Спасо преображенский монастырь Арзамас

Содержание

История

Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Арзамасе основан около 1555 (по другим сведениям — 1556) года.

Первый храм обители — Спасо-Преображенский собор — холодная церковь. В 1585 году к нему была добавлена теплая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Город Арзамас в то время был довольно крупным, имел свой кремль-острог. Обитель насчитывала 16 келий и 20 монахов.

Именно после появления монастыря началось распространение христианства в Арзамасском крае. Монастырь имел значительные земельные угодья. Он был построен из дерева, в том числе и колокольня, на которой находились «девять колоколов и часы боевые». Башенные часы — довольно сложный и редкий для того времени механизм, поэтому только богатый монастырь мог позволить себе украсить и благоустроить свою деревянную колокольню звучащими часами.

С течением времени Арзамасский Спасский монастырь развивался и богател. Строились новые храмы и хозяйственные здания. Обветшавшие деревянные постройки разбирались, и на их месте возводились новые, уже каменные, сооружения.

Древнейшим и самым первым каменным храмом в Арзамасе был собор в честь Преображения Господня Спасского монастыря, сохранившийся до сего времени. К постройке его приступили в 1638 году при игумене Ионе. Вторая церковь была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. С самого начала она строилась как теплая. Для отопления в подклети и самой церкви были устроены печи. За три века своего существования церковь многократно перестраивалась, сейчас это двхэтажное ветхое полуразрушенное здание.

Третья церковь над Святыми вратами во имя святого великомученика Георгия была построена в 1684-1685 годах. На планах 1845 года около Георгиевской церкви в правом крыле здания располагалось духовное училище, а в левом — братские кельи. Сейчас здание снесено, хотя уже восстановлена часовня во имя Спаса нерукотворного образа, примыкавшая к зданию бывшего духовного училища.

Колокольня (ныне разобрана), относящаяся ко второй половине XVII века, представляла собой высокий восьмигранный столп, увенчанный шатровым завершением и маленькой луковичной главкой. В описи 1810 года говорится о наличии 10 колоколов (масса большого 1580 кг, а масса самого маленького 25 кг).

В монастыре находилась особо чтимая Казанская икона Божией Матери, прославившаяся 2 июня 1739 года спасением братии от гибели во время сильной грозы, когда при чтении акафиста Богоматери ударом молнии были разбиты большая глава и свод соборного храма, опалены столбы у местных икон и зажжен пол у южных дверей.

К началу XX века Спасо-Преображенский монастырь существовал, как общежительный III класса. При монастыре находился приют.

В 1927 году Спасо-Преображенский мужской монастырь был закрыт. После закрытия в нем располагалась швейная фабрика, затем вплоть до настоящего времени филиал Государственного архива Нижегородской области. В сохранившихся келейных корпусах до сих пор проживают миряне.

20 апреля 2005 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии монастыря. Обители была передана церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, до революции являвшаяся приходской.

Благовещенский приход имел один храм, который существовал в Арзамасе фактически с начала основания города. Именовалась она «Благовещенская на посаде», так как находилась поблизости от крепостных стен, рядом со Спасским монастырем. Была она деревянной, холодной, с двумя приделами: один — во имя святого Иоанна Предтечи и второй — во имя Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил. Рядом стояла каменная церковь, посвященная трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, которая имела тоже придел в честь святителя Николая Чудотворца и мученицы Параскевы Пятницы.

Прихожанами церкви были преимущественно богатые люди. В 1775 году на месте прежних двух храмов начал строиться новый каменный. Окончательно постройка была закончена в 1788 году. Храм был воздвигнут, по тогдашнему выражению, двухрамовый, то есть внизу теплый, в наверху холодный. В церкви было освящено шесть престолов – те же, что были и в прежних храмах. Архитектура новой церкви была отчасти заимствована с незадолго до этого построенного в Саровской пустыни Успенского собора.

Нижний теплый храм был освящен игуменом Спасского городского монастыря Иоасафом в 1777 году. Главный престол во имя трех святителей, правый – во имя святителя Николая Чудотворца, левый – мученицы Параскевы Пятницы. Главный престол верхнего холодного храма, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, был освящен в 1784 году преосвященным Виктором, епископом Владимирским и Муромским, который специально для этого прибыл в Арзамас. Остальные два – правый — во имя Иоанна Предтечи и левый — во имя архистратига Михаила, — в 1788 году протоиереем Иоанном Андреевым.

В первоначальном своем виде церковь была не настолько богата. Не было больших колоколов и позолоченных подсвечников, не было серебряных риз на иконах, не было больших колоколов, а главы церкви были окрашены медянкой. Все это собиралось и наполняло храм в течение более чем сотни лет благодаря усердию не одной сотни прихожан.

25 февраля 1827 года был отлит приезжим из Воронежа мастером, купеческим сыном Владимиром Степановичем Самохваловым, самый большой в Арзамасе колокол. Событие это сохранялось в рассказах старожилов более 70 лет. Колокол этот весил около 300 пудов. Прихожанин купец Петр Иванович Скоблин перелил его, прибавив около 200 пудов своей меди. Медь эта состояла большей частью из медной монеты времен Павла I, которой свезено было на двор Скоблина с большой предосторожностью несколько возов. Колокол в 500 пудов вышел очень хорош; для лучшего подбора звона брат Петра Ивановича, Василий Иванович Скоблин в 1804 году слил полиелейный колокол пудов в 250. Но вот большой колокол Петра Ивановича оказался непрочным: его разбили еще при жизни жертвователя; тогда прихожане добавили еще 150 пудов и вызвали перелить колокол известного мастера Самохвалова. Колокол был отлит и вышел очень хорош. Прихожане захотели его взвесить. Взялся за это механик-самоучка Семен Семенович Щегольков, который соорудил для этого коромысло. Гири собрали чуть не со всего города. Весу оказалось 654 пуда. Колокол этот многие годы служил одним из лучших украшений Арзамаса.

В 1851 году была в Арзамасе ужасная буря, которой с Благовещенской церкви снесло северо-западную главу и поставило ее рядом с церковью. Последствия этого события послужили к украшению Арзамаса. Старостой в то время был Сергей Иванович Мунин, который отличался особенным благочестием и попечением о храме. По его инициативе, которую многие арзамасцы на первых порах называли безумной, церковные купола были покрыты медными, вызолоченными через огонь листами. Мастера, золотившие главы Саровского монастыря, братья Лысковцевы, жили в Арзамасе и взялись за эту работу. Большая часть из требовавшихся 25 тысяч рублей была пожертвованы прихожанином-купцом Дмитрием Ивановичем Поповым. На золочение глав ушло целых 18 лет. Крест на первую большую главу подняли 14 сентября 1859 года. В 1864 году Д.И.Попов скончался и окончить дело пришлось уже его сыну Ивану Дмитриевичу. Последний крест был поднят в 1869 году на ту самую главу, которая была снесена бурей. Всего же за время двадцатилетнего служения церкви С.И. Мунина от прихожан на украшение храма поступило 18 пудов серебра.

К концу XIX века внутреннее убранство церкви было великолепно. Особенной красотой отличались иконостасы верхней церкви. Были они подлинными шедеврами искусства: прекрасной резьбы, позолоченные. Иконы нижних ярусов иконостасов, а также висевшие на колоннах — около 40 — были украшены серебряными вызолоченными ризами. На средства Сергея Николаевича Бебешина, потомственного почетного гражданина Арзамаса и старосты церкви, который сменил в этой должности С.И. Мунина, в 1885 году храм был обнесен великолепною оградою с двумя воротами. Он же заменил все старые подсвечники массивными вызолоченными.

Благовещенская церковь была закрыта в 1929 году По плану в ней должна была располагаться школа второй ступени, однако вместо нее там разместили общежитие студентов. Иконостасы верхнего храма и фрагменты иконостасов нижнего, власти города продали московской конторе «Антиквариат», а та, в свою очередь, отправила их за границу. В мае 1930 года были сняты позолоченные купола, вес которых составил 1647 кг. За советский период в церкви располагался и склад горючего МТС, и сберкасса, и еще ряд различных организаций.

Восстановление храма началось зимой 2003-2004 года. Первая литургия отслужена на Благовещение в 2004 году.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна

>Монастыри, храмы, источники и Святые места Нижегородской земли

Спасо-Преображенский мужской монастырь (Арзамас)

Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Арзамасе основан около 1555 (по другим сведениям — 1556) года.

Первый храм обители — Спасо-Преображенский собор — холодная церковь. В 1585 году к нему была добавлена теплая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Город Арзамас в то время был довольно крупным, имел свой Кремль-острог, обитель насчитывала 16 келий и 20 монахов.

В 1585 году на престоле находится Федор Иванович, он много внимания уделяет монастырям, и тогда к холодной летней Спасо-Преображенской церкви добавляется теплая церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Город Арзамас в то время был довольно крупным, имел свой Кремль-острог, а в обители было уже 16 келий и 20 монахов. Именно после появление монастыря начинается распространение христианства в Арзамасском крае. У монастыря были значительные земельные угодья. Весь монастырь был деревянным, имелась деревянная колокольня, на которой «девять колоколов и часы боевые». Башенные часы – довольно сложный и редкий для того времени механизм, поэтому только богатый монастырь мог позволить себе украсить и благоустроить свою деревянную колокольню звучащими часами.

С течением времени, Арзамасский Спасский монастырь развивался и богател, строились новые храмы и хозяйственные здания. К сожалению, деревянные постройки, пришедшие в ветхость, разбирались, и на их месте возводились новые, уже каменные, сооружения. Древнейшим и самым первым каменным храмом в Арзамасе был собор во имя Преображения Господня Спасского монастыря, сохранившийся до сего времени.

К постройке его приступили в 1638 году при игумене Ионе, предполагавшем построить его в больших размерах и уже заключившем договорную запись со старцем Московского Новоспасского монастыря Ипполитом об устройстве иконостаса в этом храме. Ясный, четкий квадрат в плане, с традиционными алтарными абсидами с восточной стороны. Своды собора опираются на четыре пилона. Основной объем здания имеет три входа.

Спасо-Преображенский монастырь в конце XIX века

Однако первоначальный вид каменного собора сильно изменен в XVIII столетии, когда к объему храма пристраивается обширная трапезная с сильно развитым крыльцом и папертью. Растесываются старинные окна и одеваются характерными для XVIII века наличниками, резко отличающимися по стилю от сохранившихся в алтарной части форм ранних оконных проемов. Разбираются крыльца. Конструкция кровли также сильно меняется: килевидные кокошники, которыми ранее завершалось здание заменяются на четырехскатную кровлю. Средняя главка явно имела другие формы, так как в описи сказано: «…средняя глава деревянная обита чешуею деревянною ж», а раз так, то и форма главки была шлемовидная — характерная для того времени, ибо шаровидный купол значительной величины, который существует ныне, ни в конструктивном, ни в стилистическом виде не мог существовать.

Вторая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. С самого начала задумывалась как теплая, собор монастыря был холодным. Для отопления в подклети и самой церкви были устроены печи. За три века своего существования церковь многократно перестраивалась, и сейчас это просто одноэтажное ветхое здание.

Надвратная церковь во имя Святого Великомученика Георгия

Третья церковь над святыми вратами во имя Святого Великомученика Георгия. Прямоугольная в плане с одной главой построена в 1684-1685 годах. На планах 1845 года около Георгиевской церкви в правом крыле здания располагалось Духовное училище, а в левом – братские кельи. Сейчас это одноэтажные развалины, хотя уже восстановлена часовня во имя Спаса, примыкающая к зданию духовного училища

Колокольня (ныне разобрана), относящаяся ко второй половине XVII века, представляла собой высокий восьмигранный столп, увенчанный шатровым завершением и маленькой луковичной главкой. В плане первого этажа колокольня представляла четверик, с окнами с востока и запада. На уровне второго этажа начинался восьмигранный столп колокольни. Третий этаж – ярус звона. В описи 1810 года говорится о наличии 10 колоколов (масса большого 1580 кг, а масса самого маленького 25 кг.

Со времени своего учреждения Спасский монастырь находился в ведении всероссийских митрополитов, а потом патриархов.

После патриархов до 1745г. Спасский монастырь принадлежал к Синодальной области, а затем в ведении Владимирских архиереев и всегда находился под управлением собственных настоятелей.

Настоятелями в нем были около 140 лет игумены, а 9-го февраля 1694 г.-архимандриты.

При составлении штатов в 1764 г. монастырь утвержден в третьем классе с настоятельством игуменским, но в 1797 г. именным Высочайшим указом поведено было восстановить в Спасском монастыре архимандрию.

Средством содержания монастыря были, главным образом, жалованные царями, вотчины — земли и угодья с крестьянами, которых у Спасского монастыря перед временем составления духовных штатов было 1530 душ.

Юридическое положение монастыря определялось «Сводом законом Российской империи».

Являясь составной частью системы институтов русской православной церкви, монастыри подчинялись верховной власти Святейшего Правительствующего Синода и российского императора.

Епархиальными каким являлся Спасский монастырь, управлял местный архиерей. Об этом свидетельствует большой пакет документов в фонде, поступающих из Нижегородской Духовной Консистории, касающихся как общих вопросов жизни монастырей России, так и, в частности, Спасо -Преображенского монастыря.

Анализируя ведомость о братии монастыря за 1848 г., количество братии составляло 12 человек, из них 3 священника, 2 диакона, 1 монах, 6 послушников, по штату 3 классного монастыря недостает 3-х иеромонахов и 3-х монахов, лишние 5 послушников. Из них 10 человек происходят из духовного сословия, два из мещанского. Ведомость о братии за 1894 г. дает другую картину. Большинство из братии происходит из крестьян.

Большой притягательной силой монастырь обладал для крестьян. Помимо чисто религиозных мотивов, имело значение то, что вступая в монастырь крестьянин поднимал свой социальный статус (и соответственно — престиж своих родственников). А кроме того, монашество избавляло его от тех голодовок, которые постоянно преследовали его в мирской жизни. И потому крестьяне старались пристроить своих детей ближайший монастырь.

Начинающему послушнику не разрешалось носить монашеские одежды. Но в какой-то момент настоятель мог дать благословение надеть монашескую рясу и клобук (без мантии) так одевались рясофорные (позднее указные) монахи, т.е. кандидаты в монашество.

Назад к списку

Об Арзамаском Спасо-Преображенском мужском монастыре

Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Арзамасе основан около 1555 (по другим сведениям — 1556) года. В 1578 году государь Иоанн Грозный отписал город Арзамас в удел своему сыну Феодору, который был набожен и уделял много внимания устроению монастырской жизни. К этому времени монастырь имел две церкви, шестнадцать келлий и двадцать человек братии. Все строения монастыря были деревянными.

Вскоре случился большой пожар, почти полностью уничтоживший монастырь. Спустя 40 лет, в 1626 году другой документ уже сообщает о том, что в обители двадцать пять келлий и тридцать три монаха, те же два храма и колокольня, на которой «девять колоколов да часы боевые». Башенные часы со звучащим механизмом были в то время большой редкостью. Указаны названия врат обители — Святые (на западной стороне) и Водяные (на южной стороне). Долгие годы монастырь был деревянный, построенный по древним традициям русского деревянного зодчества. В XVII веке монастырь развивался и богател, обустраивался новыми храмами и хозяйственными зданиями. Деревянные постройки разбирались, возводились каменные. В 1638 году начал строиться каменный храм во имя Преображения Господня. Затем была построена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы «четвериковая о пяти главах», в ней придел во имя Сретения Господня.

Третья церковь над Святыми Вратами во имя Св. Вмч. Георгия. Четвертая церковь – под колокольнею во имя Успения Пресвятой Богородицы. Колокольня (ныне разобранная), относящаяся ко второй половине XVII века, имела 10 колоколов. Часовня во имя Спаса Нерукотворного примыкает к зданию Духовного Училища.

В монастыре находилась особо чтимая Казанская икона Божией Матери, прославившаяся 2 июня 1739 года спасением братии от гибели во время сильной грозы, когда при чтении акафиста Богоматери ударом молнии были разбиты большая глава и свод соборного храма, опалены столбы у местных икон и зажжен пол у южных дверей.

О первых игуменах ничего не известно, однако опираясь на исторические документы, можно предположить, что зачинателями Спасо-Преображенского монастыря были подвижники из Троице – Сергиевой Лавры. Игумены Спасского монастыря с его зарождения всегда пользовались большим уважением у горожан и первенствовали среди духовенства. Впоследствии настоятели монастыря стали носить высший и почетный сан – архимандрит. Крестные ходы и торжественные общегородские службы часто начинались и проходили не в Соборе, а в Спасском монастыре. В обители было расположено и главное духовное управление города, которое возглавляли Архимандриты Спасского монастыря, являясь викариями Патриархов, к епархии которых принадлежал Арзамас. В правлении игумена Иосафа II в 1767 году Арзамас посетила императрица Екатерина II, по дороге из Симбирска в Москву. На устроенный ею прием для первых лиц города, был также приглашен игумен Иосаф II. За всю свою историю монастырь взрастил 19 игуменов и 23 архимандрита, многие из них прославились святостью жизни, выдающимися духовными и организаторскими дарованиями.

В 1815 году в Спасском монастыре основано Арзамасское Духовное Училище, для которого был выстроен каменный корпус на юго – западе монастыря. Под опекой тогдашнего архимандрита Александра заведение росло и развивалось, в 1838 году ему был присвоен титул уездного.

В монастыре имелся деревянный крест в серебряном чеканном окладе, в ковчежец которого вложены частицы святых мощей Божиих угодников, а также многие святыни, на поклонение которым сходился православный люд. Близ амвона в Преображенском соборе находилась украшенная чудотворная икона Казанской Божией Матери.

К началу XX века Спасо-Преображенский монастырь существовал, как общежительный III класса. При монастыре находился приют. Монастырь владел значительными земельными угодьями, занимался обширной хозяйственной деятельностью, в том числе рыболовством.

Спасо – Преображенский монастырь был закрыт в двадцатые годы прошлого столетия. В 2004 году монастырь стал возрождаться. К нему был приписан храм Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором сразу же начались ремонтно-восстановительные работы. Первая литургия в этом храме и возрожденном монастыре была отслужена на Рождество в 2006 году.

Долгое время в главном Соборе обители располагался городской Архив. В настоящее время Архив переехал на новое место, что дало возможность 22 июля 2015 г. провести первую после почти 90-летнего перерыва Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе, которую возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Первым наместником обители был игумен Паисий (Яцко), при котором были развернуты реставрационные работы в Благовещенской церкви: восстановлен внешний вид, оштукатурен и покрашен фасад, возведена колокольня, позолочены купола, расписан нижний храм Трех Святителей. Реставрирован также внешний облик часовни Спаса Нерукотворного, начались работы по восстановлению храма Рождества Богородицы. 22 мая 2016 года и. о. наместника монастыря назначен архимандрит Тихон (Затекин), игумен Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря. При нем восстановление монастыря продолжается. Идет ремонт кровли и фасада Спасо-Преображенского собора. Храм Рождества Богородицы возведен под крышу. Начались работы по строительству разрушенной колокольни храма Рождества Богородицы, ремонт в здании братского корпуса, отданного монастырю в декабре 2015 года. 31 января 2019 года на должность исполняющего обязанности наместника Спасо-Преображенского монастыря был назначен игумен Феодосий (Какуркин), на протяжении нескольких лет трудившийся экономом обители под руководством о.Тихона. Сторонние организации покидают монастырь. Почти расселен бывший игуменский корпус. Будем надеяться, что милостью Божией набранный темп восстановительных работ не ослабнет.

АРЗАМАССКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Арзамасский Преображенский монастырь. Фото нач. XXI века

Мужской монастырь в честь Преображения Господня в г. Арзамасе Нижегородской епархии

  • Адрес: Россия, Нижегородская обл., г. Арзамас, Архивный городок, д. 2
  • Тел.: (83147) 2-13-19
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Был основан около 1555 или 1556 года. После появления монастыря в Арзамасском крае ускорилось распространение христианства. Монастырь был наделен значительными земельными угодьями.

Первым храмом обители стал холодный собор в честь Преображения Христова. В 1585 году к нему была добавлена теплая церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Имелась и колокольня, на которой находились «девять колоколов и часы боевые» — последнее было редкостью для своего времени и свидетельствовало о богатстве обители. Обитель была полностью возведена из дерева.

Арзамасский Преображенский монастырь. Фото нач. XX века

С течением времени монастырь развивался и богател, строились новые храмы и хозяйственные здания. Вместо обветшавших деревянных возводились каменные сооружения. Первым каменным храмом в Арзамасе стал собор во имя Преображения Господня Спасского монастыря, к постройке которого приступили в 1638 году. Затем была вновь отстроена Богородице-Рождественская церковь, а в 1684-1685 годах — третья церковь во имя великомученика Георгия над Святыми вратами. В тот же период была возведена и новая колокольня.

На планах 1845 года около Георгиевской церкви в правом крыле здания располагалось духовное училище, а в левом — братские кельи.

В монастыре находилась особо чтимая Казанская икона Божией Матери, прославившаяся 2 июня 1739 года спасением братии от гибели во время сильной грозы, когда при чтении акафиста Богоматери ударом молнии были разбиты большая глава и свод соборного храма, опалены столбы у местных икон и зажжен пол у южных дверей.

К началу XX века Спасо-Преображенский монастырь существовал, как общежительный III класса. При монастыре находился приют.

В 1927 году монастырь был закрыт. После закрытия в нем располагалась швейная фабрика, затем вплоть до настоящего времени филиал Государственного архива Нижегородской области. Сохранившиеся келейные корпуса были отданы под жилье.

Преображенский собор Арзамасского Спасского монастыря. Фото нач. XXI века

Монастырь был возобновлен 20 апреля 2005 года решением Священного Синода. Вначале насельники совершали богослужения в Благовещенской церкви города Арзамаса, так как храмы обители не были возвращены Церкви. В Спасо-Преображенском соборе находился Государственный архив города Арзамаса. На территории монастыря была восстановлена Спасская часовня, примыкающая к полуразрушенному зданию бывшего духовного училища.

Статистика

  • кон. XVI в. — 16 келий, 20 монахов

Храмы, архитектура

Спасо-Преображенский собор

Древнейшим и самым первым каменным храмом в Арзамасе был собор в честь Преображения Господня Спасского монастыря, сохранившийся до сего времени. К постройке его приступили в 1638 году при игумене Ионе.

Богородице-Рождественский храм

Первоначальная монастырская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы была возведена как второй храм обители в 1585 году из дерева. Она сразу строилась как теплая. Для отопления в подклете и самой церкви были устроены печи. За три века существования церковь многократно перестраивалась. На начало XXI века — одноэтажное ветхое здание.

Надвратная церковь великомученика Георгия

Церковь над Святыми вратами во имя святого великомученика Георгия была построена в 1684-1685 годах.

Колокольня

Колокольня обители первоначально была деревянной, имела «девять колоколов и часы боевые». Новая колокольня, относящаяся ко второй половине XVII века, представляла собой высокий восьмигранный столп, увенчанный шатровым завершением и маленькой луковичной главкой. В описи 1810 года говорится о наличии 10 колоколов (масса большого 1580 кг, а масса самого маленького 25 кг). На начало XXI века была разобрана.

Настоятели и наместники

  • Сергий (1585 — 1588)
  • Геронтий (1589)
  • Тихон (1593 — 1594)
  • Никифор (1596)
  • Тихон (15 марта 1604)
  • Иов (1607 — 1614)
  • Иосиф (1615 — 1621)
  • Иона (1624 — 1631)
  • Феодосий (1633 — 1644)
  • Иона (упом. 1638)
  • Корнилий (1646 — 1661)
  • Иона (1665 — 1676)
  • Нифонт (1677 — 1681)
  • Афанасий (1682 — 1693)
  • Павел (9 февраля 1694 -1698; вероятно, гораздо дольше)
  • Матфей (Шушерин) (январь 1713)
  • Афиноген (25 августа 1713 — 1716)
  • Лаврентий (1717 — 1727)
  • Иоасаф (1727 — 1744)
  • Давид (1746 — 1748)
  • Иов (Чернуцкий) (1757, недолго)
  • Амвросий
  • Каллистрат (? — 24 апреля 1757)
  • Каллистрат, 2-й раз (1759 — 1767)
  • Иоасаф (1767 — ?)
  • Иоасаф II (17 декабря 1790 — 13 июля 1791)
  • Иоанн (1798)
  • Галактион (1800)
  • Евграф (1800 — 11 ноября 1807)
  • Мелхиседек (Короткий) (1807 — 10 апреля 1810)
  • Александр (Подгорченков) (10 апреля 1810 — 29 апреля 1845)
  • Амфилохий (1846 — 1851)
  • Никодим (Кошиц) (1851 — 1859)
  • Иоаким (1860 — 1866)
  • Макарий (Малиновский) (1869 — упом. 1879 )
  • Алексий (Соболев) (1892 — 1893)
  • Евфимий (Счастнев) (1893 — 1895)
  • Василий (Лузин) (15 ноября 1896 — ?)
  • Алексий (Соболев), 2-й раз (1906 — 2 февраля 1911)
  • Гавриил (Голосов) (18 февраля — 26 апреля 1911)
  • Владимир (Филантропов) (25 июня 1911 — 4 июля 1914)

С 1927 по 2005 год монастырь был закрыт

  • Паисий (Яцко) (6 октября 2008 — 16 апреля 2016)
    • Тихон (Затёкин) (с 17 мая 2016) и/о

Использованные материалы

  • «Спасо-Преображенский мужской монастырь. Арзамас город,» сайт Русские Церкви:
  • История монастыря на официальном сайте обители
  • Страница официального сайта Нижегородской епархии:
  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви, СПб., 1877, с. 616-617, 666.

«Спасо-Преображенский мужской монастырь. Арзамас город,» сайт Русские Церкви,

Ист. Iep.

«Архимандрит Александр, настоятель Арзамасского Спасского монастыря», официальный сайт комиссии по канонизации святых Нижегородской митрополии,

Смотритель Арзамасского духовного училища в 1867 году — «Замечательные выпускники Костромской духовной семинарии», П.П.Резепин «Альманах Светоч», библиотека протоиерея Сазонова,

Приветствие Арзамасского Преображенского монастыря настоятеля архимандрита Макария на юбилейное торжество 100-летия Тамбовской духовной семинарии // Тамбовские епархиальные ведомости, 1879, № 22, с. 796.

«Наместником Спасо-Преображенского мужского монастыря города Арзамаса назначен иеромонах Паисий (Яцко)» // Сайт Нижегородской митрополии —

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *