Сребролюбие грех в православии

В обществе всегда есть, были и будут богатые и бедные люди. Все ли богатые пойдут в ад, а бедные в рай? Являются ли деньги преградой на пути в Царство вечное?

Грех сребролюбия в православии стоит на третьем месте в списке восьми смертных грехов. Некоторым людям кажется, что они выполняют заповеди, но при возникновении определенных обстоятельств оказывается, что есть вещи, которые сребролюбцы не могут положить у ног Творца.

Поклонение золотому тельцу во времена Моисея

Богатство и сребролюбие

Иметь много денег не является нарушением ни единой заповеди, а вот поклонение золотому идолу, возведение его в стан бога, которому отдаются мысли, время, эмоции, отдаляет человека от истинного Бога. Христианин обязан выбрать, кому служить — Богу или мамоне (деньгам) (Матв.6:24).

Юноше, от рождения живущему по 10 заповедям и желающему пойти за Иисусом, Спаситель не ответил отказом, Учитель предложил ему продать имение и тогда идти в служение. (Матв. 19:21). Этому парню легче было ограничивать себя во всем, вести праведный образ жизни, но довериться Иисусу, отказаться от богатства было выше его сил.

Демон победил благодать.

О других грехах в православии:

  • Грех ли играть в карты
  • О грехе гордыни
  • Грех чревоугодия

Виды сребролюбия

Как только у человека появляется больше средств, чем ему необходимо для жизни, возникает навязчивая страсть обладать еще большим количеством денег, появляется жадность.

Проявление жадности у человека

Сестрой жадности является скупость, рожденная страстью сохранить накопленное.

Жажда обладать большим богатством преобразуется в любостяжательство, о котором говорится в Новом Завете ( Кол.3:5). Любостяжательство появляется в тот момент, когда человек перестает довольствоваться тем, что имеет, приобретая страсть к большему приобретению богатства.

Мшелоимство, как слово, мало знакомо нынешнему поколению, оно означает страсть к награде, желательно денежной. Именно мшелоимство заставляет людей, «идти по головам других» для достижения своей греховной страсти.

Корыстолюбие — грех, основанный на ожидании платы. Корыстолюбивый человек ничего не сделает просто так, он обязательно должен видеть выгоду в своем поступке.

Важно! Любовь, но не к Всевышнему Богу, а к процессу обладания и приобретения является основной движущей силой в жизни грешника.

Причина появления греха сребролюбия

Причинами появления у христиан страсти обогащения являются:

  • неуверенность в завтрашнем дне;
  • отсутствие чувства безопасности;
  • недоверие Творцу;
  • желание стать признанным и уважаемым.

Апостол Павел описывает сребролюбие, как корень всех грехов (1Тим. 6:10), на основе которого вырастает гордость, превозношение.

Сребролюбие как корень всех грехов

Люцифер, обладая всем, находясь около Бога, возгордился, желая большего, был сброшен на землю и в ад.

Адаму и Еве был предоставлен весь мир, кроме дерева познания. Им оказалось этого мало, и они потеряли все.

Горделивое сердце, которое рождается от сребролюбия, является причиной падения многих христиан. Не все гордецы сребролюбивы, но все сребролюбцы становятся гордецами.

Важно! Желание приобретения, накопления богатства любыми средствами способно изгнать из самого верного сердца любовь, и открыть двери ненависти, неуверенности и страху.

О духовной жизни:

  • Как правильно поститься в среду и пятницу
  • Как правильно очистить и освятить дом с помощью церковной свечи
  • Какие молитвы надо читать перед исповедью и причастием?

Грех сребролюбия равно недоверию Богу

Доверие к Творцу основано на вере, надежде и любви.

Приобретая богатство, которое грешник боится потерять, он теряет надежду на Спасителя, а уповает только на деньги, которыми надеется все решить, но при этом:

  • исчезает вера Всевышнему, что Он может прийти на помощь в любой момент;
  • испаряется полностью признание жертвы Иисуса Христа, которой Он заплатил за все наши нужды;
  • растворяется в золоте любовь к ближнему, от которого нет никакой корысти.

Для сребролюбца не Создатель, а деньги, являются единственным спасательным кругом в критической ситуации, но жизнь утверждает обратное. Никакое богатство не спасет от падения самолета или взрыва в торговом центре, нет на земле столько золота, чтобы выкупить больного раком, все это под силу только Иисусу.

Не доверяя Богу будущее, сребролюбец копит на «черный день», превращая не только свою, но и жизнь своих близких в постоянный «черный» день.

Православная церковь осуждает грех сребролюбия

Сидящий внутри верующего дракончик по имени сребролюбие никому не видим, но он сводит на нет усердные молитвенные правила, паломничества по святыням, строгие посты и другие видимые проявления христианства.

Попробуйте у такого христианина попросить сделать пожертвование на храм, воскресную школу или просто на операцию не родного, близкого человека. В такие моменты и раскроется вся сущность истинного верующего. Сребролюбец не умеет любить никого и ничего, кроме денег.

Александр Македонский владел пол миром, но велел похоронить себя с открытой ладонью, показывая, что ничего нельзя унести с собой после смерти, которая может наступить в любой момент.

Как выявить в себе сребролюбство

Богатство дается Богом для сеяния его среди нуждающихся, для строительства храмов и духовных мест, чтобы ширилась весть о любви Христа и Его милости.

Сеющий щедро, пожинает в 30, 60 и 100 раз. Истинных христиан видно по актам милосердия и жертвенности, здоровому способу жизни и в поклонении Богу, Святым.

Смертным грехом называется такой грех, в котором человеку труднее всего покаяться, и от него грешник не может избавиться без помощи Бога. Сребролюбцы часто остаются холостыми, им трудно представить, что на кого-то другого придется тратить дорогие сердцу богатства, накопленные путем:

  • отказа от прелестей жизни;
  • экономии на еде и путешествиях;
  • вечного страха потерять прибыль;
  • переживаний от падения курса валют.

Сребролюбцы постоянно рассказывают о нехватке денег, дороговизне жизни. Такой человек всегда берет в долг, но редко возвращает деньги в срок, но сам вытрясет душу у должника.

Сребролюбцы постоянно рассказывают о нехватке денег Важно! Самое страшное наказание для сребролюбца — христианина — наказание, епитимия, в виде регулярных отчислений в помощь храму или нищим.

Презирая внутри себя грех, сребролюбец начинает ненавидеть священнослужителя, которому надо исповедоваться, избегать таинства, понимая всю свою греховность и наполняясь страхом от приближающегося ада.

Ядовитый сорняк по имени богатство, разрушающий душу, дух и тело, можно вырвать только при помощи нашего Спасителя, Иисуса Христа. Страсть, накопительство рождает делячество, когда человек делает то, что выгодно, помогает тем, кто заплатит больше, видя во всем только выгоду.

Православие запрещает заниматься ростовщичеством, однако, сплошь и рядом деньги даются под проценты даже среди христиан, которые не боятся потерять благодать вечной жизни.

Духовный путеводитель — Библия, учит, что приобретая богатство, следует наблюдать за своим сердцем, чтобы оно не было привязано к золоту (Пс.61:11), чтобы деньги не стали обладать человеком.

Страсть сребролюбия укротить можно только при помощи церкви и Божьей помощи.

Страшно, когда страстью сребролюбия поражаются профессионалы:

  • врачи, назначающие ненужные операции;
  • учителя, выпускающие бездарей с хорошими оценками;
  • педагоги, готовящие малоопытных специалистов.

Мамона пожинает урожай.

Как избавиться от греха сребролюбия

Сердце христианина, наполненное любовью к Создателю, всегда открыто к даянию, помощи бедным и нуждающимся.

История хранит множество примером, когда богатые люди строили церкви, первыми приходили на помощь во время беды. Глубоко почитаем в православии св. Николай Угодник, который все свое богатство раздал бедным. Имея 10 рублей, отдать рубль всегда легко, а вот из тысячи сотней благословить нищего труднее, не говоря уже о десяти тысячах.

Сребролюбцем может быть и бедняк, жаждущий богатства любыми путями, который прикладывает свое сердце не к Творцу, а к мамоне. Христианин должен быть готов в любой момент расстаться с деньгами, если того будет требовать ситуация. Не надо путать милосердие и благотворительность с расточительством.

В учении апостола Павла говорится о том, что при избытке одного человека должно восполнять недостатки другого. (2 Кор.8:14)

Кто больше сеет, то больше жнет. Яркий тому пример тбилисский схиархимандрит Виталий, который раздавал все, что ему давали, получая все больше благословений.

Совет! В раздаче милости надо иметь мудрость, чтобы самому не стать для кого-то обузой или оставить свою семью нищенствовать.

Никакой грех нельзя победить за один день, это борьба, требующая усилия, времени и жертвы. Без исповедания падения, признания себя грешником, сребролюбцем, трудно обрести веру, избавиться от порока, в этом поможет молитва.

Преподобномученикам Феодору и Василию Печерским Тропарь, глас 1-й

Союзом любве связавшеся, преподобнии, всяк союз козней вражиих попрасте, страдание же и смерть неповинне от сребролюбиваго князя претерпесте добле, тем молим вас, вкупе поживших и венцы мучения приемших: молитеся Господеви о нас, яко да во мнозей любви, вере и надежди добле поживше, всегда ублажаем вас, Феодоре и Василие добропобеднии.

Кондак, глас 2-й

Добр светильник явлься блаженному Феодору, Богомудре Василие, избавил еси того советом своим от прелести диаволи и ко свету Богоразумия наставль. С темже последе блаженную приял еси кончину, устрелен неправедно быв во утробу от сребролюбиваго князя. И ныне, предстоя Господеви, молися непрестанно о всех нас.

Молитва Преподобнии отцы Феодоре и Василие! Воззрите на нас милостивно и к земли приверженных возведите к высоте небесней. Вы горе на небеси, мы на земли низу, удалены от вас, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к вам прибегаем и взываем: наставите нас ходити путем вашим, вразумите и руководствуйте. Вся ваша святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престаните, угодницы Божии, о нас вопия ко Господу. Испросите предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрамите нас, к вам с верою притекающих. Вси православнии христиане, вашими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют вас быти своих покровителей и заступников. Явите древния милости ваша, и ихже отцем всепомоществовали есте, не отрините и нас, чад их, стопами их к вам шествующих. Предстояще всечестней иконе вашей, яко вам живым сущим, припадаем и молимся: приимите моления наша и вознесите их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем вами благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепите наше малодушие и утвердите нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами вашими. О, превеликие угодницы Божии! Всем нам, с верою притекающим к вам, помозите предстательством вашим ко Господу, и всех нас управите в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже вы радостно во трудех и подвизех ныне почиваете, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Беседы с духовным наставником должны быть направлены на укрепление веры и надежды на Бога.

Для начала следует научиться помогать нуждающимся. Весь интернетовский простор «кричит» о помощи онкобольным детям и взрослым, кому-то ребенка не в чем в школу отправить, а там сироты голодные сидят. Почему не выделить какую-то ежемесячную сумму и втайне передавать ее в детский дом в виде свежих овощей и фруктов?

Господь поможет побороть грех сребролюбия

У одного бизнесмена — христианина, назовем его Олег, прямо в программе заложено 2 % от прибыли перечислять в доход Дома малютки, делается это автоматически.

Возрастая в пожертвовании, человек научится видеть руку Божью в своей жизни, приходит победа, самоуважение и свобода от богатства. Только истинная свобода и любовь способны сделать человека любимым и научить любить, ведь счастье не зависит от богатства имения ( Луки 12:15).

Размышляйте, рассуждайте, оценивайте жизнь с позиции Царства Божьего, только оно вечно и страшно попасть не туда, а в ад. Выбирая работу, просите мудрости у Бога, чтобы осталось время и для воцерковления. Имея надежду на Господа, человек не должен беспокоиться, что будет после его смерти с деньгами, фирмой, домом. Хороший хозяин обо всем позаботится заранее, полагаясь на мудрость, дарованную Иисусом.

Оставляя завещание, человек заботится о близких, чтобы между ними не возникали распри и ссоры о разделе имущества. Начиная новое дело, христиане не должны ждать, когда разбогатеют, а с первых дней следует заняться благотворительностью, тогда и дело пойдет на лад.

Подаяние — лучший лекарь для сребролюбца, и оно не зависит от излишков, а только от состояния сердца.

Важно! Чем больше даешь, тем шире и добрее становится душа, тем больше в нее Бог посылает любви и радости. Борьба со страстью сребролюбия. Протоиерей Андрей Канев

Культ золотого тельца

Сребролюбие, любовь к деньгам, культ материальных ценностей – бичи нашего времени. Наше общество – это общество потребления: потребления материальных благ, удовольствий, развлечений. А всякое развлечение требует средств. Культ денег настолько вошел в повседневный быт, что курс валют является обязательной новостью, которую передают каждый час по радио наряду с прогнозом погоды, как будто это так важно и необходимо знать каждому. В сознание людей крепко вбивается, что без больших денег, без богатства невозможно быть счастливым человеком, что все можно приобрести только за деньги, а если их нет, то ты неудачник. В продаже видели книгу «Как воспитать будущего миллионера», то есть богачей предлагается воспитывать с пеленок, уже младенцев нацеливать на успех. Не как воспитать честного, доброго, порядочного человека, а как воспитать миллионера!

Несчастен будет этот человек, которого безумные родители с детства будут натаскивать, ориентировать на успех, карьеру, богатство. Он никогда не найдет настоящей дружбы, не найдет любви, веры, ведь их нельзя купить за деньги.

Сребролюбие, служение материальному есть идолопоклонство в чистом виде, поклонение «золотому тельцу» (хотя, конечно, любая страсть – идол): «Нельзя служить Богу и маммоне» (Мф. 6: 24), то есть богатству.

Почему тяжело спастись богатому?

Служение материальным благам особенно отводит человека от духовных ценностей. Его душа замещается другим, он становится в полном смысле слова материалистом. Помыслы и думы о земных благах и ценностях не оставляют место для духовного. Вот почему сказано: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19: 23).

Богу в нашем сердце нужно место, чтобы за что-то удержаться в душе человека. Тогда человеку можно помочь. А если сердце, душа заняты только материальным? Это не значит, что спастись нищему, бедному легко. Нищета тоже может породить множество пороков: зависть, самолюбие, уныние, ропот и т.д. Но в Евангелии сказано о трудностях спасения для богатого. И из истории видно, что и Христос, и апостолы были очень бедны, не имели, где главу преклонить. Бедных христиан было гораздо больше. Хотя среди святых были люди и весьма богатые: Авраам, цари Давид, Соломон, императоры, князья…

Не богатство само по себе является грехом, а отношение к нему. Все, что нам Господь дает: таланты, богатство – не наше. Мы управители, приставники над всем этим, это – Божие. И мы должны не только вернуть то, что нам дано, но и вернуть с процентами, приумножить, используя эти дары на помощь ближним и для спасения души.

Но часто бывает не так, материальные ценности занимают настолько господствующее положение в умах людей, что о Боге, о душе, о ближних они почти не вспоминают. Верующему бывает очень не просто общаться с человеком мирским. Он говорит только о земном, материальном.

В Евангелии мы находим немало притчей – кратких историй – о богатых и богатстве. Некоторые из них говорят о правильном отношении к богатству, а некоторые очень наглядно, образно показывают безумие людей, живущих только земными, тленными ценностями.

В Евангелии от Луки есть такой рассказ:

«У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьму у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?». Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12: 16-21). Святой праведный Иоанн Кронштадтский, толкуя эту притчу, как бы вопрошает богача: Что ты безумствуешь, говоря: «Некуда мне собрать плодов моих»? Как некуда? Вот тебе житницы – руки бедных: преподай дары благости Божией, данные для многих, многим бедным и получи за это от Господа прощение грехов и велию милость; поступив таким образом, ты поступишь сообразно с волей Божией, ибо Господь дает нам избытки для вспоможения бедным, «ибо милостивии сами помилованы будут».

В притче этой вовсе не осуждается богатство, а осуждается отношение к нему богача. Он всю жизнь прожил в кутежах и веселии, и даже стоя на пороге смерти, так и не понял, зачем Бог дал ему это имение. А оно дается только для одного: чтобы материальные сокровища превращать в духовные, нетлеющие. Помогать нуждающимся, делать добрые дела, украшать храмы и вообще спасать душу данным тебе богатством. Но для богатого человека все это ох как непросто. Жизнь в довольстве и неге засасывает, делает нечувствительным к чужой боли. Проблемы, боль нуждающихся, обездоленных становятся бесконечно далеки. Человеку, не испытавшему, что такое бедность, лишения, сложно понять голодного. Не случайна пословица «Сытый голодного не разумеет».

На этот счет в Евангелии имеется еще одна притча.

Некий человек был богат; «одевался в порфиру… и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некий нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках,он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: «Отче Аврааме! Умилосердися надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и охладил язык мой; ибо я мучаюсь в пламене сем». Но Авраам сказал: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже добро твое в жизни твоей, а Лазарь злое: ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь»» (Лк. 16: 19-25). Почему богач попал в ад? Ведь в Евангелии не сказано, что он кого-то убил или обокрал, чтобы получить свое богатство. Ну, подумаешь, любил ежедневные пиры. К тому же был верующим, знал Авраама и, наверное, даже читал Святое Писание. Но, видимо, не было у него никаких добрых дел, нечем ему было оправдаться; все то, что дано ему было как средство спасения души, было безумно потрачено только на себя. «Получил ты уже, что хотел!» – говорит ему Авраам. Все эти годы у самых ворот дома богача лежал больной, голодный нищий Лазарь. Богатый даже знал, как его зовут, но не принял в его судьбе никакого участия, даже крошек со стола богатого ему не подавали. От богатства, роскоши сердце богача ожирело, и он уже не замечал страданий другого. «Где сокровище ваше, там и сердце ваше», – говорит Христос. Сердце богача принадлежало земному сокровищу. Душа его была заполнена только служением телесным удовольствиям, в ней не было места для любви к Богу и его творению – человеку. Он здесь, на земле, сделал свой выбор: жить бездуховной жизнью, не думать о душе. После смерти человек уже не может измениться; если Бог не был нужен ему здесь, то он не сможет находиться с Ним там. Не Господь наказывает человека, но сам человек обрекает себя на мучения. Райская жизнь со святыми, богообщение еще более мучительны для грешника, чем огонь геенны.

Приведу пример, который частично объясняет эту мысль. Для верующего человека молитва, праздничная, воскресная служба, общение с братьями по вере – радость. А попробуйте заставить стоять три часа на праздничной всенощной человека не только непривычного, но и неверующего. Он и получаса не простоит – весь изведется и измучается.

Как-то я был приглашен отслужить панихиду на кладбище. Собралась родня, и когда я хотел уже начать, вдруг почти все родные и друзья, за исключением трех старушек, отошли на несколько метров, повернулись спиной и закурили. Я попросил их не курить рядом с могилой и принять участие в заупокойной молитве, но они лишь отошли подальше и продолжили перекур. Притом около могилы я заметил несколько бутылок со спиртным и закуску. Видимо, молодых людей интересовала только эта часть мероприятия. Но Бог насильно никого не спасает. Каждый сам выбирает – быть ему с Богом или вне Его.

Не очерстветь сердцем

Но все-таки таких людей, как евангельские богачи, довольно мало, ведь большинство людей далеко не богаты. Если бы эти притчи относились только к богатым, они бы не были записаны в Евангелии, ибо в притчах Господь обращается ко всем людям, а значит, и к нам тоже.

Жить только земными интересами, не помнить о смерти, забыть о ближних можно не только имея большое стяжание. Просто сытая жизнь более к этому располагает. Когда у человека скромный достаток, он может перестать помогать нуждающимся, оправдывая себя тем, что нужно кормить семью: самим, дескать, мало. Сейчас, когда все вокруг говорят про экономический кризис, многих охватывает страх, тревога за грядущий день. И очень важно нам всем сейчас не очерстветь сердцем, подобно богачу из притчи. Помнить про тех Лазарей, которым еще хуже, чем нам. Милосердного, щедрого Господь никогда не оставит без пропитания. В духовной жизни есть такой замечательный принцип, даже закон: «Рука дающего не оскудеет». Человека, который помогает другим, Господь всегда вознаграждает с избытком даже в земной жизни. Но для этого, конечно, нужно иметь веру и решимость.

«Я был молод, и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет» (Пс. 36: 25-26), – говорит псалмопевец Давид. Конечно, здесь не обещается какое-то большое богатство и благосостояние, но ясно одно: без средств к пропитанию и всего необходимого человек милостивый не останется.

Если супруги хотят иметь много детей (то есть делают свой выбор в пользу духовного богатства), они также никогда не останутся без помощи Божией. Есть такая пословица: «Если Бог дал ребенка, даст и на ребенка». Один многодетный папа рассказывал, что с каждым новым чадом благосостояние их семьи не только не уменьшалось, а, наоборот, росло. Бог посылает помощь многодетным самыми разными путями. В Евангелии сказано:

«Не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что нам пить?» или «во что одеться?». Потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 31-33). Многодетные христиане ищут не комфортной, праздной жизни, а именно Царства Божия; они живут не для себя, а для детей, растят и воспитывают их, не жалея времени и сил, и потому «остальное прилагается им».

Нам сейчас постоянно внушается, что все можно купить за деньги.

Без денег ты никто, а если ты богат, твои возможности ограничены только размером твоего банковского счета. Но даже самый примитивный и приземленный человек поймет: за деньги можно купить далеко не все; любовь, дружбу, верность, талант, доброе имя и даже здоровье не купишь за деньги. А можно ли без этого быть счастливым? Счастье нематериально, оно не зависит от благосостояния. Например, счастливый в семейной жизни, любимый всеми и сам любящий бедняк в сто раз счастливее любого богача. В Евангелии прямо сказано: «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12: 15). Наоборот, большое имение приносит большие заботы и часто скорби. Иногда приходится беседовать с женами «новых русских», и как же их становится жалко! Еще молодые сильные женщины, с высшим образованием, все свое свободное время тратят на благоустройство дома, постоянно делают ремонты, спорят со строителями; все их мысли заняты, какую купить мебель, как ее расставить, где повесить картины и т.д. и т.п. Имение-то большое, требует постоянного попечения. И на это уходят лучшие годы жизни. А сколько уходит средств и сил на охрану богатства. Большое богатство не столько радует, сколько порабощает, заставляет служить себе.

Сребролюбие и другие грехи

Любостяжание, служение «золотому тельцу», порождает многие пороки. Убийство, грабежи, обман – это то, что очень часто лежит в основании большого богатства. Заработать большое имение честным трудом очень непросто. Человек, одержимый сребролюбием, ради денег готов если не на все, то очень на многое.

Мы все удивляемся, куда пропали хорошие, добрые талантливые фильмы и телепередачи, почему сейчас так мало одаренных писателей, пробуждающих в людях благородные чувства? Почему с экранов на нас льется сплошной поток секса, насилия, агрессии и нецензурной брани? Одна из главных причин в том, что искусство стало коммерческим. Киностудии, издательства, телеканалы хотят вернуть свои инвестиции с большой прибылью. Для этого их продукция должна устраивать массовую аудиторию и вызывать интерес. В фильм вложили 40 тысяч долларов – нужно получить не менее 70. Очень сложно собрать полные залы, показывая действительно хорошую картину. Приятным и очень редким исключением стал фильм «Остров» Павла Лунгина, рассказывающий о покаянии и возрождении человеческой души.

В Древнем Риме толпа кричала: «Хлеба и зрелищ!». Какие тогда были зрелища? Театр, прославляющий разврат, жестокие кровавые бои гладиаторов и пытки христиан на арене Колизея. Как в древности, так и сейчас, «любимые» народные зрелища одни и те же.

На властителях человеческих дум – писателях, журналистах, кинематографистах – лежит огромная ответственность. «Как слово наше отзовется?». Ведь снятое или написанное ими становится достоянием миллионов людей. И если человек творческий совершает свое дело из сребролюбия, тщеславия, а душа его преисполнена нечистоты, он способен соблазнить множество людей. И что самое страшное, если он действительно талантлив, его разрушительное дело продолжается и после его смерти.

У И. А. Крылова есть одна не очень известная, но очень поучительная басня. Сюжет ее таков. По смерти в ад попадают два человека: Разбойник и Сочинитель. Первый, понятное дело, грабил людей, а второй: «Разливал в своих творениях яд, // Вселял безверие, укоренял разврат».

И вот под котлом, где сидел Разбойник, был разведен большой костер, а под Сочинителем огонек еле-еле горел. Прошли века, и под Разбойником огонь давно погас, а «под Сочинителем он злей с часу на час». Взывая к властителям ада, Сочинитель стал вопрошать: «За что такая несправедливость?». И вот какой последовал ответ:

«Он вреден был, // Пока лишь жил; // А ты… уже твои давно истлели кости, // А солнце разу не взойдет, // Чтоб новых от тебя не осветило бед. // Твоих творений яд не только не слабеет, // Но, разливаясь, век от веку лютеет».
(на эту басню есть песня С.Копыловой)

И далее показана ужасная картина разрушительного действия книг Сочинителя: юноши, восставшие против «супружества, начальства, власти» и впавшие в безверие, целая страна, доведенная до погибели мятежами и раздорами под влиянием его сочинений и т.д.

«А сколько впредь еще родится // От книг твоих на свете зол!».

Ныне получил очень большое распространение еще один порок, порожденный сребролюбием, – игромания.

Люди проигрывают в казино, в игровых автоматах подчас все свое имущество, доходят до разорения, иногда до самоубийства. Игроком движут две страсти: алчность и азарт, жажда риска, острых ощущений. И вторая, как правило, берет верх: человек не может вовремя остановиться и попадает в полную зависимость от нее.

Совершенно точно установлено, что игромания, пристрастие к азартным играм является такой же зависимостью, как наркомания и алкоголизм, и очень трудно поддается лечению.

В современном мире мы видим немало примеров человеческого сребролюбия «в особо крупных размерах». Одним из таких примеров является московское строительство. Несколько лет назад власти Москвы заявили, что все ветхие пятиэтажки будут снесены к 2010 году, а на их месте будут построены большие, комфортабельные дома. Началось строительство. В районе, где я живу, в Измайлово, стройка идет особенно бурно, так как район перспективный, зеленый, рядом парк. Ломались трехэтажные, пятиэтажные дома, а на их месте возводились дома в 18 и 30 этажей. Но, видимо, никто не подумал, что район просто не рассчитан на такое огромное население. Количество поликлиник, школ, детских садов, линий городского транспорта и прочего остается прежним. Все дворы, все улицы, прилегающие к новостройкам, оказались забитыми машинами. На улицах вдоль домов автотранспорт припаркован в два ряда, и между ними узкий проезд, где автомобили разъезжаются по очереди. Пробки, заторы… В метро не войти, на наземный транспорт невозможно сесть. И это только одна сторона проблемы. Жить в 30-этажных небоскребах очень небезопасно. А если пожар на 30-м этаже? Нет у нас таких пожарных лестниц. Квартирный вопрос, который, как известно, «испортил москвичей», конечно же, не был решен. В новостройки переселяют жителей снесенных домов, и только небольшой процент жилья отдается очередникам. Остальной жилищный фонд продается по цене в несколько тысяч долларов за квадратный метр. Люди многие годы стоят в очереди на жилье, живут в ужасных условиях, а Москва перенаселяется. В чем проблема? В сребролюбии. Недвижимость в Москве – это золотое дно, это миллиарды долларов. И вообще жизнь в столице из-за ужасных пробок, перенаселенности, плохой экологии просто стала невозможной. А всему виной человеческое сребролюбие.

У сребролюбия есть два вида: расточительность, транжирство и, наоборот, скупость, жадность. В первом случае человек, имея богатство, безумно тратит его на развлечения, удовлетворение своих потребностей, роскошную жизнь. Во втором случае он может жить очень бедно, во всем себе отказывать, но служить богатству как идолу, копить, собирать и не с кем не делиться.

Чахнуть, как Кощей, как Скупой рыцарь, над своим златом.

Известный американский миллионер Джон Рокфеллер, обладая огромным богатством, жил как бедняк. Он довел себя до полного нервного и физического истощения из страха, что его бизнес потерпит крах, и он лишится хоть части своего богатства. Он тяжело болел, соблюдал строжайшую диету, так как не мог ничего есть. Правда, справедливости ради надо сказать, что во второй половине жизни Рокфеллер коренным образом пересмотрел свои взгляды и начал тратить большие суммы на благотворительность.

Страсть к накопительству, скупость – черта, присущая не только богачам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мшелоимство?», про которое мы читаем в исповедальной вечерней молитве. Мшелоимство – это стяжание ненужных для нас вещей, когда они от долгого хранения и бездействия как бы покрываются мхом. Этим грехом могут страдать и люди весьма бедные, приобретая и копя посуду, одежду, любые другие предметы, заполняя ими все шкафы, полки и кладовки и часто забывая даже, что где лежит.

Борьба с любостяжанием

Как бороться со страстью сребролюбия? Воспитывать в себе противоположные добродетели:

  • — милосердие к бедным, нуждающимся;
  • — попечение не о земных ценностях, а о стяжании духовных даров;
  • — размышление не о вопросах меркантильных, земных, а о духовных.

Добродетель не придет сама собой. Человек, имеющий расположенность к сребролюбию, скупости, жадности, должен понуждать себя, заставлять делать дела милосердия; употреблять богатство на пользу своей душе. Например, когда мы подаем милостыню, нужно подавать ее не так: «На тебе, Боже, что нам не гоже», а чтобы это была настоящая жертва, а не формальность. А то иной раз получается, что мы отдали нищему какую-то мелочь, которая просто тянет нам карман, и еще ждем, что он будет нам за это благодарен. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9: 6).

Понуждая себя делиться, отдавать, помогать другим, мы сможем избавиться от сребролюбия и жадности. Мы поймем, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20: 35), что, раздавая, мы можем получить большую радость и удовлетворение, чем копя и собирая ценности, которые нам самим порой приносят очень мало пользы.

Многие задаются вопросом: кому подавать милостыню, ведь иногда возникают сомнения в честности просящего, в том, что он употребит нашу помощь во благо? Здесь нет единого мнения святых отцов. Одни полагают, что нужно подавать всем просящим, ибо Господь Сам знает, просит человек искренне или обманывает, и на нас не будет греха; подавать как Самому Христу. Другие говорят, что творить милостыню нужно с большим рассуждением. Мне кажется, что истина где-то посередине. Конечно, мы в любом случае не прегрешим, даже если подадим нечестному человеку. «Профессиональные нищие» были во все века, и во времена Спасителя тоже. И те не менее и Господь, и апостолы раздавали милостыню нищим. Но если у нас нет уверенности в человеке, можно подать ему небольшую сумму, а более щедрую помощь оказать действительно нуждающимся. Вокруг нас столько горя, что среди наших знакомых и родных наверняка есть такие люди.

Хороший совет содержится в житии праведного Филарета Милостивого. Этот святой прославился своим нищелюбием и милосердием. Он имел три ящика, наполненных порознь золотыми, серебряными и медными монетами. Из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго – лишившиеся средств, а из третьего – те, кто лицемерно выманивал деньги.

Почему деньги зло, а нищета также опасна, как богатство? С кем сравнивал алчных людей Иоанн Златоуст? И как победить в себе жадность и наладить материальное положение? Сегодня об этом Вам расскажут отцы Церкви в нашем материале.

«Любящий золото не будет прав, и кто гоняется за тлением, наполнится им»
(Сир. 31:5)

Что такое сребролюбие и чем оно опасно?

Сребролюбием, или более привычным для нас словом алчность, в православной традиции называется третья из восьми греховных страстей. Суть ее заключается в безудержном стремлении к увеличению материальных благ, будь то деньги или имущество. Эти слова могут резать нам глаза: деньги открывают безграничные возможности, и все человечество живет в ежедневной гонке за умножением собственных капиталов. В миру человек, тем более семейный, просто не может жить, не думая о деньгах. Ему нужно выживать, обеспечивать себя и близких, улучшать условия жизни. Разве это грех?

Конечно же, нет. После изгнания из рая Бог прямо сказал Адаму:

«В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19)

То есть жизнь в нашем мире невозможна, если мы не трудимся, не зарабатываем свой «хлеб». Но под «хлебом» подразумевается самое необходимое для существования. А вот безудержное желание заработка, за которым стоит человеческая гордыня, является пагубной страстью. Говорить о том, как влияет на человека жадность, нет смысла. Каждый из нас имеет пару историй из жизни, когда «жадина» либо стал жертвой своей страсти, либо обидел или обманул другого человека, удержав деньги.

Следствием сребролюбия становятся испорченные отношения с окружающими, вечное беспокойство и недовольство жизнью. В самых крайних случаях люди, движимые алчностью, решаются на преступление. Добродетелью, противоположной сребролюбию, считается нестяжание.

Обратимся к мудрости святых отцов Церкви. Пусть их устами будет раскрыт вред сребролюбия, а также способы борьбы с ним.

Прямая речь: святые отцы о борьбе со сребролюбием

«Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям»
Апостол Павел (1 Тим. 6:10)

«Невозможно, чтобы в одном доме были множество денег и любовь и одно не вредило другому»
Преподобный Исаак Сирин

«Пристрастившиеся к деньгам неизбежно бывают и завистливы, и склонны к клятвам, и вероломны, и дерзки, и злоречивы, и хищны, и бесстыдны, и наглы, и неблагодарны, и исполнены всех зол»

«Сребролюбец есть страж своего имения, а не владелец; раб, а не господин. Для него легче отдать кому-либо часть своего тела, нежели уделить сколько-нибудь из закопанного золота»

«Сребролюбие омрачает наши души и попирает самые законы природы, лишает нас рассудка и не допускает помнить ни дружбы, ни родства, ничего другого, не (только один) раз осенив умные очи наши, так и заставляет блуждать во мраке»

«Как свинья, валяясь в нечистоте и грязи, утешается и услаждается, равно как и жуки, непрестанно копающиеся в навозе, — так точно и преданные сребролюбию бывают несчастнее этих животных; мерзость здесь больше и грязь зловоннее»

Святитель Иоанн Златоуст

«Сребролюбие начинается под видом раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистию к бедным. Сребролюбец бывает милостив, пока собирает деньги; а как скоро накопил их, так и сжал руки»
«Победивший страсть сию отсек попечения; а связанный ею никогда не молится чисто»
«Волны не оставят моря, а сребролюбца не оставят гнев и печаль»
«Вера и удаление от мира есть смерть сребролюбия…»
Преподобный Иоанн Лествичник

«…Что моль в одежде, то страсть сребролюбия в сердце человеческом»
«Кто любит золото, тот не будет оправдан, а кто любит Господа, тот будет благословен»
«Сребролюбие есть изобретатель всякого греха»
Преподобный Ефрем Сирин

«Священное Писание называет сребролюбие идолослужением: сребролюбие переносит любовь сердца (в вере и надежде) от Бога к деньгам, соделывает деньги Богом, – истинного Бога уничтожает для человека. У сребролюбца нет Бога. Бог сребролюбца – капитал его»
Святитель Игнатий Брянчанинов

Молитвой и милостыней: как победить страсть сребролюбия?

У благосостояния две крайности: нужда и излишнее богатство. В притчах царя Соломона есть такие слова:

«Нищеты и богатства не давай мне» (Притч. 30:8)

В крайней нужде человеку трудно сосредоточиться на вопросах духовной жизни. Многое упускает он в трудах по добыче хлеба насущного и попытках свести концы с концами. Мысли медленно начинают занимать мысли лишь о деньгах… Но при этом рождается и страсть сребролюбия, потому что предметом мысли становятся деньги. В таком случае необходимо просить Бога, чтобы Он устроил финансовую жизнь человека и его семьи.

Господь Бог наш Иисус Христос

Икона Божией матери «Покров Пресвятой Богородицы»

Матрона Московская

А вот у людей состоятельных другая беда: они бывают одержимы желанием наживы. В таком случае нужно приучать себя творить милостыню, помогать нищим, и вообще оказывать помощь всем, кто в этом нуждается. На Руси считалось, что если у человека водились деньги, значит, их дал Бог, чтобы жить самому и помогать ближним. Вы можете оказать существенную помощь в устройстве храмов и монастырей Русской Церкви, сделав так называемое пожертвование на кирпичик. Имена жертвователей, строителей и благоукрасителей храма возносятся к престолу Божиему за каждым храмовым богослужением.

Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь

Свято-Троице Серапионова мужская пустынь

Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» поселок Рощино

Храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы в деревне Хотово

Женский монастырь Арсеньевской Епархии

И пусть Господь даст Вашему дому благополучия и достатка, а души наполнит светом радости и мира!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *