Среда пятница

МОЛИТЕСЬ, КАК БЫ ТРУДНО ВАМ НЕ БЫЛО Хочу поделиться чудом по молитв…е по соглашению. Узнала про г. Болгар и про отца Владимира через дочь. Она искала помощи в непростой ситуации и нашла проповеди в Интернете. Приехала ко мне, и мы вместе слушали. У меня было ощущение, что всё про неё и даже имя было точь-в-точь, слезы лились просто ручьем от потрясения от смысла проповедей. На многое у меня открылись глаза. Я поняла что многое делала не так, хотя в храм уже ходила и жила духовно. Я приступила к молитве в 2017 г., а в Болгаре была в 2018 г. Слава Богу, что есть такие батюшки, которые несут слово Божие с такой любовью к людям! Чудеса в нашей семье начались с того, что я нашла работу по душе, сдружилась с сестрой во Христе — помогаем друг другу нести и скорби, и радости! Помогаем восстанавливать храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы! Первый год молитвы был очень сложным. У меня было ощущение, что враг рода человеческого просто восстал на меня, испытывал меня через любимую дочь. Я умывалась слезами и засыпала со слезами. Я жила только тем, что причащалась каждую неделю. Дальше стало полегче, но самое удивительное, что мне Господь показал, какая я жесткая характером и что надо быть добрее. Я плакала, стоя в храме и ужасаясь этому, и твердила одно: «Помоги мне, Господи, быть лучше, чем я есть!» Пишу отзыв, а слезы льются, потому что я столько лет ходила в храм и не знала, какая я. Долготерпелив Господь и многомилостив. В семье благодаря молитвам святых Гурия, Самона и Авива становиться теплее, потихонечку восстанавливается мир, любовь и радость! Молитесь, как бы трудно вам не было! р.Б.Елена, 50 лет, г. Владимир. #факты_помощи@duhovniy_mayak Lihat Selengkapnya

Постными днями в православии всегда являются среда и пятница. В среду Церковь вспоминает предательство Иуды, а в пятницу — распятие Христа на Кресте. Пост в среду или пятницу отменяется, если на этот день приходится праздник Рождества Христова (7 января) или Богоявления (19 января).

Строгость однодневного поста зависит от периода. Если в это время нет многодневного поста, то в среду и пятницу нужно исключить только мясо и молочные продукты. Если идет пост, то в среду и пятницу отказываются также от рыбы, а если пост строгий — то и от растительного масла. Монахи соблюдают постные дни более строго, а люди, не являющиеся монахами (миряне), по благословению священника могут поститься менее строго.

Существует несколько периодов в году, когда среда и пятница не являются постными днями. Эти периоды называются сплошными седмицами. В году их пять:
Святки (промежуток между Рождеством и кануном Крещения),
Седмица мытаря и фарисея (за две недели до Великого поста),
Сырная седмица, или Масленица (перед Великим постом; разрешается пища животного происхождения, кроме мяса),
Светлая седмица (неделя после Пасхи),
Троицкая седмица (неделя после праздника Троицы).

Фото сайта pravmir.ru

Пост, хранимый Православной Церковью в среду, установлен в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдание и смерть, а в пятницу — в воспоминание самих страданий и смерти Его.

Святой Афанасий Великий говорил: «Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа». «Много грешат те, кто не постится в среду и пятницу, — говорил преподобный Серафим Саровский. Пост в среду и пятницу столь же важен в Православной Церкви, как и другие посты. Она строго предписывает нам соблюдать эти постные дни и осуждает произвольно нарушающих его. По 69-му Апостольскому правилу: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец, не постится в святую Черыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен».

Но хотя пост среды и пятницы и сравнивается с постом Четыредесятницы, он менее строг Великого поста. В среду и пятницу разрешается сваренная пища с елеем.

В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница – дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается, когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня выпадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

НАЧИНАТЬ соблюдение поста в постные дни следует с того момента, как проснетесь и до самого вечера.

Сплошные седмицы (седмицей называется неделя — дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу.

Церковью установлены как послабление перед многодневным постом или как отдых после него следующие сплошные седмицы:

Святки — с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения Господня.

Мытаря и фарисея — за две недели до Великого поста.

Сырная (Масленица) — неделя перед Великим постом (разрешаются всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).

Пасхальная (Светлая) — неделя после Пасхи.

Троицкая — неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Как поститься детям, больным, престарелым людям

Пожилые, больные люди, дети (до 14 лет), а также беременные женщины освобождаются от строгого поста. Однако о мерах послабления следует посоветоваться со священником.

Правила пощения с древних времен имеют обязательную силу преимущественно на здоровых членов Церкви. Дети, больные и престарелые, которые не могут хранить совершенного поста по Уставу, не лишаются матернего благосердия Церкви, действующей в любвеобильном духе своего Владыки и Господа. Так, Устав Церкви о хранении поста в первую седмицу Четыредесятницы говорит: «В понедельник отнюдь не ясти, такоже и во вторник. Могущие же да пребудут постящееся до пятка. Немогущие же сохранити двух первых дней Четыредесятницы, да ядят хлеб и квас по вечерни во сторник. Подобни же и стари творят».

В 69-м правиле святых апостолов о хранении вообще Четыредесятницы постановлено: «Кто не постится в четыредесять дней, да извержется, разве только по болезни: немощному бо прощено есть по силе вкушати масла и вина».

Пресс-служба Красноярской епархии

Человек – духовно-телесное существо двойной природы. Святые отцы говорили, что тело облегает душу, как перчатка руку.

Потому любой пост – однодневный или многодневный – является комплексом средств для того, чтобы приблизить человека и духовно, и телесно к Богу – во всей полноте человеческой природы. Образно говоря, человека можно сравнить со всадником на лошади. Душа – это всадник, а тело – лошадь. Допустим, лошадь готовят к скачкам на ипподроме. Ей дают определенную пищу, тренируют и т. д. Потому что конечная цель жокея и его коня – прийти к финишу первыми. Примерно то же можно сказать о душе и теле. Аскетический опыт Православной Церкви с Божьей помощью создал универсальный инструментарий духовных, физических и пищевых средств для того, чтобы всадник-душа и конь-тело смогли прийти к финишу – к Царствию Небесному.

С одной стороны, мы не должны пренебрегать пищевым постом. Вспомним, почему святые праотцы Адам и Ева совершили грехопадение… Приведем довольно грубую и примитивную, далеко не полную трактовку: потому, что нарушили пищевой пост воздержания – Божью заповедь не вкушать плода с дерева познания добра и зла. Это, мне кажется, всем нам урок.

С другой стороны, пищевой пост не должен восприниматься как самоцель. Это всего лишь средство для того, чтобы истончить нашу грубую вещественную плотяность путем определенных воздержаний в пище, в употреблении алкоголя, в супружеских отношениях для того, чтобы тело стало легким, очищенным и послужило верным соратником душе для стяжания главных духовных добродетелей: молитвы, покаяния, терпения, смирения, милосердия, участия в Таинствах церковных, любви к Богу и ближнему и т. д. То есть пищевой пост – это первая ступенечка восхождения к Господу. Без качественного духовного изменения-преображения своей души он превращается в диету, бесплодную для человеческого духа.

Когда-то Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир сказал замечательную фразу, вместившую в себя суть любого поста: «Головне в піст – не їсти один одного». То есть это высказывание можно трактовать следующим образом: «Если ты, воздерживаясь от определенных действий и еды, не культивируешь в себе с Божьей помощью добродетели, и главную из них – любовь, то твой пост бесплоден и бесполезен».

Касательно вопроса, выведенного в название статьи. На мой взгляд, начало дня с вечера – это касается богослужебного дня, т. е. суточного круга богослужений: часов, вечерни, утрени, Литургии, которые, в сущности, являются одной службой, разделенной для удобства верующих на части. Кстати говоря, во времена первых христиан они и были одной службой. Но пищевой пост должен соответствовать календарному дню – то есть с утра и до утра (богослужебный же день – с вечера и до вечера).

Во-первых, это подтверждает литургическая практика. Мы ведь не начинаем вкушать мясо, молоко, сыр и яйца вечером в Великую Субботу (если следовать логике разрешения поста вечером). Или в Рождественский и Крещенский сочельник мы не кушаем те же продукты вечером, накануне Рождества Христова и Святого Богоявления (Крещения Господня). Нет. Потому что пост разрешается на следующий день после завершения Божественной литургии.

Если рассматривать норму Типикона о среде и пятке, то она, ссылаясь на 69-е Правило Святых апостолов, пост в среду и пятницу приравнивала к дням Великого поста и разрешала вкушение пищи в виде сухоядения один раз в день после 15.00. Но сухоядение, а не полное разрешение от поста.

Конечно, в современных реалиях практика однодневного (среда и пятница) поста смягчена для мирян. Если это не период одного из четырех годовых постов, то можно вкушать рыбу и растительную пищу с елеем; если же среда и пятница припадают на период поста, то тогда рыба не естся в этот день.

Но главное, дорогие братья и сестры, нам помнить, что душевно и сердечно мы должны в среду и пятницу углубляться в памяти дня. Среда – предательство человеком своего Бога-Спасителя; пятница – день смерти Господа нашего Иисуса Христа. И если мы по совету святых отцов посреди буйной жизненной суеты сделаем в среду и пятницу молитвенную остановку на пять, на десять минут, на час, кто сколько сможет, и подумаем: «Стоп, сегодня же Христос пострадал и умер за меня», то само воспоминание это, соединенное с благоразумным постом, благотворно и спасительно повлияет на душу каждого из нас.

Будем также помнить великие и утешительные слова Спасителя, касающиеся борьбы человеческой души и осаждающих ее бесов: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Молитва и пост – вот два наших спасительных крыла, вырывающих с Божьей помощью человека из грязи страстей и возводящие его к Богу – путем любви к Всевышнему и к ближнему своему.

Иерей Андрей Чиженко

Автор игумен Феогност Пушков Обновлено: 10.05.2020 13:40 Опубликовано: 04.06.2010 15:43

О том, кода начинается и сколько длится Великий пост, знают сейчас даже люди, от Церкви весьма далекие. О Четыредесятнице рассказывают по телевидению, кафе и рестораны рекламируют постные меню, вечером колокольный звон созывает верующих на покаянные службы. Но только те, кто посещает храм регулярно, знают, что есть еще один не менее важный пост — среда и пятница в течение всего года. О важности поста, установленного в честь крестных страданий Христовых, рассказывает священноигумен Феогност (Пушков), кандидат богословия, клирик Украинской православной церкви.

Фото: AP

Православная Христианская Церковь с древнейших времён соблюдает пост в среду и пятницу. Свидетельства об этом посте находятся в письменных христианских памятниках глубокой древности («Дидахе», нач. II века; Тертуллиан, III в.). Однако, нередко мы совершаем те, или иные «обрядовые предписания», не задумываясь об их смысле, тем самым, навлекая на себя обвинение в «формализме». Обвинение это отчасти справедливо, ведь все христианские действия и обряды, поступки и подвиги должны быть осмысленны.

Но прежде чем сказать об особенностях поста среды и пятницы, необходимо вкратце прояснить саму суть поста (как такового). Пост, в понимании христиан, может носить троякий смысл: либо это выражение покаянного «траура», когда человек, осознав грехи свои, отказывается от изящной пищи, оплакивает своё духовное состояние, моля Бога об очищении.

Покаянный траур

Христианский писатель III века Тертуллиан пишет, что кающемуся свойственно «погрузить дух в сетование, с горечью поразмыслить о том, в чём согрешил, вкушать только простой хлеб и воду, — не для чрева, а для поддержания жизни, творить чаще, во время поста, молитвы, стенать, плакать, взывать к Господу Богу день и нощь» (Тертуллиан. О покаянии). Мы видим, что здесь пост является выражением скорби и мольбой о прощении. Но тут важно, чтобы эта скорбь была «естественной», а не наигранной. Тот же Тертуллиан язвительно высмеивает тех, кто ограничивает себя только в плане пищи, оставаясь во всем остальном «как всегда»: «Но неужели нам подобает молиться о прощении грехов в розовом платье и пурпуре? Скажешь ли: «Подай булавки для украшения волос и пусть …слуга положит мне на губы и щеки то, что придает поддельный блеск, искусственную краску»? Кроме того, поищешь ли приятных ванн, поселившись в садах, или при море? умножишь ли расходы на свои туалеты? …А если кто тебя спросит, для кого ты это уготовляешь, скажи: «Согрешил против Бога и боюсь на веки погибнуть. Посему ныне обессиливаю себя и сокрушаюсь, и мучусь, чтобы мне примириться с Богом, Которого оскорбил грехом». Разве кто признает в тебе, разодетой в шелка, кающуюся душу?», пишет Тертуллиан.

Мольба

Второй вид поста — это мольба о чём-то или о ком-то. Когда ближний добровольно разделяет с человеком боль его, налагая на себя ограничения, дабы хоть как-то помочь или утешить ближнего своего. Об этом сказал апостол Павел: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор.8:13). Так же христиане издревле налагали на себя пост перед решительными событиями в своей жизни. Это был пост, который помогал им отсеять излишества мирских забот, чтобы сосредоточиться в молитве на жизненно важных вещах.

Соучастие в крестных страданиях Христа

И третий вид поста — это наше соучастие в крестных страданиях Христа. Основа христианской веры — это вера в то, что мир и человек искуплены от проклятия и ада Крестом, смертью и Воскресением Христа. Это — величайшая радость человечества, но цена этой радости — величайшая боль, которую претерпел Воплотившийся Бог на Кресте. Цена нашего спасения — несправедливость, которую стерпел Бог от рук человеческих. В дни, когда Церковь воспоминает эти страшные и для нас спасительные страдания Христа, полагается пост. Эти дни поста так и называются — «Пост страстей Христовых». Так называются последние шесть дней перед Пасхой и дни среды и пятницы. Богослужение в эти дни сосредоточено на воспоминании крестных страданий Спасителя мира.

Как и всякий пост, пост страданий Христовых состоит не только в воздержании от изысканной пищи. Человеку, который мысленно со-переживает всё то, что происходило на Голгофе, не к лицу развлекаться, пустословить, услаждать себя плотскими утехами. Поэтому вместе с воздержанием от еды постящийся должен воздерживаться от увеселений, праздности, от супружеской близости. Ведь это дни траура.

Почему установлены для поста именно эти два дня в неделю — среда и пятница?

Пост в эти дни предписан для каждой недели в году, за исключением Светлой седмицы (сразу после Пасхи) и недели после Троицы, а так же Святок (дни от Рождества до Крещения Христа), недели мытаря и фарисея и масленицы, когда отменяется и «крестная» тематика в богослужении.

Эти два дня особо связаны со страданиями Христа: Среда — это день предательства Иуды, когда он пошел к иудейским старейшинам и предложил «свои услуги». Пятница — это день крестной смерти Спасителя мира, день, когда Он сказал, идя на страдания: «На сей час Я пришел в мир», и, умирая искупительной смертью на Кресте, возгласил: «Свершилось»!

В среду нам надлежит задуматься над своим местом в Церкви — в общине учеников Христовых. Близость к Спасителю мира не стала гарантом спасения, и один из учеников отпал, предал. А кто мы в общине Христовой? Наше сердце всегда ли остаётся верным Богу? Всегда ли мы с радостью и любовью следуем Его путям, или сами боимся признаться себе, что грех нам бывает более любезен, чем добродетель? Среда — центральный день недели, символ перекрестка жизненных путей. Это день молитвенного размышления, когда, всматриваясь в уже проясняющиеся штрихи Голгофы (которая отчетливо вырисовывается в пятницу), мы молим Бога дать нам силы нести свой жизненный крест и остаться верными Христу до конца. Мы просим у Бога сил делать всегда правильный выбор, не уклоняясь с пути спасения и не дерзая потом оправдывать своих грехов.

: Ребенка крестили. Как потом причащать?

Пятница — это день Крестной смерти Спасителя мира. Страдания оказываются неминуемой реальностью мира после грехопадения. Не только человек не может обойти страдания, но даже Сам Бог, воплотившись, не мог пройти мимо Креста. Но если страдания невозможно обойти, их можно преобразить. Любовь и терпение Христа вливают в страдания смысл и превращают тупик в проход — ведущий из отчаяния к надежде Воскресения.

Дни поста в среду и пятницу являются подготовительными ступеньками к воскресному празднику, с которым они стоят в органической связи. Прочувствовать силу и дух воскресного дня невозможно, не пережив дней глубокого молитвенного молчания, когда мы всматриваемся в тайну страданий Христа, ища в ней опору и силу в своих страданиях. Как Воскресение Христа «не понятно» без созерцания крестных страданий, смерти и погребения, так же и смысл воскресного дня, как дня покоя, не прояснится пред нашим взором вне контекста со страданиями Христа. Воскресение — победа над смертью, но не извне смерти, а изнутри. Обновление жизни — покой для утруждённого человечества. Именно символом этого вечного покоя в Новой Жизни, дарованной нам Воскресением Христа, является покой воскресного дня. Воскресный день является «по преимуществу» днём совершения Литургии, на которой верующие вступают в общение с Воскресшим Христом, вкушая Евхаристию — Его Небесную Трапезу. Христиане — свидетели Воскресения Христова, и свидетельство это состоит в явлении силы Креста и Воскресения. Участвуя в Евхаристии, и мы, сегодняшние христиане, можем сказать словами Священного Писания: «Сего (Иисуса Христа) Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых» (Деян.10:40-41).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *