Спасо елеазаровский монастырь

После объявления о разводе Путиных супруга российского президента Людмила снова исчезла, говорится в сюжете ТСН.Особливе.

Где Людмила живет сейчас и чем зарабатывает на жизнь точно не известно. А в пресс-службе Владимира Путина российским журналистам посоветовали не трогать интимную жизнь президентской четы.

В то же время интернет-блоггеры давно прописали Людмилу в монастыре под Псковом. Теперь его называют одним из мест, где может поселиться бывшая первая леди России.

Спасо-Елизаровский монастырь — не самая известная монашеская обитель, но идеальное место для отшельной жизни и очень важное для русской православной церкви, поскольку именно здесь родилась идея «Москва — третий Рим».

В монастыре все здания отреставрированы, есть пруд с рыбками, рядом заканчивается строительство гостиниц для паломников и туристов.

Местные монахини божатся, что Путину в их монастырь «отправил» интернет, но на самом деле она здесь не жила и тем более не принимала постриг.

Набожность Людмилы Путиной подчеркивали едва ли не все российские СМИ. Есть информация, что она дружит с настоятельницей Спасо-Елизаровского монастыря. Однажды обитель внезапно получила полмиллиарда рублей на реконструкцию. А патриарх Кирилл передал храму важную для православных чудотворную икону, застрахованную на $ 10 млн.

«Говорить, что они постоянно живут — неверно. Да, она приезжает, она останавливается, но непродолжительный период… А вот, то что монастырь превращен в домашнюю церковь, через которую на бюджетные средства возводятся хоромы — это местным жителям совсем не нравится», — отметил местный журналист Олег Дементьев.

Однако, где находятся те хоромы, доподлинно никто не знает. Местные жители предполагают, что Путина полюбила коттедж на территории монастыря — он террасой выходит на главный храм. Или может останавливаться в патриаршем доме, который стоит в стороне от зданий и также вооружен камерами видеонаблюдения.

Местные про Путину говорят неохотно. «Никто не видит. Может она так оденется, что ее никто не видит, может ночами», — говорит жительница села Елизарово Наталья.

Зато в Пскове видели самого Путина. Он приезжал сюда весной за три месяца до объявления о разводе.

Корреспондент Маргарита Сытник

ВидеоГде Людмила Путина?

Архивные описидела давно минувших дней…

Спасо-Елеазаровский женский монастырь.

Дополнительная информация:

  • Официальный сайт.
  • О матушке Елизавете Беляевой (игуменья, восстановившая монастырь).
  • Правительство РФ выделило 49,2 миллиона рублей на реконструкцию соборного комплекса Трех святителей Спасо-Елеазаровского женского монастыря РПЦ МП в Псковской области

Фотографии:

  • Храм Трех святителей Елеазаровского монастыря, XVI век. Снимок предположительно 60-х — 70-х годов ХХ века.
  • Елеазаровский монастырь с высоты птичьего полета: , .

Сайт Псковского областного архива:
В 27 верстах от г. Пскова по Гдовской дороге рядом с рекой Толвой и озером располагается Спасо-Елеазаровский мужской монастырь, основанный в середине XV века (около 1447 г.). Это место, пустынное и дикое, избрал для своих отшельнических подвигов преподобный Евфросин, основатель монастыря. Преподобный Евфросин, в миру Елеазар, родился в 1376 г. в селе Виделибье. Получив возможное по тому времени книжное образование, он в раннем возрасте почувствовал стремление к монашеской жизни, и после смерти отца ушел из родительского дома и поступил в Снетогорский монастырь близ г. Пскова. Там он принял пострижение и скоро обратил на себя внимание братии и прославился у окрестных жителей строгим послушанием и воздержанием и ревностью в исполнении правил монастырской жизни. Вскоре Евфросин оставил Снетогорский монастырь и поселился в 1425 г. в уединении на речке Толве. Впоследствии сюда же прибыл другой инок Снетогорского монастыря преподобный Савва, основавший впоследствии Крыпецкой монастырь. Здесь же поселился инок Серапион. Скоро к Евфросину собрались новые иноки, желавшие учиться его наставлениями и примером. Значительно увеличившаяся в числе братия стала просить своего наставника о построении церкви для общей молитвы. Согласившись на их просьбу, преподобный велел строить церковь во имя трех Святителей на острове, образовавшемся от рукава речки Толвы. Место это, указанное преподобному в сонном видении тремя Святителями, братии показалось слишком малым для учреждения монастыря. По мысли Евфросина засыпали песком рукав речной и Толва пошла одним руслом. На месте бывшего острова построили церковь и основали монастырь. От мирского имени преподобного обитель получила название Елеазаровой пустыни. Начало его полагают около 1447 г., хотя переселение сюда самого Елеазара последовало в 1425 г.
Имея все права настоятельства и управляя новоустроенной обителью, Евфросин, несмотря на убеждения братии, до самой смерти не принимал сана и чести игуменства. Первым игуменом в монастыре был Игнатий, вторым Харлампий, третьим Памфимий.
Преподобный Евфросиний скончался 15 мая 1481 г. на 95-м году жизни. После причисления его к лику святых на Московском соборе 1551 г., ему была составлена особая служба и положено празднество на день кончины, то есть 15 мая.
Царские жалованные грамоты Елеазарову монастырю не сохранились, и неизвестно, как далеко простирались в XVI в. его льготы и привилегии, какими обычно пользовались в то время монастыри. При царе Михаиле Федоровиче монастырь владел значительной поземельной собственностью. За ним числилось 1484 ? четвертей земли и 101 крестьянин.
Преполовенская каменная холодная церковь находилась на Спасском подворье г. Пскова в 1-й части на углу Успенской и Спасской улиц. Устроена она была от Великопустынского монастыря в 1707 г., в ней со дня ее основания отправлялась служба во время крестного хода учрежденного в XVI в. для обхождения с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в день Преполовения Пасхи вокруг г. Пскова, потом ее отдали Елеазарову монастырю.
До учреждения духовных штатов 1764 г. Елеазаровский монастырь имел за собой 450 душ крестьян. По духовным штатам 1764 г. к Елеазаровскому монастырю причислили братство упраздненного Великопустынского монастыря, отстоящего от Пскова в 60 верстах, перенесли церковную утварь и что особенно важно — чудотворную икону Всемилостивого Спаса, которая составляла главную святыню Евфросиновой обители. Елеазарова пустынь была возведена в штат III-го класса и стала именоваться Великопустынским Спасо-Елеазаровским Трех-Святительским монастырем и с этого времени началось ее игуменство.
Икона Спаса Всемилостивого помещалась в иконостасе соборного храма по правую сторону царских врат. Спаситель на иконе изображен благословляющим и в царственном венце, в руке держит закрытое Евангелие, риза на нем серебряная вызолоченная, украшенная драгоценными камнями с изображением митры и архиерейского облачения. Вторая икона Цареградской Божьей Матери названа так, потому что она есть снимок со знаменитой Цареградской иконы. Ее в 1486 г. передал через некоего благочестивого богомольца святейший патриарх Цареградский Геннадий преподобному Евфросину на благословение в новоустроенную им Елеазарову обитель. Икона писана древним греческим письмом на кедровой доске. Празднество этой иконы совершалось 25 апреля и 17 сентября.
Согласно ведомости третьеклассного Спасо-Елеазаровского Великопустынского монастыря за 1801 г. в нем состояли следующие церкви: 1-я — Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста с приделом Рождества Богородицы каменной; 2-я — за монастырем на горе в роще, церковь Преподобного Евфросина деревянная; 3-я церковь — в Пскове на монастырском Елеазаровском подворье Преполовения Господня каменная. Когда эти церкви построены неизвестно за неимением летописей. Земли для монастыря было отмежевано 236 десятин пашенной и сенокосной около монастыря, а в пустоши Подмошье — 27 десятин. На землю были составлены планы и межевые книги. По штату в монастыре положено одиннадцать человек, а с настоятелем двенадцать. В штат входили:
1. Игумен Иоасаф произведен в должность 15 августа 1799 г. преосвященным Иринеем.
2. Иеромонах Иоил в 1801 г. определен в Спасо-Елеазаровский монастырь.
3. Иеромонах Афанасий, в монастыре с 1800 г.
4. Вдовый священник Никита Никифоров на должности с 1800 г.
5. Вдовый священник Петр Давыдов определен в Спасо-Елеазаровский монастырь в 1799 г.
6. Вдовый дьякон Михаил Иванов в монастыре с 1801 г.
В 1805 г., когда Снетогорский монастырь был обращен в загородный архиерейский дом, третьеклассная архимандрия и все монастырское движимое имущества были переведены из него в Елеазаров. После нашествия французов по прошению псковских граждан Елеазаровский монастырь был возведен в достоинство второклассного высочайшим указом от 15 января 1813 г. и учреждено в нем архимандритство.
Согласно ведомости Елеазаровского монастыря за 1813 г. по штату в монастыре положено было быть 16 служителям, а с настоятелем — 17.
В 1813 г. в штат Спасо-Елеазаровского Великопустынского монастыря входили:
1. Архимандрит Афанасий 10 апреля 1810 г. произведен в должность.
2. В должности казначея иеромонах Иннокентий, назначенный 14 октября 1806 г.
3. Иеромонах Ириней 3 декабря 1800 г. определен в монастырь в число братства.
4. Вдовый священник Максим Алексеев в 1813 г. переведен в Елеазаровский монастырь.
5. Вдовый священник Захарий Тимофеев 16 марта 1809 г. назначен в Елеазаровский монастырь.
6. Вдовый дьякон Иоанн Пиналев переведен в Елеазаров монастырь в 1807 г.
7. Вдовый дьякон Никита Филипов по указу духовной консистории определен в 1812 г. в Елеазаровский монастырь.
8. Монах Иерофей в монастыре с 1808 г.
9. Послушник Николай Григорьев определен в Елеазаровский монастырь в 1806 г.
10. Послушник Гавриил Тарасьев находился в монастыре с 1804 г.
11. Послушник Симеон определен в 1813 г. в Елеазаровский монастырь.
12. Послушник Алексей Салавьев с 1813 г. при монастыре.
13. Послушник Антон Клеровский в монастырь определен в 1813 г.
Настоятельский деревянный одноэтажный дом на каменном фундаменте был построен в 1814 г. при настоятеле архимандрите Афанасии, впоследствии архиепископе Новгородском. В 1831 г. был построен каменный двухэтажный братский корпус на 27 келий, с двумя мастерскими: портняжной и сапожной. Корпус был выстроен за казенный счет при настоятеле архимандрите Мелхиседеке. При въезде в обитель находилась старая деревянная на каменном фундаменте гостиница для богомольцев, построенная в 1834 г. при настоятеле архимандрите Серафиме.
При Спасо-Елеазаровском мужском монастыре состояло пять часовен. Первая — Спасова каменная у святых ворот с куполообразным верхом, покрытая листовым железом, была построена в 1865 г. на том месте, где была встречена при перенесении из Великопустынского монастыря в Елеазарову обитель чудотворная икона Всемилостивого Спаса. Вторая — Ефросиновская часовня также была построена в 1865 г. из булыжника при архимандрите Иллиодоре. Отличалась от Спасовой часовни формой крыши и располагалась в роще за кладбищенской церковью. Однопрестольная кладбищенская церковь, расположенная в 100 саженях от монастыря на севере, современна преподобному Ефросину и первоначально была посвящена памяти преподобного Онуфрия Великого. Третья — Богородицкая часовня Цареградской Божьей Матери деревянная находилась у источника в версте от монастыря. Построена часовня в память встречи Ефросином чудотворной иконы Цареградской Божьей Матери. Четвертая — крестовая деревянная часовня, открытая со всех сторон и имеющая вид сени на столбах с небольшой главой и крестом, была сооружена вблизи обители на восточной стороне, на месте погребения защитников обители, павших в бою при нашествии польского короля Стефана Батория на г. Псков в 1581 г. и погребенных игуменом Савватием. Зосимо-Савватиевская часовня, находящаяся на пасеке в 1, 5 версте от монастыря, была построена игуменом Иувеналием в 1909 г. в честь преподобных Зосимы и Савватия — Соловецких чудотворцев, покровителей пчеловодства.
В 1867 г. над папертью Преполовенской церкви вместо бывшей звонницы на столбах устроили каменную шатровую колокольню. На нее поместили пять колоколов, из них большой весом 30 пудов был пожертвован в том же году генерал-майором Тималовским, а остальные колокола мелкие без обозначения веса.
11 октября 1883 г. настоятель Спасо-Елеазарова монастыря игумен Серафим сообщал Псковской духовной консистории о том, что монастырь имеет собственное подворье в г. Пскове с землей в 1200 квадратных сажень под садом, большим двором и постройками. Постройки эти состоят из двух полукаменных домов с надворными службами, которые отдаются в аренду разным посторонним лицам и приносят доход, за исключением всех расходов на ремонт квартир, уплату городских повинностей и страховых пошлин и ночного караула, около 500 рублей. По планам при монастыре значилось удобной и неудобной земли 285 десятин 141 сажень, из которой две части состояли под лесом и небольшим озером, не приносящим монастырю никакой пользы. Третья часть земли обрабатывалась вольнонаемными рабочими и приносила монастырю около 300 рублей. По штату в монастыре положено быть 18 братьям, а к 1 января 1883 г. их состояло при монастыре 30 человек.
В 1885 г. при Спасо-Елеазаровом монастыре открыта церковно-приходская школа.
1 сентября 1886 г. настоятель Спасо-Елеазарова монастыря игумен Палладий сообщал Псковской духовной консистории о том, что все угодья монастыря были отведены в пользование, как видно из планов и межевых книг в 1782 и 1784 годах.
Спасо-Елеазаровскому монастырю принадлежали следующие участки земли:
1. Подмонастырский Псковского уезда Остенской волости, в нем по генеральному плану числилось 236 десятин 2117 сажень земли.
2. Пустошь Подмошье Гдовского уезда Середкинской волости в пяти верстах от пустыни, в ней по генеральному плану числилось 27 десятин 877 сажень земли.
3. Пустошь Кривица Псковского уезда Остенской (бывшей Кривовицкой) волости на берегу Псковского озера в семи верстах от обители, в ней значилось 21 десятина 147 сажень. Этой пустошью обитель не пользовалась из-за захвата крестьянами острова Талабска вследствие спора, начавшегося еще до генерального межевания. В 1900 г. было возбуждено дело о захвате земли крестьянами и об отрезе ее, но губернская чертежная по недостатку данных дело не решила и предложила обратиться в окружной суд для утверждения прав на владение этой землей.
4. Лесной участок, кварталы 9 и 10 Литвиновской дачи Припсковского лесничества Псковского уезда Остенской волости в двух верстах от обители. Кварталы эти общей площадью по плану съемки 1866 г. 76, 7 десятин. Участок этот был отпущен Лесным департаментом 28 мая 1912 г. в дополнительный надел по ходатайству настоятеля монастыря игумена Дометия с братией и перешел на попечение Спасо-Елеазаровой пустыни 23 июля 1912 года. Всего земли в трех участках, находящихся в пользовании монастыря числится: усадебной под строениями и огородами — 4 десятины 2089 сажень, пахотной — 57 десятин 1086 сажень, сенокосной — 48 десятин 1580 сажень, под строевым и дровяным лесом — 206 десятин 219 сажень, под лесной зарослью — 4 десятины 2360 сажень, под озерами, речкой и ручьями — 6 десятин 500 сажень, под дорогами — 17 десятин 2320 сажень. Всего монастырю принадлежало 340 десятин 2274 сажень земли. В аренду было сдано 3 десятины, а остальную пахотную и сенокосную землю обрабатывал сам монастырь.
В 1889 г. киот Цареградской иконы и риза на самой иконе были вызолочены.
6 мая 1894 г. при Спасо-Елеазаровом монастыре при настоятеле архимандрите Николае с утверждения епископа Нафанаила была открыта богадельня для пяти лиц духовного звания.
В 1895 г. «Северное Страховое Общество» на основании устава и полисных условий застраховало строения, принадлежащие Спасо-Елеазарову монастырю сроком на 12 месяцев от огня. В 1896 г. этот договор был продлен еще на год.
Псковская духовная консистория предписала в августе 1897 г. настоятелю Спасо-Елеазарова монастыря игумену Павлу предоставить в консисторию сведения о том, какое количество мест монастырь может предоставить для размещения малолетних преступников. Данное отношение последовало от председателя Псковского окружного суда от 30 июля ввиду отсутствия в пределах Псковского судебного округа исправительных приютов для несовершеннолетних обвиняемых и осужденных в возрасте от 10 до 17 лет. Несовершеннолетние преступники на основании 416? ст. Устава уголовного судопроизводства и 138? ст. Уложения закона 2 июня 1897 г. могли быть помещаемы в монастыри согласно их вероисповеданию.
Псковская духовная консистория в ноябре 1897 г. вменяла в обязанность настоятелю Спасо-Елеазарова монастыря игумену Павлу в случае препровождения судебным учреждением, принимать в монастыре на предварительное заключение и исправление до двух малолетних преступников. Это следовало из резолюции его преосвященства епископа Псковского и Порховского Гермогена Добронравина по делу о помещении в монастыри малолетних преступников.
Договор о страховании имущества Спасо-Елеазарова монастыря, расположенного на Спасской улице в г. Пскове, был заключен с «Северным Страховым Обществом» в 1897 г. на один год. В 1900 г. «Северное Страховое Общество» застраховало строения, принадлежащие монастырю сроком на 12 месяцев. В 1901 г. договор о страховании был продлен еще на один год.
В 1902 г. для чудотворных икон: Спаса Всемилостивого, Цареградской Божьей Матери и Трех Святителей устроили два новых киота и один из них находился за правым клиросом и в нем помещались икона Спаса Всемилостивого и Цареградской Божьей Матери, а другой за левым клиросом, в нем помещалась икона Трех Святителей. Богослужение совершалось в холодном соборе Трех Святителей со дня Святой Троицы до 6 октября, а остальное время года в теплом приделе Рождества Пресвятой Богородицы.
За правым клиросом собора в стене под спудом находились мощи основателя обители преподобного Евфросина, над которыми до 1902 г. была ниша и в ней находилась гробница с древней иконой преподобного Евфросина, писаной его учеником Игнатием, бывшим игуменом Спасо-Елеазарова монастыря. В 1902 г. эта ниша была пробита насквозь и устроена арка для более удобного поклонения святым мощам преподобного как из собора, так из придела.
К братскому корпусу в 1904 г. с южной стороны был пристроен при настоятеле игумене Кирилле новый двухэтажный каменный корпус, в нем разместились 17 келий, трапеза, хлебопекарня, кухня и кладовая.
Псковское уездное отделение епархиального училищного совета 23 сентября 1904 г. прислало заведующему Спасо-Елеазаровской школой игумену Кириллу следующее письмо. При преподавании закона Божия учителя должны заботиться о том, чтобы ученики понимали все заучиваемое по этому предмету, а не зубрили чего-либо без понимания. Для этого учителя должны были знакомить учеников с житиями святых, имена которых дети носят, псковских угодников вообще, местно особо чтимых и тех угодников, в честь которых устроены храмы. Эти рекомендации исходили из Псковского Епархиального училищного совета.
В 1906 г. по ходатайству настоятеля игумена Иувеналия через епископа Псковского и Порховского Арсения указом Синода от 4 ноября 1906 г. за № 12412 Спасо-Елеазаров Трех-Святительский монастырь II-го класса был преобразован в общежительный с таким числом братии, которое в состоянии будет содержать обитель на свои средства с присвоением ежегодно получаемого содержания от казны в размере 1250 руб. 3 копеек.
В 1910 г. на средства благотворителей-духовных чад схи-архимандрита Гавриила устроили небольшую домовую деревянную церковь во имя Святого Архистратига Гавриила, находящуюся напротив храма Трех Святителей. Церковь покрыли листовым железом, стены снаружи оштукатурили, а внутри обшили тесом. Деревянный березовый иконостас с иконами хорошей живописи был пожертвован великой княгиней Елизаветой Федоровной, посетившей Спасо-Елеазаровскую обитель первый раз 7 августа 1910 г. при освящении храма.
На основании 27 и 28 «Положения о призрении бедных духовного звания» Псковское епархиальное попечительство о бедных духовного звания открыло подписку на 1911 г. на благотворительные приношения. Псковское Епархиальное попечительство о бедных духовного звания просило настоятеля Спасо-Елеазарова монастыря игумена Дометия пригласить «частных человеколюбивых и сострадательных всякого звания, возраста и пола особ к посильному пожертвованию» в пользу заштатных, вдов и сирот духовного звания, а также и причты, и церковных старост к пожертвованию из собственности и из остаточных церковных сумм.
По указу императора Николая II Псковская духовная консистория препроводила 3 октября 1911 г. настоятелю Спасо-Елеазаровской пустыни игумену Дометию копию указа Святейшего Правительствующего Синода от 11 января 1911 г. относительно учреждения воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетних преступников и вообще к оказанию помощи правительству в борьбе с детской преступностью. Министр юстиции просил начать обсуждение вопроса о том, не представляется ли возможным привлечь к этому «богоугодному и общеполезному» делу те из подведомственных Синоду духовных установлений, которые могли бы взять на себя подобную задачу, ссылаясь на то, что в «Положении о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних», утвержденном 19 апреля 1909 г. изъяснено, что эти заведения могли учреждать правительство, земства, города, духовные установления и общественные учреждения, а также частные общества и лица.
После обсуждения изложенного письма министра юстиции Святейший Синод нашел, что 1) рост детской преступности в наиболее значительной степени зависит от небрежности в религиозно-нравственном воспитании детей в семье и школе, 2) возможность учреждения духовными установлениями воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетних зависит от различных средств и способов, имеющихся в распоряжении местных духовных установлениях и различных местных условий.
Вследствие закона «Об изменении наказуемости малолетних и несовершеннолетних» от 2 июня 1897 г., по которому следственная и судебная власть могла помещать малолетних и несовершеннолетних преступников в монастыри их исповедания, циркулярным указом Синод разъяснил епархиальным преосвященным и синодальным конторам, что 1) избрание обителей, не исключая и общин, для помещения малолетних и несовершеннолетних преступников зависит от усмотрения епархиальных начальств, 2) в случае помещения в монастыри малолетних и несовершеннолетних преступников, они должны быть подчинены всем правилам монастырской жизни, назначаемы в клиросное послушание или на черные работы, 3) по рассуждению Синода сосредоточение в одной обители большого числа малолетних и несовершеннолетних преступников не должно быть допускаемо во избежание расстройства иноческой жизни.
8 июня 1911 г. настоятель Спасо-Елеазаровой пустыни игумен Дометий рапортовал в Псковскую духовную консисторию о том, что согласно приговору Торопецкого городского судьи от 14 апреля 1911 г. по обвинению 15-летнего крестьянина Якова Гаврилова Соловского в краже, он был приговорен к заключению в православный монастырь до 18-летнего возраста, то есть до 3 октября 1913 г. Соловской был препровожден в Спасо-Елеазарову пустынь.
На одной линии с настоятельским домом в 1911 г. при настоятеле игумене Дометии был выстроен деревянный одноэтажный на каменном фундаменте дом. Дом разделялся небольшим коридором на две части, одна часть была занята монастырской торговой лавкой, а с другой стороны находились кельи братии. Тут же рядом расположился двухэтажный полукаменный дом с устроенной внутри крыши отдельной летней комнаты вроде мезонина. Дом был построен в 1913 г. на собственные средства архимандрита Гавриила. В нижнем подвальном этаже с восточной стороны была устроена усыпальница на три места, а над ней небольшая главка с крестом. Для склада дров в 1914 г. был построен деревянный сарай, находящийся в саду напротив колокольни Трех-Святительского храма и примыкающий к монастырской каменной ограде. В подклетях соборного храма размещалась житница и кладовая, а в подклетях придельного храма находилась усыпальница, столярная мастерская и кладовая.
Согласно отчету о церковно-приходской школе, находящейся при Спасо-Елеазаровой общежительной пустыни, за 1914 г. школа была одноклассная и помещалась в здании монастырской гостиницы. Школа содержалась на средства обители. Заведующим церковно-приходской школой с 28 сентября 1911 г. состоял настоятель пустыни игумен Дометий. Учителем в школе был крестьянин Петроградской губернии, Гдовского уезда Иван Архипов Воробьев. В указанный год в школе обучалось 15 мальчиков и 5 девочек. Полный курс церковно-приходской школы со свидетельством о знании курса окончили 4 мальчика. 11 января 1915 г. школа при монастыре была посещена уездным наблюдателем.
Из отчета о богадельне, состоящей при Спасо-Елеазаровой общежительной пустыни, за 1914 г. следует, что особого устава у богадельни не было, и она подчинялась монастырскому общежительному уставу. Богадельня помещалась в общих кельях братского корпуса. Призреваемые содержались на средства обители. В указанный год в богадельне состояло три престарелых лица, два из которых духовного звания. Призреваемые не получали пособия. На содержание богадельни выходило около 200 руб. в год.
В ведомости Спасо-Елеазаровой общежительной пустыни за 1915 г. приводится описание четырех храмов монастыря, из которых два каменных и два деревянных. В связи с церковью Трех Святителей находились два придела с северной и южной сторон, а на западе паперть. Главный храм устроен на подклетях из плиты, покрыт листовым железом и увенчан куполом с крестом. Южный придел, как неудобный и тесный, в 1902 г. с разрешения епархиального начальства был сломан до основания и в том же году старанием игумена Кирилла выстроен новый из кирпича, длиной 14 сажень, а шириной 6 сажень и 1 аршин. Придел этот построили на подвальном помещении, пригодном для жилья. Пол его уложили на железных, а потолок на деревянных балках. Придел покрыт железом и увенчан двумя главами с крестами. Нераздельно с папертью была устроена каменная колокольня из плиты в три яруса, купол и глава увенчаны крестом и покрыты листовым железом. Колоколов на ней 8, из которых большой весом 104 пуда 38 фунтов, второй полиелейный — 81 пуд 7 фунтов, третий вседневный — 51 пуд, а остальные пять общим весом 80 пудов. Престолов в храме два. В главном холодном — во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а в придельном теплом — во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
По данным за 1915 г. Спасо-Елеазарова общежительная пустынь имела в своем распоряжении вне стен монастыря: кузницу, конный двор, мукомольную мельницу, баню, гостиницу для богомольцев, скотный двор, дом для прачек, пчельник, флигель.
При Спасо-Елеазаровском монастыре к 1 января 1916 г. находилось 10 лошадей, из которых 3 выездных и 7 рабочих, 37 голов рогатого скота и 17 овец. Все они содержались для исключительных нужд обители.
23 февраля 1922 г. ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих, в результате которого из Спасо-Елеазаровского монастыря Остенской волости за время от 5 апреля по 30 июня было конфисковано 2 пуда 15 фунтов 38 золотых различных ценностей.
16 апреля 1923 г. на заседании малого президиума Псковского губернского исполнительного комитета слушали вопрос об оставлении в Елизарове дома дефективных детей. Выступал по этому вопросу уполномоченный по улучшению жизни детей товарищ Миронов. Президиум постановил дом этот в Елизарове оставить.
5 октября 1923 г. на заседании президиума Псковского губернского исполнительного комитета слушали вопрос о закрытии церквей Пантелеймоновской, Псковоградской Георгиевской, монастыря Елеазаровского и часовни на городской площади в г. Острове. Принимая во внимание расположение Елеазаровского монастыря в прифронтовой полосе, где «служители монастыря укрывают у себя лиц, пытающихся нелегально перебраться за границу», президиум постановил закрыть Спасо-Елеазаровский монастырь.
На заседании президиума Псковского губернского исполнительного комитета 14 ноября 1923 г. рассматривали заявление группы верующих о передаче им закрытой Елизаровской церкви. Президиум постановил ходатайство группы верующих отклонить.
Псковское епархиальное управление представило в марте 1924 г. в административный отдел Псковского губисполкома прошение граждан Остенской волости об открытии церкви закрытого Спасо-Елеазарова монастыря в качестве приходского храма. Административный отдел со своей стороны возражал открытию церкви по следующим соображениям: 1) граждане имели возможность ходить в Толбицкую церковь; 2) в закрытом монастыре находился учхоз губотнаробраза.
31 октября 1926 г. в бывшей церкви Елеазарова монастыря, которая была передана губисполкомом в ведение сельсовета, был открыт Народный дом. Церковная утварь большей частью из церкви была убрана, а иконы все были закрашены. Для окончательного оборудования Нардома требовался строительный материал, который, по мнению шефского отделения губсуда и местного актива, можно было использовать из кладбищенской церкви монастыря. Шефское отделение губсуда просило 16 ноября президиум Псковского губисполкома снести кладбищенскую церковь, поскольку «она служит рассадником напоминаний населению религии», а строительный материал использовать для окончательного оборудования Народного дома.
В день памяти преподобного Евфросина, псковского чудотворца и ученика его преподобного Серапиона 28 мая 2000 г. по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, а также старцев отца Николая Гурьянова с острова Залит и отца Наума из Троице-Сергиевой Лавры началось возрождение богослужебной и монашеской жизни в Спасо-Елеазаровском монастыре. Теперь здесь действующая женская обитель.

Информация в ГАПО:
фонд 340, опись 1, опись 2, опись 3.

  • Указы Синода, Сената, Коллегии экономии.
  • Копии Указов Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II.
  • Клировые ведомости (1904, 1914).
  • Ревизские сказки о штатных служителях и их семействах (1865, 1833-1843).
  • Выписки из переписных книг 1679 года.
  • Отчеты и книги прихода и расхода, остатка денежных сумм.
  • Переписка с Псковской духовной консисторией по финансово-хозяйственным вопросам.
  • Ведомость о настоятеле монастыря архимандрите Антонии.
  • Ведомости о монашествующих и бельцах (1843, 1858),
  • Послужные списки настоятелей монастыря, монахов, братии: архимандрита Полевкина, игумена Иоанна (оп.1, д.8).

Последнее редактирование — 30 сентября 2017 года.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *