Статья про семью в газете

День семьи, любви и верности, как всегда, прошёл с множеством мероприятий, организованных для детей из многодетных семей. Депутат Воронежской областной думы, Людмила Ипполитова, приехала и лично поздравить одну из семей нашей организации ВООБО «Многодетная семья». Сюжет об этом показан на ВГТРК 9 июня 2018 года.

Парламентарий Людмила Ипполитова приехала в гости к чете Синебабновых, чтобы поздравить их с Днём семьи, любви и верности.

Многодетная семья из Воронежа попросила депутата областной думы помочь с ремонтом дороги, ведущей к их дому в Масловке.

Юрий и Зоя вместе уже 39 лет, за это время воспитали 11 детей, один из которых инвалид, и 18 внуков. Традиции передают из поколения в поколение. И уже у старших детей есть многодетные семьи. Чета признается, что поднимать всех на ноги было непросто, но дети никогда не видели, чтобы родители ссорились. Признаются: все испытания оказались по силам благодаря любви и умению идти на компромиссы.

Зоя и Юрий Синибабновы, жители Воронежа рассказали о главных составляющих долголетия семьи:

– Секрет наш в чем? Ну, любим мы друг друга и стараемся друг другу всегда уступать. Самое главное, чтобы не себе угождать. Я, например, стараюсь угодить жене. Чтобы ей было хорошо.

Несколько лет назад семья получила землю под строительство дома в черте города. Его строят все вместе. Участком, говорят, довольны. Вопрос только с дорогой – асфальта здесь нет, весной и осенью к дому сложно проехать. Депутат пообещала помочь.

Людмила Ипполитова рассказала, что в области всё больше становится пар, которые решаются на трех и более детей. В области таких многодетных семей уже 2700.

– В регионе еще работает ряд законов по поддержке: материнский региональный капитал (третий и последующие роды все). В данном году это порядка 116 тысяч. Дети из многодетных семей получают бесплатное школьное питание, дети из многодетных семей один раз в два года получают школьную форму.

Светлана Шихалова

«Вы сейчас увидите такую хорошую семью, там дети, как солнышки, светлые, а у мамы их шестеро», — рассказывал мне по дороге Олег Николаевич Федулов, глава администрации Андреевского сельского поселения, когда на уазике мы ехали в сторону деревни Недюревка Александровского района Владимирской области. Ехали знакомиться с семьей Светланы Шихаловой. Светлана — мамочка, для которой семья и дети стали главным призванием. Время для знакомства мы выбрали самое подходящее, как раз накануне 8 Марта, да и меры поддержки многодетным семьям только что огласил в своем ежегодном послании Президент. Вот и хотелось посмотреть, как живет многодетная мама, чем дышит, на кого надеется.

Недюревка – деревня небольшая, в ней дворов 30 от силы, по переписи 2010 года значится 161 житель. Дом в этой деревне, стоящий забор в забор с известной Недюревской птицефабрикой, купила Светлана на средства от материнского капитала, отстояв 9 лет в очереди по программе для молодых семей. Приобретала вторичное жилье, на постройку нового точно средств бы не хватило. В купленном доме три комнаты – отдельная комната для старшей дочери Дарьи, чтобы уроки учила, спальня для малышни, и гостиная для всех. Есть еще большая кухня и терраска, с которой возникли проблемы уже после подписания договора купли-продажи. Пошли дожди посильнее, оказалось, что крыша на террасе протекает. Сейчас решение этой проблемы стоит одним из первых вопросов на повестке дня семьи.

У калитки нас с улыбкой встречает Сергей, рослый и крепкий мужчина, отец пятерых детей Светланы. Глава семьи ведет через огород, мимо парника в дом, а там как горох высыпает на встречу вся семья. Светлые, голубоглазые, и, правда, как солнышки, Даня, Алина, Никита, Дима. Самую маленькую Анастасию, родившуюся в прошлом году, выносит на руках старшая дочка Дарья, единственная из всех сверкающая темными глазами.

Когда подарки приняты, экскурсия по дому завершена, мы усаживаемся в кухне, чтобы расспросить обо всем – о любви, о проблемах, о мечтах и планах.

ИСТОРИЯ НЕПРОСТОЙ ЛЮБВИ

Светлана и Сергей встретились десять лет назад в Долгополье. Сергей приехал на заработки в центр России из Ростова-на-Дону, устроился охранником на сельскохозяйственное предприятие в деревню, как-то зашел в столовую, а там поваром работала Светлана. Она увидела сильного и очень надежного парня, он улыбчивую светловолосую молодую женщину – стали встречаться. У Светланы в то время дочка была, у Сергея на родине осталась жена и дети. С женой бывшей не ладилось, но трое детей сдерживали от решительного шага – все бросить, переехать к Светлане и начать новую жизнь. Так, три года и «дружили», не сходились, и даже на родину к Сергею ездили, а потом приняли окончательное решение быть вместе. С 2014 года в их семье родилось пятеро детей, Светлана из декрета практически не успевала выходить, ведь дети были погодки. Урывками где-то на пару месяцев устраивалась подработать, а так, больше дома, муж главный добытчик.

Сельскохозяйственное предприятие в Долгополье давно развалилось, в Недюревке на птицефабрике делают ставку на иностранную рабочую силу, так что сейчас Сергей работает в Александрове. Он и грузчиком работал, и маляром, и водителем – любая работа ему по душе, потому что она дает возможность прокормить семью, в которой три сыночка, три дочки, а ведь еще планируют и от бывшей жены двух несовершеннолетних детей забрать. Дом расширять минимум на две комнаты мечтают, соорудив пристройку, а это тоже немалое вложение денег.

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МНОГОДЕТНОЙ?

Семья Светланы Шихаловой

День Светланы начинается с 6 утра, надо мужа накормить, проводить на работу, потом поднять и накормить детей. Даша уйдет в школу, младшие весь день будут дома с мамой. Детский сад в деревне Легково есть, а вот доехать до него не на чем, два километра в одну сторону все-таки напряг, дети маленькие, вести гурьбой, особенно в дождь или снег никак. Да и давайте посчитаем, если даже четверых отправлять, то не меньше десятки в месяц надо заплатить за всех, это при всех скидках. А болеть будут чаще? Еще расходы на лечение? Так что Светлана со всей своей малышней дома одна – на улицу гулять соберет, благо в огороде гуляют за забором, в любой момент выглянет в окно или на крыльцо выйдет проконтролировать. Самая маленькая Настенька родилась в 2018 году, практически еще на руках. Приготовить еду надо на всех, за скотиной уход тоже нужен, на подворье свинки, кролики. Днем Даша из школы придет, все обедают. Потом Даша за уроки, а у Светланы опять детский сад на дому – после тихого часа кто рисует, кто играет, кто помочь ей старается. Интернет недавно провели, так что и там можно повисеть немного детям, особенно старшей. Даша мечтает о театре, пробует писать. Интернет – окно в большой мир. А Светлана еще и вязать успевает для дома и детей. Не бывает у многодетной мамы выходных от семьи, с утра до вечера на ногах. Муж приезжает поздно, его вся семья встречает, ужинают.

Праздники не часты, но если есть возможность, едут в Александров в торговые центры попрыгать на батутах, а дома пироги пекут. Не каждый решится обречь себя на такую жизнь, побоится однообразия и большой отдачи себя, а Светлана рада, что у нее много детей. Говорит, что в Долгополье, откуда она родом, тоже были многодетные, но некоторые рассовали своих детей по детдомам, променяли их на спиртное и веселую жизнь. Она такого не понимает.

В доме у Светланы чисто, и такую чистоту, уж поверьте мне, специально к приезду журналиста, не наведешь. Понимаю, что ждали, что готовились, наряднее оделись, но у нее плита на кухне сверкает, стиральная машина без налета на стекле, посуда чистейшая, от входа до гостиной все застелено половым покрытием, чтобы детки в носочках могли бегать – комфортно в этой семье.

КАК ЖИТЬ, А НЕ ВЫЖИВАТЬ НА СЕЛЕ

Один способ прожить на селе достойно – это на сто процентов использовать возможности села, взять все, что может дать приусадебный участок с хозпостройками – держать скотину, сажать овощи и ягоды. Светлана с Сергеем так и делают. Уже сейчас у них проклюнулась на подоконнике рассада помидоров и перцев, по весне морковку, картошку, огурцы посадят. Еще Светлана за ягодами ходит в ближайший лес, и ягоды эти продает. Пока еще не запретили собирать дары леса, не узаконили это на законодательном уровне – семье прибавка. Сколько шумихи было с валежником, но это лирическое отступление. Нашей семье валежник без надобности, газ в деревне есть, и это большой плюс тоже.

Кролики и свиньи заведены, а вот о корове приходится только мечтать. Хорошая корова стоит почти 100 тысяч рублей. А доход семьи таков, что отложить не получится никогда. Сами судите: все детские около 16 тысяч, плюс к ним пенсия Светланы за рабочую группу инвалидности еще 12 тысяч, и что заработает Сергей. А ртов восемь, и шесть из них очень хотят молочных продуктов. Думает семья начать растить свою корову с телки, долго это, год кормить надо, потом отела ждать, а что делать? Телку эту, к слову сказать, Олег Николаевич Федулов пообещал помочь приобрести. Как поможет, не знаю, может, где подешевле найдет, но мы это зафиксировали, будем ждать. К нему же, как главе администрации поселения, Светлана пришла, когда крыша в доме потекла, просила сказать, если вдруг кто строиться будет, старую крышу менять, тогда они от слег или покрытия снятого не откажутся, заберут.

Вообще эта семья не обивает пороги администраций, не просит – помогите нам, мы детей родили, так вы нам обязаны. Они рассчитывают на свои силы. Президента слушали, когда он о поддержке многодетных семей говорил, на себя перевели, получается, что им ждать увеличения размера пособий по уходу за ребенком. Просто ипотеки у них нет, а земля им уже не положена, ведь дом купили с земельным участком.

Светлана и Сергей

Светлана и Сергей не скрывают, что трудно быть многодетными, денег едва хватает на месяц, не шикуют, но ни разу они не пожалели, что у них так много детей. Наверное, это заложено в людях на генетическом уровне и передается не иначе как через поколение. Вон у деда Сергея было 15 детей, так он от него эстафету принял. И ведь сводит жизнь каким-то чудесным образом тех, кто хочет стать родителями для многих ребятишек. Казалось бы, никогда Светлане и Сергею не встретиться, тысяча километров их разделяли, семьи уже были до встречи, а вот судьба свела, и пятеро малышей появились на свет. Пусть все будут счастливы!

Светлана Аминова

Метки: александровский район, владимирская область, деревня, дети, многодетная мама, многодетная семья, недюревка, новости, семья

Пары, у которых трое и больше детей, часто сталкиваются с непониманием и осуждением. Их выбор в пользу многодетности раздражает родственников, соседей, коллег, врачей, чиновников. А поддержку часто оказывают лишь такие же большие семьи. С помощью интервью исследователи выяснили, как социальные связи влияют на рождаемость.

Социальный контроль

Решение родить еще одного ребенка складывается под влиянием многих факторов. Это, например, вступление в новый брак, пример родительской семьи (в которой было много детей) и репродуктивные стереотипы, связанные, в том числе, с национальными и религиозными традициями.

По сути, на репродуктивные намерения людей влияют и индивидуальные, и экономические, и социальные факторы. Среди третьих значимы мнение и поступки ближайшего окружения, дальних знакомых, коллег и общества в целом.

В целом социальные отношения сказываются на желаемом числе детей, календаре рождений (возрасте материнства и интервале между детьми), а также чувстве родительской самоэффективности — умении правильно воспитывать детей. Если есть уверенность в поддержке близких и друзей, семьи легче решаются на многодетность. Плюс — сказываются макрофакторы, меры государственной поддержки.

Но социальное окружение действует неоднозначно — и негативно, и позитивно. Механизма влияния четыре: давление, заражение, поддержка и обучение.

Прессинг и контроль

В большинстве российских семей — один или двое детей. Это своего рода репродуктивный стереотип, мыслимый как «норма». Чего не скажешь о многодетности.

В массовом сознании большая семья часто ассоциируется с бедностью, неустроенностью, зависимостью от помощи государства.

Общество пытается «контролировать» многодетность: на женщин оказывают давление. Например, отговаривают рожать снова, осуждают за многодетность и не признают их законные права, выяснила социолог Мария Голева в ходе 25 глубинных интервью с родителями в Москве с областью, Архангельске и Владимирской области. Такое отношение нередко демонстрируют врачи, чиновники, соседи и незнакомые люди. По словам респондентов, им приходится часто противостоять чужим стереотипам.

Многодетная мать рассказывает о своем визите к гинекологу: «Когда я пришла к ней в третий раз, она мне сказала: ну все, пошли на аборт, прямо сейчас». Информантка говорит: «Они выльют ушат помоев на меня». Еще одна респондентка вспоминает, как отправилась к чиновникам за пособием и была вынуждена взять с собой пятимесячную дочь (не с кем было оставить). Но приема пришлось ждать наравне с остальными посетителями. «Мне сказали: нарожала, вот теперь сиди в очереди», — поясняет она.

С неприятием приходится сталкиваться в детском саду, во дворе, в магазине. «В садике мы одни такие, — замечает информантка. — Понятно, что на нас как бы смотрят и осуждают <…> и как-то там оценивают, естественно». Недоброжелательство не всегда высказывается в лицо — часто звучит за спиной, но его ретранслируют. «Соседи приходят, рассказывают, что кто-нибудь кому-нибудь что-нибудь … А зачем вообще они столько рожают, зачем это надо?», — говорит участница исследования. «Без конца какие-то такие вопросы», — поясняет она.

Как резюмировал один из респондентов, любая большая семья «проходит через социальные испытания». Многие решались на многодетность вопреки всему: установкам общества, материальным проблемам и отсутствию заметной помощи.

Сила примера

Социальное окружение может играть и позитивную роль: поддерживать многодетные семьи и влиять на их решение родить еще одного ребенка.

Так действует пример родственников и знакомых, сильные социальные связи. В одном из исследований показано, что в случае рождения детей у близких друзей и для респондента растет вероятность появления ребенка (в течение двух ближайших лет). Исследование Марии Голевой тоже говорит о значимости сильных социальных связей.

Так, респондентка считает, что сначала не была готова к многодетности: «Я как-то для себя думала, что хотя бы два , но три…». Но потом она вдохновилась примером из ближайшего окружения: «У наших друзей есть хороший такой опыт. И мы, может быть, на них глядя, , чтобы можно было как-то все это сдюжить».

Значимым примером может быть и история родительской семьи. Если респондент участвовал в воспитании братьев и сестер, он понимает, «как с детьми в принципе управляться». Это влияет на репродуктивное решение.

Впрочем, сила примера (или, в терминологии исследования, «социального заражения») может работать и на слабых социальных связях. Речь, например, о коллегах или недавних знакомых. Причем здесь к механизму поддержки подключается механизм обучения, перенимания опыта. Так, респондент рассказывает, как его вдохновила история родителей, воспитывавших пятерых детей: «Повлиял Олег со своей семьей, с Любой. Мы к ним начали заходить, они нам начали объяснять, что и как. И меня это начинало заинтересовывать».

В обоих случаях респонденты убедились, что вполне могут «сдюжить» воспитание нескольких детей, — хотя раньше сомневались в этом.

Поддержка родственников

Сильные связи — ключевые и в механизме социальной поддержки. Респондентам помогают родители и, в меньшей степени, друзья. «Такое родительство едва ли возможно «в одиночку”, без поддержки со стороны социального окружения», — подчеркивает исследовательница. Речь и о психологической солидарности, и о физической помощи — в уходе за детьми: присмотреть, отвезти на занятия и пр.

«Бабушки у меня просто высший пилотаж, что называется, — говорит многодетная мать. — <…> Они совершенно понимающие, они принимают нас как многодетную семью, понимают, что нужна помощь, и полностью посвящены нам». Бабушки водят детей на занятия, на выставки — «то есть у нас жизнь бьет ключом». В другом случае активные помощники — дедушки: «Если мой папа здесь, он старается тоже подойти <…>. Потом приезжает другой дедушка».

Возможна и денежная поддержка: респонденты рассказывали, как родители помогли им купить квартиру или машину.

Интенсивность помощи может определяться также отношением родителей информантов к многодетности как явлению. Это может проявляться, в частности, в ситуации, когда одна из дочерей многодетная, а другая — нет. Бабушка, которая с трудом воспринимала многодетность, предпочитала посещать вторую семью. В таких случаях актуализируются неродственные сети поддержки — друзья.

Солидарность и сочувствие

Информанты рассказывали, как друзья помогали им решить вопрос с поиском съемной квартиры — приглашали к себе пожить. Или помогали с переездом, присматривали за детьми, организовывали совместное посещение занятий (отец отвозил в школу и своих детей, и их одноклассников).

Важна и поддержка сообщества — таких же многодетных семей (есть клубы, ассоциации и пр.). Главное в них — солидарность и обмен опытом. Но многодетные родители подчеркивали и роль среды в целом — социального окружения, придерживающегося тех же ценностей. Часто речь о простом сочувствии и понимании. «И еще тебя спасает то, что твоя среда ровесников это разделяет, это важно», — заключает информант.
IQ

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 24 сентября, 2019 г. Подпишись на IQ.HSE

Цель: формирование у школьников и их родителей представление роли института семьи, осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества и государства через иллюзорный просмотр кинофильма и работу в группах.

Задачи:

  1. указать главенствующую роль института семьи;
  2. помочь осмыслить необходимость сохранения семейных ценностей;
  3. найти решение существующих проблем.

Форма: ток-шоу.

Аудитория: учащиеся 8 класс, их родители, педагоги школы.

Технологии: опережающее обучение, кинотерапия, «перевёрнутый класс».

Актуальность темы занятия

обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.

Практическая значимость занятия

черезкинотерапию попытаться достучаться до сознания каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям, научиться любить мать, отца, близких родственников, искренне, преломляя свою любовь в поступок. Достучимся, научим его так любить, значит, воспитаем гражданина, которому можно доверить страну.

Ход мероприятия.

Задание для «перевёрнутого класса»: просмотреть вместе с семьёй художественный фильм «Однажды 20 лет спустя». Мелодрама, 1980г. Краткое описание: Выпускники одной из московских школ через двадцать лет после окончания собираются вместе. Каждого просят ответить на два вопроса: «Что вы уже сделали?» и «Чего еще в жизни ждете?». Попробуйте и вы ответить на эти вопросы (за 2 дня до мероприятия, можно и раньше дать задание).

1.Вступительное слово: учитель – литературы (на фоне музыки).

Добрый день дорогие участники нашего ток – шоу. Сегодня здесь собрались ученики, родители, учителя, чтобы вместе подискутировать, а потом прийти к единому мнению. Наша тема: «Многодетная семья – опора великой России!». Она далеко не новая, но актуальная в 21 веке; затрагивает вечные истины: человеческая жизнь, продолжение рода.

Жизнь – это главная ценность на земле. Смысл человеческой жизни – в создании красоты вокруг себя, себя как Человека с большой буквы, в создании семьи, в воспитании детей. Семья – это основная традиция в истории человечества. Она выполняла много функций и ролей: репродуктивная – продолжение рода, воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, духовная, социокультурная. Но самое главное, семья – это колыбель новой личности, и от того какой она будет, зависит наше будущее. Образ семьи всегда был предметом исследования у русских писателей, философов и историков. Ожегов С.И. определяет семью как: «Группа живущих вместе близких родственников; или объединение людей, сплочённых общими интересами». В словаре Ушакова Д.Н. читаем: «семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». И это, действительно, так. Пока мы объединены общими интересами – мы сильны. Ведь семейная жизнь – это, по словам В.А. Сухомлинского, «не сплошной праздник»: «Умей делить в семье не только радости, но и горе, беду, несчастье».

Учитель истории: Экскурс в историю.

Семья в истории России всегда выполняла особую роль, являлась, наряду с армией и церковью, одной из скреп российской государственности. На нее опиралось государство в период войн, в период освоения земель. В принципах семейной жизни закодирована вечная мудрость сотен поколений.

В 16 веке в России распространилась любопытная книга «Домострой”. В ней давались поучения и наставления мужу, жене, детям. Там шла речь о самом главном — об ответственности супругов друг за друга, за детей, за престарелых родителей, за духовное, нравственное и материальное благосостояние семьи. Эпоха Петра 1. – это начала развития семейного права как одной из составляющих общей правовой структуры государства. Он издает указ о принципе добровольности вступления в брак.

19 век Традиционная русская семья – многодетная, совместно воспитываются трое и более детей (60-е годы 19 века 90% – многодетные семьи, в том числе 61% – с 7 и более детьми), В семье императора Николая II было 5 детей: Ольга. Мария, Анастасия, цесаревич Алексей Николаевич.

20 век 8 июля 1944 года был учреждён орден «Мать-героиня» — первая в истории Отечества награда за материнство.

21 век. Государственная политика современной России направлена на возрождение ценности многодетной семьи, и на федеральном и на региональном уровне оказывается всеобъемлющая поддержка многодетным семьям.

Особый интерес в истории формировании семейных ценностей, отводился многодетным семьям. В современных условиях к «многодетной» относят семью, имеющую троих и более детей. Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные ценности, четкую внутреннюю структуру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости. Именно поэтому выходцы из многодетных семей более склонны отдавать приоритет семейным ценностным ориентациям, успешная реализация которых также зависит от умения человека подчинять собственные интересы интересам других людей.

Учитель истории: А сейчас мы с вами проведем небольшой эксперимент. Существует высказывание: сколько людей, столько и мнений. Постановка проблемы: Вам предстоит ответить на вопрос: Нужны ли современному обществу многодетные семьи?

Перед вами весы и жетоны символизирующими «красный» — да и «синий» нет. Подумайте и выберите соответствующий вашим убеждениям жетон. (Жетоны собираются и кладутся на чашечки весов. Всем наглядно видно положение весов : «за и против»).

Высказывание мнения: за-против. Кто может высказать свое мнение?

Итог: Да, мнения разделились.

Учитель литературы: Для продолжения нашей беседы я предлагаю разделиться на группы: их будет 3.

  1. Кто считает, что современному обществу нужны многодетные семьи
  2. Кто считает, что многодетная семья – обуза для общества.
  3. Кто пока не определился с ответом.

Работа в группах, направленная на формирование семейной идентичности.

Этап

Формирование

Метод

1 этап

Получение знаний

перевернутый класс (был просмотр кинофильма дома с семьей)

2 этап

формирование позитивного отношения к просмотренному фильму

Работа с образами.

— детальное исследование значимых символов фильма;

— работа с воспоминаниями и их новым, в свете фильма, прочтением;

— характеристика главных героев фильма

3 этап

принятие на эмоциональном уровне

Стоп кадр: дискуссия на отдельно выбранную, значимую для участников тему, затрагивающую их мировоззренческую позицию.

— Что для вас значат эти слова? — Где в своей жизни вы говорили эти слова? Почему? — Какие эмоции вы при этом испытывали? — Как к этому отнеслись окружающие?

4 этап

формирование личностных качеств, желание принять и осознать полученные знания и сделать их частью своей жизни

Домашнее задание. Эссе: «Рецепт семейного счастья»

Учитель литературы: Для продолжения нашей работы я предлагаю вернуться к домашнему заданию. Все вы просмотрели дома фильм режиссера Юрия Егорова «20 лет спустя». Сюжет фильма. Выпускники одной из московских школ встречаются через двадцать лет после окончания учёбы на съёмках телевизионной передачи. Каждого просят ответить на два вопроса: «Что вы уже сделали?» и «Чего еще ждете в жизни?». Вместе с бывшими одноклассниками пытается найти ответы на поставленные вопросы и главная героиня фильма — многодетная мать Надя Круглова. В семье Кругловых десять детей. Надежда пускается в воспоминания о том, как она встретила своего мужа, как у них появился первый ребенок, а затем и все остальные. Воспитание детей не бывает без трудностей. Просмотр сюжета.

Стоп кадр: на 7.58 минуте. https://www.youtube.com/watch?v=CzDUw80xzAk

Вспомните, что отвечали герои фильма. (Выслушать мнение 3-х групп).

Просмотр сюжета: Стоп кадр на 54 минуте. Отвечая вопрос «Что вы достигли в жизни!», главная героиня Надежда Круглова просто сказала: «Я мама». Я работаю мамой.

Вопросы для групп:

  1. Почему в классе мнения разделились, кто-то с гордостью воспринял этот ответ, кто-то с иронией?
  2. Какие чувства Вы переживаете сейчас?
  3. Если бы вы были среди выпускников – героев фильма, какую позицию вы бы заняли? Почему?
  4. Что лично для вас значит фраза «Я работаю мамой»?

(Вопросы могут быть другие, учитель сам подбирает, учитывая аудиторию)

Учитель литературы: Вы все смотрели фильм и знаете, что семья Кругловых – это многодетная семья: десять детей. Воспитание детей не бывает без трудностей. Часто не хватает денег, чтобы содержать все хозяйство. Еще чаще не хватает сил и времени, чтобы каждому уделить столько внимания, сколько ему нужно. Однако любовь и радость, которую дарят члены этой большой и дружной семьи друг другу, покрывают все трудности и печали. Анализ просмотренного помогает найти решения в тех проблемных ситуациях, которые раньше казались неразрешимыми, и учит смотреть в будущее с оптимизмом.

Просмотр сюжета 18.19-21.50 Стоп кадр

  1. Какой символ: слова или действия – показались Вам наиболее значимыми? Примеры
  2. Вопрос к родителям: Как бы вы поступили в сегодняшнее время?
  3. Были ли в вашей жизни похожие ситуации?
  4. Как вы оцениваете отношение окружающих людей к многодетной семье в фильме?

Учитель литературы: Вы все со мной согласитесь, что фильм «Однажды 20 лет спустя», в первую очередь, говорит нам о том, что всегда было, и будет нелегко растить детей. Только пройдя этот тяжелый путь, можно познать, то счастье, которое не принесут никакие деньги, никакие путешествия, никакие личные заслуги. Просмотр сюжета: 12.03-15.20 стоп кадр: поиск Наташи и Лялечки. Выкажете свое отношение к увиденному событию? Смогли бы вы поступить так? (Да-нет). Почему? (В фильме много сюжетов, которые можно приводить, как пример значимости многодетной семьи: образ заботливой матери, справедливого отца, дружба сестер и братьев.)

Учитель истории: В погоне за материальным благополучием, мы, взрослые, не всегда понимаем своих детей: не хватает времени побыть с ними, помочь решить проблемы, поддержать. Просмотр сюжета 31.40-32.10. стоп кадр. 1.Как часто мама или папа, откладывая свои дела, помогали решить ваши проблемы? (Экскурс в «детство»)

Учитель литературы: И вот итоговый кадр, где все взгляды устремлены к многодетной матери – единственной, достигшей «чего-то» в жизни на самом главном жизненном поприще. Причём не просто родившей детей, а отдающей им себя, передающей им навыки, знания, пример любви к другим. Просмотр сюжета 1.05-1.13.стоп кадр. Попробуйте ответить на вопросы, заданные выпускникам в фильме: «Что вы уже сделали?» и «Чего ещё в жизни ждёте?».

Закрепление. Цитаты из фильма.

Учитель литературы: Вы внимательно посмотрели фильм, давайте попробуем проверить вашу зоркость. Для этого используем цитаты из фильма.

Игра «Доскажите словечко».

— Вот и объясните вашей дочери, о чем нужно думать в 16 лет: об аттестате зрелости или о любви. — О любви… (– Что? – Ой. Об аттестате, конечно, об аттестате).

— Подружка называется. Улетучилась замуж на край света и (20 лет ни слуху ни духу).

— Знаешь, мечтала… Нарожаю… Двух. А потом подумали: пусть уж лучше один,… (но чтоб у него все было).

— У меня стали шершавые руки. (У меня 3000 километров морщин).

— Вот она вон говорит: с 26 размера по 46. А они у меня и есть всех размеров: с 26 по 46. Вы что думаете, дети безразмерные что ли бывают? А это порядок: не подумать о многодетных матерях? Герои Советского Союза, Герои Труда — все могут без очереди. Ну а матери героини? Они все в очереди. (А между прочим, гражданочка, всех этих героев, товарищ сержант, их всех мать родила!)

— Я работаю … (мамой).

— А как вы успеваете все делать: вы одна и десять детей? — Да я бы одна вообще ничего не успевала, но … (мне десять человек помогают).

Рефлексия.

Вопросы для закрепления.

Показатели обсуждения

Кто из героев вам совершенно не понравился?

Это показатель того, какие качества вы сами в себе не принимаете

На месте кого из героев фильма вам хотелось бы оказаться?

События, происходящие с этим героем, помогают задуматься о природе собственных проблем и даже найти решение

Какие эпизоды вы пересматривали бы снова и снова?

Указывает на то, чего вам в жизни не хватает, или какая ситуация логически не завершена

Что бы вы изменили в фильме, какие события добавили или убрали?

Ответ на этот вопрос — первый шаг к тому, чтобы внести изменения в вашу реальную жизнь

Учитель истории. Сегодня быть многодетной мамой престижно. Среди медийных персон тоже немало многодетных мам. Конечно, там совершенно другие возможности, но в целом, тенденция способствует популяризации деторождения вообще и вносит коррективы в образ многодетной женщины в современном обществе.

  • Валерия (певица) — 3 детей
  • Мария Шукшина (актриса, телеведущая) — 4 детей
  • Оксана Арбузова (актриса, жена Ивана Охлобыстина) — 6 детей
  • Приведите свои примеры.

Учитель истории: Вот и закончилось наше путешествие в мир доброго кино «20 лет спустя». Мы будем рады, если вы усвоили главные истины жизни: Семья. Мать. Дом. Родина.

Семья – основа государства,
Семья – основа жизни всей,
От одиночества лекарство,
И остров преданных людей.

Семейного желаем счастья,
Свою любовь не растерять,
В семейной жизни настоящей
Добро и радости познать

Задание на дом. Напишите эссе «Рецепт семейного счастья», поделитесь им и следуйте по жизненному пути.

Приложение 1

Методические рекомендации

Знакомство со словом: «кинотерапия»: кинотерапия является частью одного большого направления — арт-терапии. Первоначально арт-терапия применялась в больницах. Сегодня арт-терапия «шагнула в массы» и используется для оказания психологической помощи широкому контингенту, это доступное средство саморегуляции и личностного роста. С точки зрения социального научения, сюжет кинофильма может выступать моделью сложных жизненных ситуаций и иногда даже алгоритмом их разрешения. Эта картина Юрия Егорова — один из знаковых фильмов, в котором под словом «семья» действительно понимается один большой, живущий своей жизнью организм, без разделения на я и ты, но с одним большим МЫ. Одно из главных достоинств фильма — его абсолютная «семейность»: теплая атмосфера, мягкая добрая музыка и солнечно-рыжее семейство.

Кинотерапия — не массовое развлечение, а изысканный способ познания себя, социума и мира в целом. Уникальный зритель не останавливается на просмотре, а двигается дальше, взаимодействуя с фильмом, соучаствуя в трансформации прекрасной иллюзии в прекрасную реальность. В этом очень много волшебства, творчества, преображения. С этой точки зрения для изменения сознания людей метод кинотерапии подходит всецело, но при этом меняется не сознание масс, а происходит укрепление самосознания индивидуальностей. Кинотерапия – инструмент практической помощи в становлении и развитии людей, которые уже являются неординарными личностями.

Кинотерапия – воспитание семейной идентичности через просмотр и обсуждение сюжетов фильма.

Цель сеанса

Эстетическое удовлетворение

Получение нового опыта путем непосредственного проживание

Самопознание

Зона внимания

Принцип удовольствия. Познание.

Ролевые выборы участника; жизненные сценарии и стратегии

Мировоззренческая позиция и установки

Ведущая роль, принимаемая участником

Наблюдатель

Активный участник событий

Соавтор

Результат

Снижение напряжений путем иллюзорного исполнения желаний

Получение нового опыта (тренинг) и осознание возможности самостоятельного выбора. Изменение поведения.

Осознание, коррекция установок,

философское переосмысление реальности и своего места в ней

Возможные вопросы обсуждения

  • Поделитесь своими впечатлениями от фильма. Что с Вами происходило в момент просмотра? Какие чувства Вы переживаете сейчас?
  • Какие ассоциации приходят в связи с фильмом? Что нового узнали о мире, людях и о себе?
  • Если бы вы имели возможность стать активным участником фильма, какую роль вы сыграли бы? Что означает для вас выбор именно этой роли? Какая ключевая идея вашей жизни стоит за этим выбором? А в жизни? Насколько тот выбор, который вы произвели сейчас, соответствует реалиям жизни? Насколько этот выбор вы считаете полезным для себя? Хочется ли что-нибудь изменить?
  • О чем этот фильм был для Вас? Какой символ: слова, поступки, ответы-вопросы – показались Вам наиболее значимым? Если бы Вы были режиссером, что бы вы изменили в подаче основной идеи фильма? Если бы вы были сценаристом, какое продолжение сценария вы могли бы придумать?

Рассматриваемые понятия

История

Понятие

Результат (изменение-сохранение позиции)

Пример

Подвиг мамы-героини

Материнский подвиг многодетной мамы заключается в …

Фестиваль многодетных семей От «Я бы так не смог» до «Я должен это сделать»

Дневник многодетной мамы

Любовь — это…

Любовь — к семье, детям, друзьям – Любовь к Родине.

От «Если меня любят, то и я буду любить» до «Я живу по совести независимо от отношения ко мне»

Детское сочинение о материнской любви

«Воробей» (по И.Тургеневу)

«Письмо к матери» (по С.Есенину)

Национальная гордость

Орден Матери-героини

Медаль Материнства (Описание, фото)

От «Я горжусь своими предшественниками» до «Я уважаю тех, кто был до меня и хочу соответствовать их образам»

«Великие матери знаменитых людей». И.Мудрова

Культура

Известные российские памятники женщине матери

От «Интересно было узнать» до «Надо беречь и сохранять»

Памятники моей Родины

Ожидаемые результаты.

  1. Проходя вместе с героями через все испытания, учащиеся сами становимся немного мудрее и сильнее и приобретаем:
  2. Осознание и переосмысление себя и своих целей, действий, чувств, потребностей, психологических проблем.
  3. Развитие способности самонаблюдений и умения быть честными перед самими собой в своих чувствах и поступках, чтобы управлять своей жизнью в позиции объективного наблюдения ситуации.
  4. Развитие способности к самораскрытию, искренности в выражении чувств и нахождению в контакте с чувствами и смыслами других людей, способности к сопереживанию.
  5. Духовный рост.
  6. Формирование позитивного мышления и способности видеть многомерность и многозначность своих мотивов и мотивов значимых для них людей.

По материалам проведения в 2017 году Единого Урока «Семья и Отечество в моей жизни». Авторы: Кондратьева Ирина Венальевна, Сомова Светлана Алексеевна с. Энтузиаст, Владимирская область

В современной России семьи, в которых трое и более детей, у многих вызывают удивление, недоумение и даже сочувствие. А ведь самые известные в истории многодетные семьи именно российские.

Самая многодетная семья в истории

Итак, начнем. На сегодняшний день, самая известная многодетная семья — Джим Боб Даггар и его супруга Мишель. Они произвели на свет 19 детей. Любопытный факт, что имена у всех детей начинаются на букву J. Семья живет вдали от больших городов, не пользуется услугами детских садов и школ. Дети получают домашнее образование. В доме установлены четкие правила: отец составляет список дел, распределяет их между детьми. Каждый выполняет свои обязанности и на это отводится определенное время. Даггары – это семья-команда. Джим Боб Даггар и его супруга Мишель — самые многодетные родители сегодня На одном из американских телеканалов даже есть передача, посвященная я семье Даггар «19 Kids and Counting».
Еще одна известная многодетная семья – семья ирландского пивовара Артура Гинесса. У Артура и его супруги Оливии Уитмор был 21 ребенок, трое из которых стали пивоварами, и продолжили дело отца. Во всем мире известна марка пива «Гинесс»

Самая многодетная семья в России

Вернемся из заграничных путешествий на родные земли, ведь в России живет самая большая семья в мире, которая занесена в Книгу рекордов Гиннеса, — семья Шишкиных из Воронежской области. У Александра и Елены 20 родных детей, 9 сыновей и 11 дочерей. Хотя, много лет назад, врачи говорили, что с появлением детей могут быть проблемы. У Елены отрицательный резус-фактор, а у Александра – положительный, что не очень способствует материнству, тем более многодетности. Семья Шишкиных — самая большая семья в России сегодня Семья живет в большом доме, который построили много лет назад собственными силами. В доме всегда безупречная чистота и порядок. Старшие дети помогают родителям по хозяйству и занимаются с малышами. Сейчас с родителями осталось 10 детей, остальные выросли и разъехались по разным городам. Младшей дочке 10 лет, а самому старшему сыну – 35. Он отец пятерых детей, всего же у Шишкиных уже 23 внука.

Самый многодетный отец в мире

А теперь поговорим о самых плодовитых отцах, известных человечеству. Самый-самый многодетный отец в мире проживает в наши дни в ОАЭ. Даад Мохаммед аль-Балуши приближается к цели своей жизни — иметь 100 детей. Даад Мохаммед аль-Балуши самый многодетный отец в мире В 2012 г. у него родился девяносто четвертый ребенок. Впервые Даад женился в 1967 году в 19 лет, с тех пор у него было 18 спутниц жизни. По Законам Шариата, мужчина может быть женат одновременно на четырех женщинах, чем Даад успешно и пользовался. Мужчина гордится, что смог достойно обеспечить всех своих жен и отпрысков. У каждой из его жен есть дом, автомобиль и финансовая помощь. Во многом это возможно благодаря помощи местных шейхов, которые поддерживают «супер-папу», как окрестили Даада местные СМИ, в его желании стать отцом сотни детей. Даад Мохаммед аль-Балуши хочет, чтобы у него было 100 детей «Супер-папа» также хочет войти в Книгу рекордов Гиннеса. Сегодня самым многодетным отцом в мировой истории считается султан Марокко Мулай Исмаил первой половины XVIII века. Если верить Книге рекордов Гиннеса, он дал жизнь, как минимум, 342 девочкам и 700 мальчикам. У легендарного Мулая Исмаила было около 1000 детей Но всё-таки, большое количество детей в странах, где разрешено многоженство, не так поражает наше воображение, как в моногамных семьях. Так, например, самым многодетным отцом в истории России был признан крестьянин Яков Кириллов. Первая жена родила ему 57 детей, вторая еще 15. Итого, он был отцом 72 детей от двух последовательных браков. В связи с этим, в возрасте 60 лет он был представлен ко двору. У самого многодетного отца в России было 72 ребенка

Самая многодетная мама в мире

Конечно же, мы не можем обойти вниманием самых героических женщин — многодетных мам. Итак, Англия, XVII в. Элизабет Гринхилл родила 39 детей. Она рожала рекордное количество раз: 37 родов по одному ребенку и один раз двойню. Элизабет уверяла, что если бы ее муж Уильям Гринхилл не скончался, она родила бы еще двух или трех детей. У женщины было 32 дочери и 7 сыновей. В истории человечества, Элизабет является безусловной «чемпионкой» по количеству родов. Леонтина Альбина самая многодетная мама в Латинской Америке Еще одна многодетная мама – чилийка Леонтина Альбина. Она произвела на свет 55 детей, причем в результате первых пяти беременностей она рожала тройни и только мальчиков.
Самой-самой многодетной мамой в истории является наша соотечественница, крестьянка Васильева из Шуйского уезда. К сожалению, имя матери-героини не сохранилось в истории. Известно, что родила она 69 детей, все беременности были многоплодными. Васильева 16 раз произвела на свет двойни, 7 раз тройни и 4 раза четверни. Она является рекордсменкой по многоплодным беременностям. Удивительным фактом для того времени было то, что только двое детей умерли в младенчестве, 67 дожили до зрелого возраста. Имя самой многодетной российской мамы не сохранилось в истории В разное время, в разных странах находятся семьи, которые не боятся давать жизнь большому количеству детей. И не взирают при этом на внешние обстоятельства и жизненные трудности.
А вот самые молодые мамы не всегда становятся многодетными. По данным uznayvse.ru, в Китае есть девочка, которая родила в 9 лет, но есть мамы, которые родили еще раньше.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *