Ставропигиальный монастырь, что это?

Практически во всех религиях существуют как миряне (простые люди), так и духовенство, представители которого посвящали всю жизнь служению Богу. Одним из представителей духовенства является монашество: монахи и монахини ведут аскетичный образ жизни в соответствии с данной клятвой. Они могут жить в полном одиночестве (быть отшельниками) или в обителях вместе с братией. Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter Мой мир Оглавление:

  • Монастыри
  • Ставропигиальные монастыри
  • Адреса
  • Вывод

Монастыри

Монастырь – это община монахов, который имеет единый устав и комплекс построек, в которых живут монахи, проводятся богослужения и хранятся припасы. С греческого слово переводится как «одинокий». Эта община практически оторвана от мирской жизни: ее обитатели полностью обеспечивают себя: ведут хозяйство, имеют огород и домашний скот, занимаются рукоделием, продажа которого позволяет получать некоторую прибыль. Также на территории прихода нередко находятся чудотворные иконы, к которым приезжают паломники.

Монастыри делятся на несколько типов:

  1. Аббатство – это католический монастырь, управляемый аббатом и подчиняющийся епископу или Папе Римскому;
  2. Лавра – крупнейшие православные мужские обители;
  3. Подворье – удаленное представительство обители. Например, в Москве были представительства Коломенстких, Новгородских, Рязанских и других монастырей: проживающие тут монахи представляли интересы своей обители и собирали деньги для них;
  4. Пустынь – поселение, отдаленное от города или села. Обычно это были небольшие общины, которые позволяли вести уединенный образ жизни и после могли вырасти в большие монастыри. В этом случае в названии сохранялось слово «пустынь», например, Вознесенская Давидова пустынь;
  5. Скит – уединенное жилище для одного отшельника.

Также приходы бывают:

  1. Киновиями или общежитными. В них монахам не позволяется иметь личное имущество: они несут трудовую повинность в общую пользу («послушания»), получая все необходимое от обители. Настоятели избираются самими монахами;
  2. Идиоритмами или необщежитными. Отличаются наличием личного имущества у монахов – фактически общим является только место и богослужения. Монахи могут трудиться и накапливать деньги, настоятели назначаются епархиальным архиереем.

Еще одно разделение касается получения содержания:

  1. Штатные получают деньги на содержание «сверху» и могут содержать только определенное количество монахов. При этом размер содержания строго ограничен. Штатные монастыри также делятся на 3 класса в зависимости от выдаваемых сумм и предоставляемых им возможностей. В первый, привилегированный класс, помимо прочих, входят лавры и ставропигиальные приходы;
  2. Заштатные: они полностью обеспечивают себя сами и могут принимать любое число монахов – сколько смогут поддержать.

Ставропигиальные монастыри

Ставропигиальный монастырь — что это значит? Значение греческого слова «ставропигия» означает «устанавливать крест». Буквально перевод означает, что первый и главный крест был установлен патриархом. Этот статус является самым высоким, поскольку ставропигиальные приходы были независимы от местной религиозной власти и подчинялись напрямую патриарху или синоду. Управление непосредственно обителью осуществлялось наместником в чине игумена или архимандрита.

Первый монастырь такого типа – Симонова обитель в Москве – подчинялся Константинопольскому Патриарху. Тот останавливался в нем во время приездов, тут же останавливались паломники. В России до середины XV века ставропигиальные монастыри подчинялись Константинополю, который был предстоятелем Русской Церкви. С конца XVI века по 20-е годы XVIII века во время становления Российского патриаршества статус получили 55 монастырей – они подчинялись Патриарху. В 1700-1917 годах эти обители подчинялись Святейшему синоду — на конец XIX века было всего 6 мужских монастырей такого типа.

В 1984 году статус ставропигиального был предоставлен Корецкому монастырю (город Корец Украины) из-за конфликта между настоятелем и митрополитом Филаретом.

В 90-х годах ХХ века, когда началась массовая передача церквей и обителей духовенству, наиболее значимые были введены в данный статус – управление осуществляется Патриархом Московским и всея Руси. Управление может быть осуществлено синодальными учреждениями, которые были благословлены Патриархом.

На территориях Украины и Беларуси также есть несколько приходов и церквей, подчиняющихся местным Патриаршим Эрзархом. Решение было принято Священным Синодом государств. Некоторые соборы расположены в других странах (Англии, Германии, Италии, США, Франции и Эстонии). С 2009 года эти обители непосредственно подчиняются российскому Патриарху.

Адреса

Сегодня на территории России 33 обителей, среди которых 15 мужских и 18 женских монастырей. В Москве расположены следующие ставропигиальные мужские монастыри:

  1. Андреевский: основан в середине XVII века, хотя по преданию, возникновение обители произошло в XIII веке;
  2. Высоко-Петровский: датой основания считается 1315 год. Это одна из самых старых обителей России;
  3. Данилов ставропигиальный мужской монастырь: появился в середине XVI века на месте обители, основанной в XIII веке младшим сыном Александра Невского;
  4. Донской: основан в конце XVI века. На его территории расположено Старое Донское кладбище – единственное в Москве, пережившее советское время практически без потерь;
  5. Заиконоспасский: основан в XV веке. Известен тем, что на основе его просветительской школы появилась Славяно-греко-латинская академия;
  6. Новоспасский: был основан в 1490 году князем Иваном III. С тех пор ставропигиальный мужской монастырь был тесно связан с семьей Романовых;
  7. Сретенский: появился в XIV веке и до революции имел статус заштатного.

К женским ставропигиальным московским монастырям относятся:

  1. Алексеевский: датой основания является 1837 год. На сегодня монастырь сохранился частично;
  2. Богородице-Рождественский: был основан в XIV веке. Статус ставропигиального получил в наши дни;
  3. Зачатьевский: впервые появился в 1360 году, но был уничтожен пожаром и восстановлен в 1584 году;
  4. Иоанно-Предтеченский: был построен в XV веке;
  5. Марфо-Мариинская женская обитель милосердия: была основана княгиней-вдовицей Елизаветой Федоровной Романовой в 1909 году. Монахини получали медицинскую и психологическую помощь, слушали лекции врачей и получали профессию. Также они могли уйти через какое-то время в мир и завести семью;
  6. Покровский: датой постройки является 1635 год царем Михаилом Романовым. Сегодня в нем находятся мощи блаженной Матроны Московской;
  7. Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь: построена в 1826 году, московской женской обителью она стала с 2012 года, когда Троицкий административный округ вошел в состав Москвы.

Также ставропигиальные монастыри расположены в Санкт-Петербурге, Московской области, Калужской, Владимирской, Рязанской и Новгородской.

Вывод

Ставопигиальные монастыри – это обители, которые напрямую подчиняются Патриарху Московскому. Это высший статус среди всех соборов, лавр, обителей и духовных школ.

Священноархимандрит

Заиконоспасский мужской монастырь имеет ставропигиальный статус, т.е. относится к монастырям, подчиненным непосредственно Патриарху Московскому и всея Руси. Слово ставропигия переводится с греческого как «водружение креста», это указывает на то, что в ставропигиальных монастырях в древней церкви крест водружался патриархами собственноручно. В современной церкви эта традиция поддерживается тем, что Патриарх, или Патриарший местоблюститель, лично освящает все храмы, благословляет совершение постригов, утверждает все важные назначения в монастыре. В действующем Уставе Русской Православной Церкви, говорится: «Ставропигиальные монастыри находятся под начальственным наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх Московский и всея Руси благословит такое наблюдение и управление». Назначение статуса ставропигии для монастыря, а также назначение его наместника обычно осуществляется на основании определения Священного Синода РПЦ. Святейший патриарх официально считается Священноархимандритом ставропигиального монастыря, его имя возносится за богослужением.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в г. Ленинграде.
Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 году. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 году. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, настоятель Спасо-Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х годах ХХ века подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.

После окончания средней школы в 1965 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 году.

3 апреля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля им же рукоположен во иеродиакона, 1 июня того же года — во иеромонаха.

С 1970 г. — кандидат богословия Ленинградской духовной академии.

С 1970 по 1971 годы — преподаватель догматического богословия и помощник инспектора Ленинградских духовных школ; одновременно — личный секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классный наставник 1-го класса семинарии.
12 сентября 1971 года возведен в сан архимандрита.

С 1971 по 1974 годы — представитель Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве.

С 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года — ректор Ленинградской духовной академии и семинарии. В 1974-1984 гг. — доцент кафедры патрологии Ленинградской духовной академии.

14 марта 1976 года хиротонисан во епископа Выборгского. 2 сентября 1977 года возведен в сан архиепископа.

С 26 декабря 1984 года — архиепископ Смоленский и Вяземский.

С 1986 года — управляющий приходами в Калининградской области.

С 1988 года — архиепископ Смоленский и Калининградский.

С 13 ноября 1989 г. по 2009 г. — председатель Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 года — Отдел внешних церковных связей), постоянный член Священного Синода.

25 февраля 1991 года возведен в сан митрополита.

27 января 2009 года Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси.

1 февраля 2009 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла.

Большинство людей, решивших посвятить свою жизнь служению Богу, становятся монахами. Они живут в общинах, жизнь которых подчиняется строгим правилам и распорядку. Существует несколько видов монашеских общин.

Виды православных монашеских общин

Монашеские общины, помимо монастырей, представлены ещё несколькими типами обителей.

  • Лавра — крупный мужской монастырь, имеющий важное значение для исторической и духовной жизни страны.
  • Пустынь — обитель, расположенная в отдалении от населённых пунктов. Довольно часто такие религиозные образования многократно увеличивали свою численность и территорию, сохраняя в своём названии исконное наименование.
  • Подворье — расположенная отдельно часть религиозной общины, приносящая ему доход.
  • Скит — жилище монаха-отшельника.

    Свято-Троицкая Сергиева Лавра — самый известный мужской монастырь России

В зависимости от источника средств на содержание монастыри делятся на две группы. Штатные обители получают содержание из церковной казны и могут принять в свой штат строго определённое количество монахов. В зависимости от размеров выделяемых средств и значимости в православном мире штатные обители делят на три класса. К престижному первому классу относились лавры и ставропигиальные обители.

Что значит ставропигия

Слово «ставропигия» в переводе с греческого означает «водружение креста». Этим понятием обозначают особый статус православных культовых организаций, которые управляются напрямую патриархом или Синодом.

Статус ставропигии могут иметь:

  • монастыри, лавры и общины;
  • церкви и соборы;
  • духовные школы.

Управление ставропигиями принадлежит патриархату. Глава православной церкви руководит ими через своих наместников: архимандритов и игуменов.

Интересно! В первых ставропигиальных храмах главный крест ставился лично патриархом. Патриарх Кирилл управляет ставропигиальными организациями в России

Патриаршие владения в истории России

До конца XVI века ставропигиальные владения, расположенные в русских землях, принадлежали патриарху Константинопольскому. Впервые статус ставропигии получил столичный Симонов мужской монастырь.

В период существования в Российском государстве патриархии статус ставропигии принадлежал 55 монашеским общинам. С переходом в начале XVIII века высшей церковной власти в руки Синода, ставропигиальные обители подчинялись этому церковному органу.

К началу XX века этот статус принадлежал шести монастырям, большинство из которых располагались в Москве (Новоспасский, Заиконоспасский, Донской, Симонов). Под управлением Синода находился Новоиерусалимский монастырь недалеко от Москвы и Соловецкая обитель в Архангельской губернии.

Современные патриаршие обители

Сегодня под непосредственным управлением патриарха находится 33 обители.

Женские ставропигиальные монашеские общины

На 2018 год под прямым управлением Московского патриархата находятся 18 женских монашеских общин на территории России.

Самыми популярными являются:

  • Столичная Марфо-Мариинская обитель милосердия основана в 1909 году княгиней Елизаветой Федоровной Романовой. Здесь занимались попечительством, просвещением и помощью малоимущим. Статус ставропигии получила в 1992 году. В современной обители функционирует приют для девочек-сирот и центр по работе с детьми, больными ДЦП.

    Марфо-Мариинская обитель

  • Покровский монастырь в Москве, основанный в 1635 году, до революции являлся мужской обителью. С 1929 по 1994 год был закрыт. Решением Священного Синода в начале 90-х годов он преобразуется в женскую ставропигиальную обитель. Огромное количество паломников привлекают в монастырь мощи Матроны Московской, перенесенные сюда в 1998 году.
  • Рождественский монастырь является одной из старейших женских монашеских общин на территории Москвы. Он основан в 1386 году. Его современная история началась в 1992 году с передачи Собора Рождества Пресвятой Богородицы в распоряжение Православной церкви и получения статуса ставропигии.

Мужские ставропигиальные монашеские общины

Количество мужских монашеских общин, находящихся под прямым управлением патриарха немного меньше, чем женских. Но в их число входят одни из самых популярных и известных святых мест не только на территории России, но и за её пределами.

К ним относятся:

  • Данилов монастырь, основанный во второй половине XVI, входил в оборонительную черту, защищавшую южные окраины столицы. Существует мнение, что он располагался на территории более ранней постройки XIII века. С 80-х годов XX века является официальной резиденцией Московского патриарха.

    Данилов монастырь в Москве

  • Донской монастырь основан в 1591 году и назван по первому построенному на его территории храму Донской икону Божьей Матери. В нём покоятся мощи святителя Тихона — первого московского патриарха после возрождения этого поста. Монахами, входящие в общину, ведут просветительскую и миссионерскую деятельность.
  • Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в городе Истре был основан в 1656 году по приказу патриарха Никона. По задумке основателя монастырский комплекс должен был повторять святые места в Палестине. С момента своего основания он имеет статус ставропигии. С 1994 года в возвращённой церкви обители ведётся реставрация. Разработана программа развития обители как центра духовно-воспитательной работы с молодым поколением.

Обители и храмы, имеющие статус ставропигии, располагаются и за пределами русских земель. К ним относятся:

  • собор Александра Невского в Таллинне;
  • храм святителя Николая Чудотворца и церковь великомученицы Екатерины в Риме;
  • Свято-Владимирский храм в американском городе Джексон;
  • приход Покрова Пресвятой Богородицы в английском Манчестере;
  • приходская церковь Всех Святых в Страсбурге;
  • храм Покрова в Дюссельдорфе.

Духовные организации, получившие статус ставропигии, управляются непосредственно патриархом через наместников. Монашеские общины, храмы и духовные школы, находящиеся под управлением патриархии, считаются наиболее значимыми и престижными в Русской православной церкви.

10 старейших монастырей России

Игумения Гавриила, настоятельница Гродненского Свято-Рождество-Богородичного ставропигиального женского монастыря:

– 25 августа в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. На заседании было удовлетворено прошение Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Павла об освобождении от должности Патриаршего экзарха всея Беларуси. Синод прошение удовлетворил. Митрополит Павел назначен главой Кубанской митрополии.

Патриаршим экзархом Беларуси назначен епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин. Зная владыку Вениамина, хочу сказать, что для Беларуси это – дар Божий. Владыка первый белорус, возглавивший Белорусскую Православную Церковь. Он очень грамотный и образованный. Окончил БГУ, Минские духовные семинарию и академию, аспирантуру при Московской духовной академии. И вместе с тем очень скромный, рассудительный, мудрый. Большой молитвенник. Владыка Вениамин – ученик архиепископа Гурия и митрополита Филарета. В Жировичском монастыре владыка Гурий совершил над ним монашеский постриг, а митрополит Филарет, будучи Патриаршим экзархом, совершил его диаконскую и иеромонашескую хиротонию. В 2010 году он был хиротонисан во епископа Борисовского викария Минской епархии. Был первым помощником митрополита Филарета.

Владыка Вениамин будет не только для православных христиан Беларуси, но для всего нашего народа подобным митрополиту Онуфрию в Украине. Несмотря на сложную ситуацию, сложившуюся в соседней стране, митрополит Онуфрий не вмешивается ни в какие политические конфликты, ситуации, он ведет народ к Богу. А это главная задача священнослужителя. И люди идут за ним, потому что важен личный пример. Митрополит Онуфрий – это харизма, глыба духовности, глыба смирения, молитвенник. Владыка Вениамин такой же.

Церковь не должна вмешиваться в политику. У церкви своя политика. К нам приходят люди разных мнений, взглядов. Истинный пастырь не может говорить: это правильные верующие, это неправильные, эти люди стремятся к добру, эти – ко злу. Для настоящего пастыря все равны. Вспомним притчу о блудном сыне. Кого с огромной любовью и радостью принимает отец? Сына, который согрешил, все продал, он принимает лучше того, который жил с ним. Это отеческая любовь. Церковь основана на любви и мире.

Мне не только как монахине, но и как человеку, очень больно слышать выкрики протестующих в толпе: «Не забудем, не простим». У тех, кто выкрикивает это, нет веры в Бога. В Евангелии написано: «Солнце да не зайдет во гневе вашем». Надо уметь прощать, уметь просить прощения. Потому что зло порождает зло, ярость порождает ярость. Добро порождает добро.

Необходимо примириться. Но в толпе это сделать невозможно. Нужно искать мир. Ведь все войны и революции совершались во гневе. Когда у человека мирное настроение, никогда не совершается ни одно злое дело.

Дошло даже до того, что недавно так называемой оппозицией были предприняты попытки предложить провозгласить автокефалию Белорусской Православной Церкви. Глупыми и притянутыми за уши назвал эти разговоры наш Президент Александр Григорьевич Лукашенко. Так и есть.

К какой свободе сейчас призывают нас эти заблудшие деятели, не понимающие, что ими вертят, как хотят? Ведь свобода – это не значит делать то, что я хочу. Быть свободным – значит не дать поработить себя эмоциям, страстям, порокам.

Когда толпа вмешивается в религиозную и национальную жизнь общества, будет беда. Мы будем рабами, забудем веру, забудем все.

Посмотрите, что происходит в соседней Украине, где разыграли эту карту религий и национальностей. Что мы видим? Мы получили западную Украину с нацистскими лозунгами, мы получили восточную Украину, где проливается кровь. Нас это должно многому научить.

Белорусская Православная Церковь свободная, ни от кого не зависит. У нас есть свой Синод, церковный суд. Все возникающие внутрицерковные вопросы решаются на Синоде под председательством Патриаршего экзарха Беларуси. Уставом Русской Православной Церкви эти вопросы должны получить одобрение у Священного Синода РПЦ. Но за годы моего служения я не помню, чтобы Священный Синод РПЦ и лично Патриарх не согласился бы с мнением архиереев Белорусской Православной Церкви.

В каждой епархии есть правящий архиерей, который самостоятелен в своих действиях, но когда возникают некоторые вопросы, он излагает их непосредственно Патриаршему экзарху.

Между церковью и государством у нас в стране заключены взаимодружеские соглашения о сотрудничестве практически во всех сферах – медицине, образовании, культуре, с воинскими частями и другими. Идет прекрасное соработничество государства и церкви.

Что даст автокефалия Белорусской Православной Церкви? Порабощение от Константинопольского патриархата. Сейчас на Украине автокефальная церковь не имеет права даже назначать архиереев. Не имеют права варить миро, канонизировать святых. Там нет своего церковного суда. Все вопросы надо согласовывать с Фанаром.

Не надо будоражить вопросы национальности и веры. Это самое святое, что есть у каждого человека.

Дорогие гродненцы! Давайте прислушаемся к голосу нашего нового предстоятеля Белорусской Православной Церкви владыки Вениамина, который призывает всех нас к видению собственных грехов и к покаянию, к взаимному прощению, к умиротворению и любви друг к другу. Давайте на деле, а не на словах исполнять заповедь Христову: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем и БЛИЖНЕГО, как самого себя».

Аудио

«Ставропигиальный» функционально обозначает, что эти монастыри находятся в прямом патриаршем управлении, они подчиняются только патриарху, в какой бы епархии ни находились. Дословно «ставрос» переводится как «крест». В древности в ставропигиальные монастыри предстоятель Церкви поставлял на горнее место свой патриарший крест в знак того, что эта обитель управляется лично главой Церкви. Отсюда пошло это историческое название «ставропигиальный», то есть это монастырь, которым управляет непосредственно Святейший Патриарх, глава Русской Православной Церкви. Святейший патриарх Никон при создании монастыря хотел, чтобы главный собор был посвящен событию Воскресения Христова. Он здесь сделал подобие Храма Гроба Господня, который находится в Иерусалиме. И действительно, у нас главный престольный праздник – это праздник Светлого Христова Воскресения, поэтому мы празднуем его всю пасхальную Светлую седмицу. Но это не единственный праздник. Монастырь является Господским. То есть у нас есть все престолы, посвященные событиям двунадесятых Господских праздников. А вообще у нас в монастыре сорок три престола, поэтому много престольных храмовых праздников. На сегодняшний день еще не все эти алтари и престолы освящены, находятся в разной степени готовности, но мы движемся по этому пути. В любом случае у нас хотя бы отчасти воплощена та идея Святейшего патриарха Никона, которую он хотел осуществить: чтобы в монастыре было 365 престолов, алтарей и был престольный праздник каждый день. Сам Святейший патриарх этого не успел сделать, он был отправлен в ссылку, но на сегодняшний день сорок три алтаря имеется. Поэтому мы находимся в некотором приближении к этой его мысли; как будет дальше – на сегодня пока сказать трудно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *