Спасо преображенский мирожский монастырь

Мирожский монастырь и уникальные фрески домонгольского периода

Если меня спросят, что мне больше всего понравилось во время путешествия по Пскову, я отвечу однозначно — Мирожский монастырь. Монастырь известен прежде всего сохранившимися в Преображенском соборе уникальными фресками 12 века. Но и кроме этого, туристам есть на что посмотреть.

Мирожский монастырь

Мирожский монастырь

Из истории монастыря

Мирожский монастырь, памятник архитектуры XII-XIX веков, занимает центральное место среди христианских древностей Пскова. Несмотря на то, что в начале ХII века активная политическая и духовная жизнь Древней Руси крутилась вокруг Киева, но уже в 30-е годы XII века эту эстафету перенимает Северо-запад Руси. Это связано с деятельностью новгородского архиепископа Нифонта, который был родом из Греции.
Пскове в те времена, на ровне с Троицким христианским собором существовали и языческие капища, найденные археологами. Именно здесь, во Пскове Нифонт начинает воплощать свою идею христианизации русских земель. Так к 50-м годам ХII века был возведен Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.

Преображенский собор Мирожского монастыря

Преображенский собор Мирожского монастыря

Расположение

Монастырь расположен на левом живописном берегу реки Великой, там, где в нее впадает небольшая речушка Мирожа. Отсюда и название монастыря пошло. Если ориентироваться на Кремль, то этот объект расположен на противоположном берегу реки Великой, не напротив, а немного дальше (2,5 км от Кремя, около 20 минут пешком).
Если идти к монастырю пешком, то с моста открываются великолепные виды. В хорошую погоду можно увидеть и Псковский кремль вдалеке.

Панорама реки Великой

Панорама реки Великой

Мирожский монастырь: что посмотреть

Святые врата, колокольня и Стефановская церковь

Святые врата, колокольня и Стефановская церковь

Мирожский монастырь включает в себя ряд интересных объектов: Спасо-Преображенский собор (12 век) и церковь архидиакона Стефана (17 век), деревянные зимние покои настоятеля и братские корпуса.

Схема Мирожского монастыря

Схема Мирожского монастыря

Братские корпуса

Братские корпуса

В настоящий момент в Спасо-Преображенском соборе не проводятся богослужения, он работает как музей. Стоимость билетов порядка 300 рублей, стоимость экскурсии — 900 рублей. Но экскурсия стоит этих денег, ведь длится она почти час. Надо отметить, что музей работает только в сухую погода, так как содержание фресок требует особого температурного режима.

Паломники могут посетить богослужение в Стефановской церкви, нарядном храме. В церкви находится необычный каменный иконостас, созданный современным иконописцем архимандритом Зиноном.
В этом храме находятся мощи разных святых, и чудотворная икона Божией Матери Мирожская Оранта, которая благодаря чуду явилась в 1199 году. Здесь можно увидеть и другие иконы: святого великомученика Пантелеймона, , Тихвинская икона Божией Матери, икона Николая Чудотворца.

Иконостас Стефановской церкви

Иконостас Стефановской церкви

В церкви есть также иконописная мастерская, где также можно заказать экскурсию или мастер-класс по живописи.

Под притвором церкви Стефана расположены Святые ворота-главный вход в монастырь. С запада в 18 веке к Стефановской церкви был пристроен длинный корпус. Колокольня над Святыми воротами появилась в 1885 году.

Вид на Монастырь со стороны реки Мирожи

Вид на Монастырь со стороны реки Мирожи

Рядом с главным собором стоят зимние покои настоятеля. В основании этого строения — погреба 17 века. А сам деревянный дом был построен в 1881 году, на месте другого подобного из дерева.

Зимние покои настоятеля

Зимние покои настоятеля

Рекомендую вначале прогуляться по территории, пройти монастырь насквозь, побродить вокруг древних строений.

Вот такой вид открывается на реку Великая.

Вид на Троицкий собор

Вид на Троицкий собор

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор и его знаменитые фрески, написанные византийскими мастерами в 1130-1140 гг, — древнейший памятник христианской культуры Руси. По разным данным, закладка собора произошла в 1137-1138 гг, постройка была завершена к 1140 году. Спасо-Преображенский собор на много веков стал эталоном, примером для строительства подобных храмов в Пскове и Великом Новгороде.
Одним из интересным фактов являлось и то, что собор расписывался мастерами еще в процессе строительства, то есть художники использовали те же леса, что и строители.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор — храм византийского типа, в основании которого находится равноконечный крест, а вершиной служит средняя апсида. Венчает храм огромный купол. Древние зодчие сократили объем стен по сравнению с основным зданием, что позволило увеличить диаметр на 1,5 метра. В музее можно увидеть модель первоначального вида храма.

Первоначальный вид Преображенского собора

Первоначальный вид Преображенского собора

За время своего существования собор менял свой облик, но незначительно. Так в 17-18 веках собор получил 4-х скатное покрытие, пришлось менять главу собора со шлемовидной на луковичную.
Когда входишь внутрь собора, по неволе сердце замирает от красоты фресок.Живопись покрывает почти весь объем храма, представляя собой живое Евангелие. Идея создателя храма была проста — чтобы святая история была понятна всем, грамонтым и неграмотным жителям Руси.

Почти не сохранились фрески в нижней части храма — по словам экскурсовода, это произошло из-за частых наводнений. Нельзя забывать, что монастырь находится очень близко к реке.

Фрески Мирожского монастыря

Фрески Мирожского монастыря

Фрески собора имеют очень сложную судьбу. По мнению историков примерно в 17 веке они были забелены. Обнаружили их только в конце 19 века. Первооткрывателем был В.В.Суслов. Под его началом фрески предстали в первоначальном виде, многие фрагменты из-за времени были утрачены. В 1900-1901 годах фрески были безжалостно закрашены масляными красками владимирских умельцев. Во времена руководство требует, чтобы дизайн был «побогаче» и роскошнее.
В 1920 году началось раскрытие древних фресок и реставрационные работы не прекращаются и по сей день.

Фрески в купольной части

Фрески в купольной части

Основная мысль росписи собора — соединение в Иесусе Христе человеческой и духовной природы и его искупительная жертва.

Для удобства посетителей, которые посещают собор без экскурсии, в каждой апсиде размещены вот такие схемы, чтобы было понятно, где и какой сюжет.

Схема изображения фресок

Схема изображения фресок

Центром росписи является так называемый «Деисус», где на троне восседает Христос. В молитве к нему обращены Богоматерь и Иоанн Предтеча.

Восточная часть собора

Восточная часть собора

Фрески Мирожского монастыря

Фрески Мирожского монастыря

Фрески Мирожского монастыря

Фрески Мирожского монастыря

Фрести Мирожского монастыря

Фрести Мирожского монастыря

Раскрытые фрески

Раскрытые фрески

Росписи северо-западного угла посвящены священным деяниям апостолов.

Северо-западный угол. Деяния апостолов

Северо-западный угол. Деяния апостолов

Таким образом, решение о необходимости сокрытия фресок под слоем штукатурки в 17 веке, возможно спасло их от разрушения. Фрески Мирожского монастыря суровые, монументальные, со своими особенностями. В последствии живопись тех времен существенно скажется на развитии собственного стиля псковской иконописи.

В целом, Мирожский монастырь — это удивительная обитель, которая прошла вместе с городом Псковом всю его многострадальную историю.

Я смело могу отнести эти место к тем, куда хочется возвращаться снова и снова.

Контакты

Адрес: Псков, Мирожская набережная, 2, Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь. Тел.: 8 (8112) 600-786.

>Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески

Лазарев В. Н.

← Ctrl пред. Ctrl →

Глава четвертая. Новгород и Псков

Прежде чем перейти к новгородским росписям второй половины XII века, следует остановиться на одном интереснейшем псковском памятнике — на фресках Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Эти фрески, еще не законченные расчисткой, возникли около середины XII века (не позднее 1156). Их заказчиком был новгородский епископ Нифонт — грек по происхождению, настойчиво проводивший грекофильскую политику, на почве чего у него возникали конфликты как с киевлянами, так и с новгородцами6. В XII веке Псков входил в число новгородских пригородов и был подчинен в административном и церковном отношении Новгороду. Тяготясь таким положением, Псков добился в 1348 году, на основании Волотовского договора, полной самостоятельности, превратившись в равноправный с «Господином Великим Новгородом» политический центр. Расцвет псковской школы живописи падает на XIV–XV века, однако все говорит за то, что уже в XII–XIII веках в Пскове стали складываться свои традиции. Это доказывают не только псковские иконы XIII века, но и фрески собора Мирожского монастыря, совсем не похожие на современные им новгородские росписи. Хотя в исполнении этих фресок участвовали призванные Нифонтом греческие художники, в них имеются и такие стилистические черты, которые типичны только для произведений псковского мастерства.

6 Старые историки русской церкви (в том числе Е. Е. Голубинский) без достаточных оснований отрицали греческое происхождение Нифонта, которое теперь подтверждается его свинцовыми вислыми печатями. См.: Порфиридов Н. Д. Древний Новгород. Очерки по истории русской культуры XI–XV вв. М.–Л., 1947, с. 169; Его же. Именные владычные печати Новгорода. — Советская археология, 1958, № 3, с. 222–223, I–1; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв., I. M., 1970, с. 176–177.


55. Апостолы из Евхаристии. Фреска в левой части алтарной апсиды

56. Фрески в восточной части храма

57. Фрески в южной части храма

58. Фрески в северной части храма
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, Псков. Фрески. До 1156 г.
59. Оплакивание. Фреска на северной стене

30. Никодим из Оплакивания Христа. Фреска на северной стене. Деталь

63. Ангел у гроба. Фреска на восточной стене северной части трансепта

Система росписи следует схеме византийских храмов, но не столичных, а провинциальных. В конхе апсиды мы видим Деисус, встречающийся на этом месте лишь в памятниках восточнохристианского круга. Над Деисусом представлена Этимасия. Апсида украшена традиционной Евхаристией (под двумя видами) и фронтально поставленными фигурами святителей и дьяконов, размещенными в два яруса. На своде вимы изображено Преображение, на алтарной арке — фигуры Мельхиседека и Аарона, фланкирующие медальон с Христом-Еммануилом, на лицевых сторонах алтарных столбов — Благовещение, фигура стоящей Богоматери-Просительницы со свитком в руках и восседающий на троне Христос (Христос Милосердный), на парусах — евангелисты, между которыми расположены два образа Нерукотворного Спаса и полуфигуры Иоакима (?) и Анны (?), во лбу подпружных арок — полуфигуры Еммануила, Марии и архангела с жезлом (полуфигура в южной арке полностью утрачена), на склонах подпружных арок — ветхозаветные праведники, в простенках барабана — шестнадцать пророков, в куполе — не обычная для XII века полуфигура Пантократора, а восходящее к более старым традициям Вознесение (восседающий на радуге Христос в окружении восьми ангелов и фигур двенадцати апостолов, Иоанна Крестителя и Марии между двумя ангелами). Своды и стены покрыты сплошь фресками, размещенными в виде идущих один над другим фризов (количество таких регистров колеблется от трех до пяти, не считая цокольного пояса, ныне полностью утраченного). В пределах каждого фриза сцены непосредственно переходят одна в другую, поскольку отсутствуют вертикальные членения. Евангельский рассказ начинается не в северной ветви креста (как в Софии Киевской), а в южной. Следовательно, он развертывается справа налево, причем изображения в верхней части стен, то есть в люнетах под сводами, включаются в один ряд с изображениями на сводах: Сретение (восточный склон южного свода), Крещение (люнета южной стены), Воскрешение Лазаря (западный склон южного свода), Вход в Иерусалим (южный склон западного свода), Тайная вечеря (люнета западной стены), Омовение ног (северный склон западного свода), Распятие (западный склон северного свода), Оплакивание Христа (люнета северной стены), Сошествие во ад (восточный склон северного свода). Далее рассказ утрачивает свою хронологическую последовательность, и фрески в двух ниже расположенных регистрах рассчитаны на восприятие уже вне рамок строгой системы. Так, под Сретением мы видим Уверение Фомы и Рождество Христово, под Крещением — Явление Христа ученикам на море Тивериадском, Призвание апостолов и другие эпизоды, под Воскрешением Лазаря — Моление о чаше и различные сцены чудес, под Тайной вечерей — Сошествие св. Духа, под Распятием — Целование Иуды, Отречение Петра и сцены исцелений, под Оплакиванием — сцены суда над Христом, под Сошествием во ад — Явление женам-мироносицам и Успение. В последнем комплексе фрески можно читать по вертикали (сверху вниз), но на всех других стенах хронологическая последовательность рассказа нарушена, причем эпизоды с чудесами произвольным образом вклиниваются в регистры; создается впечатление, будто эти эпизоды введены лишь для того, чтобы заполнить остававшиеся свободными места. Все говорит об ослаблении архитектонического принципа, столь характерного для мозаических ансамблей Византии, и о нарастании «коврового» начала в росписи, которая сплошь покрывает стену от пола до замка свода.


60. Архангел Гавриил из Благовещения. Фреска на северо-восточном столпе. Деталь
61. Богоматерь из Благовещения. Фреска на юго-восточном столпе 28. Архангел Гавриил из Благовещения. Фреска на северо-восточном столпе. Деталь 31. Ангел из Успения. Фреска на северной стене. Деталь
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, Псков. Фрески. До 1156 г. 62. Христос перед Анной и Каиафой. Фреска на северной стене западной части трансепта 29. Христос перед Анной и Каиафой. Фреска на северной стене. Деталь 64. Суд у первосвященника. Фреска на северной стене

Жертвенник и диаконник Спасо-Преображенского собора украшают полуфигуры Иоанна Крестителя и архангела Михаила и сцены из жития Предтечи и архангельских деяний. Первый из этих циклов имеет много утрат, второй сохранился лучше, так что может быть опознан целый ряд эпизодов (Лествица Иакова, Единоборство Иакова с ангелом, Изгнание из рая, Жертвоприношение Авраама, Гостеприимство Авраама и др.).

Очень интересны росписи двух небольших помещений, расположенных у западной стены. В свое время, до позднейшей надстройки, оба эти помещения были более низкими, чем основные четыре ветви креста, в силу чего их росписи выдержаны в гораздо меньшем масштабе. В северо-западном помещении размещены развернутый цикл сцен из жизни апостолов Петра и Павла и сцены из жития Николая Мирликийского, в юго-западном помещении — не менее обширный протоевангельский цикл (первоначально состоявший из двадцати четырех сцен). К сожалению, оба эти цикла, как и большинство фресок Спасо-Преображенского собора, остаются еще нерасчищенными, что лишает возможности судить об их иконографии и стиле.

Роспись храма завершают фигуры мучеников, столпников, воинов, преподобных, праведников и многочисленных святых, заполняющие нижний регистр стен. Все фигуры даны в строгих фронтальных позах. Эта часть росписи хуже всего сохранилась, так как при бурных весенних паводках река Великая обычно заливает нижнюю часть постройки.

Когда роспись собора Мирожского монастыря будет полностью расчищена, мы станем обладателями, особенно учитывая гибель Нередицы, уникального ансамбля древнерусских фресок середины XII века. Но и на основе освобожденных от записей композиций можно составить представление о стиле живописи этого памятника. Его прежде всего характеризует подчеркнутая линейность. Фигуры и лица очерчены тяжелыми линиями, при помощи таких же линий членятся одеяния, обнаженные тела, лица, горки, деревья. Фигуры, почти лишенные моделировки, подчинены плоскости стены. В них с необычной последовательностью выявлен линейный костяк. Даже нанесенные на лица света превратились в тонкие, графически четкие штрихи. Там, где новгородский мастер отдает предпочтение широкому мазку, авторы мирожской росписи прибегают к линии, которой они владеют в совершенстве. Из-за такой сильнейшей ее акцентировки фрескам присуща известная сухость. Но, с другой стороны, мирожской росписи нельзя отказать в какой-то особой собранности. По своему лаконизму отдельные композиции (как, например, Явление Христа женам-мироносицам) напоминают строгие геральдические построения.

До окончания реставрации Спасо-Преображенского собора было бы преждевременным делать какие-либо далеко идущие выводы о количестве работавших здесь мастеров. Одно представляется нам несомненным — во главе артели должен был быть заезжий греческий мастер. На это указывают греческие надписи, чисто византийская иконография, близость манеры письма к росписи храма св. Пантелеймона в Нерези (1164). Этот мастер занес в Псков не столичную, константинопольскую традицию, а восточнохристианскую, бытовавшую в восточных областях и провинциях Византийской империи. Иначе трудно было бы объяснить компоновку фризов в виде непрерывно развертывающегося повествования, а также наличие ряда архаических пережитков в иконографии (Вознесение в куполе, Деисус в конхе центральной апсиды, обилие сцен различных чудес и исцелений). Этому греческому мастеру должны были помогать местные псковские живописцы. Они стремились приблизить религиозный образ к зрителю, усилить эмоциональные оттенки. Их привлекает передача скорби, им нравится изображать слезы и страдание (дщери Иерусалима из сцены Успение; Мария и ангелы из Распятия и др.). Но они никогда не впадают в преувеличенную эмоциональность, не прибегают к тем экстатическим формам выражения, которые так любили готические мастера. Они ведут рассказ в спокойных эпических тонах, избегая резких, угловатых движений. Их величавое, мужественное искусство целиком укладывается в рамки стиля XII века.

Есть в мирожской росписи одна, на первый взгляд неприметная, черта, которая свидетельствует об участии в ее исполнении псковичей. Это богатая линейная разделка одежд, несомненно, навеянная иконными золотыми асистами. Аналогичную трактовку складок мы находим во фресках собора Снетогорского монастыря (1313) и в ряде ранних псковских икон (Деисус Русского музея, Никола Третьяковской галереи и др.). Из-за дороговизны золота псковичи заменяли золото желтой краской, что позволяло им в изобилии пользоваться мелкой параллельной штриховкой, обогащавшей трактовку одежд. Этот прием, необычный для византийских фресок, широко применяется в мирожской росписи, над которой совместно трудились заезжие греки и местные псковские мастера.

Памятник истории и архитектуры
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 611320010640016 (ЕГРОКН)
Страна
  • Россия
Местоположение Псков
Дата основания 1148
Статус охраняется государством
Сайт mirozhskij.narod.ru
Объект всемирного наследия
Churches of the Pskov School of Architecture. Ensemble of the Spaso-Mirozhsky Monastery: the Transfiguration Cathedral, 12th century
(Храмы псковской архитектурной школы. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря)
Ссылка № 1523-005 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии (iv)
Регион Европа и Северная Америка
Включение 2019 (43-я сессия)
Медиафайлы на Викискладе

Спасо-Преображенский собор — наидревнейший храм Мирожского монастыря в Пскове, воздвигнутый по заказу новгородского архиепископа Нифонта. Знаменит своими фресками XII века.

Ныне собор представляет собой музей. Богослужения в Спасо-Преображенском храме проводятся братией монастыря только в определённые праздничные дни.

История и архитектура

Предположительный первоначальный облик храма

Собор выстроен из плинфы и камня до 1156 г. Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. Центральный объём здания имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока. Таким образом, первоначально храм имел снаружи чётко выраженную крестообразную форму. В интерьере центральное крестообразное пространство соединялось с угловыми только небольшими проходами. Однако уже в процессе первоначального строительства были добавлены надстройки над западными углами. Позднее храм был перестроен и его форма утратила первоначальный замысел. Архитектурный тип собора послужил образцом для собора Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря. Храм является одним из лучших примеров русской архитектуры домонгольского периода.

Фрески

Вознесение. Роспись купола собора.Деисус и евхаристия. Роспись апсиды.

Расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века.

Центральное положение в композиции занимает тема соединения в Боге-Сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы, её раскрытию подчинены все узловые моменты храмовой декорации. Кульминационными в композиции являются Деисус в конхе алтаря и гигантское купольное Вознесение. Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма. Среди этой группы фресок особенно выделяется «Оплакивание Христа» (на северной стене). Третий сверху регистр посвящён чудесам Христа. Два нижних регистра росписей основного объёма отведены под фигуры святых пророков, воинов, пресвитеров, монахов и т. д. Надписи (на греческом языке) редки, вследствие чего подавляющее большинство образов не идентифицировано. Среди идентифицированных воины Сергий и Вакх, целители Пантелеймон, Кир и Иоанн, (редко изображаемые) мученики Ромул и Евдокий, персидские святые Акепсим, Аифал и Иосиф, преподобные Никон и Ефросин и др.

В XVII веке фрески были забелены, что счастливым образом способствовало их спасению. Стараниями археолога и историка искусств В. В. Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Потёртость красочных слоёв и отдельные утраченные участки не устраивали духовенство монастыря. Указом Синода В. В. Суслов был отстранён от реставрации, а для «восстановления» фресок была нанята артель владимирских иконописцев под руководством Н. М. Сафонова, которая в 1900—1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов. Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, но и по сей день примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года.

Правовое положение

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 1523-005
рус. • англ. • фр.

Решением 43-й сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО 7 июля 2019 года внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО (в списке храмов псковской архитектурной школы).

> Примечания

  1. Памятники древнего Пскова включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. ИА Regnum (7 июля 2019). Дата обращения 7 июля 2019.

Литература

  • Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. — 2002. ISBN 5-94431-022-7
  • Сойкин П. П. Спасо-Мирожский монастырь в Пскове // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 176-177. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.

Ссылки

  • Никитин В., Голубева И. История создания, жизни и реставрации Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Часть первая. XII век // www.pskovgrad.ru
  • Никитин В., Голубева И. История создания, жизни и реставрации Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Часть вторая. XV — начало XVIII века // www.pskovgrad.ru
  • Никитин В., Голубева И. История создания, жизни и реставрации Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Часть третья. XVIII—XIX века. Проект реставрации // www.pskovgrad.ru
  • История Мирожского монастыря // сайт Мирожского монастыря
  • Собор Спаса Преображения Мирожского монастыря // Соборы.ру
  • Византия на Мирожке
  • Анисимов Д. Большое автомобильное путешествие — 2015. Псков

Древнерусская стенопись

Древняя Русь
XI-XII вв.

Псковская земля
XIV-XV вв.

Новгородская земля
XIV-XV вв.

Московская Русь
XV века

Успенский собор на Городке • Успенский собор во Владимире • Успенский собор в Москве (приделы, жертвенник) • Собор Ферапонтова монастыря

Русское государство
XVI века

Русское царство
XVII века

Утраченные в XX веке ансамбли стенописи зачёркнуты, сохранившиеся фрагментарно — выделены курсивом

>Спасо-Преображенский собор Мирожский монастырь Псков

Спасо-Преображенский собор фрески

На фото: Купол храма с композицией «Вознесение Христово».

Музейные работники, озабоченные сохранением уникального фрескового ансамбля Спасо-Преображенского собора, уделяют самое пристальное внимание поддержанию в храме необходимого температурно-влажностного режима (иначе — утрата и гибель драгоценных фресок). Понятно, что в этой ситуации богослужения здесь, за редчайшими исключениями, не совершаются; внутри храм — абсолютно, в смысле традиционного устройства православной церкви, «пустой». Нет даже иконостаса. Только — фрески, принесшие Мирожскому монастырю всемирную известность.

Фрески выполнялись начиная с купола, по мере продвижения вниз леса разбирались, а их крепления в стене заполнялись штукатуркой с последующим нанесением на нее росписей.

Программа фресок была составлена епископом Новгородским Нифонтом, одним из самых образованных церковных иерархов своего времени. Выполнялись они приглашенной из Киева артелью, которой руководили греческие мастера. На связь же псковских фресок именно с Киевом указывают сохранившиеся фрагменты росписей в киевском Софийском соборе — они разительно напоминают фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря.

Главная идея, ведущий мотив системы росписей мирожского соборного храма — утверждение реальности воплощения Бога и ипостасного соединения во Христе божественной и человеческой природы. Эти догматы чрезвычайно волновали константинопольских богословов в XI—XII веках — и, очевидно, эта взволнованность была близка святителю Нифонту, хорошо знавшему тамошний «богословский процесс» и богослужебную практику.

Во фресках Спасо-Преображенского собора подробным образом отражено евангельское повествование, но и не только оно: росписи дают также представление о Протоевангелии Иакова (рождение и воспитание Девы Марии), иллюстрируют Деяния апостолов, Житие Иоанна Предтечи.

Фресковый ансамбль имеет две доминанты — деисис в конхе алтарной апсиды и Вознесение Господне в куполе. Последняя композиция имеет ряд уникальных для своей эпохи особенностей. Следует обратить внимание на количество ангелов, окружающих Спасителя, и на те позы, в которых они изображены. В византийских храмах мы обыкновенно видим не более шести летящих ангелов. Здесь их восемь. Они не летят, они — словно идут хороводом, танцуют. Ангелы эти привносят в и без того торжествующую, победительную композицию ноту особого ликования.

Росписи Спасо-Преображенского собора очень красочны и светлы. Войдя в этот храм, вы чувствуете, что буквально охвачены светом — и это несмотря на то, что целостному восприятию ансамбля мешает непрекращающийся реставрационный процесс.

В XVI веке, в ходе большого ремонта и переустройства храма, фрески были забелены. Триста лет они оставались «в плену»; лишь в 1858 году, когда отодвигали иконостас от восточной стены, выяснили, что за ним сохранилась стенная живопись. Но понимание того, что в Спасо-Преображенском храме мы имеем дело с целым фресковым ансамблем невероятной древности, пришло уже в конце XIX века, когда наука (или искусство?) реставрации только-только зарождалась. Обнаружились росписи совершенно случайно.

Работы над фресками собора, да и ремонт самого собора продолжались долго — и всё из-за недостаточного поступления средств из Академии художеств, взявшей древний памятник под свою опеку.

Реставрационные технологии не стоят на месте, и уже в советские годы можно было констатировать, что «подновление» фресок, осуществленное до революции, оказалось не вполне удачным. Реставраторам нового поколения открылось необъятное поле для самоотверженной работы. Отметим, что в ходе ремонта рубежа XIX — XX веков в соборе устроили новый монолитный бетонный пол и бетонные лотки наружного дренажа. В свое время подобные решения представлялись передовыми и спасительными для стен древнего храма, однако впоследствии оказалось, что бетон мешает стенам «дышать» и тем самым создает всё новые и новые проблемы.

В августе 2009 года был одобрен полномасштабный проект реставрации древнейшего каменного храма Псковской земли.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *