США демократическое государство

Общая характеристика демократии в США

В современной литературе, посвященной анализу и изучению политических процессов, а нередко и в средствах массовой информации можно встретить точку зрения о том, что модель государственного устройства, реализованная в настоящее время в Соединенных Штатах Америки, выступает образцом демократического государства, в котором воплощены все основные принципы, идеи и идеалы демократии.

В этой связи, представляется целесообразным проанализировать основные начала американской демократии, а также историю ее становления и развития.

Так, прежде всего, стоит остановиться на том, что США признается демократическим государством с момента образования соответствующего государства. Так, отмечается, что создание самостоятельного государства – Соединенных Штатов Америки в 1776 выступает первой в истории человечества попыткой реализации демократических идей в масштабах целой страны.

Основными источниками нормативного провозглашения и закрепления демократических идей в США выступают:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Демократия в США 400 руб.
  • Реферат Демократия в США 270 руб.
  • Контрольная работа Демократия в США 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • Декларация независимости США – документ, провозглашавший независимость британских колоний в Северной Америке от Великобритании, принятый 4 июля 1776 года;
  • Конституция США, принятая в 1787 г. – основной закон Америки, обладающий высшей юридической силой, в основу которой положены идеи разделения властей, наделение субъектов (штатов) широкими законодательными полномочиями, а также гарантия обеспечения справедливости, общественного порядка и процветания американского народа.

Рассмотрим подробнее признаки и особенности, выделяемые при анализе американской демократии.

Признаки американской демократии

При анализе сущностных черт демократии в Соединенных Штатах Америки в литературе, прежде всего, отмечается, что функционирующая в США модель демократии формировалась под достаточно специфические историко-культурные условия, что во многом предопределяет невозможность ее заимствования и воплощения в других государствах. В частности, соответствующие особенности были предопределены тем, что федеральное правительство изначально было сформировано штатами, длительное время находившихся в статусе британских колоний с высокой степенью самостоятельности.

Замечание 1

Это, безусловно, отразилось на системе американской демократии, особенностями которой выступают идеологическая гибкость и многообразие, отсутствие жесткой дисциплины и регламентации политической сферы и партийной деятельности, а также в преимущественной ориентации на местные нужды.

Кроме того, как было отмечено выше, особенностью американской демократии выступает действительное разделение властей, предопределенное тем, что идеологи американской демократии опасались концентрации государственной власти в одних руках, и, в этой связи, своего рода «перекоса» государственного управления в сторону исполнительной власти.

Признаками разделения властей в условиях американской демократии выступают:

  1. Законодательное отграничение законодательной, судебной и исполнительной власти;
  2. Выборность высшего исполнительного и законодательного органа, которыми соответственно выступают Президент США и Конгресс США;
  3. Высокая степень независимости судебной системы от других ветвей власти.

Также следует подчеркнуть то, что значительная власть оставлена за штатами, в которых имеются собственные конституции, губернаторы, органы законодательной власти, а нередко – и верховные судью. При этом региональные и местные органы исполнительной власти обладают действительно сильной властью, позволяющей им, в том числе, противостоять федеральному центру в решении некоторых вопросов местного значения.

Пример 1

Так, например, модель американской демократии предполагает возможность самостоятельного решения региональными и местными органами вопросов правопорядка, образования, регулирования брачно-семейных отношений, вопросов землепользования, и т.д.

При этом достаточно широк перечень должностных лиц, наделение которых властными полномочиями на местном уровне происходит в результате непосредственного волеизъявления граждан на выборах, в том числе – мировые судьи, прокурор, шериф, глава налоговой службы, и т.д.

Иными словами, в американской модели демократии широко распространены механизмы непосредственного волеизъявления народа, которые впрочем, не ограничиваются избранием должностных лиц. В частности, законодательно некоторых штатов допускает проведение референдумов по таким вопросам, как:

  • установление и изменение налогов;
  • формирование политики борьбы с проявлениями дискриминации;
  • регламентацией прав иммигрантов;
  • отзыв ранее избранных должностных лиц и т. д.

Демократическая партия США

Наряду с признаками и особенностями рассмотренными выше, американская демократия отличается наличием сильной партийной системы, отличающейся реальной конкуренцией представленных в ней объединений.

При этом применительно к рассмотрению вопроса о демократии в США следует подчеркнуть, что одной из двух крупнейших современных политических партий в Соединенных Штатах Америки выступает Демократическая партия, официально являющаяся самой старой американской партией (была основана в 1828 г.).

Основными идеями Демократической партии США на современном этапе, позволяющей ей пользоваться действительной поддержкой избирателей выступают:

  • Необходимость проведения экономических реформ;
  • Увеличение расходов государства на социальные нужды, повышение налогов, развитие наднациональных корпораций и высокотехнологичных отраслей экономики;
  • Борьба с загрязнение окружающей среды;
  • Отказ от экономического протекционизма – то есть не всегда обоснованной поддержки национального производителя;
  • Поддержка планирования семьи и регуляторов рождаемости;
  • Ограничение вмешательства государства в экономические процессы и общественную жизнь внутри страны;
  • Ограничение свободной торговли и распространения огнестрельного оружия на территории США и т. д.

Когда в 1831 году французское правительство отправило молодого аристократа Алексиса де Токвиля в Америку для изучения пенитенциарной системы, никто не мог предположить, что результатом этого путешествия будет книга «Демократия в Америке» (1836), которая принесет автору славу создателя одного из основополагающих документов для изучения состояния демократии не только в Америке, но и в Европе. Американская политическая история и государственный строй, основанный на принципах свободы, равенства и демократии, всегда интересовали иностранцев, которые создали многочисленные описания своих собственных путешествий и впечатлений об Америке или же, основываясь на своих знаниях, литературном таланте и политическом опыте, создавали произведения, в которых анализировали и сравнивали политическое устройство своих стран и США. В рамках курса будут рассмотрены основные положения о демократии в Америке, сформулированные де Токвилем, прослежена связь проекта «Конституции» декабристов Северного общества с Конституцией США, изучено мнение де Токвиля об Америке и России как о двух супердержавах, проанализировано, почему А. С. Пушкин охарактеризовал американскую свободу как «иную свободу», почему герои Чернышевского уезжают в Америку и не возвращаются домой. В процессе обучения также будут рассмотрены произведения об Америке писателей XX века, например, «Одноэтажная Америка» Ильи Ильфа и Евгения Петрова, поэзия Маяковского, «Америка» Жана Бодрийяра, а также новейшие публицистические статьи, аудио- и видеоматериалы.

ФОТО: .com/ArtisticOperations

Тем временем в Великобритании премьер-министр Борис Джонсон пообещал выйти из Евросоюза вне зависимости от того сохранится ли специальная оговорка («backstop»), которая защищает пограничные договорённости между Северной Ирландией, находящейся под управлением Британии, и Республикой Ирландия. Его жёсткая позиция полностью игнорирует тревоги жителей Северной Ирландии. Она призвана мобилизовать избирательную базу Джонсона в Англии (сторонников Брексита), даже несмотря на то, что это может поставить под угрозу хрупкий мир и процветание в Ирландии.

А в другой великой демократической стране мира президент Дональд Трамп радикально изменил отношения США с Мексикой и другими странами Центральной Америки и возбуждает своих избирателей постоянной демонизацией испаноязычного населения. Испаноязычные жители США платят теперь высшую цену за эти высказывания, свидетельством чему стало массовое убийство в городе Эль-Пасо (штат Техас).

Ликвидация давно сложившейся системы защиты меньшинств стала частью более широкой тенденции во многих демократических странах мира. Следует выделить три тревожных момента. Во-первых, политики ставят под угрозу «публичное пространство» и возможности граждан высказываться, выходить на демонстрации и вступать в дебаты без опасности подвергнуться насилию. Политические лидеры усугубляют социальные разногласия, противопоставляя «нас» и «их», к которым относятся иностранцы, соседние страны, иммигранты, меньшинства, пресса, «эксперты» и «элита».

В Индии правозащитные группы обвиняют правящую партию премьер-министра Моди «Бхаратия джаната» (BJP) в создании «климата безнаказанности» для агрессивно настроенных толп. В Америке многие считают, что Трамп занимается тем же самым, и приводят в качестве примера его расистские твиты против четырёх цветных женщин-конгрессменов. В ходе кампании за Брексит накануне референдума в Великобритании пользователи Facebook стали таргетируемой аудиторией для постов, в которых утверждалось, что, оставшись в ЕС, Британия может подвергнуться нашествию 76 миллионов турецких иммигрантов. А в одном из рекламных роликов кампании за выход из ЕС был показан грубый иностранец-мужчина, который выталкивал из очереди в больнице плачущую, пожилую белую женщину. Как показал недавний опрос, наблюдается вызывающий тревогу рост злоупотреблений, дискриминации и нападений по расовым мотивам в отношении этнических меньшинств в Британии.

Во-вторых, получив власть на демократических выборах, подобные лидеры пытаются ослабить независимые институты, а также ограничения исполнительной власти. Например, Трамп прибегнул к чрезвычайным полномочиям, чтобы получить средства на строительство своей стены на границе США с Мексикой. Джонсон отказывается исключить вероятность приостановки работы парламента ради осуществления Брексита, а его главный советник, Доминик Каммингс, назвал постоянную гражданскую службу в Великобритании «идеей для книг по истории». В Индии один из членов самой же партии BJP обвинил правительство Моди в «опустошении» конституционных институтов Индии, включая Верховный суд, национальное следственное агентство, центральный банк и избирательную комиссию.

Злоупотребления чрезвычайными полномочиями или президентскими указами, действия в обход парламента и правительственных ведомств, подрыв независимости судебной системы и «арбитров», которые гарантируют, что политические лидеры играют по правилам, – всё это повышает вероятность того, что правительственные решения не будут сбалансированно учитывать интересы всех граждан. И подобные атаки на независимость институтов делают особенно уязвимыми меньшинства.

Наконец, существует опасность, что политическая власть в демократических странах мира станет более персонализированной. Покровительство, личное влияние и различные поблажки используются для того, чтобы создать лояльность по отношению к лидеру, а те, кто попадают в немилость, изгоняются с должности либо с помощью травли, либо их просто увольняют без веских причин. Политические лидеры также всё активней пытаются заставить замолчать СМИ и бизнес-сообщество или же стараются кооптировать их, предлагая особые привилегии.

С 2017 года из кабинета Трампа уволились или были уволены девять человек, а президент регулярно использует «Твиттер» (и даже президентские помилования), чтобы вознаградить лояльность или чтобы затравить тех, кто попадает в немилость. В Великобритании нападки сторонников Брексита на госслужащего, который вёл переговоры с ЕС, стали настолько агрессивными, что это стало причиной для крайне необычного публичного заявления исполняющего обязанности секретаря кабинета (в заявлении говорилось, что ответственным за эти нападки должно быть «стыдно за себя»). Когда Джонсон стал премьер-министром, 17 министров были «вычищены» из его кабинета, а от новых членов правительства потребовали поклясться, что они поддерживают его цель выйти из ЕС в конце октября.

Персонализация власти заменяет формальные и справедливые процедуры на своевольные решения и личную благосклонность. Она подрывает демократический принцип, согласно которому все граждане, включая главу государства, подчиняются верховенству закона, а политики исполняют делегированные им полномочия, а не какой-то личный мандат.

Многие избиратели возмущаются действиями Моди, Джонсона и Трампа. Но во многих других демократических странах тоже возникли проблемы. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, президент Филиппин Родриго Дутерте и президент Бразилии Жаир Болсонару – всех их обвиняют в неконституционном поведении. Однако каждый из этих мужчин продолжает раздувать разногласия, подрывать независимые институты, игнорировать открытые конфликты интересов, в которых во многих случаях задействованы члены их семей.

Если стыдить подобных лидеров, это вряд ли изменит их поведение. Все они хорошо натренированы беспечно игнорировать ошибки; сделанные ими ранее заявления, которые разжигают ненависть; конфликты интересов; обвинения в коррупции, лжи, обмане и совершении незаконных сделок.

Вместо того чтобы давать волю гневу, демократам во всём мире следует со всей строгостью применять правила, которые препятствуют персонализации власти, и одновременно отстаивать институты, которые защищают права человека и меньшинств. Официальным лицам нельзя позволять использовать своё положение, чтобы избегать ответственности (даруя право на иммунитет или президентские помилования с целью помочь друзьям и членам семьи) или скрыть доказательства их незаконного поведения. Мы все должны настаивать на чётких и нерушимых стандартах прозрачности, касающихся частных интересов тех, кто находится на государственных должностях.

Все три страны – Индия, Великобритания и Америка – являются демократическими «образцами». Индия – это крупнейшая демократия в мире, в Британии действует «Вестминстерская модель», а у Америки – выдающаяся конституция. В каждой из этих великих демократий меньшинства сейчас подвергаются нападкам, так же как и нормы, которые сдерживают исполнительную власть. В каждой из этих стран граждане должны понять, что, если сегодня они не вступятся в защиту институтов, которые защищают меньшинства, тогда завтра они могут сами стать жертвой подобных атак.

Урок№69.

Тема: Европа и США. Недемократические режимы. Турция, Китай, Индия, Япония. Международные отношения.

Цель: рассказать об особенностях экономического и политического развития стран Европы и США в 1918-1939гг. Определить особенности населения, экономической политики, отраслей международной специализации Японии. Индии, Китая.

Задачи:

Сформировать представления об экономическом и политическом развитии стран Европы и США в послевоенные годы; на примере Германии и Австро-Венгрии рассмотреть революционные события в послевоенные годы ; сформировать у обучающихся систему знаний об особенностях населения, экономической политики, отраслях международной специализации Японии. Индии, Китая;

Основные понятия: коммунистический Интернационал, социалистический Интернационал, кейсианство, фашизм, нацизм, диктаторские режимы, демократические режимы, экономический кризис

Структура урока

Организационный момент

Проверка знаний

Изучение нового материала

Закрепление изученного материала

Итог

Домашнее задание

Изучение нового материала:

1.Европа после Первой мировой войны

Территориальные изменения. Франции были возвращены Эльзас и Лотарингия, французы оккупировали Рейнский регион Германии. Угольные копи в Саарской области переходили к Франции на 15 лет. Мелкие территориальные приращения получили Бельгия и Дания и значительные — Польша. Данциг (Гданьск) стал вольным городом. Германия должна была выплачивать репарации. Запрещалась всеобщая воинская повинность в Германии, ей нельзя было иметь подводные лодки, военную и морскую авиацию, численность добровольной армии не должна была превышать 100 тыс. человек.

Договор с Австрией зафиксировал распад Австро-Венгрии и запрещал объединение Австрии с Германией. Часть территории Австро-Венгрии отходила к Италии, Польше, Румынии. Болгария лишалась некоторых земель в пользу Греции, Румынии и Югославии. Османская империя лишалась Палестины, Трансиордании, Ирака, Сирии, Ливана, Армении, почти всех владений в Европе. Однако после революции в Турции в 1918—1923 гг. и поражения Армении и Греции в войнах с Турцией она увеличила свою территорию.

В Европе возникли новые государства: Австрия, Венгрия, Чехословакия, Югославия, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Финляндия. Германские колонии в Африке поделили между собой Англия и Франция, а также Южно-Африканский союз. Япония прихватила принадлежавшие Германии острова в Тихом океане и владения Германии в Китае. Часть Новой Гвинеи получила Австралия. Владения Турции на Ближнем Востоке поделили Англия и Франция. Была признана независимость Ирака.

Революция в Германии. В Германии обострившаяся в годы войны обстановка переросла в ноябре 1918 г. в революцию. Она началась с разгона демонстрации моряков в Киле. Там образовался солдатский Совет и рабочий Совет. Затем такие Советы стали возникать и в других городах. В ряде мест власть оказалась в их руках. 9 ноября было объявлено об отречении императора и выборах в Национальное собрание. Власть оказалась в руках Совета народных уполномоченных во главе с социал-демократом Ф. Эбертом. Было провозглашено установление 8-часового рабочего дня, расширены права профсоюзов. Однако левые социал-демократы во главе с К.Либкнехтом и Р. Люксембург, создавшие в декабре 1918 г. коммунистическую партию, выступали за углубление революции. В январе 1919 г. началась открытая борьба между правительством и рабочими, в Берлине вспыхнула всеобщая стачка. Войска подавили выступление, Либкнехт и Люксембург были убиты. Но выступления, забастовки продолжались. 13 апреля 1919 г. в Мюнхене провозгласили советскую республику, которая была разгромлена через две недели.

Правительство боролось с рабочими не только силой оружия. Оно попыталось учесть ряд их требований в Конституции, принятой летом 1919 г. Национальным учредительным собранием в Веймаре. Веймарская конституция устанавливала всеобщее избирательное право, большие полномочия получал президент. Последним революционным событием стало восстание рабочих в Гамбурге под руководством коммуниста Э. Тельмана в октябре 1923 г. Оно было подавленно.

Революция в Венгрии. 20 ноября 1918 г. в Венгрии образовалась Коммунистическая партия. Многие ее лидеры являлись участниками революции в России. Во главе партии стоял Бела Кун. Вечером 21 марта 1919 г. Будапештский Совет рабочих депутатов провозгласил Венгрию советской республикой. Сформировался Совет народных комиссаров. На местах всю власть сосредоточили в своих руках Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Были национализированы банки, промышленные предприятия, транспорт, земли помещиков. Антанта направила на борьбу с Венгрией войска Румынии и Чехословакии. 1 августа 1919 г. советская власть была ликвидирована. В результате выборов к власти пришел адмирал М.Хорти, который стал регентом страны, так как в Венгрии формально сохранялась монархия.

Революционное движение в Италии. Подъем рабочего движения наблюдался во всех странах Европы. Особенно острой была борьба в Италии. В 1920 г. итальянские рабочие захватили фабрики и заводы и почти месяц управляли ими. Крестьяне занимали помещичьи земли. Правительство и предприниматели не осмелились применить оружие. Они обещали провести закон о введения рабочего контроля на предприятиях и повысить зарплату. Рабочие оставили заводы. Однако закон не вступил в силу.

Коммунистическое движение. Усиление рабочего движения, успехи, достигнутые рабочими во многих странах, события в России привели всюду к усилению роли социал-демократов. Внутри этого течения не было единства. Многие считали, что рабочие уже добились немалого и теперь необходимо закрепить эти успехи и добиваться дальнейшего прогресса путем постепенных реформ. Другие призывали к активным действиям, взятию власти по примеру большевиков. Сторонники такого курса начали создавать свои коммунистические партии. В марте 1919 г. делегаты от этих партий и близких к ним организаций собрались в Москве на Учредительный конгресс, объявивший о создании Коммунистического интернационала(Коминтерна). Его задачей объявлялась борьба за мировую революцию и создание всемирной советской республики. Коминтерн становился всемирным штабом революции, а национальные компартии считались его секциями. Руководящий орган Коминтерна — Исполком —находился в Москве. Коминтерн вел большую работу по пропаганде коммунистических идей, созданию коммунистических организаций, готовил выступления против правительств в разных странах. Сторонники умеренных взглядов в социал-демократическом движении объединились в 1923 г. в Социалистический интернационал.

Задание: вписать факты революционных события в таблицу

Страна

Событие

Даты

Движущие силы

Лидеры

Результат

2.Западные демократии в 20—30-е гг. XX в.

Экономическое развитие в 20 —30-е гг. XX в. В 20-е гг. XX в. в большинстве стран наблюдался довольно устойчивый экономический рост. Однако в 1929 г. разразился небывалый экономический кризис.

Экономический центр мира переместился в США, которые, применяя новую технику, новую организацию производства, выступили пионером выпуска совершенно новой массовой продукции — автомобилей, радиоаппаратуры, кинофильмов, лекарств и химических товаров. Но США стали и центром экономического хаоса в 30-е гг. XX в.

Во время экономического бума 20-х гг. XX в. широко процветала спекуляция акциями кампаний, цена которых намного превышала их реальную стоимость. В октябре 1929 г. последовал крах фондового рынка ценных бумаг. Затоваривание привело к падению цен, прекращению производства, росту безработицы. Резко сократилась мировая торговля. В итоге весь капиталистический мир оказался в тисках затяжного экономического кризиса.

Кейсианство. Великий кризис 1929—1933 гг. заставил пересмотреть многие взгляды на развитие общества. В ряде государств в экономике на смену рыночным отношениям пришло государственное регулирование, а в политике — демократические органы власти заменялись тоталитарными. Однако рано или поздно эти страны потерпели крах. Более жизнестойким оказался другой путь, предложенный в 30-е гг. XX в. английским экономистом Дж. Кейсом. Этим путем пошли США, Великобритания, некоторые другие страны. После Второй мировой войны кейсианство стало практическим руководством почти для всего несоциалистического мира. В основе теории Кейса лежит идея сочетания государственного регулирования с рыночной экономикой.

В 1936 г. Кейс, проанализировав причины экономических кризисов, предложил меры по их преодолению. Государство должно за счет своего бюджета поддерживать объем потребления и спроса на производимые товары, чтобы не допускать кризиса перепроизводства и безработицы. В условиях кризиса государство увеличивает расходы, понижает налоги и банковский процент, а в условиях быстрого развития экономики, напротив, сокращает расходы, повышает налоги и банковский процент. Одновременно Кейс предусматривал развитие социального партнерства между предпринимателями и работниками на основе взаимных соглашений и компромиссов, которые бывают выгодны всем сторонам.

«Новый курс» президента Ф. Рузвельта в США. В 1929—1933 гг. объем промышленного производства в США сократился на 50 %, безработными стали 13 млн человек. Президент-республиканец Герберт Гувер, исходя из положений либерализма, считал недопустимым помощь государства экономике в целом и отдельным гражданам. В ходе президентской кампании 1932 г. кандидат демократической партии Франклин Рузвельт, напротив, обещал американцам «новый курс» в отношениях государственной власти и общества, в основе которого была концепция Дж. Кейса.

В 1933 г. Рузвельт в течение ста дней провел несколько мероприятий, оказавших громаднейшее влияние на весь облик страны и на ее будущее. В результате вмешательства правительства в дела частных банков были стабилизированы банковская система и финансы страны. Осуществлена экстренная помощь безработным и нуждающимся. Для молодежи созданы трудовые лагеря, в которых занимались посадкой и благоустройством лесов в отдаленных районах, получая пищу, кров, 1 доллар в день. По предложению Рузвельта специально созданная государственная корпорация претворила в жизнь проект экономического и экологического возрождения громадного района в долине реки Теннесси.

Но главное в программе Рузвельта заключалось в реорганизации функционирования всей экономики. По закону о восстановлении национальной промышленности (НИРА) были введены «кодексы честной конкуренции». Предприниматели каждой отрасли должны были выработать единые условия производства, которые ставили бы их в равное положение. Цены и объемы производства определялись с учетом объема рынка. «Кодексы» утверждал президент, и они становились законом. Усилиями правительства такими «кодексами» было охвачено 95 % промышленности. НИРА также регулировал взаимоотношения предпринимателей и рабочих, ограничивая произвол первых. Предусматривались крупные ассигнования на общественные работы и государственное строительство. Была оказана государственная помощь фермерам. НИРА и законы о регулировании сельского хозяйства действовали в течение двух лет и были признаны неконституционными Верховным судом США. Но эти законы сыграли решающую роль в выходе страны из кризиса и развитии экономики. На выборах в 1936 г. Рузвельт вновь одержал победу.

В конце 30-х гг. XX в. Рузвельт провел, несмотря на сопротивление конгресса и Верховного суда, многие социальные законы (о трудовых отношениях, о страховании, о справедливых условиях найма и т.д.). Рузвельт еще два раза избирался президентом.

Задание: на основании текста учебника выпишите в тетрадь причины, механизм возникновения, последствия.

Задание: выписать в тетрадь основные направления «нового курса».

3.Тоталитарные и авторитарные режимы

Тоталитаризм. Термин «тоталитаризм» был введен публицистами для обозначения ряда сходных политических режимов, установившихся в 20 —30-е гг. XX в. Для этих режимов характерно сосредоточение верховной власти в руках вождя, запрет политических партий и организаций, кроме официальных, чрезвычайные полномочия органов безопасности, подавление всякой оппозиции и т.д. Существовал тоталитарный контроль над экономикой, которой руководили государственные чиновники, господствующая идеология внедрялась во все сферы жизни общества.

Тоталитарным обычно называют политический строй Германии, Италии и СССР. В настоящее время концепция тоталитаризма считается во многом устаревшей, поскольку она не объясняет существенных различий между данными странами. Так, в нацистской Германии основой идеологии являлся расизм. В Италии элементы расизма в фашистской идеологии не были определяющими, а в СССР расизм преследовался. Тем не менее в публицистике и учебной литературе понятие тоталитаризма продолжает использоваться.

Ряд режимов называют авторитарными. Для этих режимов характерно существование сильной власти. Например, все монархические страны, где власть монарха не ограничена или ограничена несущественно, можно назвать авторитарными. В 20 — 30-е гг. XX в. авторитарными государствами стали и многие республики. В них страной фактически руководил один человек, власть которого являлась пожизненной, подавлялась оппозиция. Однако продолжали существовать некоторые партии, парламенты, рыночная экономика. К таким странам относились Испания, Португалия, почти все страны Восточной Европы, Латинской Америки и др.

Приход фашистов к власти в Италии. Фашистская организация Боевой союз во главе с бывшим социал-демократом Б. Муссолини возникла в Италии в 1919 г. В условиях обострения ситуации в стране, очень пострадавшей в результате участия в Первой мировой войне, фашисты требовали проведения преобразований в интересах народа: гарантии гражданских свобод, 8-часовой рабочий день, повышение заработной платы, ограничение крупного капитала, участие рабочих в управлении и т. д. Создавались военизированные фашистские отряды для борьбы за эти требования. В начале 20-х гг. XX в. обстановка в Италии все более ухудшалась. Правительство оказалось не способным контролировать ситуацию в стране. Муссолини, создавший в 1921 г. Национальную фашистскую партию, потребовал места в правительстве для фашистов. В октябре 1922 г. фашисты устроили так называемый поход на Рим. 30 октября Муссолини был назначен премьер-министром Италии.

Приход нацистов к власти в Германии. К 1923 г. ситуация в Германии была близка к катастрофической. Резко обесценилась денежная единица — марка. За буханку хлеба или отправку письма платили уже не миллионы, а триллионы марок. Немалую роль в создании кризиса играли репарации Германии странам-победительницам. Национальное самолюбие немцев задевала оккупация странами Антанты Рура. По всей стране вспыхивали волнения, провоцируемые ультраправыми и ультралевыми силами.

Особенно прочные позиции правые занимали в Баварии. Члены возникшей здесь в 1919 г. Национал-социалистической рабочей партии (НСДАП) по примеру Муссолини готовили поход на Берлин. Одним из главных инициаторов этого похода был А. Гитлер. Связанные с нацистами отряды штурмовиков были созданы в 1921 г. В них было немало бывших военных, не нашедших для себя места в мирной жизни.

В ноябре 1923 г. Гитлер на митинге в огромном пивном зале Мюнхена объявил о начале национальной революции и о формировании национального правительства. Гитлера поддержал знаменитый генерал Э. Людендорф. Но на следующий день полиция расстреляла демонстрацию нацистов. После подавления путча Гитлер оказался в тюрьме. Там он написал книгу «Моя борьба» («Майн Кампф»), в которой изложил нацистскую идеологию. В декабре 1924 г. он был освобожден из заключения и начал перестройку своей партии. Численность партии росла. Вместо недисциплинированных штурмовиков формируются организованные по армейскому образцу отряды СС. При партии были созданы детские, молодежные и женские организации. Теперь Гитлер рассчитывал захватить власть не насильственным, а конституционным путем.

Экономический кризис 1929—1933 гг. породил многомиллионную безработицу. Уровень промышленности сократился в два раза. В 1930 г. НСДАП получила на выборах в рейхстаг 107 мандатов. На выборах 1932 г. нацисты заняли первое место.

Гитлер обещал немецкому народу «обеспечение старости» и «народную экономику». Во всех экономических бедах страны Гитлер обвинял «американскую плутократию», «английский империализм», «мировое еврейство» и «предательское правительство». Крупнейшие германские промышленники открыто поддержали Гитлера. Помогало нацистам отсутствие единства среди левых сил: коммунисты и социал-демократы отчаянно боролись друг с другом.

По требованию промышленников президент Гинденбург назначил 30 января 1933 г. А. Гитлера рейхсканцлером — главой правительства. На мартовских выборах 1933 г. Гитлера поддержали 44 % избирателей.

Политика тоталитарных режимов. В конце февраля 1933 г., воспользовавшись поджогом рейхстага, Гитлер ввел в Германии чрезвычайное положение. Были ликвидированы свободы слова, печати и собраний, под контроль членов нацистской партии перешли органы государственного управления и радио. Гитлер добился принятия в рейхстаге закона о полномочиях рейхсканцлера, что позволило ему издавать собственные законы. Одним из первых законов стал запрет коммунистической партии, а значит, и деятельности ее членов в рейхстаге. Многие члены социал-демократической партии также были лишены права голоса. С июля 1933 г. в Германии допускалась лишь деятельность национал-социалистической партии. В 1934 г. после смерти президента П.Гинденбурга Гитлер объединил посты президента и рейхсканцлера.

Контроль за политической деятельностью в Германии осуществляла тайная полиция во главе с Гиммлером. Ей же подчинилось и управление трудовых и концентрационных лагерей.

Многие нацисты требовали принятия решительных мер против евреев. Уже в апреле 1933 г. они добились издания закона о запрете евреям работать в правительственных учреждениях. Осенью 1935 г. все евреи Германии были занесены в особые списки, лишены гражданства и права голоса. Многие промышленники европейского происхождения, не получая от государства заказов, обанкротились и стали продавать свои предприятия по дешевке. В октябре 1938 г. произошла так называемая хрустальная ночь, в ходе которой были разбиты стекла и витрины 7000 магазинов, принадлежавших евреям. Началась эмиграция евреев из Германии.

Для пропаганды нацистских идей было создано специальное министерство пропаганды во главе с Геббельсом. На площадях запылали огромные костры из книг писателей, неугодных вождям рейха.

Вместо разогнанных профсоюзов власти создали Фронт немецких рабочих. Дети с 6 до 14 лет входили в организацию «Дойче Юнгфельк» («немецкая молодежь»). Следующей ступенью был «Гит- лерюгенд», членами которой были юноши от 14 до 18 лет. В 1936 г. вышел новый закон о молодежи, согласно которому членство в нацистских организациях являлось обязательным для любого юноши.

Режим, созданный Гитлером в Германии, пользовался достаточно серьезной поддержкой общества. Была фактически ликвидирована безработица. Немалую роль в создании новых рабочих мест сыграла политика вооружения. Государственным промышленникам предоставлялись крупные кредиты, их снабжали сырьем. Но основная роль в проведении модернизации отводилась частным предприятиям «Сименс», «Крупп», «ИГ Фарбен».

Немецкому обществу импонировала смелость Гитлера, решительно покончившего с условиями Версальского договора, создавшего авиацию и военно-морской флот. Его считали главным инициатором возрождения новой Германии.

Авторитарные режимы. В середине 30-х гг. XX в. в Европе возникли многие диктаторские и авторитарные режимы. В Венгрии диктатор Хорти сумел к 1931 г. окончательно подавить революционное движение. К 1934 г. революционное движение было подавлено и в Австрии. В 1935 г. была установлена диктатура Ю. Пилсуд- ского в Польше. Характерной чертой диктаторских режимов было то, что правление в них осуществляли аристократы, генералы, земельные магнаты. Нередко диктаторами становились монархи (Югославия, Болгария).

Большинство государств с авторитарными режимами было втянуто в экономическое сотрудничество с Германией. Стала модной пропаганда войны. Многие европейцы, особенно молодежь, считали, что именно во время войны проявляются лучшие качества гражданина — боевой дух, повиновение вождю и патриотизм.

Гражданская война в Испании и установление диктатуры Франко. В апреле 1931 г. в Испании установилась республика. К концу 1935 г. все левые силы объединились в мощный Народный фронт. В феврале 1936 г. республиканцы одержали победу на выборах в парламент.

В июле 1936 г. генералы-монархисты во главе с Ф. Франко подняли мятеж против республиканского правительства. Завязались бои как в самой Испании, так и в ее колониях. Мятежников открыто поддержали Германия и Италия. 15 августа сформировалось «национальное правительство», которое потребовало установления в стране военной диктатуры во главе с Франко. Началось наступление мятежников против сил республиканского правительства. С весны 1937 г. германские и итальянские войска все чаще начинали принимать непосредственное участие в боевых действиях на стороне войск Франко.

С начала мятежа Франция и Англия проводили политику «невмешательства» и не поставляли оружие в Испанию. Эта политика играла на руку мятежникам, поскольку ни Германия, ни Италия не прекращали поставок оружия Франко.

С осени 1936 г. помощь Испании начал оказывать Советский Союз. Республиканской армии поставлялись оружие и боеприпасы, в войне участвовали военные специалисты, добровольцы из СССР. Одновременно создавались интернациональные бригады из сторонников левых антифашистских взглядов из всех стран мира. В 1937—1938 гг. военные действия шли с переменным успехом. Однако с середины 1938 г. франкисты начали всюду теснить республиканцев. Распри и столкновения в их лагере усугубляли положение. После потери Барселоны в феврале 1939 г. ухудшилось снабжение республиканцев оружием. В марте возник заговор в рядах командования республиканцев. Войска Франко вошли в Мадрид, к 1 апреля заняли всю территорию Испании. В стране установилась диктатура Франко.

Задание: ответьте на вопросы

1.Что такое тоталитарные и авторитарные режимы?

2.В чем причины прихода нацистов к власти в Германии?

3.Каковы были главные направления их политики?

4.Турция, Китай, Индия, Япония в 20—30-е гг. XX в.

В колониях и зависимых странах под влиянием революционных событий в России все шире разворачивалась борьба за национальную независимость. В ходе этой борьбы ставились вопросы не только освобождения, но и обновления общества, ускорение его развития, улучшения жизни людей.

Турция. Часть территории Турции была оккупирована войсками стран Антанты. В 1920 г. парламент в Стамбуле принял декларацию о независимости Турции. Однако войска Антанты разогнали парламент. Новый парламент собрался в Анкаре. Его председателем стал Мустафа Кемаль (Ататюрк). Турция начала войны с Арменией, затем Грецией. Обе войны были успешны для турок. Территория страны была расширена. Войны шли под лозунгами национализма: армяне и греки истреблялись или изгонялись со своих исконных земель. В 1923 г. Турция была провозглашена республикой.

Под руководством М.Кемаля Ататюрка были проведены глубокие реформы. Провозглашались основные демократические свободы, светский характер государства, отменялись господствующие веками религиозные нормы, шариатские суды, закрывались духовные школы. Были введены европейский календарь и латинский алфавит. Людей заставляли носить европейскую одежду, женщинам в общественных местах нельзя было появляться в платках и т. д. Ататюрку удалось ликвидировать засилье иностранцев в экономике. В ней усилились позиции государства. Деятельность оппозиционных сил, особенно коммунистов, была ограничена.

Китай. Всю первую половину XX в. Китай сотрясали восстания, революции и войны. В 1915 г. в ответ на попытку Юань Шикая восстановить монархию на юге Китая было провозглашено свое правительство, главой которого стал в 1917 г. Сунь Ятсен. С 1923 г. он привлек к сотрудничеству с Гоминьданом коммунистическую партию, возникшую под влиянием революции в России. В 1925 г. началась Великая национальная революция. Гоминьдановское правительство на юге Китая провозгласило себя национальным правительством всего Китая. В 1925—1928 гг. войска национального правительства, возглавляемого генералом Чан Кайши, вели успешное наступление на север, где правили местные военные клики.

Однако раскол между Гоминьданом во главе со вступившим в соглашения с северными милитаристами Чан Кайши и коммунистической партией вызвал десятилетнюю гражданскую войну. Гоминьдан провел ряд реформ, но добиться решающих успехов не смог. Этому не благоприятствовала и международная обстановка. В 1931 г. Япония отторгла от Китая Маньчжурию, где возникло марионеточное государство Маньчжоу-Го. Западные державы потворствовали Японии, что заставило Чан Кайши обратиться за помощью к СССР.

С 1927 г. в южной части Китая возникли так называемые советские районы в качестве баз новой китайской революции, руководимой коммунистами. В 1931 г. съезд Советов провозгласил Китайскую Советскую Республику во главе с лидером коммунистов Мао Цзэдуном. Последовали пять походов Гоминьдана против советских районов. Четыре похода 1930—1932 гг. были успешно отражены коммунистами. После пятого похода 1933—1934 гг. революционное движение под лозунгом Советов потерпело поражение. Остатки Красной армии коммунистов совершили Северо-западный (Великий) поход и создали на стыке провинций Шэньси, Ганьсу и Нинся так называемый Особый район.

В 1937 г. началось открытое вторжение Японии в Китай. Гоминьдановские войска всюду терпели поражения и вынуждены были оставить значительную часть территории. В то же время Красная армия, получавшая помощь из СССР, действовала значительно успешнее, создав крупные освобожденные районы. В 1941 г. войска Чан Кайши нанесли неожиданный удар по Красной армии в Центральном Китае. На протяжении последующих лет войны го- миньдановские войска воевали и с японцами, и с Красной армией. Окончание Второй мировой войны и антияпонской войны в Китае привело к еще большему усилению гражданской войны. В 1947 — 1949 гг. наступление коммунистической Народно-освободительной (Красной) армии на юг привело к поражению войск Чан Кайши. Остатки гоминьдановцев укрылись на Тайване.

Индия. Молодая индийская буржуазия и интеллигенция, представители которой были объединены в рамках Индийского национального конгресса, стали во главе антиколониального движения в Индии. Идеологом ИНК с 1928 г. являлся Махатма Ганди. Его учение о ненасильственном сопротивлении, воплощенное в массовое движение, в конечном итоге заставило англичан в 30-е гг. XX в. расширить самоуправление, а после Второй мировой войны, в 1947 г., согласиться на предоставление независимости, правда, после раздела колонии по религиозному признаку на индуистскую Индию и мусульманский Пакистан.

Левые группы в индийском национально-освободительном движении нередко упрекали Ганди в том, что он удерживал движение от перехода к насильственным методам, не доводил борьбу против англичан до конца. Тем не менее политика, избранная Ганди, оказалась успешной, попытки же вооруженной борьбы против англичан, предпринятые в годы Второй мировой войны при поддержке Японии, лишь дискредитировали борцов за независимость. Вместе с тем Индии не удалось избежать массового кровопролития. Религиозная война унесла миллионы жизней индусов и мусульман, в том числе самого М. Ганди.

Япония. В годы Первой мировой войны экономика Японии значительно окрепла. Успешное для Японии завершение войны превратило ее в ведущее государство Восточной Азии. Однако небольшая территория, скудность источников сырья, уязвимость для стихийных бедствий (землетрясения, цунами) тормозили развитие экономики. Правящие круги страны выступали за обретение «жизненного пространства». Они выдвинули план создания великой сферы совместного процветания. В эту сферу должны были войти все азиатские страны, а руководящая роль отводилась Японии. Предполагалось не допускать в Азию европейские страны и США.

В 1931 г. произошло ужесточение внутренней политики, развернулись репрессии по отношению к профсоюзам, запрещались забастовки, были распущены партии. Партии заменили Ассоциацией помощи трону, а профсоюзы — Патриотической промышленной ассоциацией Великой Японии. Была введена трудовая повинность и обязательная военная подготовка. Быстрыми темпами развивалась военная промышленность. К 1937 г. Япония начала большую войну с Китаем. До 1939 г. были захвачены почти все приморские территории Китая. Однако у озера Хасан (1938 г.) и у реки Халхин-Гол (1939 г.) японцы потерпели поражение от советской Красной армии.

Задание:

1. Какие изменения произошли в Турции в годы деятельности М. Кемаля (Ататюрка)?

2. Каковы были результаты Великой национальной революции в Китае? Чем закончилась Гражданская война в Китае?

3. Как Индия боролась за независимость?

4. Проведите сравнительный анализ борьбы народов различных азиатских стран за независимость. Что изменилось в этой борьбе в 20 — 30-е гг. XX в. по сравнению с началом XX в.?

Подведение итогов.

Домашнее задание: В.В.Артемов, Ю.Н. Лубченков История 2017г . § 80-82 ,91

Введение

Здание Капитолия в Вашингтоне

ДемократияЦенностиЗаконность · РавенствоСвобода · Права человекаПраво на самоопределениеКонсенсус · ПлюрализмТеорияТеория демократииИсторияИстория демократииРоссия · США · ШвецияРазновидностиАфинскаяБуржуазнаяИмитационнаяКонсоциональнаяЛиберальнаяМажоритарнаяПарламентскаяПлебисцитарнаяПредставительнаяПротективнаяПрямаяРазвивающаяСоциалистическаяСоциальнаяСувереннаяХристианскаяЭлектроннаяПортал:Политика

Создание США в 1776 году стало первой в истории человечества попыткой реализации идеи демократии на масштабе целой страны, а не города-государства. Эта идея получила отражение в Декларации независимости и принятой в 1789 году Конституции США:

Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить её и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье.

Декларация независимости США

Когда в 1831 году США посетил Алексис де Токвиль, на него произвели глубокое впечатление баланс между личной свободой и религией, частной собственностью и равенством, индивидуализмом и общественной жизнью, сильной властью и децентрализацией. Токвиль провозгласил США демократией, хотя по сегодняшним меркам едва ли это было бы возможно по отношению к стране, где практикуется рабство, коренное население загнано в резервации, а женщины лишены избирательного права.

Американская модель демократии создавалась под специфические историко-культурные условия, и попытки скопировать её в других странах успеха не имели. Главным образом это связано с тем, что федеральное правительство было создано штатами, которые длительное время существовали в качестве колоний с высокой степенью автономии. Это отразилось на американской системе, особенностями которой являются идеологическая гибкость, не имеющие жёсткой дисциплины партии и политика, ориентированная на местные нужды.

Прежде всего, идеологи американской политической системы опасались концентрации государственной власти. Поэтому, согласно Конституции США, в основе американской политической системы лежит принцип разделения властей, причём верховный законодательный орган (Конгресс США) и высшая исполнительная должность (Президент США) являются выборными. Начиная с 1951 года, период пребывания президента и вице-президента у власти ограничен двумя четырёхлетними сроками. Суд имеет высокую степень независимости от других ветвей власти, хотя идеологические предпочтения судей иногда сказываются на принятых постановлениях. Значительная власть оставлена за штатами, которые имеют свои конституции и где законодательные собрания, губернаторы, а в большинстве штатов — и верховные судьи, также периодически избираются. Региональные и местные правительства обладают сильной властью и способны противостоять федеральному правительству; в частности, большинство вопросов правопорядка, образования, семейного права и землепользования решаются штатами. На местном уровне к выборным должностям могут относиться не только депутаты представительных органов, мэр и мировой судья, но и прокурор, шериф, ревизор, глава налоговой службы, члены советов по образованию и др. В целом из полумиллиона выборных должностных лиц в США менее 8500 относятся к федеральному и региональному уровню, а остальные работают в местных органах самоуправления.

В некоторых штатах проводятся референдумы, круг вопросов которых может включать налоги, политику борьбы с дискриминацией, права иммигрантов, отзыв выбрных лиц. Критики прямой демократии утверждают, что референдумы могут приводить к непоследовательной политике, снижать значение институтов представительной демократии и ослаблять политические партии.

Если бы люди были ангелами, в
государстве не было бы необходимости

Джеймс Мэдисон

Для американской демократии характерно недоверие не только ко власти, но и к народу. Её особенностью является наличие институтов, сдерживающих власть большинства и относительно слабо зависящих от него. К таким институтам относятся, прежде всего, Верховный суд США и Сенат США. Заметную общественную роль играют неправительственные организации и частный бизнес, в особенности свободные и разнообразные средства массовой информации.

Митинг за предоставление права голоса на выборах в Конгресс для жителей Округа Колумбия (2007 год)

Поначалу народный суверенитет вызывал настолько сильные опасения, что идеологи США намеревались ограничить избирательное право имущественным цензом, и некоторые штаты так и поступили. Как объяснял Бенджамин Франклин, лица, которые не владеют земельными участками, составляют мигрирующее население и слишком слабо связаны с благосостоянием штата, чтобы обладать привилегией голосовать на выборах. Джон Адамс полагал, что если власть окажется под контролем большинства населения, они вначале отменят долги, затем введут высокие налоги на богатых и наконец поделят поровну всё остальное. Избирательное право стало распространяться на всех белых мужчин только к концу 1850-х, а на всех взрослых граждан США ещё спустя 100 лет. В то же время отдельные регионы до сих пор не имеют собственных представителей в Конгрессе: Округ Колумбия, Пуэрто-Рико, Гуам.

Исторически выборы были прямыми и проводились по мажоритарной системе путём открытого голосования, за исключением выборов Президента США, которые были непрямыми. В настоящее время стандартом считается тайное голосование и по-прежнему преобладает использование мажоритарной системы. Несмотря на непрямой характер выборов Президента, случаев, когда делегаты Коллегии выборщиков голосовали против воли избирателей, не было (хотя были единичные случаи, когда они воздерживались в знак протеста). Выборы Президента сопровождаются наиболее высокой явкой избирателей, поскольку от их исхода зависит проводимая внутренняя и внешняя политика.

Карта выборов Президента США в 1860 году. Красным помечены штаты, проголосовавшие за кандидата от республиканцев, зелёным — за кандидата от демократов.

Мажоритарная избирательная система стимулировала создание двух противоборствующих коалиций. На рубеже XIX века последователи Томаса Джефферсона защищали интересы фермеров и делали упор на разделении властей, в особенности на законодательной власти. Им противостояли федералисты, возглавляемые Александром Гамильтоном, которые отражали интересы городской буржуазии, поддерживали сильную судебную власть и предпочитали энергичное правительство. Вскоре на основе обеих коалиций возникли две крупные партии. По мере появления новых актуальных политических и социально-экономических проблем, менялся состав образующих ведущие партии коалиций и их избирательная база. В середине 1850-х в американском обществе возник раскол вокруг вопроса о рабовладельчестве на западных территориях страны. Стала набирать силу третья партия, республиканская, которая вытеснила партию вигов. Тем не менее, конфликт не удалось решить демократическими способами, и в 1861 году вспыхнула гражданская война. Окончание войны привело не только к ликвидации рабства, но и к формальному запрету дискриминации в обеспечении избирательного права. Война также способствовала переосмыслению демократии. В своей Геттисбергской речи Президент Авраам Линкольн сказал, что одним из источников свободы для американской нации является «правительство из народа, созданное народом и для народа».

С 1860-х в американской политике доминируют демократическая и республиканская партии, каждая из которых пользуется поддержкой широкого спектра политических движений. Президентом США становился кандидат то от демократов, то от республиканцев. На местном и региональном уровнях одной из партий иногда удаётся удерживать преимущество на протяжении длительного периода, хотя внутри доминирующей партии по-прежнему возможна конкуренция между различными группами, составляющими коалицию. Основные права электорального меньшинства защищаются различными способами, прежде всего, федеральным правительством. Усилению других партий препятствует не только мажоритарная система, но и ряд положений в законодательстве. Несмотря на это, более мелкие партии и независимые кандидаты иногда оказывали влияние на проводимую политику, и подобные эпизоды имели место на всех уровнях власти.

На рубеже XX века в обществе стала расти озабочённость концентрацией власти в руках крупных частных корпораций. Американское прогрессивное движение поставило своей целью усиление надзора над соблюдением законов и усиление контроля над осуществляемой государством политикой. В результате реформ, женщины получили право голоса, Сенат США стал формироваться на основе прямых выборов, партии стали в обязательном порядке проводить предварительные выборы, шире стали практиковаться референдумы, повысилась управляемость местных властей и их подотчётность выборным лицам. Движение также дало начало традиции нетерпимости американцев по отношению к коррупции чиновников, управляющих частных корпораций, профсоюзных лидеров и любых других власть имущих. Активную роль в разоблачении злоупотреблений играет пресса и другие СМИ. Ряд агентств, занимающихся аудитом и расследованием действий органов власти, почти не подверженны политическому влиянию. Однако в последние годы лоббирование выборных лиц и спонсирование их избирательных кампаний со стороны различных кругов негативного сказалось на восприятии правительства.

Первые британские поселенцы (пуритане) прибыли в Новый Свет на корабле «Мейфлауэр» ради свободы вероисповедания. Сегодня в стране можно найти приверженцев любых крупных религиозных направлений (а также многих мелких), причём посещаемость церквей остаётся сравнительно высокой. В то же время конституция запрещает государству оказывать предпочтение той или иной конфессии и субсидировать церкви. Религиозные круги играют активную роль в политике по таким вопросам, как однополые браки, аборты, права человека и иммиграция.

Агитация на китайском языке накануне выборов судьи в Сиэттле (2008 год)

Хотя большинство населения страны являются потомками эмигрантов, на протяжении истории различные расовые и этнические группы подвергались дискриминации со стороны властей: негры, индейцы, китайцы, мексиканцы, японцы и др. В середине 1960-х была проведена реформа эмиграционного законодательства, предоставившая широкую защиту от дискриминации. Новые эмигранты как правило сохраняют свои культурные обычаи, в то время как их потомки ассимилируются. Постоянно проживающие на территории страны иностранцы не имеют права участвовать в федеральных выборах, однако до конца XIX века они имели право голоса на многих местных выборах. В последнее время вопрос об участии иностранцев в местных выборах вновь стал предметом дискуссий и референдумов.

Уголовные преступники в течение срока отбывания наказания не имеют права участвовать в выборах. В США свыше двух миллионов заключённых, и это число продолжает расти, несмотря на тенденцию к снижению преступности. Озабоченность вызывают преобладание расовых меньшинств среди осуждённых за тяжкие преступления, практика применения смертной казни, высокое число осуждённых за хранение наркотиков, длительные сроки заключения, в особенности среди несовершеннолетних преступников, условия содержания в тюрьмах.

Несмотря на гарантированное право на забастовку, менее 8 % рабочей силы состоят в профсоюзах. Процесс организации профсоюзов осложняется ограничениями трудового законодательства, политикой Национального совета трудовых отношений и сопротивлением со стороны частного бизнеса.

С другой стороны, право на частную собственность рассматривается как неотъемлемая часть американского образа жизни. Государство активно поощряет частное и коллективное предпринимательство. Исторически экономические возможности играли ключевую роль в успешной ассимиляции иммигрантов. Однако социальное неравенство остаётся высоким, и США является единственной из развитых демократических стран с многочисленным низшим классом, который политически неактивен и не играет значительной роли в экономической жизни страны.

Понятие об американской политической системе закладывается в школе, где учащиеся изучают конституцию и работы идеологов страны. Там же объясняются принципы системы: что правительство должно быть сменяемым и подотчётным гражданам, что перед законом все граждане равны, что государство должно занимать нейтральную позицию по отношению к религии, что в стране должна быть свободная конкуренция идей. Согласно проведённым в 1999-2001 гг. опросам, 89 % американцев относятся к демократии положительно, хотя в то же время 30 % выразили поддержку системе во главе с сильным лидером, который может позволить себе игнорировать парламент и выборы.

ЛитератураТоквиль А. Демократия в Америке — М.: Прогресс, 1992. Сноски

  1. Линц Х. Дж. Достоинства парламентаризма // Век XX и мир. Пределы власти. № 2-3, 1997.

  2. Freedom House. Freedom in the World 2010. United States of America (англ.)

  3. Zakaria F. The Rise of Illiberal Democracy (англ.) // Foreign Affairs. November-December, 1997.

  4. Franklin B. Observations on Passages in «A letter from a Merchant in London to his Nephew in North Amercia»

  5. Adams J. Defense of the Constitutions of Government of the United States of America.

  6. Фактически избирательное право американских негров в южных штатах стало обеспечиваться только в середине 1960-х. В 2008 году был избран первый небелый Президент США, Барак Обама.

  7. Hayduk R., Wucker M. Immigrant Voting Rights Receive More Attention (англ.) // Migration Information Source. 2004.

  8. Inglehart R. How sold is mass support for democracy—and how can we measure it? (англ.) // East Asia Barometer Conference on «How East Asians View Democracy: The Region in Global Perspective.» Taipei, December 8-9, 2003.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *