Статус беженца

Содержание

Государственная услуга по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

Российская Федерация в 1992 году присоединилась к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу 1967 года, касающимся статуса беженцев. Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее территории, путем:

  • признания беженцем;
  • предоставления временного убежища.

В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах» беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Временное убежище – это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О беженцах», с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Предоставление МВД России и территориальными органами МВД России государственной услуги осуществляется в соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 11 июня 2019 г. № 376.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требования к оформлению указанных документов

Лицом, заявившим о желании быть признанным беженцем (получить временное убежище) на территории Российской Федерации и достигшим возраста восемнадцати лет, лично либо через уполномоченного на то представителя, в случае если лицо по состоянию здоровья не может обратиться лично, подается ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту пребывания.

С ходатайством о признании беженцем или заявлением о предоставлении временного убежища представляются:

иностранным гражданином – паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;

лицом без гражданства – документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

две личные фотографии, идентичные и соответствующие возрасту заявителя на момент подачи ходатайства (заявления), в черно-белом или цветном исполнении, размером 35 x 45 мм, с четким изображением лица строго в анфас без головного убора на матовой бумаге.

Для лиц, чьи религиозные убеждения не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов, допускается представление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица.

Если лицо по состоянию здоровья подает ходатайство (заявление) через уполномоченного представителя – представляется соответствующий медицинский документ в отношении заявителя и документ, удостоверяющий личность уполномоченного представителя.
Родственные отношения заявителя и прибывших с ним членов семьи подтверждаются соответствующими документами, например: свидетельством о рождении, свидетельством о регистрации брака и иными документами.

Документы, составленные на иностранном языке, должны иметь перевод на русский язык.

При подаче ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) заполняются: анкета лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации (подавшего заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации) и опросный лист лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации (подавшего заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации).

При получении удостоверения беженца либо свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации заявителем представляется медицинский сертификат по результатам прохождения обязательного медицинского освидетельствования.

Документы, представленные заявителем в обоснование ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища, приобщаются к его ходатайству или заявлению в подлиннике. Оригиналы документов могут быть возвращены заявителю после снятия с них копий.

Для исправления допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах заявителем лично представляются в подразделение по вопросам миграции следующие документы:

Заявление в произвольной форме об исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.

Документ, в котором, по мнению заявителя, допущена опечатка и (или) ошибка.

Основной документ, удостоверяющий личность заявителя, – в случае, если он не сдан на хранение в подразделение по вопросам миграции в соответствии с Федеральным законом «О беженцах».

Две личные фотографии в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 25 Административного регламента.

Круг заявителей

Заявителями являются иностранные граждане и лица без гражданства:

заявившие о желании быть признанными беженцами на территории Российской Федерации;

имеющие основания для признания беженцем, но ограничившиеся заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Срок предоставления государственной услуги

Рассмотрение ходатайства о признании беженцем осуществляется подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне в следующие сроки:

Предварительное рассмотрение ходатайства о признании беженцем – в течение 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства о признании беженцем в территориальный орган МВД России.

Рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу – в течение 3 месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу.

Срок рассмотрения ходатайства о признании беженцем по существу может быть продлен территориальным органом МВД России на региональном уровне с согласия заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за деятельность ГУВМ МВД России, но не более чем на 3 месяца.

Рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу, поданного в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации заявителем, находящимся вне пределов территории Российской Федерации, осуществляется ГУВМ МВД России в течение 2 месяцев со дня принятия дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу.

Срок рассмотрения ходатайства о признании беженцем по существу может быть продлен ГУВМ МВД России с согласия заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за деятельность ГУВМ МВД России, но не более чем на 3 месяца.

Рассмотрение заявления о предоставлении временного убежища осуществляется подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне в срок, не превышающий 3 месяцев со дня подачи заявления о предоставлении временного убежища.

Результаты предоставления государственной услуги, порядок получения документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги

Результатом предоставления государственной услуги являются:

По рассмотрению ходатайств о признании беженцем – принятие решения:

об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу и направление уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

о признании беженцем и выдача удостоверения беженца;

об отказе в признании беженцем и направление уведомления об отказе в признании беженцем.

По рассмотрению заявлений о предоставлении временного убежища – принятие решения:

об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и направление уведомления об отказе в предоставлении временного убежища;

о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и выдача свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги

Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

Отсутствие членов семьи, прибывших с заявителем, в день его обращения.

Отсутствие документов, удостоверяющих личность.

Отказ иностранного гражданина от прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации или отказ законного представителя иностранного гражданина, не достигшего восемнадцатилетнего возраста или достигшего восемнадцатилетнего возраста и признанного недееспособным либо ограниченного в дееспособности, от прохождения данным иностранным гражданином обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

В случае наличия у иностранного гражданина, подлежащего обязательной государственной дактилоскопической регистрации, на пальцах (ладонях) рук открытых ран или повреждений кожных покровов, препятствующих проведению обязательной государственной дактилоскопической регистрации, запрос и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, не принимаются, дата и время их приема согласовываются с заявителем.

Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги отсутствуют.

Рассмотрение ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища прекращается, если заявитель обратился в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне с письменным заявлением
о прекращении рассмотрения ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища.

В рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу отказывается, если:

1. В отношении заявителя возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории Российской Федерации.

2. Заявителю ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О беженцах» при условии, что обстановка в стране его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась.

3. Заявитель получил обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года о статусе беженцев и (или) Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству Российской Федерации.

4. Заявитель имеет гражданство третьего государства, защитой которого может воспользоваться, или право на пребывание на законном основании на территории третьего государства при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в третьем государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

5. Заявитель прибыл из иностранного государства, на территории которого имел возможность быть признанным беженцем.

6. Заявитель покинул государство своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) в силу не вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) из опасений понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы его территории либо за совершенное в нем иное правонарушение.

7. Заявитель был вынужден незаконно пересечь Государственную границу Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем, однако со дня пересечения Государственной границы Российской Федерации не обратился с таким ходатайством в течение суток или в иной срок, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О беженцах».

8. Заявитель отказывается сообщить сведения о себе и (или) об обстоятельствах прибытия на территорию Российской Федерации.

9. Заявитель состоит в браке с гражданкой (гражданином) Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации.

10. Заявитель уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации.

Заявителю отказывается в признании беженцем на территории Российской Федерации, если:.

1. Заявитель не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О беженцах».

2. В отношении заявителя имеются серьезные основания полагать, что он совершил преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений.

3. Заявитель совершил тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как он был допущен на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем.

4. Заявитель виновен в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций.

5. За заявителем компетентные власти государства, в котором он проживал, признают права и обязанности, связанные с гражданством этого государства.

6. Заявитель в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

Основанием для отказа в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации является отсутствие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона «О беженцах».

О праве заявителя на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги

Заявитель может обратиться с жалобой на решения и (или) действия (бездействия) должностных лиц органа, предоставляющего государственную услугу, в соответствии со статьей 111 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Срок подачи жалобы не должен превышать:

Один месяц со дня получения лицом уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если лицом не был получен на нее ответ в письменной форме.

Три месяца со дня, когда лицу стало известно об отказе в признании беженцем.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах».

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 11 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников».

Приказ МВД России от 11 сентября 2019 г. № 376 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

Порядок и способы подачи запроса

Государственная услуга по экстерриториальному принципу и в электронной форме не предоставляется.

Заявитель обращается лично либо через уполномоченного на то представителя в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту пребывания с ходатайством о признании беженцем (заявлением о предоставлении временного убежища).

Должностное лицо, ответственное за прием ходатайства
о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища), принимает документы, удостоверяющие личность заявителя, делает их копии, проверяет тождественность лица, изображенного на фотографии в документе, личности заявителя, а также осматривает пальцы (ладони) рук в целях выявления открытых ран или повреждений кожных покровов, препятствующих проведению обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

В случае отсутствия в день обращения заявителя членов семьи, прибывших с ним, либо наличия у заявителя, членов его семьи на пальцах (ладонях) рук открытых ран или повреждений кожных покровов, препятствующих проведению обязательной государственной дактилоскопической регистрации, либо отсутствия у заявителя документов, удостоверяющих личность, дата и время приема ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) согласовываются с заявителем, в том числе по телефону, и выдается справка об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Справка об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, должна содержать причины отказа.

При необходимости установления личности заявителя, находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, по инициативе территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина или лица без гражданства об установлении личности в соответствии со статьей 101 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» осуществляется процедура установления личности.

По завершении процедуры установления личности заявителя с ним согласовываются дата и время приема ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища).

При приеме ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) от уполномоченного представителя, в случае если лицо по состоянию здоровья не может обратиться лично, должностное лицо, ответственное за прием ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища), осуществляет выход (выезд) по месту пребывания или фактического проживания заявителя.

Дата и время выхода (выезда) должностного лица согласовываются с уполномоченным представителем либо с заявителем по телефону.

Ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) принимается от каждого члена семьи заявителя, достигшего возраста восемнадцати лет.

Прием ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) осуществляется в присутствии всех членов семьи заявителя, сведения о которых заносятся в ходатайство (заявление) заявителя.

Ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) заполняется на русском языке. Если заявитель не может самостоятельно заполнить ходатайство (заявление) на русском языке, то ходатайство (заявление) заполняется с участием переводчика уполномоченным должностным лицом.

Услуги переводчика предоставляются заявителю бесплатно за счет средств, выделяемых ежегодно из федерального бюджета МВД России.

В случае отсутствия переводчика в день обращения заявителя дата и время приема ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) согласовываются с заявителем, в том числе по телефону.

Ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) подписывается заявителем и переводчиком (в случае участия переводчика).

В день поступления в территориальный орган МВД России ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) при личном посещении заявителем и членами его семьи территориального органа МВД России либо выходе (выезде) по месту пребывания или фактического проживания заявителя в отношении его и членов его семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации проводятся процедуры идентификации личности, фотографирования и обязательной государственной дактилоскопической регистрации, осуществляемые уполномоченным должностным лицом.

Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация заявителя, признанного недееспособным, а также несовершеннолетних детей, достигших возраста шести лет, проводится в присутствии их законных представителей.

Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация заявителя, ограниченного в дееспособности вследствие психического расстройства, проводится в присутствии его попечителя.

Если у заявителя отсутствует рука или какие-либо пальцы, в соответствующих им свободных местах дактилоскопической карты делается отметка с указанием года потери руки или пальца.

В случае, если для проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации в отношении одного лица имеются одновременно два и более основания, обязательная государственная дактилоскопическая регистрация проводится один раз с обязательным указанием перечня всех оснований.

В случае идентификации личности заявителя или членов его семьи по отпечаткам пальцев (ладоней) рук в режиме реального времени обязательная государственная дактилоскопическая регистрация указанных лиц не проводится.

При подаче ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) уполномоченным должностным лицом проводится опрос заявителя с заполнением анкеты.

Анкеты и опросные листы оформляются со слов заявителя уполномоченным должностным лицом, проводящим опрос заявителя, разборчиво от руки либо с использованием компьютерной или машинописной техники, на русском языке.

В анкете и опросном листе не допускается пропуск обязательных для заполнения реквизитов.

На первую страницу анкеты наклеивается фотография заявителя размером 35 x 45 мм.

Если заявитель не владеет русским языком, то ему предоставляются услуги переводчика.

Каждая страница анкеты подписывается заявителем и переводчиком (в случае участия переводчика).

В анкете указываются биографические данные заявителя и излагаются обстоятельства, свидетельствующие о мотивах его обращения с ходатайством о признании беженцем (заявлением о предоставлении временного убежища) на территории Российской Федерации.

После опроса заявителя с заполнением анкеты с заявителем проводится индивидуальное собеседование с заполнением опросного листа.

Уточняющие вопросы, касающиеся мотивов обращения заявителя с ходатайством о признании беженцем (заявлением о предоставлении временного убежища), и ответы на них фиксируются на дополнительных листах, которые приобщаются к опросному листу. Страницы нумеруются.

После окончания индивидуального собеседования уполномоченным должностным лицом или переводчиком (в случае участия переводчика) заявителю зачитываются опросные листы, уточняются возможные противоречия и неточности.

Каждая страница опросного листа подписывается заявителем и переводчиком (в случае участия переводчика).

Время приема ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища), проведения опроса с заполнением анкеты и индивидуального собеседования с заполнением опросного листа не должно превышать 4 часов с перерывами после каждого часа по 15 минут.

Порядок и способы получения разъяснений по вопросам предоставления государственной услуги

По телефону, при личном либо письменном обращении должностные лица обязаны сообщить исчерпывающую информацию по вопросам предоставления государственной услуги.

Информирование осуществляется по вопросам, касающимся:

способов подачи запроса;

документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

порядка и сроков предоставления государственной услуги;

порядка досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) должностных лиц, и принимаемых ими решений при предоставлении государственной услуги;

хода предоставления государственной услуги.

Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании подразделения по вопросам миграции, в которое позвонил гражданин, фамилии и должности должностного лица, принявшего телефонный звонок.

При ответах на телефонные звонки должностное лицо, ответственное за информирование по предоставлению государственной услуги, подробно и в вежливой форме сообщает гражданину сведения по указанным вопросам. Во время разговора должностное лицо, ответственное за информирование по предоставлению государственной услуги, произносит слова четко, избегает «параллельных разговоров» с окружающими людьми и не прерывает разговор по причине поступления звонка на другой аппарат.

При невозможности должностного лица, принявшего телефонный звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, запрос переадресовывается (переводится) другому должностному лицу или же гражданину сообщается телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

Продолжительность информирования по телефону по вопросам предоставления государственной услуги, сведениям о ходе предоставления государственной услуги не должна превышать 10 минут.

Информирование по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется в часы приема.

По письменному обращению должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, подробно в письменной форме разъясняет гражданину порядок предоставления услуги и в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения направляет ответ гражданину.

Предоставление политического убежища

На основании статьи 63 Конституции Российская Федерация предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746. Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы МВД России.

Формы справки о законном пребывании лица на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства, а также свидетельства и ходатайства о предоставлении лицу политического убежища Российской Федерацией устанавливаются МВД России по согласованию с ФСБ России в соответствии с приказом МВД России от 21 мая 2018 г. № 311 «Об утверждении формы справки о законном пребывании иностранного гражданина и лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, а также форм свидетельства и ходатайства о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства Российской Федерацией политического убежища».

«Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем»
Всеобщая декларация прав человека, ст. 14, п.1

Иллюстрация Эзры Смит

Рассказываем о том, кто считается беженцем и что делать, если вы хотите обратиться за убежищем в России

В 1992 году Россия присоединилась к Конвенции ООН о статусе беженцев, а в 1993 приняла закон «О беженцах». Таким образом, Россия взяла на себя обязательства по защите этой категории лиц.

Согласно Конвенции ООН 1951 года, вы являетесь беженцем, если находитесь за пределами страны своей гражданской принадлежности или не имеете определенного гражданства и:

— имеете вполне обоснованные опасения, что можете подвергнуться преследованию на почве расы, вероисповедания, национальности, принадлежности к социальной группе или политических убеждений в стране исхода;

— не можете или не решаетесь вернуться на родину в связи с этими опасениями;

— не имеете возможности или не желаете получить от своей страны необходимую защиту вследствие таких опасений.

Куда обращаться для получения статуса в России?

Для получения убежища в России следует обратиться в региональные подразделения Управления по вопросам миграции МВД России с заявлением о предоставлении статуса беженца.

Иллюстрация Эзры Смит

Когда обращаться за убежищем?

Как можно скорее после прибытия в Россию. Хотя по закону обратиться за убежищем можно в любое время, на практике многих привлекают к административной ответственности раньше, чем они успевают запросить статус. Например, если истек срок визы или нет регистрации по месту пребывания.

Прежде чем обращаться за статусом беженца, важно знать, что:

— у каждого есть право на доступ к процедуре. То есть не существует каких-либо оснований для отказа в приеме обращения за статусом беженца, даже если вы нарушили режим пребывания в стране или у вас нет удостоверения личности;

— за искателями убежища также закреплены: право на помощь представителя не за счет государства, на бесплатные услуги переводчика, на направление в Центр временного размещения, бесплатное проживание, питание и медпомощь в этом центре.

Хотя оснований для отказа в приеме обращений нет, и ФЗ «О беженцах» не требует от беженца наличия паспорта, на практике при обращении за убежищем в МВД просят предъявить следующие документы:

— ходатайство о признании беженцем, с указанием причин, по которым пришлось покинуть родину;

— две фотографии, сделанные на момент подачи ходатайства, в черном-белом или цветном исполнении, размером 35:45 мм;

— национальный паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства (вместе с переводом).

Из каких этапов состоит процедура подачи ходатайства о получении статуса беженца?

— идентификация личности заявителя, которая предполагает снятие отпечатков пальцев и фото, а также проверку по базам данных ФМС, ФСБ и МВД;

— собеседование с заполнением анкеты и опросного листа;

— также возможно проведение последующего индивидуального собеседования и дополнительных собеседований, что, однако, происходит крайне редко;

— рассмотрение ходатайства, во время которого заявитель может предоставить дополнительные документы, обосновывающие сказанное им в ходе собеседования; Состоит из двух этапов:

  1. Предварительное рассмотрение обращения (в течение 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства);
  2. Рассмотрение ходатайства по существу (в течение 3 месяцев со дня принятия решения о рассмотрении по существу)

— на период рассмотрения ходатайства заявителю выдается свидетельство сроком на 3 месяца, которое дает право на легальное пребывание на территории России; Удостоверение личности на эти три месяца беженец обязан сдать на хранение в миграционную службу;

— решение о признании беженцем вручается в течение 3 дней с момента его принятия.

Если вам отказали в доступе к процедуре или по итогам рассмотрения ходатайства не предоставили убежища, вы имеете право обжаловать действия и бездействия должностных лиц в вышестоящие органы и/или в суд.

Количество заявлений о предоставлении убежища, полученных странами Европейского союза в 2014 году, выросли на 25 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2013. Согласно статистическим данным, к концу 2013 года общее число беженцев в мире достигло рекордных 51 млн человек – это максимальное число со времён окончания Второй мировой войны. Для граждан постсоветского пространства, разумеется, наиболее актуален на данный момент конфликт в Украине, унёсший тысячи жизней и спровоцировавший волну беженцев.

Мы все чаще получаем письма и вопросы о возможности получения статуса беженца в Испании. Поэтому в данной статье попытаемся объяснить, насколько возможно получение статуса беженца в Испании, кто может стать беженцем, административно-правовые и международные аспекты данной процедуры, а также куда обращаться и что делать. Следует понимать, что данная процедура очень сложная с точки зрения юриспруденции, очень длительная (может тянуться несколько лет) и индивидуальная. Документы и основания для получения статуса беженца должны соответствовать международному праву, испанскому законодательству и быть оформлены грамотными юристами.

Узнать о легальных путях переезда в Испанию можно

Нормативно-правовая база для получения статуса беженца в Испании

В декабре 1949 года Генеральная Ассамблея ООН учредила Управление Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев (УВКБ) – орган, наделенный широкими полномочиями в вопросах, связанных с выработкой механизмов защиты прав беженцев. Деятельность данного органа регламентируется Всеобщей декларацией прав человека (1948) и четырьмя Женевскими конвенциями, а также многочисленными международными и региональными декларациями, которые непосредственно фокусируются на проблемах беженцев. В октябре 1999 года на заседании Европейского совета в Тампере Европейский союз взял на себя обязательство создать общеевропейскую систему предоставления убежища (CEAS) на основе полного и всестороннего применения Женевской конвенции 1951 года о статусе беженцев, дополненной 1967 Нью-Йоркским протоколом.

Испания также руководствуется Конвенцией о применении Шенгенского соглашения – статьи 28–38 от 23 июля 1993 г. и Дублинской конвенцией, действующей в Испании с 15 июня 1990 года. Помимо международных нормативных документов, Испания руководствуется испанской Конституцией (раздел 13 п. 4), Законом о правах беженцев (№ 5 от 1984 г.), Законом о беженцах (№ 9 от 1994 г.), Уставом о беженцах (Королевский указ №203 от 1995 г.), Законом об иностранцах (№12 от 2009 г., регулирующим право на убежище и дополнительную защиту, а также поправками № 2 от 2014 г.).

Согласно Женевской конвенции абсолютно каждый человек имеет право подать прошение о политическом или территориальном убежище, но далеко не каждое прошение удовлетворяется. Сразу хотим развенчать миф о простоте данной процедуры. Без грамотного адвоката, который знает все тонкости процедуры, ориентируется во всех юридических хитросплетениях, а также свободно владеет испанским языком, точно не обойтись.

Кто может стать беженцем?

Граждане любой страны, не входящей в страны ЕС, или лица без гражданства, которые смогут доказать, что у себя на родине или в стране постоянного места проживания они подвергаются опасности, могут стать жертвами преследования, а также находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений, вправе обратиться за предоставлением статуса беженца. Опасения перед преследованием должны быть основаны хотя бы на одном из пяти основных мотивах:

  1. раса
  2. религия
  3. национальность
  4. принадлежность к определенной социальной группе
  5. политические мотивы

Преследования могут выражаться в виде:

  • акта физического или психического насилия, включая акты сексуального насилия
  • законодательных, административных, полицейских или судебных мер, которые сами по себе являются дискриминационными или применяются дискриминационным образом
  • уголовного преследования или наказания, которые являются непропорциональными или дискриминационными
  • отказа в беспристрастном судебном разбирательстве, в результате чего вынесено непропорциональное или дискриминационное судебное решение
  • уголовного преследования или наказания за отказ от несения военной службы, прохождение которой будет включать в себя заведомо преступные действия, подпадающие под действие положений, изложенных во втором абзаце статьи 8 Закона 12/2009 от 30 октября, регулирующие право убежища и дополнительной защиты
  • пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения в стране происхождения
  • серьезной угрозы жизни по причине насилия в ситуациях международного или внутреннего конфликта

Следует учесть, что каждый случай будет рассматриваться в индивидуальном порядке: вам предстоит доказать, что ваше решение – это не просто попытка попасть в страну ЕС с целью улучшения своего материального положения или улучшения условий проживания. Поэтому главным аргументом обращения за статусом беженца в Королевстве Испания – это неминуемая опасность вашей жизни и здоровью по одной из выше указанных причин. Разумеется, ваши аргументы должны быть не голословными, а подкрепленными реальными доказательствами, официальными документами, медицинскими справками, справками из милиции, а также фото- и видеосъемкой, свидетельскими показаниями, вырезками из газет и т.д., естественно, быть основанными на реальных фактах.

Кто не может запрашивать статус беженца

  • лица, совершившие военные преступления, преступления против человечности или преступления против мира
  • лица, совершившие серьезное преступление неполитического характера
  • лица, действующие вопреки принципам Организации Объединенных Наций (ООН)

Где можно подать прошение о предоставлении статуса беженца

  1. Запрос убежища в Испании на границе (в аэропорту) через представительство Управления по делам беженцев в Испании – необходимо заполнить специальную анкету, детально аргументировать свое прошение и указать факты реальной угрозы для жизни или преследований по одному из вышеуказанных мотивов, подкрепить ее документами. Там же, в аэропорту, необходимо пройти собеседование и подробно объяснить причины своего запроса. Будьте готовы к тому, что вас попросят рассказать всю свою историю в деталях. Если вы не владеете испанским языком, вам предоставят переводчика. В течение 72 часов ваше заявление будет рассмотрено. В случае если ваши аргументы посчитают недостаточно весомыми, а причины запроса сочтут продиктованными явным желанием улучшить свое материальное положение, вы рискуете получить отказ, который можете обжаловать в течение 24 часов.
  2. Запрос убежища через испанские дипломатические представительства и консульские службы за границей, в том случае, если претендент находится в третьей стране. Вам так же будет необходимо подать специальную аппликационную форму со всеми сопутствующими документами и пройти собеседование с сотрудником консульской службы. Решение о предоставлении статуса беженца принимает не дипломатическое представительство, а исключительно Министерство иностранных дел Испании. Сотрудник консульства имеет право подавать в МИД свои рекомендации, основанные на результатах интервью. До вынесения решения о предоставлении вам статуса беженца, въезд в Испанию вам будет запрещен.
  3. Подача прошения о предоставлении статуса беженца непосредственно на территории Испании – данная процедура гарантирует вам пребывание в Испании на протяжении всего периода рассмотрения вашего заявления. Прошение подается в Управление по делам беженцев (Oficina de Asilo y Refugio или Comisarías de Policía autorizadas) не позднее чем через 30 дней после въезда в Испанию. Заявление подается только лично, разрешено присутствие адвоката. Если ваше заявление аргументировано, то вам предстоит пройти собеседование с сотрудником управления и медицинскую комиссию. После подачи заявления начинается предварительный этап его рассмотрения для решения вопроса о его принятии или отказа в принятии. Ваш файл будет передан в межминистерскую Комиссию по убежищу и беженцам («Comisiуn Asilo y Refugio»). Срок рассмотрения прошения о предоставлении убежища составляет от 60 дней до 6 месяцев с момента подачи заявления. На время рассмотрения вам выдадут временный вид на жительство. В случае отрицательного ответа вы имеете право в течение двух месяцев обжаловать его в Административной палате Национального Суда (Audiencia Nacional). Суд имеет право рассматривать вашу апелляцию в течение 18 месяцев, а в некоторых случаях и дольше. Если же вас не устроит решение Национального Суда, его можно обжаловать в Верховном Суде (Tribunal Superior de Justicia). Важным является тот факт, что Верховный Суд рассматривает не ваше прошение, а законность вынесенного по вашему прошению решения. Пересмотр вашего заявления (reexamen del expediente) возможен только в том случае, если вы сможете представить новые дополнительные документы или же обстоятельства, которыми мотивирован отказ, изменились или утратили свою силу (например, ухудшилась ситуация в вашей стране).

Важно помнить, что Испания должна стать первой страной вашего въезда после страны гражданства. Соответственно единственный вид транспорта – это самолет, прямой рейс до Испании. Также необходимо въехать по визе, выданной испанскими консульскими службами, и только так. В противном случае власти Королевства Испании, руководствуясь Дублинским соглашением, не будут рассматривать ваше прошение, а перенаправят его властям той страны, которая выдала вам визу. Основной смысл Дублинского соглашения заключается в том, что только одно государство, член данного соглашения, ответственно за рассмотрение вашего дела об убежище. Государство, которое будет нести ответственность за рассмотрение – это как раз страна, выдавшая вам визу.

Если же все ваши усилия не увенчаются успехом, и чиновники, рассматривающие ваше дело, сочтут его недостаточно подкреплённым фактами или неграмотно составленным, вы получите уведомление о необходимости немедленно покинуть Испанию и все страны Шенгена. В дальнейшем вам будет крайне сложно получить визу в любую страну ЕС, так как ваши данные будут занесены в особую группу риска.

Поэтому наш совет – в таком крайне сложном юридическом деле как подача прошения на статус беженца в Испании, обращайтесь только к высококвалифицированным специалистам, так как малейшая неточность или погрешность могут надолго лишить вас возможности въезда в страны-члены ЕС. Со своей стороны, мы можем предложить вам грамотную консультацию наших русскоязычных адвокатов, которые оценят ваши шансы еще до приезда в Испанию и, возможно, предложат вам альтернативу.

Чем отличается «беженец» от человека, получившего временное убежище, и нужны ли вообще эти статусы, если вынужденный переселенец владеет русским языком и хочет работать в России и, вероятно, остаться жить здесь постоянно?

Чем отличается «беженец» от человека, получившего временное убежище, и нужны ли вообще эти статусы, если вынужденный переселенец владеет русским языком и хочет работать в России и, вероятно, остаться жить здесь постоянно?

Фото: www.svoboda.org

Статус «временное пребывание» дает иностранцу право только лишь на житье-бытье на территории России в течение 90 дней (разрешение на работу нужно оформлять отдельно). Статус «временное проживание» — ряд социальных льгот плюс трудоустройство. Статус «беженец» дает гражданам Украины возможность работать без дополнительного разрешения, патента и квот и получать пенсии. Что оформлять?

Статус беженца обычно дается сроком на три года (хотя с 01.01.2013 года ограничение в сроке, на который лицо может быть признано беженцем, не установлено).

В это время человек имеет право находиться и работать на территории России, однако при этом у него изымается и хранится в органе миграционной службы национальный (например, украинский) паспорт, то есть он не может выехать обратно по первому желанию. Узником России он не становится, документы на выезд в свою страну или за границу оформить все-таки можно и до истечения срока «паспорта беженца».

Чтобы получить статус беженца:

1. Обратитесь в уполномоченный орган с ходатайством о признании беженцем.

Если человек еще не покинул свою страну или сначала выехал не в Россию, а в другое государство, но хочет искать убежища именно в России, то ему нужны консульские представительства или посольство.

Если речь идет о беженцах на территории России — нужно обращаться в органы ФМС (Федеральной миграционной службы). В приграничных областях, как сообщила «Милосердию.ру» адвокат Анна Сердюкова, заявление на признание человека беженцем теперь принимают не только «территориальные» органы ФМС, т.е. центральные учреждения в областных центрах, но и многие другие.

При официальном пересечении границы беженцам приходится заполнять документ, в котором указывается цель въезда. Там есть графа для беженцев. Если человек твердо планирует просить о таком статусе, можно указать это в миграционной карте и обратиться с просьбой о получении статуса к офицеру ФСБ на пограничном пункте. Правда, как показывает сегодняшняя практика, пограничные пункты с потоком беженцев не справляются, и этот вопрос ложится на плечи Федеральной миграционной службы.

Адвокат Анна Сердюкова сообщила «Милосердию.ру», что на словах в ФМС в городе Шахты ей обещали, что людям, которые проведут три месяца в России просто по праву пребывания на ее территории в течение 90 дней, а только потом обратятся за статусом беженца, не будет отказано только на том основании, что они надеялись на скорое урегулирование конфликта у себя на родине и не обратились в ФМС сразу. Однако устное обещание конкретного специалиста ФМС, как бы ни хотелось на него положиться, ничего не гарантирует. Так что если на границе беженцы написали в миграционной карте «туризм», гарантий, что через три месяца у них не будет проблем с легализацией продолжения пребывания в России, нет.

Ходатайство о признании беженцем оформляется со слов заявителя уполномоченным сотрудником территориального органа ФМС России от руки или на компьютере на русском языке. Каждый совершеннолетний человек подает такое ходатайство отдельно, дети вписываются в документы к родителям или опекунам.

При подаче ходатайства проводится опрос заявителя с заполнением анкеты и опросного листа. То есть специалист ФМС задаст очень много вопросов. Чем больше документов у беженца будет с собой, тем лучше, однако все они должны иметь перевод на русский язык. Проблема может заключаться в том, что беженцы с Юга-Востока Украины чаще всего прибывают в Россию без трудовых книжек и некоторых других документов, которые рекомендуется иметь с собой. Также беженцы не имеют денег на нотариальные переводы их на русский язык. Сейчас, впрочем, достаточно минимума документов, а украинские паспорта до сих пор имеют страницы на русском языке и поэтому не требуют перевода.

Кроме того, желающему обрести статус беженца придется сдать отпечатки пальцев и сфотографироваться.

Затем заявителю выдают справку о приеме ходатайства о признании беженцем на территории РФ. Справка действует пять рабочих дней.

2. Получите свидетельство о рассмотрении ходатайства (действует три месяца)
Ходатайство о признании беженцем подлежит предварительному рассмотрению территориальным органом ФМС. Это еще не решение о признании человека беженцем, а только о том, начинать ли вообще эту процедуру.

Если решение положительное, то беженцу выдают свидетельство о рассмотрении его заявления по существу, которое действует три месяца.

Если решение отрицательное — его можно обжаловать в суде.

В обычное время рассмотрение ходатайства о присвоении статуса беженца занимает три месяца. Иногда этот срок еще и продлевают вдвое. В период кризиса на Украине неоднократно заявлялось, что срок рассмотрения таких заявлений будет сокращен.

3. Подайте заявления в орган ФМС на выплату единовременного денежного пособия и на выдачу направления в центр временного размещения.
На те три месяца, что рассматривается заявление, беженцу (пока еще беженцу по существу, а не беженцу по бумаге) предоставляется жилье. Это может быть не самое комфортное жилье, оно не будет отдельным, но это должна быть крыша над головой.

Также в центрах временного размещения предоставляется питание, лекарственная и медицинская помощь.

Единовременное денежное пособие составляет 100 (сто) рублей на человека (150 рублей для малоимущих и инвалидов).

4. Встаньте на учет и пройдите медицинское освидетельствование.
Человек, получивший свидетельство, что его ходатайство о признании беженцем будет рассматриваться, и прибывшие с ним члены его семьи, должны быть поставлены на учет по месту пребывания (в местном УФМС) и должны пройти обязательное медицинское освидетельствование.

Это медицинское освидетельствование должно проводиться бесплатно, в том числе лабораторные исследования, в том числе на ВИЧ. Медицинские учреждения получают финансирование этих обследований от ФМС — в отличие от освидетельствования за собственный счет, которое необходимо пройти при оформлении разрешения на временное проживание или на получение гражданства по обычной процедуре.

Когда у человека появляется сертификат о прохождении такого обследования, он имеет право на дальнейшую первичную медицинскую помощь, как и на неотложную медицинскую помощь.

5. Получите решение о признании или об отказе в признании беженцем на территории РФ.

Фото: news.mail.ru

6. Получите удостоверение беженца (в случае, если решение принято о человеке, находящемся не в России, ему также выдается билет в Россию).
При получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность заявителя, признанного беженцем, остаются на хранении в органе ФМС по месту учета на срок признания этого заявителя беженцем.

Для выезда за пределы РФ и въезда в РФ беженцам оформляется проездной документ.

Для работы беженцам нет необходимости оформлять разрешение или патент, а также учитывать квоты (в соответствии с законом, вступившим в силу 15 мая этого года).

Дети беженцев имеют право ходить в детский сад и школу наравне с детьми граждан России.

Никаких постоянных пособий из бюджета, в том числе на детей, статус беженца не предусматривает. Однако беженцы имеют право на выплату пенсий. Для этого нужно обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с удостоверением беженца. Другие документы беженца в это время уже хранятся в ФМС, их предоставлять не нужно.

Временное убежище дается сроком на год. У получившего его гражданина изымается его национальный паспорт, он может работать без специальных разрешений и патентов, получать медицинскую помощь.

Временное убежище можно получить вместо статуса беженца. В случае, если ситуация в стране постоянного жительства человека, получившего убежище, не нормализуется, срок предоставления убежища каждый год могут продлевать еще на год по решению ФМС.

1. Подайте заявление в ФМС о предоставлении временного убежища.

2. После подачи заявления нужно пройти дактилоскопическую регистрацию (сдать отпечатки пальцев). Всем членам семьи нужно пройти обязательное медицинское освидетельствование и получить медицинское заключение (направляют в ФМС).

3. На время рассмотрения заявления лица о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища ФМС выдает справку о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища или делает отметку в свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем (справка подтверждает законное пребывание территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища).

4. После подачи заявления и получения справки нужно встать на регистрационный учет по месту пребывания (также в ФМС).

5. Решение о предоставлении временного убежища принимается ФМС в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи заявления.

6. В случае положительного решения о предоставлении временного убежища ФМС выдает свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность его владельца на территории Российской Федерации, а паспорт и другие документы иностранного государства сдаются на хранение в ФМС.

Права детей тех, кто получил временное убежище, на посещение школы и детского сада, не расписаны так же подробно, как права детей беженцев, однако они есть — так же, например, как у детей трудовых или даже нелегальных мигрантов.

Гражданство для носителей русского языка

С 23 июня 2014 года люди, признанные носителями русского языка, могут получить гражданство по упрощенной процедуре. Среди беженцев с Юго-Востока Украины большинство — именно носители языка. Тем из них, кто не планирует возвращаться на Украину, можно не подавать документы на статус беженца или на предоставление временного убежища, а сразу приступить к оформлению гражданства.

Кроме результата экзамена, потребуется отказ от гражданства других стран (если он невозможен по объективным причинам, это учитывается). Также нужны документы о том, что сам заявитель или его прямые родственники по восходящей линии жили в России или в СССР (документ сформулирован неясно: то ли в СССР в пределах современной границы России, то ли в СССР вообще). Документами, подтверждающими это, могут быть вид на жительство, выписка из домовой книги, копия поквартирной карточки, сведения о постановке на воинский учет, архивные справки, выписки.

Комиссии, призванные проводить экзамен по русскому языку, должны собираться под председательством замруководителя отделения ФМС, отвечающий за вопросы гражданства.

После заявление в ФМС о том, что иностранный гражданин хочет пройти экзамен, комиссия должна собраться не позднее чем через пять дней. Еще пять дней отводится на принятие решения.

Далее в приказе написано: в ходе собеседования определяется способность иностранного гражданина понимать и уметь интерпретировать неадаптированные тексты на любую тематику, включая абстрактно-философские, профессиональной ориентации, публицистические и художественные, а также тексты, обладающие подтекстовыми и концептуальными смыслами. Кроме того, максимально полно понимать содержание в том числе записей публичных выступлений, свободно воспринимая социально-культурные и эмоциональные особенности речи говорящих, интерпретируя фразеологизмы, известные высказывания и скрытые смыслы. Уметь достигать поставленных целей коммуникации, продемонстрировать полное знание языковой системы и свободное владение средствами выразительности языка во всем многообразии лексико-грамматических, стилистических, синонимических и структурных отношений.

Фото: www.interfax.ru

Какие именно «абстрактно-философские» или «публицистические» тексты с какими именно «подтекстами» та или иная комиссия сочтет показательными — пока неизвестно. Вся надежда на то, что в комиссию должны входить и филологи, а не только чиновники. Кроме того, установлено, что знания грамматики и орфографии проверяться не будут.

Упрощенная процедура получения гражданства предполагает, что за ним можно обращаться, не получив предварительно разрешения на временное проживания и вида на жительство, а также не прожив в России пяти лет, установленных по стандартной процедуре. Кроме того, гражданство будет присвоено носителю языка в течение трех месяцев (а не полугода, как ранее).

В октябре 2019 года двое этнических казахов, которые утверждают, что они содержались в исправительном лагере в Синьцзяне, были задержаны за незаконное пересечение границы Казахстана. Оба запросили в Казахстане предоставления статуса беженцев.

В октябре 2018 года казахстанское правительство отказало в предоставлении статуса беженки этнической казашке Сайрагуль Сауытбай. Она была осуждена за незаконное пересечение границы.
Informburo.kz разъясняет, как получить статус беженца в Казахстане, почему человеку могут отказать в предоставлении этого статуса и как не ошибиться, запрашивая его.

Кто такие беженцы?

Беженцы – это люди, которым пришлось покинуть родную страну, обоснованно опасаясь за свою жизнь или свободу, при этом они не могут пользоваться защитой своего государства. Беженец, как правило, не может вернуться домой или боится это сделать.

Казахстанское законодательство признаёт человека беженцем, если он прибыл в нашу страну, опасаясь преследования в связи с расовой, религиозной, социальной принадлежностью или политическим убеждением. Внутри своей страны человек не может быть признан беженцем.

Часто путают понятия беженец и человек, который запрашивает политического убежища. Политическое убежище можно получить только в случае, если угроза жизни или преследования сохраняются даже вне родной страны. Чаще всего это касается видных политических деятелей, которых могут убить или выкрасть спецслужбы их страны.

Почему Казахстан принимает беженцев из других стран?

Международные требования не обязывают какую-либо страну принимать или не принимать беженцев. Это добровольное принятие обязательств. Казахстан принял их в соответствии с провозглашённой гуманной политикой государства.

28 июля 1951 года в Женеве была принята Конвенция о статусе беженцев. 31 января 1967 года в Нью-Йорке конвенция была дополнена протоколом. Документ дал определение понятию «беженец» и установил общие условия, на которых присваивается статус беженца. Основным импульсом к созданию Конвенции стал большой поток беженцев, который образовался в результате Второй мировой войны.

Казахстан ратифицировал конвенцию и протокол 15 декабря 1998 года. В декабре 2009 года в стране был разработан закон «О беженцах», который вступил в силу 1 января 2010 года.

Какие права есть у беженцев?

Беженец имеет практически те же права и обязанности, что и любой другой иностранец, временно приехавший на территорию Казахстана. Он имеет право на медицинское обслуживание, судебную защиту, имеет право открыть свой бизнес и устроиться на работу. Разница заключается лишь в том, что при трудоустройстве беженец оформляется как простой наёмный рабочий, который не отчисляет пенсионных взносов. То есть беженцу нет необходимости получать от местных исполнительных органов какие-либо разрешения на работу, его не будут считать представителем иностранной рабочей силы.

Необходимо помнить, что удостоверение беженца выдаётся сроком на один год, соответственно, нельзя заключить трудовой договор, длительность которого превышает срок действия этого удостоверения.

Может ли беженец получить гражданство РК?

При желании, беженец может обратиться за получением вида на жительство в Казахстане с последующим получением гражданства. Если ему удалось получить гражданство, статус беженца автоматически прекращается. Также любой беженец может обратиться в уполномоченные органы для получения информации о родственниках, которые остались на родине.

Беженцы обязаны соблюдать законы РК, перед поездкой за пределы Казахстана они должны заранее сообщать о ней представителям миграционной службы.

Выход из гражданства. Что представляет собой эта процедура в Казахстане?

Законы РК не предусматривают никакого социального обеспечения для беженцев. Гуманитарную помощь людям со статусом беженцев в Казахстане предоставляют партнёры Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в частности, Красный полумесяц. Государство может предоставить беженцу бесплатного переводчика, который будет представлять его в государственных органах или в суде, если это необходимо.

Как получить статус беженца в РК?

Чтобы получить статус беженца, необходимо обратиться в ближайшее управление миграционной полиции, либо в подразделение пограничной службы КНБ, также можно сразу обратиться с заявлением на месте пересечения границы в пункте миграционного контроля.

С просьбой о присвоении статуса беженца нужно обращаться в течение пяти дней, включая выходные и праздники:

  • с момента прибытия в страну
  • с момента возникновения обстоятельств, которые заставили человека просить статус беженца

Если человек проник в страну незаконно, но это была вынужденная мера, он обязан обратиться в уполномоченные органы в первый же день после пересечения государственной границы.

Если нет возможности добраться до государственных учреждений, можно попытаться подать документы в ближайший департамент полиции, оттуда заявление обязаны перенаправить в уполномоченные госорганы. Известны случаи, когда полицейские отказывались принимать ходатайство, перенаправляя обратившегося в службу миграционного контроля в других городах. При таких обстоятельствах необходимо требовать письменное обоснование отказа.

Срок рассмотрения ходатайства – три месяца со дня регистрации документа, но в исключительных случаях этот процесс может длиться и год. На это время человек получает статус лица, ищущего убежища, ему предоставляют те же права и обязанности, что и беженцу.

Какие документы нужны?

В уполномоченные органы подаётся ходатайство о присвоении статуса беженца.

Ходатайство состоит из автобиографии, которая пишется в произвольной форме, и анкеты, с которой можно ознакомиться по ссылке. В тексте потенциальный беженец должен изложить всю информацию о себе, своей семье и об обстоятельствах, которые вынудили его покинуть страну. Чем подробнее и достовернее будет ходатайство, тем меньше преград будет у человека для получения статуса беженца.

Документы заполняются только на русском или казахском языках. Если необходим переводчик, то его предоставят бесплатно. Необходимо чётко и внятно сообщить переводчику все детали, так как ошибки при переводе могут стать причиной отказа в присваивании статуса беженца.

Не обязательно, но очень важно предоставить следующие бумаги:

  • Оригиналы или копии любых документов, которые могут подтвердить личность обратившегося. Если их нет, то данные записываются со слов обратившегося.
  • Документы и материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Это могут быть газетные вырезки, судебные, следственные или иные документы, подтверждающие, что жизни или свободе человека грозит опасность.

Статус беженца выдаётся на один год. Процедура продления проходит по такому же алгоритму, что и получение этого статуса.

По каким причинам могут отказать в присваивании статуса беженца?

В соответствии с 29-й главой гражданско-процессуального кодекса, уполномоченный орган должен подробно обосновывать свой отказ в присваивании статуса беженца. Госорганы должны предоставить доказательства того, что у человека нет причин запрашивать статус беженца или, что он не имеет права на него претендовать. Если это не было сделано, отказ можно оспорить в суде.

Бывают случаи, когда турфирмы требуют у приехавших по туристической или рабочей визе людей расписку о том, что они не собираются запрашивать статуса беженца. Иногда данный документ представляют в качестве причины отказа в присваивании статуса беженца, но, по словам юриста КМБПЧ (Казахстанское международное бюро по правам человека) Гульмиры Куатбековой, в этом случае отказ можно оспорить в суде, так как подобные расписки не имеют силы, в соответствии с международными нормами.

Помилование от президента: кого и почему могут освободить от уголовного наказания в РК?

Военные действия в стране, откуда прибыл человек, не являются достаточной причиной присваивании статуса беженца. Если человек прибыл из страны, правительство которой предоставляет возможность переселения в более спокойный регион, он должен в первую очередь попробовать воспользоваться защитой своего государства. И только в случае, если он не может ею воспользоваться по каким-то причинам, он может попробовать получить статус беженца.

Также Гульмира Куатбекова рассказывает, что казахстанские власти редко признают такую причину для присваивания статуса беженца, как преследование по гендерному признаку.

В удовлетворении запроса точно откажут:

  • Если не нашлось доказательств, что человек может стать жертвой преследований в связи с расой, национальностью, вероисповеданием, гражданством, принадлежностью к определённой социальной группе или в связи с политическими убеждениями.
  • Если у человека есть гражданство третьего государства, защитой которого он может воспользоваться.
  • Если человек прибыл из другой страны, где он мог запросить статус беженца и не сделал этого. Но, если у него изначально были билеты именно в Казахстан, данное решение можно оспорить.
  • Если у человека была возможность обратиться за помощью к властям своего государства, но он не сделал этого. Исключением может стать доказательство того, что власти государства, из которого он прибыл, не могут помочь или являются причиной проблем, влекущих за собой угрозу жизни и свободе обратившегося.
  • Если человек уже пользуется защитой либо помощью органов или учреждений ООН, кроме Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Например, если он прибыл в РК, покинув лагерь беженцев, находящийся под защитой миротворцев.

В статусе беженца отказывают, если человек совершил преступление

В законе РК «О беженцах» говорится, что человеку могут отказать в статусе беженца, если имеются веские причины предполагать, что он совершил преступление. Но, по словам Гульмиры Куатбековой, в Конвенции о защите прав человека говорится только о конкретных деяниях и нет пункта о предположении. Так как казахстанский закон должен соответствовать международной конвенции, отказ должен быть обоснован реальными фактами, а иначе его можно оспорить в суде.

В присваивании статуса беженца откажут:

  • Если человек отказался сообщать или сообщил ложные сведения о себе, а также предъявил фальшивые документы.
  • Если выяснилось, что человек участвует, либо был участником террористических, экстремистских, а также запрещённых религиозных организаций. Исключением будет доказательство, что его насильно привлекли к экстремистской деятельности, но это трудно доказать.
  • Если человек совершил уголовное преступление не политического характера у себя на родине, либо преступление против мира, человечества или военное преступление, определённое международными актами.
  • Если человек виновен в деяниях, которые противоречат принципам ООН и международных организаций, в которых принимает участие Казахстан.

Чего нельзя делать?

Если человеку отказали в предоставлении убежища или статуса беженца, государство даёт ему три месяца на обжалование этого решения в вышестоящей инстанции, в Комитете миграционной службы при МВД РК. После повторного отказа необходимо сразу подать жалобу в суд. В случае отказа первой инстанции, у вас один месяц на подготовку к апелляции, после которой даётся шесть месяцев для обжалования в Верховном суде, если откажут снова. После вынесения решения Верховного суда у человека есть ещё месяц, чтобы оформить визу для переезда в любую другую страну или вернуться на родину. В общем этот процесс может длиться около полутора лет.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *