Сретенский монастырь в Москве

Пресс-служба Сретенской духовной семинарии 04.02.2019 2305

Блаженнейший митрополит всей Америки и Канады Тихон посетил Сретенский монастырь и возглавил всенощное бдение.
В субботу, 2 февраля 2019 года, в Сретенский монастырь прибыла с визитом делегация Православной Церкви в Америке во главе с ее Предстоятелем ‒ Блаженнейшим Тихоном, Архиепископом Вашингтонским, Митрополитом всей Америки и Канады.

Исполняющий обязанности наместника Сретенского монастыря иеромонах Иоанн (Лудищев) вместе с исполняющим обязанности ректора Сретенской духовной семинарии иеромонахом Силуаном (Никитиным), братьями Сретенской обители и семинаристами провел для гостей экскурсию по монастырю и семинарии, после чего гостям была предложена трапеза.

Вечером того же дня Блаженнейший митрополит всей Америки и Канады Тихон возглавил всенощное бдение в Сретенском монастыре. Его Блаженству сослужили викарий Сан-Францисской и Западно-Американской епархии епископ Санта-Розский Даниил (Брум), временно управляющий Патриаршими приходами Русской Православной Церкви в США и Канаде епископ Матфей (Андреев), духовенство Православной Церкви в Америке и братия Сретенской обители.

После Первого часа и. о. наместника монастыря иеромонах Иоанн (Лудищев) обратился к Блаженнейшему митрополиту Тихону со словами благодарности, пожеланиями помощи Божией и покрова Богородицы в нелегких трудах. Отец Иоанн отметил крепкую духовную связь Православной Церкви в Америке с Русской Православной Церковью и Сретенским монастырем. В своей речи он уделил особое внимание личности святителя Тихона (Белавина), Патриарха Московского и всея Руси, оказавшего огромное влияние на становление Православия в Америке в начале XX века. Святитель Тихон – небесный покровитель Блаженнейшего митрополита Тихона в монашеском постриге. И частица именно его мощей заложена в основание престола нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре.

Блаженнейший митрополит Тихон обратился к и. о. наместника и всей братии монастыря с ответным словом благодарности за теплый прием и совместную молитву. После окончания богослужения делегация под праздничный трезвон покинула стены Сретенского монастыря.

Ключевые слова: визит, делегация, экскурсия, богослужение, митрополит.

Сретенский монастырь заложил в 1397 году сын Дмитрия Донского Василий в честь победы над татарами под Коломной. Обитель встала на месте встречи иконы Владимирской Богоматери.

Что есть что в церкви

Отправляясь на войну с Тамерланом, князь Василий I приказал принести в Москву Владимирскую икону. Москвичи встретили ее и торжественно пронесли по нынешней улице Большая Лубянка в Успенский собор. А в это время Тамерлан повернул назад. Свершилось чудо, которого так ждали.

В память об этом в дни празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери из Успенского собора Кремля в монастырь совершали крестные ходы.

Сретенская обитель сыграла важную роль в избрании на царство Михаила Федоровича, поэтому царская семья очень любила это место. А в 1677 году Федор Алексеевич приказал построить на месте древнего деревянного храма каменный собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

О важной роли монастыря говорит тот факт, что практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников начиналось с молитв в Сретенской обители. А в XIX веке в Сретенском монастыре даже временно находилась первосвятительская кафедра.

В 1922 году Сретенскую обитель захватили «обновленцы». В 1923 его вернули Православной Церкви и переосвятили.

Путеводитель по архитектурным стилям

Но в конце 1925 года Сретенский монастырь закрыли. В 1928-1930 большую часть его храмов и сооружений разрушили, а на территории устроили общежитие офицеров НКВД. В стенах бывшей обители проводили расстрелы. В память о жертвах того времени в 1995 году при входе в Сретенский монастырь установили поклонный крест.

На смену НКВД пришли реставрационные мастерские Грабаря. Но это не спасло Сретенский монастырь от дальнейших разрушений. Например, на месте монастырского кладбища, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года, построили здание средней школы.

В 1991 году собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери вернули Церкви. Он стал приходским храмом.

В церкви чудом сохранились фрески начала XVIII века, выполненные мастерами костромской школы, и часть мощей преподобной Марии Египетской, привезенных из Константинополя в 1706 году.

В 1993 открыли подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, а в 1995 на его основе образовался Сретенский мужской монастырь. Заново построили колокольню, восстановили старинные монастырские помещения, возвели два новых пятиэтажных корпуса и перестроили один четырехэтажный для размещения монашеских келий и Сретенской духовной семинарии.

Сейчас в монастыре живут более сорока насельников. При обители также действуют катехизические курсы. А Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в России — выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу. Среди святынь Сретенского монастыря — точная копия Туринской плащанины, частицы мощей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Серафима Саровского и других святых.

Особую известность Сретенскому монастырю принес хор. Он исполняет не только духовные, но и светские произведения. Хор много гастролирует и даже выступал на открытии Олимпиады 2014 года в Сочи.

При монастыре также действуют Сретенское высшее православное монастырское училище, Российский центр по изучению Туринской Плащаницы, воскресная школа, интернет-журнал «Православие.Ru». Под патронажем Сретенской обители восстанавливают колхоз «Воскресение».

Но в новейшей истории Сретенского монастыря было несколько скандалов. В 2011 году на его территории обнаружили гостиницы, где постояльцам оказывали секс-услуги. А в декабре 2013 на территории Сретенского монастыря незаконно снесли здания XIX века для предполагаемого строительства храма в честь новомучеников и исповедников Российских. Но на самом деле проект новой церкви не требовал разрушать исторические постройки.

Говорят, что… …место сретения и сам монастырь сначала размещались в конце Никольской улицы, но в XVI веке Сретенскую обитель перенесли на современное место. Там москвичи также встречали иконы Богоматери и Спаса Вседержителя из Владимира, но уже в 1518 году.
…монахи Сретенского монастыря в 1723 году обнаружили, что приходская церковь Марии Египетской убыточна. Не спасают ни продажа свечек, ни требы. Недолго думая, убыточный приход упразднили.
…колокольню Сретенского монастыря начали разбирать под предлогом того, что она мешает проезду. Настоятель обители даже поверил этому и написал правительству письмо с просьбой вернуть колокола, лестницы, стропила, кирпич и все остальное, что осталось от колокольни. Над ним лишь посмеялись.

Сретенский монастырь на фотографиях разных лет:

А вы бы хотели дополнить рассказ о Сретенском монастыре?

Нынешний каменный собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери был построен в 1679 г. на средства царя Феодора Алексеевича в период расцвета каменного строительства в Москве. Он был возведен на месте древнего деревянного храма, стоявшего здесь с 1397 г. Собор имеет пять глав: его центральная глава символизирует Главу Церкви – Христа, а боковые – четырех евангелистов, проповедующих Благую Весть четырем сторонам света. Царское попечение коснулось и внутреннего убранства храма. Через год после возведения собора, в 1680 г., государь Феодор Алексеевич вместе с царицей Агафьей Семеновной поставили в его иконостас образы святых покровителей царской семьи: на одинаковом удалении от царских врат были расположены иконы святого воина Феодора Стратилата и святой мученицы Агафии.

Вскоре после возведения нового собора к нему с севера, юга и запада пристроили арочные крыльца, а в 1706 г. – южный придел в честь Рождества Иоанна Предтечи. В те же годы западное крыльцо храма превратили в паперть.

Нынешний собор, к счастью, в основном сохранил свой первоначальный вид: последующие перестройки и ремонты мало изменили его. Внутри находятся уникальные фрески 1707 г., выполненные мастерами костромской школы по заказу стольника, полковника московских стрельцов Семена Федоровича Грибоедова, предка по линии матери известного драматурга, автора «Горя от ума».

В конце 1925 г. Сретенский монастырь был закрыт. Древний собор превратили в общежитие офицеров НКВД. Для этого церковь разделили на несколько этажей, построив деревянные перекрытия. Здесь установили печи, и необходимый температурный режим, конечно, не соблюдался. Срывая кресты, большевики повредили обшивку купола, что привело к протечкам. Сильно пострадали и могли совсем погибнуть уникальные фрески, но, по Промыслу Божиему, они сохранились благодаря тому, что стены собора были окрашены и оклеены обоями.

Краевед, сын священника, Михаил Леонидович Богоявленский собирал сведения о московских храмах и записал рассказы местных старожилов о том, как в соборе последовательно располагались общежитие, гараж и реставрационные мастерские. С 1960-х до начала 1990-х г.г. здесь находился отдел реставрации скульптуры Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря. Для посетителей вход в собор был закрыт.

В 1958–1962 г.г. фасад собора отреставрировали, но состояние фресок оставалось плачевным и верх храма был оставлен бескрестным. К 1990 г. на храме и приделе восстановили позолоченные узорные кованые кресты.

В 1991 г. чудом сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и действовал как приходской храм. В 1993 г. здесь было открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, преобразованное в 1995 г. в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.

После возрождения обители в соборе аккуратно сняли краску со стен, очистили и отреставрировали уникальные фрески, и сейчас братия и прихожане храма могут любоваться их красотой. В 2000 г. к собору пристроили северный придел преподобной Марии Египетской, освященный в 2009 г. В нижнем этаже храма была устроена крипта – по образу кувуклии храма Гроба Господня в Иерусалиме – в честь Воскресения Христова с приделом Ангела, освященные в 2008 г. В этом же году к Сретенскому собору была пристроена галерея со звонницей.

В соборе есть старинные иконы. Многие из них были переданы сюда из Псково-Печерского монастыря по благословению великого молитвенника, старца-архимандрита Иоанна (Крестьянкина), духовного отца бывшего наместника нашей обители Тихона (Шевкунова), ныне митрополита Псковского и Порховского. Из этих старинных икон в первую очередь нужно отметить те, что находятся на столпах. Среди них можно увидеть уникальную икону Преображения Господня, которая была написана в XV в. Старец Иоанн (Крестьянкин) благословил возрождение Сретенской обители своей келейной Владимирской иконой Божией Матери, которую мы очень почитаем.

Иконостас центрального храма – большой, пятиярусный, содержит пять рядов икон: местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий. Верхний, пятый ярус иконостаса – праотеческий: здесь изображены древние праведники, называемые праотцами. В центре этого ряда располагается икона Троицы. Именно в этом виде – как три ангела – Господь явился некогда праотцу Аврааму. Далее следует пророческий ряд. Пророки – это святые ветхозаветных времен, которым открыта была воля Божия. Главная тема пророческой проповеди – пришествие на землю Спасителя мира – Иисуса Христа. Именно поэтому в центре ряда мы видим икону Богородицы. Эта икона называется «Знамение» и изображает Богородицу с Младенцем Христом во чреве. Икона показывает исполнение предсказания пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7: 14) – и Он спасет народ Свой от грехов их. Далее следует праздничный ряд. Обычно он содержит иконы двунадесятых, то есть двенадцати самых важных, христианских праздников. Но бывает, что икон в этом ряду больше, как в нашем иконостасе. В таком случае в праздничный ряд добавляются иконы, посвященные и другим событиям евангельской истории. Следующий ряд называется деисусным, это главный ряд иконостаса. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Подобное изображение часто располагается и в алтаре за Престолом. Эта икона напоминает нам, что на богослужении мы собираемся вокруг Христа. Хотя обычно мы видим служащего в храме священника, но Предстоятелем на нашем богослужении и его Совершителем невидимо является Сам Спаситель, а мы все собраны вокруг Него. Справа и слева от образа Христа мы видим святых, обращенных к Нему в молитвенном предстоянии. Они молятся за нас и вместе с нами. Слева – икона Богородицы, а справа – Иоанна Крестителя. Далее иконы архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла и других святых. Самый нижний ряд иконостаса называется местным. По центру его расположены царские врата. Через них позволяется проходить только священнослужителям во время определенных моментов службы. А в остальное время используют другие врата, которые расположены по краям иконостаса, они называются диаконскими. Царские врата именуются так потому, что во время Литургии через эти врата проносят Чашу с Причастием, где невидимо присутствует Сам Господь.

На царских вратах традиционно изображается Благовещение: мы видим, как архангел Гавриил приносит Деве Марии благую весть о рождении Спасителя. Это изображение располагается на вратах, поскольку в день Благовещения Пресвятая Богородица зачала от Духа Святого будущего Спасителя мира – Господа Иисуса Христа. Именно в этот день началось новое время – время Нового Завета, когда людям открылось Царствие Божие. Также на царских вратах часто изображают четырех апостолов-евангелистов. Справа от царских врат помещается икона Спасителя, а слева – икона Богородицы. Икона, следующая после образа Спасителя, обычно изображает праздник или святого, в честь которого был назван и освящен храм. В нашем соборе это Владимирская икона Божией Матери.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *