Стамбул церковь

Православные Святыни Стамбула

Стоимость тура : €110 Продолжительность тура : 5-6 часов Языки: Русский, Турецкий, Английский Скидка: Православные Святыни Стамбула

Подобные туры зачастую называют альтернативными. Почему? Конечно, исторический полуостров со своими жемчужинами, ставшими символом города, да и самой Турции захватывают дух. А как насчет того, чтобы увидеть наследие Византии, окунуться в истоки Православия и увидеть храмы и церкви, от не которых из которых берут свои истоки праздники и особые даты Русской Православной Церкви.

Я буду рада забрать Вас из гостиницы и, мы поедем с Вами по заливу Золотой Рог на Запад старого города, где мы посетим:

1.Патриаршая резиденция и кафедральный собор во имя святого великомученика Георгия Победоносца,

Официальной резиденцией Константинопольского Патриарха изначально был Собор Святой Софии, но когда в 1453 году турки завоевали Константинополь и переделали Храм в Мечеть, Патриархат переезжал несколько раз, пока не обосновался на совсем в районе Фанар.

Экскурсия с русским гидом в Анкаре.

2. Влахернская церковь Богородицы, именно отсюда промыслом Божиим перешла из Второго Рима в Третий и сохранилась невредимою до наших дней Чудотворная Икона Божией Матери Влахернская

3. Церковь Христа Спасителя в Полях

Одна из немногих христианский церквей в Стамбуле, почти полностью сохранившая свой мозаичный цикл.

4.Монастырь Пантократора (осмотр снаружи)

5.Церковь Богородицы Паммакаристы («Радующейся») (осмотр снаружи)

По площади уцелевших мозаик уступает лишь собору св. Софии и церкви в Хоре.

Тур в Анкаре.

6.Храм Живоносного Источника

православный храм, расположенный рядом с целебным источником

7.Церковь Святых Сергия и Вакха (осмотр снаружи)

одна из самых древних сохранившихся церквей, послужила прообразом для базилики собора святой Софии (отсюда второе название — «малая Айя-София»).

8.Церковь Святой Ирины (осмотр снаружи)

9.Собор Святой Софии, Премудрости Божей

Маршрут может меняться по вашему желанию.

Дополнительная информация

Основная информация:
Стоимость тура: €110
Продолжительность тура: 5-6 часов
Человек в группе: 1-4 человека
Языки: Русский, Турецкий, Английский
Стоимость тура включает:
Трансфер : НЕТ
Встреча в отеле: НЕТ
Доставка в отель : НЕТ
Транспорт : НЕТ
Еда и напитки : НЕТ
Дополнительные платные услуги:
Входные билеты (концерты, театр, музей, цирк…) : НЕТ
Услуги переводчика : ДА
Бронирование гостиниц, ресторанов, авиабилетов : НЕТ
Визовая поддержка : НЕТ
Дополнительная информация:
Заказ тура минимум за 7 дней до даты тура : НЕТ
Тур проводится при наличии минимум 2 туристов : НЕТ
Стоимость тура может быть изменена : ДА

Во время своего первого официального визита в Константинопольский Патриархат, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал развивать паломничество в Турцию. За столетия, прошедшие с тех пор, были разрушены или обращены в мечети сотни православных церквей, осквернены многие святыни. Но не все. Уцелевшим жемчужинам Православия поклонились корреспондент журнала «Нескучный сад» диакон Федор Котрелев и фотограф Евгений Глобенко.

Вселенский Фанар

Нынешний Стамбул – город в основном турецкий: повсюду мечети, по-восточному одетые люди, пять раз на дню – завывания муэдзинов, разносящиеся из мегафонов с минаретов. За столетия оккупации Константинополь так отуречился, что найти в нем христианские святыни очень непросто: их осталось мало, со стороны они незаметны, а уличные указатели вообще не очень характерны для этого города. Поэтому желающему посетить святыни Царьграда надо хорошенько подготовиться к прогулке по Стамбулу. Или просто начать с посещения Вселенского Патриархата: а там уже объяснят, как добраться до других святынь.

Храм в Патриархии. Двуглавый орел на Царских вратах — герб Византии

Патриархат расположен в одном из самых колоритных районов города – Фанаре или, на турецкий лад, Фенере. «Фанар» по-гречески означает «маяк», и он когда-то был в этом месте. Здесь в течение нескольких столетий традиционно селилась греческая интеллигенция – фанариоты. Именно из фанариотов набирались грекоязычные чиновники для службы при дворе султана.

Но количество греков в Стамбуле постоянно уменьшается, а те, кто еще остался, предпочитают жить незаметно, тихо. Греческая община насчитывает сейчас около 3 тыс. человек, хотя до погрома, происшедшего в сентябре 1955 года, в ней было более 100 тыс. Тогда в ответ на взрыв во дворе турецкого консульства в Салониках по всей Турции прокатились антигреческие беспорядки. В Стамбуле были разграблены и опустошены 73 из 83 православных церквей, большую часть из них сожгли. Сейчас отношения турок к грекам более или менее нормализовались, но греческая община практически не имеет политического веса и голоса.

Православное духовенство здесь, кстати, не носит ряс (кроме патриарха), но дело тут не в страхе перед националистами. Этот обычай ввел Кемаль Ататюрк, первый президент Турции, который стремился сделать страну более светской и религиозно терпимой. Закон «Запрет на ношение фески» воспрещал носить религиозную одежду вне храма представителям любых конфессий.

Сейчас в Стамбуле трудно по внешнему виду узнать не только священника, но и христианскую церковь: крестов или нет совсем, или их с улицы не видно. Однако таксисты прекрасно понимают слово «Патриархат» – единственное, что они знают из христианских реалий, – и привозят прямо к нему. А можно и пешком – вдоль чудного залива Золотой Рог, разделяющего Стамбул на две части: Галатскую и Старый город.

В правой и левой частях храма, вдоль южной и северной стен находятся раки с мощами святых: справа — останки святых жен, а слева — мужей

Патриархат – это несколько зданий XVIII-XIX веков за высоченным забором и без вывески. В светлое время суток здесь всегда открыто. Внутри тихо-тихо! Беломраморная чистота, солнце и ни души… Направо – резиденция Вселенского Патриарха, и если вам нужно общение хоть с кем-нибудь, то это туда. Там и дежурный есть, и секретарь. А если в церковь, то тогда от ворот Патриархата – вперед. Церковь Великомученика Георгия построена в начале XVIII века. Внутри очень красиво: стасидии темного дерева с головами грифонов на подлокотниках, золоченый резной иконостас. На завесе Царских врат – герб Константинополя и Вселенского Патриарха: двуглавый орел. И тоже ни души… Лишь изредка здесь можно застать одного-двух туристов или паломников. Последние приезжают сюда в основном из Греции, но бывают и россияне. Они знают: здесь хранятся драгоценные христианские святыни. Например, справа от иконостаса помещена колонна, к ней, по преданию, был прикован Господь во время предкрестных истязаний. Из колонны до сих пор торчит остаток кольца, к которому и приковали Спасителя. Считается, что эту святыню привезла в 326 году из Иерусалима св. царица Елена. В правой и левой частях храма, вдоль южной и северной стен находятся раки с мощами святых: справа – останки святых жен, а слева – мужей. Справа можно поклониться мощам свв. Евфимии Всехвальной, Соломонии и Феофании.

Икона святой мученицы Евфимии

В начале III столетия проконсул города Халкидона – это через пролив Босфор, сейчас на этом месте район Стамбула Кадыкёй – пытался заставить христиан местной общины принести жертвы языческому богу. Особенно ему хотелось склонить к этому Евфимию, юную красавицу. Но святая Евфимия сказала, что «скорее он сможет перевернуть горы на земле и подвинуть звезды на небе, чем отторгнуть ее сердце от истинного Бога». Тогда проконсул сменил уговоры на пытки, но сломить веру св. Евфимии не смог. Она пела молитвы, призывая Спасителя на помощь, и каким мучениям ее не подвергали, Господь являл чудо – св. Евфимия оставалась невредима. Видя все это, многие уверовали во Христа. Умерла св. Евфимия только после того, как сама попросила об этом Господа. Тогда, повествует житие, медведица, единственная из всех зверей, которыми пытались затравить святую, нанесла ей небольшую рану – и тотчас она предала дух свой Господу. В Халкидоне в честь святой была построена церковь, где в 451 году прошел знаменитый IV Вселенский собор – Халкидонский, – на котором была осуждена ересь монофизитства.

Ветхозаветная святая Соломония была матерью семерых братьев Маккавеев, выступивших в 166 году до Р. Х. против нечестивого греческого царя Антиоха Епифана, который осквернил Иерусалимский храм и заставлял иудеев принести языческие жертвы. На глазах св. Соломонии мучили и убивали одного за другим ее детей. Она мужественно наблюдала их гибель, а потом умерла сама.

Св. царица Феофания жила в IX веке (+893) и была первой супругой императора Льва VI Мудрого (886-911). По наветам была вместе с мужем, тогда еще наследником престола, заключена на три года в темницу. Получив свободу, проводила жизнь в молитве и посте.

Богородица Монгольская: церковь, не закрывавшаяся никогда

Храм Монгольской Богородицы знаменит тем, что никогда не закрывался и не переходил во власть турок

Жизнь на Фанаре тихая, спокойная и совершенно лишенная туристов, которых в центре Стамбула очень много. Улицы тут вымощены булыжником и – так же как во всем городе – проложены на крутейших склонах. Через каждые два-три дома попадаются «бюффе» – маленькие кафе, где можно и поесть, и выпить кофе, но, в отличие от центра города, совершенно нет ракы – анисовой водки: на Фанаре живут в основном истовые, традиционные мусульмане, для которых спиртное запрещено.

Еще Фанар хорош тем, что здесь путника не осаждают чистильщики обуви со своими складными ящичками, наполненными щетками и ваксами. В остальных районах стамбульские чистильщики действуют так: вы идете себе спокойно по улице и вдруг замечаете, что человек с ящиком через плечо обронил щетку. Вы обращаете на это внимание чистильщика или подаете ему упавшую щетку. Рассыпавшись в благодарностях, «облагодетельствованный» предлагает почистить ваши ботинки – «совершенно бесплатно, я же ваш должник!». Но когда процесс подходит к концу, выясняется, что вы его не поняли. Вы должны 10-20 евро – ведь обувной крем был самый лучший!

Церковь Марии Монгольской расположена в семи минутах ходьбы от Патриархата. Но найти ее трудно. Между тем церковь эта – чудная! Построена она в XIII веке, а своим современным обликом и названием обязана дочери императора Михаила VIII Палеолога Марии Монгольской. Царевну из дипломатических соображений выдали замуж за монгольского хана, но и после этого она не прервала связей с родиной и пожертвовала деньги на строительство храма Богородицы, который впоследствии стали называть храмом Богородицы Монгольской. Церковь эта славна тем, что она единственная в городе никогда не закрывалась и не переходила в руки турок. Такой милости храм удостоился благодаря его прихожанину, греческому зодчему Христодулу, который построил для султана Мехмеда Завоевателя множество мечетей, и в частности мечеть Фатих. Грозный владыка издал особый фирман (указ), который запрещал закрывать церковь или превращать ее в мечеть.

Глухие ворота закрыты. На улице полная тишина. Но стучитесь сильнее – на стук выйдет сопровождаемая дворняжкой сторожиха: «Входите, входите». Это все, что она может сказать по-английски. А уж категорический и непонятный запрет на фотосъемку она выразит в красноречивых жестах: мол, внутри нельзя, идите на двор! В храме благоговейный сумрак (окна закрыты ставнями) и тишина. Уходить не хочется.

Влахернский источник: где произошло чудо Покрова

Все, что осталось от знаменитого Влахернского храма. Когда-то здесь хранились риза, покров и часть пояса Пресвятой Богородицы

Под Царьградом, видимо, залегают гигантские водоносные слои. По всему городу видны действующие или заброшенные источники – то безымянные, то с надписями по-турецки или по-гречески, как источник св. Харлампия на набережной вблизи Фанара. Многие из этих источников почитались жителями Константинополя как чудотворные. Один из самых известных – во Влахернском храме (названном так по принадлежности к местности – Влахерны), точнее, в сохранившейся небольшой его части. Храм был построен над источником в V веке и знаменит тем, что когда-то здесь хранились риза, головное покрывало и часть пояса Пресвятой Богородицы.

Построил храм император Лев Великий специально для хранения этих святынь. В 860 году риза Богородицы спасла Царьград от атаки славянских кораблей, появившихся в Босфоре под предводительством князя Аскольда. В честь этого события был установлен праздник Положения ризы – 2 июля.

Здесь же, во Влахернском храме, в 910 году произошло чудо Покрова Богородицы. Тогда Константинополь осаждали сарацины-мусульмане. 1 октября во время всенощного бдения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидел, идущую по воздуху Пресвятую Богородицу с ангелами и сонмом святых. Пресвятая Дева молилась за христиан, а затем распростерла Свой Покров над всеми молящимися в храме. Вскоре сарацинские войска отступили.

Правда, тот первый храм в XV веке сгорел, но на его месте построили новый. От Патриархата это недалеко – минут 20-25 прогулки через районы Балат и Айвансарай. В дверях храма вас встречает Янис – грек, служащий сторожем и экскурсоводом по храму, сама любезность и открытость для общения. Он охотно показывает икону Покрова в иконостасе (хотя праздник Покрова греки не отмечают, икона все же есть) и очень старую, плохо сохранившуюся икону Богородицы, писанную, по преданию, св. евангелистом Лукой. Купель над источником, судя по старинным литографиям, нисколько не изменилась. Разве что раньше святую воду из источника разливал специально приставленный монах, а теперь она бежит из кранов, вделанных в купель.

Распрощавшись с Янисом, отправимся к еще одному святому источнику Константинополя – Живоносному.

Живоносный Источник

Пузырьки с водой из Живоносного Источника в храме всегда в большом количестве

Недалеко от Константинополя с древних времен почитали один целебный источник. Византийский историк XIV века Никифор Каллист пересказывает предание о воине Льве, будущем императоре Льве Маркелле (V век), которому Сама Богородица указала на чудотворный источник и повелела построить на этом месте храм. Храм был построен и высоко чтился благодаря многочисленным чудесам, происходившим в нем. С Живоносным Источником связана и соответствующая иконография: Богородица с Младенцем на руках в купели, из которой изливаются струи воды. Ежегодно в Светлую пятницу к храму Живоносного Источника совершался крестный ход. В Россию же, по мнению исследователей, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» пришел приблизительно в XVI веке.

Храм Живоносного Источника находится в монастыре Балыклы, что в переводе с турецкого означает «красная рыбка». Есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда-то в купели Живоносного Источника, были необычно красного цвета. Монастырь довольно далеко от Патриархата, за древними городскими стенами, построенными императором Феодосием II в V веке. Монастырские здания, которые сейчас стоят над источником, построены поздно – в XVIII-XX веках, а к самому источнику пускают редко: на Светлой седмице и в другие особые дни. Зато пузырьки с водой из Живоносного Источника стоят в большом количестве в притворе храма. Отсюда же, из притвора храма, можно попасть в небольшой внутренний дворик, в последние два века ставший местом упокоения константинопольских патриархов.

Из памятных христианам мест в Стамбуле есть еще и Студийский монастырь, игуменом которого был прп. Феодор Студит, и храм Иоанна Предтечи в Трулле, где в 691-92 годах проходил Пято-Шестой или Трулльский собор, и церковь св. мц. Ирины, где за триста лет до этого прошел Первый Вселенский собор. Но, увы, сейчас над всеми этими славными постройками высятся минареты…

Собор Святого Георгия в Стамбуле — православный кафедральный собор во имя великомученика Георгия Победоносца, с 1601 года — резиденция Константинопольского Патриарха. Патриаршая церковь Св. Георгия Победоносца является первым храмом Константинополя.

После падения Константинополя в 1453 году, центром православной жизни города в XVI веке стал район Фанар, куда в конце столетия была перенесена резиденция Патриарха. В 1601 году Патриарх Матфей II избрал своей новой резиденцией храм святого Георгия, бывший до того женским монастырём. После этого церковь была реконструирована ещё много раз так, что от её прежнего вида почти ничего не осталось.

Во второй половине 1980-х при Патриархе Димитрии был сооружён новый комплекс административных зданий, а в начале 1990-х, при Патриархе Варфоломее, произведён ремонт и благоукрашение храма.

Храм св. Георгия имеет классическое трехчастное разделение, включающее в себя притвор, сам храм и алтарь, тем самым сохраняя в себе архитектуру древней базилики. В притворе находится икона пророка Илии, облаченного в одежду из меха, в память о торговцах мехами, принесшими водоносную систему на Фанар.

1 — Подсвечник

Сделанный из грецкого ореха и украшенный большими лепестками из слоновой кости в форме пятиугольника, подсвечник XVII-го в., находящийся в патриаршем храме, выполнен в стиле, точно копирующем раннее египетское искусство.

2 — Патриарший Трон

Согласно преданию, патриарший трон изначально принадлежал знаменитому Константинопольскому Патриарху свт. Иоанну Златоусту (398–404). Высота трона – четыре метра, сделан он из дерева грецкого ореха и инкрустирован слоновой костью, натуральным жемчугом и цветным деревом.

3 — Синтронон

Расположенный в алтаре, синтронон представляет собой стоящее на возвышении мраморное кресло (патриарший трон), окруженное одиннадцатью другими, более малыми креслами, сделанными из дерева. Синтронон датирован началом V-го в.

4 — Пюпитр

Согласно преданию, пюпитр принадлежал свт. Иоанну Златоусту. Однако надпись, помещенная на его внутренней стороне, свидетельствует, что он был сооружен в 1703 году, во время патриаршества Гавриила III (1702-1707).

5 — Канонники

Два канонника, изготовленные из грецкого ореха и украшенные слоновой костью, входят в число реликвий, переданных в 1942 г. на Фанар из монастыря Пресвятой Богородицы, Халки.

6 — Иконостас

Резной позолоченный иконостас (XVIII в.) выполнен в разных художественных стилях. Он сочетал в себе традиции Византии и эпохи Возрождения, а также элементы Барокко и некоторые черты Османского искусства.

7 — Три исторические иконы

Две иконы правого придела выполнены в стиле, предшествующем иконографии некоторых изображений собора св. Софии и монастыря Хора. Первая мозаичная икона Пресвятой Богородицы XI-го в., именуемая Паммакаристос (Всеблаженная), изначально служила храмовой иконой древней византийской церкви, занимающей пост Патриаршего храма. Вторая икона с изображением св. Иоанна Предтечи также некогда находилась в церкви Паммакаристос. Икона Пресвятой Богородицы Фонеромени (Явленная), в левом приделе храма, была перенесена из города Кизикос и облачена в серебряный и золотой оклады (подаренные Императором Николаем II). Эта икона особо почитаема, благодаря своим чудодейственным свойствам.

8 — Три святителя

Как и иконы, святые мощи составляют центральный аспект Православного Христианского благочестия, зиждущегося на православной доктрине «обожения», заключающегося в целостном освящении человеческой природы – тела и души — посредством Божественной благодати. Трое Святителей – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – являются наиболее известными и влиятельными богословами ранней Церкви. После Четвертого Крестового Похода (1204) мощи этих святых были перенесены из Константинополя в Рим. В ноябре 2004 г. состоялось возвращение святых останков свт. Григория и свт. Иоанна. Вселенский Патриарх Варфоломей лично сопровождал святые мощи на их историческую родину. Не так давно мощи свт. Василия также были перевезены в Константинополь.

9 — Три святые Жены

В правом приделе Патриаршего храма покоятся мощи трех святых жен: Святой Великомученицы Евфимии (IV в., память 16 сентября, рака- подарок Митр. Санкт-Петербургского Антония в 1904 г.), Святой Императрицы Феофании (886-893, память 16 декабря), которая была женой императора Льва Мудрого, а также Святой Соломонии (память 1 августа), матери семи Маккавейских мучеников.

10 — Столб бичевания Христа

Расположенный в юго-восточном углу Патриаршей церкви, этот столб является одной из самых ценных и древних реликвий храма. Он представляет собой часть колонны, к которой наш Господь был привязан, а потом избит римскими солдатами во время его страстей, перед распятием.

С резиденцией Патриарха связана одна трагическая история. В 1821 году на воротах резиденции был повешен низложенный Патриарх Григорий V. Турки обвинили его в причастности к греческому восстанию того же года, хотя Предстоятель не благословлял бунт, понимая, какие последствия для паствы он будет иметь. Тело Григория V три дня висело на воротах Патриархии – для острастки греческому населению квартала Фанар. Потом труп выкинули в море. Позже мощи обнаружили в море, и сейчас они хранятся в Афинах – Патриарх канонизирован как священномученик. А те самые Патриаршие ворота запечатаны, став напоминанием о том страшном событии и местом поклонения верующих, проход в храм — слева.

Поделиться «Начались регулярные богослужения в историческом русском посольском храме в Стамбуле»

  • Twitter
  • LinkedIn
  • E-mail

11 ноября 2018 года в храме святых равноапостольных Константина и Елены, расположенном на территории летней резиденции Генерального консульства Российской Федерации в Стамбуле, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла была отслужена Божественная литургия, которую совершил назначенный Указом Его Святейшества исполняющий обязанности настоятеля храма священник Георгий Сергеев.

На богослужении присутствовали генеральный консул России в Стамбуле А.Л. Подъёлышев, сотрудники генконсульства, а также соотечественники, проживающие в Стамбуле и его окрестностях.

На сугубой ектении были провозглашены прошения о сохранении единства Православия, а также прочитана молитва о мире на Украине. По случаю 100-летия окончания Первой мировой войны на заупокойной ектении было совершено поминовение вождей и воинов, павших на поле брани.

По окончании Литургии иерей Георгий обратился к молящимся с приветственным словом и передал им благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Священник отметил, что в связи решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября 2018 года о невозможности евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом по причине грубого нарушения канонов с его стороны, русскоязычные православные верующие, проживающие в Турции, направляют многочисленные обращения в Московскую Патриархию с просьбой об организации их пастырского окормления. Назначение настоятеля и начало регулярных богослужений в историческом русском посольском храме в Стамбуле стало проявлением заботы Русской Православной Церкви о ее чадах, проживающих на турецкой земле.

По окончании богослужения состоялась встреча священника с представителями русскоязычной диаспоры Турции.

***

Храм святых равноапостольных Константина и Елены был построен в 1832 году на территории летней резиденции Посольства Российской империи. После революции его закрыли, в помещении храма была размещена котельная. К 2009 году на территории летней резиденции были проведены крупные ремонтно-восстановительные работы, в том числе отреставрирована церковь.

6 июля 2009 года Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили чин малого освящения храма.

Служба коммуникации ОВЦС

Поделиться «Начались регулярные богослужения в историческом русском посольском храме в Стамбуле»

Официальное молитвенное служение имам начал в 13:45 по восточно-европейскому времени, после того как Эрдоган зачитал отрывок из Корана, а с минаретов прозвучал призыв к намазу, передает «Немецкая волна».

Для обеспечения безопасности на подступах к Айя-Софии были развернуты контрольно-пропускные пункты. Доступ в собор на период визита правительственной делегации был перекрыт. Губернатор Али Ерликая увязал это с действующими из-за эпидемии коронавируса ограничительными мерами.

По информации агентства Reuters, возле собора собрались тысячи верующих. Большинство из них сидело на молитвенных ковриках на площади Султанахмет. Местные СМИ сообщали, что улицы Стамбула 24 июля должны были патрулировать 17 000 полицейских. Планировалось, что во время богослужения христианские мозаики и фрески будут затемнены при помощи специального освещения, либо закрыты занавесками.

Из музея — в храм для мусульманских богослужений

Ранее, в начале июля, Госсовет Турции (высший административный суд страны) принял решение о лишении собора статуса музея. Через несколько часов после решения суда 10 июля президент Турции Эрдоган опубликовал указ, согласно которому собор будет открыт для проведения в нем мусульманских богослужений.

Собор Святой Софии на протяжении десятилетий являлся не только символом Стамбула, но и самой популярной туристической достопримечательностью Турции, а также частью Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм с огромным куполом и интерьером, украшенным древними фресками, ежегодно привлекал миллионы туристов. Вместе с тем собор Святой Софии всегда оставался не только архитектурным шедевром, но и политическим символом.

Решение властей Турции вызвало глубокое сожаление, в частности, Священного Синода Русской православной церкви (РПЦ). Так, он призвал власти сохранить христианские мозаики, а мировое сообщество — помочь в сохранении особого статуса этого храма. «Надеемся, что турецкие власти приложат необходимые усилия к сохранению чудом уцелевших бесценных христианских мозаик и будут обеспечивать доступ к ним христианских паломников», — говорилось в заявлении Синода.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в свою очередь выступил со специальным заявлением, в котором призвал сохранить музейный статус собора. «Надеюсь на благоразумие государственного руководства Турции», — подчеркнул он.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *