Спасская башня кремля

Содержание

Никольская башня Московского Кремля выделяется своим готическим стилем и необычайным изяществом декоративных элементов. Она находится на восточной стороне Кремля между Сенатской и Угловой Арсенальной башнями, рядом можно увидеть Государственный исторический музей.

Никольская является проездной башней, она была возведена в конце XV века. Современный ее облик разительно отличается от первоначального, на протяжении своей истории она многократно перестраивалась, приобретая новые черты. По одной версии, ее название связано с иконой Николая Чудотворца, которая висела над ее воротами, со стороны Красной площади. Существует и мнение о том, что башню стали называть так по расположенному рядом монастырю Николы Большая голова.

Архитектурные особенности

Высота современной башни без учета звезды составляет чуть более 67 метров, с ней же она достигает 70 метров. Сооружение имеет форму четверика, на него водружены один на другой два восьмерика, имеющих ажурные украшения, над ними расположен высокий шатер. По углам четверика возведены четыре белокаменных башенки-фиала, которые придают башне готический стиль. Башня украшена декоративными элементами с растительными орнаментами, они выполнены из белого камня, что создает эффект контраста с красными стенами и добавляет легкости и нарядности.

До 1935 года на вершине Никольской был установлен двуглавый орел, который решили заменить на звезду. Ее каркас изготовили из нержавеющей стали, его облицевали позолоченной медью и украсили самоцветами. Два года спустя эти звезды заменили на рубиновые. Башня имеет пять этажей, три из них находятся в ее нижней части. Над воротами в киоте размещается отреставрированная историческая икона Николы Можайского.

История Никольской башни Московского Кремля

Башня была возведена в 1491 году итальянским зодчим Пьетро Антонио Солари, она создавалась как фортификационное сооружение. Башня имела проездные ворота и стрельницу, которая соединялась с деревянным подъемным мостом, венчал башню деревянный шатер. Вход в сооружение находился внутри арки. На участке у крепостной стены между Никольской и Угловой Арсенальной башнями устраивались специальные тайники, которые позволяли услышать, где противник роет подкоп, и предотвратить его попадание на территорию.

Сенатская, Никольская и Угловая Арсенальная башни, © Татьяна Лискер

Над воротами, со стороны Красной площади, висел образ Николы Можайского, в его правой руке был меч, а в левой — град, который он защищал. Предположительно, она была создана в XV–XVI веках, и ее расположили на воротах, так как рядом проходила Никольская улица. Люди верили, что Николай Чудотворец наказывает клятвопреступников и защищает обиженных. Также святой покровительствует странникам, поэтому войска, отправляясь в поход, совершали перед иконой молебны. Члены царской семьи и простые люди приходили к образу, чтобы попросить благословения перед дальним путешествием.

В XVI–XVII веках на башне размещались часы с колоколами, существует версия, что они были уничтожены при пожаре, произошедшем в 1626 году. Сооружение было свидетелем освобождения Москвы от польско-литовских интервентов — именно через Никольские и Спасские ворота ополченцы под предводительством Минина и Пожарского торжественно вошли в Кремль после капитуляции польских войск, занимавших его.

Во второй половине XVII века сооружение стало ветшать, в связи с этим были проведены масштабные ремонтные работы. На смену деревянному мосту соорудили каменный. В начале XVIII века в связи с опасностью нападения шведов укрепления Кремля были реконструированы, в частности, у Никольской башни возвели редут. В 1737 году сильный пожар нанес ущерб башне, после проведенной реконструкции в ее архитектуре появились элементы стиля барокко. После масштабной реконструкции, осуществленной в начале XIX века, сооружение приобрело готический стиль — над четвериком соорудили восьмигранный ярус, увенчанный каменным шатром. Тогда же появились ажурные декоративные белокаменные элементы.

В 1812 году во время отступления французов было взорвано здание Арсенала, пострадала и стоящая рядом башня — произошло обрушение шатра, также была повреждена верхняя часть ворот. Примечательно, что икона Николая Чудотворца на воротах не только осталась целой, от взрыва не треснуло даже ее стекло. Все сочли это настоящим чудом, а император Александр I даже распорядился установить под образом мраморную доску, напоминающую об этом свидетельстве силы Бога. В ходе реставрации башни были убраны бойницы, вместо каменного установили шатер с железным каркасом, появились также фиалы. Перестройка коснулась и отдельных внутренних участков сооружения. Саму же башню выкрасили в белый цвет.

Еще раз башня пострадала при штурме большевиками Кремля, пули попали и в икону Николая Можайского, однако сам образ уцелел, что верующие люди снова посчитали чудом. На башне провели восстановительные работы, после которых она снова обрела красный оттенок. В 1918 году во время празднования Первомая произошло еще одно чудо — фасад Никольской вместе с иконой был задрапирован красным полотном, однако в какой-то момент оно разорвалось, будто его прорезали мечом, и икона стала видна присутствующим. По официальной версии, поднялся ветер, который скрутил полотно, однако люди утверждали, что в тот день не было ветра. После этого верующие стали собираться у иконы и молиться, иногда красноармейцы даже разгоняли толпу.

Со временем образ пропал с ворот, долгое время его искали в коллекциях музеев. Однако в 2010 году его обнаружили под слоем штукатурки башни, после реставрации его вновь повесили на ворота сооружения. Последняя реставрация башни проводилась в 2016 году, специалисты укрепили кирпичную кладку, обновили звезду на вершине и провели ряд других восстановительных работ.

Спасская, Сенатская, Никольская, Угловая Арсенальная башни, © Татьяна Лискер

Как добраться

Доехать до башни можно на наземном общественном транспорте, рядом находится остановка «Манежная площадь», чуть дальше — «Красная Площадь».

Другой вариант — поездка на метро, в непосредственной близости от достопримечательности расположены станции «Охотный ряд», «Площадь Революции», «Театральная».

Если вы предпочитаете добираться на такси, то стоит воспользоваться приложениями, в Москве работают: Яндекс.Такси, RUTAXI, Gett, Максим, Ситимобил и другие.

Никольская башня и другие достопримечательности Красной площади, видео:

61. СПАС СМОЛЕНСКИЙ, С АРХАНГЕЛОМ МИХАИЛОМ И АНГЕЛОМ ХРАНИТЕЛЕМ

Конец XVII века
Кострома
29,6 × 26,7 см
Дерево, левкас, темпера

Происхождение: Неизвестно. Приобретена в Москве в 2002 году.

Сохранность: Первоначальные поля иконы опилены по нижнему краю и с боков, надставлены при реставрации до прежнего размера, залевкашены и тонированы. Многочисленные мелкие тонированные вставки и прописи.

Реставрация: Реставрирована до приобретения в коллекцию.

Иконография образа восходит к редкому варианту Спаса Смоленского, известному по иконе конца XVII века из церкви Воскресения на Дебре в Костроме69, для которого свойственно изображение ангела-хранителя среди предстоящих Христу. На костромской иконе вместе с ним изображен Федор Стратилат, на публикуемом памятнике — Архангел Михаил. Обе иконы совпадают во многих деталях (круглящийся позем, типичный для Оружейной палаты, форма подушки в ногах Христа, позы предстоящих и ангелов, держащих орудия страстей, и др.). Обе носят, очевидно, патрональный характер. Небольшие размеры публикуемого памятника свойственны домашним моленным образам.

Манера письма, отличающаяся подчеркнутой декоративностью, одновременно близка костромской иконописи конца XVII века и произведениям иконописной мастерской Оружейной палаты. По-видимому, ее автором был одним из многочисленных мастеров костромского происхождения, состоявших на службе в Оружейной палате.

Публикации:

  • Костромская иконопись XIII–XIX веков / Авт.-сост. Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. Кат. 141.

Н. И. Комашко

Спасскую башню (высота со звездой — 71 метр) построил в 1491 году архитектор Пьетро Антонио Солари. Об этом сообщает памятная надпись на латыни — первая в Москве мемориальная доска.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Сначала башню называли Фроловской — по церкви Фрола и Лавра на Мясницкой, к которой вела дорога от башни. Церковь не сохранилась. Не сохранилась и тюрьма, где томились участники соляного и медного бунтов.

Повышение налога на соль поставило «черных людей» посадов в тяжелое положение. Под давлением населения правительство отменило налог, но решило собрать недоимки сразу за 3 года. Злоупотребления близких к царю лиц обострили ситуацию, и 1 июня 1648 года Алексея Михайловича по дороге из Троице-Сергиева монастыря окружила толпа с требованием наказать вымогателей.
На следующий день царя вновь окружили: люди требовали выдачи злодеев и даже начали громить боярские дома. Царь решил отдать палачу Плещеева, но толпа выволокла его на Красную площадь и растерзала. Тогда Алексей Михайлович пообещал выслать из Москвы ненавистных бояр. И тут начался пожар. По слухам, виновны были приближенные к царю. В ответ народ разгромил хоромы Морозова, двор купца Василия Шорина, убил дьяка Чистого и боярина Траханиотова. Восстание пошло на убыль.

Вскоре к прежним причинам недовольства добавились новые: затянувшаяся война против Польши и обесценивание медных денег. Пытаясь выйти из финансового кризиса, правительство выпустило медные деньги, сравняв в цене с серебряными. Из-за этого цены выросли, и появилось много фальшивок. В ночь на 25 июля 1662 года в людных местах Москвы появились «воровские листы», которые обвиняли родственников царя. Над городом поплыли звуки набата, а толпа устремилась в село Коломенское к Алексею Михайловичу.
Царь уже было уговорил народ разойтись, но к бунтовщикам добавилось подкрепление. Тогда «тишайший» царь приказал расправиться с бунтовщиками. Много людей пострадало, но медные деньги были отменены.

Напоминают о том времени клады, найденные советскими археологами на Красной площади. Один из них содержал 33 000 серебряных монет времени Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

Название Спасской башне дали по надвратной иконе Спаса Смоленского.

Что есть что в церкви

Слева и справа от Спасских ворот до 1925 года находились часовни — часовня Великого Совета Откровение (Смоленская), и часовня Великого Совета Ангел (Спасская). От ворот Спасской башни уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из Кремля шли через эти ворота, все правители России, начиная с Михаила Федоровича, перед коронацией проходили через них. Поэтому Спасские ворота называли еще Царскими или Святыми.

В XVII веке икона стола в специальном киоте, и строго-настрого запрещалось проходить через ворота Спасской башни в головном уборе или проезжать верхом на лошади. За «забывчивость» били батогами или заставляли класть 50 земных поклонов. При этом когда Наполеон проезжал через Спасские ворота, порыв ветра сорвал с него треуголку. А когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад с иконы Спаса Смоленского, произошло чудо: приставленная лестница упала, а святыня осталась невредима.

Но в советское время икона исчезла со Спасской башни и до 11 мая 2010 года считалась утраченной. На ее месте был заштукатуренный белый прямоугольник. А при реставрации башни стало ясно, что икона Спаса Смоленского не утрачена, а спрятана. Архитектор Константин Аполлонов, выполняя приказ уничтожить живопись, скрыл образ под сеткой-рабицей и слоем бетона. Так спасли икону, и сохранность образа составила 80%.

Теперь икона Спаса Смоленского вновь над воротами Спасской башни. А из дневников Н.Д. Виноградова становится ясно, что сам комендант Кремля разрешил скрыть иконы любым способом, лишь бы не было видно.

В XVI веке на Спасской башне установили фигуры львов медведей и павлинов. Сейчас считается, что это были символы царской власти (львы и единороги). Они сохранились, хотя и пострадали в 1917.

А еще в XVI веке на Спасской башне появились фигуры обнаженных людей. А церковь на Руси даже обычных фигурных изображений не допускала! Правда, при царе Михаиле Федоровиче их наготу стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. Но нам этот курьез не увидеть — его не пощадили время и пожары. Сами статуи использовали как камни для фундамента.

А во времена Петра I возле Спасской башни на Красной площади появились манекены с образцовой одеждой французского и венгерского кроя. Рядом стояли стражники и, при отсутствии у направляющихся в Кремль надлежащей одежды, ножницами укорачивали полы и бороды.

На Спасской башне в XV веке появились первые в России часы. А в конце XVI века часы были еще на двух башнях Кремля — Троицкой и Тайницкой.

В 1585 году при всех этих башнях находились на службе часовщики. В 1613-1614 годах часовщики упоминались еще и при Никольской башне. Работа эта была очень ответственной и требовала соблюдения правил: алкоголь не пить, в карты не играть, вином и табаком не торговать, с воровскими людьми не общаться.

В то время циферблаты часов были огромными, чтобы по ним могли узнать время все, у кого не было личных часов. То есть течение времени в городе зависело от часов на кремлевских башнях. Минутной стрелки на часах не было, но они все равно могли спешить или отставать на пару часов — это зависело от поспешности часовщика, который каждый час вручную переводил стрелки. Отсчет времени шел еще интереснее: сутки делились не пополам, а на день и ночь. Летом день начинался в 3 часа утра и заканчивался в 8 вечера, потому и циферблат был рассчитан на 17 часов.

Первые механические часы для Спасской башни создал Галловей. Они весили 400 кг. По контуру расписанного «под небо» циферблата располагались арабские цифры и церковнославянские буквы, обозначавшие числа в допетровской Руси. При этом вращался циферблат, а стрелка смотрела строго вверх.

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России, же наоборот — цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галловей — весьма изобретательный человек — придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведенное ими должно быть устроено соответственно».

Иногда часовщики обзаводились хозяйством прямо при башне. Так на Спасской башне часовщик построил себе избушку, разбил огород и развел кур. И этим вызвал огромное неудовольствие властей и жителей города.

Часы на Спасской башне служили верой и правдой, пока не были проданы в Ярославль. В 1705 году по указу Петра I в Кремле установили новые часы с циферблатом на 12 часов, выписанные из Амстердама. Какую мелодию исполняли эти куранты — неизвестно. Да и недолго они радовали москвичей перезвоном: часы часто ломались, а после пожара 1737 года пришли в негодность. А так как столицу перенесли в Петербург, с ремонтом не спешили.

В 1763 году в Грановитой палате нашли большие английские куранты и пригласили для их установки немецкого мастера Фатца. И вот в 1770 году кремлевские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».

Во время пожара 1812 года эти часы повредили. Через год часовщик Яков Лебедев предложил отремонтировать куранты, и в 1815 году часы запустили вновь. Но все же время их не пощадило.

Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость, осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки, …дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил.

Новые куранты изготовили в 1851-1852 годах на русском заводе братьев Бутеноп. Использованы некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени.

Исполнение мелодии возложили на игральный вал — барабан с отверстиями и штифтами, связанными канатами с колоколами под шатром башни. Для этого пришлось с Троицкой и Боровицкой башен снять 24 колокола и установить их на Спасской, доведя общее количество до 48.

Непростым оказался вопрос выбора музыки. Композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман отобрали 16 самых знакомых москвичам мелодий, но Николай I оставил только две — Преображенский марш Петровских времен и молитву «Коль славен наш Господь в Сионе». Хотели набрать на игральный вал гимн Российской империи «Боже, Царя храни!», но император запретил, заявив, что куранты могут играть любые песни, кроме гимна.

В 1913 году к 300-летию дома Романовых куранты на Спасской башне отреставрировали.

Но 2 ноября 1917 года при штурме Кремля в часы попал снаряд. Он повредил механизм, и часы встали почти на год. Лишь в 1918 году по указанию В.И. Ленина куранты восстановили.

Сначала для ремонта курантов обратились в компанию Буре и Рогинского, но те запросили 240 тысяч золотом. Тогда власти обратились к кремлевскому слесарю Николаю Беренсу, который знал устройство курантов (он был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп»). К июлю 1918 года Беренс снова запустил куранты. Но так как он не разбирался в музыкальном устройстве часов, настройку звона поручили художнику и музыканту Михаилу Черемных. Конечно же, предпочтение отдали революционным мелодиям, поэтому куранты стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа — «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места.

Но в 1930-х годах комиссия признала звучание курантов неудовлетворительным: изношенный механизм боя и морозы сильно искажали звучание. Поэтому в 1938 году часы на Спасской башне снова замолчали.

В 1941 специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электромеханический привод, но и он не спас музыкальный строй. В 1944 году по указанию И.В. Сталина часы на Спасской башне пытались настроить на исполнение нового гимна на музыку Александрова, но и это не удалось.

Крупная реставрация механизма курантов с остановкой на 100 дней прошла в 1974 году, но и тогда музыкальный механизм не тронули.

История кремлевских звезд

В 1991 году Пленум ЦК решил возобновить работу курантов на Спасской башне, но выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает 3 колоколов. К задаче вернулись в 1995.

Тогда новым гимном планировали утвердить «Патриотическую песню» М.И. Глинки, и в 1996 году во время инаугурации Б.Н. Ельцина куранты на Спасской башне после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли после 58 лет молчания! И хотя на звоннице осталось всего 10 колоколов из 48, недостающие заменили металлическими билами. В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а в 3 и 9 часов утра и вечера — мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. После реставрации 1999 года часы на Спасской башне вместо «Патриотической песни» стали исполнять государственный гимн РФ.

Куранты на Спасской башне уникальны и являются полностью механическими.

Диаметр циферблата — 6,12 метров. Циферблат такой огромный, что через него может пройти поезд Московского метро! Высота римских цифр — 0,72 метра, длина часовой стрелки — 2,97 метров, длина минутной стрелки — 3,27 метров. Весь часовой механизм занимает 3 из 10 этажей башни.

Вес часов на Спасской башне — 25 тонн, а приводят его в действие 3 гири весом от 160 до 224 кг. Сейчас их с помощью электромотора поднимают дважды в сутки. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 килограмма. При этом переводили стрелки на зимнее и летнее время только вручную (для перевода часа назад куранты просто останавливали на 1 час). И хотя точность хода практически безукоризненна, все же за часами следит Астрономический институт на Воробьевых горах.

Механизм боя часов состоит из 9 четвертных колоколов (около 320 кг) и 1 колокола, отбивающего полный час (2 160 кг). Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. А в начале каждого часа кремлевские куранты вызванивают 4 раза, и следом большой колокол отбивает часы.

Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около 2 метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам на звоннице. Ритм сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии непросто. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн РФ, в 3, 9, 15 и 21 час — мелодия хора «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя».

Часы на Спасской башне стали не только символом Москвы, но и символом всей России.
Кстати, первая в России газета тоже называлась «Куранты». Она начала выпускаться в XVII веке и представляла собой длинный рукописный свиток. Он был склеен из листов, на которых записывали самые интересные сведения, собранные Посольским приказом — их сообщали посланники России в других государствах.

Мини-путеводитель по Кремлевским стенам и башням
Говорят, что… …когда в старой Москве купец обращался к врачу с жалобой на головную боль, обычно происходил такой диалог: «Вы где торгуете? В Кремле? А через какие ворота ездите, через Боровицкие или Спасские? Так, вам надо ездить через другие». И это помогало, ведь над Спасскими воротами висела почитаемая икона, и при въезде нужно было снимать головной убор. Голова и переохлаждалась….
…при отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню приказали взорвать. Но подоспевшие донские казаки потушили уже зажженные фитили.
…надстраивали Спасскую башню, чтобы защитить куранты от дождя. Но часы были и на других башнях Кремля. На самом деле этой Иерусалимской башне (ведущей в Московский Иерусалим — храм Василия Блаженного) пытались придать особенный вид.
…Новый год начинается с первым или последним ударом колокола кремлевских курантов. Но на самом деле смена года происходит с началом перезвона часов — за 20 секунд до первого удара колокола. А 12 удар завершает первую минуту Нового года.

Спасская башня на фотографиях разных лет:

А вы бы хотели что-то добавить в рассказ о Спасской башне Московского Кремля?

Спасская (Фроловская) башня — одна из 20 башен Московского Кремля, выходящая на Красную площадь. Название башни происходит от иконы «Спас Нерукотворный», ранее висевшей над Спасскими воротами.

Первоначальное наименование башни — Фроловская — происходит от церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице, куда вела дорога из Кремля через эти ворота. Церковь также не сохранилась до наших дней. Башня была сооружена в 1491 в период княжения Ивана III архитектором Пьетро Антонио Солари, о чём свидетельствует белокаменные плиты с памятными надписями, установленные на самой башне со стороны Кремля.

При постройке башня была приблизительно вдвое ниже. В 1624-1625 годах русский архитектор Бажен Огурцов и английский мастер Христофор Галовей возвели над башней многоярусный верх, заканчивающийся каменным шатром. Фантастические фигурки — элемент декора — при царе Михаиле Федоровиче наготу которых стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. В середине XVII века на главную башню Кремля водрузили первого двуглавого орла, являвшегося гербом Российского государства. Впоследствии двуглавые орлы появились на Никольской, Троицкой и Боровицкой башнях.

При башне — знаменитые часы-куранты. В 1625 году на Спасской башне под руководством Христофора Головея русскими кузнецами-часовщиками Жданом, его сыном Шумило Ждановым и внуком Алексеем Шумиловым были установлены часы. 13 колоколов для них отлил литейщик Кирилл Самойлов. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Стрелок на циферблате не было. Он вращался подводя цифру к специальной отметине. В 1706—1709 годов По приказу Петра I эти часы заменили голландскими, прослужившими с некоторым перерывом до середины XIX века. В 1737 году часы пострадали от пожара и были восстановлены только в 1767.

Современные куранты были изготовлены братьями Н. и П. Буденоп в 1851—1852 годах и установлены на 8-10 ярусах Спасской башни. В октябре 1917 года в часы попал снаряд, и они остановились. В августе-сентябре 1918 года по указанию В. И. Ленина они были восстановлены часовщиком Н. Беренсом. Исполняли часы в 12 часов «Интернационал», в 24 часа — «Вы жертвою пали…». Циферблаты курантов диаметром 6,12 м. выходят на четыре стороны башни. Их обода, цифры и стрелки в 1937 году были позолочены. Высота римских цифр — 0,72 м, длина часовой стрелки — 2,97 м, минутной — 3,27 м. Бой часов производится при помощи молотка, соединённого с механизмом и колоколом. Первоначально часы заводились вручную, но с 1937 года их заводят с помощью трёх электромоторов. До революции башню венчал Двуглавый орёл, после революции — красная советская звезда, которая венчает её и сейчас.

Возведена в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари. Ее строительство положило начало сооружению восточной линии укреплений Кремля. Башня расположена на месте Фроловской стрельницы 1367-1368 годов. Ее ворота, выходящие на Красную площадь, всегда были главным парадным въездом в Кремль. Они особенно почитались в народе и считались святыми. Ворота служили для выездов царя, торжественных выходов патриарха, встреч иностранных послов.

Башня имеет четырехгранную форму и вплотную примыкающую к ней мощную отводную стрельницу, служившую для защиты проездных ворот. Закрывались они специальными опускными железными решетками — герсами. Если неприятель проникал внутрь стрельницы, герсы опускались, и враг оказывался запертым в своеобразном каменном мешке. Его обстреливали с верхней галереи стрельницы. На фасаде башни и сейчас можно разглядеть отверстия, через которые пропускались цепи для подъема и спуска специального деревянного настила моста, а в проходе ворот — пазы, по которым ходила металлическая решетка. Из ворот стрельницы опускались подъемные мосты.

Над воротами отводной стрельницы и воротами Спасской башни со стороны Кремля на белокаменных досках вырезаны надписи на русском и латинском языках, рассказывающие о времени ее постройки: «В лето 6999 (1491год — ред.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана — ред.)”.

Первоначально башня называлась Фроловской, в связи с тем, что неподалеку в Кремле располагалась церковь Фрола и Лавра. В 1516 году от башни через ров перекинули деревянный мост. Уже в конце XVI века над башней существовал шатровый верх, увенчанный двуглавым орлом. Указом от 16 апреля 1658 года царь Алексей Михайлович повелел именовать ее Спасской. Новое название было связано с иконой Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади. Сама икона не сохранилась, но место, где она висела, хорошо видно.

В 1624-1625 годах русский архитектор Бажен Огурцов и английский мастер Христофор Галовей возвели над башней многоярусный верх, заканчивающийся каменным шатром. Это было первое шатровое завершение кремлевских башен. Нижняя часть здания была украшена белокаменным кружевным арочным поясом, башенками, пирамидками. Появились фантастические фигурки («болваны”), наготу которых по приказу царя Михаила Федоровича стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. Башня по праву стала считаться самой красивой и самой стройной башней Кремля. К сожалению, при надстройке башни с ее фасадов были сняты белокаменные рельефы В.Д.Ермолина, выполненные еще для Фроловских ворот времени Дмитрия Донского. На них были изображены покровители московских князей — святые Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский. (Фрагмент рельефа святого Георгия хранится сегодня в Третьяковской галерее).

В XVII веке к Спасским воротам через ров был перекинут каменный мост на арках, на котором шла оживленная торговля. В 50-х годах XVII века на вершине шатра главной башни Кремля водрузили герб Российского государства — двуглавый орел. Позже подобные гербы установили на самых высоких башнях — Никольской, Троицкой и Боровицкой.

Первые часы на Спасской башне были установлены по проекту Христофора Галовея. В 1707 году их сменили голландские куранты с музыкой. В 1763 году часы вновь заменяются, а в 1851 году эти последние куранты XVIII века капитально ремонтируются братьями Н. и П. Бутеноп. В 1920 году при ремонте Спасской башни музыкант М.М.Черемных и слесарь Н.В.Беренс, починив часы, подобрали на курантах мелодию Интернационала.

Звезда на Спасской башне впервые была установлена в 1935 году. В 1937 году ее сменила новая, имеющая размах крыльев 3,75 м. Внутри звезды круглосуточно горит лампа мощностью 5000 вт. Звезда вращается от ветра, как флюгер.

Спасская башня имеет 10 этажей.

Высота башни — до звезды — 67,3 м , со звездой — 71 м.

Текст и фотографии представлены историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *