спасский собор мне очень нравится, пусть мы точно и не знаем, как выглядел оригинал. Что-то в нем есть готическое, а я люблю готику.
Трехэтажная церковь Архангела Михаила.
Отличная погода!
Монастырь — лучшее место для жизни котиков. Они сыты, в тепле и в безопасности, при этом для котов тут полная свобода.
Прекрасное место и при этом совершенно немноголюдное. После монастыря я поехал в Музеон, а потом в Парк Горького, так там было буквально не протолкнуться.
На этом месте стояла самая высокая (после Ивана Великого) колокольня Москвы.
Собирался написать позитивный пост, а в итоге получился такой набор: храм-новодел сомнительной архитектурной ценности, улица Школьная — подделка середины 80-х, Рублев — мифическая личность, самое древнее здание Москвы — подделка 60-х годов. Надо срочно добавить позитива в свою ворчание в виде котиков.
Можно забраться на стену монастыря.
Но виды отсюда так себе, прямо скажем.
Зато котики прекрасны, что уж там.
Дом надежно окопался.
Касса понятна без перевода.
Можно проехаться вокруг стены.
Вид на Спасо-Андроников монастырь с моста через Яузу.
Тут же рядом храм Преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Святой Андроник был любимым учеником преподобного Сергия, неудивительно, что храм и монастырь расположены так близко друг от друга.
В конце сделаю пару банальных выводов, что Москва — очень интересный и красивый город, и, что поэтому надо гулять по ней почаще.
Ссылки на мои прогулки по Москве:
Москва: Измайловский остров
Москва: Странный дом в Товарищеском переулке
Москва: Архитектурная загадка
Москва: Царицыно

Основание обители и страницы ее истории

Появление Спасо-Андроникова монастыря неразрывно связано с именем московского митрополита Алексия. Дошедшее до наших дней предание повествует об эпизоде, сыгравшем важную роль в основании обители. На пути из Константинополя корабль, на котором пребывал владыка, попал в сильный шторм, святитель Алексий неустанно молился и дал обет воздвигнуть храм в честь святого, почитаемого церковью в тот день, когда корабль благополучным образом достигнет суши.

Митрополит не замедлил выполнить свой обет, и в 1360 году был основан монастырь, его настоятелем стал ученик Сергея Радонежского по имени Андроник. Для основания обители был выбран крутой берег Яузы у впадения в нее ручья Золотой Рожок, место, где проходили важные пути в Золотую Орду и Константинополь. Такое стратегическое положение сыграло немаловажную роль обители в исторических и военных событиях Руси.

Мимо ее стен двигались дружины Дмитрия Донского, дабы сразиться на Куликовом поле. Здесь же встречали ратников с поля боя. Тем же маршрутом шли воины под предводительством князя Василия Дмитриевича на бой с Тамерланом.

Обители пришлось пережить нашествие войск хана Тохтамыша и Девлет-Гирея, польских войск и не одно разорение. После набегов и разрушений монастырь вновь восстанавливался из пепла, рос, отстраивался.

В советское время обители грозил снос. Но вопреки всем перипетиям, виткам истории, а также стараниям архитектора и реставратора П. Барановского и художника И. Грабаря которые добивались сохранения Спасо-Андроникова монастыря, он уцелел. Хотя часть сооружений все-таки была разрушена. Эта участь постигла надвратную колокольню, ее разобрали в 30-е годы прошлого века, был уничтожен также некрополь, который являлся местом вечного упокоения многих известных дворянских родов.

Архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря

В 1947 году Спасо-Андроникова обитель обрела статус заповедника и в архитектурный ансамбль вошли сохранившиеся постройки:

  • Спасский собор, возведенный в 1420 году, он считается древнейшим каменным храмом за пределами тогдашней Москвы. В росписи собора принимал участие иконописец Андрей Рублев. Сегодня можно увидеть только небольшую часть уцелевших фрагментов травного орнамента в алтаре, остальные фрески погибли в разразившемся пожаре в 1812 году.
  • Трапезные палаты, которые построены на территории монастыря в царствование Ивана III.
  • Каменные стены и башни, датируемые XVII – XVIII столетиями.
  • Двухэтажное строение Настоятельских покоев.
  • Церковь, освещенная во имя Архистратига Михаила. По инициативе царицы Евдокии строительство трехъярусной церкви началось в 90-х годах XVII века. Однако опала и ссылка царицы сказались на приостановке работ, и только в 1739 году церковь была освещена. Храм реставрировали в 1960 году, в нем находится родовая усыпальница Лопухиных.
  • Здание братского корпуса 1763 года постройки.
  • В начале XIX века на территории монастыря было построено здание для духовного училища.

В 1960 году на территории монастыря открыт музей древнерусской культуры и искусства. Экспозиция размещена в отреставрированной части Трапезной и церкви Архангела Михаила. Настоятельский корпус отведен под выставочный зал.

Коллекция музея насчитывает тысячи произведений древнерусского и прикладного искусства. Это собрание иконописи, редчайшие экземпляры рукописных и старопечатных книг, предметы церковной утвари, копии росписей, принадлежащих Феофану Греку, Андрею Рублеву, Дионисию и многие другие раритеты.

Как добраться:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *