Спасо преображенская церковь в Полоцке


Деисус. Фреска в келлии прп. Евфросинии Полоцкой

Спасо-Преображенская церковь Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря – единственный в Беларуси памятник XII в., где почти полностью сохранилась фресковая роспись. Известно, что на территории Восточной Руси имеется лишь один храм аналогичной сохранности – Спасо-Преображенская церковь (ок. 1140 г.) Мирожского монастыря в Пскове.

В целом, росписи храма имеют сложную и драматическую судьбу. В период, когда монастырь занимали иезуиты (1580–1820), фрески были исцарапаны многочисленными латинскими граффити. Неоднократно росписи храма обновлялись и переписывались. Два последних обновления приходятся на 1833 и 1886 гг., когда весь храм был заново расписан масляными красками, но роспись лишь приблизительно следовала древней системе и, в целом, до неузнаваемости искажала древнюю композицию.

Первые работы по раскрытию фресковой росписи были предприняты еще в 1929 г., но планомерная реставрация стенописи началась лишь в начале 1990-х гг. Возглавил ее минский художник-реставратор и исследователь В.В. Ракицкий. Его стараниями полностью раскрыты фрески купола и барабана, парусов и подпружных арок, а также частично – сцены евангельского повествования, расположенные на стенах храма, и фигуры нескольких святых, находящихся в разных зонах фресковой росписи. Тогда же были сделаны первые пробные работы по отслоению масляной записи XIX в. и ее переноса на новую основу. В 2007 г. в целях ускорения раскрытия фресок к работам были подключены московские специалисты, которые полностью раскрыли росписи алтаря, алтарных столбов и жертвенника. В 2008–2009 гг. была окончательно разработана методика отслоения, что позволило сохранять запись XIX в. при раскрытии древней росписи, а затем экспонировать ее как движимый памятник. В 2009 г. вместе с московскими специалистами стали работать реставраторы ОАО «Белреставрация» под руководством художника-реставратора Ю.И. Малиновского. Минскими реставраторами раскрыты росписи диаконника. Помимо этого, в храме идет процесс самораскрытия фресок, которые обнажаются в осыпях масляной записи, плохо держащейся на стене. В результате этих осыпей открылись части многих изображений, хотя и не составляющих цельной картины, но позволяющие догадаться о содержании сюжета.

См. по данной теме статью «Фрески самообновились к посрамлению нерсесянов»: http://expertmus.livejournal.com/50225.html

См. также по теме —

Фрески Благовещенской церкви Витебска пропали в Музее имени Андрея Рублева: http://expertmus.livejournal.com/76585.html

850-летие чудотворного Креста преподобной Евфросинии Полоцкой: http://rublev-museum.livejournal.com/218656.html


Название: Живопись Полоцкой земли XI-XII вв.
Селицкий А.А.
Год издания: 1992
Издательство: Минск, «Наука и техника»
ISBN: 5-343-00600-0
Страниц: 176
Формат: DJVU
В работе впервые в современной исторической науке и искусствоведении даётся комплексный анализ произведений древнерусcкой фресковой живописи в храмах 11-12 веков в Полоцке (Софийский собор, Борисоглебская церковь, Спасо-Евфросиньевский монастырь) и Витебске (Благовещенская церковь). Освещается история их создания, роль и место в древнерусском искусстве и т.д.

26 июля в стенах Художественной галереи состоялась презентация книги В.Д. Сарабьянова «Спасская церковь Евфросиниевского монастыря в Полоцке», которая вышла в издательстве Спасо-Евфросиньевского монастыря.

Владимир Дмитриевич Сарабьянов (1958-2015), выдающийся исследователь и реставратор произведений древнерусского искусства, кандидат искусствоведения, с 2007 г. возглавлял работы по раскрытию фресковых росписей Спасо-Преображенской церкви Спасо-Евфросиниевского монастыря в г. Полоцке. Представленное издание – результат комплексного и детального исследования этого уникального памятника монументальной живописи середины XII века.

В презентации приняли участие все, кто имел отношение к изданию книги, а также настоятельница Спасо-Евфросиниевского монастыря игуменья Евдокия, коллеги, друзья Владимира Дмитриевича, его семья, учёные археологи, историки, сотрудники музеев Полоцка и все те, кто не равнодушен к судьбе уникального памятника монументальной живописи XII века – фрескам Спасской церкви в Полоцке.

Выступающие подробно рассказали о ходе работы над книгой, отметили огромное значение издания, поделились своими воспоминаниями о яркой многогранной личности В.Д. Сарабьянова, отличавшегося невероятной любовью и увлеченностью ко всему, чем он занимался, внесшего неоценимый вклад в исследование древнерусского искусства.

Описание

Есть места, в которых хочется побывать не раз и не два. У них есть своя – какая-то мистическая – энергетика. Понять, что ты чувствуешь в таком месте, сложно, особенно с первого раза. Вот и возвращаешься снова и снова. К таким местам, без сомнения, можно отнести Спасо-Ефросиньевский монастырь в Полоцке. Именно здесь хранятся мощи святой Ефросинии Полоцкой.

Полоцкая святая
История монастыря началась в далеких 1120-х годах. Его основала полоцкая княжна Предслава, больше известная под именем Ефросинья Полоцкая. Предслава была внучкой Всеслава Чародея, ее отец Георгий Всеславович был младшим сыном легендарного князя. Мать Предславы София была дочерью не менее известного Владимира Мономаха. С такой родословной юную княжну ждало блестящее светское будущее. Когда ей исполнилось 12 лет, ее родители стали задумываться о поиске достойного мужа для дочери. Но маленькая княжна приняла свое собственное решение – она решила стать монахиней. Родители были не рады такому решению: отец пытался заставить Предславу отказаться от этой мысли, мать плакала и уговаривала. Но девушка оказалась целеустремленной и решительной, она тайком убежала из дома и приняла постриг в одном из полоцких монастырей. Настоятельницей в этом монастыре была родная тетя Предславы. После пострига княжна получила новое имя – Ефросинья.

Прошло несколько лет, и Ефросинья поселилась в одной из келий Софийского собора в Полоцке. Разрешение на это ей дал сам полоцкий епископ Илья. Она переписывала, а, возможно, и переводила книги. Около 1124 года монахиня получила от епископа участок земли недалеко от Полоцка, там она решила построить монастырь.

Это решение, как гласит легенда, Ефросинья приняла неслучайно. Епископу полоцкому Илье приснился сон, в котором ангел приказывал преподобной Ефросинье основать монастырь при Спасовой церкви. Похожий сон видела и сама монахиня, и не один раз, а целых три. Так началось строительство обители на берегу Полоты.

Монастырь построили на месте деревянной церкви Спаса. Первыми монахинями, которые здесь поселились, стали родные и двоюродные сестры Ефросиньи, потом сюда начали приходить женщины со всей страны. Самое активное строительство велось здесь, начиная с 1133 года и до 1143 года. Тогда полоцкий престол занимал родной брат Ефросиньи.
Кроме женского монастыря преподобная Ефросинья основала еще и мужской, при котором была построена церковь святой Богородицы. Для этой церкви Ефросинья хотела приобрести образ Адигитрии Эфесской и отправила настоятеля монастыря в Константинополь. Он привез несколько настоящих святынь, которые стали частью креста Ефросиньи Полоцкой. Этот крест был сделан полоцким мастером Лазарем Богшей и представлял собой настоящий шедевр старобелорусского эмального искусства. Правда, в годы Великой Отечественной войны он бесследно исчез.

Монастыри Ефросиньи Полоцкой стали настоящими культурными и образовательными центрами Полоцкого княжества. На их территории работали школы, где учили читать, писать, преподавали нотную грамоту и греческий язык. Кроме того здесь были открыты библиотеки и скриптории (там монахи переписывали книги). Работали в монастырях ювелиры и иконописцы, действовала богадельня. Здесь Ефросинья создавала свои дидактические проповеди. По свидетельствам очевидцев, она была мудрой и справедливой женщиной, настоящим миротворцем. Она могла выступить в качестве судьи и никому не отказывала в совете.

В 1167 году именитая монахиня решила осуществить давнюю мечту – совершить паломничество в Иерусалим. Она смогла это сделать и даже получила аудиенцию у патриарха Луки. Но тяжелое путешествие измотала монахиню, она заболела и умерла. Похоронили Ефросинью в монастыре св. Феодосия, рядом с Иерусалимом. В 1187 году святую перезахоронили в Федосьевой пещере Киево-Печерской лавры. В родной Полоцк белорусская святая вернулась только в 1910 году, когда ее мощи были перевезены в Спасо-Ефросиньевский монастырь.

Полоцкая монахиня стала первой женщиной на Руси, которая была канонизирована в святые. Кроме того Ефросинья была первой на Беларуси женщиной-скриптором, первой просветительницей.

Непростая судьба
В истории Спасо-Ефросиньевского монастыря были всякие времена – и хорошие, и плохие. В 1579 году монастырь стал резиденцией короля Стефана Батория, который спустя некоторое время отдал его иезуитам. Иезуиты начали перестраивать здания комплекса. В 1656 году русские войска захватили Полоцк, и царь Алексей Михайлович приказал вернуть монастырь православным. Правда, ненадолго. В 1667 году комплекс снова принадлежал иезуитам. Эта бесконечная смена хозяев прекратилась только в 1832 году, когда монастырь окончательно передали православным верующим. С 1841 года он стал женским, а еще через три года при нем открыли 3-х классное женское училище и приют.

В 1899 году монастырь ждала очередная реконструкция: здесь был построен величественный Свято-Крестовоздвиженский собор в невизантийском стиле. В годы первой мировой войны монастырь эвакуировался в Ростов-Ярославский. При переезде обратно были утеряны ценные архивы и библиотека. В 20-е годы XX века началась политика советского атеизма. В 1928 году монастырь закрыли.

В годы Великой Отечественной войны здесь был лагерь для советских военнопленных. В этот период многие здания комплекса были разрушены. После освобождения Беларуси от немецких захватчиков монастырь стал действующим. В 1945 году здесь проживали 50 монахинь. Монахини жили в двухэтажном доме, имели 3 га земли. Весь распорядок жизни был регламентирован игуменьей. Монахини выращивали овощи и фрукты, шили одеяла для горожан, занимались рукодельем.

Монастырь содержал себя сам. Доход ему приносила продажа церковных предметов (крестиков, свечей, образов), а также выполнение церковных обрядов. В средине XX века это была единственная действующая церковь в городе, поэтому средств от верующих было достаточно много. За свои деньги монахини отремонтировали Спасо-Ефросиньевскую церковь. В 1960 году монастырь опять закрыли, и только в 1990 году он смог продолжить свою деятельность.

В 1997 году монастырю передали восстановленный Крест преподобной Ефросинии Полоцкой. Его сделал брестский мастер Николай Кузьмич. Крест освятили в Свято-Симеоновском соборе. Сейчас он находится в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского женского монастыря. Оригинал до сих пор считается утерянным.

История возникновения Спасо-Ефросиниевского монастыря в Полоцке.

Спасо-Евфросиниевский храм является очень ценной постройкой для Беларуси, так как он единственный среди полоцких древних монастырей, который сохранился до нашего времени. Он является самым крупным центром православия на всей территории страны.

Монастырь был основан в 1125 году княжной Евфросинией, в честь которой и получил свое современное название. Изначально храм представлял собой небольшую постройку из дерева. Но с течением времени количество молодых монахинь росло, и этой деревянной постройки стало мало. Появилась острая необходимость возвести новый монастырь большего размера. Появившееся в результате здание было построено из камня ровно за 30 недель благодаря зодчему Иоанну.

На протяжении 45 лет Ефросиния жила при монастыре. За этот период храм стал основным местом просвещения земли Полоцкой. В те времена была очень большая библиотека при монастыре и активно работала мастерская по написанию икон, а также небольшая приходская школа.

Особенности монастыря в Полоцке.

Сегодня Спасо-Евфросиниевский храм всем известен как наиболее хорошо сохранившийся среди прочих архитектурных памятников Полоцка. С момента существования монастыря очень часто менялись его владельцы, он то и дело переходил из одних рук в другие, и только в первой половине XIX века его вернули православным. После этого для храма наступил новый период активного развития. Здание полностью отреставрировали, а женское духовное училище при монастыре снова возобновило свою работу. В это же время в стены монастыря вернулся Крест Ефросинии, который в свое время она пожертвовала храму.

Печальные времена пришли на смену активной деятельности храма в послереволюционный период. Уже в 1921 году женский монастырь Ефросинии закрыли и реквизировали Крест. Даже мощи святой были вскрыты, их отправили в Москву на атеистическую выставку.

В 1943 году мощи святой были возращены в стены храма, и монастырь продолжил свою активную работу вплоть до 1960 года. После чего церковь снова закрыли. Двери для своих прихожан храм открыл только в 1989 году.

Крест, который так был дорог и ценен для Спасо-Евфросиниевского храма, так и не нашли до наших дней. Последнее упоминание о нем прослеживалось в годы Отечественной войны. К концу XX века была изготовлена точная копия Креста Евфросинии одним из опытных брестских ювелиров. Это изделие подарили монастырю, и мы можем увидеть его в стенах храма и сегодня.

Посмотреть достопримечательность Полоцка с экскурсией.

Поклониться мощам святой можно любому желающему, сюда съезжаются люди со всех уголков страны и соседних стран. В Евфросиниевский монастырь организовывают туристические и паломнические туры, которые помогают путешественником стать ближе к культурно-историческим местам Беларуси.

Спасо-Евфросиниевский храм – святыня, осмотр и посещение которой входит в программу каждого экскурсионного тура в Полоцк. Вы можете посмотреть достопримечательности Полоцка как во время обзорной экскурсии «Патриарх земли Белорусской», так и присоединившись к одному из сборных автобусных туров по Беларуси. Вы сможете увидеть монастырь Евфросинии включает в себя целый ансамбль зданий различного назначения: сама Преображенская церковь, собор Крестовоздвиженский, трапезная, колокольня, остатки фундамента усыпальницы, жилой дом и несколько подсобных помещений.

Спасо-Преображенская церковь, возведенная в XII веке, – единственный в полном объеме дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли конца X – первой трети XIII века. Это самая древняя постройка на территории монастыря, сохранившаяся до настоящего времени. Как повествует древнее житие преподобной Евфросинии, на строительство каменного храма в честь Всемилостивого Спаса Господом был призван талантливый зодчий Иоанн. Не раз на рассвете он слышал голос, повелевавший ему: «О Иоанн, встань и иди на дело Вседержителя Спаса». Рассказав преподобной Евфросинии об откровении Божием, Иоанн получил от нее благословение на постройку Спасской церкви. Храм был воздвигнут в короткий срок – всего за тридцать недель. Как начало, так и окончание строительства церкви ознаменовалось чудом. По молитве преподобной в одну ночь был восполнен недостаток в кирпичах, необходимых для завершения постройки храма: «поутру, по устроению Божию, в печи были найдены плинфы. И в тот же день завершили строительство церкви и крест воздвигли». Точная дата возведения храма и создания его росписи неизвестна. Она определяется лишь по косвенным данным. Судя по надписи на древнем Евфросиниевском Кресте, он был положен в Спасо-Преображенской церкви в 1161 году, следовательно к тому времени храм уже был построен и освящен. Относительно времени возведения Спасского храма существуют разные мнения. По одной из наиболее распространенных версий, высказанной историком архитектуры И. М. Хозеровым, это произошло между 1143 и 1161 годами.

Архитектура Спасского храма соединяет в себе несколько направлений, в которых можно увидеть влияние различных архитектурных школ. Церковь представляет собой шестистолпный трехнефный однокупольный храм, перекрытый сводами и широкими подпружными арками, имеющий нартекс и расположенные во втором этаже хоры, куда ведет узкая внутристенная лестница. По обе стороны хор находятся две тесные крестообразные келии. В одной из них (юго-западной) пребывала в молитвенном подвиге преподобная Евфросиния, в другой (северо-западной) молилась одна из родственниц святой – монахиня Евдокия (родная сестра) или монахиня Евпраксия (двоюродная сестра). Келии представляют собой крошечные придельные крестово-купольные храмы, один из которых (юго-западный) перекрыт небольшим куполом, а другой (северо-западный) – цилиндрическим сводом. Если обратиться к плану Спасо-Преображенской церкви, то в первую очередь обращает на себя внимание вытянутость пропорций по оси восток-запад. Эта черта характерна и для других западнорусских храмов XII века, что позволяет говорить о формировании в тот период в Полоцке своей архитектурной традиции. Главной характеристикой как интерьера, так и внешнего облика Спасской церкви является вертикализм ее композиции, акцентированная устремленность храма ввысь. Церковь чрезвычайно мала по своим размерам: ее длина – 14, 4 м, ширина – около 10 м, а высота – 22 м. Размер подкупольного пространства и, соответственно, центрального нефа – менее 3 м, тогда как боковые нефы – вдвое уже и в объеме подкупольного креста практически не читаются.

Внешний вид Спасской церкви дошел до нас сильно искаженным позднейшими перестройками, которые, впрочем, почти нигде не коснулись древней кладки. Многочисленные исследования историков архитектуры (П. А. Раппопорта, Г. М. Штендера, В. В. Ракицкого и других) дали возможность представить первоначальный облик храма с предельной точностью. Особый интерес представляет реконструкция исследователя и реставратора Спасского храма В. В. Ракицкого, поскольку в ней точно воссоздан один из главных элементов, формирующих неповторимый облик церкви XII века. Это двойной ряд килевидных трехлопастных кокошников, которые обрамляют граненый барабан храма, увенчанный шлемовидным куполом.

Бесспорно, что строители XII века обладали высоким уровнем технических знаний. Это подтверждается прекрасным техническим выполнением Спасской церкви, качеством плинфы (кирпича) и известкового раствора, чистотой кладки.

По мнению российского искусствоведа художника-реставратора В. Д. Сарабьянова, изначально Спасская церковь мыслилась как храм-усыпальница, предназначенная для настоятельниц обители и, в первую очередь, для самой преподобной Евфросинии. Именно этим замыслом объясняется малый объем церкви. О погребальном предназначении храма говорят и выявленные остатки двух аркосолиев по центру южной и северной стен. Аркосолии размещены вплотную к боковым алтарным аркам и даже чуть заходят в пространство жертвенника и диаконника, что свидетельствует об их предназначении для погребения духовных лиц. Помимо них в пространстве под хорами расположено еще несколько аркосолиев меньшего размера, два из которых (в настоящее время частично раскрытые) сохранили росписи XII века.

Вплоть до XVI века при Спасской церкви продолжал существовать женский монастырь. В 1579 году после взятия Полоцка войсками короля Речи Посполитой Стефана Батория для обители начался долгий период упадка. Вероятно, во время военных действий 1579 года Спасо-Преображенский храм был опустошен, а верхняя часть его объема, сначала перекрытая закомарами, частично разрушена.

В 1582 году король Стефан Баторий издал привилей, согласно которому большинство местных православных храмов и монастырей, в том числе и древняя обитель «у церкви Спаса», перешли в ведение католического ордена иезуитов. Известно, что в 1582 году иезуиты получили здание церкви в разоренном виде. Во время их пребывания в монастыре Преображенская церковь была обращена в костел и впервые перестроена. Иезуиты обновили древнюю православную святыню и даже оставили название церкви – Преображения Господня. В этот период древние фрески были покрыты слоем известковой побелки.

Можно предположить, что иезуитами, за исключением известных изменений интерьера, прежде всего алтаря, была заменена и старая закомарная система перекрытий на понятную тогдашним плотникам вальмовую крышу из досок. По другой версии, крыша была сделана из черепицы. Еще церковный историк А. П. Сапунов в 1885 году в своей статье «Древности Спасо-Евфросиниевского девичьего монастыря в Полоцке» писал о том, что церковь Спаса до ремонта 1832 года была покрыта «частью соломой, частью черепицей и гонтом». Это подтверждают и современные исследования реставраторов, которые в забутовках храма нашли битую черепицу, по археологическим признакам относящуюся к XVII веку.

Скорее всего, в XVII веке обновленная иезуитами Спасская церковь не использовалась для богослужений. Об этом свидетельствуют граффити, оставленные на стенах храма тогдашними полоцкими школярами – факт невероятный в использовавшемся костеле. (Вообще, граффити Спасской церкви, написанные в период от середины XII века до 1832 года включительно, имеют важное историческое значение. Они выполнены на древнерусском, латинском и польском языках и по своему содержанию и назначению относятся к поминальным, благопожелательным, автографическим, летописным, бытовым.)

В 1654 году, когда русские войска заняли Полоцк, на некоторое время здесь была восстановлена православная кафедра. В июле 1656 года состоялось переосвящение древнейшего Спасо-Преображенского храма, на котором присутствовал сам Государь Алексей Михайлович. Однако уже через одиннадцать лет, в 1667 году, по Андрусовскому договору белорусские земли вновь отошли к Речи Посполитой, и православная кафедра в Полоцке была упразднена. Вскоре вместе с польскими властями в город вернулись и иезуиты. В 1667 году Спасо-Евфросиниевский монастырь и его земельные угодья вновь перешли во владение католического ордена иезуитов. Они обосновались на территории обители, построили в ней загородный дом или, иными словами, летнюю резиденцию для отдыха своих генералов и руководителей Полоцкого иезуитского коллегиума (впоследствии академии). Это произошло не ранее второй половины XVII века, так как упоминание о существовании этого дома имеется в документах за 1693 и 1716 годы. Иезуиты господствовали в Полоцке почти два с половиной века (с небольшим перерывом на войну 1656–1667 годов) до ликвидации ордена в 1820 году. За это время на землях бывшего православного монастыря образовался одноименный фольварк Спас. В 1785 году иезуиты имели в Спасе 663 волоки земли и 1505 душ, тогда как в 1583 году фольварку принадлежали 21 деревня и 181 дым (крестьянский двор, на который приходилось приблизительно шесть человек).

В XVIII веке (между 1728 и 1734 годами) иезуиты неоднократно обновляли обращенный в костел Спасо-Преображенский храм. В 1786 году он был отремонтирован по инициативе ректора Полоцкого коллегиума Франциска Каро (Керау). В 1800–1803 годах костел частично реконструировал профессор архитектуры иезуит Войцех Обрампальский.

Кроме того, в начале XIX века на отдыхе в Спасе иезуиты использовали для богослужений домовую каплицу, которая находилась при резиденции. В костеле же (Преображенском храме) свои службы иезуиты совершали всего несколько раз в год, а в начале XIX века – только по воскресным и праздничным дням.

Нужно сказать, что иезуитская хроника, хранящаяся в Краковском архиве ордена, содержит описание различных стычек с французами во время войны 1812 года. Большое сражение произошло именно возле так называемого фольварка Спас. Во время битвы в Спасе сгорели почти все иезуитские постройки, уцелели только костел (Спасо-Преображенский храм), стены которого были повреждены, и дом садовника. Однако иезуиты вскоре обновили церковь.

В 1819 году иезуиты предполагали совершенно перестроить древний храм, для чего уже и готовили материалы. Замыслу их не суждено было осуществиться в связи с выходом в 1820 году Высочайшего Указа Императора Александра I об удалении всех членов ордена из пределов Российской Империи. С этого времени до 1832 года Спасская церковь стояла заброшенной, и «по совершенной ветхости крыши могла совсем разрушиться». Поэтому в 1832 году по ходатайству епископа Могилевского и Витебского Гавриила (Городкова) резолюцией Императора Николая I храм был возвращен православным. Вскоре после этого из казны выделили средства для ремонта здания церкви. Необходимость восстановления Спасского храма аргументировалась еще и тем, что он представляет «драгоценный для России памятник древнего зодчества». Для осмотра церкви в Полоцк был направлен архитектор А. Порто. Он описал состояние Спасского храма и наметил необходимые работы, о чем сообщил в рапорте генерал-губернатору Витебскому, Смоленскому и Могилевскому князю Николаю Николаевичу Хованскому. Церковь была покрыта временной крышей, на стенах исправлен карниз, поновлена штукатурка и произведена побелка. Работы по ремонту здания снаружи также производились летом 1832 года и в 1833 году. Церковь украсили позолоченным трехъярусным иконостасом. 7 августа 1833 года Спасо-Преображенский храм был освящен епископом Полоцким и Виленским Смарагдом (Крыжановским).

Известно, что изначально купол храма был шлемовидным, но в результате ремонта 1833–1835 годов он стал луковичным. В 1834–1835 годах стены церкви, сохранившие древнее письмо, расписали масляными красками. Впоследствии эти росписи неоднократно поновляли, а стены храма штукатурили. В 1836 году последовал указ Святейшего Синода о реставрации храма, на которую выделили крупную сумму денег (30 359 руб.). В 1835 году Спасская церковь была приписана к архиерейскому дому как храм загородной архиерейской дачи, а в 1841 году, с возрождением Спасо-Евфросиниевского монастыря, опять поступила в ведение обители. В 1843–1846 годах в монастыре провели новые строительные работы, в результате которых была исправлена штукатурка на Спасо-Преображенской церкви. Ремонтные работы проводились и в 1914 году.

В 1909 году в преддверии великого Торжества перенесения святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк сестры обители с усердием готовили Спасский храм к принятию великой святыни. Стены церкви были вымыты, живопись иконостаса покрыта лаком, исправлена и заново покрашена масляной краской настенная штукатурка. В 1910 году храм снаружи побелили известью. 23 мая (5 июня н. ст.) 1910 года святые мощи преподобной Евфросинии были торжественно внесены в родную обитель и положены в Спасо-Преображенском храме в серебряную раку.

В 1915 году, с началом Первой мировой войны, настало скорбное время в жизни Спасо-Евфросиниевской обители. В связи с эвакуацией сестер в Ростов Великий (1915– 1920) Спасский монастырь находился в запустении, его храмы частично подверглись разрушению. В 1920 году было проведено исследование Спасо-Евфросиниевского монастыря с целью описания и сохранения Спасской церкви. В акте Полоцкой уездной комиссии отмечалось следующее: «Древняя каменная церковь монастыря находится под угрозой разрушения. Купол в церкви в нескольких местах пробит осколками снарядов, вследствие чего дождь протекает вовнутрь церкви и стенная живопись в некоторых местах купола уже повреждена. В случае оставления церкви без ремонта на зиму, стенная живопись может совсем разрушиться. Кроме того, стекла в большинстве окон повысыпались, ветер продувает помещение, стены сыреют, что неблагоприятно сказывается на живописи храма. Наконец самые дорогие и интересные в историко-археологическом отношении предметы, как-то: известный Крест преподобной Евфросинии, старинные иконы в 1915 году эвакуированы из Полоцка и перевезены в город Ростов Великий. В связи с этим Полоцкая уездная комиссия постановила принять меры к ремонту церкви, а именно: осмотра церкви архитектором, составления сметы и ходатайства об отпуске потребных для ремонта средств». Вероятнее всего, намеченные планы по ремонту Спасо-Преображенского храма были осуществлены, однако документы, подтверждающие этот факт, отсутствуют. О состоянии древней церкви в этот период имеются сведения в церковно-ризничной описи монастыря, составленной 20 августа 1922 года. В ней сказано о наличии в храме пятиярусного иконостаса с колоннами, двух отопительных печей (в начале 1990-х годов они были разобраны), а также прилагается целый перечень различной утвари и икон этой церкви.

Новый период в истории Спасо-Евфросиниевского монастыря начался в Великую Отечественную войну. По разрешению оккупационных властей в 1943 году обитель стала восстанавливаться (после своего закрытия в 1925 году). Благодаря усиленным ходатайствам полоцких монахинь мощи преподобной Евфросинии были возвращены из Витебской Свято-Покровской церкви в монастырь. Раку с мощами угодницы Божией установили в Спасо-Преображенском храме слева от алтаря.

В 1946–1947 годах под руководством Е. Ащепкова был сделан обмер храма, не внесший серьезных изменений в реконструкцию, предложенную исследователями ранее. Однако обследование сохранившихся под современной крышей частей древней кладки позволило бы изучить храм гораздо более детально. Поэтому в 1976 году были вновь проведены исследование и обмер верхних частей здания, а также заложен шурф у его северо-восточного угла. Полученные данные помогли по-новому понять значение архитектурных форм Спасской церкви и приблизиться к документальной реконструкции ее первоначального облика.

После закрытия монастыря в 1960 году Спасо-Преображенский храм был единственным действующим в Полоцке и находился в распоряжении приходской общины. Святые мощи небесной покровительницы земли Полоцкой, к великому утешению верующих, и после закрытия обители на протяжении всех последующих лет оставались в Спасском храме. По воспоминаниям местных жителей, в дни особо чтимых праздников – на Пасху, Рождество, Крещение – в древний храм Спаса приходило столько людей, что многим из них приходилось молиться на паперти, а также близ церкви на соборной площади.

Прихожане общины сохранили несколько небольших колоколов, в которые звонили сестры еще до закрытия монастыря. Поскольку в годы лихолетья власти запретили совершать колокольный звон, один из колоколов был установлен на хорах Спасского храма, и звон стал совершаться внутри церкви. Когда начала восстанавливаться обитель, сохранившиеся колокола повесили в одной из башен Кресто-Воздвиженского собора, а в 1992 году колокола переместили во вновь построенную колокольню, находящуюся над святыми вратами.

В середине 1980-х годов местные власти стремились отнять у православных древний храм и устроить в нем музей. Только благодаря многочисленным ходатайствам прихожан в государственные инстанции эти планы не были осуществлены.

По милости Божией в 1989 году на Синоде Русской Православной Церкви было принято решение о возрождении Спасо-Евфросиниевского монастыря. С 1990 по 1992 год службы в Спасо-Преображенском храме совершались ежедневно (за исключением воскресных и праздничных дней, когда богослужения проходили в Кресто-Воздвиженском соборе). До 1991 года в Спасском храме по средам Литургию и молебен с акафистом преподобной совершали прихожане общины Спасо-Преображенской церкви (в августе 1991 года община была переведена в Полоцкий Богоявленский собор, который был возвращен тогда Православной Церкви). В 1992 году основные богослужения стали совершаться в соборе. В Спасо-Преображенском храме до 2007 года ежедневно служили полунощницы, молебны у святых мощей преподобной Евфросинии с акафистом. Кроме того, по средам совершалась и Божественная Литургия.

Помимо этого, с 1991 по 2007 год в Спасском храме совершались монашеские постриги. Особым утешением для пострижениц было пребывание в течение трех дней в древней церкви рядом с мощами основательницы монастыря. На хорах храма, где находятся две крестообразные келии (преподобной Евфросинии и одной из ее родственниц), постриженицы ночевали.

Самым замечательным достоянием Спасо-Преображенской церкви является древняя фресковая роспись, сплошь покрывающая стены храма. В начале 1990-х годов началась планомерная реставрация стенописи, которую возглавил минский художник-реставратор и исследователь В. В. Ракицкий. В 2007 году в целях ускорения раскрытия фресок к работам были подключены московские специалисты под руководством художника-реставратора В. Д. Сарабьянова, главного искусствоведа Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры России. В настоящее время раскрыта существенная площадь росписей, дающая представление о стиле и системе внутреннего убранства церкви.

27 декабря 2006 года в связи с работами по раскрытию фресковой росписи святые мощи преподобной Евфросинии перенесли из древнего храма в Кресто-Воздвиженский собор, где они находятся и поныне. Поскольку в Спасской церкви до сих пор продолжаются реставрационные работы, богослужения в ней не совершаются. Необходимо отметить, что 3 июня 2007 года заботами и стараниями архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия Спасский храм был увенчан позолоченным куполом. Тогда же интерьер церкви был украшен резным иконостасом.

Из евангельского повествования мы узнаем, как однажды Спаситель, обращаясь к апостолу Петру, сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. XVI, 18). Эти слова Христа в точности исполнились по отношению к Спасо-Преображенскому храму – единственной церкви XII века, полностью сохранившейся на территории Беларуси до наших дней. Ни войны, ни иезуиты, господствовавшие в монастыре, ни безбожники XX века не смогли разрушить храм Божий. В наше время так же, как и много столетий назад, Спасо-Преображенская церковь особо любима и посещаема богомольцами. В алтарной нише храма хранится одна из почитаемых святынь монастыря – воссозданный Евфросиниевский Крест, на хорах сохранилась келия святой, которая, как и основной объем церкви, расписана фресковой росписью. Несмотря на то, что сейчас в храме не совершаются богослужения, каждое воскресенье после ранней Литургии в нем собирается множество верующих, чтобы воздать поклонение Кресту преподобной и помолиться угоднице Божией там, где она когда-то молилась сама.

1. Алексеев, Л. В. Западные земли домонгольской Руси. Очерки истории, археологии, культуры. М., 2006. Кн. 2.

2. Брунов, Н. И. Извлечение из предварительного отчета о командировке в Полоцк, Витебск и Смоленск в сентябре 1923 г. М., 1926.

3. Брунов, Н. И. Мастера древнерусского зодчества. М., 1953.

4. Витебская Старина: материалы для истории Полоцкой епархии / сост. А. П. Сапунов. Витебск, 1888. Т.V, ч. 1.

5. Воронин, Н. Н., Лазарев, В. Н. Искусство западнорусских княжеств // История русского искусства. М., 1953. Т. 1.

6. Гліннік, В. В. Да гісторыі будаўнічай актыўнасці полацкіх езуітаў у фальварку Спас // Гісторыя і археалогія Полацка і Полацкай зямлі. IV Міжнародная канферэнцыя. Полацк, 2002.

7. Зорин, Н. И. Минувшее и настоящее г. Полоцка. Полоцк, 1910.

8. Красовицкий, П. М. Памятники церковной старины в Витебской губернии // Полоцко-Витебская Старина. Витебск, 1911. Кн. 1, ч. 1.

9. Монастырь у церкви Спаса. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь с древности до наших дней. Минск, 2000.

10. Павлинов, А. М. Древние храмы Витебска и Полоцка // Труды IX Археологического съезда. М., 1895. Т. 1.

11. Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года. Полоцк : Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, 2010.

12. Ракіцкі, У. Спасаўская царква 12 ст. у Полацку. Насценны жывапіс. Полацк, 1998.

13. Ракіцкі, У. Спасаўская царква пры староннім асвятленні // Гісторыя і археалогія Полацка і Полацкай зямлі. Полацк, 1998.

14. Раппопорт, П. А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993.

15. Раппопорт, П. А. Русская архитектура X–XIII вв.: Каталог памятников. Л., 1982.

16. Раппопорт, П. А. Русская архитектура на рубеже XII и XIII веков // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., 1977.

17. Раппопорт, П. А. Строительное производство Древней Руси (X–XIII вв.). СПб., 1994.

18. Сапунов, А. П. Древности Спасо-Евфросиниевского девичьего монастыря. Витебск, 1888.

19. Сапунов, А. П. Исторический очерк Витебской Белорусии // Полоцко-Витебская Старина. Витебск, 1911. Кн. 1, ч. 1.

20. Сапунов, А. П. Исторические судьбы Полоцкой епархии с древнейших времен до половины XIX века. Витебск, 1889.

21. Сапунов, А. П. Памятники времен древних и новейших в Витебской губернии. Витебск, 1903.

22. Сапунов, А. П. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский девичий монастырь. Витебск, 1888.

23. Сарабьянов, В. Д. Алтарная преграда Спасо-Преображенской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке // Искусство Древней Руси и стран византийского мира. Материалы научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Валентина Александровича Булкина. 3–4 декабря 2007 года. СПб. – М., 2007.

24. Сарабьянов, В. Д. Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и ее фрески. М., 2009.

25. Сарабьянов, В. Д. Храм-реликварий преподобной Евфросинии Полоцкой. К реконструкции первоначального замысла Спасской церкви Евфросиньева монастыря // Образ Византии. Сборник статей в честь О. С. Поповой. М., 2008.

26. Селицкий, А. А. Система росписи собора Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке // Древнерусское искусство: Художественная культура X – первой трети XIII в. М., 1988.

27.Слюнченко, В. Г. Архитектурные памятники Полоцка. Историко-архитектурный очерк. Минск, 1988.

28. Хозеров, И. М. Белорусское и Смоленское зодчество XI–XIII вв. Минск, 1994.

29. Хозеров, И. М. К исследованию конструкции Спасского храма в Полоцке. Смоленск, 1928.

30. Шейкин, Г. Н. Полоцкая епархия: Историко-статистическое обозрение. Минск, 1997.

31. Штыхов, Г. В. Древний Полоцк (IX–XIII вв.). Минск, 1975.

32. ГАВО, ф. 1821, оп. 1, д. 133, л. 6 об. Церковно-ризничная опись Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря за 1922 год.

34. Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Абрамова, И. А. Спасо-Евфросиниевский монастырь в г. Полоцке (историческая справка).

35. Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Летопись Спасо-Евфросиниевского монастыря за 1989–2007 годы.

36. Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Ракіцкі, У. Спаса-Прэабраженская царква XII ст. у Полацку: Навукова-даследчыя матэрыялы. Полацк, 2006.

40. Калечыц, І. Л. Графіці XII–XIV ст.ст. у Спаса-Праабражэнскай царкве ў Полацку // Беларускі гістарычны часопіс. Мінск, 2007. № 6.

41. Мялешка, С. Праца навукова-даследчай экспедыцыi Цэнтральных дзяржаўных рэстаўрацыйных майстэрняў у Полацку // Наш край. 1929. № 8–9.

42. Раппопорт, П. А. Полоцкое зодчество XII века // Советская археология. М., 1980. № 3.

44. Рождественская, Т. В. Древнерусские надписи-граффити в церкви Спаса Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке // Вестник Ленинградского университета. Ленинград, 1983. Вып. 3. Июль.

46. Хозераў, I. Да пытання аб Спасаўскай царкве ў Полацку // Гiстарычна-археалагічны зборнiк. Мінск, 1927. № 1.

47. Штендер, Г. М. Новые материалы исследований церкви Спаса Преображения Евфросиниевского монастыря в Полоцке // Реставрация и исследования памятников культуры. М., 1982. Вып. 2.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *