Спасо преображенский собор нижний новгород

Спасо-Преображенский собор

Престол

  • Главный – в честь Преображения Господня (19 августа).
  • Нижний (в подцерковье) – в честь пророка Божия Илии (2 августа).
  • Южный придел – в честь святителя Николая Чудотворца (19 декабря).
  • Северный придел – в честь Казанской иконы Божией Матери (4 ноября).

История

В XIX веке кустарные мастерские Камско-Волжского пароходства близ деревни Сормово Балахнинского уезда объединились в Машинную фабрику буксирного и завозного судоходства. К 1849 году фабрика превратилась в огромное предприятие российской промышленности – Сормовский судостроительный завод.

К концу XIX века там трудились 10 748 человек. Старая заводская Александро-Невская церковь уже не могла вместить всех своих прихожан, особенно по воскресным и праздничным дням. Поэтому 29 марта 1898 года Священный Синод принял решение о строительстве в Сормове нового большого собора. Проектирование поручили известному в Нижнем Новгороде архитектору Павлу Малиновскому.

Кроме Спасо-Преображенского собора, П. П. Малиновский построил электростанцию перед Окским мостом, Народный дом (ныне оперный театр), клуб инженеров и служащих Сормовского завода; его труды вложены в реконструкцию Дмитровской башни Нижегородского кремля. Однако в 1903 году, когда Павел Петрович оставил работы по строительству храма и уехал в Москву, заканчивать его работу был приглашен новый зодчий – Василий Косов – академик, возводивший Храм Христа Спасителя в столице.

17 декабря 1899 года для возведения собора был создан специальный Строительный комитет во главе с Ф. Фоссом. Через полгода уже имелись готовый проект и необходимые средства для начала работ. Новый храм, как и старая Александро-Невская церковь, строился на трудовые, рабочие копеечки, отчисляемые от зарплаты каждого рабочего в размере 1% (1 копейка с каждого рубля), поэтому и прозван в народе «Копеечным».

Новый собор был задуман в неовизантийском стиле. Таких храмов в России было всего три: собор святого великомученика Пантелеимона в монастыре Новый Афон в Абхазии, кафедральный собор Александра Невского в Волгограде (Царицыне) и главный собор в честь Двенадцати апостолов Иоанновского ставропигиального женского монастыря в Санкт-Петербурге. Нижегородский краевед Мила Смирнова, не без основания, прообразом Спасо-Преображенского храма считает собор Александра Невского в Софии, который был построен совместно русскими и болгарами по проекту архитектора Александра Померанцева.

8 сентября 1900 года состоялась торжественная закладка собора. В фундамент была заложена медная памятная пластина с указанием даты закладки и имени правящего императора Николая II. На здание потребовалось 2,5 миллиона кирпичей. Одиннадцать колоколов общим весом 26,5 тонны были изготовлены по специальному заказу в Ярославле.

Строительство длилось три летних сезона, зимой стройку останавливали, чтобы не ухудшить качество кирпичной кладки.

Новый собор – большой крестовокупольный храм – вмещал до 2500 человек. Ширина его составила 14 сажен (29,9 м), длина вместе с колокольней – 22 сажени (46,9 м), высота центрального купола до креста – 20 сажен (42,7 м – высота девятиэтажного дома). Четыре опорных полукупола переходят в четыре нефа, в которых разместились центральный алтарь с двумя приделами, боковые входы и притвор. Над притвором располагались хоры для певчих. Необычным архитектурным решением стала колокольня, высота которой была значительно ниже центрального купола. Это усиливало центричность композиции, придавало новому храму устремленность в небо. Купольные своды были выполнены по последнему слову строительной техники того времени – из железобетона.

Мощь и изящество – вот основное впечатление, которое с первого взгляда производит храм своими серебристыми куполами с белыми полуколоннами и нарядными карнизами.

Первоначально собор был задуман одноэтажным на сводчатом подцерковье, предназначавшемся для центрального отопления и служебных помещений. Горячий воздух из кочегарки, поднимаясь по системе воздуховодов в стенах, должен был прогревать весь храм. Но летом 1902 года было решено устроить в нижней крипте еще один престол, который был освящен 9 октября 1903 года в честь пророка Божия Илии. В верхней же церкви расположились три придела: в честь Преображения Господня, Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая.

27 ноября 1905 года правящий архиепископ Нижегородский и Арзамасский Назарий совершил освящение главного престола в честь Преображения Господня. Позднее освятили Казанский и Никольский приделы.

К лету 1906 года отделка храма была завершена. Перед главным престолом был установлен оригинальный шестиярусный иконостас с восьмиконечным кованым крестом. Из молельного зала к царским вратам вели семь беломраморных ступеней. Еще два резных иконостаса с уникальной росписью украсили боковые приделы. Молельный зал обильно освещался потоками верхнего света. Белизна стен и величественный, поблескивающий позолотой иконостас производили неизгладимое впечатление. Не случайно образ собора с оригинальной столбовой звонницей и узорной каменной оградой, а также его великолепные интерьеры увековечил фотохудожник Максим Дмитриев, оставив для потомков редкие по значению исторические документы.

Собор простоял во всем своем величии только два десятилетия. В 1927 году деревянная звонница была сломана, колокола конфискованы. Существует версия, что они были переплавлены в медно-литейном цехе завода «Красное Сормово». С храма сорвали железную кровлю. Богослужения в соборе прекратились в 1935 году. Храм хотели взорвать, но потом решили превратить его в Дворец труда, закрыв в прямоугольный чехол, чтобы придать ему гражданский вид.

Планам безбожников не суждено было осуществиться. В соборе расположился вначале детский Дом культуры, потом аптечный склад и наконец склад пищевых продуктов. В подцерковье, которое было изуродовано многочисленными перегородками, был оборудован рыбный холодильник. И все это несмотря на то, что здание считалось памятником архитектуры.

В 50-х годах Сормовский собор стал декорацией для фильма режиссера Ивана Пырьева по роману М. Горького «Мать». На куполе храма даже установили крест – конечно, временно, для исторической достоверности картины.

В конце 1980-х годов здание настолько обветшало, что стало живым укором власть имущим. В конце 1987 года началась было реставрация, но в 1990 году храм передали верующим. Первые средства на его восстановление вносили новые прихожане «на вечное поминовение». Этих людей, жертвовавших деньги, стройматериалы, семейные иконы и просто бесплатно работавших на разборке «наслоений», будут поминать здесь до тех пор, пока храм будет стоять на земле. Многие из них уже отошли в вечность.

Первая Божественная литургия состоялась в соборе на Пасху в 1991 году в Никольском приделе. В следующем году началось восстановление иконостасов и резных деталей интерьера по фотографиям и сохранившемся в архивах чертежам. Одновременно велись работы по благоустройству территории вокруг храма, строительству оград, ремонту здания крестильни, в котором разместились также воскресная школа и трапезная.

К концу 2005 года ремонтные работы в Спасо-Преображенском соборе были закончены. 27-28 ноября 2005 года храм торжественно отмечал свой 100-летний юбилей. Божественную литургию в этот день возглавил епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. После службы был совершен торжественный крестный ход вокруг храма, а затем состоялось праздничное выступление воспитанников Сормовской православной гимназии и воскресной школы Спасо-Преображенского прихода.

Из ста лет, которые великолепный собор украшал землю, более 60-ти он не действовал. Но молитвами верующих и теми же трудовыми «копеечками» своих новых прихожан он получил новую жизнь.

Сормовский Спасо-Преображенский собор в Нижнем Новгороде является истинным украшением города и уникальной исторической достопримечательностью. Мощную и в то же время изящную красоту производит строение с серебристыми куполами, белыми колоннами и карнизами. Из ста лет своего существования более шестидесяти собор не действовал. Помогли вернуть его к жизни, как и раньше «копеечки» прихожан. Теперь по утрам на улицах Сормово раздается красивейший церковный звон.

История

Сормово в начале девятнадцатого века было небольшой деревней и располагалось на окраине города Нижний Новгород. Но ситуация изменилась, когда отдельные мастерские в середине девятнадцатого столетия объединили в единое предприятие в Сормовский судостроительный завод.

На предприятии трудилось более десяти тысяч рабочих и служащих и на пожертвования прихожан была возведена небольшая церквушка, которая вмещала небольшое количество людей. Поэтому попечительский совет церковных и приходских школ принял решение возвести в Сормово новое строение и посвятить празднику Преображения. Председателем комиссии по сбору денежных средств был русский промышленник и инженер Федор Фосс.

С каждой заработной платы рабочих и служащих удерживали копейку с одного рубля на строительство, поэтому в народе прозвали этот собор «копеечный».

Для строительства понадобилось 2,5 мил. штук кирпича и одиннадцать колоколов, которые отлили мастера города Ярославля. Строительство велось только в теплое время года, на зиму стройку замораживали. Это обеспечивало качество каменной кладки. Во внутреннем помещении поставили резной из дерева и покрытый позолотой иконостас, наверху был красивый выкованный крест. К алтарю можно было подняться по ступенькам из мрамора.

Как и все церковные сооружения советского периода Спасо-Преображенский храм сильно пострадал от действия антирелигиозной пропаганды. В двадцатые годы звонница была разрушена, колокола изъяли и переплавили в литейном цехе «Красное Сормово», сняли металлическое покрытие крыши.

Сначала здание намеревались взорвать, но затем открыли Детский дом для детей, а впоследствии склад лечебных препаратов и продуктов. Забытый храм в течение пятидесяти лет стоял как молчаливый укор людям, ему требовались реставрационные работы.

Только в восьмидесятые годы прошлого столетия провели восстановительные работы, а в начале девяностых вернули храм в лоно православной церкви. Деньги на реставрационные работы собирали, как и прежде по копейкам. Многие жители несли в дар сохранившиеся иконы, а некоторые работали безвозмездно на стройке. Восстановлением иконописи занимались специалисты по имеющимся снимкам и архивным данным.

В пятидесятые годы прошлого столетия здание использовали как декорацию в фильме по роману Горького «Мать».

Спасо-Преображенский собор (Нижний Новгород)

Не следует путать с другим Спасо-Преображенским собором — кафедральным собором, находившимся на территории Нижегородского кремля до 1929 года, а также со Спасским Староярмарочным собором. У этого термина существуют и другие значения, см. Спасо-Преображенский собор.

Православный храм
Спасо-Преображенский собор
56°20′59″ с. ш. 43°52′19″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Местоположение Нижний Новгород Нижний Новгород
Ближайшая станция метро Буревестник
Конфессия православие
Епархия Нижегородская
Тип здания крестово-купольный храм
Архитектурный стиль русско-византийский
Строительство 1890—1905 годы
Статус Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 521510211530005 (ЕГРОКН). Объект № 5200139000 (БД Викигида)
Состояние действующий

Спасо-Преображенский собор на Викискладе

Спасо-Преображенский собор в Сормове — храм Нижегородской епархии Русской православной церкви, расположенный в Сормовском районе Нижнего Новгорода на улице Щербакова.

Спасо-Преображенский собор — памятник архитектуры регионального значения. При нём открыты воскресная школа и православный лекторий.

История

Для быстро разраставшихся в Сормове заводских посёлков близ Сормовского завода в 1882 году была возведена церковь в честь благоверного князя Александра Невского. Однако Сормово продолжало разрастаться: к концу XIX века на заводе работало более 10 тысяч человек, и маленький храм уже не мог вместить всех желающих, особенно по праздникам. 29 марта 1898 года попечители церковно-приходских школ Сормовских заводов приняли решение приступить к составлению проекта нового храма. Строительство собора по проекту архитектора Павла Малиновского было одобрено. 17 декабря 1899 года для возведения в Сормове собора был учрежден специальный строительный комитет под председательством Ф. А. Фосса, а среди рабочих по цехам начался сбор пожертвований.

8 сентября 1900 года состоялась торжественная закладка фундаментов храма. В 1905 году был освящён главный престол.

Спасо-Преображенский собор в советское время. На переднем плане — кинотеатр «Сормовский»

Храм был рассчитан на посещение более двух тысяч прихожан, но позже вместимость ещё увеличили. Внутри главного храма установили шестиярусный резной иконостас, который вверху увенчали восьмиконечным кованым крестом, а к Царским Вратам из моленного зала вели семь мраморных ступеней. В комплекс зданий помимо собора, входят дом причта, крестильня, несколько хозяйственных построек.

В 1927 году собор был закрыт, с него снята кровля и конфискована церковная утварь. Первоначально храм решено было взорвать, однако, в нём был открыт детский дом культуры, а позже созданы склад и холодильник. Лишь в 1990 году храм был возвращён Русской православной церкви и позже отреставрирован.

История Карповского храма

Раньше Карповка не была частью города, а представляла собой село у тракта, который вел к Нижегородской Макарьевской ярмарке. Основали это поселение в Заочье в XIV веке, как заимку в Стрелицком стане, и с тех времен оно сохранило имя местного бортника (или пчеловода) – Карпа. Стрелицей или Стрелкой в старину называли узкую полоску земли в месте слияния двух рек. Заочье имело низинные и заболоченные земли, и поэтому люди старались селиться ближе к речным берегам.

В документах XVI века поселение описано как место проживания государевых бортников. В Карповке тогда насчитывалось 7 дворов. В конце XVI века Борис Бодунов подарил ее дворянам – братьям Безделкиным, и возле крестьянских изб появились дворы помещиков. Деревянный храм возвели здесь в 1722 году с благословения епископа Питирима.

В самом начале XIX века эта церковь значительно пострадала в результате нескольких пожаров, и прихожане сразу же стали просить у епархии разрешение построить новый деревянный храм. Однако, с 1801 года существовало правительственное распоряжение не отстраивать погоревшие храмы из дерева, а возводить их каменными. Поэтому старую церковь в Карповке снесли, и жители села начали собирать деньги и подготавливать необходимый строительный материал для нового каменного храма.

В 1817 году трехпрестольный храм построили. Автором его проекта стал губернский архитектор Иван Иванович Межецкий. Он умело воплотил в новом храме все самые лучшие традиции русской архитектуры. Церковь получилась простой, лаконичной и сдержанной во внешнем декоре. Зал для молитв завершал высокий световой барабан, над которым располагалась небольшая главка. Северный и южный входы обрамляли четыре пилястры и классические треугольные фронтоны. А на самом верху красовался покрытый позолотой кованный крест. Тогда же провели освящение главного престола, посвятив его Преображению Господню.

Общий вид церкви

В 1838 году при церкви создали сельскую приходскую школу, и юные жители Карповки получили возможность обучаться грамоте, письму и основам счета. Занятия в школе проводили два преподавателя.

Храму повезло — на протяжении его истории всегда находились жертвователи и благотворители, которые были готовы помочь с ремонтом или приобретали необходимую богослужебную утварь и иконы. Когда в 1869 году Карповская церковь вновь погорела на пожаре, благодаря местным жителям Вяхиревым, ее удалось полностью восстановить.

Губернский архитектор Роберт Яковлевич Килевейн перестроил Карповскую церковь по-новому, значительно расширив внутренние помещения. Такие реконструкции были вызваны практической необходимостью. Храм в Карповке был единственной православной церковью на несколько деревень, и во время проведения церковных праздников не вмещал всех приходящих для молитвы. Над трапезной построили второй этаж, расположив его вровень с основным четвериком, и сюда перенесли приделы.

Р.Я. Килевейн был не только хорошим инженером-строителем, он скрупулезно изучал древнерусское храмовое зодчество, активно сотрудничал с академиком архитектуры Львом Владимировичем Далем и много строил в городе по его проектам. Особое внимание Килевейна привлекала резьба, которой старые мастера украшали деревянные церкви. Поэтому многие элементы деревянного народного зодчества архитектор перенес в Карповский храм.

В начале XX века внутренние помещения церкви расписали масляными красками. Художники, проделавшие эту работу, взяли за основу сюжетов и композиций рисунки, выполненные известными русскими живописцами Михаилом Васильевичем Нестеровым и Виктором Михайловичем Васнецовым. Эта роспись во многом сохранилась и до наших дней.

Вид на южный фасад церкви

После прихода советской власти, а особенно во время активных гонений на церковь, большинство храмов города было ликвидировано. Карповкую церковь закрыли лишь в 1941 году, так как приходская община не уплатила налог в бюджет райфинотдела города. Однако летом в 1943 года, в разгар Великой Отечественной войны, ее снова передали прихожанам. Священники успели отслужить в храме лишь три дня, как в ночь с 13 на 14 июня прорвавшиеся к городу немецкие бомбардировщики совершили налет на жилые кварталы. Во время бомбежки погибло пять жителей Карповки и значительно пострадало церковное здание. Потом его отремонтировали и летом 1944 года снова открыли для верующих. К концу войны у храма насчитывалось около 2000 прихожан.

В послевоенные годы в церкви провели капитальный ремонт, отреставрировали внутренние росписи и позолоченный иконостас, а также создали хор. Окружающая здание площадь была покрыта асфальтом, а для церковных сторожей построили специальную сторожку. Нашлись деньги даже на то, чтобы приобрести машину «Победа», на которой священники ездили на требы. Количество прихожан постоянно росло, и в мае 1951 года на Пасхальную службу в Карповскую церковь собралось 20 тысяч верующих.

В 2000-е годы здесь провели реставрационные работы по росписи внутренних помещений, которыми руководил художник Андрей Геннадиевич Филиппов.

Архитектурные особенности церкви

Карповская церковь построена в традициях классицизма. Снаружи она покрыта штукатуркой, а декоративные элементы выбелены. При реконструкции, проведенной Р.Я. Килевейном, храм из однокупольного превратили в пятикупольный. В это же время на трапезной по-иному декорировали окна второго этажа. Их стали обрамлять рельефные наличники и аккуратные треугольные фронтоны.

Вид на западный фасад церкви

Первоначальный облик, задуманный И.И. Межецким, до наших дней сохранила лишь высокая колокольня. Она сложена из основания-четверика и стоящих на нем двух восьмериков. Вход в колокольню обрамлен выразительной килевидной аркой. Нижний ярус здания завершен традиционным для классицизма треугольным фронтоном. Расположенный над ним второй ярус декорирован строенными колонами, которые также завершены фронтонами. Арочные проемы этого яруса заполнены фресками, на которых видны изображения Святой Троицы, Вознесения и Преображения Господня.

Еще выше, на третьем ярусе здания находятся восемь приподнятых арок. А купол завершает длинный шпиль, который напоминает некоторые здания Санкт-Петербурга, построенные во времена Петра I.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *