Старцы

Старец Паисий Святогорец: ангел земной и небесный человек

12 июля 1994 года закончился путь земной жизни блаженной памяти старца Паисия Святогорца. В наше время забвения веры Христовой Господь являет миру праведников, которые одной своей жизнью способны вернуть на путь истинный даже самого закоренелого грешника. И не нужны им для этого долгие проповеди и утомительные беседы. Истинная любовь Христова, живущая в их сердцах, творит настоящие чудеса.

Старец Паисий в молодости оставил мир и пришел на Святую гору в поисках спасения собственной души. Но другим было промышление Господне: оставить мир и жить ради тех, кто в нем. Несмотря на тяжелую болезнь, жестоко мучавшую старца многие годы, он всегда рад был каждому посетителю, приходившему к нему в каливку. И многие души, согретые теплом его любви сами, начинали настойчивую духовную борьбу, меняя порой весь уклад своей прошлой жизни.

В этом разделе мы предлагаем читателю книги Паисия Святогорца. Изнемогая жизнь свою аскезой, старец всего себя отдавал Христу. Он был настоящим воином на поле духовной брани. Люди, которым посчастливилось видеться со старцем, отмечали, что уже сам вид его вызывал трепетный священный восторг. Это был чистейший сосуд, наполненный Благодатью Духа Святого. Иным посетителям Господь являл старца в Нетваном свете.

Он был земным ангелом и жил уже высшей жизнью, нам пока непонятной. Господь явил его миру, чтобы помочь нам понять и уяснить для себя высшую истину, иных укрепить в вере, а кого-то к ней привести. Вкратце расскажем, почему собрание слов Паисия Святогорца особенно важно для человека, живущего в современном мире.

Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке

Старец Паисий оставил миру свои поучения. Он не занимался проповедничеством или катехизисом. Наставления шли из глубины его чистейшего сердца. Старец говорил, что только нашим соучастием боли другого Господь являет чудо. Наверное, название первой книги Паисия Святогорца «С болью и любовью о современном человеке» наиболее точно характеризует жизнь старца.

И что удивительно: многие люди, никогда не видевшие старца при его жизни, после прочтения ее отмечали особое заступничество святого в их жизни. Ломались стереотипы, происходило чудесное избавление от мучавших страстей, вдруг находились ответы на долгое время не разрешавшиеся вопросы.

Подготовленное монахами Святой горы собрание слов Паисия Святогорца отличается удивительной простотой и доходчивостью. Сложные духовные понятия он объясняет старец на элементарных жизненных примерах, постепенно подводя читателя к принятию очень серьезной истины. Речь старца захватывает, она полна остроумия и нежного юмора. Как настоящий пастырь, он согревает человека теплом своего сердца, заставляя увидеть свои пороки в свете его нелицемерной любви.

В первом томе «Слов» помещены ответы старца на различны вопросы монахов и мирян о нынешнем мире, его состоянии, месте церкви в нем, о современной культуре, о грехе и его причинах. Как и все остальные книги, для удобства чтения том разделен на четыре раздела, а те, в свою очередь, на главы, каждая из которых поделена еще на меньшие.

Слова. Том 2. Духовное пробуждение

В этом томе книги Паисия Святогорца, который носит название «Духовное пробуждение», старец стремится разбудить в читателе добрую обеспокоенность происходящим в мире. Он говорил: «Я вижу, что ожидает нас, и мне от этого больно». Старец повторял, что многим из нас, возможно, придется пережить нелегкие времена. Но не стоит бояться, потому что теперь Бог уже не может нас оставить, как добрые родители, много вложив в воспитание ребенка, не оставляют о нем попечение, даже когда сын становится взрослым.

Нужно противостоять надвигающимся неприятностям духовным оружием: любовью, милостыней, благочестием, благоговением, жертвенностью. Современный человек, учил старец, должен избавиться от себялюбия и равнодушия, которые так прочно укоренились в нашей жизни.

В этой книге особенно четко проходит мысль о том, что во всех поступках современному человеку необходимо иметь правильное рассуждение. Именно оно является мерилом поступков и решений. В книге много сказано о знамении времен, которые должны научиться видеть христиане, чтобы не быть усыпленными диаволом. Прочтя том до конца, читатель роднится с мыслью: все смогу в укрепляющем меня Христе.

Слова. Том 3. Духовная борьба

Продолжает собрание слов Паисия Святогорца том, который посвящен разговору о покаянии, исповеди и борьбе помыслов. Он имеет название «Духовная борьба». Старец говорил, что больше всего необходимо современному человеку видение своих грехов и исповедание их.

Но великий грех начинается с небольшого помысла. Старец учит различать помыслы добрые и злые, противиться последним и возделывать первые. Отдельная глава первой части тома раскрывает читателю происхождение и действие хульных помыслов.

Как не впасть в прелесть и не заболеть душевной болезнью, доверяя помыслу доброму? Что такое подозрительность? Почему принятие несправедливости — прибыльное в духовном отношении дело? Почему иногда нас оставляет Благодать Божия? На все эти вопросы читатель найдет ответ в данной книге. А еще старец расскажет о природе греха и великой силе покаяния, о том, как необходимо заботиться о чистоте своей совести и познавать себя.

Предпоследняя часть книги Паисия Святогорца посвящена беседам старца о колдовстве и одержимости духом тьмы, а также страшном недуге нерадивых подвижников — прелести. Но вся нечисть мира сего трепещет перед огромной силой искренней исповеди, о которой речь пойдет в пятой части тома.

Слова. Том 4. Семейная жизнь

Господь предусмотрел для человека два благословенных жизненных пути — монашеский и путь брачных уз. Каждый из них по-своему нелегкий. Люди, живущие в миру, часто забывают о своем предназначении быть верными супругами и благочестивыми родителями, попирая слова Спасителя.

Семья в современном мире подвергается многим испытаниям. Слабая вера человека не может спасти от краха отношений с любимым человеком. В итоге никто не остается в выигрыше.

Четвертый том собрание слов Паисия Святогорца называется «Семейная жизнь». В предисловии к книге старец беседует с молодыми людьми, объясняя важность выбранного ими пути — монашества или семейной жизни, о важности учебы в деле становления личности.

Первая часть тома посвящена вопросам создания крепкой православной семьи. В предисловии к ней говорится: двое всегда и во всем должны быть едины, чтобы с ними пребывал третий — наш Христос. Как взрастить уважение между супругами, преодолев различие в характерах, как сохранить любовь и верность, почему так необходимо терпение.

Семья только тогда выполняет свое предназначение, когда в ней воспитываются дети. Но обязанность добрых родителей не только в том, чтобы родить ребенка, но еще необходимо дать ему хорошее духовное воспитание. О родительских обязанностях и утешении в боли людям, не могущим иметь детей — во второй части книги Паисия Святогорца.

Третья часть рассказывает об обязанностях детей по отношению к родителям, о детях-сиротах, о трудностях во время учебы. Глава четвертая посвящена духовной жизни семьи, возделываниях добродетелей, домашней работе и молитве. Несомненно, собрание слов Паисия Святогорца обязательно должно быть в библиотеке каждой семьи.

Слова. Том 5. Страсти и добродетели

Книга «Страсти и добродетели» завершает собрание слов Паисия Святогорца. В первом разделе рассказывается о страстях, поработивших современного человека и способах борьбы с ними. О том, как разглядеть свою страсть, научиться не оправдывать их. О себялюбии и гордости, их многоликости и последствиях.

Отдельная часть посвящена греху осуждения и борьбе с ним. О зависти, гневливости и печали. Второй раздел посвящен разговорам о добродетелях: смирении, духовной любви, любочестии и благородстве, простоте и чистоте сердца.

Предлагая боголюбивому читателю книги Паисия Святогорца, очень хочется, чтобы духовный подвиг угодника Божия каждого из нас подвиг на стремление упорядочить свою жизнь. Изменить к лучшему сначала самих себя, а потом уже что-то в мире. Научиться любить ближнего той любовью, которая исходила из сердца старца, и которую заповедал нам Христос.

Предисловие к первому изданию на русском языке

Об авторе и его книге

Предисловие

Старец Иоаким из скита Праведной Анны Первое путешествие и служение Корни Призвание Божие Миссионерские труды В уделе Богородицы В Кавсокаливию В скиту Праведной Анны Крест послушания Его богообщение Богопросвещенный наставник духовной жизни. Его аккуратность и благородство души Его борода Диагноз врача Его вера Последние годы жизни Еще большее испытание На одре страданий В вечность Эпилог Старец Афанасий из Григориатской обители Призвание к монашеству Детские годы Глас Господень Дерзновение Приключение на море Неожиданное препятствие Афонский монах Новое поприще Послушник Постриг На подворье в Карее Нектар духовный «На свещнице» Святый алтарь Встреча Нашествие саранчи Игумен Пастырь добрый Брошенная метла Покров святых Видение монаха Уход на покой Свет духовный Его духовное величие Благодать Божия Божественные литургии Благодать Святого Духа Прозорливость Милостивое сердце Его слава Светлый закат В келейной тиши Милостыня духовная Небесные откровения. Мирный исход Старец Каллиник Исихаст Благочестивое стремление к Богу Ранние годы Иверский монастырь Пустынь Катонакии Жизнь в пустыне Отец Даниил Дух пустыни Лишения и трудности Резьба по Дереву Бесценное наследство Возрастание в аскетизме Прилежание к учению Радость уединения Учитель воздержания Смирение и доброта В затворе Житие исихаста Духовные сыновья отца Каллиника Духовный наставник Богодухновенные наставления Два новых отшельника Спущенный полицейский Исправление монаха Научение примерами На вершине горы Фавор Божественный свет Красен добротою Борьба против ереси Учитель умной молитвы Посещение слепым монахом Прозорливость Духовные сокровища Его сияние Блаженное упокоение Старец Даниил Катонакский От Смирны до Афона Поиск Иго послушания Монах Даниил Испытания Ватопед Сорок литургий «Ликуй, о пустынь!» Жизнь в пустыни Благословения и искушения «Свет во тьме» Светоносный Дар духовного рассуждения Старца Прельщение отца Каллистрата Ангел мира и любви Духовное родство Духовный отец Старица Кечровунио Мораитидис Святитель Нектарий Пентапольскнй и старец Даниил Попечения святых Плодотворение и урожай Письменные труды Старца Вышедшее из-под его пера Трудное покаяние Костиса Мармара В Обитель Небесную Духовная брань Монашеская жизнь Высоты духовные Грех подозрительности Православие и ересь Касаясь экклесиологических вопросов Разное Старец Исаак из монастыря Дионисиат Предисловие Начало пути Юные годы К Горе Господней В святом монастыре Дионисиат Просиявшие образы благочестия В обители «Зачем ты пришел, брате?» Послушания Многотерпение и аскетизм К вершинам добродетели Небесные мгновения Теплица духовная Благодатная жизнь Чудесное избавление Словно Адам до грехопадения Дивен Бог во святых Его Слезная молитва Добрая кончина Старец Савва Чада пустыни Пример для подражания Старец Иларион Ивериец В поисках Бога Жизнь в пустыни Между Небом и землей Расставание Восхождение К свету Община отца Саввы Духовное насыщение Живой столп добродетели Дар прозорливости Прославленный духовник «Всем бых вся» (1 Кор.9:22) Изобретательность любви Целительные средства Преображения Паломничество Радости и горести Сиона Св. Савва Освященный Лавра св. Саввы Птицы пустыни Паломничество к Иордану Брань с бесами Божия благодать в борьбе с бесами Магическая книга Странные камнепады Ложный ангел «Сказал ми еси пути живота» (Деян.2:28) У источника жизни «Помяни, Господи» Помощник и наставник Многоценное письмо Пасха Небесная Старец Игнатий Духовное становление Жертвоприношение Богу Научение нестяжанию Аскетическая брань Тайна послушания Послушание и священство Духовные отцы и чада Великий Старец Слово о посте Первый ученик отца Игнатия Второй ученик Гавань спасения Наука управлять души «Сын утешения» Искушение отшельника Неугасимая лампада Странная болезнь Монах, впавший в одержимость чрез гордость свою Свет благодати Благоухающий крин Прозорливость Ангелоподобный Совершая Божественные литургии К свету Старец Кодрат из монастыря Каракалл Место покаяния и подвижничества Святой монастырь Каракалл Происхождение и монашеское призвание Славно, когда братия подвизаются вместе Во славу Божию Пример трудолюбия Истинный игумен Добрый пастырь Богопочитание: его жизнь Пастырь Самоотвержение, постничество и милосердие Добрый духовник Духовный целитель В часовне св. Гедеона Спасение отчаявшегося Духовное наследство «Добре, раб благий и верный» (Мф. 25″ 21) Испытания Свидетельства благодати «Течение скончах» (2 Тим.4:7) Старец Филарет из монастыря Костамонит «Коль возлюбленна селения Твоя Господи сил!» (Пс.83:2) Святой монастырь Костамонит Нетленная чистота Жажда познания Христа Три чудотворные святые иконы «Закон Твой поуучение мое есть» (Пс.118:174) Мученическое послушание Литургическое служение «Яко аз раб Твой есмь» (Пс.142:12) «Болий в вас, да будет яко мений и старей, яко служай» (Лк.22:26) «Царствие Небесное нудится (с нуждею восприемлится)» (Мф. 2:12). Дар прозорливости Преданность Старца Богородице «Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы» (Пс.118:130) «Блажени кротции, яко тии наследят землю» (Мф.5:5) Простота и чистота Старца «Судьбы Твоя не забых» (Пс.118:30) Проницательный духовник Милосердие отца Филарета Христианская кончина живота Старец Герасим (Менагиас) От рождения до возрождения «Мое Сокровище» Рождение и детство Защитник материализма В сетях спиритизма Возрождение Паломничество на Святую Землю «Благословенна жизнь подвизающихся в пустыне, ибо возлтают они на крыл ах Божественной любви» В пустыни Катонакии В «козьих жилищах» у свят. Василия Аскетическая брань «На свещнице» Милосердие Броня терпения Занесенный снегом Святопавловский монастырь «Праведницы же наследят землю, и веселятся в век века на ней» (Пс.36:29) Святая кончина

Предисловие к первому изданию на русском языке

Классическое произведение современной духовной литературы «Современные старцы Горы Афон» знакомит читателей с истинными подвижниками святой жизни нашего времени. Отец Херувим рассказывает о тех богатырях духа, которые сформировали нынешний духовный климат Святой Горы. Эта чудная книга представляет собой замечательное введение к богатой литературе об афонском подвижничестве и духовной жизни.

Издание выходит в двух книгах; первоначально же выходило серией из десяти книг на греческом языке в течение десяти лет. Во вторую книгу войдут жизнеописания старцев Саввы, Игнатия, Кодрата из монастыря Каракалл, Филарета из монастыря Костамонит и Герасима (Менагиаса).

Труд отца Херувима обращен в первую очередь к молодежи с целью показать, что Православие еще живо, живо монашеское подвижничество. В настоящее время большинство из двадцати монастырей на полуострове, известном как Гора Афон, переживают период стабильного роста. С конца 1960-х годов многие обители вернулись к здоровому общежительному уставу; здания ремонтируются и перестраиваются, старые фрески засияли в первозданной своей красе, бережно сохраняются бесценные книги, столь важные для духовной жизни о Боге. И молодые люди, жаждущие богообщения, находят на Афоне желаемое.

Афон знает многих святых, имеет их и сейчас Гора эта не зря и сегодня называется Святой. Когда, с 1965 года, монашеские устои на Афоне были поколеблены, отец Херувим принялся за бесценный труд свой, желая показать, какой должна быть жизнь о Боге. Начал он с жизнеописания своего собственного Старца и духовного собрата – отца Иоакима, с которым подвизался в скиту Праведной Анны. Следующие семь глав повествуют о старцах, ставших уже всеобще известными и чтимыми к тому времени, когда отец Херувим прибыл на Гору Афон. Жития старцев Филарета и Герасима составлены отцом Иоанникием, учеником и продолжателем трудов отца Херувима, написаны после смерти последнего (в 1979 году).

Из этой книги читатель сможет узнать лишь о немногих богоносных старцах. Нам, знающим из современных афонских подвижников лишь старцев Силуана, Савву Нового и Феодосия Карульского, может показаться что святые – это редкие исключения из множества исповедующих Православие. Но каждый из нас призван ко спасению, к святости. И на Афоне было и есть множество старцев святой жизни, подобных отцам Силуану, Савве Новому, Феодосию Карульскому. Мало кто знает в миру о других современных подвижниках Святой Горы, чьи жизнеописания еще ждут публикации. Назовем сейчас лишь некоторых из них: Святые Двенадцать, старец Георгий Хиландарский († 1972), старец Аввакум из Лавры († 1978), праведники Румынских скитов, слепой старец Михаил из скита Праведной Анны (I 1952), старец Иосиф Пещерник († 1959).

Духовные чада старца Иосифа Пещерника увеличились числом своим, и сейчас наполняют собой монастыри Дионисиат, Ксиропотам, Филофей, Костамонит и – с 1988 года – Ватопед.

В последние двадцать лет некоторые монастыри переживают время подъема благодаря притоку на Гору на послушание некоторых православных братств извне и духовному руководству нынешних игуменов. Ввиду очевидного увеличения числа монашествующих и улучшения состояния сооружений необходимо отдать должное тем людям, которые послужили своими талантами этому. Архимандрит Херувим принадлежит к этим бытописателям многовекового афонского подвижничества.

Но, кажется, что стоит упомянуть и о том, что вопрос об общем современном духовном здоровье Афона остается трудным и закрытым. Упомянуть ввиду спорных вопросов, которые могут быть известны некоторым ревнителям традиционного Православия, могут быть подняты современными исповедниками, если таковые найдутся. В частности, можно слышать критические высказывания о введении и использовании телефонов на Святой Горе, о нетвердости, проявляемой порой при навязывании нового календаря, о прокладке новых дорог и использовании больших грузовиков, тогда как прежним подвижникам достаточно было и мулов, об изгнаниях и преследованиях исповедников, о расчистке и вырубке лесов, о молчаливом непротивлении нововведениям Вселенского Патриарха, об использовании электричества и пестицидов. Попираются устои монашеской жизни, основанные первоначально на отвержении мирского образа мышления, на которых возросли многие святые. Эти устои становятся столь хрупкими, когда есть угроза прерывания традиций таких отцов, о которых рассказывает и эта книга отца Херувима. Сегодня жизненно необходимо знать, ценить и благоговейно преклоняться пред чистыми и простыми старцами Святого Афона.

Отец Херувим рассказываетоб их духовной жизни, но опускает многое негативное, чтобы сохранить у читателей возвышенное настроение. Но, думается, что православным сейчас необходимо знать и о плохом, чтобы выжить. Богоборческий дух века сего проникает и на Святую Гору. Описывая лишь то, что прямо касается исповедничества афонских старцев пред обновленческими иерархами и священниками, озабоченными своими успехами в мирской жизни, отец Херувим недоговаривает многое. Факт ссылки отца Иоакима на остров Скопелос в конце 30-х годов, события, в результате которых архимандрит Афанасий был отправлен на покой в 20-х годах, письмо старца Даниила о церковной реформе, выдающееся положение старцев Каллиника и Игнатия в движении исповедников в 20-е годы, жестокие гонения на афонские монастыри со стороны Вселенского Патриарха-экумениста в годы жизни отца Саввы во время русско-турецких столкновений и раскол в общинах исповеднйков – это все события, которых отец Херувим предпочел лишь слегка коснуться. Описывая жития рабов Истинного Бога, автор, возможно, считал эти события болезненными ранами, шрамы от которых еще слишком свежи, чтобы касаться их, или же посчитал их просто рябью, затуманивающей зеркальную поверхность воды в гавани Православной веры, и он предпочел вместо разговора об этом направить наши взоры к Богу, Который творит чудеса в святых Своих.

Первоначально написанная на греческом языке, книга эта впервые выходит на русском. Она имеет большое значение для пробуждающегося чувства прекрасного среди верных Богу сегодня. Есть внутренняя красота и доброта в этих простых Старцах, бывших сокрытыми в течение многих лет от русских православных. В них есть глубина духовного знания, неведомая светским авторам. Это не пустые, злобные и развращенные герои современной мирской литературы, но могучие современные герои, люди с прекрасными душами, которые через двадцать веков христианства все еще остро воспринимают смысл жизни в спасении Иисусом Христом. Автор не размышляет сухо о вере и разуме, напротив, теоретическое знание о духовной жизни ярко иллюстрируется им повседневной жизнью этих людей. Самые трудные духовные научения об аскетизме и ведении Бога рассматриваются практически, примерами жизни этих новых светочей.

«Современные старцы Горы Афон». Эта книга будет существовать в русской литературе как книга, внушающая любовь к Святой Горе. Многие другие книги предлагают богатую и редкую информацию, но эта рассказывает о ежедневных делах и событиях жизней афонских подвижников. Различные путеводители предлагают информацию, иллюстрирующую, как живут монашеские общины, но они не в состоянии передать нам, чем живут монахи, что такое монашеский подвиг.

Большой ценностью этой книги является то, что она говорит о рас, раскрытомдля всех людей, о любящем Боге, призывающем чад Своих, возвращающихся к Нему в этот одиннадцатый час И вот пожелание издателей книги архимандрита Херувима (Карамбела- са) «Современные старцы Горы Афон»: войти в Чертог Брачный, прежде чем затворятся двери, чтобы никогда уже не открыться.

Иеромонах Герасим (Ильин)

Об авторе и его книге

Автор книги «Современные старцы Горы Афон», архимандрит Херувим (Карамбелас) родился в 1920 году и был крещен с именем Георгий. Еще до его рождения отец его погиб на греко-турецкой войне в Малой Азии, и место отца в его жизни занял дядя. Дядя дал строгое, даже суровое воспитание. Мальчику было четырнадцать лет, когда в душе созрело желание монашеской жизни – и именно на Афоне, благодаря жизнеописаниям двух афонских монахов – отцов Паисия и Хрисанфа. Несмотря на неодобрение и всяческие препятствия со стороны мамы и дяди, зерно вдохновения, уже посаженное, проросло через несколько лет созрело твердое решение провести оставшуюся часть жизни монахом на Святой Горе Афон.

С этим намерением в августе 1938 года восемнадцатилетний Георгий втайне от всех сел на корабль, который по пути в Фессалоники должен был сделать остановку в Дафне – в порту Святой Горы. Прибыв, наконец, на святой полуостров, он совершил паломничества по разным местам: побывал в Карее – столице Афона, в скиту Праведной Анны, в Кавсокаливии, в румынском скиту св. Иоанна Предтечи, в Лавре и в монастыре Дионисиат. Хотя Дионисиат, и особенно один из его добродетельных монахов – старец Лазарь, очень его привлекал, он все же решил вступить в каливу Рождества Богородицы скита Праведной Анны. Строгий, но любвеобильный старец этой каливы, отец Георгий, и братия (жизнь одного из которых, старца Иоакима, описывается в первой главе книги «Современные старцы Горы Афон») жили в той атмосфере духовной, которую искала юная душа: строгие требования в сочетании с большим вниманием к его духовному развитию, и постоянные примеры святости.

Настоящее издание книги «Современные старцы Горы Афон» – перевод с английского перевода Братства преп. Гурмана Аляскинского и Валаамского Общества Америки. Следует сказать, что стиль языка отца Херувима – возвышенный и трогательный, и, вместе с тем, по-детски простой, трудно поддается дословному переводу. Посему при редактировании главным было желание не столько передать букву, сколько дух этого творения.

Как показывает эта книга, чистая душа Георгия запечатлела живые, неискаженные образы подвижников, встречаемых им, жизнь их, наблюдавшуюся им, и это осталось навсегда в душе его, и его талант писательский позволил столь ярко передать все другим.

Георгий пробыл послушником в скиту Праведной Анны более двух лет, затем был пострижен в великую схиму и наречен отцом Херувимом в благоговейную память Исихаста в скиту св. Василия, которого он почитал. Постриг был совершен в пещере св. Афанасия 14 октября 1940 года.

Несмотря на желание всю жизнь прожить на Афоне, отец Херувим вынужден был из-за тяжелой болезни покинуть Святую Гору в октябре 1942 года и обосноваться в Афинах. Ему суждено было лишь раз еще побывать на Афоне, несколькими годами спустя, чтобы навестить отца Иоакима на смертном одре Он основал святой монастырь Параклет (Святого Духа – Утешителя) в Оропосе, вблизи Афин и ввел в нем строгий афонский устав.

Был он игуменом этого монастыря до самой своей смерти 22 августа 1979 года. Монастырь этот издает православную литературу, что сегодня в Греции – из самых душеполезных, доступных и вдохновляющих (некоторые из них – суть переводы на греческий классических произведений русской духовной литературы). Книги эти пропитаны истинной православной духовностью: цветы, возросшие из семян афонского монашества, упавшие на добрую почву души отца Херувима во время его относительно короткого пребывания на Святой Горе.

Душа его во всю жизнь стремилась на Афон, который он так ясно и с такой любовью помнил, но несомненно, что жизнь его прошла согласно определению Божию – к нашей большой пользе, – что он оставался там, где удобно мог другим поведать о своих идеалах афонского монашества, в монастыре, им основанном – через напечатание трудов своих. Мы уповаем, что труд отца Херувима, выходящий сейчас на русском языке, принесет плод, достойный заложенного в него.

Предисловие

Гора Афон – это особая земля, на полпути между Небом и землей. За последние 1300 лет она заняла особенное положение среди всех других стран на земле, образ жизни на Афоне не подчинен мирским законам. Афон населен мужами, которых не удовлетворяет ничего, что может предложить мир; они стремятся к большему, чем материальные блага и земные красоты. В поисках этого большего они и отправились на Гору Афон, где кончается земля и начинается Небо. Благодаря многотерпению и ежедневным подвигам, они находят искомое и живут так, имея величайшее сокровище И сокровище это – этот кусочек Неба – сохраняют до конца земной жизни.

На Святой Горе мужи те ведут новую жизнь – жизнь, дающую им предощущение будущего блаженства. Души их вдохновляются мыслью о вечности, которая, словно вечная весна, ободряет и утешает, когда становится по-зимнему тяжело. Вдохновленный чудом подвижнической жизни на Горе Афон, автор стремится разделить свое вдохновение с теми людьми, у кого не было возможности лично встретить Старцев святой жизни.

Книга «Современные старцы Горы Афон» написана с целью показать духовных подвижников, подвизавшихся на Святой Горе в первой половине XX века. Некоторые из них пребыли на Афоне до конца жизни, другие, после многих трудов там, продолжали свое служение за пределами Афона. Жизни их свидетельствуют о том, что и в наши апосгасийные времена есть истинные подвижники, ведущие великую духовную брань.

Вместе с тем, книга эта должна рассматриваться как плод глубокой благодарности автора тем святым и смиренным Отцам, давшим ему и продолжающим давать бесценные дары. Сейчас, когда выходит книга, лишь их любимые и незабвенные лики придают ему силу и даруют утешение, хотя сами они так далеко..

Архимандрит Херувим, июнь, 1968 г

Благолепивая весть сия тем паче убеждихома есмь, что до поры богопротивного «беломайдануса» никто о ней не ведал, а как в Беларуси понеслося, так сразу старцы святые из всех скитов повылазили со своей цидулкою радостной, и возвеселихося лепо сердце и Бацьки, и сына, и святой России, ОМОН.

Святые старцы предрекали сие долгожданное событие еще много веков назад

«Досточтимый Александр Григорьевич, глубокоуважаемый товарищ президент! — поприветствовало Александра Лукашенко партсобрание православных московских и минских старообрядцев по случаю его 66-летия и единодушного избрания на очередной президентский срок. — Минск и Гомель, Полоцк и Ветка, Витебск и Бобруйск являются местами исконных традиций Древней Руси», так что, короче, отдавай-ка их России, товарищ. Почему бы и нет? Все уже и так, считай, отдано, осталось лишь подписать дарственную, просто русским людям немножечконе терпится, и их можно понять, ибо святые старцы предрекали сие долгожданное событие еще много веков назад. Раньше все эти предсказания были строго засекречены, но сейчас пришло время сказать правду, ибо явился на землю русскую Великий Гончар — собиратель пятнадцати вождей.

Как сообщают российские СМИ, Великого Гончара предвкусил модный русский прорицатель товарищ Василий Немчин еще в XV веке, возможно, до нашей эры. Конечно, в то смутное время Василий не мог позволить себе прямо сказать, что это Путин, но намек более чем прозрачен. Во-первых, Великий — это уже ясно, что Путин. Во-вторых, учитывая количество амфор, которые Путин натаскал в Россию с морского дна, он реально конкретный Гончар. В-третьих, судя по описанию Василия, Великий Гончар хромой, больной, старый и конченый, — тут тоже все точно. И самое главное: «Великий Гончар получит своё прозвище из-за того, что сможет объединить 15 вождей и буквально вылепить Новую Великую Державу». Лукашенко он уже, во всяком случае, залепил по самые клубни.

Ватопедские пророчества удивительным образом сбываются прямо сейчас, у всех на глазах

Конечно, сразу не все будет гладко. «Силы НАТО будут препятствовать воссоединению православных народов, поэтому разразится кровавое побоище, в котором только погибших будет не менее 600 миллионов. Но именно после этой разрушительной катастрофы настанет всплеск православия, и не только в России, но и по всему миру», — объясняет афонский старец товарищ Иосиф Ватопедский, как бы заранее настраивая русских людей на новую вяликую победу. Ватопедские пророчества удивительным образом сбываются прямо сейчас, у всех на глазах, и это не только 600 миллионов православных, которых убили бы каратели НАТО, если бы Лукашенко не выскочил вовремя с автоматом и не разогнал эту фашистскую гадину. Так, буквально на днях фонд Миклухо-Маклая передал патриарху Кириллу письмо от папуасов, которые просят принять их в русскую веру. Если это не мировой всплеск православия, предсказанный афонским старцем, то что тогда?

Poccия пpeвpaтитcя в вeликoe гocудapcтвo, кoтopoe пocтeпeннo cмoeт вce гpaницы и cдeлaeт миp eдиным

«Русский лидер перепишет историю мира», — обещает, в свою очередь, авторитетный алхимик товарищ Парацельс. Не то чтобы Парацельс лично знал Путина, но он же все-таки алхимик, да и российские СМИ не зря упоминают 2020 год. «Eму cуждeнo зaявить o ceбe в пepиoд вeликoй бoлeзни (вoзмoжнo, кopoнaвиpуc)… Ecли этo пpoизoйдeт, тo Poccия пpeвpaтитcя в вeликoe гocудapcтвo, кoтopoe пocтeпeннo cмoeт вce гpaницы и cдeлaeт миp eдиным», — цитируют Парацельса российские медиа, как бы намекая, что единым — не единым, а уж 15 республик русский лидер как-нибудь под себя подгребет, тем более что процесс уже пошел.

Не менее мотивирован и святой старец товарищ Серафим Вырицкий, живший в начале ХХ века: «Бунты в США, пандемия коронавируса, экономический кризис и постоянная угроза войны… Настанет царство лжи и зла. Спасение миру — от России». Мир, конечно, об этом еще не знает, потому что такого количества товарищей старцев, неизменно точно прозревающих линию партии сквозь века, больше ни у кого, кроме как у России, нет, но всему свое время. Счастливое будущее не за горами.

Всех желающих помочь украинской армии поздравить российских наемников с годовщиной воспламенения святого старца Александра Захарченко просят обращаться в фонд «Повернись живим». Страница фонда в Фейсбук https://www.facebook.com/backandalive/

Василий РЫБНИКОВ

Читайте все мнения автора

Читайте последние новости Украины и мира на канале УНИАН в Telegram

Писатель Юрий Воробьевский выпустил книгу «Незримые старцы» о чуде Афона — незримых старцах

— Аскеты, получившие от Бога дар становиться невидимыми — древнее и самое загадочное предание Святой Горы, — рассказывает писатель, много лет посещающий Афон.

БИТВА С НЕЧИСТОЙ СИЛОЙ

КОРР: Зачем им быть невидимыми?

ВОРОБЬЕВСКИЙ: Таков ответ старцев на любопытство всепроникающего мира. На пустое общение у них нет ни минуты. Пока они держат, даже во сне, свою постоянную, самодвижущуюся молитву, мир стоит на своем месте. Когда же наступят последние времена, они поднимутся на вершину Афона, в маленький храм Преображения Господня. Там и отслужат последнюю литургию перед Концом Света.

Так гласит предание.

Впервые я услышал о незримых старцах в 1997-м – первое мое паломничество в православную монашескую республику. Теплым вечером мы сидели на балконе архондарика (гостиницы) Пантелеимонова монастыря с американцем Евгением, потомком эмигрантов из России. Черный шелк моря украшен серебряным позументом лунной дорожки. Со стороны порта Дафни по воде шарит прожектор — Святая Гора бережет себя от посторонних глаз. Евгений на Афоне частый гость. Он-то и рассказал о таинственных аскетах. Не только о легендах, но и о своей встрече в афонском лесу… Таинственный седобородый монах появился перед ним откуда ни возьмись — и в самый нужный момент. Американец заблудился, был в отчаянии. Отшельник указал ему дорогу. Евгений обернулся поблагодарить, а на тропинке — никого. Словно испарился монах.

Заинтригованный американцем, я стал расспрашивать о тайном братстве самих святогорцев, в том числе автора нескольких книг греческого монаха Власия. Набралось немало рассказов.

— Интересно-интересно!

— Еще в конце XIX века библиотекарь обители Руссика отец Пантелеимон записал свидетельства о старцах. В 1835 году охотники ловили диких коз под горой Афон. Как-то на заре, проходя по стремнинам, наткнулись они на нагого старца, вышедшего из незаметной пещеры. Удивленные, завели разговор: «Благослови, отче.»

— Бог благословит.

— Как поживаешь?

— Благодарение Господу. А как пребывает Святая Гора?

— Благополучно после поганых турок.

— Каких турок? – теперь уже удивился старец.

— Как каких? Тех, кои жили на Афоне вследствие восстания греков.

— Какого восстания?

— Разве ты не знаешь, что мы, православные, десять лет проливали кровь свою, чтобы свергнуть иго турецкое?

— Нет, не знал. Нас здесь семеро, мы никуда не ходим…

В ските Святой Анны охотники рассказали о встрече. Собрались многие святые отцы и, позабыв про старость и немощи, подняв свои мантии, отправились искать старца. Безрезультатно…

Врач Великой лавры отец Афанасий (Камбанос) местом их обитания называл малонаселенные, покрытые густым лесом пространства между скитами Малая святая Анна и Глоссия. Немногие, кто сподобились видеть этих пустынников, описывают их как благолепных, почти лишенных плоти аскетов, совершенно обнаженных, но сияющих одеянием Божественной благодати. Отец Афанасий ссылался и на свидетельство старца Антония из обители Святого Петра, который пришел в Лавру, выполняя поручение невидимых подвижников: «Пойди и скажи лаврскому врачу, что он скоро заболеет и умрёт, поэтому должен приготовиться».

И действительно, вскоре отец Афанасий занемог и без какой-либо тяжкой болезни уснул вечным сном. Перед кончиной он и обнародовал 80 лет назад в журнале «Святогорская библиотека» сведения о том, что существуют и странствуют в пустынях Афона эти святые аскеты — во славу Божию и для душевной пользы насельников Святой Горы.

— А почему они нагие, Юрий?

— За долгие годы скитаний, жизни в узких пещерах одежда рвется, а новая таким великим аскетам, как понимаешь, уже не нужна. По мере того, как одежда отшельника рвётся, душа всё сильнее освобождается от телесных уз и соединяется с Богом. Нагие старцы обнажаются как бы во образ избавления от грубой плоти. Вот и являются избранным в своем истинном виде. Либо заблудившимся, заблудшим в нужную минуту, чтобы помочь.

Папа Краль, отшельник, полвека подвизавшийся в Афонских скалах.

Святогорец отец Иаков долгие годы подвизался в скиту Кавсокаливия. Послушником постоянно приходил по ночам в соборный храм — кириакон — и часами молился перед иконой Святой Троицы. Как-то ночью, в полнолуние, увидел благолепного пустынника, совершенно нагого, с длинными, белыми, как снег, волосами и бородой. Старец поднял десницу и крестным знамением осенил запертые на замок внутренние двери храма. Они сами собой отворились. Таинственный незнакомец вошел в церковь, с благоговением облобызал иконы. Когда пустынник выходил, внутренние двери храма опять пришли в движение и сами закрылись. Потрясённый послушник тайком последовал за ним. Они поднимались все выше и выше, к вершине Афона. Дойдя до кельи Панагия, отшельник вошел внутрь. Иаков догнал старца и, бросившись ему в ноги, со слезами умолял оказать милость и оставить при себе послушником. «Чадо, тебе не понести этого подвига, — отвечал старец. — Без благодати Божией вынести тяжесть жизни на месте сем невозможно. Возвращайся к своему старцу, пребывай у него в послушании, и спасешься…»

— Про какой такой подвиг он говорил?

— Подвиг, который трудно понести, это, конечно, не только строжайший пост и зимние холода высокогорья. Главный подвиг — нескончаемая духовная битва, которая ведется в пустыне. Когда с демоном ты один на один. На Афоне известны несколько языческих капищ, датируемых еще 6-4-ым тысячелетием до Рождества Христова. Например, огромная живописная скала Идолио, то есть Идол. Посещать его без особого благословения не рекомендуется. По мере приближения к капищу тропа окутывается туманом. Это зона облачности. Всё тело пропитывается холодной всепроницаемой влагой, а в душу закрадывается страх. На перекрёстках сходящихся к Идолио тропинок — кресты. Словно дорожные знаки: выход нечистой силе из ущелья запрещен… Наверху – мраморная плита, примерно два на три метра. На ней и приносили в древности человеческие жертвы. По бокам плиты выточены стоки для крови, которую собирали в огромную каменную чашу. Здесь всеми фибрами души чувствуешь: тёмная энергия никуда не ушла. Воины Христовы — отшельники — приходят сюда сражаться с нечистой силой. Дать бой диаволу в самом его логове. Такова духовная традиция. Многие афонские обители, в том числе и основанная преподобным Афанасием Лавра, стоят на месте древних капищ. Так что каждый такой монастырь — это ещё и символ духовной победы православия.

БРАТСТВО СЕМЕРЫХ

— Ученик Великого геронды (старца) Паисия Святогорца иеромонах Афанасий Симонопетрис вспоминал, как пришел однажды к нему в келью Честного Креста в канун Пасхи. Была Великая Пятница 1978 года.

— Геронда, давно хотел спросить: существуют ли нагие старцы?

Он взял меня за левую руку, как он это обычно делал, а другую руку положил мне на спину. Прострелил взглядом и спросил: «А ты, блаженная душа, что об этом думаешь?»

Старец Паисий

— Если Святой Дух благословил им быть в старину, почему им не быть теперь?

— Если тебя спросят, то говори, что они существуют…

— Рассказывали, как в Святой Анне видели двенадцать «невидимых» нагих старцев, в Малой Анне говорили, что их девять.

— Нет, их не двенадцать и не девять, а их семеро отшельников.

— А где они?

— Они скитаются возле вершины Горы. Имеют особый дар от Бога и молитву такую, что их никто не видит. Они могут быть рядом с тобой, но ты их не увидишь. Поэтому их называют невидимые. Это не аллегория…

— А что они едят зимой?

— Если они совершенно нагие зимой, без одежды, что за проблема им пропитаться чем-то?! Ладно, иди — иди, всё уже!

— Нет, еще один вопрос…

— Эх, благословенный, что за любопытство такое? Бог не желает их явить миру…

— Я не уйду, пока вы не скажете что-то поточнее…

— Почему, отче?

— Потому что на Святой Горе существует состояние большей святости.»

— Юрий, ходят легенды про вечных лам, то ли молящихся, то ли спящих в тайных пещерах Тибета. Невидимые старцы Афона тоже бессмертны?

— Нет.

— А как же тогда сохраняется тайное братство семерых?

— Геронда Паисий Святогорец объяснял так: «Когда кто-то из них умирает, они знают, где находится подходящий человек, способный выдержать суровую аскезу, и призывают его пополнить их число.»

ЯВЛЕННЫЙ СТАРЕЦ

— Сам Паисий Святогорец писал, как в молодости заблудился по дороге к скиту Святой Анны и встретил отшельника, лицо которого буквально сияло, -продолжает рассказ писатель Юрий Воробьевский. — На вид лет семидесяти, на нем был подрясник из материала, похожего на парусину или брезент, весь выцветший, изорванный. Видимо, он немало лет не имел контактов с человеческим миром, но не настолько давно, чтобы одежда на нём полностью истлела. Дыры в этом одеянии зашпилены острыми щепками. На шее висела толстая цепь, державшая на уровне груди шкатулку. В ней, по-видимому, находилась какая-то святыня!

Прежде чем Паисий успел задать вопрос, отшельник сказал: «Дитя мое, эта дорога не ведёт к Святой Анне.» И показал другую тропинку. Внешний вид его был как у святого!

«Где ты живешь, старче?» — спросил Паисий пустынника.

«Там где-то, » — показал он рукой на вершину Афона…

Конечно, тут дело не в поиске тропинки. Само явление святого старца — немногословное и чудесное наставление на путь истинный. Судя по воспоминаниям Паисия Святогорца, сей удивительный отшельник повстречался ему именно тогда, когда он искал духовного наставления. В своих поисках молодой монах так долго ходил неприметными тропами, что сбился со счету — какой сегодня день. На этот вопрос анахорет ответил ему, достав из своей сумки палочки с зарубками.

В жизнеописании самого Паисия есть такой эпизод. Сидит он на обочине тропинки и беседует с одним паломником. К ним приближается большая группа, которая явно направляется к келье старца, — и что же? Все проходят буквально в двух метрах, не замечая сидящих. Собеседник Паисия Святогорца свидетельствовал, что в тот момент они явно были незримы для остальных. Старец сказал даже паломнику, чтобы тот перестал шептать – из опасения, что их услышат, подойдут и помешают довести разговор до конца. Тот стал говорить нормальным голосом, но идущие не только не увидели, но и не услышали их.

Видимо, сам Паисий обладал таким удивительным даром незримости, но редко пользовался им. Господь открыл его для утешения людям. Сделал ЯВНЫМ старцем. Явленным миру. Его можно было бы назвать и вернувшимся. Возвратившимся для человечества из особого молитвенно-вневременного пространства. Молитва святого выходит за пределы времени. Она — в вечности, которая является как бы всегда настоящим; прошлым настоящего и будущим настоящего. В молитве, когда подвижник бывает восхищен в это пространство, то по возвращении он с удивлением видит, сколько много времени прошло, пока его «не было». Так человек на время становится вечным. Из этой вечности и приходит всё «необычное»: сверхчеловеческие силы аскетов, данная им власть над пространством и способность заглянуть в «будущее настоящего». Бог весть, но, когда перед тобой стоит монах, а ты его не видишь, возможно, в это время он и находится в вечности?

Так есть ли ещё старцы на Афоне? Об этом любого афонского паломника спрашивают постоянно. Но прежде чем получить ответ, надо дорасти до вопроса. Слава Богу, что он задаётся. Вопрос принадлежит не праздному любопытству. Душа православного человека понимает: главные события и главные для нас люди — это не те, которых показывают по телевизору. Вселенная по-прежнему летит по своей орбите не усилиями Нобелевских лауреатов премии мира…

«Сильные мира сего» развязывают войны, демонстрируя репортерам мудрое выражение лиц. Имиджи, напяленные поверх пустоты, собираясь в своём кругу, смеются над глупостью толпы… Но ведь судьбоносные события где-то происходят. Настоящие люди где-то обитают. В какой-то сосредоточенной тишине, вдали от вспышек фотокамер. Где, как не на загадочном Афоне — с его преданием о незримых старцах?! Где, как не во временном пространстве самодвижущейся молитвы?!

ТАЙНА СВОБОДЫ

— Шёл революционный 1968 год. Мир волновали грандиозные события. Кого-то — «пражская весна» и студенческая революция в Париже, кого-то – открытие Олимпиады в Мехико и мировые гастроли «Битлз»… А в убогой Крестовой келье, что укрылась в зарослях неподалёку от монастыря Ставроникита, лежал русский схииеромонах Тихон. Уже не вставал. Однажды он подозвал своего ученика: «Здесь сейчас, дитя мое, была Богоматерь со святым Сергием и преподобным Серафимом.»

Ученик спросил: » Что же тебе сказала Богородица?»

«Пройдет праздник Ея Рождества, и уже после него Она придёт и возьмет меня к Себе».

В день панигира (празднования – греч.) старец сказал послушнику: «Завтра я умру и хочу, чтобы ты похоронил меня. И вот я желаю благословить тебя». Три часа держал он руки на голове своего духовного чада. Пальцы, совершившие миллионы крестных знамений. Ладони, шероховатые от прикосновений к полу во время бесчисленных земных поклонов и натруженные стальными цепями скалы Карули, где старец полтора десятилетия подвизался в пещере (только держась за эти цепи, можно подняться к пещере, вырубленной в скале!) Что значило это долгое прикосновение рук старца к голове послушника? Какую энергию оно передавало? Какой опыт? О чём беззвучно молился отец Тихон?

Потом он дал такое трогательное напутствие: «Ты молись обо мне, и я каждый год буду приходить и видеть тебя. Если ты останешься жить в моей келлии, я буду очень рад. Но пусть всё будет, как Богу угодно, чадо мое. Вот видишь, я имею для тебя здесь провизии на целых три года», — и он показал на консервы: шесть коробочек с сардинами и четыре коробочки с кальмарами. Все эти запасы давным-давно принёс ему кто-то из посетителей. Они так и остались нетронутыми.

«Для меня этих консервов хватило бы только на неделю», — подумал ученик Паисий… Да, это был именно он, будущий знаменитый старец Паисий Святогорец. Потом он свидетельствовал об отце Тихоне: «Этот старчик сделал свою жизнь простой… Он был свободен от любых неудобств, ибо то, что мы сегодня называем удобствами, на самом деле — неудобства. Удобство — это когда упростишь свою жизнь и ограничишься необходимым. Тогда человек освобождается»…

Один никому не известный русский монах передал греческому подвижнику тайну свободы. Мир, который боролся за расовую свободу и радовался тому, что именно в 1968 году слово «негр» стало вытесняться словом «темнокожий»; мир, который ждал, что наконец-то Чехословакия освободится от «советского ига»; мир, который восторгался героизму кубинцев, отстоявших свою свободу на Плая Хирон, ничего об этом событии не знал. И знать не хотел…

Русский старец отошёл, и греческий монах получил от него харизму, дар Духа Святаго. Она передаётся именно так: схииеромонах Тихон умер у него на руках… Связывало бы такое наднациональное родство как можно больше людей!

— Юрий, сам ты за 15 лет поездок на Афон, понимаю, незримых старцев так и не встречал. Хотя посетил все укромные уголки Святой Горы. Если честно, веришь в них?

— Есть старцы! Есть! Лично мне совсем не обязательно искать те самые укромные пещеры, где подвизаются семеро неизвестных. Интересующихся полу-духовной спелеологией и полу-молитвенным скалолазанием адресую к порталу isihazm.ru. К описаниям экспедиций, участники которых уверяют, что загадочные пещеры были ими найдены. И даже — что эти укромные убежища являются обитаемыми в наши дни.

Не знаю, зачем мирским людям пробиваться через благословение незримости! Монахам, уже имеющим духовный опыт, другое дело. Им надо научиться большему. Но и их Господь чаще всего не приводит к искомым встречам.

Отец Александр из кельи Кукувино дарит автору громоотвод с прежнего Преображенского храма, что на вершине Афона.

«Старец Иосиф вместе с отцом Арсением усердно искали нагих подвижников, надеясь получить от них наставление, но не нашли. Позднее они услышали, что те приходили к отцу Косьме, келлия которого была в скиту Панагии. К этому человеку нагие подвижники много лет приходили каждую субботу и причащались. На каком-то празднике отец Косьма, забывшись, проговорился об этой тайне другим отцам. В следующую субботу, после того как нагие подвижники пришли и причастились, они сказали ему: «Ты нас открыл, поэтому больше нас не увидишь.» Отец Косьма упал им в ноги и просил прощения. Те же ему ответили: «Ты прощен, но после того, что ты сделал, ты нас больше не увидишь».

…А я видел одного незримого старца! Впрочем, ему было всего двадцать пять лет, но старчество — это ведь не возрастная категория, не обязательная седобородость. В 1997 году я познакомился с болгарским монахом Антонием. Беседовал с ним в монастыре Зограф. В чем же его «незримость», спросите вы! В том-то и дело, что есть на Афоне такие подвижники, которые видны всем, но тайна их духовного опыта остается сокрытой. Ты видишь перед собой простого монаха, и не видишь в нем старца… Через три года после смерти схимонаха Антония, который погиб в духовной битве с демоническим миром совсем молодым, по афонском обычаю, откопали его косточки. Череп подвижника оказался янтарно-желтым. Такие, говорят на Святой Горе, бывают только у святых. Понемногу стала открываться и тайна его подвига. Но об этом подробнее – в моей новой книге.

В 1997 году мы познакомились со схимонахом Антонием, после его смерти его череп оказался желтым, как бы восковым (верный на Св. Горе признак подвижнической святой жизни).

Сказанного достаточно. Я знал святого! Так Афон утешил меня в очередной раз.

© GLOBAL LOOK PRESS

Много историй о чудесах приходит из монастырей с греческой горы Афон. И большинство из них связаны с рассказами о том, как кто-то побеждает коронавирус чудом. Вот одно из последних сообщений, что гуляет в соцсетях:

«Святые отцы горы Афон призывают всех православных христиан сделать крест на обратной стороне дверей домов. Если у вас нет креста, то можете его сделать пальцем, окунув его в оливковое масло. Это серьезно, так как был отслужен Параклис Божей Матери. И эти указания были даны (открыты) самой Богородицей монахам на Святой горе».

Опубликовал эту запись даже украинский боксер Василий Ломаченко. Но вскоре картинку из аккаунта стер. Проверить «советы старцев» взялось греческое церковное издание «Romfea». Представители Афона назвали эту историю фейком. И попросили публиковать только официальные заявление, а не слухи.

Ну что же: вот настоящие новости со Святой Горы. Во-первых, въезд туда для паломников ограничен до конца месяца. Во-вторых, у одного из насельников монастыря Ксенофонт обнаружили коронавирус. Мужчине 60 лет. Он вернулся из Великобритании. Монах доставлен в больницу. В-третьих, во всех афонских монастырях с 28 на 29 марта прошла ночная молитва. Монахи просили Бога избавить мир от коронавируса. Прошли молебны перед мощами святых. В-четвертых, Священный Кинот призвал всех к покаянию. Оно особенно важно в дни Великого поста.

Для православных, которые живут в России, Патриархия тоже разработала советы по борьбе с коронавирусом. Для начала — это инструкция поведения в храме. Что рекомендуется? Иконы — дезинфицировать. Крест — не целовать. Лжицу — после причастия протирать спиртом. Святейший Патриарх Кирилл согласовал две молитвы. Их верующие читают в храмах и домах — чтобы остановить коронавирус.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *