Спасо преображенский собор

Спасо-Преображенский храм села Пурех и Пуреховский краеведческий музей — как единый музейный комплекс

В.Е.Шматов

Спасо-Преображенский храм села Пурех и
Пуреховский краеведческий музей —
как единый музейный комплекс

Село Пурех расположено на Нижегородской земле и находится на древнем почтовом тракте между Нижним Новгородом и Ярославлем в 70 километрах к западу от Нижнего Новгорода. Земля эта древняя, а образование села напрямую связано с именем спасителя нашего Отечества, князя Д.М. Пожарского1.

Известно, что за «Московское очищение» князь получил в награду от царя Михаила Романова боярский чин и земли в Нижегородском уезде, так называемую «Пурецкую отчину»2. И вот на этой земле, в 20 километрах от старинного родового поместья князей Пожарских-села Юрино3, он строит монастырь в честь святого Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, являвшегося в то время покровителем земли Нижегородской4. А рядом с монастырем возводит церковь в честь Спаса Преображения. И монастырь, и церковь первоначально были деревянными и построены им в 1613-1615 годах в честь освобождения Москвы. Одновременно в своем родовом имении Юрино князь строит тоже деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией матери5, которая сопровождала князя и народное ополчение при освобождении Москвы и во многом способствовала ее освобождению. Село Пурех развивалось как монастырская слободка, так как первоначально вообще никакого села не было. А была незаселенная местность под названием Петряевская пустошь6. Слободка постепенно расширялась и уже к середине XVIII века называлась Макарьевская полуслободка, а к концу XVIII века – Макарьевская слобода. В начале XIX века (с 1803 года) село стало называться Пурех- по названию Пурехской (Пурецкой) волости, где оно было расположено7.

Теперь ответим на вопрос: почему Д.М. Пожарский построил монастырь и церковь именно в этом месте, а не в каком-либо ином? Выбор этот не случаен и объясняется следующим.

Во-первых, князь хотел построить монастырь вблизи своего родового имения, а здесь как раз место пересечения дороги из Юрино с почтовым трактом из Нижнего Новгорода на Ярославль. Место весьма оживленное и способствовало привлечению многих богомольцев.

Во-вторых, это самая высокая точка в окружающей местности, а церкви, как известно, строились именно на таких местах.

В-третьих, князь строил монастырь как оплот для призрения увечных ополченцев, т.е. как своего рода приют. А где, как не на оживленном тракте можно

было получить немалые подаяния.

В-четвертых, князь строил монастырь и церковь как памятник народному ополчению, освободившему Москву в 1612 году от литовско-польских завоевателей.

Спасо-Преображенская церковь села Пурех. Фото Соколова А., 1912

В Спасо-Преображенском храме села Пурех до средины 30х годов XX столетия хранились в течение более чем 300 лет многочисленные реликвии, подаренные монастырю и храму как лично Д.М. Пожарским, так и членами его семьи. И недаром известный писатель и историк XIX века, редактор «Нижегородских губернских ведомостей» П.И. Мельников-Печерский, узнав о существовании этих реликвий, сказал: «Целы ли эти вещи? Оне — суть достояние всего нашего народа»8.

В различных источниках середины XIX века и более поздних приведена опись всех реликвий Спасо—Преображенского храма9. Из более чем 20 реликвий сегодня известна сохранность лишь следующих:

1.По мнению епископа Иакова, управляющего Нижегородской епархией в середине Х1Х века, наиболее значимой реликвией храма было знамя Нижегородского ополчения 1612 года, под сенью которого Д.М.Пожарский вместе с К.Мининым совершили свой исторический подвиг. Это знамя находится сейчас в московской Оружейной палате, ибо в 1826 году по указу императора Николая I оно было затребовано в Москву, благодаря чему и сохранилось. Узнав об утрате дорогой им реликвии, жители села взбунтовались и 25 зачинщиков были сосланы в Сибирь. Но, увидев огромную любовь жителей села к имени Д.М. Пожарского, по указу императора в 1827 году в Москве были изготовлены две копии с этого знамени. Они были присланы в Пурех, где хранились в нижней (Успенской) церкви Спасо-Преображенского храма. Позднее была изготовлена еще одна копия со знамени и помещена в гробнице К. Минина в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Нижнего Новгорода. На сегодняшний день все три копии со знамени утрачены.

Знамя народного ополчения 1612 года. Фото из архива НГУАК

2. Вторая по значимости реликвия храма- Животворящий Крест Господень, копия с которого находится в настоящее время в Троицкой церкви Нижнего Новгорода10. К сожалению судьба самого Животворящего Креста на сегодняшний день пока неизвестна. По преданию, Животворящий Крест был привезен Д.М. Пожарским в 1606 году из Соловецкого монастыря «ради избавления от морового поветрия и нашествия Гетман» и помещен им позднее в свой Макарьевский монастырь11. По упразднению монастыря в 1694 году Животворящий Крест был передан в Спасо-Преображенский храм с. Пурех.

Животворящий Крест Господень. Фото Соколова А., 1912

3.К числу сохранившихся реликвий относится колокол весом семи пудов, подаренный храму в 1641 одним из членов семьи Д.М. Пожарского. Этот колокол после закрытия храма в 1937 году оказался в пожарной части г. Городца и совсем недавно был передан в Городецкий краеведческий музей, где и хранится.

Судьба остальных реликвий неизвестна.

После закрытия храма было вывезено неизвестно куда и все его церковное имущество. Алтари были сломаны, но одна из деталей главного алтаря все же сохранилась. Она дает нам представление о древности храма и высоком художественном уровне изготовления его убранства. Это одна из дверей ХVII века главного алтаря. Дверь оказалась вывезенной в Москву и хранится в Государственном историческом музее. Впервые я увидел ее в августе 1963 года в экспозиции музея. Сейчас эта дверь является входной дверью из зала № 21 в Забелинский зал. К слову сказать, из вещей Д.М. Пожарского в экспозиции ГИМа в настоящее время находится лишь напрестольное евангелие с его надписью и сабля, украшенная драгоценными камнями.

Алтарная дверь из Спасо-Преображенского храма в экспозиции ГИМа

Возвращаясь к вопросу об историческом значении Спасо-Преображенского храма села Пурех, его можно рассматривать как весьма значимую историческую реликвию, созданную в первой четверти XVII века как памятник народному ополчению 1612 года и как памятник великому гражданину России- Д.М.Пожарскому.

История создания и существования храма – это и история создания самого села Пурех, история развития этого села, история быта и жизни как его жителей, так и жителей его окрестных деревень (к приходу Спасо-Преображенской церкви было приписано 35 деревень с общим количеством жителей более 3500 человек, включая жителей села, которых было 547 – данные на середину XIX века). И прикосновение к этой истории имеет огромное воспитательное значение – патриотизма, любви к Родине, высокой гражданской и человеческой нравственности.

Особенно явно я это почувствовал, когда вышла в свет моя книга о Спасо-Преображенском соборе, о селе Пурех, о его жителях, их родословных, о причастности всех их предков к эпохе Смутного времени, к единению русского народа в годы лихолетья, об огромной роли православия в этом единении, о нашем великом земляке и, можно сказать, праотце нашего села- князе Дмитрии Михайловиче Пожарском12. Значительная часть тиража книги была распространена через Спасо-Преображенский храм. Все средства от продажи пошли на благотворительные цели для нужд Спасо-Преображенского храма и Пуреховского краеведческого музея им. Д.М.Пожарского. Да, есть в Пурехе такой музей, но об этом чуть позже. Тираж книги «Пурехъ» разошелся очень быстро не потому, что автор талантливо ее написал, а потому, что события, в ней описанные, оказались близкими сердцу каждого из жителей села, они всколыхнули патриотические чувства в каждом из них. И, несомненно, это передастся и нашим детям и внукам.

Открытие МУК «Пуреховский краеведческий музей им. Д.М.Пожарского». Фото Лысенко К., 2005

На презентации книги в октябре 2004 года была высказана мысль о необходимости создания Пуреховского краеведческого музея с присвоением ему имени Д.М.Пожарского. Идея была одобрена, и началась подготовка к ее воплощению. За неимением отдельного здания первую экспозицию музея, посвященную народному ополчению 1612 года и истории создания Спасо-Преображенского храма, разместили в Пуреховской сельской библиотеке. В создании экспозиции очень большое участие принял Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Открытие муниципального учреждения культуры «Пуреховский краеведческий музей им. Д.М.Пожарского» состоялось 30 октября 2005 года. День рождения нашего национального героя стал и днем рождения музея его имени. Директором музея была назначена педагог- воспитатель Пуреховского детского сада. При музее образован Попечительский совет из 7 членов, в числе которых руководитель Балахнинского благочинного округа. Самым активным образом с музеем сотрудничает настоятель Спасо-Преображенского храма иерей отец Михаил. Активно посещают музей и храм школьники, местные жители, туристы и гости села. Экспозиция музея расположена таким образом, что из окон зала, находящихся в пределах ее территории , как на ладони во всей своей красе виден ансамбль Спасо-Преображенского храма. Экскурсии по музею завершаются, как правило, посещением храма, где сам настоятель отец Михаил проводит экскурсию по храму.

Храм в последние годы активно реставрируется, пополняется новыми иконами и церковной утварью.

Активно пополняются музейными предметами и фонды музея: как местными жителями по своей инициативе и по просьбе директора музея, так и в результате экспедиций активистов музея по окрестным деревням. Решается вопрос о предоставлении музею отдельного помещения.

Активно включился музей и в просветительскую работу. Отделом культуры Чкаловского района изданы красочные буклеты о музее. Попечительским советом определен план работы музея на ближайшие годы, проведена научно-практическая конференция «Пурецкая отчина» на базе общеобразовательной школы в селе Вершилово в апреле 2006 года и научно-практическая конференция школьных музеев Чкаловского района на базе Пуреховского краеведческого музея им. Д.М.Пожарского в ноябре 2006 года. Активно участвует музей и в общественно-патриотических межрегиональных и межрайонных акциях, таких, в частности, как «Алтарь Отечества», «От Минина к Пожарскому». В этих акциях участвуют школьники Балахнинского, Чкаловского и Городецкого районов Нижегородской области. Приобщаются к патриотическому воспитанию и дошкольники. Так, директор музея как педагог- воспитатель детсада проводит экскурсии старших групп и в музей, и в Спасо-Преображенский храм, рассказывая ребятам об истории села Пурех, разыгрывая с ними бытовые сценки из жизни наших предков. С большой охотой приходят в музей и пожилые люди.

Патриотическая акция школьников Балахнинского района
Нижегородской области “От Минина к Пожарскому”. Фото Лысенко К., 2006

В завершение хочу сказать, что создание музея в селе Пурех – большое событие не только для сельчан и жителей Чкаловского района, но и для всей Нижегородской области в деле патриотического воспитания. И позитивное сотрудничество музея, как светского учреждения, с церковным учреждением оказывает самое благотворное влияние на духовное возрождение Отечества.

Примечания

1. Шматов В.Е. ПУРЕХЪ. Киров, 2004. С.21-28.

2. 1642 г. мая. Выпись в доклад о вотчинах и поместьях кн. Д.М.Пожарского.

Отечественная история, 2000. №1. С. 156-157. Публикация Ю.М.Эскина

(РГАДА).

3. Шматов В.Е. Князья Пожарские- князья Суздальские или Нижегородские?

Нижегородская старина, Н.Новгород, 2006. Выпуск12. С.20-27.

4. Писцовая опись Нижегородских владений Д.М.Пожарского 1621-1624годов.

Нижегородский край: Хрестоматия (история в документах с древнейших

времен до 1917 года ), Арзамас, 2001. С. 58.

5. Гациский А.С. Нижегородский летописец. Н.Новгород, 2001. С. 424-427.

6. См. п.4.

7. Нижегородская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года.

См. п.1, С.69, 225.

8.Мельников П.И. Замечания на Записку о древностях села Пуриха.

Нижегородские губернские ведомости, Н.Новгород, 1847. №26, С.102-103.

9. Записка о Древностях Спасопреображенской Церкви в селе Пурих, Балах-

нинскаго уезда, бывшей вотчине князя Д.М.Пожарскаго. Преосвященного

Иакова, епископа Нижегородского и Арзамасского, Нижегородские

губернские ведомости, Н.Новгород, 1847. №24, С.94-96. № 25, С.94-95.

См. п.5, С. 418-424. См. п.1, С. 93-101.

10.ШматовВ.Е.,ВарэсЛ.Н. Животворящий Крест Господень.

Нижегородская старина, Н.Новгород, 2006. Выпуск 12. С.33-38.

11. См. п.5, С. 419.

12. См. п.1.

Список сокращений

ГИМ- Государственный исторический музей

РГАДА- Российский государственный архив древних актов

МУК- муниципальное учреждение культуры

НГУАК- Нижегородская губернская архивная комиссия

Статья будет опубликована в материалах симпозиума ″Проблемы сохранения, изучения и популяризации культурного наследия Русской Православной Церкви″, состоявшегося в Москве 20-23 ноября 2006 года в ГИМе.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *