Сретенская духовная

Сретенская духовная семинария

Сретенская духовная семинария, высшее учебное заведение Московской епархии Русской Православной Церкви

В 1999 году в Московском Сретенском монастыре была открыта духовная школа – Сретенское высшее православное монастырское училище, преобразованное в 2000 году в духовную семинарию. Самые первые занятия начались в одном из зданиий, прилегающих к монастырю. Позднее был сделан ремонт в братских монастырских корпусах, и здесь же были выделены помещения для семинарии.

В 2010 году Сретенскому монастырю было передано здание по адресу: ул. Большая Лубянка, строение 3, дом 19. Ремонтные работы планируется закончить примерно в сентябре-октябре 2011 года, после чего семинария переедет в это здание .

Лекционные курсы ведут преподаватели из Московской духовной академии, Российской Академии наук, Московского государственного университета, Государственной академии славянской культуры и др.

Отличительной особенностью семинарии является непосредственное участие студентов в жизни Сретенского монастыря. Проживание, питание и обучение – бесплатные. Стипендия не выплачивается.

Ректоры

Использованные материалы

  • Страница семинарии на официальном сайте Русской Православной Церкви:
  • Информация для абитуриентов на сайте Сретенского монастыря:

Страница сайта Благотворительного фонда Святителя Василия Великого —

На протяжении нескольких последних лет Фонд святителя Василия Великого оказывает поддержку Сретенской духовной семинарии.
Сретенская духовная семинария была образована в 1999 году при московском ставропигиальном Сретенском мужском монастыре. Это высшее духовное учебное заведение, готовящее священнослужителей Русской Православной Церкви. Ректором семинарии является наместник Сретенского монастыря – епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов).
Сейчас в стенах духовной школы постоянно проживает 150 человек, которые находятся на полном обеспечении монастыря. То, что учебное заведение за короткий срок сумело занять одно из ведущих мест в системе богословского образования, является бесспорным фактом, так как с каждым годом неуклонно повышается конкурс при поступлении в семинарию.
Ежегодно семинарию заканчивают порядка 25 человек, большинство из которых принимают священный сан. В настоящее время в Сретенской семинарии наибольший процент рукоположений среди всех духовных школ Русской Православной Церкви.
Выпускники духовной школы совершают пастырское служение в разных епархиях, в том числе в Рязани, Тамбове, Краснодаре, Оренбурге, на Камчатке, Сахалине, Чукотке, а также на Украине, в Эстонии, Белоруссии, Казахстане и во Франции. Наряду с богослужебным они несут и иные послушания: трудятся в епархиальных семинариях, воскресных школах, занимаются социальным, тюремным служением, церковной благотворительностью, работают на телевидении и в музеях.
В семинарии изучается более сорока учебных дисциплин: Священное Писание Нового и Ветхого Завета, догматическое богословие, основное богословие, нравственное богословие, сравнительное богословие, литургика, патрология, общецерковная история, всеобщая история, история Русской Церкви, история философии, гомилетика, история русской и зарубежной литературы, древние и новые языки и др.
Подготовку будущих пастырей в Сретенской семинарии обеспечивает высококвалифицированный педагогический состав. Занятия проводят преподаватели Московской духовной академии, Московского государственного университета, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российской академии государственной службы, других вузов и научно-исследовательских учреждений столицы, а также московское духовенство.
Сотрудники семинарии ведут активную научно-исследовательскую, прикладную экспертную работу, регулярно публикуют свои труды в ведущих изданиях. Немало преподавательских трудов, в том числе и в периодическом «Сретенском сборнике», вышло в издательстве Сретенского монастыря. Регулярно издаются разнообразные учебные пособия, предназначенные для семинаристов.
Семинаристы участвуют в многочисленных миссионерских проектах, большинство из которых проводится при поддержке Сретенского монастыря. Такая деятельность помогает учащимся по-новому, более трезво взглянуть на многие явления современной жизни, способствует приобретению опыта общения и служения, который так необходим будущим пастырям. В наше время, когда расшатываются многие нравственные основы, когда размывается понятие о грехе, поле миссионерской деятельности расширяется и усложняется.
Ежегодно, два-три раза в семестр, студенты Сретенской духовной семинарии осуществляют миссионерскую деятельность в колониях Тульской области и Брянска. Там семинаристы поют на Божественной Литургии. После богослужений проходят беседы с заключенными, в ходе которых воспитанники семинарии отвечают на многочисленные вопросы собравшихся.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Главная / Москва / Монастыри Москвы / Сретенский монастырь

Мужской ставропигиальный Сретенский монастырь по столичным меркам небольшой, но за двумя соборами и иными постройками обители стоит сложная многовековая жизнь страны с её междоусобицами, войнами и нападками на веру.

Своим появлением этот московский монастырь во многом обязан хану Тамерлану и иконе Владимирской Богоматери. Вот как это случилось. В 1395 году завоеватель вторгся на русские земли. Разоряя по дороге города, он с войском приближался к главной своей цели — Москве. Для того, чтобы её спасти, митрополит Киприан повелел перенести в город из Владимира особо почитаемый на Руси образ Владимирской Богоматери. На всём пути следования иконы люди, стоя по обочинам, слёзно молились и просили у Богородицы защиты от вторжения иноземного полчища. В Москве икону встретил крестный ход, который возглавил сам Киприан, как раз там, где сейчас стоит Сретенский монастырь.

Когда святой образ Владимирской Божьей матери был привезён в город и москвичи возносили молитвы, Тамерлану приснилась Сияющая Жена, которая повелела ему повернуть войска обратно. Кто это, завоеватель не знал, а когда в ужасе проснулся, стал выспрашивать у приближенных значение своего сновидения. Когда он осознал, кто к нему явился, то не раздумывая изменил маршрут и увёл своих воинов в другом направлении. И сегодня историки всё ещё разводят руками на вопрос: почему непобедимый хан Тамерлан сбежал, будучи уже неподалёку от Москвы. А православные воспринимают это событие как ещё одно явленное чудо заступницы рода человеческого — Богородицы.

В благодарность о чудесном избавлении по прошествии двух лет, в 1397 году, на Кучковом поле — там, где произошла встреча или сретение святого образа — по распоряжению Василия I был заложен монастырь.

В годы самодержавия Сретенский монастырь в Москве почитался как место особой духовной силы. Именно с него начинали свои поездки по русским святыням не только простые паломники, а даже люди, обличённые властью, — правители, знать, высшее духовенство, также в этой московской обители в XIX столетии временно размещалась митрополичья кафедра.

Архитектура в Сретенском монастыре

К сожалению, церковные сооружения обители, первоначально созданные зодчими, не уцелели.

Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери

В 80-х годах XVII века главный собор был возведён заново во многом благодаря денежному вспоможению царя Фёдора Алексеевича и получил освящение в честь Сретения Владимирской иконы Богоматери. Четверть века спустя мастера добавили к храму придел Рождества Иоанна Крестителя. Собор украшен древнерусскими фресками, которыми можно полюбоваться и сейчас. Этот храм единственный уцелел, пройдя через горнило советского атеизма XX века.

На землях монастыря были ещё два значимых церковных сооружения — храмы преподобной Марии Египетской (XIV век, возобновлён в XVIII столетии), а также Святого Николая. Оба утрачены.

Собор Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской

В 2017 году — в праздник Вознесения и спустя век после революционных событий, которые значительным образом изменили ход истории нашей страны, — в Сретенской обители патриарх Кирилл освятил новый собор — Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, который возводился три года на деньги верующих.

Имея высоту 61 метр, светлый собор будто парит над центром города. Для его постройки использовался белый камень из Владимирских земель. Храм богато украшен резьбой, фресками и мозаиками. Непосредственно для него мастерами были написаны почти 50 икон. На главной фреске «Тайная вечеря», которую можно увидеть над алтарём, кроме апостолов также изображены в лике святых и российские новомученики.

В новый собор были перенесены мощи священномученика Иллариона, настоятеля Сретенского монастыря в XX веке. В первые «советские» годы его арестовали, священник скончался в тюрьме. Ковчег с его мощами стоит на камнях из Соловков, где Илларион был заключённым.

Одновременно во время служб в храме смогут присутствовать до 5 тыс. человек.

Почему же этот собор сооружён непосредственно в Сретенском монастыре, вы узнаете дальше.

Расписание богослужений в Сретенском монастыре

Ежедневно — братский молебен и полунощница в 6:30, литургия в 7:30; в полиелейные праздники литургия в 8:00.

В пятницу вечером — акафист Божией Матери.

В воскресенье и двунадесятые праздники — литургия в 7:00 и в 10:00.

Вечернее богослужение в 18:00.

Официальный сайт Сретенского монастыря

Адрес

Москва, Большая Лубянка, 19

После того, как к власти пришли коммунисты, Сретенский монастырь в Москве долгое время оставался маяком христианской веры и, как мог, боролся с насаждаемым атеизмом. В страшные для православных христиан годы владыкой обители являлся архиепископ Илларион (Троицкий), талантливый богослов и проповедник, о печальной судьбе которого мы сообщили выше.

В начале 20-х годов обитель лишили реликвий, а затем её захватили «обновленцы» — было такое сомнительное церковное объединение. Год в монастыре хозяйствовал епископ Антонин (Грановский), затем обитель благодаря усилиям священномученика Иллариона удалось вернуть под крыло Православной Церкви, но ненадолго — в 1926 году Сретенский монастырь закрыли. Почти все его сооружения сравняли с землей — «для расширения уличного движения». Предметы церковного обихода и иконы, которые коммунисты не успели национализировать, получили свою новую прописку в музеях и организациях культуры. К примеру, икона «Воздвижение креста», которая датируется XVIII веком, до сегодняшнего дня числится в коллекции Третьяковской галереи.

На монастырских землях в XX столетии было устроено общежитие для сотрудников НКВД, которые сотнями расстреливали людей прямо в обители. Чтобы почтить память жертв советского произвола и в качестве горького напоминания, у монастыря в 90-е годы установили поклонный крест.

Власть «рабочих и крестьян» не пощадила и кладбище при монастыре, где нашли своё упокоение участники войны с Наполеоном. На его месте появилась средняя школа — учёба на костях героев. В Сретенском соборе долгое время функционировал научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря. Вначале 90-х храм вновь стал действующим. Позднее на частные средства были заново возведены ограда и звонница, по стилю напоминающие архитектуру XVII столетия. В 1996 году Сретенский ставропигиальный мужской монастырь открыл новую страницу своей летописи.

За прошедшие годы московская обитель возродилась — проведена реставрация, построено несколько зданий для монахов (их сейчас насчитывается около 40 человек), открыта Сретенская духовная семинария, студенты которой серьёзно вовлечены в дела монастыря — они живут в обители, принимают участие в литургиях, выполняют послушания.

Сретенский монастырь ведёт широкую просветительскую работу — на его землях функционирует одно из самых больших православных издательств, ведётся портал Православие.Ru. При обители организован центр по исследованию Туринской Плащаницы. Отдельного упоминания заслуживает хор Сретенского монастыря. Он числится главным в Православной Церкви и поёт на больших богослужениях, а ещё выступает с концертами по всему миру.

Скиты

В ведении обители два скита. Один, названный именем преподобного Серафима Саровского, расположен на месте восстановленной братией усадьбы Красное в Рязанской области. Поселение монахов выглядит как круглая крепость, где есть церковь, братские кельи, пасека, грядки, пруд, скотный двор.

Там же, в Рязанской области, в Михайлове, монастырь опекает местный дом ребёнка, директором которого является священник — выпускник Сретенской семинарии.

Другой, женский, скит во имя пророка Ильи, находится в Московской области.

Святыни

В монастыре хранятся: список святого образа Владимирской Божьей Матери, мощи священномученика Иллариона и других святых угодников, детальная копия Туринской Плащаницы, икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей.

Семинарский хор

Что наполняет христианскую жизнь? Какая особенная черта отличает православие? Это богослужение, изумляющее гармонией и стройностью. Еще послы князя Владимира, приехавшие в Константинополь, поразились красоте греческой службы. И прозвучало тогда под сводами Святой Софии знаменитое: «Не знаем, на небе мы были или на земле…»

В богослужении — все христианство. Оно и наставляет в вере, и настраивает ум на молитву, и учит любви (в благоговейном отношении к храму проявляется любовь человека к Богу). Все в церкви устроено в похвалу Творца: и цветы, подобно царскому венцу обрамляющие иконы, и начищенные до блеска подсвечники, и тихо, словно с затаенной радостью, мерцающие лампады, и узорные царские врата, и исполненные строгой красоты росписи стен — фрески, и полные высокой печали и устремленности к горнему лики святых на иконах. Священник и народ вместе с хором поют: «Аллилуиа», что значит «Слава Тебе, Боже!»

И каждый христианин, проникаясь любовью к жизни в Церкви, старается послужить в Божием храме своими трудами. Кто-то остается после литургии помочь убрать храм, кто-то учится колокольному звону, чтобы призывать людей к службе благовестом, а кто-то, например, поет в хоре.

В нашей семинарии многочисленный хор — большинство воспитанников духовной школы имеют музыкальное образование. Но стремятся петь на клиросе и те, кто не оканчивал музыкальной школы. С ними, конечно, поначалу занимаются отдельно. Но через некоторое время ребята становятся полноправными участниками хора.

О том, что вообще существует семинарский хор, мало кто знает. Куда известнее его «старший брат» — знаменитый хор Сретенского монастыря. Однако, несмотря на это, семинаристы достойно заменяют «старших братьев», когда те уезжают в командировку. Часто прихожане Сретенского монастыря и не догадываются, что вместо «того самого», Сретенского хора на клиросе — хор-близнец. Даже монастырская братия иногда не подозревает, что на службе поют студенты, а не профессионалы.

Семинарскому хору почти 10 лет. Его создание благословил архимандрит Тихон (Шевкунов) через год после открытия семинарии. Днем рождения хора принято считать 21 ноября, когда празднуется память Архистратига Божия Михаила, — в этот день в 2005 году хор спел свою первую литургию.

Участие в жизни хора требует серьезного труда. Но оно исполнено радости. Разумеется, клиросное послушание ужесточает ритм жизни семинариста-певчего. «После подъема, утренних молитв ты остаешься на литургию и потом, позавтракав, сразу идешь на лекции. А после лекций — хоровая репетиция, спевка. И так — несколько раз в неделю», — рассказывает Владимир Середа, учащийся семинарии. На клиросе семинаристы поют либо все вместе, полным составом, либо маленькими группами — «квартетами», сменяющими друг друга на богослужениях.

А иногда любители древних распевов (византийского, знáменного) поют на ночных литургиях вместе с духовником курса. Ночная служба — нечто совершенно особое. Тем хотя бы, что на ней напрочь отсутствует электрическое освящение и ноты и тексты песнопений читаются при свечах. Бывает, на таких службах присутствуют гости из Греции — священники или монахи. Зная это, студенты время от времени пробуют свои силы в древнем языке, исполняя песнопения на древнегреческом.

Приезжают гости из Америки, Израиля и других мест — они рассказывают семинаристам о том, как живут православные за рубежом. После ночных богослужений все идут пить чай.

Время от времени хор Сретенской семинарии полным составом выезжает на музыкальные фестивали. И не только московские. За свою небольшую историю ему приходилось бывать с концертами в Китае, Франции, Италии, выступать в светских вузах, в детских домах и в тюрьмах.

В репертуаре Сретенского семинарского хора не только церковные песнопения. Много русских, украинских, казачьих и других народных песен, произведения советских композиторов и, конечно, песни Великой Отечественной войны.

Как только первокурсники возвращаются из скита, для них сразу начинается жизнь в большом хоре. До этого, в скиту, они пели малым составом (впрочем, у скитского хора тоже своя интересная певческая жизнь — поездки в интернат с концертами, творческие вечера в самой усадьбе и многое другое).

Как поделился с нами один из семинаристов, Михаил Каплунов, «самое яркое впечатление от семинарского хора в Москве — это, конечно, первая служба. Такая мощь! Ты поешь, а ощущение такое, что твой голос усиливается во сто крат. Но в то же время ты — лишь часть чего-то совершенно грандиозного».

Регент хора семинарии — выпускник Академии хорового искусства Александр Викторович Амерханов. Удивительно, что он, человек семейный, работая с семинаристами, со временем сам захотел поступить в семинарию и теперь совмещает работу и учебу. На вопрос «Что для вас хоровое пение?» Александр Викторович как-то ответил: «Это растворение многих я в разноликом, многоголосном мы».

Хор семинарии с каждым годом развивается, как и любой коллектив. В планах много интересных поездок и творческих встреч.

Записи хора Сретенской семинарии можно послушать в аудиоразделе сайта.

Выступление хора Сретенской духовной семинарии Выступление хора Сретенской семинарии на V Рождественско-Сретенском фестивале творчества духовных школ города Москвы Из истории хора Сретенской духовной семинарии Регент хора Сретенской семинарии Александр Амерханов Солист Михаил Середа Солист Сергей Платонов Спевка хора Сретенской духовной семинарии в актовом зале Сретенский коллектив на фестивале семинарских хоров Традиционная фотография в Пасху Хор исполняет Христос Воскресе возле монастырского храма Хор Сретенской духовной семинарии Хор Сретенской духовной семинарии у храма Владимирской иконы Божией Матери на Пасху Хор Сретенской семинарии — репетиция перед богослужением Хор Сретенской семинарии в алтаре во время архиерейского богослужения
День начался с Божественной литургии в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери, которую совершил викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Сретенского монастыря, ректор Сретенской духовной семинарии епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), которому сослужило духовенство обители. Богослужение украсило пение хора Сретенского монастыря.
По окончании Литургии паломники из Коломны вместе с братией монастыря и студентами Сретенской семинарии проследовали на братскую трапезу, после которой коломенские семинаристы подошли под благословение владыки Тихона, передали Его Преосвященству подарок от ректора Коломенской духовной семинарии епископа Зарайского Константина и отправились на экскурсию по Сретенской обители и семинарии.
Во время экскурсии, которую провел студент магистратуры Сретенской семинарии иеродиакон Афанасий, гости из Коломны посетили древний храм обители – собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, приложились к главной святыне монастыря – мощам священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, пострадавшего за Христа во время гонений XX века. Кроме того, паломники из Коломны спустились в крипту собора, где располагается подземный храм, и приложились еще к одной великой святыне обители — точной копии Туринской Плащаницы Господа Иисуса Христа. Затем студенты посетили Сретенскую духовную семинарии, которая располагается на территории обители. Отец Афанасий показал гостям здание духовной школы: учебные аудитории, актовый и спортивный залы, жилые помещения и семинарскую библиотеку, а также рассказал об учебе, духовной жизни и быте студентов. Оформление внутреннего убранства духовной школы произвело на паломников из Коломны большое впечатление.
Следующим пунктом поездки стал Государственный центральный музей современной истории России. Там студентам была предложена экскурсия по экспозиции музея на тему «Российская империя на рубеже XIX-XX веков». Экскурсия была посвящена истории нашего государства в эпоху правлений императоров Александра II, Александра III и святого страстотерпца императора Николая II. Семинаристы прослушали рассказ о великих реформах 60-70-х годов XIX века, особенностях внешней и внутренней политики России, событиях русско-японской войны 1904-1905 гг., основных направлениях развития российской культуры.
Посетив в этот день замечательные места г. Москвы, полные впечатлений студенты вернулись в родную семинарию.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *