Старец в Краснодарском крае

Старцы нашего времени В Православной церкви сложился институт старчества. Старцы — старые, опытные монахи, обладающие полученным от Бога даром молитвы, прозорливости и чудотворения. Некоторые из них живут и сейчас. Вот список самых известных старцев России, Украины и Белоруссии: Отец Кирилл Павлов — Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад. Очень старенький и очень известный батюшка, духовник патриархов Пимена и Алексия II, многих священников и знаменитостей. По данным таблоидов — «тот самый» сержант Павлов, который в Сталинграде захватил Дом Павлова. Почти не принимает. Отец Наум — Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад. Принимает ежедневно, кроме воскресения. До 700 человек записываются на приём к нему. Отец Герман — Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад. Занимается отчиткой бесов. Обладает даром прозорливости. Отец Власий, прозорливый — Калужская обл., г. Боровск, Пафнутьев-Боровский монастырь. Время от времени исповедует. Лучше приезжать на несколько дней. Отец Пётр, прозорливый, духовник — Лукино, Нижегородская область. Лучше приезжать на несколько дней. Владыка Алипий — Украина, Донецкая обл., г. Красный Лиман. Как видим, и архиереи могут быть старцами. Отец Серафим — Украина, Донецкая обл., г. Святогорск, Святогорская лавра Архимандрит Дионисий — Москва, храм св. Николая Чудотворца в Покровском (Бакунинская, 100). Относительно молодой батюшка, но обладает редкой силой молитвы и даром пастырства. Отец схиархимандрит Илий — Оптина Пустынь, г. Козельск. Является духовником патриарха Кирилла, почти не принимает. Отец Иероним — Алатырь, Чувашия, Успенский монастырь. Отец Илларион — Ключевская пустынь, Мордовия, пос. Тургенево. Трудно добираться, но попасть на исповедь относительно легко. Архимандрит Амвросий Юрасов — Иваново, Свято-Введенский женский монастырь. Схиархимандрит Иоанн — Иоанновский мужской монастырь под Саранском. Проводит отчитку бесов. Отец Николай — настоятель Покрово-Эннатского монастыря в Башкирии. Отец Адриан — Псково-Печерский монастырь, Псковская область. Почти не принимает… Протоиерей Валериан Кречетов — Покровская церковь, с. Акулово Одинцовского района. Редкий пример старца из «белого духовенства», духовник многих московских священнослужителей. Несколько прозорливых монахов есть в Почаевской лавре на Западной Украине (г. Почаев, Тернопольская обл.). Туда достаточно трудно добраться, зато относительно нетрудно можно побеседовать со старцами. Архимандрит Митрофан, Жировицкая лавра, Белоруссия (г. Слоним Гродненской обл.). Почти не принимает. Надо приезжать на несколько дней. Существуют также «младостарцы» — относительно неопытные в духовном плане священники, которые фактически ведут себя как волки в овечьей шкуре. Бывают и лжестарцы — проходимцы и еретики, выдающие себя за старцев. Младостарцев вообще достаточно много. Не надо называть их имена, но надо за них молиться, чтобы Господь их вразумил. В заключение хочу вам сказать, что если Господу будет угодно, то попадёте к старцу. Об этом надо молиться. Если вам трудно добраться до монастыря, то можно отправить заказное письмо в монастырь или в храм на имя старца. Можно с чистым конвертом для ответа. Храни вас Бог! о.Власий Недалеко от города Боровска, в монастыре святого Пафнутия живёт о. Власий. К нему едут люди со всей России. Едут за советом, со своими бедами и проблемами, едут с больными детьми, люди просто потерявшие направление в этом мире. И для всех он находит время, даст совет, скажет чем человек болен и путь к физическому и духовному выздоровлению. Отец Власий принимает в монастыре в здании бывшего техникума на втором этаже. (спросите у привратника на входе) Запись в живую очередь (т.е. в дни приема). Расписание приема отец Власий иногда дает на неделю, его можно узнать в воскресенье после 15.00 по телефону 8(48438) 4-37-39. Зачастую расписания нет, о. Власий выходит в 5.00 и начинает прием. Существует льготная очередь для больных, посетителей с детьми. Священнослужители и монашествующие проходят вне очереди. Схиархимандрит Власий (Власий Перегонцев) очень известен среди верующих людей, потому что отец Власий – один из немногих старцев, живущий на данный момент на земле. Старчество – это явление, которое возникло еще до революции в России, явление, которое нигде больше встретить нельзя. Люди, беспрекословно верящие старцам и считающие их посланниками Божиими на земле, из всех концов земли идут к ним, чтобы получить благословение и совет, в силу чего верующие совершают паломнический путь в Боровской монастырь, где и живет старец Власий Перегонцев. В монастырь схиархимандрит Власий приехал очень давно, еще в 1979 году, и с тех пор почти постоянно находится там. Был период, когда он уезжал на Афон, но вернулся, избавившись от смертельного заболевания – рака. Правда, с момента поселения старца Власия в стенах обители многое изменилось: прослышав о чудотворной силе его советов, тысячи прихожан из всех российских городов стали приезжать в монастырь. Желающих поговорить со старцем стало так много, что вынуждены были соблюдать порядок очереди. У людей много поводов приехать к схиархимандриту Власию: кто-то стремится замолить грехи, кто-то не знает, как ему жить дальше, кому-то нужен совет, куда поступать и кем работать. Каждому батюшка найдет ответ. Другое дело, что спросив совета – не взыщи, исполняй, даже если тебе не нравится. Паломники считают, что устами схиархимандрита Власия говорит сам Бог, поэтому не послушать его значит не послушать Господа. Нередко старец Власий помогает тем, кто не знает, живы ли его родственники или нет: отцу Власию Перегонцеву не нужно никакой дополнительной информации: общавшиеся с ним люди говорят, что возникает ощущение, будто старец в сердце читает. В свое время нередко в Боровскую обитель приезжал со своей женой Солженицын: писатель с большим уважением относился к схиархимандриту Власию. Старец Власий в своей келье принимает всех желающих его увидеть паломников: те, кто с ним общался, говорят, что после беседы они испытывали умиротворение и покой, а, главное, у них не возникало сомнений в правильности данных советов. И даже если рекомендация схиархимандрита Власия Перегонцева могла показаться сначала неожиданной, даже несуразной, практика показывала, что следование совету – самый верный путь к счастью. Я сам был у этого старца о.Власия, не буду описывать подробности, но скажу только, что он мне помог, старец настоящий….. о.Илий Через просветы. О схиигумене Илии «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем — мое почтение» Прп.Амвросий Оптинские отцы смиренные. Хранят Оптинские монашеские традиции. Похвалить монаха – то же самое, что бегущему подножку поставить. Пока живы, все подвизаются, а о святости человека судим мы уже после его смерти. Хорошее высказывание по этому поводу прочитала у святых отцов: «Перед самым сбором урожая град может уничтожить виноград, и праведник перед смертью согрешить. Поэтому не спеши ни к кому с похвалами». Читаю и представляю крупные и ароматные, налитые соком грозди винограда. Но ведь может пройти град или снег выпасть… Наверное, поэтому из уст в уста передаётся Оптинская байка. Спросили старца, отца Илия: «Батюшка, правда, что все Оптинские отцы – прозорливцы и чудотворцы?» На что старец с улыбкой ответил: «Не знаю насчёт прозорливцев, а чуднотворцы точно все». Значит ли эта шутка, что перевелись старцы в монастырях? Слава Богу, не перевелись! Утешает Господь людей своих, но чудеса эти прикровенные, даются по нужде. Рассказывает мне в очереди на исповедь жительница Козельска, Елена, как недавно в этой очереди стояла её соседка. Приехала к игумену N со своим горем – сын пропал. Выслушав рыдающую мать, ушёл он в алтарь, долго молился, а вернувшись, сказал: «Не плачь, через пару дней вернётся». И действительно, на второй день сын явился. На послушании в гостинице раба Божия Надежда рассказывала мне о том же батюшке, как уговаривал он остаться в монастыре одну уже не очень молодую женщину. Не слушала она уговоры, и батюшка сказал: «Что ты там, в миру, будешь делать, настрадаешься, да ещё и с ребёночком». Про ребёночка было совсем непонятно, но понятно стало, когда женщину соблазнил и бросил с ребёнком заезжий молодец, и она действительно много страдала. Признанный старец Оптиной пустыни – отец Илий (Ноздрин). Когда человек ещё подвизается, о его подвигах и духовном росте лучше не говорить. Но отец Илий – всероссийски известный старец, о его прозорливости все знают. Поэтому чада его и просто паломники делятся своими переживаниями и опытом встреч со старцем открыто – светильник под спудом не прячут… Первую историю про Оптинского старца Илия рассказала мне на совместном послушании в братской трапезной Оптиной пустыни паломница Ольга: «Хотела я спросить у старца, есть ли воля Божия на моё монашество, но никак не получалось побеседовать с ним. И вот стою после службы, вдруг народ задвигался, хлынул за вышедшим старцем. Кто-то вопрос хочет задать, кто-то попросить молитв, кто-то просто благословиться желает. Ну, думаю, не подойти мне к старцу. И вдруг народ выталкивает меня прямо в спину к батюшке. Недолго думая, громко спрашиваю: «Батюшка, отец Илий! Буду ли я монахиней?” И батюшка, не оглядываясь, отвечает: «Да, ты будешь монахиней. Обязательно будешь монахиней!” И уходит, сопровождаемый народом. А я остаюсь и чувствую, как охватывает меня недоверие, а за ним уныние. Старец даже не взглянул на меня. С таким же успехом я могла спросить, буду ли я космонавтом. В унынии плетусь к братской трапезной. Стою и плачу. Рядом ещё паломники стоят. Кто-то своего духовного отца ждёт. Кто-то старца дожидается. Стою без всякой надежды. И вдруг появляется отец Илий. Сразу тянутся к нему руки с записками, народ вопросы наперебой задаёт. Но батюшка подходит прямо ко мне. Внимательно смотрит на меня и спрашивает: «Ну что, ты уже выбрала себе монастырь, где хочешь жить?» На этом месте глаза рассказчицы увлажняются – утешил батюшка! Хоть и не взглянул при вопросе, но духовным зрением он видит многое. Гостиничная Елена делится со мной: «Как права пословица: Что имеем – не храним, потерявши – плачем! Вот был наш Оптинский старец отец Илий рядышком – мы это не ценили в полной мере. Подойдёшь иногда, благословишься. А иногда смотришь – как много людей батюшку окружило – и мимо пройдёшь, думаешь: надо поберечь старца, не досаждать лишний раз. А сейчас вот уехал он подальше – духовник у самого Патриарха, так как же ждёшь его приезда! Как солнышка красного!» Только поскорбели мы, что нечасто теперь старец в Оптиной бывает, – он и приехал. И благословились, и записочки отдали. Поднимаюсь по лестнице паломнической гостиницы, а схиигумен Илий мне навстречу спускается. На лестнице ещё две сёстры стоят – как и я, от радости чуть не прыгают. Благословил нас батюшка, поговорил немножко с каждой, а в руках у него книги духовные – как раз три. Он одной сестре подарил, другой, я следующая. А я стою и думаю: «Есть у меня уже такая книжечка-то. Мне её вчера только архидьякон отец Илиодор подарил». Посмотрел на меня отец Илий внимательно, улыбнулся… и не дал мне книгу. А снизу уже новая паломница поднимается. Ей и подарил. Вот ведь, думаю, батюшка всё видит! Как же мне хочется о нём побольше узнать! Вот бы ещё кто-нибудь рассказал о нём! На следующий день еду я по делам в Калугу, возвращаюсь поздно, на автобус опаздываю. Звоню своему духовному отцу и объясняю, что припозднилась. Отвечает он мне, что в Калуге как раз Оптинская машина. Сейчас назад, в монастырь, поедет, меня и захватят. И вот я сижу рядом с водителем Сергеем, молодым ещё парнишкой. Несмотря на молодость, он уже несколько лет в монастыре работает, сейчас прораб на одной из многочисленных монастырских строек. И оказывается, что он чадо отца Илия. – Брат, расскажи мне хоть немножко про старца! – прошу я. Он соглашается. И рассказывает мне о своих встречах со старцем. Сначала Серёжа не всегда к старцу за благословением обращался. Вот сдал на права, начал машину водить – без благословения. «Что, – думает он, – старца по мелочам беспокоить, мало ли у него забот! Не будешь обо всём сообщать – вот, дескать, водителем заделался!» А отец Илий приехал из Греции и всем иконочки дарит. И всем – разные. Посмотрит на человека – переберёт иконочки и достанет какую-то одну. Сергею благословил иконочку святого Николая Чудотворца. Отошёл Серёжа в сторону, а сам ропщет: «Есть у меня дома Николай Угодник! Лучше бы батюшка какую-то другую икону подарил!» Переворачивает иконочку, а на обратной стороне – молитва водителя! А рядом стоит мужчина в годах, видно, что в Оптиной впервые. Держит в руках иконочку Целителя Пантелеимона и спрашивает у Сергея: «Я недавно только в храм ходить начал. Вы не знаете, что это за иконочка?» А Серёжа спрашивает: «А у вас, простите, здоровье хорошее?» «Да что вы! Я серьёзно болен. Болезнь меня и в церковь привела, если честно». Объяснил Сергей ему, что к святому целителю Пантелеимону обращаются в болезнях. И вот что интересно: пока Сергей подаренную батюшкой иконочку в машине хранил, ни разу его ГАИ не останавливала. А потом решил унести икону домой, чтобы на солнышке не выцветала. Только унёс – на четыре месяца права отобрали за нарушение. Как так нарушил, и сам не понял. Теперь только с иконочкой – батюшкиным благословением – и ездит. После этого случая стал он все серьёзные решения принимать только с благословения старца – своего духовного отца. Хотел купить старый «КамАЗ». Деньги долго копил, в долги влез. Нашёл и «КамАЗ» подходящий. Проверил – хорошая ещё машина! Пошёл к старцу благословиться. А старец не благословляет – без объяснений. Ну, что делать, послушался Сергей, не стал покупать. Хоть и расстроился. А выходит, что расстроился-то он зря. Были, оказывается, какие-то незаметные, но серьёзные неполадки в машине. И через неделю сломался «КамАЗ», по выражению Серёжи, «в хлам». А как-то приехал Сергей к духовному отцу, а он ему и говорит: «Ну что, путешественник мой, путешествуешь?» «Да нет, – отвечает Сергей, – из монастыря никуда». Старец только улыбнулся. Возвращается Серёжа в Оптину, а его тут же отправляют в Воронеж, к Тихону Задонскому, Воронежскому чудотворцу. Вот только недавно вернулся. И в Калугу поехал. Тут мы с ним и встретились. – Расскажи ещё что-нибудь, – прошу я. Сергей думает недолго: – Ну, вот жениться я собирался несколько лет назад. Невеста моя объявила, что хочет учиться поступать. Поедет, дескать, документы отвозить. Деньги заплатить нужно. Ну, я с деньгами помог ей. Проводил. Жду. А я только ещё начинал у батюшки на стройке работать. Нужно было песок ехать нагружать. И подобрались мы так, что все ребята здоровые, рослые, а я самый молодой, меньше всех ростом и худее. И вот благословляет отец Илий, чтобы меня отправили песок этот грузить. Я ещё в душе возроптал: ну, думаю, нашёл батюшка, кого выбрать! Но поехал, конечно. И вот еду – и вижу девушку свою с другим. Было у нас объяснение, после чего мы расстались. О чём я сейчас нисколько не жалею. Она за этого, другого, замуж вышла, ребёнка ждёт. А я вот в монастыре работаю. Может, совсем сюда переберусь. А ведь жениться хотел… Ну, скоро приедем уже. Видишь, как незаметно за разговором дорогу скоротали? Что тебе ещё рассказать – напоследок? Вот, представляешь, недавний случай: работаю на стройке, бетономешалка грохочет вовсю. Приезжает отец Илий. Батюшка никогда на машине в ворота не въезжает. – А почему не въезжает? – Ну как? Он смиренный очень. Не хочет как начальник. Всегда из машины выйдет, сам ворота начинает открывать. Поздоровается со всеми, поклонится всем. Вот и в этот раз выходит из машины, подходит к воротам. Я одну створку тяжёлых железных ворот открываю, а он вторую начал открывать. А потом благословил меня и спрашивает: «Слышишь, как по кресту стучат – тук-тук?» Я отвечаю: «Какое там стучат, батюшка, по какому кресту! Я ваш голос-то с трудом слышу!» Он улыбнулся и пошёл. И что ты думаешь? Через пять минут иду по строительному делу к отцу Иоанну, который тут недалеко, метрах в двадцати. А он крест из меди отбивает себе в келью. И стучит – тук-тук. Как это можно было услышать на таком расстоянии, под грохот бетономешалки – ума не приложу. Ну, да у старца ведь другой слух, не такой, как у нас с тобой. Понимаешь? ________________

«Святая ручка» – это комплекс источников в Крымском районе, находящийся неподалеку от станицы Неберджаевской. Источники были переданы Русской Православной Церкви в 1999 году. По поверью, здесь целебная вода, и многие приезжают чтобы окунуться с целью поправить здоровье и набрать воды с собой – на территории есть купель для омовения. Почти 15 лет назад это место посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, освятив источник Иоанна Крестителя, входящий в комплекс, — сообщает ИА KrasnodarMedia.

«Святая ручка» Кубани: о чем просят верующие и о каких чудесных исцелениях говорят старцы. Фото: Людмила Лата, ИА KrasnodarMedia

«Святая ручка» Кубани: о чем просят верующие и о каких чудесных исцелениях говорят старцы. Фото: Людмила Лата, ИА KrasnodarMedia

«Святая ручка» Кубани: о чем просят верующие и о каких чудесных исцелениях говорят старцы. Фото: Людмила Лата, ИА KrasnodarMedia

«Святая ручка» Кубани: о чем просят верующие и о каких чудесных исцелениях говорят старцы. Фото: Людмила Лата, ИА KrasnodarMedia

1 / 4

Православный комплекс находится в горном ущелье станицы Неберджаевской Крымского района Кубани, ближе к Новороссийску. Каждый день сюда приезжают семьями десятки верующих. Взрослые сразу предупреждают детей о примерном поведении и соблюдении тишины. А сами отправляются в часовню во имя Святителя Николая, чтобы остаться наедине с Богом: одни просят исцеления от болезней, другие финансового благополучия, а третьи мечтают испытать радость материнства. У всех свои проблемы и надежды на Всевышнего. Говорят, если искренне молиться и верить, то Господь обязательно услышит.

«Святая ручка» Кубани: о чем просят верующие и о каких чудесных исцелениях говорят старцы. Фото: Людмила Лата, ИА KrasnodarMedia

«Святая ручка» Кубани: о чем просят верующие и о каких чудесных исцелениях говорят старцы. Фото: Людмила Лата, ИА KrasnodarMedia

«Святая ручка» Кубани: о чем просят верующие и о каких чудесных исцелениях говорят старцы. Фото: Людмила Лата, ИА KrasnodarMedia

«Святая ручка» Кубани: о чем просят верующие и о каких чудесных исцелениях говорят старцы. Фото: Людмила Лата, ИА KrasnodarMedia

1 / 4

Сразу за часовней сооружена так называемая «стена свечей», где, как и в часовне, люди зажигают свечи. Здесь же верующие набирают святую воду из источника, вместе с детьми окунаются и в купель. Рассказывают, что один их местных жителей, вернувшись со святых источников, избавился от недуга, мучавшего его много лет. А женщина, которой не везло в любовных делах,удалось выйти замуж.

Откуда пошло название «Святая ручка»? Утверждают, что его придумали люди, когда увидели, что один из потоков, стекающих по камням, очень напоминает женскую руку. Православные христиане были уверены, что это ладонь Пресвятой Богородицы и стали молиться ей. Тот самый камень уже не найти, остались лишь предания и вера христиан.

«Святая ручка» Кубани: о чем просят верующие и о каких чудесных исцелениях говорят старцы. Фото: Людмила Лата, ИА KrasnodarMedia

«Святая ручка» Кубани: о чем просят верующие и о каких чудесных исцелениях говорят старцы. Фото: Людмила Лата, ИА KrasnodarMedia

«Святая ручка» Кубани: о чем просят верующие и о каких чудесных исцелениях говорят старцы. Фото: Людмила Лата, ИА KrasnodarMedia

«Святая ручка» Кубани: о чем просят верующие и о каких чудесных исцелениях говорят старцы. Фото: Людмила Лата, ИА KrasnodarMedia

1 / 4

Принято считать, что в горных источниках сохранились лечебные свойства, триста лет назад испить из них воды отовсюду приезжали паломники. Шли годы, для Русской православной церкви настали тяжелые времена, и лишь в конце прошлого столетия святыня стала возрождаться. Источники освящены патриархом Алексием. После того, как в Крымском районе произошло сильное наводнение и погибли местные жители, а комплекс вообще не пострадал, люди в очередной раз убедились в святости этого места.

Вблизи комплекса источников можно и отдохнуть на природе. Здесь открываются прекрасные виды с гор, построены небольшие беседки.

«Святая ручка» Кубани: о чем просят верующие и о каких чудесных исцелениях говорят старцы. Фото: Людмила Лата, ИА KrasnodarMedia

«Святая ручка» Кубани: о чем просят верующие и о каких чудесных исцелениях говорят старцы. Фото: Людмила Лата, ИА KrasnodarMedia

«Святая ручка» Кубани: о чем просят верующие и о каких чудесных исцелениях говорят старцы. Фото: Людмила Лата, ИА KrasnodarMedia

«Святая ручка» Кубани: о чем просят верующие и о каких чудесных исцелениях говорят старцы. Фото: Людмила Лата, ИА KrasnodarMedia

На окраине Тимашевска – небольшого города, каких много на теплой, щедрой и прекрасной земле Кубанской, – возле оживленной магистрали Краснодар – Ейск, недалеко от спокойной и плавно несущей свои воды реки Кирпили, возвышается белокаменный храм с небесного цвета куполами. Волей Божией на этом месте для освящения Кубани устроена обитель Духа Святаго.

Её видно всем въезжающим в город со стороны краевого центра. Этот красивый, стремительно уносящийся ввысь своей колокольней, храм освящен в честь Духа Святаго. Он является центром и средоточием и главной святыней мужского монастыря, носящего великое и преславное имя третьей ипостаси Пресвятой Троицы. Духом Святым все творения Божии животворятся, движутся и имеют свое бытие. Он дает жизнь всему и Им всё живет. Своею силою и благодатию Дух Божий всё исполняет. Он жизни податель, Животворящий Утешитель, Сокровище и Источник благ.

Строительство храма

Начало свое, как архитектурно-обустроенное строение, монастырь берет с построения церкви. В 1987 году архимандрит Георгий (Савва) по благословению правящего архипастыря, в то время епископа, ныне митрополита, владыки Исидора, возглавил приход Свято-Вознесенского молитвенного дома города Тимашевска. После принятия прихода отец Георгий стал беспокоиться о строительстве настоящего красивого каменного храма. Множество препятствий, притеснений, оскорблений и других тягот пришлось понести отцу Георгию – труженику дела Божиего: во-первых от безбожных властей, препятствовавших выделению земли под строительство новой церкви, практически загнавших её в болото, запрещавших строить храм с колокольней, куполом и алтарной апсидой (властями разрешено было строить лишь обычное здание и оборудовать его как молитвенный дом); а во-вторых, от членов церковного совета, вредивших делу возрождения Православия на Кубани, выбранных по указанию уполномоченного по делам религии, а не голосом верующих.

Участок под наш храм пришлось приобрести, только купив на окраине города хату с пятнадцатью сотками болотистой земли. Архимандрит Георгий рассудил так: «Один из красивейших городов мира Санкт-Петербург построен на болоте. Если нет другой возможности и если есть произволение Божие на то, значит надо строить там, где Бог благоволит. Не взирая на суждения людей. Ин суд человеческий, ин суд Божий.”

Некоторые сетовали, что место под строительство храма выбрано на окраине города вдали от центра. На что батюшка отвечал: «Со временем это место будет центром”.

И сегодня это уже сбылось. Выросли два жилых микрорайона «Южный” и «Восточный”. В этом действительно была воля Божия. Батюшка Георгий с того времени, как приехал в Тимашевск, очень часто ходил пешком на эту окраину, его влекло сюда необъяснимо. Впоследствии, когда место уже выбрали и начали строить храм, старожилы поведали, что в пятидесятых годах, теперь уже прошедшего двадцатого века, жила недалеко от этого места немощная болящая юродивая девица, которая всем говорила, что в этой низине будет строиться церковь и монастырь. Видимо, Господом было уготовано это место, чтобы показать неверующим людям, что для верующего сердца нет никаких препятствий. И как униженная и раздавленная Церковь Русская воскресла из праха и тлена, насадив «крины сельные” веры истинной в сердцах заблудших и покинутых людей народа российского, так и на этом убогом презираемом болоте вырос прекрасный храм, освятивший и украсивший город.

Открытие монастыря

После окончания строительства храма, осенью 1991 года, архимандрит Георгий, откликаясь на просьбы духовных чад всего северного края России, осиротевших после отъезда их духовного отца в Краснодарский край, хотел уехать с Кубани в один из монастырей Архангельской Епархии. Но когда уже всё было готово для возвращения на север, батюшка заболел. В это время владыка Исидор предложил открыть мужской монастырь в Тимашевске. Видя, что болезнь не позволяет ему уехать, отец Георгий согласился с решением владыки основать мужской монастырь на Кубани. Вскоре и болезнь, случившаяся по промыслу Божию, прошла. В июне 1992 года, по ходатайству правящего архиепископа Исидора Краснодарского и Кубанского решением Священного Синода Русской Православной Церкви был открыт в городе Тимашевске Свято-Духов мужской монастырь. Наместником монастыря был назначен архимандрит Георгий.

Сложности начала жизни монастыря

Открытие монастыря совпало с трудным, переломным периодом жизни нашей Родины. Проводимые реформы, введение так называемой «рыночной экономики”, не обошли стороной ни одного жителя нашей страны. Все знают, как отразились эти преобразования на простом народе – многие голодали, многие остались без крова и средств к существованию, старики умирали, молодежь спивалась и впадала в наркозависимость, много было случаев самоубийств. В этот период монастырь тоже испытывал трудности. Для братии необходимо было жилье. Отец Георгий не решился, бы тогда строить, но Господь послал отзывчивых, добрых, русских людей в лице Ломач Михаила Михайловича, Кочетова Владимира Кирилловича и Охват Николая Михайловича. В качестве благотворительной помощи от кондитерской фабрики были выделены строительные материалы для постройки ограды. Наместник решил построить не просто ограду, а ограду-корпус; благо, после строительства церкви оставался кирпич. С огромными усилиями были построены два корпуса с аркой, соединяющей их, и въездными воротами.

Первоначально, братии было двенадцать человек. В древних монастырях и монашеских общинах было правило – кормиться от трудов рук своих. Оно основано на словах св. ап. Павла, говорившего: «…нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.” (Деян. 20,34); «…в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте…” (2 Кор. 11,27); «…если кто не хочет трудиться, тот и не ешь; …некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.” (2 Фес. 3,10-12).

Святитель Василий Великий в уставе для общежительных монастырей в правиле 172 говорит: «В подвижнических уставах эта необходимость труда и работ доказывается примером Господа и св. Апостолов”.

Поэтому, монастырь ходатайствовал перед светскими властями о выделении на хозяйственные нужды земельных наделов. Благодаря помощи главы администрации Краснодарского края Николая Игнатовича Кондратенко и главы Тимашевского района Чернышенко Александра Александровича, монастырю были выделены почти триста гектаров пахотных земель. В настоящее время у монастыря около четырехсот гектаров. Имеется два хозяйственных подворья, на которых братия трудится, выращивая для нужд монастыря необходимые сельскохозяйственные культуры. Монастырь занимается зерновыми культурами, выращивает овощи, картофель, многолетние травы для кормов животным, имеются молодые насаждения плодовых деревьев. Кроме этого, имеется небольшое поголовье коров, свиней, птицы. Есть свое молоко, яйца; мясо же поступает на реализацию. Много и других трудов и послушаний несет братия: совершение и участие в богослужениях, работы в просфорне, в свечной мастерской, вождение автомобилей, приготовление трапезы, столярные, плотницкие, слесарные, строительные и т.д.

Главным же для человека, живущего в монастыре, является не жизнь в обществе единомышленных и единоверных, не бесконечные труды, но духовное молитвенное единение с Богом. Молитвенное делание – это основа жизни монаха.

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте.” (1 Фес. 5,16-19).

В монастыре богослужение начинается рано, в четыре часа утра. Сначала служится полуношница, затем читаются утренние молитвы, совершается утреня. После нее читаются первый, третий и шестой часы. Завершается утреннее богослужение Божественной Литургией. Вечером в восемнадцать часов служится вечерня, предваряемая чтением девятого часа. Вечерние молитвы читаются после ужина. В течение дня братия выполняет келейное правило, читает Псалтирь, Евангелие, Апостол. Во все время бдений и трудов упражняется в Иисусовой молитве, следуя словам Господа: «…когда молишься, войди в комнату (в уединенную душу) твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.” (Мф. 6,6).

Хотя в монастырь люди приходят по воле Божией и по велению души, но не многие удерживаются в монастырских стенах. Самолюбие, самочиние, своеволие, самонадеянность, самоуверенность, самодовольство, отсутствие смирения и кротости, гордость, уныние, строптивость, осуждение и болтливость, непокорность, лень, неблагодарность, нераскаянность и другие страсти препятствуют в духовном укреплении вступающих на путь духовного монашеского делания. Человек приходит в монастырь из мира, ибо, по словам Священного, Писания: «Мир во зле лежит.” (1 Ин. 5,19), зло же состоит в том, что «делающий грех, есть раб греха…” (Ин. 8,34). Уходя из мира, вступающий в монастырскую ограду, несет в себе приобретенные от рождения мирские навыки и привычки. В миру человека воспитывают на принципах самоутверждения, гордости, влюбленности в себя, отрицании авторитета старших; если человек не умеет постоять за себя, настоять на своем, возвыситься над другими, то для мира он не имеет в себе жизненной силы. Поэтому мир формирует в людях качества, необходимые для выживания в этом мире. И даже люди, склонные к духовным порывам, подвержены общим, для окружающего их мира, страстям. По слову псалмопевца пророка царя Давида: «С преподобным преподобен будешь, и со избранным избран будешь, и со строптивым развратишься.” (Пс. 17, 26-27).

В монастыре требуются от человека совершенно иные черты характера – по слову Святаго апостола Павла: «…отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу… облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение; …более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства…” (Кол. 3,8-9;12;14).

Если эти слова апостол говорит всем христианам, то тем более человек, входящий в ограду монастыря, должен обладать этими христианскими добродетелями или хотя бы стремиться к ним. Наиболее же, от вступающего на путь монашеского жития, требуется наивысшая добродетель – смирение, ибо сказано во Святом Евангелии: «…ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.” (Лк. 14,11), и святым апостолом Петром: «…облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.” (1 Петр,5,5), и пророк Давид говорит Господу: «Яко Ты люди смиренныя спасавши и очи гордых смириши.” (Пс.17,28). Преподобные отцы древности говорили, что начало смирения – есть послушание.

Авва Моисей сказал некоему брату: «Будем просить послушания, рождающего смирение и приносящего терпение, и великодушие, и сокрушение, и братолюбие, и любовь, ибо это суть воинственные оружия наши.” Ещё сказал: «Монах постящийся, будучи под началом духовного отца, но не имеющий послушания и смирения, не приобретет никакой добродетели, потому что не знает, что такое монах.” (Древний Патерик. 14,6;8). В той же книге сказано: «Старцы говорили: Бог ничего так не требует от новоначальных монахов, как труда послушания.” (Там же. Гл. 14,23). Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Отцы псалмопение называют оружием, молитву – стеною, непорочные слёзы – умывальницею, а блаженное послушание назвали исповедничеством, без которого никто из страстных не узрит Господа.” (Лествица. Степень 4,8). Именно, отсутствие смирения является камнем преткновения для многих идущих по пути монашеского делания. Некоторые, прожив в монастыре много лет, не обретают этой добродетели, без которой нет спасения по слову Священного Писания и, положив много трудов, терпения, лишений и утеснений, понеся подвиги ради Господа, не имея внутреннего духовного камня веры – смиренномудрия, уходят из монастыря. Истинно: «…много званных, а мало избранных” (Мф.20,16). Господь Иисус Христос учил: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод…” (Ин.15,16), каждый вступающий на служение Богу, не сам избирает это служение, но сам Бог предъизбирает его. И, уходящий из монастыря по своей воле, уходит от креста, данного ему Богом.

За прошедшее время с момента основания монастыря много прошло людей, желавших обрести в нём пристанище, но немногие скрепили желание терпением и смирением. В Древнем Патерике описывается образ монашествующих в виде трёх летящих птиц: монахи разных веков христианства – средних и последних времен. Первые две птицы имели достаточно сил, чтобы, избегая искушений, достигать Царства Небеснаго; третья же птица, представляющая образ монаха последних времен, то взмывала к небу, то без сил падала на землю, то снова устремлялась ввысь. Древние отцы очень точно отобразили в этой картине духовную силу монахов разных эпох. Подвижники первых веков христианства удивляют нас своими подвигами. Недаром многие из них были наименованы Великими: Антоний Великий, Феодосий Великий, Похомий Великий, Онуфрий Великий, Арсений Великий, и многие, многие другие преподобные проводили свою жизнь в такой же строгости. Монахи более поздних времен так же, подражая преподобным отцам древности, несли в терпении и смирении свои крестные тяготы. В наше время монахи так же стремятся подражать богоугодному житию древних, но окружающий нас мир изменился далеко не в лучшую сторону…

Духовно – нравственная деятельность монастыря.

Прошло десять лет. Много это или мало?… Для жизни человечества – это ничто. Для жизни общества это может быть целая эпоха. Для жизни человека это может быть огромная часть его жизни. Что десять лет для монастыря? Монастырь находится сейчас в стадии становления. Начинать всегда сложно. Очень тяжело восстанавливать утраченную духовность. Нелегко укреплять людей в истине и учить их жить по правде. Трудно оставить устоявшиеся привычки, несовместимые с монашеским образом жизни. Трудно строить духовную жизнь, ибо зло живет в мире. Злу не надо учить, оно само нахально лезет, подстрекаемое и научаемое духами зла. Добро же трудно прививается из-за духовной поврежденности человечества, о чем апостол Павел говорит: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей доброе, потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.” (Рим. 7,18-19).

Потому трудно даются изменения в лучшую сторону – в сторону добра, смиренномудрия, любви. Точно также, как трудно подниматься в гору, а легко падать…. Впереди поднимающегося ждет вершина и непередаваемая радость; падающего ждет дно и смерть. Потому лучше терпеть и идти вперед. Трудно дается и строительство монастыря, поскольку монастырь строится своими силами и только на свои собственные средства.

Много людей посещают наш монастырь ради того, чтобы попасть на прием к наместнику нашего монастыря архимандриту Георгию. Большинство обращаются с болью душевной и телесной, с болезнями, с горем, за духовным, житейским и врачебным советом. И очень многим подается помощь и утешение по молитвам нашего старца. Батюшка всех наставляет на исполнение правил Православного уклада жизни. Наипаче всего учит постоянно посещать храмы Божии и регулярно причащаться Тела и Крови Христовых. Для проповеди в народе начальных правил и истин Православных образа жизни, морали, нравственности и мировоззрения архимандрит Георгий сотрудничает с редакцией газеты «Исцелись верой”, в которой печатаются ответы на волнующие вопросы, подбирается Православный материал поучительного содержания для неокрепших и новоначальных верующих.
Монастырь в наше время.

В настоящее время в монастыре проживает и несёт послушание около восьмидесяти человек. Возглавляет монастырь наместник архимандрит Георгий. Под его духовным руководством находится шесть священномонахов, два иеродиакона, три монаха, двадцать четыре инока и послушники. В храме ведется роспись… Начинал художественное оформление храма, иконописец Рекуха Николай. После его смерти, осенью 1998 года, иконопись продолжили насельники нашего монастыря – иеромонах Мартирий (Князько) и инок Прокопий (Сыроегин). Храм украшен гипсовым иконостасом и киотами деревянной резьбы. Резьбу по дереву выполняет трудник монастыря Владимир Николаевич Кобзев. В будущем, в монастыре планируется построить трапезный корпус, жилой корпус для братии и жилой корпус для священномонахов, гостиницу. Архитектурные расчеты и технический надзор при строительстве осуществляет архитектор Александр Иванович Колесников. На подворье, в хуторе Некрасово, построен храм. Возле него заложен фундамент под колокольню, которую так же планируется выстроить. Планов по строительству, благоустройству и украшению монастыря много. Но суждено ли им исполниться, – зависит от воли Божией и Божиего благоволения.

В храме имеются чтимые святыни: иконы Божией Матери «Неопалимая Купина” и «Владимирская”, икона Святаго великомученика и целителя Пантелеимона, написанная на Афоне; есть мощевик с мощами святых Божиих. У архимандрита Георгия имеется крест – мощевик, переданный ему старцем архимандритом Иовом (Кундря), с редкими мощами святителя Николая Чудотворца и Святаго великомученика и целителя Пантелеимона.

Весьма интересна история «Владимирской” иконы Божией Матери. Когда отец Георгий служил в Архангельской епархии, внучка убиенного священника принесла ему эту икону и рассказала о чуде, происшедшем в момент расстрела ее деда. Это произошло в тридцатых годах. В дом священника ворвались трое комиссаров и приказали отцу семейства собираться в дальнюю дорогу, не медля ни минуты. Взволнованный этим внезапным вторжением, батюшка попросил немного времени помолиться Богу и повернулся лицом к иконам. Из очей Царицы Небесной, написанной на дереве, потекли слезы. Увидев это чудо, один из комиссаров пришел в бешенство и, выхватив наган, стал стрелять в икону, после чего убил молящегося священника. Из пулевых отверстий пробитой иконы, как из ран человеческих, истекла кровь. К утру, святотатец-комиссар покончил жизнь самоубийством, застрелившись. Родные убиенного священника спрятали святую, кровь источившую, икону и сохранили её. Эта икона в настоящее время находится в алтаре храма.

Скачать (PDF, 64KB)

Скачать (PDF, 77KB)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Аудио

А есть ли сейчас старцы?

Я думал, что когда мне дадут звание профессора, то мне тут же дар прозрения будет, но не получил его. И поэтому, в силу отсутствия этого великого дара прозрения — я не знаю. Так что извините, я не знаю. Но другое знаю — что уже давным-давно (если хотите, 1000 лет и больше) с большой силой предупреждают, что нужно искать не прозорливцев, не чудотворцев, не целителей, нет. Нужно искать тех, кто может дать правильный совет в духовной жизни, потому что, как правило, люди обращаются за чем? «Какую мне квартиру брать: двух- или трехкомнатную, батюшка?», или «Куда переезжать мне или не переезжать?». А мне вот хочется обратиться: «Какую гайку мне сделать, батюшка: восьми- или шестигранную?». До чего мы докатились — духовников своих в кого превращаем!

Вы спросите опытного делового человека, он вам лучше подскажет. Не для этого духовники нужны, они нужны для духовной жизни. Так вот, о чем предупреждают отцы? Что их, когда-то говорили, очень мало. А вот в прошлом столетье, уже, например, Игнатий Брянчанинов пишет: «Духоносных наставников нет». Вы скажете — как, а сам он?

А ведь Оптинские старцы, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский, и так далее? Что он пишет? Правда ли? Ах, он пишет: «Боговдохновенных наставников нет». Что это такое? Эти те люди, которые в результате длительного подвига достигали очищения своего сердца от страстей. Вот таковых, бесстрастных наставников, он говорит — нет. Нет, и тот, кто ищет — бедные люди, которые не понимают, чего они ищут.

Как же быть? Что, все пропало? Отвечают и Брянчанинов, и Феофан: «Наша современная жизнь — жизнь по совету. Великое благо, если вы найдете человека, который может дать вам мудрый, добрый совет о вопросах духовной жизни на основании Святых Отцов». То есть надо искать этого человека — искренне верующего, разумного, начитанного в Святых Отцах, искреннего и просить у него совета. А знаете, что дальше стоит? Любопытно, тот же Брянчанинов пишет: «Совет можно и исполнить, а можно и не исполнить, если у человека возникло сомнение, тогда спроси и у другого, и если другой, действительно, скажет нечто очевидно истинное, то сказав первому: «А вот мне как сказал другой человек», и если он действительно человек разумный и мудрый, и он увидит, что это истина, то он скажет «Ой, спасибо, и я теперь научен этому». Поэтому надо бежать только от приказывающих старцев, которые порабощают себе людей, порабощают, и наши глупые, простите меня за то слово, хотят рабства, не совета, а рабства. И бедный тот духовник, который порабощает себе людей, а не относится к ним, как к своим друзьям. Не кто-нибудь, а сам пастырь — начальник Христос что сказал, обращаясь к ученикам? «Не называю вас рабами, а называю вас друзьями». Поэтому, если видите, что тот, кто именуется духовником, уже относится к вам как к рабам, все ясно, не нужно рассуждать.

Христос сказал: «Не называю вас рабами, а называю вас друзьями», а другу я не могу приказать. Другу я могу посоветовать, могу настаивать, говорить, что «ты с ума сошел». Он мне скажет, что я с ума сошел, только в другую сторону. Но понимаете — разговор с другом или разговор с рабом или с рабыней? Вот так, на четвереньках вокруг храма Святителя Николая трижды. Поэтому нужно искать, в наше время это очень трудно, но я думаю, что есть люди (священники, монахи), которые могут дать вам добрый совет. Но при этом надо помнить одно очень важное дело: мы всё хотим вынуть рыбку из пруда без труда, а вот наше время каково? Издается литература! Вас беспокоит этот вопрос — поищите, почитайте, потрудитесь. А мы так хотим, без труда. «Батюшка, как?» Без труда, без ничего, только проглотить. Первый грех, первородный грех, сорвали плод и стали богами. Так и здесь. А давайте без труда — раз, и все в порядке. Почитайте, литература издается, поинтересуйтесь. Что-то непонятно — тогда спросите у батюшки, тогда и он увидит, что вы — искренний человек, вы действительно хотите знать.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *